Общество 

«Просвещенный ислам капитализирует бренд татар»

Рустам Батыр
2019-01-20 07:35

Свежепрезентованный эскиз стратегии татарского народа обсуждали на этой неделе в Арском педагогическом колледже. Но насколько эффективны подобного рода мероприятия? Таким вопросом задается известный мусульманский и общественный деятель Рустам Батыр. И почему разработчики на протяжении всего эскиза ни разу не упомянули в открытую ислам? Автор «БИЗНЕС Online» размышляет о том, что должно быть в стратегии и чего там, видимо, не будет.

Фото: tatar-congress.org

«ИМИТАЦИЯ ПОДЛИННОЙ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ РАБОТЫ»

Стратегия развития татарского народа, общественное обсуждение эскиза которого началось на этой неделе, — инициатива хорошая, нужная и даже давно назревшая. Другое дело, что это полностью чиновничья история со всеми плюсами и минусами такого подхода. К плюсам нужно отнести жесткий дедлайн, который инициатор стратегии Василь Шайхразиев поставил для ее принятия, — 30 августа 2019 года. Без временного лимита документ можно обсуждать вечно и так ни к чему не прийти. Вспомним, как долго ученые спорили по поводу латиницы татарского языка, и в итоге упустили критически важный момент. Здесь было бы то же самое.

Однако куда существеннее минусы. Председатель «Милли Шура» вместо закрытого рабочего мероприятия, куда были бы собраны мозги нации и реальные — в том числе теневые — акторы татарского процесса, разработку стратегии выстраивает как публично-популистское шоу, первая серия которого состоялась на днях в Арске, куда согнали тетушек в красивых калфаках из близлежащих районов для обсуждения эскиза стратегии. В итоге единственная существенная мысль, которую смогли сформулировать привлеченные административным путем районные эксперты, свелась к вопросу о том, нельзя ли побыстрее закруглиться, а то у них «электричка уходит».

Низкий поклон до земли татарской деревне — красивый и, в сущности, правильный жест. Но к настоящему мозговому штурму это не имеет никакого отношения. Так называемые зональные обсуждения стратегии нужны лишь для того, чтобы потом принятый документ представить как коллективную волю татарского народа — и не более того. Другими словами, Шайхразиев и Ко пока занимаются имитацией подлинной концептуальной работы и перекладыванием ответственности через круговую поруку, а не собственно генерацией глубинных идей, которые бы максимально эффективно служили делу сохранения и процветания татарского народа, благополучию республики и страны. Иначе разработка документа строилась бы совершенно по другим алгоритмам.

Поэтому уже на уровне эскиза не вооруженным глазом видна идейная нищета разрабатываемой стратегии. Она сквозит практически в каждом представленном слайде. Например, Шайхразиев мечтает запустить круглосуточное татарское телевещание, хотя уже сейчас круглосуточный формат подачи видеоинформации — замшелый атавизм, «былтыр», ибо все телевидение стремительно перетекает в интернет, где на смену понятию круглосуточности приходит парадигма online. Или: стратегия заботится об укреплении татарской журналистики, но ни слова не упоминает о развитии  национального блогинга. А ведь этими и другими идеями, которые достали с пыльных полок, татар предлагают вооружить аж на ближайшие 30 лет вперед!

Впрочем, сами инициаторы проекта не скрывают и даже настаивают, что он еще сырой, к тому же просят активно присылать свои предложения. В данной статье ваш покорный слуга в меру своих скромных сил постарается откликнуться на этот призыв в части вопросов, которые касаются ислама.

Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЧЬЮ ПРОПОВЕДЬ НА ТАТАРСКОМ ЯЗЫКЕ УСЛЫШАТ ДЕД, СЫН И ВНУК?»

Прежде всего, нужно начать с того, что всемирный конгресс татар — а именно он предполагается основным локомотивом реализации стратегии — вполне реалистично смотрит на вещи в контексте религии и при всей светскости своей организации всегда опирается на мусульманский фактор в деле национального самосбережения татар. Достаточно вспомнить, что именно ВКТ ежегодно проводит форум татарских религиозных деятелей, куда съезжаются имамы и муфтии со всех уголков страны, ближнего и дальнего зарубежья. Поэтому вполне логично и ожидаемо, что в эскизе стратегии затронута и тема ислама.

Правда, авторы документа играют с ним в какие-то терминологические прятки. Удивительно, но на притяжении всего эскиза его разработчики ни разу не упомянули ислам в открытую. Там есть отсылки к традиции, традиционным основам татарской жизни, обычаям, праздникам и обрядам. Проговаривается духовность, вера и некие татарские приходы. Более того, делается ставка на «укрепление национального самосознания татарского народа при помощи религиозных институтов» и даже предлагаются конкретные меры: «ввести в традицию ходить сообща (дед–отец–внук) в культовые учреждения», «организовать чтение проповедей на татарском языке во всех регионах проживания татар» и осуществить «подготовку священнослужителей, владеющих татарским языком». Однако слова «ислам» или «мусульмане» не использованы ни разу.

Поначалу может показаться, что такие обтекаемые формулировки обусловлены татарским субэтническим интернационализмом: как будто бы разработчикам стратегии не хотелось отсекать кряшен от сферы ее действия. Однако это не так, ибо в двух местах они все же прокололись. Так, на одном из слайдов проговаривается создание тематических музейных площадок «в школах, домах культуры, мечетях», но при этом не упоминаются культовые учреждения кряшен.  А в другом слайде предписывается «наречение детей татарскими именами», хотя кряшены, как известно, носят русские имена и фамилии. Значит, действие стратегии направлено все-таки на основную часть татар, чьи предки исторически ассоциировались с мусульманской религией. К чему тогда все вышеприведенные эвфемизмы, выдающие потуги скрыть исламский фактор в жизни татарского народа? Абсолютно непонятно.

Как бы там ни было, гораздо существеннее не способ обозначения исламской составляющей, а самая суть этого вопроса. И вот здесь разработчики стратегии — светские ученые и деятели культуры — откровенно «плывут».  

Они рисуют нам милую душевную картинку теплой семейной традиции, когда дед, сын и внук, все вместе (!) идут в мечеть (пардон, в культовое учреждение), где для них имам (простите, священнослужитель) читает прекрасную татарскую проповедь. На этой идеалистической картинке фантазия светских разработчиков стратегии, собственно, и заканчивается, если не считать их желания превратить мечети в музеи.

Что не так с предлагаемой зарисовкой? Две вещи. Во-первых, авторы документы низводят весь ислам исключительно на уровень семейных традиций, забывая, например, о его глубочайшем интеллектуальном и даже политическом потенциале, который и по сей день может сослужить татарам великую службу, несмотря на то, что многие из них уже давно светские люди. Во-вторых, разработчики стратегии никак не дифференцируют ислам внутри себя. Чью проповедь на татарском языке услышат дед, сын и внук: ваххабита, традиционалиста, джадида или кадимита? А это весьма серьезный вопрос, на который стратегия тоже должна ответить, ибо он напрямую влияет на будущее татарской нации.

Фото: «БИЗНЕС Online»

«КОНСЕРВАТИЗМ В ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПРОПОРЦИЯХ НУЖЕН ТАТАРАМ»

Джадидскую модель ислама в свое время активно поднимал на знамена Рафаэль Хакимов в бытность его политическим советником президента РТ. Проницательный политтехнолог рассчитал все верно: толерантный, миролюбивый, просвещенный ислам повышает инвестиционную привлекательность республики и в целом капитализирует бренд татар. Правда, увлекшись построением этой концептуальной витрины, в республике совершенно упустили из виду собственные тылы, а там в авгиевых конюшнях ислама расплодилась едва ли не самая настоящая международная сеть ваххабитов. Сейчас уже подзабылось, но в Татарстане ведь прокатилась серия терактов, самый громкий из которых случился в 2012 году, когда было совершено покушение на муфтия РТ Ильдуса Файзова и убит его заместитель Валиулла Якупов. Пусти республиканские власти и дальше все на самотек, о сабантуях в Париже и прочих плясках, которые так любят наши татарские активисты, пришлось бы надолго забыть: просто было бы не до того. Так что модель ислама, которая будет реализовываться среди татар, очень сильно влияет на наше настоящее и будущее. Одним лишь знанием татарского языка священнослужителями данный вопрос далеко не исчерпывается.

В последний раз публичное обсуждение концептуальных основ путей развития ислама в татарском народе педалировалось в связи с открытием Болгарской исламской академии. В результате остановились на консервативной модели ислама. Для ее реализации в Болгарах высадили арабский десант, который, абсолютно не сообразуясь с российскими реалиями, призывает, например, государство преследовать людей за отказ исполнять пятикратный намаз, что зафиксировано даже в публичном пространстве. Стоит ли стратегии такие важнейшие вопросы оставлять на самотек? Не думаю. Но именно так ее эскиз и поступает.

Консерватизм в определенных пропорциях нужен татарам. Он образует и подпитывает ядро культуры, обеспечивая ее преемственность сквозь время. Именно консерватизм, закрытость, замкнутость помогли татарам сберечь себя на протяжении многих столетий враждебной ассимиляционной политики Российской империи, а затем и СССР. Но ведь консерватизм/кадимизм — только лишь часть нашей религиозной традиции. Невиданный ренессанс татар рубежа XIX и XX веков был сопряжен с совершенно другим явлением — джадидизом. Именно он в значительной степени помог татарам обрести многих выдающихся деятелей культуры и адаптироваться в условиях меняющегося мира. А где ему место в современном ландшафте духовной жизни татар? В эту сторону авторы эскиза стратегии даже не смотрят.

Здесь мы наблюдаем колоссальный разрыв между тем, что есть в реальном исламском поле татар, и тем, как оно видится в глазах наших светских татарских националистов. Последние не разбираются в мусульманском богословии и довольствуются декларациями духовенства, которые время от времени слышат в данной связи. Периодически из уст наших религиозных деятелей действительно слышатся такие имена, как Габденнасыр Курсави, Шихабутдин Марджани, Зыяэтдин Камали, Муса Бигиев и другие. И нашим светским деятелям кажется, что ислам развивается у нас в правильном, прогрессивном, направлении. Но это далеко не так. Взять хотя бы для примера результаты 200-летнего юбилея Марджани. Что было сделано нового для осмысления и популяризации его наследия? Для осмысления практически ничего, а в плане популяризации ДУМ РТ больше всего гордится изданием шеститомника его трудов (тираж — 300 экземпляров). Здесь надо заметить и подчеркнуть, что речь идет не о переводе, а о всего лишь репринтном переиздании работ мыслителя, то есть даже не был сделан новый набор текста, отвечающий всем современным требованиям. Другими словами, Марджани как оставался недоступным для большинства татар, так и пребывает в идейном забвении по сей день. По сути, вся интеллектуальная работа ДУМ РТ при издании шеститомника свелась к тому, чтобы сделать только новую обложку. Но даже здесь наши духовные иерархи отличились, умудрившись в имени ученого сделать аж три ошибки (опустили определенный артикль, потеряли две точки в «йа», и самое вопиющее — вместо «Шихабу…» написали «Шихаба…»), не говоря про ошибки в названиях книг. Авторы стратегии грезят продвижением бренда татар на мировом уровне. А тем временем книги с элементарными ошибками дарятся гостям и партнерам республики из мусульманских стран. На какое уважение к нашей культуре мы можем рассчитывать, если сами так неуважительно относимся к своему наследию?

Почему же так происходит? Да потому, что консервативное духовенство занимается прогрессивными татарскими мыслителями лишь из-под палки государства. Чиновники требуют этого, вот они и вынуждены идти им на встречу. А у самих нет абсолютно никакого понимания, зачем это нужно и как это можно использовать. Если еще Марджани, пусть криво-косо, пусть лишь в репринте, но издали, то Бигиев — самый реальный претендент на роль мирового богословского бренда татар — вряд ли будет удостоен и этого. Ведь Бигиева, на котором, например, сформировался в качестве богослова предпоследний министр по делам религий Турции Мехмет Гермез (он защитил по нему диссертацию), в руководстве нынешнего ДУМ РТ считают еретиком. Пусть считают. Имеют право: у нас плюрализм мнений. Просто при таком однобоком подходе о сбалансированном развитии «татарского» ислама, где бы консервативное и реформаторское начала поддерживали и взаимодополняли друг друга, не может быть и речи. Но авторы стратегии совершенно этого не понимают: им лишь бы проповедь в мечетях велась на татарском языке.

Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЭКСПОРТ НАШЕЙ МОДЕЛИ ИСЛАМА МОЖЕТ ПРЕВРАТИТЬ ТАТАР В ИДЕЙНОГО ЛИДЕРА МУСУЛЬМАНСКОГО МИРА»

Как уже было сказано, разработчики стратегии надеются на «продвижение достижений татарской культуры в качестве бренда в мировое пространство». Очень здравая идея. Но, боюсь, как бы все дело не свелось лишь к сабантуйным пляскам под Эйфелевой башней и завлечением в наши края этнотуристов. А ведь модель миролюбивого, просвещенного ислама тоже может продвинуть татар на мировой арене.

В условиях, когда Россия, обложенная западными санкциями, вынуждена активнее искать себе друзей, в том числе на мусульманском Востоке, а тот в свою очередь задыхается от миазмов идеологии, породившей ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ террористической группировки ИГИЛприм. ред.), татарский джадидизм, как ничто другое, может быть экспортирован во вне. Наша страна надеется на татар, что именно они откроют ей ворота в исламский мир. Неслучайно Владимир Путин поручил возглавить группу стратегического видения «Россия — исламский мир» не кому-нибудь, а Рустаму Минниханову. Но как это отражено в стратегии? Никак. Там об исламе вообще не сказано ни слова.

Помимо зарабатывания политических дивидендов внутри страны, экспорт нашей модели ислама может превратить татар в идейного лидера мусульманского мира, который поможет ему избавиться от демонов прошлого. Один из ведущих в мире специалистов по исламу Тауфик Камель Ибрагим (сирийский араб по национальности), который благодаря своему учителю-татарину Артуру Сагадееву еще в 70-е годы прошлого века ездил в Казань и знакомился в библиотеках с трудами татарских богословов, уже много лет как мантру повторяет, что долг нашего народа раскрыть свое богословское наследие исламскому миру, потому что, если мы не спасем его от духовного тупика, в котором тот прозябает уже много веков, то этого, возможно, не сделает больше никто. Тауфик Ибрагим прекрасно ориентируется в мировом исламском наследии и, в отличие от нас, может по достоинству оценить масштаб и значимость тех прорывных и фундаментальных идей, которые высказывали Марджани, Бигиев, Ризаэтдин Фахретдин и другие.

Фиксирует ли стратегия подобные возможные перспективы для татар? Нисколько. Я бы посоветовал уважаемому Шайхразиеву встречаться не только с библиотекаршами в расшитых калфачках и гармонистами в бисерных тюбетейках из Арска, Буинска, Нурлата и других замечательных райцентров, но и с теми, кто способен взглянуть на нашу культуру со стороны, понимая ее значение и уникальность в мировом контексте. Но боюсь, что разработчики стратегии поступят так, как и положено чиновникам: вопросы ислама отдадут на откуп соответствующих структур, в первую очередь ДУМ РТ, то есть тем, кто в имени Марджани делает за раз три ошибки. Ну и, чтобы комар носу не подточил, для страховки благословятся на форуме татарских религиозных деятелей. Прочитают ли там текст стратегии, смогут ли компетентно вникнуть в ее содержание — не суть важно. Главное — 30 августа отрапортовать о всенародной ее поддержке. Увы, пока все указывает именно на такой сценарий развития событий.

Фото: «БИЗНЕС Online»

КОЛЛЕКТИВНЫЕ УСИЛИЯ НА ВОЗРОЖДЕНИЕ ЕДИНОГО ДУХОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МУСУЛЬМАН

И в завершение еще одно предложение, касающееся ислама. Оно заключается в том, чтобы направить наши коллективные усилия на возрождение единого духовного управления мусульман. Думаю, эта цель для всех вполне понятна и вполне осязаема.

Формально данный институт начинает свою историю с 1917 года. Именно тогда в результате  свободного волеизъявления татар и появилось Диния назараты. Однако фактически он продолжал традицию Магометанского духовного собрания, созданного еще при Екатерине II. Другими словами, в условиях отсутствия национальной государственности данный институт в течение более чем двух веков выступал единственной структурой, которая скрепляла татар, разбросанных по разным губерниям, в единое тело. По сути это был организационный скелет нации.

В Татарстане понимают значение ислама для объединения татар. Как уже было сказано, всемирный конгресс татар проводит колоссальную работу по организации ежегодного форума татарских религиозных деятелей. На ту же мельницу работает и проект Болгара как духовного истока татарского народа. Так почему же нам не возродить единое духовное управление мусульман в качестве дополнительного инструмента единения татар, тем более что в регионах часто именно имамы выступают главным оплотом татарской культуры? От этого выиграют абсолютно все. Да, здесь потребуется проводить переговоры с участниками процесса, искать взаимовыгодные компромиссы. Но оно того стоит.

Однако вряд ли инициаторы стратегии готовы пойти на столь серьезные изменения в ныне существующем общественном ландшафте татарского народа. По крайне мере, в ходе обсуждений они уже заявили о своей политической беззубости и абсолютной «плюшевости» внутреннего настроя. Поэтому вряд ли у кого-то есть сомнения, что обсуждаемая стратегия — пока не более чем красочная бутафория, едва ли способная произвести тектонические сдвиги в национальной жизни татар. Впрочем, и популистское шоу тоже имеет право на существование. Главное, чтобы районные эксперты после него смогли успеть на электричку… Но надежда умирает последней. Кто знает, может, руководство ВКТ под давлением общественности поменяет вектор работы, и тогда будут востребованы серьезные наработки наших интеллектуалов и ученых, весь их потенциал, а главное — можно будет всерьез думать, как отразить в стратегии фактор «татарского ислама», который может (и должен!) стать, повторюсь, фактором как сохранения и развития нашей идентичности, так и — при определенной системной внутренней работе — брендом мирового уровня.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (109) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
20.01.2019 11:08

"Насыйхат" Ризаэтдина Фахретдина-это уже готовая духовная стратегия для татар,это не религиозная книга, но каким -то удивительным образом там религия постоянно человека подправляет, чтобы человек шел по правильным дорогам в этой жизни, и красной нитью в этой книге проходит прежде всего важность образованности для человека, подробно описывается, как достигается истинная образованность, что для этого делать, такого подробного руководства в мире наверно больше нет в отношении образованности.

  • Анонимно
    20.01.2019 09:41

    основная проблема яблока местного ислама в черве марксизма в нем.

  • Буре
    20.01.2019 09:47

    Арабизации ничем не лучше русификации

    • Бывший семинарист и депутат Думы журналист Невзоров поставил Диагнооз тем людям кто в 21 веке верит в БОГА-православие головного мозга! Попам он дает более точные характеристики! Интересно Батыр ,который как и Невзоров борется с Исламистами и мракобесами от религии когда тоже введет в обиход такие же характеристики тем кто был атеистом и ВДРУГ стал правоверным!?

      • Анонимно
        20.01.2019 15:04

        А есть тенгрианство головного мозга? Или кармаломания? Вы не ждите от Батрова того, что видится в фантазиях. Он мусульманин, только верит в другой подход, но в того же Бога и того же пророка.
        Если уж хотите сказать обратное - что он диверсант в Исламе и не мусульманин, тогда приведите факты. Факты, Карл!

        • Анонимно
          20.01.2019 15:28

          Бесполезное ломание Копий.
          Мы всё равно придём к тому, что религия будет просто олицетворением традиций и обычаев народа.
          Как протестантизм в США.
          Общество там соприкасается с религией:
          1. При рождении ребёнка.
          2. При бракосочетании.
          3. При уходе из жизни.
          Между первым и третьим пунктами каждый выбирает общение с религией сам, исходя из своего понимания и потребностей.
          То же самое будет и в Исламе.

        • Анонимно
          20.01.2019 16:13

          Только факты
          Тенгринианство татарская религия
          Ислам арабская

          Чем исламские проповедники лучше луки канашевича?

    • Анонимно
      20.01.2019 10:57

      Арабский должен быть вторым родным языком для татар. Огромный пласт татарского духовного наследия написаны именно на арабском языке или на арабской азбуке

      • Анонимно
        20.01.2019 11:28

        Новотатары раскалываются по поводу языков))
        Пазл складывается следующим образом: когда общность раскололась по языковому признаку - появился булгарский язык, кипчакский появился несколько позже, оба они относятся к тюркской группе.
        Там, где обитали прототатары,.. за Тувой, язык был другой.
        Вопрос: Как жить дальше? Новотатары- вы кто? Где ответ за последние 100лет?

        • Анонимно
          20.01.2019 12:33

          Что за бред? Кто раскалывается? Знание ещё одного языка разве свидетельствует о том что человек - раскольник?

          • Анонимно
            20.01.2019 13:59

            Возможно стоит разобраться в булгарском языке. Уж он, точно на 100%, был языком этих широт.

          • Анонимно
            20.01.2019 14:01

            Если общество расколото, значит не едино. Где ваша логика?

        • Анонимно
          20.01.2019 13:05

          Что за бред

      • Буре
        20.01.2019 11:48

        На татарском надо писать

        Письменность русская, религия арабская
        Из татарского только язык оставался и тут сдаем

        Раздвоение сознания
        Мечемся между арабами и русскими
        Силы теряем
        Где татарское?

      • Анонимно
        20.01.2019 18:57

        Какой там пласт? Сказочники.

      • Анонимно
        20.01.2019 21:08

        Батров опять хочет отличиться "скрепоносно" (это у него получается всегда), а заодно протолкнуть еектантскую идеологию (модель) "коранитов-антисуннитов", прикрываясь идеологией джадидизма (своего бывшего оппонента Хакимова). Но реформацией здесь вообще и не не пахнет (наоборот, здесь смердит средневековьем), поскольку: Батров ратует за сохранение "системы указных мулл", дореволюционного (екатерининского) образца; ратует за "этно-ислам" (то, чего нет и не может быть в исламе ("кораниту"-Батрову надо внимательно изучить суру "Комнаты", где ясно и четко говорится о наднациональности Ислама); в своем "коранитском" видении представляет этот "этнический ислам" как некую смесь несмешиваемого и нестыкуемого - "единство" националистов-неверующих и "этнических мусульман" (что можно назвать оксюмороном). Батров мыслит ретроспективно и своое ретровидение переносит в современную реальность. В прошлом татары идентифицировались с исламом, русские - с православием. Теперь ситуация совершенно другая - нации и не идентифицируются с религией (татары уже отнюдь не мусульмане, и русские тоже (да и другие народы также). Пытаться на волне сегодняшнего тренда (позиционирования и проталкивания татарского бренда) загребать жар чужими руками (трудами, именами, инициативами) - не совсем морально и достойно. Ловкачество это.

        • Анонимно
          20.01.2019 21:44

          Почему в прошлом татарам можно идентифицироваться с исламом, а сейчас нельзя стало? Почему тогда в разные кладбища хоронят, есть татарские и русские кладбища?

        • Анонимно
          21.01.2019 07:21

          Не только у вас, у всех есть есть право опереться на Всевышнего, вы же хотите оставить людей без этой опоры.
          Вы хотите вести себя чуть ли не как каста жрецов в Египте, как будто только у вас есть доступ в Ислам, а другие могут только с вашего позволения приблизиться к Исламу.
          Татарский народ уже 1000 лет до вас держал Ислам, и не в тепличных условиях, а в условиях, когда была лишена всего и много веков не имела права даже строить мечети.
          Татарский народ он чувствует сердцем Всевышнего, часто тяжело это осознать ему, так как доступ закрыт трудам религиозных деятелей, которые искренне хотели помочь в этом своему народу.

    • Анонимно
      20.01.2019 11:09

      Арабский - язык Корана и нашего Пророка (сгв). Мы априори должны его любить.

      • Анонимно
        20.01.2019 11:40

        Может лучше татарский любить чем попугайничать арабам?

        • Анонимно
          23.01.2019 04:27

          Татарча беләсеңме икән, бик шикләнәм. Татар лөгатенең яртысы гарәп теленнән кергән. Һәм бу - зур байлык!

      • Анонимно
        20.01.2019 15:58

        11-09
        "Коран" есть татарское слово "КОР АҢ"(настраивай сознание)

      • Анонимно
        20.01.2019 16:11

        Арабам не нужен ваш татарский язык. А мы русские, наряду со славянскими употребляем и тюрский слова и не запрещаем кряшенам молиться на татарском. Чего не скажешь про арабов.

        • Анонимно
          20.01.2019 21:29

          Да не совсем так. Вон Чистопольский епископ Пармен запрещает кряшенам даже табличку на молитвенном доме повесить с наименованием "Кряшенский приход". Точнее они повесили, а еписком Пармен, заставил снять, мол к вам мало людей будет ходить и с вас ничего не возьмешь.

    • Анонимно
      20.01.2019 12:35

      Одно из них связано с алкоголизацией.

      • Анонимно
        20.01.2019 15:08

        Уж пить вас никто не заставляет!. Не следует в своих пороках обвинять других.

    • Анонимно
      20.01.2019 16:16

      А чем хуже русификация арабизацией? Сколько лет живём бок о бок, татары как говорили на татарском, так и говорят. Арабы давно уже вас ассимилировали насильно, как и сделали с другими народами. Кряшены имеют Библию на своем языке. У татар мусульман разве есть Коран на татарском!

      • Анонимно
        20.01.2019 17:12

        16.16. Вы удивитесь, но у татар есть Коран на татарском. И даже на русском Коран есть.

        • Анонимно
          21.01.2019 20:27

          (((16.16. Вы удивитесь, но у татар есть Коран на татарском. И даже на русском Коран есть.))))) Удивляете своей неграмотностью . Откуда , Коран на татарском ? Из каких краев ?

        • Анонимно
          23.01.2019 04:31

          Коран бывает только на АРАБСКОМ языке, все остальное - переводы смыслов, содержащихся в нем, причем, разной степени приближения.

      • Анонимно
        20.01.2019 17:26

        16 16 А у крэшэн-то какой язык, не знаете что ли? )))
        Кстати, К'ран есть на татарском.

        • Анонимно
          20.01.2019 17:51

          Зачем вам тогда арабский язык? Молитесь на своем, татарском.

  • Анонимно
    20.01.2019 10:11

    "Консервативное духовенство занимается прогрессивными татарскими мыслителями лишь из-под палки государства" - Рустам, ты о себе что-ли? будь скромнее. И вообще не до тебя щас

    • Анонимно
      20.01.2019 10:33

      ну а чем не прогрессивный? коранит, выступает против строительства мечетей, пятикратный намаз считает не обязательным. Он очень удобен властям и светскому, читай: атестическому, обществу.

      • Анонимно
        20.01.2019 11:35

        Вы забыли упомянуть, что он ещё татарского языка не знает. Одним словом воплощение "прогрессивности". И ещё позволяет себе комментировать документ по развитию татарского народа

      • Анонимно
        20.01.2019 12:14

        Точно подметили: удобный

      • Анонимно
        20.01.2019 14:44

        10 33 Рустам идет правильным курсом.Уводит по тихоньку от средневекого мракобесия. Открывает глаза своим прихожанам Покойный тесть татарин рассказывал,название деревни по этическим сображениям называть не стану, что во время голода 1921 года.Татары живущие рядом с рекой по запрету муллы не ели рыбу.Когда голодные люди начали есть лягушек , то это одобрял.При каждом случае тесть покойный эту деревню подчеркивал,когда разговор заходил о муллах.Он говорил : они всей деревней ели лягушек.Заметьте , по указке муллы.Во какие времена были и как мулла пользовался неграмотностью людей.

        • Анонимно
          20.01.2019 15:00

          за рыбу растреляли бы

        • Анонимно
          20.01.2019 15:32

          А татарам разве рыбу нельзя есть?

          • Анонимно
            20.01.2019 16:11

            Нельзя было ловить рыбу - запрещено было

            • Анонимно
              20.01.2019 19:00

              Не запрещено. Просто в голове у рыбы такой хрящ формы креста . Поэтому муслимам якобы нельзя есть рыбу.

              • Анонимно
                20.01.2019 19:38

                19.00 что за бред? У барана позвоночник и шейная кость в виде креста. Барана тоже нельзя есть?

                • Анонимно
                  20.01.2019 20:06

                  Именно так, именно из-за хряща. И вы правильно заметили, что это бред. Арабы никогда не ели речную рыбу, а религия арабская, как бы вы не считали ее своей.

              • Анонимно
                20.01.2019 21:23

                Такого вроде бы не было, только нельзя было есть рыбу без чешуи.

        • Анонимно
          20.01.2019 17:32

          Какой мулла в 1921 году?

          • Анонимно
            20.01.2019 18:35

            Представьте себе, были

          • Анонимно
            21.01.2019 20:43

            (((Какой мулла в 1921 году?)))) Какой он из себя я не смогу сейчас про прошествии многих лет . Не могу даже сказать какие у него были глаза, какой нос, цвет чапана. И попа тоже не знаю. НО, их расстреляли в 30 годах. До этого ишшо были оба в деревнях. Историю свою вообще не знаете. Учите , мой мальчик. Иначе в другом месте будете объектом насмешек.

    • Анонимно
      20.01.2019 11:24

      Вот именно. Бессистемный словесный поток мыслей в этой статье. Где конкретные предложения? Создать единое дум - это что-ли предложение?

    • Анонимно
      20.01.2019 11:48

      Я считаю, что Р.Батров правильно поступил, что высказался на наболевшую тему. Вопрос, на каком языке произвести чтение проповедей и до этого поднимался на страницах БО и др. Мне кажется, необходимо учесть то, кто будут слушатели проповедей по национальности и на каком уровне будут владеть татарским языком. Поэтому имамам нужно владеть и татарским, и хорошим русским и арабским языками, и применять свои познания в зависимости от своего местоположения. При необходимости можно даже применить сразу все три языка.

      • Анонимно
        20.01.2019 12:17

        Это не Батров поднимал. Батров и двух слов не может связать по татарски

      • Анонимно
        20.01.2019 15:20

        Верно, применять все три языка: арабский, татарский, русский и нет тут проблем. И придерживаться миролюбивого, просвещенного ислама. И также не усложнять его. Народу тонкости и "учености теории" ни к чему.

    • Анонимно
      20.01.2019 11:50

      Горе-мыслитель он, а не прогрессивный

      • Анонимно
        20.01.2019 15:31

        Да. Для противников просвещенного ислама. А также он против мракобесия и фанатизма.

        • Анонимно
          23.01.2019 04:38

          Мы все против фанатизма и мракобесия, Альхамдулиллах! Сам пророк Мухаммад (с.г.в.) завещал мусульманам: "Держитесь во всем середины!".

  • Анонимно
    20.01.2019 10:17

    И этот единый дум России разумеется должен возглавлять Равиль Гайнутдин, да? Это вы хотели написать, конечно) ну то есть не вы, а Равиль Гайнутдин. Он тоже теперь занялся вопросами сохранения татарского языка что-ли? Мы здесь в Татарстане сами разберемся

    • Анонимно
      20.01.2019 11:27

      Видимо, это и есть предложение автора по написанию концепции)))

    • Анонимно
      20.01.2019 11:31

      Честно говоря, вообще не понял для чего Батров в статью эту мысль включил

    • Анонимно
      20.01.2019 11:33

      Аллах сакласын

    • М.К.
      20.01.2019 20:56

      При всем уважении к Равилю-хазрату совершенно невозможно понять Ваше предложение.
      Главой должен быть муфтий, это же просто.

    • Анонимно
      23.01.2019 04:42

      Батров прекрасно знает, что Москва никогда не допустит создания единого ДУМ, тем не менее, педалирует эту тему, думаю, чтобы подогревать ненужные страсти вокруг пустой темы.

  • Анонимно
    20.01.2019 10:20

    Рустам, вы вроде недавно про Шайхразиева одобрительную статью писали. А сейчас... Какое-то ощущение дежавю, ей богу. Слабо верится уже в вашу искренность

    • Анонимно
      20.01.2019 10:53

      зря вы так. Парень он умный. Просто без стержня. И если бы его привлекли к работе над концепцией, возможно, он дал бы пару хороших идей. Ну или раскритиковал бы все к едрене-фене. И это тоже вклад!)))) Кто-то же должен критиковать тех кто работает.

      • Анонимно
        23.01.2019 04:44

        Так, он уже раскритиковал "к едрене-фене". Сплошная чернуха в статье.

  • Анонимно
    20.01.2019 10:23

    Судя по всему муфтий Самигуллин просто не спешит участвовать в этой профанации

    • Анонимно
      20.01.2019 11:06

      Правильго. Потому что не бюрократией, а конкреьными делами нужно заниматься.

  • Анонимно
    20.01.2019 10:32

    Разработкой стратегии должны заниматься профессиональные методологи с привлечением экспертов. Какой смысл обсуждать её с обывателями? Для легимитизации или имитации бурной деятельности?

  • Анонимно
    20.01.2019 10:53

    Возродить единое духовное управление мусульман. Татарами. И лишь татарами. И все, волшебным образом примут эту реальность?)) фантазёр))
    Мы можем внести посильную лепту в этот процесс. Сделать все от нас зависящее, попросить братьев о помощи и уповать на Всевышнего.

    • Анонимно
      23.01.2019 04:48

      Дело это безнадежное, Москва всегда будет против. Иначе она не создавала бы еще одну структуру под Карганова, т.н. "Духовное собрание мусульман России". Кремль аж "Президент-отель предоставил под его "учредительный съезд".

  • Анонимно
    20.01.2019 10:54

    духовное управление мусульман РТ и татарского мира

    • Анонимно
      20.01.2019 11:53

      А оно и так де факто является таковым. Альхамдуллиллях. Спасибо муфтию. И терпения ему

  • Анонимно
    20.01.2019 11:05

    Я татарин и этим я горжусь .Алхамдуллилох мусульман !

    • Анонимно
      20.01.2019 11:42

      Больше гордиться нечем?

    • Анонимно
      20.01.2019 15:07

      Рад за Вас земляк! А я русский и горжусь людьми которые меня окружают вне зависимости от национальности. Они классные!

    • Анонимно
      20.01.2019 21:38

      Когда человеку нечем гордиться, он начинает гордиться своей национальностью.
      (А. Шопенгауэр)

  • Анонимно
    20.01.2019 11:08

    "Насыйхат" Ризаэтдина Фахретдина-это уже готовая духовная стратегия для татар,это не религиозная книга, но каким -то удивительным образом там религия постоянно человека подправляет, чтобы человек шел по правильным дорогам в этой жизни, и красной нитью в этой книге проходит прежде всего важность образованности для человека, подробно описывается, как достигается истинная образованность, что для этого делать, такого подробного руководства в мире наверно больше нет в отношении образованности.

  • Анонимно
    20.01.2019 11:23

    Андрей Фурсов давно уж говорит, что уже со средних веков начались явления, приведшие к 1917 году, когда громили церкви и мечети.Все таки нет рая и ада там наверху.Источники ада здесь перед глазами.Их хоть видно.

  • Анонимно
    20.01.2019 11:42

    Сколько ни говори халва халва во рту слаще не станет.Так и призывы о привлечении интеллектуалов.А есть ли эти самые интеллектуалы если они в одном слове по три ошибки делают.И что они смогут возглавить с такими познаниями.Ну а как говориться если нет гербовой то пишем на простой.Вот и привлекли к обсуждению доярок.Да и они бы тоже как люди разумные могли бы разных умных дополнений сделать просто надо было обеспечить их транспортом а не привязывать мероприятие к расписанию электричек.Ну а предложение уважаемого автора о связке стратегии с исламом в светской стране ставит очень много вопросов не давая ответов.Ни кто же не знает к чему приведёт обучение в исламской академии под руководством арабов.И указание о неукоснительном исполнении пяти намазов в день могут оказаться только цветочками.А ведь татары по сравнению с арабами более цивилизованный народ поэтому и не должна религиозная составляющая быть доминирующей в стратегии.

    • Анонимно
      20.01.2019 15:37

      С чего это татары более цивилизованны, чем арабы? Может, это татары отстроили Дубай, Эмираты, Катар, Саудовскую Аравию? Может это татары озеленяют пустыни, строят искусственные острова в море? Или может татары открывают у себя филиал Лувра в супер современном здании - шедевре современной архитектуры?

    • Анонимно
      20.01.2019 15:59

      Не по адресу. На "гербовой" другая политика, далеко не светская.

  • Анонимно
    20.01.2019 12:10

    "В итоге единственная существенная мысль, которую смогли сформулировать привлеченные административным путем районные эксперты, свелась к вопросу о том, нельзя ли побыстрее закруглиться, а то у них «электричка уходит»."

    Ну, если в качестве экспертов будут предлагать вышенаписанных тётушек, то представляю какая будет и стратегия

    • Анонимно
      20.01.2019 15:02

      каждой женщине по мужику

      а каждому мужику по электричке

  • Анонимно
    20.01.2019 13:09

    "И вот здесь разработчики стратегии — светские ученые и деятели культуры — откровенно «плывут»."
    Батров прав разработчики не только плывут, они по поручению Прнзидента занимаются тем, чего вообще не понимают. Была какая та надежда, что разработкой будет заниматься команда Хакимова а не человек имеющий одну извилину и то от фуражки и вечный разработчик стратегий за хорошие деньги, но к сожалению понимая всю иллюзорность этой затеи Хакимов самоустранился от этой аферы. А команда ВКТ и его пустые замы руководителя являются хорошими исполнителями и не более.

    • Анонимно
      23.01.2019 04:53

      А кто входит в "команду Хакимова"? Более одинокого человека трудно представить.

  • Анонимно
    20.01.2019 13:20

    В 21 веке ковыряются в химерах, вместо улучшения качества жизни. Государство удобно устроилось)

  • Анонимно
    20.01.2019 14:20

    "Именно консерватизм, закрытость, замкнутость помогли татарам сберечь себя на протяжении многих столетий враждебной ассимиляционной политики Российской империи, а затем и СССР. Но ведь консерватизм/кадимизм — только лишь часть нашей религиозной традиции".

    А что, что-то с овремен империи и совка принципиально изменилось? Ислам в России, согласно конституции, стал равной со всеми остальными религией, и никакая другая в стране не доминирует, превратившись по сути в государственную? Так ответте, автор, почему в этих условиях дискриминации мы должны отказаться от консерватизма?
    Аллаһ знает лучше
    Мистер Х

  • М.К.
    20.01.2019 14:44

    Арабский язык есть ключ к татарскому.
    Давно замечено — дети, изучающие арабский язык, гораздо лучше усваивают татарский.

    • Анонимно
      20.01.2019 15:08

      Инновация в изучении родного языка!

      • М.К.
        20.01.2019 16:19

        Проверено на практике.

        В Саратове в татарских школах есть предмет арабский язык, и те, кто изучает гораздо лучше усваивают родной язык.

        • Анонимно
          20.01.2019 16:33

          Вы правы, арабский язык развивает противоположные отделы мозга, так как там с права налево пишешь, читаешь, это очень полезно для мозга.

  • Анонимно
    20.01.2019 15:05

    Пиши стратегию, не пиши стратегию - как жили татары, так и буду жить. Как умирали, так и умрут.

  • Анонимно
    20.01.2019 15:11

    Борьба с дискреминацией во всех проявлениях, светская культура, обязательность и вежливость - вот стратегия народов Татарстана на ближайшие 20 лет.

  • Анонимно
    20.01.2019 20:47

    Есть в этой статье разумные зёрна критики

  • Анонимно
    21.01.2019 08:18

    Рустам сделал провильно, высказав свои мысли. Это видно даже из того факта, что судачащих «по теме» прибыло . Он
    Сказал свое «с открытым забралом». Ну, кому «слабо» - тот критикует из- за угла. Нурмохэммэт Хосэенов.

  • Анонимно
    21.01.2019 19:27

    Корана нет на татарском языке и принципиально быть не может.Могут быть только толкования и попытки перевода.

  • Анонимно
    21.01.2019 19:29

    Хватит уже спекулировать на смерти Валиуллы-хазрата.Если помните,он был уволен с должности заместителя муфтия накануне.

  • Анонимно
    21.01.2019 20:48

    Рустам Батров прикрасно понимает, что ухудшение социального положения населения в далнейшем приведет к радикализации в обществе. Просвещенный ислам и механизмы благотворительности должны проидти "зеленой нетью" по всей структуре стратеги духовного развития татарской нации.

  • Анонимно
    23.01.2019 05:09

    \\...все вместе (!) идут в мечеть (пардон, в культовое учреждение), где для них имам (простите, священнослужитель)...\\ - Ну не провокатор ли этот тов Батров? Про таких говорят: "Ради красного словца не пожалеет родного отца". Прекрасно можно было ведь обойтись без этих "простите священно служитель" и "пардон, в культовое учреждение". Думаю, специально провоцирует читателей, ибо знает, в Исламе нет никаких священнослужителей. И этим сильно наше вероучение, ведь мы обходимся без посредников, обращаясь к Всевышнему.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль