Общество 

«Архипелаг «Халяль»: от насекомых до гостиниц с выдержанным виски...»

Рустам Батыр
2018-07-07 08:00

Проблемы халяль-индустрии РТ дают нам в распоряжение материалов намного больше, чем того хотелось бы, уверен известный мусульманский и общественный деятель Рустам Батыр, продолжающий цикл материалов на важную тему. Почему в казанских магазинах продолжают продавать харамные сосиски со значком муфтията, чем занимаются контролеры комитета по стандарту «Халяль» ДУМ РТ, есть ли от их работы толк и как выяснить, что кафе, в котором вы сегодня обедаете, имеет нужный сертификат — об этом автор БО.

Под видом халяль челнинский производитель выпускает сардельки, содержащие кармин, которое сам же комитет ДУМ РТ относит к хараму. Значок уже не наклеен сверху, а пропечатан на упаковке

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

В ответ на предыдущую статью вашего покорного слуги, посвященную кризису доверия в халяль-отрасли Татарстана, муфтият республики повел себя тремя способами: ожидаемо, странно и правильно. К первой стратегии относится взвод троллей, которым было дано задание спамить в комментариях к публикации и любыми способами уводить разговор в сторону. Правда ДУМ РТ не учло, что эти самые тролли тихо ненавидят (ибо есть за что) свое начальство, а потому не только сливают инсайдерскую информацию и документы вовне, но и комменты свои превращают в скрытую забастовку и оплот борьбы: либо пишут их вяло и шаблонно, либо даже комплиментарно к адресату.

К странной и, я бы даже сказал, неразумной линии поведения ДУМ РТ можно отнести его стремление забаррикадироваться от внешнего мира. Руководитель комитета по стандарту «Халяль» Марат Низамов, руководитель его шариатского отдела Рустам Нургалеев, директор по связям с общественностью комитета Лола Самигуллина устроили настоящий флешмоб под названием «Не брать трубку». Аналогичная директива была спущена и руководителям среднего звена. Параллельно «татарское трио» впало в состояние беспробудного совещания, ибо в какое бы время суток – утром, днем или вечером – мы ни позвонили в комитет, милый голос офис-менеджера неустанно отвечал: «Руководство на совещании». Что ж, шанс озвучить свою позицию и аргументы им был дан. Впрочем, председатель технического комитета «Халяль» Рафик Мухаметшин вел себя по взрослому и спокойно отвечал на задаваемые вопросы.

Правильным же в поведении «татарского» трио было то, что оно, пусть и частично, но провело работу над ошибками. Напомню, в статье, помимо прочего, указывалось, что на сайте комитета дана информация только о трех ее контролерах, что сильно подрывает доверие к его работоспособности. Теперь список расширен до десяти. Это радует. К списку мы еще вернемся, а пока сделаем ответный жест и также проведем работу над ошибками.

В предыдущей статье мы писали о том, что ООО «Челны-Мясо», выпустившее к чемпионату «халяльную» свинину, и прежде было замешано в подобных делишках. Мусульмане указывали ДУМ РТ, что под видом халяля челнинский производитель выпускает сардельки, содержащие кармин, которое сам же комитет ДУМ РТ относит к хараму. По фотографиям, имевшимся в наличии, было сложного установить, кто именно поставил значок «Халяль» рядом с харамным составом. Однако сегодня мы можем утверждать без сомнения: это был сам комитет ДУМ РТ.

Откуда мы это узнали? Все дело в том, что харамные сардельки, одобренные муфтиятом, до сих пор продаются в магазинах Татарстана. Это было установлено в рамках контрольной закупки. Сменилось только название с «Зур дуслык» на «Татарское трио». На фотографии купленных на этой неделе сарделек все отчетливо видно: и наименование скандального производителя ООО «Челны-Мясо», и маркировка Е120, обозначающая присутствие в продукте кармина, производимого из насекомого кошениля, и, самое главное, значок «Халяль» от комитета ДУМ РТ.

Если в случае с «халяльной» свининой республиканский муфтият придумал отговорку, что стикер, дескать, был наклеен по ошибке и без согласования с комитетом – хотя, чтобы не возникало подобных ситуаций, на халяль-производстве свинины не должно быть в принципе, – то в данном случае тот же маневр применить уже не получится: значок ДУМ РТ не наклеен сверху, а именно пропечатан на упаковке одновременно с харамным составом. Или все-таки мы снова услышим детскую отговорку о несогласованных действиях со стороны все того же партнера? Так ведь вам мусульмане уже писали жалобу, выдержки из которой я приводил в предыдущей статье, на то, что в сардельках ООО «Челны-Мясо» одновременно присутствует и харамный состав, и значок «Халяль». Если это было с вами  не согласовано, тогда почему вы сразу не разорвали контракт с таким ненадежным производителем, но довели дело до появления «халяльной» свинины в его исполнении? Неужели только от того, что тогда это не получило широкой огласки?

Чтобы увеличить, нажмите

Дальше – больше. Данные сардельки не просто присутствуют на казанских прилавках, но были  куплены в магазине, который находится под прямым контролем комитета «Халяль», а именно контролера Кунева Григория Ивановича? Ваш сотрудник, Григорий эфенди, тоже что-то с кем-то не согласовал?

Пока мы умолчим, в каком именно магазине были куплены харамные сардельки от ДУМ РТ. У работников комитета уже входит в привычку не упреждать появления подобных ситуаций, а после скандала бегать по городу и выискивать «халяльный» харам в магазинах. Видимо, активный бег помогает сдавать нормы ГТО. Что ж, не будем стоять на пути их тяги к спорту.

10 НЕГРИТЯТ

А теперь зададимся главным вопросом: кто у нас в республике стоит на страже халяльности продуктов? «В штате организации работают десятки человек, – говорит о комитете по стандарту «Халяль» ДУМ РТ муфтий Камиль Самигуллин, – которые ведут постоянный контроль предприятий и проводят внеплановые проверки». Сам председатель комитета Марат Низамов не так оптимистичен, как его шеф. На вопрос журналиста «БИЗНЕС Online», сколько контролеров работает в организации, он ответил, что их в комитете 10, а помимо них, упомянул еще о существовании 10 специалистов. «Контролеры – это те, кто находится непосредственно на предприятиях, – пояснил он при этом, – а специалисты – те, кто выезжает по проведению процедуры сертификации».

Имена специалистов ДУМ РТ держит в секрете, будто их и не существует вовсе, а к трем упомянутым на сайте контролерам, как уже было отмечено, муфтият после прозвучавшей критики добавил еще 7. Давайте разберемся, какой объем работы лежит на их плечах.

В реестре комитета ДУМ РТ числится без малого 100 компаний. Помимо Казани (24 организации) и Набережных Челнов (9 организаций), в нем представлены 28 компаний из 18 районов Татарстана и 35 компаний из 18 субъектов Российской Федерации. К слову, последние две цифры указывают, что ДУМ РТ в халяль-сфере работает далеко не только на Татарстан. Что ж, имеют право, если полагают, что справляются у себя на родине.

Могут ли контролеры вести халяль-мониторинг всего этого массива? Нет. Каждый из них, как правильно отметил Низамов, закреплен за отдельным предприятием. Для того чтобы исключить сомнения в этом, сыграем в игру «10 негритят». Из списка подозреваемых будем поочередно исключать тех, кто не находится в свободном полете.

Первыми из списка вычеркиваем Олимова Саидисока Махдиевича и Николаеву Мадину. Оба они работают в Челябинске в агрохолдинге «Равис». Об этом сообщают источники. Это же подтвердила и сама Николаева, чей сотовый телефон указан на сайте «Рависа». Кстати, данная фирма, как и скандальное ООО «Челны-Мясо», вместе с халялем выпускает и свининку, правда, пока нехаляльную.

Следующим выпадает у нас Ялилов Раиль Марсович. Он закреплен в агрохолдинге «Акашево» (Марий Эл). Об этом сообщают источники, и это подтвердила представитель компании в Татарстане Губайдуллина Аида Робертовна.

Далее выпадают Гизутдинов Ринат Хамитович и Сайфуллин Фарид Сайруллович, которые закреплены за птицеводческим комплексом «Ак Барс», а также Фазлыев Алмаз Залилович, работающий в Балтасях. Об этом еще недавно было написано на сайте самого комитета (теперь эта информация удалена). Об этом говорят источники, а также Гизутдинов на своей страничке в соцсетях.

Хасанов Ильнар Ильдусович и Курмалеев Рашит Рафаэлевич работают в Челнах и контролируют в т. ч. скандальное ООО «Челны-Мясо». Об этом сообщают источники.

В списке есть еще Кунев Григорий Иванович. По терминологии Низамова, он скорее специалист, чем контролер, ибо сразу отвечает за несколько точек – предприятия общепита и магазины Казани. Как было отмечено выше, именно в его подшефном магазине сбывались харамные сардельки с кармином, благословленные ДУМ РТ. Кстати, Григорий эфенди – мусульманин, окончивший единственный в мире исламский вуз, где учат лечиться свиным смальцом. Но это так, к слову. 

Предприятие, на котором работает последний из списка контролеров ДУМ РТ Шафигуллин Алмаз Равилевич, нам в течении прошедшей недели установить не удалось.

Таким образом, контролеры ДУМ РТ охватывают порядка 10% предприятий из халяльного реестра комитета. «А теперь зададимся вопросом, – восклицал муфтий РТ после скандала с „халяльной“ свининой, – как пара человек может контролировать процесс производства на десятках предприятий, расположенных в разных субъектах Российской Федерации?!» Пока этот вопрос, возвращенный самому ДУМ РТ, все еще остается без ответа, ибо в распоряжении татарстанского муфтията нет даже и пары человек для контроля на оставшимися 90% своих подшефных организаций. Возможно, их контроль осуществляют те самые специалисты, о которых говорил Низамов? Не исключено. Но верить голословным утверждениям в ситуации, когда даже президент Татарстана де-факто вынес вотум недоверия халяль-деятельности ДУМ РТ, мы позволить себе не можем. Поэтому будем ждать второй список. А до тех пор следует исходить из того, что комитет активно деградирует в сторону своего конкурента в деле сертификации по стандарту «Халяль» в Татарстане Динара Садыкова, чьи усилия по халяль-контролю сводятся, по информации источников, лишь к распечатке нужного бланка.

«НЕ СТОЛКНЕТСЯ ЛИ В ХОЛЛЕ НАШ НАБОЖНЫЙ ГОСТЬ С ДЕВУШКАМИ ПОНИЖЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА?»

Из всего вышесказанного логически вытекает следующий вопрос: как дружный коллектив ДУМ РТ справляется со своими обязанностями в сфере халяль-контроля? Давайте разбираться.

В моем распоряжении оказался старый реестр комитета «Халяль». Целый ряд бизнесменов в этом списке перестали сотрудничать с комитетом «Халяль» ДУМ РТ. Интересно, в чем же причина? Находим телефоны и обзваниваем отказников под видом клиентов. Кто-то сменил направление деятельности, кто-то вообще свернул бизнес, а вот некоторые ушли от комитета, не получив от него должного объема услуг. Таковым, например, оказался ИП Рыбаков Александр Борисович, бизнесмен из города Кыштым Челябинской области, занимающийся производством пельменей. Слово за слово выходим на нужную нам тему. «Почему вы перестали работать с комитетом ДУМ РТ?» – спрашиваем мы у челябинского предпринимателя. «Далеко вы находитесь, – отвечает он. – Мы не общались. И ни то, и ни это. Поэтому и решил в своем регионе сертифицироваться». Вот вам и ответ.

Кстати, вернемся на минутку к нашим «10 негритятам». Помните Олимова Саидисока и Николаеву Мадину? Да, тех самых, которые из Челябинска. Так вот на их примере видно, что за пределы своего предприятия контролеры не вылезают, т. е. других челябинских халяль-производителей (а таковые есть) они не охватывают, иначе бы у ИП Рыбакова не возникло тех проблем, на которые он сетует.

Движемся дальше. Изучаем теперь действующий реестр комитета. В нем заявлено ООО «Гостиничный комплекс «Татарстан» из Набережных Челнов как предприятие, оказывающее халяльные гостиничные услуги. «Это место, где каждый гость может расслабиться после тяжелого дня, – зазывает сайт гостиницы в ее лобби-бар, – вечером с бокалом изысканного вина или выдержанного виски». На сайте нас также убеждают, что здесь легкая и приятная музыка и в целом непринужденная атмосфера. Нет ли в этих словах какого-то скрытого подтекста? Звоним в отель под видом клиента. Так, мол, и так: у нас приезжает гость, строгий мусульманин из арабских стран, прочли на сайте, что ваши гостиничные услуги прошли сертификацию по стандарту комитета «Халяль» ДУМ РТ, не могли бы вы изложить детали. Сначала нам рассказывают, какие номера, по мнению сотрудников отеля и комитета, соответствуют данному стандарту, а затем честно признаются, что в ресторане гостиницы, помимо халяль, есть блюда и из свинины. «Не столкнется ли в холле наш набожный гость с девушками пониженного социального статуса?» – спрашиваем мы. «У нас бизнес-отель. Мы такие услуги не предоставляем», – отвечает менеджер. Организация проституции  – уголовно наказуемое деяние в России. Естественно, на быстрое признание мы и не рассчитываем, а потому продолжаем расспрос. «Может, девушки как-то сами там организуются?» – спрашиваем мы. «Если они сами и организовываются с гостями, то об этом вслух не произносится и девушки регистрируются как обычные гости, что, слава Богу, бывает в последнее время очень редко». То есть все-таки бывает. Возникает вопрос: если такие признания делают случайному голосу из телефонной трубки, то как же там все происходит на самом деле, по ту сторону осторожных формулировок?

Справедливости ради отметим, что срок действия свидетельства халяль у отеля «Татарстан» истек в этом году. В настоящее время, как указано на сайте комитета ДУМ РТ, предприятие проходит контроль для пролонгации свидетельства. Надо полагать, специалисты комитета еще не завершили дегустацию всего спектра услуг, которые можно встретить в этой гостинице.

Чтобы увеличить, нажмите

СТРАННАЯ СИСТЕМА

Кладбище реестра подкидывает нам и другие интересные факты. Так, из нынешнего списка буквально на днях исчез ИП Биков Радик Рафкатович (производство мясных полуфабрикатов). Опять под видом клиента связываемся с ним, запрашиваем прайс и то, что нам действительно нужно – документы, подтверждающие, что он производит халяль. Как ни странно, он нам высылает полный комплект: и свидетельство (№1367/2016) комитета по стандарту «Халяль» ДУМ РТ, и сертификат соответствия ЗАО «Республиканский сертификационный методический центр «Тест Татарстан» (№...АЯ54.С.0800) с соответствующими приложениями. Для тех, кто не в курсе, поясню, что у нас в Татарстане действует странная система двух аттестаций, которой нет ни в одном другом регионе России. Сначала свидетельство выдает комитет ДУМ РТ, а потом, в том числе на основании этого свидетельства,  АО «РСМЦ «Тест Татарстан» выдает сертификат соответствия. Нелишне упомянуть, что бизнесмены оплачивают услуги обеих организаций.

Срок действия свидетельства и сертификата один и тот же – до 19 июля 2019 года. Почему же тогда его нет в реестре комитета? В самом комитете узнать это не получается: Низамов занят бесконечными совещаниями с Самигуллиной. Обращаемся в «Тест Татарстан». У них публичного реестра, как у ДУМ РТ, вообще нет. Руководитель организации Гогин Сергей Вальерьевич в данной связи пояснил, что эта информация составляет коммерческую тайну. Попутно проясняется следующее: свидетельство и сертификат выдаются после проверки предприятия сроком на три года. Однако каждый год организация должны его подтверждать (естественно, за отдельную плату). ИП Биков от данной процедуры отказался, и его свидетельство, равно как и сертификат, были аннулированы. Однако при этом на руках у него остались оба документа с подписью, печатью и со сроком действия до середины следующего года. «Как же мы узнаем, что его сертификат аннулирован, если у вас нет открытого реестра?» – спрашивают я у Гогина. «Вы должны запросить у нас подтверждение», – отвечает он. «Каким образом?» – уточняю я. «По телефону», – следует ответ.

Это в высшей степени очень странная система. Представим ситуацию. Вы с семьей пошли в выходной день отдохнуть в ресторане, на всякий случай спросили у менеджера сертификат. Вам его принесли. Вы видите официальный бланк, печать, подпись и действительный срок действия. Но! Вы каким-то образом теперь должны догадаться, что этот сертификат требует еще подтверждения. Как догадаться? Неизвестно. На самом бланке об этом не сказано ни слова. Допустим, вы гений дедукции с Бейкер-стрит, и ваши чертоги разума осеняет мысль, что сертификат требует подтверждения. Достаете смартфон, гуглите название организации, выдавшей его, и после 20 минут поиска по сайту вы обреченно понимаете, что у «Тест Татарстан» открытого реестра не существует. Тогда вы решаете позвонить в организацию. И теперь вопрос, достойный Шерлока Холмса: кто вам ответит на том конце провода? Правильно: никто. Потому что вы имели неосторожность пойти в ресторан в выходной день. До такого могли додуматься только у нас.

Чтобы увеличить, нажмите

СЕРЫЕ СХЕМЫ – ЗОНЫ РИСКА

Вооруженный всем этим знанием я иду в ближайшее от дома кафе «Алан аш», работающее по стандарту «Халяль». Оно принадлежит ООО «Туган авылым бистро» и находится в рамках известного национального комплекса «Туган авылым». Действую по сценарию. Спрашиваю сертификат. Мне показывают его копию. Все в порядке: №...АЯ54.У.0047, печать, подпись и срок действия до 31 мая 2019 года. Как и учил Гогин, звоню в «Тест Татарстан». Называю номер, и голос девушки подтверждает, что сертификат действительный. Достаю смартфон и, зная, что открытый реестр есть только у комитета ДУМ РТ, прямиком захожу на его сайт. И что же мы видим? В официальном списке сертифицированных организаций этого предприятия нет, хотя в силу принципа дублирования он там должен быть. Ну здравствуй, серый список.

Конечно, для того чтобы доказать, что ДУМ РТ афиширует не всех, кому выдает свидетельство на халяль, одного примера недостаточно. Серые схемы тем и сложны, что для их выявления требуются большие усилия, ресурсы и время. И вряд ли здесь один человек в поле воин. Но мы должны указать на возможные зоны риска системы. В данном контексте странно то, что Гогин называет реестр халяль-предприятий коммерческой тайной, хотя по идее все компании, которые он прячет от общественности, уже обнародованы ДУМ РТ. Или все же не все?

Впрочем, я все же склонен полагать, что комитет муфтията не внесло ООО «Туган авылым бистро» в свой реестр халяль-компаний не потому, что скрывает часть своего дохода, а в силу элементарной нерасторопности. Ну а как еще назвать то, что микродействие весом в пару кликов они не могут совершить в течение целого месяца, прошедшего с момента сертификации кафе? Да и о каком доходе можно вести речь, если, согласно официальной отчетности, выручка комитета в 2014 году составила 9 189 000 рублей, в 2015-м — 11 798 000 рублей, в 2016-м – 12 733 000 рублей?

Вообще комитет ДУМ РТ за свои услуги берет немного. В договорах фигурируют разные суммы: 60 282 рубля,  68 250 рублей, 85 750 рублей и т. д. На самом деле низкая стоимость услуг не есть хорошо, ибо мы уже видели, к каким результатам приводит дешевизна. К тому же она приближает комитет ДУМ РТ к конкурирующей фирме своего прежнего руководителя Садыкова, который, как указывают участники рынка, демпингует до 15 тыс. рублей в год в рамках одной сделки. А такое соседство дурно сказывается на имидже. Все дело в том, что Садыков имеет в халяль-индустрии репутацию падальщика, который подъедает за теми игроками, кто считает для себя аморальным иметь дело с бизнесменами, сводящими всю идею халяля лишь к бумажке. В итоге подобные бизнесмены находят тех, кто готов удовлетворить за сущие копейки любого, кто хочет войти в сообщество халяль-производителей. А потом вследствие этих неосторожных связей в мясных изделиях ОАО «Царицино» находят ДНК свиньи. Все это часть общего пазла, объясняющего, почему халяль-производители из Татарстана не могут выйти на международные рынки, ибо в такого рода делах – авторитет превыше всего.

В разговоре с одним бизнесменом вскрылась и еще одна гипотетическая возможность для серого дохода ДУМ РТ от халяль-индустрии. Не исключено, что процедура сертификации халяль является на самом деле лишь каналом для продвижения определенных производителей. В этом случае под предлогом соответствия стандарту «Халяль» контрагентам комитета могут навязываться поставщики, аффилированные с руководством ДУМ РТ. Один из владельцев казанских кафе, позиционирующегося как халяль, на условиях анонимности так объяснил свой отказ работать с комитетом: «Мне люди сказали, что лучше с этим не связываться, потому что потом комитет начинает полностью диктовать, с какими поставщиками нужно работать, какую и где продукцию брать». Однако другие участники рынка эту информацию не подтверждают. Так, Ганин Денис Валентинович, заведующий производством сети быстрого питания «Тюбетей», отметил, что у комитета ДУМ РТ действительно есть список рекомендуемых поставщиков, однако какого-либо давления в данной связи они на себе не испытывали.

К сожалению, проблемы халяль-индустрии РТ, вскрытые вроде как разовым и случайным казусом «халяльной свинины» из Челнов, дают нам в распоряжение материалов намного больше, чем мне бы того хотелось. Уже очевидно, что проблемы здесь глубже и, как мы писали неделю назад по горячим следам, нужно вести речь о системном кризисе в халяльной индустрии Татарстана. Поэтому разбор полетов будет продолжен. В следующей статье речь пойдет, пожалуй, о самых вопиющих фактах вероломства в халяль-сфере Татарстана. Мы покажем, что комитет ДУМ РТ в погоне, увы, за наживой нарушает и собственный устав, и существующие регламенты халяль и даже фетвы совета улемов.

Рустам Батыр

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (204) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
7.07.2018 10:20

Проблема в том, что ДУМ РТ одобрил харамный состав. А есть он там или нет - надо отдельно выяснять

  • Анонимно
    7.07.2018 09:19

    Смешно

    • Анонимно
      7.07.2018 10:04

      Так есть кармин в сосисках или его нет? Этикетка не согласованная опять - это плохо. Но кармина быть там не может, получается, контроллер же смотрит.

      • Анонимно
        7.07.2018 10:12

        Что за глупости? Если написано, значит есть, иначе это злонамеренное введение потребителей в заблуждение. Это статья.

        • Анонимно
          7.07.2018 10:17

          Какая статья, о чем вы ))
          Вот вы молоко покупаете, - на этикетке написано "молоко" и все. А оно стоит месяцами и не портится.

          • Анонимно
            8.07.2018 23:06

            согласна с вами написано молоко,а на самом деле нет нечего натурального порошок,люди знают все равно покупают и здесь то же самое знают же люди что свинина не может быть халяль и в то же время говорят что свинину продавали как халяль ,смешно)))

      • Анонимно
        7.07.2018 10:16

        Да не было там кармина. По крайней мере, я так думаю. Если производство под контролем, значит нет его там. Ну, а на этикетке много чего написать можно. На заборе тоже всякое пишут, а за забором этого нет )))

        • Анонимно
          7.07.2018 10:20

          Проблема в том, что ДУМ РТ одобрил харамный состав. А есть он там или нет - надо отдельно выяснять

          • Анонимно
            7.07.2018 10:26

            Что значит "одобрил"? В статье есть фото списка от комитета дум РТ, где кармин харам же, не так ли?
            Как он может одобрить?

            Это Челны-мясо не понятно о чем думало, когда печатало этикетку.

          • Батыр вам не надоело бодаться с муфтиятом? козе понятно что по Исламу такого управления быть не должно как и их сертификационного центра! Все семитские религии это сплошной обман верящих в бога людей и почему по Вашему не должно тогда быть свинины халяль и сосисок с кармином? Дурить то тогда надо по полной что и делает наш Дум Рт и прочие семитские клерикалы!

        • Анонимно
          7.07.2018 12:25

          Выходит, у вас в паспорте просто так случайно стоит штамп о супружестве и двоих детях, на самом деле вы холостой и бездетный. Мало ли что в паспорте написано!

      • Анонимно
        7.07.2018 10:16

        Ждем пресс конференции комитета дум рт.

      • ПутчДемона
        8.07.2018 22:57

        Контроля нет. Как обычно остался только распил.

      • Анонимно
        8.07.2018 23:00

        это на оболочке ,а на составе же не написали.Просто мне кажется что здесь травят муфтията хотят на его место либо это уже конкуренты Челны мясо очень сильно стараются со всех сторон.
        Вспоминается прошлогодняя история на птицефабрике в Лаишево нашли птичий грипп а в этом году в Башкирии не верю я в это .А сейчас резко взялись за халяль просто это кому то выгодно ,раскручивают и раскручивают эту историю которую все уже наверняка забыли,там же понятным и доступным языком объяснили,что на свином карбонате две наклейки были один с составом и там на составе не написано про халяль нечего,а вторая наклейка рекламный стикер в виде мяча и там написано" татарское трио" халяль , а наш народ сам думать не умеет как им донесли так и начинают думать и верить в это, мозгами своими шевелить не умеют. Свинина ни как не может быть халяль всем ясно и понятно!!!дурачка не включайте уж

    • Анонимно
      8.07.2018 23:01

      Совсем уже надоело читать про это уже,не интересно

  • Анонимно
    7.07.2018 09:25

    Грустно.

  • Анонимно
    7.07.2018 09:29

    Молодец муфтий рт, перспективная и прибыльная ниша!

    • Анонимно
      7.07.2018 09:46

      Но обманывать не хорошо.

      • Анонимно
        7.07.2018 10:42

        Хорошо не хорошо, но это деньги.

      • Анонимно
        8.07.2018 03:08

        А это не те ли сосиски, где была уточняющая этикетка поверх, которая говорила, что кармина там нет?
        Тогда все на своих местах, - такая этикетка считается приоритетной.

        • Анонимно
          8.07.2018 13:28

          То есть они вводят потребителей в заблуждение? Сбагривают под видом халяль запретные сардельки.

        • Анонимно
          8.07.2018 13:43

          Хоть три заклейте. Но в самой оболочке написано кармин. Это приоритет.

  • Анонимно
    7.07.2018 09:35

    Да всем понятно что это бизнес и наращивание капитала и ничего более. Никогда не верил в значки и стандарты. Верить в России... да вы что , это неприлично. Религиозным деятелям тоже хочется красиво жить, вот они и занимаются красивыми обертками.

    • Анонимно
      7.07.2018 10:04

      Не всем, а только вам. Я вот, например, так не считаю.

      • Анонимно
        7.07.2018 10:15

        А ты кто такой? Сотрудник муфтията?))

      • Анонимно
        7.07.2018 16:27

        Вы видимо пожилой человек, верить привыкли, так же и на выборы ходите ....с верой, либо из поколения 90—х, которые обмотанными ходят до кончиков ног и тоже всему верят. Я ради продажи могу весь обклеить товар . Взрослые люди, а в сказки верите.

  • Анонимно
    7.07.2018 09:53

    Мда... пожалел, что потратил время на чтение. Что в первой статье нападки, что во второй. То автор говорит у комитета нет наживы, а в конце статьи, что ДУМ рт в погоне за прибылью.
    Не вяжется!

    • Анонимно
      7.07.2018 10:02

      А харамные сардельки от ДУМ РТ вас не смущают? Типа так и должно быть?

      • Анонимно
        7.07.2018 10:14

        Я так понял, кармина там нет, допущена ошибка в описании состава.
        Как и в случае со свининой. Челны-мясо повнимательнее надо быть, бесспорно.

        • Анонимно
          7.07.2018 10:17

          Надо быть внимательнее муфтияту когда лепит значок на всё подряд.

        • Анонимно
          7.07.2018 10:18

          Вы думаете что челны мясо ошиблось, написав в халяльном карбонате в составе свинину?

          • Анонимно
            7.07.2018 10:22

            Нет, мы думаем виновато ДУМ РТ, раз поставило значок халяль на харамный состав.

          • Анонимно
            7.07.2018 10:27

            Ха-ха! Как свинина может быть халяльной?

            • Анонимно
              7.07.2018 10:34

              Согласен, кем надо быть, чтобы назвать свинину халяльной??

              • Анонимно
                7.07.2018 10:38

                Ясно кем надо быть: ДУМ РТ

                • Анонимно
                  7.07.2018 11:00

                  Как ты не любишь ДУМ РТ

                  • Анонимно
                    7.07.2018 12:12

                    Любить можно свою Родину, жену, но не управление по обману верующих.

                  • Анонимно
                    7.07.2018 16:29

                    А за что их любить? Позиционирует себя в 21 веке как гос.орган, муфтий почему на служебной машине кабмина ездит, деньги бюджета тратят на религиозную организацию. Чем они лучше других?

          • Анонимно
            7.07.2018 11:03

            В челны мясо ошиблись, что налепили наклейку (напоминаю). К составу рекламная наклейка отношения не имеет. Опять передергивание и выдача за факт!

            • Анонимно
              7.07.2018 11:09

              Челны-мясо надо быть внимательнее в таком принципиальном вопросе. Равно как и людям, которые не разбираясь смели все в одну кучу: и Челны-мясо, и Челны-мясо бройлер, и даже Челны-холод )) А некоторые вообще все Челны)))
              Ребята, ау!

          • Анонимно
            8.07.2018 22:24

            вообще две разные вещи,там же выяснили уже что на карбонате не написано халяль и там отдельная наклейка с составом вторая наклейка рекламная и там написано татарское трио халяль .Вы по ходу сами не понимаете что читаете

    • Анонимно
      7.07.2018 14:58

      А я наоборот раньше перематывал его статьи, а теперь читаю, конкретика есть

  • Анонимно
    7.07.2018 10:10

    А на какой результат вы рассчитывали, когда ставили муфтием молоденького парня без опыта руководящей работы ?

  • Анонимно
    7.07.2018 10:13

    Жаль, что прочитал. Бадров обычно пишет познавательно и интересно, простым человеческим языком. Но здесь ввязался в проходную мелкую тему.

    • Анонимно
      7.07.2018 10:22

      Не согласен. Тема хорошая. Нужно подать ее со всех сторон. Ждем следующей статьи.

    • Анонимно
      7.07.2018 10:27

      Так и читать не надо было. Или Вы сами занимаете должность в дум рт?

    • Анонимно
      7.07.2018 12:42

      Не согласен. Тема чрезвычайно актуальная. Как-то не хочется есть свинью.

      • Анонимно
        7.07.2018 18:12

        Так и не ешьте!
        Вас не заставляют!

        • Анонимно
          7.07.2018 23:38

          Вы же прекрасно поняли мысль, но передергиваете.

          Если не поняли, то поясню: не хочется купить что-то с надеждой, что там нет днк свиньи или другого харама, а оказывается, что ГАРАНТИИ у тебя при этом нет никакой, несмотря на сертификаты и т.д.

          Поэтому и тема чрезвычайно актуальная: как сделать так, чтобы человек купил ГАРАНТИРОВАННО халяль-продукт.

          На что, собственно, и направлена в том числе публикация.

      • Анонимно
        8.07.2018 00:50

        А что плохого в свинине? Сточки зрения здравого смысла. Ну кроме религиозных догм.

  • Анонимно
    7.07.2018 10:15

    Лучше бы разработали приложение "Проверка Е-добавок", забил номера получил положение относительно халяль/харам и все, и пусть каждый мусульманин приучается читать состав и смотреть что и где он есть

    • Анонимно
      7.07.2018 14:23

      есть такое уже давно, по фотографии штрих кода сообщает о халяле, кашруте и проч

  • Анонимно
    7.07.2018 10:32

    Муфтият, взяв ответственность за халяль в татарстане и не только, до сих пор не может навести порядок. Получается, что они действительно из рук вон плохо занимались контролем на предприятиях. Собирать деньги и отвечать за работу не одно и тоже.

  • Анонимно
    7.07.2018 10:37

    Судя по комментам, комитет по халялю ДУМ РТ вместо того, чтобы бороться с харамом решил бороться с Батровым.

    • Анонимно
      7.07.2018 10:43

      Судя по вашему комментарию, вы не читали статью и занимаетесь гаданием.
      Спросите Батрова, с кем он борется на самом деле.

    • Анонимно
      7.07.2018 10:44

      Это и понятно. Он покусился на их "халяльный" бизнес.

  • Анонимно
    7.07.2018 10:39

    А кто вообще ведет хоть какой то контроль на десятках тысячах других пищевых предприятиях.

    • Анонимно
      7.07.2018 11:01

      Ого, не знал, что их так много

    • Анонимно
      7.07.2018 11:23

      Да, действительно ДУМ проводит контроль на предприятиях, а как же остальные? От ошибок никто не застрахован.

      • Анонимно
        7.07.2018 11:29

        Это, увы, не ошибка. Они просто продали свою религию. Поэтому значок "халаль" и появляется на харамных продуктах.

        • Анонимно
          7.07.2018 11:48

          Судя по дорогим иномаркам комитет халяль дум рт тоже не аскеты.

          • Анонимно
            7.07.2018 12:29

            Вы думаете, на зарплату комитета можно приобрести иномарку? Скорее, люди пришли туда уже с иномарками. Хотя, знаю там одного работника, он вообще ездит на десятке.

          • Анонимно
            7.07.2018 23:56

            Одумайтесь, что пишите... Ф.Х. столько лет отдавший силы комитету ездит на Шевроле Нива.

  • Анонимно
    7.07.2018 10:39

    Больше не верю муфтияту

  • Анонимно
    7.07.2018 10:51

    Для чего уходят от истины, ведь решать рано или поздно нужно, авторитет у ДУМ и так хилый! Это просто позор для ДУМ РТ!

  • Анонимно
    7.07.2018 10:55

    Критиковать может любой, и многие этим и занимаются.

  • Анонимно
    7.07.2018 11:04

    Я вообще не понимаю почему надо бороться и обливать грязью проделанную работу за последние пять и более лет муфтиятом и комитетом по-улучшении ситуации в республике в сфере халяльной продукции. Подумайте чем вы питались пять или десять лет назад

    • Анонимно
      7.07.2018 11:08

      Мы всегда питались халялем. Да нынешнего муфтия "халяльной" свинины не было, как и "халяльных" сарделек с запрещённым составом. Спасибо ДУМ РТ за это.

      • Анонимно
        7.07.2018 11:23

        Кто проверял что халяль? ГОСТ СССР?

        • Анонимно
          7.07.2018 16:30

          В СССР за такие проделки поставили бы к стенке всех деятелей с комитета халяль за обман верующих.

  • Анонимно
    7.07.2018 11:14

    Искать крайних это удел слабых! Надо просто совместно работать над тем чтобы было поменьше ошибок. Не все мы идеальные люди

  • Анонимно
    7.07.2018 11:15

    1. Тот факт, что в вопрос халяль-продукции лично вмешался Президент РТ говорит, что проблема имеет место быть.
    2. Муфтий при этом на своем месте - значит не полностью вышел из доверия и сейчас должен очень постараться чтобы навести порядок в своем ведомстве.
    3. Батров, кажется, наконец-то, нашел свою нишу - общественника, защищающего права и вскрывающего проблемы рядовых мусульман, что тоже гуд, а то с богословием у него как-то совсем не задалось.
    Аллаһ знает лучше
    Мистер Х

    • Анонимно
      7.07.2018 12:48

      Не соглашусь, уважаемый. Очень глубокие в том числе на собственно богословскую тематику статьи Р. Батрова.

      Наоборот, остается только порадоваться, что нашелся человек, который к всему прочему проводит по сути журналистское расследование (учитесь).

      А то как-то не хочется кушать свинью и насекомых.

      Спасибо Вам!

      • Анонимно
        7.07.2018 13:36

        Так не ешьте! Никто вас не заставляет есть откровенную свинину. Вы что, не можете разобраться?

        • Анонимно
          7.07.2018 23:47

          Вы повторяетесь. Поэтому тоже повторюсь.

          Вы или не понимаете суть вопроса, или передергиваете. Никто откровенную свинину и харам есть не будет.

          Если на продукте наклеен знак халяль, это означает, что ты можешь купить его и употребить. Но оказывается, что ГАРАНТИИ нет.

          Если это "левая" (не от ДУМ) наклейка, то тогда, действительно, вопросы не к ДУМ.

          Но как быть, если знак "законный", а в продукции указанные насекомые и прочий харам и т.д.?

          И тем более как быть, если нет ГАРАНТИИ, что в продукте нет днк свиньи? Были ведь такие факты.

          Если вы употребляете свинью, то это ваши "проблемы".

          Но если нет -- то разве вам хочется случайно употребить его?

  • Анонимно
    7.07.2018 11:44

    По разному можно относиться к Рустаму Батрову, но то что он проделывает грандиозную и важную работу по улучшению качества работы духовки и её сателлитов, то это бесспорно. Никакая гос. комиссия не способна выявить столько нарушений, особенно учитывая факт того, что есть в правительстве сочувствующие муфтию высокопоставленные лица. Так что, Рустам эфенди, дерзай дальше. "Камиль наш брат, но истина дороже" (с)

    • Анонимно
      7.07.2018 12:30

      Вы об одном забываете - цель всех этих "разоблачений" )

      • Анонимно
        7.07.2018 12:50

        Да не смешите со своей третьей силой. Халяльное трио - вот где сила!

      • Анонимно
        7.07.2018 12:55

        Не знаю какая цель, но они попали в точку. Бардак в ДУМ РТ страшный....

      • Анонимно
        7.07.2018 12:55

        Эх, Батров- Батров, что ты наделал! После таких статей изменения неизбежны.

      • Анонимно
        7.07.2018 12:57

        Не имеет значения чего хочет пишущий - славы, денег, или улучшения деятельности ДУМа, главное чтобы была общественная польза. А польза очевидна

        • Анонимно
          7.07.2018 13:38

          От смуты никогда пользы не было.

          • Анонимно
            7.07.2018 15:08

            Не признавать свои ошибки и продолжать делать тоже самое - это смута. А то что человек помогает меняться к лучшему - какая же это смута?

          • Анонимно
            7.07.2018 23:51

            Это не смута, это наведение порядка.

            Жаль, что вышло за пределы внутреннего разбирательства (что не прибавляет авторитета и доверия к религиозным организациям), но что делать, другого выхода не было, видимо.

        • Анонимно
          7.07.2018 17:18

          Ясно чего хочет Батров. Жаль его- цель жизни поливать грязью людей. Никакой конкретики. Все переврал.

  • Анонимно
    7.07.2018 11:48

    слушайте, ну круто, че. меж тем, при всем при том что тут отражено - Низамов все же человек принципиальный, ну недочеты есть - кто не без греха...

  • Анонимно
    7.07.2018 11:56

    В этом бизнесе главное - извлечение максимальной прибыли, поэтому не стоит рассчитывать на то, что ситуация будет меняться в лучшую сторону. Скорее всего в ДУМ РТ напустят туману. При этом сыр-бор разгорелся пока только по поводу этикеток. А что будет, если начать изучать условия выращивания и кормления животных и способы забоя скота на мясокомбинате. Думаю, наберется компромата еще на десятки таких статей.
    Лично я покупаю мясо на рынке у знакомых узбеков, им я доверяю больше, чем чиновникам из комитета по стандарту халяль, не к вечеру будут помянуты.

    • Анонимно
      7.07.2018 12:07

      Продажа этикетки халяль вместе со своим Иманом это не бизнес!

    • Анонимно
      7.07.2018 12:33

      А вы спросите у узбеков как проходит ветконтроль на рынке - разные там ножи используются и столы, или одни и те же? То-то!
      Не говоря уже о том, как висят туши, в каких условиях, в месте предварительного хранения.

    • Анонимно
      7.07.2018 12:33

      А вы давно из этого бизнеса ушли, что так хорошо в нём разбираетесь?

  • Анонимно
    7.07.2018 12:25

    Больная болючая тема эта и вера, и халяль, и многоженство, и тем более исламский бизнес.

    • Анонимно
      7.07.2018 12:48

      Главное не делать дивиденды на разоблачениях - иначе тоже бизнес получается.

  • Анонимно
    7.07.2018 12:38

    Раньше принимали в комсомол и продавали значки, теперь религиозный комсомол.

  • Анонимно
    7.07.2018 12:46

    Благодаря работе ДУМ РТ слово "халяль" превратиться в не очень хорошее.

  • Анонимно
    7.07.2018 12:48

    Очень четкая и правильная статья. Батыр молодец, борится за чистоту рядов мусульманских деятелей!

    • Анонимно
      7.07.2018 19:29

      Чтобы бороться, надо сначала самому быть чистым. А не считать, что намаз не обязателен. Говорит за ханафитский мазхаб, а сам...

      • Анонимно
        8.07.2018 13:08

        Вы в дум рт и в комитете халяль очень интересные. Читая намаз харам за халяль выдаете? Вы этим хотите сказать что вашими молитвами харам перестает быть запретным?

  • Анонимно
    7.07.2018 12:51

    Добрый день, редакция, автор статьи Рустам Батыр и аудитория, прочитавшая статью «Архипелаг «Халяль»: от насекомых до гостиниц с выдержанным виски...».
    Меня зовут Валентин Голубев и я являюсь директором ООО "Гостиничный комплекс "Татарстан". Не готов комментировать содержимое всей статьи, при этом могу дать информацию в отношении непосредственно нашего предприятия. На протяжении некоторого времени в нашем отеле было сертифицировано 2 номера по стандарту ХАЛЯЛЬ. СВИДЕТЕЛЬСТВО о постановке деятельности юр. лица на контроль частного учреждения контроля качества продукции "Комитет по стандарту "Халяль" Централизованной религиозной организации - ДУМ РТ № 1407/2017 срок действия 26.01.2017 г. по 25.01.2018 г. "... Услуга средства размещения распространяется на номерной фонд: номер первой категории (одноместный) - 1301, номер джуниор сюит - 1320. ..." Как отметил автор статьи срок действия СВИДЕТЕЛЬСТВА действительно истёк. Исходя из СВИДЕТЕЛЬСТВА в нашем отеле не подлежали сертификации услуги бара и ресторана, по объективным причинам, и мы никогда не заявляли об этом. В статье от автора сказано "Сначала нам рассказывают, какие номера, по мнению сотрудников отеля и комитета, соответствуют данному стандарту, а затем честно признаются, что в ресторане гостиницы помимо халяль есть блюда и из свинины." Если мои коллеги ввели в заблуждение, то я приношу свои извинения, т.к. мы никогда не декларировали о предоставлении услуг по стандартам ХАЛЯЛЬ в местах общественного питания.
    Спасибо за время, выделенное для прочтения моего комментария.

    • Анонимно
      7.07.2018 13:29

      Молодец, признал ошибку и извинился. Ждем такого же и от муфтията.

      • Анонимно
        7.07.2018 19:27

        По-моему он не извинился, а просто объяснил особо одаренным )

      • Анонимно
        7.07.2018 20:10

        По-моему, он просто объяснил что к чему, и все.

        • Анонимно
          8.07.2018 13:10

          По-моему он извинился и за себя и за комитет халяль муфтията.

    • Анонимно
      7.07.2018 13:40

      А расскажите пжл, халяль номер от нехаляль чем отличается, кроме отсутствием алкоголя холодильнике? Очень интересно.

      • Анонимно
        7.07.2018 14:13

        в уборной комнате находился кумган,
        в комнатах отсутствовали картины с изображением людей и животных,
        в каждом номере обозначено направление Мекки.
        При заселении в отель гости получали специальный набор, в него входил Коран, коврик для молитвы, четки, тюбетейка или платок.
        Головной убор оставался гостям в подарок.

        • Анонимно
          7.07.2018 18:35

          российские деньги халяль ??
          там кого только не изобразили, даже орел есть!!

    • Анонимно
      7.07.2018 13:41

      А им без разницы - они ведут все в одну кучу. У них одна цель.

    • Анонимно
      8.07.2018 13:11

      Настоящий мужчина, смог признать ошибки и извиниться.

  • Анонимно
    7.07.2018 12:51

    В любой работе можно найти недочеты, особенно если намеренно задаться такой целью. И порой критика бывает очень даже полезна, конечно при условии что она конструктивна. Но, к сожалению, тут на лицо неприкрытая предвзятость, подтасовка фактов и желание увидеть то, чего на самом деле нет…

    • Анонимно
      7.07.2018 13:30

      А можно конкретнее? А то у Вас только голословные утверждения.

    • Анонимно
      7.07.2018 13:32

      Предвзятость? Встряхните свою пелену из глаз и уберите гордыню. Батров все правильно написал, в точку!

  • Анонимно
    7.07.2018 12:54

    Статя любопытная. Я и раньше с недоверием относился к системе ДУМ РТ, а теперь понимаю, что там собрались странные и ничего не умеющие люди. Это провальный менеджмент. И нравится нам Батров или нет, но он представил доказательства полного фиаско Халиль индустрии в республике. Похоже, муфтия нужно менять. Хороший парень, но это не профессия.
    Патриот- татарин

    • Анонимно
      7.07.2018 13:42

      А чего вы с не доверием относились? Были основания. Или вы тоже из тех же ))

  • Анонимно
    7.07.2018 13:21

    Хорошее халяльное кафе Азу на Газовой, я им доверяю, единственно мусорка рядом воняет сейчас и парковаться негде в обед

    • Анонимно
      7.07.2018 16:33

      Интересно, а наличие мусорки и вони от него могут послужить признанием не халяльности заведения? Ислам же приветствует чистоту.

  • Анонимно
    7.07.2018 14:38

    И не угодишь никак: большая выручка - бизнес делают, маленькая - значит качество работы плохое. Строго проверяют - деньги вымогают, не проверяют - опять нехорошо... на все вопросы можно найти оиветы в записи пресс-коныеренции, на которые сам автор т ссылается. кстати, а почнму же комментарий Рафика Мухамметшина не приводит автор? Наверное потому что там передергивать нечего

    • Анонимно
      7.07.2018 14:55

      Учите матчасть и поймете. Здесь суть в обмане мусульман. Дум рт очередной раз кормит харамом. В этот раз насекомыми.

    • Анонимно
      7.07.2018 14:58

      Рафика Мухаметшина я спрашивал о том, исходя из требований какого мазхаба разрабатываются ГОСТы по халялю и в чем, с точки зрения технического комитета, состоят требования в вопросах халяль ханафитского мазхаба. Последнее он обещал выслать. Пока не выслал. Все это я планирую использовать в следующей статье.

      Рустам Батров.

      • Анонимно
        7.07.2018 18:20

        Хорошо бы взять комментарий и у Фаата Шагиахметова (извиняюсь, если неправильно написал фамилию). Ведь он как раз, насколько я знаю, был руководителем экспертного отдела в комитете ДУМ РТ и живёт в Челнах.

        У кого, как не у него интересоваться отелем и Челны-мясо.

      • Анонимно
        7.07.2018 18:36

        арабские источники нельзя ли использовать в следующей статье?

  • Анонимно
    7.07.2018 15:00

    У ДУМ РТ свои тролли?! Это кто же, интересно. И какой комментарий принадлежит троллю?

    То, что харам назвали халялем, это плохо. На этом можно и остановиться, предварительно вытребовав исправить ситуацию. Что касается статьи, по моему мнению она не информативна. Много чего притянуто за уши, доказательства на уровне интуиции, а из возможных интерпретаций, заведомо выбраны худшие для ДУМ РТ. Статья отдаёт желтизной.

    Что касается ДУМ РТ, то как можно доверять организации, которая даже сосиски не может контролировать. Налицо нехватка квалифицированных кадров. Оно и понятно. Роль муфтията завышена, как и значение и статус. Реальность не соответствует уровню притязаний.

    Но халяль-индустрия важна для мусульман. И скорее всего она и должна выходить из среды мусульман, где бренд трактуется однозначно. В таком случае не понадобятся никакие значки и сертификаты.

  • Анонимно
    7.07.2018 15:11

    Кадровые и системные ошибки ДУМ РТ прямо пропорциональны ошибкам любой другой области в России: футбол, банковский сектор, фармацевтика и пр.
    Коррупция, клановость и бездуховность вот основные причины наших бед. Надо работать над собой, проводить работу над ошибками, а не заниматься зачистками неугодных. Нужен диалог, а не троллинг.

    • Анонимно
      7.07.2018 15:29

      Религия отделена от государства. Здесь все через Иман делается. Если ее нет, значит и нечего делать в религиозном управлении.

      • Анонимно
        7.07.2018 18:24

        Поэтому в ДУМ РТ не должны быть люди не читающие намаз. В комитете, если не ошибаюсь, таких уже нет.

  • Анонимно
    7.07.2018 16:23

    Уверен,после этой статьи жизнь мусульман станет оучше

  • Анонимно
    7.07.2018 16:49

    Ну ем я свинину, и вообще все что вкусно. И картины с животными у меня есть, и намаз не читаю. И что теперь со мной будет? Вы сами отдаете себе отчет о чем вообще вы говорите? Я работаю на пищевом производстве, есть блок халяльной продукции, и ничем он не отличается от обычных. Название у него такое, никто там не читает ничего. Есть группа лиц, которые успешно делают деньги и только их.

    • Анонимно
      7.07.2018 18:25

      Пока вы не назвали себя и фирму ваши слова не возможно принимать всерьез

  • Анонимно
    7.07.2018 17:01

    Думал написать ли свой комментарий-ведь теперь комитет не будет ругать лишь ленивый. Но промолчать не могу. Не по наслышке знаю деятельность комитета Халяль с самых его азов, с первого нарисованного сертификата еще в нулевые (год эдак 2005). Гайнуллин Ильнур Ахатович-был прежде такой руководитель, он еще продвигал Халяльный хаб. Его знание арабского и английского, уверенность молодого экс менеджера компании Кока Кола дали энергию новой организации, амбициозно заявившей о себе на международном (да-да!) уровне. И как бы в это не верилось, но тогда старались следить за действительно праведным соответствиям нормам Шариата. Заслуга прежде всего идейного вдохновителя-Фоата Хазрата (далее Ф.Х.). Ф.Х. сумел собрать воедино все каноны по продукции Халяль, существующие в разных исламских странах, внедрив самые строгие из них. К примеру, в Турции дозволено бить курицу газом, московские коллеги комитета Халяль разрешали промышленный убой током, а Ф.Х. отстоял в комитете РТ именно ручной забой. Руками он любил работать и сам, к примеру, проверял оборудование на чистоту перед производством продукции по стандартам Халяль, лично засовывая свои руки в потаенные углы вымытого оборудования, в поисках возможного харама. Его лозунгом было то, что ответственность перед потребителями несет в первую очередь он, выдавая разрешение. Но то ли его возраст, то ли его разочарование от того, с чем ему приходилось сталкиваться в ДУМ РТ, то ли что-то еще повлияло- он со временем ушел из реального руководства комитетом. Далее случилось то, что случилось. Иначе не могло, с уходом создателей, работавших от души, в таком деле без полноценной отдачи в работе никак, ведь предприниматели так и наровят лишь урвать легкую монету, не задумываясь о последствиях. Будем верить, что изменения прийдут и честное имя Комитета Халяль будет восстановлено.

    • Анонимно
      7.07.2018 18:19

      К сожалению это уже история. А сейчас имеем что имеем.

    • Анонимно
      7.07.2018 18:28

      Фоату хазрату надо было лучше работать с Челны-мясо. Он ведь там в Челнах и находится. И гостиницу челнинскую сертифицировал именно он. Почему именно на его участке и произошел этот случай? Ведь он годами работал с челнинскими предприятиями!!

      • Анонимно
        7.07.2018 18:45

        Он давно уже там не работает. Не ищите стрелочников. Разберитесь в себе.

        • Анонимно
          7.07.2018 19:09

          Давно это сколько? Пара месяцев, это не срок. Этикетка Челны-мясо наверняка разрабатывалась заранее к чемпионату.

        • Анонимно
          7.07.2018 20:08

          Стрелочники? ))
          Логичнее всего взять комментарий у того, кто поработал с Челны-мясо в течение многих лет и знает там каждый угол, разве не так?

      • Анонимно
        7.07.2018 18:59

        Хотелось бы услышать от него самого.

  • Анонимно
    7.07.2018 17:41

    Буря в стакане

  • Анонимно
    7.07.2018 18:48

    Вот тебе и халяльный образ жизни.

  • Анонимно
    7.07.2018 18:58

    Бизнес и религия не совместимы.

  • Анонимно
    7.07.2018 19:37

    Это тоже самое, что сертифицировать совесть мулл!

  • Анонимно
    7.07.2018 20:02

    Интересно если "халяльный" карбонат был бы с добавлением "халяльного" кармина от дум рт, он стал бы халяльным? Ведь минус на минус дает плюс.

    • Анонимно
      7.07.2018 20:14

      Только очень недалёкий человек может назвать свинину халяльной. Задумайтесь!

  • Анонимно
    7.07.2018 22:14

    Ждем от муфтия рт разъяснении. И если он найдет в себе мужества признает проблемы комитета.

    • Анонимно
      8.07.2018 02:43

      Ошибок не бывает только у того, кто ничего не делает.

    • Анонимно
      8.07.2018 14:37

      Ничего он не будет разъяснять, и правильно делает

      • Анонимно
        8.07.2018 15:09

        Я уверен он, как настоящий мужчина и духовный лидер мусульман татарстана, сделает заявление и прояснит всю ситуацию с деятельностью своих подчиненных.

  • Анонимно
    8.07.2018 10:51

    Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Всё происходящее напоминает травлю неугодных, а использование известных фирм для усиления эффекта.

  • Анонимно
    8.07.2018 11:12

    В татарской кулинарии есть такой продукт как "корт". Его делают из творога и добавляют в губадию и т.д. Видимо дум рт дословно перевел его с татарского и получился корт - насекомое и разрешил его.

    • Анонимно
      8.07.2018 15:02

      Точно! В Дум рт и тем более в его комитете халяль, руководящий состав - знатоки татарского языка.

  • Анонимно
    8.07.2018 12:42

    Сколько можно? Выявлена проблема, сделаны выводы. После такого общественного резонанса вряд ли будут допущены промахи. Закрадывается вопрос:"кому это выгодно?"

    • Анонимно
      8.07.2018 13:03

      Вы не правы. Как мы видим, дум рт до сих пор ставят значек халяль в харамные сосиски, теперь и с кармином. Это говорит о том, что никаких выводов не сделано.

  • Анонимно
    8.07.2018 12:48

    Комитет ДУМ РТ не мог допустить к выпуску продукцию, отнесенную к хараму. На этикетке упаковки "татарского трио" нет кармина.

  • Анонимно
    8.07.2018 13:25

    Зашел на их сайт. Там они сами рассказывают о смешанном производстве. Как мыть после харам и т.д. Не удивительно что у них постоянно возникают экцессы. Батров прав, проблемы серъезные.

  • Анонимно
    8.07.2018 13:37

    Почему молчит муфтий рт, не видим его очередного похвального заявление по развитию халяль индустрии. Или хотя бы пусть супруга - директор комитета халяль по связям с общественностью с заявлением выйдет. Не хорошо это скрывать общественно полезную деятельность.

    • Анонимно
      8.07.2018 14:34

      Муфтий не отвечает на провокации и правильно делает

      • Анонимно
        10.07.2018 12:25

        Это не провокация. В заявлении Муфтия прозвучала не верная информация. Требуем чтобы он прояснил ситуацию.

  • Анонимно
    8.07.2018 13:50

    Сегодня в агропарке купил печенье со значком халяль дум рт. В составе кармин! Я постоянно покупал эти печенье и полюбил их. Но только сейчас обратил внимание на состав. Спасибо Батыру за статью!

    • Анонимно
      8.07.2018 15:45

      Это техническая ошибка, скажут вам в дум рт, кушайте и приятного аппетита.)

    • Анонимно
      8.07.2018 16:05

      Пришлите, пожалуйста, фотографию упаковки: sabrustam@mail.ru

      Рустам Батыр

  • Анонимно
    8.07.2018 19:06

    Комитет ДУМ РТ не мог допустить к выпуску продукцию, отнесенную к хараму. На этикетке упаковки "татарского трио" нет кармина.

    • Анонимно
      8.07.2018 19:49

      "Если на клетке слона прочтёшь надпись «буйвол», - не верь глазам своим". Кармин Е120 указан на оболочке сарделек, и это первично. Что там в упаковке, в коробке, в контейнере это не важно.

    • Анонимно
      8.07.2018 19:52

      А что тогда на фото сарделек написано?

  • ПутчДемона
    8.07.2018 22:59

    Борьба за халяль как и борьба за татарский язык вылилась в обыкновенный распил халявного бюджета.

  • Анонимно
    8.07.2018 23:13

    В 2016 году проходили так называемую "сертификацию" халяль в ДУМ РТ и Тест-Татарстан. Приехали 1 раз, дали свои рекомендации по работе и продуктам. И всё... После оплаты сертификата в размере 60 тыс. рублей на 3 года к нам до сих пор никто ни разу не приходил и не проверял нашу деятельность. А ведь никому не известно-соблюдаем ли мы все каноны или нет. Получается что всё сводится только к сбору денег и не более того. К содалению...

    • Анонимно
      9.07.2018 20:43

      К Вам они закрепили контролера, если да то кого?

      • Анонимно
        9.07.2018 22:21

        Никого не закрепляли. Изнчально был молодой человек, по моему Рустам. Это до получения сертификата. И всё. После получения его никого не наблюдали.

  • Анонимно
    9.07.2018 22:03

    Надо объявить байкот всей этой муфтиятской "халяльной" продукции. До тех пор пока не уберут смешанное производство и не наведут порядок.

    Только так можно принудить их к качеству.

  • Анонимно
    10.07.2018 12:29

    Просим министра сельского хозяйства Марата Ахметова срочно разобраться с фактами указанными в материале Батыра. Тем более что Президент РТ поручил министру разобраться в этом вопросе. Получается что ДУМ РТ дурит мусульман выдавая харам ха халяль?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль