Общество 

«В эпоху перемен ключевую роль играет историческая память народа»

Сохранится народ или канет (истечет по каплям) в историческом потоке, зависит от надежности передачи и наследования главной незримой ценности — мудрости, проверенной вековым опытом побед и поражений, пишет постоянный обозреватель «БИЗНЕС Online» Рустам Курчаков. Он начинает большой цикл заметок, посвященных исторической памяти и превратностям духовного наследства коренных народов России — народов алтайского корня.

Рустам Курчаков: «История, по воле Всевышнего, устраивает экзамен: способны ли «разумные от народа» мобилизовать и задействовать в «скачущей» ситуации накопленную веками и предками мудрость» Рустам Курчаков: «История по воле Всевышнего устраивает экзамен: способны ли «разумные от народа» мобилизовать и задействовать в «скачущей» ситуации накопленную веками и предками мудрость»

В СИТУАЦИИ СКАЧУЩЕГО МЯЧИКА…

Мой веселый, звонкий мяч, ты куда помчался вскачь?
…А потом ты покатился и назад не воротился…
…Подкатился под ворота, добежал до поворота.
Там попал под колесо. Лопнул, хлопнул — вот и все!

Самуил Маршак

События текущего беспокойного года, который близится к своему завершению — весеннему равноденствию 21 марта и Наурузу, открывают глаза на новую фазу перемен в жизни и судьбе страны и заставляют задуматься о своей собственной жизни и судьбе. О семье, работе, заботах и надеждах сегодняшнего и завтрашнего дня.

Кто еще не открыл глаза, у того это впереди. Недаром к концу года ритм событий, похоже, ускоряется и напоминает забытый детский стишок, который передает общее состояние растерянности: привычная игра — с неожиданной развязкой. Ситуация вырвалась из рук и летит непонятно куда… Потеряв мячик или шарик, ребенок расстроится, а взрослый купит новый, но не все можно купить за деньги.

Образ «скачущей ситуации» не так прост, как покажется читающим тексты «по диагонали» и проскакивающим мимо. А вот если представить себе, к примеру, вместо мячика далекую от нас сегодняшнюю Венесуэлу (на себе, как известно, не показывают)... Как она воспринимается в сознании широкой публики?

Положим, 50 процентов публики не воспринимает никак — люди находятся в своих замкнутых коридорах жизневосприятия, не реагируя на внешние раздражители и экономя личную энергию для более важных дел.

Еще процентов 25–30 людей воспринимают краем глаза и уха — как информационный шум.

Процентов 10–15 слушают толкования экспертов, толкуют сами и между собой, а также делают ставки, кто победит или проиграет.

Процентов 5–10 задумываются о последствиях, рассчитывают возможные потери России и госкорпораций, проецируют ситуацию на бюджет, себя и страну и т. п.

Может быть, 1–5 процентов видят картину того, как в нынешнем мире загнанные в угол народы в страхе и ужасе наблюдают смертельную схватку больших и малых хищников за власть и деньги.

Наконец, единицы, неуловимые процентными долями, возможно, увидят в происходящем симптомы хронической болезни и урок, который повторяется из века в век, но пока еще плохо усвоен народами и людьми, а лекарство забыто.

Каждый видит и прав по-своему. Но как быть с тем, что Правда всегда одна? Или же придется согласиться с поговоркой «Каждый за себя — один Бог за всех»?  

По поводу текущей ситуации в стране и мире, как всегда, соберется тьма мнений и тучи дискуссий. Не вступая в раздраженные споры, попробуем оценить картину, так сказать, «с высоты алтайских гор» (памятная фраза А.Н. Таркаева после круглого стола, посвященного первой волне кризиса, лет 10 тому назад).

В нашем случае — разглядеть картину с помощью того способа жизневосприятия, который сохранен алтайским Биликом.

НАКОПЛЕННАЯ ПРЕДКАМИ МУДРОСТЬ — БАЗОВАЯ ЦЕННОСТЬ НАРОДА

Прежде чем взобраться на «алтайские горы», придется оглянуться на подножия и проверить путеводные нити.

В переломные моменты эпохи перемен ключевую роль играет историческая память народа. История по воле Всевышнего устраивает экзамен: способны ли «разумные от народа» мобилизовать и задействовать в «скачущей» ситуации накопленную веками и предками мудрость. Это главная ценность и подлинное богатство каждого народа, определяющее его место среди других.

Это прирожденное качество народа, проявляющееся в его исторической судьбе, определяют с разных сторон и называют по-разному: цивилизационные ценности, культурный код, идентичность, дух (рух) и т. п. Любое из таких определений неточно и условно, так как наши слова не могут передать глубину смысла во всей полноте, особенно если речь идет о незримых, нематериальных ценностях. Потому, не уходя в засушливые поля словесности, скажем коротко: это то, ради чего человек готов умереть, ибо без такого врожденного качества жизнь его теряет смысл.

Ради чего живу? Это каждый решает сам, а все вместе, кто для себя решил, образуют народ как живой организм, а не просто население или учетную единицу статистической переписи. На примере русских, тюрко-татар и северо-американцев хорошо видно, что этнический и расовый состав народа при всей его важности в культурной и бытовой сферах все же вторичен по отношению к единому народному организму, существующему в конкретных исторических условиях.

Сравнение и различение этого «ради чего?» — своего личного Я и общего МЫ — это и есть так называемая идентичность, то есть осознанная принадлежность человека к тому или иному народу. В этом суть и самое главное, а разговоры о нациях и национальностях, государственности и гражданстве, отметках в паспорте и в анкетах — уже от лукавого.

Надо различать и понимать, что это лишь преходящие правила и порядки, устанавливаемые людьми, а по сути разделяющие и подчиняющие правила Иблиса или Князя мира сего — кому что больше нравится. На таких искусственных правилах и основана хитрая схема «цивилизованного закабаления» человека — разделяй и властвуй!

Специальное пояснение (для тех, кто любит «порядок» и не любит перемен в «установленном порядке вещей»): речь не о том, что социальные нормы не нужны — они нужны, как в любом человеческом общежитии, но не следует преходящие искусственные созданные когда-то людьми правила превращать в догму, в культ, потому что через них, когда они устаревают, и происходит негативное влияние на поведение людей всякого рода отжившей косности и мертвечины, которую на языке религий называют лукавыми бесами, шайтанами, джиннами и прочими слугами своего начальства, «параллельного» нашему видимому миру.

Так, например, народ может на время сбиться с прямого и ясного пути развития и заблудиться в бесплодных спорах о целях и путях, если не сделает своевременную переоценку смыслов того, что называют «миллэт» и «деулэт».

«Национальный вопрос, один из самых болезненных в умах, социумах и государствах, еще даст о себе знать — в старых и новых проявлениях» «Национальный вопрос, один из самых болезненных в умах, социумах и государствах, еще даст о себе знать — в старых и новых проявлениях»

О СВОЕВРЕМЕННОЙ ПЕРЕОЦЕНКЕ ЦЕННОСТЕЙ

Опыт предков не догма, он также требует от нас способности различать, что пришло и было закреплено в образе жизни, языке и культуре прошлых поколений, как говорится, свыше, от Бога и во благо, а что сами люди натворили и установили по произволу, из корысти, трусости, жажды власти и за счет других людей и народов. Различать добро и зло, не забывая, что строгий учет всему содеянному ведет «небесная бухгалтерия».

Сегодня хорошо видно, что вот уже 10 лет, как общая для всех народов «глобальная цивилизация» явно притормозила в своем поступательном «прогрессе». На самом деле приостановился, уткнувшись в пределы роста, материальный прогресс, привычный экономический рост, зато обострился вопрос о человеческом измерении и цене этого прогресса.

Мы не знаем, как будет преодолен этот губительный для человечества дисбаланс —  просветов пока не видно. Попустит ли Господь еще раз, дав отсрочку для работы над ошибками, устроит ли новое испытание неразумным и потерявшим совесть или просто закроет нынешнюю цивилизацию как неудавшийся проект, мы можем только догадываться, упорно работая над исправлением собственных ошибок и учитывая «истории болезни» исчезнувших цивилизаций.

Большинство тех, кто связан с бизнесом и финансами, по привычке и по деловой инерции еще как будто едут на «ярмарку прогресса» и рыночной экономики. Но в народах и странах, везде по-своему, постепенно рождается понимание, что «едут не на ярмарку, а с ярмарки» — посмотрите на прошедший Давос (вершки) и на массовые протесты улицы в разных концах мира (корешки).

Скорее всего, в условиях возникшей «заминки» неизбежен возврат и откат к некоторым уже пройденным формам и моделям общественной, политической и экономической жизни. И национальный вопрос, один из самых болезненных в умах, социумах и государствах, еще даст о себе знать — в старых и новых проявлениях.

Тем важнее своевременная оценка и переоценка базовых ценностей.

ПО ЗАБЫТЫМ СЛЕДАМ НАСЛЕДСТВА

The time is out of joint: O cursed spite,
That ever I was born to set it right!

Шекспир. Гамлет

Время разорвано: злое проклятие,
Я был рожден, чтобы его исправить!

Подстрочник

Порвалась дней связующая нить.
Как мне обрывки их соединить!

Перевод Б. Пастернака

Сохранится народ или канет (истечет по каплям) в историческом потоке, зависит от надежности передачи и наследования главных незримых ценностей — мудрости, проверенной вековым опытом побед и поражений.

Смысл этого судьбоносного процесса приема-передачи опыта  от поколения к поколению сохранен в многозначном слове «НЭСЭЛ». Корень НСЛ из позабытого, прежде единого языка означает на татарском «род, потомство, поколение, родословная, видимое наследство и незримое наследие».

В русском языке есть созвучное слово «наследство», но в татарском литературном и официальном обиходе оно вытеснено арабским — «мирас». Смысловое же различие прежнего и современного языка в том, что и русское, и татаро-арабское слово обозначают доставшееся материальное наследство — имущество, тогда как «НЭСЭЛ» в первую очередь фиксирует родовую преемственную связь по линии духовных ценностей.

Корень этот, видимо, арабского происхождения (см. завершающую суру текста Корана «Ан-Нас» — «Люди»), но наверняка существует и более древний тюркский смысловой корень, обозначающий этот важный процесс передачи знаний из поколения в поколение — нэсэлден-нэсэлге. Возможно, этот смысл точнее передает слово «ТОКЫМ» («порода, потомство, родовая связь») или «ТАМЫР» (в переносном смысле «родовой корень»). 

Смысл же наследуемого родового качества на татарском языке можно передать словами «ЗАТ» («родовая честь») и «ОЯТ» («совесть»).

Понятно, что стоящий на такой прочной этической основе человек, осознающий себя наследником духа предков, способен самостоятельно выстроить картину мира с четким различением добра и зла, друзей, недругов и заблудившихся, любви и ненависти, способен выбрать разумную меру (чамалап-чамалап) в отношениях с Природой и другими людьми, в еде и питье, в потреблении материальных благ, увидеть разницу между глупым кайфом и настоящим КЭЕФ (с татарского «прекрасное внутреннее самочувствие») и т. д.

«Человек, осознающий себя наследником духа предков, способен самостоятельно выстроить картину мира с четким различением добра и зла» «Человек, осознающий себя наследником духа предков, способен самостоятельно выстроить картину мира с четким различением добра и зла»

БЛАГОСЛОВЕНИЕ ПРЕДКОВ

Есть еще одно кораническое понятие, разъясняющее смысл духовной передачи и наследования, — «БАРАКА» («благословение»). Смысл этого слова един для всей Книги писаний — и Ветхого Завета, и Евангелия. Но сохранилась ли глубина этого смысла в сознании нынешних поколений?

Есть родительское благословение, есть церковное… Случается, что человек получает благую весть или знак-толчок свыше, указывающий на доброе дело или подсказывающий выход из трудной ситуации. Осознаем ли мы при этом, кто и как нас направил к добру и предостерег от недоброго?

Благословение, благодать… у нас и слов-то таких не осталось в речевой практике… Живая речь наша обеднела, сказать о главном — мы нЕ-мы. Производное от «БАРАКА» слово «бэрэкэт» в современном татарском означает: 1) изобилие; 2) выгоду, пользу; 3) ценность... Практически все с уклоном в материальное.

Да, с течением времени живая энергия смысла часто утрачивается, зато набирает силу бытовая практичность и расчетливость, а в религии — формальная обрядность. Так, в суфийских тарикатах Барака постепенно превратилась в культ исламских святых и их могил. Случайно ли сомкнулись мусульманская (одна из ветвей) и христианская догматика в этом критическом для живой веры пункте — поклонении мощам? Мы же не мертвое хотим унаследовать, а живую память предков. Для этого и собираемся в «Бессмертный полк»…

Справедливости ради: в немногих пока, но светлых (Нур) точках казанской среды неформального общения — в основном молодежной — потихоньку восстанавливается глубина смысла некоторых «маркеров» общения «от сердца к сердцу» («Бисмилла — АллаИсемеБелэн — Именем и во имя Всевышнего», звучащее в полноте смысла прямой связи). Обнадеживающие зеленые ростки самосознания и сердечности отношений.

Насколько же незримые ценности — наследие прошлых поколений человеческого рода — сегодня укоренены в человеке? Наверное, в наше время легче сменить пол, чем переменить честь и совесть… Хотя всякое бывает…

Завершая тему языка как инструмента наследования мудрости предков, нельзя не сказать о том, насколько искажен и даже испорчен нынешний «великий и могучий» — язык межнационального общения. Испорчен в смысле искажения и принижения смыслов, что не может не мешать договариваться и находить общий язык по всем вопросам.

Поэтому в очищении и укреплении нуждаются оба крыла великого и могучего — и русский, и тюрко-татарский. Только вместе они способны покрыть и согреть 80–90 процентов народной массы России. И других не дадут забыть.

Увидев вещие знаки — разорванные нити рода и судьбы —
принц Гамлет сделал верный вывод:
восстановить справедливый порядок придется ценой выбора —
быть или не быть?
Вот в чем вопрос.

Продолжение следует.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (114) Обновить комментарииОбновить комментарии

А что князья Ваши не женились на Половецких краснощеких девушках или берендеи ,торки,печенеги тюрки не смешивались с Русскими в то время?

  • Анонимно
    2.02.2019 09:23

    Ох, и намутил! Тут тебе и мячик, и Венесуэла, и Алтайские горы! Сказать что хотел?
    - Все дело в предках?
    И так уже, "чувство пещерности", особенно в РТ. Декорации обновлены, отреставрированымодернизированы, а общество? То ли община, то ли секта?

    • Анонимно
      2.02.2019 10:38

      так не РТ тащит вас в пещеры империализма и средневековья

      • Анонимно
        2.02.2019 11:15

        Нет, конечно. Сами едем куда вздумается. Там где экономическая выгода и нет предрассудков. Не решили еще кому отдаться: Ладоге или ее противникам)))

      • Анонимно
        2.02.2019 11:16

        В средневековье именно здесь тащат.
        А Москва тащит тоже в прошлое, но в более близкие -советские времена.

        • Анонимно
          2.02.2019 11:29

          Ах, бросьте. В социализм НИКТО не верит уже.

          • Анонимно
            2.02.2019 11:49

            Естественно, что и "идеалы средневековья" и "идеалы социализма" берутся в не в полной мере, а лишь выборочно.

            Если говорить о идеалах именно социализма, то сейчас на вооружение берётся и государственное управление экономикой, государственная собственность на предприятия, привычная "холодная война" с Западом.

          • Анонимно
            2.02.2019 12:00

            Вот территорию зря ..про...ли. Столько сил было туда вложено.

    • Анонимно
      2.02.2019 12:34

      А ты что хотел услышать?

  • Анонимно
    2.02.2019 09:26

    Что есть Человек?
    Да, язык много значит, но далеко не всё.
    Любой язык в веках и тысячелетиях меняется, так как меняется Человек.
    А не наоборот.
    И если не меняется Человек, то не меняется и язык.
    Хорошо это или плохо?
    Решает каждый в зависимости от ответа на вопрос - что есть Человек.

    • Анонимно
      2.02.2019 10:05

      Человек- существо биологическое, прежде всего. Тело ему дает Природа, а знания, умения - общество.
      Сужение знаний до уровня предков- так, что ли? Или только своего этноса?

      • Анонимно
        2.02.2019 13:51

        Прочитайте про зюрейскую даругу, все поймёте.

        • Анонимно
          3.02.2019 07:29

          2.02.2019 13:51
          Зюрейская даруга - она же Шангри Ла, она же Эльдорадо, он же Беловодье, она же Атлантида...

        • Анонимно
          3.02.2019 17:39

          Прочитал Зюрейскую даругу . Это места где когда то жили чуваши , одни ушли в современную Чувашию, а другие обрусели . И все .А чем вы хотели удивить ? А то всегда намекаете на какое то мистическое место. А у вас что .

    • Фидарис
      3.02.2019 15:44

      2.02.2019 09:26. Речь идет о языке, транслирующем мудрость, как главную невидимую, ментальную ценность, без которой народ канет в небытие. Что значит для нас слова "ана", "нэсел", "тамыр", "оят", "туган", "ана тел", "халык" ... ? Видим ли мы в них глубинные смыслы, заложенные веками стараний наших предков? Народ наш спасали те немногие из наших предков, кто был способен постигнуть эти смыслы. Может даже не артикулируя их, а улавливая и впитывая в себя все то, что делает массу народом. И сколько нас сегодня таких - мудрых, понимающих, осознающих и в то же время пассионарных? Хватит ли их на набор той критической массы, способной обеспечить наше существование и развитие?!

      Показалось, что это волнует уважаемого Рустам-афанде.

  • Анонимно
    2.02.2019 09:33

    Насколько незримые ценности прошлых поколений укорены в человеке?
    - Не за горами те времена, когда люди думали, что за горами чудища живут. Читайте про Одиссея)))

    • Анонимно
      2.02.2019 09:52

      Одиссей плавал себе и чужих побеждал, о знании языков не печалился. Может статься и греческого не знал, а говорил на одном из локальных языков))

      • Анонимно
        2.02.2019 19:21

        На эту тему смотрите "Тюркские термины в поэмах Гомера". Есть в интернете. Там показано, на каком языке говорил Одиссей.

        • Анонимно
          2.02.2019 20:20

          Надеемся про это пишет сам Гомер? Ах нет! Не он. Тогда извините. За уши притянуть можно все умозрительное.

        • Анонимно
          3.02.2019 07:32

          2.02.2019 19:21
          Не вводите читателей в заблуждение!
          Все знают, что Одиссей говорил на юкагирском языке!

        • Анонимно
          3.02.2019 14:24

          Мы ещё про Зюрейскую дорогу не дочитали. Как скажете нам - про дорогу бросить, теперь читать про Гомера, ага?

          • Анонимно
            4.02.2019 21:06

            3.02.2019 14:24
            Не переживайте. На самом деле Одиссей был начальником Зюрейской дороги. Они там на пару с циклопом дань собирали. Именно Одиссей ПЕРВЫМ стал применять СИРЕН.

  • Нужно и татарам и Русским возвращаться к своим истокам,к мудрости народа, к своим Богам и своей славной истории,отбросить навязанные нам Владимиром варягом и Ханом Узбеком чуждые нашим народам семитские религии и вернуться к единению Руси и Орды,плавно переросшей в Россию и мы ее должны сделать великой,гомогенизируя народы всей России на всем лучшем что нам передали предки и заимствуя лучшее у других народов!

    • Анонимно
      2.02.2019 10:40

      Вы, Мурат, тоже в пещеру зовете?
      Когда русские княжества начали свое развитие, Орды в помине небыло. Тут другие кочевники жили.

      • А что князья Ваши не женились на Половецких краснощеких девушках или берендеи ,торки,печенеги тюрки не смешивались с Русскими в то время?

        • Анонимно
          2.02.2019 11:23

          Так это по соседски. Один из таких соседей даже в Киеве сидел, как Годунов. Но их вовремя свинтили))

        • Анонимно
          2.02.2019 13:37

          Брачных агентств тогда не было- ваша правда.

        • Анонимно
          3.02.2019 12:05

          Дус Мурат! Половецких девок называли "красны девки половецки" совсем не потому, что они были румяными. В русском языке слово "красный" означает "красивый". Например, Красная площадь - красивая площадь.

        • Анонимно
          3.02.2019 15:39

          Он не знает, что царь Иван (Грозный), по линии своей матери Натальи Глинской, является прямым потомком Чингизхана. То же самое можно сказать о Петре Первом, а имеено, по материнской линии (Наталья Нарышкина). Карабай

          • Анонимно
            3.02.2019 17:13

            Карабай! Ты немного ошибаешься...

            Во-первых, матерью Ивана Грозного была ЕЛЕНА Васильевна Глинская, у которой был родственник по имени Мамай.

            Уточню - Мамаев было два. Первый - темник Мамай, который откололся от Орды и пошел на сближение с католичеством. Мамай НЕ относился по происхождению к Чингизидам и НЕ МОГ быть законным ханом. Но он узурпировал власть на правобережной стороне Волги. Основная масса ордынцев отказалась его поддерживать. Эту эпоху русские летописцы назвали "великой замятней". Мамай пользовался поддержкой генуэзских негоциантов, которые чуть позже и прикончили его. Сын Мамая Мансур бежал в Литву.

            Второй - казак Мамай (потомок того, первого, кажется, внук его) был тесно связан с литовским князем Витовтом. Однажды Витовт бежал. Шли они через какие-то леса, принадлежащие Мамаю, и тот заблудился в них.Три дня они бродили, и тогда Витовт, который был человек очень умный, сказал: "Хватит! Дам тебе княжеский титул, урочище Глину и город Глинск. Выведи!" И Мамай сразу вывел его. Потомком этого казака Мамая (а, следовательно, и самого того первого темника Мамая) по женской линии и был Иван Грозный. Мать его, Елена Васильевна Глинская, происходила из этого рода.

      • Анонимно
        2.02.2019 11:30

        да и это были монголы (тюркский народ).

        • Анонимно
          2.02.2019 11:46

          А вот и нет. Все знают когда монголы пришли. Аккурат после того как Китай отжали- мало показалось....или в одно время за двумя зайцами погнались))

        • Анонимно
          2.02.2019 19:23

          Монгольский язык относится к монгольскому семейству языков, вместе с бурятским и калмыкским. С тюркскими языками ничего общего, отличаются как русский от немецкого.

          • Анонимно
            3.02.2019 12:09

            новотатары и прототатары не одно и то же. ничего общего

        • Анонимно
          3.02.2019 15:43

          Монголы это монголы, а татары это татары. Точно так же можно сказать о русских. Или вы считаете, что русские - это монголы. Не надо путать божий жар с яишницей. Карабай

      • Анонимно
        3.02.2019 15:36

        10:40. Какое у вас дремучее представление об одном из самых древних народов планеты татарах. Вы наверное не в курсе, что Московское княжество было создано указом татарского Хана. Или вам не известно, что Русь становилась исключительно под защитой татар. А православие на Руси сохранилось благодаря исключительно Казанской иконе Божьей матери, именно Казанской, а не Новгородской или Тверской, или Псковской. И именно татары Минин и Пожарский спасли Москву от католиков. И именно поэтому эта икона до сих пор у русских считается спасительницей Руси. Карабай

        • Анонимно
          3.02.2019 21:49

          3.02.2019 15:36
          Не знал, что Рюрик действовал под защитой татар. Крайне интересно было узнать о том, что Батый, Тохтамыш, Едигей, Девлет-Гирей "защищали" Москву путем ее сожжения! Так можно и Наполеона в "защитники" Москвы записать! Что касается иконы Казанской Божией Матери, то она впервые явилась в 1579 г., через 25 лет ПОСЛЕ взятия Казани, и включения ее в состав России. Что касается Смутного времени,то татарином, причем КРЕЩЕНЫМ татарином был князь Петр Урусов, убивший Лжедмитрия 2.

    • Прав Шаймиев создавая трехязычную школу!Если мы всю науку написанную на английском возьмем за 100%,то все что переведено и создано на русском всего будет 12%,а на татарском благодаря нашим ханам сепаратистам и Исламу ноль почти! И правильно физику,математику,химию,надо преподавать на английском,так сложилось что Русский язык стал языком общения всех народов России и сегодня лучшие представители народов пишут именно на нем
      пополняя великую Русскую литературу,созданную русскими и бывшими Татарами Державиным,Аксаковым,Тургеневым.Карамзиным и т.д. и даже эфиопами и потомками Лермонтова ! Но и нужно чтобы часть творческой интеллигенции татар своих детей учили татарскому языку,создавая фольклеристов и историков татарского народа и в том чиисле татароязычных!

      • Анонимно
        2.02.2019 11:08

        Державин, Аксаков, Тургенев не были татарами))) они не жили в 20веке.

        • Анонимно
          2.02.2019 11:51

          "Татары" были и в 19 веке и раньше.

          • Анонимно
            2.02.2019 12:34

            В других широтах, за Тувой. И письменность имели другую.

            • Анонимно
              2.02.2019 19:27

              Вы перепутали широту с долготой. А "татары"- в смысле тюрки жили и в Средиземноморье до среднего течения Дуная. Поищите в интернете "Тюркские термины в поэмах Гомера" и "Этрускский язык: тайны больше нет".

              • Анонимно
                2.02.2019 20:04

                Мы знаем где говорят на тюркских языках)) только к прототатарам это не относиться.

    • Анонимно
      2.02.2019 10:49

      Опять эта языческая пропаганда от сектанта Сиразина. Либо оборотни в погонах, либо эта языческая ахинея, либо реклама козьего сыра. У вас есть какие-то адекватные мысли?

      • А ты Исламист ,что имеешь против религии предков Татар и кто тебе дал право оскорблять историю,религию и дух предков?И почему ты вступаешься за оборотней в погонах,сам что ли такой и что ты имеешь против козьего сыра,который любил Чингисхан,Путин и Сиразин! Нравятся суррогаты из пальмы так их жуй и помалкивай!

        • Анонимно
          2.02.2019 11:48

          Все имеем против религии. Мистика и практика несовместимые вещи.

      • Анонимно
        2.02.2019 11:32

        настоящий катык придаёт силы, а пластмассовый кефир силы отнимает.

      • Буре
        2.02.2019 13:52

        Это не язычество, а напоминание о великом прошлом наших великих народов

      • Анонимно
        3.02.2019 16:00

        10:49. На самом деле, это русская православная церковь превратилась в языческую веру. В ней не осталось ничего от веры во всевышнего. Обожествили живого человека и поклоняются ему грешному. А это уже ни что иное как язычество. Прав Мурат Сиразин, надо возрождать истинную и единственную веру во Всевышнего (Тангрэ), которая была дана татарам. В этом смысле, татары - это Богом избранный народ. Кроме того. Тангрэ дал татарам таинства металлургии. Именно татары были самыми искуссными металлургами. Татарские стальные сабли разрубали любое вражеское оружие. А татарские изобретения, такие как кальчуга, сделали трудноуязвимым татарского воина. Карабай

        • Анонимно
          4.02.2019 22:15

          3.02.2019 16:00
          Первое достоверное упоминание кОльчуги оставил в I веке до н. э. римский автор Марк Теренций Варрон, назвавший доспех "галльской железной туникой". Изображение воина в кольчуге можно найти уже на алтаре Домиция Агенобарба, а в эпоху поздней республики кольчуга (лорика хамата) была стандартным доспехом легионера.
          Кольчуги были почти вытеснены пластинчатыми доспехами (в Риме — к концу I века н. э.), но, с уменьшением благосостояния во время переселения народов, распространились вновь и широко использовались вплоть до возвращения пластинчатых доспехов в XIV—XV векax.
          В сценах гобелена из Байё, изображающих битву при Гастингсе (1066), как англосаксонские, так и нормандские воины практически поголовно облачены в кольчужные доспехи, в большинстве случаев — спускающиеся чуть ниже локтя и доходящие до колена.

    • Анонимно
      2.02.2019 11:05

      Истоки русских- это разрозненные княжества. А осколок Монгольской империи - Золотая Орда оказался не жизнестойким конструктивным образованием. Нам туда не нать.....Призрак Прошлое как бэ намекает)))

      • Анонимно
        2.02.2019 16:38

        11.05 Золотая Орда оказался не жизнестойким конструктивным образованием.
        Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/411919.
        Вопрос вам- сколько лет просуществовала Золотая Орда и сколько лет просуществовала Российская империя?

        • Анонимно
          2.02.2019 19:30

          Ещё интереснее: сколько лет просуществовал Советский Союз. Этот "историк русских" видимо не знает.

        • Анонимно
          3.02.2019 03:28

          2.02.2019 16:38
          Золотая Орда просуществовала 266 лет (1236 - 1502 гг.) Уничтожена КРЫМСКИМ ханом Менгли-Гиреем.

          • Анонимно
            3.02.2019 12:12

            Та латна...
            Восточная территория МИ называемая З. Орда существовала в 13 -14вв

          • Анонимно
            3.02.2019 16:07

            Последний крымский хан из рода гиреев был пойман турецким султаном и посажен на кол за предательство и добровольную сдачу Крыма русской императрице Екатерине второй. Карабай

            • Анонимно
              3.02.2019 21:56

              3.02.2019 16:07
              Сажание на кол последнего крымского хана НЕ помогло туркам
              вернуть Крым. И СЕЙЧАС не поможет.

      • Анонимно
        2.02.2019 20:11

        Лучше сказать ЗО- была не конструктивным образованием. Перед Замятней поменялось порядка 30ханов - та еще демократия была.

    • Анонимно
      2.02.2019 11:25

      объективный закон развития по спирали.

      • Анонимно
        2.02.2019 11:31

        Те же грабли- вид сбоку? Для чего мозг, если им не пользоваться.

  • Анонимно
    2.02.2019 10:48

    Удивил Курчаков, очень понравилось. На мой взгляд, он развивает самую актуальную тему - корни глобального мирового кризиса находятся не в экономической, а в духовной сфере.

    • Анонимно
      2.02.2019 11:10

      Базис - основа, и ему чужды духовные болезнипереживания. Выгодно будет, назоветесь кем угодно. Такое было уже в этих широтах.

    • Анонимно
      2.02.2019 11:22

      //корни глобального мирового кризиса находятся не в экономической, а в духовной сфере//

      Ну во-первых, "глобального мирового кризиса" нет.
      А во-вторых, "духовность" в мире нивелируется - а наступает глобализация. Жители Нью-Йорка, Токио, Парижа - живут примерно по одинаковым глобальным правилам. Это 150 -200 лет назад у каждого народа были свои национальные одежды, свои конструкции домов и т.д. Сейчас во всём развитом мире всё одинаковое.
      Отсталые страны - да, они пока ещё различаются, пока не окрепли экономически.

      • Анонимно
        2.02.2019 19:31

        Человек явно не был в Нью-Йорке, Токио и в Париже.

      • Анонимно
        3.02.2019 16:10

        Ой не спешите с оценками о мировой цивилизации. История не предсказуемая штука. Все может в одночасье перевернуться. Карабай

        • Анонимно
          6.02.2019 08:49

          Карабай! Уже стало страшно!

          Но ведь история может одночасье перевернуться и в другую сторону! Тебе ещё не страшно?

    • Анонимно
      2.02.2019 12:40

      Где он? Курчаков. Выдавил нечто мутное и цветистое......Не заметно, что блог ведет как искушенный знаток?

  • Анонимно
    2.02.2019 11:05

    В эпоху перемен надо успеть заскочить в поезд мировой цивилизации а не искать какую то мифическую память предков.Что такого особого могут тебе дать неграмотные предки.И что такого мы можем увидеть с высоты алтайских гор.Только юрты в монгольских степях.А если посмотреть немного подальше то мы увидим встающего китайского исполина который просто работает а не копается в душах умерших предков.И что такого особенного мы можем увидеть в своей истории.Тот же Чингисхан чем он отметился в мире.Да обычной резнёй и разрушением городов ну и лучшую в мире библиотеку в Иране спалил.До сих пор люди помнят.И что такого умного могут нам поведать эти предки.Да ничего.Надо не в историю лезть а смотреть чем мир занимается.Вот тогда и не пропадёт народ на задворках истории.На наших глазах исчезло такое понятие как негр в обидном выражении и появился афроамериканец.Так со временем и национальности отомрут.И чем быстрее это поймут люди тем лучше.Время национальных улусов истекло.

    • Вы не правы Чингисхан и его потомки создали Великую империю и в Европе Чингисхана считают главным великим человеком второго тысячелетия,а первого Исуса Христа!! Религия Тенгрианство и адаты Чингисхана позволили создать Русское золотое Кольцо,помирило народы,создало цивилизации Мамлюков,в Средней Азии,моголов в Индии! Не будь Батыя русские из Твери резали бы русских Москвичей,Рязанцы,Владимирцев,а казанские татары мишар!Россия это продолжение Золотой Орды,а Орда Империи Чингисхана и не надо плевать в колодец истории и в дух предков! И сегодняшняя Россия выросла из Московского улуса и Иван Грозный правнук Мамая сепаратиста ,пытавшегося развалить Орду снова создал единое государство Россия и мы Татары служивые мишары в этом Грозному помогли !!

      • Анонимно
        2.02.2019 11:55

        Для нас изобретатель колеса - человек тысячелетий, причем всех и последующих тоже. Представляете, какие мы разные. Все, что гипотетическое, конспирированное, политикомошенничемкое со вранье и и идеологией не для нас.
        Вот как нам с вами в космос, а? За ресурсами и сжиганием не перерабатываемых отходов?

        • По законам Тенгрианства за воровство,убийство священника,купца,посла пологалась смертная казни и многое другое почитайте адаты Чингисхана! Даже если человек достал нож и начал угрожать за это тоже пологалась смерть,а татарское гостеприимство до сих пор чего стоит,так как если хозяин не пустил на ночлег и не на кормил путника тоже полагалась ему смерть! Да они жгли города,но если вокруг были крепости и враг не хотел жить в мире в едином государстве ,а что вам нужна как при Исламе в Орде братоубийственная война среди татарскких ханов принявших ислам или русских принявших Христианство! Да при Батые все воры и бандиты хлынули в город Хлынов,ныне Киров и там создали государство ушкуйников,кто грабили русские княжества и даже ограбили столицу Орды Сарай и до сих пор не могут найти золотых быков при входе в город и грабили Казань и Булгар,пока Русские князья не собрали войско и не разгромили их и они все сбежали на Дон потом кого не прирезали !

          • Анонимно
            2.02.2019 13:19

            Про вора Пугачева забыли прописать)) все они из одной пещеры

          • Анонимно
            2.02.2019 13:30

            А ныне как обстоят торговые дела Казани с Кировым? Никак?

          • Анонимно
            2.02.2019 15:20

            Мурат, не подскажешь, какой из народов, исповедующих тенгрианство процветает сейчас? Хотя бы существует на достойном уровне?
            Рим Дашкин

            • Народ Японцы мсповедующин синтоизм,но все тенгрианцы Татары приличные люди и процветают и не исключение мой друг Рустам Курчаков,пропагандирующий тенгрианство и Алтайский белик и у меня есть про это его книга!

              • Анонимно
                2.02.2019 16:46

                Принятие Ислама татарами это огромный шаг назад

                • Анонимно
                  2.02.2019 19:37

                  Принятие Ислама татарами- это огромный шаг вперёд. Это позволило татарам присоединиться к мировой цивилизации, которая в то время была исключительно арабской. И главное- запрет на употребление алкоголя. Именно это позволило татарам не стать алкашами, как некоторые их соседи.

                  • Анонимно
                    3.02.2019 07:41

                    2.02.2019 19:37
                    К сожалению, не было запрета на курение
                    (в широком смысле этого слова)

          • Анонимно
            3.02.2019 03:34

            2.02.2019 16:38
            Город Хлынов (Вятка) был основан в 1181 г.

      • Анонимно
        2.02.2019 11:59

        //Чингисхан и его потомки создали Великую империю и в Европе Чингисхана считают главным великим человеком//

        Чингисхан - самый успешный завоеватель в истории человечества. Это да. Но "главным великим человеком" - его пожалуй всё же не считают. Точнее считают со знаком "минус".

        Хотя и положительные моменты в его деятельности тоже находят. В частности он стёр границы на большей части Евразии, что улучшило условия для мировой торговли.

        • Анонимно
          2.02.2019 12:31

          Куда чингизиды дели Русский чайный путь? Разграбили? Тоже мне устроитель мировой торговли((

        • Анонимно
          2.02.2019 12:36

          Китай ещё до нашей эры торговал с древнем Римом по своему шёлковому пути и чиновники китайские ездили на отдых в Рим.Границ для бизнеса никогда не было.

      • Анонимно
        2.02.2019 12:18

        Еще раз- Рюрики не вели свой род по женской линии. Основа любого биологического рода - мужская составляющая, а не женская. Женская, скорее всего-каприз Природы, а не доминирующий фактор- это раз.
        Второе- русские княжества не входили в состав МИ.
        В третьих- у Мамая не было полномочий ни для чего. И был он из рода Кыйят- обычный, жестокий головорез. Срубил 1000голов- стал темником. ...дальше сами?

        • Анонимно
          2.02.2019 13:48

          Один каприз Природы- и женщины исчезнут. Как биологический вид. Рецессия....А с ними исчезнут все, кто род свой ведут от женщин. Где ум?

      • Анонимно
        2.02.2019 13:04

        Есть таки намеки на Русский каганат, но времен хазар. Когда те еще допускались до византийских тусовок. Но доказательств нет. И Москва тогда была еще микроскопической)) или рудником - серебро в тех широтах добывали.. так что в улусы ее записывать не след. Пазл не сходится.

      • Анонимно
        3.02.2019 00:08

        и мы Татары служивые мишары в этом Грозному помогли !!

        Это тоже самое как бы те, кто служил у генерала Власова ту же песню запели, если бы фашисты выиграли ту войну. Но так сложилось, что их потом всех перевешали. Жаль, что такой же участи не подвергли таких вот служивых, которые помогали Грозному. Это они потом залили Волгу и Казанку кровью защитников Казани. Но надо знать их потомков. История не одним днем пишется.

        • Анонимно
          3.02.2019 09:57

          Задолго до Грозного в 1223 году булгары напали на переправе на отряды татаро-монгол, которые возвращались к себе на восток после победы на Калке над русско-половецкими войсками. Тогда булгары перебили много татаро-монголов.

          Такого монголы простить не могли. Поэтому в 1236 году во время своего большого восточного похода они первым делом напали на Волжскую Булгарию. Порушили и сожгли много булгарских городов, например, прекрасный город Биляр, прекрасный город Булгар. Перерезали много булгарского народа.

          Надеюсь, ты помнишь и эти реки крови? Или только начиная с Ивана Грозного? А ранее Ивана - память отшибло?

      • Анонимно
        3.02.2019 04:00

        2.02.2019 11:28
        Моголы в Индии и мамлюки в Египте - мусульмане. Мамлюкский султан Бейбарс (кипчак) разбил монголов и остановил их экспансию в Египет!

      • Анонимно
        3.02.2019 04:32

        2.02.2019 11:28
        Города Золотого кольца основаны в 9-12 веках, задолго до вторжения Батыя. Кроме Ростова Великого, остальные города основаны в христианской Руси.

    • Анонимно
      2.02.2019 11:39

      одно другому не мешает, вопрос только в потенциале конкретного чел, для кого-то и 15 кг. тяжесть великая.

    • Анонимно
      3.02.2019 04:15

      2.02.2019 11:05
      Китай очень даже "копается в душах умерших предков"! Они очень гордятся тем, что являются самым древним, из ныне существующих государств на Земле, тем, что вплоть до 18 века, они были ведущей промышленной державой мира, и из этого выводят свое превосходство над другими!
      В представлении китайцев, их гигантский промышленный рост, не есть нечто новое, а является возвратом к привычному порядку вещей, существовавшему даже не века - тысячелетия!
      Имена Лао Цзы и Конфуция так же святы для современных китайцев, как и для их древних предков!

    • Анонимно
      3.02.2019 16:14

      Вы живете мифами о татарах из учебника истории СССР. Глубина ваших знаний о татарах ограничена художественной трилогией автора по имени Ян. Карабай

  • Анонимно
    2.02.2019 13:19

    Вся монгольская империя это исторический миф.Мы все были свидетелями рекитёрства и групировок.Так изобретателями всего этого и были монголы.Они на Руси свои гарнизоны не держали а совершали обычные набеги за данью.И сам Батый без одного-двух туменов никуда не ездил потому что боялся покорённых народов.Они даже деньги поручили свои русским штамповать.Самим лень было да и не умели.

    • Анонимно
      2.02.2019 13:31

      Это архивам будете впаривать. Китайским и остальным.

  • Анонимно
    2.02.2019 15:03

    Рустам Курчаков очень на высоком уровне провел начало своего эссе. Ожидаю такого же завершения.

  • Анонимно
    2.02.2019 21:02

    Российская империя оказалась более успешной политико-экономической моделью. 200лет. Для сравнения - З. Орда - 100лет, СССР- 70лет.

  • Анонимно
    2.02.2019 21:52

    Браво Курчаков!

  • Анонимно
    2.02.2019 22:23

    Спасибо за статью! Она для размышляющих. Сегодня так важны напоминания человечеству о главном, чтобы не оказаться в числе "исчезнувших цивилизаций". Ответственность на каждом из нас, а пустые разговоры, не относящиеся к теме уводят от темы.

  • Анонимно
    2.02.2019 22:26

    Россия утратила свою пассионарность в 19 веке уже. Катится, как тот мячик, с горки вниз.

    • Анонимно
      2.02.2019 23:01

      А Гумилев на практике знал все о пассионарности или фантазировал на тему?

    • Анонимно
      2.02.2019 23:12

      Наверно, русским дороже изобретения которые изменили жизнь человечества, а не мутанты типа Чингисхана

    • Анонимно
      2.02.2019 23:28

      Кажется, вы не знакомы с достижениями.

    • Анонимно
      3.02.2019 08:22

      Мы тут на досуге посмотрели Русские изобретения за истекший век. Получилась, что Россия на подъеме.

      • Анонимно
        3.02.2019 10:43

        Шта,Россиянцы изобрели колесо?Сочувствую.

        • Анонимно
          3.02.2019 12:17

          Одно из последних изобретений

          2017 Термогазохимический разрыв пласта

          В 2017 году учёные из Тюменского государственного университета (ТюмГУ) сообщили о разработке нового метода нефтедобычи: термогазохимический разрыв пласта даёт гигантский прирост нефтеотдачи — в среднем диапазоне дебит скважины увеличивается от 1,7 до 6 раз на срок от 300 до 1000 дней, а в отдельных случаях рост составляет 10-20 раз. Технология не требует высокоскоростной закачки реагентов под большим давлением и потому не предполагает использования крупногабаритного оборудования.

          • Анонимно
            3.02.2019 18:32

            Вы забыли сказать о глобальных негативных последствиях этой технологии. Карабай

        • Анонимно
          3.02.2019 22:21

          3.02.2019 10:43
          Смотря что Вы подразумеваете под словом "колеса". по Вашему стилю - непонятно.

  • Анонимно
    3.02.2019 07:29

    Спасибо. Жду продолжения.

  • Анонимно
    3.02.2019 18:35

    Курчаков Р. - умница! Тема, которую он раскрыл, имеет важное значение в современных условиях строительства государства. Как известно, без понимания прошлого, нет будущего. С нетерпением ждем следующих работ по этой теме. Карабай

  • Анонимно
    3.02.2019 18:54

    Большое спасибо, Рустем Курчаков!!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль