Общество 

«Милитантизм для ислама – тема весьма болезненная»

Рустам Батыр
2019-02-23 08:05

Сейчас приверженцы ислама в глазах современного человечества нередко выглядят главными во всем мире террористами и экстремистами, указывает бывший первый заместитель муфтия РТ Рустам Батыр. Мусульманам инкриминируют ответственность за самое кровожадное цивилизационное мировоззрение из существующих на планете в XXI веке. Но где находится правда, а где — исключительно широко тиражируемые стереотипы? Об этом — в материале автора «БИЗНЕС Online».

«Сейчас мусульмане в глазах современного человечества выглядят главными во всем мире террористами и экстремистами» «Сейчас мусульмане в глазах современного человечества выглядят главными во всем мире террористами и экстремистами» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ГДЕ ПРАВДА, А ГДЕ ЛОЖНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ, АКТИВНО ТИРАЖИРУЕМЫЕ СМИ?»

23 февраля принято писать на военно-патриотическую тему. Милитантизм (черта общественного движения, проявляющаяся в нацеленности на экстремистские методы политической борьбы, — прим. ред.) для ислама — тема весьма болезненная. И все потому, что сейчас мусульмане в глазах современного человечества порой, в том числе с подачи глобальных медиа,  выглядят главными во всем мире террористами и экстремистами. Нам инкриминируют ответственность за самое кровожадное цивилизационное мировоззрение из существующих на планете в XXI веке. Дело доходит до того, что мы уже сами начинаем стесняться своего мусульманства. Вспомним, хотя бы эскиз «Стратегии развития татарского народа», которую разрабатывает команда Василя Шайхразиева: ее полностью стерилизовали от исламской составляющей. И такие примеры можно приводить до бесконечности.

Не секрет, что ведущими радикалами в лоне исламской цивилизации принято считать ваххабитов. В данной связи весьма характерно, что в прошлом году председатель ДУМ РТ Камиль хазрат Самигуллин даже заявлял о необходимости запрета этой идеологии в России на законодательном уровне. Идейным же отцом-вдохновителем ваххабизма является, как известно, исламский богослов XIII века Ибн-Таймия. Но что мы на самом деле знаем о его учении? Где правда, а где ложные стереотипы, активно тиражируемые СМИ? Попробуем сегодня разобраться в этом.

Свои взгляды на вопрос войны в исламе Ибн-Таймия изложил в трактате «О мотиве сражения с неверными» (каида фи киталь аль-куффар). Здесь он разбирает самую сердцевину идейного ядра радикализма, которая порой прячется под исламскими одежами, — вопрос о мотиве ведения войны с иноверцами. Во враждебных к нам СМИ и в текстах всякого рода псевдокэспертов принято указывать на то, что мусульмане якобы ведут войны по религиозным мотивам, т. е. хотят таким способом принудить к исламу всех инакомыслящих. Борьба с неверием — вот, дескать, внутренний двигатель исламского джихада, которым сегодня активно пугают обывателя. Что ж, посмотрим, как к этому относится Ибн-Таймия — человек, к которому, повторюсь, возводят учение самых главных радикалов современного ислама.

«НЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ МОТИВЫ, НЕ ИНОВЕРИЕ ЯВЛЯЮТСЯ МОТИВОМ ДЛЯ ДЖИХАДА, А ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО САМООБОРОНА»

Ибн-Таймия в своей работе указывает, что по вопросу мотива сражения с неверными в исламе есть два мнения. Первое — мнение большинства (джумхур), включая основателей трех канонических мусульманских толков Абу-Ханифу, Малика ибн Анаса и Ахмада ибн Ханбала. Второе — мнение имама аш-Шафии, к которому присоединяются и некоторые ханбалиты. Последние действительно признают религиозные мотивы для джихада, оправдывая убийство всякого взрослого иноверца, в том числе монахов, вне зависимости от того, сражаются ли они против мусульман или нет, «по причине наличия неверия». Однако, как указывает богослов, «Коран, Сунна и разум свидетельствуют в пользу первого мнения», т. е. запрета ислама на ведение религиозных войн.

В подтверждение данной позиции, которую, как уже было отмечено, разделяют большинство мусульманских богословов, Ибн-Таймия приводит целую россыпь всевозможных аргументов. 

Прежде всего он указывает на аят 2:190. Именно его порой пытаются использовать в оправдание ведения религиозных войн. В нем есть такие слова: «Сражайтесь за дело Божье с теми, кто воюет против вас… И знайте, что Бог на стороне богобоязненных» (2: 190-194). Ибн-Таймия в данной связи отмечает, что слова «с теми, кто воюет против вас» связывают предписание сражаться с тем обстоятельством, что наши противники сражаются против нас, а не с их неверием. Затем богослов добавляет, что в аяте говорится: «Но не чините агрессии». «Агрессия же, — подчеркивает при этом Ибн-Таймия, — это преступление границы. Здесь указывается, что сражение с теми, кто не воюет против нас, является агрессией. И это подтверждается сказанным ниже: „Если кто совершит агрессию против вас, тому отвечайте соразмерно агрессии его“ (2:194), т. е. нельзя отвечать большим». Другими словами, не религиозные мотивы, не иноверие являются мотивом для джихада, а исключительно самооборона.

Конечно же, та горстка исламских богословов, которая стремилась обосновать в исламе религиозные мотивы для джихада, отнюдь не хотела просто так, без боя, мириться с волей Бога. И они воспользовались своим излюбленным богословским приемом: объявили, что этот неудобный для них аят или отдельные фрагменты, которые, собственно, и мешают обосновать в исламе религиозный мотив для войн, являются отмененными (мансух). Прием «отмены» (насх) аятов, т. е. объявления их недействительными, — не что иное, как великая разводка средневековых исламских псевдореформаторов. С помощью него они душили в исламе все то лучшее, ради чего наш Пророк был ниспослан в этот мир, и насаждали свое видение ислама, в корне противоречащее Священному Корану. Так и родилась средневековая версия ислама, которая отягощена отходом от подлинных идеалов Корана и которая привела в итоге исламский мир к стагнации и упадку. Впрочем, Ибн-Таймия саму концепцию насха под сомнение не ставит, однако он указывает, что мнение об отмене упомянутого аята «является слабо обоснованным», в пользу чего приводит целый веер специфических богословских аргументов. Заметим, что учение об отмене аятов преподается и в Российском исламском институте, и в Болгарской исламской академии, т. е. прямо сейчас в Татарстане закладывается идеологическая мина замедленного действия.

Ибн-Таймия обращает внимание своих читателей и на аят 2:256, в котором сказано: «Нет принуждения в религии». Он справедливо отмечает: «Если бы неверный подвергался убийству за непринятие ислама, это было бы величайшим принуждением в религии!» Данный аят в тафсирах средневековых интерпретаторов ислама тоже часто называют отмененным. Против него они использовали и другой прием нейтрализации коранического текста — тезис о необходимости его спецификации. Согласно такому подходу, в данном аяте речь идет не о неверных вообще, а только о «людях Библии» (т. е. христианах и иудеях), поэтому, дескать, обычных неверных принуждать, в том числе с помощью войны и убийства, к исламу можно. В ответ на это Ибн-Таймия указывает: «Большинство ранних и поздних богословов считают, что этот аят никак не специфицировался и не отменялся; нет же — мы никого не принуждаем к исламу».

А теперь откройте ради интереса средневековые тафсиры Корана, на которые призывают равняться татарстанских и российских мусульман, и вы увидите, что там данный аят объявлен отмененным, т. е. нам в открытую насаждают мысль, что принуждать к исламу можно и даже нужно. И это делает не кто-нибудь, а официальные муфтии и ректоры исламских вузов.

«В средневековье произошел нечто ужасное — вероломная подмена подлинного ислама, когда на место учения Абу-Ханифы пришел ханафитский мазхаб, а вместо Корана — его интерпретация» «В Средневековье произошло нечто ужасное — вероломная подмена подлинного ислама, когда на место учения Абу-Ханифы пришел ханафитский мазхаб, а вместо Корана — его интерпретация» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ, С КОГО ЖЕ БЕРУТ ПРИМЕР ТЕ ПСЕВДОИСЛАМСКИЕ ЭМИССАРЫ ВОЙНЫ»

Помимо коранического текста, Ибн-Таймия обращается и к практике самого Пророка — Сунне. Прежде всего он отмечает, что Пророк ни на кого на протяжении всей своей жизни не оказывал религиозного давления. «Пророк и его последователи, — пишет исламский богослов XIII века, — брали в плен язычников — и мужчин и женщин, но никого из них не принуждали к исламу». Вспоминает Ибн-Таймия в данной связи и взятие Мекки, где жили свирепые язычники, изгнавшие верующих мусульман из родного города, а затем неустанно воевавшие против них. Но, даже когда Мекка пала, Пророк остался верен Божьему завету: простил всех своих врагов и никого из них не стал понуждать к принятию своей веры. «Какой еще более красноречивый факт, — восклицает Ибн-Таймия, — может быть свидетельством тому, что Пророк никого не принуждал к исламу?!»

Ибн-Таймия рассматривает те войны мусульман, которые велись при жизни Пророка. После подробного их анализа богослов заключает: «Его установка заключалась в том, что он не сражается против какого-либо неверного, если сам тот не воюет против него. Об этом говорят книги по житию Пророка, Сунне, тафсиру, праву и военным походам. Да, это единогласно (мутаватир) передано о его нраве — никогда первым он не начинал войну против кого-либо». Интересно знать, с кого же берут пример те псевдоисламские эмиссары войны, которые призывают сегодня мусульман нападать на иноверцев?

«ВОЙНЫ НЕ МОГУТ БЫТЬ ОПРАВДАНЫ НИКАКИМИ РЕЛИГИОЗНЫМИ МОТИВАМИ»

Ибн-Таймия приводит и другие богословские аргументы, которые раскрывают позицию большинства богословов в раннем, т. е. классическом, исламе, по поводу ведения войн: они не могут быть оправданы никакими религиозными мотивами. Да, мусульмане с оружием в руках всегда будут защищать свою Родину, семьи и земли, но никогда истинный ислам не одобрит ведение религиозной войны, в духе которой сегодня часто пытаются представить понятие джихада.

Важно понимать и другое: когда Ибн-Таймия говорит о мнении большинства исламских богослов, он имеет в виду крупных авторитетов ислама, среди которых помимо прочих был и великий имам Абу-Ханифа. Однако в Средневековье произошло нечто ужасное — вероломная подмена подлинного ислама, когда на место учения Абу-Ханифы пришел ханафитский мазхаб, а вместо Корана — его интерпретация. Эта великая историческая афера, породившая средневековую версию нашей религии, и есть источник той угрозы, от которой страдают сами мусульмане, а вместе с ними и остальной мир.

К сожалению, ни в Болгарской исламской академии, ни в Российском исламском институте, ни в руководстве ДУМ РТ этого не понимают. Там по-прежнему призывают учащихся ориентироваться на средневековые тафсиры Корана, проповедуют концепцию отмены аятов и многие другие богословские приемы, конечная цель которых на самом деле, если проследить всю цепочку последствий их применения до конца, заключается в том, чтобы выпустить из подземелья забвения демона средневековья, как это случилось в Сирии и постоянно происходит во многих исламских странах. Когда этот демон, вырвавшись наружу, наберется сил, вот тогда мы будем судорожно хвататься за идеи Ибн-Таймии, которого сегодня принято считать идейным вдохновителем свирепых исламских радикалов.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (38) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
23.02.2019 09:41

очень поучительно и интересно

  • Анонимно
    23.02.2019 09:41

    очень поучительно и интересно

    • Анонимно
      23.02.2019 13:11

      Посмотрите на детей Ашаруковых и Каитовых из Карачаево-Черкессии. Самых значимых мусульман того региона. Особенно женского пола. Там столько "халяля" и столько харама.

  • Анонимно
    23.02.2019 10:05

    Доигрался власть в Татарстане с тюбетейками и ифтарами. Некоторые муллы в деревнях прохода не дают людям со своим настойчивым "приглашением" в мечеть. Рядом с пустующей мечетью пустуют и новенькие сельские клубы. Может оклад завклуба передать мулле и у него хоть какие-то деньги появятся. Перестанет канючить деньги.

    • Анонимно
      23.02.2019 20:25

      Лучше наоборот. Переделать мечети в клубы и фильмы сельским жителям показывать. Можно даже бесплатно.

  • Анонимно
    23.02.2019 10:46

    Очень умно и непонятно пишете для подавляющего количества читателей Бо, уважаемый Рустам Батыр. Может быть лучше это делать на специализированных сайтах, а также почему бы вам ваши знания не использовать против откровенных исламофобов типа Романа Силантьева и структур, пытающихся уничтожить остатки исламской идентичности татар и башкир.
    Рим Дашкин

    • Анонимно
      23.02.2019 12:31

      Дорогой Рим 10.46 !!
      Священники это же отпечаток чеоловеческого.
      Уважаемый Батыр тоже из человеков.
      Всё так же ссоры,недовольства,склоки,стяжательство.
      Обидели человека вывели из состава.......
      Ну и пытается навязать "ШКАНДАЛЬ" это если говорить
      на языке Киевлян Украины.
      А противоположная значит ПРАВАЯ сторона не отвечает.
      А злоба всё больше и больше.
      Зачинатель не знает уже как бы УКУСИТЬ ПОУМНИЧАТЬ
      Но......... не отвечает.
      Самое больное для человека когда не отвечают и всё.
      Думаю самое верное и точное решение это всё простить пойти на МИР
      и жить дружно на благо Татарского и Башкирского народа.
      Мы и живём то только для будущих поколений
      уважаемый
      Батыр Эффенди.
      с уважением

  • Анонимно
    23.02.2019 10:52

    Дорогой друг 10.05 !!
    А Вы что против имеете против религии в России??
    1.У нас демократия если хотите идите в РПЦ
    а)Там Вам предоставят услугу пройтись по маршруту КРЁСТНОГО хода
    ....00 км. Например с Казани до Ташкента.
    б)Если хотите предоставят услугу искупаться в 40 градусный мороз,
    это тоже услуги РПЦ.
    и.так далее по прейскуранту.
    2.Хотите идите в Мечеть там всё красиво и богообразно.
    Молодой красивый мулла прочтёт намаз поминания умерших.
    3.Хотите идите в Синагогу там бородатый с пейсами Раввин научит Вас Еврейской мудрости из Талмуда.
    4.Хотите идите к Уважаемым Буддистам они такие вечные.
    Дааааа увлёкся я хотел сказать что несмотря на все потуги врагов
    Ислам Поволжья самый миролюбивый и молодой по составу священников.
    Эти исламские священники настоящие будущее Ислама России.
    Слава аллаху.
    с уважением


    • Анонимно
      23.02.2019 11:48

      Раз демократия, значит имею право иметь что-то против религии.

  • Анонимно
    23.02.2019 11:15

    Глупо выносить тонкие богословские вопросы на всеобщее обсуждение среди неспециалистов.Но для того чтоб не было разных толкований одного и того же текста надо всё таки прийти к единому знаменателю.В христианстве хоть даже и крестятся по разному но одни и те же тексты читают одинаково.

    • Анонимно
      23.02.2019 11:31

      Впервые услышал о том, что текст Корана может быть отменен в части пары аятов. По-моему это не просто бред, а уничтожение устоев религии.

      • Анонимно
        23.02.2019 11:47

        Для того, чтобы знать это, нужно учиться. Или хотя бы иметь представление о том, что в себе содержит Куръан, а не нести отсебятину.

        • Анонимно
          23.02.2019 11:51

          Мне казалось, что Коран единое целое, сохраненное в веках и не может быть отменены пара аятов, когда так захотят кровожадные умники. Не нужно прикрываться умными словами. Коран может прочитать любой человек.

          • Анонимно
            23.02.2019 12:53

            11.51. Коран написали через 30 лет после смерти Магомеда при хадифе Усмане.
            Выражения мекканского перида Магомеда в Коран не попали.

            • Анонимно
              23.02.2019 13:24

              Любопытно. Почему-то думалось,что Коран сейчас существует в том виде, в котором он планировался Всевышним. Ни разу не являюсь экспертом, но не осмелился бы будучи религиозным человеком подвергнуть сомнению план создателя.

              • Анонимно
                24.02.2019 11:10

                13.24. Это не план Создателя, а вариант понимания, толкования Его пророком Магомедом.

              • Анонимно
                24.02.2019 11:11

                Ни одна святая книга не может быть догмой.

        • Анонимно
          23.02.2019 11:55

          Значит лично вы считаете что слова всевышнего из Корана «Нет принуждения в религии» можно взять и отменить? Да вы, батенька, знаете толк, видимо изучали многое, не то что обычные людишки которые должны учиться тому, что КНИГУ можно менять по своему разумению.

          • Анонимно
            23.02.2019 12:23

            Аллах сам отменял некоторые аяты. Эти аяты известны. И для Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), и для его сподвижников и для ученых это очевидная истина. Это известно и тем, кто хоть немного знаком с религией. А вы не позорьтесь лучше.

            • Анонимно
              23.02.2019 13:22

              Он отменял аяты в самом же Коране. А не какие-то умники через 1000 лет это сделали.

          • Анонимно
            23.02.2019 17:49

            Не надо передергивать! Не об этом аяте идет речь! Все мансух-аяты известны и имеют свое обоснование в самом Коране!

            • Анонимно
              23.02.2019 18:07

              А есть хоть один случай, когда Пророк сказал: "вот этот аят с этого дня считайте отмененным"?

            • Анонимно
              23.02.2019 20:09

              Сейчас почитал по этой теме, вы правы, оказывается такие аяты есть и не один, и хадисы. Спасибо за информацию.

    • Анонимно
      23.02.2019 11:33

      Глупо? Неспециалистов? Вы себя слышите вообще? Специалист нашелся. Если у вас есть свое мнение, то милости просим написать развернутый, аргументированный комментарий по сути статьи и не голословно называть "глупым" чужой труд и старания.

    • Анонимно
      23.02.2019 23:23

      А ещё хуже то, что автор сам не разбирается в богословских вопросах.

  • Анонимно
    23.02.2019 11:29

    Всегда с удовольствием читаю этого автора. Спасибо за статью

  • Анонимно
    23.02.2019 12:04

    Автор явно извращает понятия "агрессия" (при толкованиия коранического аята 194 (толкуя, причем, в отрыве от предыдущих аятов (191-193), "радикализм" (термин, используемый исламофобами для выражения негативной оценки (но ведь понятие "радикус" означает "корень" (а разве могут быть религии без корней? и что эта за религия без корней? все религии, по сути - с корнями и должны быть с корнями (радикальными (и это ведь - вполне нормальное и логичное явление!), пытается аннулировать понятие "мансух" (явно противореча при этом Корану: "Когда Мы заменяем один аят другим (мансух), они говорят: "Воистину, ты – лжец". Аллаху лучше знать то, что Он ниспосылает. Но большая часть их не знает этого.Пчелы, 101-й аят) или же ""Когда Мы отменяем (мансух) или заставляем забыть один аят ..."». ("Бакара", 106-й аят). В итоге получилось извращение учения Ибна Теймии. И получилось лишь исламофобское сочинение.

  • Анонимно
    23.02.2019 13:35

    Батыру огромное спасибо за статью в защиту и внедрение Ислама в стратегию развития татарского народы, которое готовит Шайхразиев. Дум рт видимо получил от АП РТ по шапке, проснулся и собрал совещание, сделал резолюцию.

  • Фидарис
    23.02.2019 14:54

    Рустам афанде, укажу на главную ошибку вашей статьи, не обижайтесь. Вы, приводя в качестве аргумента (хорошего аргумента) воззрения богослова СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Ибн-Таймии, делаете обобщение о фатальной пагубности СРЕДНЕВЕКОВОЙ версии всего нашего вероучения как таковой. И начинаете хулить на этой основе все татарстанское исламское духовенство в якобы приверженности к мракобесию. Это нехорошо, и вы. надеюсь, осознаете это.

    А хорошо то, что вы грамотно затронули архиважную тему "как так случилось и почему в современном мировом общественном мнении утвердились эти жуткие антиисламские императивы". Абсолютно согласен с вами в том, что они создавались искусственно и к нашему вероучению не имеют никакого отношения, более того, они противоречат его сути.

    Как, кем и в каких целях эти мифы вогнали в мировое общественное сознание - это отдельный большой разговор. Если бы кто-нибудь взялся оппонировать, я не отказался поучаствовать в дискуссии.

  • Анонимно
    23.02.2019 16:13

    Как всегда, фантазия Батырова красочна и бьёт ключом...

  • Анонимно
    23.02.2019 16:26

    Как всегда Батыров перегибает палку...

  • Анонимно
    23.02.2019 17:33

    Где ДУМ РТ, почему муфтий не высказывает свою позицию по этим темам? Какая то тайная организация и секретный муфтий. И зачем эту организацию и муфтия мы содержим?

  • Анонимно
    23.02.2019 21:52

    Субхана-Ллаh! Честно говоря, мусульман должен учиться от колыбели- до могилы, дабы избежать невежества, ошибок или заблуждений...

  • Анонимно
    23.02.2019 22:29

    Известное изречение Пророка Мухаммада, (да благословит его Аллах и приветствует!), "Обязанность каждого мусульманина обучаться, искать знания, от колыбели до могилы".

    • Анонимно
      25.02.2019 13:54

      22.29. Будем искать в Коране, Библии и др. святых книгах не возвышая ни одну из них.

  • Анонимно
    23.02.2019 22:36

    Искренне желаем, чтобы во всём мусульманском мире наступил долгожданный Мир, взаимопонимание и благоденствие!)

  • Анонимно
    23.02.2019 22:49

    Огромное спасибо автору. Меня всегда удивляла мысль об отмене аятов. Никто и ничего не отменял. Всевышний Сам обещал охранять Коран.





  • Анонимно
    4.03.2019 23:09

    Надеюсь автор и дальше продолжит изучать труды Ибн Таймии и на основе этого будет просвещать читателей. Нужно отказаться от средневекового «понимания» религии и вернуться к пониманию праведных предков (Пророк, сподвижники, табиины, имамы мазхабов и тд). Мы приветствуем это. Алга, унышлар!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль