Общество 

«В Татарстане проморгали мины замедленного действия…»

Рустам Батыр
2019-10-05 08:15

В сентябре громким поводом для обсуждения в России стал проект «Культурный норматив школьника», в рамках которого минкульт РФ обнародовал перечень произведений литературы, музыки, архитектуры, которые должен знать каждый ученик. Потом «список Мединского» отозвали, но осадочек остался. Причем, по мнению известного мусульманского и общественного деятеля Рустама Батыра, мы были в шаге от колоссального скандала. О том, как Queen и «Хатико» спасли Татарстан, — в материале автора «БИЗНЕС Online».

С октября в Татарстане запускается проект «Культурный норматив школьника». Учащиеся будут посетить определенное количество выставок, музеев, спектаклей, а затем поделиться своими впечатлениями Фото: «БИЗНЕС Online»

«МАМА, Я ТОЛЬКО ЧТО УБИЛ ЧЕЛОВЕКА, НАСТАВИЛ СТВОЛ НА ГОЛОВУ, НАЖАЛ НА КУРОК…»

С октября в Татарстане как одном из пилотных регионов запускается межведомственный проект, окрещенный как «Культурный норматив школьника». По задумке его инициаторов, предполагается, что учащиеся в течение каждого года должны будут посетить определенное количество выставок, музеев, спектаклей, посмотреть несколько хороших фильмов, а затем поделиться своими впечатлениями в специально созданном бумажном или электронном дневнике. «За страшным словом „нормативы“ скрывается хорошее, доброе, полезное и очень перспективное дело, — разъяснял еще в феврале суть этого проекта его идеолог Владимир Мединский. — Есть спортивные нормативы — ГТО, к которым все привыкли. Много десятилетий эта система физкультурно-спортивного воспитания работала, сейчас она возрождается. Теперь дело за культурными нормативами». Звучит красиво. Однако, как говорится, далеко не все то золото, что блестит.

Обозначенные нормативы включили в себя произведения искусства в рамках 7 направлений: литература, изобразительное искусство, архитектура, народная культура, музыка, театр и кинематограф. «Еще в начале августа министерство просвещения и министерство культуры РФ согласовали и утвердили, — информировал татарстанский минкульт, — список произведений, которые войдут в „Культурный норматив школьника“». Однако данный перечень был обнародован на сайте минкульта РФ лишь в середине сентября. Наше же министерство культуры не стало ждать и еще летом опубликовало для обсуждения аналогичный список в рамках регионального компонента.  

Ранее планировалось, что проект будет запущен с началом нового учебного года, однако, видимо, процедура согласования нормативов и отработки механизмов их реализации затянулась, старт отложили на месяц. Недавно минкульт РФ вообще отказался от идеи составления каких бы то ни было официальных списков рекомендуемых произведений искусства.


Все дело в том, что инициатива федерального ведомства в части этих самых «списков произведений» подверглась резкой критике со стороны российских экспертов и деятелей культуры. Они задавали множество неудобных вопросов, например о том, почему «Иронии судьбы» в министерском перечне не оказалось, а финчеровская «Социальная сеть» о биографии владельца «Фейсбука» Марка Цукерберга, напротив, была в него включена. Спрашивали и том, почему есть нормативное кино про бедную собачку «Хатико», но никто в минкульте не вспоминает «Белого Бима, Черное ухо». Больше же всего возмущения общественности вызвала музыкальная часть списка. The Beatles, Queen, Nirvana, «Кино» не сходили со страниц интернет-обсуждений все последние недели. На этом фоне Лев Лещенко, например, напомнил чиновникам, что существуют Пахмутова и Соловьев-Седой и что Тухманов с песней «Как прекрасен этот мир» не хуже группы Queen. «Мама, я только что убил человека, наставил ствол на голову, нажал на курок, теперь он мертв. Мама, жизнь только начинается», — выражая ту же мысль, цитировал ее «Рапсодию» депутат Госдумы Олег Нилов.

Коротко говоря, Мединскому пришлось отступить — 24 сентября скандальный перечень исчез с сайта минкульта (остались только основные положения проекта «Культурный норматив школьника»), его публикацию в ведомстве назвали ошибкой. «Глуповатая получилась история», —  резюмировала эту эпопею замминистра Алла Манилова, сообщив, что ни она, ни сам министр Мединский не были в курсе ситуации, а их подчиненные, дескать, просто соединили все предложения, которые поступали от разных экспертов, не произведя никакого предварительного отбора.  

В Татарстане это осталось в целом как-то не особо замеченным. И совершенно напрасно. Перед нами отнюдь не «глуповатая история», как теперь ее пытаются преподнести, а документ, который, помимо спорных рок-групп и творений Голливуда, фиксирует и еще одну, куда более серьезную вещь. На страницах данного документа перед нами в полный рост развернулась ситуация похлеще, чем попытка сделать пресловутое Стояние на Угре российским праздником, но не все из нас это отследили.

РОССИЙСКИЕ ШКОЛЬНИКИ НАЦЕЛИВАЮТСЯ НА ГЛУБОКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ТРАДИЦИЙ ПРАВОСЛАВНОГО ЗОДЧЕСТВА

Как уже было сказано, министерский перечень включает произведения 7 направлений искусства. «Данный документ, — говорится в соответствующих методических рекомендациях, — определяет объем необходимых для молодых людей знаний и представлений об отечественной и мировой культуре, а также дает направления максимального личностного культурного развития каждого школьника в вариативной форме».

Что ж, посмотрим, какие произведения искусства минкульт РФ собирался рекомендовать школьникам для изучения. Поскольку «список Мединского» или «не Мединского» весьма большой, мы рассмотрим только одно из его 7 направлений. Пусть это будет «Архитектура». Можно взять и любое другое — суть не в этом. Весь список был построен на единых методологических принципах и на любом своем отрезке в равной степени фиксировал одну и ту же направленность мыслей федеральных чиновников.

В качестве пометки на полях для ясности отметим, что перечень разбит на три части — в привязке к трем возрастным группам (1–4-й, 5–8-й, 9–11-й классы). Внутри каждого из 7 направлений выделяется два блока: отечественные и мировые произведения искусства.

Итак, «Архитектура» от минкульта РФ. Школьникам 1–4-х классов культурный норматив рекомендует изучать памятники архитектуры, сгруппированные в три подраздела: «Древнерусская архитектура» (XII–XVII века)», «Псевдорусская (стилизация) архитектура (XIX–XX века)» и «Мировая культура (архаика, античность, Средневековье)».

Первый подраздел содержал 37 позиций, из них 28 — церкви, монастыри, соборы. Если учесть, что практически все оставшиеся позиции, такие как, например, ансамбль Суздальского кремля, также предполагают ознакомление с православными храмами, то первый подраздел почти на 100% посвящен христианской религиозной архитектуре. Еще два собора — во втором подразделе.

Отрадно, что школьники нацеливаются на такое глубокое изучение традиций православного зодчества, но нам интересно, сколько же позиций в разделе, посвященном старине, Мединский и Ко отводили для храмов второй традиционной религии России — ислама. К сожалению, там не нашлось места ни одному мусульманскому памятнику архитектуры: ни Дербентской Джума-мечети, построенной в первой половине VIII века, ни минаретам Болгарского городища. Наверное, все дело в том, что чиновники минкульта просто не хотели приуменьшать значимость этих культурных объектов, все-таки оба внесены в список ЮНЕСКО. Однако, увы, и в третьем подразделе, посвященном мировым памятникам архитектуры, мы их тоже не видим. 

«К сожалению, там не нашлось места ни одному мусульманскому памятнику архитектуры: ни Дербентской Джума-мечети, ни минаретам Болгарского городища»Фото: «БИЗНЕС Online»

А что же там есть? Много великих шедевров архитектуры: собор Парижской Богоматери, Страсбургский собор, Миланский собор, Кельнский собор и др. Но нет ни одного памятника мусульманского зодчества. Вы не подумайте: чиновники минкульта РФ знают о существовании мусульманских стран. Более того, в свой список они внесли некоторые памятники, находящиеся на территории данных государств. Например, Турция представлена в списке собором Святой Софии в Стамбуле. Однако собственно мусульманских храмов в списке нет вовсе, как, впрочем, иудейских и буддийских.

Движемся дальше. Ученикам 5–8-х классов минкульт в отечественном блоке собирался рекомендовать изучать дворцово-парковые ансамбли и архитектурные образцы классицизма, барокко, ампира. По понятным причинам удельный вес христианских храмов здесь снижается, но их не забывают — всего 12 наименований. Зато в процентном соотношении их достаточно много в третьем подразделе — «Мировая культура (Возрождение, барокко, классицизм)»: из 17 его позиций 10 — это западноевропейские соборы. Мусульманских храмов по-прежнему ноль.

Последняя часть списка. Школьники 9–11-х классов будут учиться на архитектуре XX и начала XXI века. Естественно, в отечественном блоке здесь религии нет вообще: в Советском Союзе ей попросту не было места. Та же тенденция на обмирщение наблюдается и в мировом контексте. И все же даже среди объектов модерна и постмодерна составители списка нашли место для трех христианских зарубежных храмов. Для мусульманских, как и было, — ноль.

Итак, по мнению минкульта РФ или неких экспертов (кому как больше нравится), в культурный норматив российского школьника не должны быть включены ни отечественные, ни мировые памятники мусульманской архитектуры.

Отчасти эту ситуацию мог бы сгладить региональный компонент. Смотрим соответствующий список, обнародованный на сайте минкульта РТ. И что же мы видим? В нем есть Свияжский Успенский мужской монастырь, но Болгара там снова нет. Честно говоря, я даже не знаю, как подобное комментировать. Это настолько резко выпадает из той линии межнационального согласия и равноправия, которую на протяжении многих лет планомерно проводят в жизнь руководство Татарстана и все татарстанское общество, что у меня просто нет никаких слов в данной связи, кроме абсцессных. В минкульте РТ газете «БИЗНЕС Online» сообщили: «В настоящее время перечень дорабатывается в соответствии с предложениями общественности». А без подсказок со стороны татарстанским ведомствам сложно догадаться о культурном значении Болгара для всех нас? Видимо, Мединский будет доволен таким положением вещей…

ОДИН ВЕСЬМА ОПАСНЫЙ РАЗРУШИТЕЛЬНЫЙ ПОСЫЛ

Могут ли эксперты министерства культуры РФ забыть внести в список памятников архитектуры, рекомендуемых для изучения российским школьникам, шедевры мусульманского зодчества? Нет, это невозможно в принципе, особенно когда речь идет о мировой архитектуре средневекового периода. Это никакая не забывчивость и не невнимательность, а, по сути, попытка навязать российскому обществу однобокое европо- и христиано-центричное видение мира.

Та же картина наблюдается и в оставшихся 6 направлениях «Культурного норматива школьника». Заинтересованного читателя я отсылаю к разбору музыкальной части «списка Мединского», который сделал казанский эксперт по этноконфессиональному образованию Камиль Насибуллов в посте на «Фейсбуке» с говорящим названием: «„Слепое пятно“ российской образовательной политики, или Почему среднестатистический российский школьник никогда не услышит „Кара урман“».

Вообще, внедрение культурных нормативов для сегодняшнего дня тот еще атавизм. В мультикультурном мире постмодерна стремление управлять общественным дискурсом через навязывание единых стандартов лишь увеличивает пропасть между гражданами и государством. Но, помимо сказанного, предложенный минкультом России подход несет для нашей страны еще один весьма опасный разрушительный посыл. Его идея регионального компонента, так сказать, приложения к основному «канону», призвана внушить российским школьникам мысль о неравнозначности существующих культур: будто бы есть одна главная, единственно важная культура и все прочие.

Как уже было сказано, в Татарстане проморгали те мины замедленного действия, которые были заложены в «Культурный норматив школьника». По крайней мере, в отличие от ситуации со Стоянием на Угре, мы даже не выразили никакого консолидированного отпора. Но стоит ли сейчас возвышать голос в защиту справедливости и наших интересов, если «список Мединского» уже был отозван? Несомненно. Да, как говорится, Бог миловал. Но это произошло не благодаря тому, что федеральные чиновники пересмотрели свои взгляды и отказались от изначальных планов, а исключительно в силу, если так можно выразиться, «их» внутренней дискуссии, к нам не имеющей никакого отношения. Queen и «Хатико» спасли нас. Однако если мы хотим, чтобы наша школа, во многом отвечающая за будущее страны, была свободна от скрытых интриг, в которых легко углядеть ксенофобию, то вопрос о характере отдельных инициатив федеральных чиновников должны ставить ребром. На такие вещи нельзя закрывать глаза.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (101) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
5.10.2019 08:53

Всё описанное знаю и насыщен до тошноты, только пользу от этого не получаю. Я про все эти строения, фильмы и книги.
Не нужно это всё заставлять учить, если душа потянется, то школьник сам заинтересуется.
Это конструирование федеральной культуры меня уже тяготит.

  • Анонимно
    5.10.2019 08:53

    Всё описанное знаю и насыщен до тошноты, только пользу от этого не получаю. Я про все эти строения, фильмы и книги.
    Не нужно это всё заставлять учить, если душа потянется, то школьник сам заинтересуется.
    Это конструирование федеральной культуры меня уже тяготит.

    • Анонимно
      5.10.2019 21:55

      Вот сразу видно местечковое восприятие мира, как можно быть против такого?

  • Анонимно
    5.10.2019 09:09

    Болгар - новодел. Казань - православный, в целом, город. Что можете предложить из "великого татарского" всей стране? А человечеству?

    • Анонимно
      5.10.2019 09:29

      О таких как вы и пишет Батров - у вас всё православное, а всё "туземное" - новодел и вообще не достойно внимания.

    • Анонимно
      5.10.2019 09:53

      Авангарды и посейдоны
      Смерть несущие
      Это все что может сейчас предложить Россия миру
      Ну и ресурсы перекачиваемы на запад за зеленые бумажки

    • Анонимно
      5.10.2019 10:13

      В первую очередь, притчи, подготовленные татарским просветителем Каюмом Насыйри - я думаю для Вас и Вам подобным там найдется много полезного. Может ума прибавится и начнёте хотя бы внимательно читать статьи, прежде чем комментировать. А то "татарское" не можете отличить от "мусульманского".

    • Анонимно
      5.10.2019 11:09

      0909.Медленное но верное идет русификация Татарстана.

    • Анонимно
      5.10.2019 11:39

      Пишущий "эксперт" что может предложить из великой мусульманской архитектуры у нас? Назовите хоть один объект который не вторичен и не третичен.

      • Анонимно
        5.10.2019 15:19

        11-39
        "Доктор архитектуры,докторы, профессор Галина Айдарова-Волкова
        считает, что завоеватели не разрушали каменные здания, а переделывали. В журнале “Гасырлар авазы” за 1999 г., в статье “впоисках следов архитектуры Казанского ханства” учена доказывает, что Николо-Гостиновдворская церковь в Казани

        был мечетью во времена Казанского ханства. В 1839 г. Эдуард Турнерелли рисовал эту церковь, и в ней можно увидеть элементов татарской архитектуры, соответствующей периоду Болгарских времен".

        • Анонимно
          5.10.2019 16:23

          На волне суверенитета не то ещё сочиняли.

        • Анонимно
          5.10.2019 17:51

          все церкви строились либо "на костях", либо мечетях, либо в кереметях (языческих храмах). Не только в Киеве и в Москве, Чувашии, это было характерно вообще для христианства, все древние испанские церкви стоят на мечетях. Причем христианская лепнина лишь уродует проступающую мусульманскую мозаику. Этому даже Ницше возмущался

          • Анонимно
            6.10.2019 12:02

            17:51
            Ну? А София в Стамбуле чем была во времена Константинополя?

      • Анонимно
        5.10.2019 19:08

        из православной архитектуры в РТ тоже нет ничего великого... типовые реплики церковных архитекторов...

    • Анонимно
      5.10.2019 11:44

      Да, сначала русифицируете шклы и вытесняет все национальное. А потом - что у вас великого, я не знаю. Получай образование, изучай, приложите старание. Чтобы ответить на свой вопрос - изучи

    • Анонимно
      5.10.2019 12:07

      09:09 Сильно сказано. Я бы ещё добавил « ... и танки наши быстры «.

    • Анонимно
      5.10.2019 12:09

      Казань - православный город?

      Тогда Санкт-Петербург - обычная немецкая крепость, как и Таллинн, как и Кёнигсберг.
      Но немцев-то давно в этих городах нет.

      В Казани, как и в большинстве российских городов, давно работают на массовых профессиях представители тюркских народов.

      Вот кто работает, те через 10-15 лет и будут определять всё.

      А кто фантазирует о православном городе Казани, демонстрируя презрение к рабочему классу - как всегда будут уходящей натурой.

      • ЛДПР
        5.10.2019 13:04

        Не уводите тему мы говорим про Казань...Русский Царь завоевал, значит русский город...но живут разные национальности...

    • Анонимно
      5.10.2019 17:44

      Ну современная Россия тоже ничего не может предложить ни миру, ни народам внутри страны, да и город, где большинство населения татары (именно так будет по следующей переписи, судя по динамике) православным назвать сложно, не говоря о том, что в целом среди русских далеко не все верующие и православные. Так что можете дальше пребывать в своих иллюзиях, но с людьми, живущими с Вами считаться придется

    • Анонимно
      5.10.2019 18:30

      Казань исторически татарский ,мусульманский город.Основан татарами и ассоциируется в мире прежде всего с татарами.

      • Анонимно
        5.10.2019 22:41

        18:30
        Конечно, вы правы до 1552 года. Потом власть поменялась.

      • Анонимно
        6.10.2019 10:22

        1830.И я очень хочу чтобы татарский народ ,а это сейчас происходит ,не растворился в русской нации потому что слишком разные эти два народа и Казань оставался мусульманским татарским городом как защита для всех мусульман .

  • Анонимно
    5.10.2019 09:13

    В культурном нормативе много чего забыли, про татарскую культуру, например

  • Анонимно
    5.10.2019 09:24

    За развитие Ислама в Татарстане ответственный ДУМ РТ. То что отсутствуют мусульманские объекты, это их недоработка.

    • Анонимно
      5.10.2019 19:31

      0924.Для меня Ислам в Татарстане заканчивается тогда когда верующий не может защитить свою религию хотя бы словами .

  • Анонимно
    5.10.2019 10:27

    русская культура - мировая культура. татарская не является мировой, хотя татарин, отказавшись от национального, может сделать вклад в мировую культуру (нуриев, губайдуллина).

    • Оптимист
      5.10.2019 10:34

      Это вклад татар в мировую культуру
      Они Нуриев и Губайдуллина и никогда не отказывались от татарского

      • Анонимно
        5.10.2019 11:08

        10.34 о Нурееве стало известно, только благодаря его эпатажу и нездоровым увлечениям. сейчас о том ,что был такой танцовщик известно только в РТ. больше он ни где не известен и не интересен. Почему -то ни кто не обсуждает,каким он был танцовщиком балета по уровню, его знают и превозносят только из-за того, что он татарин.

    • Анонимно
      5.10.2019 10:55

      А стена плача в Иерусалиме и мечеть аль-Акса - это не мировая культура? Или у Вас мировое - это все суздальское да новгородское?

    • Анонимно
      5.10.2019 12:56

      10:27 "русская культура - мировая культура" - в чем ее "мировость", за исключением буквально 2-3 писателей 19 века (Достоевский, Чехов и Толстой, да и те в основном потому, что копались в нездоровой психологии нездоровых людей, на Западе это всегда любили)?
      В целом абсолютно вторичная, копирующая, что в архитектуре (православные храмы-копии греческих), что в ИЗОискусстве (все "великие" русские художники либо сами учились в Италии либо их учителя ), что в литературе (вся русская литература 19 века вторична, от сюжетов до литературных приемов).
      Даже русский язык Пушкин ("основоположник современного литературного русского языка") кроил по образцу французского, и сейчас построение фразы в русском и французском языках абсолютно идентичны. Более того, француз и русский, пишущие на английском, легко вычисляются именно по тому, как построена фраза.
      Даже матрешка и балалайка- привнесены извне.
      Я не говорю, что это плохо, но и кичиться "мировым уровнем", которого нет, и которого никто не видит, кроме самих себя, глупо.

      • Булгарин
        5.10.2019 13:21

        Тут буквально недавно был разговор, а что рядовые немцы знают про Россию, про русскую культуру. Вот примерный перечень их знаний - "шапка, мишка и водка!!!"

      • Анонимно
        5.10.2019 13:38

        Что за чушь про язык)
        Пушкин стал писателем с подачи дяди своего, который тоже поэтом был, приобщал племянника к литературе.
        Допушкинские тексты вам разве не понятны? Абсолютно тот же язык, если не уходить в древнюю Русь. Но и там все понятно, просто и буквы некоторые, и слова за много веков естественно немного преобразовываются. Как в любом живом языке. Но уж построение фраз такое же.
        Или не читали просто ничего кроме Пушкина?)

        • Анонимно
          6.10.2019 11:06

          13:38 А вы читали "допушкинские тексты"? Державина, Ломоносова, газеты начала 19 века, письма Екатерины? Абсолютно другой язык, на нынешний взгляд громоздкий, тяжелый и малопонятный. У Пушкина по факту родным языком был французский ( как у всех тогдашних русских дворян), русский второй. Вот он и привел "в соответствие", "упростил" на французский манер. Ему так было удобнее. Да оно так и было- французский гораздо более логичный и изящный, чем русский.

      • Анонимно
        5.10.2019 13:50

        Однако именно с Чехова начинают ежегодное открытие сезона в лондонском театре, однако именно русская школа балета признана во всем мире, именно русские писатели изучаются в школах на всей планете. Нет образованного человека в любой стране, который бы не слышал о них и совсем бы ничего не читал.
        Это и есть мировой уровень.

        Да, кстати знаете какие два языка необходимо знать для работы на международной космической станции? Правильно. Русский и английский. ОБА обязательно) Хотя там из 15 стран люди работают.
        Так что можете считать наш уровень не мировым, а межпланетным)))


        • Анонимно
          5.10.2019 14:47

          В точку!

        • Анонимно
          5.10.2019 19:14

          А зачем школьнику в 21 веке страдания по вишневому саду и описания купеческого и дворянского быта и нравов ? Оставьте это для этнографов и специалистов филологов. Дайте детям литературу которая не создает ложные идеалы и не нужные рефлексии.

          • Анонимно
            5.10.2019 22:00

            Вы можете вообще не читать, но классики прививают чувство вкуса и эстетики. Т
            Откуда вам знать такие слова?

        • Анонимно
          6.10.2019 11:21

          Никакие "русские писатели" НЕ ИЗУЧАЮТСЯ в школах "на всей планете". Это бред мании величия.
          Более того, русские писатели уже не изучаются даже в школах бывших совреспублик (СНГ).
          Никто в мире не знает русских писателей, кроме специалистов-славистов, да фанатов-театралов.
          Рабочим языком на МКС является английский. Так же как в международной гражданской авиации, хотя в числе "рабочих языков ИКАО" числится и русский (наряду еще с пятью- арабским, китайским, испанским, французским и английским). Это как в Татарстане- официально формальное двуязычие, а по факту один русский.
          Так что можете утешать себя своим "величием", но, кроме вас самих, его никто не видит. А большинству в мире либо пофигу, либо вообще смеются над "вяликимя". Живете с сортирами во дворе проекта "очко", полстраны с дровяным отоплением, с зарплатами на грани выживания, боитесь любого чиха начальства, покорно утираетесь от любого плевка, но зато рассуждаете о "писателях", "духовности" и "величии".

      • Анонимно
        5.10.2019 21:59

        Вы ничего не зная о нашей культуре такие глупости говорите, ещё видно и гордитесь собой.

    • Анонимно
      5.10.2019 22:17

      1027.Потому что русских больше чем татар но и у татар тоже много известных и талантливых людей ,вы лучше сравните себя с Китайской культурой или Индийской .

  • Анонимно
    5.10.2019 10:42

    Ну кто виноват что вместо того чтоб воздвигать пирамиды или стадионы монголы всё рушили и сжигали.Вот теперь и даже днём со свечкой невозможно ничего найти что было бы интересно людям в мировом масштабе как бы тут на местах ни надували щёки.

  • Анонимно
    5.10.2019 10:50

    исламская культура , кроме самого Корана и мечетей, что может показать еще в плане культуры?

    • Анонимно
      5.10.2019 11:11

      Так и этого даже в список не внесли. Это нормально по Вашему?

      • Анонимно
        5.10.2019 14:16

        11.11 А что здесь вообще такого? Не внесли и что?

        • Анонимно
          5.10.2019 15:26

          И ЧО? - это стандартный ответ гопников уличных.

          Если хочешь, чтобы тебя уважали и считались с тобой, сначала научись уважать других людей и считаться с ними.

          А такими ответами, типа "И чО?" ты показываешь миру своё истинное лицо хама и расиста.

    • Анонимно
      5.10.2019 11:12

      Отсутствие детдомов в исламских странах пойдёт? Еще такие "забытые" в европейской культуре вещи как целомудрие, уважение к старшим?

      • Анонимно
        5.10.2019 15:31

        А как это школьнику показать? В смысле, целомудрие...

      • mad big
        6.10.2019 17:00

        Забыли про детдома, вернее про их отсутствие в Чечне указать. А ведь их там целых шесть.

    • Анонимно
      5.10.2019 18:45

      Если русская культура такая передовая,почему изпользуете арабские цифры,изучаете алгебру и т.д.

      • Анонимно
        5.10.2019 22:45

        18:45
        А мы перенимаем всё хорошее, что создано в мире. В том числе и некоторые тюркские слова. И не стесняемся этого.

      • Анонимно
        5.10.2019 22:53

        "Арабские" цифры, придуманные индусами, использует весь мир. Поэтому и в России используют. Унификация науки.

      • Анонимно
        6.10.2019 09:10

        Под арабскими числами понимается зависимость веса цифры от места в числе в отличии от римских чисел. И придумали это индиццы. Учи матчасть умник.

    • Анонимно
      6.10.2019 09:06

      Дорогой мой, Исламская культура дала цивилизации алгебру, астрономию, медецину и т.д., сохранила рукописи Сократа и Аристотеля, которые потом с арабского обратно переводить начали. Ах да, ещё и немытую Европу в баню ходить научила.

      • Анонимно
        6.10.2019 09:56

        09:06
        Неужели? Надеюсь, БАНЯ - тюркское слово?

        Надеюсь, кочевники любили попариться в степи на привалах - натопят баньку сухой травой, наберут воды из водопоя и парятся вениками из сухого ковыля?

        Надеюсь, САУНА - тоже истинно тюркское изобретение? И привычка нырять в снег или в холодную воду после жаркой баньки - тоже пришло к нам от тюрок?

        Кстати, правильно будет писать "медИцина" )))

        • Булгарин
          6.10.2019 11:09

          Ну, да. Баня по черному не изобретение тюрков. После нее выходят еще чернее, чем когда заходили в нее. А тюрки живут не только в степях, весь ареал от Алтая и до берегов Дуная и Одера их места расселения. И баня, как и пельмени и валенки не изобретения мокшан, живших в болотистых местах вокруг поселения под названием Мокшва.

          • Анонимно
            6.10.2019 12:08

            11:09
            Как же тюрки могли научить немытую Европу в баню ходить? Они небось сами бани не знали, не ведали.

            • Булгарин
              6.10.2019 13:50

              Может вам покажется странным, но принятие ислама как раз и способствовало тому, что гигиена стала образом их жизни. А вот для вас будет новостью, что в тех же городах Европы были такие специальные пазы в стенах на вторых этажах, куда садились и испражнялись прямо на улицу, мимо проходящих горожан. И мытье в бане там не приветствовалось, только знать могла позволить себе принимать ванны, которые наполнялись горячей водой. А один из королей Франции за всю свою жизнь два раза мылся в воде. Один раз при рождении, после родов, а другой раз при крещении. А так посыпали пудрой и душились одеколонами. Не думаю, что нравы на Руси были иными. И сауна была придумана не для мытья тела, а чтобы устраивать оргии. Так у некоторых народов поддерживалась рождаемость из-за низкой потенции у многих мужчин. А так в такой бане возникали связи, после которых рождались дети.

              • Анонимно
                6.10.2019 15:40

                13:50
                Госпидя-я-я-я! Какой глЫбокий сдвиг по фазе у ипташа Булгарина, даже страшно за него.

                Дус! Фильтруй базар - тебя не одни дураки читают!

          • mad big
            6.10.2019 16:16

            Рекомендую попробовать. Будете приятно удивлены. Это же не саунА.

      • Анонимно
        6.10.2019 10:23

        9.06 алгебра, медицина, астрономия в арабских странах была в доисламский период.

        • Булгарин
          6.10.2019 11:10

          Они не очень в курсе, что первый университет в Европе был организован в Испании, где жили и правили мусульмане.

          • Анонимно
            6.10.2019 12:09

            11:10
            Не сомневаюсь, что университет в Испании был основан с обучением именно на татарском языке! Ещё татарам добавляли 10 баллов при поступлении за татаркость.

            • Булгарин
              6.10.2019 13:53

              Вам бы вместо ерничанья иногда включать бы в работу мозги. Или хотя бы почитать умные книжки, может и польза бы была какая.

              • Анонимно
                6.10.2019 15:42

                13:53
                Всю жизнь работала могзами и читала книжки.
                А вы, видимо, всю жизнь работали языком типа БЛА-БЛА - сужу по комментариям.

    • Анонимно
      6.10.2019 16:46

      Ислам принес культуру в Европу!!! Основатель социальной психологии Гюстав Лебон[1] (1841-1931) говорит: «Исламская материальная культура оказала огромное влияние на весь мир, и это благодаря арабам и другим народам, принявшим ислам. Своим литературным мастерством они воспитали и облагородили варварские народы, которые уничтожили Римскую Империю, а силой своего разума открыли для Европы мир науки, литературы и философии – а всего этого Европа не знала. Получается, что арабы были нашими наставниками и учителями и делали нас «цивилизованными» целых шесть веков».
      А "двуглавая" Россия черпала и черпает культуру как с Запада, так и с Востока. Но только все это оборачивает против самого же себя. Не умеет она ценить блага и пользоваться ими.

    • Анонимно
      6.10.2019 17:27

      А где мой коммент про значение исламской культуры...??? Неужели что-то антискрепное написал? Ау!!! Соловьевы....

  • Анонимно
    5.10.2019 11:07

    Татарстан становится обрусевшим .

    • Анонимно
      5.10.2019 14:17

      11.07 И это вполне нормально. Если есть жители не желающие могут китаизировать, европеизировать и тд. Добровольно

  • Анонимно
    5.10.2019 12:39

    Для создателей этого норматива так же не существует культурного наследия Азии. Видимо в Индии, Китае, Саудовской Аравии и др. нет ничего ценного для мировой культуры!

  • Анонимно
    5.10.2019 13:08

    "Культурный дневник школьника" в Татарстане существует уже лет шесть как минимум, правда без обязательных списков. О каком авторстве Мединского идет речь?

  • Булгарин
    5.10.2019 13:19

    Если власть в этом государстве строит "русский мир", то чему удивляться? Ведь цель такого государства сделать всех "русскими".

  • Булгарин
    5.10.2019 13:28

    Опять возвращаюсь к теме о государственности Татарстана и федеративных отношениях в самой России. Одной из самых больших ошибок той власти в республики в начале 90-х годов при подписании Договора о разделе полномочий было то, что образование передали в ведение Москвы. А ведь был наглядный пример, например, в той же Федеративной Республике Германии, где каждая из Земель имеет свою систему образования. Конечно, там много и очень много общего, но все равно, они самостоятельны, хотя бы вот в таких вопросах.

    • Анонимно
      5.10.2019 13:59

      Неужели вы думаете, что в 90-х люди спокойно бы дали вам тут устроить произвол? Я сама казанскую школу заканчивала в центре города, прекрасно помню настроения людей, суверенитет воспринимался исключительно как экономическое разграничение, никак не отатаривание всех вокруг.

      Даже в Казахстане о сих пор (30 лет уже прошло с момента отделения!!) на русском проводят все важные мероприятия. Даже новый президент свое первое обращение к гражданам сделал по-русски. Только часть про развитие культуры была на казахском. Т.к. люди в большинстве живут и думают на русском, насильно в это лезть - устраивать войну в своем же доме.

      А тут в центре России прям взял и перевел по своему хотению всех на татарский, чипы в мозг вставил, ага.

      • Булгарин
        5.10.2019 14:42

        У вас голова то работает, кто пишет, что "... прям взял и перевел по своему хотению всех на татарский ..." Читайте внимательно, если, конечно, можете. Еще раз для непонятливых. Речь идет о системе образования, которая стала бы ориентироваться на то, чтобы давать адекватное образование с потребностями самой республики, а не Москвы. А изучать вам татарский язык или не изучать, вам решать. Никто вас насильно заставить что-то учить не сможет. Но вот сама система должна была бы ориентироваться на то, чтобы со временем перейти на татарский язык как государственный во всех госучреждениях республики. И уже вам решать, где вам работать, там, где нужен татарский язык или не нужен, например, в частной конторе.

        • Анонимно
          5.10.2019 16:53

          14:42
          А вы не отождествляйте свои персональные потребности с потребностями республики.
          Тоже мне прихватизатор нашелся.

    • Анонимно
      5.10.2019 14:19

      13.28 Очень просто- вся цена , цена форбс

  • Анонимно
    5.10.2019 14:04

    Очевидно же, что культура - это не спорт, тут нельзя мериться, нужно знать друг друга и проявлять взаимное уважение

  • Рашид
    5.10.2019 14:29

    А я вот сомневался в том что только мне видны всякого такого рода инсинуации с популяризацией ценностей одного мифического мира. Оказывается нет.

    • Анонимно
      5.10.2019 14:45

      Не сомневайся, не сомневайся. это инсинуция

    • Анонимно
      5.10.2019 14:50

      Видишь суслика? Нет? А он есть!

    • Анонимно
      5.10.2019 14:53

      Сам факт того, что мы именно здесь ведём беседу НА РУССКОМ (а не татарском) языке есть подтверждение того факта, что это именно РУССКИЙ мир.

      Всё просто.

      • Рашид
        5.10.2019 17:46

        14:53 Какой то маленький мирок получается здесь.))) А мы там на татарском, и именно то есть подтверждение того, что это именно татарский мир. Что сказать то хотел, акамедик исторических наук?)

      • Анонимно
        5.10.2019 17:52

        Это означает, что у кого-то 95% этноса знает только один язык)) как бы плохой пример для гордости)

      • Булгарин
        5.10.2019 18:08

        Это может означать еще одно, что ваш собеседник умом скуд и знает только один язык, вот и ведут с ним беседу на том языке, на котором он понимает.

  • Анонимно
    5.10.2019 14:31

    Такие вещи нужно Академии наук РТ поручать, чтобы она давала рекомендации

    • Анонимно
      6.10.2019 14:37

      14.31 у АНТ своя стратегия, денежки текут, а не смогли, или не захотели заниматься данной темой мало кого волнует.

  • Анонимно
    5.10.2019 17:25

    У нас чиновники от культуры, вы считаете, могут знать культуру?
    Наивные...

  • Анонимно
    5.10.2019 19:18

    Это, я так понимаю, очередная ответка на высказаный тезис о " мине замедленного действия", но речь тогда шла про ленинские принципы административного деления. В данной сентенции речь о том же ,но с другим знаком. Но если оба утверждения справедливы, то ничего удивительного в том, что уже привычная мина нивелировала беспокойство в Татарстане по поводу новой минки , обезвреженной оперативно. И только истинные интелектуалы успели увидеть в ней миссию запала той старой и уже привычной реввоенсоветовской мины.

  • Анонимно
    5.10.2019 22:11

    Не будьте наивны.

    Не прозевали, а исполнили.

  • Анонимно
    5.10.2019 23:55

    Лучшая статья Батрова. Сразу вспомнился Юлиус Фучик с его "Люди, будьте бдительны!"
    No passaran.
    Рим Дашкин

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль