Общество 
14.03.2014

КАИ хочет украсить Казань стратегическим ракетоносцем Ту-160

Эксперты размышляют о том, где вуз возьмет «бесхозный» самолет и нужен ли он городу, музей ВВС в Монино завидует — тоже хотели бы такой, но денег нет

Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», руководство КНИТУ-КАИ рассматривает возможность создания перед своим корпусом №2 (Четаева, 18) своего рода авиамузея. В планах — установить там не только исторический Ту-144, но и стратегический ракетоносец Ту-160 — такие машины сегодня стоят на вооружении ВВС. Парадоксально, но, как полагают спецы, перетащить 110-тонного «стратега» (Ту-160 — самый крупный в истории авиации сверхзвуковой боевой самолет) будет проще, чем 90-тонный пассажирский лайнер.

ТУ-144 ПЕРЕВЕЗУТ К ЛЕТУ

Газета «БИЗНЕС Online» в сентябре прошлого года писала о намерении КНИТУ-КАИ установить перед одним из своих корпусов самолет Ту-144, который ныне находится возле 6-го здания вуза, почти на окраине Казани. Напомним, тогда источник «БИЗНЕС Online» в авиастроительной отрасли рассказал, что это инициатива ректора Альберта Гильмутдинова, которая получила одобрение президента РТ Рустама Минниханова.

Руководство КАИ надеялось, что самолет удастся перевезти к 125-летию Андрея Николаевича Туполева — 10 ноября минувшего года. Но, думается, это была изначально невыполнимая в этот срок затея. Ведь она требует решения целого комплекса сложных задач. Как облегчить 90-тонную махину? По какому маршруту перемещать самолет? И как вообще его разобрать, а потом собрать, не причинив вреда? В 1985 году, когда машину перегнали в Казань, это делали специалисты ЛИИ им. Громова. Эксперты считают, что сегодня найти людей, знакомых с конструкцией Ту-144, будет трудно, если вообще возможно.

Как сообщил на днях источник «БИЗНЕС Online» в авиастроительной отрасли, перебазирование отложили на наступивший 2014 год: «В связи с тем, что КАПО и казанский филиал «Туполева» загружены ремонтом машин (Ту-22М3 и Ту-160авт.), решение вопроса перенесли. Но Гильмутдинов с Тихомировым (Борис Тихомиров — генеральный директор ЗАО «Казанский Гипронииавиапром»авт.) договорились, что институт будет готовить документацию по транспортировке машины и ее установке напротив второго здания КАИ. То есть от идеи не отказались, более того, когда шло обсуждение проблемы перевозки Ту-144, Гильмутдинов высказался за то, чтобы поставить на Четаева еще и бомбардировщик Ту-160».

Газета «БИЗНЕС Online» попросила прокомментировать эту информацию проректора по образовательной деятельности КНИТУ-КАИ Николая Маливанова. «Вопрос установки Ту-144 действительно находится в стадии практической проработки, — сообщил он. — В его решении нас активно поддерживают коллеги с КАПО и из казанского Гипронииавиапрома. Это непростая логистическая и инженерная задача, которую мы надеемся решить к лету... Установка Ту-160 также рассматривается, но, очевидно, в практическую плоскость она может перейти только после решения вопроса о Ту −144».

«ШКОЛЬНИКИ УЖЕ И НЕ ЗНАЮТ, ЧТО КАЗАНЬ БЫЛА НЕ ТОРГОВЫМ ЦЕНТРОМ,
А ПРОМЫШЛЕННЫМ ГОРОДОМ»

Очевидно, что речь идет не только о решении авиауниверситетом своих вопросов (в Ту-144 намереваются сделать профориентационный музей), но и о серьезном преображении целого казанского микрорайона. Не зря наша предыдущая статья на эту тему вызвала бурное обсуждение среди читателей «БИЗНЕС Online». Одни в присланных комментариях полностью поддерживали «переброску» Ту-144, другие были категорически против, утверждая, что никакой ценности для города машина не представляет. Третьи настаивали, что борт надо сохранить на нынешней его стоянке как учебное пособие. Приведем некоторые отклики.

«Что за бред придумали опять? Денег девать некуда? Займитесь лучше делом, а не PR-акциями. Новое здание достроить не можете, все денег нет, хотя ежегодно обещаете, что вот-вот закончите, а на эту затею хватает».

«Правильная идея. Школьники уже и не знают, что Казань была не торговым центром, а промышленным городом».

«Возможно, Гильмутдинов ничем себя не проявит как ректор КАИ, но в истории останется тем, что спас от гибели такой раритет».

«Реально этот самолет — нечто большее, чем просто летательный аппарат, это было не меньшим скачком науки и техники СССР, чем полет в космос, для того времени. То, что он загнивает сейчас на глазах у казанцев, это кощунство, с другой стороны, красноречиво показывающее отношение к авиации в нашей стране. Тех, кто хочет сэкономить деньги, оставив самолет умирать, вообще не понимаю. В стране очень много денег, их немерено. Просто используются не для нужных целей. Уверен, что Ту-144 на Четаева будет большим символом и гордостью для казанцев, наполненным реальным смыслом, патриотизмом, чем скульптура Даши Намдакова, на которую также хорошо потратились».

«Для сбережения самолета и его использования в учебном и профориентационном процессе есть только один разумный путь — сделать над ним крышу, а с фасадной стороны стеклянную стену... 6-е здание — Святое место. Это место рождения нескольких поколений авиастроителей. Трогать «Тушку» нельзя, самолет этого не переживет. Да и городу такое жертвоприношение не по карману».

«Ту-144 это же был провальный проект, бездумная гонка с «Конкордом». Это не символ прогресса, это символ совка. Не нужен такой памятник».

«Прекрасная идея! Я каист и горд этим. Готов дать 10 тысяч рублей на перевозку. Каисты, давайте скинемся!»

«ГДЕ ВЗЯТЬ ТУ-160 — НЕ ВОПРОС»

Некоторые читатели вообще высказались за то, чтобы создать в Казани полноценный авиамузей — из простаивающих на аэродроме КАПО самолетов (Ил-62, Ту-22М3, Ту-160), которые без этого просто распилят. Напомним, что такие идеи в разное время высказывались и самим руководством авиазавода, а на аэродроме «Куркачи» даже задел такой экспозиции сделан.

Кстати, напомним, что мысль поставить перед вторым зданием КАИ самолет родилась еще при ректорстве Юрия Гортышова — тогда хотели купить на КАПО ракетоносец Ту-22М3, но не сошлись в цене. А позже «тройку» завод установил у главного въезда на свою территорию. Но если Ту-22М3 из так и не реализованных заделов на аэродроме КАПО простаивает несколько (во всяком случае так было еще несколько лет тому назад), то где взять Ту-160, которых было выпущено не так уж и много (по приблизительным данным, на КАПО построили 35 таких машин, сегодня в ВВС России — 16)?

«Где взять — не вопрос, — уверен источник «БИЗНЕС Online». — Во всяком случае на КАПО один самолет стоит вообще невостребованный. Это не боевая, а экспериментальная машина, построенная примерно в середине 80-х. В Казань ее пригнали на модернизацию, но денег не стало, и тему закрыли. Надо просто с «Туполевым» договариваться и находить приемлемое решение». Причем, как полагает источник, перетащить Ту-160 будет проще, чем Ту-144, хотя и весит он больше — 110 тонн. «Дело в том, что есть оснастка и люди, которые знают машину, — объяснил он. — Поэтому ее проще разобрать и смонтировать».

«...И В УКОР НЫНЕШНИМ «ДЕЯТЕЛЯМ»

Газета «БИЗНЕС Online» попросила экспертов порассуждать на тему того, уместен ли на казанской улице стратегический ракетоносец.

Дмитрий Пузырев — советник по градостроительству и архитектуре ООО «Ак Барс Девелопмент»:

— Считаю, что этот самолет украсит город. Унылую застройку Ново-Савиновского района — тем более. Кстати, напомню, что изначально половина микрорайона, где находится второе здание КАИ, отдавалась под его студгородок, это потом уже от этой земли стали отрезать, отрезать и отрезать. А идея была отличная... К тому же это история и все, что связано со строительством ракетоносцев в Казани, с прошлым КАПО, важно. Если самолеты установят, обязательно буду приходить смотреть. У меня сотрудник недавно ездил в Ульяновск и побывал в музее гражданской авиации. Приехал с фотографиями, так нас от них оторвать невозможно было. Можно представить, какие будут ощущения от вида этих самолетов, особенно у детей.

Александр Санников — руководитель фонда содействия центральному музею ВВС (Монино):

— Сейчас договариваемся с одним из авиаремонтных заводов покрасить Ту-144. С нас запросили 963 тысячи, покраски хватает максимум на пять лет. Так что можете себе представить масштаб затрат. А помимо этого мы каждый год раскладываем в самолете по 300 килограммов силикагеля — вещества, поглощающего влагу. Летом мы его просушиваем. И вентиляцию регулярно надо делать, иначе очень быстро алюминиевые части начнут гнить. А если ухаживать, все будет нормально: в Монино с 1982 года Ту-144 стоит.

А вот Ту-160 мы хотели бы иметь, но его нет, и этого самолета вообще нет ни в одном музее. И купить его, и сюда доставить — сейчас почти нерешаемая задача. Если бы у нас было достаточно денег и на КАПО оказался бы «ненужный» самолет, мы бы его выпросили — в музее он интереснее, чем в виде памятника. Согласен, такие вещи для профориентации полезно иметь, но в музее он принесет пользы больше. По деньгам Ту-160 может стоить много — не один десяток миллионов рублей. Впрочем, это же исторический экспонат и не имеет цены как таковой. Но вот, к примеру, когда немцы забрали в России «Буран», то только на перевозку 8,5 миллиона евро потратили.

Не знаю, насколько престижно иметь в городе такие экспонаты, но знаю, что их надо обеспечивать достаточно серьезной охраной. К примеру, в Иркутске Ту-104 просто сожгли, хотя и стоял он рядом с аэропортом.

Геннадий Дегтярев — бывший ректор КНИТУ-КАИ:

— С точки зрения города это хорошо, а с точки зрения института — отлично! Это гордость нашей авиации, созданная в том числе и нашими выпускниками. Школьники, студенты будут об этом знать... Мысль об установке какого-либо самолета возникла не сегодня. Когда в 2004 году мы сдавали этот корпус, мы это обсуждали. Но тогда ведь мы бедные были, поэтому вопрос был снят с повестки дня... Это хорошо и с воспитательной точки зрения, и с точки зрения вида района, и в смысле собственной гордости, ощущения сопричастности великому, которое у каждого сотрудника КАИ должно быть.

Ильдар Валеев — историк авиастроения в Казани:

— Пусть самолеты установят. Но я вижу, что творится в парке Победы — это не просто вандалы, а вандалы в кубе. Все памятники в России сейчас надо, как в зоопарке, в клетке держать. Уже «Бэкфайр» (Ту-22М3авт.) у завода разрисовывают, а если бы он чуть пониже стоял, был бы уже весь расписанным. Памятник меценату под Кремлем разломали. В нашем городе, очень жестоком, для таких вещей нужна охрана.

Теперь что касается непосредственно самолетов. Ту-144 — это была афера. Иметь такое мощное КБ и не просчитать всех минусов и плюсов... Да, может быть, он дал какой-то толчок, но финансово, экономически — пшик, зарыли огромные деньги. К тому же в Казани эту машину не строили... А вот Ту-160 — чисто казанская машина. Это память о Копылове (Виталий Копылов возглавлял казанский авиазавод в 1973 - 1994 годахавт.), о тех гениальных руководителях завода, которые поднимали нашу промышленность. Они сделали этот сверхсложный самолет. На заводе до сих пор вспоминают первый полет первого казанского Ту-160 (это было в октябре 1984-го): «Секретность была жуткая, но мы все равно знали, когда будет первый полет. В известное время подошли к краю аэродрома, а там уже весь завод стоял...» Пусть этот самолет стоит в Казани — хотя бы и в укор нынешним «деятелям».

Справка

Габариты Ту-144. Размах крыла — 28,8 метра. Длина — 65,7 метра. Высота — 12,8 метра.

Габариты Ту-160. Размах крыла (стреловидность изменяется): максимальный — 55,7 м, минимальный — 35,6 м. Длина — 54,1 метра. Высота — 13,2 метра.

Надо ли установить в Казани мемориальный Ту-160? (14.03.14-15.03.14)
25%Да. Если бы ко мне приехали гости из другого города, я бы обязательно повел их посмотреть на эти самолеты
13%Да. Ново-Савиновский район производит гнетущее впечатление своей планировкой и архитектурой, а Ту-160, безусловно, оживит этот безрадостный вид
24%Да, это память об эпохе больших дел
20%Лучше подумайте о том, как начать строить новые самолеты
12%Да, это будет подлинная достопримечательность столицы РТ
6%Нет, у нас и так кругом в избытке бездушного железа
Ваш голос учтен
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (49) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    14.03.2014 08:08

    Ту- 144 можно поставить в аэропорту........А музей авиатехники сделать на территории нового ипподрома....Чего такое место пустует?

    • Анонимно
      14.03.2014 09:27

      Ту-114 стоял в Домодедово! Ту-104 в парке г. Жуковский (где ЛИИ), два борта стоят на ВДНХ. В Быково стоял Ли-2. Что-то было во Внуково. Да во многих аэропортах (и городах) стояли лайнеры. Где они сейчас? Это не бетонный памятник! Содержание самолета (даже списанного) в преглядном виде влетает в копеечку! (Все кладбища самолетов располагают в пустынях и на предварительную консервацию тратят млн.-ы у.е.!)

      • Анонимно
        14.03.2014 10:45

        Самолеты, большие планы... А Агишев со Снегуренко как не работали, так и не работают.

    • Анонимно
      14.03.2014 16:38

      http://maps.google.com/maps?ll=32.15000001,-110.86000001&q=32.15000001,-110.86000001&spn=0.03,0.03&t=h&hl=ru

  • Анонимно
    14.03.2014 08:20

    в КАИ готовят такелажников и управляют институтом грузчики? Летать и строить, строить и летать - забытые слова великого... катать и радовать мерию - новый взгляд на авиацию! Гнать дураков!

    • Анонимно
      14.03.2014 09:35

      А ты знаешь сколько выпускников 90-х и уже 2000-х работает на серьезных постах , сколько успешных руководителей малого и среднего бизнеса? ОЧЕНЬ МНОГО, я когда узнал был очень горд! У меня тоже свой бизнес и не жалуюсь!!!А ты либо завидуешь, либо мстишь за что-то ... Это комплекс неполноцености.

      • Анонимно
        14.03.2014 10:10

        Ну и где наш авиапром с твоими чудо-выпускниками 90-х и уже 2000-х?На серьёзных постах говоришь,что они там делают на серьёзных постах?,пилят Россию-матушку на части.

        • ЧеКа
          14.03.2014 13:46

          Для авиапрома инженеры(КАИсты) - это только часть необходимого условия. Остальное это- решение государства и финансирование, наличие КБ,промышленность соответствующая, развитая авиоиника и т.д.

          • Анонимно
            14.03.2014 14:15

            а говорят что у комза хотят КБ расформировать. Вот молодцы, да?

      • Анонимно
        14.03.2014 10:54

        какие самолеты делаете?

        • Анонимно
          14.03.2014 11:17

          самолетики из пластика для лепки - в "Леонардо" есть.

      • Анонимно
        14.03.2014 21:16

        тогда, может, скинетесь и купите КАИ этот самолет,и гордость будет взаимная

  • Анонимно
    14.03.2014 08:24

    коншню делали всем бюджетом для коней, - а то что там был аэродром - не надо вспоминать... Казань тоже была деревянной.

  • Анонимно
    14.03.2014 08:40

    надо ставить, это история,

  • Анонимно
    14.03.2014 08:58

    хватит натирать свою историю, развивайтесь, двигайтесь вперёд!

  • Анонимно
    14.03.2014 09:20

    Интересно, кто составлял вопросы? Нет ни одного отрицательного ответа. Все по типу:"Да, надо ставить.Нет, надо ставить."Гильмутдинов гуманитарий и похоже за свое министерское прошлое так и не выучил основы экономики. Готов ли КАИ повесить себе 100-500 тыс. в год на содержание сего "памятника"? Самое разумное решение (если уж так хотят сохранить данные раритеты) это становить их на аэродромме КАПО. Там же делать кафедру от КАИ. А самому КАПО сделать музей своего завода с возможностью посещения "гражданскими" лицами. Ведь многие из руководства КАПО были в Сиетле и видели (наверное) как там все это организовано.

    • Анонимно
      14.03.2014 10:15

      Да живут пока по инерции,думают халявное нефте-газобабло и дальше будет падать в тех же количествах.Почитайте последнее выступление Меркель,с 17 марта в России новая эпоха наступает.

    • Анонимно
      14.03.2014 10:51

      Пока выпускники КХТИ добывают нефть и газ, 500 тыс. в год для КАИ - это даже не мизер, а плюнуть и забыть.

  • Анонимно
    14.03.2014 10:04

    В своё время в период с 90-96 год я делал лабораторные работы на этом Ту-144, очень интересно было, пусть поставят как действующую лабораторию и проводят работы для нынешних студиозов, показывают где какие ошибки были допущены, а где прорывные решения.

  • Анонимно
    14.03.2014 10:36

    Зачем нам вкладываться в инженеров, когда у нас есть нефте-газ, лучше деньги копить и по карманам - как в КАТАРе (с одним отличием что карманы только родственные). А все остальное покупать и жить припиваючи как в КАТАРе!

  • Анонимно
    14.03.2014 11:33

    По моему, эта тема позволила многим и даже вечно всем недовольному брюзге Давлетшину высказаться как он пишет "в миру сил" своих.Позволю себе тоже в "миру сил" высказать мнение. Полагаю, что все эти прожекты, о музеях тут и там, пока нереальны.И какой бы ни был Гильмутдинов, который, кстати не гуманитарий как полагает один из "знатоков", а доктор физико - математических наук, то, что ТУ - 160 будет выставлен для всеобщего обозрения "это есть хорошо".Над быть реалистами господа,эфэнде и прочие сэры.

  • Анонимно
    14.03.2014 12:32

    А почему Вы считаете, что Гильмутдинову нельзя выступить с громким предложением? Он же КАИ-Лазер сделал на пустом месте, который теперь принадлежит КАИ.

    • Анонимно
      14.03.2014 13:03

      КАИ не принадлежит Лазер..уже..как было и задумано

      • Анонимно
        14.03.2014 13:17

        кто заплатил за оборудование, того и центр

      • Анонимно
        14.03.2014 20:47

        Можно поподробнее по КАИ-Лазер. Как он может не принадлежать КАИ? Туда же вложили десятки миллионов БЮДЖЕТНЫХ средств. Они не могут быть законно списаны! Что значит так и было задумано?

  • Анонимно
    14.03.2014 12:40

    Мы за!

  • Анонимно
    14.03.2014 12:44

    Помнится, раньше в Дербышках самолёт стоял (не помню какой), так он производил впечатление на детский ум! жаль не сохранился! А ТУшки вообще ещё более впечатляюще будут выглядеть!!!

  • Анонимно
    14.03.2014 13:00

    Идея хорошая, но чиновники хотят на эмоциях распилить бабло.Музей надо ставить с внешней стороны заводского аэродрома, в районе села Борисоглебское. Там много места пустует. Это будет дешевле, так как можно ещё пригнать воздушные суда, посадить на заводской аэродром и без проблем выкатить их через ворота. А не тащить через весь город, снимая троллейбусные провода. По-нормальному всё огородить. А школьников возить автобусами.

    • ЧеКа
      14.03.2014 13:32

      Ставить надо в городе на видном месте и КАИ тут лучший вариант. Это будет своеобразной фишкой данного района и по тематике вписывается.Один раз придется на перевозку потратиться, зато эмоций для казанцев и гостей города принесет на "миллион" .

  • Анонимно
    14.03.2014 13:19

    Такие памятники нужны как назидание будущему поколению.

    • Анонимно
      15.03.2014 09:35

      Памятники нужны Боингу и Булгарии в назидание будущему поколению. Зачем превращать вуз во второй парк Победы?

  • Анонимно
    14.03.2014 13:33

    В 6 уч. здании КАИ расположена учебная лаборатория и Ту 144 в настоящее время является работоспособным учебным пособием, в нем проводятся лабораторные работы с демонстрацией работы носового обтекателя и щелевых передних крыльев. Студенты авиационного профиля во время занятий приводят в действие эти устройства находясь в кресле кабины пилотов.Помимо Ту 144 в этой лаборатории конструкций ЛА еще много уникальных образцов ( три самолета, фюзеляж вертолета, десятки агрегатов ЛА). Вот сделать красивое укрытие для техники в 6 здании это полезное дело и уважительное для техники, тогда можно ее и препарировать. В МАИ так и сделано.Но для слона в посудной лавке все нипочем. Перетаскивание Ту 144 это уничтожение уникального учебного пособия. В музее лабораторные работы не проводятся. Да и музея не будет - денег нет. Авиационному музею нужны аэродромные площади.Кому то возможно выгодно перетаскивать Ту 144. Ведь можно по ходу пьесы "с целью облегчения конструкции" продать "ничьи" уникальные двигатели (4 шт.) сверхзвукового лайнера. Покупатели есть - США, они уже предложения делали. Возможно опять поступило предложение. Там технику берегут, каждый образец - реализованный носитель и хранитель отработанного конструкторского и технологического решения.К сожалению управленец ДегтяревГ.Л., теплотехник Гортышов Ю.Ф., спектрооптик Гильмутдинов А.Х. и их окружение к сожалению не способны, как авиаконструкторы, оценить ценность уникального самолета как учебного пособия, а озабочены лишь примитивной показухой. Кого сейчас привлечешь в вуз памятником? Школьников надо зарплатой привлекать. Сколько может самолет простоять на улице вблизи дороги как памятник? Опомнитесь господа! Не морочьте своими не молодыми самолетами голову людям Новосавиновского района и его гостям! Как известно не всегда вид самолета радует и привлекает человека, это не Венера Милосская и не пальма, а сложное техническое устройство. Гражданин.

    • Анонимно
      14.03.2014 16:51

      В Казани вид самолета на видном месте теперь у людей ассоциируется с недавними событиями. Совет тем, кто в порыве украсить город готов расшибить лоб: "Заткните фонтан, дайте фонтану отдохнуть!"

    • Анонимно
      15.03.2014 02:25

      Все правильно, говорите, лучше бы Р.Н.М. поработал бы с федеральным центром по поводу производства самолетов,и как ульяновский авиастар бы работал наш 22 и было бы трудоустроено тысяч на 5 народу больше. А так куда перетащить действующую лабораторию, это извините.

  • Анонимно
    14.03.2014 13:35

    Надо его на отдельную территорию поставить, будет первым экспонатом в Татарстанском музее авиации, брать деньги с посетителей. С казанцев по 300 руб., челнинцев-150 руб., с остальных аулов - 100 руб., с москвичей -550 руб., студентам КАИ -бесплатно, с чиновиков - 600 руб.

  • Анонимно
    14.03.2014 14:49

    Обязательно нужно ставить эти 2 самолета. Только не горизонтально, а хотя бы под углом 45-50 градусов. Всю красоту и мощь их можно увидеть только в таком ракурсе. А смотреть на них сбоку или спереди горизонтально не так впечатляет.

  • Анонимно
    14.03.2014 17:12

    И все таки общий настрой такой - самолету быть.Думаю это правильнее, чем выяснять какой диплом был у ректоров.Не знаю, насколько технически это осуществимо. Но идея самолет " на взлете" мне нравится.КПР

  • Анонимно
    14.03.2014 21:16

    Был в зиншайне в прошлом году, вот это действительно Музей! Завидую немцам. А у нас что имеем? Ничего! Музей авиации да и вообще техники нужен, вот тогда и будет поток туристов в том числе. Простая перевозка просто убьет живой экземпляр, а двигатели как многие сказали точно продадут. Так что если у руководства республики пока нет решения по музею то пусть стоит там где и сейчас иначе просто потеряем самолет, а тем кто хочет видеть его на кварталах возле каи скажу просто: вы хотите видеть памятник, так закажите его из стеклопластика и поставьте, даже дешевле выйдет чем транспортировка. Николай

    • Анонимно
      15.03.2014 08:03

      Для чего нужен памятник? Чтобы около него фотографироваться. Поэтому памятник должен быть компактным, а не гигантом Церетели Зураба Константиновича.

  • Анонимно
    14.03.2014 22:45

    молодцы!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль