Все новости Татарстан Закамье

Еще новости
Еще новости
Еще новости
Не забудьте поздравить 17 Октября
Опросы Архив
А вы задумывались о покупке криптовалюты?
Эксклюзив

Спецпроект

«Почему халяльные продукты выбирают люди разных конфессий?»

Вкусно, полезно, натурально — где приобрести халяльные продукты и куда сходить с семьей и друзьями

Новости
6.10.2017

Шаймиев призвал не политизировать вопросы изучения татарского языка: «Ведь в 90-е мы прошли по острию...»

Госсоветник РТ Минтимер Шаймиев на торжественном приеме в честь Дня учителя призвал не политизировать вопросы родного языка. По его словам, языковая политика должна объединять РФ, сообщает «Татар-информ».

Фото: tatarstan.ru

«Уже после революции в первых конституциях СССР было написано, что автономные республики — это государства. Так было и так есть в Конституции Российской Федерации, не говоря уже о Конституции республики. Потому что республики в составе развивающейся РФ укрепляют страну, наравне со всеми вносят свой достойный вклад, и надо очень осторожно подходить к решению этих вопросов», — цитирует агентство Шаймиева.

По его словам, русский язык «помог и помогает нам стать такими, какие мы есть сейчас», но есть и государственные языки республик. Россия — это многонациональная федерация.

«У нас хватит разума сесть и рассмотреть все накопившиеся проблемы, ведь в 90-е мы прошли по острию. Нет вопросов, которые нельзя решить. Президент Татарстана в своем послании Госсовету высказал свою позицию по этому вопросу. Основываясь на этом, нам нужно вести работу, и мы это сможем сделать», — сказал Шаймиев.


Также Шаймиев отметил, что хотя он учился в чисто татарской школе, экзамены сдавал на русском языке

«Некоторые говорят: тогда так было, тогда-то так было… Очень не так было, как хотелось! Мы через это проходили. Окончив национальную школу на чистейшем татарском языке, мы экзамены сдавали вступительные у себя в республике на русском языке. Мы занимались переводом на русский язык всех наших предметов. И, надо отдать должное, многие проходили, набирая высокие баллы», — отметил госсоветник РТ.

Напомним, в российских регионах вопрос о сохранении родных языков стал одним из самых обсуждаемых после августовского заседания совета по межнациональным отношениям в Йошкар-Оле. По его итогам президент РФ Владимир Путин дал поручение, согласно которому генпрокуратура РФ совместно с Рособрнадзором должна до 30 ноября проверить, как в регионах соблюдают закон «Об обеспечении прав граждан на добровольное изучение родного языка из числа языков народов России и государственных языков республик».

Минниханов, говоря о преподавании языков в республике в ходе ежегодного послания Госсовету РТ, раскритиковал министерство образования РТ за неэффективность работы по этому направлению. Он подчеркнул, что при сохранении приоритетов в изучении государственных и родных языков ведомству надо сделать акцент на обеспечении уровня знаний и владения русским языком.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Читайте нас в Telegram
Комментарии (243) Обновить комментарииОбновить комментарии Оставить комментарий
Анонимно
6.10.2017 16:09

Главное не ставить равенства между изучением татарского языка и его принудительным навязыванием и тогда не придется ходить по острию.

  • Аглиуллина
    6.10.2017 16:05

    Действительно. В 90е смогли сохранить хотя бы часть России, неужели сейчас не сможем и изучение татарского языка в школах настолько большая проблема, чтобы постоянно возмущаться по этому поводу? Есть же огромное количество других, действительно важных проблем.

    • Докукин
      6.10.2017 16:20

      Так, как сегодня происходит "добровольное" изучение татарского языка в национальных школах, а других школ в Татарстане ПРОСТО НЕТ,-действительно большая проблема.
      Но любая проблема имеет размер. Узнаем размер проблемы после 30 октября... Очень надеюсь.

      • Аглиуллина
        6.10.2017 17:06

        Вам это СМИ сказали? Верьте им больше. И начните уже с нормальными людьми общаться, которым можно в глаза посмотреть, а не в соцсетях.

        • Анонимно
          6.10.2017 17:48

          А зачем верить СМИ? Вам Докукин правильно пишет. Еще в прошлом году заходил на edu.tatar.ru и видел, что в школах Казани используется преимущественно учебный план с русским (неродным) языком обучения. Я понимаю, что Вы от доброго сердца пишите, но Вы раньше нашу проблему не замечали, поэтому не в курсе ситуации.

          • Анонимно
            6.10.2017 23:21

            большинство и хочет на русском. перспективы, понимаете ли

        • Анонимно
          6.10.2017 19:43

          именно с ними и пообщались. Докукин тоже похоже

      • Анонимно
        6.10.2017 19:22

        Приезжайте в районные школы, увидите сами, что дети занимаются с удовольствием.

    • Анонимно
      6.10.2017 17:40

      Согласен с Вами, проблема решается просто, без всякой политики: изучение татарского языка становится добровольным для тех, для кого он не является родным. И все, напряжение в обществе снято, нет больше темы для нагнетания обстановки, генпрокуратора занимается другими важными вопросами.

    • Анонимно
      6.10.2017 20:08

      сам я татарин и если я оч. захочу,чтоб мои дети углубленно изучали татарский язык,в Казани,нет проблем-отдам их в татарскую гимназию!Но не сделаю этого-куда затем пойдут работать мои дети,профессионально знающие родной тат. язык-в глухой аул-сказки читать древним бабушкам перед сном?

  • Анонимно
    6.10.2017 16:06

    Я так понимаю, что татарский все-таки будет на добровольном изучении?

    • Анонимно
      6.10.2017 17:02

      Все уже решили,не будет.

      • Анонимно
        6.10.2017 19:44

        совсем не будет? это вы зря. запрещать никто не будет

      • Анонимно
        7.10.2017 09:14

        Заблуждаетесь, уже пошли представления прокуратуры РТ в том же ключе, что были в Башкирии. А в Башкирии, как известно, русский язык теперь изучается в полном федеральном объеме, а родной язык - по заявлению родителей. Вот, можете почитать скан представления прокурора.
        https://vk.com/rus_rodnoy?w=wall-147612517_31274

      • Анонимно
        7.10.2017 19:25

        будет добровольное изучение!

    • Анонимно
      6.10.2017 21:43

      «Сохранение, изучение и развитие государственных языков» заложено 101,8 млн рублей, «Реализация государственной и национальной политики» — 9,4 млн рублей, "Сохранение национальной идентичности татарского народа» — 8,8 млн рублей. Вот такие суммы выделяют на нац. язык.

      • Анонимно
        7.10.2017 11:21

        А на сохранение национальной идентичности русского народа что то выделяется?

      • Анонимно
        7.10.2017 12:09

        21.43:
        И сколько же из этих миллионов бездарно украдут!

  • Анонимно
    6.10.2017 16:08

    Причем тут сохранение языка, речь идет о том, чтобы не заставляли нетатар учить этот язык, а татары пусть учат на здоровье.

    • При том, что вы дальше своих "мыслей" ничего не видите. Статья не о добровольности языка, а о том, чтобы не переводить тему в политическую плоскость. Это обычный бытовой вопрос

      • Анонимно
        6.10.2017 16:20

        татары-националисты и переводят эту проблему в политическую плоскость, им кажется, что нападают на их национальность и их язык, в то время как никто не против изучать язык в меньшем объеме (чтобы уделить время другим предметам и не заставлять начальную школу учиться по субботам) и большинство с уважением относится к татарам.

        • Анонимно
          6.10.2017 16:35

          Татарстан это государство в составе РФ,будьте любезны выполнять законы Республики Татарстан,которые не нарушают законы РФ.

          • Ох. Сколько вам можно повторять, что изучение татарского языка никоим образом не нарушает законодательство РФ

            • Анонимно
              6.10.2017 17:42

              В свободное время можете изучать хоть суахили, хоть астрологию.
              А изучение предметов в государственных школах регламентировано Законом РФ об образовании и ФГОС.

              Согласно ФГОС, татарский язык изучается татарами как родной язык в обязательной части учебного плана.
              Все, для кого татарский язык не является родным, тоже могут его изучать, если захотят. Для этого существует вторая часть учебного плана, формируемая по согласованию с родителями.

              Поэтому, разумеется, изучение татарского не нарушает законодательство РТ, если происходит в соответствии с этим законодательством - то есть добровольно.

              • Анонимно
                6.10.2017 18:15

                А почему добровольно должен изучаться только один предмет- татарский язык? Почему остальные школьные предметы не изучаются по принципу добровольности?

                • Анонимно
                  6.10.2017 18:33

                  В какой то школе больше физики
                  в какой то больше химии
                  где то иностранный язык изучается больше остальных предметов
                  в хореографическом училище, где ребёнок с возраста десяти лет может учиться вообще танцы каждый день, но и другие предметы есть
                  Вы можете добровольно выбирать себе школу.

            • Анонимно
              6.10.2017 19:08

              Но, не изучение - нарушает
              законы РТ!

              • Анонимно
                6.10.2017 19:14

                Законы противоречащие федеральным законам не действительны.

              • Анонимно
                7.10.2017 11:50

                Посмотрим на решение прокуратуры РФ! Мы все живём в первую очередь в России-матушке!

                • Анонимно
                  7.10.2017 12:13

                  11.54 :
                  Не забывайтесь ! Что Вы живёте на территории Золотой Орды, благодаря которой и сформировалась российская государственность!

            • Анонимно
              6.10.2017 20:22

              самовнушение- не всегда хорошо

          • Анонимно
            6.10.2017 17:12

            именно: которые не нарушают

          • Анонимно
            6.10.2017 22:51

            какое государство а государстве? РТ - регион РФ, как и остальные республики

          • Анонимно
            7.10.2017 10:41

            А вам лично это зачем надо? Мне вот все равно будут ваши дети изучать математику, физику, русский язык или не будут. Это уж сами решайте.

        • Как раз таки наоборот. И давайте отдельных личностей, агрессивно настроенных, не будем брать в расчет. Татары изначально тоже были за сокращение татарского в школе. точнее за равное количество часов русского и татарского и если нужно было для этого убрать некоторое количество часов татарского - мы бы пошли навстречу. Но особо упертые родители требовали его вообще отменить, что лично я воспринимаю как личное оскорбление

          • Анонимно
            6.10.2017 18:03

            Поясните про "оскорбление". Вы считаете, что чуваши в РТ на уроках родного языка не могут изучать чувашский? Стандарт говорит именно про это.

            • Анонимно
              6.10.2017 18:18

              Не приплетайте сюда чуваш. Они у себя, в Чувашии ,тоже против добровольного изучения их гос. чувашского языка. Гос. языки в нац. республиках должны изучаться всеми школьниками. Иначе, зачем проживать в нац. регионах?

              • Анонимно
                6.10.2017 18:35

                чем чуваши отличаются от татар ?

                • Анонимно
                  6.10.2017 21:07

                  Тогда у меня к Вам вопрос, Почему нет Чувашских школ в Москве, Вологде, В Самаре????

              • Анонимно
                6.10.2017 18:37

                Что значит "зачем проживать"? Многие люди где родились, там и проживают. Не у всех есть средства на переезд или желание переезжать.
                У всех людей равные права независимо от места проживания. В том числе и право учить свой родной язык.

                Я не могу понять, почему Вы отрицаете и игнорируете закон. Вы анархист?
                Закон не требует изучать гос.языки субъектов. Он говорит о изучении родного языка человека.

                • Анонимно
                  6.10.2017 18:41

                  "Закон не требует изучать гос.языки субъектов. Он говорит о изучении родного языка человека."
                  Опубликуй Закон-О Родном Языке.

                  • Анонимно
                    6.10.2017 19:30

                    Народ,обратите внимание,в запросе нет суждения и осуждения,но 8 минусов за 3 минуты.Ещё раз спрашиваю,Опубликуй Закон-О Родном Языке!

                  • Анонимно
                    6.10.2017 21:20

                    По конституции РФ язык государственный любого субъекта изучать право а не обязанность, кто хочет тот учит. А то что местный закон о языках и местная конституция РТ не соответствует основному закону, это не наши проблемы, пускай устраняют несоответствия. Конституция РФ в приоритете, об этом все Путин и сказал.

                • Анонимно
                  7.10.2017 10:42

                  Я живу в москве, здесь есть возможность изучения родного языка причем бесплатно, но одно но - в ущерб всему остальному а не там где все получают знания т.е. школе.

              • Анонимно
                6.10.2017 18:38

                Потому что Казань - российский город.

              • Анонимно
                6.10.2017 18:39

                Далее. Что значит "у себя в Чувашии"? Здесь, в РТ, живет более 100 тысяч чувашей. У себя живут, на своей родине. У себя дома, а не в гостях.

                Вы что хотите сказать? Что чтобы учить свой родной язык, им нужно отсюда уехать?
                Постыдились бы.

                • Анонимно
                  7.10.2017 10:44

                  Ну посмотри ты в москву и другие города руси. Как там реализуется это право у народов!

              • Анонимно
                6.10.2017 18:41

                Согласно ФГОС многие предметы могут преподоваться по выбору родителей, в том числе не родные языки.

              • Анонимно
                6.10.2017 18:55

                Все мы у себя в России, не надо растаскивать страну!

                • Анонимно
                  7.10.2017 12:22

                  18.55:
                  Скоро уже и растаскивать ничего не останется - рожки да ножки! ))

              • Анонимно
                7.10.2017 09:17

                В Чувашии уже чувашский язык изучается на добровольной основе и, более того, в их школах вводится пятидневка по примеру Москвы.

              • Анонимно
                7.10.2017 10:46

                А мои предки и не проживали в нац регионе. Этот регион потом стал нац, при советской власти. И что теперь?

                • Анонимно
                  7.10.2017 15:58

                  10.46:
                  Теперь нет советской власти и поэтому нет никакой необходимости на неё сваливать!

            • Анонимно
              6.10.2017 19:45

              В Татарстане полно чувашских школ.
              Там родной-чувашский

              • Анонимно
                6.10.2017 20:44

                Поезжайте в Буинский район Татарстана,там газеты издаются на трёх языках,-татарском,чувашском,русском.

              • Анонимно
                6.10.2017 21:05

                к 19:45
                "Полно", говорите? И где же они находятся, допустим, в муниципальном образовании город Казань?

                Ну и чтобы два раза не вставать, второй вопрос: а русские школы есть? Чтобы там на уроках родного языка русский учили?
                А то в народе говорят, что сейчас во всех школах на этих уроках все без разбора учат татарский.

          • Анонимно
            6.10.2017 19:46

            на встречу? вы о чем? вы выбрали себе направление в жизни - здорово. у других такое же право

        • Анонимно
          7.10.2017 14:40

          16.20:
          И Фандас Сафиуллин здесь больше всех отличился!

    • Анонимно
      6.10.2017 19:49

      Спасибо не надо. Как татарин говорю не нужен моему ребёнок татарский язык ср всей его грамматикой. Дома разговарваем и этого достаточно. Пусть сделают этот язык добровольным. Кто хочет пусть учит...

      • Анонимно
        6.10.2017 23:09

        Вы за всех не говорите, ведь есть дети- будущие писатели на татарском языке, общественные деятели, историки, музыканты, режиссеры, преподаватели и т.д. И еще это доказано, любая информация лучше усваивается на родном языке. Если в детстве не дать возможность изучать татарский язык в обязательном порядке, мы потеряет наших выдающихся деятелей. Никакой школьник не откажется прогулять любой другой предмет, если это не так уж обязательно...
        А чтобы вы могли общаться дома на родном языке, кто-то на нем должен говорить на другом уровне

        • Анонимно
          7.10.2017 11:37

          Ну вот и учите в обязательном порядке! А всем остальным оставьте добровольно принимать решение об изучении татарского языка! Или вы думаете, что из нетатарских детей могут получиться татарские "писатели, историки, общественные деятели, режиссеры, музыканты???

  • Анонимно
    6.10.2017 16:09

    Главное не ставить равенства между изучением татарского языка и его принудительным навязыванием и тогда не придется ходить по острию.

    • Было долгое умолчание ответственных лиц, и сейчас чтобы они не говорили, влияния от этих слов уже не будет.

    • Анонимно
      6.10.2017 19:38

      "Тогда не придется ходить" вообще языку, культуре и народу татар, а следовательно и РТ- конец, чего многие и недальновидно желают, не думая о неприятных для всех последствиях.

      • Анонимно
        6.10.2017 21:19

        Многие и недальновидные, от кот что то зависело уже сделали. Имеем то что имеем. Разница с нами они имеют прихватизацию

    • Анонимно
      7.10.2017 11:38

      Ввести в паспорт графу нациоанльность! Если татарин, то обязательное изучение татарского языка, а если нет, то нет.

  • Анонимно
    6.10.2017 16:10

    так ни кто и не против татарского!!! не надо политизировать тему!!! Сделайте его добровольным и по нормальной методике обучения!!! и все будут довольны!!!

  • "Не надо раскачивать яхту"

    • Анонимно
      6.10.2017 17:06

      Да,а то действительно уже подташнивает от качки.

      • Угу. Ажно попкорн обратно лезет.
        А ведь пьеса с переодеваниями только-только началась.
        Боюсь, этак до вешалки не досидим.

        • Буре
          6.10.2017 20:54

          А вы почему как зритель?
          Вас никак не касается?
          Детей школьников нет?

        • Анонимно
          7.10.2017 14:47

          Эмилю:
          С переодеванием, имея ввиду политиканское хамелеонство - это Вы в самую точку попали!

  • Анонимно
    6.10.2017 16:27

    А "не политизировать" что именно означает? Это перестать обсуждать, перестать возмущаться навязанным решением, перестать высказывать собственное мнение? И какое будет решение если все вдруг не будут политизировать? Татары, это ваше право, его никто не оспаривает, изучайте пожалуйста! Если есть желающие изучать не среди татар - тоже изучайте на здоровье. А вот нетатар, нежелающих его изучать, не заставляйте!!! И все политизирование исчезнет само собой!

    • Не политизировать - это значит не переводить тему из обычной бытовой во что-то глобальное, только Трампу осталось написать о том, что вас не устраивает

      • Анонимно
        6.10.2017 17:20

        А я и не политизирую, лично я не хочу изучать татарский язык не по политическим мотивам, просто он мне на фиг не нужен и не надо меня заставлять!!!

      • Анонимно
        6.10.2017 17:26

        Написать в прокуратуру или президенту - это нормально, это не политизация. Если оставить все как есть - оно как есть и останется. Что, как известно, не устраивает добрую половину местных жителей, и это по скромным подсчетам.

        • Да, если не заваливать письмами администрацию президента, а когда оттуда письма спускают на региональный уровень, вопить, что все куплены

          • Анонимно
            6.10.2017 18:44

            Много недовольных, вот и заваливают. Запустили ситуацию

          • Анонимно
            6.10.2017 21:22

            У меня внуки Идут в школу в будущем году. Собиралась начать писать во все инстанции в этом году. Слава Богу, все началось меняться

          • Анонимно
            8.10.2017 08:26

            Не вижу не соответствия, у нас в Татарстане власть исполнительная, ей отписывают, смотрят как она исполняет, если не исполняет пишется вторая жалоба, что на первую не отреагировали, а там уж другие меры принимают.

        • Анонимно
          6.10.2017 17:55

          Все будете учить ребята,это закон РТ.

          • Анонимно
            6.10.2017 18:09

            У РТ нет полномочий на такой закон.
            Зато есть другое полномочие - участие в согласовании ФГОС. Все региональные "минобры" в этом участвовали.

            Так что Вы можете сходите в Минобр РТ и задать им вопрос - как же это они так? Почему согласовали ФГОС, по которому татарский язык нетатары изучают добровольно?
            Полагаю, всем будет интересно услышать ответ.

          • Анонимно
            6.10.2017 18:38

            А федеральный закон об образовании говорит что изучение не родных языков должно быть на добровольной основе.

            • Анонимно
              6.10.2017 20:47

              Приведите статью, не врите.

            • Анонимно
              8.10.2017 08:53

              а давайте отменим еще и иностранные языки. пусть у себя разговаривают а нам то зачем.мы знаем все русский. это называется узкий кругозор. да пусть изучается только разговорный. а в рт государственным являются 2 языка русский и татарский.

  • Анонимно
    6.10.2017 16:29

    Эхх,скинуть бы Бабаю,лет 30 и,Алга!.Он Великий Татарин.Мы не понимаем,с кем живём.Я,счастлив,что жил в его время.

  • Анонимно
    6.10.2017 16:35

    вкладчиков , когда они начали требовать вернуть деньги с банка с госучаием, местные прокуроры просили не политизировать проблему. Интересно получается, народ грабить - не политический вопрос. а требовать деньги- политический вопрос.

  • ПанАлекс
    6.10.2017 16:39

    в Вечерке уже опубликовали ответ директора школы на требование родителей изменить учебный план по татарскому языку нетатарами - пожалуйста, говорит, - приглашаю родителей обсудить и утвердить новый учебный план. Родители даже в шоке - неужели все так просто и легко решается???

    • Анонимно
      6.10.2017 16:56

      У нас есть другой вариант ответа от директора нашей школы, написанный как будто под диктовку Минобразования - все хорошо у нас в РТ, все по Закону, по Конституции, по решению Конституционного суда и поэтому ни о какой добровольности и не мечтайте...

      • Анонимно
        6.10.2017 17:14

        Просто переправьте этот ответ в генеральную прокуратуру вместе со своим обращением, что просите проверить его законность.
        Может в обращении прямым текстом написать, что Постановление Конституционного Суда требует соблюдать ФГОС, а в вашей школе он не соблюдается.

        • Анонимно
          6.10.2017 17:50

          В Татарии очень забитый народ. Особенно это видно по новостям о том же ЖКХ: пишут жалобы на КУ в саму управляющую компанию. Когда людям говоришь - Пишите жалобы сразу прокурорам всех уровней, то делают испуганные глаза и спрашивают - в не навредят ли они тем самым местным властям.

      • Анонимно
        6.10.2017 18:55

        Ага, а потом училки по татарскому на эгэ в туалетах ответу пишут и все сдают на "5"..... эффективное обучение называется.

    • Спорим, что устроят голосование и тех, кто будет за изучение татарского языка будет больше. Придется всем учить

      • Анонимно
        6.10.2017 17:29

        Ставлю рубль, что тех, кто будет за добровольное изучение тат.языка нетатарами, будет больше.

        • Анонимно
          6.10.2017 20:28

          И я готов поспорить. Конечно, больше будет тех кто за добровольное. В том числе татары будут "за"

      • Анонимно
        6.10.2017 17:30

        Большинство будет за добровольность, многочисленные соц. опросы это показали.

        Но в целом это ошибочная логика.
        Нельзя решением большинства заставлять всех в четверг есть рыбу, носить пальто "Большевичка" и ездить только на Лада-Гранта.
        У людей должен быть выбор. Разнообразие нужно и важно. Почему-то это понимают люди, писавшие ФГОС, но не понимают молодые комментаторы Бизнес-Онлайн.

        ФГОС отдает на согласование с родителями 20% учебного плана в младшей школе, 30% в средней и 40% в старшей. Казалось бы, радуйся - можно организовать классы на любой вкус. И с расширенным изучением математики, и химии, и татарского языка - все сделано, чтобы была возможность выбрать подходящее образование. Каждому по его образовательным потребностям, и никто не ущемлен.
        ФГОС за разнообразие, а Вы опять всех под одну гребенку хотите.

        • Соц опросы кого? Тех, кто из паблика в паблик бегает и голосует? Я вам больше скажу. Сегодня к друзья ходил, а сын друга сидел на каком-то сайте, заказывал себе лайки на аватарку и сам выполнял какие-то действия, типа лайк поставить кому-то на запись или фотку, поучаствовать в голосовании. Так вот, как раз когда он мне рассказывал что он делает, туда пришло задание в блоке "поучаствовать в опросе" и за выбор первого пункта давали баллы. Есть за другой проголосуешь - баллы не давали. Никогда не угадаете какой там опрос был... "Как вы относитесь к изучению татарского языка" и первый ответ как раз был "нужно отменить навязывание языка". То есть, вы понимаете как эти "опросы" делаются?

          • Анонимно
            6.10.2017 17:58

            Соц. опросы людей, уважаемый, людей.
            Вот и БО проводил опрос среди своих читателей.
            Вы почему-то считаете возможным игнорировать людей, а это очень плохо и приведет к печальным последствиям.

          • Анонимно
            7.10.2017 19:45

            Не будьте голословным, на каком сайте это было? Назовите, пожалуйста, обманываете, сударь)

        • Анонимно
          6.10.2017 18:38

          Не было соцопросов, вы путаете то, что было на БО с соцопросами. Для соцопросов существуют методики, которые должны быть репрезентативны, т.е. представлять в соответствующем объеме все категории опрашиваемых.
          Рим Дашкин

          • Анонимно
            7.10.2017 09:30

            Репрезентативный опрос будет в каждой школе с каждым родителем, который напишет заявление За или Против.
            Каждый решит за себя САМ! Дядя Фаттахов должен проявить присущую ему энергию и восстановить действие федерального законодательства в области образования и убрать практику телефонного согласования учебных планов, как будто он секретарь райкома - самый умный, а остальные ничего не понимающие колхозники -дураки.

      • Анонимно
        6.10.2017 17:46

        Принцип "демократического централизма", так горячо любимый КПСС в своё время, списан в утиль еще в 1985 году. Не забыли?
        И если тех кто "ЗА" будет больше - то ОНИ и БУДУТ его учить ,строго по своему желанию. Делов-то! Никто же не может запретить!

      • Анонимно
        6.10.2017 17:59

        И не просто учить,а учить намного уже качественнее,т.к плохо до этого усваивали.Со следующего нового учебного года будет новая методика изучения татарского языка,она уже готовится в МО РТ,что уже радует.

        • Анонимно
          6.10.2017 20:43

          Да вы правы уже потихоньку убирают часы татарского в неделю, в школах Казани, что уже радует.

        • Анонимно
          7.10.2017 16:13

          17.59:
          Новая методика, - говорите?
          Не верьте пока лично в результатах того не убедитесь!
          Одной методикой новой тут не обойдётся, если останется прежняя профанация и безответственность учителей по татарскому за конечный результат знания и активного владения татарском на нуле!

      • Анонимно
        7.10.2017 09:25

        Уже была куча опросов, включая опросы в чисто татарских группах ВК, везде подавляющее большинство от 60 до 90 процентов - за федеральный объем в изучении русского и добровольный татарский.

    • Анонимно
      6.10.2017 17:56

      Ну ты наивный человек.

  • Анонимно
    6.10.2017 16:52

    Вы выборы не забыли?Вот будут по квартирно учителя ходить и призывать учить татарски-и 86 процентов будет ЗА!

    • Анонимно
      6.10.2017 17:03

      Если люди добровольно ЗА - так это же прекрасно.
      Главное - не заставлять тех, кто не хочет.

      • Анонимно
        6.10.2017 18:02

        Я тоже много чего не хочу,но мы живём в правовом государстве,тем более в демократичном государстве Татарстан,где люди соблюдают закон.Закон о языках РТ один из важнейших,и это нужно выполнять.

        • Анонимно
          6.10.2017 18:33

          По федеральному закону об образовании татарский язык должен изучатся в добровольном порядке.

        • Анонимно
          6.10.2017 18:52

          Государство называется Российская Федерация.
          Вы можете ссылаться на референдум или декларацию о суверенитете, но про них есть Постановление Конституционного Суда РФ от 13 марта 1992 г.

          Оно гласит:
          "Признать положения части второй статьи 5 и статью 6 Декларации о государственном суверенитете Татарской ССР от 30 августа 1990 года, ограничивающие действие законов Российской Федерации на территории Республики Татарстан, не соответствующими Конституции РСФСР."

          "Признать постановление Верховного Совета Республики Татарстан от 21 февраля 1992 года «О проведении референдума Республики Татарстан по вопросу о государственном статусе Республики Татарстан» не соответствующим Конституции РСФСР в части формулировки вопроса, предусматривающей, что Республика Татарстан является субъектом международного права и строит свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров"

          "Согласно статьям 49 и 50 Закона РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР» настоящее постановление вступает в силу немедленно после его провозглашения, является окончательным и обжалованию не подлежит.
          Согласно части второй статьи 65 Закона РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР» с момента вступления в силу настоящего постановления все положения актов, признанные не соответствующими Конституции РСФСР, считаются недействующими."

          Заявлять о государственности РТ на основании недействительного референдума - это несерьезно.

        • Анонимно
          6.10.2017 20:00

          смешно про демократичный Татарстан. пять балов!

    • Анонимно
      7.10.2017 09:33

      Даже если они сегодня обманом подпишутся ЗА, потом в любой момент они могут написать заявление ПРОТИВ.
      И кстати, наоборот тоже. Эти заявления - не на всю жизнь, а до следующего заявления уведомляющего характера.

    • Анонимно
      7.10.2017 19:47

      Сейчас не 90-е годы, не будет этого!

  • Анонимно
    6.10.2017 17:02

    На этой волне в регионах РФ даже в татарских школах родной язык могут(уже процесс идет) оставить факультативом! Вот в чем проблема. Бабай, а это для татар не проблема? У нас 80 процентов татар живут за пределами Татарстана!

    • Анонимно
      6.10.2017 18:32

      В регионах РФ татарского языка уже не осталось даже факультативно, за редким исключением.
      Рим Дашкин

  • Tatar Хайпер
    6.10.2017 17:09

    Сейчас все любят всюду политику примешивать... политиканы политиканство развели. Правильно бабай говорит

    • Анонимно
      6.10.2017 18:36

      Этот - не наш бабай!
      Мой бабай - защищал СССР в Великую Отечественную, затем восстанавливал страну. Заслуженный строитель РСФСР. Ушел в 88 лет, проживая до смерти в 1 комнатной ленинградке.
      До конца жизни хранил все чеки из магазина стройматериалов, чтобы ни в чём не обвинили и не упрекнули.

      • Анонимно
        6.10.2017 20:59

        не козыряйте проблемами своего бабая. мой бабай, дважды ветеран, дом построил, 7-х детей выучил, и без всяких заслуженных. могу еще пример круче привести.

        • Анонимно
          6.10.2017 22:52

          Нынешние чиновники любят присваивать победы и достижения дедов и прадедов себе.

      • Анонимно
        6.10.2017 22:22

        18.36 Низкий поклон Вашему Бабаю, защитнику Отечества. Мой Бабай - Дедушка, защитник, участник Отечественной, вырастил много детей. Много лет его уже нет. В деревне до сих пор вспоминают с уважением

        • Анонимно
          6.10.2017 22:37

          Именно такие люди - оплот нашей с Вами страны. Царствия им небесного! Пусть земля им будет пухом.

      • Анонимно
        6.10.2017 22:53

        А мой отец пал под Ржевом и я его никогда не видел.

      • Анонимно
        7.10.2017 19:50

        Светлая память Вашему Бабаю! Вот же были люди!

  • Анонимно
    6.10.2017 17:11

    Алле, буржуазия.
    Хватит шантажировать, просто соблюдайте конституцию СТРАНЫ.

  • Анонимно
    6.10.2017 17:32

    Главное не перегнуть палку

  • Анонимно
    6.10.2017 17:43

    1. Для каждого обращения есть свой адресат.

    2. В данном случае он непонятен.

    3. Если обращение к нам, то оно явно не по адресу: нефтянку не приватизировали, Конституцию РТ шаг за шагом не кромсали и не сдавали, Национальный университета не сдавали.

  • Анонимно
    6.10.2017 18:01

    Русским дать разговорный навык. Но учить надо!

    • Анонимно
      6.10.2017 18:22

      Вас не Владимир Владимирович зовут? Вам кто-то делегировал право решать что нужно, а что не нужно народу? Тем более, что и люди уже свою позицию озвучили, написав заявления и в школы и в прокуратуру, и гарант Конституции высказался.

      • Анонимно
        6.10.2017 19:25

        Стесняюсь спросить, а право не изучать татарский язык - это единственное право, которое вам гарантировано?
        Хотелось бы побольше узнать про пособие на ребенка. В России оно аж почти уже 100 рублей в месяц!

        А чо?

        Ваше право на продолжение рода гарантировано))))

        • Анонимно
          6.10.2017 20:04

          Не надо стесняться, спрашивайте. Конечно мое право на продолжение рода гарантировано и никто не мешал мне им воспользоваться. И решение реализовать это право не зависит ни от каких пособий и льгот. А теперь я хочу воспользоваться правом на изучение моим ребёнком родного русского языка в том же объёме, чтои в других субъектах РФ, а также правом (а не обязанностью) добровольного изучения татарского языка.

          • Анонимно
            7.10.2017 16:21

            20.04:
            Все Ваши красивые слова демагогия, если за ними - ни гроша никто не даст на деле!

            • Анонимно
              7.10.2017 17:18

              За комплимент про красивые слова - спасибо. А никаких грошей я ни у кого и не прошу. Просто требую соблюдения моих гражданских прав в соответствии с законом. Все ж так просто, на что тут обижаетесь?

    • Анонимно
      6.10.2017 18:30

      На добровольной основе, согласно закону РФ об образовании.

      • Анонимно
        6.10.2017 20:55

        Нет такого в этом законе.

        • Анонимно
          6.10.2017 21:33

          Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

          3. РОДИТЕЛИ (законные представители) несовершеннолетних обучающихся ИМЕЮТ ПРАВО:
          1) ВЫБИРАТЬ до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, ЯЗЫК, ЯЗЫКИ ОБРАЗОВАНИЯ, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

          • Анонимно
            6.10.2017 22:15

            И где здесь про языки изучения?
            Говорится о праве выбора языка образования.
            А это совсем другое.
            Требование сдачи ЕГЭ на русском языке, декларируемое этой статьей право выбора языка образования у нерусских народов РФ отнимает. Выбора нет, языком образования в РФ является только русский.

            • Анонимно
              6.10.2017 22:20

              Первое слово ЯЗЫК означает язык изучения, затем после запятой идет речь о языке образования.

            • Анонимно
              6.10.2017 22:47

              Право выбора языка образования у нерусских народов никто не отбирал. Язык образования в соответствии с ФГОС может быть татарский, но с условием, что обязательный предметом изучения будет основной государственный язык страны. В Татарстане полно школ где образование идет на татарском языке.

              Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897
              "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"

              4. Стандарт направлен на обеспечение:
              … реализации права на изучение родного языка, возможности получения основного общего образования на родном языке…

              18.3.1. … Учебные планы обеспечивают ... возможность преподавания и изучения государственных языков республик Российской Федерации и родного языка из числа языков народов Российской Федерации, а также устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения.

              • Анонимно
                6.10.2017 23:20

                ЕГЭ на русском! Вы издеваетесь своим формализмом что ли? Фикция, а не право! Нужно быть сумасшедшим, чтобы давать своему ребенку татарское образование, когда ЕГЭ на русском. Из-за этого нет ни одной школы в РТ, с фактическим татарским языком обучения, а только с таким названием, фиктивным, есть.

        • Анонимно
          6.10.2017 21:50

          Слово добровольно конечно нет, но есть слово, имеют право изучать государственные языки субъектов. А иметь право это не обязанность. Это уже все давно поняли кроме вас и министра образования РТ.

          • Анонимно
            6.10.2017 22:17

            Заблуждаетесь. Там говорится о выборе языка образования, а выбора нет- только русский по всей РФ.

            • Анонимно
              6.10.2017 22:53

              хороший вопрос к региональному министерству образования. куда деньги ушли?

              • Анонимно
                6.10.2017 23:26

                Вопрос не туда, а к Путину, почему ЕГЭ обязал на русском сдавать. А региональные министерства здесь бессильны. А деньги федералы подсказали, наверное, куда пустить.

  • Анонимно
    6.10.2017 18:03

    Давление на татарский язык это действительно политический вопрос,гражданам Татарстана не нужно поддаваться провокациям из вне.

    • Анонимно
      6.10.2017 19:12

      Есть граждане Российской Федерации (о чём и написано в паспортах). Граждан Татарстана не существует - есть жители Татарстана. В Татарстане проживают граждане Российской Федерации.

      • Анонимно
        6.10.2017 19:40

        А в Российской Федерации есть русские,татары,мари,чуваши,дагестанцы,чечены,ну,и так далее?

        • Анонимно
          6.10.2017 19:49

          Есть конечно и все они граждане Российской Федерации!

          • Анонимно
            7.10.2017 16:25

            19.49:
            Зарубите себе: какой Вы гражданин, если Ваши гражданские права чистой воды профанация в авторитарном государстве! Мы - скорее отстой для власть имущих!

      • Анонимно
        7.10.2017 11:31

        Изучите конституцию.

  • Анонимно
    6.10.2017 18:13

    Закон есть закон. Его надо соблюдать, а если он не нравится надо бороться за его отмену, а не пытаться искажать нормы закона. Мы же не протестуем против Правил дорожного движения, хотя они многим не нравятся.

  • Анонимно
    6.10.2017 18:22

    Отказ от обучения татарскому языку надо обязательно увязать с отказом от дальнейшего занятия государственных должностей в республике. Т.е. отказываешься от изучения татарского языка, значит отказываешься от дальнейших претензий на работу в госслужбе республики. Это облегчит ситуацию. Действительно, зачем мучить людей, для которых это неподъемная тяжесть или тех, у кого планы на жизнь не связаны с Татарстаном. А есть и те, которые видят себя в каких-то профессиях, которые не требуют знания какого-либо языка вообще.
    Рим Дашкин

    • Анонимно
      6.10.2017 18:35

      "... с отказом от дальнейшего занятия государственных должностей в республике..."
      Эта называется дискриминацией по языковому признаку!!!

      • Анонимно
        6.10.2017 19:36

        Дискриминацией это будет, когда татарский будет запрещен по национальному признаку, а знание татарского наряду с русским будет ставить всех в равное положение.
        Рим Дашкин

        • Анонимно
          6.10.2017 19:44

          Никто татарский язык не запрещает. Хватит уже всякую ерунду писать! Только знание русского языка даёт всем гражданам РФ равные возможности!

          • Анонимно
            6.10.2017 20:17

            "Никто татарский язык не запрещает"
            Приезжай,в Ульяновскую область,г,Димитровград.Убедишься,что Татарского языка нет,ни на ТВ,ни на Радио,в школах только факультатив.При 6-ти часовой нагрузке детей и школьников,кто будет ходить и изучать Родной язык?Живём,только концертами,певцами из Татарстана.Спектаклей,из Казани не видим,вообще.То есть,никогда не приезжали.Звонил,в Управление Культуры Области,сказали,что они не обязаны вызывать.Предложили,Татарской Автономии собирать деньги,и приглашать,за свой счёт,артистов из Г Камала.

            • Анонимно
              6.10.2017 20:29

              А с чего вы решили что вам кто-то чем-то обязан? Вам кто-то запрещает пригласить к себе в город татарский театр? Не не запрещаете. Вам ктото запрещает общатся на своем родном языке? Уверен что нет.

            • Анонимно
              6.10.2017 22:54

              а ещё в штатах тоже самое

          • Буре
            6.10.2017 20:25

            Только знание русского языка даёт всем гражданам РФ равные возможности!

            И братья Шаймиевы знают русский и я знаю с братьями русский
            А возможности что то не равные

            Может не в знании русского языка дело?)))

            • Анонимно
              6.10.2017 21:04

              Нет,ВОЛК.Психологами давно изучено и доказано,что,если Ребёнок не освоил Родной язык,и не изучил Курс начальной школы,то,он,НИКОГДА,не освоит арифметику,математику.А это,единственные дисциплины,что приводят мозг в порядок.После математики,Человек полноценен,не станет наркоманом,и преступником.

      • Анонимно
        6.10.2017 21:09

        для 18.35
        Не усложняйте, все гораздо проще!!!
        Это будет называться "несоответствием на занятие государственных должностей"

    • Анонимно
      6.10.2017 18:59

      Так это уже и так давно сделано , наивный. Америку открыли. А зачем закон рт о знании 2-х гос языков принимали то? Ржу не могу.....

    • Анонимно
      6.10.2017 19:16

      Наоборот, надо закрепить пропорциональное представительство на всех уровнях и во всех ветвях власти - законодательной, исполнительной и судебной.
      Чтобы не было так, что человек обращается на своем родном языке, а его не понимают.

    • Анонимно
      6.10.2017 19:23

      Согласен.

    • Анонимно
      7.10.2017 19:57

      Ой, как много образованных татар, почему то из Татарстана уезжают! Не знаете почему? И татарский хорошо знают, но к кланам татарским отношения не имеют! У нас только удащливые хорошо живут в Татарстане)

  • Анонимно
    6.10.2017 18:27

    Шаймиев сам политизирует эту тему своими словами, а нужно просто исполнять федеральное законодателство, которое по конституции РФ превыше регионального.

    Читайте правовое разъяснение прокурату, касающееся добровольности изучения родных языков.

    В СВЯЗИ С ПОСТУПАЮЩИМИ ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН С ПРОСЬБОЙ РАЗЪЯСНИТЬ ВОПРОС ОБЯЗАТЕЛЬНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ В ШКОЛАХ РЕСПУБЛИКИ РОДНЫХ ЯЗЫКОВ, РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, А ТАКЖЕ БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА ПРОКУРАТУРА СООБЩАЕТ

    В школах может вводиться преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации, граждане имеют право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации (ст. 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).
    Таким образом, законом закреплено право, а не обязанность по изучению родных языков и государственных языков субъектов Российской Федерации.
    Преподавание государственных языков субъектов Российской Федерации и родных языков осуществляется с особенностями.
    Здесь должны учитываться Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», федеральные государственные образовательные стандарты, базисный учебный план.
    Важно, чтобы учебные планы школ, которые предусматривают изучение башкирского языка и родных языков, соответствовали требованиям закона.
    Учебный план общеобразовательной школы - это документ, содержащий перечень изучаемых в ней учебных предметов, их распределение по годам обучения и количеству часов на каждый предмет.
    При утверждении учебных планов обязательно учитывается мнение каждого родителя (законного представителя) учащихся, относительно изучения предметов (ч. 3 ст. 30, п.п. 1, 7 ч. 3 ст. 44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).
    Преподавание родных языков, в том числе башкирского языка, вопреки согласию родителей (законных представителей) учащихся, не допускается.
    За нарушения равенства прав и свобод человека и гражданина предусмотрена уголовная ответственность по ст. 136 УК РФ. За незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций предусмотрена административная ответственность по ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ.

  • Анонимно
    6.10.2017 18:34

    Отменить обязательный ЕГЭ по-русскому и проблема исчезнет.
    Рим Дашкин

    • Анонимно
      6.10.2017 19:15

      Поддерживаю! Чем больше будет таких безумных предложений от радетелей обязательного обучения татарскому языку, тем быстрее будут приняты правильные решения по этому вопросу.

    • Анонимно
      7.10.2017 11:34

      логично.. Но - ЕГЭ ведь нужен только для поступления в ВУЗ?
      Значит, те кто сдавал на татарском, только в татарский (не татарстанский ВУЗ)? Другим Вузам зачем брать студентов с непонятными результатами ЕГЭ?

  • Анонимно
    6.10.2017 18:56

    А кто из русских закончивших среднюю школу знает татарский язык?

    • Анонимно
      6.10.2017 19:22

      Процент выпускников школ, худо-бедно говорящих на татарском, всё же выше, чем также говорящих на английском.
      Предлагаю в большинстве школ России провести прокурорскую проверку о наличии заявлений родителей по поводу изучения английского языка

      • Анонимно
        6.10.2017 19:39

        Как раз наоборот. Английский в РТ знают лучше, чем татарский. Пример - выпускники школ (11 класс) сдают английский язык довольно хорошо. А, вот, сдавать татарский - желающих практически нет.

        • Анонимно
          6.10.2017 20:26

          99 % английский забывают через год
          Как и татарский
          Как и химию

      • Анонимно
        7.10.2017 11:36

        А вы не предлагайте, а пишите в прокуратуру, если что не устраивает.

    • Анонимно
      6.10.2017 19:34

      Учится учится и ещё раз учится татарскому языку каждому гражданину Татарстана.

      • Анонимно
        6.10.2017 19:46

        Вы бы сначала научились понимать то, что пишете. В словах "Учится" и "учИться" даже ударение разное. Ну, нельзя же быть таким безграмотным!

        • Анонимно
          8.10.2017 08:40

          Мы многие не можем, так хорошо знать русский, у нас было в два раза меньше часов по - русскому, чем положено по фгосам

  • Анонимно
    6.10.2017 19:48

    Спасибо Минтимеру Шамиеву за его политику обьединяющую людей разных национальностей, проживающих в Татарстане. При изучении научных трудов Арбузова А.Е и Б.А.., Муштари А.И., Камая Г.Х., Лобачевского Н.И., БутлероваА. М. и многих многих других ученых работавших в Казани мы прежде всего гордимся их вкладом в общемировую науку. А национальность - это уже частность.

    • Анонимно
      6.10.2017 20:57

      Ну да, ТАИФ это тоже частность. История приватизации установки ЭЛОУ-АВТ НКНХ в 1997 тем более. Вот только никто - ничего не забыл.

      • Анонимно
        6.10.2017 22:43

        Не переживайте, вам бы все равно не досталось, Москва рулит.

        • Анонимно
          6.10.2017 23:26

          Тогда рулила не Москва, были постановления КМ РТ, просто сейчас нужна воля федералов для вопросов подписантам.

        • Анонимно
          7.10.2017 16:29

          22.43 :
          Это Вы не переживайте за других! ))

    • Анонимно
      6.10.2017 21:40

      После 90-х: Арбузова, Бутлерова и Лобачевского ученых такого формата здесь не смогли бы вырастить.

      • Анонимно
        6.10.2017 22:42

        Именно здесь и растим. на наших выпускниках вся оборонка до сих пор держится. А есть ли среди них Бутлеровы покажет история. Да и генетический материал уже в основном не тот. С 1917 года уничтожается элита России.

  • Fandas Safiullin
    6.10.2017 19:52

    У спровоцированного, не из-за языков, языкового вопроса в Татарстане — политические мотивы и причины. А конкретные краски и искры острых до неприличия споров — это лишь следствие исходной политики.

    Отмена национального компонента в госстандартах образования федеральным законом в 2007 году оставила вне закона преподавание родных нерусских языков, национальной литературы, культуры, традиций и истории своего народа, которые изучались в рамках отмененного компонента, остались вне защиты закона. Республики лишились права на издание своих учебников для национальных школ.
    Была прекращена подготовка учителей для национальных школ.
    Начался массовый переход татарских школ на русский язык обучения
    Право изучать другие предметы на родном нерусском языке тем законом было оставлено до поры, до времени.
    Запрет приказом Министерства образования и науки РФ итоговых экзаменов (ЕГЭ) на родном нерусском языке обучения стал смертным приговором национальным школам и приведением приговора к исполнению
    Мало того, установление норм ЕГЭ по русскому языку для национальных школ по высшему уровню сложности, то есть на уровне родного русского языка в русских школах, стало уже прямым принуждением учащихся национальных школ к отказу от родного языка — ради продолжения обучения в ВУЗах.
    То есть, система национального школьного образования, практически, уничтожена. Последние школы доживают на отчаянном энтузиазме коллективов и родителей.
    Это разве не политика? Это политика в самом наглядном и неприглядном виде!
    Последняя, уже остаточная, законодательная возможность сохранить татарский язык в школьной системе образования Татарстана — конституционное право республик, согласно статьи 68 Конституции РФ, на второй, наряду с русским, государственный язык республик. Ныне и это право подвергается массированной атаке.
    Вне Татарстана, там, где язык не защищен государственным статусом, татарские школы исчезли полностью.
    Почти все татарские школы Татарстана стали русскоязычными школами. В том числе, и те, где учатся 100 % татарские дети. Назваться татарскими им было запрещено ещё задолго до их русификации. У всех школ уже одинаковый статус.
    Представим теперь установление добровольности татарского языка. Значит, он будет необязателен и для 100 процентно татарского контингента татарских учащихся в русифицированных школ даже в татарских деревнях и селах. С приведением всех и вся к «общему знаменателю» по языку обучения — так оно и будет.
    Да, так оно будет: кому — возможно, праздник великого злорадства, кому — национальная катастрофа.
    Кто и что привели всех нас — и татар, и русских — толкает к межнациональному конфликту, к краю пропасти? Не народы же сами.
    То, что сотворено разрушителями, может и должно быть исправлено. Тоже политиками. И народом, который за ними.

    • Анонимно
      6.10.2017 21:14

      Не понимаю почему ставите минусы.? Если он пишет правду, без украс и перегибов. Как оно есть!

      • Анонимно
        6.10.2017 22:56

        большинство, как видите, это правдой давно уже не считает. обидно? да. объективно? опять же да

        • Анонимно
          6.10.2017 23:15

          Как-то странно, но полковнику уже никто не плюсует. Потому что их время - закончилось.

      • Анонимно
        6.10.2017 22:58

        Правда это всегда больно,вот и минусуют недобросовестные граждане.

        • Анонимно
          6.10.2017 23:36

          Нет тут правды, одна сплошная ложь.

          1. "Отмена национального компонента в госстандартах образования федеральным законом в 2007 году оставила вне закона преподавание родных нерусских языков, национальной литературы, культуры, традиций и истории своего народа, которые изучались в рамках отмененного компонента, остались вне защиты закона."

          Это утверждение вранье, так как национальный компонент в образовательных стандартах никто не убирал. Выше я привел текст ФГОС, но приведу его еще раз:

          Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897
          "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"

          4. Стандарт направлен на обеспечение:
          … реализации права на изучение родного языка, возможности получения основного общего образования на родном языке…

          18.3.1. … Учебные планы обеспечивают ... возможность преподавания и изучения государственных языков республик Российской Федерации и родного языка из числа языков народов Российской Федерации, а также устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения.

          Как видите в ФГОСе говорится о реализации права на обучение на родном языке из числа языков народов РФ.

          2. "Была прекращена подготовка учителей для национальных школ."

          Снова ложь - учителей для национальных школ продолжают готовить в ВУЗах.

          3. "Запрет приказом Министерства образования и науки РФ итоговых экзаменов (ЕГЭ) на родном нерусском языке обучения стал смертным приговором национальным школам"

          Опять ложь - от того, что дети сдают ЕГЭ на государственном языке РФ они не перестают знать свой родной язык, который они изучают в общих школах и национальных школах.

          4. "То есть, система национального школьного образования, практически, уничтожена."

          Полная ложь, так национальное школьное образование прекрасно существует и дает возможность получать образование на родном языке желающим.

          Все в этом тексте ложь, так как не соответствует действительности.




          • Fandas Safiullin
            7.10.2017 12:38

            «Это утверждение вранье, так как национальный компонент в образовательных стандартах никто не убирал. Выше я привел текст ФГОС, но приведу его еще раз...»

            Это утверждение вранье, если закон об отмене компонента — вранье.

            До 01.12.2007 г. в федеральном законе «Об образовании» (статья 7 закона) действовала трех компонентная структура государственного образовательного стандарта: 1)федеральный компонент, 2)региональный (национально-региональный) компоненты и 3) компонент образовательного учреждения.

            Федеральным законом № 309-ФЗ от 01.12.2007 вместо трехкомпонентной структуры ФЕДЕРАЛЬНЫХ образовательных стандартов установлен единый ГОСУДАРСТВЕННЫЙ образовательный стандарт (статья 7 закона). Региональный (национально-региональный) компоненты и компонент образовательного учреждения — ИСКЛЮЧЕНЫ.

            Само понятие «национально-региональный компонент» законом № 309 01.12.2007 из федерального закона «Об образовании» начисто ИСКЛЮЧЕНО.
            Например. В статье 29 закона «Об образовании» был подпункт 8:
            «В ведении субъектов Российской Федерации в области образования находятся:
            …...............................................
            8) установление региональных (национально-региональных) компонентов государственных образовательных стандартов; ...».
            А в законе № 309 об этом подпункте статьи 29 закона «Об образовании» указано:
            «В статье 29 подпункт 8 признать утратившим силу».

            Вывод. Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта" (с изменениями и дополнениями)
            НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ИСКЛЮЧЕН из закона РФ «Об образовании». Учебные дисциплины, которые преподавались в рамках отмененного компонента, оставлены вне защиты федерального закона.

            • Fandas Safiullin
              7.10.2017 12:45

              А Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" это не закон,а временная, очень небольшая, уступка возмущенной общественности.

              • Fandas Safiullin
                7.10.2017 12:56

                «4. Стандарт направлен на обеспечение:… реализации права на изучение родного языка, возможности получения основного общего образования на родном языке…»

                Когда говорят о праве учиться на родном языке, а экзамены заставляют сдвать на другом языке — это называется не « реализация права», а ИЗДЕВАТЕЛЬСТВО над правом и возможностью «получения основного общего образования на родном языке…».

                • Fandas Safiullin
                  7.10.2017 13:00

                  «Снова ложь - учителей для национальных школ продолжают готовить в ВУЗах».

                  Назовите, пожалуйста, ВУЗы, где сегодня готовят учителей для татарских школ

                  • Fandas Safiullin
                    7.10.2017 13:10

                    "То есть, система национального школьного образования, практически, уничтожена."
                    Полная ложь, так национальное школьное образование прекрасно существует».

                    Поищите и найдите в Казани, хотя бы три школы из бывших десятков татарских школ, которые ещё не перешли на русский язык обучения — из-за ЕГЭ и отмены национального компонента.

                  • Анонимно
                    7.10.2017 14:02

                    КФУ, елабужский филиал;
                    в Набережных Челнах есть институт!

                • Анонимно
                  7.10.2017 14:10

                  Это Вы Фандас издеваетесь здесь над правдой: любой абитуриент в РТ заявив предварительно в приемную комиссию в РТ может сдавать конкурсный или испытательный экзамен, если он предусмотрен по правилам приема, на татарском! Сам был тому свидетелем несколько раз как экзаменатор! Поэтому совершенно зря Вы пытаетесь так упорно ввести здесь и себя , и других в заблуждение

              • Анонимно
                7.10.2017 14:15

                Не будьте таким занудой, Фандас: подзаконныедокументы всегда должны соответствовать духу и букве законодательства и ему не противоречить. За этим следят юристы министерства!

  • Fandas Safiullin
    6.10.2017 19:53

    Как исправить сложившуюся языковую ситуацию?
    Организационное решение этих проблем проще простого. При уважении к народам своей страны, их языкам, культурам и традициям достаточно государственной воли. Нужно всего лишь:
    1) отменить федеральный закон № 309 от 2007 года об исключении из государственного стандарта школьного образования национально-регионального компонента; восстановить в полном объеме исключенный национально-региональный компонент, в рамках которого преподавались: родной язык и литература, национальная культура, история народа;
    2) отменить запрет итоговых школьных экзаменов (ЕГЭ) для учащихся национальны школ на родном языке, на языке обучения, введенный приказом Министерства образования и науки РФ №362 от 28 ноября 2008 года;
    3) экзамен по русскому языку для выпускников нерусских школ установить как не по родному языку, на уровне и в пределах школьной программы по русскому языку в национальных школах, то есть на уровне, достаточном для свободного овладения ВУЗовской специальностью и исполнения конституционных обязанностей гражданина Российской Федерации; 
    4) вернуть национальный статус тем бывшим сотням татарским школ в Татарстане и вне Татарстана, переведенных в последние годы на русский язык обучения и восстановить там обучение на татарском языке. 
    5) восстановить уничтоженные педагогические институты и подготовку учителей для татарских школ;
    6) не препятствовать созданию национальных (в основном, гуманитарных) высших учебных национальных отделений (кафедр) в отдельных ВУЗах Татарстана (медицинском, сельскохозяйственном, ветеринарном, строительном...).
    Когда всё это будет установлено и закреплено; когда у учеников национальных школ исчезнет страх перед искусственным языковым препятствием как ЕГЭ по русскому языку на уровне родного языка для русских школ; когда будет отменен запрет на школьные экзамены в татарских школах на родном языке, то есть, когда будет отменено школьное экзаменационное принуждение учащихся национальных школ К ОТКАЗУ ОТ РОДНЫХ ШКОЛ И ОТ ЯЗЫКОВ ради продолжения учебы — тогда и соотношение двух государственных языков в русских школах республики можно было бы установить в приемлемых для всех сторон пропорциях.

    • Анонимно
      6.10.2017 20:20

      Если вас чтото неустраивает в федеральном законодательств можете обратися с инициативой о внесении соответсвующих изменени в Госдуму через депутатов от республики. Что вы сдесь воздух сотрясаете? А пока будте добры соблюдать Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части добровольности изучения татарского языка.

      • Анонимно
        6.10.2017 21:03

        Это так понял призыв не политизировать тему уважаемый Сафиуллин. Из простого и законного желания людей изучать татарский язык русскоязычными детьми не по принуждению, а добровольно, он сформулировал целую кучу требований к федеральному центру.

      • Анонимно
        6.10.2017 21:05

        "закон «Об образовании в Российской Федерации» в части добровольности изучения татарского языка"

        - чушь какая-то, смотрел, не нашел такого, приведите статью закона.

        • Анонимно
          6.10.2017 21:41

          Статья 44 предоставляет право родителям выбирать языки изучения для своих детей.

          • Анонимно
            6.10.2017 22:01

            Нет такого, в этой статье есть право "выбирать ... язык, языки образования", про язык изучения там не сказано.
            В этой статье, закон фиктивно и формально предоставляет невозможное право образования на татарском языке, поскольку ЕГЭ по всей РФ только на русском.

    • Анонимно
      6.10.2017 20:43

      Уважаемый Фандас Шакирович, Вы неправильно понимаете основную причину отказа городских татарских школ от преподавания на татарском языке. Законы 2007 и 2008 года практически не при чем.

      Причина лежит на поверхности: подушевое финансирование. Школы получают финансирование исходя из количества учащихся.
      Желающие учиться на татарском языке есть, но их не так много, чтобы наполнить все татарские школы. Из-за завышенных амбиций таких школ создано много и их количество сейчас превышает объективную потребность.

      Вот школьным администрациям и приходится обходить дома своего района и приглашать детей к себе - просто чтобы набрать достаточно учеников, чтобы финансирования хватало на самые элементарные нужды. А как приглашать? Конечно, приходится говорить: не бойтесь, у нас дети учатся на русском. Иначе не пойдут.

      Здравым было бы уменьшить амбиции и укрупнить эти школы. Тогда детей хватило бы на всех и не пришлось бы переходить на русский язык обучения. Но у нас же не принято уменьшать свои амбиции. Это же каким-то директорам надо перестать быть директорами.

  • Анонимно
    6.10.2017 20:51

    У нас некоторые руководители до настоящего времени не знают как следует ни русского, ни татарского языка, а миллиарды имеют.

  • Анонимно
    6.10.2017 20:58

    Минтимер Шарипович немного ошибся ,говоря о вступительных экзаменах в ВУЗы в Советское время .Тогда вступительные экзамены можно было сдавать на татарском языке ,на приемной комиссии обязательно были экзаменующие преподаватели ,которые и принимали экзамены на родном языке (В Татарстане )Родной язык у человека бывает только один ,как и родная Мама .

    • Анонимно
      7.10.2017 00:12

      А сколько татар из глухих деревень первые русские слова в своей жизни услышали в 18 лет? Сколько по нацквотам в юность Шаймиева принимали в ВУЗы либо вообще без экзаменов, либо с пониженным уровнем сложности экзамена? Ну а потом этим национальным выпускникам давали русского зама, который все делал.

    • Анонимно
      7.10.2017 09:55

      Да татары в массе и не сдавали никаких экзаменов. Все -целевики и по направлению.

  • Анонимно
    6.10.2017 21:06

    Почему меня моих родителей моих детей заставляют учится на русском.
    Почему государство нарушает мое право получать образование на родном языке на всех уровнях.

  • Анонимно
    6.10.2017 21:31

    Вначале сами будьте добры, подайте пример исполнения решения Конституционного Суда РФ о законности татарского языка в школах Татарстана.

    • Анонимно
      6.10.2017 22:18

      Татарский язык и после "добровольности" будет законен в школах РТ. Просто изучать его будут добровольно!

  • Анонимно
    6.10.2017 23:02

    В сложившихся условиях татарский язык обречен. У него нет серьезной поддержки и стойких защитников ни на федеральном, ни на местном уровне. Вытесненный из сферы официального применения, а теперь и обязательного школьного изучения, без поддержки в регионах РФ, а теперь и внутри РТ, он будет постепенно угасать, брошенный на произвол судьбы, низведенный на бытовой, кухонный уровень, не имеющий научного применения и в условиях повсеместного применения русского языка и отсутствия высшего образования на татарском языке, когда даже руководители республики везде склонны говорить на русском языке, лишенный всяких стимулов для желающих его изучать татарский язык будет постепенно стремительно терять своих носителей, как внутри РТ, так и тем более за его пределами. А те, кто сегодня с пеной у рта ратуют за добровольность его изучения, одновеременно соглашаются на постепенное исчезновение татарского языка, языка второго по численности народа РФ. А.В.

    • Анонимно
      7.10.2017 07:10

      Наверное Вы во многом правы. Но попытки заставлять русскоязычных детей изучать татарский язык никак не решают озвученных Вами проблем по одной простой причине, они после 10-12 лет изучен не говорят на татарском, и даже не понимают его, а многим детям за время насильного обучения прививают даже отторжение татарского языка. В итоге - эффект для сохранения татарского языка нулевой и даже отрицательный, да ещё и нарастает социальное напряжение в обществе. Никто же не против того, что должны приниматься меры по сохранению татарского языка, но 25-летний опыт попыток сделать это за счёт русскоговорящих детей показал свою несостоятельность, так как эти дети никоим образом не формируют среду для использования татарского языка

      • Анонимно
        7.10.2017 14:37

        7.50:
        Скажу вам больше:
        сами учителя татарского недостойно отталкивают от своего предмета, превращая эти уроки в скучную и нудную формальность для себя, только лишь чтобы им часы для нагрузки шли!

  • Анонимно
    6.10.2017 23:25

    У русского языка есть проблема, влияние английского. Но в этом ведь татарский язык не виноват; он и так насколько можно потеснился. Вы решение не там ищите. Зачем мешать развиваться другу, ты развивайся сам, но не ставь ему подножку.

  • Анонимно
    6.10.2017 23:58

    Кто-то очень сильно раскачивает лодку... И это следы вне республики.

  • Анонимно
    7.10.2017 06:45

    Почему детишки и внучата чиновников учатся в Европе и США? Нужно учиться на родине и желательно исключительно на национальном языке показывая пример патриотизма и переживания за судьбу родной культуры. А так двойные стандарты получаются. Королевство кривых зеркал, не более!

  • Анонимно
    7.10.2017 12:40

    Я люблю татарский язык, татарскую культуру, я люблю русский язык, русскую культуру. Мне повезло с преподавателями. Знание и понимание двух культур обогащает,  я благодарна своей стране за эту базу и возможность. И все мои одноклассники изучали татарский язык и литературу с радостью. Если не во всех школах обучение было эффективным,  это проблема и над ней нужно поработать. Баланс в республике дорогого стоит. давайте, постараемся это понять

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Видео дня Все
Читаемое Обсуждаемое
Важное за неделю

Рекомендуем

Важные новости за сутки

[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль