Общество 

«Спросите имама своей мечети, почему он скрывает от вас правду»

Рустам Батыр
2019-04-27 08:00

История о маленьком вундеркинде, обладавшем феноменальной памятью и ставшем в мусульманском мире одним из главных собирателей преданий о пророке Мухаммаде, стала в этом году фильмом-открытием КМФМК, рассказывает автор «БИЗНЕС Online» Рустам Батыр. О том, как узбекская картина «Имам Абу Иса Мухаммад Тирмизи» лишний раз подчеркивает непростую историю мусульманского богословия и открывает нам подлинных героев исламского мира, — в нашем материале.

«Казанский фестиваль — и об этом часто забывают — представляет зрителю картины в рамках концепции мусульманского, а не исламского, кино» «Казанский фестиваль — и об этом часто забывают — представляет зрителю картины в рамках концепции мусульманского, а не исламского кино»

ФИЛЬМ-ОТКРЫТИЕ — КАРТИНА С ОСОБЫМ СТАТУСОМ

История о маленьком вундеркинде, обладавшем феноменальной памятью и ставшем в мусульманском мире одним из главных собирателей преданий о пророке Мухаммаде, стала в этом году фильмом-открытием казанского международного фестиваля мусульманского кино. Организаторы кинофорума не только смогли привезти прекрасную работу в столицу Татарстана, но и презентовали ее зрителям одновременно с выходом картины на родине ее создания. Фильм узбекского режиссера Абдухалила Мигнарова «Имам Абу Иса Мухаммад Тирмизи», конечно же, рекомендован к просмотру. Он также станет ответом для тех, кто не понимает, что такое религиозное кино, и неустанно дискутирует по этому поводу.

Не секрет, что в адрес организаторов кинофорума со стороны религиозной общественности нередко сыплются упреки в том, что он, мол, не отвечает ее представлениям о правильном исламском кино. На самом деле казанский фестиваль — и об этом часто забывают — представляет зрителю картины в рамках концепции мусульманского, а не исламского кино. Разница между этими двумя понятиями на первый взгляд не видна, но она есть, причем весьма существенная. «Мусульманское» — намного более широкое понятие, чем «исламское». Мусульманское — это то, что есть в реальной жизни, а исламское — то, каким нам видится мир с позиции идеала. Первое не всегда укладывается в исламские ортодоксальные каноны, а второе — всенепременно. Эту разницу легко понять на примере права. Исламское право — этот тот доктринальный шариат, который расписан в древних книгах. Мусульманское же право — это действующее законодательство мусульманских стран, в котором от первого порой сохранились лишь некоторые аспекты вопросов личного статуса и часто не более того.

Однако это не означает, что кинофестиваль игнорирует запросы религиозной общественности. Просто на самом деле исламского кино, которое бы отвечало всем строгим требованиям дремучих ортодоксов, в мире производится не так уж и много. На нем фестиваль не построишь. Да и потом: не ретроградами едиными жив Татарстан. Последние представляют собой очень тонкую прослойку нашего общества — в пределах статистической погрешности. У нас, слава богу, в республике намного больше здравомыслящих мусульман, чьи взгляды не зашорены средневековыми интерпретациями ислама. И кинофестиваль рассчитан прежде всего на них и просто на любителей хорошего кино.

Тем не менее фильмы-открытия кинофестиваля выбираются по критериям скорее исламского кино, чем мусульманского. Это не просто хорошие в художественном плане работы, но и максимально отвечающие канонам ислама. Такой подход мы наблюдаем из года в года. Фильм-открытие — картина с особым статусом. Можно сказать, что это своего рода ориентир. Тем самым устроители кинофорума весьма изящно решают проблему соотношения исламского и мусульманского в кинематографе. Первое в лице картины-открытия они ставят на вершину всей фильмографической пирамиды фестиваля, как бы подчеркивая его эталонный статус, но при этом не отсекаются и внеканонические работы. Другими словами, отдается дань уважения исторической традиции, учитывается вся кинематографическая палитра, заданная тематикой фестиваля. Концептуально это очень сильный ход.

«Фильм об имаме Тирмизи весьма красочный, колоритный. Безусловно, такие картины, крайне нужны для мусульманского самосознания» «Фильм об имаме Тирмизи весьма красочный, колоритный. Безусловно, такие картины крайне нужны для мусульманского самосознания»

ПРОРОКУ ПРИПИСЫВАЛИ НЕ ТОЛЬКО СЛОВА, КОТОРЫХ ОН НИКОГДА НЕ ПРОИЗНОСИЛ

Фильм об имаме Тирмизи весьма красочный, колоритный. Он рассказывает о жизненном пути составителя одного из шести канонических сводов хадисов и формирует притягательный, я бы даже сказал, идеалистичный образ мусульманского ученого-богослова древности. Безусловно, такие картины крайне нужны для мусульманского самосознания. Однако если зритель планирует в фильме увидеть концептуальные прорывы, которые будоражили его, например, в картине Даррена Аронофски «Ной», или встретить нестандартную подачу религиозных идей, какую мы видели, например, в сериале Паоло Соррентино «Молодой папа», то здесь ничего такого он не найдет. Это фильм без экспериментов и выходов за грани — ровно то, что любит исламское официальное духовенство.

Впрочем, режиссер Мигнаров все же обозначил в картине конфликтогенные идеи, хотя и сделал это лишь контурно, без акцента и развития. Так, имам Тирмизи в фильме, дискутируя с одним из своих оппонентов, приводит изречение пророка Мухаммада, который сказал: «От моего имени не пишите ничего, кроме Корана», — а также слова его сподвижника Абу Саида аль-Худри, отмечавшего, что ранние мусульмане неуклонно следовали этому повелению Пророка: «Мы не писали ничего, кроме Корана. Сотрите, если записано». А в другой сцене, где Тирмизи беседует со своим учителем имамом аль-Бухари, главный герой констатирует, что, к сожалению, среди народа более распространяются лживые хадисы, и опасается, что они «займут место достоверных».

Эти зарисовки являются отголоском той идейной борьбы, которая шла в первые века зарождения мусульманского богословия. Тогда на арене исламского мира сошлись две разнонаправленные методологии: кораноцентризм и хадисоцентризм. Смысл этого противостояния заключался в том, что не все последователи ислама разделяли высокие стандарты Корана в контексте человеколюбия и морали в целом, поэтому в противовес великой реформе гуманизма, с которой пророк Мухаммад был послан Богом на эту землю, они устроили контрреформацию и внедрили в сознание мусульман внекораническое понятие Сунны, ставшей в итоге тем троянским конем, через который в исламской культуре были реанимированы многие из отвергнутых Кораном положений и установок. Так, например, в нашем Священном Писании провозглашаются идеи абсолютной веротерпимости: «У вас своя вера, а у меня своя» (106:6). Однако в хадисах, ложно возводимых к Пророку, проповедуется совершенно иной тезис. «Убейте каждого, — якобы сказал он, — кто сменит свою религию». Если Коран призывает явить милосердие к оступившимся грешникам и отказаться от распространенной тогда повсеместно практики забивания камнями (раджм), то через инструмент Сунны это варварство было вновь возрождено в странах, ставших исламскими.

Пророку приписывали не только слова, которых он никогда не произносил, но и действия, которых он никогда не совершал. Например, для оправдания плотских утех развратников тех времен было придумано, что Пророк якобы жил как муж с 9-летней девочкой, что послужило основанием для внедрения в ислам шариатской нормы, согласной которой мусульмане могут иметь брачный секс с детьми, даже не достигшими полового созревания, что практикуется, к слову, в некоторых исламских странах по сей день. Таких примеров вероломного искажения учения Корана можно привести очень много.

ТИРМИЗИ, КАК И ДРУГИЕ СОБИРАТЕЛИ ХАДИСОВ, — ЭТО ПОДЛИННЫЕ ГЕРОИ ИСЛАМСКОГО МИРА

В раннем исламе многие прекрасно понимали, куда могут завести мусульман приписываемые Пророку хадисы, которые начали распространяться после его смерти. Праведный халиф Умар запрещал рассказывать их и даже устраивал показательные процессы, сажая за это в зиндан особо словоохотливых рассказчиков. Абдаллах ибн Масуд, основавший куфийскую школу исламского правоведения, на своих занятиях, как отмечали его современники, никогда не ссылался на хадисы. А Абу-Ханифа, воспитанник этой школы, продолжил ее традиции и вошел в историю как «сирота хадиса».

Однако кораноцентристы, сопротивлявшиеся хадисоцентристскому искажению ислама, в конечном итоге сошли с исторической арены. Перелом произошел во второй половине второго века хиджры. Именно тогда имам аш-Шафии написал свой знаменитый труд ар-Рисаля, который стал первой работой по методологии исламского права и в которой Сунна была провозглашена его вторым источником наряду с Кораном. Аяты Корана, не устраивавшие хадисоцентристов, были объявлены отмененными (мансух), а среди мусульман утвердился тезис о том, что «Сунна судит Коран, но Коран не может судить Сунну».

Именно в этот исторический период и прорвало плотину хадисоцентризма, прежде сдерживаемого кораноцентристами, стоящими на страже Корана. Обратите внимание на годы жизни составителей шести основных сборников хадисов. Так, имам аль-Бухари жил с 194 по 256 х. (810–870 гг.), Муслим — с 203 по 261 х. (817–874 гг.), Абу-Дауд — с 203 по 275 х. (817–888 гг.), ат-Тирмизи — с 206 по 279 х. (821–892 гг.), ан-Насаи — с 214 по 303 х. (829–915 гг.), Ибн-Маджа — с 209 по 273 х. (824–887 гг.). Другими словами, Сунна, которую мы сегодня знаем, была зафиксирована лишь начиная с первой половины третьего века хиджры. До этого концепт Сунны еще не победил в исламском мире, потому хадисоцентристы не могли обойти запрет Пророка на запись возводимых к нему изречений.

Значит ли это, что имам ат-Тирмизи, которому посвящен фильм-открытие казанского кинофестиваля, для истории отрицательный герой? Нет, ни в коей мере! Тирмизи и другие собиратели хадисов на самом деле сослужили исламскому миру великую службу — они ввели принцип критичности в хадисное поле. Это, конечно же, была не та научная критичность, которая принята сегодня, тем не менее она поставила заслон на пути проникновения в ислам большого количества фальсификаций. Этот заслон был как дуршлаг: многое пропустил, но многое и задержал.

Впрочем, это уже не могло спасти ислам от искажений, а все дело в том, что мусульманские богословы отнюдь не спешили следовать не только Корану, но и истинам, которые соответствовали его учению и нашли отражение в хадисах, однако при этом противоречили утвердившимся среди них представлениям. Например, в знаменитом хадисе про архангела Гавриила, который явился Пророку в облике человека, дабы научить его основам мусульманской религии, среди перечисленных догматов веры не упоминается предопределение. Это полностью соответствует тексту Священного Писания, который в перечне основных положений веры также ничего не говорит про него (4:136, 2:177). Про данный хадис о Гаврииле говорит имам аль-Бухари, самый авторитетный хадисовед ислама. В одном из изводов его приводит и имам Муслим, второй по авторитетности хадисовед. Принято считать, что если их изводы совпадают, то это является самым неопровержимым свидетельством в пользу истинности провозглашаемого тезиса. Тем не менее в полном противоречии и с Кораном, и с этими хадисами среди мусульман утвердилась идея о том, что у веры не пять, а шесть столпов: к ним относится и пункт о тотальном предопределении всего сущего, который, как ничто другое, помогал власть предержащим воспитывать в своих подданных абсолютную безропотность перед существующим порядком вещей и беспрекословную покорность перед его выразителями на властном олимпе.

Вообще, собиратели хадисов смогли сохранить для нас, пусть и с вкраплениями искажений, много информации, по которой можно отчасти реконструировать биографию Пророка и некоторые, пусть и не все, связанные с ним истории. Кстати, в изречениях, возводимых к  Пророку и его ближайшим сподвижникам, есть много и того, что бросает тень на всю хадисоцентристскую модель ислама. Так, например, современные хадисоцентристы для ее оправдания очень часто приводят такой хадис: «Я оставил вам две вещи, следуя за которыми вы никогда не собьетесь: это Коран и Сунна». На самом деле в достоверной версии этого хадиса, который приводит сам имам Муслим, про Сунну ни сказано ни слова. Согласно нему, Пророк сказал, что оставил нам Коран и свою семью! А теперь спросите имама своей мечети, который наверняка с ее минбара ссылался на данное предание, призывая вас следовать Корану и Сунне, почему он игнорирует достоверную версию данного хадиса и умалчивает о ней!

Коротко говоря, собиратели хадисов не только продолжили цементировать в сознании мусульман методологию хадисоцентризма, но и оставили нам свидетельства, которые могут помочь возродить в исламском мире истинное учение Корана, явленное лучшим человеком на земле — благословенным пророком Мухаммадом! Вот почему Тирмизи, как и другие собиратели хадисов, — подлинный герой исламского мира. И фильм-открытие казанского кинофестиваля призван подчеркнуть эту важную мысль.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (45) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
27.04.2019 14:09

Это не проблема! Ислам вообще не привязан к "мусульманским священникам". Не нравится этот, найди кому доверяешь.. В Исламе нет церковной структуры..

  • Анонимно
    27.04.2019 09:44

    Всевышний ниспослал нам Священное Писание. Только оно от Бога.
    Все остальное - это от людей, в том числе и вымысел.
    С этим я согласен с Рустамом Батыром.

    • Анонимно
      27.04.2019 12:34

      Лучшая статья Батрова!

      • Анонимно
        28.04.2019 22:01

        "У нас, слава богу, в республике намного больше здравомыслящих мусульман, чьи взгляды не зашорены средневековыми интерпретациями ислам". Под этими словами Батрова готова подписаться двумя руками. А то после его статьи в защиту средневековых хиджабов я здорово в нем разочаровалась. Ну что ж, людям свойственно ошибаться.

    • Анонимно
      27.04.2019 20:38

      Коран написан после смерти Пророка по вспоменаниям последователей его высказываний через 10 и более лет. Выводы делай сам.

      • Анонимно
        28.04.2019 02:11

        Коран на арабском языке изложен стихотворным размером, основанным на числе 19. Это его своеобразный математический код, предотвращающий искажения. Поэтому он никак не мог быть составлен из чьих-то воспоминаний.

  • Анонимно
    27.04.2019 09:55

    Странно, автор не привёл 7 аят суры "Хашр". А там есть указание брать сунну.

    • Анонимно
      27.04.2019 12:03

      7-ой аят суры Хашр:

      Добыча, которую Аллах вернул Своему Посланнику от жителей селений, принадлежит Аллаху, Посланнику, родственникам Пророка, сиротам, бедным и путникам, дабы не досталась она богатым среди вас. Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании.

      Перевод Кулиева.

    • Анонимно
      27.04.2019 13:07

      Да вы правы в 59 суре Аллах говорит , что нельзя делать того что пророк Мухаммад нам запретил: он действительно запрещал записывать и запоминать его слова,,,

  • Анонимно
    27.04.2019 09:55

    пора начинать проверку подлинности хадисов в татарской версии.

  • Анонимно
    27.04.2019 10:04

    Нужно, без крайностей,соблюдать все постулаты Корьан и пророка (с.г.в.)-помогать обездоленным,не устраивать сабантуи в парижах за наш счет,не тратить ДЕНьГИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ на свои прихоти и выставлять ,как работу "партии идинарасея"

  • Анонимно
    27.04.2019 10:35

    разве древний коран не от халифа Умара?
    при жизни мухаммеда корана не было

    • Анонимно
      27.04.2019 11:15

      Корана не было при жизни пророка Мухаммада!? Это что-то новенькое!

      • Анонимно
        27.04.2019 13:47

        А вы не знаете, что Коран записывался через 100- 200 лет после Мухаммеда?

        • Анонимно
          27.04.2019 14:00

          почти все "мусульмане" с которыми общался уверены, что коран написал мухамед.

        • Анонимно
          27.04.2019 14:06

          Мы знаем, что находятся люди, в своих темных интересах распространяющие байки о мусульманских персоналиях, шариате, Коране, мусульманской истории и.т.д..

        • Анонимно
          28.04.2019 02:18

          Коран никак не мог быть написан спустя 100-200 лет после смерти Пророка (с.г.в.), ибо он изложен на арабском языке стихотворным размером, основанном на числе 19. Это своеобразный математический код, ниспосланный Всевышним, дабы не искажали текст Корана всякими апокрифами и отсебятиной.

      • Анонимно
        28.04.2019 10:15

        система огласовок (харакат) была введена в арабскую письменность позже написания корана.
        потому, истинный коран отличается от современных типографских изданий.

        • Анонимно
          28.04.2019 13:35

          Именно в Коран ввели систему огласовок! Чтоб не путали. Ввел это Хаджадж рахимахуллах.

          • Анонимно
            28.04.2019 20:26

            аль-Халиль ибн Ахмад последний переписчик корана, который ввел харакат.
            мой же список китаба усмана еще не один "знаток" арабского прочитать не смог (

            • Анонимно
              29.04.2019 09:37

              Вы правы, ибн Ахмад ввел харакаты в арабский язык, но не он начинал это. Введение огласовок началось именно с Хаджаджа ибн Юсуфа.
              Покажите свои рукописи знатокам арабской палеографии, а не простым филологам.

  • Анонимно
    27.04.2019 10:35

    Мне интересно было читать, спасибо!

  • Анонимно
    27.04.2019 11:06

    Проблема в том, что татарские мусульманские священники отличаются редкой религиозной безграмотностью, высоким догматизмом и личной трусостью, но, при этом, страстью к деньгам и красивой жизни. Один знакомый, друг подобного так называемого "священнослужителя", рассказал, как эти товарищи закупают джипы, квартиры и прочее. Святостью там и не пахнет. Ну, может быть, 1% среди них есть верных Аллаху. Но не больше. И мысли Батыра 99-ти % религиозных чиновников по барабану - они заняты религиозным бизнесом.

    • Анонимно
      27.04.2019 14:09

      Это не проблема! Ислам вообще не привязан к "мусульманским священникам". Не нравится этот, найди кому доверяешь.. В Исламе нет церковной структуры..

    • Анонимно
      27.04.2019 16:19

      Да врете все!Жизнь имамов на ладони.Они постоянно со своей мухаллей( общиной).И даже если где то затесался лицемер,то он вычисляется в две секунды потому, что среди обычных прихожан много тех, кто обладает знаниями и жизненным опытом.Община находится в постоянном общении(простите за тавтологию) и в ней не скрыть своего безверия или алчности.За таким имамом люди даже намаз не будут читать и при первой возможности его пинком под выпроводят.Для этого не надо благословения кого то там.
      Исламская Умма это живой организм, и если заболеет один палец,то температура поднимается у всего тела.
      И да...

    • Анонимно
      28.04.2019 02:26

      \\Проблема в том, что татарские мусульманские священники...\\ - Запомните раз и навсегда, в Исламе нет священников и священнослужителей, как нет и богослужения, храмов и института церкви как таковой. Имам означает лишь "стоящий впереди", мусульмане сами должны его выбирать. А так все обряды (наречение именем, никах-бракосочетание, джаназа - молитва перед погребением и др) может проводить любой мусульманин. Для этого никакой "священник" не нужен.

      • Анонимно
        28.04.2019 10:24

        Профессиональных мулл тогда как называть? Муллами? Наверное, так и надо.

  • Анонимно
    27.04.2019 12:08

    Али

    Именно это я и хотел услышать из уст правоверного мусульманина и Богослова.
    Только Коран.! Аминь.!

  • Анонимно
    27.04.2019 13:19

    "поэтому в противовес великой реформе гуманизма, с которой пророк Мухаммад был послан Богом на эту землю, они устроили контрреформацию и внедрили в сознание мусульман внекораническое понятие Сунны"

    Прям не пророк Мухаммед (с.г.с.), который воевал с не верными и делил военную добычу, а гуманист Микеланджило...
    Зачем некоторые пытаются натянуть фигуру пророка (с.г.с.) под свои образы и хотелки - не понятно, да и в Коране полно совсем не "гуманистических" мест. Так зачем нужно морочить людям голову?
    Аллаһ знает лучше
    Мистер Х

    • Анонимно
      28.04.2019 10:42

      Согласен. Коран совсем не такая гуманистическая книжка, которая только и говорит о любви к ближнему и мире во всем мире. Кораноцентристы очень часто опускают те постулаты Корана, которые не соответствуют их идеологии или дают им совершенно нелепую трактовку, ссылаясь на неправильный перевод. Проблема в том, что львиная доля мусульман никогда не читала сам Коран от начала до конца, и тем более не делала этого с критической позиции. А на самом деле в основном там говорится о том, как будет проходить Судный день, кто и за что попадет в ад, а кто в рай, описываются ужасы ада и прелести рая, а еще описываются истории других пророков из других писаний...

      • Анонимно
        28.04.2019 11:34

        Тем не менее, возникла мировая религия, объединяющая 1,5 миллиарда мусульман!

  • Анонимно
    27.04.2019 18:30

    Да наставит Аллах всех ашаритов, матуридитов, салафитов и других.

    Я так понимаю,
    - автор считает, что существуют два лагеря: кораноцентристы - те, кто руководствуется Кораном и этого достаточно; и хадисоцентристы - те, кто считает, что Коран вторично, он после хадисов. Своей методологии по выявлению ложных хадисов нет, существующая традиция не удовлетворяет, по умолчанию отвергает всё, что противоречит ЁГО ПОНИМАНИЮ КОРАНА.

    С Коранитами всё понятно. А вот есть ли такие, кто отвергает аяты исходя из хадисов? По его мнению, первое поколение (и то не все) не считало необходимым записывать хадисы и не считало это важным, и даже запрещало.

    Но что такое хадисы? Хадисы это рассказ о том, что говорил и делал пророк. Абу Бакр, Умар и другие жили при пророке, видели то, что он делает, слышали то, что он говорит и передавали от него и запоминали всё это, которое нередко вспоминали. Это всё равно что передавать хадис, учить его. Они уже были насыщены этими хадисами и Умар, учил суру Аль-Бакара 12 лет не просто заучивая, а воплощая в жизнь и понимая всё в свете того, что говорил пророк. Первому поколению, действительно, не нужно было записывать хадисы - они их знали. И даже некоторые из них ходили от сахаба к сахабу спрашивая о том что делал пророк и что он говорил, то есть собирали хадисы! Сахабы же рассказывали. Хотя некоторые сахабы имели и письменный вариант некоторых хадисов.

    Почему не позволяли записывать? Чтобы люди не спутали слова Аллаха со словами пророка. Когда же Коран был оформлен в письменном виде, эта угроза отпала. Сейчас уже никто не назовет хадис словом Аллаха.

    Первым, кто приказал собирать хадисы, насколько мне известно, был Умар ибн Абдилазиз. Он направлял людей, чтобы специально фиксировали их. Надеюсь, никто не будет называть Умара, которого называли пятым праведным халифом, на ком сошлась умма и люди присягнули ему против его же желания плохим. И это его решение тоже.

    Само понимание автора статьи роли хадисов - не правильное. Хадисы использовались всегда и невозможно понять Коран без знания контекста. Отказаться от достоверных хадисов - это выбить опору под исламом.

    Нужно понимать, что современный гуманизм и мораль Корана (! именно Корана) это разные вещи, во многом противоречащие друг другу. То же самое и с Библией и со всем остальным.

  • Анонимно
    27.04.2019 19:13

    О Аллах!!! Кому же теперь верить?????

  • Анонимно
    27.04.2019 21:32

    Хадисы это память уммы. Лишить памяти - лишить идентичности, смешать со всем остальным и сделать неотличимым. Кто отвергает необходимость хадисов сегодня - либо не имеет к Исламу отношение, либо относится с враждебностью.

    • КОНТРУДАР
      28.04.2019 13:43

      Вы так рьяно защищаете свое право спать с малолетками?

      • Анонимно
        29.04.2019 11:57

        Откуда такой интерес к малолеткам? В России никто не спит - запрещено законом. А если кто и считает что-то правильно, то не ваше дело что он считает и как. Главное чтоб не делал. У вас своя мораль, у мусульман своя, у христиан своя, у иудеев своя, у сатанистов своя и таки далее.

  • Анонимно
    28.04.2019 02:58

    Совсем уж берега потерял г-н Батыр в своем стремлении внести смуту (бидгать) в умы мусульман. Я вот в каждом его материале замечаю, как упорно тащит чуждую терминологию в вероучение Ислама. А это гораздо вредоноснее надуманных противоречий якобы между "коранитами" и "суннитами". Вероучение Ислама давно уже нашло равновесие между двумя своими источниками, и только провокаторы продолжают раздувать несуществующие противоречия. Один демагогический заголовок статьи чего стоит: "Спросите имама своей мечети, почему он скрывает от вас правду". Г-н Батыр, эти тараканы водятся только в вашей голове, остальных мусульман они абсолютно не волнуют и не интересуют, а посему, что я должен спрашивать у "своего" имама? И разве бывают свои и не свои имамы? Я не доверяю вам уже потому, что вы тащите в Ислам чуждые ему термин "Священное писание", не пользуются мусульмане таким термином. В Коране речь идет о Азраиле, вы же тащите сюда Гавриила из священного писания христиан. Я более чем уверен, что делаете это преднамеренно, дабы размыть вероучение Ислама. Но это, конечно, тщетные потуги и напоминают басню дедушки Крылова о слоне и моське.

    • Анонимно
      28.04.2019 09:17

      Там речь о Джибриле. А так, всё правильно написали. То ли он привык к другой терминологии, то ли хочет чтоб мусульмане не находили границу между Исламом и христианством. В любом случае от него идёт надуманность и натянутость.

  • Анонимно
    28.04.2019 14:00

    Как-то студенты КГУ из Йемена по моей просьбе прочитали вслух суру из Корана. Это было очень красиво, нараспев. Так, на таком высоком уровне в Татарстане никто не читает, т.к. нет такого глубинного знания арабского. На мой вопрос, о чем говорится и написано в Коране, они признали, что вообще мало кто в Йемене понимает смысл Корана, так он написан образным поэтическим и философским языком. То есть они читают его идеально, но не берутся судить, о чем точно говорится в Коране. И получается, что это только в России суру "Корова" переводят так, что, мол, говорится о корове. Хотя, быть может, там зашифровано совсем другое.

    • Анонимно
      28.04.2019 19:31

      Давайте же, откажемся от очевидного смысла, и не имея никаких доказательств начнем думать о другом значении! Когда придем к какому-то домыслу, этот домысел сделаем верным решением.
      Так поступим со всем. И во всём будем искать что-то сокрытое.

      • Анонимно
        28.04.2019 23:34

        А какие тебе нужны доказательства? Почему не допустить метафизику трансцендентального послания Всевышнего? Жизнь развивается, а посему нет ничего удивительного в поисках скрытых смыслов тех или иных сур Корана. Посему Коран никогда и не исчерпается. А домыслы опровергнет сама жизнь, не надо беспокоиться по надуманным поводам.

        • Анонимно
          29.04.2019 09:33

          Так, давайте больше домыслов! Лет через 1000 посмотрите - опровергла жизнь их или нет. Вы, милейшая, выдаете мысли человека, чей разум лишен логики и способности сосредоточенно мыслить.

          Таким же образом, я тут сидя за компьютером, могу размышлять о Вашем образовании, воспитании, экономическом состоянии и ориентации. И не просто размышлять, а выдавать за факт свои ничем не обоснованные предположения.

          • Анонимно
            29.04.2019 10:18

            Ну приведите факты таких домыслов относительно Корана и их распространении. Я вижу, домыслами пока занимаетесь вы. И потом частные домыслы отдельного человека останутся только при нем, не вижу тут никакой опасности. В чем именно мои мысли лишены логики, что вы переходите к откровенным оскорблениям, выдающим в вас как раз те качества, приписываемые другим?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль