Общество 

«Болгарская исламская академия – не место для дискуссий?»

Рустам Батыр
2017-06-03 07:35

Открывающаяся в сентябре Болгарская академия должна готовить не «звездочетов и чалмоносцев», а специалистов, востребованных для религиозной сферы новой системы координат, уверен известный общественный и мусульманский деятель, автор «БИЗНЕС Online» Рустам Батыр. И это предельно важно, потому что сейчас именно в Болгарской академии без преувеличения решается судьба нашей страны на геополитической карте мира.

Академия, по мысли Рафика Мухаметшина, должна стать партнером или филиалом университета Карауин. Африканцы приедут учить нас жизни, а до этого мы спишем у них учебные программы Академия, по мысли Рафика Мухаметшина, должна стать партнером или филиалом университета Карауин. Африканцы приедут учить нас жизни, а до этого мы спишем у них учебные программы

ШАГ НАЗАД

Ставший своего рода рупором ретроградов Рафик абый Мухаметшин подробно описал то, какой Болгарскую исламскую академию видят мусульманские ретрограды-консерваторы Татарстана. Академия, мечтает он, должна стать партнером или филиалом университета Карауин. Африканцы приедут учить нас жизни, а до этого мы, как двоечники-школяры, спишем у них учебные программы. И это, к сожалению, не шутка, а почти буквальный пересказ его слов.

А ведь академия изначально мыслилась как цитадель идеологического суверенитета России в исламской сфере. Но, воздвигнув арабов на пьедестал своих идейных кумиров, вручив им концептуальные ключи от религиозного самосознания российских мусульман, об этих планах надо будет позабыть. Если видение ретроградов-консерваторов будет реализовано, то исламское поле нашей страны, хотим мы того или нет, отныне будет управляться извне. Не в смысле прямого дергания за организаторские ниточки (хотя и это не исключено), а через концепты, методологию и, конечно, личности авторитетов. Ничего хорошего, разумеется, это нам не сулит.

«Видимо, Батров один умный, — написал какой-то аноним к моему предыдущему посту, — а мы такие недалекие, что не знаем, что взять у арабов и турков, а что не брать». В самом деле, чай, не дураки там сидят, разберутся. Умный или дурак — все это оценочные суждения. Гораздо конструктивнее оперировать фактами.

Некоторые из них я уже приводил: это и пропаганда педофилии в работах современных татарстанских богословов, отучившихся по программам аль-Азхара, на которые теперь предлагается ориентироваться Болгарской академии, это и подрыв татарских традиций в проповедях шейха Саади, приглашенного в академию для преподавания, и многое другое. Но все это цветочки на поле вечных богословских споров. Однако есть вещи, которую несут прямую угрозу нашей стране и всему обществу.

Взять, к примеру, книгу египетского богослова Усамы ас-Саййида аль-Азхари «Явная истина», которую наши ретрограды-консерваторы перевели с арабского на русский язык и издали. Что интересно, книга преподносится как идейное оружие против ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки «ИГИЛ»прим. ред.). Но когда начинаешь вчитываться в текст, то к своему удивлению обнаруживаешь там прямые призывы распространять ислам вооруженным путем с помощью военного насилия. Более того, это преподносится как некая доблесть (стр. 53–55). Спрашивается: зачем такие установки внедрять в сознание татарстанских мусульман, живущих в многоконфессиональной стране? Автору процитированного выше комментария замечу — мне легче поверить, что это делается по большой глупости, иначе возникает крайне неудобный вопрос: если это сделали не дураки, то как прикажете называть тех, кто распространяет подобные идеи осознанно?

Мне бы хотелось отдельно подчеркнуть: проблема не в арабах как таковых. Арабы в истории человеческой цивилизации — выдающаяся нация. И сейчас в их среде рождается немало интеллектуалов и глубоких мыслителей. Проблема в том, что наши ретрограды-консерваторы ориентируются на ту часть арабского общества, которая воплощает в себе самые худшие черты традиционализма: косность мышления, ксенофобию, иррационализм, миллитантизм, экслюзивизм и т. д. Поэтому равняться на них — значит делать шаг назад, в то время как Болгарская академия призвана стать точкой прорыва татар и в целом российских мусульман на исламской арене мира. Академия может аккумулировать в себе те интеллектуальные силы и сдетонировать такие тектонические процессы, которые, как в свое время джадидизм, выдвинут наш народ на авансцену исламского лидерства. И если действовать грамотно и не ограничивать свои амбиции, то это может стать истоком глубинной трансформации всего исламского мира, который сегодня прозябает на интеллектуальных задворках человечества. Но для этого надо не плестись в хвосте у арабов (читай: консерваторов), как предлагают Мухаметшин и Ко, а думать своей головой, опираться на свое идейное наследие, до сих пор плохо изученное и имеющее уникальные прозрения и наработки.

Если отойти от арабской парадигмы, то есть, как минимум, два сценария развития Болгарской исламской академии Если отойти от арабской парадигмы, то есть как минимум два сценария развития Болгарской исламской академии

СЦЕНАРИЙ ДЛЯ ТРУДОЛЮБИВЫХ

Если отойти от арабской парадигмы, то есть как минимум два сценария развития Болгарской исламской академии. Рассмотрим их. Первый сценарий — для упорных и трудолюбивых.

В чем проблема наших ретроградов? Они ужасно боятся пересмотра существующего положения вещей. Им невдомек, что то, что они привыкли считать исламом, суть более поздние, средневековые наслоения в нем. Для них ревизия и реформаторство — самые ругательные слова. В силу отсутствия критического мышления их сложно убедить в обратном, порой невозможно. Поэтому просто примем данный факт как данность, с которой надо считаться, в том числе и при создании Болгарской исламской академии. Первый сценарий исходит именно из этого.

Для того чтобы разобраться с учебными программами академии, мы должны начать с компетенций выпускников. Проще говоря: кого будет готовить академия? А это напрямую упирается в более фундаментальный вопрос: в чем предназначение современных религиозных организаций? В более приземленной форме вопрос звучит так: за что мулла получает зарплату? Многие по старинке полагают, что основная задача муллы — читать Коран и намаз, а также оказывать свадебные и похоронные услуги населению. И действительно, большинство мулл ничего другого нашему модернизированному обществу и не предлагают. Поэтому не надо удивляться, что во многих деревнях Татарстана, где нет гастарбайтеров, и на пятничную молитву мечети закрыты на амбарный замок, а по праздникам даже в «Кул Шарифе» телевизионщики вынуждены при входе сортировать людей, отправляя приезжих в нижний зал подальше от телекамер, чтобы на картинке было побольше татарских лиц. Так почему же татары не ходят к муллам в мечеть? Да потому, что они в большинстве своем живут уже в XXI веке, а наши муллы — все еще в веке XI или около того. И коль уж муллы ничего не дают современному человеку, кроме свадебных и похоронных обрядов, то он и переступает порог мечети ровно столько раз в жизни, сколько эти услуги ему окажутся утилитарно нужными.

Могут возразить, что академия будет готовить не мулл, а магистров и докторов. Но суть от этого не меняется. Академия будет готовить богословов, которые призваны обеспечить интеллектуальное сопровождение существующей системе. А она уже показала свою полную несостоятельность для современных татар, поэтому магистры и доктора что мертвому припарка. Проблема не в уровнях образования, а в сути современной ситуации в целом.

Какой же видится выход? Он очень простой. Надо вписывать религиозные организации не в воображаемую по средневековым каноническим книгам модель общества, а в реально сложившиеся социальные отношения и потребности людей. У некоторых это, кстати, прекрасно получается. Приведу два примера.

Первый — Ильдар хазрат Баязитов и мечеть «Ярдэм». В ней усилиями хазрата и его команды помимо традиционного функционала мечети ведется колоссальная социальная работа: помощь и реабилитация слабовидящих и слепых, инвалидов с другими диагнозами, сирот-инвалидов, а также алко- и наркозависимых. Эта работа вызывает огромный отклик в душах людей. Даже когда коллектив мечети работал в поселке Левченко, в мизерном здании, расположенном где-то на отшибе среди гаражей, «Ярдэм» уже тогда была центром притяжения. А сегодня, переехав в новое здание на улице Серова, «Ярдэм» по количеству гостей республики может смело конкурировать с «Кул Шарифом» и Аль-Марджани: настолько люди стремятся в эту мечеть и хотят соприкоснуться с тем добром, которое она несет миру.

Мне не раз доводилось быть свидетелем этого. Когда Ильдар хазрат решился создать приют для сирот-инвалидов в Тюлячинском районе, мне посчастливилось в поддержку этого начинания организовать два телемарафона на канале «ТНВ» (еще раз отдельное спасибо Миляуше ханум Айтугановой) в праздник Жертвоприношения под девизом «Жертвовать — значит любить». Мы получили десятки тысяч СМС-пожертвований, люди самых разных профессий — ученые, писатели и актеры — приходили на помощь. Я был потрясен, насколько идеи Курбан-байрама, выраженные в правильной подаче, находят отклик у современных людей. Ильдар хазрат в своей мечети нащупал абсолютно адекватную современности форму духовности.

Другой пример. Шамиль хазрат Аляутдинов из мечети на Поклонной горе в Москве. Этот имам с недавнего времени стал проводить тренинги личностного роста. Лично я мало нахожу в творчестве Шамиля хазрата вдохновляющего для себя, но он собирает огромные залы. И люди не просто приходят на его тренинги, но и платят немалые деньги за участие в них.

Эти два примера, как мне представляется, обрисовывают главные контуры социального предназначения религиозных деятелей XXI века, так сказать, два его полюса. Один связан с потребностями образования и личностного роста, другой — с социальным служением. Но для того, чтобы переформатировать мечети из бюро ритуальных услуг в тренингово-образовательные и реабилитационные центры, потребуются недюжинная политическая воля и системный подход. Сами муллы перестраиваться не захотят, ведь тогда придется много пахать, а это далеко не то же самое, что есть беляши в обмен на молитвы. Академия могла бы стать частью этого большого процесса и готовить, как своего рода MBA, не звездочетов и чалмоносцев, а специалистов, востребованных для религиозной сферы новой системы координат.

Между тем от такого поворота выиграют абсолютно все: и общество, и государство, и сами муллы. При этом здесь мы уходим от проблемы ревизии средневекового мракобесия, которая вызывает паническую атаку у дремучих ретроградов. Мы просто энергию наших религиозных деятелей перенаправляем от выковыривания джиннов из бутылок прошлого на социально-полезную деятельность. И волки сыты, и овцы целы.

В мечети «Ярдэм» усилиями Ильдара хазрат Баязитова (справа) и его команды помимо традиционного функционала мечети ведется колоссальная социальная работа: помощь и реабилитация слабовидящих и слепых, инвалидов с другими диагнозами, сирот-инвалидов, а также алко- и наркозависимых В мечети «Ярдэм» усилиями Ильдара хазрата Баязитова (справа) и его команды помимо традиционного функционала мечети ведется колоссальная социальная работа

СЦЕНАРИЙ ДЛЯ БЕССТРАШНЫХ

Второй сценарий — для бесстрашных и отважных. Он, в отличие от первого варианта, не уклоняется от идеологических вопросов, не довольствуется купированием религиозных атавизмов, а идет в самую гущу богословия и разворачивает проект исламского реформаторства во всем своем величии и красоте. В определенном смысле такое понимание булгарского проекта реализовать проще: нам здесь нужно не изобретать велосипед, а просто толкать вагончик исламского богословия по тем рельсам, которые уже заложили в прошлом великие татарские богословы.

Данный подход, помимо прочего, лакмусовая бумажка на субъектность татар. Пропагандисты арабского мира внушают нашим студентам, уехавшим учиться за рубеж, и нашим легковерным религиозным деятелям, что арабы, дескать, и есть носители подлинной духовности, а татары — эдакие инвалиды в религии. Удивительно, но многие религиозные деятели ислама соглашаются на свою ущербность и потому, стоя сегодня на пороге академии, хотят пропустить арабов вперед, т. е. обменять свою субъектность на право быть эпигонами африканцев: египтян и марокканцев.

Реформаторский путь предполагает ровно противоположное. Он призывает нас быть не аутсайдерами исламского мира, а его локомотивом. Некоторым кажется странным идея лидерства России в контексте исламского мира. Но почему: ведь у нас уже был такой опыт.

До революции татары окормляли многих своих единоверцев в Средней Азии. Меня как единственного в России автора книги о жизнедеятельности имама Абу-Ханифы и переводчика его трактатов периодически приглашают в Казахстан, который с недавнего времени взял курс на развитие мазхаба великого имама. После лекции ко мне нередко подходят казахи и в моем лице выражают благодарность всему татарскому народу. «Татары, — говорят они, — всегда были нашими учителями». Поначалу я думал, что это просто восточная вежливость. Но когда в Шымкенте, подойдя к книжному шкафу в соборной мечети, увидел стопку учебников великого дореволюционного татарского богослова Ахмадхади Максуди, то понял, что их слова — не просто знак гостеприимства, а историческая традиция, о которой они до сих пор хранят добрую память. Признаюсь: в такие моменты особо гордишься своим народом.

Во времена Советского Союза на нас ориентировалась половина арабского мира, если не больше. И это было тоже идеологическое лидерство. Почему мы не можем его повторить? Сегодня арабы в тупике. «Аль-Каида», «Джабхат ан-Нусра», ДАИШ (запрещены в РФ прим. ред.) — их мир просто кишит религиозным экстремизмом и терроризмом. И нет никакого просвета. Но мы можем протянуть им руку помощи. Сами арабы этого ждут от нас. «Если татары не покажут миру, — говорит ученый с мировым именем Тауфик Ибрагим родом из Сирии, — каким должен быть ислам в XXI веке, то никто не покажет, потому что в России есть условия для того, чтобы освободиться от средневекового консерватизма». Поэтому сейчас в Болгарской исламской академии — и это не высокопарные слова! — без преувеличения решается судьба нашей страны на геополитической карте мира: либо мы сможем расширить свое влияние, либо оно скукожится, как шагреневая кожа, причем не просто до нуля, а до отрицательного значения, ибо наши ретрограды предлагают сдать Болгарскую крепость академии под прямой протекторат арабских консерваторов.

Консерваторы сегодня идут в атаку. На разных фронтах. Не дожидаясь начала учебного года в академии, на этой неделе муфтий РТ Камиль хазрат Самигуллин обрушился с гневной критикой на идеи великого татарского богослова Мусы Бигиева. Он назвал его взгляды ересью и путем к анархии, его последователей — смутьянами, а самого Мусу хазрата устами его оппонентов — неверующим и атеистом. Кто-то полагает, что такие оценки допустимы. Возможно. Кто-то ведь вообще считает, что игра в шахматы — это харам, а богатство даруется тем, кто надевает штаны не стоя, а сидя. Всякое бывает. Но единственно ли это возможная точка зрение на Мусу Бигиева? Отнюдь. Турецкий коллега Камиля хазрата, министр по делам религии Турции Мехмет Гермез (в Турции муфтият организован как государственное министерство), занимает по отношению к нашему прославленному мыслителю совершенно противоположную точку зрения: он считает его своим учителем, защитил по его наследию диссертацию и посвящает ему свои книги. Вот он, культурный мост влияния между нашими странами. Так неужели окажется, что нет пророка в своем отечестве?

Представляю, когда Гермез приедет в академию в надежде увидеть здесь следы идейного присутствия самого прославленного в мире татарского богослова и своего кумира, ему выведут навстречу стройным шагом новоиспеченных магистров, которые в один голос скажут заморскому гостю: «Муса Бигиев — безбожник, а его взгляды — ересь». Вот уж он удивится.

ТРЕТИЙ ПУТЬ

Итак, помимо консервативного болота есть как минимум еще два сценария развития академии. Первый предполагает в обход острых богословских проблем готовить кадры, которые смогут переформатировать религиозное поле ислама в соответствии с социальными запросами современного общества. Второй предлагает готовить интеллектуалов, которые смогут разрубить гордиев узел мракобесного прошлого в исламе и явить миру образец подлинного ислама, каким он должен быть в наши дни.

Но у татар всегда должен быть и третий путь — серединный. Если уж так жалко наших ретроградов и не хочется малышей выгонять из песочницы, то так тому и быть: пусть играют в свое средневековье. Но зачем отдавать им все? Зачем ставить на кон всю академию и рисковать тотально? Можно отдать им одно крыло, а второе пусть займут исламские ученые, ориентированные на лучшие (читай: реформаторские) традиции татарского богословия. Здоровая конкуренция еще никому не вредила. Да и потом, всегда лучше ставить на две лошади, чем на одну. Или Болгарская академия, главный научно-образовательный центр мусульман России, — это не место для дискуссий?

Религия по своему потенциалу сравнима с ядерной энергией. Последние пару десятков лет убедили в этом всех нас: стоить окинуть взором только геополитическую карту мира с ее горячими точками — от экс-Югославии и Афганистана до Израиля с Палестиной и Сирии. В умелых и заботливых руках она способна обогревать миллионы и миллиарды людей, но в руках бестолковых недотеп (или «разводчиков» и злодеев) легко может обратиться в колоссальные разрушения.

В этом смысле Болгарская исламская академия — «мини-ядерная электростанция». И от того, кто будет нажимать там кнопки, зависит, получим ли мы свет и тепло или же новый Чернобыль с уничтоженной жизнью вокруг. Это я к тому, что дискуссия о будущем академии — это не вопрос чьих-то амбиций, аппаратных интриг или желаний. Ставки в данной игре предельно высоки и для республики, и для России в целом...

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (98) Обновить комментарииОбновить комментарии
Айда инде
3.06.2017 10:18

Если вы в исламе, Рустам, то остерегайтесь таких оценок как "мракобесного прошлого в исламе", или типа "переформатировать религиозное поле ислама в соответствии с социальными запросами современного общества" поскольку это бид'ат - новвоведение.
А это серьезный смертный грех в исламе. Да Вы прекрасно это и так знаете.
Предполагаю, что меня сейчас заминусуют по-черному))
Но Всевышний знает лучше.

  • Анонимно
    3.06.2017 09:09

    Застой у нас сегодня везде. Мухаметшин лишь отражает общий тренд.

    • Буре
      3.06.2017 09:55

      Умные вещи говорит Рустам.
      Прочитал-как будто чистой воды из родника выпил.
      Не все потеряно.

  • Анонимно
    3.06.2017 09:30

    вчера читал ответ Мухаметшина на татар-информ. Тоска, печаль и ужас. Батров не зря бьет в колокола.

  • Анонимно
    3.06.2017 09:44

    Академика такого рода ведь первый опыт для страны.почему все силы возможные не подключить.тот же Батров, чьи возмущения Мухаметшину не нравятся,работал ведь над учебными программами у него.вот и привлекли бы всех:и ретроградов,и модернистов.тогда и в Африку не боязно "гулять".

  • Айда инде
    3.06.2017 10:18

    Если вы в исламе, Рустам, то остерегайтесь таких оценок как "мракобесного прошлого в исламе", или типа "переформатировать религиозное поле ислама в соответствии с социальными запросами современного общества" поскольку это бид'ат - новвоведение.
    А это серьезный смертный грех в исламе. Да Вы прекрасно это и так знаете.
    Предполагаю, что меня сейчас заминусуют по-черному))
    Но Всевышний знает лучше.

    • Анонимно
      3.06.2017 10:52

      Айда Инде, давайте окинем два три века последних. В каком состоянии находится мусульманский век, где наука, образование, социальные достижения. В мусульманских странах только нарастающая отсталость и мракобесие. Какой рывок Россия сделала за 150 лет. Не говоря уже о Западе. Даже японцы прогрессировали колоссально. а мы застряли. Разве не мракобесы свою лепту наши внесли? Разве не нетворческое понимание Корана? Схоластика, косность ума, слепое следование авторитетам -вот беды уммы. Сейчас большинство мумульман в России освободилось от этого, часть из них, увы, потеряв веру (иман). Поэтому если двигаться вперёд, конечно, нужно полное переосмысление веры, Всевышнего и Корана. Для этого нужна как широта знаний, в том числе мудрость житейская, а также бесстрашие человека уверовавшего. Это сродни подвигу.
      Алеф

      • Айда инде
        3.06.2017 11:37

        Пожалуйста не путайте Религию и развитие наук.

        И ещё. Не осуждайте Религию Ислам, она - чистая. Осуждайте меня (себя) из-за неправильных слов и действий.

  • Анонимно
    3.06.2017 10:38

    Предложение: трудоустроить Батрова в качестве проректора в Болгарскую исламскую академию. И.О. ректора оставить Камиля Исхакова (причем в статусе И.О. он может пробыть максимально долго, пока, например, первый выпуск не будет), а вот первым проректором поставить Батрова. Чем не вариант? Дескать, ты критикуешь, даешь советы, ну вот теперь тебе и возможность реализовать то, как ты предлагаешь и советуешь.

    • Анонимно
      3.06.2017 14:06

      Напишите в Москву, тов Путину, он принимает решения по Болгарской академии.

    • Анонимно
      3.06.2017 16:54

      \\...а вот первым проректором поставить Батрова\\ - Там уже поставили двух проректоров, русских товарищей, весьма критически относящихся к Исламу и мусульманам.

  • Анонимно
    3.06.2017 11:11

    Рустам- Хазрат, есть опасение, что дискуссия уйдет в перепалку типа "сам дурак". Вы вспомнили Аляутдиновых. Но их успех как призывающих к Исламу обусловлен именно приверженностью традиции. Поэтому, полагаю, дискуссию можно продолжать. Только не называйте это Исламом. Это может быть Ваша философия в понятиях " фальсафа" или "калам". Я бы посоветовал Вам обратиться к трудам Фомы Аквинского. это ни "католическая", ни "православная" теология. Его тоже долго не признавала церковь,. но сейчас - это ее официальная доктрина. И признана таковой лишь потому, что ЧЕТКО сформулировала соотношение религии и философии. Без конфессиональных заморочек.

    Валерий.

  • Анонимно
    3.06.2017 11:20

    Хороший текст, который точно уйдет в перепалку "сам дурак". Такие медиа для того и существуют. Места для ведения дискуссий -- отсутствуют, есть только для перепалки. Похоже, в существующем раскладе отношений между власть предержащими и самой разной общественностью Рустаму Батрову остается только писать статьи в газету. Жаль. Дорогу дать бы грамотным, и желательно молодым. К сожалению, впереди идут только передовики пиара и (за)от-кята:)

    Александр Михейшин.

  • Анонимно
    3.06.2017 12:36

    Очень бы хотелось муфтием Татарстана иметь прогрессивного богослова. скажем как Батров. А Самигуллин он хотя и молод но кажется .что это средневековый старец.Остается его пожалеть и его его пасту.

  • Анонимно
    3.06.2017 12:46

    В Москве, в "тренинговом центре" тоже есть курсы личностного роста, при этом сознание человека "переформатируется", видимо, методами нейролингвистического программирования.
    Когда увидела на стене десятки фотки веселых людей, семей, и фотографии пачек долларов то там, то сям, поняла-людей настраивают на то, чтобы "заработать" этих денег. Это и есть стремление к успешности, оказывается. Учат "слона" продать, то есть к успешности. Деньги-вот самое главное! Дети, семья, родители-на сторону! Их человек даже не слышит, проводя безвылазно с 11-00 до 22-00 свое время на этих курсах. Курсам нет счета, даже шаманов обещают готовить.
    Считается, что это все это на благо.
    Мой близкий человек ходил, 2 года, мы-родня, не знали как увести оттуда. ДЕНЬГИ КОНЧИЛИСЬ, И ЭТО СПАСЛО-ОТСТАЛИ.
    Зайдите в форумы, читайте отзывов тех, кто ходил на эти тренинги.
    Мой близкий человек не верит, что это было с ним.
    Рустам, вы об этой стороне "центров личностного развития" знаете?
    Как понять, что в мечетях организуют центры личностного роста?
    Теперь я понимаю, почему Рафаэль Мухаметдинов в печали.
    Извините...


  • Моисей
    3.06.2017 13:37

    Без Ломоносовых не бывает прорыва.
    Молодец Батров.

  • Анонимно
    3.06.2017 13:45

    Был же идеальный кандидат - молодой амбициозный Альфрид Бустанов. Который знает и восточные и европейские языки. У которого большое количество публикаций. Соблюдающий мусульманин.

    • Анонимно
      3.06.2017 14:23

      Кажется, в 1910 году, подбирали кандидатуру на должность муфтия Оренбургского магометанского духовного собрания, тогда председателю правительства Столыпину докладывали в духе "вот такой-то такой-то очень образованный, подготовленный, эрудированный, хорошо владеет русским языком". На что глава российского правительства ответил; "Нам не нужно такого муфтия, а нужно, чтобы он был темный, необразованный, плохо владел языком и боялся любого русского столоначальника". Так было и так будет всегда.

      • Анонимно
        3.06.2017 14:43

        Как раз в 1915 г. выбрали вполне себе образованного и умного муфтия, молодого и амбициозного, как Батров. И с похожим набором моральных характеристик.

        • Анонимно
          3.06.2017 16:52

          В 1917 году, на волне революции, избрали умного, образованного и любимого народом муфтия - Галимжана Баруди. А до этого все шло, как говорил г-н Столыпин. Кстати, в 1917 году, впервые в мусульманском мире, казыем избрали женщину - Мухлису Буби. Она была очень образованная женщина.

      • Анонимно
        3.06.2017 14:51

        то есть по вашим словам сейчас муфтий именно каким его описал Столыпин?
        а вы вообще у мусульман спрашивали что им нужно?

        • Анонимно
          3.06.2017 16:59

          А что, какой-нибудь муфтий у нас когда-нибудь защищал мусульман?

        • Анонимно
          8.06.2017 12:08

          Это описание не Столыпина, а Ильминского.
          В других странах - зачастую, да. Боятся не только Трампа, но и любого столоначальника-янки.

      • Анонимно
        3.06.2017 15:25

        Вот истина где-то здесь и находится. Нужны не умные, а управляемые.

        При этом даже необязательно, чтобы религиозный чиновник был верующим.

        Он может быть и светским специалистом по религиям, например, бывшим сотрудником кафедры атеизма и научного коммунизма (совершенно без намеков на конкретные персоны).

        Вот здесь и тупик.

        Поэтому эта дискуссия уважаемого автора - как слепого с глухим.

        К тому же смешиваются темы разного уровня и порядка, например, вера и религия.

        Например, нужно понимать, что есть богословие как наука, и есть популяризированный вариант знаний (учебная дисциплина), который должен распространяться среди "рядовой" "паствы."

        Это, как правило, люби родину большую и малую, слушайся начальство, не выступай против социальной несправедливости, молись, молчи и не высовывайся.
        И меньше смотри в карман чиновников и мулл и отвечай за себя и совершай намаз, а то загремишь в вечный ад.

        А другие "глубокие" богословские точки зрения, например, дискуссионный вопрос о вечности ада, это уже "специальное" знание другого уровня сложности, которое только запутает шакирдов и "паству."

      • Анонимно
        7.06.2017 18:49

        Это лживая цитата, г-н.. Столыпин, глава нашего правительства, не говорил этих слов.

        • Анонимно
          8.06.2017 04:07

          Какого вашего правительства? Вот почитайте:
          "Понимание важности созыва Особого сове­щания для решения и татарского (мусульманского) вопроса, вызревали постепен­но. Идея эта исходила от самого премьера. П.Столыпин внимательно следил за ходом под­готовки совещания и четко направлял под­ведомственные ему органы.
          Обоснование необходимости "всесторонне об­судить и сообразить все дела нашего культур­ного труда в Поволжье в Особом совещании" содержится в доверительном письме П.А.Столыпина обер-прокурору Синода С.М.Лукьянову от 19 сентября 1909 года.17 "Для народа христианского столкновение с му­сульманским миром знаменует не религиозную борьбу, а борьбу государственную, культурную, - подчеркивает премьер. - Этим объясняется тот успех, который получила за последнее время панисламистская пропаганда, успех, который у нас в России имеет особо важное значение. С 1905 года в среде татар Поволжья стало уси­ленно развиваться национальное оживление, получившее религиозную окраску и выразивше­еся и в устройстве мечетей в небольших дерев­нях, и в открытии школ, и в издании литера­турных произведений. По татарским деревням стали разъезжать книгоноши - мужчины и женщины с газетами, книжками, листками и проч[им]. Повсеместно у татар возрос интерес к просвещению, стремление к сознательной жиз­ни, к национальному самоопределению". Каза­лось бы, просвещенный премьер-министр госу­дарства, считавший, что "усилия для поднятия экономического благосостояния населения... бу­дут бесплодны, пока просвещение народных масс не будет поставлено на должную высо­ту"18, должен всецело поддержать этот интерес к просвещению. Но нет. Его беспокоит, что "этим настроением татарского и вообще му­сульманского населения широко воспользовалась та часть его духовенства и светских вожаков, которая принадлежит по своим воззрениям к так называемому прогрессивному направлению".
          И следует вывод: "Очевидно, что при таком положении мусульманский вопрос в России не может не считаться грозным. Поэтому всякое активное проявление магометанства... заслужи­вает самого серьезного внимания, самой реши­тельной борьбы со стороны правительства,
          Возвращаясь к Поволжью и, в частности, к Казанскому краю, я не могу не отметить, что к этой местности, местности с инородческим населением, колеблющимся, как сказано, между русско-православным и татарско-мусульманским влиянием, должны быть направлены серьезные усилия к пресечению национально-татарского натиска. Отказаться от этой борьбы значило бы отказаться от своих вековых исторических за­дач, отрицательные последствия чего неисчис­лимы. ...Не подлежит сомнению, что в настоящем деле все правительственные силы должны быть мобилизованы, так как важность государ­ственных задач очевидна".
          Итак, необходимы серьезные усилия к пре­сечению национально-татарского натиска и мо­билизация для этого всех правительственных сил. А для этого - образовать Особое совеща­ние, как уже не раз делало правительство при решении других проблем национальной полити­ки. Дальнейшие уточнения идеи совещания, его направленности и целей, а также определение круга участников отоложились в переписке П.Столыпина с министром народного просвеще­ния и обер-прокурором Синода. В октябре-декабре 1909 года велась непосредственная под­готовка совещания. В это время в Министерст­ве внутренних дел, возглавляемом премьером, специально собирались и анализировались мате­риалы, составлялись обширные справки для министра и членов будущего совещания, за­прашивались с мест недостающие сведения...
          Цели межведомственного совещания, дейст­вовавшего при Министерстве внутренних дел с активным участием представителей Синода и Министерства просвещения с 12 по 29 января 1910 года, ясно видны уже из его названия -"Особое совещание по выработке мер для про­тиводействия татарско-мусульманскому влиянию в Поволжском крае".
          http://www.archive.gov.tatarstan.ru/magazine/go/anonymous/main/?path=mg:/numbers/1998_3_4/03/03_1/

          • Анонимно
            8.06.2017 11:55

            Всё равно это наше правительство, вне зависимости от того, положили под сукно результаты Особого совещания или нет (на самом деле, положили - Царь не дал хода). В советское время вообще религию ограничили семейными рамками и всерьёз собирались уничтожить - но что-то никто не цитирует результаты особых совещаний при ЦК КПСС. А вы целенаправленно выискиваете в бочке мёда ложку дёгтя, а ложка дёгтя включает себя только материалы Особого совещания Столыпина и цитату из письма Ильминского Победоносцеву, эти материалы давно всем известны.

            • Анонимно
              8.06.2017 16:33

              Ваше такое правительство свергли в 1917 году, а нынешняя Российская Федерация объявила себя правоприемницей Советского Союза. В каком-то смысле коммунистический режим был справедливее, он одинаково ограничивал все религии. А нынешние власти отдают преимущество одной религии, все знают, какой.

              • Анонимно
                9.06.2017 12:27

                В октябре 1917 года свергли не моё правительство. Моего правительства не стало в феврале 1917 года.

                И в чём справедливость коммунистического режима в отношении религий? В том, что духовенство всех религий одинаково уничтожали - в этом справедливость?
                Ну, если считать себя безверующим или атеистом, то в этом случае, наверное, Вы можете и так рассуждать. Но тогда почему Вас беспокоит, что власть по Вашему мнению отдаёт преимущество одной религии, Вам же мир религий должен быть безразличен?

                • Анонимно
                  9.06.2017 13:07

                  Я - этнический мусульманин, соответственно, меня беспокоит предвзятое отношение российских властей (что прежних, что нынешних) к Исламу, основе национальной идентичности татарского народа. Да, именно февральскую революцию 1917 года я и имел в виду (когда на короткое время в стране установилась демократия), написав, что свергли ваше правительство. А про большевиков у меня ключевые слова "В КАКОМ-ТО СМЫСЛЕ", учитесь улавливать смыслы и нюансы в текстах.

                  • Анонимно
                    9.06.2017 15:03

                    Февральской революции не может быть ни какого оправдания, она никому ничего не дала и не могла дать. Предвзятого отношения к Исламу у российских властей не было - иначе не была бы построена мечеть на главном проспекте Петрограда - Каменноостровском.
                    За сто лет ситуация ухудшилась, но в этом есть и наша вина - не вырастили тех, кто мог бы сформировать непредвзятое отношение. Не может же один муфтий-хазрат Талгат Таджуддин работать за всех.

                    • Анонимно
                      10.06.2017 00:59

                      Предвзятое отношение - это еще мягко сказано. Кстати, сие было услышано мною из уст вашего любимого муфтия Талгата-хазрата. А мечеть в Питере построили вовсе не из любви к Исламу, тогда царские власти проводили мудреную колониальную политику в Центральной Азии в соперничестве с Британией. Это один фактор, а другой фактор в том, что разрешение на строительство мечети (после долгих мытарств) дали только на волне 1 Русской революции 1905-7 голов. Кстати главный проспект Питера называется Невский. Раньше проспект, где расположена питерская мечеть, назывался Кировским, и это гораздо легче произносить, чем Каменноостровский, язык сломаешь.

    • Анонимно
      4.06.2017 16:31

      Понимаете, они ищут своего "татарстанского татарина"), поэтому Бустанов не вариант для них.

      • Анонимно
        4.06.2017 17:11

        Так, не мы ищем, а Москва уже нашла нужного татарина - это Камиль Исхаков. От нас тут мало что зависит.

        • Анонимно
          4.06.2017 20:40

          поставил плюс. тогда ладно, а, интересно, почему Исхаков еще и.о. ректора?

          • Анонимно
            4.06.2017 23:13

            А у нас всегда так, поставят и.о., а тот будет сидеть пока не вынесут в одно место. А уж, если тов Исхаков куда-то пришел, его оттуда никакая сила никогда не выковырнет.

        • Анонимно
          6.06.2017 14:56

          К.Исхаков не создаст Академию.

          • Анонимно
            7.06.2017 02:07

            Ему до этого дела нет, главное - он будет ректором в ближайшие 10 лет.

  • Анонимно
    3.06.2017 19:30

    Россия сама позиционирует себя, как консервативное государство, вряд ли она будет способствовать исламской реформации, хотя теоретически не исключена и такая возможность. Георгий.

    • Анонимно
      8.06.2017 12:19

      Георгий, здесь нет противоречия с тем, как Россия себя позиционирует. Исламская реформация - это то, что сейчас происходит на Ближнем Востоке. У татар же - исламский консерватизм, мы просто собираемся решать задачи сегодняшнего дня и проблемы нашего времени. Что в этом неконсервативного?

  • Анонимно
    3.06.2017 19:47

    Рустамэфенди на протяжение определенного времени Вы с критикой выступаете как в отношение деятельности ДУМ РТ, а в данный момент в отношение таки и не "родившего ребёнок" то есть академии. но сами толком не чего и не предположили? ну составе на ваш взгляд программу обучение богословов, ну начинайте переводить и издавать труды Абу Ханифы. покажите на как бы низовом уровне. тем более у Вас есть мощная поддержка в лице Д.Мухитдинова и ДУМ Питера. дали ведь Вам площадку в Питере на курсах. есть Исламский институт им Фаизханова в Нижем. как говорится "будь проще и народ к тебе потянется " Критиковать быть не довольным можно быть годами.

    • Анонимно
      3.06.2017 21:29

      Вы неправы, он единственный кто перевел труды имама Абу Ханифы и написал биографию о нем.

      • Анонимно
        3.06.2017 22:26

        Из трудов Абу Ханифы на русский язык переведены несколько работ:

        «Аль-Фикх аль-Акбар».

        Впервые этот трактат Абу Ханифы был переведен в 2000 году Смирновым А. под названием «Большой фикх» и напечатан в Вестнике Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ).

        Затем в 2001 году эта работа была заново переведена Рустамом хазратом Батровым. Этот перевод вошел в сборник «Трактаты. Важнейшее знание» и был напечатан в издательстве «Муравей». Данный перевод отличается более ясным изложением мусульманского вероучения.

        Становление мусульманской доктринальной мысли и ранняя исламская философия (к вопросу о взаимном влиянии на примере ал-Фикх ал-’акбар Абу Ханифы). Введение, перевод с араб. и комментарии // Вестник РГГУ. Вып. 4. Восток: Исследования. Переводы. М.:РГГУ, 2000, с. 52-86

        «Трактаты. Важнейшее знание»

        Издательство «Муравей», 2001 г.

        Перевод Р.Батров

        ВЕЛИКИЙ ИМАМ АБУ ХАНИФА
        АН-НУ‘МАН
        (краткое изложение книги)
        مختصر من كتاب: أبو حنيفة النعمان إمام الأئمة
        Вахби Сулейман Гавиджи
        وهبى سليمان غاوجى
        Перевод: Владимир Абдулла Нирша.
        ترجمة: فلاديمير عبد الله نيرشا
        Офис по содействию в призыве и просвещении этниче-ских меньшинств в районе Рабва г. Эр-Рияд
        المكتب التعاوني للدعوة وتوعية الجاليات بالربوة بمدينة الرياض
        1430 - 2009

      • Анонимно
        4.06.2017 00:53

        Это ответ на то что Батров единственный переводчик и популизатор трудов Абу Ханифы

        • Анонимно
          4.06.2017 10:03

          В нашей стране он единственный автор книги о жизни Абу Ханифы, а не популизатор, как пишите Вы, подменяя понятия. И он единственный переводчик трудов (мн. число) Абу Ханифы, а не только одного трактата. Ваши ссылки это лишь подтверждают.

          • Анонимно
            4.06.2017 11:06

            интересно девки пляшут- а Смирнов тогда что перевел? ясно написано затем Батров. а Нирша что перевел?

            • Анонимно
              4.06.2017 12:24

              Нирша перевел брошюру нероссийского автора. Российских авторов, кроме Рустама хазрата нет. А Смирнов - только один трактат, не все богословские труды Абу Ханифы, как Батров.

              • Анонимно
                4.06.2017 16:08

                А что Батров на какие труды опирался при составление своей книги? не на нероссийских авторов? огласите пожалуйста весь список трудов Абу Ханифы переведённых Батровым? Муснад Абу Ханифы например или еще какие?

  • Анонимно
    3.06.2017 20:35

    О чем вообще разговор. Кто сказал, что все эти управляемые мероприятия под колпаком нужны для развития богословия и т.д.

    В России ислам всегда был, во-первых, тем, что власти приходилось терпеть, во-вторых, инструментом управления над населением, не охваченным "основной" (главной) религией.

    Поэтому к чему дискуссия о кандидатах на ректоров, преподавателей? Наберут и назначат из "правильных", понимающих политику партии.

    Одно вот только действительно жалко, что братья по вере решают вопросы не в рабочем порядке, за чашкой чая, а прилюдно, на смех курам и общим оппонентам.

    Лучше бы свою энергию использовали в борьбе со спаиванием молодежи, сети алкоминимаркетов и т.д.

  • Как то ко мне приехал один историк и он изучал труды татарских мусульманских религиозных деятелей и мне подарил свои книги. И он говорит мне я завязал работать на Дум Рт,так как один из лидеров Дума сказал мне: Мы конечно твоих книг не читаем ,но смотри не пиши ничего такого ,чтобы деньги должны проходить мимо нашего кармана! Я теперь понимаю ,почему Батыра сняли с довольствия в Дум РТ! Очень он опасный человек и Столыпин прав Был! Не дай Бог ему удастся реформировать Ислам и туда подадуться не только полоумные старухи и молодежь исламисткая,а могут ведь пойти и образованные люди! И я это наблюдал в Польше в 70 годы! Почему к власти пришла солидарность? Там в школах религия была запрещена,но родительские комитеты водили детей после школы в костелы на проповеди строем и им там показывали мультфильмы,монашки читали сказки,а молодежь сидела в Кафе и спортзалах при костелах Хохотали ,смеялись и никто им не делал замечания,а государство ,их комсомольские лидеры как и у нас все коммуниздили только! В каждом костеле проповеди
    читали не только на польском,но и на русском ,немецком,Чешском и других европейских языкам специально
    для туристов Соцлагеря!Если такие как Батыры возродят татарский ислам и его наполнят Евроисламом и джадизмом и полуграмотных мулл и консерваторов и бывших парторгов мулл в за шей прогонят из мечетей ,то тогда точно у нас халифат наступит! И ни в коем случае таких как Батыр близко нельзя в ректоры подпускать в Булгары! Пусть идет как идет и думаю Исхакова специально поставила Москва и сделали Советником будущего президента России! Дальний восток и Ближний восток завалил,Рубин тоже и теперь Булгарскую академию с треском вместе с арабами завалит!

  • Анонимно
    3.06.2017 23:21

    Батров делает неплохой анализ, но сухой, грубый. И получается, что он - как бы один воин в поле. Конечно, автор статьи прав в сути: не должен ислам российской версии уныло и глупо плестись в хвосте арабов. А это значит, должна быть собственная богословская школа, которой пока нет (не считая подвижника Батрова). Нет школы, нет даже богословских кружков, нет даже независимых имамов и муршидов. И надо сказать, что именно для этого и создавалась Булгарская академия, чтобы такая богословская школа появилась, возродилась, заявила о себе в мире. Дается для этого реальная площадка. И не для того, чтобы что-то ретранслировать из Каирских исламских университетов, или, прости Аллах, африканских. Если бы речь шла просто о ретрансляции, то легче было бы отправлять учащихся в Бухару: давало бы гарантированно надежный и добротный результат. Но речь идет именно о российском исламе. А насчет ретроградов: будем снисходительны - они на более не способны. Нужно не с ними воевать, а предлагать свои концепции. Не углубляясь далее в тему, скажу так, что Батрова было бы желательно назначить в эту академию замом по развитию (аналог - проректор по научной работе). Тогда бы баланс и дискуссия. Надеюсь, что российские эксперты по религии, выскажут свое авторитетное мнение и не допустят превращение Булгарской академии в филиал арабских ваххабитских учебных заведений. Мы этим уже, прямо сказать наелись с начала 90-х годов. Больше не надо. Мы идем своим путем.

    • Анонимно
      4.06.2017 14:07

      \\И не для того, чтобы что-то ретранслировать из Каирских исламских университетов, или, прости Аллах, африканских\\ - Печально, видеть в иных своих единоверцах и соплеменниках откровенных расистов, да еще прикрывающихся именем Аллаха. Вот и г-н Батров усердно педалирует тему, что мы выше какой-то там Африки и каких-то там арабов. Тьфу! Чем вам Африка и арабы не угодили? Перед Всевышним все равны, и белые, и черные, и цветные.

      • Анонимно
        4.06.2017 15:32

        Только арабы так не считают.

        • Анонимно
          4.06.2017 15:50

          Мне дела нет, как арабы считают, главное - самим быть порядочными и честными.

      • Анонимно
        4.06.2017 22:14

        Всевышний ниспослал через Арабов ислам. И Коран. И пророка. Что имеем сегодня? Мракобесие, отсталость, дикость в этих странах. По всем статьям проиграли западу, Японии, ссср. Вот это имеется ввиду, наверное. Арабская версия ислама загоняет их в тупик. Татарам и российским мусульманам нужно переосмыслить ислам и Коран и выдвинуть свою дорогу к Истине, свою модель гармоничного общества.

  • Анонимно
    4.06.2017 12:09

    «Всемогущий и Великий Аллах сказал: “Величие — Мой изар, а гордость — Моя на­кидка, кто станет оспаривать их у Меня, того Я подвергну мучениям!”»
    "Что бы ни возвысилось в мире этом, Аллах обязательно принижа­ет это”
    Признак судного дня «....Мечети будут избраны в качестве дороги....»
    Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Близится время, когда отовсюду на вас совместно набросятся народы подобно тому, как звери жадно набрасываются на свое блюдо», его спросили: «О Посланник Аллаха, это произойдет оттого, что мы в то время будем в меньшинстве?», он ответил: «В тот день вас будет много. Однако вы будете подобно мути в потоке. Сердца ваших врагов покинет страх перед вами, а в ваши сердца вселится немощь», а когда его (мир ему) спросили: «Что же такое немощь?», он ответил: «Любовь к здешней жизни и ненависть к смерти».

  • Анонимно
    4.06.2017 14:57

    Вот можно Батрова не любить, быть с ним несогласным, считать его засланцем, шпионом, сектантом и кем угодно еще, но чего поистине не отнять у него - так это ума и таланта. Не знаю никого больше из татарстанских исламских деятелей, кто так живо, внятно и по делу умел бы излагать сущность проблемы.

    • Анонимно
      4.06.2017 16:49

      В чем проблема? в том что у татары отдают несовершеннолетних? или что намаз совершают на арабском а не на татарском как не которым хотелось?

  • Анонимно
    4.06.2017 16:47

    Единственная статья Батрова, прочитанная мною, которая мне понравилась. В особенности три момента:
    1. Ислам никогда не отвергал реформатство. (لا ينكر تغير الاحكام بتغير الازمان) кто в теме, тот понял.
    2. Хорошие два полезных для общества примера про Баязитова и Аляутдинова. (خير الناس من انفعهم للناس). таких примеров должно быть не два, а два миллиона. Мечети должны стать проводником для реализации общественно-полезных мероприятий, в особенности для немощных, неимущих, нуждающихся и т.д. на чем акцентируется внимание в Коране. Согласен с Батровым в том, что нынешние муллы не захотят что-то менять, ведь им комфортно в той среде, которую они создали (маджлисы, аш, садака и тд). именно поэтому необхдимо вводить дисциплины что-то вроде "мулловедение") в мусульманских ВУЗах, чтобы учили новое современное поколение мулл, которые были выполняли фунции "و العاملين عليها" (кто занимается их сбором (те закята) и распределением), а не забивали себе карманы садакой. конечно же им необходимо платить достойную зарплату. Наверное мусульманской общине РФ (не татарской, а мусульманской общине) придется пережить этап, где будут переходный, так называемые "старо-новые муллы", после которых придут правильные, с точки зрения общественной полезности, муллы. "ну ладно, индэ ярай, хватит"- подумали муллы.
    3. Повторюсь сотрудничества с арабским и турецким миром интеллигенции бояться не надо, товарищ Батров, пусть приезжают к нам и преподают нам, в качестве носителей языка, арабский язык, выскажут нам свое видение религии, а мы уже, мусульмане РФ, сами выберем, что нам более предпочтительнее. Повторюсь (!) после мусульманского ВУЗа выпускник должен знать, что брать, а что нет.
    P.S. Ну турецкий диянаят это не министерство, а ведомство, которое привязано к главному министерству, а Гормез не министр, а председатель этого ведомства. уже устал повторять.
    ладно.

  • Анонимно
    4.06.2017 17:42

    Согласен с Батровым в том, что нынешние муллы не захотят что-то менять, ведь им комфортно в той среде, которую они создали (маджлисы, аш, садака и тд).

    Самое интересное ведь сам Батров за эти меджлисы , ашы, мавлиды ,7,40 дни. а кто против тот "вагабид" не даром он сетовал на шейха Саади. Как раз там и формируется эта система муллакратия . так о чем разговор тогда? объясните где логика , можете представить врача который запрещает курение и при это сам дымит как паровоз?

    • Анонимно
      4.06.2017 20:05

      объясняю, я лично выступаю не за ликвидацию института мулл, а за ее реформу. Муллы необходимы как ни когда, ведь они исполняют очень важную функцию, находясь среди народа, который не всегда спешит идти в мечеть или учебное заведение. Реформа заключается в том, чтобы муллы не просто рассказывали о важности садака (которая попадает им в карман, а они потом меняют свой очередной джип, я сейчас о городских муллах-профессионалах), а о том, тому куда эта садака будет направлена: в детский дом, инвалидам, вдовам, неимущим и тем, у кого не осталось близких. Естественно муллах нужно платить зарплату из бюджета ДУМов (!). А для этого нужно вводить специальные курсы для нового поколения мулл, а не просто таскать их по конференция против экстремизма и тд, последнее тоже ваджно. Кто сможет взять на себя ответственность за воспитание нового поколения мулл, если у себя в голове не навести порядок? Когда же таких совестливых мулл станет больше, тогда можно будет говорить о новом поколении ученых-богословов. как кто так.

      • Анонимно
        4.06.2017 21:01

        Как раз такие муллы и были до революции , они были плоть от плоти из народа. имели авторитет. об этом даже православные миссионеры писали. на данный момент те по настоящие имамы а не просто муллы такие как братья Аляутдиновы, Баязитов. уже работают во многих общинах не только в городах но во многих селах Елюзань., Белозерия, Шигырдан,Сафаджай и др.
        но проблема в том что Батров в большинстве своем не об этом говорит. а об пресловутом ханафизме , но ведь до революции именно приверженцы таки не любимого ханафитского мазхаба ( не учение Абу Ханифы по мнению Батрова) среди татар вели огромную в том числе и благотворительную работу.

        • Анонимно
          4.06.2017 21:44

          Я понял, однако согласитесь, что если сравнить Аляутдинова со среднестатистическим муллой нашего времени, то разница будет очевидна, а также представьте, что хотя бы каждый второй мулла в РФ был бы как Аляутдинов? согласитесь, что для единомышленников Батрова было бы меньше повода нагонять бочку на ханафитский мазхаб.
          Ханафитский мазхаб - это традиция мусульман Поволжья, Урала, Сибири, Средней Азии, не только братьев татар, но и башкир (из коих я являюсь), казах, кыргызов и т.д. Другими словами ханафитский мазхаб это наша история, но при этом мазхаб это не догма. фихк прикладная наука. она всегда может изменяться и приспосабливаться к любым условия (естественно ибадат сюда не входит). Мало кто из мулл это знает и поэтмоу противятся любым реформаторским инициативам, а Батрову это тока на руку чтобы в очередной раз полить грязью не людей, а ханафитский мазхаб. Ему еще учиться и учиться для того, чтобы оставить след в истории Ислама, как это сделали многие ученые и не только из числа ханафитского мазхаба.

          • Анонимно
            7.06.2017 18:22

            При чём тут Аляутдинов? Если бы каждый второй мулла был как Талгат Таджуддин, то мы не находились бы в том униженном положении, в котором находимся сейчас.

            • МОСБАШ
              7.06.2017 18:39

              А причем тут муфтий-хазрат? я говорю о персоне, который действительно показывает Ислам в совершенно иной перспективе (я не принижаю труд и достоинство муфтия - хазрата). Если вы не можете увидеть разницу между вышеупомянутыми персонами, тогда давайте не будет тут отнимать друг у друга время, проводя его в пустой болтовне.

              • Анонимно
                7.06.2017 18:59

                Это Шамиль Аляутдинов показывает Ислам в совершенно иной перспективе? Не надо нам такой перспективы, она во многих аспектах на христианский протестантизм смахивает.

                • МОСБАШ
                  7.06.2017 19:49

                  Эта ваша точка зрения и вы имеете на это полное право. Я лично в некоторых вопросах фикха не согласен с Аляутдиновым, и это нормально. Но это не мешает мне одобрительно оценивать деятельность Аляутдинова.

                  • Анонимно
                    7.06.2017 20:14

                    Одобрительно оценивать деятельность Шамиля Аляутдинова никто не имеет права запрещать. Но мне ближе направление развития, которое формирует наш муфтий-хазрат Талгат Таджуддин.

                    • МОСБАШ
                      7.06.2017 21:39

                      конечно у каждого есть право на субъективное мнение. Главное, чтобы это не приводило к бессмысленным спорам и смутам.)

    • Анонимно
      7.06.2017 18:09

      Милейший, руки прочь от меджлисов, мавлидов, 7 и 40 дней.

      • МОСБАШ
        7.06.2017 18:40

        никто не посягает на маджлисы, читайте выше я ж сказал уже. проблема не в маджлисах, а в тех, кто проводит их в своих корыстных целях. вот и все.

        • Анонимно
          7.06.2017 20:07

          Нужно уточнить, что мой комментарий про меджлисы был в ответ на АНОНИМНО 17:42, поэтому прошу прощения за невольное впечатление, что данный комментарий относился к МОСБАШ. Вы, видимо, не являетесь противником меджлисов и поминок на 7 и 40 день, и хула в отношении Вас не допустима, комментарий 18:09 адресован не Вам.

      • Анонимно
        8.06.2017 21:32

        Вы бы это сказали Риазитдину Фахридитину например? который был как минимум против 7 и 40 дней.

        • МОСБАШ
          8.06.2017 23:38

          Конечно сказал бы! это же тонкий вопрос философии мусульманского права, относительно которого могут самые разные мнения причем иногда и взаимоисключающие.

  • Анонимно
    4.06.2017 20:06

    Москва и условный Эр-Рияд борются за контроль над татарским исламом. У арабов контроль может быть идейно-духовный, у Москвы - финансово-административный. Наша же татарская задача, используя и тех и других, усиливать свой татарский контроль над нашим исламом. Это должно быть нашей стратегической целью. Обойдемся без нянек.

    • У арабов контроль идейно денежный и поэтому пропал финансовый курьер в Буинске,поставлявший Босаевым еще тогда деньги! Нужно не усиливать контроль над Исламом,а перекрыть все источники финансирования и тогда в татарском исламе останутся одни порядочные муллы и верующие и тогда таких как Аляутдиновы и Баязитовы будет больше,а хапуг и бывших партократов жуликов меньше!

    • Анонимно
      9.06.2017 12:33

      Там несколько иной расклад: c одной стороны, духовная независимость татар плюс финансово-административный ресурс Москвы, а с другой стороны - полное слияние с Эр-Риядом в духовном и идейном смысле.

      • Анонимно
        9.06.2017 14:39

        Где это "несколько иной расклад", если весь проект строжайшим образом контролируется Москвой и академию возглавляет ее ставленник?

  • Анонимно
    5.06.2017 10:08

    На протяжение всей статьи идет навешивание ярлыков. "Ретрограды", "мракобесы", "ретрограды-консерваторы"... Из-за этого доверие к статье пропадает моментально. Вы играете в одни ворота.

  • Анонимно
    5.06.2017 10:12

    Шамиль Аляутдинов, уважаемый Рустам эфенде, тоже последователь далеко не безобидного течения...

  • Анонимно
    5.06.2017 12:46

    Шамиль Аляутдинов вообще съехал с пути Ислама. Слишком заземляет людей на материальный успех. Духовности в его словах не много. Я бы сказал, самому Шамилю не мешало бы встать на путь Ислама. А сейчас он больше бизнес-тренер, выхватывающий нужные цитаты из Корана или Хадисов. Ну да Бог ему судья.

  • Анонимно
    5.06.2017 18:26

    Молодец Рустам хазрат. Сильные материалы. Спасибо, что освещаете нам все!

  • Анонимно
    6.06.2017 15:04

    К.Самигуллин исламга татар телен кануни кайтара башлады. Берүк аңа бу изге эшендә кыенлык тудыра күрмәгез.

  • Анонимно
    6.06.2017 15:07

    Без Татарстанмы әллә инде Катарстанмы?! Академия кысаларында да татар булыйк!

    • МОСБАШ
      6.06.2017 15:56

      БИА федеральный, а не региональный проект, соответственно не татарская академия. так, что не надо выдумывать.

      • Анонимно
        7.06.2017 02:09

        МОСБАШ - ул Мээскэу башымы эллэ?

        • МОСБАШ
          7.06.2017 15:03

          Тебе сказать нечего вот и придрался (придралась) к моему нику? очень конструктивно))) давай продолжай, у наш же свобода слова

  • Анонимно
    7.06.2017 16:26

    Пока одно хорошо - что Альфрид Бустанов не станет ректором. У евроислама как концепции нет перспективы, всё, что подаётся с приставкой "евро" - очень не привлекательно, да и в будущем нам жить в цивилизации Москвы и Сергиева Посада, а не Амстердама и Кембриджа.

    • Анонимно
      7.06.2017 18:35

      А у Москвы и Сергиева Посада есть цивилизация? Где Европа и где Россия, сравнил тоже мне...

      • Анонимно
        7.06.2017 18:55

        Я себя с Москвой и Сергиевым Посадом отождествляю.
        Европа уже почти нигде. Сами они уже не справятся.

      • Анонимно
        9.06.2017 12:38

        Конечно есть! Хотя бы по той причине, что Вы пишете комментарий на русском языке и думаете на русском языке. В этом и проявляется неустранимое цивилизационное влияние Москвы и Сергиева Посада.

        • Анонимно
          10.06.2017 01:43

          Думаю я на татарском языке, поэтому с трудом пишу на русском.

  • Анонимно
    7.06.2017 16:45

    Тут есть и ещё очень важный момент - в будущем нужно будет контролировать, что туркам или арабам преподают сами турки или арабы... Нельзя им самим давать решать, что правда, а что ложь - заблудятся.

  • Анонимно
    10.06.2017 01:40

    @9.06.2017 15:03
    \\Февральской революции не может быть ни какого оправдания, она никому ничего не дала и не могла дать\\ - Февральская революция дала татарскому народу очень много, чего у нас за предыдущие несколько столетий не было. На волне февральской революции, весной 1917 года в Казани почти ежедневно шли татарские митинги под общим лозунгом "Этой свободы мы ждали 300 лет!". К лету того же года состоялись целых три Всероссийских мусульманских съезда, на III съезде в Казани (два состоялись в Москве) была провозглашена Национально-культурная автономия мусульман Внутренней России и Сибири. Это был первый шаг к восстановлению государственности татарского народа. Тогда же было сформировано национальное правительство - Милли Идарэ, которое возглавил бывший лидер мусульманской фракции в Госдуме Садри Максуди. Национальное правительство состояло из Назаратов (министерств). Назарат по делам религии возглавил муфтий Галимжан-хазрат Баруди, весьма популярный в народе. В ноябре 1917 года состоялись выборы в национальный парламент - Милли Меджлис, кстати, по всем правилам. Впервые в мусульманском мире правом голоса были наделены женщины, так что, татары и тут были первопроходцы (тогда даже в большинстве европейских стран женщины не имели права голоса). Милли Меджлис заседал в Уфе, поэтому он передал полномочия по провозглашению национального татарского государства II Мусульманскому военному съезду, проходившему в Казани в феврале 1918 года. В ночь на 1 марта 1918 года Мусульманский военный съезд во главе с прапорщиком Ильясом Алкиным провозгласил Республику Идель-Урал, он, к сожалению, был подавлен в столкновениях с большевиками. Вот что дала Февральская революция татарам.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль