Тоска по татарину: скажи, кто твой кумир, и я скажу, кто ты

Написал: Римзиль Валеев
2013-03-04 13:01:53
Готова ли татарская общественность признать своих достойнейших сыновей и дочерей? Что это такое - быть лучшим представителем своего народа? Зачем нужны сиюминутные и долгосрочные символы этносов и регионов?
293517_1873041475304_6571177_n.jpg
 

«ТАТАРИН ГОДА? НУ И ЧТО!»

Если вы думаете, что список выдающихся татар по версии интернет сайта tatartime.com стал оглушительной сенсацией, то сильно ошибаетесь. Ни Ильдара Баязитова, набравшего наивысший балл в связи со своими делами (социальные акции мечети «Сулейман», обучение незрячих единоверцев чтению Корана при помощи алфавита Брайля, открытие ряда сайтов и газет для мусульман, серьезные статьи в защиту традиционного для казанских татар ислама), ни других лидеров конкурса лаврами не осыпали. Многие не очень-то поняли смысл конкурса. Наверняка некоторые возмущались результатами, так как среди лидеров общественного мнения видели себя. Редко какой татарин не видит себя главным миссионером своего племени…

Осведомленные господа и товарищи понимают, что сейчас в публичных акциях очки набирают те, кто представлен в интернете, имеет сотни и тысячи своих друзей и сторонников в социальных сетях. Неважно, что количество голосующих не так велико, зато каждый балл – это реальные клики конкретных пользователей интернета при условии, что из одного компьютера можно проголосовать только один раз. Была и есть возможность продвигать своих, более достойных на ваш взгляд кандидатов, рассказать о них.

Многие в своих комментах в читательском форуме напомнили о таких недавно ушедших личностях, как Ильдар Ханов, Валиулла Якупов, Туфан Миннуллин, Равиль Бухараев, ставших свежими ранами в душах людей. Действительно, столь разные, значительные для республики и всех татар люди при жизни играли особую роль, их уход вызвал человеческое потрясение. Я спросил у своих знакомых, кого они считают главным татарином года именно с учетом реальных поступков, совершенных в «отчетный» период. Доктор социологических наук Гульнара Габдрахманова, которую я признал главной татаркой благодаря разработке концепции этнической идентичности татар, в отличие от многих, ответила мгновенно и неожиданно. Специалист по национальным вопросам, она, не вдаваясь в детали и философские аспекты, главным татарином года считает президента РТ Рустама Минниханова. Мотивировка – экономические результаты, финансовые потоки республики дают возможность реализовать очень важные проекты. Вот и пойми, что происходит в душе современных женщин, таких эмоциональных и лиричных…

А в целом, постановка вопроса о главном татарине года большинство моих знакомых застала врасплох. Кое-кто, хорошо зная свою кандидатуру, не сразу смог мотивировать и пояснить. Скажи, кто твой кумир, и я скажу, кто ты…

Чувствуется, большинству неизвестны элементарные признаки «татарства» и критерии оценки людей. Но поступки-то всегда конкретны и почти всегда на виду! Или уже совсем не следим за действиями людей, которые прямо на глазах делают историю?

3842_331210983658896_1299913161_n.jpg
 

ИЩЕМ ЛУЧШИХ. ЗАЧЕМ?

Вроде бы простой вопрос – самый заметный татарин прошлого года, каким он видится современниками и земляками. Можно подискутировать о том, его «выбирают» только татары или могут выражать свои предпочтения и другие земляки и сограждане? Так же, как возможное признание наиболее «крутого» русского представителями разных национальностей. Можно не согласиться с тем, что это внутреннее дело каждой национальной общности. Все-таки настоящий герой, признаваемый всеми современниками, представителями разных слоев, имеет более высокий статус. Лидер отдельной группы, например радикалов и маргиналов, не может быть лицом многомиллионного народа. Он также должен кое-что значить для всех татар. Если не для всех, хотя бы для большинства. Поэтому и так трудна эта задача – найти героя, пусть даже всего на год или на короткую эпоху в 5 - 10 лет.

Во всяком случае, при всей популярности конкурсов красоты, выборов «Мисс Вселенной», соревнований женских грудей, мускулистых мужчин, настоящих героев по общечеловеческим меркам ищут крайне редко. Если не считать спортивные соревнования. Разве что иногда проводятся корпоративно-муниципальные конкурсы «Человек – золотое сердце» или «Мужчина года: женский взгляд». Отбор происходит при ревностном отношении большинства, на фоне горячих споров.

…Сравнение и сопоставление, выявление лучшего – вовсе не новый, а древний обычай человеческого бытия.

Начиная с первых предпочтений, выбора партнера самых первых семейно-родовых сообществ до формирования парламентских фракций однопартийцев или советов директоров корыстно-сколоченных бизнес-структур.

ХОТЯ НА ПЕРВЫХ МЕСТАХ ЖКХ, ТРАНСПОРТ, ЗАРПЛАТА И КОРРУПЦИЯ…

Считается, что национальный вопрос не так уж актуален, в социологических опросах он по степени важности занимает 13 - 15 места. Самое наболевшее – ЖКХ, дороги, транспорт, зарплата, коррупция криминал. А национальные дела, слава Аллаху, – во втором десятке списка проблем. Однако никого не арестовывают, не судят за то, что они собирают подписи или людей на борьбу за низкие квартплаты, чистые дворы или автобусное движение. А за национальные, религиозные дела – сплошь и рядом. 282-я статья УК РФ применяется часто. В том числе за деяния в интернете. Наказание и суровость мер не ниже, чем за политический переворот или организацию мятежа. Случись что, национальный вопрос взлетает на первое место, сметая все в пути.

Народ, нация, история, свершения! Именно эта сфера в сознании людей живет благодаря символическим актам и ярким личностям.

А вековые символы отбираются в буднях, ежегодных итогах, крупных событиях. Получается, что события и личности, запомнившиеся вчера и сегодня, после отбора и фильтрации временем, могут стать символами эпохи. Кто же должен заниматься оценкой, общественным резонансом наших современников, среди которых есть талантливые ученые, артисты, писатели, менеджеры, признанные политики, благотворители, не сидящие на мешках с деньгами до последнего издыхания. Есть и забулдыги, аферисты, доносчики и прочие мелкие жуки аппаратной машины, предатели своих друзей и учителей, интересов своего народа. Они тоже могут объявить себя спасителями нации…

Короче говоря, энтузиастов сайта tatartime.com, объявивших конкурс «Татарин-2012», стоит поблагодарить за заботу о благе народа. Ведь они взялись за сложное дело. Целый месяц они готовятся к подведению итогов по 20 номинациям. Говорят, оно состоится в марте. Посмотрим. В истории и в современности есть большие проблемы с вопросом, кого считать героем, а кого - негодяем. И почему, по каким признакам.

И ЗВЕЗДЫ БЫВАЮТ РАЗНОЦВЕТНЫМИ

Так что нам предстоит поговорить, поспорить о героях и идеалах. Да, согласен, совсем, как в школе. Потому что без символов, знаковых событий и личностей – никак. Поэты Тукай, Джалиль, Такташ – понятно, почему они в учебниках, известно, как увековечены герои войны. Но с трудом вернувшийся Гаяз Исхаки никак не освоится в родных краях, Даже в Казани нет ему памятника, хотя над всеми высится Мулланур Вахитов, воспринятый как социалист, а значит почти как коммунист. Для татар, конечно, Исхаки - глыба. Но его как бы нет в Казани. Как нет асфальта и перспективной жизни в его родном селе Кутлушкино Чистопольского района. А все дело в нашем равнодушии и непонимании масштаба личности. И конечно, в политике. Исхаки не был горячим сторонником самодержавной власти, сурово описывал в своих произведениях историю насильственного крещения.

В этой сфере не обойтись без переоценки ценностей. Многие, особенно русские националисты, будут удивлены, внимательно прочитав материалы по истории. Обнаружится, что российское государство поднялось из провинции татарской империи. Что князья из Новгорода, Владимира, Московии и других царств ездили за ярлыком в ханскую ставку в Сарай, отчитывались об уплате 10 процентного ясака (налога). Вплоть до подъема и победы своего национально-освободительного движения. И административно-управленческую, военную систему переняли у предков тех же татар. Вплоть до знаменитого клича «ура!»

Так что выбирать символы в прошлом и настоящем будет непросто.

ТОСКА НЕ ТОЛЬКО ПО ТАТАРИНУ

А кто главные авторитеты у русских? Есть Илья Муромец и Добрыня Никитич. Есть Ломоносов и Пушкин (кстати, говорят, великий русский поэт по происхождению – эфиоп, по некоторым новым сведениям – кениец, значит кровная родня президенту США Обамы). Знаем наших земляков Державина (тоже не без татарских кровей), Льва Толстого, Шаляпина, чувашских классиков, родившихся и выросших рядом с нами, мордвина Михаила Девятаева. А есть еще такие ушедшие, но не исчезающие фигуры как Василий Аксенов, Рустем Кутуй, Диас Валеев. Имена Софьи Губайдуллиной, Рудольфа Нуриева, а также художника Николая Фешина и скульптора Степана Эрьзи известны всему миру. Такие личности, которых негоже привязывать к какому-то племени, считаются планетарными. Но сами они, как правило, свои корни помнят. Нуриев в интервью журналу Time отвечал, что он татарин, потому что кровь по жилам бежит быстрее. Хотя и по-татарски не очень говорил, и родился в поезде где-то на Дальнем Востоке.

Теперь уже термин «националист» не всегда используется применительно к татарам. В Москве, в федеральном масштабе, националистами слывут те же, что относят себя к патриотам, особенно из числа отставных военных. Насколько наши казанско-русские земляки привержены их идеям? Осужденный за мятеж полковник ГРУ Квачков тоже стоит в русской рубашке, чей он герой? Его я не знаю, но зато знал Бориса Миронова. Тогда корреспондента отдела писем газеты «Правда», потом министра печати России и осужденного за национализм вместе со своим сыном Иваном. Тогда, в 1970-е годы, мы таскали шкафы на 13-й этаж дома у Савеловского вокзала в квартиру коллеги по «Комсомолке» Владислава Фронина. Ходили за пивом в полиэтиленовых пакетах, и не было между нами никакой национальной неувязки. Боря про участь русских тогда молчал. Как он теперь? Не знаю и не понимаю линию их фронта.

СИМВОЛЫ НЕОДНОЗНАЧНЫ

Офицер самых бдительных органов, член партии большевиков, потеряв страну, став главой нового государства, потом премьер-министром, потом опять президентом, трепетно обнимает самого главного в церкви, крестится и исповедуется – это трудно освоить душой и головой. Ну ладно. ВВП и с татарами неплохо ладит, пусть стоит со свечкой. Но ведь он ставит напротив здания правительства памятник Петру Столыпину как великому реформатору, забыв про термин «столыпинский галстук», «столыпинский вагон». Об «особых совещаниях» по борьбе с мусульманами, поднимающимися после 1905 года, о мерах по «убавлению татар» история не забывает. Столыпин, потом боссы политбюро ЦК КПСС запрещали учить украинский язык на Украине, и в результате такой политики развалили-таки страну!

В этой сфере заваривается такая каша, что хочется отойти в сторонку. Для меня главный русский – Лев Толстой. Еще Александр Пушкин и Сергей Королев. А из современников можно выделить Андрея Сахарова и его соратника Юрия Афанасьева, которого лично знаю по учебе в Москве. Он раскрылся в ходе демонтажа административной идеологии, на съезде народных депутатов СССР выступил защиту Сахарова, ввел термин «агрессивно-послушное большинство». Прошло 20 лет, легендарный ректор историко-архивного института, гуманитарного университета, блестящий историк превращается в изгоя. Недавно Кировский райсуд Омска признал его очередную концептуальную статью о русском либерализме экстремистской, подлежащей запрету. Для меня он всегда был настоящим русским символом. Таким же, как основатели татарской профессиональной музыки Виноградов и Ключарев, как историки Гумилев и Худяков, хотя последний, возможно, и не совсем русский…

Хочу, чтобы русские остались нормальными русскими. Чтобы сохранили лучшие качества – великодушие, широту, смекалку и душевность. Для этого вовсе не обязательно искажать историю, перемалывать другие народы.

И татары пусть сохранят свое лицо. Мелодичность Сайдашева, темперамент и возвышенность Такташа, терпеливость и выдержку Асхата Зиганшина (помните командира солдат, плывших в океане 49 дней?), научную пытливость Сагдеева и Сюняева, доброту Асхата Галимзянова, гибкость и неугомонность современных лидеров Татарстана.

Нужны символы, знаки, поступки, понятные всем. Особенно тем, кто обеспокоен перспективой потери самобытности своего народа. Но как непросто разобраться! И с теми, кто уже остался в глубоком прошлом, и нашими современниками. Потому что они обдуваемы разными ветрами. Ветром политики, ветром истории, ветром культуры. Ветром бизнеса, наконец. Может у кого-то совсем другое мнение? Или рыночная экономика вывела новую породу людей и учреждает новые ценности, измеряемые банковскими коэффициентами из журнала «Форбс»?

Предлагаю все это обсудить. Дегероизация опасна и безличностное, бездуховное состояние скучно.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (0) Обновить комментарииОбновить комментарии
    Оставить комментарий
    Анонимно
    Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
    [ x ]

    Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

    Это даст возможность:

    Регистрация

    Помогите мне вспомнить пароль