Общество 
25.07.2020

«Возможный курбан-коллапс покажется наименьшим из зол»

Как в наши дни призывы следовать учению Абу-Ханифы вызывают ярость даже у тех, кто причисляет себя к его школе

«Верующие в большинстве своем иррациональны, для них разумные подходы к религии как красная тряпка для быка», — считает мусульманский и общественный деятель Рустам Батыр. Это относится и к жертвоприношению на Курбан-байрам, чей гуманистический символизм крайне важен, считает автор «БИЗНЕС Online», но символ исполняет предназначение и без тиражирования в бесчисленных копиях. Речь идет о том, чтобы один из главных механизмов благотворительности в исламе по-настоящему поставить на службу человеку.

Перед Курбан-байрамом по уже сложившейся традиции начинается конкурентная борьба за клиента «Перед Курбан-байрамом по уже сложившейся традиции начинается конкурентная борьба за клиента» Фото: «БИЗНЕС Online»

БУКВАЛИСТЫ ЛОГИКУ ХАНАФИТОВ РЕШИТЕЛЬНО ОТВЕРГАЮТ

Перед Курбан-байрамом по уже сложившейся традиции начинается конкурентная борьба за клиента, готового раскошелиться на жертвенного барашка. Нынешний год не стал исключением. Снова интернет пестрит зазывными религиозными баннерами, и снова в мечетях республики раздают визитки аффилированных торговцев скотиной. Однако пандемия коронавируса несколько потеснила планы исламских коммерсантов. Сразу в трех городах Татарстана — Набережных Челнах, Нижнекамске, Альметьевске — решили отказаться от организованных площадок для массового забоя животных. Причина вполне ясна: там карантинное здравомыслие победило лоббизм бизнесменов в тюбетейках. Отрадно, что хоть где-то здоровье людей ставят превыше наживы. И все же радость эта относительная, ибо сам данный конфликт стал возможным лишь потому, что мы в республике не до конца следуем ценностям мазхаба Абу-Ханифы (читай: традиционного ислама татар).

Абу-Ханифа от других коллег по богословскому цеху отличался последовательной ориентацией на рационализм. Собственно его школу так и называли асхаб ар-рай, то есть сторонники разума/рационального суждения. Абу-Ханифа и другие мусульманские рационалисты всегда искали глубинный смысл религиозных предписаний ислама, сообразно которому и действовали. Их идейными оппонентами выступали так называемые асхаб аль-хадис, то есть люди предания или, иначе говоря, буквалисты, которые гордились тем, что следуют не духу, а букве религиозного закона.

В качестве примера разницы этих двух подходов можно привести «скоромную милостыню» (фитра садака), которая раздается состоятельными верующими по завершении поста в священный месяц Рамадан. Пророк предписывал давать эту милостыню натуральным продуктом: финиками, пшеном, изюмом и т. д. Поначалу собственно никакой другой разумной альтернативы такому подходу не существовало: первая община мусульман преимущественно жила натуральным хозяйством и натуральными же продуктами помогала своим нуждающимся членам, что было естественно и вполне логично. Но жизнь не стояла на месте, халифат развивался, экономические реалии усложнялись. И как следствие ханафиты выносят фетву, согласно которой фитра садака можно раздавать не только натуральными продуктом, но и его денежным эквивалентом, ибо деньги, как писал ученик Абу-Ханифы Абу-Юсуф, удовлетворяют потребности нуждающихся наиболее полным образом.

Это и есть рациональное осмысление религиозных предписаний. Изначальный смысл «скоромной милостыни», рассуждают ханафиты, заключается не в раздаче продуктов как таковых, а в помощи бедным. И раз у нас появился инструмент — деньги, — который делает эту помощь более эффективной, то почему бы им не воспользоваться? В самом деле, ведь беднякам нужна не только еда, но и лекарства, одежда и т. д. Пусть сами решают, какие из своих потребностей им закрывать.

Буквалисты же данную логику ханафитов решительно отвергают. Они рассуждают в следующем ключе: раз Пророк нам предписал раздавать «скоромную милостыню» натуральным продуктом, то мы так и будем поступать — в строгом соответствии с буквой религиозного закона/предания. До сих пор это мышление живет в мусульманской среде: не все мазхабы признают правомочность денежного эквивалента для фитра садака. Поэтому не удивляйтесь, если увидите, как в конце Рамадана благотворители-буквалисты несут в мечети мешки с зерном, желая облагодетельствовать им бедняков. В деревнях такая помощь, возможно, еще уместна, но вот в современном городе она превращается в чистый абсурд и даже больше — в издевательство над бедными людьми! Но буквалисты зачастую этого даже не понимают, ибо не привыкли включать мозги.

ТАК МЫ СМОЖЕМ ПОМОЧЬ КУДА БОЛЬШЕМУ КРУГУ ЛЮДЕЙ, ПРИЧЕМ БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНО

Жертвоприношение в Курбан-байрам является аналогом «скоромной милостыни». Все дело в том, что в исламе предписанная канонами благотворительность бывает двух видов: фард (строго обязательная) и ваджиб (тоже обязательная, но не так категорично, как фард). К первой категории относится закят, раздаваемый ежегодно в любое время, который определяет сам меценат. А ко второй — фитра садака, которую раздают по случаю Ураза-байрама и курбан, мясо которого раздают по случаю Курбан-байрама.

Выше мы уже видели, что «скоромная милостыня», согласно ханафитскому толку, может быть заменена на денежный эквивалент. Возникает закономерный вопрос: почему исламские рационалисты не распространили ту же логику и на жертвоприношение — курбан? Ответ, полагаю, кроется в суровых реалиях жизни прошедших веков. В прежние времена мясо было роскошью. Без всякого преувеличения многие люди его ели только лишь по праздникам, да и то не всегда, чего не скажешь про сыпучие продукты, которыми раздается фитра садака. Поэтому в расширительном толковании курбана просто не возникало практической необходимости: мясо всегда оставалось приоритетом бедняков.

Однако сегодня ситуация кардинально изменилась. Да и в наши дни есть люди, которые редко могут позволить себе мясо на столе. И все же положение с пропитанием населения в последнее столетие резко улучшилось и мясо теперь, как правило, является далеко не первоочередной потребностью нуждающихся людей, по крайней мере в развитых странах, к которым в значительной степени относится и Россия. У кого-то скопились долги по квартплате, кому-то нужно скопить на операцию своему больному ребенку, кому-то — выучить детей в университете. Другими словами, наша жизнь стала более многогранной и потребности, в том числе бедняков, — также. И потому предлагать им в качестве помощи только лишь мясо — то же самое, как помогать мешком пшеницы бедняку, живущему в городской квартире.

Отсюда возникает вопрос: если мы, несмотря на существующие хадисы, предписывающие нам раздавать «скоромную милостыню» исключительно в виде сыпучих продуктов, все же допускаем ее замену на денежный эквивалент, то почему в отношении мяса жертвенных животных не можем применить ту же логику? Это тот же ваджиб. Это та же благотворительность по случаю одного из двух главных праздников в исламе. Разве от этого кому-то станет хуже? Напротив! Так мы сможем помочь куда большему кругу людей, причем более эффективно, ибо сможем решать те их проблемы, которые для них наиболее актуальны.

Однако в данной ситуации мы ведем себя как меценатки-инстаграмщицы, которые полагают, что единственная потребность сирот в детских домах — это мягкие игрушки перед Новым годом (с ними получаются красивые селфи на фоне новогодних гирлянд), а не прозаические протекающий унитаз и сгоревшая розетка, которые просто некому починить. Только у нас вместо игрушек — мясо. Но принцип все тот же: семь бед — один ответ.

Речь идет не о том, чтобы отказаться от обряда жертвоприношения. Его гуманистический символизм крайне важен, но символ исполняет свое предназначение и без тиражирования в бесчисленных копиях. Речь о том, чтобы один из главных механизмов благотворительности в исламе перестать рассматривать как самоцель, а по-настоящему поставить на службу человеку. Разве не сказано нашим Пророком: «Лучшие среди людей — те, кто наиболее полезен другим»?

Это и будет истинный ханафизм/рационализм (и главное, гуманизм!) в действии. Но пока же нами верховодит буквалистское мышление, для которого декларируемый мазхаб Абу-Ханифы служит лишь бутафорией и ширмой, но не более.

…НЕИЗМЕННО ВЫЗЫВАЕТ ИСТЕРИКУ В СРЕДЕ МУСУЛЬМАН-БУКВАЛИСТОВ

В наши дни призывы следовать учению Абу-Ханифы вызывают ярость даже в среде тех, кто причисляет себя к его школе. В этом нет ничего удивительного. Верующие в большинстве своем иррациональны, и для них рациональные/разумные подходы к религии как красная тряпка для быка. Даже Абу-Ханифа не смог избежать нападок богословов-буквалистов, которых своими рассуждениями неизменно доводил до белого каления. Так, в «Истории Багдада» мы встречаем целую коллекцию исторических ругательств в адрес великого ученого со стороны его современников. «Абу-Ханифа ничего не разумел в фикхе, — говорили недоброжелатели богослова, — но лишь предавался дискуссиям». «Бедняга Абу-Ханифа как не был из Ирака, так же не имел ничего из знания», ибо он был «как новичок в исламе». Поэтому он «решал дела самочинно, без знания и Сунны». Он занимался бесполезным знанием, ибо был «среди людей самый невежда о том, что было, и самый знающий о том, чего не было». «Энергичные споры, которым он предавался весь день, не оставляли ему времени для подлинной науки».

Основной же удар критики был направлен именно на рационализм (рай) Абу-Ханифы. Самого мыслителя и его учеников сравнивали с порабощенными народами, которые из-за своего разума (рай) заблудились сами и сделали прежде заблудшим еврейский народ, приведя его к погибели, ведь «Абу-Ханифа и его ученики были теми, кто сбивал с Божьего пути». Это про него, говорили противники имама, в Коране сказано: «Они желают задуть Божий свет своими речами» (9:32), ведь не было «по исламу более великой смуты помимо смуты Даджжаля, чем воззрения (рай) Абу-Ханифы». Вот, дескать, почему «воззрения (рай) ан-Нумана проникли во все города, кроме Медины, а Божий посланник сказал: „Не войдет в нее Даджжаль и чума“».

Буквалисты утверждали: «В исламе не рождался никто более вредоносный (адарр) для мусульман, чем Абу-Ханифа», — ибо Пророк, дескать, оставил совершенную религию, а не ту, которая нуждается в рациональных дополнениях. Был Абу-Ханифа, по мнению его врагов, и самым злополучным (аш’ам), самым злостным (шарр). Это просто «трудноизлечимый недуг», «из-за него изменилась вся религия» и «горсть пыли лучше мнения Абу-Ханифы», ибо «слова Абу-Ханифы и навоз — одно и то же». Поэтому «паршивый» (джариб) ученый заслуживает кунью не Абу-Ханифа, а Абу-Джифа — «Человек падали».

Сегодня история повторяется. Великий идеал имама Абу-Ханифы, заключенный в рациональном осмыслении ислама, неизменно вызывает истерику в среде мусульман-буквалистов. Значит ли это, что мы должны идти у них на поводу? Нет. В противном случае возможный курбан-коллапс нынешнего года, когда риску заражения смертельной болезнью на местах массового забоя скота подвергаются тысячи людей и тысячи не получают той поддержки, в которой действительно нуждаются, покажется наименьшим из зол.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (33) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
25.07.2020 16:40

Батров путает СМЫСЛ фитр-садаки и курбана.


Смысл фитр-садаки - это помочь нуждающимся тоже ОТПРАЗДНОВАТЬ Курбан-байрам. Поэтому понятно, что для праздничного стола могут быть актуальные разные продукты, которые можно купить за деньги.


А вот смысл курбана, то есть принесения в жертву барашка, НЕ В ТОМ, ЧТОБЫ КОГО ТО НАКОРМИТЬ, а в том, чтобы ПРОЯВИТЬ СВОЕ ПОДЧИНЕНИЕ И БЛАГОДАРНОСТЬ АЛЛАХУ ЧЕРЕЗ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ ЖИВОТНОГО. Именно поэтому курбан считается принятым уже непосредственно в момент заклания барана, а что там человек будет делать с этим мясом (то ли сам съесть, то ли организует стол и пригласит гостей, то ли раздаст и т.д.) - это уже неважно для действительности курбана, а является уже опциональным и второстепенным.

  • Анонимно
    25.07.2020 08:35

    Матчасть руководству Дум рт.

  • Анонимно
    25.07.2020 08:36

    Браво, спасибо БО и Батрову!

    • Анонимно
      25.07.2020 10:39

      У этого деятеля в публикациях как правило всегда надуманные, неактуальные и малозначительные мелочные темы и вопросы для татар. Мне кажется что совсем ерундой занимается от безделья человек.
      Ну где здесь браво и за что сказать спасибо то? Тема вообще не о чем.
      Ну какая разница кто чем дает подаяние, мясом ли, деньгами ли, или другими продуктами? Кто чем хочет, тем и отдает. Тоже мне проблема проблем.

      • Анонимно
        25.07.2020 10:55

        Как говорится, дареному коню в зубы не смотрят, кто чем может тем и отдает. Не нравится, не бери, значит не нуждающийся, другие примут.

        • Анонимно
          26.07.2020 16:23

          Он говорит о том, что помогать нуждающимся можно не только раздачей мяса, но и денег, а иначе это всё бутафория помощи.

  • Анонимно
    25.07.2020 08:36

    Если долго мучиться, то что нибудь получиться

  • Анонимно
    25.07.2020 09:50

    В религиях не только в исламе, много условностей, которые пришли из книг , но их исполнение как и курбан лишены смысла или искажены разного рода толкователями. Хватит уж демонстративно убивать животных, травмировать детей. Просто делайте добрые дела и не только в праздники и без привязки к религиям. Ежедневно и тем и таким образом , когда это необходимо, а не по команде и календарям " торговцев опиумом для народов "

    • Анонимно
      25.07.2020 11:05

      Не это У вас многое надуманно и лишено смысле,понааридумано. А а исламе все сеткой и по делам. Все несёт первозданный смысл. Не нравится? Добро пожаловать в одну из сект Бузовой или зеленого змия. Выбор есть У каждого.

    • Анонимно
      25.07.2020 12:16

      Получается, надо запретить мясные продукты, колбасу и т.д. Надо тогда в детских садах и школах употреблять только вегетарианскую пищу. Пусть коровы ходят по нашим улицам как в Индии. Куда мы катимся? Сами ежедневно употребляют мясо, и детей угощают ежедневно котлетами, на Новый год пельмени, летом выходят на шашлыки. А мусульманам, оказывается, нельзя закалывать барашек и угощать мясом детей-сирот, соседей, родственников. Где здесь логика? Алла бирса, будем закалывать, но не на виду у чсех, а в специально отведенных для этого местах.

      • Анонимно
        25.07.2020 12:36

        Да вообще оторванный от реальности деятель. Уверен, сам он небось, судя по физиономии, уплетает за обе щеки мясо, выращенное тружениками, когда его зовут на халявные застолья в честь праздников.

  • Анонимно
    25.07.2020 10:23

    Давно пришёл примерно к таким же выводам, даю денежные пожертвования в курбан, да и в другие дни тоже. Ни один мулла не смог мне объяснить и убедить в гуманистическом смысле массового забоя скота, не потому что мне или окружающим меня людям нечего есть, а потому что праздник наступил. Скотину всегда было жалко

    • Анонимно
      25.07.2020 11:14

      Да да, деньгами лучше братан. Куда нужно будет подойти, на пузырь хватит денег? А за халявным мясцом мы в другое место пойдем.

  • Анонимно
    25.07.2020 10:35

    В Бирме, если верующий буддист хочет пожертвовать корову, но ему не хватает денег, то покупает небольшую коровку из папье-маше (старых газет). Самая дешевая - не раскрашенная (сам с детьми раскрасит и потом сожжет, начинив записками-посланиями), чуть дороже - раскрашенная. Буддизм более чем на 1000 лет старше Ислама. Почему бы не начать продавать при мечетях картонных барашков (сначала для веганов, к примеру)?

    • Анонимно
      25.07.2020 11:26

      Свои нововведения для себя приберегите. Вам на пользу пойдет. Может быть.

    • Анонимно
      25.07.2020 12:04

      А мясо вы тоже картонное едите?

      • Анонимно
        25.07.2020 14:09

        Да, самое лучшее для него видимо раскрашенный картон - значительно лучше не ракрашенного ))))

        • Анонимно
          26.07.2020 16:51

          Как бы не предложил переселить с ветхого жилья на картонное. Партийный наверное, иначе такое не предлагал бы.

  • Анонимно
    25.07.2020 12:14

    Этот человек Бадров, сам в буквалиста превратился незаметно для себя, следуя какой то выдуманной самим собой букве в дальнейшем он дойдет до того, что начнет утверждать, что раз живем в "развитой стране", то не нужно не только продукты зерно и мясо раздавать, но и не нужно и деньги раздавать, ведь в те времена люди не ели по несколько дней, а сегодня люди покупают разные ненужные безделушки, поэтому достаточно просто верить в душе и ничего не делать. Это с древних времен стандартное мышление и поведение людей следующих своим страстям, которые исказили посланные Откровения.

  • Анонимно
    25.07.2020 13:26

    Одна и та же унылая волынка из года в год. Батров уже исписался.

  • Анонимно
    25.07.2020 16:40

    Батров путает СМЫСЛ фитр-садаки и курбана.


    Смысл фитр-садаки - это помочь нуждающимся тоже ОТПРАЗДНОВАТЬ Курбан-байрам. Поэтому понятно, что для праздничного стола могут быть актуальные разные продукты, которые можно купить за деньги.


    А вот смысл курбана, то есть принесения в жертву барашка, НЕ В ТОМ, ЧТОБЫ КОГО ТО НАКОРМИТЬ, а в том, чтобы ПРОЯВИТЬ СВОЕ ПОДЧИНЕНИЕ И БЛАГОДАРНОСТЬ АЛЛАХУ ЧЕРЕЗ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ ЖИВОТНОГО. Именно поэтому курбан считается принятым уже непосредственно в момент заклания барана, а что там человек будет делать с этим мясом (то ли сам съесть, то ли организует стол и пригласит гостей, то ли раздаст и т.д.) - это уже неважно для действительности курбана, а является уже опциональным и второстепенным.

  • Анонимно
    25.07.2020 16:53

    А вот действительно, зачем в городе человеку, который нуждается, мешок с зерном. Нет, так и будут следовать,,букве закона,,.
    Исписался не исписался - не важно . Важно то что, актуальность существует .

    • Анонимно
      25.07.2020 19:06

      Город не только из небоскребов состоит, особенно Казань - здесь поселков десятки. Так что какой-нибудь бабушке из частного сектора мешок с зерном вполне сгодится.
      Актуальности - 0!

  • Анонимно
    25.07.2020 19:06

    Интересно,от тенгрианство,что сохранили татары?

  • Анонимно
    25.07.2020 21:48

    Тут я поддержу Рустам Хазрата, сейчас из корбана делают бизнес где это видано баран стоит 9 т. р. на эти деньги можно спокойно купить 30 кг. говядины которую можно спокойно есть, а баранину не все могут . Да и заваливают после курбана мясом нуждающихся, а они бедные думают что с ним делать ведь у них холодильника нет что бы его хранить. Нужно переосмыслить понятие жертвоприношения, ведь жертвовать значит любить.

    • Анонимно
      25.07.2020 22:15

      Уверенны, что в Дагестане баран стоит 9 тысяч?
      Конечно нет, их там завались.
      Проблема в том, что в нашей местности баранов практически перестали выращивать, а дефицит всегда ведет к удорожанию продукта. Вот и вся разгадка.
      Переосмысливать обязательные постулаты не нужно, их нужно выполнять, а заодно и возрождать традиции овцеводства в Республике, тогда проблема сама просто перестанет существовать из-за дешевизны вопроса.

  • Анонимно
    26.07.2020 00:26

    Спасибо Рустам хэзрэт. Сторонников ваших думаю много. Желание помочь ближнему это одно, слепое следование не включая мозги другое. Откуда корни этого обряда, кроме того, чтобы проявить добросердечность. Жертвоприношение совершались людьми в качестве жертв. Пророк Ибрагим понёс своего ребёнка единственного, чтобы показать послушание. Бог его остановил и заменил бараном. Пора уже понимать корни, которые идут от язычества и изменить. Сколько бы человечество ни жило, разум остался темным и примитивным. Животные живые существа, им тоже жизнь дорога.

    • Анонимно
      26.07.2020 16:55

      Да, Рустам. Включите уже мозги. Учите логику, тексты. Найдите себе наставника. Настоящего, а не как того...

  • Анонимно
    26.07.2020 02:19

    Батров сам не понял, что написал. Его очередное "новое" открытие ислама. Другие исламские ученые, оказывается, веками заблуждаются.

  • Анонимно
    26.07.2020 05:50

    Необходима разумное сочетание обоих подходов: во-первых, помогать нуждающихся надо всегда, в не только во время религиозных праздников, и во вторых для сохранения идентичности важное значение имеет соблюдение традиций, в том числе жертвоприношения, конечно, по мере возможности.

  • Анонимно
    26.07.2020 08:03

    Массовый забой скота в псевдорелигиозном рвении - это варварство. Еще один насаждаемый способ вернуть сознание людей в темное средневековье.
    Батров говорит не о том, что не надо делать жертвоприношение в Курбан-байрам и раздавать нуждающимся. Он за разумный подход в этом деле.
    А то люди, которые могут позволить себе барашка за 9 тыс., но вряд ли строго придерживаются других канонов ислама в жизни, выставляют себя благодетелями, кичатся напоказ своими возможностями.
    Мое мнение: массовый забой скота вообще запретить, как противогуманный акт жестокого насилия. При мечетях организовать ограниченный забой жертвенных животных с последующей раздачей или выдачей нуждающимся и желающим быть приобщенными к празднику. А то и продажу организовать, а деньги от выручки направлять в дома престарелых, детские приюты. Ведь цель жертвоприношения - обретение благости и смирения перед лицом Всевышнего.

    • Анонимно
      26.07.2020 16:57

      Там не массовый. А поочередный.
      Если так прям хотите, и вас есть программа, то организуйте. Соберите своих сторонников и помогайте домам для престарелых.
      А в ислам не лезьте.

  • Анонимно
    26.07.2020 08:10

    Есть рациональное зерно в рассуждениях и доводах! Не надо обижать автора из-за неприятия и непонимания его выводов! Каждый волен жить так, как считает нужным. Только правильно ли это?

  • Анонимно
    26.07.2020 13:51

    Автор абсолютно не прав в своих взглядах по поводу раздачи денег вместо жертвоприношения, т.к. жертвоприношения в виде животного описывается в Коране, в сура Алькавсар, для пророка а.с. оно фарз, а для нас ваджиб( ханафиты) , то есть эта школа посчитала, то, что для пророка а.с. фарз, то для нас ваджиб, а шафииты посчитали, то, что для Него фарз , для нас сунна, но это не к нашей теме, жертвоприношения приводится в Коране, и поэтому нужно обязательно резать животное, Абу Ханифа не считал, что вместо курбана можно отдать деньги нуждающим, а то, что кто то делает на этом бизнес, сами ответят в судный день, не нужно искажать учение Абу Ханифы, он был великим ученым

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль