Общество 

«Вспоминая Гейдара Джемаля: кто способен распаковать последнюю правду?»

Руслан Айсин
2020-02-08 08:05

В конце января в Бишкеке прошла международная конференция «Джемаль от А до Я», где в числе прочего презентовали книгу, представляющую собой глоссарий понятий и определений знаменитого философа Джемаля, изданную по инициативе Максима Шевченко. Участником форума был и политолог, автор «БИЗНЕС Online» Руслан Айсин. В своем материале он рассказывает о том, почему актуальны слова мыслителя «Справедливость — единственный костыль, опираясь на который человечество может сделать шаг к свободе».

«На международной конференции «Джемаль от, А до Я» в Бишкеке я привел слова Гегеля, что «свобода — это осознанная необходимость» «На международной конференции «Джемаль от А до Я» в Бишкеке я привел слова Гегеля: «Свобода — это осознанная необходимость»

Киргизия НЕСПРОСТА ПРИОБРЕЛа СЛАВУ САМОГО СВОЕНРАВНОГО И СВОБОДОЛЮБИВОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В конце января в Бишкеке прошла международная конференция «Джемаль от А до Я». Ее организаторами выступила дискуссионная платформа «Архитектура мысли» совместно с концептуальным журналом «Поистине». Мероприятие собрало свыше 200 человек, представителей местной интеллигенции, политического класса, мусульманского сообщества Казахстана, Киргизии, России, Азербайджана.

Название конференции синхронизировано с недавно вышедшей в издательстве «ЭКСМО» книгой «Джемаль от А до Я», автором идеи которой выступил известный политик, журналист и друг покойного Гейдара Джемаля — Максим Шевченко. Он и был одним из основных спикеров на этом симпозиуме. Сначала Шевченко презентовал сборник, представляющий глоссарий понятий и определений Джемаля, а затем активно включился в живую философскую дискуссию по теме кризиса реальности: здесь он раскрылся как обаятельный социальный мыслитель. В этом смысле конференция представляла образчик глубокого погружения в фундаментальные проблемы мысли и непринужденный диалог свободных людей. Нона этом моменте стоит остановиться поподробнее и раскрыть тему свободы.

«Политик, журналист и друг покойного Гейдара Джемаля Максим Шевченко был одним из основных спикеров на этом симпозиуме» «Политик, журналист и друг покойного Гейдара Джемаля Максим Шевченко был одним из основных спикеров на этом симпозиуме»

Мы прибыли в Бишкек через Алма-Ату, от которой столицу Киргизии отделяет всего-то ничего по меркам степи — 250 километров. Но это удивительное и поразительное в своей изысканности пространство, где степь соединяется с горами, где одна географическо-цивилизационная ипостась входит с другой то ли в клинч, то ли в дружеское объятие. Отрицающая границы степь и гордая, устроенная ввысь горная гряда. Возможно, в подобном кроется некая магия этих мест, притягательный аромат свободы и вольности. Мы отчетливо чувствовали, что Киргизия неспроста приобрела славу самого своенравного и свободолюбивого политического образования. Здесь произошло две революции и, дабы обезопаситься от возможной узурпации власти главой государства, приняли закон, согласно которому президент может быть избран только на один 7-летний срок. Предыдущего президента взяли под стражу. Тут особо не забалуешь. Люди ценят свободу, она в их понимании не абстрактное теоретизирование, а конкретное присутствие властного в их коллективной воле.

На такую тему мы тоже говорили на конференции, и я привел слова Гегеля: «Свобода — это осознанная необходимость». Тому, кто ее осознает, она нужна; тот, кто ее игнорирует, оставляет свой дух в заточении. Помните, что Пушкин писал о «гении чистой красоты»? Так вот, гений в значении той эпохи — возвышенный дух. Гениальность непременно и обязательно в симбиозе с духом, а дух — это всегда свобода.

«Естественно, говорили и о справедливости. Она не связана с делением материальных благ. Она может, наоборот, выглядеть как резкая несправедливость. Справедливость — это смысл, говорил Джемаль» «Естественно, говорили и о справедливости. Она не связана с делением материальных благ, может, наоборот, выглядеть как резкая несправедливость. Справедливость — это смысл, как говорил Джемаль»

МАРКАЗИТ — СИМВОЛ БЕСЦЕЛЬНОГО БЛУЖДАНИЯ В БЕСПРОБУДНОЙ НОЧИ

Для человека современного она есть нечто естественное, изначально данное как опция при подключении интернета. Обыватель так думает, но это ложная свобода, потому что она связана с ложью, симуляцией. Джемаль считал, что несвобода как детерминированность внутренними обстоятельствами, такая экзистенциальная, психологическая несвобода — она наиболее внешняя. Это многослойная проблематика, связанная с потаенным смыслом бытия. Несвобода уложена в три типа: метафизическая, социальная и политическая. Тройное кольцо, сжимающее хрупкого человека со смартфоном. Человек живет от одной эпохи рабства (архаичной, фараоновского типа) до другой (например, современной, информационной, наиболее продвинутой и универсальной, где внешнее и внутренне неразличимы). Внутренний мир перестал быть пристанищем духа и онтологической паузы, а стал проходным информационным двором. Густав Майринк писал: «Борись за создание в себе твердой точки опоры, с которой ничего не сможет сделать внешний мир».

Это важные вопросы, раскрытие которых дается нелегко. Без четко сложенного и геометрически сбалансированного метода достичь такого невозможно. Но для подобного требуется и дисциплина мышления, которая есть механизм различения, метод раскрытия реальности. Во время одной из секций развернулась интересная и крайне полезная дискуссия о том, что же есть «реальность». Если брать дефиницию слова, то это с латинского — «общее дело», большой проект. Мышление, по Джемалю, существует только потому, что у человека есть центральная позиция, равноудаленость от всего. Это то, что в Коране подтверждено аятом, где человек — «наместник Всевышнего на земле», а верующие люди «поставлены общиной в центре человечества». Их цель — реализация провиденциального замысла Бога, проекта, того самого «общего дела», поэтому мышление связано с верой, интеллектуальным усердием по поиску смысла. Бессмыслие же не имеет цели, оно блуждание по кругу, «вечное возвращение равного» по Ницше.

Человек склонен создавать ложные ориентиры, социальных идолов, чтобы преодолевать скуку своего бессмыслия. Она, по Юнгу, растворенная во времени боль. Боль от отчаянных попыток достучаться до самой главной цели. Мне нравится следующий исторический факт: несколько столетий назад с территории современной Канады было вывезено огромное количество золота, но спустя некоторое время оказалось, что этот сверкающий металл — не что иное, как марказит — белый железный пирит, названный «золотом дураков». А сколько просто дураков занимается накопительством золота и без марказита? Марказит — символ бесцельного блуждания в беспробудной ночи. Золото дураков в стране дураков.

«Кто способен распаковать последнюю правду и донеси ее до обездоленного человечества? Прогрессистский класс «критических интеллектуалов-практиков» «Кто способен распаковать последнюю правду и донести ее до обездоленного человечества? Прогрессистский класс «критических интеллектуалов-практиков»

ДАЖЕ РАДИ ТАКИХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПИРШЕСТВ И СТОИТ СОБИРАТЬСЯ ТЕМ, КТО АЛЧЕТ ИСТИНЫ

Естественно, говорили и о справедливости. Она не связана с делением материальных благ, может, наоборот, выглядеть как резкая несправедливость. Справедливость — это смысл, как говорил Джемаль. «И совершенно точно, что если нечто лишено глубинного смысла, то это несправедливость. Никто не сумел доказать и объяснить, что бытие имеет смысл. Платон не пытался даже подобного сделать, Сократ — тоже. Они сказали максимум, что бытие есть благо. Но благо не есть смысл. Поэтому справедливость как смысл, которая как цветок поднимается на клумбе данной инструкции „харам, халал“, есть единственный костыль, опираясь на который человечество может сделать шаг к свободе, уходя от экономической, гражданской, политической и социальной псевдосвободы», — считал мыслитель.

Все данные важные понятия только на первый взгляд кажутся такими абстрактными единицами рассуждения, далекими от повседневной энтропийной действительности. На самом деле они и есть полотно нашей жизни, преграды, ориентиры, смысл, альфа и омега. Просто мы этого не замечаем или не хотим подобного делать. Жить в дымке иллюзий проще. Знание воистину приумножает печаль, а познание истины заставляет сжать сердце.

А кто способен распаковать последнюю правду и донести ее до обездоленного человечества? Прогрессистский класс «критических интеллектуалов-практиков». Осознание того, что их деятельность есть переворачивание ложных основ, рычаг, творящий историю, придает им ту самую «осознанную необходимость», выраженную в духе свободы.

Даже ради таких интеллектуальных пиршеств и стоит собираться тем, кто алчет истины. В этом мире так много всего, но так мало искр правды, могущих распылить пламя надежды.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (21) Обновить комментарииОбновить комментарии

Гейдар Джемаль умел очаровать
Искусной вязью образов словесных
И про джихад вальяжно рассуждать,
Грозя возмездьем воинов небесных.

Богемный диссидент и оккультист
Имел широкий круг своих адептов
И был для них мыслитель-исламист,
Творцом мистических концептов.

И дальше будет он их вдохновлять
Высокопарно интеллектуалить,
И всякою заумью щеголять
Пока продолжит бытиё печалить…

  • Анонимно
    8.02.2020 09:22

    вечная память мыслителю!

  • Анонимно
    8.02.2020 11:17

    Джемаль гений. Спасибо Руслан.

  • Анонимно
    8.02.2020 11:19

    Интересно.
    Очень.
    Спасибо.

  • Анонимно
    8.02.2020 11:48

    Руслан, в своих статьях говорит А и дальше.... ничего .

    • Гейдар Джемаль умел очаровать
      Искусной вязью образов словесных
      И про джихад вальяжно рассуждать,
      Грозя возмездьем воинов небесных.

      Богемный диссидент и оккультист
      Имел широкий круг своих адептов
      И был для них мыслитель-исламист,
      Творцом мистических концептов.

      И дальше будет он их вдохновлять
      Высокопарно интеллектуалить,
      И всякою заумью щеголять
      Пока продолжит бытиё печалить…

  • Анонимно
    8.02.2020 12:19

    все это напоминает как из обычного писателя солженицына творили гения. Годы все расставит на свои места. Если человек велик его будут читать и вспоминать еще долго.
    Достоевского, Чехова, помнят и читают до сих пор. Давайте не будем создавать хайп и самопиар на личности Джемаля.

    • Анонимно
      9.02.2020 08:24

      В целом, то, что творят эти люди, положительного прилива в душе и мыслях не рождает.
      Вихри враждебные....

  • Анонимно
    8.02.2020 13:27

    Я даже представить не могла,что к нам приедет Шевченко и Айсин! Почему не было анонсировано? Я очень расстроена..
    Я постоянно прослушиваю лекции Гейдара Джемаля, заново и заново.
    Я бы пришла с большим удовольствием, очень жаль.........

    • Анонимно
      9.02.2020 18:28

      Везде объявляли в Соц сетях и в телеграмм канале тоже было об этом сказано

  • Анонимно
    8.02.2020 14:46

    Наверное, все таки распалить пламя надежды.
    Распылить пламя надежды это то, чем занимается современная реальность, растаскивая витальную энергию людей по социокультурному пространству.

  • Справедливость вещь абстрактная и субъективная. В поиске её и в борьбе за неё можно потратить всю свою жизнь впустую. И так ( в своём понимании) не добиться её.
    Зло ведь не в том, что справедливости, утрировано, мало или вообще, как некоторым кажется, не существует на определённом отрезке времени в том или ином социуме.
    Зло в другом в алочности и меркантилизме. Иными словами в эгоизме, жадности и жлобстве.
    Причём таких людей немного в любом обществе. Примерно до 10%. Но они умудряются через свой эгоизм, свою жадность и своё жлобство подминать всех остальных. Не только подминают, но ещё умудряются заставлять танцевать под свою дудку. Потому как эгоизм, жадность и жлобство производные для беспринципности, лжи, корысти, бессовестности. И люди становятся натуральными ОТМОРОЗКАМИ.
    С такими людьми трудно бороться. Ибо все их действия (бездействие) вне здравомыслия и логики.
    Любого нормального человека пугает и приводит в растерянность что-то что не отвечает здравомыслию и логике. И у него привычному к ним перед абсурдом банально опускаются руки. Потому как абсурд идёт наперекор противоестеству, против человеческой природы и натуры. Подчёркиваю - для нормального человека.
    Поэтому современным философам таким как Айсин, Шевченко усилие нужно направить на искоренение в сознании людей лишь эгоизма, жадности и жлобства.
    Это проще и рациональнее, чем борьба с ветряными мельницами. К тому же, если борьба будет целенаправленная и точечная (нет эгоизму, жадности и жлобству), результаты не заставят себя долго ждать.
    Удачи Руслану Айсину и его сподвижникам.

    • Анонимно
      8.02.2020 16:07

      Ну вы конечно подзагнули, философы ... Журналисты , Шевченко ещё и общественный деятель, известный человек, умница. Кто знал Айсина без Джемаля? это его путь прославитЬся, в Москве не получилось .

      • Анонимно
        9.02.2020 08:32

        согласен с вами. пытается крутится вокруг имени джемаля, да и шевченко, но из себя то нужно хоть что то составлять

    • Анонимно
      8.02.2020 16:21

      Нет никакой справедливости. Все это болтология, на которой кормятся условные "айсины".
      К примеру татарский националист и русский шовинист каждый подразумевает свою справедливость. И каждый из них считает что его справедливость, справедливее чем у другого.

      • 16.21.
        Согласен с Вами. Вот поэтому дешевле и практичнее бороться не за справедливость, а искоренять из общественного сознания эгоизм, жадность и жлобство. То есть конкретику, а не абстракцию.
        Вот в этом плане выстраивать идеологию.
        Идеология по искоренению несправедливости сформулировать и воплотить в жизнь просто невозможно, в принципе. Ибо справедливость зиждится на субъективизме, а не объективизме.
        Это, как в математике, обратно пропорциональная зависимость - чем меньше в обществе эгоизма, жадности и жлобства, чем выше справедливость. Иначе быть просто и не может.

        • Анонимно
          8.02.2020 19:00

          Надо было вам с Джемалем побеседовать и поспорить вовремя

          • Анонимно
            9.02.2020 09:12

            Зачем?
            Можно самим нарезать фактов и заблуждений и опубликовать.

      • Анонимно
        11.02.2020 00:33

        /Нет никакой справедливости./
        Языческая методология познания гласит - названное существует и, если есть слово справедливость, то сначить она, эта справедливость - существует. Только это редкое явление как всё ценное.

  • Анонимно
    9.02.2020 10:59

    Возможно вы не поняли главный месседж обсуждения. По-моему выступающие выразили сомнение, что человеку посилам быть отличным от собаки, если он выберет борьбу с эгоизмом как смысл жизни. Это как в математике чем больше ты боришься с эгоизмом тем больше ты индивидуализируешься. Или ещё такой пример. Чем больше ты боришься с коррупцией тем больше тебе нужно места для сканирования бобла

    • Анонимно
      9.02.2020 12:05

      Главный месседж- оне вырвались из жизненных реалий и витают в духовных сферах...)))

  • Ветер
    9.02.2020 16:16

    Светлая память Гейдару! Он оперировал мыслью, поэтому известен в узких кругах. У нас принято считать влиятельными людьми тех кто назначен оперировать деньгами. Хотя его ученик Дугин консультировал Генштаб РФ.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль