Общество 
18.11.2018

«Pirelli своим календарем-2018 бьет в одну из болевых точек нашей республики»

Рустам Батыр об этническом фейсконтроле, квинтэссенции общественного идеала и зеркале для мусульманина

Выставка календаря Pirelli – 2018 года в казанской галерее современного искусства «БИЗОN» стала поводом для размышлений автора «БИЗНЕС Online» об искусстве и его реакции на актуальные темы окружающей нас действительности. Что есть идеал? И к каким последствиям могут привести его поиски? Об этом размышляет известный мусульманский и общественный деятель.

Помимо высокой художественной ценности календари Pirelli всегда несли в себе и какой-то актуальный социальный месседж «Помимо высокой художественной ценности календари Pirelli всегда несли в себе и какой-то актуальный социальный месседж» Фото: ©Сергей Пятаков, РИА «Новости»

«КАЛЕНДАРИ PIRELLI ВСЕГДА НЕСЛИ В СЕБЕ И КАКОЙ-ТО АКТУАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МЕССЕДЖ»

На днях автор этих строк имел удовольствие посетить выставку календаря Pirelli 2018 года в казанской галерее современного искусства «БИЗОN». Этот календарь имеет давнюю, почти что 70-летнюю, историю. Выпуск календаря уже давно стал событием мировой культуры, которого  ежегодно ждут ценители высокого искусства. Но лично для меня не это подогревало интерес к выставке, а недавнее решение создателей календаря полностью отказаться от обнаженных моделей. Нечто похожее мы наблюдаем и в мире фешен-индустрии, где происходит частичный разворот в сторону «скромной моды». Мне стало интересно, какие еще параллели с исламскими ценностями, фиксирует календарь Pirelli, который, в принципе, достаточно точно отражает текущие настроения западного мира.

Напомню, что Pirelli — мировой гигант по производству шин. В 1964 году он начал издавать корпоративный календарь, который из обычного маркетингового инструмента быстро превратился в нечто большее — своего рода «Оскар» в области фотоискусства. Этому способствовало то, что к созданию календаря привлекались только лучшие фотографы и самые топовые модели и актрисы. Если фотографа приглашали поработать над детищем Pirelli, это означало получение признания на мировом уровне.

Pirelli — мировой гигант по производству шин. В 1964 году он начал издавать корпоративный календарь, который из обычного маркетингового инструмента быстро превратился в нечто большее «Pirelli — мировой гигант по производству шин. В 1964 году он начал издавать корпоративный календарь, который из обычного маркетингового инструмента быстро превратился в нечто большее» Фото: «БИЗНЕС Online»

Помимо высокой художественной ценности календари Pirelli всегда несли в себе и какой-то актуальный социальный месседж. Те же обнаженные модели, которыми он прославился в 60-х, тогда взрывали культурное пространство и выступали символом борьбы за личную свободу человека. Сегодня, напротив, как уже было сказано, Pirelli отказывается от «обнаженки», ибо выступает против сексизма современной западной культуры, где женщина по факту низвергнута (справедливости ради заметим: не без участия самого календаря Pirelli) до уровня сексуальной игрушки в глазах похотливых мужчин.

В этом году создатели календаря Pirelli решили поднять проблему расизма и привлекли для фотосессии темнокожих моделей, актрис: Наоми Кэмбелл, Вупи Голдберг, Слик Вудс. Этот посыл, призывающий нас принимать инаковость другого, крайне актуален и для Татарстана. Слава Богу, в нашей республике многое делается для укрепления межконфессионального и межнационального согласия между ее народами. Однако еще остается проблема пренебрежительного отношения к выходцам из Средней Азии, которые для нашей российской ментальности по сути те же «негры», что и для западного человека. Если говорить об исламской сфере, которую ваш покорный слуга знает достаточно хорошо, то многие выходцы из среднеазиатских республик сталкиваются с искусственными административными барьерами при продвижении по карьерной лестнице. Существует и совершенно мерзкая практика этнического фейсконтроля, когда пришедших в главную мечеть на праздничную молитву мусульман сортируют таким образом, чтобы выходцы из Средней Азии не попадали под прицелы телекамер и тем самым не портили благостную телевизионную картинку.

Кстати, инициатива муфтия (правда, так до конца и не реализованная) по переводу пятничных проповедей исключительно на татарский хоть и подается под соусом заботы о родном языке, в действительности отчасти питается теми же мотивами пренебрежения к своим единоверцам из других стран. Так что Pirelli своим календарем-2018 бьет в одну из болевых точек и нашей республики. В самом деле, какая организация, будь то коммерческая или общественная, в Татарстане может сделать своим медийным лицом исключительно таджиков и узбеков?

Календарь Pirelli 2018 года был создан модным лондонским фотографом Тимом Уокером (на фото с фотомоделью Даки Тот) Календарь Pirelli 2018 года был создан модным лондонским фотографом Тимом Уокером (на фото с фотомоделью Даки Тот) Фото: ©Екатерина Чеснокова, РИА «Новости»

«ОТКАЗ ОТ ИДЕАЛА МЫ ВСТРЕЧАЕМ КАЖДЫЙ ДЕНЬ В СВОЕЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ»

Впрочем, сказанное — смыслы, которые лежат лишь на поверхности. Подлинное же искусство всегда интересно тем, что оно дает нам образы, которые служат своего рода тайным ключиком к пониманию современных реалий. Правда, этот ключ надо уметь разглядеть.

Календарь Pirelli 2018 года был создан модным лондонским фотографом Тимом Уокером. Его творчество — огромные фантазийные сказочные миры, которые потрясают воображение. Работая над календарем Pirelli, он не стал изменять своему фирменному стилю и создал его по мотивам сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в стране Чудес». Сказки, как известно, противостоят суровой реальности. Сказка — это своего рода идеал. И мы вправе ожидать, что Алиса и ее страна Чудес предстанет перед нами в работах Уокера этим самым сказочным идеалом, отсылающим нас в далекое беззаботное детство.

Однако, оказавшись перед широкоформатными фотополотнами Уокера, вы видите нечто совсем иное. Художник, надо полагать, имел в распоряжении огромные многомиллионные бюджеты. На подготовку декораций для съемок и костюмов моделей было потрачено много времени, усилий и средств. И он мог сделать абсолютно глянцево правильные картинки, радующие глаз, как и положено для сказки. Но что мы видим? Испачканные стены, топоры с обожженными рукоятками, подгоревшие куски хлеба, мятые скатерти, повсеместно разбросанный мусор и почти вездесущую грязь. Совершенно очевидно, что все это сделано с умыслом. Но каким?

Человечество на протяжении всей своей истории хоть и пользовалось разной риторикой и действовало в разных системах ценностных координат, но искало только одно — идеал. Который всегда был нашей путеводной звездой. Им грезили философы, ученые, политические, общественные, религиозные деятели и, конечно же, художники. Скульптуры Древней Греции, каллиграфия арабского Востока, полотна эпохи Просвещения — все это поиски идеала. Конечно же, в разных культурных контекстах и с течением времени понимание идеала менялось, но вектор устремлений в своей глубинной сути всегда был один и тот же — идеал, будь то внешний или внутренний.

В определенном смысле вершиной этих поисков стало построение тоталитарных государств в первой половине прошлого столетия. Тоталитаризм — это ведь не что иное, как квинтэссенция общественного идеала, в котором твердая рука вождя-художника зачищает все изъяны социального полотна, убирает любые его неровности, приводя всю систему к абсолютно выверенному порядку и совершенству. Рождение тоталитарных систем во многом спровоцировало разочарование в идеале как принципе. Одно дело мечтать о нем в своей фантазии и совсем другое — видеть, во что он оборачивается в беспощадной реальности. В конечном итоге художники потеряли свой вековой смысловой компас и стали искать пути для творчества в мире, где «умерли» все основные супероснования для идеала: Бог, человек (гуманитарность) и даже автор как таковой.

Отказ от идеала мы встречаем каждый день в своей повседневности: и в преднамеренной рваности джинсов, и в крафтовой оберточной бумаге, и популярных лофт-пространствах. Уокер показал, как эти настроения можно передать в рамках искусства фотографии. И получилось это у него просто восхитительно.

В мире исламского искусства и культуры в целом центральным образом для передачи идеала служило зеркало «В мире исламского искусства и культуры в целом центральным образом для передачи идеала служило зеркало» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ИСЛАМСКИЙ МИР В ЦЕЛОМ ЕЩЕ НЕ РАСПРОЩАЛСЯ С КОНЦЕПЦИЕЙ ИДЕАЛА»

В мире исламского искусства и культуры в целом центральным образом для передачи идеала служило зеркало. Это неслучайно, ведь зеркало — предмет исключительно необычный, не ровня другим предметам. И очень редкий. Представьте себе мир средневекового мусульманина. Он, этот мир, шершавый и по преимуществу тусклый. Глинобитные или каменные постройки; окна, естественно, не застеклены; песок и пыль набиваются в шерсть верблюду; грубые одежды бурого цвета; войлочные стволы пальм… И среди этой тусклой шершавости — отполированные человеком или Богом островки иного мира — крайне немногочисленные зеркала. Да еще почти такие же редкие озерца, в которых можно увидеть небо. Или колодцы, в прохладную глубину которых заброшено зеркало. Уже поэтому зеркало не могло не привлекать внимание мусульманских мыслителей, тщившихся понять, каким же может быть абсолютное Божественное зеркало.

При этом использование зеркала в спекулятивной мысли допустимо еще рассматривать как своего рода компенсацию, призванную ввести в культурный оборот зрительные образы, на которые доминировавшее богословие наложило жесткий запрет.

Как бы там ни было, зеркало стало центральным образом мусульманских рассуждений об идеале. Так, согласно мыслителям ислама, человек достигнет совершенства, когда полностью отполирует (нужно помнить: раньше зеркала были железными, подвергнутыми ржавчине) свое сердце от дурных мыслей и поступков, и тогда в нем отразится Сам Бог. Именно в этом смысл изречения, возводимого к Пророку: «Весь этот мир не может вместить Бога, но он вмещается в сердце верующего». Всезнание Бога тоже связано с образом зеркала. Так, считается, что Он записал в небесной Святохранимой Скрижали абсолютно все, что случится в мире вплоть до Судного Дня, указав там и на количество песчинок в бескрайней пустыне, и на сокровенные мысли каждого человека. Но как весь такой бесконечный объем знаний может вместить одна-единственная Скрижаль? Ответ прост: Она есть Вселенское Зеркало. В самом деле, даже крошечное зеркальце в руке способно вместить в себя неохватное небо с бесчисленным числом звезд, так почему же Зеркало Бога не может вместить все знания о Вселенной?

Исламский мир в целом еще не распрощался с концепцией идеала. Не случайно, что именно в нем мы наблюдаем отрыжку прошлого — ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ террористической организации «ИГИЛ»  прим. ред.), хочется надеяться, последнее тоталитарное государство в истории человечества. Однако отказ от поисков идеала, скорее всего, будет неизбежен и для мусульманского богословия. Но как на страницах его календаря отразится преднамеренная шершавость и рваность штанин, покажет только время.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (46) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
18.11.2018 13:17

Хорошо бы Батров вспомнил про президентский полк в Москве.
Туда тоже набирают только блондинов с голубыми глазами.

Якуты могут быть 100 раз потомственными россиянами, но их не покажут по телевизору в составе президентского полка.

А Батров все про бытовуху на мусульманских праздниках.

  • Анонимно
    18.11.2018 09:08

    И шины не ах и календари так себе. Для самопиара сойдет

    • Анонимно
      18.11.2018 11:03

      Шины крепкий середнячок,пользуюсь маркой больше 5 лет,для меня идеально,и больше 15 тысяч на комплект не уходит.Качество у них есть,и оно стабильное,это главное.

    • Анонимно
      18.11.2018 19:49

      Отличные шины. 15 лет зима лето Пирелли. Ездите на Каме)

  • Анонимно
    18.11.2018 09:30

    Говорят, календарь Пирелли только на аукционе можно купить

  • Анонимно
    18.11.2018 09:41

    Кстати, насчет календаря.
    Недавно на хостинге ютуб был опубликован ролик, что пророк Мухаммад (с.а.с) держал пост по лунно-солнечному календарю, и что по такому календарю пост выпадает в один и тот же сезон года.
    Видимо, ролик вышел в продолжении темы, которую озвучил несколько недель назад на страницах БО автор Айрат Бахтияров. Но по мнению А.Бахтиярова Рамадан ежегодно выпадает на весну.
    При этом, в ролике на основе хадисов, данных из жизнеописания пророка Мухаммада (с.а.с) и сравнения с лунно-солнечнами календарями других народов делается обоснованный вывод, что все-таки священный месяц Рамадан всегда был осенью.
    Видимо, поэтому в описании к ролику нет ссылки на статью БО, чтобы зрителю не создавать коллизию и диссонанс.

    P.s. ссылка на ролик по данномк вопросу:
    https://youtu.be/dECHsLoSuVE
    Адмнистраторы, пропустите пожалуйста, вопрос очень интересный.
    Может кто-то из священнослужителей выскажет свое мнение.

    • Анонимно
      18.11.2018 11:06

      Делай официальный запрос в совет учёных ДумРТ, составь письмо, напиши аргументы и получишь официальный ответ, причём тут БО.

      • Анонимно
        18.11.2018 12:53

        Возможно вас и забыли спросить, что делать, но по-моему у вас вначале комментария не хватает вводного слова "слышь".

        Внимательно читайте Коран, чтобы не выглядеть так жалко. )

      • Анонимно
        18.11.2018 12:56

        Совет ученых эту тему должен был еще 30 лет назад изучить, если что, а не ждать, когда им письма напишут. Ага?
        Где вы там в комментарии увидели, что речь про ДУМ ?
        Вообще-то речь идет о священнослужителях .

    • Анонимно
      18.11.2018 13:13

      Слово "рамазан" переводится с арабского языка как "продолжающаяся жара".

      Как месяц с таким названием может быть в марте или в январе?

      Только в сентябре.

      • Анонимно
        18.11.2018 13:20

        С 20х чисел августа по 20е числа сентября.

      • Анонимно
        18.11.2018 16:52

        Сгоняй в январе в Саудовскую Аравию и узнаешь!

        • Анонимно
          18.11.2018 18:25

          Но самый жаркий месяц в Аравии и Северной Африке это август, в сентябре также летняя жара, и только к началу октября летняя жара спадает.

  • Анонимно
    18.11.2018 10:27

    У Батрова даже в культурологических опусах (как правило, сексологического плана (излюбленное его направление в культурологии) проявляется "отрыжка" (возвращаю ему его же термин, адресованный им исламу) полит-ориенталистики. Поражает, как он умудряется рассмотреть скрепоносные проблемы через призму культурологической сексологии!!!
    Он, мечтая (и нетерпением), пишет: "Исламский мир в целом еще не распрощался с концепцией идеала". Как же возможна жизнь по-исламу без идеала? Разве Коран не ставит перед верующими идеалы, нормы и критерии (систему ориентиров)? Разве "кораниты-антисунниты", к числу которых относит себя и сам Батров, уже перешли к отвержению кораничеких ориентиров (идеалов, целей, норм, критериев? Весь Коран - это Книга призыва к идеалам (к Истине, Справедливости, Добру, Красоте) иборьбе за них. Я бы посоветовал "кораниту" Батрову почитать книгу М.А. Михайлова "Пора понимать Коран". Там русский ученый-немусульманин как раз обращает внимание на позитивный духовно-развивающий и ориентирующий характер ислама и его актуальность в современном обществе. Книга рецензирована знатоками ислама - Наумкиным В.В., Поповым В.В.

    • Анонимно
      18.11.2018 11:44

      Наумкин и Попов - великие знатоки Корана, да, да...
      какой идеал заложен к Коране? Не лги, не злословь, будь честен, прям, бойся Аллаха, готовься отвечать за свои поступки, из за угла прячась не обливай других грязью.
      Так вот, как бы не относиться к Батрову, он мне не брат-сват, он ставит свою фамилию, имя. И отвечает перед Всевышним, судом земным и читателями за базар. Те, кто сейчас его поругал, не подписались, анонимно ругаются на человека. Вот и весь ваш идеал, братья- мусульмане. Мне стыдно. Муслим Казанский

      • Анонимно
        18.11.2018 13:00

        Согласен, предлагаю всем комментаторам под блогами Батровы авторизоваться. Тогда будет честная дискуссия и угодная Аллаху. Али

      • Анонимно
        18.11.2018 13:29

        Муслим Казанский - аноним ругает анонимов. логика железная. )))

        • Анонимно
          18.11.2018 15:09

          Я не ругаю Батрова и никого поименно, брат. Я предложил свой подход. Муслим Казанский

          • Анонимно
            18.11.2018 18:50

            Чем ваш псевдоним отличается от анонима?

            • Анонимно
              18.11.2018 19:23

              Ещё раз: псевдоним не отличается от анонима, Аллах свидетель. Но я никого не ругаю анонимно, не злословлю. Я только предложил: хотите полемизировать с Батровым, который пишет от своего имени, если вы мусульманин, дорогой брат. Так будет честнее. Муслим

              • Анонимно
                19.11.2018 10:41

                Вы увели в сторону от главного посыла пост 10.27, не знаю, сознательно, или нет. Статья в публичном издании - о какой полемике с автором вообще может идти речь? Автор не может не осознавать, что будут анонимные комментария, более того, уверен, он желает, чтобы их было больше. Между тем автор поста поднимает главную тему - как Батров опускается до потери идеалов Ислама, концовка его статьи буквально сквозит этим. А ведь "ометсез - Шайтан", у мусульманина всегда должна быть вера и надежда. Печально, но Батров все больше и больше напоминает мне Невзорова, который в своей ненависти к православной церкви уже не видит краев. А ведь вначале писал хорошие статьи и обращал наше внимание на многие проблемы. Но в последнее время содержание статей, их актуальность, становится все более и более обусловлены посто желанием Батрова досадить муфтияту. Его критика относительно фейс-контроля вообще не выдерживает критики.

  • Анонимно
    18.11.2018 10:51

    И даже в теме с календарем какой-то корпорации, Рустам вновь увидел якобы недостатки нашего муфтия.
    Какого же должно быть эго у человека уволенного из одной организации, что даже спустя продолжительное время он не может с этим смириться и жить своей полноценной жизнью.
    Аллаһ знает лучше
    Мистер Х

    • Анонимно
      18.11.2018 13:17

      Хорошо бы Батров вспомнил про президентский полк в Москве.
      Туда тоже набирают только блондинов с голубыми глазами.

      Якуты могут быть 100 раз потомственными россиянами, но их не покажут по телевизору в составе президентского полка.

      А Батров все про бытовуху на мусульманских праздниках.

      • Анонимно
        18.11.2018 13:25

        Намекаете, что расизм в России проистекает из самой Москвы?
        Та не, в Москве кавказцев и среднеазиатов полиция останавливает не чаще, чем лиц славянской национальности.
        Все это ложь!

        • Анонимно
          18.11.2018 18:28

          Не ври, я живу и в Казани и в Москве , татарин с восточной внешностью так скажем коих немало , часто останавливают, первое время квартиру даже не сдавали в итоге снял квартиру у Татарина, благо теперь своя квартира в Москве есть и не придётся больше с этим сталкиваться , в Петербурге с этим ещё хуже.

      • Анонимно
        18.11.2018 20:07

        Лично столкнулся с набором в Кремлевский полк, мне в комиссариате так и сказали «был бы на славянина похож , отправили бы в кремлёвский полк».

        • Анонимно
          18.11.2018 20:43

          Такая же ситуация по всем реально значимым силовым структурам.

        • Анонимно
          18.11.2018 21:51

          Не взяли в полк? Зато ты можешь спокойно попасть в правительство РТ или муниципальные органы без проблем.

    • Псевдоним
      18.11.2018 20:54

      Его посто злит, что при всех его словесных уколах Муфтия в каждом своем выпуске, Камиль хазрат не обращает на него внимание. Вот он и бесится.

      • Анонимно
        18.11.2018 21:01

        Так может они с муфтием в связке работают?
        У каждого там своя роль?

  • Анонимно
    18.11.2018 11:38

    В этой жизни кажется есть только две пути, или человек постоянно устремляется душой Всевышнему, или постепенно деградирует. Но, стремление к Всевышнему не у всех одинаково кажется. Некоторым удается намного быстрее почувствовать душой Всевышнего и не терять это в душе, а некоторые придерживаются религиозных канонов, соблюдают правила, но некоторым так и не удается почувствовать эту благодать, который испытывает настоящий верующий человек. Но они хотя бы не нарушают многие нравственные нормы и поэтому не вредят своей душе. Но они могут быстро отказаться от веры, о чем убеждает поведение людей после революции. Поражает, как тогда некоторые с такой легкостью отказались от веры, это очень хорошо описано в произведениях Галимзяна Ибрагимова и у других тоже.
    Причина этого кажется в том, что людям самое главное, не было заложено в первую очередь Любовь ко Всевышнему, а только запреты и страх. Наверно так и должно быть, вначале запреты, а потом, постепенно Любовь, но татарам не удалось постепенно перейти к этому, помешала революция, хотя ко этому шло, это понимал Тукай, понимал, что Любовь ко Всевышнему нужно заложить в детстве, и со своими детскими стихами очень хотел это донести, но революция все перечеркнула.

  • Анонимно
    18.11.2018 11:42

    Спасибо. Интересные мысли.

  • Анонимно
    18.11.2018 14:01

    "Весь этот мир не может вместить Бога, но он вмещается в сердце верующего".

    Рустам, не могли бы Вы написать название сборника и номер этого хадиса.

  • Анонимно
    18.11.2018 17:15

    проповеди в мечетях Татарстана, произносимые на татарском языке в основе своей понятны для всех приезжих тюрков. Так что муфтию браво за своевременно принятое решение. Так что, Рустам не прав в своей критике по этому моменту.

    • Анонимно
      18.11.2018 18:40

      А как быть русским или другим представителям не тюркоязычных народов ?

      • Псевдоним
        18.11.2018 21:00

        Предполагалось, что проповеди на татарском обязательны только в пятницу (потому что ТАТАРстан), в остальные дни недели на усмотрение имама мечети. Изучите вопрос, прежде чем возмущаться. Или вы тупо потроллить решили?

  • Анонимно
    18.11.2018 17:40

    Стремление мусульман к жизни по Закону Аллаха, механизмом претворения которого является Исламское государство Халифат, Батров называет "отрыжкой прошлого". ДАИШ (ИГИЛ, ИГИШ) сыграл на исламских чувствах мусульман, предложив псевдохалифат, тем самым обманув неустойчивую часть Уммы, а на каких чувствах играет автор этого опуса, так же обманывая людей? Моё мнение, что он спекулирует на низменных чувствах обиженного человека, оторванного от муфтиятского корыта.

    • Анонимно
      18.11.2018 18:54

      И чем же настоящий халифат отличается от псевдохалифата?

  • Анонимно
    18.11.2018 19:56

    Мы не утверждаем, что создаём идеальное общество, стремясь восстановить Халифат. Мы лишь стремимся запустить идеологический механизм, претворяющий Шариат, т.е. Законы от Творца. Народы разочаровались в других идеологиях, придуманных творениями, обманувшимися мыслью, что с помощью разума можно создать всеобъемлющие условия, регулирующие отношения человека с самим собой, с другими людьми и с Богом. Восстановление Халифата - не утопия.
    Иллюзией является утверждение, что с помощью разума можно ПРИДУМАТЬ законы для людей. Посредством разума возможно лишь осознать реальную действительность и вынести решение о ней, т.е. мы способны только открывать законы, данные Творцом вселенной, человека и жизни, но не придумывать их и, являясь частью этой вселенной, мы вынуждены подчиняться этим законам и в сфере различных отношений человека. Но, законы вселенной люди открывают в объективной реальности, а законы для самих людей открываются в Послании Господа, являющемся субъективной реальностью.

  • Фидарис
    18.11.2018 20:54

    Просмотрел часть представленной коллекции - коллаж, монтаж и ретушь! Это моя оценка - дилетанта. В картинках нет движения , точнее. нет кадра пойманного движения, когда вы можете домыслить движение мысли или чувств, или просто динамику движений представленных героев. Они не живут в кадре. В этом смысле сложно искать в них какие-то идеи.

    Если рассматривать их как некие композиции, то и тут бросающиеся на глаза глянец., контрастно яркий окрас и какая-то не совсем понятная награможденность уводят от целостного осмысленного восприятия.

    В итоге, мне кажется,. получились весьма красивые но полностью бессмысленные картинки, выполненные с помощью профессиональной компьютерной обработки.

    Признаться, у меня не хватило воображения "зафиксировать какие-то параллели между исламскими ценностями и увиденным в календаре Рirelli". Рассуждать об идее Бога и Божественной идее в контексте этих картин, мне кажется очень странным.

    Хотя могу согласиться с одним посылом Батрова, о котором он не пишет, но это исходит из его общей позиции, который он демонстрирует в своих публикациях: мир меняется и мы должны развивать исламскую мысль в условиях развивающегося мира, основываясь на неизменные Его Установки и Сунну.

  • Анонимно
    18.11.2018 22:07

    Жить без идеала-это получается жить без ничего святого в душе. Мир к этому идет, почти подошел, а что хорошего в этом?

    • Анонимно
      19.11.2018 10:00

      А что плохого в том, чтобы признавать слабости человека?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль