Персона 
8.04.2008

Айдар Хамидуллин: «Деньги города должны работать на казанцев»

Банк Казани – банк для города, банк для горожан. Руководствуясь этим простым принципом, банк, принадлежащий мэрии столицы, движется к своей цели – стать если не финансовым сердцем, то одной из главных денежных артерий города.  

Еще пару лет назад Банк Казани был скорее расчетным казначейством города, чем   полноценным банком. Однако в прошлом году у банка появилась новая команда менеджеров и новые цели – фактически с нуля создать универсальную кредитную организацию и   вывести его в число лидеров. Нишу банка недавно на «деловом понедельнике» обозначил мэр Ильсур Метшин – развитие городского хозяйства, кредитование малого и среднего бизнеса.  

За год работы новой команды управленцев активы Банка Казани выросли в 3,5 раза. Примерно во столько же – до 1,2 миллиарда рублей – увеличились объемы кредитов городскому хозяйству. Для сравнения: весь бюджет Казани на этот год - 7,2 миллиарда рублей. Совместно с Исполкомом банк запустил льготную программу кредитования малого бизнеса. Благодаря ей предприниматели из приоритетных для города отраслей получают кредиты под рекордно низкие 9 процентов годовых.   Количество офисов банка увеличилось с одного до девяти.  

Между тем, согласно стратегии банка, это только начало. В ближайшие три года активы Банка Казани должны вырасти в 3-4 раза - до 10 миллиардов рублей. Цель банка – войти в число двухсот крупнейших в России, в пятерку лидеров по Татарстану и в десятку – по Поволжью. В перспективе нескольких лет для столицы республики Банк Казани должен стать тем же, чем Ак Барс Банк - для Татарстана. Мощным финансовым центром, работающим на развитие местной экономики. О том, что это даст городу и горожанам, мы поговорили   с председателем правления Банка Казани Айдаром Хамидуллиным.  

- Айдар Вильсонович, в Казани уже порядка полусотни банков – и местных, и «варягов». Зачем городу еще и свой иметь?

-   А зачем Москве - Банк Москвы? Зачем Татарстану – Ак Барс Банк, а России – Сбербанк и ВТБ?

- И, правда, зачем?

- Они используют государственные финансы как рычаг, чтобы решать задачи развития. Деньги – кровь экономики. Поэтому финансовая система – всегда и везде особый сектор, имеющий инфраструктурное значение. Мы видим, что государство все активнее   возвращается в экономику: у него есть приоритеты, промышленная политика, политика в области инноваций и так далее. В том числе государство все в большей степени участвует в развитии банковской отрасли. На всех уровнях, включая муниципальный. Это процесс закономерный и необходимый. От него выигрывают все.

- В чем выигрывает город?

- Смотрите. Мы берем муниципальные финансовые потоки – в основном текущие счета   муниципальных предприятий - и, имея эту базу, работаем как мультипликатор. Проще говоря, на каждый городской рубль привлекаем, как минимум, 3-4 рубля из других источников – от населения, частных предприятий, из федерального центра. И все эти деньги начинают работать на местную экономику. Ресурс, который раньше фактически был «рассеян»,   мы собираем в единое целое, и получается нечто большее, синергия.

Только в этом году мы профинансировали городское хозяйство на 1,2 миллиарда рублей в виде кредитов, а также выдали более полутора сотен миллионов рублей банковских гарантий для участия в муниципальных тендерах. Дальше хотим больше. И если сейчас, кредитуя городской сектор, банк в основном закрывает кассовые разрывы городских предприятий, компенсирует неритмичность бюджетного финансирования, то в дальнейшем мы планируем заниматься кредитованием крупных городских проектов. Как, кстати, тот же Банк Москвы, который, как известно, играет первостепенную роль в инвестиционном обеспечении городских программ.

Банк и город неразрывно связаны. Даже на уровне имени. Не так давно мы рассматривали вопрос о проведении ребрендинга банка и провели социологическое исследование. Выяснилось, что название «Банк Казани» очень хорошо воспринимается людьми. Банк Казани – значит, свой, родной. Казанцам хочется, чтобы у города был свой банк. Нам же остается только этим ожиданиям соответствовать. Деньги города должны работать на горожан.

- А МУПы как относятся к тому, что теперь они должны обслуживаться у Вас?

- На уровне руководителей города, которые видят общую картину, есть понимание, что   МУПы и Банк Казани нужны друг другу. Но, хочу отметить, что мы никого не тянем к себе через силу. Иначе это создало бы совершенно ненужное напряжение между банком и клиентом. Каждый клиент – и муниципальные предприятия не исключение - должен видеть выгоду от сотрудничества с нами, ему должно быть удобно.   Просто в случае с МУПами эта выгода очевидна.

- В чем это проявляется?

- Для любого другого банка городское предприятие - не более чем очередной клиент. А для нас обслуживание городского хозяйства - приоритет. Ну, например, каждый вечер к нам стекается вся мелочь с городских автобусов. Наши девушки-кассирши ее пересчитывают вручную. Не каждый банк взялся бы это делать без комиссии.

Если говорить в целом, мы лучше, чем кто-либо понимаем специфику таких предприятий, корректнее оцениваем риски. Когда все МУПы обслуживались в разных банках, каждый банк выставлял свои условия: и по ставке, и по лимиту кредитования, и по залогам. Иногда МУПам просто говорили – вы не платежеспособны. Мы же видим ситуацию в городском хозяйстве в целом, знаем, как город будет с ними рассчитываться, как будут заключаться контракты. А раз мы все это знаем, мы можем индивидуально подойти к оценке рисков и предложить более адекватный процент по кредиту.  

Выгоду получают и рядовые сотрудники МУПов, для которых мы разработали   специальную кредитную программу. Банк готов давать им потребительские кредиты по ставке ниже рыночной. При этом ставка полностью прозрачная, без скрытых   комиссий.

- Какое место городские службы будут занимать в бизнесе банка?

- МУПы мы рассматриваем как костяк клуба лояльных клиентов, который   формируется вокруг банка. В него уже входят не только МУПы, но и другие клиенты, которых мы привлекаем из частной сферы. Что значит, лояльность? Перефразирую старую пословицу: старый друг, который не убежит от тебя, если кто-то за углом решил подемпинговать, -   такой друг всегда лучше новых двух. Но с другой стороны, и клиенты могут рассчитывать, что банк поддержит их в сложной ситуации. Лояльность в нашем понимании – это всегда улица с двусторонним движением.  

- Для коммерческого банка главный показатель эффективности – прибыль. А для Вас этот фактор важен?

- Банк обязан получать прибыль, иначе мы не сможем развиваться. Более того, рентабельность банка по капиталу должна быть на среднерыночном уровне – 15-20 процентов. Если бы мы, условно говоря, кредитовали те же МУПы «бесплатно» или без оценки рисков, это создало бы нездоровую ситуацию. Не получая прибыли, банк не сможет выполнять роль мультипликатора, о которой я говорил.

Сейчас наша рентабельность ниже, чем тот показатель, о котором я сказал. Это связано с   большими инвестициями банка в свое развитие. Есть экономический закон: на стадии ускоренного роста издержки всегда растут быстрее прибыли.   Просто потому, что вложенный капитал не успевает в полной мере раскрыть свой потенциал. Со временем рентабельность будет расти.

- Второй Ваш приоритет после городского хозяйства – это кредитование малого и среднего бизнеса. Вы и вправду даете предпринимателям кредиты под 9 процентов годовых или это рекламный трюк? 9 процентов - это ниже инфляции, даже вклады в банках имеют большую доходность…

- На самом деле мы выдаем кредит под 14 процентов, а городской бюджет компенсирует предпринимателю еще 5 процентов. В итоге для клиента получается 9 процентов. Эта поддержка идет по городской программе развития малого предпринимательства. Поддержка ощутимая, поскольку ставка вдвое ниже, чем в среднем по рынку, а максимальный срок – достаточно длинный, 4 года. К тому же, при сумме до 600 тысяч рублей мы готовы выдавать кредит без залога, только под поручительство.

Банк Казани победил в конкурсе на право реализации программы в этом году. Мы очень активно ею занимаемся, отработали все механизмы и надеемся стать ее участниками и в следующем году. Тем более что общая сумма компенсаций для предпринимателей, заложенная в бюджет, как минимум, удвоится.   

- Почему именно Банк Казани победил в конкурсе?

- Потому что мы предложили самые выгодные, самые льготные для предпринимателей условия. 14 процентов годовых, да еще и – по ряду продуктов - без залога – это гораздо лучше среднерыночных условий.

Работать с малым бизнесом – это очень кропотливое дело. Скажу банальную фразу: легче выдать один кредит на 100 миллионов, чем 100 кредитов по миллиону. С каждым клиентом нужно поговорить, вникнуть в его дело, оценить его финансовое состояние.   Поэтому ставка для таких клиентов обычно выше, чем для крупных компаний.

Однако мы решили поддержать городскую программу и считаем, что это правильно. Для этого мы, в частности, привлекли деньги по федеральной программе «Российского Банка Развития».

- То есть Вы не столько зарабатываете на ней, сколько проявляете социальную ответственность?

- Просто программа правильная. Она посылает сигнал от города к предпринимателям. Вот сейчас у нас 40 процентов малого бизнеса сосредоточено в торговле. Именно торговые предприятия охотнее всего кредитуют банки. Статистика объемов кредитования малого бизнеса растет, и все довольны.

А город говорит – да, торговля это хорошо, но структура малого бизнеса должна меняться в пользу других отраслей – в первую очередь, реального сектора экономики, предпринимательства, направленного на обслуживание населения и так далее. Список широк и не исключает, кстати, и торговлю (когда речь идет о развитии магазинов шаговой доступности).

Реализуя программу, город говорит: таких предпринимателей мы готовы поддерживать не только морально, но и материально, за счет привлекательных кредитных ресурсов. Мы, Банк Казани, городу в этом помогаем.  

- Кто уже получил кредиты по программе?

- Это самые разные отрасли. И транспорт, и бытовое обслуживание населения, и здравоохранение, ЖКХ. Например, фирма, устанавливающая домофоны в казанских домах, не могла получить хороший кредит в других банках. Основная часть ее имущества не подходила в качестве залога. Мы выдали им кредит в рамках программы, они закупили новое оборудование. Компании, занимающейся текущим ремонтом жилых домов, мы тоже дали кредит без залога, под поручительство учредителей. Это притом, что сферу ЖКХ банки вообще кредитуют неохотно. Швейная фирма закупила с помощью нашего кредита оборудование, расширила производство. На днях кредит получила клиника репродуктивного здоровья. Сейчас мы, например, ведем переговоры с рядом малых химических предприятий. Таких примеров много.

- В последнее время логотип Банка Казани в городе становится трудно не заметить.   И на новых офисах, и на банкоматах, и даже на автобусных остановках.   Вероятно, вы хотите активно работать с населением?

- Наш слоган – «Банк для города. Банк для горожан». Это равнозначные для нас направления. Не только город, но и его жители.

Мы четко осознаем свое главное преимущество – мы местный, городской банк. Федеральному банку достаточно открыть в городе один офис, и он уже ищет следующий город для экспансии. Мы тоже будем открывать представительства в других городах (в Нижнекамске наш офис уже работает). Но приоритет для нас – максимально охватить Казань. Наши отделения будут в каждом районе, чтобы нашими услугами было удобно пользоваться населению. Уже сейчас их в Казани восемь, и мы на этом не останавливаемся. Кстати, для дополнительного удобства населения все наши офисы уже сейчас работают до 8 часов вечера.

Плюс к обычным офисам, мы хотим запустить инновационную технологию – «банк у дома». Это небольшие полностью автоматизированные павильоны в оживленных местах или, наоборот, отдаленных уголках города. Горожане смогут получить там весь набор кассовых банковских услуг.

Благо, банковские продукты у нас очень привлекательные. Наши вклады, например, не давно заняли третье и четвертое места в общероссийском рейтинге самых привлекательных депозитов агентства «РБК-рейтинг».

То же и с банкоматами. Если мы хотим перевести зарплату сотрудников муниципальных служб на пластиковые карты, то мы просто не имеем права создавать при этом людям неудобства. Поэтому мы сначала создаем мощную сеть обслуживания карт, а уже потом предлагаем   ею воспользоваться. До конца года у нас будет в городе 25 банкоматов и пунктов выдачи наличных, в следующем году – 40. Это вполне достаточно, чтобы пользоваться нашей пластиковой картой с удобством.

- А остановки?   На каждой транспортной схеме, списке маршрутов – логотип банка…

- Это был чисто социальный проект нашего банка. Когда в городе вводилась новая схема движения транспорта, люди не могли к ней сразу привыкнуть, им надо было сориентироваться. Помочь людям разобраться в ситуации надо было обязательно. Мы взяли это на себя и профинансировали установку информационных стендов, табличек остановках. Кстати, мы не бросаем это дело, раз взялись. Периодически, по мере возможности, обновляем стенды.  

- Каким Вы видите Банк Казани через 3-5 лет?

- Это динамичный, успешный, адекватный потребностям клиентов банк. Достаточно большой и мощный, чтобы помогать городу во всех его начинаниях. И одновременно – банк с развитой сетью отделений, выгодными и удобными розничными продуктами.    Банк, который сможет быть полезен каждому горожанину.  

Валентин Привалов

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (0) Обновить комментарииОбновить комментарии
    Оставить комментарий
    Анонимно
    Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
    [ x ]

    Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

    Это даст возможность:

    Регистрация

    Помогите мне вспомнить пароль

    Будем на связи!

    БИЗНЕС Online в Telegram БИЗНЕС Online на Facebook Напомнить позже