Общество 
4.03.2017

«Тренд, заданный Абу Юсуфом ханафизму, оказался в Средневековье доминирующим»

Рустам Батыр о лучшем ученике Абу Ханифы, предавшем учителя как мусульманского ученого

Материал первого заместителя муфтия РТ Рустама Батыра о разнообразии ханафитской традиции, появившийся на «БИЗНЕС Online» неделю назад, получил самый широкий отклик в мусульманском мире. Наш автор продолжает разговор о наследии выдающегося Абу Ханифы. Сегодня на примере воззрений наставника и ученика — Абу Ханифы и Абу Юсуфа — он показывает, как могут побеждать средневековые интерпретации ханафитского мазхаба.

Рустам Батров на примере воззрений наставника и ученика — Абу-Ханифы и Абу-Юсуфа — показывает, как могут побеждать средневековые интерпретации ханафитского мазхаба Рустам Батыр на примере воззрений наставника и ученика — Абу Ханифы и Абу Юсуфа — показывает, как могут побеждать средневековые интерпретации ханафитского мазхаба

НЕШУТОЧНЫЙ ВОПРОС

Предыдущий мой пост о том, что ханафитская традиция многолика и в ней по-разному могут быть расставлены акценты, всколыхнул интернет. Пост активно репостился, бурно комментировался. Многие имамы Татарстана прислали сообщения со словами благодарности, а три муфтия из других регионов позвонили лично, чтобы выразить слова поддержки. При этом оппоненты не поленились написать статью со своей критикой высказанных тезисов, которая была опубликована на известном антироссийском сайте исламских радикалов. Неудивительно, что на «БИЗНЕС Online» текст попал в Топ-5 самых читаемых материалов, хотя со статьями религиозной тематики такое случается нечасто.

Казалось бы, был поднят сугубо схоластический вопрос: отличие между ханафитским мазхабом и мазхабом Абу Ханифы. Вроде бы это отвлеченный вопрос из серии «Есть ли жизнь на Марсе?». Почему же такая реакция? Ответ на самом деле прост. В поднятой проблеме мы все чувствуем куда большее, чем частный вопрос исламского богословия. В двух обозначенных полюсах мы увидели два варианта нашего возможного будущего. В одном полюсе, ассоциированном с отказом от уставных идеалов ДУМ РТ, средневековое мракобесие, обскурантизм, ксенофобия. В другом, который проистекает из следования уставу татарстанского муфтията, истина Корана, просвещение, человеколюбие. Если говорить метафорически и предельно кратко, то в возникшей дискуссии мы пытаемся определить вектор развития исламского поля Татарстана и татарского народа: ИГИЛ (организация, запрещенная в России,прим. ред.) или Иннополис. Вопрос далеко не шуточный. Поэтому он так сильно и затронул многих читателей.

ДВА УЧЕНИКА

Откуда появилась средневековая версия учения Абу Ханифы, именуемая сегодня как ханафитский мазхаб? Давайте разбираться в этом.

Историю делают люди. Если учение Абу Ханифы было сформулировано самим эпонимом мазхаба, то главным фигурантом в деле появления его средневековой версии, то есть ханафитского мазхаба, был прежде всего Абу Юсуф, один из ближайших учеников великого имама. Именно он начинает глубинную трансформацию ханафитского учения.

«Наших учеников, — сказал однажды Абу Ханифа, — тридцать шесть. Из них двадцать восемь способны к судейству, шесть способны к вынесению фетв и двое будут воспитывать судей и муфтиев». К двум последним он отнес Абу Юсуфа и Зуфара. В источниках описывается, что эти два главных его ученика часто спорили между собой. И это не удивительно: Зуфар был продолжателем методологической линии Абу Ханифы, он был ориентирован на кыяс, то есть на рациональное осмысление норм права. В то время как Абу Юсуф, хоть и числился в учениках Абу Ханифы, внутренне был ориентирован на противоположный лагерь — хадисидов, то есть сторонников формалистских подходов. Эту их особенность фиксировал в частности имам Шафии. Но еще больше о расхождении Абу Юсуфа с Абу Ханифой говорит главный труд его жизни Китаб аль-Харадж, в котором он ссылается на своего учителя только в 6% случаев, то есть все оставшееся знание он черпал из других источников.

Зуфар не мог долго противостоять Абу Юсуфу: он умер слишком рано, всего через несколько лет после ухода наставника, так и не успев написать ни одной книги. Таким образом, у Абу Юсуфа внутри школы не осталось единственного равного ему оппонента, а если сюда добавить огромные полномочия, которыми позднее наделило его государство, то становится понятно, что участь ханафитского мазхаба была предрешена. В чем именно состояла подмена в учении Абу Ханифы со стороны Абу Юсуфа, мы поговорим в следующих постах. А пока небезынтересно взглянуть на нравственные черты обоих факихов.

СКРОМНОСТЬ И СЕБЯЛЮБИЕ

Итак, перед нами две фигуры: Абу Ханифа и Абу Юсуф. Наставник и ученик. О разности характеров этих двух людей мы можем судить по двум вещам: по отношению к своим учителям и по отношению к власти, точнее, тираническим режимам того времени.

Как известно, Абу Ханифа приступил к изучению мусульманского права достаточно поздно — в 22 года. Его учителем был выдающийся иракский факих Хаммад ибн Абу Сулейман. Абу Ханифа обожал своего учителя, открывшего ему после схоластической теологии мир практического знания. «Я молюсь за Хаммада больше, чем за своих родителей», — признался он однажды. Абу Ханифа даже назвал в его честь своего единственного сына, да и внуку дал то имя, которое учитель избрал для своего ребенка. Хаммад отвечал взаимностью и любил своего лучшего ученика с такой же искренностью. «Отец! По кому Вы скучали больше всего?» — спросил как-то Хаммада после разлуки ждавший его сын. «Я ждал, что он скажет: „По тебе, сынок“, — вспоминал Исмаил ибн Хаммад, — но он ответил: „По Абу Ханифе“».

Однако в их отношениях назревал конфликт. Абу Ханифа был гением, масштабной личностью из тех, что появляются далеко не в каждом столетии. И он, конечно же, перерос своего учителя. Источники фиксируют, как в решении определенных проблем Абу Ханифа стал расходиться со своим наставником и даже вступать в споры с ним. Причем он настолько аргументированно отстаивал свою точку зрения, что учителю нечем было ответить. С каждым днем Абу Ханифу все больше начинало тяготить понимание того, что, оставаясь в роли ученика, он лишь даром теряет время. И через десять лет обучения Абу Ханифа окончательно понял это. «Я почувствовал в душе стремление руководить, — вспоминал позднее Абу Ханифа, — И захотел отделиться от Хаммада и основать свой собственный кружок. И вот однажды вечером я вышел и решил, что так и поступлю, но, войдя в мечеть и увидев его, понял, что негоже оставлять его, подошел и сел вместе с ним». В конечном итоге Абу Ханифа клянется себе, что не оставит наставника до тех пор, пока смерть не разлучит их. Это было невероятно волевое решение. Умение преодолеть свой эгоцентризм дается не многим, но Абу Ханифа как никто другой обладал этой колоссальной внутренней силой. Факт остается фактом: еще целых восемь (!) лет он провел в тени того, о ком сейчас вспоминают лишь в его связи. После чего волею Всевышнего сам встал во главе иракской школы мусульманских правоведов. «Кто желает руководить прежде времени, навеки пребудет в унижении!» — говорил он позднее своим ученикам.

Проходит время. История повторяется. Только теперь в роли учителя сам Абу Ханифа, у которого также есть одаренный ученик — Абу Юсуф. Однажды, пишут источники, Абу Юсуф сильно заболел, и Абу Ханифа, навещая его, как бы невзначай обронил: «Если умрет этот юноша, то на земле не за кем будет следовать». Это придало сил больному, и он вскоре выздоровел. Однако «после таких слов мнение Абу Юсуфа о себе возросло, — продолжают средневековые биографы, — и к нему стали наведываться знатные особы, он решил проводить собственные правовые собрания и стал меньше посещать занятия Абу Ханифы. Имам спросил у своих учеников, что с ним случилось, и ему обо всем рассказали». Тогда Абу Ханифа отправил к нему заранее подготовленного человека с каверзными вопросами. Как ни пытался Абу Юсуф ответить на них, у него ничего не получилось. Самовлюбленный факих понял, что это наставник подослал ему человека. И тогда, осознав свою ошибку, Абу Юсуф, словно блудный сын, вернулся к учителю. «Я пытался сушить незрелый виноград», — грустно сказал он, признаваясь в грехе гордыни и преждевременных устремлениях. «Кто думает, что ему уже не нужно учиться, пусть оплакивает себя!» — тихо заметил учитель.

УЧЕНЫЙ И ВЛАСТЬ

Другой вопрос, по которому мы можем понять, насколько разными людьми были Абу Ханифа и Абу Юсуф, — это вопрос отношения к власти, которая в те времена, скажем прямо, была далека от современных стандартов социального и демократического государства. Абу Ханифа обладал колоссальным авторитетом в народе. Поэтому обе правящие династии, которые он застал в своей жизни — омейяды и аббасиды, в равной степени хотели привлечь его на свою сторону. Но Абу Ханифа был непреклонен: он никогда не алкал никаких официальных должностей и всегда хотел сохранить статус независимого ученого.

Омейядский губернатор Куфы Ибн-Хубайра спросил однажды имама, почему тот держится от него на расстоянии. «Ломоть хлеба, чаша воды и рваная одежда в спокойствии лучше роскошной жизни, после которой наступит сожаление», — ответил ученый. Губернатор не стерпел подобной дерзости. Он заточил ученого в темницу и приказал высечь. С мужеством, достойным восхищения, Абу Ханифа противостоял воле тирана. «Как он может желать, предписывая кровь человеку, рубить ему шею, и чтобы я ставил под сим печать? Клянусь Богом, я никогда не сделаю этого!» — говорил Абу Ханифа, объясняя причину отказа от должности придворного судьи. Ибн-Хубайра пригрозил смертью непокорному ученому. «Так это будет лишь одна смерть!» — отреагировал Абу Ханифа. Ученого снова высекли. Но он держался не как осужденный: «Подумай о своем положении перед Богом, — бросил имам своему мучителю, — оно будет более унизительным, чем мое перед тобой! Ты не сломаешь меня!» Ибн-Хубайра был вынужден отступить. Спасаясь от его преследований, Абу Ханифа в конечном итоге эмигрирует в Хиджаз, по одной из версий, на шесть лет, вплоть до прихода к власти аббасидов.

При аббасидах история повторилась. Халиф Мансур также пытался склонить его к государственной службе. Но ученый вновь остался непреклонен. «Если мое решение будет принято против тебя и ты пригрозишь утопить меня в Евфрате, если я не изменю решение, — комментировал он свой отказ, — то я предпочту быть утопленным! К тому же, твоя свита нуждается в том, кто будет ублажать их перед тобой. Я не пригоден для этого». «Лжешь, пригоден!» — воскликнул халиф. «Вот ты и сам постановил за меня. Как же ты можешь назначать и доверять судье, когда он — лжец?» — не растерялся ученый. Абу Ханифу бросили в темницу. Халиф пытался сломить его волю и подкупом, и розгами, но все было тщетно. В итоге великий имам так и не увидел больше белого света: он закончил свой земной путь в зиндане, будучи отравленным по приказу халифа.

Абу Юсуф в данном отношении был полной противоположностью своего учителя. Зная характеры своих учеников, «величайший имам» как-то предсказал их судьбу: кто-то подастся в науку, кто-то посвятит себя аскетизму. «А ты склонишься к мирскому», — сказал он Абу Юсуфу. Так оно и случилось. Абу Юсуф от властных должностей не только не бежал, но, напротив, всячески их вожделел. Он умудрился состоять на службе аж у трех (!) халифов. При этом он оправдывал любое их решение, ублажал любую их прихоть и каприз. Как подхалим власти Абу Юсуф стал нарицательным героем в арабской культуре. Даже в «Тысяче и одной ночи» приводится несколько историй о том, как он услужливо помогал халифу находить выход из любой ситуации. В одной из них рассказывается, что однажды халиф и визирь во время совместной пьянки не смогли поделить наложницу и в гневе наговорили друг другу лишнего. Протрезвев они поняли, что выпутаться из своих клятвенных обязательств им сможет помочь только хитроумный Абу Юсуф, которого и вызвали посреди ночи. Тот прекрасно справился со своей придворной задачей. В результате получил в награду торбу золота. «Нет пути к вере и благам мира легче и ближе, — хвастал он своим друзьям, — чем путь знания, — я получил эти большие деньги за два или три вопроса». Видимо, не без подачи Абу Юсуфа при его жизни в халифате была учреждена новая должность Верховного судьи (кади аль-кудат) с правом назначать судей на местах, что раньше делал халиф. Естественно, эту должность занял сам Абу Юсуф.

В короткой статье сложно описать все детали и привести все примеры, но и сказанного достаточно, чтобы понять, насколько Абу Юсуф изменил ключевым жизненным принципам своего учителя. Однако самое страшное было в другом: он предал Абу Ханифу как мусульманский ученый. Именно с него, облаченного высшими властными полномочиями и колосальным влиянием при дворе, начинается глубинная трансформация правовой школы Абу Ханифы, его превращение в ханафитский мазхаб. Конечно же, не все ученые в рамках ханафитской традиции отступили от идеалов Абу Ханифы, но в целом тренд, заданный Абу Юсуфом ханафизму, оказался в Средневековье доминирующим. В чем состояла сущность этой мутации, мы поговорим в следующий раз. Пока же лишь отметим, что разность в их нравственном уровне нашла отражение в том, что от них исходило: соответственно в мазхабе Абу Ханифы и ханафитском мазхабе. Вот почему мы все должны поддерживать ДУМ РТ в его стремлении следовать своим уставным требованиям и стоять на страже именно учения Абу Ханифы, а не средневековых интерпретаций ханафитского мазхаба, хотя это и не всем нравится. От этого зависит не только будущее мусульманской уммы, но в определенном смысле и будущее страны!

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (103) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
4.03.2017 12:31

Интересно узнать, какое у него исламское образование.
И есть ли оно вообще? Ведь чтобы рассуждать на подобные темы это необходимо!

  • Анонимно
    7.03.2017 20:09

    Правильно пишет Батров, поддерживаю

  • Анонимно
    7.03.2017 10:37

    Может кто скинуть ссылки на источники слов Абу Юсуфа и Абу Ханифы, которые были использованы в данной статье?

    • Анонимно
      13.03.2017 08:38

      "Вероубеждение имама Ат-Тахави", издательство Рисале, 2011 г., Нижнекамск. Перевод Рамиля Юнуса.
      В этой книге приведены многие высказывания Абу Ханифы и Абу Юсуфа и источник этих высказываний.

    • Анонимно
      7.03.2017 12:21

      Смотрите в книге Рустам Батыра.

  • Анонимно
    6.03.2017 14:21

    Рустам хазрат явно что то затеял, начал показывать свое истинное лицо. Он и раньше этим занимался, но только в определенных, узких кругах. Сомнения на счет существования Бога, доказательства о Его несуществовании, правдоподобность теории Дарвина и др. Только враги ислама могут заниматься такими вбросами. Сравинвая его с учителем и наставником Тавфик Ибрахимом, можно понять что о ндаже превосходит своего учителя. Учитель открыто не прикрывается исламом, он ученый, профессор. А ученик может надеть чалму, чапан, тем самым показывая свою "набожность", и выступает не просто как заместитель муфтия, но и как его "соратник". Хотя разница между ними, как между небом и землей. Думаю это не последний его вброс, он на такое ещ способен!!!

  • Анонимно
    6.03.2017 13:30

    Похоже на манипуляцию.

  • Анонимно
    6.03.2017 08:20

    следование религии и понимание религии, обсуждение религии -насколько хватит понимание у простого обывателя, что бы не переходить на личностное обсуждение? или проще говоря - а зачем козе баян? Повторить или копировать Валиуллу хазрата или былых предшественников - так это надо быть по силу духа такими же как и они- быть муштахидами, как они быть и не от слова а к делу переходить и знания хотя бы в массы нести, допустим лекции проводить, уроки - там где это нужно, где имамов не хватает, учителей, а не само пиратством заниматься. Я вообще считаю, что надо слишком "умным" последовать примеру и как сам Абу Ханифа и тем " праведным" которые себя таковыми считают и перечисляют к нему, не помешало бы иштихад делать на пути Аллаха. Собрать в узелок свои вещи и взяв в руки руководство по жизни - священный коран, отправиться доносить слово Аллаха в массы так например туда где мечети закрыты, где медресе нет. А не доносить и стучать на друг - друга в частности на мусульман. Что посеешь - то и пожмешь! Вы сеете смуту и позорите умму Татарстана! Вы господа на сегодняшний день только - велосипед изо обрели! Займитесь делом. Берите пример с Джалиль хазрата - который ввел в Балтасмском районе в школах основы Ислама. Который ездит и работает и само пи аром не занимается. Проводит халяль сабантуй! А Вы стесняетесь своей религии, боитесь сказать и что либо сделать, без согласования. Это еще раз показывает и доказывает что вы - не рабы Аллаха, а рабы денег и боитесь и держитесь не за вервь Аллаха - а за свое место. Поэтому у Вас и нет единства и не будет, пока Вы не станете на прямой путь!

  • Анонимно
    5.03.2017 18:17

    Почитайте в интернете книгу имама Абу Ханифы «Аль-Васыя» с комментарием на сайте "Даруль фикр". Я думаю будет полезно ин ша Аллах.

  • Анонимно
    5.03.2017 10:25

    если учесть, что религия это форма спящего сознания, то значит нужно разбудить и всех служителей дум от. нужен собор лет на десять, что бы понять все главы Корана.многое объясняется через русский язык.остальнон через арабский.наиболее успешно эту работу проделал н.н.вашкевич.симия многое объясняет.третий завет был дан на языке оригинала-арабском.Батров об этом хорошо знает.

    • Анонимно
      6.03.2017 05:01

      Я вот запутался немного, - подскажите мне, кто были, всё-таки, первые люди, - древние укры, или древние русы?

  • Анонимно
    5.03.2017 10:12

    то то что все термины Ислама объясняются через русский язык показал н.н.вашкевич. но и чисто по написанию букв например Аллах то тоже понятно,что это соеДИНение верха и низа. по сути это тоже самое,что и другие верования или религии. все происходит из Инь и ян, то есть Вселенский Разум соотворил небо и землю,то есть дух и материю.уроки матеральные мы проходим на земле.религия дает подходы для изучения мира духа или мира прави.инструмент здесь один-ум наш. если подходить с Разумом-единым умом, то становиться ясно, что действительно Аллах находиться рядом с соленой артерий.

  • Анонимно
    5.03.2017 09:06

    Батров делает революцию, которая давно назрела. Хотелось бы узнать у него как непредвзятого исследователя истории жизни Абу Ханифы, на самом ли деле Абу Ханифа обучался у Джаффар ас-Садыка, основателя джафаритского шиитского масхаба, или это выдумки. И был ли Абу Ханифа приверженцем Зейда ибн Али, последователи которого стали шиитами-зейдитами.

  • Анонимно
    5.03.2017 07:59

    Батров интересный собеседник, наталкивающий на размышления. А бредовые комментарии вроде "а имеет ли он право...", " а придерживается ли он сам..." и т.д. радикальны, авторитарны и примитивны. Покупая хлеб в магазине, вы же не спрашиваете: "А какой национальности пекарь? А руки были помыты перед выпечкой?"
    Батров выдаёт хорошее раскрытие тем, уникальное видение явлений. Думаю, он не нуждается в пастухах с нахмуренными бровями.
    "Борода не та...". Ваш комментарий достоин только улыбки и молчания. Продолжайте считать бородавки на лице ваших оппонентов. Критерии оценки сознания по форме бороды сравнимы с рассматриванием задницы для определения кариеса на зубах.

  • Бвтыр молодец! Он прогрессирует! Он вырастает из штанишек когда предлагал на судей одевать чалмы,а но военных женщин одевать хиджабы! И последними статьями камня на камне не оставляет от последователей ханафитского масхаба, от мракобесов чалманосцев тянущих нас татар в средневековое невежество толкователей семитских религий! И хотя Батров не порывает окончательно с Исламом,но его мысли похвальны хотя бы тем,что у него есть последователи и защитники в Умме,что дает надежду что Халифат и запрещенный игил в нашей республике не наступит,хотя есть силы в республике,кто создает проблемы с Татфондбанком и строят академии в будущем рассадник экстремизма последователей мусульманских учений с автоматами в руках и поясами шахидов на животе в борьбе с прогрессивными государствами и неверными жителями планеты!

  • Анонимно
    5.03.2017 07:04

    вот-вот "вера в сердце у каждого" ! дык сомнения у вас от этого, батенька... мунафики или двуличные именно так и утверждают...тут уж рукой подать и домушрикизма, то есть неверия в единого АЛЛАҺА С.Т.
    у нас есть ужеевроисламисты, которые против пятикратного намаза,они довольствуются только разовым. Ну а насчет спорщиков кадими и джадиди итог вам известен как одни, так и другие оказались в гулаге ,а там больно то не поспоришь. Учи матчасть!"

    • Анонимно
      5.03.2017 09:10

      "Благодаря" мурджитам (те, которые верят в сердце) современные татары и оказались в плачевном состоянии.

      • Анонимно
        5.03.2017 14:28

        Те, кто верит "в сердце" - еретики, а не мурджиты. Мурджиты лишь призывали таких, как Вы, не такфирить всех тех, кто вам не нравится.

  • Анонимно
    5.03.2017 00:44

    Абу Ханифа в конце жизни отказался от некоторых своих мышлений. А его последователи. Видя что Абу Ханифа встал против них, назвали Абу Ханифу как сошедших с ума..
    Тоесть им не выгодно стала новая позиция Абу Ханифы.
    Сегодня есть секты так например Суфисты прикрываются Абу Ханифой, называя себя ханафитами.
    АБУ ХАНИФА и те ханафиты которые есть сейчас совершенно разные люди...
    Абу Ханифа говорил Борода фарз. Запрещено сбривать бороду.... А современные ханафиты сбривают на голо.. Да ещё и усы отращивают.
    А приказ пророка для мужчины окрашивать бороду и соперничать усы. Этого же мнения был Абу Ханифа.
    А посмотрите на автора статьи... Где его борода? Какой-то он странный ханафит...

    • Анонимно
      5.03.2017 17:38

      А в чем грех, если сбриваешь бороду?

    • Анонимно
      5.03.2017 14:26

      он не говорил, что борода - фарз. ссылку дайте на ханафитские канонические источники, плс.

  • Анонимно
    4.03.2017 22:13

    Спасибо Рустаму Батрову, что затрагивает такие важные для уммы темы. Его критикам ответил бы так:
    1. Не согласен, что критически важные вопросы должны обсуждаться в кругу ученых и не выноситься на общий совет. Никакой смуты это не вносит. Наоборот - это "масонский" принцип управления- знание для избранных. Любые вопросы доступны для всех, так как истина (Хак - Истина одно из имён Всевышнего) доступны для всех.
    2. Читая Батрова соглашусь, что современный ислам безнадежно устарел. Мне как мусульманину многое тоже в нем кажется дикостью. В чем причина? Как я понимаю, вера - она сидит у нас в сердцах, Всевышний разговаривает с каждым из нас на его же языке плюс языком жизненных обстоятельств. А формы ислама, сильно арабизированные и застывшие в Средневековье, уводят от Всевышнего в обрядность и загадочность. Но не приблилмжают к нему. Батров пишет тоже самое, как мне кажется, но он раскрывает и причину этого - ложные застывшие формы мазхабов. То есть нужно вернуться к Корану, Пророку, Абу Ханифе. То есть первоисточникам.
    3. Предлагаю уйти от того, почему автор пишет свои статьи. Мне кажется, они искренни. Наболевшее. Меня давно смущают наши чалмосцы. Я то же за передовой Татарстан, за Иннополис и Самрт сити, которые могут построить только думающие люди. Люди верующие, но со здравым смыслом.
    4. Вспомнилось про спор кадимистов и джадидов. Видимо, в мире ислам тоже требует нового обновления. И тут татары могут сказать своё слово. Именно в этом контексте поддерживаю Батрова как человека думающего и переживающего. Такой именно ислам есть противоядие радикализму.
    Сомневающийся татарин

    • Анонимно
      5.03.2017 09:07

      У вас каша в голове. Идти по пути Пророка и модернизировать Ислам - это взаимоисключающие параграфы.

      • Анонимно
        7.03.2017 23:48

        если не идти по пути Пророка, то нужно жечь лучины, и ездить на верблюдах.

  • Анонимно
    4.03.2017 20:44

    Почему вдруг Батров начал писать про эту тему? Потому что первым замом хотят поставить Р.Валиуллина, который отличается своим фанатизмом в следовании ханафизму и отстаивает интересы средневекового мракобесия

  • Анонимно
    4.03.2017 20:29

    Пусть лучше Батров ответит на один простой вопрос, как ярый защитник Абу Ханифы. Как известно, в Татарстане продвигается такое мнение: мусульманин- ханафит в фикхе, матуридит в акыде. Собственно вопрос к Батрову: разве Абу Ханифа тоже был матуридитом в акыде, ведь Аль-Матуриди родился через 100 лет после смерти Абу Ханифы?

    • Анонимно
      5.03.2017 14:30

      тогда Вам вопрос: а что Вы знаете об акыде Абу ханифы?

  • Анонимно
    4.03.2017 17:52

    интресно а сам Батров до этого все таки чему следовал и следует учению Абу Ханиф или ханафиского мазхаба? это касается всего и в акыде и в фикхе?

  • Анонимно
    4.03.2017 15:30

    Во первых подобные разногласия среди ученых обсуждаются в узком кругу, среди знающих, а не так как это делает батров, так как это приводит к смуте и сомнениям среди людей, что уже наблюдается в комментариях
    Во вторых чтобы обсуждать подобные разногласия надо иметь уровень знаний подобно этим учёным, а не уровень автора статьи
    В третьих автор статьи может соглашаться с мнением абу юсуфа или не соглашаться, но никто ему не давал права переходить на личность ученого, обсуждать недостатки и тому подобное, это запрещено тем более когда говорят об ученном

  • Анонимно
    4.03.2017 14:52

    Почему духовенство РТ не реагирует на высказывания автора данной статьи?

  • Анонимно
    4.03.2017 14:18

    Рустам хазрат что-то очень мягок в своих формулировках. Вот как пишут об Абу Юсуфе другие ученые:

    Зависть, соперничество, опасение потерять место придворного судьи подталкивали Абу Йусуфа и к неблаговидным поступкам — проявлениям коварства, хитрости, обмана. Как-то Харун ар-Рашид, прослышавший о достоинствах Мухаммада аш-Шайбани (привлекательность, остроумие, красноречие, великолепное знание ал-фикха), повелел Абу Йусуфу доставить аш-Шайбани к нему, чтобы лично пообщаться с ним. Абу Иусуф, опасаясь, что халиф пленится обаятельным молодым человеком и оставит его самого, попытался помешать этой встрече, сказав, что Мухаммад аш-Шайбани действительно красноречивый факих, но он не подходит для участия в халифских «собраниях» (маджлис), поскольку страдает недержанием мочи. Однако халиф настоял на своем, сказав, что если Мухаммаду нужно будет выйти, пусть он встанет. И тогда Абу Йусуф пошел на хитрость. Передав Мухаммаду приглашение халифа, он сказал ему: «Ты не знаешь дворцового этикета (адаб) общения с халифом, поэтому, как только я дам тебе знать, ты встань и выйди». Во время беседы сердце халифа было покорено миловидностью, обаянием и красноречием Мухаммада, но в самый момент очарования халифа Абу Йусуф, почувствовав это, сделал знак рукой Мухаммаду, и тот встал и вышел. И тогда халиф согласился с Абу Йусуфом, высказав, однако, сожаление.

    Эта история имела последствия. Узнав о коварстве Абу Йусуфа, Мухаммад аш-Шайбани проклял его, призвав Господа не отпускать Абу Йусуфа из этого мира, пока тот не испытает того, что он приписал Мухаммаду (недержание мочи). И как свидетельствует автор сочинения, Господь услышал мольбу Мухаммада. Однажды, будучи уже в преклонном возрасте, Абу Йусуф, находясь с халифом в Мадрасе ал-‘Аммарийа, почувствовал сильную нужду, но, стыдясь халифа, терпел, пока не лопнул его мочевой пузырь, отчего и умер. Халиф, узнав о причине смерти Абу Йусуфа, будто бы сказал: «Если бы я знал об этом, я позволил бы ему помочиться мне в подол» (рук., с. 194/214-27).

    http://www.orientalstudies.ru/rus/images/pdf/PPV_2008_1-8_12_prozorov.pdf

    • Анонимно
      5.03.2017 15:20

      поясните, пожалуйста: как может ненависть к Абу Юсуфу помочь сейчас ханафитскому мазхабу?

      • Анонимно
        5.03.2017 18:25

        А что правда ханафитскому мазхабу не нужна?

        • Анонимно
          7.03.2017 23:47

          правда им точно не нужна, от правды больно

          • Анонимно
            8.03.2017 11:57

            ну-ну. сотни лет "правда" всех устаривала, а тут, видите ли, перестала устраивать:)

        • Анонимно
          7.03.2017 16:52

          говорить об ученых в таком тоне может только такой жеученый. Вот это правда.

  • Анонимно
    4.03.2017 14:16

    Вам не кажется странным то, что администрация ДУМРТ в лице Самигуллина ни как не комментирует данные статьи своего зама?

  • Анонимно
    4.03.2017 13:44

    Чувствуется, что тролли от лагеря мракобесов набежали: весь разговор переводят на личность Батрова, вместо того, чтобы обсуждать его тезисы и факты, описанные им.

    • Анонимно
      5.03.2017 08:14

      они же "уччченые", не стоит удивляться. как правило дремучие, и наглые. знаний нет, здравого смысла нет, но есть большое самомнение.

    • Анонимно
      5.03.2017 00:57

      То, что начали обсуждать личность Батрова - не случайно. Многие знают его лично и по нескольку лет. Разве у людей не должно быть информации и про Ярославль и про РИУ? Такие сейчас времена. И люди имеют право анализировать, как связаны дела человека и тексты из-под его пера.

  • Анонимно
    4.03.2017 13:39

    Сталина на них нет. Хотят просветающий татарстан превратить в Ливию или Аравию.есть вера в бога.а есть вера Богу.нам нужно туда двигаться.

    • Анонимно
      4.03.2017 18:49

      Татары сейчас превращаются в то, о чем Сталин и не мечтал. Менять нужно что-то однозначно.

  • Анонимно
    4.03.2017 13:02

    После сюжета про Диану Шурыгину рейтинг программы "Пусть говорят" зашкалил. тут тоже самое) Пока "пипл хавает", уважаемый, автор этих двух статей, продолжит "выносить ссору из избы". Совершенно непонятно, чего этими статьями добивается автор: самопиара или дискредитации мазхаба. Между людьми всегда есть различия, Абу Ханифа и Абу Юсуф не являются исключением. Именно должность Кады аль-кудат, во многом способствовала распространению учения Абу Ханифы. Батров, подумайте над этим.

  • Анонимно
    4.03.2017 12:39

    Мне довелось ознакомиться с одним средневековым трактатом по фикху, в котором части приводились ссылки на Абу Ханифу и Абу Юсуфа. Я был удивлен, что в самых простых вопросах, формата "это - белое, а это - черное" Абу Юсуф с фанатичной упертостью опровергал своего учителя, доказывая, что черное - это белое, и наоборот. Уже этого факта достаточно, чтобы понять, насколько далеко от традиций Абу Ханифы ушел мазхаб, основателем которого он считается. Рустам-хазрат - спасибо за разъяснения!

    • Анонимно
      5.03.2017 14:36

      У Вас странное понимание дискуссии. Учителя дискутировали со своими учениками и наоборот, ученики с учителями. Это не считалось чем-то зазорным. Мне видится проблема в другом: как известно, мнение Абу Ханифы приоритетно в вопросах ритуальной практики, Мухаммада - в области взаимотношений между людьми, а Абу Юсуфа - в вопросах судебного производства. Это все - ханафитский мазхаб. Так что предлагает уважаемый Рустам? Пользоваться мнением других ученых в судебной практие? Пусть приведет примеры:)

      • Анонимно
        7.03.2017 07:10

        Он предлагает отвергнуть таклид и выдает это за мазхаб Абу-Ханифы. Это замаскированная пропаганда "салафизма" и призыв не следовать мазхабам.

        • Анонимно
          7.03.2017 23:46

          следовать мазхабам или нет? ответ нужно искать в Коране. а там про мазхабы ничего нет. Напротив, не разрешается разделяться

          • Анонимно
            8.03.2017 11:34

            мазхаб - мнение. у всех сподвижников был свой "мазхаб". Они шли против Корана, да?:) Коран запрещает разделяться на почве расхождениях во мнениях, а не расходиться во мнениях.

      • Анонимно
        6.03.2017 11:13

        Дискуссии, кстати, в Исламе справедливо считаются богоугодным делом. Раньше во всех медресе преподавали предмет "моназара" - искусство дискуссий. А также преподавали предмет "мантыйк" (логика).

    • Анонимно
      4.03.2017 19:17

      ну и что означают эти минусы? сколько бы их ни было, они не могут отменить истинного положения дел.

  • Анонимно
    4.03.2017 12:13

    Мазхабы, Ханифа или Юсуф... Все это сплошная демагогия. Вот Абу Ханифа умер в зиндане за то что пошел против государства. А вот сможет ли Батров пойти против государства ради своих принципов, сесть в тюрьму по экстремисткой статье, например? Однозначно - нет! Батров первый найдет оправдание любому поступку государя. Потому ислам по-Батрову это приспосабливающийся ислам, ислам на службе у государства, в противоположность исламу активному, исламу подстраивающему общество под себя, исламу не заискивающему перед государством. Почему скоро Европа станет мусульманской? Потому что мусульмане переселяющиеся туда "радикальны", они не собираются подстраиваться под европейские порядки, напротив они будут европу подстраивать под себя! В этом и суть борьбы народов и цивилизаций: кто более "радикален" в отстаивании своих интересов, тот и побеждает.

    • Анонимно
      5.03.2017 14:49

      И что радикального предлагают мусульмание-беженцы? Они разве с кем-то борются? Вовсе нет: им нужно лишь пособие.

    • Анонимно
      4.03.2017 12:35

      Если точнее, то Абу Ханифа не подчинился требованию повелителя стать судьей. Ни о каком радикализме речи не идет.

      • Анонимно
        4.03.2017 12:42

        радикализм в скобках, если вы заметили. Речь идет о неподчинении воле государства. Радикал — сторонник радикализма, то есть бескомпромиссный выразитель каких-либо взглядов, как правило — связанных с глубокими преобразованиями в общественном устройстве. По этому определению любой верующий мусульманин подпадает под это определение. Требуешь изменить законы государства ради своих религиозных принципов - значит ты "радикал". Требуешь права носить платок и противостоишь мнению государства? "Радикал"

        • Анонимно
          4.03.2017 15:06

          Неправильно. В этом случае ты не радикал. Ты заявляешь о своих требованиях демократическим путем. А вот если ты угрожаешь или поступаешь криминальным путем, ты радикальный элемент, преступник.

    • Анонимно
      4.03.2017 12:34

      Ислам не подпадает под понятия : радикален, не радикален.
      Законы природы, например, закон гравитации: не радикален, и не нерадикален.
      А законы природы и общества-все от Аллаха.
      А радикальный человек будет отвечать по законам общества. " Радикальный мусульманин", скорее всего, не мусульманин, а человек преследующий свою цель, свою выгоду.

    • Анонимно
      4.03.2017 12:25

      Вот именно с такими, как вы, и борется Батров.

      • Анонимно
        4.03.2017 13:02

        Борется??! Не смешите тапочки! Борется он за место под солнцем

      • Анонимно
        4.03.2017 12:53

        Когда предки современных цивилизованных европейцев-племена варваров- ворвались в земли Римской империи, на них тоже смотрели свысока. В итоге "варвары" уничтожили классический Рим... Христианство, последователей которых вешали римские императоры, захватило всю территорию империи...Случилось бы все это, если бы "радикальные" христиане не умирали ради своей веры? Человек готовый умереть ради своих идеалов всегда победит того, кто к этому не готов

  • Анонимно
    4.03.2017 11:51

    Батыр в своих статьях начал ссылаться уже на сказки "1000 и одной ночи". Что характерно.

  • maximteregul
    4.03.2017 11:48

    Батров, скорее всего светский ученый пишущий на исламские темы, а не теолог(богослов).

    • Анонимно
      6.03.2017 16:59

      Батров скорее всего и вовсе не ученый. Поэтому может писать все что угодно.

    • Анонимно
      4.03.2017 19:15

      даже если Батров светский ученый (хотя это не так), его статус мусульманина позволяет ему выражать свое мнение относительно положения дел в исламе.

    • Анонимно
      4.03.2017 12:31

      Интересно узнать, какое у него исламское образование.
      И есть ли оно вообще? Ведь чтобы рассуждать на подобные темы это необходимо!

      • Анонимно
        4.03.2017 16:29

        Исламское образование. Отлично пошутил.

      • Анонимно
        4.03.2017 13:16

        у аль-Багдади религиозное образование, и у Ибн Ладана, а также у муфтия Иерусалима 30-40-гг ХХ в., который отлично ладил с Гитлером.

      • Анонимно
        4.03.2017 12:48

        Исламский колледж, вроде...

  • Анонимно
    4.03.2017 10:54

    М-да, про Абу Юсуфа это жесть, конечно. Но большинство мулл всегда были такими.

    • Анонимно
      4.03.2017 12:17

      Вы так легко доверились инфо от Батрова?

      • Анонимно
        4.03.2017 12:29

        А Батров таки прав. По-крайней мере ученые на основе исторических рукописей рисуют не менее ужасающий портрет Абу Юсуфа. Он был коварным мерзавцем, интриганом. Мухаммад аш-Шейбани, другой ученик Абу Ханифы, оказывается, проклял Абу Юсуфа. Вот почитайте здесь почему. Ужаснетесь.

        http://www.orientalstudies.ru/rus/index.php?option=com_publications&Itemid=75&pub=1269

        • Анонимно
          4.03.2017 12:47

          Предпочитаю получать знания из канонических источников, а не инфо из малоизвестных источников в интернете

  • Анонимно
    4.03.2017 10:46

    Получается, что 1300 лет мусульмане жили не правильно, не следовали фикху Абу Ханифы, а великий Батров решил исправить эту досадную ошибку.
    Да и описание Абу Юсуфа соответствует ДУМ РТ и им ближе позиция Абу Юсуфа нежели Абу Ханифы, уж не говоря про позицию "современных стандартов социального и демократического государства", для которых ДУМ, также как и РПЦ это инструмент для утверждения своей власти и независмых факихов они не потерпят - их ожидает судьба Абу Ханифы.

    • Анонимно
      4.03.2017 12:56

      То, что мусульмане "1300 лет жили" неправильно отлично подтверждается тем, где они оказались в итоге, а именно: под властью западных колониальных держав.

      • Анонимно
        5.03.2017 21:41

        тогдла ты вступаешь в противоречие с достоверным хадисом пррока: моя умма н есоберется на заблуждении! под уммой имеется в виду большинство мусульман, а твое утверждение это вызов иджме ханафитских ученых за 1300 лет. эти слова могут повлечь выход из ислама, поэтом упоосторожнее нужно быть с самолюбованием своей железной логикой

  • Анонимно
    4.03.2017 10:23

    правильное понимание смысла творца изложенного в 3 книге завета в Коране можно объяснить только с помощью языков РА. по сути это соеДИНение мужского и женского начал в природе.

  • Анонимно
    4.03.2017 09:13

    Экиэттэ кунакта.

  • Анонимно
    4.03.2017 08:47

    Превосходная статья! Очень познавательно. Рустам хазрат, Вам надо книгу писать. Думаю, многим она полезна будет.

    • Анонимно
      4.03.2017 22:42

      Однобокая статья. Как можно хаять Абу Юсуфа, не изучив его досконально? Как можно рассуждать о мусульманском ученом, не зная его книг? Очень много берет на себя.

    • Анонимно
      4.03.2017 09:32

      У него уже есть книгу про Абу Ханифу

  • Анонимно
    4.03.2017 08:47

    навязывать всем (в уставном порядкуе!!!) одну мазхабитскую доктрину (мономазхаб) - не только нонсенс, но грех (с позиции самого Абу Ханифы) и всех ученых-основателей мазхабов (правовых школ).

    • Анонимно
      4.03.2017 12:16

      Очень удобно сейчас манипулировать именем Абу Ханифы в говорильне про ханафитский мазхаб. Никто слова против не скажет. А на малоизвестного Абу Юсуфа можно лить сколько угодно.

      И самое важное - подкрепить свои "доводы" словами о том, что на кону будущее страны.

      Особенно важно это сделать перед грядущими выборами.

      • Анонимно
        4.03.2017 12:35

        вы слышали хоть одно высказывание Батрова в защиту мусульман, но при этом против государства? Конечно, нет. И он еще выставляет себя настоящим последователем Абу Ханифы в противоположность "предателю" Абу Юсуфу.

        • Анонимно
          4.03.2017 13:14

          а почему что-то в защиту мусульман обязательно должно быть против государства?

        • Анонимно
          4.03.2017 13:10

          Он за хиджабы вступался не раз. Самигуллин только после Кадырова поддержал мусульманок Мордовии, а Батров сразу.

      • Анонимно
        4.03.2017 12:29

        Абу Ханифа не "вышел против государства"

  • Анонимно
    4.03.2017 08:43

    Снова замкнуло.

    • Анонимно
      4.03.2017 10:01

      в ДУМ РТ многих частенько замыкает... особенно руководство

  • Анонимно
    4.03.2017 08:36

    Никогда не думал, что такие проблемы всерьез будут обсуждаться в 21 веке. Тоже самое, что, к прмеру , выяснять были ли ,Коссой и поп Сильвестр еретикаи или святым для РПЦ. ХОРОШО И ВОЛЬГОТНО ЖИВЕМ ЭФЭНДЕ и ГОСПОДА, ТУКАЯ НА ВАС НЕТ, увы в Союзписе РТ , такие больше не водятся.

  • Анонимно
    4.03.2017 08:32

    Вот что сказал Абу Ханифа своему лучшему ученику и последователю Абу Юсуфу: "Горе тебе, о Абу Юсуф! Н езаписывай все что ятебе говорю! Ибо я сегодня говорю одно, а завтра скажу об этом другое, а послезавтра - третье". Т.е. ученый призвал своего ученика не следовать слепо в религии (призвал против таклида - слепого следования авторитетам). Батров насаждает учение Абу Ханифы (призывает к таклиду за этим ученым). Это противоречит не только Корану, но и учению самого Абу Ханифы.

    • Анонимно
      4.03.2017 08:58

      Он не насаждает, а защищает учение Абу Ханифы. И это намного лучше чем то мракобесие, которое пропогандируют иные муллы.

      • Анонимно
        4.03.2017 09:39

        Батров хотя бы сам придерживался одного массажа
        , ведь борода у него как по масхабу Шафии. Внешний даже не соответствует своим словам, а то что внутри. ...

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль