Общество 

«Инвестиции, налоги, доходы граждан – как действует Трамп?»

Иван Грачев
2019-02-09 11:30

Росстат заявил о рекордном экономическом росте ВВП в России в 2018 году — 2,3%. А один из околоцентробанковских аналитиков тут же высказался о перегреве экономики РФ. Это высказывание смешное, но плюс к тому оно опасное, пишет в своем материале для «БИЗНЕС Online» экс-депутат Госдумы РФ, доктор экономических наук, главный научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАН Иван Грачев. Он предлагает присмотреться к простым рецептам, которые использовал Дональд Трамп.

Иван Грачев предлагает присмотреться к простым рецептам, которые использовал Дональд Трамп Фото: Алексей Белкин

«НАДО ВЕСЬ ПРОШЛЫЙ ГОД ЗАПИСАТЬ В МИНУС»

Росстат дал за 2018 год предварительную цифру рекордного экономического роста ВВП за последние шесть лет — 2,3%. Вокруг этого сразу началась буря в стакане воды. Думаю, она в основе своей беспредметная, потому что эта цифра, как и прогноз минфина и минэкономразвития РФ по итогам 2018 года на уровне 1,8%, — в пределах погрешности расчетов, статистически эти цифры не отличаются. Но сама дискуссия более-менее полезна. Так, для меня чрезвычайно интересным было высказывание кого-то из околоцентробанковских финансовых аналитиков, который сказал, что имеет место перегрев российской экономики. Что Центробанк в своих расчетах давал прогноз по росту экономики РФ по итогам 2018 года на уровне 1,5–2%, не более — российская экономика не может выдать больше. И если все-таки больше — значит, имеет место перегрев. Это высказывание смешное, но плюс к тому оно опасное. Потому что вот-вот будут обсуждать ключевую ставку, и получается, что внутри ЦБ есть желающие ее повысить, что, вообще говоря, чрезвычайно вредно. 

А если по существу оценивать, сработала экономика России в 2018 году в плюс или в минус, если оценивать эффективность управления экономикой, то критерий тут довольно простой: сработали хуже или лучше мирового рынка. И если хуже — значит, работаете плохо. Мировой рынок рос в прошлом году на 3,2–3,5%. То есть очевидно, что Россия отработала хуже, чем мир в среднем. Значит, надо весь прошлый год записать в минус.

А как должно было бы быть при нормальном управлении? Для того чтобы это понять, можно провести мысленный эксперимент. Вот представим себе, что Россия действительно бензоколонка и производит только нефть, углеводороды. Объемы производства нефти и газа в прошлом году чуть выросли, по крайней мере не падали. Цена на нефть, что видно на составленном мною графике, выросла за год в среднем на 25%.

График изменения цен на нефть

Условно говоря, ВВП измеряется в деньгах (не в штуках же). Значит, ВВП страны за год должен был вырасти примерно на 25%.

Вернемся к реальной России. Она не на 100% нефтяная, но если честно считать, то где-то на 75%, на три четверти, если учитывать трубы большого диаметра, остальное сырье, повязанное на передел нефти и т. д. Ну пусть мы с этим несогласны и будем считать, что Россия только на треть нефтяная, как утверждают наши экономические гуру в правительстве. Но и тогда экономика страны должна была вырасти в денежном исчислении где-то на 8%. Даже если учтем только экспорт сырья и предположим, что в остальных отраслях ничего хорошего не происходило, что там все было по нулям, — все равно экономика должна была вырасти примерно на 4%. То есть с точки зрения такой модели правительство России отработало чрезвычайно плохо.

«ДОХОД МИЛЛИАРДЕРОВ ВЫРОС ПРИМЕРНО В ТЕМПЕ РОСТА ЦЕН НА СЫРЬЕ»

Еще один характерный момент связан с тем, что тот же Росстат сообщает, что численность населения в России упала, то есть смертность и рождаемость ухудшились. И рост доходов был либо нулевой, или, по некоторым оценкам, снизился на 0,2% — то есть около нуля по белой составляющей.

Что еще более характерно, при всем при этом доход миллиардеров, которые экспортируют сырье, вырос примерно в темпе роста цен на сырье. Это видно по оценкам Forbes, Bloomberg и других, если посмотреть таблицы 200 богатейших бизнесменов России или просто миллиардеров. У них с ростом доходов все нормально. А вот народ при этом телепается около нуля. Это о чем говорит? О том, что у миллиардеров, у богатой части нашего населения, выведенные из страны деньги остаются их деньгами. То есть в чем разница между народом и этими миллиардерами? Если они какую-то часть доходов от роста цен на сырье перебросили на Запад или на Восток, то эти деньги остались их деньгами. Соответственно, их доходы, их состояние растут. А для народа деньги, которые из страны вывезли, будут отрезанным ломтем. Это уже американские деньги, банковские деньги, и к российскому народу они перестают иметь какого бы то ни было отношения. И то, что доходы населения не растут, как раз и означает, что существенная часть этих доходов из страны выводится, сбрасывается и никак — ни по-белому, ни по черному — не перепадает населению.

«РАЗА В ЧЕТЫРЕ БОЛЬШЕ ОШИБОК УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ, ЧЕМ В МИРЕ»

Как оценивать — можно сказать, количественно — то, что делает наше правительство? Прежде всего, вспомним, что наша страна проедает ресурсов как минимум вдвое больше, чем мир в среднем. Вообще, любой экономический рост обеспечивается двумя вещами — проеданием ресурсов (и это все страны делают в той или иной форме), а также взаимоотношениями с остальными игроками рынка: лучше ты работаешь, чем они, или хуже.

Если говорить о нефти, то Россия производит и, по сути дела, проедает примерно 10% от мирового суточного потребления. А в целом по сырью, повторю, как минимум вдвое больше, чем мир в среднем. В моих моделях есть вариант, когда любой рост капитала и страны, и любого агента зависит от уровня ошибок в управлении. То есть можно количественно оценивать эти ошибки. И если любой агент, включая страны, потребляет ресурсов вдвое больше, чем мир в среднем, и при этом его экономический рост вдвое меньше, чем у мира в среднем, то это означает, что примерно раза в четыре больше ошибок управления в этой стране, чем в мире в среднем. Это вот такой количественный факт о качестве управления правительством экономикой нашей страны.

Что из этого следует? Если посмотреть с точки зрения модели двухпартийного авторегулирования прогресса, то в ситуации, когда правительство управляет хуже, чем мир в среднем, правительство должно смениться на альтернативное. И в этом смысле понятие «альтернативное» вполне конкретное, а не абстрактное. Что такое альтернативное управление? Сравнив Россию с наиболее эффективными странами мира, можно увидеть, что они делают по-другому.

 «США, по заявлению президента Трампа — абсолютно, кстати, реальному, — обеспечили (наконец, после долгих лет) рост экономики выше среднемирового» Фото: kremlin.ru

ЧТО ТРАМП ДЕЛАЕТ АЛЬТЕРНАТИВНОГО ПО ОТНОШЕНИЮ К НАШЕМУ ПРАВИТЕЛЬСТВУ

Сегодня наиболее удобная схема для сравнения — Китай и Соединенные Штаты. Раньше либерал-фундаменталисты любили утверждать, что Китай для нас не критерий, что он начинает с очень низкого уровня и поэтому у нас так быть не может. Но возьмем любимые либерал-фундаменталистами Соединенные Штаты Америки, которые, по заявлению президента Дональда Трампа — абсолютно, кстати, реальному, — обеспечили (наконец, после долгих лет) рост экономики выше среднемирового. Что же Трамп делает альтернативного по отношению к нашему правительству? По пунктам.

В части инвестиций. Это в «БИЗНЕС Online» здорово проанализировал, разобрал академик Абел Аганбегян. Я с ним не совсем согласен в части причин оттока капиталов, но он абсолютно правильно говорит, что порядка $100 млрд в год потенциальных инвестиционных ресурсов из России выводится. Что в этом плане делает Китай, общеизвестно. А в США Трамп реально начинает частный бизнес стимулировать, принуждать разными способами — это таможня и так далее — к инвестициям в Америку. Плюс идет откровенный рост госинвестиций. В частности, ту же самую американо-мексиканскую стену можно рассматривать как госинвестиции в инфраструктуру. У Трампа и прямые госинвестиции в инфраструктуру есть плюс в оборонку. А в России идет бешеный отток таких денег, причем он целенаправленный — чиновники все время говорят, что так и надо, что и дальше будут через бюджетное правило деньги из России выводить.

Второй момент — ключевая ставка, кредиты. У нас ключевая ставка задранная, и ее, как понимаю, собираются или оставлять на этом уровне, или повышать. Трамп же, когда в ФРС попытались на 0,25% повысить ключевую ставку, обозвал их сумасшедшими, тормозящими экономический рост. И это при том, что там нынешняя ставка близка к нулю, 2,50%, это очень незначимая цифра.

Третье — налоги. Это факт, что Трамп снизил налоги на все вложения в дело, да и обыкновенным гражданам тоже. А в России повышают налоги. Совершенно очевидно, что это прямо противоположно тому, что нужно делать.

Четвертое — доходы граждан. Через снижение им налогов Трамп увеличивает доходы граждан. В России ничего подобного не происходит, хотя можно было бы это сделать.

Пятое — таможня. Трамп реально обеспечивает таможенные преференции американскому бизнесу, американским гражданам. Российское правительство поступает прямо противоположно в рамках налогового маневра, добавляет налогов своим гражданам, освобождая от таможенных пошлин граждан других стран.  

При таком положении дел авторегулятор должен был бы снести на следующих выборах нынешнее правительство России, которое не обеспечивает должного прироста доходов граждан. То есть голосование «по карману» гарантировало бы смену этого правительства. К сожалению, в России так не будет. Скорее всего, будет движение по инерции. И оно до кризиса будет сопровождаться ростом доходов олигархов, наиболее богатой части граждан, в темпе роста цен на сырье и остающимися близкими к нулю доходами граждан. Хотя, думаю, в «черной» части экономики доходы в среднем будут чуть-чуть расти, как и в некоторых отдельных отраслях — на оборонных предприятиях, у тех, кто занимается медицинскими проблемами, бессмертием. И в сельском хозяйстве будут немного расти доходы.

Все это будет длиться до глобального кризиса. Пока признаков его на 2019 год нет. Простой критерий — перед кризисом должен сильно взлететь индекс Доу–Джонса до уровня примерно 35 тысяч. Пока этого нет.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (23) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
9.02.2019 11:45

Абама ничего лучше не мог придумать как устроить огород на лужайке Белого дома.А вот Трамп бизнесмен в третьем поколении знающий как реально зарабатываются деньги ещё из рассказов своего дедушки который начинал бизнес с нуля став президентом ведёт дела так как будто вся страна это его фирма.Вот и экономика у него растёт и китайцам он хвост прижал.А нами управляют случайные люди никогда не работавшие в реальной экономике да ещё и ротации этих людей нет .Вот и плачевный результат.

  • Maksut
    9.02.2019 11:36

    Знаете что Иван Грачев?! Воровать не нужно - такой экономический принцип слыхали?

  • Анонимно
    9.02.2019 11:42

    Чего там Трамп обеспечил?
    С пиратом можно договориться в открытом море?

  • Анонимно
    9.02.2019 11:45

    Абама ничего лучше не мог придумать как устроить огород на лужайке Белого дома.А вот Трамп бизнесмен в третьем поколении знающий как реально зарабатываются деньги ещё из рассказов своего дедушки который начинал бизнес с нуля став президентом ведёт дела так как будто вся страна это его фирма.Вот и экономика у него растёт и китайцам он хвост прижал.А нами управляют случайные люди никогда не работавшие в реальной экономике да ещё и ротации этих людей нет .Вот и плачевный результат.

    • Булгарин
      9.02.2019 14:07

      Если взглянуть на то, что получил Обама в наследство от Буша, и что он смог сделать, то и сегодняшние успехи Трампа - это и есть продолжение политики Обамы. При Буше, падение в отрицательную область ВВП, безработица зашкалила, долги росли как на дрожжах, производство убегало из страны. После Обамы. Рост ВВП перешло в положительную область и достигло среднемирового уровня. Беработица снизилась до рекордно низкого уровня. Бегство капитала приостановилось. И ведь по опросам тех же американцев, если бы можно было бы выдвигать Обаму на третий срок, то он бы прошел и стал бы еще раз во главе страны. Вот такие результаты его политики. Да, Трамп критиковал Обаму, особенно за его политику в области медицинского страхования, но вот сам то ничего нового предложить и не смог. Единственный успех Трампа в отличии от Обамы в том, что он начал более решительно двигаться ломая некие традиции внешней политики США. А так.

      Ставки ФРС он как раз повышает, точнее его политика как раз и состоит в том, чтобы увеличить ставку, сделать доллар дорогим. А не наоборот, как утверждает Грачев. Толькоточень мощное бизнес-лобби сдерживает его, не зря он поменял главу ФРС.

      Затем, про налоги. Тут тоже не все так просто. Снижая налоги, он еще больше занимает на внешнем рынке, чтобы покрыть возникающий дефицит бюджета. Долг стал расти невиданными темпами, хотя он как раз и критиковал Обаму за это же. А ведь потом кому-то придется ужимать пояса, чтобы за долги расплачиваться.

      И т.д. в таком же ключе. Не все так просто в том, что делает Трамп. И уж точно для России абсолютно не подходят его подходы. Не наши производства сбегали в Китай, чтобы их возвращать обратно на родину, а просто денежки от продажи нефти и газа сбежали туда, а не сама добыча нефти. Ну, примерно так. Простите, что приходится объяснять очевидное.

      • Анонимно
        10.02.2019 09:24

        да, наплевать мне на обамку, трампку. тут все комментаторы спесиалисты, так сделайте что-то для улучшения ситуации в стране, а не пишите свои глупые мысли! Кроме слов ни чего нет!!!!

  • Анонимно
    9.02.2019 12:04

    Экономика США стабильно растёт ещё с первого срока Обамы. А вот налоговые инициативы Трампа не привели к ожидаемому эффект.

  • OPEN
    9.02.2019 12:06

    Трампа выбирали и он не сидит руководителем государства 18 лет.

    • Дорогой Ваня! Наша вся экономика компрадорская! Щиновникам и олигархам нужно произвести сырье , Эекрогоресурсы и все продать дешево и чтобы Кэш остался за бугром,на эти деньги купить сурррогатов,тряпки и снова заработать бабло,правратить в валюту и опять все пергнать за бугор! Нам нужен не Абама и Трамп тут нет капитализма! а Нужен Платошкин,Бабкин,Мельниченко ,Потапенко и Грудинин ,которые знают что нужно стране и что нужно делать с Бабаевцами,оборотнями и бандитами,кто не дает развиваться сельскому хозяйству и экономике!

      • Уважаемый Ваня, в стране нужен новый социализм Платошкина! Я был начальником Татарской Эспмк в системе Татколхозстрой при коммунистах,но объемов строительства не хватало тут денежных в Татарии и я имел участкт в Удмуртии,Мордовии,Ставрпольском крае,Новгороде и даже в Армении и в Прибалтике! Да тогда тоже рынок был в строительстве и главное было подписать процентовку и акт выполненых работ и чтобы не посадили за приписки работы выполнить! Скажу так кто крутился жить в течении года можно было,если хотя бы половина работ оплачивалось в течении года и тогда были колхозы миллионры и гос финансирование,а в конце года был взаимозачет,списывали колхозам и совхозам кредиты и приходила половина остальных денег и весь вопрос нужно было их освоить в три дня ,а иначе заберут! И мы закупали сырье,стройматериалы,технику,выамсывали 13 и 14 зарплату рабочим за эти три дня,якобы строили,а потом в январе и феврале все допоставляли нам и "устраняли недоделки",а точнее строили! А сейчас все подряды только своим за откаты,строят одни жулики,бандиты и оборотни,а простой народ мечтает только о дешевой ипотеке и где зашибить деньгу! Пока мы Медведевых с Путиным не выгоним не будет Сталинских темпов и экономики тоже кроме купи продай!

  • Анонимно
    9.02.2019 12:06

    Расскажите этому товарищу, что ничего не зависло. Темпы роста нашей экономики не имеют аналогов. Недавняя находка у Арашукова - десятки миллиардов рублей. И таких Арашуковых у нас очень много.

  • Анонимно
    9.02.2019 12:18

    Чем отличаются наши чиновники от американских? Тем что американские чиновники патриоты Америки, а наши нет. Хотя я не прав, наши чиновники тоже патриоты Америки

  • Анонимно
    9.02.2019 12:31

    судя по статье, экономика России утверждает, что враг благосостояния народа и правящего режима Правительство РФ?

  • Анонимно
    9.02.2019 12:32

    Экономика Америки сильно растёт не потому что президент хороший, просто очень хорошо засели на доллары и евро, дети чиновников не живут а проживают заграницей. Когда бензин стоил 2 руб аи76 ни одна деревня не сложилась а ведь люди жили, деревни просвета ли, да не богато но люди жили своей жизнью и выращивали скотину, в каждом подворье было по 2 коровы и меньше, лошади, утки, гуси. А что сейчас салярка больше 40 рублей. Просто млн стали млрд и уехали на запад. Молодёжь уезжает на запад или ищет пути.

    • Анонимно
      9.02.2019 16:57

      А вот когда 76-й бензин стоил 40 коп., то просто на каждом дворе стада скотины содержались, так што ле? я лично такого не наблюдал, как и колбасы в магазине. Вы чюдный сказочник.

  • Анонимно
    9.02.2019 12:36

    Одна беда воруют много, заводам!

  • Анонимно
    9.02.2019 12:39

    Все кому не лень качают из РФ ресурсы. Получая с той стороны трубы валюту. Простому народу за валюту заплатить надо. Про наш ЦБ и наши налоги -полностью с ним согласен. Цель одна не дать РФ инвестировать в себя. О народе никто не думает!

  • Анонимно
    9.02.2019 14:09

    Население страны,это проблема для Кремля,а не актив.Исходя из этой реальной политической модели,разумный человек должен понять,что будет происходить дальше.Ужесточение силовых функций,рост налогов и сборов,частичное блокирование гражданских инициатив и прав у части населения,реальная инфляция 8-12%,массовый рост безработицы и многие другие вещи.В результате,подобная модель приведет к вяло расползающейся по стране парадигме гражданского неповиновения,что в свою очередь активирует спящие региональные межнациональные конфликты на Кавказе.Напряженность на востоке,тоже будет иметь последствия.В перспективе ближайших 20-25 лет,на мой взгляд либо революция,либо разложение по типу Украины.

  • Анонимно
    9.02.2019 14:46

    нет должной монументальной идеологии в стране,а то что сейчас происходит только экономические законы в действии,отягощенные местным колоритом(.

  • Анонимно
    9.02.2019 15:09

    Бред сивой кобылы
    Трамп снизил налоги и увеличил заимствования из вне. Вся модель успеха.
    В США главный продукт это доллар

    • Анонимно
      9.02.2019 16:16

      Как бы сделать так, чтобы рубль стал главным продуктом. Валюта всего лишь показатель мощи экономики страны. Нет экономики - нет главного продукта.

  • Анонимно
    9.02.2019 15:49

    В америке развитие экономики. В России отьем денежных средств частными лицами из экономики.

  • Экономист
    9.02.2019 16:33

    Относясь с определенным уважением к личности автора не могу считать подход и выводы в статье однозначными и убедительными... Сравнивать рублевую и долларовую экономику вообще дело неблагодарное и не очень объективное...
    В качестве объективных критериев оценки уровня жизни могу предложить следующие...
    Средний возраст умерших на территории государства от всех причин...
    Доля умерших от суицида и средний возраст...
    Число отбывающих наказание в местах лишения свободы, средний срок по приговору и доля осужденных к пожизненному и исключительной мере...
    Доля осужденных за преступления против личности...
    Для людей с экономическим образованием можно посчитать сумму внешнего и внутреннего государственного долга на одного гражданина страны...
    Думаю картинка будет не в пользу США...

    • Анонимно
      9.02.2019 23:03

      Вы думаете, что набрав чуток "критериев" с потолка сможете убедить нас в своей картине под названием "все плохо в США"? Загляните хоть одним глазом в школьный учебник по экономике!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль