Общество 

«Не хиджаб, а запрет на него есть нарушение принципа светскости»

Рустам Батыр
2019-04-13 07:20

Сомнительная инициатива местных силовиков, судя по всему, остановленная благодаря общественному резонансу, ожидаемо подняла новую волну дискуссии на тему хиджабов в современном российском обществе. Известный мусульманский и общественный деятель Рустам Батыр считает, что у противников хиджабов есть три основных аргумента. Автор «БИЗНЕС Online» разбирает их и уверен, что не хиджаб есть нарушение принципа светскости, а запрет на его ношение.

В России нельзя носить хиджаб и быть вне подозрений. Бытовая исламофобия, увы, все еще остается частью наших повседневных реалий В России нельзя носить хиджаб и быть вне подозрений. Бытовая исламофобия, увы, все еще остается частью наших повседневных реалий

ВСЕ ЭТИ АРГУМЕНТЫ ПРОСТО СМЕХОТВОРНЫ

В России нельзя носить хиджаб и быть вне подозрений. Бытовая исламофобия, увы, все еще остается частью наших повседневных реалий. Мусульманки в платках часто дискриминируются при трудоустройстве, сталкиваются с дополнительными сложностями в учебных заведениях и просто испытывают на себе косые взгляды прохожих. Никаких законодательных оснований для этого, конечно же, нет, просто наше общество во многом все еще продолжает быть «совком», потому инаковость другого у нас часто вызывает какую-то непонятную иррациональную ненависть. Письмо сотрудника МВД по РТ, всколыхнувшее мусульманскую общественность России на прошлой неделе, о постановке на учет казанских школьниц, которые сами или у которых матери носят хиджаб, — тому лишнее подтверждение. Эта сомнительная инициатива ожидаемо подняла новую волну дискуссии на тему хиджабов в современном российском обществе.

У противников хиджаба есть три основных аргумента. Первый: у нас светское государство, а не мусульманская страна, поэтому, дескать, в общественных заведениях нельзя появляться с атрибутами религиозности. «Не нравятся наши порядки? Валите в арабские страны!» — добавляют при этом особо ретивые сторонники такой позиции. Второй: наши бабушки хиджаб якобы не носили. Вся это арабская мода, убеждают нас, чужда татарской культуре. Ну и наконец, третий: малолетним девочкам хиджаб, по исламу, носить необязательно. Данный аргумент используют, когда хиджабная дискуссия касается школ. Часто при этом добавляют: мол, не надо принуждать детей к религии, когда они вырастут, то сами определятся со своим отношением к вере.

На мой взгляд, все эти аргументы просто смехотворны, но самое печальное то, что они свидетельствуют о глубоком расколе в нашем обществе по линии религиозности. Можно сказать и по-другому: «совки», живущие в нас и среди нас, никак не хотят мириться с новыми реалиями многонациональной и демократической России. Попробуем сегодня хоть немного преодолеть эту пропасть.

КАЖДЫЙ ИСПОВЕДУЕТ ТОТ ИСЛАМ, КОТОРЫЙ СЧИТАЕТ ДЛЯ СЕБЯ ПРАВИЛЬНЫМ

Начнем с последнего аргумента. Согласно исламу, религиозные нормы действительно становятся обязательными для человека лишь при достижении им пубертата. Поэтому, строго говоря, с религиозной точки зрения для малолетних девочек не будет никакого греха, если они появятся на людях без платка на голове, однако апеллирование к такой аргументации не решает школьной проблемы с хиджабами по существу, а лишь несколько ее сужает. Половое созревание у девочек наступает, как известно, в 12–13 лет, иногда раньше. Это означает, что именно с данного возраста хиджаб становится для них обязательным. Другими словами, речь в любом случае идет о школьном возрасте, а потому, даже если согласиться на то, что до пубертата девочке необязательно носить платок, мы все равно сталкиваемся с изначальным вопросом, просто отодвигаем его на несколько лет позднее.

Однако дело не в формальной стороне вопроса. Многие мусульманские родители приучают своих дочерей задолго до наступления у них пубертата носить хиджаб с тем, чтобы к моменту их взросления он был для них привычен и воспринимался как естественная часть их жизни. Ставить под сомнение право родителей на воспитание своих детей в соответствии с собственной картиной мира — это значит подрывать институт семьи на фундаментальном уровне. В самом деле, если родитель не может прививать своему ребенку те ценности, которые сам считает правильным и на которых строит собственную жизнь, то, стало быть, он должен растить у себя дома чуждого ему ребенка. Это полнейший абсурд. Поставьте себя на место такого родителя. Если вам скажут: «Не надо ребенка водить в театры, пусть, когда он вырастет, сам определится со своим отношением к искусству», — как бы вы отнеслись к тому, что кто-то извне будет ограничивать ваше право на воспитание собственного ребенка?

Вообще, нам пора перестать «лечить» других. Вы можете сколько угодно считать, что ношение платка для маленьких детей необязательно, но это никак не повлияет на родительские стратегии других людей. Вы можете пойти дальше и заявить, что Коран вообще не предписывает хиджаб, даже взрослым женщинам. Вы будете абсолютно правы, но спор от этого никогда не выиграете. Все дело в том, что для мусульман Коран уже давно не аргумент. Если говорить шире, то в религии вообще нет объективных истин. По факту каждый исповедует тот ислам, который считает для себя правильным. Мы можем с этим не соглашаться и спорить, но при выстраивании общественных практик обязаны с этим считаться. Раз люди полагают для себя ношение хиджаба обязательным, то наша задача состоит не в том, чтобы их переделывать, а в том, чтобы создать условия для реализации их конституционного права на свободу совести и вероисповедания. В конце концов, хиджаб касается только их самих и не посягает на свободы других людей.

У НАС И КАЛФАКИ НОСИЛИ, И ХИДЖАБ

Второй аргумент о том, что наши бабушки не носили хиджаб, еще более беспомощен, ибо он просто-напросто не соответствует фактическому положению вещей. Обычно его сторонники тычут в старинные фотокарточки, где татарки прошлого запечатлены с одним лишь калфаком на голове. Такие снимки действительно есть, но они отражают лишь небольшую часть общей картины. На самом деле, если обратиться к трудам исследователей вопроса, изучившего его всесторонне, как, например, к книге Рамзии Мухамедовой «Татарская народная одежда» или к книге Маргариты Завьяловой «Татарский костюм», то мы увидим, что татарки до революции повсеместно носили хиджаб. Об этом писали и сами свидетели эпохи, например Карл Фукс или Шихабутдин Марджани.

Попытки свести всю татарскую традицию женской одежды исключительно к калфакам исходят из полного непонимания ее сути. Татарская традиция религиозности в целом, в том числе и в вопросе внешнего вида, была намного шире, чем мы сегодня себе это представляем. У нас и калфаки носили, и хиджаб. Причем хиджаб тоже был разный: от косынок, повязываемых назад, до полного закрытия лица. В этой многовариативности и состоит истинное богатство наследия наших предков, которое приучает нас к мысли, что быть разными — это нормально, чем, к слову, могут похвастать в своем историческом прошлом далеко не все народы. Стремление навязать всем антихиджабный взгляд как некий традиционный для татар норматив и желание укутать всех в платки ущербны в одинаковой степени. Ни одна из этих позиций к истинно татарской традиции плюрализма не имеет ровным счетом никакого отношения.

Но если уж кому-то хочется ссылаться на фотографии дореволюционных татарок без платка, то в таком случае надо проявить последовательность и обратить внимание на длину их юбок: они всегда были до пола. Возникает закономерный вопрос: почему любители старинных снимков борются на их основе исключительно с платками, но ничего не имеют против юбок до колена, мини-юбок и купальных костюмов современных татарок? Может, пора перестать лицемерить и стоит честно признаться, что апеллирование к воображаемой татарской традиции в борьбе с хиджабами не более чем прикрытие для оправдания своей ксенофобии и неумения принимать инаковость другого.

СВЕТСКИЙ НЕ ЗНАЧИТ АНТИРЕЛИГИОЗНЫЙ

Наконец, третий аргумент касается того, что Россия — светская страна и потому в общественных местах не стоит появляться с атрибутами религиозности. На самом деле этот аргумент, как в королевстве кривых зеркал, все ставит с ног на голову. Именно как раз потому, что мы светская страна, любой человек и может одеваться так, как сочтет нужным. Светский не значит антирелигиозный. Светский означает нейтральный по отношению ко всем религиям, в том числе и религиозно мотивированной одежде.

Важно понимать и другое: светскость касается исключительно государства, т. е. характера тех решений, которое оно принимает, а не его граждан. От того, что кто-то придет на работу в платке или тюбетейке, пусть даже и чиновник, светскость государства не нарушается. Когда чиновник, пусть и одетый в костюм с галстуком, принимает решения, которые исходят не из интересов общества, а обусловлены его религиозными симпатиями или антипатиями, тогда мы и можем говорить о нарушении принципа светскости. Хиджаб или его отсутствие не имеет никакого отношения к характеру принятия государственных решений, поэтому его ношение никак не может повредить светскости государства, а вот запрет на ношение хиджаба к этому относится напрямую. Если мы запрещаем носить хиджаб, то в таком случае нарушаем принцип религиозной нейтральности и равноудаленности от всех конфессиий, т. е. действуем вопреки принципу светскости. С этой точки зрения не хиджаб есть нарушение принципа светскости, а запрет на его ношение.

Религиозные плюрализм и равноправие во многом еще непривычная установка для нашей страны. По историческим меркам мы живем в ней совсем немного, менее 30 лет. Должно пройти время, чтобы все россияне, в том числе и служащие в МВД, привыкли к этому нравственному идеалу как к некоей безусловной норме жизни. А до тех пор «совок» нет-нет да будет давать о себе знать, потому мусульманки в платках еще долго станут оставаться под подозрением.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (69) Обновить комментарииОбновить комментарии
Моисей
13.04.2019 12:25

МВД должно бороться с группировщиками а не с девочками с платками

  • Анонимно
    13.04.2019 10:11

    Кратко, четко и ясно.

    • Анонимно
      13.04.2019 10:32

      Батров молодец, спасибо! Не муфтий какой-нибудь стисняшка..

      • Анонимно
        13.04.2019 16:27

        хватит уже раздувать эту тему - вопрос решился положительно. Откуда вам знать, что в нем не принимал участие муфтий? А попиарились на этой теме, конечно, многие

        • Анонимно
          13.04.2019 19:17

          Откуда нам знать,что принимал? Мы вообще, хотели бы знать, кто за мусульман подаст голос! Вот те, кто "пиарятся", они опираются на общественные институты, а те, кто втихаря договаривается, завтра могут потерять свои позиции, и общество останется ни с чем. В конце концов, муфтий не решала! И не должен быть разводилой от властей. И как он решил проблему, если виновные не выявлены, не наказаны, и МВД кивает на минобр, а минобр говорит: "Идите вы лесом, я не причем!" И власти подозрительно молчат. Чего он решил-то? Сегодня их за руку поймали, а завтра они будут осторожнее? В этом решение?

      • Анонимно
        13.04.2019 17:02

        Я вас умоляю. Предлагаете реагировать на каждую фейковую новость? Или даже на бредовые решения какого-то ведущего специалиста? Не смешите. Тема эта крайне опасная, чтобы ее раздувать. Надо делом решать вопрос, а не языком молоть

        • Анонимно
          13.04.2019 19:23

          Ведущий специалист из ПНД Дербышекразослал директиву по нескольким районам? Я вас умоляю. это вам в МВД сказали? Так МВД ничего не комментирует..

    • Анонимно
      13.04.2019 10:36

      А, кстати, столько дней прошло, а МВД до сих пор выясняет! Там, видимо, сложный следственный процесс с большим бюджетом..

    • Моисей
      13.04.2019 12:25

      МВД должно бороться с группировщиками а не с девочками с платками

  • Булгарин
    13.04.2019 10:16

    В нормальном обществе государство всего лишь организация, созданная, чтобы представлять услуги его гражданам. У нас же скорее наоборот, граждане обслуживают государство. Потому государство может требовать от граждан, чтобы они носили одежду ту, которая по мнению представителей государства ей по нраву, прически тоже могут регулировать, ширину брюк и головные уборы. И конечно, что могут говорить и писать граждане, как проявлять уважение к власти. А иначе по голове может настучать это государство.

    • Анонимно
      13.04.2019 21:17

      Они точно добиваются революции масс похоже, создали государство по обслуживанию олигархов и правящих людей, а граждан за людей не считают и еще диктуют нам всем что носить и как жить, на каком языке думать и говорить. Это полный позор.

  • Анонимно
    13.04.2019 10:23

    Нельзя не согласиться с автором. Странно только, что мусульманок вступился не муфтий, а изгнанный им бывший первый Зам

    • Анонимно
      13.04.2019 10:37

      Рустам хазрат, хорэ себя хвалить. Проблему решили ещё на прошлой неделе . У вас поздное зажигание.

      • Анонимно
        13.04.2019 11:14

        Пока нет заявлений протестного характера, проблема просто замята, а не решена. Может быть, у нас меньше было бы радикально настроенных мусульман, если бы муфтии были с народом. Если бы муфтию доверяли, то ему легче было бы богословски и по-человечески донести до людей ошибочность радикальных взглядов. А кто будет доверять муфтию, который на праздничных хутбах больше трепетно перечисляет поздравивших чиновников со всех их регалиями, чем о сути праздника. Больше ссылается на слова "уважаемого Владимира Владимировича Путина", чем на Коран. А в таких вот ситуациях ждет, пока накал исчезнет и проблема замылится. Не было от него поддержки мусульманкам Белозерья, когда на них по первому каналу клеветали. И тут молчит. Молодежи не нужен муфтий от Единой России. Молодежи нужен муфтий для мусульман!

        • Анонимно
          13.04.2019 13:06

          Муфтий от Единой России - интересная оценка

        • Анонимно
          13.04.2019 15:57

          Теоретически правильно, Рустам -хазрат, а по существу нет.

          Во-первых, не факт, что мусульманину нужен муфтий. Пастыри, по Корану, не нужны человеку, а нужна прямая связь с Всевышним. Она достигается молитвой, чистым сердцем и холодным разумом. Бог, как известно, говорит с человеком языком жизненных обстоятельств. Поэтому нужно быть максимально внимательным - к себе, ситуации, людям, поступкам и словам.

          Дальше не буду углубляться в тонкие и щекотливые сферы, но иногда кажется, дорогой хазрат Рустам, кажется, что вам лучше работать в пропагандистском аппарате, но увы, эти вещи давно перестали работать. "Молодежи не нужен муфтий от Единой России. Молодежи нужен муфтий для мусульман!" Извините, но пишите чушь. Молодежи нужен Коран и нравственные ориентиры. Займитесь лучше мусульманской наукой, здесь у вас лучше получается. Ваш единомышленник в некоторых аспектах.

    • Анонимно
      13.04.2019 16:33

      Думаю, что правильно что Камиль хазрат не стал высказываться. Козе понятно отношение муфтия к этому вопросу. А пережевывание этой больной темы только накаляет обстановку. Скорее всего вопрос решили просто путем мирных переговоров. А результат - главное. Платки теперь никто не смеет запрещать

      • Анонимно
        13.04.2019 18:01

        Может быть, если бы муфтий высказался бы, тема перестала бы быть больной. С чего она больная? И кто ее постоянно инициирует? Спрятал голову в песок и нет проблем? Давайте и про пенсионный возраст не говорить, и про тотальную коррупцию. Больные темы понимаешь..

        • Анонимно
          13.04.2019 18:22

          Если бы только публичными высказываниями можно было такие вопросы решать... вы не правы. И хорошо что вы не на месте муфтия

      • Анонимно
        13.04.2019 20:28

        А платки и не запрещали, речь шла по существу о слежке за родителями чьи дети носят платки, а этот вопрос остался открытым, кто сверху дал команду на это, кто наказан, какие приняты меры и как будет осуществляться контроль по недопущению подобного впредь?
        Рим Дашкин

    • Анонимно
      13.04.2019 17:33

      И правильно сделал что не стал шум поднимать. Религиозные чувства - вопрос взывоопасный. Здесь важно решить вопрос миром а не войной

  • Анонимно
    13.04.2019 10:43

    Очень хорошая и толковая статья Батрова, за исключением двух моментов:
    1. "Коран вообще не предписывает хиджаб, даже взрослым женщинам. И вы будете абсолютно правы, но спор от этого никогда не выиграете".

    Это, мягко говоря, не правда.100 раз уже опровергнутая:

    "О сыны Адама! Мы ниспослали вам одеяние для прикрытия ваших срамных мест и украшения. И одеяние богобоязненности — лучшее. Это из знамений Аллаха, быть может, они вспомнят". 26 аят суры Аль-А’раф

    Это как вы понимаете не бикини и не миниюбки ))

    "Скажи верующим женщинам, чтобы они притупляли свои взоры и оберегали свои чресла. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые явно видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестер, или своих женщин, или невольников, которыми овладели их десницы, или слуг из числа мужчин, лишенных вожделения, или детей, которые не постигли наготы женщин; и пусть они не ударяют своими ногами, давая знать о красотах, которые они скрывают. О верующие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, — быть может, вы преуспеете". Сура Ан-Нур (24) — аят 32.

    Тут уж вообще всё разложено по полочкам, для людей размышляющих, естественно. Сунну приводить не буду, а то тут некоторые очень выборочно к ней подходят ))

    2. Как не странно, но критики муфтия Самигуллина в статье нет. А жаль. В общественном пространстве мусульмане так и не услашали его четкой позиции по этому вопросу. На мой взгляд, это не тот вопрос, который нужно решать втихаря. Здесь должна была быть четкая и я бы даже сказал резкая позиция лидера мусульман Татарстана, но мы ее не услышали...
    Аллаһ знает лучше
    Мистер Х

    • Анонимно
      13.04.2019 10:57

      Про хиджаб в этих аятах ничего не говорится, скорее, про целомудрие в одежде. Но то, что надо прикрывать волосы - здесь не сказано ни слова.

      • Анонимно
        13.04.2019 11:28

        Вы можете себе представить мать пророка Исы (г.с.) (Иисус) - Марьям (р.А.г.) (Дева Мария) без платка?
        Что еще Вам, буквалистам-коранитам должны были расписать в Коране: не ковыряться в носу? говорить спасибо за оказанную услугу? Что еще?
        Женщина носящая платок во все времена и у иудеев, и у христиан, и, естественно, у мусульман - это и есть символ целомудрия и богобоязненности.
        Аллаһ знает лучше
        Мистер Х

    • Анонимно
      13.04.2019 12:20

      "О сыны Адама! Мы ниспослали вам одеяние для прикрытия ваших срамных мест и украшения. И одеяние богобоязненности — лучшее. Это из знамений Аллаха, быть может, они вспомнят". 26 аят суры Аль-А’раф
      почитайте же уже коран, там этого не написано.
      тем более, что муххамед такое не говорил! он не знал русский язык

      • Анонимно
        13.04.2019 13:26

        Он и чувашский язык не знал. Это каким либо образом должно влиять на что?

        • Анонимно
          13.04.2019 14:24

          не надо приписывать историческим персонажам то, чего они не говорили

    • Анонимно
      13.04.2019 16:53

      Возможно потому и нет критики, что муфтий прав, что не высказался и не подливал масла в огонь. Хоть одну девочку в хиджабе на учет поставили? Потому что это же бред полный

      • Анонимно
        13.04.2019 18:49

        А вы уверенны, что не поставили? У меня вот нет такой четкой уверенности. А муфтий, как и положенно в Исламе, должен действовать открыто, а не тихо-тихо в кулуарах. Вот о чем речь

        • Анонимно
          13.04.2019 19:15

          в исламе положено сохранять мир. а про открытость в этом контексте впервые слышу

        • Анонимно
          13.04.2019 19:17

          Уж повнрьте об этом сразу стало бы известно

    • Фидарис
      14.04.2019 10:25

      13.04.2019 10:41, я согласен с вами по "двум моментам". Но меня больше шокировали слова " ... Все дело в том, что для мусульман Коран уже давно не аргумент. Если говорить шире, то в религии вообще нет объективных истин..." Эта чушь, по-моему, не нуждается в комментариях.
      Далее по тексту, если вы внимательно прочитаете, Батров не "за" ношение мусульманками платков и хиджабов в соответствие с требованием Корана, он - не "против" их ношения в соответствие со светскостью государства. Не буду вдаваться в детали, но это не защита Ислама, а простой призыв к терпимости. Ну, это его право...он вот так как-бы защищает мусульман.

      Но на самом деле важнее то, о чем он не написал. То, на что выше указал Рим афанде Дашкин -суть всего возникшего разговора не в запрете хиджабов, а действиях представителей власти, незаконно вторгающихся в личную жизнь мусульман через их детей в образовательных учреждениях. Батров сознательно уходит от этой повестки, ссылаясь на примитивную "совковость" мышления некоторых работников МВД. На самом деле атака на хиджабы и другие акты вторжения в личное пространство мусульман - это следствие очень серьезных проблем в нашем обществе и государстве. Нам надо прямо и честно начать говорить о них. Просто так антиисламские императивы не перестанут доминировать в обществе, если мы не приложим сознательные усилия для их изменения. Если мы будем бояться ставить открытые диагнозы, мы не вылечимся от наших фобий. Вот давайте хотя бы начнем честно говорить о причинах возникновения и способах изменения этих императивов и фобий.

  • Анонимно
    13.04.2019 11:04

    У женщин организм сложнее. Она улучшенная модель мужчины на 1/8 хромосом. Стало быть что......?

  • Анонимно
    13.04.2019 11:08

    Не думаю, что одни исламофобы выступали против хиджабов в дискуссии на БО. Были еще две группы. Одни те, которым очень больно видеть, как большая часть молодежи, которая в хиджабах, не признает ничего татарского национального.
    А вторая группа-это татарские мусульмане, которые считают, что платок, полностью закрывающий волосы, обязателен только во время намаза, в мечети, во время религиозных праздников, а в обычной жизни можно более светско одеваться, а калфаки для них-это память о наших изысканных, утонченных бабушках, прабабушках.
    Очень давно, очень талантливая татарская поэтесса Лена Шагыйрзян читала свое стихотворение "Ак калфакның югалган чагы", если не ошибаюсь. Очень красивые слова были в этом стихотворении:"Нәзакәтъле туташларның югалган чагы". Стих, который хочет донести, что вместе с калфаками татары потеряли свой утонченно-аристократический шик, по которому революция, репрессии, война косой прошлись.

    • Анонимно
      13.04.2019 11:39

      Нет, против хиджабов выступали исламофобы. Потому что сторонники татарской национальной одежды сами не носят ее. Много вы на улице видели людей в национальной одежде? Хотят восстановить национальные традиции за счет других. Сами сначала так начните ходить! А тех, кто хиджабы только на намаз одевает никто не заставляет ходить в хиджабах на улице. У них вообще проблем нет. А агрессия есть. Поэтому это исламофобы..

      • Анонимно
        13.04.2019 12:11

        Тут есть недопонимание и беспокойство у обоих сторон, кто с хиджабами, думают, что им хотят запретить хиджабы, может и такие есть, но это другое, а кто хочет хиджаб только во время намаза-беспокоятся, что со временем всем захотят одеть хиджабы и в светской жизни, как было в Иране.
        Поэтому, тут еще многие выступая против хиджабов, борются за свои права быть мусульманками, не надевая хиджабы в светской жизни, к этому тоже нужно относиться с пониманием.

        • Анонимно
          13.04.2019 12:49

          Т.е. они борются с призраком! Представить, что в России может быть как в Иране, и еще бороться с этим можно только от большого безделия и интеллекта, делящего хиджаб на время намаза (хотя чего там Аллах не видел) и время улицы(как будто на улице уважение к Аллаху заканчивается).

        • Анонимно
          13.04.2019 12:54

          И бороться с хиджабом, когда вопрос касается опасности для мусульманских семей и детей быть внесенными в какие-то списки, которыми потом могут воспользоватся сторонние люди(вот вы доверяете МВД?) в не декларируемых целях, могут только...

  • Анонимно
    13.04.2019 11:17

    Всё это мракобесие и ханженство.Иметь три жены это не распутство а вот носить нормальную одежду как все люди носят это распутство.Надо обязательно как Гульчатай ходить.А ведь на календаре уже 21 век.

    • Анонимно
      13.04.2019 12:18

      1.Взять второй или третьей женой вдову, оставшуюся один на один с жестоким миром и малолетними детьми - это не распутство, а социальное благо Ислама для понимающих.
      2. Полмира от Индонезии до Боснии, от ЮАР до России ходит в хиджабах и в 20-м, и в 21-м веке, Аллаһ бирсə и в 22-м веке. Ни кого это не напрягает кроме исламофобов
      Аллаһ знает лучше
      Мистер Х

      • Анонимно
        13.04.2019 13:03

        Ханженство это когда пытаются втирать про третью жену вдову с детьми.

    • Анонимно
      13.04.2019 12:55

      11:17. И что тебе даёт 21 век? Что На голове мы должны ходить? А тебе дискотеки, голые женщины ( телки по твоему) нужны? .

      • Анонимно
        14.04.2019 00:14

        В Риме и Греции в Античности практиковали гомосексуализм и свободный секс. Так что, если 21 век то наверное нам стоит прилетать новый разврат, по Вашей логике?
        21 век, 21 век... что за люди начали рождаться ... Кто нам гены портит?

    • Анонимно
      13.04.2019 13:35

      Надеюсь вы не лицемер и публично осуждаете мужчин у которых есть любовницы и женщин с любовниками? Скорее всего нет. Я думаю вы считаете, что это его/её дело и уж точно не пытаетесь манипулировать общественным мнением, чтобы остановить такую аморальщину. Ну а мусульман можно попинать, сейчас это модно.

  • Анонимно
    13.04.2019 11:33

    Для меня образец умения одеваться и светско, и целомудренно-это британская принцесса Кейт Миддлтон. И интересное совпадение, часто у нее на голове что-то вроде калфака, и ей это очень идет. Может у нас тоже нет только нужных дизайнеров, способных преподнести калфак как современный модный аксессуар.

  • Анонимно
    13.04.2019 11:41

    В светских восточных странах борются с хиджабами гораздо более строже, чем в европейских странах.

    • Анонимно
      13.04.2019 13:15

      Не надо врать. Нигде хиджабы (платки, покрывающие волосы, но не закрывающие лица), нигде не запрещены.
      В некоторых странах запрещены бурки (черные платки на лице). Это совсем другое.

      • Анонимно
        13.04.2019 15:16

        Разве хиджабы запрещают? Просто не хотят, чтобы в школах подчеркивалась религиозная принадлежность девочек. А вне школы пусть ходят в хиджабах, если родители от них этого требуют. Про крестики вспоминать не надо, они нательные и прикрыты одеждой, демонстрации принадлежности к религии нет. У церквей также имеются требования к женщинам, в церкви должны быть с покрытой головой, за пределы церквей требования они уже не распространяют. С хиджабами же и школами все наоборот, за пределами школы носите, но не в школе.

        • Анонимно
          13.04.2019 16:25

          Против крестиков тоже можно придумать доводы(металлические,могут пораниться, вера не в крестике, а в душе и.т.д.) Было бы желание..

      • Анонимно
        13.04.2019 19:07

        //Не надо врать. Нигде хиджабы (платки, покрывающие волосы, но не закрывающие лица), нигде не запрещены//

        Наберите в поисковике:
        "Топ-5 мусульманских стран, где хиджаб запрещен".

  • Анонимно
    13.04.2019 12:02

    Спрашиваем в Дубае у женщины из Бахрейна: Почему блесккрасоту такую под покрывалом прячете?
    - Мы не причем, мы от пыли спасаемся. На пути пустыня была.
    Сняла покрывало и одежда под ним была цивильная, ну и не из дешевых, как у них водится.
    ....дело было в дамской комнате ресторана...

    • Анонимно
      13.04.2019 13:45

      Ну а что они вам должны были ответить - "это не ваше дело"? Интеллигентные, по западному образованные подданные Бахрейна сослались на погодные явления, т.к. не хотели отвечать дурацким ответом на дурацкий вопрос.

      • Анонимно
        13.04.2019 15:09

        Беседа, вообще то долгой была. То, просто, эпизод.
        Их, тоже, интересовали наши нравы. Особенно женщину- наличие других жён.
        Согласны, жители Бахрейна были почтительны.
        А вот в Казани подойти с вопросом к дамочке замотаной чревато разочарованием.

  • Анонимно
    13.04.2019 12:08

    Батрова эфенди - в муфтии России!

    • Анонимно
      13.04.2019 13:30

      Пусть остаётся там где есть. Смутьянов и без него хватает.

  • Анонимно
    13.04.2019 12:57

    Нашими муфтиями правят саудиты, поэтому и насаждаются у нас чуждые нам традиции. Хиджабы здесь никогда не носили до последнего времени. Такого количества девушек и женщин в хиджабах как в Татрастане не встретишь даже в Турции и Тунисе, тем более на девочках.
    Сегодня хиджабы, завтра паранджа, а послезавтра будут закидывать камнями за голые плечи???

    • Анонимно
      13.04.2019 13:09


      Мне всегда казалось, что те, кто управляет муфтиями, имеют гражданства европейских стран. И виллы у них там, и жены с любовницами и вывезенные из страны богатства.
      При чем здесь саудиты?

    • Анонимно
      13.04.2019 13:17

      А меня гораздо больше пугают православные попы, которые уже лезут во все сферы жизни и вмешиваются в области, в которых им делать нечего- в школу, в армию.
      Из-за попов уже начали людей сажать. По-настоящему, а не "сегодня.... а завтра....".

  • Анонимно
    13.04.2019 13:23

    А я думал МВД с радикальными сектами борется....

    • Анонимно
      14.04.2019 00:17

      Она борется с тем, с кем скажут. И не ваше дело думать об МВД. Пусть МВД думает о вас.

  • Анонимно
    13.04.2019 13:56

    А по мне пусть хоть на голове ходят, лишь бы меня не трогали. Раздули из мухи слона. Пусть одеваются как им нравится,чего к ним пристали? Глупых неучей как эта сотрудница пдн надо с ней провести цикл занятий в служебной подготовке, и вообще обучать их религиям мира.

  • Анонимно
    13.04.2019 19:21

    Так то все так, но фраза, что Коран - не аргумент меня просто потрясла.
    Как православный человек, но достаточно не религиозный, я все равно согласна, что библейские заповеди правильны- и не убий, и не укради, не прелюбодействуй и так далее.
    Всю жизнь считала, что в Коране примерно то же.
    Но если он перестал быть аргументом- то это лишнее подтверждение, что Ислам испытывает некоторые изменения и не хотелось бы с поклонниками изменений жить по-соседству.
    Именно поэтому многие и пишут про радикализацию и арабизацию.
    И имеют полное право нервничать, раз Коран не аргумент нынче.

    • Анонимно
      13.04.2019 20:09

      Бред какой-то написали

    • Анонимно
      14.04.2019 00:19

      Коран всегда аргумент, но не единственных. Батрову стоило так написать, а не вводить людей в заблуждение. Для кого Коран не аргумент, тот не мусульманин.

  • Анонимно
    14.04.2019 08:47

    Рустам Батыр всегда был человеком глокомыслящим, но с пониманием светскости у него явно не получилось. Можно продолжить логику подобного понимания. Если завтра общественность выступит за необходимость чтения православными школьниками «Отче наш» перед едой, Рустам Батыр обязательно должен это поддержать. Зачем сдерживать проявление религиозности в школе? Согласиться с раввинами, которые в данном случае быстро вспомнят, что школьники евреи еще не носят кипы. В некоторых школах найдутся бурятские дети, пусть ходят в школу с шаманскими бубнами. Разве можно разрушать шаманскую картину мира их родителей? Победив савок, школы быстро устремятся к свободе и толерантности. На переменах дети в чалмах и платках будут читать намаз, каждая халяльно-кашерная трапеза в школьной столовой будет начинаться с «Отче наш». Субботние внеклассные занятия будут проходить на фоне звонкого чтения Торы. Нельзя забыть и про детей бурятов: костер в актовом зале и пляски под бубен с воззваниям к духам свободы и толерантности. А как же быть с детьми атеистов? Как не разрушить картину мира их родителей, в которую не вписываются детки в хиджабах, кипах, а тем более с бубнами? Может создать для них отдельные классы, столовые, спортзалы или, в конце концов, школы? Все это может показаться абсурдом, но статья Рустама Батыра еще один шаг именно в этом направлении. Понятно, что не очень успешный адвокат, который ради пиара и хайпа вынес все это на обсуждение, даже не понимает, какой раскол вносит эта тема в наше общество. Еще можно объяснить недовольство консервативных религиозников, для которых демонстрация показной «набожности» своих детей удовлетворяет собственную надменность по отношению к окружающим. Но вот как же вы Рустам хазрят Батыр дошли до такого понимания? Советую вам подумать более серьезно над пониманием светскости.

    • Анонимно
      14.04.2019 11:04

      Интересный подход, но однобокий. Предлагаю вам взглянуть на проблему и с другой стороны:
      1. вот живут на этой земле мусульмане более 1000 лет и крепко держатся за свою религию, чтобы сохранить свою идентичность и не ассимилироваться в среде превышающей их в десятки раз. Но теперь у нас светское государство и дети таких людей должны быть как все, но кто на это согласится учитывая выше сказанное и почему на земле своих предков люди должны вообще на это соглашаться?
      2. светскость в нашей стране очень интересная штука - вот запретить мусульманкам ходить в школу в платках - это сразу светскость, а освящать ракеты, здания министерств и т.д. священником - это как-то не светскость, или лезть им в образование или армию, вести целые передачи на госканалах и т.д. Никто особо не возмущается. Какая-то однобокая светскость, не находите?
      Аллаһ знает лучше
      Мистер Х

  • Фидарис
    14.04.2019 11:49

    14.04.2019 08:47
    Вот как раз насчет светскости Батров написал четко и ясно, как настоящий гражданин. А то, что Вы с вашей изощренной фантазией описали - это настоящая ксенофобия. Кипа, хиджаб, нательный крестик действительно подчеркивают разность детей и это очень даже хорошо. У них появляется возможность, находясь в одном классе, с детства получать перманентные уроки толерантности, если конечно у них будут вменяемые преподаватели.

    Надо понимать, что если мы хотим нормальных отношений в обществе, то должны создавать условия и предпосылки для этого. Конечно, если вы со всех"утюгов"будете поносить евреев, при этом указывая на кипу, как атрибут иудаизма, то у ваших детей сформируется антисемитизм , какой есть в обществе, позволяющем такое.. Также в отношений исламофобии - посмотрите что творится в СМИ.

    Наличие религиозной атрибутики в минимальной форме (крестик, кипа, платок (хиджаб) в школе - это возможность правильного формирования будущих взрослых отношений.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль