Общество 

«США приготовили «томагавк» для ОПЕК?»

О последних трендах на мировом нефтяном рынке, где страны ОПЕК и примкнувшая к ним Российская Федерация впервые за полтора года решили повысить объемы добычи, размышляет экономический обозреватель «БИЗНЕС Online» Александр Виноградов. При этом саммит, на котором было принято это решение, параллельно сопровождался целым списком событий куда более важных событий для отрасли и стран-экспортеров.

Естественная цена, или цена свободной конкуренции, напротив, представляет собою самую низкую цену, на какую можно согласиться, —

конечно, поскольку речь идет не об отдельном случае, а о продолжительном времени.

Адам Смит, «Исследование о природе и причинах богатства народов»

. ОПЕК и примкнувшая к ним Российская Федерация впервые за полтора года решили повысить объемы добычи
Фото: ©Александр Мельников, РИА «Новости»

«ВПЕРВЫЕ ЗА ПОЛТОРА ГОДА ОПЕК ГОВОРИЛА НЕ О СНИЖЕНИИ ДОБЫЧИ, А НАОБОРОТ»

Нефтяного вопроса я уже достаточно давно не касался – хватало и иных весьма важных событий, которые прямо и четко требовали фокуса внимания. Этот момент, однако, настал – и формальным поводом здесь может служить только что завершившийся в Вене саммит Организации производителей и экспортеров нефти (ОПЕК) – структуры, государства-члены которой ответственны за производство примерно трети всей мировой нефти. Само это событие было в некоторой степени революционным – впервые за полтора года ОПЕК говорила не о снижении добычи, а, наоборот, о повышении ее объемов. Впрочем, по порядку.

История вопроса тут вполне известна. В декабре 2016 года ОПЕК действительно сумела несколько удивить весь мир, все же достигнув соглашения о сокращении объемов добычи. Это решение (конечно же, «в предварительном формате») высказывалось ответственными за проведение переговоров персонами из разных стран, но ровно такая же картина наблюдалась и, скажем, полугодом ранее, в апреле 2016 года – и тогдашние переговоры завершились ничем. Сделка тем не менее была заключена – и это стало прорывным событием для ОПЕК, которая в течение 8 лет, с самого начала нынешней депрессии, не могла произвести на свет ничего путного. Для самой организации это стало спасением – не будь какого-либо внятного решения, она, скорее всего, просто бы развалилась по факту событий, а так – смогла показать, что вполне может влиять на мировой нефтяной рынок.

Более того, тогдашняя сделка затронула не только сами страны, входящие в ОПЕК, в ней участвовали и иные государства, также взявшие на себя обязательства сократить добычу нефти – и в числе их была и Россия. С другой стороны, довольно забавным является то, что под шумок от небывалого прорыва из ОПЕК вышла Индонезия (точнее не вышла, а приостановила членство, но это лишь формальность), а ее квоту (порядка 700 тыс. баррелей в день) прочие государства ОПЕК поделили между собой. При этом очевидно, что Индонезия-то свою добычу не сокращала – т. е. вся договоренность о сокращении добычи оказалась несколько меньшей по масштабу. Впрочем, это уже частность – и заявленное сокращение добычи на 1,8 млн баррелей в день (мбд) выдерживалось подписантами более-менее четко. До нынешнего момента. Нынешний же момент оказался сопровождаем довольно заметным списком событий, почти совпавших по времени с саммитом – и они, на мой взгляд, являются куда более важными.

«АРАБАМ ПРЕДЛОЖЕНИЕ АМЕРИКАНЦЕВ ВПОЛНЕ ЛЕГЛО НА ДУШУ»

Во-первых, этот саммит был, как сообщается, предварен довольно настойчивой просьбой со стороны США увеличить объемы добычи – и просьба эта была направлена в первую очередь в сторону Саудовской Аравии. Мол, нынешние цены высоки, бензин дорог, поэтому цены надо снижать, а для этого – повышать добычу. Отмечу при этом, что из данной просьбы следует уверенность в том, что нефтедобыча в США из-за снижения цен не пострадает – хотя, конечно, вопрос в масштабах снижения. Так, я уже года два не видел данных, которые бы свидетельствовали о снижении себестоимости добычи нетрадиционной нефти в США, судя по всему, она так и осталась на уровнях $32–35 за баррель – на лучших участках.

Безусловно, арабам это предложение американцев вполне легло на душу, кроме того, к этой замечательной идее присоединилась и Россия. Резоны здесь понятны – почему бы не производить больше, если цены высоки, зачем лишать себя выгоды? Кроме того, было найдено и якобы «общерыночное» обоснование – Иран, судя по всему, уже в ближайшее время вновь окажется под санкциями и будет вынужден сокращать добычу – и эти объемы, дабы не допустить встряски рынка, надо будет компенсировать. Не забыли и про Венесуэлу, где местная передовая форма народного хозяйства, именуемая боливарианским социализмом, привела к рекордному за десятилетия падению объемов нефтедобычи – это помимо галопирующей гиперинфляции и постоянных дефицитов самых необходимых продуктов. Иначе говоря, были найдены жертвы, которых не особо-то и жалко и которые позволили «обоснованно» говорить о повышении объемов добычи.

Это и было причиной того, что КСА и РФ вышли на саммит с предложением нарастить добычу аж на 1,5 мбд, развернув таким образом всю сделку чуть ли не на 180 градусов. Разумеется, назначенные на роль жертв Иран с Венесуэлой выступили против, угрожая ветировать это предложение. Итогом переговоров стало сокращение предполагаемого увеличения на треть – до 1 мбд, при этом сообщается, что фактический рост будет меньше, поскольку «некоторые страны испытывают проблемы с добычей вообще». В этом, впрочем, есть сомнения – деньги нужны всем, и лимит, скорее всего, будет выбран полностью.

Во-вторых, аккурат к саммиту вышла статистика, которая показала весьма забавное совпадение. ОПЕК+ сократила добычу на 1,8 мбд (забудем про казус Индонезии), но за эти полтора года, пока соглашение было в активной фазе, ровно на те же 1,8 мбд свою добычу нарастили США. Иначе говоря, ОПЕК+ просто отдала американцам часть своей доли мирового рынка нефти – и это в дополнение к тому, что сам факт заключенного соглашения о сокращении добычи означал отказ ОПЕК от ценовой войны с США, т. е. признание того, что шансы на победу в таком противостоянии, мягко говоря, невелики.

В-третьих, появилась любопытная статистика по электромобилям. Я уже писал о том, что электромобилизация является весьма опасным трендом для рынка нефти – и, похоже, этот прогноз начал реализовываться. Да, безусловно, в настоящее время электромобили en masse являют собой дорогие и не очень эффективные игрушки, идущие по категории статусного потребления, но в странах той же Европы были приняты политические (т. е. без особой оглядки на экономику процесса) решения о внедрении электромобилей – и этот процесс будет лишь усиливаться. Собственно, месяц назад международное энергетическое агентство в ежегодном докладе Global EV Outlook сообщило, что за прошлый год в мире было продано 1,5 млн новых электромобилей, а их общее количество выросло в 1,5 раза. При этом все эти машинки, будучи, что характерно, электрическими, не потребили нефти в размере 380 тыс. баррелей в день. Конечно же, 0,38 мбд в мировом масштабе – это ни о чем, это всего лишь около 0,4% мирового потребления нефти. Но этот процесс, повторимся, лишь набирает обороты – и через несколько лет станет вполне заметен; напомню, что на бензин уходит 50–60% добываемой нефти.

При этом под процессом выдавливания нефти из энергобаланса может со временем отработать еще один фактор – относящийся уже не к экономике как таковой, но к математике (теории игр) и психологии. Дело в том, что нефть сейчас (в целом) являет собой товар, себестоимость которого относительно невысока, но при этом продается он достаточно дорого. Соответственно, вся стратегия ОПЕК до сегодняшнего дня базируется на предположении, что они играют в бесконечную игру, в течение которой можно будет монетизировать все свои запасы нефти – мол, никуда потребитель не денется, все равно купит в конечном-то итоге. Но электромобилизация может привести к тому, что году этак в 2030-м, несмотря на весьма высокие (и, возможно, даже еще растущие!) уровни потребления нефти, кто-либо из владельцев запасов может принять решение, что свою нефть надо капитализировать уже сейчас, пока она еще стоит приличных денег. А другой владелец придет к этой мысли чуть раньше, сообразит, что соседи тоже вскоре догадаются об этом, и начнет работать на опережение. Собственно, конец истории понятен: ОПЕК разваливается, а нефть начинает стоить не по маржинальной полезности для потребителя, а по маржинальной стоимости производства, как большинство других ископаемых.

«6 ЛЕТ НАЗАД ДОНАЛЬД ТРАМП ЗАЯВИЛ, ЧТО БАРРЕЛЬ НЕФТИ НЕ ДОЛЖЕН СТОИТЬ БОЛЕЕ 25 ДОЛЛАРОВ»

В-четвертых, этот процесс тоже может быть ускорен, опять же в силу политических факторов. Дело в том, что несколько дней назад конгресс США дал ход законопроекту «Против картелей по производству и экспорту нефти», который лежал под сукном 18 лет. Этот документ объявляет вне закона картельные сговоры на рынке нефти и предлагает распространить на ОПЕК действие антимонопольного Акта Шермана, который более века назад использовался, чтобы раздробить Standard Oil – нефтяную империю Джона Рокфеллера. Закон дает правительству США полномочия подать иск в суд против стран-членов организации, при этом иностранные правительства будут лишены суверенного иммунитета в американских судах. Можно, конечно, над этим посмеяться – мол, какое ОПЕК дело до американских судов, но смех этот будет не очень оправдан. Здесь можно вспомнить историю FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act – американский закон о налогообложении счетов в иностранных банках). По сути своей, этим законом американская администрация вменила иностранным (!) банковским организациям необходимость сообщать в американскую налоговую администрацию о счетах граждан США либо напрямую (включая раскрытие информации о внутренних протоколах работы, к примеру, подборе клиентов), либо посредством национальной налоговой системы. Финансовый мир планеты тогда взвыл лютым воем. Но им пришлось покориться, поскольку альтернатива – закрытие корсчетов, т. е. лишение возможности работать на богатом и выгодном американском рынке – оказалась куда неприятнее. Ровно такая же картинка вполне может повториться и с этим законом: американцы привычны к прецедентам вида «сработало раз – будет работать и впредь».

6 лет назад Дональд Трамп заявил, что баррель нефти не должен стоить более $25. При реализации отмеченных выше трендов может оказаться, что это его пожелание вполне может стать реальностью, причем фундаментально, хотя судьба сланцевой нефти в таком случае, вероятно, тоже будет незавидна. Чем это обернется для России, можно поразмышлять самостоятельно.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (34) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
24.06.2018 10:02

К примеру в США для выработки электроэнергии нефть практически не используется.

Структура электроэнергетики США:
67 % выработано тепловыми электростанциями, работающими на ископаемом топливе: 39 % на угле, 27 % — на природном газе, 1 % — на нефти
19 % выработано атомными электростанциями,
7 % — гидроэлектростанциями,
6 % — возобновляемая энергия: 1,5 % — выработано электростанциями на биотопливе, 0,4 % — геотермальная энергия, 0,2 % — солнечная энергия, 4,1 % — энергия ветра.

  • Анонимно
    24.06.2018 09:14

    Электромобили не духом святым питаются, им нефти надо в 2 раза больше, чем автомобилям с ДВС.
    Солнечные электростанции никогда их не обеспечат.

    • Анонимно
      24.06.2018 09:34

      А кто вообще говорит о солнце, ветре и прочих приливах?

    • Анонимно
      24.06.2018 10:02

      К примеру в США для выработки электроэнергии нефть практически не используется.

      Структура электроэнергетики США:
      67 % выработано тепловыми электростанциями, работающими на ископаемом топливе: 39 % на угле, 27 % — на природном газе, 1 % — на нефти
      19 % выработано атомными электростанциями,
      7 % — гидроэлектростанциями,
      6 % — возобновляемая энергия: 1,5 % — выработано электростанциями на биотопливе, 0,4 % — геотермальная энергия, 0,2 % — солнечная энергия, 4,1 % — энергия ветра.

      • Анонимно
        25.06.2018 12:00

        Нефть для выработки электроэнергии не используется. Только мазут

    • Анонимно
      24.06.2018 11:35

      Если такой умный, то почему Илон Маск миллиардер? Энергетические компание его на руках носят, так как он своими электромобилями может обеспечить потребление электроэнергии ночью.

      • Анонимно
        24.06.2018 12:50

        Ты, дорогой, сначала разберись.
        Никакой Маск не миллиардер.
        Тесла - самая убыточная в мире компания и выживает она только за счет госпомощи кредитов и эмиссии акций.
        Маск - крупнейший в мире "грантоежка". Ни один из его проектов, кроме платежной системы, еще не вышел в плюс.
        Маска акционеры уже выкидывают из управления компанией.
        Автор говорит, что распространение электромобилей приведет к снижению спроса на нефть. Это в корне неверно: чем больше будет электромобилей - тем больше будет расход углеводородов в мире. Общий КПД электромобилей по сравнению с традиционным автомобилем примерно в 1,5 раза хуже. Электропобили - это не средство энергосбережения, электромобили - средство снижения выбросов в городах и густонаселенных территорих, средство локального улучшения экологии.

        • Анонимно
          24.06.2018 18:27

          Простите, на вы, в вопросах экономики - кухарка! Кроме прибыли есть еще капитализация! Любой бизнес готов нести убыток если при растущем рынке результаты деятельности стремиться к предельной полезности. Крч, как бы вам объяснить.... у Маска все в ШО-КО-ЛА-ДЕ!

          • Анонимно
            24.06.2018 19:53

            У "МММ" была хорошая капитализация.
            Правильно надо говорить: "стремится к положительной предельной полезности". Как "кухарка" кухарке советую перечитать ваш "Экономикс", который, кстати только в России и читают.
            И надо писать не "стремиться", а "стремится", без мягкого знака. Грамматику также надо подтянуть.
            Пока "Тесла" имеет отрицательный результат и с каждым кварталом она увеличивается, поэтому ни о какой динамике предельной полезности говорить не приходится. Капитализация "Теслы", кстати, падает.

            • Анонимно
              24.06.2018 23:36

              Если вы внимательно прочтете мой коммент еще раз, речь идет о динамике предельной полезности выпускаемой продукции, а не о том о чем вы там нафантазировали.

  • Анонимно
    24.06.2018 09:24

    Все пересядут на электромобили, а те "питаются" электричеством, а откуда берётся электричество в современном мире? На уголь, газ, нефть и АЭС приходится более 75% добываемой в мире электроэнергии. По каждому из этих направлений Россия в мировых лидерах.
    Ещё более 15% обеспечивают гидроэлектростанции. Доля ветряков и солнечных батарей до сих пор ничтожно мала, если только не произойдёт революции в этих направлениях. Так что нашей сырьевой экономике не страшна и всеобщая электромобилизация, а вот когда ресурсы закончатся, тогда будет да.

    • Анонимно
      24.06.2018 09:33

      Половина нефти идет именно на бензин для тачек. Остальное авиакеросин, мазут, пластики, всякая химия и часть для генерации энергии. Этой половине нормально, а вот бензину совсем не факт.

    • Анонимно
      24.06.2018 10:03

      Для выработки электроэнергии нефть практически нигде не используется.

    • Анонимно
      24.06.2018 13:40

      Так для вашего и не только сведения. Вот данные о выработки электроэнергии в Германии по источникам в 2017 году:
      Возобновляемые источники - 33,1%, которые включают - Ветряки - 13,3%, Солнце- 11,2, Биомасса - 7,0% и Гидро - 3,0%
      Бурый уголь - 22,6%, черный уголь - 14,4%
      Газ - 13,1%
      Атомная энергетика - 11,6%

      Планируется, уменьшить долю ядерной энергетики, угля. Но увеличить газ. Причем газ будет поступать из многих источников. И для сведения. Опять таки. Сегодня запасы того же природного газа в мире при современном потреблении хватит на 150 лет. Только вот надо научиться его добывать на шельфе из газогидратных месторождений. Его просто завались, причем у многих стран имеющих выход к морю. На подходе еще и новый источник энергии - термоядерные станции. В США уже объявили, что смогли построить довольно портативные реактора. Вот в мае сообщение. что в Британии на таком портативном реакторе смогли получить уже все необходимые условия для начала реакции.
      А.Б.Гефакт

      • Анонимно
        25.06.2018 10:02

        Если смогут разработать промышленную технологию добычи газа из гидратов, то запасов хватит на порядок больше, чем 150 лет. Кстати, японцы уже тестируют данную технологию на своем шельфе. Думаю осталось ждать не долго.

  • Усы Пескова
    24.06.2018 09:36

    Электромобилизация не имеет перспектив развития, несмотря на политические решения некоторых стран. Полагаю, что гораздо интереснее будущее гибридных моторов, а также ДВС на водородном топливе. В плане электроэнергетики всё-таки развитие АЭС имеет большие перспективы, чем кажется.

  • Анонимно
    24.06.2018 10:16

    Стоимость полной зарядки теслы от домашней розетки - около 150 рублей. На полном зарядке она проезжает более 400км. Вот и сравните со стоимостью заправки бензином.

    • Усы Пескова
      24.06.2018 11:27

      400 км это задекорированная дальность хода Теслы. Реально полной зарядки хватает на 250-280 км.

      • Анонимно
        24.06.2018 13:33

        120 -150 зимой, а так 200.

        • Анонимно
          25.06.2018 20:59

          Ещё и на реакторе сидеть придётся, электромагнитный фон должен быть обязательно повышенный.

    • Анонимно
      24.06.2018 18:12

      Где такие показатели получены? В Россию на своей Тесле зимой приезжайте. Посмотрим ваш пробег на одной зарядке. Кроме того производство электромобилей связано с использованием аккумуляторов, в которых используются редкоземельные элементы, которых просто тупо не хватит при увеличении производства электромобилей. К тому же утилизация аккумуляторов очень затратное дело и к тому же очень экологически грязное. В ближайшие десятилетия электромобили широкого применения не найдут. Гораздо перспективнее гибридные авто, а так же использование газа.

  • Анонимно
    24.06.2018 10:46

    Трамп - популист, типичный делец и был выдвинут в президенты как раз-таки американскими нефтяными компаниями. При нетмникакого развития электромобилей не будет.

    • Анонимно
      24.06.2018 17:45

      Трамп активно и бесстрашно борется за Америку!
      Европа, Канада и Китай обложили пошлинами товары США, всю нагрузку по НАТО берет на себя США, в результате амерканцы живут хуже чем европейцы, канадцы и австралийцы.
      Трамп просто не хочет, чтобы США были дойной коровой для остальных стран, он лишь встал на защиту своих избирателей и ввел обратные пошлины, вышел из невыгодных для своей родины договоров.
      Конечно, это не нравится европейцам и китайцам. кто развивался, объедая американцев.

      • Анонимно
        25.06.2018 13:19

        А как же благо всего человечества? Как же ценности России?

  • Анонимно
    24.06.2018 11:11

    как сказал автор цена на нефть не экономическая а политическая просто в основном нефть в слаборазвитых странах которые сами ничего производить не могут типа россия иран саудовская аравия нигерия венесуэла вот для того что бы в этих странах власти могли накормить людей и создать иллюзию успешности западные страны согласились кормить эти страны за счет высоких цен на нефть но необходимость в этом скоро пройдет и тогда как сказал автор что будет с россией додумывайтесь сами то же самое что сейчас с венесуэлой вот такими статьями нас готовят к тому что пенсию будут платить со 100 лет ибо при цене на нефть 25 долларов за бочку на пенсии денег не останется все уйдет на авианосец шторм

  • Анонимно
    24.06.2018 14:50

    И так понятно, что хорошего будущего в России ждать не приходится, власти импотенты компании только налоги могут придумывать да деньги из бюджета красть и выводить зарубеж,

  • Анонимно
    24.06.2018 19:22

    Хаха пока государство не слезит с НЕФТЕНОЙ ИГЛЫ,не какого порядка не будет,т.к. в нашей державе, абсалютно все, зависит от цен на нефть!А слезть можно только если развивать другие отрасли экономики канкурентноспасобные на мировом рынке!!!А наша олигархструктура деньги(например 98млдр рублей) вкладывают на увелечение нефтеперероботки и увеличения добычи нефти,получить сверхприбыль сейчас,а потом будь что будет,мол после нас хоть потоп. Очень напоменает когда человека с похмелья лечать алкаголем,непонемая что потом на следующий день будет еще хуже)))))

  • Анонимно
    24.06.2018 21:18

    Нас призывают слезть с нефтяной иглы, другие страны наоборот хотят залезть на эту углеводородную иглу.
    Если верить статистике 2% занятых населения в Нефтегазовом отрасли дают 50% наполняемости корзинки налогов бюджета. Плюс одно рабочее место в нефтянке дает около десяти рабочих мест в смежных отраслях, таких как металлургия, химическая промышленность, производство цемента и.т.д. В принципе курс у нас правильный, стоит проработать над распределением этих ресурсов среди населения нашей страны.

  • Анонимно
    25.06.2018 06:29

    хруст. хорошо сгладится внутрисурочная цикличность гес и тому подобного плюс ввп

  • Анонимно
    25.06.2018 10:04

    Дети такие предсказуемые!
    Будет развит электромобиль - зарядка будет стоить не 150 руб.. а 1000 руб.

  • Анонимно
    25.06.2018 10:36

    Все электростанции в мире вместе вырабатывают электроэнергии которую хватит на 2-3% автомобилей, если электроэнергию больше никуда не тратить. Вред экологии приносится от выработки электроэнергии для автомобиля больше, чем приносит сам автомобиль, используя бензин. Разница только в том, что автомобиль делает выбросы в городе, а электростанция там, где жгут уголь!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen