Общество 

«Наши улемы по-прежнему топчутся на месте»

Рустам Батыр
2018-12-01 07:35

На этой неделе на площадке КФУ уже в пятый раз работала школа мусульманского лидера «Махалля», в рамках панельных дискуссий которой поднималось немало серьезных вопросов о жизни уммы. Можно ли сравнивать муфтияты с армейскими подразделениями и следует ли вердикт госучреждения считать аналогом талака — об этом материал известного мусульманского и общественного деятеля Рустама Батыра.

Камиль хазрат Самигуллин впервые признал те негативные последствия, к которым приводит «консервативная концепция» ислама, взятая сегодня де-факто у нас в качестве ориентира

«МУСУЛЬМАНСКИЕ БОГОСЛОВЫ САМИ НЕ ЗНАЮТ, ТОЧНЕЕ, НЕ МОГУТ ДОГОВОРИТЬСЯ О ТОМ, ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО»

На днях завершила свою работу школа мусульманского лидера «Махалля», которая проходит на площадке КФУ вот уже в пятый раз. В первый день панельных дискуссий приглашенные эксперты обсуждали роль духовных управлений в жизни российских мусульман. Возвращались к данной теме и на следующий день, когда в центре внимания участников мероприятия было такое внекораническое понятие, как «Ахлю Сунна ва ль-джамаа», т. е. «Люди Сунны и согласия», используемое суннитами в качестве самоназвания.

До сих пор вопрос о том, что такое суннизм, претендующий на роль исламской ортодоксии, остается открытым. Проще говоря, мусульманские богословы сами не знают, точнее, не могут договориться о том, что такое хорошо, а что такое плохо в контексте исламского богословия. Яркой иллюстрацией к этому стала весьма бурная полемика, не обошедшаяся без скандалов, которая разгорелась вокруг грозненской фетвы, пытавшейся определить, кого же можно считать людьми Сунны, а кого — нет. Дискуссия о сути исламской ортодоксии ведется среди мусульманских богословов на протяжении многих столетий, но наши улемы к общему мнению до сих пор так и не пришли. Они по-прежнему топчутся на месте.

Однако на «Махалля 2.4» все же был озвучен ряд новых принципиальных моментов. Во-первых, муфтий ДУМ РТ Камиль хазрат Самигуллин впервые признал те негативные последствия, к которым приводит «консервативная концепция» ислама, взятая сегодня де-факто у нас в качестве ориентира. Муфтий продемонстрировал это на одном совершенно вопиющем примере из жизни татарстанской уммы. «В мечети один [мусульманин] вынул нож, — рассказал хазрат, — и использовал его против другого, посчитав, что тот не так намаз читает». Шокирует, не правда ли? Могли ли мы себе представить еще несколько лет назад, что у нас, в Татарстане, прихожане мечетей будут готовы убивать друг друга за мелочные нюансы в намазе? Раньше исламисты убивали людей за их нежелание исполнять каноны ислама или за политические взгляды оппонентов, а теперь аппетит монстра исламского консерватизма требует жертв на съедение по все более и более мелким поводам. Средневековье, в котором ханафиты и шафииты запрещали друг другу создавать совместные семьи, отказывались молиться вместе и проводили время в уличных драках стенка на стенку, возвращается в нашу жизнь семимильными шагами. Правда, единственным решением данной проблемы хазрат видит не отказ от консерватизма, а сокрытие его плодов от общественности. «Представьте, что было бы, если бы это вышло бы в СМИ, если бы я назвал имя и место, где это происходило?» — отметил он. А сколько еще таких случаев вдали от общественного внимания тихо набирает критическую массу?

В рамках панельных дискуссий которой поднималось немало серьезных вопросов о жизни уммы

«ОДНИМ МОЗГОМ МЫ НЕ БУДЕМ»

Во-вторых, на «Махалля 2.4» проявился новый тренд в риторике религиозных деятелей нашей республики. Если раньше хотя бы на словах они выступали за организационное единство российских мусульман, раздробленных ныне на 80 с лишним муфтиятов, то сейчас этого уже не наблюдается. «Самая главная трудность, что мы хотим объединиться, став одним мозгом. Одним мозгом мы не будем», — уверенно отметил Камиль хазрат. Отсутствие необходимости объединения мусульман в рамках одной структуры Самигуллин объяснил тем, что все мы не похожи друг на друга. «У каждого свои разные обязанности, — сказал хазрат. — Мы никогда не будем одинаковыми». В данной связи он сравнил российскую умму с армией, в которой служат разные подразделения войск: пехота, десант и пр. «Различные обязанности у каждого войска, но цель одна — победить…» — метафорично рассудил муфтий. Другими словами, предводитель ДУМ РТ настаивает, что нам, мусульманам, не нужно организационное единство, достаточно единства и метафизического, общекультурного. «Нам не нужно объединяться, — подчеркнул он. — Нам надо просто понять и смириться с той данностью, что мы уже братья и мы уже едины».

Конечно, не все участники дискуссии согласились с таким партикуляризмом, который вполне понятен в контексте личных карьерных интересов, но никак не соотносится с идеалами ислама. Так, имам Сергиево-Посадской общины Арслан хазрат Садриев прямо обвинил ДУМ РТ в политике раскола. «У мусульман одной страны должен быть один глава, — сказал он. — Тут не о чем дискутировать. Когда Российская империя рухнула, первое, что сделали мусульмане в 1917 году, — избрали себе главу. До 1991 года никому и в голову не приходило плодить новые духовные управления. Но Татарстан стал первым, за пределами Уфы, кто вышел из состава единого духовного управления. Затем он вышел и из совета муфтиев России». В этой связи религиозный деятель назвал Татарстан фитнамейкером, т. е. тем, кто порождает фитну/раскол. «Все силы любого человека, назвавшего себя муфтием, — продолжил он, — должны быть направлены на единство, ведь разноголосицей среди муфтиев пользуются те, кто хочет ослабления ислама. И недвижение в сторону объединения — это подыгрывание им». «Камиль хазрат привел прекрасный пример с армией, — парировал также Садриев метафоре татарстанского муфтия. — Но никогда в жизни армия не побеждает без одного руководителя. Такого не бывает».

Имам Сергиево-Посадской общины вспомнил и такой известный факт: внутриреспубликанскому организационному единству татарстанские мусульмане обязаны отнюдь не своим духовным лидерам, а исключительно государству. Именно Минтимер Шаймиев заставил два муфтията, образовавшихся в Татарстане после выхода из ЦДУМ, слиться в одно общее ДУМ. Сами пойти на такой шаг наши иерархи оказались не способны.

Если раньше хотя бы на словах религиозные деятели нашей республики выступали за организационное единство российских мусульман, раздробленных ныне на 80 с лишним муфтиятов, то сейчас этого уже не наблюдается

«ПУСТЬ МУФТИИ СОБЕРУТСЯ И ВЫБЕРУТ ГЛАВНОГО»

Для верующих мусульман вопрос о роли ДУМ РТ в расколе российской уммы, помимо нравственных и, так сказать, политических измерений, имеет и сугубо практическое значение, ибо напрямую увязан с таким важнейшим вопросом религиозной практики ислама, как джума. Все дело в том, что одним из условий пятничной молитвы является т. н. рухса (букв. «разрешение»). Другими словами, пятничный намаз должен быть санкционирован, иметь легитимные основания, иначе воцарится полная анархия, ибо любой желающий будет волен проводить пятничную службу везде, где пожелает, хоть у себя дома. Но кто должен выдавать подобное добро? В исламских странах, где светские и духовные власти слиты воедино, данный вопрос, по сути, не ставится. Там все в конечном итоге решает правитель, однако в России совсем иная ситуация.

Не случайно многие мусульмане полагают, что раз у нас нет султана, исламского правителя, то и пятничная молитва не может быть действительной, ибо у нее нет легитимной, с точки зрения ислама, санкции на проведение. Поэтому после пятничной молитвы такие мусульмане совершают также обычную, полуденную, молитву, полагая, что пятничная молитва у них прошла впустую, ибо была неправомочна.

Один из участников дискуссии «Махалля 2.4», ученый секретарь совета улемов ДУМ РТ Рустам хазрат Нургалеев, выступая против подобных взглядов, отметил, что разрешение на проведение джума у нас выдает централизованная мусульманская религиозная организация, признанная государством, а потому компенсировать джума прочтением полуденной молитвы нет необходимости. Развивая свою мысль, он добавил, что санкцию государства мы должны признавать и в брачно-семейных вопросах. Так, если человек развелся через загс, то никакого отдельного талака ему произносить уже необязательно. Вердикт государственного органа и следует считать аналогом талака, предусмотренного исламским каноническим правом.

Запустив такую цепочку рассуждений, Нургалеев невольно выпускает весьма непредсказуемого джинна из бутылки. Ведь если решения государства легитимны с точки зрения исламского права в вопросах брачно-семейных отношений, тогда почему они не могут быть достаточным основанием в вопросах пятничной молитвы? Проще говоря, развивая логику ученого секретаря совета улемов ДУМ РТ, мы должны прийти к тому, что абсолютно любая исламская организация, прошедшая государственную регистрацию, имеет право на проведение джума, не дожидаясь добра от того или иного муфтия, ведь регистрация — это и есть в таком случае рухса, санкция. Раз так, тогда богословская потребность в муфтиятах отпадает автоматически.

Сам Нургалеев не решается пойти на такой вывод, неизбежно следующий из его логики рассуждений. Он настаивает, что санкцию на джума должна выдавать централизованная исламская религиозная организация. Другими словами, наделяет муфтия функциями султана, исламского правителя. Но здесь перед нами открывается новая богословская ловушка. Как мы видели выше, ДУМ РТ — это в некотором смысле раскольники, которые, подобно историческим хариджитам, некогда отделились от общего лидера мусульман страны и во имя политических интересов своего региона предали идеалы исламского единства. Однако уравнивание раскольников в правах с легитимным исламским правителем никак не может быть оправдано с точки зрения канонов мусульманской веры. Вот и получается замкнутый круг. Если мы ищем основания для проведения джума в решениях государства, как этому учит классическая исламская традиция, то встаем на путь упразднения муфтиятов как таковых за их излишностью. Если же это основание мы возводим к муфтияту как некому аналогу института исламского государства в российских реалиях, то мы тем самым вынуждены признать, что ДУМ РТ в такой парадигме не может обладать необходимыми полномочиями, потому джума по критериям исламского богословия у мусульман Татарстана недействительна.

Согласитесь, непростую дилемму поставили перед нами участники «Махалля 2.4». Но куда более сложная дилемма стоит перед исламскими лидерами России. «Я искренне желаю всем муфтиям попытаться все-таки найти общую платформу, — выражая чаяния многих отечественных мусульман, призвал наших духовных иерархов Арслан хазрат Садриев. — Пусть муфтии соберутся и выберут главного. Может быть, мы уже перестанем просто говорить о единстве и сделаем наконец-то практический шаг к этому самому единству».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (93) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
1.12.2018 11:17

Когда во главе ставят личные интересы невозможно прийти к объединению

  • Анонимно
    1.12.2018 10:52

    В рамках Духовного Управления Мусульман РТ, есть пожалуй всего несколько человек, пользующихся настоящим авторитетом. Назову абсолютного лидера - это безусловно Фазлыев Джаудат-хазрят. Если назову еще пару имен, которые не в фаворе муфтия, то им придется не сладко...

    • Как то спросили журналиста Невзорова ,окончившего когда семинарию почему он с библией в руках разоблачает христианство,но не трогает Ислам и он ответил для этого должны быть этнические мусульмане! Татарам проще они все когда то были тенгрианцами,но потом их всех насильно заставили принять Ислам под угрозой смерти,а некоторых потом отказаться от Ислама и принять Православие! И в этом контексте хорошо ,что у нас есть свой Татарский Невзоров БАТЫР ,который тоже образован и камня на камне не оставляет от учения навязанного нашему народу в средние века и после поголовного атеизма татар в 20 веке щиновниками навязывается снова в 21 веке зачем то! То что в мечети кто то кого то зарезал меня не удивило совсем! Ислам был придуман семитами специально для арабов,которые не все захотели принять христианство ,то есть религию Гоев ,то есть не иудеев,людей Богом избранной нации! А потом эта религия навязывалась и другим народам и ханом Узбеком насильно и в Золотой Орде ,чтобы в покорности держать народы через мулл,что и послужило в дальнейшем развалу тюркских государств и братоубийственной войне как в арабских странах,Османской империи и в Золотой орде и этот процесс идет и по сей день и исламисты держа в одной руке Коран,а в другой нож или Калаш убивают неверных как среди мусульман и среди атеистов и представителей других религий как в ИГИЛ,запрещенной в РФ! Какой из этого выход? Необходимо перекрыть финансирование из бюджета,от спонсоров и в том числе Саудитов всех семитских приходов В России и ТАТАРСТАНЕ и останутся только честные татарские попы и муллы,которые будут совершать обряды похорон ,как это было во времена СССР по канонам ТАТАРСКОГО Ислама и не будут клерикалы ходить по предприятиям,улицам,школам и насаждать чуждые религии нашему народу и не будет терроризма и поножовщины в мечетях и раздрая между народами и бандитских сходняков в мечетях!

      • Нужно прекратить Муфтияту и мухтасибам и избранным мулам платить бешеную зарплату из бюджета и финансировать их деятельность и выделять из обкомовского гаража иномарки семитским клерикалам и прекратить строить академии и храм на месте табачки и разрешать ходить в семитских одеждах вне храмов ! Только так мы покончим со средневековым мракобесием и предотвратим тут исламский терроризм,поножовщину в мечетях и бандитские сходняки бывших братков,кто записался сегодня в правоверные мусульмане и как первогорские ходят в мечеть,а сами убивают,грабят и взятки носят в МВД ОБОРОТНЯМ,и их ловят с поличным ФСБ и об этом пишет постоянно БО!

        • Я вот не понимаю кто мне минусы ставят? Неужели вы за насаждение религии в 21 веке причем семитских? Вы что ли за насаждение терроризма,экстремизма под видом правоверных для членов ОПГ? Вы что за то чтобы исламские террористы убивали в Татарстане имамов и их похищали как это было недавно или взрывали газопроводы ,Жгли церкви ,пускали ракеты в Нижнекамскнефтехим исламские террористы? Не бывает хороших,педофилов,бандитов,наркоманов,алкоголиков и ИСЛАМИСТОВ!

          • Анонимно
            1.12.2018 22:16

            Мурат Сиразин прежде, чем говорить об Исламе надо его понять. Ислам иделен, мусульмане не идеальны!

            • Если бы Ислам был идеален было бы столько крови и горя в мире из за мусульман и средневекового мракобессия в головах верующих? Вы еще скажите фашизм идеален,а фашисты плохие! Коммунизм идеален,а коммунисты все жулики,пьяницы и бабники!Вы просто не читали первоисточники Библию основу Корана и не знаете чем попы и муллы занимаются и сам Коран наверно не читали раз так заявляете!

          • Анонимно
            2.12.2018 10:54

            Уважаемый Мурат! Неужели Вы не понимаете, что подобные статьи обсуждают лишь верующие, преданные исламу и зомбированные этой чуждой по духу и по своим канонам нам религией. Потому и минусы.
            Тех же , кто считает ислам исторической ошибкой тюркских народов, нелепым феноменом торжества арабской идеологии тысячелетней давности над умами наших современников, такие статьи не интересуют. Что нам до разборок между расплодившимися муфтиями?
            И так ясно, что в исламе разброд и шатание, как впрочем и в христианстве, если уже столетиями договориться не могут. Зато радует осознание, что все эти религиозные споры, уже ничего общего не имеющие с истинными духовными потребностями человека, неизбежно приводят к затуханию в обществе вообще всех религий, как культовых пережитков прошлого. Так что прогресс в росте духовности все таки есть, - через медленное освобождение от вековых религиозных заблуждений.

            • Уважаемый я с Вами полностью согласен! Все эти муллы дерущиеся за деньги и и власть и портфели с ними все ясно,но ведь среди мусульман в РТ ведь есть пусть мало ,но не все плохие люди и есть обманутые и многие меня поддерживают и я для них пишу ,как и Батыр и мы хотим вырвать из щупальц ИСЛАМИСТОВ и террористов из Игил особенно молодежь кто сегодня ходит в мечети и готов стать пушечным мясом террористов исламских,мечтающих о ысемирном халифате и одевающих наших детей в хиджабы и чалмы!!

              • Анонимно
                2.12.2018 12:27

                На мой взгляд, любая из существующих ныне религий занимается подменой на свои истинных человеческих ценностей и перекрывает своими нелепыми богословскими спорами, абсолютно оторванными от насущного, реальные проблемы современных людей.
                Смешно даже, сколько многозначительности придаётся этой джуме и тому факту, в какой день и по чьему разрешению молиться. Если человеку так необходима молитва, она ему помогает жить и работать, и без обращения к некому Богу он сам не справляется по жизни, разве это важно, в какой день, и по чьему разрешению, утром, днём или ночью, он это сделает? Да пусть хоть сутками на пролёт молится, если ему это помогает быть хорошим человеком. Главное же, чтобы люди вообще разбирались, что есть добро и что есть зло. А это уже вопрос воспитания, культуры, цивилизованности и образования. Религия тут не главная, хотя для многих может быть неплохим помощником в жизни, если не хотят учиться, развиваться как личности и мыслить самостоятельно.
                Но то, что все религии изживут себя в конце концов - это точно, хотя и не скоро это произойдёт, и драк будет по всему миру немало...

      • Анонимно
        2.12.2018 22:18

        Вот ты же черных свиней разводишь хотя тут вроде как толька белым свиньям полагается жить. Ну и короче чего тогда возмущаться что вместо тенгрианства тут разводят христианство и мусульманство

  • Анонимно
    1.12.2018 11:17

    Когда во главе ставят личные интересы невозможно прийти к объединению

    • Анонимно
      1.12.2018 11:22

      Причин для разногласий много, а для единства почти нет, но это не отменяет ничтожность первого и важность второго!
      Арслан хазрат Садриев

      • Анонимно
        1.12.2018 12:50

        Незачем объединяться. У нас свое управление в вас своё. Нам и так хорошо, и наш муфтий вполне себе справляется и без начальников из МОСКВЫ!

    • Анонимно
      1.12.2018 12:03

      Не все выноситься из избы, благочестивый нрав не позволяет.
      Уповаем на Всевышнего!
      Да откроет Он, сердца заблуждающих и глаза заблуждаемым.

      • Ну хватит врать тут?Что в школе Биологию не учил что ли? Нет никакого всевышнего и любая религия это обман народа и зомбирование и ограбление оппиумом для народа ,а сейчас бизнес по рассовыванию бюджетных,саудовских и ограбленных денег у народа на никахах,поминках и в виде садаки!Иди на семитские сайты и там морочь своим единоверцам голову,а тут пожалуйста форум обманом не засоряй пожалуйста,а то в придуманный семитами рай не попадешь и в аду будешь гореть! Яровой и Сталина с Хрущевым на ВаС НЕТ!

  • Анонимно
    1.12.2018 11:26

    У нас верующих истинно мало. Мои друзья -мусульмане 3-4 не могут к согласию прийти, время от времени враждуют, обижаясь, а тут целые духовные управления должны прийти к единому целому. Сегодня это невозможно! Ахэрэ заман...

    • Анонимно
      1.12.2018 12:08

      Если говорить что это невозможно, то ничего и не получится, а если подняться над амбициями собраться и выбрать единого главу, то это проще простого.

      • Анонимно
        1.12.2018 19:46

        Как подняться над амбициями? Проблема в их вере, нафсе и сознании. Пока не воспитают себя и богобоязненность в себе, любовь к Всевышнему и ближнему, как могут они договориться? В эпоху ахрэ заман, думаю, это невозможно. Ждём конца цикла и перезагрузки человечества.

  • Анонимно
    1.12.2018 11:57

    Если сам Муфтий говорит , что объединение не возможно. Тушите свет .

    • Анонимно
      1.12.2018 12:53

      А я вижу в этом истинную демократию. Пример федерализма, если хотите даже. Мы его не можем построить уже столько лет. А мусульманам удалось

  • Анонимно
    1.12.2018 12:13

    Суть в том, что Батров увидел очередную соринку в глазе системы муфтиятов.
    То что он здесь написал - пустословие. Даже больше - пустословие о пустословии.

    Ну и конечно же главный номад БО не мог остаться в стороне и написал свой очередной бородатый и узколобый комментарий про честных попов и мулл.

    Когда-то Батров писал действительно провокационные статьи. Сейчас то ли обленился, то ли интеллект иссяк - статьи как гомеопатический препарат.

    • Анонимно
      1.12.2018 12:49

      Как и на все предыдущие статьи Рустама хазрата, вам по прежнему нечего возразить по существу и вы вновь банально переходите на личность автора.

  • Анонимно
    1.12.2018 12:51

    Большинству мускльман все равно кто муфтий. Камиль хазрат об этом говорил не раз и очень прав в этом. Главное, чтобы было единство в помыслах. Чтобы мы друг друга братьями ощущали.

    • Анонимно
      1.12.2018 13:48

      Единство в помыслы не возможно без организационного единства, а Камиль Самигуллин либо ошибается, либо лукавит, как с его примером относительно армии.

    • Анонимно
      1.12.2018 18:39

      Да, нам совершенно фиолетово, кто муфтий.
      В Татарстане достаточно мусульман, которые начали читать намаз намного раньше, чем появились и Камиль и Рустам (Батров) и Арслан (Садреев).

      Ну какая нам разница, какие у них должности или названия?

      Сами там себе должности напридумывают, потом между собой выясняют, кто главнее.
      Когда мы принимали ислам, за это ещё деньги не платили, а на беседы вызывали.
      И детей своих мы учим соответственно относиться ко всем этим должностям.

      • Анонимно
        1.12.2018 22:10

        "Сами там себе должности напридумывают, потом между собой выясняют, кто главнее."

        Очень хорошо сказано!!!

  • Анонимно
    1.12.2018 12:55

    Если уж действительно встанет вопрос о единственном лидере, то это безусловно Камиль хазрат должен быть. Он молодой и энергичный. Образованный каких нет больше в России. И за рубежом пользуется уважением

    • Анонимно
      1.12.2018 13:51

      Для должности религиозного лидера возраст и жизненный опыт имеет критическое значение. Поэтому любой мало-мальски знающий аксакал лучше сотни таких образованных юнцов как Самигуллин

      • Анонимно
        1.12.2018 18:16

        Битый и беззубый конечно лучше.
        У такого есть опыт как лучше прогибаться под изменчивый мир и как потом жить, не испытывая мук совести за предательства.

        А молодой лучше, если мы уверены, что сможем помочь избежать предательств своих единомышленников.

        Кто на ближайшие годы для нас лучше?
        К чему мы готовимся?
        К предательства или к победам?

      • Анонимно
        1.12.2018 18:23

        Только за использование словосочетания "должность лидера" можно поставить заслуженную двойку.

        Лидер - это не должность.

        Должность может быть директор или начальник.

        Как можно рассуждать на такие темы, не понимая этого?


        Начальников оценивают по одним признакам, а лидеров - по другим.

        Нынешний муфтий Камиль - начальник.
        Вряд ли его мусульмане считают своим лидером.

        Но и Батрова, конечно, не считают или Садреева, к примеру.

        • Анонимно
          1.12.2018 19:40

          Вот Батров пытается занять место лидера мусульман в Татарстане.
          Периодически пишет фразы типа: "у нас в Татарстане" или "мы в Татарстане".
          Пока не видел людей (жителей Татарстана, хотя бы во втором поколении), которые бы восприняли эти слова серьезно.

          Лидер не ведёт себя постоянно как критик другого человека, если только изредка.
          Лидер положительно относится к миру и к его обитателям. Лидер несёт своим сторонникам варианты продвижения в направлениях, которые им всем нужны.

          Мои слова не означают, что Батров не нужен или вреден.
          Такие тоже нужны.
          Но он не лидер.
          Также как и Арслан.

          • Анонимно
            1.12.2018 23:11

            Вот именно вы, коренные казанцы и татарстанцы не позволяете таким грамотным мусульманам как Самигуллин, Батров и Садреев объединить мусульман.
            Вы считаете, что центр татарского мира принадлежит вам, татарстанцам.
            А их всех считаете приезжими, обязанными плясать под вашу дудку.

  • Анонимно
    1.12.2018 12:57

    Камиль хазрат, по части религиозных наук абсолютный лидер среди муфтиев России. На форуме высказался абсолютно ясно, доброжелательно и, что самое важное, с позиции Исламских наук. А все те, кто искажают его слова, пытаются заработать на этом рейтинги - падальщики.

    • Это очень плохо что он умный и образованный во главе стоит муфтията! Это очень страшно когда ОПГ,Наркодилеров и сутенеров возглавляют умные и образованные люди и с такими очень сложно бороться и искоренять из нашей жизни оппиум и дурь и религию оппиум для народа,который страшней настоящего в РАЗЫ!

      • Анонимно
        1.12.2018 22:14

        Вы приравняли бандита и муфтия. И всё ради того, чтобы опять дурить народ?

  • Буре
    1.12.2018 13:34

    Тенгринианство надо возрождать
    Свою тюркскую религию
    А не следовать чужим арабским обычаям

    • Уважаемый Батыр ,а Буре как всегда прав! Вы ведь никогда не носили арабскую чалму,а носите татарский,тенгрианский головной убор,вы в Пух и прах каждую субботу разносите зарвавшихся исламистких клерикалов и вам и флаг в руки возрождать Тенгрианство в Татарстане! Готов предоставить комнату с вайфаем и все удобства городские,столование с экопродуктами с фермы ,огорода ,сада и погреба и посильную физическую работу во благо Татарстанцев и хватит четки перебирать и бороться с Муллами как с ветренными мельницами! У них это бизнес ,построенный на обмане татар и у них нет выхода другого,а работать они никогда не пойдут! А народ Татарский за своей родной верой пойдет за ВАМИ и как в 20 годы народ будет скоро сжигать хиджабы,чалмы и из мечетей делать библиотеки и инет клубы! Этот процесс пошел уже даже в ИРАНЕ!

      • Наверно татары единственный народ в МИРЕ в основном кто презирает свой язык,свою татарскую веру Тенгрианство ,свою историю тюркских каганатов и ставит памятники предателям таким как Кул Шариф ,устроившим бойню между татарами и Мусе Джалили ,офицеру Вермахта и гражданину фашисткой Германии,наплевав на сотни тысяч татар,которые в войну не побежали сдаваться в плен!И эти люди меня минусуют тут продавшись семитам и их вере!

    • Анонимно
      1.12.2018 14:16

      Часто ты пургу несёшь. Но здесь тебя поддержу. Иногда у тебя идёт просветление и мозг националиста тоже выдает правильные вещи.

  • Анонимно
    1.12.2018 13:36

    Догаларыбыз, вәгазләребез, Коръән укуыбыз татарча булырга тиеш.

  • Анонимно
    1.12.2018 13:38

    РФ регионнарындагы татар-мөселман оешмаларын ТР МДН (ДУМ РТ)-га алырга кирәк.

  • Анонимно
    1.12.2018 13:42

    Телебезне һәм динебездә телебезне югалтмыйк.

    Телебезне һәм динебезне югалтмыйк дип кенә әйтү җитми.
    Дин татарның саклавына мохтаҗ түгел.

  • Анонимно
    1.12.2018 13:54

    В дум рт плевать на труды тат. ученых Фахретдина, Бигеева, Буби, Камали и др., поэтому и не издают их. Всегда ищут такие труды, которые им выгодны. Переводят только те труды Марджани, которые им выгодны. Если им не нравится какое-то высказывание Марджани или др. ученого начинают комментировать его, искажая смысл.

    • Анонимно
      1.12.2018 15:11

      Этот коммент уже был в предыдущих статьях, Батров, придумай уж чё-нибудь новое что ли...

  • Анонимно
    1.12.2018 14:04

    Автор, вы что-нибудь слышали о журналисткой этике вообще?! Ваша статья попахивает разжиганием. Уже даже федеральные СМИ не указывают вероисповедания и национальность преступников, потому это неэтично!

  • Анонимно
    1.12.2018 14:05

    ощущение, что статья носит профилактический характер: автор будто говорит, нужен лидер всех российских мусульсан, но это не должен быть Самигуллин! А кто же им тогда может стать? Ваш новый шеф с несколькими мечетями что-ли? Да пожалуйста! Рядовым мусульманам до фени интриги автора и его новых попечителей!

  • Анонимно
    1.12.2018 15:08

    Что за ерунду вообще озвучили, какой один муфтий? Татарстан это национальная ресбулика, не может быть в России одного муфтия, так слишком много национальностей, обычаев и нюансов в отдельных республиках. Муфтий лидер своего народа!

    • Анонимно
      1.12.2018 16:14

      Ерунду говорите вы! Муфтий не национальный, а религиозный лидер! Как в рамках региона, так и в рамках страны в целом!

      • Анонимно
        1.12.2018 19:34

        Ерунду говорите Вы.
        Муфтий - это чиновник.
        Наш лидер - пророк Мухаммед, да благословит его Аллах.

        Как можно назначить лидера?
        Только чиновника можно назначить.

        • Анонимно
          1.12.2018 23:29

          Давайте посмотрим на другую сферу жизни - на науку. Вот в Москве назначают главного ученого страны - президента академии наук РФ (главного чиновника в науке).
          Хотя в каждой отрасли науки может быть лидерство.
          Вот один учёный сделал открытие - сегодня он лидер.
          А завтра другой учёный сделал открытие - и он стал лидером.
          Лидерство перехватывают друг у друга лучшие из лучших.
          А чиновники делят деньги. Гранты "пилят", распределяют между собой звания "Заслуженный работник науки РФ", госпремии, делят институты, научные журналы, диссертационные советы и т.д.
          Можно ли считать академию наук организацией, где могут быть лидеры науки?

          Так почему вы считаете, что надо именно среди муфтиев искать лидеров?

          • Анонимно
            2.12.2018 10:36

            Искать лидеров мусульман в ДУМах также бессмысленно, как искать лидеров среди учёных в академии наук.
            Их там не было, нет и не будет.

      • Анонимно
        4.12.2018 15:37

        16.14. Зачем татарам религиозныё лидер,
        нужен национальный.

  • Анонимно
    1.12.2018 15:15

    "Кораниты"-сектанты Батров и Садриев претендуют на роль "объединителей" уммы.. но с двух позиций: Садриев ратует за централизацию муфтията в его традиционном виде и, в связи с чем, делает (по-всей видимости) ставку на нового кандидата на должность "муфтия Всеяруси" претенциозного А.Крганова, которому дан "зеленый свет" в данном направлении; Батров же централизацию муфтията видит в секуляризации ("огосударствлении") "духовного" управления - в создании гоуправленческого органа типа министерство по делам религии (министром которого может быть светский человек (такую идею Батров уже продвигал ранее в БО (вполне возможно, что он даже видит и самого себя в этой должности или в роли зама). Но их "объединительная" идея построена на очень даже зыбком (вернее, не имеющем основы (ни коранической, ни хадисоведческой) "богословском" тезисе-нормативе, сформулированный самим же Батровым - тезисе о возможности объединения мусульман на основе наличия султаната (точнее, халифата (о чем, естественно, умолчал Батров), обладающего полномочием выдачи разрешений (рухсат). И при этом, странно то, что он по непонятным причинам допускает в мирововм масштабе наличие полисултанатов (полихалифатов) и оправдывает их существование и легитимность, и их султанов не считает "хариджитами", и на этой основе считает, что султанатские муфтияты являются правомощными (обладающими правом на "рухсат"). Соответственно, с аналогией мировых султанатов, он в российских условиях продвигает идею "огосударствления" мусулдьманской организации и при этом, критикуя сепаратизм внутри уммы, обвиняет российских муфтиев в хариджизме. В итоге у Батрова получается противоречие: раз он называет муфтиеев хариджитами, а разрозненность муфтиятов назвает хариджизмом, то по его логике должно получиться, что и мировые разрозненные султанаты (полисултанаты), которых он здесь приводит в качестве частных образцов-примеров централизации и консолидации мусульман в национальных масштабах - точно также являются ни чем иными, как образцами-примерами (но уже - негативными) хариджизма. То есть, обвиняя российских муфтиев в хариджизме, он обвиняет и султанов и муфтиев мусульманских стран хариджитами. Так рассыпается в пух и прах вся "объединительная" идеология Батрова т Садриева. А ведь объединительная идея лежит в самом Коране и, вторящем ему - Сунне (что было начисто проигнорировано автором). Коран и Сунна - неделимы. И умма будет неделимой (объединенной) лишь будучи организованной на неделимом двуединстве Корана и Сунны. А "кораниты" их разделяют, а значит не смогут претендовать на "объединительную" группу "ахля сунна валь джамага".

    • Анонимно
      1.12.2018 16:20

      А можно, излагать не свои домыслы, а дать конкретные цитаты из текста статьи, относительно всего это огорода, который вы здесь нагородили! Или опять вы что-то увидели между строк, а вернее вам захотелось это увидеть!

      • Анонимно
        1.12.2018 17:38

        А вы сами вновь обратитесь к своему тексту и найдите там свои ошибки и противоречия, которые там, действительно, присутствуют "между строк". Алогичное рассуждение у вас. вы сами наступаете на свои же шнурки и постоянно спотыкаетесь. Ваш текст, действительно, надо читать "между строк" (там есть глубинные мины, на которые вы сами же и наступаете (сами того и не подозревая).

  • Анонимно
    1.12.2018 15:26

    Я тоже за то чтобы Самигуллин был единым лидером! Нужен вожак сильный молодой в таком деле! Кто, если не он, ведь Камиль хазрат и ученый, и спортсмен, и человек хороший, сразу видно.

  • Анонимно
    1.12.2018 16:23

    Единого муфтия должны выбирать сами муфтии! Вы надо полагать один из них? Тогда могли бы представиться, а не анонимно выражать своё мнение.

  • Анонимно
    1.12.2018 16:43

    Кажется, Ислам создает впечатление оторванности от жизни из-за того, что там остановились на том периоде, когда люди переходили с язычества в единобожие, и многие правила, предназначенные людям мировоззрением того времени, уже кажется не подходят в современном мире, где уже люди много веков придерживались единобожия.

  • Анонимно
    1.12.2018 16:58

    Толкователи Ислама ставят часто непроходимые барьеры для человека, желающего познать, приблизиться к Всевышнему. А найти путь к Всевышнему нужно каждому человеку. Человеку очень тяжело по другому, он может погубить себя и не будет по настоящему счастливым.
    Кажется эти барьеры были установлены в средневековье, когда надо было с язычества перейти в Ислам, тогда они наверно нужны были. А сейчас совсем другой мир, сейчас же совсем другим языком надо толковать религию, чтобы людям было понятно, зачем важно быть религиозным.
    Люди этот этап-переход с язычества в единобожие давно уже прошли, у людей сейчас большие возможности реализоваться, люди многое имеют, людям только быть счастливыми тяжело, а по настоящему счастливым можно быть только с Любовью к Всевышнему в душе. И это Любовь поможет человеку самому определять, где он идет правильно, где нет. Когда идешь неправильно, эта Любовь уходит с души и человеку становится нехорошо.
    А Коран как путеводитель, если можно так сказать, чтобы человеку было легче идти по правильной дороге.

  • Анонимно
    1.12.2018 17:12

    В татарском небосклоне есть кажется две звезды- Тукай и Фахретдин, которые были по настоящему религиозны, потому что были любящими, прежде всего по настоящему любящими Всевышнего и одарившие этой любовью татарский народ. Поэтому их труды бесценны.
    Наверно и другие были, которые остались в забвении, может еще их имена вернутся татарскому народу, один из них-Муса Бигеев.
    Многие мусульмане кажется сильно застряли в запретах и правилах, что часто им не до Любви.

    • Анонимно
      1.12.2018 20:38

      Тукай не был религиозен, если только в душе, но по действиям мы так сказать не можем!

    • Анонимно
      2.12.2018 08:05

      А как же Марджани? А Каюм Насыри? Акмулла? Утыз Имяни? А мученик мулла Батырша? А мученик имам Кул Шариф? Знать надо свою историю.

      • Анонимно
        2.12.2018 22:13

        Тут соседей с одной площадки не всех знаешь не то што знать тех кто уже давно умер

  • Анонимно
    1.12.2018 18:20

    Ну почему единоверцы такие злые к друг другу, иногда даже чувствую ненависть? Почему? Один раз решила прийти на пятничную молитву бежала чтобы не опоздать, и во время молитвы подползла через ряды пожилая женщина чтобы сказать, что у меня из под платка видны волосы. Просто удивляюсь такой неприязни друг другу. Скоро в мечеть ходит будет не кому!

    • Анонимно
      1.12.2018 20:27

      Всевышний через нее открыл вам ворота рая. вы не заметили. Следовало бы улыбнуться, искренне сказать рахмат и присоединиться к молитве. не важно как она сказала, важно вам принять правильно информацию. следующий раз я надеюсь на вас, не подведите. мир вам и благословение истинного и единственного Создателя всех миров.

  • Анонимно
    1.12.2018 19:49

    Батров молодец, поднимает важные вопросы для уммы. Но хотелось бы продолжение его теологических циклов, здесь он особенно силён. Пример - цикл статей о Абу Ханифе и его продолжателях.

  • Анонимно
    1.12.2018 20:52

    если не думать о плохом то всё нормально
    но мусульманина точит точит и точит совесть и ум и в это состояние мучающее состояние вводят СМИ России
    всё это интересы интересы интересы
    понятно Ислам сильная религия и имеет большое уважение в мире
    но конкуренцию и зависть никто не отнимал у других конкурентов.
    человек это существо которое имеет пороки и так будет всегда
    Ислам в России вторая религия и не главная.
    от этого и все последствия
    в Саудии всё наоборот там Ислам занимает первое место.
    тогда чего размышлять и жаловаться ?
    А мистер Рустам Бытыр обижен и имеет право сводить счёты
    хотя бы таким причудливым способом.
    ааааа Ислам в России имеет привлекательное будущее




  • Фидарис
    1.12.2018 21:17

    Статья как-бы не о чем. Весьма странным кажется вывод о ненужности муфтиятов только на основании неопределённости санкционирования проведения Джума. Или вот такой пассаж, поражающий широтой охвата: « … а теперь аппетит монстра исламского консерватизма требует жертв на съедение по все более и более мелким поводам» - это на основании слов Камиль-хазрата о факте поножовщины в одной из мечетей Казани.

    «У мусульман одной страны должен быть один глава — тут не о чем дискутировать.", -сказал, как отрезал, хазрат Садриев.

    Вообще проблема структурной перестройки Уммы (не только организация ее управленческих структур) должна решаться на научном уровне: с одной стороны в строгом соответствие с принципами и предписаниями Корана и Сунны, а с другой - обеспечивая эффективное развитие Уммы.

    Я сам не готов к предметным предложениям в этой области. но среди мусульман , уверен, достаточное количество умных и знающих людей в этой области. Вот с организации деятельности этих ребят и надо начинать.

    По-моему, сложившаяся система со множеством муфтиятов, это не самое худшее в современных реалиях РФ. Она дает возможность создания горизонтальных сетевых структур для развития и через них выстроить единую систему функционирования Уммы. Действующие руководители ДУМ не должны бояться новшеств в организации деятельности Уммы. По-моему, им следует инициировать создание постоянно действующего Координационного совета, в рамках полномочий которого можно было бы организовать работу группы по системным, структурным преобразованиям в Умме.

    • Анонимно
      2.12.2018 09:13

      Такой координационный совет был создан. Совет муфтиев России. Но ДУМ РТ и из него вышло.

      • Фидарис
        2.12.2018 11:12

        Чтобы такой Совет реально заработал, надо правильно прописать его функции и полномочия.Он в основном нужен для координации деятельности, но не принятия управленческих и других каких-то категорически обязывающих решений.
        Там много чего можно прописать для этого Совета касательно проблем и вопросов по деятельности всей Уммы РФ, как единого живого организма.

  • Анонимно
    1.12.2018 21:25

    Батров,играет на поле,сторонников,что хотят уничтожить Республику Татарстан.Это плохо закончится для РФ,и Москвы.Никто не отменял,самопожертвование в Интересах Татар.Не будите,Тайные Силы Народа.

  • Анонимно
    1.12.2018 22:11

    Тукай понимал, как важно быть именно любяще-религиозным, чтобы этот Мир открылся тебе, и очень хотел это донести детям в своих стихах. Вот некоторые строки из его стихов:

    И туган тел! Синдә булган иң элек кылган догам:
    Ярлыкагыл, дип, үзем һәм әткәм-әнкәмне, ходам!

    Ходай шунда җан биргән, мин шунда туган,
    Шунда әүвәл Коръән аятен укыган;
    Шунда белдем рәсүлебез Мөхәммәдне,
    Ничек михнәт, җәфа күргән, ничек торган.

    Әй бәһале, әй кадерле, әй гөнаһсыз яшь бала!
    Рәхмәте бик киң аның, һәрдәм таян син аллага!

    Йя ходай, күрсәт диген, ушбу җиһанда якты юл;
    Ул-рәхимле; әткәң-әнкәңнән дә күп шәфкатьле ул!

    Кыйл дога, ихлас белән тезлән дә кыйбла каршына;
    Бел аны: керсез күңелдән туры юл бар гаршенә!

  • М.К.
    1.12.2018 23:19

    А что тут фантазировать?
    Есть же у нас муфтий, он и есть глава мусульман, избран был уже почти сорок лет назад.

    Для абсолютнейшего большинства наш глава - муфтий.

  • Анонимно
    1.12.2018 23:51

    Бред какой-то!!! И кого мы выберем главным муфтием? И что он приедет в Бугульму что бы дать фетву на какой нибудь вопрос. В каждом регионе должен быть муфтий так как он знает проблемы региона и может дать объективную фетву.

  • Анонимно
    2.12.2018 07:46

    В последнее время Батров неприятно удивляет. Всегда читал его и интересом и многим соглашался. Однако эта публикация не выдерживает критики. Кажется, что по отдельным моментам Батров наступает на горло "собственной песни". Какой такой еще "рухсат" либо "разрешение" на джума? Где об этом указано в Коране? Вообще есть ли об этом хадис? Даже если есть такой хадис, Батров, будучи коранитом, должен был этот хадис взять под сомнение. Трудно себе представить, как во времена воинствующего атеизма бабаи в деревнях, тайно собираясь в какой-нибудь дом либо на природу, чтобы почитать жомга намаз, думали о каком-то "рухсате". Уверен, что это опасное нововведение, ограничивающее свободу и ничено общего не имеющее с Исламом. Только мусульмане на местах должны решать, кто у них будет имамом и где будет проводиться жомга намаз. Потом, я полностью поддерживаю мнение Самигуллина относительно того бедолаги, который вытащил нож.Это действительно вопиющий и единичный случай, возможно, этот человек был психически больным, и нечего об этом трезвонить на всю Россию. А Батров ухватился за это и не совсем честно описывает все это, как будто это характерно для мусульманской уммы. Не всегда вынос отдельных проблем на общественное суждение обывателей полезен, и это как раз тот случай. Об этом можно и нужно говорить через определенное время, когда улеглись страсти и разрешился вопрос, не раскрывая данные о личности, что и сделал муфтий, и поступил, на мой взгляд, совершенно правильно. Что касается единого муфтията - вопрос очень спорный и дискуссионный, по примеру Русской православной церкви мы видим, что строгое единоначалие- это не всегда есть хорошо.

    • Анонимно
      2.12.2018 12:38

      Те же вопросы имел. Рустам, ответь, пожалуйста. Будь так любезен.

  • Анонимно
    2.12.2018 10:31

    2018 год был годом Марджани, но к сожалению, про Марджани так не знали ничего почти, так и не узнали.
    2019 год юбилей Ризаэтдина Фахретдина, 160- летие, про него то хоть что-то узнаем?

    • Анонимно
      2.12.2018 20:34

      10-31
      Узнаете, если будут изданы его труды, в частности "Комментарий к изречениям пророка Мухаммеда".
      Вы поймете, что основа ислама - гуманизм и человечность.

  • Анонимно
    2.12.2018 11:29

    задавленные азиатские массы, пока через ислам освобождают плечи от разных форм угнетения.

    • Анонимно
      2.12.2018 18:02

      Именно так. А когда освободятся и расправят плечи, то и вообще удивятся - а для чего им этот ислам то?
      Выдуманная арабами религия, полностью под этот народ разработанная, как раз в те столетия, когда эти самые арабы-язычники на тюрков, как на богов смотрели и мечтали «а нам бы так».

  • Анонимно
    2.12.2018 13:10

    Поправочка: ЭКС-имам Сергиево-Посадской общины Арслан экс-хазрат Садриев

    • Анонимно
      3.12.2018 17:39

      Не выдавайте желаемое за действительное! Я как работал Председателем и имам-хатыбом Сергиево-Посадского района, так и работаю на своём месте в своей мечети!
      Арслан хазрат Садриев

      • Анонимно
        4.12.2018 18:42

        "хазрат" - это должность или титул? скромнее надо быть...

  • Анонимно
    2.12.2018 23:41

    "Для верующих мусульман вопрос о роли ДУМ РТ..." и далее по тексту. А у меня вопрос: для верующих, или для мусульман? Это разные вещи.

  • Rimma - Karamnisa
    6.12.2018 14:35

    "....Как то Пророк صلى الله عليه وسلم сидел с сахабами рассказывал им о Исламе, о конце света, он затронул и тему " фитны ".
    Пророк صلى الله عليه وسلم сказал:".. Будут люди близко к Концу Света из моей общины и их деяния будут превосходить деяние десяти из Вас."
    Тогда сахабы спросили: " Что за это люди? И каковы их деяния?"
    Пророк صلى الله عليه وسلم сказал" ...Они уверуют в меня и будут бороться против фитны и они будут как сироты"...
    Сахабы сказали :" Ведь мы тоже верим в Тебя и распространяем Ислам и молимся."
    Пророк صلى الله عليه وسلم ответил "... Воистину я с Вами, а они будут без меня. Они будут одни."
    И передано, что глаза Самого дорогого и лучшего Создания прослезились!...."

    Как говорится..."гляди чаще на небо"....

    Наблюдая за происходящим среди единоверцев мусульман, и мужчин и женщин, всегда сталкиваюсь с фактом - как же человек слаб, слаб своим иманом (верой), который руководствуется не чистотой и искренностью ислама (которую Всевышний Аллах провозгласил сурой Аль - Ихлас, и в которой, Он - Аллах, не есть просто чисто философское понятие, нет, Он заполняет Своей Сущностью полностью фитр - иман человека уверовавшего...), слабый иманом человек, привзносит свое видение, свое понимание.
    А человек искренне уверовавший....
    ...такой верующий человек действительно будет чувствовать себя "сиротой".....ибо только в таком верующем человеке произойдет соединение его сущности и бытия в Аллахе и это будет неразрывная связь!
    Сознание такого человека будет определять его бытие и то, как он будет обходится со своим бытием, через высокий, нравственный потенциал своей духовности через призму Аллаха.

    Какое бытие мы видим среди нас?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль