Общество 

«Вечна ли Вселенная?»

Рустам Батыр
2017-04-15 08:19

Первый заместитель главы ДУМ РТ Рустам Батыр продолжает на «БИЗНЕС Online» свой цикл просветительских статей на актуальные темы жизни мусульманской уммы. Сегодня в центре его внимания вопрос: совместимы ли религия и наука? Наш автор дает положительный ответ, подкрепляя его идеями знаменитых татарских богословов.

Рустам Батыр Рустам Батыр

ВОПРОС О ВЕЧНОСТИ МИРА

Вопрос, вынесенный в заголовок поста, кому-то может показаться странным и уж совсем отвлеченным от реальной повседневной жизни. Между тем когда мы рассуждаем о том, совместимы ли религия и наука, то разобраться в этом можно лишь на примере таких вот конкретных вопросов. А это, в свою очередь, позволит нам понять, какое будущее ждет наше общество, где религия сегодня возрождается семимильными шагами.

Мусульманские проповедники любят повторять — и я с ними тут полностью согласен, — что ислам и наука неразрывны. Правда, когда дело доходит до конкретики, это становится не так уж и очевидно. Например, современная наука утверждает, что многообразие форм жизни появилось на земле в результате эволюции. С открытием генетики данный тезис стал просто неоспоримым. А что говорят наши проповедники? Эволюция — выдумка. Ложь, навязываемая миру, чтобы скрыть от людей правду о Боге. И это при том, что именно мусульмане в древности придерживались эволюционных воззрений. Не случайно, когда Дарвин представил в христианском мире свои идеи, оппоненты, как, например, Уильям Дрейпер, стали упрекать его в том, что он проповедует им магометанскую по своей сути теорию.

Вопрос о вечности Вселенной из той же серии. Это лакмусовая бумажка того, готово ли религиозное сообщество ислама принять науку не только на словах, но и на деле. Сегодня многие, если не сказать подавляющее большинство мусульман, ухватились за теорию Большого взрыва как за неопровержимый, с их точки зрения, аргумент в пользу того, что Вселенная конечна во времени и возникла в результате акта Божьей воли. Однако они забыли учесть, что наука не занимается Богом и теория Большого взрыва совершенно о другом.

Во-первых, за Большим взрывом может последовать Большое сжатие, в результате которого Вселенная утрамбуется обратно в точку сингулярности, после чего случится новый Большой взрыв. С этой точки зрения, мы имеем дело с пульсирующей Вселенной, где Большой взрыв — не единичный случай в ее истории, а периодически повторяющееся событие. Во-вторых, больших взрывов может быть много и по другой причине. Есть теории, согласно которым, Больший взрыв, рождающий очередной самодостаточный мир, происходит постоянно как результат квантовых флуктуаций (да простят меня ученые). С этой точки зрения, мы имеем дело с пузырящейся Вселенной, в которой больших взрывов, происходящих прямо сейчас, бесчисленное множество.

Другими словами, теория Большого взрыва не снимает с повестки дня древний вопрос о вечности Вселенной. Судя по всему, люди будут над ним биться вечно. Но есть ли в арсенале исламского богословия идеи, которые бы позволили принять в этом вопросе не распространенную ныне, а противоположную точку зрения, т. е. признать, что мир был вечно?

ДОГМАТ, КОТОРОГО НЕТ

Для начала обратимся к классику татарского богословия Шихабутдину Марджани. Его авторитет как религиозного ученого вряд ли сегодня может кто-то поставить под сомнение. И дело даже не в этом. Марджани — плоть от крови исламская традиция. Он мыслил только в рамках нее. При этом, как указывал другой известный исламский богослов татарского народа Ахмад-Хади Максуди, «в вероубеждении он не был ашаритом, матуридитом, мутазилитом или шиитом, а был Марджани».

В «ортодоксии» суннитского большинства закрепилось мнение, что мир не вечен. И чтобы никому не было повадно считать иначе, данный тезис был возведен в ранг религиозных догматов, отрицание которого приравнивалось к неверию. А в те времена факт признания человека неверным грозил ему казнью. Поэтому мало, кто осмеливался заявлять о вечности мира. Однако Марджани не был согласен с подобным положением вещей. «Как известно, в каламе говорится, что Вселенная возникла вместе со временем, — писал о его взглядах Максуди. — Марджани не соглашается с этим, по его словам, чтобы быть мусульманином, не обязательно иметь такое вероубеждение». Сам Марджани так говорил об этом: «Сотворение времени ашариты хотели выдать за религиозный постулат, в который необходимо верить, и утверждали, что именно это и подразумевали ученые, факихи и муджтахиды, говоря о сотворенности. Но это никак нельзя назвать религиозным постулатом, в который необходимо верить, потому что об этом не был ниспослан ни один аят или хадис».

Мы не будем в данной статье излагать креационизм и онтологию Марджани. Это не входит в наши задачи. Для нас важно просто зафиксировать: догмат о вечности мира не так уж и незыблем, с точки зрения исламских первоисточников и соответственно тех религиозных мыслителей, которые опирались на них, а не на сложившиеся стереотипы. Скорее наоборот. По-крайней мере, Марджани — не тот ученый ислама, чье мнение можно игнорировать.

Шихабутдин хазрат прекрасно знал, в какой фанатичной среде он жил. Поэтому свои мысли он высказывал осторожно. «По его мнению, правильно полагать, — писал в данной связи Максуди, — что материальная Вселенная вечна во времени в качестве вещества. Но в своих книгах он не пишет об этом открыто, а подает все так, чтобы это было понятно размышляющим».

Впрочем, осторожность в высказываниях не спасла Марджани от нападок. «Муллы, старшие учителя, ахуны и богачи, больше обращавшие внимание на мнение простого народа, нежели на истину, объединившись, действовали против него, — с сожалением констатировал известный татарский богослов и ученый Шахар Шариф. — Не хотели признавать Марджани <...> и при помощи всяких доносов дважды отстранили его от должности имама». Ибо «некоторые считали его, — продолжает он, — лицемером и неверным». «В последние века вошло в привычку называть „религией“ сновидения и бред ученых прошлых столетий, — объясняет причину этой травли известный религиозный деятель и ученый Хади Атласи, — Поэтому нападение Марджани на эту „религию“ было растолковано как нападение на великий ислам, ниспосланный Аллахом Его посланнику, и он был обвинен в неверии».

ПОДЛИННОЕ УЧЕНИЕ КОРАНА

Неужели Марджани был совершенно одинок в исламской традиции? Неужели, кроме него, никто больше не знал и не понимал Коран в его подлинном смысле? Отнюдь. Задолго до прихода Марджани целая плеяда исламских философов также проповедовала учение о вечности мира. Один из них — Ибн Рушд, известный на Западе как Аверроэс.

«Форма мира действительно возникшая, — писал он, — но само бытие и время длятся в обоих направлениях, т.е. бесконечны». Согласно философам ислама, каждая отдельная вещь мира бренна, она возникает и погибает. Но весь мир целиком вечен. Материя была, есть и будет. Но формы, которые она приобретает, временны. Океан вечен, волны — нет..

На первый взгляд может показаться, что подобные рассуждения — чисто умозрительные заключения, основанные исключительно на рациональных основаниях, а не на Священном Писании. Нет. Ибн Рушд настаивает на том, что именно Коран учит нас: новая единичная вещь мира возникает не из ничего, а из того, что уже было до нее. «В самом деле, слова Божьи: „И [Бог] — Тот, Кто создал небеса и землю за шесть дней и Его престол был на воде“ (11:7), — пишет он — по своему буквальному смыслу предполагает некое бытие, предшествовавшее данному бытию, а именно престол и воду, и некое время, предшествовавшее данному времени, т.е. времени, сопутствующему форме данного бытия». «А слова: „Потом обратился Он к небу, что было дымом <...> И установил их, семь небес, за два дня“ (41:11), — пишет он далее, — по своему буквальному смыслу предполагают создание небес из чего-то».

Вообще, в Коране нет ни одного места, где бы утверждалось, что Бог творит из ничего. Тот же Адам, например, был сотворен из глины. Бог всегда творит из чего-то. «В Законе нет [указаний на то], что Бог существовал вместе с чистым небытием, — фиксирует данное обстоятельство Ибн Рушд, — это не утверждается ни в одном тексте». А это в конечном итоге и указывает на вечность мира.

Но если Вселенная была вечна, то не отменяет ли такой взгляд на мир идею Бога как его первопричины? Нет. Бог остается быть Первопричиной мира, но не в хронологическом смысле, а в логическим. Он — Тот Перводвигатель, который запускает мир в движение. Тот, кто преобразовывает вечно существующую материю, т.е. придает формы единичным вещам. Иначе говоря, Он — Тот, кто творит привычный нам мир.

Вот почему Марджани заступается за философов ислама, когда некоторые теологи, как, например, Газали, обвиняют их в неверии. Более того, Марджани сам нападает на теологов, показывая, что это их мысли являются антирелигиозными по своей сути. «Потребность в Создателе они обосновывают таким примером, — пишет он, — что связь Вселенной с Творцом подобна связи здания со строителем. Но в основе этого получается, что после сотворения Вселенной потребность в Творце отпадает». Идея же Бога как Творца в вечно существующем мире подобным недостатком, ведущим к безбожию, не страдает.

«НАДО ИЗУЧАТЬ ТАТАРСКОЕ БОГОСЛОВИЕ»

Вечен мир или не вечен — над этим вопросом, стоит полагать, люди будут ломать голову всегда. Для нас важно другое. Какую бы точку зрения мы ни приняли, нельзя обвинять в неверии своих оппонентов. К этому нас, собственно, и призывал великий Марджани.

Страх быть обвиненным в неверии сковывает творческую мысль исламского мира. «Этот вопрос среди мусульманских ученых стал подлинным бедствием, — писал известный мусульманский религиозный деятель татар Кашшаф Тарджемани, — Он настолько распространился и утвердился в мусульманском мире, что лишь немногие из великих ученых, служащих религии и знанию, смогли остаться в стороне от него <... >. Вред, причиненный этим исламу, очень велик». Привычка обвинять друг друга в неверии, считал великий Муса Бигиев, стала одной из причин стагнации исламского мира. Нетерпимость к инакомыслию, вне сомнений, главная причина его упадка.

И если мусульмане хотят быть, как в прежние века, локомотивом прогресса, а не его аутсайдером, если мы действительно хотим, чтобы исламские и научные дисциплины были неразрывны, словно пальцы одной руки, нам важно понимать, что ни у кого нет монополии на истину в исламе, в том числе и в вопросе о вечном или возникшем характере мира. Вот почему сегодня для Татарстана как никогда важно изучать богословское наследие нашего народа. И важно не просто изучать, но и руководствоваться им, а также донести его до всего остального исламского мира.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (84) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
15.04.2017 11:36

Батров: "Вечен мир или не вечен — над этим вопросом, стоит полагать, люди будут ломать голову всегда."
Никадилов - лектор из «общества по распространению» (фильм "Карнавальная ночь" 1956г.): "Есть ли жизнь на Марсе? Hет ли жизни на Марсе? Науке не известно. Наука пока ещё не в курсе!"
Господин Батров, чтобы претендовать на звание современного двигателя Исламского прогресса и сравнивать себя с Марджани и Бигиевым, вам как минимум нужно подтянуть свой уровень религиозных знаний, знаний арабского и татарского языка, чтобы хотя бы уметь прочитать утверждения этих ученых.

  • Анонимно
    15.04.2017 11:36

    Батров: "Вечен мир или не вечен — над этим вопросом, стоит полагать, люди будут ломать голову всегда."
    Никадилов - лектор из «общества по распространению» (фильм "Карнавальная ночь" 1956г.): "Есть ли жизнь на Марсе? Hет ли жизни на Марсе? Науке не известно. Наука пока ещё не в курсе!"
    Господин Батров, чтобы претендовать на звание современного двигателя Исламского прогресса и сравнивать себя с Марджани и Бигиевым, вам как минимум нужно подтянуть свой уровень религиозных знаний, знаний арабского и татарского языка, чтобы хотя бы уметь прочитать утверждения этих ученых.

    • Анонимно
      15.04.2017 12:38

      Слишком много букв. А истина одна: Развитие исламского мира остановилось при отказе от ссудного процента в средние века. Это подтверждается и стагнацией Золотой Орды после хана Узбека. В этот же период Западная Европа ушла вперёд.

      Это подтверждается и последующими событиями: Бурное развитие татарского мира России , и вообще мусульман России, произошло в конце 19- начале 20 века. При подъёме капитализма в России. Мощный рывок был в создании татарской (мусульманской) буржуазии, создании образовательных комплексов, книгопечатании.

      • Анонимно
        15.04.2017 13:20

        Не по теме ответил

      • Анонимно
        15.04.2017 13:48

        Все так, но в точности до наоборот. Причина - в отказе для мусульман при этом допущении для иноверцев, которые прибрали целую отрасль к рукам и передавали ее по наследству обогащаясь на реальном секторе экономики, то есть в том, что закон работал не для всех одинаково. И вторая причина риторическая - невежды представлялись мудрецами, невежественность и темнота выдавались за свет и знание.

      • Анонимно
        15.04.2017 14:32

        просто автор этого комментария видит, к чему идет автор статей - к отказу от запрета ростовщичества, вот и высказал нам это. Мало ассимилировать народ, надо еще заставить его отдать свои денежки в руки ростовщиков

        • Анонимно
          15.04.2017 16:13

          Просто автор этого комментария и автор статьи одно лицо) Ждем от Батрова статьи "Ростовщичество - путь к прогрессу"

          • Анонимно
            15.04.2017 17:12

            Аргументируйте обратное. Только не надо тут махать аравийскими монархиями. Они давно уже филиал англо-саксонского финансового мира. Как и Малайзия, Египет, Иордания. Хотите посмотреть какие они были до ростовщичества - откройте хроники 50-х годов.

  • Анонимно
    15.04.2017 11:42

    Мощная статья. И познавательная. Спасибо

    • Анонимно
      17.04.2017 13:26

      Статья кажется мощной, по причине незнания Ислама и Корана.
      Всего лишь.

  • спокойрый
    15.04.2017 12:08

    религии не есть истина назначение религии уберечь людей от разрушительных действий когда у человека и общества по словам пролетарского гимна кипит разум возмущенный и в смертный бой вести готов что бы разрушать весь мир до основания это вроде как аппарат укрытие над чернобыльской аэс что бы там реактор разрушенн на землю не шли эти смертельный продукты распада в этом назначение религии когда же появляются такие направления в религии любой как игил то это означает что религия не работает а вот истину человечество увидит с приходом мессии по иудейски или христианства или махди по мусульмански тогда человечество и увидит всевышнего и что было есть и будет кстати есть такой немецкий философ ясперс который ввел понятие осевое время это время когда появилась история и наука до этого этого не было а были мифы необходимости в этом не было потому что люди ощущали истину

  • Анонимно
    15.04.2017 12:24

    Надо признать, что Вселенная была вечно и будет вечно. И то, что мусульманские философы это признавали - делает им честь. С эволюцией та же история.

    • Анонимно
      17.04.2017 23:25

      /С эволюцией та же история./
      Эволюция вторична по отношению к креационизму, она всего лишь дополняет, совершенствует, ограняет творение Бога.

  • Анонимно
    15.04.2017 13:50

    А как же кораническое "сотворил из ничего" ?

    • Анонимно
      15.04.2017 18:30

      где в Коране сказано, "сотворил из ничего"? не в переводе или в комментарии, а в самом Коране? там такого нет. учите матчасть

  • Анонимно
    15.04.2017 14:04

    Видимо, действительно, лучше отказаться от всех текстов татарских богословов в пользу арабских и турецких. А то выясняется, что один татарский богослов рассказывает нам, что вселенная была и до Бога, второй говорит, что разрешен банковский процент, третий - что женщинам не обязательно скрывать свое тело от взглядов и рук посторонних мужчин, четвертый говорит, что все люди в любом случае попадут в Рай и значит нет смысла быть мусульманином.
    Или это только вольная интерпретация, чтобы мы отвернулись от татарских богословов?

    • Анонимно
      15.04.2017 20:29

      Батров пытается разоблачить современные представления российских мусульман об исламе. При этом разоблаченными оказываются многие представители татарского религиозного истеблишмента 18-20 веков, а также и он сам.
      В этом наверное причина постепенного снижения интереса к его текстам (судя по количеству комментариев). Всем уже все стало ясно.

      • Анонимно
        15.04.2017 21:04

        Когда будет статья о том, что после прихода Мухаммада с пророчеством джинны уже не вмешиваются в жизнь людей (позиция коранитов именно такова), то будет всего два-три коммента.
        Ну а после статьи о том, что ангелами в исламе аллегорически названы законы физики, химии и т.д. (которые действуют в обязательном порядке и не нарушаются - ну а кто мешает коранитам переименовать законы в ангелов ?), то никто и не почешется.
        Ну такая у них терминология. С этим ничего не поделаешь.

        • Анонимно
          16.04.2017 09:21

          В джиннах хорошо Камиль Самигуллин разбирается.

          • Анонимно
            16.04.2017 18:53

            Скорее всего, Камиль Самигуллин считает, что общение с джинннами возможно и они являются в наш мир до сих пор. А данная группа коранитов считает, что последние встречи джиннов с людьми были во времена Пророка г.с.
            И с тех пор с ними общения нет и в наш мир они не являются

  • Анонимно
    15.04.2017 14:28

    Ничего включает в себя очень многое. (вакуум)
    Молодец, Рустам Батров!
    Часто упоминают, что мир создан за 6 дней. Пусть имамы не забывают рассказать, что есть каждый день! Иначе верующие подумают, что за 24 х6 земного времени Бог взял и создал этот мир. Но...ведь понятно, что тут череда событий. Сначала был большой взрыв и хаос. Потом постепенно образовалась звезда и вокруг него планеты. Вот это должно быть 1-й день. Это процессы, и не один миллиард лет! Вот что такое 1-й день!
    2-день-это появление атмосферы, облаков, воды...(на Земле)млрд.лет
    3-й день - это появление земной коры, материков...млрд. лет
    4-день-это появление простейших, флоры, фауны-млн.леть
    5-день-подготовка форм для гомосапиенса(появление млекопитающих) млн. лет...
    6-млекопитающие вылезают из воды и выпрямляются, обретают сознание(1-человек) млн.ы лет
    И это 170 тысяч лет назад ...
    Итак, каждый день сотворения мира -это сложные процессы с длительностью миллионов и миллиардов лет!

    • Анонимно
      15.04.2017 16:32

      "ничего" мы себе даже представить не в состоянии. А вакуум это уже что-то... ;)
      А в исламских первоисточниках: "Бог сотворил все из ничего". Лишь Он истинный творец, а все остальные, лишь, открыватели потенциально возможных в миру явлений.

      • Анонимно
        15.04.2017 18:32

        исламский первоисточник - это Коран. и где там сказано "Бог сотворил все из ничего"? покажите суру и айат.

        • Анонимно
          15.04.2017 23:49

          сура 59/24. Он - Аллах, Творец, который сотворил все вещи из небытия без подобия и создал их наилучшим образом. Он придаёт вещам облик, который Он пожелает. Он - Обладатель "аль - асма - аль - хусна" (самых прекрасных имён)! Его славит то, что в небесах и на земле, отвергая от Него всё, что не подобает Его величию. Он - Великий, Всемогущий, Мудрый во всём, что устроил и предписал!
          12/ 101. Йусуф обратился к Аллаху. Он поблагодарил Его, перечисляя оказанные ему милости и прося ещё больше. Он сказал: "О Господь мой! Как много милостей Ты оказал мне! Как они велики! Ты даровал мне власть. Хвала Тебе, Аллах, за это! Ты научил меня толкованию снов.
          О Творец небес и земли! (фетера ссемавати вел ард = сотворяющий из ничего небо и землю = Беспрецедентный Творец небес и земли)
          Ты - Властелин мой и Покровитель мой в этой и в будущей жизни. Упокой меня, как Ты упокоил Твоих пророков, предавшимися Тебе мусульманами, и причисли меня к моим отцам и тем рабам Твоим, которых Ты привёл к благочестию и праведности!"

          сура 35/1 Вечная хвала Аллаху Единому, Творцу небес и земли без предыдущего примера.

          А то, что переводы, часто, не могут донести всю семантическую мозаику смысловых оттенков текста оригинала - это очевидный факт.

          • Рустам Батыр
            16.04.2017 10:05

            Фразы "из небытия" и "из ничего" добавил переводчик. Их нет в оригинальном тексте.

            • Анонимно
              16.04.2017 10:33

              Вы бы уважаемый, разобрались с мат частью для начала!
              "Бари" - сотворивший без того, когда что либо было, "Фаатара" - сотворивший нечто из ничего. Для уверенности поинтересовались бы у специалистов-арабистов. : )

            • Анонимно
              16.04.2017 13:10

              Это заявляет тот, кто перевел кннигу - Абу-Ханифа: жизнь и наследие!!!? Из рецензии И.Л.Алексеева: "Таким образом, работа Р. Батрова не сводится лишь к переводу текста определенного памятника — она оказывается не только «переводом смыслов», но и переводом одной культуры на язык другой." Ясно, что речь о переводе. Вопрос к Вам, господин Батров, принимали ли вы реальное участие в написании перевода? Не хочется вас ставить в неудобное положение, но свобода, в том числе, и свобода слова должна тесно коррелировать с ответственностью.

            • Анонимно
              17.04.2017 02:50

              Да пусть даже вы правы - слова "из ничего" , "из небытия" добавил переводчик.. Но от этого суть Писания не меняется. Нельзя Аллаха Всевышнего ставить в пространственно-временную или еще какую-то зависимость! В Исламе Творец и сотворенное, как я понимаю, разделены. Творец - вне пространства и вне времени , естественно,, и вне формы. Он Сам - творец пространства и времени, а значит и формы. Материя - сотворенная форма, получившая зависимость от Творца. "Материю" до ее появления по воле Аллаха нельзя назвать субстанцией,- нет критериев для ее описания. Значит материя до Божественного промысла - есть ничто. Слова "из ничего", "из небытия" в указанных аятах совсем не лишние.

              • Анонимно
                17.04.2017 11:32

                Да пусть даже вы правы - слова "из ничего" , "из небытия" добавил переводчик.. Но от этого суть Писания не меняется.

                О как! Добавляй, что хочешь?

                • Анонимно
                  17.04.2017 13:25

                  Мы же говорим о конкретных вышеизложенных аятах, в которых, по мнению Батрова, эти слова добавлены переводчиком. Я же хотел сказать, что даже если нет буквальности, есть очевидный смысловой подтекст,. Божий промысел придал материи формы, протяженность, пространственно-временные характеристики и другие параметры различения. Очевидно, в данном контексте нет смысла говорить когда, как Он это начал и продолжает творить. Важно, что "материя" не имела смысла : она была "НИЧТО". Аллах превратил это "НИЧТО" в "НЕЧТО", Есть ли смысл говорить о "НИЧТО",, как о субстанции..? Ответ, по-моему, очевиден.

                  Даже в свете предположения верности гипотезы Большого взрыва, Вселенная, сжатая в точку - есть условность. На самом деле, как я понимаю, ученые предложили только для наглядности условно отталкиваться от материальной точки. Чтобы подключить аппарат математики для понимания и расчетов, я как-то смотрел передачу по ТВ, надо исходить от нуля - от "НИЧТО"

            • Анонимно
              17.04.2017 17:12

              Вопрос, если Бог творил «не из ничего», а из «чего-то» уже на то время имеющегося, значит это «нечто» существовало до Бога или наряду с Ним. То есть, Бог не такой уж и совершенный. Как же это сочетается с исламом в представлении богослова Батрова?

              • Анонимно
                18.04.2017 00:22

                Так утверждаю не я. О возможной вечности материи писал Рустам-хазрат, ссылаясь на богословов Ибн Рушди и Марджани. Нельзя говорить о существовании чего-то (материи), кого-то "до Бога", "после", "наряду с Ним".. Аллах вне времени, вне пространства и формы. Или по-другому - Он одновременно везде и всегда. Эти постулаты - из сыйфатов (качеств) Аллаха.

  • Анонимно
    15.04.2017 15:10

    По сути почти во всех религиях и мифах имеются рациональные но символические повествования о становлении Мира, и в мифах Древнего Египта, и в зороастризме, и в индуизме, даосизме, буддизме, и естественно в авраамических религиях.

    Кстати, узревать общие черты символических повествований по этим вопросам великолепно умел Рене Генон.
    Все эти общие черты символических повествований он называл интегральной традицией, которые все происходили из единой традиции, но со временем приняли различные формы, приспосабливаясь условиям времени, места и среды.

    • Анонимно
      15.04.2017 15:33

      Верно.
      Ведь мог выдающийся мислитель 20 века - Рене Генон, оставаясь мусульманином, признавать верность и объединять в интегральную традицию, все общие метафизические принципы, которые имеются в религиях, и которые не противоречат друг другу.

  • Анонимно
    15.04.2017 15:53

    Есть в Коране что он сотворил из ничего. Сура аль-Бакара 2:177 и сура Йасин 82 аят

    • Анонимно
      15.04.2017 18:39

      Айат 2: 177 гласит: "Не в том благочестие, чтобы вам обращать свои лица в сторону востока и запада, а благочестие - кто уверовал в Аллаха, и в последний день, и в ангелов, и в писание, и в пророков, и давал имущество, несмотря на любовь к нему, близким, и сиротам, и беднякам, и путникам, и просящим, и на рабов, и выстаивал молитву, и давал очищение, - и исполняющие свои заветы, когда заключат, и терпеливые в несчастии и бедствии и во время беды, - это те, которые были правдивы, это они - богобоязненные."
      Айат в суре Йасин (36:82) гласит"Его приказ, когда Он желает чего-нибудь - только сказать ему: "Будь!" - и оно бывает." Где здесь сказано, что Бог создал из ничего? Даже во втором случае не сказано "из ничего", но разъяснено, что Бог сотворил Своим словом "Будь!"

  • Анонимно
    15.04.2017 16:06

    квантовую физику прочитать недосуг было в школе ? начните с азов!!!

    • Анонимно
      15.04.2017 16:25

      А что там в квантовой физике, просветите? что противоречит божественному началу?

      • Анонимно
        16.04.2017 20:20

        правильно говорят, что религиозность это не наличие каких-то особых знаний, а просто отсутствие элементарных...

        • Анонимно
          16.04.2017 21:22

          не делайте себе комплимент. квантовая физика - та еще догма.

          • Анонимно
            17.04.2017 13:17

            какой уж там комплимент, я просто учился на физика-ядерщика и могу сказать что никакой догмой там и не пахнет, критическое мышление очень даже приветствуется, потому что важен результат, практический результат...

        • Анонимно
          16.04.2017 22:03

          Религиозность - это, когда знания и воля человека сочетается с знаниями и волей Господа, то есть они когерентны. Отсутствие религиозности - это когда человек думает, что знает, а на самом деле верит, что знает, когда он уверен, что знания его верны и он внушает их окружающим, но не осознает, что все это лишь иллюзия, если не сочетается с знаниями всевышнего.
          Квантовый мир как раз больше обосновывает не обычность нашего мира - эксперимент с двумя щелями или дифракция электронов, принцип энтропии, бозон Хиггса, принцип неопределенности Гейзенберга и другие, указывают на то, что скорее все это промысел осознающего и понимающего Творца, нежели, что все это случайная вероятность, допустить которую может только не отдающий себе отчет или намеренно скрывающий этот факт.

          • Анонимно
            17.04.2017 13:23

            Да уж, всё меньше и меньше места в этом мире для вашего творца, раньше без него ни один дождик не шел, сейчас в квантовом мире обосновался, скоро злые ученые его и оттуда вышибут, будет жить только в вашем больном воображении...

            • Анонимно
              17.04.2017 14:37

              И еще добавь совковое выражение "опиум народа"... и мы поймем с кем имеем дело.

            • Анонимно
              17.04.2017 15:29

              Злые или нет вы как определяете? :-)
              и потом многие ученые и физики, в том числе, склоняются к идее креационизма, в отличии от вас. Классические примеры- Паскаль, Галилей, Эйнштейн... Но самое интересное, что все, что вы подразумеваете под наукой строится на догматике чисел, по сути, продукта воображения с действительной реальностью имеющих лишь тождественность в сознании=воображении ученого. Но тем не менее, имеющую возможность наилучшим образом описать реальную действительность. Поэтому с успехом применяемую на практике. А вспомнить философа Пифагора, то он вообще считал, что единица первоначало мира., религиозное учение даже свое разработал. Другими словами знакомство ученых с все новыми явлениями природы, не "вышибают" Творца, напротив обосновывают Его величие, позволяют проникнуться смыслом.
              «Настоящая тайна Вселенной кроется в ее постижимости… Ее постижимость является чудом». :-)

  • Анонимно
    15.04.2017 16:14

    Извечность и бесконечность – это атрибуты Бога. С точки зрения логики - отсутствие начала и конца предполагает нескончаемый цикл, вероятность чего мала до абсурдности, а потому к явлениям материальным не применимо. Будучи материальной вселенная имела начало, а то, что имеет начало, логично - имеет конец. Можно, конечно, долго обсуждать, что есть материя, материальное и т.д. но речь не о том...
    Отождествление атрибутов вселенной и бога похоже на идею пантеизма – все есть бог, или менее распространённую, а точнее перевернутую ее версию - панентеизма – бог есть все. Что, в целом, не сочетается с идеями ортодоксальных представлений об исламе и, что, возможно, более важно с самим текстом коранического писания, где Бог описывается как, во-первых, сотворившего все из ничего, во-вторых, эбеди и эзели, то есть не имеющего начала и конца, извечного и бесконечного. Для человека из житейских соображений, наверняка, нет разницы идет ли речь о извечности и бесконечности или о максимально большом промежутке времени, едва ли кто-то из людей на практике ощутит разницу. Но с точки зрения идеи разница колоссальна. Аналогична той, что в одном случае речь о необыкновенном, а в другом о рядовом. Для верующего же разница еще больше, т.к. поклонение предписано только Богу, а не около-божественным представлениям, что в исламе приравнивается ширку.
    С другой стороны, попытка низвести величие Бога в исламе на уровень представлений древних греков о придающем форму и вид изначально извечной материи боге-демиурге, и таким образом увязать ислам и науку, происхождением своим обязанную якобы лишь грекам выглядит натянуто и не актуально. Т.к. в эпоху Марджани наука была на определенном уровне развития и ученые ислама пытались увязать науку и ислам имея представления своего времени. Сегодня научность атеизма или атеизм науки среди мировых представителей науки уже пройденный этап и риторика представителей эпохи 19 века в современных условиях и контексте актуальных проблем уммы, а также общества, в целом, как-то не убедительна. И говорит, лишь, об уровне развития мусульман, точнее их светил.
    Более того, разобщенность, которая упоминается, возникает не на пустом месте и обвинения в вероотступничестве, то есть такфир, лишь внешняя форма. Скорее эмоциональный показатель неудовлетворенности одной части уммы другой, возникающей на почве неоправданных надежд и чаяний верующих о социальной справедливости, защищенности, равенстве доступа к правам и свободам.
    Прошло не только десять лет под началом представителей ислама, среди которых автор занимал не последние место, а воз и ныне там. Постоянная речь о выдуманных псевдо-проблемах ислама загадочного некоего Шерлок Холмса - ригориста, развенчивающего козни и мифы ретроградов и обскурантов, по сути, формально, его же коллег в прошлом или настоящем… Дух захватывает.
    Какие пальцы одной руки… О каком локомотиве прогресса может идти речь при подобных страстях… 

  • Анонимно
    15.04.2017 16:54

    Автор поднял актуальную проблему при всем том, что она кажется на первый взгляд несколько отстранённой от наших повседневных проблем. Философия на самом деле - это основа основ. С нее все начинается и к ней все восходит.

    • Анонимно
      15.04.2017 20:25

      философия - мышление-блуждание (отсебятина) вне Истины (Всезнания Всезнающего). Чем изощреннее и горделивее философ, тем дальше он от Истины. Сам Всевышний дает ему простор для самообмана и самообольщения и самодовольства.
      Ум человеческий весьма ограниченный, но зато дерзкий и протестующий. Особенно - философский (особенно - в области эзотерики).

      • Анонимно
        16.04.2017 09:22

        Так рассуждают обычно те, кто сам не прочел ни одной философской книги.

        • Анонимно
          16.04.2017 21:23

          философия - в большинстве это пустобрехательство. ерундовые вопросы, неточные ответы.

  • Анонимно
    15.04.2017 17:55

    До корней волос светский Батров на сей раз протаскивает философию в Ислам. А Ислам отвергает всякую философию (как субъективное мнение), поскольку Аллах - есть Истина и Абсолют, а Его Знание и Слово - Императив. Всякая отсебятина провальна. Поэтому всякое человеческая мысль, идея должна быть в рамках Корана и Сунны. Дарвинизм противоречит Корану и Сунне. Ну если Батров объясняет свое происхождение по-Дарвину - то это его дело. Только не надо путать дарвинизм с генетикой.
    Видимо цель Батрова - "осветлить" (сделать светским под флагом "борьбы с исламским мракобесием"). И манера преподнесения материала у него снобистская (ставит себя выше "необразованных плебеев").
    Каждое его выступление противоречит основам Ислама. В следующий раз дождемся очередного "разоблачения".

    • Анонимно
      15.04.2017 18:28

      А какому аяту противоречит дарвинизм?

      • Анонимно
        15.04.2017 20:00

        Вопрос первоклассника.
        А разве в Коране сказано, что человек произошел от обезьяны и эволюционным путем трансформировался в человека? Тогда я вас поздравляю с успешным трансформированием.
        А мутации - это не дарвинизм, а генетика (генетические преобразования и , конечно же - по Божественным Законам). Это причинно-следственные связи на генетическом уровне (типа привики, адаптации). Генная инженерия - есть соблюдение Божественных законов на клеточном уровне (наподобие соблюдения законов в биологии, химии, физике и пр.).
        Мир то со всеми его законами (причинно-следственными связями) - творение Всевышнего (результат Его Волеизъявления "Будь!").
        Скажет - будем, не скажет - нет.
        Дарвинизм - лженаука. А генетика - наука, адекватная Божественному мироустроению (если только не делает грешные дела).
        Батров не смыслит в понятии "наука" (науку противопоставляет религии) . Он мыслит секулярно. А секулярный подход противоречит Исламу.
        Кстати, все его статьи изложены в этом ключе и поэтому противоречат Исламу.

      • Анонимно
        15.04.2017 20:07

        А с чего это в Коране должен быть аят, подтверждающий дарвинизм???
        там все - антидарвинизм. Батров только ищет там что-то похожее на дарвинизм.
        Сейчас уже и крупнейшие ученые в области генетики, биологии, эмбриологии поражаются Кораническим Откровениям относительно генетических, биологических, эмбриологических явлений. И даже в связи с этим принимают Ислам.

        • Анонимно
          27.04.2017 19:32

          Дарвинизм - это лжерелигия, все постулаты которой не имеют научного подтверждения и по сути является всего лишь гипотезой, которую просто нужно принимать на веру. Один знакомый палеонтолог в беседе со мной подтвердил, что нет ископаемых останков переходных видов. Например, дарвинисты говорят, что птицы произошли от птеродактилей и процесс этот длился очень длительное время. Есть ископаемые останки птеродактилей (и очень много), есть птицы, которых мы наблюдаем сейчас. Но нет ископаемых останков переходных от птеродактилей до современных птиц видов, которые могли бы подтвердить эту гипотезу. Если этот процесс был столь долгим, то где же они - ископаемые останки переходных видов? Ведь останки птеродактилей - вот они, что же помешало останкам переходных видов так же сохраниться? И так у дарвинистов во всем - одни лишь голые предположения. По сути весь дарвинизм это не более, чем фантазии.

    • спокойрый
      15.04.2017 19:29

      уважаемый философия возникла задолго до того как пророк получил коран и если вы считаете что аллах сотворил все значит и философию он дал людям поэтому в начале второго тысячилетия нашей эры бурно развивалась религиозная философия причем ислам христианство и иудаизм взаимо обогащали друг друга но ислам в области философии всегда в то время был впереди одно из направлений исламской религиозной философии мутакаллимы

      • Анонимно
        16.04.2017 10:57

        Уважыемый, еще задолго до появления философии был создан Адам (человек разумный, но только не философ), который мыслил в рамках Истины (Слова Божьего), который потом ошибся и за это покаялся. Потом появился человеческий род и по причине несовершенства своего разума и дерзости отдалившись от Истины начал заниматься отсебятиной ( в т.ч. и философствовать), после чего Всевышний направил к этим заблудшим людям пророков с Истиной (чтобы упорядочить головы, сердца и дела этих людей)... Так из века в век происходила "правка мозгов, сердец и деяний" заблудших людей. Последняя "правка" состоялась во время ниспослания Корана. Коран и философия - несовметимы.
        О Коране, о жизни можно (и нужно!) размышлять, но не выходя при этом за рамки Корана и Сунны (иначе будет отсебятина). Философия - это внекораническое и антикораническое мышление-заблуждение (отсебятина). Если вы философ, то вам следует размышлять в рамках Корана и Сунны Пророка (с.г.в.).
        Когда-то я и сам увлекался философией (был такой грех).

        • спокойрый
          16.04.2017 13:03

          знаете вы не понимаете что такое философия есть коран библия и другие святые книги когда человек изучая их сопереживает вместе с героями и поэтому их душа возносится наверх философия же это отвлечение от переживания а просто попытка интеллектуальным путем понять что переживали герои этих книг эта способность подниматься наверх только читая эти святые книги продолжалась до 1 тысячилетия нашей эры а дальше люди перестали понимать что они читали поэтому понадобилась философия что бы человек сначала понял что он должен чувствовать а уже потом он мог
          это чувствовать и душа его поднималась вверх именно поэтому рубеж первого тысячилетия нашей эры появление и расцвет религиозной философии у всех авраамистических религий в том числе у ислама попытка обосновать то о чем пишут в святых книгах попытка прокомментировать эти книги все таки зайдите в интернет почитайте про религиозную философию я указал одно из направлений религиозной исламской философии того времени мутакалимы

          • Анонимно
            16.04.2017 13:28

            ну если у вас "душа возносится вверх" от философствований, а не от размышлений от Корана - то тогда с вами мне не по пути.
            У меня от такого подъема акрофобия.

            • спокойрый
              16.04.2017 14:50

              размышление о коране библии торе это и есть религиозная философия так же как размышление о том что чувствует спортсмен во время занятия спортом это спортивная философия а также есть философия культуры и тд

              • Анонимно
                16.04.2017 17:26

                Вы меня прямо озадачили, в связи с чем у меня к вам вопросы:
                вы во всех перечисленных вами видах философствуете? Если "да", то как: поочередно или же ситуативно , специально подразделяя или же спонтанно? а с помощью какого вида вы их синтезируете?
                как называется этот вид философии?
                кстати, а есть ли необходимость их так различать по видам для человека, мыслящего эсхатологически?
                Я, например, не вижу никакого смысла...

                • спокойрый
                  16.04.2017 17:42

                  вы видать не понимаете что такое философия философия это анализ человеческих переживаний чувств у спортсмена чувства когда он занимается спортом у верующего чувствоа связанные с исполнением религиозных обрядов чтением книг и тд а вот что вы понимаете под словом философия

                  • Анонимно
                    17.04.2017 11:43

                    вы скорее спортсмен-философ, а не спортсмен... я правильно вас понял???

                    • Анонимно
                      17.04.2017 14:42

                      можно дальше продолжить эту философскую классификацию: "футбольная философия", "философия пляжного волейбола", "философия бокса" (боксер-заочник отдыхает перед боксером-философом"))))....философия толкания пирожков, философия спиртсмена....

                    • Анонимно
                      17.04.2017 23:44

                      спортсмен-философ полностью.

  • Анонимно
    15.04.2017 18:45

    "Вообще, в Коране нет ни одного места, где бы утверждалось, что Бог творит из ничего" .-цитата Батрова.
    Привожу аяты из Корана,доказывающие обратное:
    «Он – Творец небес и земли. Когда Он принимает решение, то стоит Ему сказать: «Будь!» – как это сбывается.» (2:117)
    «Когда Он желает чего-либо, то стоит Ему сказать: «Будь!» – как это сбывается.» (36:82)
    И Аллах сказал (перевод смысла): «Так Аллах творит, что пожелает! Когда Он принимает решение, то Ему стоит лишь сказать: “Будь!” – как это сбывается.» (3:47)
    «Когда же Он принимает решение, то стоит Ему сказать: «Будь!» – как это сбывается» (40:68)
    «Мы повелеваем только один раз, и повеление исполняется во мгновение ока» (54:50)
    Создается впечатление,что Батров совсем не знает содержание Корана.

  • Анонимно
    15.04.2017 18:48

    Если Бог однажды сотворил мир... то что Он делал до этого? Развивался до того состояния, в котором Он мог сотворить мир? Вопрос, поставленный Рустамом, нужно понимать как вопрос о том, существует ли вселенная (или, если угодно - бытие, или все, что есть) отдельно от Бога. Ответ: нет, поскольку если бы это было так, что Бог оказался бы заложником пространства, Ему пришлось бы "потесниться", чтобы дать место сотворенному Им миру. Звучит глупо, потому что Бог и созданное им не находятся в отношениях по схеме "плотник и сделанный им стол". Поэтому вопрос сводится к необходимости осознания той простой истины, что кроме Бога ничего нет. Иными словами, говоря словами пророка Мухаммада: "Все ложь, кроме Бога". А.Хайрутдинов

  • Анонимно
    15.04.2017 19:34

    "Будь!" говорится лишь только в отношении того, чего НЕТ. Мир постоянно изменяем (каждый миг - новое). Творчество - создание нового. Творец - создатель нового. Аллах творит постоянно новое. Наша изменяющаяся жизнь происходит по Воле Аллаха. Мы что-то если и делаем - то по Его Воле (по Его "Будь!").
    Так из ничего случается нечто. Но, самое главное, все это уже записано в Скрижалях (ляухуль Махфуз) и известно лишь только Всевышнему и Всезнающему.
    Поэтому-то муэмин-мусульманин постоянно обращается к Всевышнему с мольбой о том, чтобы Он не лишил его Своей Милости (в настоящем и будущем), а за прошлое содеянное смилостивился и простил.
    Если бы не было создания из ничего, то не было бы и Творца и Творения.
    Аяты про Творчество Аллаха приведены выше и не философствуйте от себя (наподобие Батрову).

  • Анонимно
    15.04.2017 20:19

    Хорошая статья. Вся проблема в том что на самом деле нынешние религиозные деятели своих арабских и турецких ученых-мракобесов любят больше, чем Марджани, Баруди, Фахрутдина, Бигиева и др. тат. учёных. Просто делают вид, что ценят и любят тат. просветителей перед руководством Республики. Если бы их любили, то следовали бы за ними и брали бы их взгляды

    • Анонимно
      15.04.2017 21:50

      Вы один труд из вышеперечисленных татарских ученых в подлиннике читали? что бы судить о том что они писали? старотатарский язык наполнен арабскими и персидскими терминами которые большая часть которых нет в современном татарском. а если и сохранились имеет другой смысл. даже классический арабский и современный имеет большое различие, и даже в классических трудах всегда пишут в арабском языке это понимается так то а в шариате так то. что говорить о переводах на русский которыми пользуется Батров.

    • Анонимно
      15.04.2017 22:12

      кто Вам мешаете любить татарских богословов ?? и следуете и берите с них пример. только поймете ли Вы их и то что они хотели изложить?! на сколько Вы знаете не только современный татарский но и то язык вышеперечисленных ученных?

  • Анонимно
    15.04.2017 20:27

    вот именно ни у кого нет монополии на истину в Исламе, абсолютно согласен, а то столько идиотизмов-интерпретаций средневековых накопилось. Молодец Батров!

  • Анонимно
    15.04.2017 23:11

    Обратите внимание на слова духовных лиц, они призывают изучать труды татарских просветителей, но не призывают следовать за ними и брать их взгляды, таким образом хитрят. Если что-то нравится берут, если что-то не нравится, умалчивают об этом и стараются скрыть или же толкуют по своему.

    • Анонимно
      16.04.2017 09:23

      Батров то хоть озвучивает их идеи. А остальные только лозунги красивые говорят.

  • Анонимно
    16.04.2017 02:01

    автор корректно излагает свою точку зрения, а многие, но не все, в комментариях только и делают, что спорят и брызжут слюной. Принимают на веру, не сомневаются, и даже не рассуждают.

  • Анонимно
    16.04.2017 02:44

    Малядис, млядис...
    Укыдык мэрэсэдэ анламадык бер нэрсэдэ...
    Син дэ мулла мин дэ мулла атка печэн кем сала...
    Сарык булгач кетучелэр чиратка тезелеп бара...

  • Анонимно
    16.04.2017 04:41

    Молодец Рустам Батыр, за такими как вы будущее нашей татарской богословской школы, побольше бы таких образованных и интересно мыслящих татар!

    • Анонимно
      16.04.2017 11:46

      "благодаря" вот таким "образованным и интересно мыслящим" татарам наш народ фактический потерял Ислам и многие из этих "товагащей" стали атеистами коммунистами и уничтожителями мечетей арабицы духовного наследие

  • Анонимно
    16.04.2017 08:05

    Трудно, конечно, Батрову без сильной веры найти истину, даже для себя в первую очередь.

  • Анонимно
    16.04.2017 11:12

    Наоборот, те, кто одобряют Батрова - именно они ведь ограничиваются лишь только славословиями и одобрениями. А что касается вопроса об опровержениях - то это затратное и бессмысленное дело (как же можно реагировать на это серьезно (тратя дорогое время), когда посвященному человеку и так ясно - что это "дутый пузырь" (дунешь - улетит и лопнет само собой).
    Как же можно реагировать на пускание дутых пузырей???...
    А тем, кто очарован "пузырями" - тем рекомендую вникать в Ислам. Ислам - не для дилетантов, не для востоковедов, не для конъюктурщиков, не для пиарщиков.
    Нужно себя подгонять под Ислам, а не Ислам под себя. Нужно любить Ислам в себе, а не любить себя в исламе. Батров, мне кажется, выбрал второй вариант.

    • Анонимно
      16.04.2017 21:28

      давайте -ка один момент уточним. Мы не молимся исламу, мы молимся Всевышнему, а ислам наилучший путь к нему. Так?

      • Анонимно
        17.04.2017 12:46

        Никто не утверждает о том, что нужно молиться Исламу (здесь нет даже и намека на это). Здесь говорится как раз о том, что этот наилучший Путь (Ислам) нужно любить в себе и нужно подгонять себя на этот Путь (а не наоборот, как это демонстрирует в своей популистско-ревизионистской деятельности Батрова).

  • Анонимно
    17.04.2017 20:10

    На счет теории Дарвина есть интересные видео в Интернете:
    1. Опровержение теории Дарвина (Novie Musulmane)
    2. Крах теории Дарвина доказательства ученых
    3. Опровержение теории Дарвина
    4. Теория эволюции. (Научное опровержение)

  • Анонимно
    17.04.2017 23:46

    Батров молодец тем, что поднимает вопросы.

    • Анонимно
      18.04.2017 11:20

      "Вопросы поднимает" - всему есть место и время.
      Детям на вопрос - "откуда берутся дети" - думаю, никто не рвется все рассказать и показать. Здесь аналогично, на малообразованное в религиозном плане, а подчас, питающее, даже, определенные фобии к исламу, сознание общественности вбрасывается информация о имевших место крайностях в историческом развитии мусульман. Что еще интереснее, предоставляется как преданное мракобесами забвению основное учение ислама, которое открыл автор статьи и пытается донести до общественности, открыть ей глаза.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Будем на связи!

БИЗНЕС Online на Facebook БИЗНЕС Online во ВКонтакте Напомнить позже