Общество 

«В случае с Марджани прораб победил ученых…»

Рустам Батыр
2018-11-24 08:22

На этой неделе Татарстан вновь оказался в центре внимания мусульманской уммы страны. Скандал был спровоцирован открытием в Казани монумента Шигабутдину Марджани. Известный религиозный и общественный деятель Рустам Батыр в материале для «БИЗНЕС Online» комментирует сложившуюся ситуацию, в основе которой, по мнению нашего автора, глубокий концептуальный кризис в исламской сфере республики.


«ВОПРОС О ВОДРУЖЕНИИ ПАМЯТНИКУ МАРДЖАНИ ВОЗНИК НЕ СЕГОДНЯ»

Едва утих очередной «халяльный» скандал, как наша республика вновь оказалась в центре внимания мусульманской уммы страны. На сей раз недовольство спровоцировало открытие в Казани памятника выдающемуся религиозному деятелю ислама Шигабутдину Марджани. Татарская общественность возмутилась тем, что имя ученого забыли написать по-татарски — только по-русски. Знатоки искусства были расстроены тем, что памятник водружен с использованием весьма спорных архитектурных решений. Ну а праведный гнев мусульман вызвало то, что память исламского деятеля увековечили в нарушение общеизвестных канонов суннитского (т. е. основанного на возводимой пророку Сунне) ислама. «Это самый худший „подарок“ Шигабутдину хазрату, — заявил на своей страничке в „Фейсбуке“  муфтий Саратовской области Мукаддас хазрат Бибарсов. — И почему-то думаю, что он проклинает тех, кто установил его изваяние». Исламские сайты и соцсети запестрили публикациями о запрете в исламе фигуративных скульптур, а в мессенджерах разлетелась рассылка скорбного четверостишья (на русском и татарском): «Простит ли нас Шигабутдин хазрат, / Что честь его не сберегли? / Он проклял бы нас всех сто крат, / Что в идола его мы облекли».

На возмущение мусульман был вынужден отреагировать муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин, официально участвовавший в церемонии открытия памятника и произнесшей на ней теплую приветственную речь. «Воздвижение памятника, безусловно, запрещено в исламе. И я определенно против монументов с изображением человека», — заявил он на своей официальной страничке в «Инстаграме», но «бывает необходимо разделять или даже порой закрывать глаза на определенные традиции других народов и культур». Призыв закрывать глаза на нарушение канонов суннитского ислама и разделять противоречащие ему  традиции не вызвал большого восторга у единоверцев. А некоторых духовных иерархов, как и многих рядовых мусульман, возмутило то, что крамола над Марджани случилась не просто с ведома, но и с согласия предводителей ДУМ РТ, ведь, как заявлял в СМИ первый заместитель муфтия РТ Рустем хазрат Валиуллин, с самого начала создания памятника с руководством муфтията согласовывался каждый шаг инициаторов этого проекта.

Вопрос о водружении памятнику Марджани возник не сегодня. Еще 20 лет назад, когда в республике отмечали 180-летие со дня рождения ученого, его также активно обсуждали. Тогда был проведен конкурс, в рамках которого скульпторы и художники предлагали разные варианты памятника: и абстрактно-символические, т. е. учитывающие исламские каноны, и фигуративные, т. е. берущие свое начало в древней языческой культуре. В итоге победил гипсовый бюст, выполненный уже почившим к тому времени Баки Урманче, который нынче, скопированный в мраморе, и был установлен на берегу озера Кабан. Однако 20 лет назад подобное решение не могло быть реализовано, т. к. вызвало решительный протест со стороны мусульманского духовенства во главе с тогдашним муфтием. Сегодня же официальная позиция ДУМ РТ по тому же самому вопросу изменилась кардинально.

«Воздвижение памятника, безусловно, запрещено в исламе», — заявил Камиль хазрат Самигуллин, но «бывает необходимо разделять или даже порой закрывать глаза на определенные традиции других народов и культур»Фото: president.tatar.ru

«БОГОСЛОВСКИЙ ТУПИК ДАННОЙ СИТУАЦИИ НА САМОМ ДЕЛЕ ЛЕГКОРАЗРЕШИМ»

Какие фундаментальные проблемы вскрывает перед нами вся эта ситуация? Прежде всего она показывает глубокий концептуальный кризис в исламской сфере республики.

Сейчас в Татарстане взята на вооружение идея консервативного ислама. Ставка здесь делается на то, что таким образом РТ получит признание и уважение в исламском мире. Подобное видение ислама, названное классическим, особенно педалировалсь при обсуждении концепции Болгарской исламской академии. В результате что мы имеем? Разлад с татарстанцами, которым в большинстве своем уже давно чужды многие из привнесенных в ислам средневековых идей. Ярким примером данного разлада стало празднование мавлида, которое на минувшей неделе проводилось в Болгаре. Напомню, что несколько лет назад было принято решение отмечать его по старинным дореволюционным канонам. В результате если в прошлом году на болгарский мавлид собрались около 300 человек, и тогда эта цифра считалась дном, то в нынешнем на торжества приехали еще меньше — порядка 100 человек. Попросту говоря, люди голосуют ногами против архаизации исламской практики в Татарстане, тем самым скукоживая болгарское торжество из события федерального масштаба, каким оно призвано было стать, до посиделок районного значения.

Тот же самый разлад мы наблюдаем и в вопросе скульптур. Абсолютное большинство татарстанцев, и республиканские власти в том числе, не видят в них ничего крамольного. Напротив, многие из нас справедливо полагают, что увековечивание памяти Марджани, равно как и других героев татарского народа, служит делу сохранения и укрепления национального самосознания, что крайне важно в условиях тотального ассимиляционного вызова. Однако консерваторы считают памятники богомерзким (макрух) и даже запретным (харам) по исламу явлением, о чем и заявил прямо муфтий РТ Камиль хазрат.

Налицо смысловая коллизия. Когда поднимали на знамена концепцию консервативного ислама, думали прежде всего о том, чтобы понравиться арабам, то бишь использовать исламский фактор во благо республике на международной арене. Но, как говорится, назвался груздем — полезай в кузов. И вот теперь творение великого Урманче, к слову, выпускника джадидского медресе «Мухаммадия», вдруг объявлено греховным, что вполне было ожидаемо, ибо, согласно хадисам, возводимым консерваторами Пророку, художников и скульпторов в Судный день ждет самое суровое наказание. Кстати, подобных посылов, направленных против творчества, нет в Коране: они встречаются только в хадисах, записанных средневековыми приверженцами регресса через два-три столетия после смерти Пророка.

Богословский тупик данной ситуации на самом деле легкоразрешим. В исламской традиции всегда были богословы, которые считали, что в изображении живых существ и создании скульптур нет ничего страшного, если нет угрозы иконо- и идолопочитания. Все дело в том, что в древности было много темных людей, а скульптуры и изображения встречались крайне редко. Неудивительно, что они быстро начинали сакрализироваться и обожествляться. Поэтому, дабы оградить простой народ от греха идолокпоклнничества, и был введен суровый запрет на всякое изображение живых существ. Сегодня подобные ограничительные меры излишни. Никто из нас молиться Марджани не станет. Таким образом, проблема решается сугубо в рамках традиционного ислама, здесь даже не требуется ставить под сомнения соответствующие хадисы, возможно, ложно приписанные нашему Пророку.  Достаточно просто вдумчиво подходить к осмыслению исламского наследия, как и учил нас великий имам Абу Ханифа, а не слепо следовать догмам, сформировавшихся в определенных исторических реалиях. Однако в таком случае придется отказаться от консервативной парадигмы, канонизирующей доминировавшую в Средневековье версию ислама, в пользу рациональной. Вот и получается замкнутый круг. И подобные ловушки, в которые республика сама себя загнала, мы встречаем в исламском поле практически повсеместно.

Татарская общественность возмутилась тем, что имя Марджани забыли написать по-татарски — только на русском
Фото: president.tatar.ru

«ДАННЫЙ КРИЗИС КАДРОВ ТАКЖЕ ПРОИСТЕКАЕТ ИЗ КРИЗИСА ИДЕЙ»

Вторая сторона обозначенного концептуального тупика заключается в том, что, поскольку консервативный ислам по определению не способен генерировать новые смыслы, у нас в республике теперь получается так, что кирпич стал довлеть над идеей. В самом деле, что такое, например, Болгарская исламская академия? Это фешенебельное здание и абсолютная концептуальная пустота внутри, что честно признают и в самой академии. Конечно, здесь еще рано делать выводы. И все же факты говорят сами за себя: сначала пришел строитель, и только потом на горизонте начали искать тех, кто бы теоретически мог превратить академию из здания в некое подобие научного учреждения.

Приоритет кирпича над содержанием мы наблюдаем и вопросе строительства новой соборной мечети. Никаких социологических предпосылок к появлению второго Кул Шарифа, да тем более в центре города, нет даже близко, что было на цифрах показано мною в одном из своих исследований. Но зато есть желание построить большую мечеть, причем непременно на 10 тыс. человек. Основной аргумент здесь заключается в том, что в других республиках есть большие мечети, почему же у нас ее не должно быть. Борьба за лидерство в исламском поле России — это, безусловно, ход в верном направлении. Только эту борьбу должны вести не только, а может, и не столько строители в касках, сколько люди, понимающие и умеющие формулировать смыслы. Но мы сегодня в республике по большому счету даже не ведем разговоров о том, что могло бы прийти на место исторического джадидизма, обеспечившего в свое время татарам лидерские позиции среди других мусульманских народов мира. А зачем напрягать мозги, если на это самое лидерство легче притязать через мегастройку?

В случае с Марджани прораб также победил ученых. На приобретение мраморного памятника из республиканского бюджета  было потрачено 11 млн рублей, еще 28,6 млн рублей выделено из бюджета города Казани на установку памятника и благоустройство прилегающей к нему территории. Итого почти 40 млн рублей. И все ради того, чтобы возле воздвигнутой статуи в очередной раз произнести с искренним сожалением уже ставшие дежурными фразы о том, как мало изучено и популяризировано идейное наследие великого татарского ученого. А ведь если эти самые 40 млн пустить на перевод и переиздание трудов Марджани, то их хватило бы с лихвой на то, чтобы по настоящему увековечить память выдающегося мыслителя. Если это не кризис идей, тогда что?

И это при том, что в Казани есть великолепные кадры для столь серьезной научной работы, например, Айдар Юзеев, доктор философских наук и один из ведущих специалистов по Марджани и в целом по просветительской мысли «татарского» ислама. Но вот ведь какие случаются метаморфозы: пока Рафик Мухаметшин сразу в трех исламских учебных заведениях Татарстана (института, университета и академии) занимает пост ректора, не считая множества других должностей, Юзеев почти не заметен в исламском поле республики, его потенциал востребован преимущественно за ее пределами. Получается, что в красивых теориях миром правят философы, а в наших татарстанских реалиях исламской наукой верховодят исключительно прорабы, ну и те, кто умеет быть с ними на одной волне. И, надо понимать, что данный кризис кадров также проистекает из кризиса идей.

Герман Бакулин отметил, что весной архитектурная композиция памятника будет дорабатываться на предмет декора, который не успели сделать, так как поджимали срокиФото: «БИЗНЕС Online»

«ОФОРМЛЕНИЕ ПАМЯТНИКА БЫЛО СДЕЛАНО КРАЙНЕ ШАБЛОННО»

Вполне закономерно, что, остановившись на решении увековечить память о Марджани в камне, серьезных концептуальных провалов избежать не удалось. Лично мне импонирует идея установленного памятника. И на то есть две причины. Во-первых, это реплика работы Урманче. Таким образом, получился как бы двойной памятник: и Марджани, и самому Урманче. Во-вторых, фигуративный памятник, хоть и не является исламской традицией, тем не менее демонстрирует важнейшую исконную черту исламской цивилизации — ее открытость другим культурам. Нечто подобное наблюдалось в просвещенных кругах исламского Средневековья, когда, например, был создан знаменитый Дом мудрости — первое интернациональное научное учреждение в истории человечества, которое занималось переводом трудов античных мыслителей. Мусульманских мыслителей ничуть не смущало, что эти труды были написаны язычниками, ведь за истиной Пророк велел отправляться даже в Китай, который также сложно было назвать мусульманским. Таким образом, памятник Урманче ставит символический шах и мат косной версии ислама.

Тогда в чем же концептуальный изъян? В следующем. За века своего бытования исламская цивилизация смогла сформулировать собственный художественный язык. О некоторых аспектах религиозной семантики этого уникального языка, преисполненного невероятной красоты и непревзойденной глубины, автор данных строк рассказывал в цикле статей, посвященных архитектуре и декору мечети Кул Шариф, к которым и отсылает заинтересованного читателя. К сожалению, у татар (так уж сложилась наша история) очень мало объектов, которые бы несли в себе культурный код наших исламских традиций. А они нужны для нашего национального самосознания как воздух. И потому если уж и было принято решение поставить памятник Марджани не в книгах, но в камне, то здесь, как говорится, сам Бог велел сформулировать его таким образом, чтобы он разговаривал с нами на художественном языке собственно исламской традиции. Но, увы, если авторы общей архитектурной композиции памятника и закладывали нечто подобное в свое детище, то это особо не считывается. Архитектор Герман Бакулин, отвечавший за всю композицию памятника, кроме самого белого бюста, фактически это признает: в телефонном разговоре со мной он отметил, что весной она будет дорабатываться на предмет декора, который, по его словам, не успели сделать, т. к. поджимали сроки.

На мой взгляд, оформление памятника было сделано крайне шаблонно. Будто бы речь идет не о Марджани, а о каком-нибудь партийном советском деятеле. А ведь можно было через малые архитектурные формы придумать множество исламских ходов: и символический пиштак, и намек на традиционный макам с куполом и даже мукарнасами, и многое другое. В конце концов, можно было бы воспользоваться и готовыми решениями, например, стелой, расписанной арабской вязью цитатами из Марджани, которую предложил художник Рустем Шамсутов и макет которой хранится в Кул Шарифе. Но к чему все эти лишние хлопоты? Зачем напрягаться, когда заказчиком выступают прорабы в касках, а не люди со знаниями и идеями? Строителей же прежде всего заботит объем работ, а не их концептуальный смысл. К тому же наши чалмоносцы, как они сами уверяют, прекрасно согласовали им каждый их шаг…

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (164) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
24.11.2018 10:51

Казань ещё при царе была абсолютно светским европейским городом.Посмотрите на фотографии своих прадедушек и прабабушек.Они спокойно фоткались и кстати никого на фотках нет в парандже.Какой такой консервативный ислам начали проповедовать в Булгаре когда уже исторически сложилось местное современное его видение.Зачем нам надо брать моду с арабов когда мы уже в своём развитие ушли далеко вперёд.Чем плох памятник великому человеку.

  • Анонимно
    24.11.2018 08:58

    Молодец, Рустам! Все верно!

    • Анонимно
      24.11.2018 09:53

      Да, всё более проявляется сходство с "мультяшной" Шапокляк.
      Одним словом, молодец.

      • Анонимно
        24.11.2018 14:51

        40 млн из бюджета потратили на то, чтобы потешить чьи-то амбиции. Пусть теперь не говорят, что на Ислам не выделяют деньги из бюджета.

  • Анонимно
    24.11.2018 09:11

    Просто уже не знают, как деньги распилить, уже в камень вбухивают 40 млн, на эти деньги можно купить 10 2-х комнатных квартир.

    • Анонимно
      24.11.2018 10:55

      Да отстаньте, вы все, от памятника Марджани, - считайте, что памятник воздвигнут светской частью татарского народа
      в знак признательности за его труды.
      Лично от себя: я благодарен всем, кто причастен к появлению данного памятника.
      Ну, если про злокозненные "недочёты", то они на то и существуют, чтобы преодолевать и бороться с ними, а не
      ныть на "страницах" БО.
      Созерцатель



      • Анонимно
        24.11.2018 11:49

        Если что-то делать, то на совесть. А это 40 млн не стоит.

        • Анонимно
          24.11.2018 15:14

          Это можно сделать максимум за 100К. Марджани что и делал, то в сфере ислама, атеистам он никак не услужил, чтоб светская власть ему памятники воздвигала.

          • Анонимно
            24.11.2018 16:06

            Памятники ставят не за услужение,
            а за служение народу или во имя
            блага народа.Что-что, а уж это, -
            светская власть научилась делать.

            • Анонимно
              24.11.2018 16:18

              А знаете ли вы скольких ваша светская власть предала анафеме ещё при жизни??! Уверен, о многих из них и вы (все) предпочтёте не говорить, хотя их заслуги перед народом весьма значимы.

        • Анонимно
          24.11.2018 18:22

          У кого какая совесть

      • Анонимно
        25.11.2018 07:05

        10.55 да, воздвигнут "светской частью татарского народа". Но почему то за общие бюджетные деньги.

        • Анонимно
          25.11.2018 16:23

          7.05.На просветителя татарского народа никаких денег не жалко.
          Кстати, с чего вы решили, что деньги -бюджетные? У вас есть документы, подтверждающие траты бюджета?

    • Анонимно
      24.11.2018 12:32

      Шаймиев уже не знает чем заняться. Ему нужно было всегда оставаться коммунистом.

    • Анонимно
      24.11.2018 12:33

      Непонятно зачем там нужны арабский и английский языки,достаточно русского и татарского.

      • Анонимно
        24.11.2018 14:49

        ДЛЯ иностранных туристов пусть будут. Меня удивляет что нет ни даты рождения ни даты смерти. Имя не написали. Что курил автор7 Нелепица и сразу видно. Я даже не помню кто такой МАРДЖАНИ. РЯДОМ ПУСТЬ ХОТЬ ОБЕЛИСК КАКОЙ-ТО СДЕЛАЮТ С ЕГО БИОГРАФИЕЙ И ЧЕМ ОН ПРИ ЖИЗНИ ЗАНИМАЛСЯ.

      • Анонимно
        24.11.2018 21:51

        Если уж быть совсем реалистами, то надпись на татарском и тем более на арабском не нужны как и самому Марджани этот памятник.

        Пусть повесят QR-код рядышком чтобы желающие могли узнать по нему кому памятник.

        • Анонимно
          25.11.2018 16:25

          21.51. Хотите сказать, что Марджани не знал татарского языка и разговаривал исключительно на русском?

          • Анонимно
            25.11.2018 17:25

            16:25 Хочу сказать, что памятник адресован не сколько местным или приезжим татарам, сколько приезжим русскоязычным туристам. Поэтому разумнее всего будет оставить всё как есть и прикрепить рядом QR-код, как на башне Сююмбике и прочих исторических памятниках, иначе получится каша из никому непонятных букв и символов.

    • Анонимно
      24.11.2018 18:21

      На бомбы в Сирии деньги лучше бы не тратили

      • Анонимно
        25.11.2018 07:18

        В Сирии работали советские специалисты, более спокойного края не было на земле. Так что про бомбы не к нам, наши строили там, а вот кто разрушает?

  • Анонимно
    24.11.2018 09:22

    Да нормальный памятник! С расчетом на туристов. Пусть знают.

    • Анонимно
      24.11.2018 11:20

      Что знают? Что у татар есть какой-то мужик в чалме? Где они узнают о значении и роли Марджани в татарской культуре?

      • Анонимно
        24.11.2018 11:43

        //Где они узнают о значении и роли Марджани в татарской культуре?//

        Да нет там никакой "роли и значения".
        Вот какую "роль" можно почерпнуть в труде Марджани: "Зрелая мудрость в разъяснении догматов ан-Насафи"?

        Поэтому и не переводят его - чтобы все "любили" его заочно. А если ведь прочитают - сразу рухнет всё "величие" придуманного авторитета.

        • Анонимно
          24.11.2018 14:53

          Это как и с Тукаем. Многие в споре аргументируют лишь тем, что у него была трудная доля, но никак не его талантом писателя.

          • Анонимно
            25.11.2018 16:27

            14.53. Аналогично.Нападки на Марджани напомнили мне нападки на Тукая. Причем от тех, кто ни одного стихотворения Тукая не прочел, ни на татарском, ни на русском. Здесь та же ситуация. Ни строчки из трудов Марждани не прочли, но ярлык повесили Когда вы своей злобой захлебнетесь ?

        • Анонимно
          24.11.2018 16:25

          11:43 эта книга не только уже переведена (хотя и на корявый русский) в 2008 году, но и включена в антологию татарской богословской мысли. Более того, именно по этому труду Марджани написана кандидатская (хотя такая же корявая) в том же 2008.

          Всё зависит от того, кто пишет и кто читает, ведь всем известно, что конфетку можно сделать и из мусора, равно как и наоборот.

      • Анонимно
        24.11.2018 14:00

        Мужик в чалме - это тоже важно! Потому что на что еще туристам смотреть? Тукай - в европейской одежде, Джалиль - в военной, если так можно сказать, бабушку в Лецком садике никто не видит, уж сколько просят ее на Баумана перенести, все никак.

        • Анонимно
          24.11.2018 14:54

          Какой Джалиль в военной одежде? Его военным то не считают, он же был политруком, который потом в плену сотрудничал с немцами.

          • Анонимно
            24.11.2018 15:43

            14-54
            В плену Джалиль сотрудничал с немцами, в подполье - с коммунистами. Сплетни не распространяйте! Не вам осуждать, не дорос еще!

          • Анонимно
            25.11.2018 07:29

            Одним словом - политрук.

        • Анонимно
          24.11.2018 16:25

          //Мужик в чалме - это тожи важно.....//
          А что, ёрничанье, по поводу чужой вам
          культуры, может послужить добрым
          межнациональным взаимоотношениям?

        • Анонимно
          24.11.2018 18:28

          Не мужик,это неуважительно. Марджани выдающаяся личность

    • Анонимно
      24.11.2018 11:38

      а туристам это надо знать какого-то местного национального деятеля?

    • Анонимно
      24.11.2018 12:35

      Что должны знать туристы о Марджани если мы - казанцы не знаем о нем ничего.

  • Анонимно
    24.11.2018 09:27

    Афәрин, батыр егет.

  • Анонимно
    24.11.2018 09:34

    Наблюдается интересное соревнование на страницах БО.
    Два автора "выходного дня", Батров и Айсин.
    Я атеист. Казалось бы, мне более востребованы должны быть статьи Айсина. Тем не менее, отдаю пальму первенства Рустема Батрову, нюансы религии, он умеет сделать человечным, интересными, познавательными.

    • Анонимно
      24.11.2018 09:47

      Айсин - спец высокий и взвешивает каждое слово. А Батров уже заврался(

      • Анонимно
        24.11.2018 10:15

        В чем он заврался. Что в Татарстане оценивают не по знаниям и профпригодности,а по связям?

      • Анонимно
        24.11.2018 11:50

        Лучше бы конкурс среди студентов КГАСУ провели на эскиз памятника.

    • Анонимно
      24.11.2018 18:30

      Если не знаете ,то изучайте.Много написано

    • Анонимно
      24.11.2018 19:29

      Чем отличается Батров от Айсина? Батров спекулирует исламом и пиарится посредством ислама, критикуя суннитский ислам, выставляя себя в роли "богослова"-реформатора перед неисламской публикой. Второе отличие - с политической позиции он проталкивает "скрепоносную" линию Айсин же, наоборот - никогда не пиарится посредством ислама. Он оценивает нашу действительность с позиции ислама (при этом никак не выставляя себя в роли "богослова" (он говорит на языке аудитории БО (не богословским языком) и критикует нынешнюю властную систему со всеми ее "скрепами". Первого заботит личное, а второго - общественное.

      • Анонимно
        24.11.2018 20:41

        Так ведь Айсин в отличии от Батрова и не имеет никакого религиозного образования!

  • Анонимно
    24.11.2018 09:40

    А мне понравилось:
    Простит ли нас Шихабутдин хазрат,
    Что честь его не сберегли?
    Он проклял бы нас всех сто крат,
    Что в идола его мы облекли.

  • Анонимно
    24.11.2018 09:46

    Да уж, с надписью на русском языке на памятнике татарскому ученому это нечто

    • Анонимно
      24.11.2018 14:03

      А что тут плохого? Значит, Россия его уважает! Я вот русская , и Марждани тоже уважаю.

    • Анонимно
      24.11.2018 14:56

      Так очень грамотно шрифт подобрали. Посмотрите. Не понимаю, почему так татарские нацики возбудились. Все очень красиво сделано. Посмотрим на то, что в итоге будет. Даю 100 вперед, что сделают только хуже.

    • Анонимно
      24.11.2018 16:27

      Это называется популяризация. Также это можно назвать паблисити (англ. publicity). Почитайте Ильфа и Петрова

  • Анонимно
    24.11.2018 09:51

    Очень хорошая статья, Розалина Шагиева как-то говорила, что Баки Урманче знал Коран очень хорошо, но не говорил, что делать скульптуры греховно. Это идолопоклонение очень греховно, самый большой грех. В современном мире деньги, власть часто для души куда более опаснее.

    • Анонимно
      24.11.2018 12:05

      09:51 Нечетко выражаете свою мысль.
      Да, риторика - не в почете у наших граждан.

  • Анонимно
    24.11.2018 09:52

    Уважаемый автор, вы хоть читайте газету, в которую сами же и пишете. Вот же Редакция объясняет: «Ооказалось, отсутствие надписей на татарском заметили задолго до открытия. В частности, по нашей информации, об этом говорили влиятельные деятели ДУМ РТ, однако им объясняли, что все согласовано в вышестоящих инстанциях. Айдар Урманче, сын знаменитого Баки Урманче — автора проекта памятника, рассказал «БИЗНЕС Online», что тоже спорил с Бакулиным и указывал, что имя богослова надо написать и на татарском языке. Но к нему не только не прислушались, но даже не пригласили на официальное открытие памятника! А непосредственный автор установленной скульптуры Рамин Нафиков в «Инстаграме» Минниханова под постом об установке памятника написал: если бы и постамент делал он, то выполнил бы подпись на татарском.

  • Анонимно
    24.11.2018 09:52

    Батров молодец. Все по делу наконец-то, по существу и верно идеологически. Казанец

  • Анонимно
    24.11.2018 09:56

    Азат Д

    Хватит уж на прораба валить -какой был заказ, тот и выполнил.
    Вы даже себе боитесь признатся, и все отстаивание интересов через нытьё "сирот казанских". Много ли добьетесь, кроме как повышенную похлебку, чего и добиваетесь, вся кие распилиады.

    • Анонимно
      28.11.2018 11:42

      Соглашусь. Насчет прораба чушь Батров написал, а так много и хороших мыслей. Правда плохо то, что обида на ДУМ им движет. И еще видно, что образованный и умный человек, только непонятно, почему у него с татарским языком не очень хорошо?
      Рим Дашкин

  • Анонимно
    24.11.2018 09:59

    В итоге кто виноват кого уволили?!Забыли татарский?!
    Татарский не нужен никому,и валиеву,и закирову,и министерствам!!!!

  • Анонимно
    24.11.2018 10:09

    В исламе, как я знаю, не принято выставлять на показ фото и тем более памятники на показ, а наши баи посоветовались с кем-нибудь, перед тем как поставить дорогущий памятник религиозному деятельностелю? Может быть стоило эти деньги выделить малоимущим?

    • Анонимно
      24.11.2018 12:24

      10:09 Малоимущим должен дать тот, кто отвалил за счет налогоплательщиков 200 с лишним млн. за "хранительницу" и четырех драконов у казан-чаши.
      А 40 млн. хотя бы надо было, как сказано Батровым, потратить на перевод, научную обработку, комментарии и издание сочинений самого Ш. Марджани. Вот это был бы "памятник нерукотворный".
      Как всегда делают на скорую руку, впопыхах, вспомнив про 200-летие. А в этом году - обилие юбилеев известных людей, в том числе тесно связанных с нашими краями.

      • Анонимно
        24.11.2018 14:04

        А кому еще? Льва Толстого и Марджани я знаю, а еще кто?

        • Анонимно
          24.11.2018 14:58

          Ивану Грозному, например. Не астраханским ведь ханам ставить.

  • Анонимно
    24.11.2018 10:30

    Ой, да ладно писать-то! В Грозном Ахмаду Кадырову тоже памятник поставлен. в Чечне! Абсолютно мусульманской

  • Анонимно
    24.11.2018 10:51

    Казань ещё при царе была абсолютно светским европейским городом.Посмотрите на фотографии своих прадедушек и прабабушек.Они спокойно фоткались и кстати никого на фотках нет в парандже.Какой такой консервативный ислам начали проповедовать в Булгаре когда уже исторически сложилось местное современное его видение.Зачем нам надо брать моду с арабов когда мы уже в своём развитие ушли далеко вперёд.Чем плох памятник великому человеку.

    • Анонимно
      24.11.2018 13:23

      Это произошло только в 19 веке, татары-реформаторы под влиянием Турции приняли светскую модель развития.

      • Анонимно
        24.11.2018 13:41

        Вот-вот! На престоле Казанского ханства н когда не было своего хана, то Астраханский, то Крымский. Но Иван Грозный положил этому конец. Местные татары должны быть ему благодарны за это

        • Анонимно
          24.11.2018 14:53

          О чем вы говорите даже в РОССИИ почти русских царей не было. Практически все пришлые.

        • Анонимно
          26.11.2018 07:34

          "Местные татары должны быть ему благодарны за это"
          Подробнее на «БИЗНЕС Online»
          - Кто -то должен быть благодарен Бату Хану за государство, за налоговую систему, за развитие религии, за армию и т.д.
          "Благодарны" татары за (М.Г.Худяков “Очерки по истории Казанского ханства”): "Чудовищное избиение жителей взятой Казани составляет одну из самых тяжелых страниц русской истории. Такою колоссальною гекатомбою человеческих жертв закончился “крестовый поход” христолюбивого воинства против казанцев...Кроме огромного количества человеческих жизней, насильственно унесенных в могилу, кроме бесчисленных слез, страданий и горя, пережитых казанским народом, печальный день 2 октября знаменовал собою гибель материального благосостояния, накопленного целыми поколениями, и утрату культурно – бытовых ценностей, которые теперь были безжалостно извлечены из укромных
          уголков, где они бережно сохранялись, без сожаления были изломаны, изуродованы, потеряны, уничтожены».

    • Анонимно
      24.11.2018 14:45

      А разгадка одна: при царе Казань была русским городом. Почитайте Фукса хотя бы

      • Анонимно
        24.11.2018 16:34

        В отсутствие хозяев, бывает, что и "домушник" может
        назваться кем угодно!

      • Анонимно
        27.11.2018 14:15

        14.45. А Стамбул-Константинополь - турецкий город?

        у исторических городов может быть разная принадлежгость разным народам.

  • Анонимно
    24.11.2018 11:01

    Короче, памятник норм, хоть и по Исламу запрещено, пусть туристы знают, а народ помнит. Но!
    1- Не хватает информации для людей о самом Марджани. - Поставить и прикрепить табличку с биографией (на рус., тат.и англ.)!
    2- Дописать Мәрҗәни, Marjani, مرجاني - делается легко фрезами!
    3- Сделать ночную подсветку!
    4- При доработке учитывать момент удобства фотографирования на фоне памятника!

  • Анонимно
    24.11.2018 11:18

    Некоторым татарский нужен для выкачивания денег из бюджета.

  • Анонимно
    24.11.2018 11:33

    Да, перед революцией у татар в понимании истинной сути религии был большой прогресс, но ведь революция это почти обнулил. В годы перестройки пришлось чуть ли не заново стать религиозными и это у многих стало чисто арабским видением религии. В самом деле, как важно восстановить эти оборвавшиеся нити, чтобы у людей была возможность ознакомиться с трудами дореволюционных татарских богословов, чтобы люди более осознанно относились к религии.

  • Анонимно
    24.11.2018 11:52

    Это не кладбищенский памятник, а установлен в публичном месте и лицезреть его могут и должны не только мусульмане, поэтому для кого это харам, можно просто прикрыть глаза рукой, как это делается в таких случаях. Под харам можно и фото в паспорте подвести и в автоправах, но никто об этом не задумывается. Интересно, у служителей религиозного культа от ислама есть служебные удостоверения и фото владельца в них не говоря уже о паспортах и прочих документах?

    • Анонимно
      24.11.2018 13:59

      По поводу паспорта и водительского удостоверрения вы не правы. Харамом (идолом) они станут, если их на стену повесить или на полку в видном месте поставить, и т.д. Они ведь служат средствами идентификации, и всего лишь.Кстати, фотографироваться не грех, если эти фотографии также не будут утановлены-оставлены на видном месте( фото в хиджабе отдельная тема; н е н а д о! ) Им самое место в фотоальбоме. Гости пришли : открыл, показал, закрыл, убрал. Пользоваться современными предметами прогресса ( сказанные вами фото в паспорте и автоправа в том числе) не является запретным. Удивительно конечно, что в таких случаях харама, вы знаете что прикрывать нужно. Но более удивляет, что смешав свое незнание предмета со злостью, себя вы считаете правым, призывая других потвердить это. P.S. Больше всех знает только Аллах! Прошу простить меня, если сказал что-то не верно.

      • Анонимно
        24.11.2018 14:54

        Фото они в Африке фото. ЗАПРЕЩЕНО ФОТОГРАФИРОВАТЬСЯ И ИЗОБРАЖАТЬ СЕБЯ.

        • Анонимно
          25.11.2018 07:12

          14.54 завтра сдай паспорт, военный билет, права. И не пользуйся больше никогда? Или когда нельзя, но очень нужно, то можно?

          • Анонимно
            25.11.2018 10:36

            А балет танцевать можно? А оперу петь? А Узгереш жиле проводить?

        • Анонимно
          25.11.2018 07:32

          Конечно. Поэтому в мире продают сотни миллионов фотокамер и сотни миллионов объективов к ним. А так, да,
          некоторые люди считают, нельзя.

          Есть ещё сотни миллионов людей, чьи дети учатся рисовать с детства себя и мир вокруг. Но, очевидно, они не правы, так нельзя.

          Не задавая вопросы об источнике запрета нет смысла его утверждать. Любой запрет обедняет знание, вопрос только в том, что полезнее людям здесь и сейчас.

  • Анонимно
    24.11.2018 12:29

    И про доктора политических наук Мухамешина Рафика написано очень правильно, и,на самом деле, не зная арабского языка, как можно стать ректором одновременно трех мусульманских учебных заведений?

    • Анонимно
      25.11.2018 14:22

      Так же как и не зная арабского языка давать толкование Корану как это делает Батров

    • Анонимно
      25.11.2018 16:18

      Бывший член КПСС, зав. кафедрой научного коммунизма Казанской консерватории в 1980-е годы Рафик Мухаметшин ничем не отличается от элиты, где точно также вчерашние члены КПСС превратились в набожных людей на показуху.

  • Анонимно
    24.11.2018 12:50

    Рафика Мухаметшина называете прорабом?

  • Анонимно
    24.11.2018 13:11

    Али.

    А я то думаю , почему памятник мне не понравился. Причина в деталях.
    Благодарю Автора за просвещение.

    • Анонимно
      25.11.2018 07:13

      13.11 вместо чалмы наверно тюбетейка должна была быть?

  • Анонимно
    24.11.2018 13:15

    Очень многие люди вообще не понимают, зачем нужна религия, что такое единобожие.
    Человек так устроен, он всегда склонен чему-то поклоняться, так как у него есть душа, а душа от Всевышнего и для души самое большое счастье стремление к Всевышнему, не терять связь со Всевышним.
    Это человеку тяжело осознать, но человек всегда стремится быть счастливым, а понятие счастья прежде всего связано с душой, и человек стремится к чему-то, поклоняется чему-то, чтобы быть счастливым.
    Но душе опасно поклоняться чему-то, кроме Всевышнего, так как без связи со Всевышним душа лишается, если можно так сказать "питания" и начинает истощаться, деградировать. А питается душа Любовью.
    Религия, единобожие в первую очередь для этого даны, чтобы люди не вредили душе, не лишили его Любви. Всевышнее-это Любовь. И эта Любовь "согревает" этот мир.

    • Анонимно
      24.11.2018 13:49

      13:15 "Человек так устроен, он всегда склонен чему-то поклоняться, так как у него есть душа, а душа от Всевышнего и для души самое большое счастье стремление к Всевышнему, не терять связь со Всевышним."

      Чтобы не быть фанатиком от любого верования, надо ознакомиться хотя бы с азами философии религии. Тогда будешь понимать, в чем разница, достоинства и "недостатки" Абсолюта, Брахмана, Ади-Будды, Бога, Аллаха, Эйн-Софт ...

  • Анонимно
    24.11.2018 14:01

    «бывает необходимо разделять или даже порой закрывать глаза на определенные традиции других народов и культур»


    Определенные или определяющие?

  • Анонимно
    24.11.2018 14:48

    При Иване Грозном была разрушена библиотека царицы Сиюмбики и все остальное культурное наследие и потом сколько веков не разрешалось строить мечети. Выжить при этих условиях духовно и суметь как-то восстановиться-это было чудо, тут помогла только вера во Всевышнего.

    • Анонимно
      24.11.2018 17:24

      Не было у Сююмбике никакой библиотеки. Сююмбике - вообще не татарка. Её в Казань привезли - и она постоянно кочевала из постели одного мужа в постель очередного мужа. Ей не до библиотеки было. Она скорее всего, вообще, читать не умела.

      • Анонимно
        24.11.2018 21:58

        Казанское Ханство,вело интенсивные торговли,со странами Востока,Арабскими государствами.И не знать минимум два языка,для купца,не зарабатывать на торговле.А не зная,простую арифметику невозможно покупать дёшево,и продавать подороже,так не иметь Прибыль.Всё это даётся,через Знания.Мусульмане создали Миру,математику,химию,психологию и многие отрасли Наук.А без Книг,не существуют Знания.

      • Анонимно
        27.11.2018 14:21

        17.24. Сююмбике - ногайская татарка.
        Ногайские татары участвовали в формировании современных татар, башкир, казахов, ногайцев и др.

  • Анонимно
    24.11.2018 14:57

    Кирпич довлеет над содержанием во всем. Это проявление господствующей идеологии вульгарного материализма. Спасибо автору за статью. Интересно, есть ли этот текст на татарском языке?

  • Анонимно
    24.11.2018 15:13

    Недавно посчастливилось побывать в нефтяной столице: Альметьевске! И прогуливаясь мимо Альметьевского Драматического Театра случайно прочитали афишу: спектакль "Lady Газраил" (орфография и пунктуация сохранены) Что это за глупое название спектакля ?!

  • Анонимно
    24.11.2018 15:15

    "Зачем нам надо брать моду с арабов когда мы уже в своём развитие ушли далеко вперёд."
    Куда ушли мы далеко вперед в своем развитии, на сегодняшний день все развитие-эстрадный шабаш, во всем остальном что-то не чувствуется развития.

    • Анонимно
      24.11.2018 15:46

      Причем здесь эстрада? Вы о чем? Тут говорят о культуре татар до Революции, которая была очень развита! Почитайте Амирхана, сходите в музей Тукая! В то время была ГОРОДСКАЯ культура татар, к которой в 90-е годы почему-то не вернулись!

    • Анонимно
      24.11.2018 16:28

      Как это при чем эстрада?

      В конце сентября открылся новый театральный сезон. Но не в татарском театре оперы и балета - и балетная, и оперная труппы заняты гастрольными поездками по провинциальной Европе. Посчитайте, сколько спектаклей они дадут за границей и сколько для местного зрителя - АРИФМЕТИКА расскажет лучше, чего и где больше, в смысле - ГДЕ и для какого зрителя театр дает больше спектаклей.

      Единственная радость нового театрального сезона - фестиваль татарской эстрады "Узгереш жиле". Но, извините, это НЕ опера и НЕ балет. Эстраде нужна другая сценическая площадка - и в Казани есть такой выбор.

      Пока же зритель наблюдает вполне логичную картину - татарского театра оперы и балета НЕТ - вместо него есть эстрада в театре, предназначенном для оперы и балета. Ну, НЕ ШМОГЛИ сделать их в одном флаконе...

  • Анонимно
    24.11.2018 15:25

    Здесь на БО уже не раз было написано, что то, что Соборная мечеть в Кремле и Белая мечеть в Болгаре построены, скажем так, в странном стиле, не случайно!

    • Анонимно
      24.11.2018 16:27

      15.25. Очень даже красивые мусульманские мечети находятся в Казанском Кремле и в Булгаре! По архитектурному стилю, эклектике, внешнему виду: всё очень красиво!

    • Анонимно
      24.11.2018 16:29

      А стиль Чаши вас не смущает? А буддистские звери вокруг Чаши - они какого стиля?

      • Анонимно
        25.11.2018 07:42

        Мне нравиться, всё на месте. Даши Намдаков интересный художник и скульптор. Стилистика не отменяет личности автора, как рисунок ковра определяет каждая вложенная в него нить.
        —Хорошо сказал, ))

        • Анонимно
          25.11.2018 10:41

          Согласна про крЫсоту произведений автора-буддиста.

          Только, может, не стоит разговаривать рядом про мусульманские стили?

  • Анонимно
    24.11.2018 16:16

    15.46. Мне уже пришлось один раз размышлять на эту тему, я его скопирую:
    Религия некоторое ограничивает, но без такого ограничения некоторого люди не смогли бы перейти с язычества в единобожие.
    Если очень коротко, язычество-это исполнение желании, а единобожие-нравственность, которое помогает стратегически выжить человеку.
    Человек когда принимает единобожие и несколько поколении держит его, он постепенно меняется, меняется его мировоззрение и он чувствует, что те ограничения, которые приходилось ему соблюдать, уже изменили его и у него появилось внутренняя устойчивость, сила, чтобы не переступить нравственные нормы, но чувствует, что эти ограничения иногда мешают развитию. И когда человек душой уверен, что и не соблюдая некоторые ограничения, он не потеряет Всевышнего в душе, он как бы переступает через некоторые ограничения, именно ограничения в творчестве и в этих условиях сильно начинают развиваться культура, наука.Говорят: "Религия рождает культуру, культура рождает цивилизацию."
    И у татар что-то подобное было до революции, может и раньше было, но это нашим поколением осязаемое. Один только пример, у Тукая до него предки были в семи поколениях муллами.
    И кажется, что татары перед революцией подошли к точке, когда начинается новый период их развития, когда религия и культура, наука могли идти параллельно, помогая друг другу.
    Но революция и последующие события косой прошлись по всему этому. Конечно, весь этот накопленный потенциал как-то смог выразиться, почти у всей послереволюционной интеллигенции предки были муллами.
    В течение 70 лет после революции основная масса татар была вынуждена жить в условиях, где почти невозможно было познать Всевышнего. Даже у самого известного стихотворения Тукая "Родной язык", ставшего народным, что есть еще одна строфа, узнали только в 90ах годах:
    О язык мой, как сердечно я молился в первый раз:
    «Боже, – я шептал, – помилуй мать, отца, помилуй нас.»
    Это был такой трагичный период для татарского народа.
    И после 90ых, когда религию разрешили, пришла религия, которая чуть ли не сама по себе, а татарский народ сам по себе. И какое-то противоречие между теми кто принял эту религию и кто не очень или совсем нет.
    Любой человек хотя бы подсознательно верит во Всевышнего и человек по-настоящему счастлив, когда сердцем чувствует Всевышнего.Но многим сознанием тяжело понять, принять религию, многим кажется и пугает, что религия-это сплошные запреты.
    У многих современных религиозных часто невысокий уровень интеллекта и культуры, а сколько умнейших, талантливейших людей погубили себя, потому что не смогли найти в душе Всевышнего.
    Не могут идти религия и культура с наукой параллельно, помогая друг другу, часто только противоречат.
    Кажется, если не революция, татарский народ, сумевший хоть как-то решить это противоречие, был бы сейчас одним из процветающих народов.

  • Анонимно
    24.11.2018 17:39

    Абсолютное равнодушие и просто непонимание масштаба личности Марджани и его трудов! Мне сегодня больно было смотреть на его памятник. Просто к круглой дате отчитались , освоили деньги и все. . Лучше не ставить памятники таким образом

  • Анонимно
    24.11.2018 18:03

    Нет, пусть лучше ставят хоть так, может постепенно людям придет интерес и понимание, тем более обещают же оформить получше, в любом случае рядом с памятниками таких людей люди становятся лучше.

  • Fandas Safiullin
    24.11.2018 18:04

    К заблуждениям о запрете исламом изображений и памятников.

    Ислам запрещает их только как предметы языческого культа, как объекты языческого преклонения и обожествления! Как борьба с многобожием на ранних этапах ислама.

    • Анонимно
      24.11.2018 18:37

      По Вашему, тогда муфтий РТ заблудший. Он ведь назвал искусство скульптуры запретным

    • Беркли
      24.11.2018 19:37

      //Ислам запрещает их только как предметы языческого культа, как объекты языческого преклонения и обожествления//

      А почему во всей Саудовской Аравии нет ни одного памятника с изображением человека?

    • Анонимно
      24.11.2018 19:42

      А сам Марджани считал изобразительное искусство (портретное и скульптурное) харамом (запрещенным). В отличие от Батрова-"коранита" (есть такая в настоящее время сектантское движение (о чем, кстати, предсказал сам Пророк (мир ему), он был суннитом и опирался на достоверные хадисы (в т.ч. и о запрете изображений лиц людей и скульптур живых существ). Поэтому открытие памятника Марджани (наперекор его исламской позиции) - можно рассматривать как унижение ученого-мыслителя и просветителя (но не возвышение его). Это все равно, что Ф.Сафиуллина представили бы, вопреки его идейной позиции, в облике национал-нигилиста и манкурта (вместо национал-патриота). Согласитесь, Фандас абый? Извините за грубое сравнение.

      • Анонимно
        24.11.2018 20:45

        40 млн потратили на памятник того, кто памятники запрещал, пардон - скульптуры. А ещё говорят что Мусин деньги украл! По-моему, такие проекты должны проходить через голосование тех, чьи налоги тратятся. Марджани хороший человек, но ставить ему статую это оскорбление этого хорошего человека.

      • Анонимно
        24.11.2018 20:48

        Можно узнать в каком из своих произведений Марджани осуждал изобразительное искусство, живопись и скульптуру?

        • Анонимно
          24.11.2018 21:57

          Вы думаете, что исламский деятель мог призывать так грубо нарушать каноны ислама?

          • Анонимно
            25.11.2018 16:41

            21.57.Будем считать, что памятник ему поставили от светской части татарского народа.

          • Анонимно
            27.11.2018 14:25

            21.57. Читайте текст: муфтий не призвал, а согласился.

          • Анонимно
            27.11.2018 14:27

            Сабантуй - языческий праздник, не одобряется исламом.
            Однако муллы татарские ныне в центре этого праздника.

            • Анонимно
              28.11.2018 09:46

              У Язычников,нет Корана,Библии,Ветхого завета.Были Жрецы.И Традиция передавалась в устной форме.Как можно не одобрять и преследовать,сжигать на кострах Язычников,что сказано в Слове?

    • Фидарис
      26.11.2018 00:47

      24.11.2018 19:42
      Очень может быть, я охотно поверю, что Марджани так и считал, как пишите об этом вы. И хадисы на этот счет я охотно считаю достоверными (если даже сам Батров не осмелился привести их и подвергнуть сомнению).
      Я далек от претензий трактовать Сунну, на то есть образованные алимы. Но практика жизни такова, что мы все многократно отражены в картинках, "мертвых отражениях" живых существ. Как относиться к отражению от зеркала, от поверхности воды, что делать с визуальными образами, возникающими в нашем сознании и многое другое, да к тому же надо всегда иметь ввиду что готовит нам жизнь в будущем.. Очевидно, ответ может быть сформирован на базе принципов и подходов, заложенных в Коране и Сунне, также очевидно, что надо развивать исламскую мысль вместе с развивающимся миром.

      «Не навреди» - вот основной принцип, который , как я думаю, передает нам Всевышний через Коран и Сунну Пророка (С.А.В.). Создание идола через материальные, визуальные, виртуальные, ментальные и другие образы – есть явный вред себе. Но сами образы никак не могут быть вредом, если они направлены во благо человека и развивают его благородные чувства, воображение и разум, его отношения и деятельность, помогают познавать и развивать мир, то есть способствуют всему тому, что нам предписано Кораном и Сунной.

      Человечество находится на пороге создания «нечто», что родится на основе синтеза компьютерной,, био- и робототехнлогии. Как мы, мусульмане, должны относиться к этому факту. Мне кажется, все также, как указано Кораном и Сунной, исходя из принципа «не навреди, используй во благо себя и своего развития», то есть не создавай себе идола, который может поглотить, уничтожить тебя.

      Почему Марджани мог и должен был относиться так, как об этом написали вы? Потому что он был мусульманином и выполнял установленные требования.в соответствие с уровнем своего понимания и как человек своей эпохи. Он видел негативные стороны явления, и его правота, собственно, и подтвердилась. Грубо говоря, изображение целомудренной женщины той эпохи сменилось фильмами порнографического содержания в свободном доступе и открытым триумфом ЛГБТ сообщества.

      Сомнений не может быть в одном - только Аллаh знает все.

  • Анонимно
    24.11.2018 18:39

    Фандас эфенде и вам хорошо бы тюбитей носить, как всем мусульманам

    • Анонимно
      24.11.2018 20:46

      Хорошо бы говорить через доводы. А не выражать своё предположение как очевидный факт.

  • Анонимно
    24.11.2018 21:00

    19.42.Вы кажется вообще статью не читали, а рассуждаете по фамилии автора. Сперва же в статье о том, что места памятника надо было перевести и напечатать труды Марджани.

  • Анонимно
    24.11.2018 21:15

    Ислам запретил мусульманам статуи, под которыми подразумеваются образы, имеющие телесную форму и являющиеся предметом почитания. Ангелы, символизирующие милость и довольство Всевышнего Аллаха, избегают дома со статуями. Посланник Аллаха (Мир ему) сказал: «Поистине, ангелы не войдут в дом, где находятся статуи (или изображения)» (передано аль-Бухари и Муслимом).

    Ученые разъясняют: в дома с образами не входят ангелы, так как они подобны жилищам неверных, которые держат эти образы для почитания их, что не приемлют ангелы и избегают таких мест.

    Мусульманину также запрещено заниматься изготовлением статуй, даже если он делает их для немусульман.

    Пророк (Мир ему) сказал: «Среди людей, которые получают самое суровое наказание в День Воскресения, — ваяющие (или изображающие) подобные образы». Или по другой версии: «...которые, создавая (образы), подражают Творцу» (передано аль-Бухари и Муслимом).

    Он также сообщает: «В День Воскресения у создавшего чей-то образ потребуют вдохнуть в него дух, но он никогда не сможет этого сделать». Имеется в виду, что его попросят оживить то, что он изваял или изобразил, чтобы тем самым упрекнуть и осудить его.

    Если же говорить про смысл этого запрета, то неправильно думают те, кто считает, что запрет связан исключительно с сохранением единобожия и с желанием не походить на идолопоклонников, которые пишут картины и ваяют статуи, а затем освящают их и предстают перед ними смиренно (преклоняются).

    Безусловно главным является то, что Ислам стремится сохранить веру в единобожие. И действительно, эта предусмотрительность и обеспокоенность вполне оправданны. Исследования подтверждают, что поклонение идолам возникло не сразу, а началось с изваяния образов умерших праведников для их поминания. Постепенно, через поколения люди начинали почитать и освящать их, пока они не превратились в божества, у которых люди просили помощи, боясь их гнева и моля их о благословении. Наглядным примером этого является народ, поклоняющийся таким языческим богам: Вадда, Сува, Йагуса, Йаука и Насра(Имена древних языческих богов, которые упомянуты в Коране (71:23)).

    Неудивительно, что религия, стремящаяся остановить распад в обществе, обязана перекрыть все пути, через которые языческие элементы (ширк), явные или скрытые, могут проникнуть в умы и сердца людей. Среди таких путей — подражание идолопоклонникам или последователям других религий, которые чрезмерно почитают своих святых. Более того, Исламское законодательство предназначено не только для одного или двух поколений, но для всего человечества во всех уголках мира и до Судного Дня. То, что может показаться невероятным в одной среде, может стать приемлемым в другой, а то, что кажется невозможным в одно время, может стать реальностью в другое.

    Другая причина этого запрета относится к создателю скульптур и портретов, которого переполняет гордыня от созданной им работы. Как будто он создал нечто из ничего или произвел жизнь из земли. Однажды один скульптор, изваяв статую, на создание которой он потратил много времени, стоя с восхищением перед своей работой, любуясь ее изящными линиями и чертами, переполненный чувством гордости и величия, обращаясь к статуе, воскликнул: «Говори! Говори!» По этому поводу благородный Посланник (Мир ему) сказал: «Тех, кто создает образы, постигнет наказание в День Воскресения. Им скажут: «Вдохните жизнь в то, что вы сотворили»(передано аль-Бухари и Муслимом).

    А в хадисе-кудси Всевышний Аллах говорит:«Кто может быть более дерзким, чем тот, кто пытается творить подобное Моему творению! Пусть создадут крупинку! Пусть сотворят ячменное зерно!».

    Те, кто занимается таким искусством, не останавливаются ни перед чем, изображая обнаженных женщин или эротические сцены, а также божества или ритуалы различных верований. Мусульманину недопустимо перенимать такую порочную практику.

    Наконец, статуи были и остаются символами великосветской и роскошной жизни. Люди, занимающие высокое положение, украшают свои дворцы, залы и комнаты статуями.

  • Анонимно
    24.11.2018 21:17

    На создание скульптуры и благоустройство прилегающий территории из бюджета Казани выделили 28,6 млн рублей.

    Марджани принадлежит более 30 сочинений на арабском, татарском и персидском языках. Наиболее значительны его труды по ханафитскому праву, каламу и истории ислама. 

    Эти книги надо было перевести на Татарский английский и русский языки.

  • Анонимно
    24.11.2018 21:33

    Муфтий Татарстана честно обозначил свою позицию в отличие от автора статьи который как всегда пытается угодить чиновникам.

  • Анонимно
    24.11.2018 21:36

    Автор статьи не привел ни один довод из религиозных источников.

  • Анонимно
    24.11.2018 21:50

    Никакого богословского тупика нет! Автор статьи лукавит и не аргументивует религиозными текстами свои ошибочные взгляды

  • Анонимно
    24.11.2018 22:09

    Казань это престольный город Казанского ханства.

  • Анонимно
    24.11.2018 22:15

    В Коране есть аяты, связанные с изображением живых существ:

    «О, вы, которые уверовали! Опьяняющий напиток, майсир, [жертвоприношения] на каменных жертвенниках [и гадание] по стрелам — скверные деяния, [внушаемые] шайтаном. Сторонитесь этого, быть может, вы преуспеете» (Сура «аль-Маида», 5 / 90).

    «Каменные жертвенники» в данном аяте обозначают идолов, сделанных для какого-либо ритуала. Другое толкование наделяет их ролью мест, на которых лицемеры приносили жертвы своим идолам. Коран запретил идолопоклонничество и, соответственно, создание идолов. Аналогичный запрет отражён и в хадисе. Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) после осады Мекки заставил разбить стоявших в Каабе идолов и предостерёг: «Кто посмеет отныне создать подобные предметы, будет считаться отрицающим ниспосланное Мухаммаду» (Муслим).

  • Анонимно
    24.11.2018 22:17

    По мнению учёных, трёхмерные изображения являются недозволенными. Однако если изображены не все части тела, то запрета нет. Например, нет никакой угрозы в статуе, не имеющей таких жизненно важных частей, как голова или туловище. Кроме того, нет возражений против создания скульптур из недолговечных материалов.

    Единодушно запрещено создавать рисунки или статуи с целью поклонения или обожествления их. Это относится как к их производству, так и к продаже.

    Если сюжет изображения противоречит нормам морали, например, содержит нечто непристойное, то оно непозволительно.

    • Анонимно
      25.11.2018 17:44

      Неважно - 3-х-мерное или же 2-х-мерное изображение - важно, чтобы не "оживлялись" в изображениях люди и животные. Человек не может и не должен оживлять (даж в изображении!!) существа - это прерогатива и могущество лишь только Аллаха.

  • Анонимно
    24.11.2018 22:18

    Если сюжет изображения противоречит нормам морали, например, содержит нечто непристойное, то оно непозволительно.

    Нежелательно совершать намаз в помещении, в котором находится изображение. По мнению алимов мазхаба Ханафи, ситуация усугубляется, если оно находится перед совершающим намаз человеком в направлении на Киблу. Допускается выполнять богослужения по соседству с изображениями вроде денег в виду их небольшого размера и отсутствия культового значения. В то же время они должны находиться в закрытом месте, например, в кармане.

    Учёные, считающие подобные виды искусств недопустимыми, разошлись во взглядах на основания. По их мнению, причиной запрета может служить следующее:

    1) Изображение может со временем привести к поклонению кому-либо, кроме Аллаха.

    2) Причина запрета — попытка подражания созидательной способности Всевышнего.

    3) Это напоминает поведение лицемеров-мушриков: создание изображения — своего рода почитание.

    Согласно преданию, Джабраиль (алейхиссалям) не посещает места, где есть изображения. Однако некоторые люди утверждают, что это относится только к нему.

  • Анонимно
    24.11.2018 22:19

    Рисунок в арабской литературе обозначается словом «сурат», которое переводится как «форма, вид, крой, рисунок». «Образ» по смыслу также близок к этому слову. Некоторые считают эти слова синонимами. Филологи делят изображения на два вида: к первому относятся имеющие тень (например, статуи), ко второму — остальные, вроде рисунков и чертежей. Изображение включает в себя как живых существ, так и неодушевлённые предметы. Образ относится только к обладающим душой созданиям.

    Учёные разделяли живопись и скульптуру не по жанру, а по цели и сюжету произведений. Нет ничего предосудительного в изображении естественных предметов: деревьев, гор, звёзд и других природных красот. Однако недопустимо, если среди них будут произведения, которые созданы с целью поклонения. Нет никакой опасности в изображении того, что произвёл или построил человек. Можно рисовать дома, храмы, автомобили и корабли и нечто подобное. Единодушно признаны не возбраняемыми Шариатом такие виды искусства как эбру (техника рисования на воде с последующим переносом изображения на бумагу), тазхип (иллюминирование), ковроткачество и производство керамических изделий.

    Нет ничего страшного в том, что живых существ пытаются рисовать дети. Также не запрещены рисунки и фотографии, необходимые в процессе обучения, для создания удостоверений личности, паспортов, составления фотороботов и в других подобных ситуациях. В зависимости от потребностей общества эти фотографии могут быть просто необходимостью.

    Относительно изображения живых существ существует два различных мнения. Первое является основным для последователей мазхаба Малики. Согласно ему, не запрещено изображать живые существа. Однако это не должны быть изображения идолов и предметов, которым люди будут поклоняться и считать святыми. Например, изображения пророка Исы (алейхиссалям) и Марьям. Эти предметы также запрещено покупать и продавать. Второе мнение относится к последователям мазхаба Ханафи, Шафи и Ханбали. Согласно ему, изображать живые существа запрещено, причем не делается различия между живописью и скульптурой. Это также относится к изображению вымышленных существ или изменению настоящих (например, добавление к коню крыльев).

    Если живопись используется без проявления почтительности, большинство учёных считают её разрешённой. Например, не представляют опасности рисунки на постеленных на пол коврах или покрывалах кроватей.

    • Анонимно
      25.11.2018 17:48

      Однако Пророк (с.г.в.) велел убрать занавеску с изображением живого существа.

  • Анонимно
    24.11.2018 22:22

    Вот читаешь вот такие комментарии как 21.15., особенно "Неудивительно, что религия, стремящаяся остановить распад в обществе, обязана перекрыть все пути, через которые языческие элементы (ширк), явные или скрытые, могут проникнуть в умы и сердца людей." и понимаешь, почему после революции многие люди с очень большой легкостью отказались от религии. Такое толкование религии в современном обществе тем более многие не примут. Для многих это покажется добровольно заточить себя в темницу.
    А ведь если по другому, когда в начале заложена Любовь к Всевышнему, а потом объяснение, что некоторые наши поступки могут навредить нам в пути познания Всевышнего, это бы совсем по другому воспринималось, многие спокойно бы отказались от того, что запрещено, хотя бы были очень осторожны.


    • Анонимно
      24.11.2018 22:56

      Слово Аллаха: И простит вам ваши грехи, ведь Аллах – Прощающий, Милосердный – по причине вашего следования за посланником, да благословит его Аллах и приветствует, на вас снизойдёт благословение его миссии.

  • Анонимно
    24.11.2018 22:23

    Есть четкие указания в хадисах Пророка, да благословит его Аллах и приветствует о запрете на изображения живых существ.

  • Анонимно
    24.11.2018 22:30

    Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказала о том, что посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал:

    «В День Воскресения самая жёсткая кара ждёт тех, кто пытается подражать Аллаху в Его творении» Передали хадис Бухари и Муслим.

    Этот хадис также указывает на то, что создание изображений является одним из смертельных грехов.

    • Анонимно
      25.11.2018 17:51

      Ну этот хадис не довод для "коранита-евроисламиста" Батрова. Да и коранический аят, отмеченный выше ("Маида", 90), для него не убедителен.

  • Анонимно
    24.11.2018 22:31

    Джабир (да будет доволен им Аллах) сказал: “Пророк запретил держать в домах изображения, а также их создавать”. ат-Тирмизи.

  • Анонимно
    24.11.2018 22:34

    В результате накануне президент Татарстана дал поручение министерству культуры исправить этот недочет и выполнить надписи на памятнике Марджани еще на трех языках — татарском, английском и арабском.

  • Анонимно
    24.11.2018 23:02

    Бизнес онлайн становтся хорошей площадкой для обсуждения некоторых проблем

  • Анонимно
    24.11.2018 23:23

    Московские чиновники вмешивается в деятельность религиозных объединений. В РФ грубо нарушается Конституция со стороны Московских чиновников.
    Чиновники грубо нарушают конституционный принцип отделения религиозных объединений от государства.

    В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение:
    создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно соответствующим условиям и требованиям и в порядке, предусматриваемом своими внутренними установлениями.

  • Анонимно
    24.11.2018 23:24

    Проверки органами юстиции и последующие предупреждения стали неотъемлемой частью жизни религиозных организаций. С одной стороны это послужило ликвидации правовой неграмотности руководителей религиозных организаций, но с другой стороны наметилась опасная тенденция «внедрения» контролирующего органа во все сферы деятельности религиозных организаций, включая и внутреннюю каноническую. В некоторых случаях во время выполнения контрольных функций должностные лица Минюста не только выходили за рамки предмета проверки, но и выдвигали требования по предоставлению информации, которую не требовали даже в более жесткое советское время.

  • Анонимно
    24.11.2018 23:27

    Европейский суд по правам человека неоднократно указывал, что независимость религиозных общин от вмешательства государства является необходимым критерием плюрализма в демократическом обществе и находится в центре защиты свободы на вероисповедания.

  • Анонимно
    25.11.2018 09:26

    Тут кто кто объяснял, что нельзя изображать живое, не указали, что именно в "Коране" не разрешено, а только в хадисах.

  • Анонимно
    25.11.2018 09:49

    Тут когда читаешь комментарии толкователей Ислама, кажется, что татары вернулись в средневековой Ислам. На заре Ислама еще людям наверно тяжело было осмыслить Коран, читать тем более многие наверно не умели, вот им и толковали Коран с помощью хадисов, и на много жестче, чтобы у людей не было соблазна переступить их.

  • Анонимно
    25.11.2018 10:04

    Всевышнее "Кораном" Одарил, чтобы людям легче было познать Всевышнего, а не для того, чтобы они заточили себя в темницу. Всевышнее-Любящий, и люди должны быть сперва любящими, а потом остальное.

  • Анонимно
    25.11.2018 12:00

    Есть хороший постулат в православии:Не поминай Бога всуе.Не имея представления ни об исламе,ни о Коране пытаетесь выводить какие то свои фетвы.Да простит нас Всевышний!

  • Анонимно
    25.11.2018 12:06

    Да,доктору Мухаметшину стоило бы вплотную заняться исламским образованием,он даже не представляет,чему, на самом деле,и как учат в руководимых им учебных заведениях.

  • Анонимно
    25.11.2018 12:25

    С мавлидом в этом году ДУМ РТ действительно село в лужу. Ни Крганов не приехал, ни Гайнутдин своих представителей не прислал. Даже Таджутдин, главный апологет Болгар, и тот мероприятие муфтията нашего проигнорировал. Чего уже говорить: и Мухаметшина на мавлиде не было, хотя он с утра был в тот день в БОлгарах и на следующий день. Это не просто провал, это, как говорится в рекламе, провалище!

  • Анонимно
    25.11.2018 17:34

    Рустам хазрат, имам Абу Ханифа разрешал ставить памятники?

  • Анонимно
    27.11.2018 14:29

    В комментах пошла конфереция - не читается.
    Мало мастеров краткости слова.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль