Общество 

«Кул Шариф выступал против пяти намазов»

Рустам Батыр
2019-06-22 07:30

Пятикратный намаз содержит в себе гигантский потенциал для духовно-нравственного становления личности, однако он, доведенный до абсурда абсолютизации, порождает лишь прямую противоположность этому, уверен известный мусульманский и общественный деятель Рустам Батыр. Он рассказывает о многовековой дискуссии на данную тему, а также булгарской традиции, о которой писал еще Ибн Фадлан.

Намаз, превращенный в самоцель, из инструмента, приводящего к духовному преображению человека, нередко оборачивается коротким поводком для его нравственности, который, напротив, сдерживает духовно-моральный рост

«ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ» МУСУЛЬМАНЕ ОТНОСЯТСЯ К ПЯТИКРАТНОСТИ НАМАЗА ПО ПРИНЦИПУ «УМРИ, НО СДЕЛАЙ»

Как известно, история — витрина современности. В нее победители выставляют только то, что хотят видеть сегодня. А все остальное либо задвигается на задний план, либо вообще выносится на склады и в архивы подальше от вдумчивых умов и их неудобных суждений. История богословия, в том числе мусульманского, не исключение. Она, игнорируя факты, целиком обслуживает укоренившиеся позднее догмы и стереотипы. Ключевой миф в истории религии — идея о неизменности заповедей веры, их изначальности, будто бы они дошли до наших дней в том виде, в котором впервые предстали перед людьми. Данный миф не более чем инструмент закрепления доминирования победившей партии и подавления до конца не искорененного инакомыслия. На самом же деле богословие отнюдь не статично, оно постоянно меняется: то, что прежде считалось еретическим, спустя время провозглашается ортодоксальным и наоборот. Так произошло и с тезисом о железобетонной обязательности пяти намазов.

Сегодня «ортодоксальные» мусульмане относятся к пятикратности намаза по принципу «умри, но сделай»: ты должен его исполнить там, где тебя застигло время очередной молитвы. Покупатели расстилают молитвенные коврики посреди торговых центров, водители останавливают свои автобусы посреди дорожного движения, а почивший на днях экс-президент Египта Мухаммед Мурси прервал как-то ради намаза даже прямой эфир и помолился прямо в телестудии (мусульманский политик прекрасно ориентировался в ожиданиях своей целевой аудитории). Не можешь встать на намаз — читай его сидя, не можешь сидя — мотай головой лежа, а если ты парализован — двигай хотя бы глазами.

У некоторых сторонних наблюдателей такая преданность традиции вызывает восхищение. Однако важно видеть и оборотную сторону этого, часто сокрытую от посторонних глаз. Намаз, превращенный в самоцель, из инструмента, приводящего к духовному преображению человека, нередко оборачивается коротким поводком для его нравственности, который, напротив, сдерживает духовно-моральный рост. Сами мусульмане, исполняющие пятикратную молитву, в откровенных разговорах часто признаются, что с читающими намаз лучше общаться на расстоянии и не иметь с ними никаких деловых отношений: они либо кинут, не моргнув глазом, либо, сославшись на волю Аллаха, не исполнят элементарных, взятых на себя обязательств. А что творится в интернете? Почитаешь иной раз перепалку муслимов в «Фейсбуке», и волосы встают дыбом. Их уста изрыгают порой такой зловонный град баребухов сквернословия, что даже составители Петровского загиба нервно курят в сторонке.

В чем причина подобной аморальности религиозников? В их гиперболизации намаза, ибо он превращается у них в суррогат нравственности. Мусульманам внушают, что первое, за что они будут спрошены в Судный день, — это намаз. Вот они и стучат лбом оземь по пять раз в день, полагая, что подобное сделает их избранными, и забывая про многие другие аспекты подлинно нравственной жизни. Намаз сам по себе — прекрасная вещь. Это светоносный Бурак, который возносит нас к горним вершинам богообщения. Но нравственность, редуцированная до намаза, — вещь страшная, уродливая и по своей сути аморальная.

Издревле татарские богословы учили об оставлении летом данной молитвы в наших краях, ведь когда между заходом солнца и его восходом всего несколько часов, то ночные молитвенные бдения не только тягостны для простых людей, но и вредны, ибо лишают их сна

ПРАВИЛЬНОСТЬ ПУТИ, ВЫБРАННОГО БУЛГАРАМИ ЕЩЕ В ДРЕВНОСТИ

Заглянем вглубь современной витрины исламского богословия. А как наши предки относились к пятикратному намазу? Это несложно реконструировать на примере их отношения к ночной молитве в летний период года. Сегодня об этом не принято говорить, но издревле татарские богословы учили об оставлении летом данной молитвы в наших краях, ведь когда между заходом солнца и его восходом всего несколько часов, то ночные молитвенные бдения не только тягостны для простых людей, но и вредны, ибо лишают их сна. Сегодняшние улемы, перевернув исконную религиозную традицию татарского народа на 180 градусов, внушают своим прихожанам ровно противоположную мысль: «Умри, но сделай!»

О том, что в нашем народе по пятикратности намаза прежде не сходили с ума, писал еще Ибн Фадлан. В своих знаменитых записках, описывающих багдадское посольство к волжским булгарам в 922 году, он указывает, что местный муэдзин вообще не провозглашал азан на ночную молитву, которая без какого бы то ни было идиотского фанатизма объединялась с вечерней. К слову, данный сюжет косвенно обозначен даже в поп-культуре — в фильме «13-й воин», где Ибн Фадлана играет Антонио Бандерас.

Следующее зафиксированное свидетельство относится к VI веку по хиджре. В частности, его приводил Шигабутдин Марджани. Он писал: «Наджмуддин аз-Захиди, комментируя «Мухтасар аль-Кудури», передает от своего учителя Фахруддина Бадига ибн Мансура ал-Казвини: «Мы слышали, что однажды к шейху Сайфуссунна аль-Баккали приехали булгары и задали вопрос о ночной молитве: «В нашей стране в самые короткие летние ночи вечернее зарево не исчезает, в связи с этим время ночной молитвы не наступает, является ли она для нас обязательной?» Он ответил: «Так как время ночной молитвы не наступает, то она для вас необязательна»».

Как указывает Марджани, улемы Бухары в данной связи предприняли богословскую атаку на автора непонравившейся им фетвы, подтвердившей многовековую правоту булгар. Один из бухарских ученых Шамсульаимма аль-Халвани, прознав об ответе аль-Баккали, отправил к нему своего ученика с каверзными вопросами. Однако ученый в публичном диспуте с легкостью посрамил своих оппонентов, показав несостоятельность их аргументов и вновь продемонстрировав правильность пути, выбранного булгарами еще в древности.

После Волжской Булгарии в Казанском ханстве продолжали сохранять благоразумные традиции предков. Об этом мы можем судить по трактату «Зафер наме-и Вилайет-и Казан», который был написан за два года до падения Казани. Его автором ученые считают великого абыза Кул Шарифа. Важно отметить, что он по происхождению был сейидом, то есть потомком Пророка, а, так сказать, по должности — накыбом аль-ашраф, то есть «предводителем благородных», или, говоря по-современному, муфтием, духовным главой мусульман Казанского ханства. Другими словами, Кул Шариф формулировал не частное мнение, а официальную доктрину. Вот что он писал: «Для прозорливых с искренней, правдивой душой и достопочтимых с чистыми, правдивыми мыслями неоспоримо, неопровержимо и очевидно то, что Булгарская страна находится на седьмом климате из имеющихся семи. Она относится к Луне, то есть пребывает под ее покровительством. И, как отмечено в математических книгах, эта Булгарская страна из-за чересчур близкого расположения к Северному полюсу в конце мая и начале апреля не имеет времени одного намаза из пяти, то есть ночного». В итоге Кул Шариф, ссылаясь на первоучителей ханафитского мазхаба и опираясь на классические труды ханафитской школы («Аль-Канз», «Аль-Вафий» и «Аль-Кафий») заключает: «Для этого народа ночной намаз необязателен (в обозначенное выше время — прим. авт.)» (Ул каумга салят иша ваджиб булмас.) Коротко говоря, он выступал против обязательности пяти намазов в летний период года в наших краях.

Сегодняшние улемы, перевернув исконную религиозную традицию татарского народа на 180 градусов, внушают своим прихожанам ровно противоположную мысль: «Умри, но сделай!»

МУФТИЙ «ПРЕССОВАЛ» ИМАМОВ ПРОСТО БЕЗБОЖНО И ДРАЛ С НИХ ПО ТРИ ШКУРЫ

После падения Казанского ханства для татарских богослов наступают непростые времена. В значительной степени происходит деформация исторического культурного кода татар. В религии они начинают ориентироваться на Бухару с ее схоластической системой обучения. Видимо, по этой причине тарикат ясавия у нас уступает место тарикату накшибандия. Меняется и отношение к проблеме ночного намаза. Известные татарские реформаторы Нового времени от Габденнасыра Курсави до Мусы Бигиева призывают отказаться, по крайней мере в данном вопросе, от вековой традиции своих предков и проповедуют формалистско-книжный взгляд, более присущий для бухарцев.

Последним из крупных мыслителей старой школы был Утыз-Имяни (умер в 1834 году). Он пишет в защиту благоразумного оставления ночной молитвы в летний период года целый трактат под названием «Рисала-и шафакийя». По свидетельству Ризы Фахретдина, его последователи в Казанской, Уфимской и Самарских губерниях твердо стояли на позициях отказа от ночной молитвы, как тому учил великий абыз Кул Шариф и как описывал религиозную практику их предков знаменитый Ибн Фадлан. Но и после Утыз-Имяни в XIX веке были богословы, которые с пером в руках выступали против антинародного ригористского нововведения.

И все же улемы исконной богословской школы татар, восходящей ко временам Казанского ханства, так называемые абызы, с учреждением магометанского духовного собрания постепенно выдавливаются из религиозного поля официальным духовенством, состоящим под началом муфтия, назначаемого русским правительством. Первый российский муфтий Мухамеджан Хусейнов (1788–1824), судя по всему, проводил целенаправленную политику по искоренению взглядов последнего «муфтия» Казанского ханства, противостоящего Москве, имама Кул Шарифа. Так, Марджани пишет, что духовным лицам во время экзамена на право заниматься религиозной деятельностью Хусейнов задавал вопрос о том, после какой зари — красной или белой — наступает время ночной молитвы, и те были вынуждены засовывать ему в карман и красную, и белую ассигнации (то есть 10- и 25-рублевые купюры). О каком отстаивании своих взглядов тут могла идти речь? Не до жиру, быть бы живу.

Муфтий «прессовал» имамов просто безбожно и драл с них по три шкуры. Впрочем, на то были свои причины, ведь его состояние начало вдруг таять и утекать, как вода сквозь пальцы, что, возможно, и решило окончательно судьбу вопроса пятого намаза. Сначала Казанский уездный суд признал Хусейнова виновным в обмане богатой вдовы купца Апанаева, которую муфтий поматросил и бросил, щедро попользовавшись ее деньгами, и постановил взыскать с любвеобильно-алчного духовного иерарха 3402 рубля 50 копеек. Апологет пятикратного намаза предлагал откупиться от обманутой им жертвы половиной своих земель в Уфимском уезде и даже бриллиантовыми серьгами своей главной жены, но получил отказ. В конце концов, уфимский городничий 25 мая 1805 года описал все имущество главного мусульманского духовника России. Затем дали о себе знать либеральные начинания Александра I, задумавшего в начале своего правления если уж не сбросить со страны ярмо крепостного рабства, то хотя бы ослабить его. По закону муфтию запрещалось иметь в крепостных лиц христианского вероисповедания, и потому богомольный противник Кул Шарифа закупал себе в работники единоверцев — казахов, киргизов и даже арабов. Однако уфимские губернские власти, видимо, желая показать молодому императору красивую статистику, стали подбивать крепостных муфтия принимать крещение и тем самым получать вольные, на что глава российских мусульман слезно жаловался самому государю. В общем, у противников пятого намаза просто не оставалось никаких шансов. Ставка на экзаменах духовных лиц, которые муфтий всегда проводил сам и нередко у себя дома, взлетела с 20 рублей до 100 и более, о чем мусульманские деятели писали в своих многочисленных воззваниях, отправляемых в министерство внутренних дел. Тут уж было не до богословской правды и дискуссии. В итоге все внесистемные абызы были полностью искоренены, а возможность проповедовать осталась лишь у тех, кто продолжал не дело Кул Шарифа, а воплощал волю первого муфтия России, правившего до самой своей смерти, и его преемников. Нажитый поборами капитал Хусейнова, оцененный к концу его жизни в 50 тысяч рублей серебром, красноречиво говорит сам за себя о масштабах богословского рвения муфтия.

Что в конечном итоге решило судьбу исконного богословия татар — борьба всероссийского муфтията с абызами или влияние Бухары, теперь уже не столь важно. Главное — понять другое: пятикратный намаз содержит в себе гигантский потенциал для духовно-нравственного становления личности, однако, доведенный до абсурда абсолютизации, он порождает лишь прямую противоположность этому. Вместе с тем возврат к древней религиозной практике нашего народа позволит не только восстановить хотя бы отчасти поломанный культурный код нации, но и сделать для людей исповедания ислама разумным и радостным.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (73) Обновить комментарииОбновить комментарии
NIYAZ
22.06.2019 09:34

Рустам хазрат, Вы сами читаете (ежедневно) пятикратный намаз?

  • Анонимно
    22.06.2019 09:26

    Вот эту статью Рустама похвалю. Приведу достоверный хадис, многие конечно его знают: когда Мухаммеда (саллаллаху алейхи ва саллям) спросили: "почему он совместил два намаза", пророк ответил: "люди были уставшими". Многие этот хадис объясняют, что совмещать намазы можно только в путешествии, когда и говорил эти слова пророк находясь в дороге. Но ключевая здесь фраза : "люди были уставшими" .
    Вот паломники говорят, что в Турции разрешено совмещать намазы, но никак у шиитов, а переносить ночной намаз на утро (это только летом, когда короткая ночь), а мы ещё севернее и ночи ещё короче. Для нас, как самых северных мусульман надо выработать свои правила проведения намазов и делать это надо обязательно, это будет способствовать популяризации ислама.

    • Анонимно
      22.06.2019 16:25

      Насчет намаза.
      Возьмем для примера компьютер.Если установить антивирусную программу и не шляться по всему интернету,то вред компьютеру будет минимальным.Человек-это ходячий,живой компьютер.Если он будет соблюдать некоторые правила в жизни (не воровать,не врать,не сплетничать,не материться,не вести беспорядочную половую жизнь,не убивать и так далее),то он сам себе вреда наносить минимально.Намаз-это типа антивирусная программа,читая (если искренне) ты очищаешь себя не только от своего негатива,но и от чужих,которые пристают человеку в течение дня.Ведь,мы живем в обществе среди людей и среди нас есть всякие,и их негатив пристают другим.Для очищения и себя,и твоего окружения,наиболее эффективный метод-это намаз.Намаз состоит из двух частей:часть читается вслух (фарз),другая (суннат)-в себе.Вслух читается для очищения простанства вокруг себя,а в себе-для очищения самого себя из внутри,как,например чистить компьютер, запуская каждый раз антивирусную программу.
      Обычно негатив мы в жизни называем чертями.Так вот,их мы сами создаем своими мысяли,словами,взглядом.Например,когда человек плохо отзывается,матерится,сплетничает,то из его рта каждый раз выходит плохой тяжелый сгусток темновато серой энергии в виде купола и живут они среди нас,вокруг нас,под нашими ногами,рядом с нами и везде.Их размеры зависит от энергетики человека.Представьте,в том доме,где живет такой человек,их сколько.Вот эти сгустки энергии «черти»,как дети в садике,везде лазят:некоторые на местах где садишься,некоторые на столе на продуктах и тд.Ты можешь сесть на них,или кушать еду,на котором находятся они.Естесственно,все это начинается отражаться на здоровье человека.Не каждый человек читает намаз.Но есть очень простые правила,которых не трудно выполнять любому человеку.Например,в садике воспитательница подает команду голосом и дети перестают шалить,устанавливается порядок.То же самое можно управлять «чертями».Они боятся имени Аллах или азана.Чем громче выговариваешь эти слова,тем быстрее они убегают по углам.Поэтому когда заходите домой,можете вслух проговорить эти слова.Это не трудно.Зато потом можете сесть не боясь на любое место и кушать не боясь.И еще:как покушали покройте чем то остаток еды.Но то что они разбежались по углам,не означает что они будут находиться там вечно.Через некоторое время они обратно начинают распространяться,возвращаться в свои места.Поэтому их надо время от времени уничтожать.Для этого тоже есть поостой способ.
      А когда кто то в доме начинает ударяться,или все начинает падать с рук,или ребенок без причины капризничает,это означает,что этих «чертиков» стало слишком много под ногами.Пора избавляться от них.
      То же самые «чертики» могут образоваться от тяжелого нехорошего человеческого взгляда.
      А с того человека,который старается соблюсти правила природы,от него сходит белая энергия и она оберегает нас самих же.Наши намазы не нужен Аллаху.Они нужны нам самим де,для поддержания чистоты вокруг нас и внутри нас.Это просто программа очистки.Когда мы пользуемся антивирусной программой,мы же не знает что так,как там.А просто пользуемся не вдаваясь и знаем что она очищет.То же самое с намазом.Мы даже не понимаем смысл этих слов,движений.И нет необходимости понимать,вникать.Надо лишь верить,что он очищает.Это только один из способов самоочищения человека.Я уверен существуют и другие способы,методы.

      • Анонимно
        22.06.2019 16:35

        Намаз это один из минимумов поклонения. А человек создан для поклонения.

        • Анонимно
          22.06.2019 20:54

          «У меня с церковниками только одно расхождение. Они считают что, бог, создал человека, а я, что человек придумал бога... Академик Капица.

          • Анонимно
            22.06.2019 21:56

            А мусульмане не церковники, в Исламе нет института церкви, вообще.

          • Анонимно
            24.06.2019 17:31

            Капица не мог ставить так много лишних запятых!

      • Анонимно
        22.06.2019 19:44

        Заканчивалось второе десятилетие двадцать первого века...

      • Анонимно
        23.06.2019 18:10

        Да уж вот это трактат на тему что такое намаз . Намаз это общение с богом во первых ,во вторых это поклонение которое является обязательным. Как раз таки надо понимать о чем говоришь.)))и спрашивает. Коран Арсланов для размышляющих. Ә размышлять нужно надо аятами корана.

  • NIYAZ
    22.06.2019 09:34

    Рустам хазрат, Вы сами читаете (ежедневно) пятикратный намаз?

  • Анонимно
    22.06.2019 09:41

    Может потому и пало Казанское ханство, что от пятикратного намаза отказались?

    • Анонимно
      22.06.2019 16:36

      Тоже так подумал.

    • Анонимно
      23.06.2019 18:56

      Для Всевышнего важна искренность, а не формализм!
      Кардовский и Османский халифаты тоже пали из-за этого?
      Наша жизнь, это испытание, и не нам делать такие громкие заключения, как будто мы знаем замысел Божий!
      Иногда ветер - это просто ветер, а не завывание шайтана.

      • Анонимно
        23.06.2019 21:54

        Мы теряем что-то из-за наших грехов.

        • Анонимно
          23.06.2019 22:10

          Не всегда, Всевышнее перед вознаграждением Испытывает потерей, и как мы это выдержим, с Любовью и смирением или гордыней и злобой.

  • Анонимно
    22.06.2019 09:50

    Хорошая статья, познавательная, спасибо!

  • Анонимно
    22.06.2019 09:53

    Рустам Батыр,а вот как быть мусульманам живучим в местах где по полгода Полярная ночь и Полярный день держать Уразу.

    • Анонимно
      22.06.2019 10:13

      По мекканскому времени

      • Анонимно
        22.06.2019 11:37

        Так уразу держать сколько? Целый полярный день. Почему тогда не сказать: раз время не пришло, то и ифтар делать нельзя. Аналогия с намазом.

  • Анонимно
    22.06.2019 10:16

    Марджани в своей книге "Назурат аль Хак" давно поставил точку на этой демогогии автора, фетва Марджани используется по сей день, это во-первых, а во-вторых объединить намазы это не значит прочитать один вместо двух, это значит прочитать с одним азаном и двумя каматами два намаза один за другим. А по поводу вашего видения обязанности совершать 5 намазов это ваше личное дело, вам муфтий уже дал ответ. И определитесь в конце концов вы за институт муфтията под контролем государства или против.

    • Анонимно
      22.06.2019 18:44

      Он, возможно, за муфтия под его контролем. Пиши, Рустам. Молодец. Красавчик. Почему только не продвигаешь себя на пост муфтия. Нашлось бы много тех, кто поможет и с финансами, и с рекламой, и с управлением. Пора что-то менять и среди мусульман.

  • Анонимно
    22.06.2019 10:16

    Спор правильный и богословский. Здесь нужны мнения богословов.

    Меня лично задели вот эти слова автора:
    "Почитаешь иной раз перепалку муслимов в «Фейсбуке», и волосы встают дыбом. Их уста изрыгают порой такой зловонный град баребухов сквернословия, что даже составители Петровского загиба нервно курят в сторонке. В чем причина подобной аморальности религиозников?"

    Автор всё еще продолжает считать себя муслимом или уже нет?
    Аллаһ знает лучше
    Мистер Х

    • Анонимно
      22.06.2019 22:46

      Я не знал что такой Петровский загиб, загуглил, стало стыдно за себя и автора.

  • Анонимно
    22.06.2019 10:17

    В итоге: с каких чисел апреля можно совмещать намазы вечерний и ночной? И это можно продолжать все лето?

    • Анонимно
      22.06.2019 10:23

      Нельзя совмещать! В пути в любое время года, можно совмещать 2 и 3, 4 и 5 намазы. Совмещать это значит 2 и 4 оставить на самое позднее время, а 3 и 5 на самое раннее время их наступления и с одним азаном и двумя каматами прочитать один за одним два намаза в своё время.

  • Анонимно
    22.06.2019 11:00

    Батров объясняет, что ночной намаз не так важен. А Коран и хадисы сахих(достоверные) свидетельствуют об обратном:

    В Коране сказано (смысл): «Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили. Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в качестве воздаяния за то, что они совершали». (сура «Ас-Саджа», аяты 16-17)

    В хадисе, переданном Муслимом, говорится: «Самый ценный намаз после обязательных – это намаз, совершаемый ночью, после сна».

    В хадисе, приводимом Дайлами, говорится: «Проснувшись, ночью, совершайте хотя бы два ракаата. Ночные молитвы очищают от грехов, уменьшают гнев Аллаха и жар огня Ада».

    В другом хадисе, приводимом Тирмизи, Хакимом и Ахмадом, говорится: «Старайтесь просыпаться и подниматься на молитву в ночное время, ибо так делали лучшие праведные люди, которые жили до вас. Это приблизит вас к Аллаху, смоет ваши грехи, освободит вас от болезней».

    Если человек сам поднялся ночью на тахджуд-намаз, то желательно разбудить и тех, кто имел желание совершить его, особенно супругу (супруга) – это сунна Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

    От Айши (да будет доволен ею Аллах) передаётся: «Никогда не прекращайте совершать намаз по ночам. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) никогда не прекращал совершать его. Когда он был болен или слаб, он совершал этот намаз сидя». (Бухари и Муслим)

    • Анонимно
      22.06.2019 11:39

      Автор говорит, что читать ночью вредно. Так, может он и утренний оставляет, от вреда подальше?

      • Анонимно
        22.06.2019 18:09

        Как говорил Гейдар Джемаль, наступило время срывания масок... а срывание масок - это это очень хорошая картина (благородное дело). У автора, наконец-то, появилось истинное лицо. Он избавился от своей маски. И это очень радует. А то как-то "мусульманская"маска не подходила и сильно мешала ему.

    • Анонимно
      22.06.2019 13:30

      мне женщина не указ

  • Анонимно
    22.06.2019 11:06

    Сам Пророк Мухаммад с.г.в. говорил о достоинстве ночного намаза "Иша", а Рустам Батров пытается говорить противное изречению пророка Мухаммада с.г.в. Сегодня я очень разочаровался в Батрове, пусть Аллах даст ему тауфик и хидаят.
    Рустем, у тебя высокомерие и невежество поражает мозг, а высокомерие Аллах наказывает, сделай тауба и покайся, изучи хадисы о достоинстве молитвы Иша.

    Иша-намаз: «Если человек выполнит четыре ракаата (два ракаата сунны и два нафиль-намаза) после намаза иша в мечети, он получит награду от выполнения этих намазов в Ночь предопределения». «Самыми трудными для лицемеров являются вечерний и утренний Намазы. Если бы они знали, что их ждет в них, они пришли бы на них, даже если бы им пришлось добираться ползком». Фард-намазы: «Для того, кто будет бережлив к своему намазу, он станет светом, ясным доказательством и спасением в День воскрешения». «Кто оберегал пять обязательных намазов, совершая как следует их поясные и земные поклоны, соблюдая установленное для них время, и знал, что это истина, предписанная Аллахом, тот войдет в Рай», или же: «Тому обязателен Рай», — или же «Тот будет запретен для Огня!»

    • Анонимно
      22.06.2019 11:29

      А Кул Шариф не знал этих хадисов ?

      • Анонимно
        22.06.2019 13:09

        Иблис, думаю, знает все хадисы. Муатазилиты, шииты, хариджиты и другие так же. Знание не гарантирует выполнение предписанного.

  • Анонимно
    22.06.2019 11:44

    После этой статьи и немусульмане знают что некоторые мусульмане плохо разбирались в религии и читали не 5 намазов. Теперь понятно, почему не смог он ужиться с Самигуллином. Это абсолютно разные уровни, подходы и цели.

  • Анонимно
    22.06.2019 12:03

    Считаю, что надо вести себя достойно в любое время дня и ночи, соблюдать правила, законы. Видел, как приехав на намаз в мечеть люди нарушают правила ПДД - у меня противоречивые чувство от этого

    • Анонимно
      22.06.2019 22:51

      Согласен, оставляют авто на тротуаре, закрывают дорогу и пешеходам и авто. Я лучше 500 метров лишних пройду, чем другим неудобства сделаю.

  • Анонимно
    22.06.2019 12:18

    Авто писал интересные вещи, но сейчас его понесло куда то не туда. Это уже какая то другая религия, не ислам.

  • Анонимно
    22.06.2019 12:21

    соблюдение намаза не приводит к духовному росту человека. это заблуждение. Путь к духовному просветлению ,а именно это главное для каждого человека, проходит по другому. Доброта и любовь к людям, основное что нужно развивать в себе каждому человеку.

    • Анонимно
      22.06.2019 13:02

      Это правильно, что доброта и любовь, но Любовь первоначально к Всевышнему, этой Любви бывает много, если сердце наполнено Им, и миру и людям Ее хватит.
      Доброта и любовь-это не вседозволенность и попустительство людским порокам, а это умение быть и мягким когда надо, и жестким , когда надо, когда видишь, что неправильное мировоззрение, поступки человека мешают ему приблизиться к Любви.

      • Анонимно
        22.06.2019 14:40

        12:21 правильнее сказал, а Вы опять в фэнтези уводите

        • Анонимно
          22.06.2019 15:25

          Люди это только часть Целого, без стремления познать Целое, без всеобъемлющей Любви у нас не хватит ресурсов души быть любящими с людьми, если бы это так легко было, на Земле проблем никаких не было бы.

    • Анонимно
      23.06.2019 13:25

      Первое ,что будут спрошено это намаз!!! Вы изучайте Ислам, пожалуйста, после намаз а доброта и любовь к людям появятся.

  • Анонимно
    22.06.2019 12:48

    Очень интересная статья! Автор здраво мыслит и прекрасно излагает!

  • Анонимно
    22.06.2019 12:51

    Статья не о количестве намазов, а о том что намаз не должен быть самоцелью. Все правильно он написал. Намаз в итоге преградой стал для распространения ислама - так как отпугивает принуждением умри но сделай и вызывает чувство вины за невыполненное перед Богом. Погрязли мусульмане в обрядах и обвинении друг друга в отступлении от порядков Пророка. Вместо того чтобы любовь к Богу распространять. Замкнулись на себе-для себя любимого дорогу в рай через намаз мостят! Думаю, туда только через альтруизм попасть можно! Отдавай, дари себя миру! И получишь во сто крат больше!

    • Анонимно
      22.06.2019 13:11

      Умение быть жестким, строгим когда надо, как бы не парадоксально казалось, может быть проявлением Любви, а излишняя мягкость оказаться вредным для души, но тут может не ошибиться только любящее сердце., только оно верно определит, когда надо быть каким.

      • Анонимно
        22.06.2019 13:55

        Человек, у которого было по-настоящему любящее сердце-это Тукай, поэтому он мог позволить себе и быть строгим, иногда даже жестким в стихах, и быть мягким, и все это было кстати у него, за всем этим чувствуется его огромная Любовь.

    • Анонимно
      22.06.2019 13:14

      Так пишите "Пророк и сподвижники погрязли в обрядах".
      Обряд это не основа, а неотделимый столп. Без намаза Ислам не Ислам.

      • Анонимно
        22.06.2019 13:21

        Не надо передергивать. Ни кто не говорит что от намаза надо избавиться. Шииты три раза молятся-скажете теперь что они не мусульмане? А по поводу Пророков-это как раз те люди которые полностью себя посвящали Умме! Поэтому и монашества в исламе нет. Что истинное служение Богу через служение обществу (умме).

        • Анонимно
          22.06.2019 16:34

          1. Шииты читают пять намазов три раза в день.
          2. Общество не умма. Общество все, а умма только мусульмане.
          3. Почему нет монашества? Потому что оно запрещено.
          Передёргивание это когда показываешь несостоятельность псевдотеории?

  • Анонимно
    22.06.2019 13:16

    Рустам, что по Вашему мнению, способно опровергнуть Ваши вывода о неважности пятикратного намаза? Прошу ответить.

  • Анонимно
    22.06.2019 13:52

    Среди нагруженного дня
    Найди местечко для меня
    Ведь это я — твоя молитва,
    Твое спасенье от огня.
    Когда в заботах ты увяз,
    Когда проблемы вьются в пляс
    Найди минутку для Аллаха
    И соверши скорей намаз.
    Отбрось на время весь свой быт
    Пусть этот мир чуть-чуть поспит
    Ты должен помнить об Аллахе
    Твой долг не должен быть забыт.
    И даже отправляясь в путь
    С собой взять коврик не забудь,
    Не поленись остановиться
    И перед Господом склониться.
    Не совершай намаз ленясь
    И слишком сильно торопясь,
    Избавься от ненужных мыслей,
    Вставай с душой на коврик чистой.
    Аллах создал для поклоненья
    Весь мир, и в каждом поколеньи
    Намаз не ведает барьера
    Ведь для него нужна лишь ВЕРА..

  • Анонимно
    22.06.2019 14:03

    Читаю комментарии, и понимаю, что число верующих ничтожно мало.

    • Анонимно
      22.06.2019 16:40

      Верующие отчаялись в том, что Батров способен их услышать.

  • Анонимно
    22.06.2019 15:11

    Каждый раз афтор пытается инициировать резонанс!
    То намаз не читай, то в хадж не езжай, то еду не ешь.... И ТД.
    Нет ни одной статьи чтобы он не критиковал! Поэтому нарекать нужно его религиозным критиком а не богословом!
    Ну иголову включайте друзья!

    • Анонимно
      22.06.2019 16:42

      Хорошее определение. Исламский критик, или критик ислама, или критик мусульман. Прям как ресторанный... То слишком острый, то слишком кислый. Хоть сам и готовить не умеет.

    • Анонимно
      22.06.2019 21:09

      А что в этом плохого? Голова дана человеку не только кушать и слепо следовать каким то догмам, тем более чуждым для местных традиций

  • Анонимно
    22.06.2019 17:24

    У татар всё заимствовано:

    религия - у булгар, принявших чужестранный ислам в 988 году
    границы - у ТАССР, выдуманном кровавыми большевиками в 1920 г.
    название - дали русские, а самоназвания нет.
    язык - смесь русского с тюрским (онык - внук, эстэл - стол и т.д.).
    алфавит и письменность - кириллица, а до того арабская.
    государственность - подчиненная с завоевания в 1552 г.

    Что своего у нас, татары? И татары ли мы вообще?

    • Анонимно
      22.06.2019 18:12

      Вы, чтобы учиться самому находить ответы на такие и другие вопросы, учитесь слышать себя, свой внутренний голос, на что душа отзывается.
      Душа же наверно отзывается на красивый азан с мечети, а не на какой-нибудь шаманский танец, и арабские прописи скорее всего вызывают родственное, теплое чувство, и протяжные, душевные татарские мелодии наверно вызывают чувства, подобные чувствам Тукая.

      Тукай "Милли моңнар"
      Ишеттем мин кичә: берәү җырлый
      Чын безнеңчә матур, милли көй;
      Башка килә уйлар төрле-төрле, —
      Әллә нинди зарлы, моңлы көй.

      Өзлеп-өзлеп кенә әйтеп бирә
      Татар күңле ниләр сизгәнен;
      Мискин булып торган өч йөз елда
      Тәкъдир безне ничек изгәнен.

      Күпме михнәт чиккән безнең халык,
      Күпме күз яшьләре түгелгән;
      Милли хисләр белән ялкынланып,
      Сызылып-сызылып чыга күңленнән.

      Хәйран булып җырны тыңлап тордым,
      Ташлап түбән дөнья уйларын;
      Күз алдымда күргән төсле булдым
      Болгар һәм Агыйдел буйларын.

      Түзәлмәдем, бардым җырлаучыга,
      Дидем: «Кардәш, бу көй нинди көй?»
      Җавабында милләттәшем миңа:
      «Бу көй була, диде, Әллүки.

      Тукай"Национальные мелодии"
      Вчера я слышал - песню кто-то пел,
      Ту, что народом нашим сложена.
      И я подумал: сколько грусти в ней,
      Как беспредельно жалобна она.

      Она тревожит сердце. В ней живет
      Татар многострадальная душа.
      В протяжных звуках - трехсотлетний гнет.
      Горька она и всё же хороша.

      Да, много тягот испытали мы,
      Не сосчитать пролитых нами слез.
      Но пламенную верную любовь
      Напев свободный сквозь века пронес.

      Я изумленно слушал, отойдя
      От повседневной суеты земной,
      И возникал передо мной Булгар,
      И Ак-Идель текла передо мной.

      Не вытерпел я, подошел к певцу,
      Спросил, коснувшись бережно руки:
      "Послушай, брат, что ты за песню пел?"
      Татарин мне ответил: "Аллюки".

  • Анонимно
    22.06.2019 20:28

    Намаз.... Не хочется что- либо сказать против, это вера каждого, во что - не знаю. Была как-то в студенчестве на картошке, до сих пор запомнила как во время намаза бабулька сматерилась на то, что ополаскивали посуду прежде, чем пить чай. Но, это молодость, хотя при чём это. Соблюдая ритуалы, нужно и самим быть такими ненавидящими других. А то некоторые религиозны ( это не есть вера) готовы обидеть беззащитных, это я про бездомных кошек и собак, и.к. сталкиваюсь в жизни с такими проявлениями ненависти к братьям нашим меньшим, хотя при чём здесь их вера.

  • Анонимно
    22.06.2019 21:02

    Дальше то куда, БО?! Что там насчёт аллаха и интернета?! Ужас. Страшное общество. 21 век и люди всерьёз обсуждают количество намазов.

  • Анонимно
    22.06.2019 23:06

    Статья -полная ересь.Вот с такого и начинается фитна

  • Анонимно
    22.06.2019 23:17

    Доводом против мнения, что из-за отсутствия явного признака не читается ночной намаз ('иша) является хадис о Даджале. Хадис вы найдёте в книге "Сады праведных".

    Мы спросили: «О посланник Аллаха, а сколько (времени) он будет оставаться на Земле?» (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Сорок дней(, из которых один) день будет подобен году(, ещё один) — месяцу, (а ещё один) — неделе, что же касается остальных его дней, то будут они подобны вашим дням». Мы спросили: «О посланник Аллаха, а достаточно ли будет(, если в тот) день, который окажется подобен году, мы совершим молитвы(, обычно совершаемые нами) ежедневно?» (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: « Нет, но определяйте в этот день время должным образом ».

    То есть несмотря на отсутствие признака времени намаза будут читаться все намазы. И так целый год.

  • Анонимно
    22.06.2019 23:26

    Казань, Татарстан. Регион химии и нефтехимии, авиастроители, автостроители. Сотни институтов! Научные школы. Люди! Ау! Во что мы превращаемся? Куда идём? Это же маразм полный на страницах интернета и делового издания, всерьёз обсуждается количество намазов для того чтобы в рай попасть! Кандидатский минимум?? Здравомыслящие казанцы, вы где? Преподаватели, профессура, студенты, да и просто здравомыслящие люди! Это же адепты средневековья расползаются среди нас, наших детей!

  • Анонимно
    23.06.2019 08:10

    Полностью согласна с 12.21 и 12.51. Сейчас люди, которые ходят в мечеть и читают намаз, считают себя вышеизбранными и к остальным относятся с высокомерием и даже презрением. Есть у меня такая Соседка в подъезде в платке, ни с кем не здоровается, нос к верху, вся из себя. И муж такой же. Слишком много фанатизма, проще надо быть, чтобы люди не отворачивались от веры. А Курбан байрам вообще превратили в зарабатывание денег.

  • Анонимно
    23.06.2019 18:37

    Что приходиться наблюдать, многие религиозные соблюдают тщательно все религиозные правила с целью, что это им поможет попасть в Рай. Так и наверно должно быть, за таких людей можно не переживать, что они что-то сделают не так, как положено.
    Но много людей, которые не задумываются о таких вещах, но им бы религиозность, если бы они допустили это, помогла бы хотя бы в этой жизни. Помогла бы и духовно, и психологически, и физически, они бы чувствовали себя счастливее, здоровее, с опорой, особенно в тяжелые моменты жизни.
    После векового периода запрета на религиозность, многим людям нелегко допустить такое для себя, так как мало понимающих такое состояние людей и искренне желающих помочь таким людям, религиозных деятелей.
    Таким людям хорошо бы начать хотя бы с одного раза намаза, с одной молитвой и понемногу они приблизились бы к настоящему намазу, который дал бы чувство осмысленности, опоры, настоящего счастья в жизни.

  • Анонимно
    23.06.2019 21:09

    Совершение намазов, скорее всего, должно быть делом добровольным и недоступным для любого желающего, под страхом проклятья Всевысшним. Вряд ли уважаемому Аллаху нужно, чтобы его столь часто и зачастую неискренне , на автопилоте, беспокоили жалкие несовершенные так называемые люди (в реальности - увы, лишь человекоподобные бесы, почему-то возомнившие себя людьми, и не подозревающие, что до уровня человека надо бы еще эволюционировать). Насчет первого муфтия интересные факты. И вот, с позволения, такой "священник" учил башкир и казахов истинам Ислама...

    • Анонимно
      24.06.2019 07:10

      Дело обстоит несколько по-другому - Аллаху намаз как таковой не нужен, как и вообще ничего не нужно от человека, кроме служения, т.е. выполнения повелений именно Аллаха, а не чьих-то идущих с ними вразрез.

      А намаз - это свидетельство готовности человека выполнять повеления Аллаха. И намаз будет свидетельствовать за своего хозяина в День Суда.

      Кроме того, намаз - это непосредственный контакт с Аллахом (арабское "салят"="контакт, связь") - в каждом намазе читается два, три, или четыре раза Открывающая Глава Корана (сура Фатиха), в которой содержится мольба о Прямом Пути, в ответ на которую Аллах дает водительство в этой жизни, и благоустроенность в вечной.

  • Анонимно
    23.06.2019 22:01

    Не верилось, что у религиозных может быть такое опасное мировоззрение, когда ум затуманен гордыней и душа не чувствует Любви. Ужас.Душа плачет.

  • Анонимно
    24.06.2019 21:28

    У великого писателя Фатиха Амирхана есть повесть "Фатхулла-хазрет" (1909-10 гг.). Там действие переносится в Казань 1950 года. И описывается между прочим, что в религии произошли большие изменения. Даже праздничный намаз считается не обязательным. Мало того, что намаз необязательный, так его ещё читают не на арабском, а на татарском; кроме того всем (всем, то есть не только мужчинам, но и женщинам) считается нормальным быть во время намаза с непокрытой головой. Это на самом деле десакрализация религии. Это не помешало, когда Амирхан умер (в 1926 году), муфтию Фахретдинову выразить соболезнования, Амирхана похоронили по-мусульмански... Видимо, такое отношение к религии было распространено в то время среди молодой светской интеллигенции. У друга Амирхана поэта Габдуллы Тукая тоже выработалось подобное отношение к религии. Это хорошо известно. Вернее, это было раньше хорошо известно. В последнее время исследователи жизни и творчества этих двух великих литераторов, как правило, об этом замалчивают. Какой смысл замалчивать то, что известно? Ибо собственные слова этих литераторов не раз были опубликованы.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль