Общество 
14.03.2014

Гуру SMM рассказал бизнесу о том, как правильно использовать социальные сети

Куда движутся российские социальные сети и как ведет свой Twitter Барак Обама

В Казани проходит двухдневный тренинг-семинар первого в России SMM-агентства Green PR (Санкт-Петербург). Тема — маркетинг в социальных сетях. Рынок социальных медиа в России — один из самых крупных и быстрорастущих в мире. Социальная активность в стране по-прежнему очень высока. Поэтому в условиях кризиса грамотный SMM может вывести бизнес на новый уровень. Между тем понимания необходимости системной работы в социальных сетях у многих отечественных фирм пока нет. Директор агентства Дамир Халилов рассказал «БИЗНЕС Online» о последних тенденциях и значимости продвижения в социальных сетях.

СОЦСЕТИ УХОДЯТ В ВИЗАУЛИЗАЦИЮ

— Дамир, какие новые тенденции в развитии социальных сетей можете выделить?

— Ключевые тренды современного российского SMM — это появление новых возможностей для таргетирования аудитории, то есть дробления на целевые аудитории, для большей точности адресного попадания реклам. Ретаргетинг — это показ определенных сообщений тем людям, которые уже когда-то что-то уже купили или уже пользовались данной услугой. Социальные сети сейчас идут к тому, чтобы рекламный шум снижался и пользователь получал интересное для него рекламное предложение.

Второй тренд — визуальная составляющая. К примеру, Instagram. Такие сети становятся все более популярными. В них много аудитории, которая довольно активна.

Третье — это взросление социальных сетей. Когда-то казалось, что основу составляют школьники и студенты, сейчас же костяк соцсетей — это люди в возрасте от 25 до 32 лет. Еще один тренд, который я бы выделил, — отход от развлекательности к познавательности. Люди уже наигрались, нашли друзей и теперь подсознательно стремятся к развитию.

— С SMM не получится так же, как с SEO, где нашлось множество «знатоков» и рынок заполонили дилетанты, убив при этом целый ряд неплохих инструментов?

— Как таковому SMM в России 8 лет, до сих пор спрос превышает качественное предложение. Есть много ниш, где можно работать, если вы умеете работать правильно. SMM-специалисты — это не те «умельцы», которые нашли приложение, способное нагнать спам-объявлений и заполнить сообщества подставными посетителями. Рынок выставляет фильтры, поэтому такие игроки не выживают. В России есть около 25 агентств, которые работают в нашей сфере. С большинством из них мы дружим и сотрудничаем, обмениваемся клиентами, что-то отдаем друг другу на субподряд. Нет такого ощущения, что все бьются за трех крупных клиентов и используют все возможные средства. Я думаю, что произойдет то же, что с SEO-рынком, но в хорошем смысле. SEO разделился на две части: на тех, у кого есть возможности и чьи клиенты готовы тратить на продолжительные кампании и работать системно; и на «шелуху», которая нагоняла трафик и ссылки. В SMM происходят похожие вещи, к тому же инструментарий для недобросовестных приемов постепенно теряет популярность, да и сами сети создают таким «специалистам» сложности.

— В России самая большая социальная сеть — это «ВКонтакте». В свое время люди сюда пошли во многом благодаря отсутствию рекламы. «ВКонтакте» в некоторой степени был стерилен даже. После продажи своих акций создателем социальной сети Павлом Дуровым не произойдет ли смещение этой сети в сторону монетизации и насыщения рекламой?

— В соцсети «ВКонтакте» довольно нейтральная реклама. К тому же у этой сети есть большой запас прочности. Почему «Одноклассники» не стали соцсетью номер один в России? Потому что они монетизировали сервисы для пользователей, в какой-то момент даже регистрация была платной, что сильно замедлило темпы роста и даже создало отток людей из сети. Во «ВКонтакте» большой задел еще в эргономике сайта. Потенциал для рекламы также большой. Речь не идет о том, чтобы завесить всю страницу пользователя баннерами, но дополнительные инструменты рекламы продолжат появляться. «ВКонтакте» до сих пор не оправдал всех инвестиций, которые были в него вложены. Маркетинговый потенциал огромен.

ПЕРВЫМИ КЛИЕНТАМИ БЫЛИ ИНОСТРАННЫЕ КОМПАНИИ

— Кто основные клиенты вашей фирмы?

— Так сложилось, что одним из ключевых источников наших клиентов стала киноиндустрия. Мы с 2006 года работаем с Universal, работали с Sony Pictures и другими. Продвижение фильмов — одно из главных направлений. Далее идут банки. Здесь уже не только задача в продвижении конкретных продуктов и услуг, но и работа с негативом в сети. Репутационный менеджмент. Сейчас также интернет-магазины к нам приходят. Автоиндустрия тоже активна в социальных сетях.

— Каково количество иностранных клиентов?

— До 2009 года 90 процентов клиентов составляли иностранные компании. Самые распространенный шаблон: российскому представительству из головного офиса спускалась инструкция, где говорилось о том, что в продвижении необходимо использовать социальные сети. А сейчас 60 процентов — отечественные компании.

— Какие сети могут «выстрелить» в ближайшее время?

Pinterestэто визуальная соцсеть. Активизировался в России Linkedin. Сейчас многие связывают надежды с Google Glass, потому что такие гаджеты влекут за собой и новые сервисы.

— Чуть подробнее о вашей компании...

— Я с 2000 года занимаюсь интернет-рекламой. С 2004-го возглавлял большое питерское интернет-агентство. С 2005-го — отслеживал эффект социализации интернета. Росла блогосфера, появлялись наши первые отечественные соцсети. Потенциал маркетинга был уже виден тогда. Когда появился «ВКонтакте», я понял, что момент настал, отовсюду уволился и создал агентство Green PR. К нам довольно быстро пришел первый блок клиентов. Два типа клиентов: уже упомянуты западные компании и российские фирмы с развитым маркетингом типа «Балтики». Первый конкурент у нас появился в 2008 году. В 2009-м мы переехали из Питера в Москву и тогда вышли на заграничный рынок — Украина, Казахстан, США, Китай...

— Насколько серьезны бюджеты фирм, которые развивают SMM?

— У нас средний чек — это 11 тысяч долларов в месяц от одной компании. Из них мы процентов 60 тратим на рекламу. Самый большой наш контракт — 300 тысяч долларов на два месяца. Масштабный проект, крупный международный бренд, плюс был большой пласт негатива.

TWITTER ОБАМЫ — ЭТАЛОН

— Есть ли в России политический SMM?

— У нас большое направление работы с политической сферой. Есть в клиентах политические партии, есть властные структуры, но не в России. Наверное, это все, что я могу сказать по этому поводу.

— Как политики должны должны вести себя в социальных сетях?

— Очень важен репутационный менеджмент. Twittter Дмитрия Медведева — это развлекаловка, а не источник информации. Ведь сеть можно использовать и для удаления негатива и налаживания взаимопонимания с аудиторией. В соцсетях еще не прошел вау-эффект, что вот настоящий человек зарегистрирован в сети и ему можно написать. Такой эффект помогает. В основном ведут аккаунты не сами, но ключевые фразы и инфоповоды должны поступать от человека. Максимум, кто может вести профиль, — это спичрайтер, но это также сомнительно. В идеале делать так, что политик говорит и задает тему, а за него правильно оформляют публикацию или сообщение уже профессионалы. В пресс-службах государственных институтов не всегда есть такое понимание. Мы работаем с губернаторами некоторых регионов, то есть и на аутсорсинг такие вещи отдают в России. Кадыров — это, конечно, слишком активно. Twitter Обамы — это идеально. Большая команда отлавливает тренды, после чего получает от персоны сообщение, адаптирует его к каждой социальной сети и получает высокую активность. У Обамы к тому же еще периодически выбирают кейсы, когда проблему одного из подписчиков оперативно решают после обращения к президенту. Этакая показательная порка. В США есть аккаунты отдельных политиков, есть и аккаунты государственных учреждений.

— Какова ваша связь с Татарстаном?

— У меня сложная этнография. Мама — казанская татарка, а отец — наполовину казанский и наполовину крымский татарин, сам я родился в Нальчике, там и вырос. У меня корни из Альметьевска, там родственники. В Казани бывают, но чаще всего по делам.

Справка

Networking Event Club — провайдер ведущих бизнес-тренеров России.

С 2013 года тренинг-центр организовал около 10 успешных и актуальных тренингов, включая мероприятия с ведущим европейским тренером Ириной Ландо (Рига, Латвия), практические тренинги по ведению жестких переговоров со специалистом из Москвы Игорем Рызовым.

Networking Event Club предлагает свои услуги также и в формате корпоративных тренингов для организаций РТ на широкий спектр тем: маркетинг, продажи, командообразование, переговоры, скорочтение для управленцев, быстрое запоминание, тайм менеджмент и многое другое. Визитная карточка этого проекта — высокая эффективность. Партнерский портфель Networking Event Club включает лучших специалистов России во многих областях бизнес-образования.

Подробности и консультация по подбору обучения по телефону +7 843 226 22 33.

Дамир Халилов генеральный директор SMM-агентства GreenPR.

2000 - 2005 годы — PHP-программист, занимался контекстной рекламой и оптимизацией сайтов.

2005 году стал руководителем отдела маркетинга, а затем и директором питерского агентства интернет-рекламы «Волекс».

В 2006 году, открыв агентство GreenPR, одним из первых в России занялся маркетингом в социальных сетях и блогах (Social Media Marketing).

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (3) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    14.03.2014 09:55

    "— В России самая большая социальная сеть — это ВКонтакте. В своё время люди сюда пошли во многом благодаря отсутствию рекламы. ВКонтакте, в некоторой степени, был стерилен даже. После продажи своих акций создателем социальной сети Павлом Дуровым не произойдет ли смещение этой сети в сторону монетизации и насыщения рекламой?"что за дилетантский вопрос? ВКонтакте есть своя официальная рекламная биржа. И появилась она задолго до ухода Дурова. чувак-журналист не вник в тему

  • Анонимно
    14.03.2014 12:41

    Могу бесплатно, всем предпринимателям дать гуру совет СММ.СММ нужно, только когда общая стратегия продвижения фирмы направлена на создание интересного потребителям контента. СММ само по себя чушь. Тупо те, кто по умнее, делают деньги на новомодном безделии.П.с. смм нужно больше политикам,нежели компаниям

  • Анонимно
    14.03.2014 12:59

    Да и политикам скоро не понадобится. Люди поняли, что реальный политик не будет юзать в сетях, за него там пресс-секретари пишут.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль