Общество 
15.06.2019

«На одних осваивают бюджеты, на других выслуживаются перед начальством»

Всероссийский форум татарских религиозных деятелей никогда не выступит раствором, цементирующим в единый монолит татарскую нацию

Россия побила все мировые рекорды по числу независимых муфтиев, которые функционируют на территории одного государства. Казалось бы, российские исламские лидеры в своих проповедях неустанно призывают «всем вместе держаться за вервь Аллаха». Но на практике наши религиозные иерархи реализуют броуновское движение нескончаемого раскола…

«Вопрос не в том, зачем имамы и муфтии приезжают из года в год год в Казань, а совершенно в другом: почему количество участников форума никак не переходит в качество?» «Вопрос не в том, зачем имамы и муфтии приезжают из года в год в Казань, а совершенно в другом: почему количество участников форума никак не переходит в качество?» Фото: president.tatarstan.ru

             ОРГАНИЗАТОРЫ НЕ СМОГЛИ ПОНЯТЬ ГЛАВНОЕ — ПРИРОДУ РЕЛИГИОЗНЫХ ИНСТИТУТОВ ИСЛАМА

К пустым мероприятиям мы привыкли давно. На одних осваивают бюджеты, на других выслуживаются перед вышестоящим начальством. Но, чтобы пустота упорно воспроизводила себя из года в год, бывает не так уж и часто. А между тем всероссийский форум татарских религиозных деятелей проводится в Казани уже в 10-й раз. Вроде бы в его основание изначально была заложена правильная идея — использовать исламский фактор как дополнительный инструмент самосохранения и единения татарской нации. Однако из этого доброго семени, обильно орошаемого квазибюджетным спонсорством, за 10 лет так и не выросло никакого жизнеспособного дерева. Из него разрослась лишь убогая коряга, увенчанная белыми чалмами. Мероприятие неплохо организовано. Число его участников ежегодно увеличивается. Но организаторы не смогли понять главное, что, собственно, и предопределило их провал, — природу религиозных институтов ислама, которые они, действуя в своей слепой зоне, пытаются неуклюже собрать под общие знамена форума.

Как следствие, из высокого собрания татарских муфтиев и имамов получается своего рода карикатура на тезис об исламском единстве. Наша страна уже давно побила все мировые рекорды по числу независимых муфтиев, которые функционируют на территории одного государства. Казалось бы, российские исламские лидеры в своих проповедях неустанно призывают «всем вместе держаться за вервь Аллаха». С этими речами они поднимаются и на трибуну обсуждаемого форума. Но на практике наши религиозные иерархи реализуют такое броуновское движение нескончаемого раскола, что невольно приходится вспоминать поговорку о сапожнике без сапог.

Наши имамы весьма охотно отрываются от маджлисов с пирогами на поездку в Казань в рамках уже ставшего привычным для них религиозного туризма. А что? Отдохнуть от чревоугодия и сменить обстановку ради святого дела — занятие весьма богоугодное. Однако вопрос не в том, зачем имамы и муфтии приезжают из года в год в Казань, а совершенно в другом: почему количество участников форума никак не переходит в качество? Говоря иначе, почему слова о единстве не перетекают в реальные шаги по возрождению единого духовного муфтията, в рамках которого татары веками строили свою религиозную жизнь? И вот здесь мы вплотную походим к вопросу о геноме исламского менталитета.

В ЛЮБОМ ПРАВИЛЕ ЕСТЬ РЕДКИЕ ИСКЛЮЧЕНИЯ, НО ПОРАЗИТЕЛЬНО, НАСКОЛЬКО НАШИ МУФТИЯТЫ СОТКАНЫ ПО ОДНИМ ЛЕКАЛАМ

Исламские организации, прежде всего централизованные, отличаются двумя фундаментальными чертами — интригами и беспредметностью. Именно они и не дают разбитой некогда вазе единого всероссийского муфтията быть склеенной заново.

Интриги есть в любой организации. Где-то меньше, где-то больше. Это, пожалуй, нормально. По сути, они есть способ, пусть и несколько корявый, разрешения конфликтов. А конфликты интересов — топливо для развития любой системы, смазка, которая ускоряет ее ход вперед, особенно если они канализированы в здоровое русло. Однако интриги в муфтиятах совсем иного рода. Они порождаются не конфликтами, вытекающими из задач организации, а являются бессмысленной, голой самоцелью. Причем инициаторами данных интриг выступают сами муфтии, стоящие на вершине своей микропирамиды. Хотя в любом правиле есть редкие исключения, но поразительно насколько наши муфтияты сотканы по одним лекалам: рыба у нас всегда гниет с головы.

Интриганство тесно переплетено со второй чертой муфтиятов — беспредметностью их деятельности. И это общая проблема для всех конфессий. Любая религия оперирует материями потустороннего мира. Именно запределье есть главная номинальная цель религиозных структур. Но как проверить верность движения в таком туманном направлении? Никак. Если в науке теории проверяются в конечном итоге через работоспособность технологий, если в бизнесе правильность принимаемых решений определяется весьма четким денежным фидбеком рынка, то у религиозной метафизики нет подобных компасов. Вся их адекватность миру строится на мнении авторитетов прошлого. А любой авторитет легко кроется другим. Вот и получается, что религия всегда находится в состоянии полураспада: либо организационного, и тогда мы имеем десятки муфтиятов на одну страну, либо доктринального, и тогда множество сект, число которых часто превышает 73, предсказанных Пророком.

Муфтии есть наследники и живое воплощение такого ментального генома. Отсюда их нескончаемая тяга к интригам и расколу. Если предприниматель всегда мыслит в рамках четких задач бизнеса и за любой неверный шаг вправо или влево рынок быстро его наказывает рублем, то у муфтия нет такого воспитательного кнута. И потому он всю свою человеческую энергию обращает не на решение внешних задач, а выливает в бесконечные интриги и глупые разборки. Потому муфтии по определению не способны к единству. За них эту задачу всегда решает государство.

«В исламском мире религиозная жизнь до сих пор оформлена на каркасе государства» «В исламском мире религиозная жизнь до сих пор оформлена на каркасе государства» Фото: «БИЗНЕС Online»

в вопросах интересов республики Шаймиеву перечить бесполезно

Справедливость сказанного хорошо видна на примере мусульманских стран. Хотя и в России реализуется та же фундаментальная парадигма ислама. Как известно, изначально муфтият возник у нас по указу Екатерины II. Со временем он трансформировал свою природу, но одно всегда оставалось неизменным: до тех пор, пока государство держало институт муфтията в смирительной рубашке, энергия полураспада не могла высвободиться из его недр и обрушить его. Однако стоило государству в 90-е на волне демократических преобразований лишь на мгновение отойти в сторону, как всероссийский ДУМ тотчас рассыпался на множество региональных духовных управлений, которые и в рамках одного региона продолжали дробиться дальше.

К слову, если кто помнит, то в Татарстане в 90-е функционировало два независимых муфтията. Сами татарстанские муфтии упорно враждовали между собой и никак не хотели раскурить трубку мира (курить им нельзя, и вообще мириться они не умеют). И тогда наш первый президент, образно говоря, взял их за шкирку и силком усадил за стол переговоров. Как известно, в вопросах интересов республики Минтимеру Шаймиеву перечить бесполезно. Он горой стоит за них и, если возникла необходимость что-то поменять в данном контексте, непременно это сделает. Так в Татарстане и появился единый ДУМ РТ, который существует до сих пор и не распадается исключительно благодаря внешним подпоркам республиканских властей. Так что наш регион есть наглядное подтверждение тезиса о том, что лишь государство способно принудить исламских лидеров к единству. 

Такое положение вещей не случайно. Все дело в том, что ислам не знает принципа «кесарю кесарево, а Богу Богово» и потому не признает института церкви как структуры, отдельной от государства. Однако церковь у нас есть, и ее контур совпадает с институтом самого государства. Не случайно халифа в канонических книгах по исламскому праву именуют не иначе как имам. Имам — глава исламского государства/церкви — отвечает за все религиозные вопросы, за которые в христианской культуре отвечает патриарх или Папа. Халиф назначает имамов на местах, казыев, санкционирует весь блок богословских вопросов. Поэтому в исламском мире религиозная жизнь до сих пор оформлена на каркасе государства. Даже в светской Турции все имамы напрямую подчинены правительству — они являются сотрудниками министерства по делам религии.

ислам никогда не имел ничего общего с демократией, особенно в религиозных вопросах 

Некоторые российские муфтии типа Нафигуллы Аширова любят рассуждать о том, что ислам основан на принципе демократии, поэтому, дескать, невозможно у нас построить вертикаль власти в духовной сфере. Конечно же, радует, что религиозные деятели прониклись некоторыми реформаторскими идеями, но в данном конкретном случае все подобные рассуждения не более чем попытка легитимизировать свою муфтиятскую вотчину и сохранить за собой статус маленького князька. На самом же деле ислам никогда не имел ничего общего с демократией, особенно в религиозных вопросах. Ни в прошлом, ни сейчас. Попробовал бы Аширов и другие раскольники, уничтожившие в свое время единый муфтият нашей страны, порассуждать о демократии в Саудовской Аравии и притязать там на независимое духовное управление, им бы быстро отбили (в буквальном смысле этого слова) всякое желание проповедовать современные воззрения на исламскую доктрину.

Поэтому всероссийский форум татарских религиозных деятелей никогда не выступит раствором, цементирующим в единый монолит тело татарской нации. Это может случиться лишь в том случае, если на то будет воля федеральных властей. Однако пока такого нет. Значит, наши российские муфтии из года в год будут вести сладкоголосые речи о братстве и единстве мусульман. Послушать их весьма приятно. Душа радуется правильности их мудрых речей.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (25) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
15.06.2019 10:42

Последняя фраза резюмирует всё:
"А значит, наши российские муфтии, из года в год, будут вести сладкоголосые речи о братстве и единстве мусульман. Послушать их весьма приятно. Душа радуется правильности их мудрых речей."
К сожалению это правда, муллы оседлали каждый свой бюджет и осваивают его, лишь бы не вылететь из обоймы и проолжать пилить его дальше, религия стала ширмой по осваиванию.

  • Анонимно
    15.06.2019 09:15

    Согласен на все 100+, хорошая статья!

    • Анонимно
      15.06.2019 19:01

      Рустам молодец.
      В бровь.
      Смотря на нынешнее духовенство, особенно региональное и районного уровня в регионах России, поражаешься - вроде 28 лет прошло с момента свободы религии, а на местах такого же качества муллы.
      Именно - муллы.
      С оттенком 150 летней давности.
      Давно превратившие свои вотчины в простое зарабатывание себе на хлеб насущный.
      И больше ничего.
      У того же Аширова до сих пор нет даже подобия страницы в интернете.
      Но зато какое название ! - ДУМ Сибири и Дальнего востока.
      Арабам наверное показывают на карте мира какое Царство у них здесь.
      А по идее то...

  • Низами
    15.06.2019 09:36

    К пустым мероприятиям мы привыкли давно. На одних осваивают бюджеты, на других выслуживаются перед вышестоящим начальством.
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://kam.business-gazeta.ru/article/428087

    "Следует раз и навсегда положить конец дискуссиям о том, каким должен быть хороший человек, и просто… стать им"...

    Марк Аврелий

    • Анонимно
      15.06.2019 13:08

      Следует.
      Но тут Батров путает ислам с Саудовским государством. В исламе действительно очень демократичное отношение к мнению, которое не расходится с основой. Пример тому - существование мазхабов.
      Не надо ни с кем ничего объединять против их воли. Нужен быть диалог, а не диктатура духовных чиновников.

  • Анонимно
    15.06.2019 10:19

    В татарстане дети инвалиды лишены в получении технических средств реабилитации, из-за нехватки бюджетных средств. А разные имамы гуляют за счет бюджета. Где справедливость?

  • Анонимно
    15.06.2019 10:42

    Последняя фраза резюмирует всё:
    "А значит, наши российские муфтии, из года в год, будут вести сладкоголосые речи о братстве и единстве мусульман. Послушать их весьма приятно. Душа радуется правильности их мудрых речей."
    К сожалению это правда, муллы оседлали каждый свой бюджет и осваивают его, лишь бы не вылететь из обоймы и проолжать пилить его дальше, религия стала ширмой по осваиванию.

    • Анонимно
      15.06.2019 22:29

      Скольких мулл вы лично знаете? О каком бюджете мулл идет речь?

      Из ваших слов ясно только то, что лично вы сами получаете доходы из бюджета, почему и предполагаете, что и у мулл должен быть бюджет.

      Смешно, но многие чиновники предполагают наличие бюджета не только у мулл, но и у предпринимателей.

      Просто они (чиновники) сами привыкли пилить бюджет и считают, что если у предпринимателей есть деньги, то значит должен же быть и бюджет, который они распиливают или растаскивают.

      Спешу сообщить вам, что у мулл, предпринимателей, рабочих, самозанятых и еще у многих лиц в этом мире просто нет бюджета.

      У мулл есть пожертвования (очень неравномерные и небольшие на самом деле), у предпринимателей есть прибыль (а очень часто - только убытки), у рабочих есть заработная плата, у самозанятых могут быть какие-то доходы.

      Не стоит проецировать свою жизнь на других.

  • Rimma - Karamnisa
    15.06.2019 10:48

    "......Всероссийский форум татарских религиозных деятелей никогда не выступит раствором, цементирующим в единый монолит тело татарской нации. Это может случиться лишь в том случае, если на то будет воля федеральных властей. Однако пока этого нет. ...."
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/428087

    Значит надо двигаться дальше.....

    "......Остаются ли сейчас синонимами слова «татарин» и «мусульманин», включат ли в Стратегию развития татарского народа исламский фактор и как, по мнению Рустама Минниханова,..."
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/428070

    Гармоничное сочетание религиозности и гражданской совести....высокая степень нравственности, праведность.....только в согласии со своим Творцом - Аллахом человек может достичь истинных высот своего предназначения....своей гражданской позиции...

    Татарам нужна такая элита....

    Где она?

    Так ".......почему религию не включили в Стратегию развития татарского народа, проект которой должны были сегодня презентовать духовенству, но в итоге этого не сделали....."
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/428070

  • Булгарин
    15.06.2019 11:50

    Тут вот опять всплывает тот же тезис о необходимости создания очень мощного, контролируемого полностью государством некоего посредника между Аллахом и человеком. Автор статьи, так понимаю, сам лезет вперед, чтобы к нему прислушались и дали ему от лица государства навести в этом деле порядок. Ну неправильно все это, господин хороший. Неправильно. И то, что собираются на форум религиозные деятели в Казани, не должно в принципе волновать кого-то, желающего выстроить всех их по ранжиру, думая, что от этого и расцветет некое дерево. Это пустое занятие. Обычно всегда и везде на такие форумы собираются просто так для общения. Ну, не партийное это собрание для выбора делегатов на еще более высокое собрание. Это скорее некая конференция для обмена опытом, для налаживания контактов, не более. Да и центра единого у мусульман не должно быть. И правильно что делятся приходы на все мелкие и мелкие части. Происходит естественный процесс атомизации структуры, чтобы потом возник некий единый и спаянный монолит. Именно так и возникает в атомизированных структурах некое единство, через такие форумы. В этом их задача.

  • Анонимно
    15.06.2019 12:29

    Никогда никакое государство (а государство - это одно из орудий дьявола - в хорошем понимании этого слова) не допустит морального авторитета так называемых священников и не даст им быть ровней. Да и о "святости" 99% священнослужителей властям особенно хорошо известно. Поэтому, уважаемый Батыр взялся за не решение нерешаемой задачи - соединения искренней Веры в Бога и задачи подчинения государству. В общем, увы, получилась неумелая попытка защитить муфтият республики (а что его защищать, у него мощные "друзья"). А демократия, все же, Исламу весьма и весьма присуща. Вспомним деятельность Пророка Мухаммада: что он считал лучшей мечетью? Обычное поле за деревней, где сам жил и звездное предрассветное небо. Кто был первым мусульманином? Женщина, его супруга. Кого Пророк считал выше ритуала намаза? Детишек, которые пр этом лезли ему на шею. Батыр все продолжает метаться между страстью к власти и деньгам, и святостью. Что ж, он не одинок, в общем-то. Это является проблемой всех действительно ищущих, в любой конфессии. Но в его случае, выбор повлияет на судьбу... Хотя выбор всегда влияет на судьбу любого человека.

    • Rimma - Karamnisa
      16.06.2019 13:37

      Можно конструктивно совместить сотрудничество религии и гражданского общества, на базе взаимного уважения власти и религии. В таком обществе возможно сформировать подлинное гражданское общество, основываясь на взаимном уважении, сотрудничестве и невмешательстве, ибо в исламе есть ряд принципов близких к гражданскому обществу и демократии, которые нашли отражение в Мединской конституции Посланника Аллаха с.г.в.

      Политическая модель Мединской общины характеризовалась именно конституционной основой и демократичностью. Поэтому автор глубоко ошибается говоря что ".....ислам никогда не имел ничего общего с демократией, особенно в религиозных вопросах. Ни в прошлом, ни сейчас.
      Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/428087

      И хотят некоторые или нет, религия все же является неотъемлемой частью гражданского общества и оказывает значительное влияние на его развитие, формируя мировоззрение личности, ее мораль и нравственность. Землю населяют не бездушные роботы которым не нужен Аллах...душа человека напрямую связана (лат. religare — связывать, соединять) со своим Творцом.

  • Анонимно
    15.06.2019 12:45

    Предлагаю Автору провести рейтинг главных богословских интриганов и конечно же не забыть включить себя!

  • Анонимно
    15.06.2019 13:07

    Но на практике наши религиозные иерархи реализуют броуновское движение нескончаемого раскола…

    И к огромному сожалению, Рустам Батыр находится в авангарде этого раскольничьего движения в нашей Республике...
    Аллаһ знает лучше
    Мистер Х

  • Анонимно
    15.06.2019 13:52

    "Поэтому в исламском мире религиозная жизнь до сих пор оформлена на каркасе государства".
    _________

    Батров забывает сказать о двух нюансах:

    1) "на каркасе государства" строится религиозная жизнь ИМЕННО в исламских странах, т.е. где и так страной управляют мусульмане, а соответственно нет необходимости в существовании еще и неких религиозных институтов, т.е. предполагается, что государство и есть та самая мусульманская "церковь".
    А в рамках неисламской страны, страны, где государство НЕ равно мумульмане, там предполагается, что мусульмане живут отдельными общинами, община мусульман одной части страны взаимодействует с общинами других частей страны по горизонтальным связям, а не в рамках некоего единого "министерства по делам мусульман", а все объединение разных общин строится вокруг неформальных авторитетов/лидеров, которых не назначают, а их выдвигает сама община снизу. И, соответственно, нет некоего "государсивенного единого мазхаба", а есть горизонтальный союз на основании того, что мусульмане.
    Именно на горизонтальных связях, например, веками строилось единство еврейского народа, объединившегося на основании иудаизма, а не вокруг назначенных "главных раввинов". Тот или иной раввин имел авторитет или уважение среди народа не по причине назначения государством, а на основании просто уважения людей к его знаниям, личностным качествам и т.д.

    2) даже в рамках исламской страны, где "религиозная жизнь строится на каркасе государства", В НОРМЕ, местные общины в своей самостоятельности по отношению к государству ОЧЕНЬ сильно отличаются от самостоятельности структурных подразделений от некоего центрального ДУМ.
    Например, на территории тех же современных Саудовской Аравии, ОАЭ, Бахрейна, Египта, Турции и т.д. полно предсиавителей разных ответвлений Ислама, то есть эти ветви были ВЕКАМИ и во времена Аббасидов, и других периодов, и есть и сейчас, а это НАГЛЯДНЕЙШЕЕ подтверждение того, что во времена разных халифатов и во времена Османской империи существовала государственное понимание Ислама и доминирующий мазхаб, НО этот "государственный мазхаб" имел отношение только к глобальным государственным вопросам и вопросам вынесения судебных решений (и то еще суды на местах руководствовались местными особенностями), а в остальном государство вообще не лезло в то, какому мазхабу та или иная община следовала (иначе за века власти османов не осталось бы, например, маликитского, ханбалитского или шафиитского мазхабов, не осталось бы шиитов и т.д.).

    Так что в исламских странах наличие "государсивенного ислама" не исключало и не исключает большую степень самрстоятельности на местах, а в неисламских странах вообще предполагается, что каждая религиозная община на местах весьма самостоятельна, а связи между ними носят именно ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ характер без некой единой структуры.

  • Анонимно
    15.06.2019 18:22

    На днях 2 дня беседовал с одним муллой.Сказал, что мне надо лично поговорить с каким то гуру от Ислама в Татарстане.Который очень умен и может меня переубедить.Всего то оказывается он один у нас.Ктотего знает?

  • Анонимно
    15.06.2019 23:54

    Полагаю, автор пишет свои статьи не для мусульман, а для тех, кто далёк от ислама. Но для чего далёким проблемы мусульман?

    • Анонимно
      16.06.2019 08:51

      Автор пишет свои статьи чтобы представить мусульман с плохой стороны.

  • Анонимно
    16.06.2019 07:05

    УМма.ДУМать.МУ АЛЛА.Мечеть- меч- острое состояние ума, которое мечет.Пока только Рустам мечет.По сути вертикаль или мужское начало природы борется против горизонтали или женского начал природы, вместо того что бы найти золотую сереДину.АллаДин который творит.СоеДинение верха и низа, мужского ума и женского ума показывает дорогу домой в РАЗум.И как его найти дорогу к еДИНству?Дин это первоначальное состояние бытия. СЕМЬЯ.Вот где происходит соеДИНение всего сущего в еДИНое.Каждый день мы собираем себя в целое.Правильно Пророк делал, что откладывал или отменял молитву, когда дети играли с ним.Играйте и живите как дети и попадете в царство вечное.Рай здесь и сейчас или жить в психическом времени или в душевном времени.Время дается для того, что бы соединить себя в целое, обнимая протипопоЛОЖности в единое.Счастливы те люди, кто счастлив в семье.Все книги завета написаны мужчинами и для мужчин, что бы научить их любви и мудрости- расти к мудрости.Му это что то обратное уму- эгоизму мужчин.Может это синоним жизни.Счастье- со втрой счастью.В средние века или сердечные века мужчина посчитал, что может попасть на небо без поМощи женщины.Это было еачало религий мира.Кому то одели паранджу, кого то сжигали на кострах инквизиции....Хотели на небо,а попали.....Попали под программу Тпоянского коня- виРуса.Парис- падший Рис выбрал из трех неразрывных составляющих женщины, только одно тело- Афродиту, тогда из Трои- целого состояния женщины ушли две другие части: Афина- мудрость и Гера- жертвенность.Троя пала.Также пал и мужской Троян- царь в голове и герой скрылись, остался только любитель тела женщин.А как тогда жить в выДУМанном мире мужчин.Вот и появилась религия.Подпорки в жизни.Иконы.Молитвы о помощи.Жертвоприношения других, вместо собственных.Жизнь ушла.Настали времена Кощея и змия гордынича, производные ПАТриархата.Кругом пат.Близка к мату.Игра близится к завершению...

  • Анонимно
    16.06.2019 08:38

    Напишет тут в БО статью какой то другой мулла, кто будет их читать и комментировать.А тут живой ум у человека.

  • Анонимно
    16.06.2019 12:26

    Кто далек, кто близок к Богу, кто знает?! Уж точно не сам человек, и тем более кто более мусульманин, а кто нет. Стараюсь не упустить и прочитать статьи автора, познавательно, спасибо.

  • Анонимно
    16.06.2019 19:51

    Браво! Смело, аргументировано, ярко написано!

  • Анонимно
    16.06.2019 20:42

    Татарстан сыграл немалую роль в этом разделении в годы суверенитета, поэтому на себя сначала пусть обернется. Люди все помнят! А все эти общие собрания лишь видимость! Московские татары тоже не особо рады такой позиции Татарстана.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль