Банки 

«Ставка, прогноз и пенсия: как ведомства радуют новациями податной электорат»

Российские денежно-финансовые власти радуют население и бизнес очередными новациями, указывает обозреватель «БИЗНЕС Online» Александр Виноградов. Он называет три таковых: история с «гарантированным пенсионным продуктом», снижение ключевой ставки ЦБ и серьезная смысловая трансформация экономических прогнозов минэкономразвития РФ. О том, что означает каждая из них, — в материале нашего автора.

Минфин России отправил на предварительное согласование законопроект, который посвящен новой системе добровольных пенсионных накоплений, чье рабочее название и звучит как «гарантированный пенсионный продукт» «Минфин РФ отправил на согласование законопроект, который посвящен новой системе добровольных пенсионных накоплений, чье рабочее название и звучит как «Гарантированный пенсионный продукт» Фото: «БИЗНЕС Online»

С волками жить — по-волчьи выть.

Фольклорное

ГРАЖДАНЕ КАК-ТО НЕ ОЧЕНЬ ГОРЯТ ЖЕЛАНИЕМ

Жизнь продолжается. Вновь начался учебный год, и уже прошла неделя, в свои права вступает осень, а тем временем российские денежно-финансовые власти радуют население и бизнес очередными новациями. Таковых за последнее время можно насчитать три штуки: история с «гарантированным пенсионным продуктом» (ГПП), снижение ключевой ставки ЦБ на досанкционный уровень и серьезная смысловая трансформация экономических прогнозов минэкономразвития, очередной из которых недавно увидел свет. Данные новации появились без особого шума, за исключением профильной прессы (вероятно, поскольку много внимания поглотил единый день голосования с неизвестными (пока) итогами, который в этом году приходится на 8 сентября). Тем не менее они весьма любопытны и их действительно стоит прокомментировать.

Первая история заключается в том, что минфин России отправил на предварительное согласование в минтруд свой законопроект, который посвящен новой системе добровольных пенсионных накоплений, чье рабочее название и звучит как «Гарантированный пенсионный продукт». Затея эта на самом деле не нова, известна она под именем индивидуального пенсионного капитала (ИПК), разговор об этом идет с 2016 года. Появилась она как попытка в очередной раз решить пенсионную проблему — пенсионный фонд страны был и остается хронически дефицитным, данный дефицит покрывается за счет трансферов из федерального бюджета, и необходимость ежегодно делать это весьма раздражает правительство. Хуже того, даже длящаяся с 2014 года заморозка пенсионных накоплений (мера, изначально подававшаяся как экстраординарная и временная и ныне де-факто ставшая постоянной) не смогла избавить пенсионный фонд от проблемы дефицита. Также однозначно можно сказать, что снижение нагрузки на пенсионный фонд в силу повышения пенсионного возраста на обозримом горизонте никак не просматривается. В общем, с пенсионным обеспечением граждан все еще надо что-то делать, в идеале (и он вполне реализуется) без дополнительных трат. Вопрос только: что именно?

Предполагается, что ИПК/ГПП (в старой или новой версии) и есть ответ на это. Сущность предложения заключается в добровольном (от принудительного или же автоматического вроде бы решили отказаться) перечислении работником 6% (пока эта цифра является рабочей) от своего заработка в тот или иной негосударственный пенсионный фонд. Данная структура в свою очередь и станет всячески инвестировать эти деньги, приумножая их и обеспечивая таким образом безбедную старость, причем подразумевается, что эти накопления гарантируются государством, обещаются также какие-то льготы и вычеты, возможно, будут и иные мотиваторы.

Проблема заключается в том, что граждане как-то не очень горят желанием участвовать в подобной истории: около двух третей, по летнему опросу, не доверяют предлагаемой новации. Действительно, словосочетание «государство гарантирует» чем дальше, тем больше смахивает на оксюморон. Кроме того, уровень доходов населения не растет, оно поддерживает потребление за счет расширяющегося потребительского кредитования (т. е. убивает свое потребление в будущем), в таких условиях довольно бессмысленно ждать позитивного отношения к инициативе по изъятию денег из карманов людей. Впрочем, есть информация, что в правительстве создана рабочая группа, которая занимается подготовкой второго этапа пенсионной реформы — с вероятным дальнейшим повышением пенсионного возраста. Можно предположить, что в случае ее реализации положение пенсионного фонда улучшится, но вот не факт, что от этого будет польза для граждан страны.

Ключевая ставка снижена до уровня в 7%. Это снижение, третье в этом году и четвертое с декабря прошлого года, вернуло ставку до досанкционных и докрымских уровней «ЦБ снизил ключевую ставку до уровня в 7%. Это снижение, третье в этом году и четвертое с декабря прошлого года, вернуло ставку до досанкционных и докрымских уровней» (на фото глава ЦБ Эльвира Набиуллина) Фото: «БИЗНЕС Online»

ОТСУТСТВИЕ ВЕРЫ В СРЕДНЕСРОЧНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ — ЯВЛЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НОВОЕ

Другая история — снижение ставки ЦБ. По итогам заседания в пятницу, 6 сентября, ключевая ставка была снижена до уровня в 7%. Это снижение, третье в этом году и четвертое с декабря прошлого года, вернуло ставку до досанкционных и докрымских уровней: первые санкции против РФ были введены 17 марта 2014 года, ставка тогда составляла именно 7%; ее пришлось взметнуть с 5,5% после выданного Совфедом разрешения на использование военной силы и последовавшего бегства капитала.

Резоны ЦБ в целом понятны. Регулятор исходит из того, что нейтральным уровнем для ставки является 6–7%, что состоит из таргета по инфляции в 4% и реальной процентной ставки в 2–3%. Реальная ставка в свою очередь сопрягается с потенциалом роста экономики, который консенсусно оценивается в те же самые 2–3%. Толку с этого консенсуса, впрочем, немного, поскольку до потенциала рост отечественной экономики никак не дотягивает.

Инфляция действительно снижается: весенний рост цен чуть выше 5%, вызванный повышением НДС в начале года, остался в прошлом, более того, летом Росстат даже зафиксировал дефляцию, впервые за два года. Проблема заключается в том, что, как признает сам ЦБ, «сдерживающее влияние на инфляцию оказывает динамика потребительского спроса». Проще говоря, у людей не хватает денег, они не могут покупать, не могут предъявлять повышенный спрос и тем самым хоть как-то разгонять уровень цен. Реальные располагаемые доходы населения, упавшие за пять лет более чем на 8%, продолжают двигаться в том же направлении — за первое полугодие, по сведениям Росстата, падение составило еще 1,3%. Помимо того, не блещут и внешние факторы (спрос на российское сырье), нет прорыва в инвестиционной активности, даже в государственной, связанной с реализацией «майского указа».

В итоге по результатам полугодия рост экономики составил весьма унылые 0,7%, что вдвое меньше изначального прогноза минэкономразвития; я же напомню, что в России засекреченными являются примерно 4,75% от ВВП. На самом деле на фоне этой черной дыры декларированным размером почти в двадцатую часть экономики, которая принципиально (секрет же!) не расписана и не может быть проверена, все эти доли процента напрочь теряются, говорить о росте либо спаде экономики попросту нет математического смысла. В общем, неудивительно, что вера россиян в долгосрочное будущее страны (пятилетний горизонт) рухнула до минимума за десятилетие (данные опроса ФОМ по заказу ЦБ) и число пессимистов, ожидающих ухудшения ситуации, превосходит число оптимистов на 7% (для сравнения: полтора года назад число первых было на 21% больше). При этом тех, кто негативно относится к перспективам ближайшего года, тоже больше, чем оптимистов, но бывали периоды, когда таких негативных краткосрочных ожиданий было еще больше. Увы, отсутствие веры в среднесрочные перспективы — явление действительно новое.

С другой стороны, в России есть минэкономразвития, которое никак нельзя упрекнуть в отсутствии веры в светлое будущее. Теперь из прогнозов, выпускаемых ведомством, исчез целевой сценарий. Ранее их всегда было три: консервативный (если условия будут не очень либо же что-то не получится), базовый (если все будет идти так, как идет) и целевой (чего бы хотелось достичь при выполнении тех или иных условий). Сейчас же целевой вариант фактически стал базовым, консервативный при этом остался на своем месте. Метаморфоза довольно любопытная и явно отражающая некоторые фундаментальные изменения в позиции МЭР.

Независимого прогноза, основанного на оценке внешних и внутренних экономических трендов, от ведомства Максима Орешкина  ждать более не стоит «Независимого прогноза, основанного на оценке внешних и внутренних экономических трендов, от ведомства Максима Орешкина ждать более не стоит» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЧЕЛОВЕКА ДЕЛАЕТ МЕСТО»

Меня в свое время безмерно умилила история Алексея Улюкаева и Эльвиры Набиуллиной. Первый до лета 2013 года занимал пост первого зампреда главы ЦБ Сергея Игнатьева, вторая же возглавляла министерство экономического развития. Между ними регулярно шла полемика: Набиуллина, ведомая своими корпоративно-чиновными интересами, настойчиво требовала у ЦБ работы по снижению ставок и в целом максимального благоприятствования кредитованию бизнеса всех видов и сортов; Улюкаев в ответ на это откликался ссылками на требования к цельности ДКП, призывал к осторожности, напоминал о рисках и т. д. Затем произошла своего рода рокировка: Набиуллина стала главой ЦБ, Улюкаев же ушел возглавлять МЭР. Полемика ненадолго прекратилась, но вскоре возобновилась с новой силой, будучи при этом с полярных позиций: уже Алексей Валентинович призывал к форсированию кредитования, а Эльвира Сахипзадовна отвечала про осторожность, риски, борьбу с инфляцией, необходимость помнить о нивелировании чрезмерных колебаний курса рубля и т. д. «Человека делает место», — этой старой мудрости никто не отменял и, наверное, никогда не отменит.

Что из подобного следует? Что МЭР, отражая заложенное в названии «экономическое развитие», полностью теряет свою взвешенность в оценке ситуации. Независимого прогноза, основанного на оценке внешних и внутренних экономических трендов, от данного ведомства ждать более не стоит. Министр Максим Орешкин еще в сентябре 2018 года, представляя прогноз на заседании правительства, заявил, что отличительной особенностью нового прогноза является то, что он «основан на предпосылке достижения национальных целей развития, заложенных в „майском указе“ президента». Тогда это прошло не особо замеченным, сейчас же трансформацию подхода можно считать завершенной. Еще раз: теперь МЭР предполагает, что указ действительно будет реализован, что все пойдет по плану и что у этого процесса к такому-то сроку будут такие-то итоги.

Проблема в том, что исторический опыт показывает довольно слабую реализуемость подобного рода прогнозов. Опять же можно было бы сказать, что это все имело место ранее и на сей раз все будет иначе, но и подобное тоже неверно. Так, само министерство в прогнозе ухудшило ожидания на двухлетний период (по сравнению с предыдущей версией), а из десяти национальных целей развития, которые были утверждены премьером Дмитрием Медведевым как способ реализовать «майские указы» Владимира Путина, как минимум пять выполнить в 2019–2020 годах уже не получится. К примеру, не будет результата в демографии — народ опять начал вымирать, не ожидается достижения целей по борьбе с бедностью, про реальные доходы населения уже было сказано выше. В общем, все как обычно — и отсылки к неблагоприятной внешней конъюнктуре имеют мало значения.

А жизнь продолжается, и ведомства — всяк в рамках своих целей и возможностей — продолжают радовать новациями идущий на выборы податной электорат.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (26) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
8.09.2019 09:55

А не честнее было бы вообще отменить пенсии. По крайней мере честнее. И воровать у народа, хотя бы пенсионные отчтисления не будут. А уж наш народ с этим как нибудь разберется. Кстати, в фонд обязательного медицинского страхования РФ и РТ тоже немало перечислется. А много у нас осталось от бесплатной медицины ? Тот еще вопрос.

  • Анонимно
    8.09.2019 08:24

    Вот объясните мне, доходы падают, зарплаты теже или ниже, но цены растут, ипотека квартиры в 2 раза дороже чем в 2016, откуда такой спрос?

    • Анонимно
      8.09.2019 12:06

      В два раза это в Казани, в целом по России такого нет

      • Анонимно
        8.09.2019 21:38

        А где начинал свой славный "трудовой" путь господин Орешкин?

        Как там в Москве на высокие посты назначают?

        За какие умственные и душевные качества?

        Может особые физические навыки проверяют?

  • С накоплением у нас ничего не получится - нет таких традиций.
    Надо реформировать Пенсионный фонд - перевести его на цифру, сократить издержки, освободить от не свойстенных фонду функций.
    Трансферты в ПФ из ФБ отменить, а эти суммы направить на социальное обеспечение нуждающихся граждан по линии собеса.
    Подробнее: Правительство намерено решить пенсионный вопрос по-сталински - нет пенсионеров, нет проблем. Т. Давлетшин https://deloros.ru/pravitelstvo-namereno-reshit-pensionnyj-vopros-po-stalinski-net-pensionerov-net-problem-schitaet-tahir-davletshin.html

    • Булгарин
      8.09.2019 13:58

      Уже написал один пост, но почему-то не прошел. Не согласен с существующей пенсионной системой. Она взята напрямую с западной системы, которая уже существует более сотни лет. Надо бы просто убрать пенсионный фонд, а пенсию платит из федерального и регионального бюджета, как статья расходов. Ведь те пенсионеры в основном это люди, которые и построили эту страну, эти заводы, скважины и города. Значит им и надо пользоваться некими благами от этого, а не влачить существование на уровне выживания, а чаще даже ниже. Сейчас пенсионный фонд пополняется только от заработного фонда предприятий, но это не правильно. Следовало бы зафиксировать процент в доли бюджета на выплату пенсий, например, в размере 15-20%. Да и вообще ввести только в бюджете несколько крупных статьей расхода. На оборону и безопасность зафиксировать их, например, не выше 20%. На здравоохранение, например, не выше 20%, но и не ниже 15%, остальная медицина должна быть платной, наука и образование не выше 30%, но и не ниже 20%, остальное тоже бизнес пусть несет затраты, и не выше 10% госуправление, не более. А всякие траты на национальную экономику и прочие закрыть, пусть их бизнес развивает.

      • Азат Д
        8.09.2019 18:46


        Популистски мыслите. Поэтому у нас кто не работал, получает почти такую пенсию кто всю жизнь работал, догоняя бездельнику ему до прож минимума, разница в несколько тысяч всего с работающим.
        Надо убирать по максимуму льготы, всякие мат капиталы и пособия, надо стимулировать человека труда, работать открыто.
        Или сделать мин оплату труда в 5 долларов час, а человек сам пусть копит на старость.




        • Булгарин
          8.09.2019 20:12

          Опять, уважаемый, напутали. Я пишу об источнике финансирования пенсий, а не об их распределении. Сам принцип формирования Пенсионного фонда является неправильным. Когда его формируют за счет отчислений у работающего люда на содержание пенсионеров в стране, где и заработки то едва хватает людям на жизнь, а те, кто получает доходы от природных ресурсов и как сыр в масле катаются, не правильно. Как раз и надо, чтобы пенсионеры получали те самые доходы как часть отчислений от доходов от добычи и продажи нефти, газа и т.д. Это ведь их трудами в свое время все эти месторождения и были введены в строй. Да и переработка нефти и газа тоже создана их руками. Вот и нужно, чтобы финансирование шло не от зарплаты работяг, а от бюджета. В этом смысл предложения. Кстати, в той же Норвегии основную часть пенсий как раз и получают за счет доходов от того фонда, который у них был создан при добыче и продажи нефти и газа. То есть они вот решили, что все доходы поступающие от добычи и продажи нефти на их территориях следует накапливать в специальном фонде. И вся прибыль от ее деятельности шла по трем направлениям. Одна часть в резерв для будущих поколений, вторая часть как раз пенсионерам, а третья на управление фондом и на пополнение его активов. Ни один доллар не отчисляли в бюджет. Бюджет только вот от деятельности корпораций и физических лиц.

      • В обществе должны присутствовать и солидарные начала.
        Пенсионный фонд как раз из таких

    • Булгарин
      8.09.2019 14:00

      И в продолжение. А тем, кто вступил на трудовую вахту, например, начиная с 1995 года или даже 200 года вот им как раз и начать организовывать пенсионные фонды. Как раз к выходу на пенсию они и смогут им и пользоваться, а до этого как раз и управлять своими пенсионными накоплениями.

      • Азат Д
        8.09.2019 18:48


        Так начали уже, но все заглохо, растащили, всякие "заморозки".

      • Как вы представляете: управлять своими пенсионными накоплениями ?
        Управлять будете не вы, а избранные, из окружения тех, кого вы сегодня "избрали".
        А государственные гарантии будут означать, что вложенный сегодня в фонд рубль не пропадет через 30 лет, только неизвестно, сколько он будет "весить".

        • Булгарин
          8.09.2019 22:49

          Да, так же как это делают в США, например. Там много пенсионных фондов. Ваш работодатель по вашему усмотрению перечисляет некую заранее оговоренную сумму в тот пенсионный фонд, который вы указали, а может в несколько. Пенсионные фонды, каждый год, а некоторые умудряются и в квартал посылать вам отчет о своих вложениях с оценкой независимых оценщиков. Далее, каждый такой фонд застрахован на возврат определенной суммы в случае своего краха. И каждый средний американец как и положено имеет своего личного врача, своего адвоката и своего банкира. Вот в обязанности банкира входит и отслеживание на надежность ваших вложений. Да, механизмов много, было бы желание и воля властей и самих граждан что-то поменять в этой системе, а не только увеличивать регулярно пенсионный возврат.

          • У нас все это не проходит.
            А страховые компании откуда ?
            Чьи они ? Разве не друзья тех самых ?

            • Булгарин
              9.09.2019 11:18

              Да, понимаю я это. Вся система власти, а с ней экономики построена так, чтобы обслуживать некую довольно незначительную часть населения России. Скорее даже очень узкую ее часть. Но это предложение в качестве некой модели, которую можно рассматривать и обсуждать.

        • Булгарин
          8.09.2019 22:50

          Да, еще. Так для сведения. Все те оставшиеся накопления в пенсионных фондах передаются по наследству. И это тоже развивает систему. Хотя нам еще до этого расти и расти.

  • Анонимно
    8.09.2019 09:55

    А не честнее было бы вообще отменить пенсии. По крайней мере честнее. И воровать у народа, хотя бы пенсионные отчтисления не будут. А уж наш народ с этим как нибудь разберется. Кстати, в фонд обязательного медицинского страхования РФ и РТ тоже немало перечислется. А много у нас осталось от бесплатной медицины ? Тот еще вопрос.

    • Анонимно
      8.09.2019 21:41

      А чего тогда разворовывать?

      Ведь понятно, что деньги собирают, но пенсий не будет.

      Но если перестать собирать прямо сейчас, то на что покупать виллы и яхты еще лет 10 ??

  • Анонимно
    8.09.2019 12:16

    Появились новые идеи как забрать у населения больше и отдать меньше. Поднимите уже еще на 10 лет пенсионный возраст, что бы наверняка. Можно еще по федеральным каналам рассказать что продолжительность жизни увеличилась еще 30 лет.

  • Анонимно
    8.09.2019 13:21

    Для них народ, а тем более пенсионеры это балласт, чем меньше тем лучше, заводов, фабрик нет и работы нет, а качать природные богатства и подметать дворы хватит и 30 млн. народу, поэтому идет целенаправленное различными методами одурачивание и уничтожение народа.

    • Анонимно
      8.09.2019 19:30

      Министру Орешкину 35 лет: не беря во внимание качество и объем накопленных им знаний, его возраст, опыт, условия жизнедеятельности не способствуют принятию мудрых, взвешенных, оптимальных управленческих решений. Цель одна - "быстрые деньги". Средства достижения цели - любые, какие подвернутся.

      • Анонимно
        8.09.2019 21:44

        Хотелось бы к 40 уже быть на Канарских островах в собственной вилле и иметь пару высокодоходных предприятий на континенте, записанных на членов семьи, чтобы на несколько поколений хватило.
        Ну и самолетик, чтобы летать иногда на разные континенты и яхту, чтобы плавать в океане с девушками до самой старости

  • Анонимно
    8.09.2019 14:47

    "не ожидается достижения целей по борьбе с бедностью"- здесь с автором не соглашусь. В Татарстане и прочих пилотных регионах уже сокращается количество бедных за счет, например, вывода из их числа собственников жилья площадью более, чем NN кв.м. Затем присмотрятся к тем, кто морковку на своих 6 сотках выращивает, имеет автомобиль и т.п.
    Вот и отрапортуют ВВП, что бедных стало меньше.

  • Анонимно
    8.09.2019 17:06

    Верит в чудо это национальная традиция россиян.
    Если пенсионные накопления замораживают несколько лет подряд и экономика страны не растёт + санкции+ население стареет а молодых меньше и меньше...откуда взяться пенсиям ???

  • Анонимно
    8.09.2019 22:19

    И почти 70% на выборах за ЕР. Россиянам всё этодействительно нравится. И это прекрасно.

  • Анонимно
    9.09.2019 19:25

    проблемы нашей экономики никак не связаны с санкциями. проблема заключается во всевластии нашей бюрократии. она создаёт правила игры ,зачастую никак не связанные с законами. нет никакой стабильности ,гарантий что твоё предприятие не прищучат по чьему то желанию или заказу. приходится крутиться чтобы тебя не оставили"на бобах". знаю это по себе тк сейчас налоговая роет под моё предприятие,при этом не имея к нам никаких официальных претензий. и как ,скажите, мне к этому относится?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль