Общество 

«Муфтии и мусульмане ведут себя в интернете как самые последние хейтеры»

Рустам Батыр
2019-03-23 07:45

Решение упорядочить внешний вид прихожан Нижегородской Соборной мечети в эти дни неожиданно вылилось в бурные дискуссии на просторах исламского Рунета. Противники введенного дресс-кода указывают, что новые правила посещения мечети делают пятничный намаз верующих недействительным. Известный мусульманский общественный деятель Рустам Батыр подключился к полемике, полагая, что в подобных спорах решается вопрос о нечто большем, а именно — о принципах духовного суверенитета российского ислама.

Решение упорядочить внешний вид прихожан Нижегородской Соборной мечети в эти дни неожиданно вылилось в бурные дискуссии на просторах исламского Рунета

«ТОТ ЖЕ КОНТИНГЕНТ ВЫСТУПАЛ И ПРОТИВ РЕШЕНИЯ ДУМ РТ О ТАТАРСКОМ ЯЗЫКЕ»

Рассуждения о региональных формах ислама ведутся среди мусульман давно. Здравый смысл подсказывает, что ислам, будучи единым на уровне своего идейного генома, в реальной жизни всегда распускается пышным букетом многоликих эпифеноменов. Но вот что интересно: стоит цветам этого многообразия лишь явиться на свет, как всегда найдутся те, кто жаждет закатать пестрый ковер ислама под каток унификации и однообразия. Так случилось и на прошедшей неделе в просторах  исламского Рунета. Целая армия диванных борцов за желание быть святее папы римского обрушила свой праведный гнев на прихожан Нижегородской Соборной мечети за стремление последних отдать дань уважения величию пятничной молитвы. К травле верующих присоединился завсегдатай громких тем и заявлений муфтий духовного управления мусульман Азиатской части России Нафигулла Аширов, некоторые журналисты и блогеры, в том числе из Казани, и даже какой-то африканский шейх из Египта, чью оскорбительную ругань муфтий азиатской части России усердно рассылал по WhatsApp в последние дни.

По сути тот же контингент выступал в свое время против решения ДУМ РТ вести пятничные проповеди в своих мечетях исключительно на татарском, по поводу чего в интернете стояло не меньше ору. На этот же раз сыр-бор разгорелся из-за правил посещения мечети, которые нижегородские мусульмане определи для своего храма. Удивительно, правила были приняты несколько лет назад, а шум поднялся только сейчас. Причем шум подняли не прихожане мечети (их-то как раз все устраивает), а совершенно посторонние люди, которые к этой махалля не имеют совершенно никакого отношения.

Как это часто бывает, буря в интернет-стакане разгорелась по принципу «слышал звон, да не знаю, где он». Как выяснилось, многие из интернет-ораторов не только не бывали в Нижегородской мечети, не только не знакомы с этим джамаатом и его имамом Умаром хазратом Идрисовым, но даже не удосужились прочитать правила, которые, собственно, и вызвали их возмущение. Не говоря уже о том, чтобы элементарно разобраться в фактуре. Для меня такое поведение всегда было странным. Сами мусульмане так много говорят о нравственности и благочестии, но, когда дело доходит до очередного — извините — срача, ведут себя как самые последние хейтеры с той лишь разницей, что декорируют свою хамскую речь элементами религиозной риторики ислама.

«ИМЕННО ТАК СТРОИТСЯ МУСУЛЬМАНСКАЯ «ЖУРНАЛИСТИКА»

Правила нижегородских мусульман, наделавшие так много шуму, запрещают, в частности, «находиться в здании мечети в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения и его остаточными явлениями» и определяют внешний вид посетителей мечети. «Одежда должна быть, — говорится в них, — чистой, опрятной и красивой, закрывающей все части тела».

Именно требования к внешнему виду и вызвало негодование исламских хейтеров. Они даже окрестили нижегородскую мечеть «мечетью белорубашечников». Хотя, строго говоря, в правилах о белых рубашках как таковых не говорится ни слова. Там лишь оговаривается в отношении одежды посетителей пятничной молитвы и праздничных молитв «преобладание светлых тонов и белого цвета». Более того, отдельно подчеркивается, что любой мусульманин может надеть «религиозный костюм, соответствующий национальной традиции». Другими словами, можно приходить и в темной одежде. Главное, чтобы она соответствовала месту и времени — была  чистой, опрятной и закрывающей все части тела. Однако мусульманским интернет-хейтерам так понравилось слово «белорубашечники», что они, уже невзирая на фактическое положение вещей, от души предались хамству и матерщине.

Спусковым крючком для их словесных излияний послужило одно видео, на прошлой неделе распространившееся в соцсетях. На нем два обычных мусульманина, которые не являются сотрудниками мечети, но которые по зову сердца взялись в качестве волонтеров содействовать поддержанию порядка в ней, объясняют третьему, ведущему себя достаточно агрессивно, глядя на его непрезентабельный вид, что он не готов к намазу, и отказывают в доступе в мечеть. Именно последнее вызвало особый псих интернет-хейтеров, которые, не стесняясь в выражениях, выливали на мусульманских волонтеров просто ушаты словесных помоев, не забывая при этом облить грязью и татарский народ. Но вот, что любопытно: главные герои ролика к татарам вообще не имеют никакого отношения. У входа в мечеть волонтерили русский и чеченец, а нарушитель ее правил, судя по всему, был таджиком. Впрочем, о последнем мы можем только догадываться, так как в самой мечети его не знают. Вы скажете: заезжий провокатор? Не исключено.

К слову, интернет-телеканал «Алиф ТВ», который подключился к травле нижегородских мусульман, для своего сюжета не смог найти среди прихожан мечети ни одного недовольного существующими там порядками. Эту роль исполнили два анонима из других регионов, которые, утаивая свои имена и пряча лица, усердно подливали масла в огонь хейтерского интернет-негодования. Мне всегда казалось, что анонимство — жалкая форма избегания ответственности за свои слова и признак трусости. Но оказалось, что именно так и строится мусульманская «журналистика» в современной России.

Правила нижегородских мусульман, наделавшие так много шуму, запрещают, в частности, «находиться в здании мечети в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения и его остаточными явлениями» и определяют внешний вид посетителей мечети

«ДИСКУССИЯ ИДЕТ В ЗАЗОРЕ МЕЖДУ БУКВОЙ И ДУХОМ ЗАКОНА»

Давайте посмотрим на эту ситуацию в более широком контексте. Я уже не раз писал о том, что в  исламе на протяжении всей его истории, вплоть до сегодняшнего дня, всегда было две школы, или, можно сказать, две интенции мысли, два идейных полюса. Одни мусульмане были ориентированы на суть исламского Закона/учения, на то главное, что в нем заключено и ради чего можно пренебречь второстепенными вещами; другие — на его форму, делая акцент на том, что в религии важна каждая мелочь. Условно обе позиции можно обозначить как школу духовной мудрости и школу богословского формализма. На протяжении истории подобная дихотомия находила разные способы выражения: асхаб ар-рай и асхаб аль-хадис, суфии и факихи. Сегодня та же самая линия водораздела пролегает между тем, что иногда называют традиционным исламом, и пресловутым ваххабизмом.

На данную тему у татарского народа есть известная притча о том, как умудренный опытом мулла приучил жителей одной деревни, которые давно оставили религию, ходить в мечеть, разрешив им не мыть ноги во время предмолитвенного омовения, что было им в тягость. «Юмасагыз да була!» — сказал он им. Благодаря этому решению народ в деревне массово повалил в мечеть. На гневное и по всем богословским признакам справедливое возмущение молодого умника из медресе имам лишь спокойно ответил: «Я их приучил в мечеть ходить, а вот теперь ты приучи их ноги мыть». У старого имама не было ни одного формального аргумента, ни одного хадиса или аята, которые обосновывали его столь решительный шаг. Ни одного! Но он не побоялся взять на себя ответственность и сумел привести людей от порока и разврата к духовному спасению.

Эту идею духовной мудрости, выраженную в притче, имам Абу-Ханифа в свое время сформулировал на языке исламской юриспруденции в разработанном им методе правового толкования под названием истихсан, что буквально означает «предпочитать лучшее [несмотря на формальные доводы против]». В жизни имам сам нередко во благо простых людей применял этот метод, чем навлек на себя яростный гнев со стороны многочисленных буквоедов и формалистов-законников. Чего стоит, например, история о том, как он помог легко доверчивой матери-одиночке, которую «поматросил и бросил» один важный чин, получить от этого подлеца средства на содержание ребенка, хотя формально у нее не было на то прав, ведь она жила с ним в блуде (у «никаха» не было двух свидетелей), и без помощи Абу-Ханифы такое  сожительство никак нельзя было признать браком со всеми вытекающими из него юридическими последствиями.

Дискуссия межу нижегородским джамаатом и их интернет-противниками лежит именно в этой плоскости — в зазоре между буквой и духом исламского закона. Формально нижегородцы, подобно имаму из татарской притчи и великому имаму Абу-Ханифе, конечно же, неправы, ибо нет ни одного аята и хадиса, который бы предписывал не пускать нарушителей в мечеть. Но, по сути, на стороне их желания поднять культурный уровень мусульман и возвысить Дом Аллаха стоит весь Коран и вся Сунна. И с этим тоже невозможно спорить.

«ФОРМАЛЬНАЯ СТОРОНА ВОПРОСА ВО МНОГОМ СОБЛЮДЕНА»

Впрочем, справедливости ради заметим, что и формальная сторона вопроса у нижегородских мусульман во многом соблюдена. Неудивительно, что даже их оппоненты признают, что белый цвет одежды, оговоренный правилами посещения нижегородской мечети, напрямую вытекает из Сунны. Хотя, как уже было отмечено выше, согласно этим правилам, разговоры собственно о белых рубашках — не более чем передергивание фактов.

Оппоненты нижегородских мусульман упрекают последних в том, что, дескать, из-за принятых правил посещения мечети она перестает быть общедоступной, а общедоступность является одним из богословских условий действительности пятничной молитвы.

В чем же тут ошибка формалистов? Их сразу две. Первое. На самом деле, в силу упомянутых правил, нижегородская мечеть не перестала быть общедоступной, ибо правила ее посещения не налагают ограничений по социальному, национальному, политическому или еще по какому бы то ни было признаку. Любой желающий может приходить и молиться в ней. Ведь правила в том или ином объеме существуют во всех мечетях без исключения, хотя и не всегда излагаются на бумаге. Даже если сами правила, с формальной богословской точки зрения, не совсем корректны, их наличие само по себе не делает мечеть недоступной, ибо данные правила носят общий характер, они не выделяют среди мусульман элитарную группу, и их может исполнить абсолютно любой человек.

Во-вторых, общедоступность в шариате проговаривается не для молельного зала мечети, а в целом для места проведения пятничного богослужения. В Московской Соборной мечети, например, сотни и даже тысячи мусульман каждую пятницу молятся на улице. И от этого их намаз не становится недействительным или каким-то ущербным. Противнику правил, запечатленному на видео, никто не мешал, если уж так для него принципиально идти против решения джамаата, совершить свой намаз, подобно московским мусульманам, во дворе мечети. Да и потом, он мог отправиться и в любую другую нижегородскую мечеть: Умар хазрат, еще когда был во главе нижегородского муфтията, позаботился о том, чтобы в городе было три мечети, а не одна, как это обычно бывает в русских городах, и высокие стандарты к внешнему виду существуют только в одной из них — Соборной. Но он этого не сделал, а предпочел поднять шум на всю Россию.

Кто-то пишет, что нарушитель был путником и мог не знать о существующих правилах. Возможно. Но тогда и пятничная молитва, согласно исламскому праву — если уж говорить исключительно про формальную сторону вопроса, — для него не является обязательной и он, как путник, абсолютно без греха может ее пропустить. Другими словами, в Нижнем Новгороде никто не стоит на пути исполнения религиозных обязанностей мусульман. Более того, необходимо помнить, что, согласно исламскому учению, шариатские послабления для путников считаются милостью Бога. Из этого вытекает очень интересная логика. Например, в исламском праве прописывается, что если путник откажется от сокращения молитвы, то есть положенного для него послабления, то ему надлежит в наказание понести специальную штрафную епитимью (суджуд саху), ибо он подобным поступком неблагодарно отверг милость Бога, а это непозволительно.

Противники введенного дресс-кода указывают, что новые правила посещения мечети делают пятничный намаз верующих недействительным

«СУЖДЕНИЯ НА СТОРОНЕ НЕ СХВАТЫВАЮТ ВСЕЙ КАРТИНЫ»

Единственное за что, как нам кажется, можно упрекнуть решение нижегородских мусульман, — это чрезмерная суровость к тем, кто не соблюдает этикет посещения мечети. Многие указывают, что таким людям надо не воспрещать посещение мечети, а наставлять добрым словом. Если говорить абстрактно, то я, безусловно, соглашусь с таким подходом, но если говорить конкретно про нижегородскую мечеть, то к сказанному добавлю, что самая ключевая фраза в данном абзаце — «как нам кажется».

Мы, мусульмане, очень часто любим делать поспешные выводы со стороны. Помню, как шейх Юсуф аль-Карадави вынес для российских мусульман фетву о том, что для праздничных намазов они могут использовать стадионы, ибо сам Пророк проводил гаеты не в мечети, а за городом, там, где могло собраться максимальное число людей. Формально шейх аль-Карадави был прав: Пророк действительно в праздники молился не в мечети. Но по факту его фетва была направлена против российских мусульман. Почему? Потому что она пораженческая по своей сути. Шейх аль-Карадави, видимо, спутал нас с европейскими мусульманами. Но мы в России отнюдь не мигранты. Мы живем на своей родной земле, исторической родине. Наши деды и прадеды не раз проливали кровь за страну не для того, чтобы потом какие-то отдельные чиновники в нарушение принципов Конституции чинили нам препятствия в деле строительства мечетей. Соглашательство на молитву на стадионе — это унизительная позиция для коренных мусульманских народов России. И потому такая фетва нам никак не подходит, ведь она подыгрывает тем исламофобским силам, которые хотят выставить мусульман пришлым, чужеродным элементом в лоне российской цивилизации.

Вот почему суждения, сделанные на стороне, чреваты тем, что не схватывают всей полноты картины и в силу этого нередко бывают ошибочны. В данном конкретном случае они не видят общей атмосферы в нижегородской махалля, не учитывают многих региональных нюансов и особенностей. В этом контексте важно отметить, что имам нижегородской мечети Умар хазрат, который в силу своего высочайшего авторитета среди верующих во многом задает тон религиозной жизни нижегородских мусульман, всегда отличался особым радушием, щедростью и безграничным милосердием. Он являет собой тот редкий тип личности, который живет не для себя, а исключительно для других людей. Это признают даже его оппоненты. «Про Умара хазрата я не могу сказать ни одного дурного слова, — отметил в телефонном разговоре со мной муфтий Аширов. — Я ему многим обязан: когда мы учились в Бухаре, он меня поддерживал и всячески помогал». И такие слова о нижегородском имаме могут сказать многие, если не все, кому посчастливилось встретить его на своем жизненном пути. Поэтому когда в интернете сегодня мы видим, как хейтеры, у которых язык без костей, в пылу полемики обливают грязью достойного человека, даже ни разу не соприкоснувшись с ним в жизни, то, конечно же, понимаешь, что в этом потоке исламского сквернословия нет и маленькой толики подлинно исламского подхода к ведению дискуссии».

К слову сказать, Умар хазрат в плане высоких стандартов морали всегда отличался от многих своих коллег по религиозному цеху. Когда последние неустанно состязались в громкости самопровозглашенных регалий и должностей, называя себя муфтиями и шейху-ль-исламами, Умар хазрат даже тогда, когда стоял во главе муфтията и был одним из лидеров исламской уммы России, всем окружающим запрещал называть себя муфтием и всегда подчеркивал, что он лишь простой имам. Лично я другого такого примера среди руководителей муфтиятов не знаю. Все остальные религиозные служители весьма падки на громогласные титулы. Муфтию без единой фетвы Аширову вместо того, чтобы подавать дурной пример адаба полемики, называя иджтихад нижегородских мусульман дурдомом и маразмом, для начала было бы неплохо издать хотя бы одну профессиональную фетву или хотя бы элементарно запустить сайт своей организации, а не только отмечаться в интернете громкими заявлениями эдакого правдоруба по любому хайповому делу.

Вполне возможно, что нижегородская община мусульман, совершая свой иджтихад о правилах посещения мечети, допустила ошибку. Все мы грешные и можем ошибаться. Но судить об этом надо не наскоком со стороны, как это делает, например, африканский шейх, на которого ссылается Аширов, а находясь среди людей, к кому, собственно, и обращено данное решение, понимая все аспекты и нюансы жизни этой общины. Не залетные гастролеры, не диванные критики перед мониторами должны выносить вердикты о правилах, которые тот или иной джамаат установил для себя, а сами члены этого джамаата. Вот почему в данном вопросе надо поставить все точки над «i», ведь в противном случае то, как нам жить, будем решать не мы сами, а какие-нибудь заморские религиозные эмиссары. В этом смысле нижегородская община верующих, поддающаяся сегодня колоссальному информационному прессингу, стоит на страже принципа духовного суверенитета всех российских мусульман. Она отстаивает принцип, который важен для всех нас: право жить своим умом, а не по указке извне.

Но даже если кому-то со стороны хочется принять участие в дискуссии по вопросам жизни мусульман другого региона, то для начала надо разобраться в фактуре дела и не допускать элементарных фактологических ошибок, как это сделал, например, «Алиф ТВ» в своем сюжете на данную тему.  А во-вторых, нелишне помнить при этом и изречение нашего Пророка, который говорил, что люди, делающие иджтихад, в любом случае будут в сени милости Бога. Если они смогут найти верное решение, то Он сподобит их двум наградам, а если они ошибутся, то все равно вознаградит их за поиск истины и верного решения.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (76) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
23.03.2019 11:29

Башкирский и татарский языки - это, по сути, один язык с небольшим диалектом, когда я переключаю ТВ на башкирский канал, то далеко не сразу понимаю, на татарском или на башкирском языке там говорят.
А касательно наших братьев чеченцев, таджиков и т.д., то в Чечне, в Таджикистане или в Дагестане тоже живут татары, но никто из татар непротив того, что в Таджикистане проповеди читают на таджикском, а в Чечне на чеченском, это нормально и естественно.

  • Анонимно
    23.03.2019 08:43

    Стадо оно и есть стадо.

    • Анонимно
      23.03.2019 09:01

      Но есть стадо в белой рубашке и не в белой. Так происходит разделение религии.

    • Вот актуальная тема диссертации для философов и теологов:
      "Особенности извращения ислама и превращение его в транс-ислама в условиях постмодернизма и влияния Интернета".
      Ссылка на мои статьи , в которых впервые введённо мною понятие "транс-ислам" обязательна .
      Вперёд!

      • Анонимно
        23.03.2019 11:01

        С чего это?! Это слово никак не товарный знак.

        • Анонимно
          23.03.2019 11:56

          А что вам только халяль и прибыли от него подавай?Подумайте мозгами

  • Анонимно
    23.03.2019 08:48

    Часто бываю не согласен с Рустамом. Но в этот раз, он во многом прав.

    • Анонимно
      23.03.2019 23:32

      Был проездом в Нижнем, поехал в эту мечеть прочитать намаз, не джума, в итоге на территорию мечети не пускали, только по разрешению хазрата, это как вообще понимать? А автор согласно полученному образованию играет в адвокатика, но набор предложений не наполняется как он отмечает "духом" содержания. Вот и получается формализм.

  • Анонимно
    23.03.2019 09:07

    Все верно. Не надо нам тут разводить бардак из ближнего востока под видом Ислама. Некоторые хайповчики на этой волне хотят себе имя сделать , оседлав толпу разношерстную.

  • Леча
    23.03.2019 09:40

    Согласен с автором.
    Лично знаю эту мечеть, там всегда порядок и всегда доброе отношение. Как то даже по пути заезжал, был в футболке, так мне выдали белую рубашку, я помолился и никаких проблем. А все эти комментаторы никакой пользы умме не приносят, только грех на себя берут комментирую не изученную тему.

    • Анонимно
      23.03.2019 10:42

      Что такое грех? И почему вы не помолились на природе? До бога не доходят молитвы не в мечети?

  • Анонимно
    23.03.2019 09:42

    "белый цвет одежды, оговоренный правилами посещения нижегородской мечети, напрямую вытекает из Сунны. Хотя, как уже было отмечено выше, согласно этим правилам, разговоры собственно о белых рубашках — не более чем передергивание фактов.".
    ------


    В одном абзаце противоречие.

    В итоге, белый цвет "оговорен правилами посещения мечети" или нет?

    • Анонимно
      23.03.2019 11:54

      Да он всегда попадается на своих противоречиях. Просто неискушенная (далекая от ислама публика) их не видит. Многим просто симпатизирует то, что он критикует, разоблачает ислам. Естественно, перед такой публикой он предстает в образе некоего "реформатора", "разоблачителя". Но он не может выходить на мусульманскую публику. Там его не принимают (знают его возможности, позицию). Не лидер он и не пример. Тем более - не ученый в области ислама. Лишь дилетант-исламовед (ориенталист (а вернее, ориенталист-культуролог).

    • Анонимно
      23.03.2019 18:02

      09:42 в итоге: в правилах про рубашки не сказано. + Сказано, что можно приходить в национальных костюмах, которые могут быть и темными. Никакого противоречия нет.

  • Анонимно
    23.03.2019 09:45

    "Кто-то пишет, что нарушитель был путником и мог не знать о существующих правилах. Возможно. Но тогда и пятничная молитва, согласно исламскому праву — если уж говорить исключительно про формальную сторону вопроса — для него не является обязательной и он, как путник, абсолютно без греха может ее пропустить. "
    ______

    Нюанс в том, что если путник даже не читает пятничный намаз, то он все-равно должен прочитать полуденный намаз, но путника и на этот намаз не пускают.

    • Анонимно
      23.03.2019 13:59

      На видео не попытка пройти на полуденный намаз. Там речь именно о пятничном.

  • Анонимно
    23.03.2019 09:52

    "Не залетные гастролеры, не диванные критики перед мониторами должны выносить вердикты о правилах, которые тот или иной джамаат установил для себя, а сами члены этого джамаата. ".
    _______

    Но почему то это правило на себя Рустам не распространяет и считает себя вправе рассуждать и порицать разные джамааты, в том числе, казанский и татарстанский, не относясь к нему.

    • Анонимно
      23.03.2019 19:06

      Представляю сколько бы Батров здесь грязи вылил, если бы такое правило ввёл Камиль Самигуллин. "Хейтеры", которые прошлись по нижегородской мечети и Умару Идрисову тихо курили бы в сторонке.

  • Анонимно
    23.03.2019 10:00

    > духовного суверенитета российского ислама

    Матуридитским сектантам не терпится отгородиться от глобальной уммы. Интересно, а во время хаджа в Саудии они тоже это говорят вслух?

    • Анонимно
      23.03.2019 10:15

      Нет, сейчас как раз таки саудийские сектанты запели другую песню. О том, что они дескать подностью переквалифицировались в ханбалитов. Поживем - увидим.

  • Анонимно
    23.03.2019 10:01

    В этой нижегородской мечети захотели создать себе некую ВЫДУМАННУЮ картинку вокруг себя с "англелами" вокруг, чтобы все вокруг были такими одинаковыми, все такие добрые, улыбчивые, счастливые, богатые, все в белом и т.п., но это ЛОЖЬ, попытка создать ИЛЛЮЗИЮ, а в реальности есть дорожные рабочие, есть токари за станком, есть много других людей, которые в обеденный перерыв заходят прочитать пятничный намаз и у них и по их работе белая рубашка и их работа просто несовместимы, и у них может просто не быть вообще белой рубашки. Более того скажу, даже в нашей крупной организации, где все офисные сотрудники по дресс-коду должны ходить в костюмах и галстуках, есть те, у кого просто НЕТ рубашек ни белых, ни светлых, и они их специально покупать не будут, а что говорить о дорожном рабочем, у которого просто нет белой рубашки, она ему не нужна, и он чем покупать ненужную ему рубашку, лучше купит своим детям йогурт.

    Поэтому здесь речь идет о сегрегации, в том числе, по уровню достатка (кто то не может позволить себе покупать ненужные ему рубашки), плюс речь идет о нежелании принимать джамаат (общество) в том многообразии, в каком он есть (по уровню достатка, по красоте и т.д.), а желание отделить себя от всех, создав некую искуссивенную иллюзию..

    • Анонимно
      23.03.2019 10:31

      Вы читать-то умеете, нет? Там все написано про белые рубашки черным по белому. Перечитайте, прежде чем делать далеко идущие выводы. Или Вы один из этих?

      • Анонимно
        23.03.2019 11:19

        "белый цвет одежды, оговоренный правилами посещения нижегородской мечети, напрямую вытекает из Сунны".
        _____

        Я умею читать, а Вы умеете?

      • Анонимно
        23.03.2019 11:23

        А кто такие эти? Чернорубашечник)
        Зачем унифицировать людей по цвету одежды?

    • Анонимно
      23.03.2019 10:43

      Хе-хе, в основном, не заходит, а заезжает на дорогих авто на пятничную молитву, а попробуй дорожный рабочий в рабочее время или даже в обеденный бросить асфальтоукладчик и сбегать в мечеть, знаем, что ему от бригадира будет. Вы сами тут построили выдуманную картину, мы такой не наблюдаем.

      • Анонимно
        23.03.2019 11:22

        То есть простые рабочие якобы не ходят на пятничный намаз, а на пятничные намазы ходят только владельцы "дорогих авто", которые ездят в своих дорогих машинах неопрятные и грязные и упорно не хотят одеться приличнее?

        • Анонимно
          23.03.2019 14:06

          О нет, они очень хорошо одеты, их бородам я завидую... но комментатор не об этом писал.

          • Анонимно
            23.03.2019 15:47

            Комментатор писал, что якобы на пятничном намазе нет рабочих, ибо их бригадир не отпускает, а в реальности на намазе есть и рабочие, и представители самых разных профессий.

      • Анонимно
        23.03.2019 11:24

        Значит и Мечети на пятничной молитве редко бываете

  • Анонимно
    23.03.2019 10:03

    Большинство мусульман в мечетях Казани и Челнов не знают
    татарского языка, но знают русский. Поэтому пятничные
    проповеди должны быть на русском языке везде!

    • Анонимно
      23.03.2019 10:04

      Большинство татарский знает, так что в этом плане все нормально.

      • Анонимно
        23.03.2019 10:41

        Большинство татар в Казани не соблюдают Ислам, не ходят на джума. Верно и обратное: большинство соблюдающих мусульман Казани — этнически не татары.

        • Анонимно
          23.03.2019 11:16

          Большинство соблюдающих мусульман в Казани именно татары и русские. Зайдите в мечеть на пятничный намаз и увидите сами, ситуация за последние годы сильно изменилась.

        • Анонимно
          23.03.2019 11:28

          Простите, на чем основаны ваши подсчеты о "большинстве"? Если вы не можете это доказать, значит вы лжец. Лично я сужу по многочисленным поселковым мечетям города и прихожане там - жители данной махалли, местные татары-казанцы во втором, а то и в третьем поколении. В центральных мечетях много И приезжих, но татарский компонент есть не менее 50%.
          Аллаһ знает лучше
          Мистер Х

    • Анонимно
      23.03.2019 10:36

      Благодаря проповеди на татарском языке сильно улучшил знания татарского языка.
      Рим Дашкин

      • Анонимно
        23.03.2019 11:26

        Аналогично. Сейчас уже легко, без напряжения стал понимать проповеди на татарском. И, более того, сейчас уже и короткие хутбы на арабском стал в целом понимать (но это в совокупности с результатом обучения в медресе, но хутба на языке Корана по пятницам стала хорошей практикой аудирования/слушания и понимания).

        • Анонимно
          24.03.2019 23:51

          Я ещё не слышал хороший татарский с минбара. Ни разу. Хотя, у Рамиля Юнусова был лучше всех в Казани. Иногда ещё и нервирует полутатарский, когда с русским вперемешку. А про логичность, стройность рассказа и доказательную сторону вообще говорить не приходится.

      • Анонимно
        23.03.2019 23:27

        Давайте китайский теперь учить, найдем уйгура хазрата!

    • Анонимно
      23.03.2019 10:43

      Чтение проповеди на татарском языке в Казани неуважительно по отношению к казахам, русским мусульманам (которых уже сотни тысяч), таджикам, башкирам, чеченцам, аварцам.

      • Анонимно
        23.03.2019 11:11

        В какой церкве можно послушать священика на таджикском. А то, чувствую обиду.
        Крещенный таджик.

        • Анонимно
          23.03.2019 19:01

          В иранском городе ,название забыл,на фарси.В Ираке кое где,но вы ж дари знаете,так что поймете

        • Анонимно
          23.03.2019 19:48

          Татары уже заражены толерантностью.

          Хватит. Пора выздоравливать.

          Учите татарский.

          Хватит ассимилироваться.

      • Анонимно
        23.03.2019 11:29

        Башкирский и татарский языки - это, по сути, один язык с небольшим диалектом, когда я переключаю ТВ на башкирский канал, то далеко не сразу понимаю, на татарском или на башкирском языке там говорят.
        А касательно наших братьев чеченцев, таджиков и т.д., то в Чечне, в Таджикистане или в Дагестане тоже живут татары, но никто из татар непротив того, что в Таджикистане проповеди читают на таджикском, а в Чечне на чеченском, это нормально и естественно.

      • Анонимно
        23.03.2019 11:38

        Продолжим ваш замечательный логический ряд:
        В ОАЭ очень большой пакистанский компонент гатарбайтеров - отсутствие проповедей на их языке в местных мечетях также неуважительно? Татарстан - это Республика, которая находясь в составе РФ обладает статусом государства, а в своем государстве татары, как коренной народ, имеют право устанавливать свои правила. В областных мечетях не так.
        Аллаһ знает лучше.
        Мистер Х

      • Анонимно
        23.03.2019 11:42

        Согласен. В Татарстане нет городов где живут только татары. А другие нации живут здесь веками

        • Анонимно
          23.03.2019 11:52

          В Таджикистане тоже живут татары веками, но вполне логично, что там проповеди на таджикском, а не на татарском или русском.

        • Анонимно
          23.03.2019 12:06

          11:42 Татары живут здесь веками. И другие волжские народы: башкиры, чуваши, мари, удмурты, эрзя, мокша ...

      • Анонимно
        23.03.2019 20:06

        10-43
        Мил человек, это гос.язык.

      • Анонимно
        24.03.2019 23:53

        Я татарин, я с этим согласен. Проповедь должна быть понятна большинству, а не тем кто раньше тут родился. Языковой крен это ещё одно сектантство.

  • Анонимно
    23.03.2019 10:09

    Умар Идрисов — близкий друг исламоеда Романа Силантьева.
    Это знают многие.

  • Анонимно
    23.03.2019 10:14

    А дорожному рабочему, у которого нет белой рубашки, а доходов еле хватает, чтобы детей прокорить, ему специально под чьи то хотелки белую рубашку надо купить, нсэкономив на еде для детей?
    Или ему надо просто понять, что он недостаточно "красив" для благостной искусственной картинки и не вписывается в нее, а значит пока не разбогатеет, на пятничные намазы ему дорога закрыта???

    • Анонимно
      23.03.2019 14:09

      У нас не закрыта, только не забудьте технику на ручной тормоз поставить....

  • Анонимно
    23.03.2019 10:14

    > Условно обе позиции можно обозначить как школу
    > духовной мудрости и школу богословского формализма

    Правильнее говорить так:
    1) Ахлю бида
    2) Ахлю Сунна

  • Анонимно
    23.03.2019 10:24

    "А, во-вторых, нелишне помнить при этом и изречение нашего Пророка, который говорил, что ЛЮДИ, делающие иджтихад, в любом случае будут в сени милости Бога. Если они смогут найти верное решение, то Он сподобит их двум наградам, а если они ошибутся, то он все равно вознаградит их за поиск истины и верного решения.".
    ______

    Нюанс в том, что если каждый начнеи делать иджтихад по своему разумению, то будет куча экстремистов, когда каждый что ему взбрело и как он там "понял", так и "наиджтихадил" какое то свое мнение.

    Поэтому и есть общепризнанные мазхабы/школы и общепризнанные ученые, но ни у кого из них дресс-кода в виде цвета одежды просто нет. Чтобы не пахло неприятно - да, чтобы был просто чист и опрятен - тоже да, чтобы был прикрыт аурат - тоже да, но всем этим критериям соответствует, в том числе, спецовка дорожного рабочего синего цвета с оранжевыми ставками с каплями смолы, используемой при ремонте дорог (это не считается ничистотой).

  • Анонимно
    23.03.2019 10:28

    > шейх Юсуф аль-Карадави вынес для
    > российских мусульман фетву

    Разве он является улемом?

  • Анонимно
    23.03.2019 10:29

    По поводу иджтихада , это правило относится к тем, кто имеет право на иджтихада, к муджтахидам. Только они могут выносить религиозные решения и если ошибутся то всё равно получат награду. Простолюдины и даже имамы, попадают в грех, если выносят религиозные решения не имея на это право. И им будет записан грех, даже если их решение совпало с истиной, за то что он занимается самодеятельностью в религии.

  • Анонимно
    23.03.2019 10:33

    > Муфтию без единой фетвы Нафигулле

    Муфтий не исламский учёный. Не путайте.

    > называя иджтихад нижегородских мусульман
    > дурдомом и маразмом

    Нет у них права на иджтихад. Они не исламские учёные.

  • Анонимно
    23.03.2019 10:41

    Дискутабельная тема. Может лучше азы религии обучать, чем заниматься рассориванием людей

  • Анонимно
    23.03.2019 10:43

    Не всегда соглашался с Батровым, но в этой статье практически с ним согласен, особенно, касательно Умар хазрата. Лет 20 назад приходилось немного общаться с ним, до сих пор не покидает ощущение прикосновения к чему-то необыкновенно возвышенному.
    Рим Дашкин

  • Анонимно
    23.03.2019 11:26

    Мечеть (как и любой храм) должна посещаться прихожанами в чистом и опрятном виде. А со стройки, между делом, забегать чуть ли не в спецовке на намаз не нужно. И имам обязан следить за дисциплиной.

    • Анонимно
      23.03.2019 11:32

      Спецовка это не синоним слова "неопрятный" и т.п., как и белая рубашка не синоним слова "опрятный". Чистота и опрятность никак не связаны с чистотой и опрятностью. Цвет одежды и ее чистота/опрятность - это красвнивать теплое с мягким.

      • Анонимно
        23.03.2019 11:51

        Опечатался, исправляюсь. "Чистота и опрятность никак не связаны с цветом одежды".

    • Анонимно
      23.03.2019 11:59

      Рабочий в спецовке, если он нормально пахнет и не загрязнен органическими нечистотами, не просто может, а его обязанность прийти в мечеть и прочитать пятничный намаз с остальными мусульманами.

  • Анонимно
    23.03.2019 11:58

    Каждый может ошибаться, здесь Рустам прав. Если бы указание о внешнем виде было только в качестве рекомендации, а не вылилось в то, что действительно произошло - ничего бы не случилось. Ретивость двоих добровольцев вылилась в скандал фдерального масштаба, и здесь, безусловно, есть вина администрации мечети.

    Я же хочу обратить внимание на другое - в своем тексте Батров ни разу не ссылается на Священный Коран, зато неоднократно обращается к Сунне Пророка (с.г.с.):
    - "белый цвет одежды, оговоренный правилами посещения нижегородской мечети, напрямую вытекает из Сунны";
    - "нет ни одного аята и хадиса, который бы предписывал не пускать нарушителей в мечеть" и т.д.

    Чудеса эквилибристики: хочу признаю Сунну, хочу нет или это признаю, а это нет. Детский сад какой-то...
    Аллаһ знает лучше
    Мистер Х

    • Анонимно
      23.03.2019 12:54

      Мистер Х, а как мощно он припечатал анонимов. Может, Вас это задело?)

      • Анонимно
        23.03.2019 16:46

        Абсолютно нет. Меня задел факт обливания грязью двух очень уважаемых в исламском мире людей - шейха Юсуфа аль Кардави и муфтия Нафигуллу Аширова. Вот уж действиельно, перефразируя известную поговорку "скажи мне кто твой враг и я скажу кто ты".
        Аллаһ знает лучше
        Мистер Х

        • Анонимно
          23.03.2019 17:11

          Другими словами, Вас устраивает статус человека, который не отвечает за свои слова?

          • Анонимно
            23.03.2019 21:45

            вы бревно со своего глаза вытащите для начала. и с мистер х вам не тягаться. научитесь, опять таки для начала, простейшей логике.

  • Анонимно
    23.03.2019 11:59

    В самом деле одежда должна быть опрятной . Уважайте людей и себя .

  • Анонимно
    23.03.2019 12:59

    Мусульмане этой ситуацией возмущаются правильно! Тут вопрос в оплошности того, кто устанавливал эти правила, нужно было продумать, что если приходят путники, то их нужно пустить, пусть видят как красиво одеваются в нашей мечети. Вместо этого волонтёр упёрся как баран, не пущю и всё, естественно будет возмущение и резонанс, а как вы хотели.

  • Анонимно
    23.03.2019 13:50

    Адаб и Ахляк в целом - многие нынешние в особенности молодые мусульмане не знают. Правило поведение в мечети некоторые радикальные мусульмане специально нарушают, не только внешним видом, но и поведением.

  • ssn
    23.03.2019 14:05

    Батров - безусловно умелый полемист, за словом в карман не полезет и при желании без труда сможет сотворить пространное эссе, например, о влиянии фаз Луны на посещаемость мечетей в пятницу.
    Вот и в данном случае, он, справедливо защищая одного из своих первых учителей, пытается "разрулить" эту пикантную ситуацию в положительном ключе. Однако, на деле получилась чистая схоластика и никаких убедительных доводов в пользу случившегося казуса.
    А ведь попросту говоря нижегородские "ребята" откровенно сильно перегнули палку, пытаясь ввести свой собственный dress code в отдельно взятой мечети. Причина видится одна - что бы чужие тут не ходили, ковры не топтали, и сделать из мечети этакий закрытый клуб для своих. Ну, действительно, а то все кому не лень "и ходют, и ходют, и топчут, и топчут". Ну, что ж, с традиционным "бисмилла" и нарядом полиции и "дружинников" им это удалось.

  • Анонимно
    24.03.2019 05:11

    Все религии созданы с целью управления массами. Даже Ислам. Как бы мне это обидно не было.

  • Анонимно
    24.03.2019 07:44

    "Причина видится...". Домыслы, домыслы, домыслы. А ведь Батров про таких, как Вы и писал - про тех, кто судит со стороны.

  • Анонимно
    24.03.2019 14:09

    Попытка оправдать глупость, это ещё большая глупость.
    Нижегородский мулла (именно мулла!) И его приспешники не только нарушили спокойствие в среде мусульман, и взяли на себя грех за то, что не пустили мусульман на намаз, но и ввели ересь в религию. У них нет ни ума, ни знаний, ни совести, если они не сожалели об этом.

    То же и с теми, кто оправдывает их поступки.

  • Анонимно
    25.03.2019 00:00

    Если уж не хотят видеть кроме как в белой рубашке, то нужно построить мечеть, куда можно в не белой рубашке. Всем будет хорошо. И этот имам с тремя прихожанами в белых рубашках будет читать намаз. А этого горе-волонтёра не впускать в другие мечети. Сказать что таким нельзя, у вас своя мечеть, с дресс кодом.

  • Анонимно
    25.03.2019 10:27

    Кто может быть несправедливее того, кто запрещает в мечетях Аллаха поминать имя Его и стремится разрушить их? Им следовало бы входить туда только с чувством страха. Позор им в мирской жизни и великие мучения в Последней жизни.

    Бакара, 114

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль