Общество 

«Голодный ифтар – как вызов традиционному обжорству в месяц Рамадан»

Рустам Батыр
2019-06-01 08:10

«Для многих современных людей религия остается важной. Однако не вся, а только ее социальная составляющая», — пишет известный мусульманский и общественный деятель Рустам Батыр. Но об этом забывают те религиозные деятели, которые продолжают насаждать чувство вины и страшат Божьей карой вместо того, чтобы превратить мечети в места, главная цель которых служить человеку и помогать ему. О том, как коллективные ифтары отражают запросы современного общества, — в материале автора «БИЗНЕС Online».

«Голодный ифтар — маркетинговое название. В действительности, участники акции во время этого разговения не голодают, а просто довольствуются скромной пищей в виде фиников и и воды» «Голодный ифтар — маркетинговое название. В действительности участники акции во время этого разговения не голодают, а просто довольствуются скромной пищей в виде фиников и воды»

ПРОТИВОВЕС ПОВАЛЬНОМУ ОБЖОРСТВУ МЕСЯЦА РАМАДАН

Мусульманский пост нередко превращается в карикатуру на самое себя. С заходом солнца благочестивые постники, у которых в течение дня во рту не побывало и маковой росинки, налегают на вожделенные яства порой с таким буйным остервенением, что единственным ярким итогом их стойкого воздержания становится долгожданный час ненасытного кишкоблудия. Естественно, далеко не всех мусульман устраивает столь удручающее положение вещей. И вот уже несколько лет кряду в противовес повальному обжорству месяца Рамадан смельчаки-революционеры начали проводить так называемые голодные ифтары. Инициатива родилась в Москве. А недавно у нее нашлись и первые сторонники в Казани, ожидаемо навлекшие на свою голову густой, как наваристый бульон, ропот и велеречиво-мясистое осуждение чревоугодников традиционного поста.

Голодный ифтар — маркетинговое название. В действительности участники акции во время этого необычного разговения не голодают, а просто довольствуются скромной пищей в виде фиников и и воды, то есть по сути они повторяют меню вечерней трапезы благословенного Пророка и его благородных сподвижников. В древности воздержанный стол, конечно же, был не акцией, а самой что ни на есть обычной практикой, ни у кого не вызывавшей ни удивления, ни вопросов. Но времена давно изменились. Жизнь мусульман наладилась, они обросли жирком, обзавелись вторыми и третьими подбородками. Теперь их столы ломятся от изобилия и им как воздух нужен пост уже от самого поста. Так и возник голодный ифтар.

Его организаторы закладывают в свою инициативу и еще один важный смысл. Свою акцию они мыслят как напоминание денежным толстосумам и правоверным брюхоносцам, что в мире есть все еще много нуждающихся, в том числе и из числа наших единоверцев. А деньги, сэкономленные на объедании, устроители мероприятия обещают направить им на помощь. Таким образом, голодный ифтар стал еще одним частным выражением глобального тренда по трансформации сути мусульманских обрядов, все более и более перетекающих из горных метафизических высот в приземленную социальную плоскость. И это не может не радовать.

«Голодный ифтар стал еще одним частным выражением глобального тренда по трансформации сути мусульманских обрядов» «Голодный ифтар стал еще одним частным выражением глобального тренда по трансформации сути мусульманских обрядов»

СОЦИАЛЬНАЯ СТОРОНА МУСУЛЬМАНСКОГО ПОСТА ВСЕ БОЛЬШЕ ВЫХОДИТ НА ЕГО АВАНСЦЕНУ

Традиционное богословие мусульманского поста зиждилось на мировосприятии людей прошлого, которые среди прочих необъяснимых явлений природы были ошеломлены одним непостижимым таинством жизни, когда нечто раздельное вдруг становится одним. Именно поэтому основные религиозные запреты (причем в разных традициях) касаются двух главных форм этого самого таинства слияния, чарующего и одновременно пугающего — секса и еды. Не стал исключением данной парадигмы мышления и мусульманский пост, в течении которого предписывается воздерживаться именно от интимных отношений и принятия пищи.

Таким образом, в древности пост мыслился прежде всего как инструмент обуздания в себе двух упомянутых вожделений — чревоугодия и сладострастия, что превращало Рамадан скорее в школу внутреннего преображения человека, чем изменения социальных реалий. Это особенно хорошо видно на примере классических правил поста.

Различают два вида постных нарушений. Вследствие первого мусульманин должен восполнить испорченный день поста один к одному. Во втором — понести сверх этого еще и штрафную епитимью. Где проходит грань между двумя видами нарушений? Если правоверный постник до захода солнца нечаянно оскоромился, скажем, любовными ласками с ослом или бараном (именно такие примеры приводят сами средневековые факихи) или в результате рукоблудия, то греховоднику надлежит восполнить свою несдержанность по минимальной ставке, то есть просто перепоститься. А если он в светлую часть дня Рамадана осмелился возлечь со своей женой, то за такое неслыханное отступничество от морали он вдобавок должен понести и ту самую суровую епитимью. Другими словами, по логике средневековых факихов, в первом случае наблюдалось легкое нарушение поста, ибо телесная страсть хоть и была удовлетворена, но не полноценно. Второй же случай являет собой пример уже грубого его нарушения, ибо интимная потребность была здесь насыщена самым желанным для человека способом. Отсюда и дополнительное наказание в виде штрафных санкций. Аналогичная бинарность наблюдается и в нарушениях, связанных с едой. Коротко говоря, главная философия мусульманского поста строилась на идее необходимости преодолевать свои природные наклонности.

Впрочем, традиционное богословие закладывало в него и социальные аспекты. Неслучайно в конце месяца состоятельным верующим предписывалось раздавать так называемую скоромную милостыню (фитр садака). Предполагается, что они, прочувствовав на себе мучительные тяготы голода, станут более сострадательны к нуждам бедняков. В наши же дни именно социальная сторона мусульманского поста все больше выходит на его авансцену.

«Интересно, что многие из пришедших гостей не постятся. Многие даже не могут поститься по определению» «Интересно, что многие из пришедших гостей не постятся. Многие даже не могут поститься по определению»

НАШИ ЧАЛМОНОСЦЫ НЕ МОГУТ ВЕЧНО СОПРОТИВЛЯТЬСЯ ЗАПРОСАМ ЛЮДЕЙ

Голодный ифтар, призванный обратить внимание общественности на проблемы обездоленных и, что особенно важно, собрать для них реальные деньги, как бы расширяет это социальное смысловое поле Рамадана, проявленное в фитр садака, на другие его составляющие. В данном же русле движется и другой новый феномен — коллективные ифтары, волна которых охватила многие мечети Татарстана и не только. Эти ифтары часто проводятся под знаменами благотворительности. На них приглашают инвалидов, одиноких стариков, сирых и убогих. Нередко гостями таких застолий становятся и немусульмане, оказавшиеся в трудном материальном положении. Интересно, что многие из пришедших гостей не постятся. Многие даже не могут поститься по определению. И тем не менее они становятся участниками богослужебной трапезы ислама. Здесь социальное побеждает религиозное.

Конечно же, сама концепция угощения — это атавизм. Он рожден людьми прошлого, жившими в голодную эру, когда кусок хлеба давался с большим трудом и потому воспринимался как величайшее благо, делиться которым считалось абсолютной добродетелью. Сегодня в странах экономики изобилия, к которым в значительной степени (хотя и не полностью) относится и Россия, подобное выглядит уже не столь однозначно. В наши дни раздобыть еду в сущности несложно — достаточно дойти до ближайшего магазина. Людей больше волнует не количество еды (данный вопрос в целом снят с повестки дня), а ее качество и соответствие личным предпочтениям человека. Вот почему возникает много конфузов, когда людей по старинке приглашают к общему столу, а они воротят нос от столь неуместного гостеприимства. Кто-то вегетарианец, кто-то сыроед, кто-то не ест «быстрых» углеводов, кто-то перешел на раздельное питание, а кто-то приемлет лишь экопродукты. Для всех этих людей поесть не проблема. Для них проблема — как избежать нежелательной еды.

Поэтому щедрые угощения все больше и больше выпадают из запросов современного человека. Неслучайно многие компании вместо прежних корпоративов в виде застолья все чаще обращаются к другим форматам совместного досуга сотрудников: походам в боулинг, пейнтбол, иммерсивный театр и так далее.

И тем не менее общие трапезы частично сохраняют свою актуальность, ибо в развитых экономиках бедные люди, которые по разным причинам не знают, что будут есть завтра, все еще остаются. Для них оказаться за столом с едой — счастье. Именно для таких людей, особенно тех из них, кто стал бедным по независящим от него причинам, общество создает благотворительные проекты, в том числе и коллективные ифтары. Эти ифтары проводятся на деньги состоятельных меценатов. Интересно, что последние сами порой не соблюдают поста. Данный факт почему-то часто упускается из внимания, а между тем он достоин самого пристального осмысления. О чем он говорит? О том, что для многих современных людей религия продолжает быть важной. Однако не вся, а только ее социальная составляющая. Поэтому такие спонсоры сами не постятся, но готовы накормить тех, кто в этом все еще нуждается.

К сожалению, большинство наших религиозных деятелей не понимает подобных запросов современного общества и суть тех процессов, которые кристаллизуются в коллективных ифтарах. В противном случае они развернули бы деятельность мечетей на 180 градусов и из мест, где людям насаждают чувство вины и страшат Божьей карой, превратили бы их в места, главная цель которых служить и помогать людям. Слава Богу, что лед потихоньку начинает трогаться. Наши чалмоносцы не могут вечно сопротивляться запросам людей, идущих в ногу со временем.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (77) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
1.06.2019 09:32

А в чем проблема то? Люди весь день постятся и к моменту разговения успевают прочувствовать, как мало нужно человеку и насколько ценны те блага, которые даёт Аллах. А едят в рамках своих потребностей и возможностей.
Пост в Рамадан - это не голодовка, а смена состояний, контраст между голодом, жаждой и т.д. и удовлетворением этих потребностей. То есть в пост нужна и удовлетворение потребностей должны сменяться.
А работа над собой идёт и днём, и ночью, а не только днём и в состоянии жажды/голода.

Человек ногу поднимает и опускает, и процесс ходьбы происходит только при чередовании этого и нельзя сказать, что человек идёт только когда нога поднята, это два состояния, которые вместе дают процесс.

Аналогично с постом: пост это не только днём, но и ночью, но это два разных состояния одного процесса, и НЕТ необходимости в отказе от еды при ее наличии или в искусственном ограничении (разве люди в остальные 11 месяцев в году едят за день только финики с водой?) после захода Солнца.

Поэтому днём - постись, после захода солнца нормально ешь и пей то, что тебе дал Аллах, по возможности, приглашая других к своему столу, чтобы разделить трапезу.

  • Анонимно
    1.06.2019 08:57

    Когда ДУМ РТ начнет работать, а не зарабатывать?

    • Анонимно
      1.06.2019 09:34

      ДумРТ бюджетные деньги только тратит, это не коммерческая структура, зарабатывать что-то они априори не могут.

      • Анонимно
        1.06.2019 09:42

        Некоммерческие структуры не сидят все на бюджете, а имеют право и зарабатывать для достижения уставных целей организации.

        • Анонимно
          1.06.2019 10:07

          В отличие от многих нко, Дум рт плотно сидит на бюджете.

          • Анонимно
            1.06.2019 10:23

            Результатов ноль, одна видимость работы.

            • Анонимно
              1.06.2019 13:25

              Что бы жить по канонам Корана, надо жить в контексте времени 6 века .
              Что арабы, до середины ХХ века , и практиковали.

              • Анонимно
                1.06.2019 19:25

                Это да.
                Потом пришли англичане, христиане-англикане и вытащили арабов мусульман из нищеты, начали отдавать долю от добытой нефти.

        • Анонимно
          1.06.2019 10:35

          Я не сказал некоммерческая организация (НКО), а сказал не является коммерческой структурой, т.е. той которая ведёт коммерческую деятельность, они ничего не покупают и не продают, так же ничего не производят, единственное оказывают услуги пользуясь административным ресурсом, монополизируют рынок путёвок в хадж, посредствам квот и так же пытаются монополизиповать халяль и закят сферу, но и этого не хватает чтобы обеспечивать даже самих себя, содержать мечети и платить зарплату имамам. Так что сегодня ДумРТ это структура которая живёт за наш в вами счёт!

          • Анонимно
            1.06.2019 10:44

            Надо прекратить эти бесполезные, дорогостоящие командировки муфтия рт и ко в зарубежные страны. Лучше эти бюджетные деньги пустить на лечение больных детей.

            • Анонимно
              1.06.2019 11:29

              Правильно! В татарстане детям инвалидам отказывают в изготовлении протезов, ссылаясь на нехватку бюджетных средств, а ДУМ РТ сотни миллионов с бюджета дают на бесполезные дорогостоящие зарубежные командировки. Стыдно это, не по христианский!

              • Анонимно
                1.06.2019 14:55

                ДУМ РТ единственная органтзация, которая специализирует свою благотворительную работу на детях с ДЦП, когда государство уже крест на этом диагнозе поставило. Побойтесь Бога, и не клевещите

                • Анонимно
                  1.06.2019 17:39

                  Откуда такие фантазии? За бюджетные деньги содержат целый штат работников, которым на зарплату больше денег уходит, чем на пожертвования. И государство на дцп никогда крест не ставило и не выгоняло на улицу детей инвалидов с коррекционной школы, как поступил ДУМ РТ по зданию на ул.сара садыкова. Выгнали и здание разрушается и пустует!

            • Анонимно
              1.06.2019 14:48

              Помогают детям. Не наговаривайте.

            • Анонимно
              1.06.2019 14:53

              Он ездит по приглашению за счет принимающих сторон. Успокойтесь. Не лезьте в чужой карман

              • Анонимно
                1.06.2019 17:42

                Пару раз в год бывает и то для отвода глаз. После дум рт оплачивает перелет и проживание целой орде из ближнего востока и турции. Расходов больше.

              • Анонимно
                1.06.2019 23:16

                Пригласить не значит оплатить!

          • Анонимно
            1.06.2019 12:09

            А чьи же это дети болеют? Не их же. У них они здоровые. Ваши дети, это ваши дети.

      • Анонимно
        1.06.2019 23:44

        Рустем Батров-приходи вечерком в мечеть .Ярдэм. и посмотри как там досыта и оч. вкусно кормят любого кто зайдет с улицы,татар,узбеков,таджиков,чуваш,русских и т.д. и не важно кто ты по вере- мусульманин,христианин,кришнаит или вовсе неверующий атеист! Сажают любого за стол,кормят досыта,супом,пловом,вруктами,овощами,пирогами и др. сладостями и еще дадут еды с собой!!! Теперь рассмотрим в чем суть,всего этого,как Вы говорите-чревоугодия и ОБЖОРСТВА!? Пусть заходят люди всех религий и наций и видят,какие мусульмане и их религия добрая,щедрая и значит...самая правильная!!! к сож, самого главного в Рамадане и разговении ты так и не понял Батров(( т230тыс. руб. тратят в день на эти благотворительные ужины добрые мусульмане три огромных шатра полных оч. вкусной и совершенно бесплатной еды!

    • Анонимно
      1.06.2019 14:52

      )))) смешной вы. Вы хоть статью-то почитали?

    • Анонимно
      2.06.2019 17:23

      в святой месяц Рамадан в мечети Казани,кроме татар, ходит оч. много гостей,приехавших на работу в Казань. Среди них оч. много истинно верующих наших гостей-они просто молодцы,их большинство! Войдя в мечеть всегда сначала моют ноги и одевают чистые белые носки! Но встречаются и иные несознательные,да и верующие они вряд ли,просто поесть пришли со стройки после работы бесплатно,которые приходят в мечеть в грязных потных и рванных носках,ходят по чистому персидскому ковру и когда мулла читает намаз,те кто стоит за ними,вынужден наклоняться в поклоне лбом к полу и видеть перед своим лицом и носом-эти потные,рванные,грязные, вонючие носки-оч. неприятно это,если кто испытал на себе, поймет меня! Затем все проходят в шатер для разговения,многие приветствуют друг друга и культурно и неспеша приступают к трапезе! А иные с жадностью набрасываются на еду,после работы наверное-кушать оч. хочется,это понятно,но не оч. красиво! Ув. братья мусульмане,жители и гости Казани, пжлста соблюдайте порядок,приходите в мечеть на намаз-только в чистой верхней одежде и новых белых носках,мечеть и ковры должны благоухать свежестью,а не источать запах ваших потных и грязных ног в летнюю жару.Уважайте себя и братьев Мусульман с кем читаете намаз плечом к плечу! Мечеть-это дом Аллаха и там всегда должно быть идеально чисто как и в Вашей душе!

    • Анонимно
      3.06.2019 12:10

      А вас этот вопрос почему так заботит?

  • Анонимно
    1.06.2019 09:30

    Спасибо за интересную статью!

  • Анонимно
    1.06.2019 09:32

    А в чем проблема то? Люди весь день постятся и к моменту разговения успевают прочувствовать, как мало нужно человеку и насколько ценны те блага, которые даёт Аллах. А едят в рамках своих потребностей и возможностей.
    Пост в Рамадан - это не голодовка, а смена состояний, контраст между голодом, жаждой и т.д. и удовлетворением этих потребностей. То есть в пост нужна и удовлетворение потребностей должны сменяться.
    А работа над собой идёт и днём, и ночью, а не только днём и в состоянии жажды/голода.

    Человек ногу поднимает и опускает, и процесс ходьбы происходит только при чередовании этого и нельзя сказать, что человек идёт только когда нога поднята, это два состояния, которые вместе дают процесс.

    Аналогично с постом: пост это не только днём, но и ночью, но это два разных состояния одного процесса, и НЕТ необходимости в отказе от еды при ее наличии или в искусственном ограничении (разве люди в остальные 11 месяцев в году едят за день только финики с водой?) после захода Солнца.

    Поэтому днём - постись, после захода солнца нормально ешь и пей то, что тебе дал Аллах, по возможности, приглашая других к своему столу, чтобы разделить трапезу.

  • Анонимно
    1.06.2019 09:33

    "Наши чалмоносцы не могут вечно сопротивляться запросам людей, идущих в ногу со временем".
    -------

    Работая в ДУМ РТ и нося чалму, Вы, Рустам, тоже называли себя "чалмоносцем"? )

    • Анонимно
      1.06.2019 09:49

      09:33 уважаемый Чалма это саван мусульманина ( около 10 м и ли больше) . В старину путники , мусафиры всегда носили на голове на всякий случай . Где он( она ) умер ( ла )завернули в это его саван и похоронили . Просто превратили в моду . Рустам правильно пишет « чалманосцы» вот теперь уже новое слово « брюхоносцы»

  • Анонимно
    1.06.2019 09:51

    Почему проводят на свои деньги?) это просто же... заслужить прощения в глазах адептов)))! Прямо и честно!

  • Анонимно
    1.06.2019 10:09

    Я держу пост и еда расходуется меньше чем в обычные дни, потому что постящийся ест только два раза в день. Батров лжет судит всех по себе если он конечно держит пост. НИКАКОГО ОБЖОРСТВА В ПОСТ НЕТ ЭТО НЕ ПРАВДА.

  • Анонимно
    1.06.2019 10:14

    Так ты же Батыр сам Саиджагфара загнобил- единственная мусульманская Столовая была в Казане.

    • Анонимно
      1.06.2019 10:33

      Саиджагфар, хорош)

    • Анонимно
      1.06.2019 11:08

      Да ладно вам, Батрову приказали загнобить Саиджагфара, он выполнил.
      Вы бы смогли сопротивляться?
      Батров был жертвой в данном случае.
      А Саиджагфар стал мучеником и примером стойкости.

  • Фидарис
    1.06.2019 10:21

    Чревоугодие - грех. Люди - разные. Люди слабы, только немногие истинно сильным духом. Несомненно, ураза укрепляет иман и дух человека. Коллективные ифтары- большое благо, они объединяют мусульман.

    • Анонимно
      1.06.2019 10:41

      Фидарис! Это напоминает Клуб знакомств. Или кому за......

      • Фидарис
        1.06.2019 11:39

        1.06.2019 10:41, странный вы какой-то со своими "аналогиями". Впрочем -" у кого что болит, тот о том и говорит".

        • Анонимно
          1.06.2019 12:07

          Фидарис! Так, как вы пишете, объединяет мусульман! Это уже смахивает на Партию,на Движение, Нужен только лозунг Ленинского типа:.Муслимы , всех стран соединяйтесь!!!!

  • Анонимно
    1.06.2019 10:21

    КАКОЕ ОБЖОРСТВО КОГДА ЧЕЛОВЕК В ПОСТ ХУДЕЕТ?

    • Анонимно
      1.06.2019 10:40

      Такое обжорство, прям кидаются на еду быстрее набить желудок до краёв. Потом не могут уснуть, страдают от несварения желудка. А худеют только на время. И то это быстрое худение отрицательно влияет на печень с отложением жира.

  • Анонимно
    1.06.2019 10:46

    Лучше бы Батров стал муфтием

    • Анонимно
      1.06.2019 11:03

      Женщин в мечетях имамами ставить бы начал например или круглогодичный хадж бы например ввёл, а что нормальный муфтий, только пусть сначала экзамен на профпригодность сдаст, хотя бы публичное чтение Корана, а то про других говорит что читать не умеют, а от самого, за всё его нахождение в Татарстане, так никто и не услышал!

    • Анонимно
      1.06.2019 14:37

      Пусть будет муфтием Ярославля, я не против.

      • Анонимно
        1.06.2019 18:47

        Нам Батров нужен в Казани. И так уж сколько умных людей из республики уехали.

  • Анонимно
    1.06.2019 10:59

    Вообще то каждый обряд имел в своём начале какую то чисто практическую задачу.Например яблочный спас был придуман для того чтоб не рвали не созревшие яблоки.Ну а вот посты как христианские так и мусульманские скорей всего придумали по запросу жадных купцов чтоб был повод меньше кормить своих работников.Поэтому зачем издеваться над своим организмом.

  • Анонимно
    1.06.2019 11:00

    Батров изложи предвыборную программу в муфтии? Глядишь тебя изберём

  • Анонимно
    1.06.2019 11:02

    Кому какая разница на что и на какие деньги проводятся ифтары? Ты можешь спрашивать если сам оплачиваешь ифтар, а так сидеть и обсуждать каждый может.

  • Анонимно
    1.06.2019 11:50

    Я пощусь много лет, но никогда не видел чтобы на еду набрасывались потому что во время поста особенно вечером особо и есть не хочется., если и набрасываются то только на воду. никто на еду не набрасывается так думают тот кто не постился ни разу. После захода солнца разговляются водой и финиками, после молятся и только после молитвы спокойно рассаживаются за стол. Обжоры это те кто не держит пост.

    • Анонимно
      1.06.2019 14:51

      Показали сюжет и именно люди очень жадно ели. Я сам постился от и до, в самом конце поста, перестаёшь вообще хотеть тяжелую пищу, хлеб, мясо, жареное, много пьешь воды и чая, главное ведь в другом, надо это обьяснять людям. Видел в другом городе одного бизнесмена, на свои средства он каждый день организовывал бесплатные обеды, просто наливал суп и хлеб, каждому,, на мой взгляд он больше мусульманин.

      • Анонимно
        1.06.2019 18:32

        на мой взгляд он больше мусульманин.....
        Больше мусульманин,чем кто?Если вы сами мусульманин,то должны знать,что кто есть кто на самом деле, знает лишь Всевышний.Поэтому мы и просим у него,что бы жить мусульманами,умереть мусульманами,и воскреснуть будучи ими.
        Так что кто больше,кто меньше.....оставим это на усмотрение Всевышнего.

  • Анонимно
    1.06.2019 12:12

    "Голодный ифтар — маркетинговое название. В действительности, участники акции во время этого необычного разговения не голодают, а просто довольствуются скромной пищей в виде фиников и и воды, т. е. по сути они повторяют меню вечерней трапезы благословенного Пророка и его благородных сподвижников".

    Напомню уважаемым читателям, что этот голодный ифтар в Казани провел Расул Тавдиряков, которого автор еще только в прошлую субботу обличал за его "средневековье".
    Но скорость, с которой некоторые переобуваются в своих суждениях просто поразительна. Остается только удивляться, как муфтий Самигуллин смог это вычислить и довольно своевременно решить эту проблему.
    Аллаһ знает лучше
    Мистер Х

    • Анонимно
      1.06.2019 12:31

      Разве Тавдиряков не может ошибаться в одном и быть правым в другом ?

    • Анонимно
      1.06.2019 17:17

      говорите как есть голодный ифтар - это ифтар солидарность с мусульманами палестины. Который проводит каждый месяц Рамадан - Мухаммад Салахетдин - Москва. Вещи надо своими именами называть тогда и серьезные люди подтянуться

  • Анонимно
    1.06.2019 13:01

    ДУМ на бюджете РТ, или на добровольные пожертвования организаций, которым АП рекомендует перечислить им. Если этот бюджет в одночасье прекратится ( а президент по желанию это может сделать) то дутый шар ДумРТ сдуется в течении 2-3 месяцев. Мусульманские меценаты тут же перестанут мелькать вокруг руководства муфтията и тогда придётся задуматься как выживать...
    Как же раньше жили эти «чалмоносцы» без огромного бюджета Республики. И авторитет был и работа шла и иностранцы уважали и российские имамы к нам тянулись. Почему так произошло???

    • Анонимно
      1.06.2019 13:39

      Не смешите меня Единственно кто работал в дум рт это Валиулла и печатал и с органами власти переговоры вёл единственный кто образованный а все остальные в имиратах торчали и тачки перегоняли. Ни кто с народом не работал. Поэтому и Ислам в практике в Казане отстаёт - отсутствует дагвад.

    • Анонимно
      1.06.2019 14:59

      Ну и посмотрим, что будет если как вы говорите " сдуется этот дутый шар". А известно что будет: вакханалия среди религиозных фанатиков или абсолютный атеизм или повальная христианизация. Это уже проходили.

      • Анонимно
        1.06.2019 17:45

        Опять шантаж. Будет намного лучше. Просто руководить уммой станет всеми почитаемый и уважаемый муфтий.

  • Анонимно
    1.06.2019 13:22

    С какой планеты он упал??? Люди реально недоедают а на ифтарах я видел голодных пенсионерок не мусульманок пришедших поесть из соседних домов. И был рад за них. Они же в магазинах ходят с корзинками в которых кефир и батон. Стараюсь хоть 200 или 500 рублей им давать.

  • Анонимно
    1.06.2019 13:24

    По поводу ожирения. В уразу организм как раз избавляется от трудного сжигаемого внутреннего жира, расположившегося на внутренних органах. И в целом очищается.

    • Анонимно
      1.06.2019 13:34

      Жир таким быстрым (в течении месяца) не избавляется из организма. Накапливается в печени. Это очень опасное явление. Хотите про это узнать, врачи расскажут. Польза будет, если сбросили лишние килограммы в результате физической работы.

      • Анонимно
        1.06.2019 13:51

        Зачем писать очевидную.любому медику неправду?
        Жир сжигается, если расход калорий превышает поступление калорий. Поэтому жир будет гореть хоть при увеличении физической активности с сохранением режима питания, хоть при уменьшении потребряемых калорий при сохранении уровня физической активности.

        • Анонимно
          1.06.2019 18:44

          Повпрьте спецу, ро худеть лучшес физической нагрузкой чем без. Отсутствие нагрузки квк раз приводит к ожирению печени.

  • Анонимно
    1.06.2019 14:49

    13 51 вы внимательно читали? Нет, не внимательно. Ещё раз прочтите. Где написано, так быстро(в течении месяца). Это вредно.!!!!

    • Анонимно
      1.06.2019 15:31

      Что вредно? На сколько килограммов это "так быстро в течениЕ месяца"?

      Если Вы говорите о похудении на 20 кг. за месяц - наверное, вредно, а если человек за месяц скидывает 2-3-4 килограмма, то это абсолютно нормально. Цель то не в том, что похудеть, а человек пишет о том, что во время Уразы люди худеют, что является наглядным подтверждением того, что они в Уразу едят меньше, что опровергает слова Батрова об "обжорстве".

      • Анонимно
        1.06.2019 15:55

        Дааа,, а некоторые хвалятся, за 10 дней аж 3 кг сбросили. Нормально?

      • Анонимно
        1.06.2019 16:05

        Мне лично эндокринолог рекомендовала 300 грамм в неделю, или 1.2 кг в месяц и не быстрее, а вот цифры для другого человека могут отличаться. И будет лучше, если их рассчитает врач.

      • Анонимно
        1.06.2019 18:58

        Страны где ислам, в пост люди едят больше в четыре раза. Это официальная статистика. Прочитайте, интересно, не все в пост худеют.

  • Анонимно
    1.06.2019 15:14

    Батров снова смуту вводит ((( уж побоялся бы Всевышнего хоть в месяц Рамадан что- ли, чем наблюдать за мусульманами как они принимают пищу во время ифтара...

    • Анонимно
      1.06.2019 15:33

      Чтобы бояться Всевышнего и хотя бы в Рамадан не "вводить смуту", нужно в Него верить.

      • Анонимно
        1.06.2019 19:06

        15.33Вы смотрю, даже в пост не отдыхаете от дел "праведных", читайте молитвы. Ваши злобные комментарии не делают погоду.

  • Анонимно
    1.06.2019 17:43

    В очередях в больнице нет тех кто держит пост, все там не постящиеся

  • Анонимно
    1.06.2019 19:57

    Прочитав статью соглашусь с искусственным составлением договора со Всевышним ! Заработав деньги начинают проводить ифтары, не понятно кто готовит и в каких условиях и куда смотрит Наша доблестная Роспотребнадзор! Или не можешь поститься помоги конкретному человеку или не устраивай телесессию, какой Ты благочестивый!

  • Анонимно
    1.06.2019 21:52

    Если бы эту статью написал атеист, я бы поняла... но Батыр... :((((((((((

  • Анонимно
    2.06.2019 00:09

    Считаю себя мусульманином. Но никогда не постился. И не собираюсь.

    • Анонимно
      2.06.2019 16:59

      ??? А намаз читаете? Закят выплачиваете! В Хадж собираетесь? Пост ведь не ради показухи, пост ради Всевышнего. Если вы отвергаете пост, то как можно считать себя мусульманином.?

    • Анонимно
      2.06.2019 23:04

      Пост в священный Рамазан должны соблюдать все мусульмане. Обязанность в посте-это один из пяти столпов ислама. Пост укрепляет выдержку, силу-воли человека. А волевой человек не будет иметь вредных привычек, таких, как алкоголь, наркотики, курение. Если мужчину с детства приучить к уразе, он вырастит волевым, сильным духом человеком. Наши предки пример для нас, они не имели вредных привычек и были сильными физически и духом людьми. Не держат пост большинство слабых духом людей, они всегда находят для себя оправдание

  • Анонимно
    2.06.2019 06:55

    Это представители других религий могут так рассуждать а не муслим

  • Анонимно
    2.06.2019 08:21

    Зачем вообще нужны эти "прокладки" между человеком и Богом? Имею ввиду ДУМ и РПЦ!

  • Анонимно
    4.06.2019 09:00

    Люди я не могу понять. Как мы убедились не все, а многие что капитализм это хорошо организованная преступность. Деньги заработанные эксплуатацией другого могут ли быть хэлэльные.Вот и едут вХадж не понятно кто. Люди которые горбатились всю жизнь врядли поедут. Я думаю чем пир устраивать отдали бы деньги детям которые нуждаются для лечения. Если будут строить скромные мечети, а деньги вкладывать в современную медицину наверно создатель обрадуется, и чиновники деньги сэкономят от поездок за границу на лечение. Тем самым мы бы помогли спасти их иман, а деньги вложили бы народу.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль