Общество 

«Буквализм в Курбан-байраме задавил изначальный смысл»

Рустам Батыр
2019-08-10 07:55

Курбан-байрам — великий и в то же время сегодня, пожалуй, самый противоречивый праздник в исламе, считает известный мусульманский и общественный деятель Рустам Батыр. А на истоки этого важного для правоверных дня сложно смотреть через призму современных ценностей. Так почему же Курбан превратился в иррациональный праздник — на этот вопрос пытается найти ответ автор «БИЗНЕС Online».

Курбан-байрам — великий и в то же время сегодня, пожалуй, самый противоречивый праздник в исламе

Не доходят до Бога ни мясо, ни кровь жертвенных животных.
Но доходит до Него лишь ваша богобоязненность.
Коран, 22:37

НА ИСТОКИ ПРАЗДНИКА СЛОЖНО СМОТРЕТЬ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ СОВРЕМЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Завтра сотни миллионов невинных агнцев будут убиты во имя Бога и во славу желудка человека. Курбан-байрам — великий и в то же время сегодня, пожалуй, самый противоречивый праздник в исламе. С одной стороны, он, несомненно, знаменует собой торжество идеи гуманизма, человеколюбия. С другой, это настоящий апофеоз иррациональности. Но как бы там ни было, завтра во всем мире по традиции прольются реки крови, а горы мяса будут съедены и расфасованы по холодильникам.

На истоки праздника Курбан-байрам сложно смотреть через призму современных ценностей, ведь он прорывается к нам сквозь толщу времен, за которые с человека, как с камня Микеланджело, отсекалось все лишнее — все то животное, варварское, дикое, которому уже давно не место в цивилизованном обществе. Поэтому нам уже трудно понять мир тех грубых, неотесанных людей, в котором жил великий Ибрахим/Авраам, положивший начало многим обрядам хаджа с его Курбан-байрамом. Люди уже не те, что были раньше. Мы — жители другой планеты по отношению к нашим предкам.

В самом деле, давайте освежим в памяти историю Авраама. Что это был за человек? На старости лет, уже перешагнув 80-летний рубеж, Авраам обзаводится второй, молодой, женой. Дело, как говорится, житейское. И сейчас мы читаем о подобных историях в светской хронике. Само собой, между женами пророка начались ссоры и склоки. В какой-то момент терпение праведника лопнуло. И как же решил Авраам свою семейную проблему? Очень своеобразно. Он отвез молодую жену с малолетним ребенком на руках в безлюдную пустыню и там, оставив им бурдюк фиников и мех с водой, бросил их на произвол судьбы, или, говоря более религиозным языком, на попечение Господа. Согласитесь: современному человеку сложно понять и оправдать такое поведение двоеженца. А по тем временам это был лучший человек на земле, идеал. Времена, как видим, меняются.

Дальше — больше. Однажды Аврааму приснилось, будто бы он перерезает горло родному сыну. Ну приснилось и приснилось, мало ли что привидится во сне. Однако виденье повторялось из раза в раз. И тогда Авраам подумал, что это не просто сон, а повеление Бога, и, значит, он во что бы то ни стало должен убить сына. Вообще, желание зарезать своего отпрыска посещало Божьего избранника еще до его рождения. Авраам же долгое время был бездетным, и тогда он дал обет, что если от него народятся потомки, то первого из них он прирежет, естественно, не просто так, а в благодарность Богу. Такие вот мысли царили в голове человека, который в исламе считается абсолютно безгрешным. У нас с долгожданных первенцев пылинки сдувают, а тогда с людьми, даже если это твои родные дети, особо не церемонились: чик по горлу — и в канаву. Что-то мне подсказывает, что даже изверги ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ террористической организации «ИГИЛ» — прим. ред.), которых современный мир, в том числе и мусульмане, единодушно проклял и справедливо причислил к шайтанам, как-то подобрее будут. Конечно, они учат своих детей всяким военным гадостям и жестокости, но все-таки головы родным чадам, кажется, не отрезают, хотя кто их знает, может, как Авраам, и подумывают об этом...

Захватив нож и веревку, Авраам повел сына Исмаила за город, чтобы на безлюдном месте осуществить задуманное. С орудием преступления все понятно, а веревка нужна была для того, чтобы обездвижить Исмаила, пока отец будет исполнять свой странный обет. Сын не сразу уразумел замыслы папы. «Что ты будешь делать с этим, отче?» — спросил он его. «Хочу заколоть барана и принести его в жертву Богу», — ответил отец. Почему Авраам сказал про барана, история умалчивает: то ли солгал (чтобы отпрыск раньше времени не заподозрил лишнего), то ли считал таковым Исмаила (наверное, каждому сыноубийце нужно внутреннее оправдание своему поступку).

По пути они встретили старца, и тот попытался посеять, причем подступая несколько раз, зерна сомнения в Исмаиле, наивно полагавшем, что они с батюшкой отправились приносить жертву Богу. Исмаил почему-то не смог сопоставить очевидные факты: нож и веревку они прихватили с собой, а барана — нет. Логичный вывод, который здесь напрашивается: Исмаил и есть та самая жертва. На это и указал ему старец. Однако Исмаил не поддался искушению и стал отгонять настырного старика, бросая в него камни. Позднее традиция назовет несостоявшегося спасителя Сатаной, ведь он хотел помешать исполнению пророческого обета. Сегодня же мы назвали бы того, кто пытается предотвратить смертоубийство, скорее героем или, по крайней мере, неравнодушным человеком.

Концовку истории все мы помним. В самый последний момент, который мог стать роковым, когда уже нож Авраама устремился к горлу Исмаила, вмешался Сам Господь, который повелел ретивому пророку остановиться, а вместо человека принести в жертву барашка. То, что не получилось у старца, стало возможным благодаря Милосердному Богу.

Завтра во всем мире по традиции прольются реки крови, а горы мяса будут съедены и расфасованы по холодильникам

КУРБАН-БАЙРАМ — ИСТИННЫЙ МАНИФЕСТ ГУМАНИЗМУ

История Авраама легла в основу многих обрядов хаджа. Бег между холмами Сафа и Марва — напоминание о брошенной жене Авраама, которая металась между этими возвышениями, взбираясь на них в надежде увидеть вдалеке проходящий мимо караван, который бы спас ее с ребенком от обезвоживания и голодной смерти. Обряд бросания камешков в столбы, ныне превращенные в стены, которые символизируют Сатану, — это об Исмаиле. Ну а обряд жертвоприношения / курбан в день праздника по случаю окончания хаджа ретранслирует нам историю о верности Авраама данному обету, который богословы часто истолковывают как верность Богу, что, на мой взгляд, весьма спорно.

Курбан-байрам — истинный манифест гуманизму. Мы видим, что в те времена убийство человека было пустяковым делом. Аврааму приснилось убийство родного сына, и у него даже в мыслях не зародилось сомнение, что наваждение могло быть и от Сатаны. Убить человека? А почему бы и нет. В древности и в самом деле человеческие жертвоприношения были в порядке вещей. Однако Бог через Авраама переворачивает эту черную страницу в истории человечества. Отныне убийство даже в ритуальных/возвышенных целях — дикость и варварство.

Интересен в данном контексте и мотив с обетом Авраама. Согласно исламскому богословию, каждый пророк должен держать свое слово, иначе он недостоин быть Божьим избранником. Однако Бог в истории с жертвоприношением не дает Аврааму возможности остаться верным своему обещанию. Авраам в результате как бы утрачивает ни много ни мало фундамент своего пророческого статуса, так сказать, входной билет в пророческое служение. Теперь он не отвечает всем критериям, которым должен соответствовать любой пророк. Парадокс? Да.

Но именно в этом и заключается воля Бога. Почему? Да потому что на чаше весов была человеческая жизнь. И никакие обещания, никакие самовнушения, никакие религиозные мотивы и богословские конструкции —  ничто из этого не может быть оправданием для убийства человека. Ибо человеческая жизнь важнее всего остального, даже если речь идет о пророческом деле. Вот почему Курбан-байрам —  манифест гуманизма и, если хотите, культ человека.

«Мы часто говорим, что ислам — религия науки и знания, а по факту у нас вся благотворительность сводится к еде: что в Рамадан, что в Курбан-байрам. Какая же это религия знаний? Это культ желудка»

НЕФТЬ СКОРО ПЕРЕСТАНЕТ БЫТЬ АКТУАЛЬНОЙ, А МЫСЛЬ БУДЕТ ВОСТРЕБОВАНА ВСЕГДА

А в чем выражается иррациональность этого праздника? В способе распределения мяса жертвенного животного. Как известно, по традиции оно делится на три части: своей семье, на угощение друзьям и родственникам и на раздачу всем неимущим. Вообще данная триада есть выражение великой философии ислама. Ее смысл в том, что каждый человек должен мыслить себя тремя кругами: ближним, средним и дальним. Нельзя достичь совершенства, если ты печешься только о себе и своей семье, но забываешь про все человечество. Точно так же нельзя служить чужим людям в ущерб самым близким. Все должно быть в гармонии: один круг должен перетекать в другой, как в матрешке. Это очень сильная идея.

Проблема в другом. Изначальный смысл Курбан-байрама состоял в том, чтобы принести радость всем трем кругам. Раньше мясо было роскошью, и потому делиться и угощать им — самый настоящий праздник. Аналогичное предписание действует и в связи с Ураза-байрамом, когда раздается так называемая милостыня разговения (фитр садака) в виде натурального продукта: изюма, пшена и т. д.

Такие предписания возникали не просто так. В былые времена голод был главной проблемой людей. Однако сегодня все уже по-другому. Наличие еды — по крайней мере в развитых обществах — давно перестало быть в центре нашей озабоченности. Да, везде есть ужасно бедные люди, но даже они в крайнем случае могут сегодня найти себе еду в мусорных баках и на помойке. В древности же у нищих даже такой возможности не было: они голодали и умирали от голода в буквальном смысле этого слова, так как еда была в дефиците в принципе. Неудивительно, что ислам призывал людей  делиться с ближними прежде всего едой: мясом на Курбан-байрам и сыпучими продуктами на Ураза-байрам.

Но вот что интересно. Когда в мусульманском государстве появились деньги, ученые ханафитского мазхаба приняли фетву, согласно которой фитр садака можно заменять на денежный эквивалент. Почему? Все очевидно. Потому что деньги, как писал Абу Юсуф, удовлетворяют потребности нуждающихся самым полным образом. Поэтому каждый год верующие раздают эту милостыню часто не натуральным продуктом, как это было во времена Пророка, а в виде денежных пожертвований. Согласитесь: это разумно.

Однако почему та же самая логика не распространяется и на мясо жертвенных животных? Абсолютно не ясно, как так получилось, что до сих пор не принята фетва, разрешающая заменять курбан денежными выплатами или подарками, которые были бы актуальны для каждого круга его адресатов. Вот именно поэтому Курбан и превратился в иррациональный праздник. Здесь буквализм задавил изначальный смысл.

А вообще жертвовать можно не только материальными вещами. В нашу эпоху, пожалуй, главным ресурсом становятся знания. Так почему бы в связи с Курбан-байрамом специалистам своего дела не проводить бесплатные семинары, лекции, мастер-классы, тренинги для тех, кто еще не достиг в профессии больших вершин? В чем больше нуждаются люди современной эпохи: в мясе или в новых компетенциях? Особенно это актуально именно для бедных, ведь обучение их новым навыкам не что иное, как «удочка», которая навсегда может решить их материальные трудности в отличие от единоразовой подачки в виде еды. Мы часто говорим, что ислам — религия науки и знания, а по факту у нас вся благотворительность сводится к еде: что в Рамадан, что в Курбан-байрам. Какая же это религия знаний? Это культ желудка.

А почему бы в Курбан-байрам не проводить донорские акции по сбору крови? Жертвовать бараном легко, а ты пожертвуй ради ближнего самим собой. Вот это и будет отражать ту великую готовность к самопожертвованию, которую явил в этот мир Исмаил. Словом, вариантов осовременивания древнего обряда может быть множество. Было бы желание меняться к лучшему.

Однако мы, мусульмане, дико боимся перемен. А потом удивляемся, почему исламские страны самые отсталые в мире. Лишь нефть помогает некоторым из них подняться до приличного уровня, хотя в религии знаний нас должна поднимать не нефть, а живая мысль. Нефть скоро перестанет быть актуальной, а мысль будет востребована всегда.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (77) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
10.08.2019 10:25

Смысл фитр-садаки и курбана разный: фитр-садака призвана дать возможность нуждающимся тоже отпраздновать Ураза-байрам после поста в Рамадан (поэтому и разрешено отдавать деньгами), а жертвоприношение является проявлением покорности мусульманина Повелению Аллаха, которое есть в Коране, а раздавать часть мяса нуждающимся является уже отдельным и дополнительным благим делом, не заменяющим само жертвоприношение.

  • Анонимно
    10.08.2019 09:44

    Все таки, здравый смысл в служителях религии присутствует.
    И это радует.

    • Анонимно
      10.08.2019 12:17

      Все-таки, не понимая сути вопроса, нечего из себя изображать специалиста. Хотя, это так естественно для крайне ограниченных товарищей.

    • Анонимно
      10.08.2019 14:34

      Это Батров что ли служитель религии?

    • Анонимно
      11.08.2019 01:11

      Впервые такая умная статья, наконец- то, спасибо!

  • Анонимно
    10.08.2019 09:53

    Каждый день люди по всему миру режут миллионы животных, едят с аппетитом колбасу (она так то тоже не на деревьях растет) и т.д., но "жалеть бедных барашков" автор и другие такие же люди начинают почему то именно в Курбан байрам.

    • Анонимно
      10.08.2019 10:17

      Речь в статье не о жалости к животным, а о том, людям можно помогать разными способами

      • Анонимно
        10.08.2019 10:55

        Так смысл Курбана основной НЕ в "помощи нуждающимся", а в подчинении Аллаху, который Велел жертвоприношение делать. Поэтому человек может сделать жервоприношение и оставить мясо на нужды своей семьи, если не очень с деньгами, а может раздать нуждающимся часть.

      • Анонимно
        10.08.2019 12:50

        Вы не улавливаете сути мусульманина. Это не помощь другим, этот пункт идет как доп опция, суть - это поклонение Аллаhу. А частью этого поклонения и является милосердие к другим рабам: - к родителям, семье, соседям, в целом всем, в том числе и малоимущим, сиротам. Особенно это нужно педалировать в дни особой милости Всевышнего. Всевышний любим рабами, и сам любит рабов.(!!!) А раба, любящего и Его, и других он еще сильнее любит. Это очень просто, но без понимания этого наиважнейшего момента Ваши рассуждения с Вашей колокольни в корне не верны. Учитесь брат, ученье свет (кстати, Нур(свет) - это один из многочисленных имен Аллаhа, Галим (ученый, - тоже). Вам ребята не надо слушать вероотступника Батыра, он Вас в трех соснах заплутает, ищите знания у нормальных людей, если есть в вас хоть капельку имана. Если нет- Ваши проблемы. В вере нет принуждения.

        • Анонимно
          10.08.2019 19:38

          Думаешь если написать Аллаh, вместо Аллах, станешь правовернее чем все остальные?
          Ты зачем вообще ислам принял? Не путай религию с политикой. Не уподобляйся политиканам, которые подменяют веру всякими уловками, типа какими буквами писать и какой алфавит использовать.
          В Коране нигде не написано какой язык и какие буквы использовать при обращении к Богу

          • Анонимно
            10.08.2019 23:20

            19 38 Аллаh - это просто написание по-татарски.
            По сталински.

          • Анонимно
            12.08.2019 23:50

            Брат, вы как унтерофицерская вдова, сами себя высекли. Из всего сказанного вынесли только это. И с чего это вы решили за меня что я имел ввиду? Что подчеркнуть хотел и какие у меня были намерения? Я желаю так писать потому что, Аллаh точнее чем Аллах. И Коран, если вы заметили, написан на арабском, следовательно намаз и суры мы читаем на арабском. И молитвы тоже на арабском и на своем языке. Надеюсь, Вам ферштейн. И я всегда любил таких буквоедов как Вы. Вам любви бы поучиться. Аль- Вэдуд. Это имя такое. Да, образованием или самообразованием тоже займитесь пожалуйста.

  • Анонимно
    10.08.2019 09:58

    "Абсолютно не ясно, как так получилось, что до сих пор не принята фетва, разрешающая заменять курбан денежными выплатами или подарками, которые были бы актуальны для каждого круга его адресатов".
    __________

    Смысл жертвоприношения барашка не в том, чтобы раздать мясо другим, а смысл в проявлении покорности Аллаху, который Повелел курбан делать.

    А с мясом каждый волен поступать так, как хочет - если у семьи не особо с деньгами, то эта семья вполне может сделать курбан и использовать мясо для потребностей семьи, так как Аллаху не нужно мясо жертвенных животных, Он в нем не нуждается (как и ни в чем другом). Раздача же мяса нуждающимся - это опционально и лишь при отсутствии нужды у самого человека и его семьи.

  • Анонимно
    10.08.2019 10:10

    Батров отрицает хадисы, которые ему не нравятся, при этом позиционировал себя коранитом.

    Но сейчас получается, что Батров уже и веления Аллаха в Коране отвергает?

    Например, в суре «аль-Каусар» Всевышний провозглашает: «Совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву».

    • Анонимно
      10.08.2019 10:56

      Разве Батров отрицает необходимость жертвы. Он по моему лишь говорит о том, что жертва должна по максимуму помогать людям, а не быть самоцелью.

      • Анонимно
        10.08.2019 11:49

        Да, Батров отрицает жертвоприношение и призывает заменить выплатой денег и т.п.: "Абсолютно не ясно, как так получилось, что до сих пор не принята фетва, разрешающая заменять курбан денежными выплатами или подарками, которые были бы актуальны для каждого круга его адресатов". (цитата из текста статьи Батрова).

        А Аллах в Коране прямым текстом Велит заказывать жертву.

        • Анонимно
          10.08.2019 12:15

          *закалывать жертву.

          • Анонимно
            10.08.2019 16:24

            Батров прав. То, что было правильно в варварские времена, теперь не подходит. Отсталость не признак разума.

            • Анонимно
              11.08.2019 11:04

              То есть в "неварварские времена" мясо и колбасу не едят, животных не режут, а стейки и колбаса растут на деревьях? :)

  • Анонимно
    10.08.2019 10:12

    молодец, Батыр!

  • Анонимно
    10.08.2019 10:25

    Смысл фитр-садаки и курбана разный: фитр-садака призвана дать возможность нуждающимся тоже отпраздновать Ураза-байрам после поста в Рамадан (поэтому и разрешено отдавать деньгами), а жертвоприношение является проявлением покорности мусульманина Повелению Аллаха, которое есть в Коране, а раздавать часть мяса нуждающимся является уже отдельным и дополнительным благим делом, не заменяющим само жертвоприношение.

  • Анонимно
    10.08.2019 10:27

    Респект Батрову, правильные мысли излагает!

  • Анонимно
    10.08.2019 10:29

    Этот риуал для многих бизнес. В свое время дум рт с турками пытались сработаться, но личная нажива помешала.

    • Анонимно
      10.08.2019 10:57

      А в остальные 364 дня в году разве не продают животных на мясоперерабатывающие заводы и т.д.?

  • Анонимно
    10.08.2019 10:37

    Так глубокомысленно и абсолютно понятно и честно никто не говорит о исламе кроме Вас. Как же много сейчас буквоедов, вахабитов, которые не понимают суть ислама и неправильно его толкуют молодым необразованным умам.

    • Анонимно
      10.08.2019 12:33

      Вы батенька и есть формалист и полный незнайка. И говорить о сути ислама можете как полное дно. Хотя, допускаю- Вы и есть батыр. Батыр в смысле утонет, а не в смысле герой.

      • Анонимно
        10.08.2019 14:18

        Батыр еще означает УТОПИ. Утопи в пучине тьмы, безверия, бреда. Как точно человек выбрал себе имя. Знание сила. Как Аллаh метит шельму.

  • Анонимно
    10.08.2019 10:44

    Спасибо автору за просвещение! Много нового узнал для себя! Здоровья ему. И с наступающим праздником всех мусульман!

    • Анонимно
      10.08.2019 16:29

      Честно говоря не знаю кого он таким образом может "просветить"?. Ибрахим (Авраам) является пророком не только для мусульман, но и для иудеев и христиан. В таком оскорбительном тоне извратить историю Ибрахима похоже может только этот деятель. В одной статье умудрился оскорбить все три направления Авромической религии.

      • Анонимно
        10.08.2019 22:55

        Мне его "неправильные" трактовки больше по душе, чем заученные речевки республиканских священнослужителей. Раньше к ним за советом ходили, теперь в основном, чтобы грехи оплатить в кассе.

        • Анонимно
          10.08.2019 23:44

          По-моему, вы перепутали конфессии. В Исламе каждый отвечает за себя, здесь никто никому грехи не отпускает.

        • Анонимно
          11.08.2019 08:55

          Самому надо изучать, а не искать за кем слепо следовать.

  • Анонимно
    10.08.2019 10:54

    Замечательная статья, спасибо автору! Более менее я получила ответы на вопросы, которые у меня были.

    • Анонимно
      10.08.2019 13:28

      Если вы и дальше будете у него просвещаться, то печалька для Вас.

      • Анонимно
        10.08.2019 15:37

        О Вашем же просвещении Ваш словарный запас красноречиво говорит ))

        • Анонимно
          10.08.2019 21:05

          Он себя утопит, и Вас утопит. И ваш боогатый запасик слов(?) вам уже не поможет. А остальные аспекты я рассматривать не буду. Если вы любите размышлять почитайте, прослушайте серьезных ученых, спикеров по исламу. Нугман Али Хан, и тд. Потом вы поймете уровень автора. Дерзайте.)

          • Анонимно
            11.08.2019 13:08

            "спикеры по исламу"? Это вы проповедников или теологов так назвали что ли, не пойму? мда...

      • Анонимно
        10.08.2019 22:57

        Лучше быть как все: ходить шеренгой, верить в чудеса.

  • Анонимно
    10.08.2019 11:53

    "А почему бы в курбан-байрам не проводить донорские акции по сбору крови?"

    А почему бы Батрову уже не отстать от мусульман и не придумать свою религию, где он будет тоннами сдавать свою кровь, заниматься гуманизмом в одиночестве и вместе со своими последователями?

    А нам, мусульманам, хвала Аллаһу, достаточно Аллаһа как Бога, Корана как Его писания и Сунны Пророка - как руководства.

    Аллаһ знает лучше
    Мистер Х

    • Анонимно
      10.08.2019 12:56

      Да, непонятно, почему Батров не предлагает православным вместо крестного хода пойти кровь сдавать или подарки раздавать вместо крестного хода.

      • Анонимно
        10.08.2019 23:36

        12 56 Он не может им предлагать. В евангелиях (которые сами текстуально не согласованы христианами из-за отсутствия подлинников первоисточников) нет указания на церковь, литургию, обряды, требы, праздники и обычаи.

      • Анонимно
        11.08.2019 09:15

        Потому что православные не режут животных во славу Богу вовремя крестного хода. Правильно Батров пишет, смысл многих вещей через призму веков изменился. Жертва бывает разной. Когда наше общество скрепов к этому придет, вот это другой вопрос.

  • Анонимно
    10.08.2019 12:37

    Сколько помню в Казане есть два типа верующих - это исполнительные мусульмане и подражатели..... Любая идеология или религия устойчива, если ее члены или адепты проявляют субординацию. Если каждый свободо думающий будет излагать и цетировать свои измышления над свещенными писаниями, то это как раз для подражателей в Исламе, которые в своё время хотят быть в Исламе, но страшные жмоты. И они будут себя бить в грудь, говоря о гумманности к животным и нецелесообразности потраченных средств. Но когда вы спросите а что вы сами благого для людей, животных, природы сделали? Вот тут тишина........ Поэтому первый тип верующих просто пойдёт и сделает то, что делали его деды и прадеды тысячи лет! И не будет заниматься болтовнёй и ахенеей как Батыр! Между прочим вам на заметку Батыр- Курбан байрам позволял шакирдам медресе в частности 1000 тия принятия Ислама 1.3 от барана прихожане оставляли шакирдам в медресе. Позже мясо солили и кормили им шакирдов в течении года. Вот откуда сейчас муфтии и имамы. А такие демагоги были есть и будут, но вы только своей болтовнёй подбрасываете дрова в огонь Ислама! Который разгорается ещё с большей силой!

    • Анонимно
      10.08.2019 13:32

      У него другая роль. Роль хайпа и создание смуты в умах. Увы, часть мусульман попадется в его сети. Ну... Се ля ви.

    • ssn
      10.08.2019 14:46

      Своими словами, уважаемый аноним, вы лишь подтверждаете тезис Батрова о том, что мусульмане дико боятся любых перемен, боятся критически взглянуть на собственную веру. Нежелание и неумение мыслить привели к упадку мусульманскую цивилизацию.
      Если вы немного проанализируете собственный текст, то возможно поймете, какую глупость вы несете, но, это вряд ли.

      • Рашид
        10.08.2019 16:55

        14:46 Мусульмане не жалуются. Особенно в Эмиратах. Все невзгоды мира ислама в основном только из-за благородства и честности. Любовь к переменам пока лишь приводит к вырождению другой цивилизации при всех его передовых технологиях и достижениях.

        • Анонимно
          11.08.2019 13:10

          И как бы жили мусульмане в Эмиратах, если бы там не было нефти?

          • Анонимно
            11.08.2019 17:36

            13:10 Не переживай за эмираты. Мы как будем жить без нефти?)

  • Анонимно
    10.08.2019 13:08

    В повести Фатиха Амирхана "Фатхулла-хазрет" (1909 г.) действие переносится в 1950 год, в Казань. Там как раз пожертвования только денежные. Кроме того там намаз (даже праздничный) считается необязательным. Как видно, и сегодня есть такие, кто готов объявить Амирхана кяфиром. А вслед за ним и его друга поэта Габдуллу Тукая.

    • Анонимно
      10.08.2019 14:11

      Пока только Вы его объявляете кяфирем. И честно, пора уж повзрослеть. Есть ошибка от незнания, а есть намеренное запутывание, попытка.

    • Анонимно
      10.08.2019 14:51

      Да не надейся Батыр - ни кто тебе такфир не вынесет - самое большее это диагноз)))))) у нашего дума яиц нет, а про прихожан и говорить нечего) ты молодец все делаешь на руку ваххабитами и псевдо салафитам да и просто врагам Ислама на руку.

  • Анонимно
    10.08.2019 13:10

    1) Если вы Ибргима называете Авраам, то почему Исмаил не Измаил?
    2) По поводу чревоугодия, по Вашим пухлым щечкам не скажешь, что вы лишний раз откажитесь покушать мясо невинного агнца
    3) По поводу гуманизма, кто вам в МИУ оценки ставил, как вас взяли работать в муфтият и как вы были председателем аттестационной комиссии имамов при ДумРТ, если вы даже не знаете базовых основ Исламского вероубеждения, а именно, что в Исламе у пророков все сны вещие и не бывает снов от шайтанов?
    4) Абу Юсуф был "кады-уль куда", высшая судебная шариатская инстанция, он имел право вынести решение о денежном эквиваленте фитр садаки. С каких пор у блогеров есть полномочия выносить решения по шариатским вопросам? Давать милостыню мясом или деньгами в Курбан байрам это решают мировые исламские учёные, а не блогеры.

    • Анонимно
      10.08.2019 15:28

      Милостыню можно давать хоть мясом, хоть одеждой, хоть деньгами. Только это рикак не отменяет того, что жертвоприрошение уаджиб для того, кто является обеспеченным.

  • Анонимно
    10.08.2019 14:41

    Батыр - это наказание ДУМ РТ за притеснение праведных имамов!

    • Анонимно
      10.08.2019 19:42

      Абсолютно согласен. Тот самый случай, когда змея укусила свой хвост.

  • Рашид
    10.08.2019 14:45

    А кто нибудь задумывался о том чего символизирует кагор в христианстве любопытно было бы узнать ...
    Зачем фантазии этого человека с такими пристрастиями обсуждать не понятно. Если есть чего предьявить ему, есть шариатский суд. У христиан анафему таким объявляют и все. Даже Лев Николаич не избежал такой участи.

    • Анонимно
      11.08.2019 13:13

      Суть как раз в том, что кагор заменил жертвенную кровь, и стало не надо никого убивать ради того, чтобы принести жертву.

      • Анонимно
        11.08.2019 13:54

        Дополню: только наш мракобесный народ воспринял испить кровь Христа по своему и начал бухать этой "кровью". Так и в Исламе: месяц поклонения Богу переделали в отказ от пищи и хвалятся этим друг перед другом, а потом через полтора месяца колят животных и кормят друг друга (которые постились и с которыми соревновались в голоде). Что от этого неимущим? Ничего. Вот и вся правда наших "псевдоверующих". Обидятся, конечно, заминусуют сейчас.
        Рустам, статья хорошая, свежая,здравая. Спасибо

        • Анонимно
          12.08.2019 23:58

          Батенька, вам для начала нужно пролечить гордыню, а потом дело у Вас пойдет.

    • Анонимно
      11.08.2019 22:26

      Рашид по существу напишите, что всё про автора да про автора! Хорошая статья, имеет право сказать своё мнение, как впрочем и любой другой мусульманин, не унижая друг друга.

  • Анонимно
    10.08.2019 15:46

    тов. Батыров, не портьте людям праздничное настроение, своими противоречивыми, сугубо субъективными "высказываниями" ...

  • Анонимно
    10.08.2019 16:09

    Материализм - вот Вера казанских татар. Я ещё не видел что бы в Казане хоть один чиновник или бизнесмен зарезал много баранов или коров и раздал бы все нуждающимся.

  • Анонимно
    10.08.2019 16:12

    То верующее поколение которое любила нацию и религию ушло в мир иной сейчас ихние дети и внуки выросшие в 90

  • Анонимно
    10.08.2019 16:16

    Самое главное в религии - это Вера! А действие доказывает веру! Если намаз не читать Закят не плотить уразу не держать в Хадж не ехать да и вообще барана не резать правильно - потом вот такие для вас Казанские татары и появляются муфтии и имамы как Батров . Поэтому у вас не нации не религии не осталось.

    • Анонимно
      10.08.2019 18:42

      Всё у нас осталось, хвала Аллаһу, и искренности поболее чем у некоторых. И мечети мы строим, и медресе содержим, и инвалидам помогаем, и исламскую экономику пытаемся строить.
      А зависть, тем более муслима к муслиму - скверное качество. Делайте таубə.

  • КОНТРУДАР
    10.08.2019 19:17

    А что плохого случится в том, чтобы помогать нуждающимся так, как предложено в статье?

    • Анонимно
      10.08.2019 22:17

      Ничего плохого не случится, если как то там помогать нуждающимся, но это никак не отменяет того, что Аллах в Коране повелел делать жертвоприношение (обязательным это является только для обеспеченных). То есть одно другое не заменяет и не отменяет. Никто же не говорит православным: "А зачем исповедоваться, ограничьтесь раздачей денег" или "А зачем молебен выстаивать, ограничьтесь сдачей крови". Но Батров почему то так не говорит, ибо абсурдность попытки подменить одно другим становится тогда просто смешной.

  • Анонимно
    10.08.2019 19:57

    Не надо путать милосердие с обрядом. Если было установлено пророком, что нужно резать животное, значит так и надо. Иначе этот важный вопрос он не оставил бы. Но никто не мешает ради Всевышнего давать салаку деньгами, знаниями, трудом или улыбкой. Только обряд - это обряд, и его нужно выполнять так, как установил пророк.
    Вам стоило бы излагать рассказ не с таким тоном - тоном усмешки. Это история Ислама и относится к нему нужно с уважением. Тем более не смешивать всё своими догадками и предположениями.
    По поводу Абу Юсуфа. Я так и не понял, вы за Абу Юсуфа, или же его считаете кем-то вроде корыстного приспособлена в противовес Абу Ханифы? Или когда как выгодно?
    И что Вы там про нефть сказали? И какая же мусульманская страна живёт за счёт нефти? Вот Россия за счёт нефти, Венесуэла так же. Но это не мусульманские. А страны залива уже давно не живут за счёт нефти. У них очень развитая диверсифицированная экономика.
    Ну и в конце концов, мы ждём от Вас подтверждение искренности Ваших слов - донорской сдачи крови в день Праздника жертвоприношения.

    Камылжан Гурбанов

  • Анонимно
    11.08.2019 07:32

    Рөстәм, фикерләрең белән килешәм. Аллага кемнең фикере якынрак бересе дә бельми. Һәр-бер җәннек, һәр-бер тереклек иясе Алла белән яратылган. Кеше "Мин иң өлкәне, затлысы" дип алдана.

    • Анонимно
      11.08.2019 11:11

      Ботен кеше ит ашый. Куп кенэ ерткыч хайваннар да ит ашый. Аллаh Тэгалэ шулай бу доньяны бар иткэн, кеше, арысланнар, бурелэр hэм башкалар ит ашыйлар, бу гади hэм табигый.

    • Анонимно
      13.08.2019 00:00

      Ростэмне надан гына тынлый инде аны абзый. Уку, мэгрифат фарыз.

  • Анонимно
    11.08.2019 11:02

    КУРБАН – "в исламе: обряд жертвоприношений".

    ♦ От ар. قربان курбан "обряд жертвоприношений", производное от قرب каруба "быть в близких отношениях (с Богом)", ср. قريب кари:б "близкий, родственник". По созвучию с карбон "уголь" жертву сжигают, откуда еврейское жертвоприношение называется всесожжением. Ср. рус. цепочку слов: жертва, жарить, жрать, жрец. Хотя созвучия (резонансы) связывают слова русские, эти понятия оказываются связанными только по русски.А баран тоже созвучие с арабским невинный.

  • Анонимно
    11.08.2019 13:26

    Если внимательно изучить историю мировых религий, то мы увидим, что все они проходили через обряды жертвоприношений, где-то даже с принесением в жертву человека. Времена были такие, человеческая жизнь особо не ценилась, о гуманизме мало кто знал и понимал суть его. О том, что любое убийство животного во славу высшей силы, остается убийством, об этом просто не задумывались никогда. Корни у жертвоприношений намного глубже, уходят в очень древние времена и верования наших предков до ислама, до христианства, до иудаизма, и были перенесены в современные религии в несколько измененном виде и с соответствующим временам создания ветхого завета или же корана объяснением. Чем религия моложе, тем больше в ней сохранено обрядов, еще недалеко отошедших от истоков ее возникновения. Лет через 100-200 с дальнейшим развитием ислама и распространением его в цивилизованных странах и в курбан-байрам перестанут приносить в жертву животных. Многие религии прошли через отказ от жертвоприношения живых существ и заменой их на пожертвования. Это естественное их развитие.

  • Анонимно
    12.08.2019 02:40

    Батров это заблудший философ.

  • Анонимно
    14.08.2019 15:35

    Наличие такого обряда как «курбан», возможно, связано и с такой важной сферой как животноводство. Обряд в какой-то степени стимулирует разведение домашнего скота, который является одной из главных составляющих питательного рациона, действующего и в современном мире. Если же какая-либо страна не занимается животно- или растениеводством, она обречена на зависимость от других. Как, например, Египет, полностью «сидящий» на поставках зерна из-за рубежа.
    Всевышний ниспосылая Откровение, которое согласно исламу является последним Божьим законом, и установив в нем обряд «курбана», безусловно, знал о том, каким был мир тогда и каким он станет через 1400 лет. И если во времена Ибрахима (мир ему) «курбан» указывал на недопустимость человеческих жертвоприношений, которые, по всей видимости, были распространены и на Ближнем Востоке, и в мире в целом. То впоследствии, «курбан» стал играть другие роли, включая и стимулирование развития животноводства. Кроме того, не следует забывать и о социальной помощи: деньги часто разворовываются, а мясо так просто уже в карман не засунешь. И кстати мясо «курбана», которое тоннами складируется в морозильных установках богатых мусульманских государств, потом такими же тоннами отправляется в бедные страны: Сомали, Бангладеш и т.д.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль