Общество 
15.03.2014

Рустам Батыр: «Решать семейные конфликты в суде – неэффективная мера»

Экс-прокурор РТ Кафиль Амиров порекомендовал муфтию РТ Камилю Самигуллину заняться медиацией

В США до 95% всех споров экономического характера решаются посредством технологий альтернативного урегулирования конфликтов — медиации. Данный институт начинает приживаться и в России. На круглом столе, состоявшемся позавчера в здании ДУМ РТ, экспертное сообщество республики обсуждало перспективы данной процедуры в мусульманском сообществе Татарстана. В своей статье, написанной специально для «БИЗНЕС Online», первый заместитель муфтия РТ Рустам Батыр раскрывает содержание прошедшей дискуссии и размышляет над тем, может ли медиация стать ответом на вызовы нашего времени, а также поясняет, какое отношение к шариату имеет выражение «драть как сидорову козу», и пересказывает анекдот про Ходжу Насреддина, который Кафиль Амиров рассказал религиозным деятелям.

.

ЧТО ТАКОЕ МЕДИАЦИЯ?

Для простого российского обывателя мудреное заморское слово «медиация» (не путать с «медитацией») мало о чем говорит. И все же экс-прокурор РТ Кафиль Амиров обратился к муфтию РТ Камилю хазрату Самигуллину с предложением развивать деятельность мусульманских религиозных организаций также и в данном направлении. Муфтий к идее служителя закона отнесся с интересом. В результате 13 марта в резиденции ДУМ РТ прошел круглый стол, посвященный перспективам данного института в мусульманской религиозной среде.

Медиация представляет собой досудебный способ урегулирования конфликтов при посредничестве третьей нейтральной стороны. Этот институт очень активно развит сейчас на Западе. Например, как отметил на круглом столе эксперт в данной области Юрий Митюшкин, в США до 95% всех споров экономического характера решаются именно таким способом. Одна из причин подобной популярности процедуры — ее дешевизна. В Англии даже подсчитали, отметил Митюшкин, что решение спора через медиацию обходится в 10 раз (!) дешевле, чем через суд.

В России практика подобных альтернативных технологий пока еще в диковинку, хотя, как говорится, лед тронулся: в 2011 году был принят федеральный закон о медиации, что существенно повысило статус данного способа примирения.

Медиация стоит на стыке психологии и юриспруденции. Ведь любой конфликт имеет и психологическую, и юридическую составляющую. Однако медиатор, организующий процесс переговоров, выступает не с позиции психологии, докапывающийся до глубинных пластов внутренней мотивации, и не с позиции юриспруденции, имеющей свое юридическое суждение на предмет спора. Медиатор — это нейтральный участник процесса, задача которого —создать условия, чтобы оппоненты пришли к такому соглашению, которое бы удовлетворило обе стороны.

МЕДИАЦИЯ В ИСЛАМЕ

Первым медиатором, отметил на круглом столе в шутку Амиров, был Ходжа Насреддин. И в подтверждение привел поучительную историю из его жизнеописания. Как-то раз к Ходже обратился богач, у которого вышел конфликт с бедняком. Несчастный горемыка пропитал запахом плова, готовившегося в казане богача, рукава своей одежды, чтобы насладиться хотя бы благоуханием еды. Богач в ответ потребовал компенсации, т.к. запах был взят от его плова. Недолго думая Ходжа Насреддин достал мелочь и потряс ею возле уха ненасытного бая. «Теперь ваш конфликт исчерпан, — резюмировал мудрец, — он взял у тебя запах, взамен ты получил звон монет!»

В реальной практике неофициальными медиаторами в мусульманском сообществе исторически выступали религиозные деятели, имамы. К их авторитету люди часто обращаются и сегодня с просьбой помочь им разрешить свои конфликты и споры. Особенно медиация в исполнении служителей религии оправдана в сфере семейных отношений. В суд с подобными тяжбами люди не торопятся: никому не хочется выносить сор из избы. Да и потом, решение такого рода конфликтов в судебной инстанции — это уже крайняя мера, причем не самая эффективная. Если, скажем, разведенные родители спорят о том, как им совместно воспитывать ребенка, то суд — далеко не лучший способ прийти к соглашению. В конце концов, не через приставов же навещать родных детей.

Впрочем, к имамам обращаются и с экономическими спорами. Это могут делать, например, друзья, ведущие совместный бизнес, для которых в возникшем конфликте важно не только отстоять свои коммерческие интересы, но и сохранить добрые отношения между собой.

Помимо имамов в мусульманской среде Татарстана на данном поприще действуют и специальные казыи, т.е. религиозные судьи.

.

КТО ТАКОЙ КАЗЫЙ?

Казый — еще одно заморское слово, мало известное широкой публике. Впрочем, некоторые филологи уверяют, что это слово вошло во многие русские идиомы, хотя мы, как правило, и не подозреваем о его арабском происхождении, в свете которого только и можно понять исходный смысл данных выражений. Например, во фразе «отставной козы барабанщик», которую употребляют в отношении малозначительного человека, речь изначально шла не о козе, что было бы абсурдно, ибо какая коза может быть в отставке, а о бывшем казые, т.е. судье, точнее, о его помощнике, который барабанной дробью сопровождал оглашение судебных приговоров.

Те же этимологические корни, согласно данной лингвистической теории, и у выражения «драть как сидорову козу», которое чуть ли не целиком является калькой арабской фразы: «...ка садара казый» (букв. «как решил, постановил судья»), т.е. высечь так, как было предписано судом, иначе говоря, без снисхождения. К слову сказать, шариатские судьи в средневековье часто налагали телесное бичевание в качестве наказания для преступника.

Итак, казый — это духовный судья. Данный институт унаследован мусульманской общиной из глубокой древности, хотя сейчас казыи выполняют несколько иные функции, чем их коллеги в далеком прошлом. В настоящее время мечети Татарстана поделены на 9 округов, в каждом из которых есть свой казый. Совет казыев РТ возглавляет авторитетный религиозный деятель нашей республики Джалиль хазрат Фазлыев.

Еще задолго до принятия закона о медиации наши казыи помогали людям находить общий язык. «Мы всегда занимались этим, — отметил на круглом столе Джалиль хазрат и в шутку добавил, — хоть и не подозревали, что на Западе за это платят деньги».

.

ОТВЕТ НА ВЫЗОВ ВРЕМЕНИ

Медиация — это действительно перспективное направление в деятельности религиозных организаций. Это один из ответов на вызовы нашего времени. Все дело в том, что религиозные деятели татарского народа во все времена служили людям не только через свое собственно религиозное призвание, что важно само по себе, но и через выполнение целого набора других социальных функций.

Например, до революции татары, как известно, были самым грамотным народом Российской империи: практически 100% татар умели читать и писать. Откуда? Ведь тогда у татар не было государственной системы образования. Причина этого кроется в деятельности имамов. Именно они обучали татарских детишек чтению и письму, рождая значительный читательский спрос, что стимулировало татарское книгопечатание и другие звенья в цепи факторов, стимулировавших прогресс. Сегодня эту нагрузку переложили на себя государственные школы.

Религиозные организации в наши дни активно занимают и другие социальные ниши, например сферу благотворительной деятельности. Доктрина социального ислама, которую в последний год активно взяло на вооружение ДУМ РТ, — одно из проявлений данной тенденции, построенной на вековых ценностях милосердия и сострадания ближнему.

Медиация с опорой на религиозные институты — это новый горизонт в деле гармонизации общественного пространства. В мусульманской среде России подобными перспективами первыми озадачились именно в Татарстане, что лишний раз подчеркивает его лидерство во многих областях. Впрочем, все новое, как это часто бывает в жизни, есть хорошо забытое старое. Ведь по большому счету медиация в широком смысле этого слова, примирение людей, — это глобальная миссия всего ислама. «Распространяйте мир (салям) между собой» — завещал нам Пророк. И этот пророческий призыв стал частью традиционного мусульманского приветствия: «Мир вашему дому!»

первый заместитель муфтия РТ

Рустам Батыр

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (17) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    15.03.2014 10:10

    А разве медиации учиться не надо? И как это религиозные деятели могут подменять собой светские суды? Непорядок

    • al-kazani
      15.03.2014 11:51

      Очень просто мой друг, если стороны решили избрать медиатором религиозного деятеля - то никто не вправе им запретить это делать. Тот же кто считает это непорядком - фактически призывает к дискриминации и ограничении прав по религиозному признаку.

      • Анонимно
        15.03.2014 12:34

        Если так рассуждать, то и судью можно выбирать по религиозной принадлежности. И к чему мы в итоге придем? Полный развал светского государства

  • Анонимно
    15.03.2014 13:38

    Успокойтесь никакого развала светской судебной системы не будет.Но если часть споров будет по обоюдному согласию решаться казыями так это хорошо.У нас суды и так перегружены.Я благодарен Р.Батыру за ряд лингвистических пояснений. Они похожи на правду. Во всяком случае объяснение ряда наших странных выражений весьма логично.Хорошо, что К.Ф.Амиров нашел новую стезю, а то в прощальном интервью он с грустно заметил, что теперь будет сажать только огурцы и редиску. И вообще в чувстве юмора ему не откажешь. Продолжая в том, же духе скажу, что он вполне может стать "почетным казы". В целом спасибо авторам и БО за весьма интересный материал. КПР

  • Анонимно
    15.03.2014 13:49

    Ходжа Насреддин это по русски:хождение на середине.Дин-первоначальное исконное состояние человека. А лингвистическая теория принадлежат Величайшему первооткрывателю построения мира через арабско-русский язык: Н.Н.Вашкевичу-http://nnvashkevich.narod.ru/SLV/slvPA/slvPA.html Ему удалось открыть все тайны мира:слов, поступков, строения мира , континентов и т.д.

    • Анонимно
      16.03.2014 14:51

      Без всяких теорий выражение сыдыру (Сидорову)по татарски означает огреть,пороть,отхлестать хлестать розгами ( хлыстом ,плетью ,и т.д) и в настоящее время повсеместно используется.Пороть как Казы (как сидорову козу) похоже на правду

  • Анонимно
    15.03.2014 14:01

    Вообще это правильно, что религиозные деятели задумываются о социальной полезности своей работы. Надо не в облаках витать, а на земле стоять. Тогда всем от этого будет хорошо.

  • Анонимно
    15.03.2014 14:27

    Муллы хотят сидеть на % за медиацию. Прокурору бы пора вспомнить Конституцию РФ, религия отделенна от гос-ва, в России светское общество и вопросы законотворчества и регулирования в области медиации принадлежат гос-ву!!!

  • Анонимно
    15.03.2014 14:43

    Модератору. Уже не в первый раз мельком читаю о "Величайшем первооткрывателе мира" Вашкевиче. Если это не самореклама, то может у нас в Казани действительно живет человек сделавший то, что не сумели А.Эйнштейн и куча других нобелянтов? Полюбопытствуйте.А вдруг? А может кто из комментаторов поделится информацией. КПР.

  • Анонимно
    15.03.2014 15:55

    Как то все немножко легкомысленно у Батрова прозвучало идея об использовании медиации через представителей духовенства. Это противоречит самому закону о медиации. Казый - это мусульманский судья, и как он может заниматься медиацией, если его задача решение споров на основе шариата? Он никак не может быть посторонним наблюдателем в этом споре, он должен, обязан судить по шариату т.е. он уже навязывает правильную по шариату точку зрения.Если как некоторые казыи успокаивают спорящих анекдотами как Ходжа Насреддин, то он, действительно, медиатор, а не казый. Поэтому ни казый, ни мулла, ни муфтий не может быть медиатором. Надо готовить их из другой среды.

    • Анонимно
      16.03.2014 14:56

      В чем проблема пусть будут и имам и казы и поп и раввин и просто уважаемый человек.Пусть примиряют людей . Кому от этого станет хуже

  • Анонимно
    15.03.2014 16:15

    Про всяких коз и абракадаврах:http://nnvashkevich.narod.ru/kng/Abrkdbr/abra.htm

  • Анонимно
    15.03.2014 20:38

    А сколько стоит процедура медиации? Если не секрет

  • Анонимно
    15.03.2014 23:05

    "Верховный суд Греции вынес вердикт со ссылкой на шариат. Завещание мусульманина, составленное в соответствии с греческим гражданским кодексом, было аннулировано Верховным судом Греции из-за несоответствия шариатским положениям.Мусульманин Деметр Симеониду, который проживал во Фракии, завещал всё своё состояние жене и подготовил соответствующие документы. Однако его сестра оспорила завещание в связи с тем, что, согласно шариатскому праву, мусульманин не может вполне завещать своё имущество по собственному усмотрению, и оно должно быть распределено в соответствии с исламскими предписаниями.Решение Верховного суда противоречит традиционному праву греческих мусульман во Фракии составлять завещание в соответствии с гражданским кодексом, а не мусульманским религиозным правилам, - этим правом мусульмане Фракии пользуются с 1946 г"

  • Анонимно
    16.03.2014 15:00

    Правильная идея. В обычный суд не каждый захочет пойти, а к уважаемому хазрату - пожалуйста. Это направление надо развивать.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль