Общество 

«Дело не только в банальных богословских махинациях по заказу властей…»

Рустам Батыр
2018-10-20 07:40

Вопрос об извечности творения может показаться отвлеченной схоластикой из серии «Есть ли жизнь на Марсе?», не имеющей никакого отношения к реальным проблемам мусульман. Но это не так, уверен известный мусульманский и общественный деятель Рустам Батыр. Тот или иной вариант его решения в корне разворачивает фенотип цивилизации, конструируя из нее либо уродливого монстра, либо прекрасное создание, доказывает в своем материале автор «БИЗНЕС Online».

Тауфик Ибрагим Тауфик Ибрагим не оставляет камня на камне от идеологии древних богословов, веками внушавших людям, что Бог сотворил все из ничего в какой-то момент конечного времени

«ПОДЛИННО НАУЧНЫЕ СОБЫТИЯ ПОРОЙ ПРОИСХОДЯТ ВДАЛИ ОТ ОБЩЕСТВЕННОГО АЖИОТАЖА»

Как это часто бывает, подлинно научные события порой происходят вдали от общественного ажиотажа. Одним из таких незаметных широкой публике, но при этом знаковых событий можно считать последний номер журнала «Ислам в современном мире», одного из ведущих академических изданий, посвященных исламской тематике. Помимо прочего в нем была опубликована статья Тауфика Ибрагима «О концепции извечного творения». На наших глазах известный ученый с присущей ему обширнейшей эрудицией и неоспоримой логикой не оставляет камня на камне от идеологии древних богословов, веками внушавших людям темпоралистскую мысль о том, что Бог сотворил все из ничего в какой-то момент конечного времени. Тем самым профессор открывает врата для одного из новых путей развития современной исламской мысли. Хотя все новое это, как известно, хорошо забытое старое. Не случайно, что подобные взгляды проповедовали в том числе и наши татарские богословы.

В статье автор излагает аргументы сторонников этерналистской концепции, учивших об извечном творении и доказывающих, что это более соответствует не только рациональным представлениям о природе времени и причинности, но и тезису о Божьем всесовершенстве. Отчасти освещается им и их опровержение темпоралистского учения, прежде всего – апелляции к Корану и Сунне, в которых на самом деле нет ни одного упоминания творения Богом чего-то конкретного из ничего, напротив, согласно исламским первоисточникам, Он всегда творит из чего-то (человека из глины, джиннов из огня и т. д.), из чего следует, что Бог есть Творец в том смысле, что Он является Преобразователем, а не в том, что Он творит из ничего, как это под влиянием Аристотеля утвердилось позднее в мусульманской теологии. Весьма скрупулезно профессор излагает и другие аспекты этой исторической дискуссии, не оставляя темным драконам прошлого абсолютно никакого шанса на выживание в глазах вдумчивой аудитории. Впрочем, заинтересованный читатель легко может в этом убедиться сам. Благо статья выложена в открытом доступе.

Ибрагим хоть и оговаривает, что актуальность переосмысления концепции творения связана с необходимостью реабилитации в мусульманском сообществе философии и в целом рациональной мысли, однако прежде всего он концентрируется все же на изложении сути вопроса, а не тех культурных последствий, которые из него вытекают. Мы же в меру наших скромных возможностей попробуем поговорить о последнем и ответить на вопрос, почему сегодня мусульманам так важно вернуться к подлинному учению Корана, особенно в части решения фундаментальных богословско-философских проблем.

«Многие вопросы мусульманской теологии развивались в прямой зависимости от социального заказа власти»

«МНОГИЕ ВОПРОСЫ МУСУЛЬМАНСКОЙ  ТЕОЛОГИИ РАЗВИВАЛИСЬ В ПРЯМОЙ ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА ВЛАСТИ»

Вопрос об извечности творения, на первый взгляд, может показаться какой-то отвлеченной схоластикой из серии «Есть ли жизнь на Марсе?», не имеющей никакого отношения к реальным проблемам мусульман и их текущей повестке дня. На самом деле это далеко не так. Вопрос о появлении мира, как и другие вечные вопросы философии/теологии, работает на уровне культурного генома общества, и потому тот или иной вариант его решения в корне разворачивает фенотип цивилизации, конструируя из нее либо уродливого монстра, либо прекрасное создание.

Как известно, многие вопросы мусульманской теологии развивались в прямой зависимости от социального заказа власти. А в Средние века ее интерес был примитивен до безобразия: сохранить себя и свое право на произвол. Для первой цели прежде всего служила идея предопределения. Второму способствовали как минимум два философско-богословских вопроса: о природе добра и зла и об извечности творения.

В случае с вопросом предопределения данная корреляция прослеживается практически напрямую. Раз все исходит от Самого Бога, то, стало быть, и власть предержащие также дарованы Им, а потому должно их принимать и всячески почитать. Средневековые богословы не изобрели тезис о предопределении. Нет, их богословское верноподданничество здесь заключалось лишь в том, что они воздвигли это положение в ранг одного из столпов веры. При этом сам Коран не дает однозначного решения данного вопроса: одни его аяты могут быть поняты в духе предопределения, другие в духе идеи свободы воли. Однако как бы там ни было, коранический текст не относит его к столпам веры. Так, известный список основных положений веры Всевышний обозначил в двух местах Св. Писания (4:136, 2:177) и в обоих случаях там отсутствует упоминание о предопределении. Отсутствует оно и в знаменитом хадисе Джибриля, который приводит самый авторитетный собиратель хадисов имам аль-Бухари, а также в одном из двух изводов данного хадиса, который приводит второй после него авторитет хадиса имам Муслим.

Все это не помешало мусульманским теологам объявить тезис о предопределении одним из столпов исламской веры, за отрицание которого человеку полагается смертная казнь. Лично мне в интеллектуально-эстетическом плане нравится мысль о всеобъемлющей детерминированности мироздания. Есть в этом какая-то своя внутренняя красота. Ведь при таком подходе все явления нашей жизни выступают эдакими волнами общего вселенского потока, проистекаемого из воли Самого Бога. Весь мир таким образом становится как бы Его телом. Противоположная же идея свободы воли, предполагающая автономность человека, создает в нескончаемой ткани божественного всеприсутствия разрывы, дискретность, чем нарушает упорядоченную гармонию мира.

Впрочем, эстетические предпочтения вряд ли должны служить критерием. Хотя в данном случае, они, возможно, и оправданны, ведь величайшая мудрость Бога заключалась в том, что данный вопрос – в сущности неразрешимый, а потому и вечный – Он оставил на усмотрение самих людей, а потому и не включил его в перечень основных положений веры. Однако средневековые теологии рассудили иначе и решили не просто канонизировать одно из двух возможных решений этой богословской проблемы, но и возвести его в ранг неоспоримых догматов. Помимо желанного верноподданничества, побочным продуктом такого поворота в религиозной мысли ислама стала глобальная апатия и безволие людей, задавленных мыслью о тотальной предопределенности их жизней, а в конечном итоге и превращение исламской цивилизации в одного из мировых аутсайдеров.

«Вторым вопросом, который власть предержащие использовали для перепрошивки ментальности мусульман, стала проблема природы добра и зла»

«ПРОБЛЕМА ПРИРОДЫ ДОБРА И ЗЛА»

Второй вопрос, который власть предержащие использовали для перепрошивки ментальности мусульман, стала проблема природы добра и зла (хасан и кабих). Мусульманские богословы, стоящие на рациональных позициях, утверждали, что добро и зло объективны, и потому Бог предписывает первое и запрещает второе. Их оппоненты, прежде всего ашариты, перевернули эту здравую логику вверх дном:  то, что предписано Богом, и есть добро, сказали они, а то, что Им было запрещено, есть зло. Казалось бы, пустые схоластические споры. Но не в этом случае, ибо здесь от перемены мест слагаемых также  кардинально меняется итоговая социальная сумма.

Когда мы говорим, что добро и зло объективны и могут быть познаны разумом, мы закладываем в основание социально-политической конструкции такую этику, которая ставит предел произволу и самодурству властей. Не они в таком случае решают, прикрываясь религией, что есть хорошо, а что плохо. Это определяется разумом на основе объективных критериев, а значит, власти сами обязаны подчиняться справедливому порядку вещей. Другое дело, если мы утверждаем, что нет никаких рационально-объективных способов понять, что есть добро, а что зло, и все это якобы определяется лишь туманной волей Бога, а по факту – толкованиями теологов, которое власти всегда могут подрулить в ту или иную сторону.

Однако дело не только в банальных богословских махинациях по заказу правителей. Тут речь идет о нечто большем. Учение об отсутствии объективных критериев добра и зла открывает путь для идеи о волюнтаризме Бога: что Он посчитает нужным, то и будет считаться добром, а что вздумает запретить, то автоматически станет злом. Подобный взгляд на вещи создает определенную матрицу ментальности и, проецируясь на социальные реалии, подготавливает мировоззренческую почву для оправдания произвола властителей.

Вопрос об извечности творения из той же серии. Это также подготовка почвы для оправдания произвола властей. Когда мы в духе Корана говорим, что мир был совечен Богу, мы апеллируем к совершенного другому пониманию онтологии, нежели то, что было привнесено в ислам Средневековьем. В этой онтологии мир все также остается зависимым от Бога, и Бог выступает его Творцом, но Бог творит его уже не из ничего, а из него самого, из мира, который как таковой был всегда. Да, каждая отдельно взятая вещь этого мира возникла во времени, но сам мир, если брать его в целом, вечен. Другими словами, Бог имеет дело с некоей объективной реальностью.

Если же мы утверждаем, что Бог сотворил мир из ничего в произвольный момент времени, то это все тот же волюнтаризм, который мы наблюдали в вопросе о природе добра и зла. Данная позиция мало того что не согласуется с Кораном, но и ущербна в логическом отношении, ибо не способна ответить на вопрос о том, почему Бог, который самодостаточен и не подвержен никаким изменениям, вдруг ни с того ни с сего создал мир? Откуда взялась эта капля первопричинности, которая в безбрежном океане умиротворенного Абсолюта спровоцировала изменения, в конечном итоге подведшие Бога к созданию мира? Здесь традиционалистский креационизм приходит в тупик.

Однако не этот момент составляет подлинную проблему исламской ментальности. Реальная проблема заключается в ложной идеи волюнтаризма Бога, дующего все на ту же мельницу оправдания самодурства власти. Если вопрос о природе добра и зла провозглашал данный волюнтаризм в контексте вопроса «что?», то в данном случае он утверждает его в привязке к вопросу «когда?».  В проекции на социальную реальность это означает, что у правителей развязаны руки во всех отношениях.

«Идею о творении всего из ничего нельзя сводить исключительно к угодничеству власти и косвенному оправданию его деспотизма»

«ОБЕСЦЕНИВАНИЕ ЭТОГО МИРА КОСВЕННО ПОДГОТАВЛИВАЕТ ПОЧВУ ДЛЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ РАДИКАЛИСТСКИХ ИДЕЙ»

Конечно же, идею о творении всего из ничего нельзя сводить исключительно к угодничеству власти и косвенному оправданию его деспотизма. Помимо прочего, данная концепция имела и другие культурологические последствия. Прежде всего она убивает уважение к этому миру, ибо, по сути, утверждает мысль о его фантомной природе. Если весь наш мир соткан из ничего, то, стало быть, он иллюзорен и являет собой по сути лишь сон. В результате религиозная мысль направляет все чаяния и помыслы верующих по ту, якобы более реальную, сторону жизни, заставляя их мириться с ее несправедливостью и необустроенностью и даже с каким-то мазохистским наслаждением воспринимать свои страдания в ней. Таким образом, на корню уничтожаются импульсы, ведущие общество к прогрессу и процветанию. Это одна из причин, почему сегодня исламский мир находится на задворках человеческой истории, хотя доходы от залежей нефти в отдельных его странах и позволяют немного задекорировать сей прискорбный факт.

Обесценивание этого мира, как и жизни человека, также косвенно подготавливает почву для распространения радикалистских и экстремистских идей. Если этот мир не величественный дворец, достойный восхищения, а всего лишь мираж, порождаемый парами отхожего места, то что нам мешает взорвать его к чертовой матери? Вот почему террористы, выступающие под знаменами лжеислама, легко уничтожают любые достижения человеческой цивилизации, в т. ч. и памятники истории.

Конечно же, не стоит впадать в крайность, полагая, что темпорализм автоматически создает террористов и ретроградов.  Всегда бывают исключения. Но в целом культурный код, сильно предопределяет изначальные убеждения и стратегии поведения человека. Исследователями давно было замечено, что, например, потомки пастухов более вспыльчивы, чем потомки земледельцев. Однако это не значит, что первые все до одного задиры, а вторые исключительно тихони. Другими словами, культура хоть и сильно детерминирует нашу ментальность, все же мы не являемся ее вечными рабами. А это значит, что шанс освободиться от драконов прошлого у каждого из нас все-таки есть. Ведь только так мы сможем сохранить грандиозный дар Бога людям – великую исламскую религию.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (53) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
20.10.2018 17:07

Предопределения Всевышнего в любом случае есть.
Судный день предопределен?
Рай для верующих и творящих добро предопределен?
Ад для грешников предопределен?
Много примеров, отраженных в Коране.
Есть и предопределение и свобода выбора.
Могу даже расписать, как они взаимодействуют между собой (в одном из комментариев к статье Батрова расписывал взаимодействие предопределения и свободы выбора).

  • Анонимно
    20.10.2018 08:51

    Почему Дум рт молчит? Ждем от них опровержения.

    • Анонимно
      20.10.2018 12:42

      Каждую неделю один и тот же человек пишет одно и то же: ДУМ Рт что скажет, дум рт молчит, ждем от дум рт комментариев. Не надоело? Обратитесь напрямую к дум рт за комментариями

      • Почему Дум РТ молчит? Я тоже с ужасом прочитал статью и комменты людей которые вместо того чтобы встать с утра и пошли бы поработать на благо общества,своих детей и и внуков идут молится семитским богам ,а потом садятся за комп и начинают обсуждать теологические проблемы! Господа одурманенные религией,нет никакого Бога и попы и муллы дурят вас на протяжении веков и в том Числе Батыр! Хватит хренью заниматься и идите РАБОТАТЬ на благо общества!

        • Анонимно
          21.10.2018 10:36

          господин сиразин слово работа произошло от слова раб раб это тот кто не может понять смысла своего существования и которому нужен хозяин для того что бы вести его по жизни и нужно его чем то занять что бы он от безделья не пожжднял бунт занять работой а рабы не могут познать бога потому что они рабы

          • Умник , а ты знаешь как дословно переводится ПОП? Пастух овец православных! Неужели вам нравится называться Баранами? Я не призываю никогда никого работать на хозяина,а только на Родину,на людей и прежде всего на себя! И мы не рабы ,рабы не МЫ! А вы стоящие по пять раз на дню на коленях и расшибаете лбы об пол доказывая что вы РАБЫ и прежде себе и не существующим семитским Богам,которых вам навязали алчные попы и муллы!

            • Анонимно
              21.10.2018 11:33

              мурат я конечно понимаю что вы хорошо изучали марксизм ленинизм еще в школе и поэтому фраза мы не рабы рабы не мы и мы работаем на благо родины вас очень восхищает но та родина родина рабов со всего мира под руководством паханов благополучно скончалась и возвращать ее не имеет смысла нужно создать общество где рабы могли быть рабами а свободные люди свободными мне кажется в америке такое общество и в великобритании но рабам в россии ненавистны свободные люди

            • Анонимно
              23.10.2018 09:51

              А как дословно переводится слово "Pope", т.е. "Папа (Римский)" - вы тоже нам сейчас запросто расшифруете, эксперт Сиразин?

        • Анонимно
          21.10.2018 12:43

          Мурат Сиразин. Вы вместо того, чтобы работать и приносить пользу обществу с утра до вечера пишите тут свои никчесные комментарии. Пошли бы на завод поработали сварщиком или электриком. А то ежечасно тут на клавиши давите и ещё других учите как жить.

    • Анонимно
      20.10.2018 22:11

      Придумай что нибудь другое! А то ДуМ рт да дум рт!

  • Анонимно
    20.10.2018 08:53

    Тенгринианство надо возрождать
    Центр принятия решений должен быть в Казани а не у арабов
    Русские вон отделились от Константинополя и нам надо
    Хватит как попугай чужое копировать

    • Анонимно
      20.10.2018 09:20

      Согласен
      Русские фактически сделали себе новую религию с центром в Москве
      Вся сили молитв будет оставатся в России
      И нам так надо

    • Анонимно
      20.10.2018 09:45

      Тенгрианство? не спешите мои шнурки, они и так смешные. Вы серьёзно считаете, что если постирать грязную одежду в реке, тенгри разозлится и не пошлёт дождь?

    • Анонимно
      20.10.2018 10:42

      8.53
      Писал уже 10 раз, но если вы читать не хотите, не устану повторять еще 100 раз пока от зубов отскакивать не будет.

      Посмотрите путевые записки известного путешественника Афанасия Никитина "Хожение за три моря", как он обращается к Богу Единственному: "Аллаh, Тангрыд, Ходай".
      Спросите у турков, как по-турецки Бог Единственный? Они вам ответят: Данъир.

      А то, что немецкие сказочники историки напридумывали о Тенгрианстве в период царствования немки императрицы Екатерины II (Софии Августы Ангальт-Цербсткой), то постарайтесь забыть эти глупости.

      • Анонимно
        20.10.2018 12:31

        Какой ты умный слова о том, что тенгри разозлится если там стирать грязную одежду говорил Чингизхан ссылаясь на Ясу. И заруби себе на носу умник, монголы сами добровольно отказались от язычества и приняли Ислам, это был просто нонсенс, победитель агрессор принимает религию побеждннного, Золотая орда принимает религию Волжской Булгарии! Неужели вы думаете они не могли объявить тенгрианство на всей своей территории

        • Анонимно
          20.10.2018 13:23

          12.31
          Не знаю ни одного монгола Монголии, который исповедовал бы ислам.
          Немецкие историки очень постарались, чтобы вы со школьной скамьи впитали фальсификацию??

      • Анонимно
        21.10.2018 14:58

        Алып карыйк бабайлардан калган, XIV гасырда язылган, XIX гасырда нәшер ителгән Б.Рабгузиның “Пәйгамбәрләр кыйссасы”н. Битләре саргаеп, гарәп хәрефләре коелырга тора бу китапның, ләкин әле укырлыгы бар. Ачабыз 44 биттәге “Нух (Ной, автор) кыйссасын”. “Нух пәйгамбәр мәшрикъдән мәгърибкә тикле: Тәңре бер дип, Мине аның пәйгамбәре, дип әйтең!- ди”. Чыннан да, әле бу китап язылган XIV гасырда ук Тәңре Аллаһы дигән сүзне аңлаткан. Шунда ук башка пәйгамбәрләр дә шундый ук фикердә.

    • Зачем Тенгрианство возрождать то? Оно в крови у каждого Татарина с рождения ,а нас татар или макают в чан или обрезают после рождения и делают рабами семитских богов ЗАЧЕМ ТО ! Вон даже в Иране девушки хиджабы жгут,а у нас куда не плюнь везде чалмоносцы и хиджабисткии и это в 21 веке! Позор нам татарам после этого!

      • Анонимно
        21.10.2018 19:10

        А как измерить тенгрианство в крови, или обнаружить наличие? Ну что уж Вы Мурат. А вроде, хотите выглядеть интеллигентным человеком. Ай-яй-яй!

  • Анонимно
    20.10.2018 09:24

    - Этот самый, как его, волюнтаризм.
    - Попрошу в моём доме не выражаться!
    Статья ужасная, абсолютно не о чём, попытка обвинить учёных в тайном заговоре с властью чтобы с помощью вопроса "о не вечности бития" управлять массами, прям массонский заговор какой-то. Философы тем и плохи, что в их мыслях столько мусора, порой как достанут какой нибудь старый утюг и начинают рассуждать на 500 страниц почему он был раньше такой тяжёлый.

    • Анонимно
      21.10.2018 00:15

      Возможно, что Вы ее просто не смогли осилить.

      Пожалуй, Вы правы, статья тяжеловата для обывателя.

      • Анонимно
        21.10.2018 15:19

        Ну уж куда нам дипломированным теологам до Вас то, самих диванных экспертов.

      • Анонимно
        21.10.2018 18:58

        Статья как раз и для обывателя с нулевым уровнем знаний об Исламе.

  • Rimma - Karamnisa
    20.10.2018 10:02

    Аллаха воля креативна в эволюции...

    Ислам - какое слово...звук...
    А смысл - образ жизни в услужении
    Единому АЛЛАХУ в доброй воле,
    Где разум избирает верный путь...

    Коран и Сунна - истины источник,
    Для размышляющих, осмыслить нет преград,
    Закон АЛЛАХА - Райские чертоги,
    Пример Пророка (с.г.в.) доведет до врат...

    Источник изучай - сдавай экзамен,
    Свой путь земной в дозволенном пройди,
    И на пороге Ахирата* - жизни полинной,
    За все старания награду получи.

    Лишь человек и шариат АЛЛАХА,
    Другого в этом мире не дано,
    Надвременный Коран - во мраке светоч,
    А нам в покорности меняться суждено...

    Покорностью меняем восприятие,
    И всякий раз для нас АЛЛАХА речь,
    В Коране новой гранью открывается,
    В той мере...чтО сумеем мы извлечь...

    Вневременность, пластичность, актуальность,
    Уместность длЯ...и, каждому из Я,
    Учитывать текущие реалии,
    Позволит руководство усвоения...

    АЛЛАХА воля креативна в эволюции,
    Осознавай события современности,
    Ислам рационален добротою,
    Где подлинный иман выше амбиций.

    ссылка: https://www.stihi.ru/2014/09/17/3712

  • Анонимно
    20.10.2018 10:07

    Интересно прочитать, спасибо.

  • Анонимно
    20.10.2018 10:17

    перед выгодной сделкой три ракаата делать,а после два.

  • Анонимно
    20.10.2018 11:50

    было в начале средних веков благословенное время когда религиозные философы всех трех основных религий иудаизма ислама и христианства не противостояли друг другу а учились друг у друга как раскрывать картину нашего мира при этом учились у древних философов и вот те говорили что есть три варианта истории нашего мира все в мире предопределено и выбора у людей нет второй вариант у людей есть абсолютное право выбора все зависит от воли человека и третий вариант все в мире предопределено но свобода выбора есть каждый волен выбирать свое представление это будет его личный выбор который может и не иметь отншение к истине ибо когда придет истина махди по мусульмански мессия по христиански и машиах по еврейски все эти конструкции рухнут и будет видна истина ну а пассажи что богословы призывают к склонению перед властями автор взял из лекции по марксистско ленинской философии оказывается что последователи этого учения еще есть

    • Анонимно
      20.10.2018 13:27

      Известно, что будет два машиаха:
      - Машиах бен Давид (второе пришествие Иисуса Мессии, мир ему) - к Дому Израилеву,
      и
      - Машиах бен Йосеф ( Махди) праведный правитель ко всем народам на Земле.

      • Анонимно
        20.10.2018 14:16

        я читал что машиах в переводе с древнееврейского это помазанник это тот которого помазывают маслом при вступлении в должность согласно пятикнижью моисееву помазывают двух человек в обязательном порядке первосвященника а вот царя только если народ захочет поэтому могу предположить что машиах это приход первосвященника то есть восстановление служения в третьем храме когда он будет построен

        • Анонимно
          20.10.2018 15:20

          Вы говорите про дословный перевод, но термин Мешиах (Мессия, Messiah) гораздо шире.
          Значение термина Машиах временно сузилось через перенос значения, когда помазали Иисуса Мессию (мир ему) в первом пришествии.
          Во всех религиях подчеркивается, что два Машиаха будут руководителями с широкими задачами.
          Машиах бен Давид - к дому Израилеву,
          Машиах бен Йосеф - праведный правитель ко всем народам на Земле.
          В -целом, у них будут очень широкие задачи, особенно у Машиах бен Йосеф (Махди).

          P.s. учитывая, что многие ошибочно считают, что Йеhошуа бен Марйам (мир ему) казнили сыны Исрайэлевы, пользуясь случаем, хочу сказать, что по всем картинам и историческим документам, это сделала верхушка с римским наместником Понтием Пилатом.
          Есть достоверные сведения, что 99 % сынов Исрайэлевых очень любили Йеhошуа бен Марйам (мир ему), так как он излечил всех (кто нуждался) во всем Ханаане. Правители позавидовали этой любви народа и подставили перед римским наместником.
          Но казнили не Ису (мир ему), а предателя Иуду Искариота, который по воле Всевышнего временно стал похожим на Ису (мир ему).

          • Анонимно
            20.10.2018 18:32

            как известно из пятикнижья моисеева первым кого помазали на служении в ковчеге завета был аарон брат моисея он и был первым машиахом а дальше его сын внук и тд первым помазанным царем был саул из колена вениаминаа иосиф сын яакова так и не смог заставить братьев признать себя царем оказался слишком жалостливым а по поводу иисуса из назарета дело было так во время пасхальной трапрезы со своими учениками он провозгласил себя машиахом подразумевая что он является первосвященником доносчик иуда искариот доложил об этом властям те восприняли это как буджто он объвил себя цапкм израильским это означало бунт ибо в государстве может быть только один царь царь римский император отдали под суд и римский суд приговорил его к смертной казни как бунтовщика полнтий пилат решил с ним побеседовать и понял что перед ним городской сумашедший коих в то время много было так же как и сейчас но отменить решение суда он не мог и поэтому он передал судьбу иисуса на решение еврейского самоуправления сангедрин и тот должен был выбрать между двумя осужденными кого освободить между иисусом и разбойником который убил человека общественная деятельность иисуса была намного выше чем разбойника ибо могла вызвать в израиле бунт поэтому освободили разбойника это историческая фабула

            • Анонимно
              20.10.2018 21:04

              Вы в понятие Машиах вложили свой смысл.
              Я говорю про того, кто обозначен в пророчестве пророка Якуба (мир ему) в главе 49 Берешит (первая книга Пятикнижия) о Пастыре (Руководителе) ко всем народам из колена Йосефа (Юсуф, мир ему).
              Кстати, колено Йосефа (мир ему) обозначено, как самое благословенное, самое многочиленное и самое плодовитое.

              P.s. что камается [как бы] казни Иисуса, то я читал первоисточник - Евангелие на арамейском языке.
              99 % населения сынов Исрайэлевых любили Ису (мир ему), они за него даже чуть восстание не подняли.

            • Анонимно
              20.10.2018 21:40

              18.32
              Вы вложили свой смысл в термин Машиах.
              Я имею ввиду, что в гл. 49 первой книге Торы (Берешит, Пятикнижие) пророчествуется о Пастыре (Руководителе).ко всем народам из колена Юсуфа (мир ему).

              P.s. Что касается [как бы] казни Исы (мир ему), то я читал первоисточник - единственное сохранившееся в мире Евангелие на арамейском языке. В нем сообщается, что Ису (мир ему) не казнили, а казнили Иуду Искариота, так как по воле Всевышнего он временно стал похожим на Ису (мир ему).
              Кроме того, сообщается, что Ису (мир ему) любило 99 % сынов Исрайэлевых и даже чуть восстание не подняли, но Всевышнмий внушил, что не надо этого делать, так как уже было принято решение о вознесении на Небеса.

              • Анонимно
                21.10.2018 00:45

                нету такого колена иосифа ибо яаков сказал что два твои сына эфраим и менаше будут моими и поэтому вместо колена иосифа появились два колена колено эфраиа и колено менашеа по поводу вашего понимания евангелие то это скорее похоже не на святую книгу а на старика хоттабыча с разными волшебствами а когда у оппонента начинаются волшебства типа по воле всевышнего ииуда искариот стал похож на иисуса назарета и поэтому казнили его я перестаю дискуссировать ибо это бесполено кстати вознесение на небеса в том плане в котором вы выдаете это тоже относится к рангу волшебств а еврейская тора и евангелие не детские книги про старика хоттабыча или волшебная лампа алладина

                • Анонимно
                  21.10.2018 10:43

                  00.45
                  Вам дают факты и ссылки а документы, а вы в ответ перечисляете свои домыслы и измышлизмы.

              • Анонимно
                21.10.2018 08:44

                никогда не было колена йосифа вместо него были два колена его сыновей которых отец йосифа яаков забрал себе колено эфраитма и колено менаше не нужно фантазировать

                • Анонимно
                  21.10.2018 10:39

                  Я говорю про главу 49 Берешит (Пятикнижия), просто откройте и прочтите. Здесь никаких фантазий нет, а есть ссылка на Тору.
                  Колено Йосефа (мир ему) было.
                  Посмотрите эмблемы колен сынов Исрайэлевых.

                  По-моему фантазируете именно вы. )

                  • Анонимно
                    21.10.2018 11:45

                    есть у маршала жукова книга воспоминания и размышления в которой есть его мысль о том что вытаскиванием отдельных фраз из текста можно что угодно доказать а потом это же опровергнуть и поэтому нужно читать очень большие отрывки что бы понять суть дела залез в интернет 49 глава книги берейшит рассказывает о благословении яакова своим сыновьям только и всего но прочитайте книгу шмот исход и вы там не найдете колена йосефа там есть колено эфраима ну а по поводу махди махди так же как мессия и машиах будут но никакого отношения к тому что вы о них пишете они не будут иметь ибо люди годами изучают эти книги что бы начать понимать их разбирая смысл каждого слова смысл каждой буквы каждого знака над буквами и под буквами и только потом говорят что то а вы прочитали текст один раз и выдаете свое безапелляционное мнение

                    • Анонимно
                      21.10.2018 12:50

                      Всю Тору читал и книгу Иисуса Навина (мир ему), а также книги малых пророков.
                      Колено Йосефа (мир ему) есть, но под ним поимаются Эфраим и Манасия.
                      Когда малые пророки сынов Исрайэлевых говорили про Машиаха бен Йосеф, то уточняли, что по линии Эфраима (бен Эфраим).
                      Но это не говорит о том, что нет колена Йосефа (мир ему)

                      • Анонимно
                        21.10.2018 13:26

                        читать можно и книгу гайдара тимур и его команда а по поводу колена йосифа вы начали со мной соглашаться действительно нет колено иосифа есть колено эфраима и колено менаше которые имеют разные характеры и качества и единым коленом они не станут ибо каждое колено имеет свой характер а про машиаха бен иосифа говорится что придет в иерусалим машиах бен иосиф с галилеи но долго не продержится и будет изгнан а потом придет машиах бен давид и больше не уйдет

                        • Анонимно
                          21.10.2018 14:00

                          По вам видно, что читать можно и книгу Гайдара?
                          Вчера вы утверждали, что Машиахов много.
                          Сегодня уже согласились, что есть определенный Машиах бен Йосеф.

                          В Евангелие на арамейском языке Йеhошуа (мир ему) так и сказал, что он Мессия к дому Израилеву, но будет Мессия ко всем народам на Земле, и что он по одной из линий Измаильтянин.

                          Есть разные версии насчет Машиах бен Йосеф ( Махди ) . В иудейских преданиях говорится, что Машиаха бен Йосеф одолеет темные силы, но если нет, то Машиах бен Давид уничтожит Даджаля (антихриста, армилуса). В хадисах говорится, что Иса Масих (мир ему) оживит Махди.

                          Ничего в этом зазорного нет, когда бьешься как лев в открытую, а тебя какой-нибудь шакал исподтишка отравит и салям алейкум. Махди главное решит много задач по воле Всевышнего. Зато проживет, как Лев, а потом его оживит по воле Всевышнего Иса Масих (мир ему).
                          Иса Масих (мир ему) во втором пришествии придет не с миром (к темным), но с мечом.
                          Во втором его пришествии разговор уже будет не как в тот раз.
                          Хвала Всевышнему.

                          • Анонимно
                            21.10.2018 15:15

                            тут автор поднял вопрос о характере нашего мира одни говорят что все в мире предопределено и свободы выбора нет другие что есть абсолютная свобода выбора и история пойдет так какой выбор сделают люди третьи говорят что все в мире предопределено но свобода выбора остается истина сейчас не видна и какой из этих принципов выбрать зависит от нас но это не будет истиной мы просто в это верим точно так же как и о машиахе мессии и махди а вот когда будет то что написано и откроются небесные врата и земные источники мудростью и покроется земля знанием всевышнего как вода покрывает землю тогда все и прояснится главное что мы сошлись на том что иосиф был а колена иосифа не было

  • Анонимно
    20.10.2018 13:03

    Согласен с комментарием 09:24.
    К сожалению, с самого начала статья начинается с перегибов: про Тауфика Ибрагима сказать "обширнейшей эрудицией и неоспоримой логикой" это как минимум незаслуженное преувеличение.
    Все вопросы, в которых ошибся Ибрагим не стоит даже рассматривать - они противоречат логике. Для начала он придумал себе религию, а потом не может привыкнуть к тому, что классическое, ортодоксальное толкование и трактовка не сходятся с его мыслями.

    В Коране сказано "Он — Первый и Последний"(Железо). И этого вполне достаточно для того, чтобы даже "коранит на всю голову" согласился с тем, что был Аллах и не было ничего.

    Батров пишет: "Обесценивание этого мира, как и жизни человека, также косвенно подготавливает почву для распространения радикалистских и экстремистских идей. ... Вот почему террористы, выступающие под знаменами лжеислама, легко уничтожают любые достижения человеческой цивилизации, в т. ч. и памятники истории." По моему это настолько глупая "причинно-следственная" связь, что автору нужно в ток-шоу выступать, там такой треп любят. А что, проводились исследования по выявлению зависимости между тягой к разрушению и верой в сотворённость из ничего? Вообще, если посмотреть в прошлое, то можно увидеть, что пророк Мухаммед разрушал многовековые идолы, так сказать культуру. И даже в Коране описывается, что пророк Ибрахим разрушил идолы. И исходя из логики, можно смело приписать к этим двум пророкам (да и остальным) ислама "радикализм и экстремизм"?

    И тут напрашивается вопрос, а не пытается ли Батров под видом борьбы с радикализмом, распространять тот самый радикализм. Ведь исходя из ЕГО ЛОГИКИ, если ты не признаешь извечность материи, то должен быть радикалом-разрушителем. Я конечно немножко утрирую.

    Напоследок, хочу обвинить ДУМ РТ в том, что они за столько лет не смогли научить своего сотрудника азам ислама, не помогали ему выйти из невежества и мракобесия и бросили блуждать в одиночестве "хромого и без фонаря".

    • Анонимно
      20.10.2018 14:31

      Рустам Батров аргументирует свои тезисы, а у вас просто демагогия. Вот, например, его о слова о том, что в Коране предопреднление, хоть и упоминается, но не провозглашено в качестве столпа веры, звучат убедительно. А Вы ничего этому не смогли противопоставить не можете.

      • Анонимно
        20.10.2018 15:09

        Мы требуем, чтоб бред разбирался полностью! Со ссылками на достоверные источники и мнения авторитетных ученых, пожалуйста.

        Неужели не понятно, Рустам Батров заклился на попытке опровергнуть очевидное. И никакой аргументации у него нет, только домыслы. Так любой может.

        • Анонимно
          20.10.2018 15:32

          В аятах, на которые он ссылается действительно ничего не сказано про предопределение, хотя все остальные столпы веры там оговорены. Бухари проверить не могу, но думаю , что и в нем все так, как Рустам описал. Это факты. А у вас что? "Так любой может". Смешно.

    • Анонимно
      20.10.2018 15:05

      Вы фанатик, неспособный слышать критику и аргументы.
      Впрочем от религиозного человека другого ждать и не приходится, у него "все ходы записаны" и расписаны, можно не думать.

  • Анонимно
    20.10.2018 17:07

    Предопределения Всевышнего в любом случае есть.
    Судный день предопределен?
    Рай для верующих и творящих добро предопределен?
    Ад для грешников предопределен?
    Много примеров, отраженных в Коране.
    Есть и предопределение и свобода выбора.
    Могу даже расписать, как они взаимодействуют между собой (в одном из комментариев к статье Батрова расписывал взаимодействие предопределения и свободы выбора).

  • Анонимно
    20.10.2018 20:26

    Даже в акыде нам лгут. В самом деле зачем нам муфтияты, когда они даже в таких вопросах не могут навести порядок.

  • Анонимно
    20.10.2018 21:49

    Кто только не читает, оказывается, БО. Лучше давайте будем обсуждать проблему Пуанкаре, доказанную Перельманом. Такие гиганты мысли не должны переливать пустое в порожнее. Дайте толчок, БО.

  • Анонимно
    21.10.2018 05:11

    Мы, люди, находимся внутри Чего-то Большого. А изнутри это Большое (названное Богом) никогда не сможем увидеть, представить. Нам не дано взглянуть со стороны, что Это есть. Поэтому споры и дискуссии вечны. Но они полезны: попытки познать нас совершенствуют. Познанию мешает застарелая терминология. Как бы мы не пытались добраться до сути, нам мешают догмы веками устоявшихся терминов, и вокруг них мы крутимся.

  • Анонимно
    21.10.2018 18:06

    в думу его надо,веселей будет.

  • Анонимно
    22.10.2018 11:30

    хорошая статья, спасибо Рустаму!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль