Все новости Татарстан Закамье

Еще новости
Еще новости
Еще новости
Не забудьте поздравить 22 Ноября
Опросы Архив
А вы за или против широкого внедрения судов присяжных?
32%За, так суды станут объективнее – с 12 людьми труднее договориться
16%Против, простыми людьми легко манипулировать
51%В теории я за, но в наших условиях все извратят
1%Свой вариант (в комментариях)
Прием голосов по опросу закрыт
Эксклюзив

Спецпроект

«Почему халяльные продукты выбирают люди разных конфессий?»

Вкусно, полезно, натурально — где приобрести халяльные продукты и куда сходить с семьей и друзьями

Новости
23.10.2017

ВКТ выступил против «абсолютно неправовых нападок на государственный статус татарского языка»

Всемирный конгресс татар выступил с обращением в защиту государственного статуса татарского языка в республике и заявил протест против «неправовых нападок на государственный статус татарского языка». Соответствующее заявление опубликовано на сайте ВКТ.

Приводим заявление полностью:

«В последнее время органы образования Республики Татарстан испытывают серьезное давление в связи с многолетней практикой преподавания в школах республики татарского языка как обязательного предмета, согласно его государственному статусу. Необходимо подчеркнуть, что придание равноправного государственного статуса двум языкам, русскому и татарскому, послужило основой мира и межнационального согласия в Татарстане в очень непростое время переходного периода, последовавшего после упразднения СССР.

Конституция РФ в пункте 2 статьи 68 провозглашает: «Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации». Следующий, 3-й пункт Конституции РФ гласит: «Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития». Так вот государственный статус татарского языка в Республике Татарстан в развитие пункта 3 статьи 68 Конституции РФ прямо служит сохранению родного языка татарского народа, созданию условий для его изучения и развития. Добавим, что уполномоченные органы должны стоять не только на страже Конституции Российской Федерации, но и Республики Татарстан. А пункт 1 статьи 8 Конституции РТ гласит: «Государственными языками в Республике Татарстан являются равноправные татарский и русский языки». И это положение ни в чем не противоречит Конституции и законам Российской Федерации.

Вызывает также недоумение попытки представить дело так, что якобы татарский язык в школах республики преподается в ущерб русскому языку.

Но, как известно, критерий истины — практика, а показатели ЕГЭ по русскому языку 2017 года выводят Татарстан на второе место после Москвы. Это сразу отметает домыслы о вреде уроков татарского языка изучению русского языка.

И последнее, очень важное. Преподавание татарского и русского языков как государственных в школах Республики Татарстан ведется на основе закона об образовании Российской Федерации и федеральных образовательных стандартов. Это значит, они включены в перечень обязательных предметов для школ республики, к тому же изучаются они по учебникам, утвержденным министерством образования и науки РФ.

Исходя из изложенного, всемирный конгресс татар заявляет решительный протест против абсолютно неправовых нападок на государственный статус татарского языка в Республике Татарстан и попыток его вытеснения из сферы образования республики. Обращаясь к родительской и педагогической общественности, ко всем, кто причастен к образованию, всемирный конгресс татар заявляет, что дискуссии о значении языков и проблемах их изучения не должны раскалывать общество по национальному признаку, делить татарстанцев, школьников и их родителей в связи с их языковыми и культурными предпочтениями.

Всемирный конгресс татар призывает всех граждан Татарстана и конструктивные общественные силы страны поддержать равноправный государственный статус татарского языка во имя сохранения мира и согласия в масштабах всей страны.

Отстоим государственный статус татарского языка!" — говорится в обращении.

Напомним, 20 октября в ВКТ прошло первое заседание президиума национального совета «Милли шура» под руководством вице-премьера Татарстана Василя Шайхразиева. Президиум в этот день не стал принимать заявление в защиту преподавания татарского языка в школах. Многочисленные предложения на этот счет Шайхразиев отклонил, что вызвало негативную реакцию в среде татарской общественности.


Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Читайте нас в Telegram
Комментарии (382) Обновить комментарииОбновить комментарии Оставить комментарий
Анонимно
23.10.2017 14:18

никто не нападает на татарский язык, лишь говорят о том, что для тех лиц, кому он неродной его нужно преподавать с согласия этого лица. Здесь не идет речи об ассимиляции!!!

  • Анонимно
    23.10.2017 14:17

    Как федеральный центр решит, так и будет. Можно сколь угодно возмущаться. Или до сих пор не поняли ситуацию в сфере последних событий в стране?

    • Анонимно
      23.10.2017 14:54

      Наши предводителям колхоза, в том числе шахразиева, слова Путина видимо не быстро доходят, или дойдут уже потом...

    • Аглиуллина
      23.10.2017 15:12

      именно поэтому пошли не в местные органы, а сразу в федеральные. Если бы к нам присоединились и другие национальности, глядишь, победили бы в этой войне

    • Анонимно
      23.10.2017 15:14

      Федераль узэк тугел,э халык барысын да хэл итэргэ тиеш!

    • Анонимно
      23.10.2017 15:53

      Не понял, расскажи пожалуйста какие такие события происходят чтоб нужно было именно сейчас акцентировать на татарском языке.

      • Анонимно
        23.10.2017 19:19

        Авылдан
        23.10.2017 00:29
        Чын мишәр авылында яшим. Бу көннәрдә мәктәбебездә программаны үзгәрттеләр, хәзер 4 сыйныфка кадәр нибары 1 дәрес татар теле, 5 урыс. Ул бала нәрсә өйрәнер икән анда?

    • Анонимно
      23.10.2017 15:56

      Одним словом мишура

    • Анонимно
      23.10.2017 16:09

      Главная ошибка татарстанских властей в методике преподавания и подготовке преподавателей. Насильно мил не будешь К изучению языка надо подходить с позиции добровольности, а знание языка должно быть признаком успешности и продвинутости в Татарстане. Это надо культивировать в обществе. налицо явный перегиб. Главное, не будем забывать, что мы живем в составе России, и знание государственного языка превыше, бодаться с федеральным центром в таком ключе неразумно.

      • Анонимно
        23.10.2017 16:23

        вот с этим согласна на все 100%. Работать в этом направлении не хотят, зачем? Закидали "патриотическими "лозунгами и количеством часов.

        • Аглиуллина
          23.10.2017 16:59

          Ок. Пойдем вашими же словами. Работать над методикой преподавания русского языка, понятную даже самому недалекому не хотите, требуете увеличения часов.

          • Анонимно
            23.10.2017 17:05

            Ок - это не наше слово .

          • Анонимно
            23.10.2017 17:54

            Не увеличения, а приведения в норму. И татарский изучать в два раза больше чем родной русский не хотим! Что не понятного? Хотите - учите на здоровье, только нам не навязывайте. Нам он не нужен! А нужна пятидневка у детей, чтобы время на секции, уроки и отдых осиавалось!

            • Анонимно
              23.10.2017 18:26

              Переводите детей на домашнее обучение и будете целыми днями водить их на секции и круглосуточно обеспечивать им отдых. В Рф нет права выбирать школьные предметы по желанию. Поэтому , в РТ предмет "татарский язык" обязателен к изучению. Часы сократить, а сам предмет оставить.

              • Анонимно
                23.10.2017 19:26

                А почему обязательно? Местные законы не должны противоречить федеральным

      • Анонимно
        23.10.2017 16:44

        Как бы это глупо не звучало, но если бы они подошли к решению этого вопроса "с душой" у нас была бы совсем другая история, и татарская культура цвела бы. Но они решили ограничиться простым формализмом. Ну и получили сответствено

      • Аглиуллина
        23.10.2017 16:58

        Вы тут все такие умные. Об ошибках преподавания вечно толкуете. Так как сделать так, чтобы дети сами захотели изучать вообще любой предмет, а? Может поделитесь технологией от и до?

        • Анонимно
          23.10.2017 17:24

          Любить детей и свой предмет. А к детям добрее быть. Оценками детство не портить.

        • Анонимно
          23.10.2017 20:08

          Технологии бывают болты точить. А обучать детей есть методики.

        • Tatar Хайпер
          23.10.2017 23:44

          вне сомнения это вопрос воспитания и только. никак не в самом предмете или языке. тому множество подтверждений!

      • Анонимно
        23.10.2017 19:49

        Я сама ученица средней школы , и то как нам преподают татарский.. ну это стыд, товарищи... Почему мы должны заниматься татарским по 5-6 уроков в неделю, а русским языком только 1 раз? Почему в положении написано , что сдавать Общий Гос.Экзамен по татарскому языку можно ДОБРОВОЛЬНО, а нас заставляют ПРИНУДИТЕЛЬНО..Просто по своему опыту , я знаю, что процентов 75% учащихся 9-х классов очень сильно переживают насчет татарского , мол "не сдадим" и теряют при этом большее количества времени выделенных для подготовки к основным предметам. То есть, при возможности лишний раз приготовится к математике или русскому , мы думаем о татарском.. Из-за большого кол-ва уроков мы в школе сидим до 4-5 часов.. Почему татарскому уделяют большее внимание , чем нежели подготовки к (ОГЭ)ЕГЭ?

        • Анонимно
          23.10.2017 20:48

          Это где русский изучают 1 час в неделю? Не смешите. Во всех школах равное количество было и русского, и татарского языков.

        • Анонимно
          23.10.2017 23:06

          Хороший пример того, насколько татары запустили ситуацию с изучением государственного татарского языка. Ваш бесценный педагогический опыт ярко показал необходимость принятия срочных мер по улучшению углубленного изучения государственного татарского языка. Карабай.

        • Анонимно
          23.10.2017 23:07

          Если Вы, действительно, ученица. В каком же это классе в неделю 5-6 уроков татарского, а русского только 1 час? Такого учебного плана нет. И не госэкзамен сдают дети по татарскому, а республиканское тестирование.

      • Анонимно
        23.10.2017 20:07

        Как вы надоели со своей методикой,не методика это,а давление.

      • Анонимно
        23.10.2017 22:59

        Почему-то каждый считает себя знатоком в вопросах методики преподавания именно татарского языка. А мы в татарской деревне в татарской школе, не имея среду общения на русском языке, русский язык изучали по самым обычным классическим методам: учишь правило, применяешь правило при выполнении устных и письменных упражнений. Желание нужно, а методом постоянного сопротивления, конечно, невозможно выучить.

    • Анонимно
      23.10.2017 19:32

      Похоже, вариант с учебным планом №3 пытается «пробить» сейчас в Москве и Энгель Фаттахов. Татарстанский министр не теряет веру в успех своего предприятия несмотря на то, что на прошлой неделе его аудиенция у главы Минобрнауки РФ Ольги Васильевой по «языковому» вопросу так и не состоялась.

    • Анонимно
      23.10.2017 19:36

      противники обязательного татарского настаивают исключительно на его добровольном изучении школьниками, для которых он не является родным языком (от обязательного татарского «освобождают» УП №1 и УП №2 для школ с русским языком обучения. — «ВК»). Они массово пишут соответствующие заявления директорам школ.

  • Анонимно
    23.10.2017 14:17

    Да как же достали уже!!! Изучайте сами если хотите, а других не заставляйте!

    • Анонимно
      23.10.2017 14:45

      А что так категорично и грубо-если бы ЗАВТРА началась Война........наверное тоже бы татары сказали да достали уже-вечно Россия вмешивается не свои дела-идите и деритесь только нас ТАТАР не трогайте

      • Анонимно
        23.10.2017 15:10

        Шул колхоз кешесе купме кочен кертеп тырышып эшлэгэнне ашап ятуларын хаман анламый бу кеше....

      • Анонимно
        23.10.2017 15:15

        Если завтра война, то Татарстану будет хорошо. Учите историю! Сюда перевезут заводы, НИИ РАН и т.д., войну выиграем многое здесь останется, как это было после 2 мировой войны, сможет ли Татарстан развивать наследие войны не знаю..... и большой проблемы нет закупать товары в других регионах, но тогда от величия Татарстана ничего не останется, повторит участь Молдовы, Украины....

        • Зачем вы так не дооцениваете население Татарии?

          • Анонимно
            23.10.2017 17:59

            Просто некоторое население забывает, что текущий цветущий татарстан не только Татары построили. С Советских времен еще промышленность, причем приватизированная верхушкой татарстана. Шаймиев- милиардер. А сколько мероприятий центр сюда направил, под которые кучу денег выделили все уже забыли. Мол так и было все и все только благодаря татарскому языку.

            • Текущий цветущий Татарстан добывает нефть. Все. То что кто-то там строил уже давно поросло былью. Два раза переделанный КОС или КамАЗ который москвичам принадлежит уже давно? Да и та прибыль с нефти почти на 84% уходит в Москву. Где потом гранитную брусчатку на 24 млрд закупают, без стоимости укладки

              • Анонимно
                23.10.2017 18:23

                Тяжелую нефть, которую потом дают смещать хорошей в трубе Транснефти

        • Анонимно
          23.10.2017 15:59

          Согласен, на миллиарды процентов!!! Татарстан без федерации, без России ничто... нам не надо разделения на федеральные и региональные стандарты, мы за федерацию

        • Анонимно
          23.10.2017 16:37

          Татары по Героям Советского Союза на втором месте,по неофициальным данным .Бились и работали во время войны самоотверженно,как и многие народы Союза.И нападки на татарский народ от некоторых провокаторов должны жёстко пересекаться,жёстко!!!

      • Анонимно
        23.10.2017 15:31

        За всех татар не говори. Только от себя лично. Я - ТАТАРИН. Меня устраивает Конституция РФ. Не дай Аллах -в.... Я за Родину, она у нас одна

    • Анонимно
      23.10.2017 15:06

      "Изучайте сами если хотите, а других не заставляйте!"
      - Говорят, в некоторых областях не заставляют

      • Анонимно
        23.10.2017 15:42

        Вот ВОТ для этого в 90 и затеяна была эта тема, но сейчас не то время , так то родной.

    • Аглиуллина
      23.10.2017 15:16

      Смотрите, не окажитесь с такими заявлениями в одиночку. Все возвращается бумерангом и каждый из вас может оказаться в ситуации, когда нужна будет помощь - а попросить-то не у кого. Кругом татары на своем языке лопочут.

      • Анонимно
        23.10.2017 15:38

        Зачем Вы пытаетесь вместо развития Татарстана свалить его в аульность, яркий пример Украина. Если говорим о развитии выполняем ФГОС и наши дети учатся в ведущих ВУЗах России, а в КФУ ректор-татарин кафедру татарского закрыл....

        • Аглиуллина
          23.10.2017 17:10

          Каким образом изучение национальных языков мешает развитию? В принципе, если человек гениален, какая разница на каком языке он говорит?

          • Анонимно
            23.10.2017 17:28

            Гениальность языками не определяется, так же как и развитие. Вас ведь не выделяют только за то что вы умете плавать, а кто-то отлично рисует.

      • Анонимно
        23.10.2017 15:47

        В РТ, которая является частью России, а не отдельным государством, татар всего лишь 50% к вашему сведению. И люди друг другу помогают не из национальных предпочтений, а по доброте душевной. Если лично Вы готовы оказывать помощь по жизни только тем, кто разделяет ваши взгляды - это ваша позиция. Любая религия, да и просто обычная человечность говорит о том, что помочь ближнему своему в беде - это благо. Без всяких условий.

      • Анонимно
        23.10.2017 17:09

        Давайте эсперимент - я два часа в неделю буду учить татарский язык - если за год научусь хотя бы понимать - то я за изучение татарского русскими детьми. Так -НЕ МОГУТ ТАТАРСКИЙ ПРЕПОДАВАТЬ !!!

        • Анонимно
          23.10.2017 20:03

          С нынешней ПРОГРАММОЙ не научитесь понимать. Если бы преподавали разговорный татарский в нескучной форме, то обязательно бы заговорили. Тогда бы и недовольных не было, и проблемы бы этой не было. Тот же Конгресс татар мог бы давно поднять этот вопрос, вот где их голос нужен был! А не сейчас - возмущаются, пишут письма! Тот же министр образования РТ мог бы иногда интересоваться этим вопросом. Грамматику убрать! Даже татарам она не нужна в повседневной жизни. Говорить, говорить и говорить- как в любом другом языке. Грамматику пусть филологи на таком уровне учат, а не наши дети.

        • Анонимно
          23.10.2017 23:19

          А Вы какой иностранный в школе изучали? хорошо его понимаете и хорошо на нем разговариваете? Способность к языкам есть у Вас?

    • Вас не смущает что даже рисование у нас по принуждению, а татарский в Татарстане нет?

      • Анонимно
        23.10.2017 16:00

        НЕТ НЕ смущает. Рисование прекрасный предмет. А ФГОС един по России. Остальное добровольно

        • Анонимно
          23.10.2017 16:19

          Даже английский язык обязателен,который никому в Татарстане не родной,и не кому не нужен.

          • Анонимно
            23.10.2017 16:30

            Обязателен не английский, а иностранный (английский, немецкий, французский, китайский). Выбирать родителям!

            • Анонимно
              23.10.2017 17:00

              Предмет "татарский язык" такой же обязательный , как английский, рисование и все остальные.

            • Анонимно
              23.10.2017 18:58

              А кто вашим детям мешает знать английский.? Как ни знают татарского так и английского.

          • Анонимно
            23.10.2017 16:31

            посмотрите сколько часов англ. и татарского! Обязательный...

          • Анонимно
            23.10.2017 17:03

            Вы демонстрируете свою ... недалёкость. Английский, как и немецкий, или французский, испанский - по ФГОС относится к иностранным( из иных стран язык) языкам. И выбор иностранного ( добровольный !) за учениками ( родителями) : хотите английский - выбираете школу с английским иностранным, хотите китайский - выбираете школу с китайским. Вот и всё!

          • Анонимно
            23.10.2017 19:07

            Есть выбор

        • Анонимно
          23.10.2017 16:59

          не врите. Предмет "татарский язык" обязателен для изучения в школах РТ. В РФ у родителей и школьников нет права выбирать предметы по желанию.

          • Анонимно
            23.10.2017 22:03

            есть право выбирать учебный план с родным языком, а татарский далеко не всем в РТ родной

            • Анонимно
              23.10.2017 23:14

              Есть право выбирать факультативные или элективные предметы из учебного плана, принятого в школе, в которую вы пришли, написав заявление.

          • Анонимно
            24.10.2017 01:54

            В школах нет обязательного предмета "тат. язык" Есть "родной язык"! А родной язык у всех народов разный.

            • Анонимно
              24.10.2017 10:33

              Татарсикй язык государственный.Без разговоров.Отдали ребёнка,учите,иначе,переводите в частную школу.

        • Аглиуллина
          23.10.2017 17:11

          татарский тоже прекрасный предмет. Любой язык позволяет развивать мозг.

          • Анонимно
            23.10.2017 23:23

            Совершенно верно. А Волга впадает в Каспийское море. Но спор идет о совершенно другом и не надо подменять понятия.

        • Родный язык согласно ФГОС тоже обязательный предмет?

          • Анонимно
            23.10.2017 22:14

            Родными,то есть национальными языками в РТ являются чувашский,марийский и другие,так как,республика многонациональная и эти языки можно учить на добровольной основе,а татарский и русский языки являются государственными,и поэтому они преподаются обязательно и в ровном количестве часов!

      • Анонимно
        23.10.2017 16:23

        В детском саду и в школе рисование обязательно и очень важно - развивает мелкую моторику рук, пространственное мышление, цветовоспритятие.

        • Там химии и физики нет. Речь о школе

          • Низами
            23.10.2017 19:45

            Химия, например, напомнит, что для мытья рук надо использовать, а не жир какой-нибудь или, того хуже, кислоту...
            Физика напомнит - в цоколь надо вкручивать лампочку, а не засовывать пальцы...
            И такие примеры можно привести по всем школьным предметам...
            Даже музыка, когда-то мной так нелюбимая (не в курсе, есть она сейчас в школах или нет), способствует эстетическому и культурному развитию ребенка...

    • Анонимно
      23.10.2017 19:28

      Давайте основы высшей математики отменим, зачем оно Вам?

  • Всемирный конгресс татар призывает всех граждан Татарстана и конструктивные общественные силы страны поддержать равноправный государственный статус татарского языка во имя сохранения мира и согласия в масштабах всей страны.
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/news/361605

    вот все граждане скоро и выскажутся в своих заявлениях в школах - какой язык они выбирают

    • Анонимно
      23.10.2017 14:26

      вот пусть ГРАЖДАНЕ ТАТАРСТАНА и идут... защищаться. А я гражданин Российской Федерации.

      Они замалчиванием проблемы и добились того, что после слов ВВП произошел буквально ВЗРЫВ. И никакого дальнейшего мира и согласия не будет, если снова все пустить своим ходом по старой схеме. Хватит. Доигрались.

      • Анонимно
        23.10.2017 14:52

        Так и получится что-то на подобия вчерашнего матча Зенит и Цска-где с ничего МОСКВИЧИ-и полезли \БУЗИТЬ\КУЛАКАМИ....а нам показали как вообще играли \МОСКВИЧИ\раз пять в штрафной играли рукой и ровно столько и С-Петербурцы и должны были бить \ПЕНАЛЬТИ\-а хоть один из них признался \чистосердечно\что они сыграли так-да нет как серые мыши промолчали.......

      • Tatar Хайпер
        23.10.2017 15:17

        логики нет. если вы гражданин рт, в первую очередь, то это вас касается напрямую

        • Анонимно
          23.10.2017 15:41

          Татарстан - не государство, а татары, проживающие на его территории - граждане России!

          • Tatar Хайпер
            23.10.2017 23:38

            мы субъект российской федерации. у нас особый статус и традиции, и обязательное изучение татарского его неотъемлемая часть

            • Анонимно
              24.10.2017 08:15

              Согласно Конституции РФ, все субъекты являются равноправными. А каком особом статусе Вы говорите?

        • Анонимно
          23.10.2017 15:51

          Я еще раз повторяю: я гражданин Российской Федерации. Татарстан - не государство.

          От всей души желаю, чтобы прокурорская проверка закончилась соответствующим результатом - по колхозанству будет нанесен сокрушительный удар. Сколько веревочке не виться, а конец будет.

          • Анонимно
            23.10.2017 19:43

            Вы ведь едите хлеб выращенные этими "колхозанами", рот не смущается,не стыдно жевать?

        • Анонимно
          23.10.2017 16:06

          Граждан РТ нет! Есть жители РТ! Жители РТ - граждане РФ!

      • Анонимно
        23.10.2017 15:51

        С кем воевать собираешься и на кого опираешься?

      • Анонимно
        23.10.2017 16:22

        Ты прежде всего живешь в Татарстане,в республике с особым статусом,законодательством и Конституций.

        • Анонимно
          23.10.2017 17:43

          особый статус не продлили в августе этого года, проснитесь!

        • Низами
          23.10.2017 19:49

          Да хватит уже про "особый статус" вещать...
          Люди прекрасно видят и понимают к чему он привел...

          • Так его фактически и не было, тогда куда интересно этот не существующий статус привел?

            • Низами
              23.10.2017 21:03

              Например, к появлению "клана удащливых"...

              • Допустим, а если бы и так несуществующего особого статуса не было, Татнефть и КОС принадлежали бы народу? А если 98% в денежном эквиваленте списка Форбс принадлежит не татарстанцам, а в основном москвичам, то значит ли это что Россия тоже зря в суверенитет зашла? Суверенитет России и статус Татарстана как Республики никак не зависят от воров или олигархов, это выбор народов.

                • Анонимно
                  23.10.2017 21:58

                  Если бы реализовался написанный вами сценарий, мы не имели бы проблем с татарским языком в образовании. Учил бы его кто хотел и все.

    • Анонимно
      23.10.2017 15:50

      Директора школ Татарстана уже под угрозой отчисления заставляют родителей забирать заявления.Это беспредел,не соблюдаются законы РФ.Придется уезжать из этой феодальной республики.

      • Анонимно
        23.10.2017 16:08

        Не надо бояться никакого отчисления из школы. не так-то просто взять и отчислить ребёнка из школы - это незаконно!

        • Анонимно
          23.10.2017 16:27

          Человек в Татарстане не защищен от самоуправства местных феодалов и их помощников,действительно,лучше уезжать в место где соблюдаются законы.

          • Ильдар Абый
            23.10.2017 17:02

            Каждый человек защищен в РФ в рамках закона. Если вас кто-то притесняет прибегните к соответствующему закону.

            • Анонимно
              24.10.2017 07:13

              Татарстан-особая республика, в которой законы РФ действуют только тогда, когда это удобно местным чиновникам.

        • Tatar Хайпер
          23.10.2017 23:40

          ну отчисления вне сомнения незаконны. что с обязательным татарским, что с добровольным. все подобные угрозы - действия преподов и директоров под воздействием страха и неведения ситуации, глупое личное решение. хотя сам пока не сталкивался.

      • Анонимно
        23.10.2017 17:16

        Не нагнетайте.

  • Анонимно
    23.10.2017 14:18

    никто не нападает на татарский язык, лишь говорят о том, что для тех лиц, кому он неродной его нужно преподавать с согласия этого лица. Здесь не идет речи об ассимиляции!!!

    • Анонимно
      23.10.2017 15:11

      Нишлэп сон алайса бездэн, татарлардан, сезгэ урыс телен ойрэну кирэкме дип сорамыйлар сон???

      • Анонимно
        23.10.2017 15:56

        ойрэнмэгэз, авылда дояркалар тоже кирэк... рэхэтлэнеп татарча сойлэшерсез. Урыс теленнэн башка сез кайда эшлэп ашарга жыенасыз сон ? Даже моя бабушка в деревне грамотнее вас.

        • Анонимно
          23.10.2017 16:09

          бик рэхэтлэнеп эшлибез эле, югары белем алып, яхшы урыннарда. Татар башын татар ашар дилэр, шул инде

        • Анонимно
          23.10.2017 16:15

          Шушындый сатлык татарлар аркасында 1552 елда Казанны алганнар да инде. Татар башын татар ашар дигэннэр. Шул дорес инде.

          • Анонимно
            23.10.2017 17:03

            Это наверное потомки Шах-Али! Ул 1552 елда башебезга житте, хазер белар урусска сатылалар! Извините, что по Татарски пишу с ошибками, я учился в Русской школе и свой язык знаю только с общения в семье, поэтому не умею ни писать, ни читать. Это пример того, к чему приведёт, если язык оставить только в семье!

            • Анонимно
              23.10.2017 17:40

              Так учите с репетитором , если хотите свободно владеть своим языком. А так мне приходилось возить сына к репетитору заниматься татарским , что бы не испортить аттестат. Спасибо ему - получили на экзамене 5. Хоть деньги не зря потратили. Сын пришёл с экзамена и сказал -" теперь всё можно забыть , чему на татарском учили. Кошмар закончился!" Вывод - Вам татарский родной язык и Вы не знаете его в совершенстве. Это не уважение к своему языку. Но мне пришлось тратить немаленькие деньги для того , что бы ребёнок сдал экзамен. При этом он был совсем не против знать татарский разговорный , но применяемая методика обучения не вызывала ничего , кроме отвращения от учёбы по данному предмету.

          • Анонимно
            25.10.2017 11:00

            1. жоржик. да для одних 1552 это плохо;
            2. а для других и 1552 и 1774 конец работорговли -их перестали наконец продавать как скот за границу..
            3. корни то в этом - на несчастье другого счастья не построишь, так что татарский как был государственным, так и будет, кто бы чего бы не тарахтел, только и русский и татарский начнут ЛУЧШЕ преподавать -гром не грянет, мужик не перекреститься..
            4. а то привыкли как в колхозе, вместо того, чтоб качественно работать всем, увеличивали посевные площади, скотины держали много, а кормов было мало. а в сутках то 24 часа и ребёнки то не железные и им играть хочется..

        • Анонимно
          23.10.2017 16:32

          Син, дустым, туган телеңне онытып, рус телендә яхшы яшәргә омтылсаң, мин сине кызганам. Кайчандыр тамагыңны тутырып, йомшак диванда җәелеп ятканда сине улыңмы, оныгыңмы "әти/бабай мин кем соң, кайдан без килеп чыктык, ник минем исемем шундый?" диячәк. Шул вакытта сиңа телнең, милләтнең нәрсә икәне аңлашыр микән?
          Мин татарча, русча, инглизчә һәм башкача бәхетле яшәргә уйлыйм. Чөнки кешенең корсак тутырудан башка бу тормышта рухи омтылышлары да була.

    • Анонимно
      23.10.2017 15:12

      Вы не в курсе. Речь идет о сокращении уроков татарского до одного часа в две недели- хочешь ты учить или не хочешь.

      • Анонимно
        23.10.2017 16:01

        Речь о добровольности

      • Анонимно
        23.10.2017 16:26

        Речь идет о платном образовании.

        • Анонимно
          23.10.2017 17:48

          Пока татарский язык преподается бесплатно,с радостью нужно учиться и учится,не осваивает обращайся к платному репетитору.

    • Аглиуллина
      23.10.2017 15:16

      научитесь видеть дальше собственного носа

      • jnani
        23.10.2017 15:53

        Научитесь не додумывать и перестаньте фантазировать.

      • Анонимно
        23.10.2017 16:26

        Аглиуллина, у Вас совершенно не развита логика, напрочь отсутствует понятие причинно-следственных связей. То, что сейчас происходит в РТ с отказом русских изучать татарский язык по программе родного языка - это следствие. Причина в ином. Попытайтесь сами подумать, какие действие местных щиновников привели с данному обострению ситуации.

        • Анонимно
          23.10.2017 17:08

          Так надо заставить чиновников изменить отношение к преподаванию татарского языка в школах. А тут некоторые выступают вообще против обязательного преподавания татарского в школе .И это неправильно, потому что живут они в нац республике о чем мы им и напоминаем.

    • Анонимно
      23.10.2017 20:11

      а с какой тогда стати, меня заставляют учить по-русски математику, химию, биологию, а я хочу на татарском родном языке это изучать и пусть федеральный центр выделит на мои желания деньги....

      • Анонимно
        23.10.2017 23:04

        Пусть... Только не федеральный центр - у центра кроме татар ещё более 180 наций и национальностей. Чем татары лучше (хуже) других?

        • Анонимно
          24.10.2017 10:39

          " ещё более 180 наций и национальностей"
          Эти 180 наций и национальностей не обозначили себя Субьектом политического процесса при разрушении СССР.Они молча приняли,что им спустила Москва.Татарстан так,не поступил.Обозначил себя,Субьектом.Потому мы Особое Государство.

  • Пусть нам всем напомнят, как татарский язык стал вторым государственным в РТ.

    • Анонимно
      23.10.2017 15:17

      В 90-еадо было вывозить ценности СССР за рубеж, не просто вывезти, а сделать это легально. Помог клановый Татарстан и его суверинетит. Почитайте и интернете про ТАН группу, банк и т.д. и ТАИФ раньше помните как расшифровывался? Напишите

      • Анонимно
        23.10.2017 15:40

        Татаро-американские инвестиции и финансы (ТАИФ). Вот и весь наш патриотизм

        • Анонимно
          23.10.2017 17:07

          А сейчас аббревиатура ТАИФ иначе « расшифровывается»?

      • Анонимно
        23.10.2017 16:01

        татары от суверенитета 90 ничего не увидели, только развитие клана удащливых и долг 90 млрд. за их управление и мегапроекты, а платить будут наши дети

        • Анонимно
          24.10.2017 10:40

          США весь мир должен.Важнее,соотношение долга государства в ВВП.Татарстан в этом плане надёжно защищён.

    • Анонимно
      23.10.2017 15:26

      Килмешэклэр куп килде шул 20 ел эчендэ, шуна да телебез югала...

      • Анонимно
        23.10.2017 16:47

        Дерес сүз яздың,Бабай ошанучан булды.Бик күп татарлар Республикабызга кайтырга җыенып торды,тик каршы фикерләр ишеттек.Читтә яшүче эш куарлрны,татарларны торгызу кулланмадылар. Хәзер бик авыр булачак.Төрки халыклры белән уртаклашырга кирәк,бу авыр хәлне.

      • Анонимно
        23.10.2017 18:09

        15- 26 Бик дөрес әйттең.Бәхет эзләп туган илләреннән чыгып качкан якташлар 20 ел эчендә яңадан туган якларына Үзбәкстаннан,Казахстаннан,Кыргызстаннан кайтып тулдылар .Тегендә рәт беткәч кайттылар яңадан килмешәкләр.

  • Ну, наконец-то. Разродились. Беременность протекала трудно.:-)(

    • Анонимно
      23.10.2017 14:58

      Г. Ю., как же ваша, уже прозвучавшая гневная отповедь (23.10.2017 10:56 Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/news/361573#comments), цитирую Вас "Кто вас уполномачивал просить от всего татарского народа, .... ? Говорите за себя. Самозванцы и провокаторы. Татарскому языку итак ничего не будет - разговаривайте на нём, а не просите милостыню, как юродивые."
      В чем принципиальная разница в вашей реакции на два почти идентичных обращения? Не могли бы растолковать?

  • jnani
    23.10.2017 14:22

    Шо, опять? Почему вместо "Отстоим государственный статус татарского языка!" не написано прямо: "Заставим детей всех живущих в РТ изучать татарский язык". К чему ненужные татарские витиеватости?

    • Анонимно
      23.10.2017 15:13

      Укысыннар. Укыйсылары килмэсэ татар теле кермисенме торган читать тобэклэр безнен илебездэ бик куп. Нишлэп сон кучеп китмилэр? Шул татарлар булдырган, тозегэн унышлы тобэктэ яшэулэрен дэвам итэлэр?

      • Анонимно
        23.10.2017 15:55

        Анда аларга эшләргә кирәк булыр. А монда алар өчен татарлар эшлиләр.

      • jnani
        23.10.2017 16:08

        Please find below that an interpreter gave out: "Учились. Выполнение современных медицинских центров страны, которые не учатся читать наши тобэп татарский не много. Почему не Сунь выполнение переселению? В том формирующие татары, строительству в конкурсах тобэп яшэу итэлэр дэвам?"

    • Аглиуллина
      23.10.2017 15:17

      А почему бы вместо "нас опять заставляют" не сказать "Надо же, какая интересная культура и язык"

      • Анонимно
        23.10.2017 15:39

        Я с удовольствием и большим уважением скажу "какая интересная культура и язык" , только речь идет не о том какая культура и у какого народа,а о навязывании изучения татарского языка для тех,кому он не является родным.Неужели это трудно понять? Причем здесь культура? Неужели Вы думаете, что от обьема изучения татарского языка теми,для кого он не является родным,в чем то пострадает культура татар?? Если русскоязычные дети будут из под палки изучать татарский язык,то это будет способствовать развитию татарской культуры и языка?По моему это очевидно наоборот

      • jnani
        23.10.2017 15:59

        Надо же, какая интересная культура и язык. Но мне он, этот язык, не нужен, хватает вполне и своего. Кстати, эсперанто тоже очень интересный язык, а культура народа Конго весьма и весьма интересна. Предупреждая очередной сверхаргумент - а живу я в РФ.

        • А тебе буковка Ф в сочетании РФ ни о чем не говорит?
          5 часов конечно перебор, но язык то сберегать нужно. Как русский например, он же обязательный, речь не идёт о "добровольном изучении" и это хорошо. Потому что язык нужно развивать. Но у нас рисование и то обязательное, получается что его нужнее сохранить чем татарский в Татарстане. По крайней мере пару часов разговорного надо было оставить. В конце концов здесь национальный регион и есть свои нюансы в проживании игнорировать их не получается. Татар же не выселишь. Надо как то теперь уживаться

          • Анонимно
            23.10.2017 16:33

            Аргументы с ненужным английским не прошли, новый тренд - наезд на рисование

            • Аглиуллина
              23.10.2017 17:25

              Да любой предмет подставь - все может оказаться ненужным. Труды зачем нужны? Снег чистить? Табуретки колотить отец должен учить, а эчпочмак лепить - мать.

          • Анонимно
            23.10.2017 16:34

            вот именно, оставить 1-2 часа, но никак не за счет русского! Рисование - это предмет общего развития для ребенка любого возраста, который потом вполне переходит в профиль. Все яйца в одну корзину не складывайте.

            • Анонимно
              23.10.2017 17:14

              Не истерите. Еще раз напоминаю. Вы живете в национальной республике Татарстан. Здесь два гос. языка и оба равноправны. Поэтому ,предмет "татарский язык" также обязателен к изучению в школах республики всеми, кто здесь проживает. В РФ нет права добровольности изучения предметов в школе. Поэтому в РТ и английский, и рисование и татарский язык обязательные предметы.

              • Анонимно
                23.10.2017 18:30

                Нет такого предмета, говорили уже сто раз. Есть предмет "родной язык".

              • Анонимно
                23.10.2017 19:04

                Есть то оно есть- два зыка. Но право использования может иметь один - на выбор

          • Анонимно
            23.10.2017 17:10

            Спартак Чемпион, похоже , что Ваши дети-внуки не хотят разговаривать дома , в татарской семье на татарском, вот Вы и надеетесь, что школа Вам поможет?

          • Анонимно
            23.10.2017 17:14

            Какой у нас регион ? Национальный ??? Или всёже - многонациональный ???

            • Именно. Многонациональный, где все нации равны и имеют равные права на развитие и защиты языка. То есть равные с русским языком

            • Анонимно
              23.10.2017 18:38

              РТ - национальный регион, созданный для сохранения татарского народа и татарского языка, аналогичный другим 19 национальным субъектам РФ. Но здесь живут и представители других национальностей. Поэтому, они тоже в школах РТ учат второй гос. язык как обязательный предмет в школах. А свои родные языки на гос уровне они сохраняют с помощью государства в СВОИХ национальных республиках или странах. А так, кто желает, тот может изучать их факультативно и в РТ.

  • Псевдоним
    23.10.2017 14:29

    ВКТ призывает поддержать равноправный статус татарского языка... но не предлагает выбрать каким образом? Как я могу поддержать? Деньгами? На митинг выйти? Выгнать из РТ представителей рособрнадзора из Москвы, которые кошмарят учителей и директоров местных школ? Подать на Путина в суд за то, что он нарушает Конституцию РФ? Подать в суд на татарстанских прокуроров, которые превышают свои должностные полномочия и исполняют незаконные и противоречащие Конституции РФ приказы?

    Почему не предлагаются решения? Пора заканчивать уже с пустыми словами и переходить к действиям.

    • Анонимно
      23.10.2017 14:46

      Ужо перешли к действиям, "жители татарстана" обратились к Собчак с просьбой защитить татарский язык, а за это проголосуют за нее на выборах президента.

      • Анонимно
        23.10.2017 18:59

        Ну да, нашли защитницу! Персона, которая презирает народ России и не скрывала этого прежде, будет себя утруждать ради кого-то? И это предложение в обмен голосовать за нее говорит , в первую очередь, о самих этих "жителях". Постыдная торговля!

      • Низами
        23.10.2017 20:48

        А Байрамова призывала за "Яблоко" голосовать...

    • Фидарис
      23.10.2017 17:14

      Это очевидно - защищать всеми законными способами. Организованные митинги протеста - это только один из способов защиты языка. И не надо бояться таким образом выражать свою позицию. В конце концов мы живем в демократической стране, как говорит наш Президент РФ..

  • Анонимно
    23.10.2017 14:32

    Ниhаять! Боз кузгалды.

  • Анонимно
    23.10.2017 14:32

    в ВКТ сами нагнетают обстановку!!! никто ведь не против татарского языка- речь идет лишь о добровольности и соответствии объема изучения.хватит уже вводить в заблуждение общественность!

    • Конгрессу ведь надо как-то показывать свою бурную деятельность. А то денег из бюджета РТ больше не дадут и прикроют эту лавочку.

    • Анонимно
      23.10.2017 15:52

      У них просто работа такая, всемирный конгресс татар обязан защищать татар вне зависимости от того, правы они или нет. Ну правда ведь было бы удивительно, если бы хоккеисты выступали за отмену хоккея, а чиновники призывали сократить чиновников, а наркоманы требовали бы запретить наркотики. Наркотики зло, но наркоманы всегда будут требовать их легализации. Вот и здесь тоже самое, неважно истинное значение татарского языка, ВКТ будет выступать в его защиту в любом случае.

  • Анонимно
    23.10.2017 14:33

    Почитайте Фандаса Сафиуллина. его реакцию на безграмотность 100-балльников по русскому языку, которые поступили на журналистику в МГУ. А мы, значит, в Татарстане сразу за ними... И гордимся ЭТИМИ успехами...

  • Анонимно
    23.10.2017 14:33

    Никто на татарский не нападает, а люди хотят изучать свой родной язык (для большинства это русский)! Кто хочет - продолжайте изучать татарский по 3 часа в неделю + 2 тат. литературы, можете даже больше, только других не заставляйте.

  • ПанАлекс
    23.10.2017 14:35

    И опять ни разу не вспомнил ВКТ про нарушение 26 ст. Конституции РФ, которую он призывает продолжать нарушать.

    • Анонимно
      23.10.2017 14:47

      Вот эта, упоминаемая вами, 26 статья Конституции РФ:

      1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
      2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

      В чем нарушение, если все предметы в школах Татарстана преподаются на русском языке?

      • ПанАлекс
        23.10.2017 15:22

        Нарушение в том что власти Татарстана, минобраз и сотрудники школ произвольно определяют национальную принадлежность родителей и детей, принуждают к определению и указанию своей национальной принадлежности и нарушают право пользования и обучения на родном (русском и прочих) языке! Именно об этих нарушениях заявили десятки тысяч родителей только в письменном виде!
        А ВКТ категорически против, чтобы граждане сами решали какой они национальности и какой для них язык родной!

        • Анонимно
          23.10.2017 15:41

          Будет смешно, если родителям дадут выбрать и следуя Вашей логике, детей татар в школе не будет

      • Азат Д
        24.10.2017 07:04


        А разве в Татарстане нет школ с преподаванием на татарском языке? Если нет, то куда делись, и кто их закрыл?


  • Анонимно
    23.10.2017 14:36

    Согласен с фразой "...дискуссии о значении языков и проблемах их изучения не должны раскалывать общество по национальному признаку, делить татарстанцев, школьников и их родителей в связи с их языковыми и культурными предпочтениями".
    Поэтому необходимо прислушиваться и к той части населения, для которой русский язык является родным, а также устранить дискриминацию в количестве часов выделяемых на изучение русского языка относительно количества часов татарского языка, а конкретно 1 к 3.

    • Анонимно
      23.10.2017 20:13

      Знаете, от того что ваши дети вдруг перестанут изучать татарский язык, они умнее и образованнее не станут. Уверен, 80% всех детей все равно останется в Татарстане, где им татарский язык и знание татарской культуры обязательно понадобится. Рядом с вами присутствует великая татарская культура, а вы ее не знаете и знать не хотите. В Татарстане влияние татар всегда было, есть и будет. Скоро мы принципиально больше начнем говорить на татарском языке, пусть пока на бытовом уровне. Спасибо РФ, за то что не стали продлевать Договор и наезжают на татарский язык. Мы начинаем пробуждаться, а то все "спали", а при этом происходила ползучая ассимиляция. Кстати, зять моей тети вроде уже начал понимать татарский язык, первое время сидел как истукан, ничего не понимал. Мы ведь уже изменились, оттого что пришел русский, язык общения семьи не меняем. И потом, многие вещи обсуждаются в тиши кабинетов, о них никогда громко не говорят. И полно случаев, что у специалиста из-за незнания татарского языка, акцентирую, не из-за того, что он русский, а именно из-за незнания языка, определенные пути закрыты.

      • Анонимно
        23.10.2017 23:07

        Пути в карьере у русского в Татарстане ЗАКРЫТЫ и БЕЗ знания татарского языка, и СО ЗНАНИЕМ татарского языка.

        Уже сейчас практически на всех командных постах сидят татары, хотя многие из них НОЛЬ как специалисты! У них одна специальность - НАЩЩАЛЬНИК!!!

  • Анонимно
    23.10.2017 14:37

    Сабчак апа, ярдэм ит! Татар телен коткар! Э без синен очен сайлауларда тавыш бирербез! Бирербез, апа!

  • Liko
    23.10.2017 14:38

    Решение простое - нужно ставить вопрос языков вместе с другими вопросами разграничения полномочий. Если языки равны, то нужно сделать и финансовые условия работы одинаковыми. В частности, свои возможности эмиссии денежных знаков, равные возможности банков, а то одних федеральное жулье спасают за счет наших денег, а региональные банки топят и потом без денег оставляют бизнес и людей, делая крайними региональные власти. Давайте равные возможности и выбор сделаем во всех областях, а не только в языковой сфере. И лет через 30-40 русские сами будут учить татарский язык. Не нужно давать дробить вопрос и где-то прогибаться, а потом обижаться.

    • Анонимно
      23.10.2017 15:38

      татары вечные друзья русских, один народ, не выживут татары одни, как и русские без татар.

  • Анонимно
    23.10.2017 14:43

    Никто не против татарского. Надо преподавать, но в разумных пределах, по приемлимой методике и учебникам, а не по методичкам для лингвистов.

    • Анонимно
      23.10.2017 15:16

      14.43 . Но вы прочтите комментарии, написанные выше. Там категорически требуют убрать татарский язык из обязательных предметов, забывая, что они живут в нац. республике -Татарстан. Хотя , я рада, что таких как вы большинство.

      • Анонимно
        23.10.2017 15:43

        это правильно. иначе дети татарстан учившиеся по колхозной программе, а не по федеральным стандартам не смогут никуда поступить....

        • Анонимно
          23.10.2017 15:57

          Вы считаете, что дети Татарстана последние 25 лет никуда не поступали? Ложь никогда не способствуеет победе. Так что не старайтесь.

          • Анонимно
            23.10.2017 16:35

            доучивали предметы с репетиторами..

            • Анонимно
              23.10.2017 17:17

              Так вы думаете, что репетиторы работают только в Татарстане? Опять лжете.

        • Анонимно
          23.10.2017 16:05

          Даже в КФУ. В КФУ ректор-татарин сократил кафедру татарского

        • Анонимно
          23.10.2017 16:13

          что за бред. Еще как поступают. Училась в татарской гимназии, поступил весь класс в вузы. Есть и медики, и учителя, и технари, и юристы, и предприниматели. А учили все предметы на татарском.

      • Анонимно
        23.10.2017 16:11

        15.16. РТ находится в РФ, и верховенство Закона соответственно. 25 Лет сделали свое дело. Теперь только добровольно и по желанию

        • Анонимно
          23.10.2017 17:19

          В РТ абсолютно все согласно Конституции РФ. Поэтому, здесь предмет "татарский язык" такой же обязательный к изучению, как все остальные. Часы сократятся до 2-3 уроков в неделю, но сам предмет останется.

  • Анонимно
    23.10.2017 14:49

    Обращение принимается в чей-то адрес, а в данном случае получается в воздух. Кроме того из этого обращения следует , что никто не покушается на Конституцию РТ - 2 государственных языка - пожалуйста , пусть будут. Прокуратура не требует запретить татарский язык , как государственный. Вопрос стоит по добровольности изучения татарского языка детьми не татарской национальности , не более того. ВКТ в данном заявлении сам себе противоречит.

    • 14.49. А почему татарские дети должны изучать не родной для себя русский? Паритет налажен. Оба, и татарский, и русский-государственные. Оба изучаются всеми. Чувство коллективизма лучше чувства эгоизма. Все вместе мы горы свернём. А по одиночке "нас всех поломают". Истинно говорю. Аминь.

      • Анонимно
        23.10.2017 16:14

        Если вам нравится так размышлять, на здоровье. Вам здесь по всякому приводят доводы, - бесполезно. Хорошо, что вы не МинОБР РФ

      • Анонимно
        23.10.2017 16:15

        Татарские дети ОБЯЗАНЫ изучать русский государственный язык РФ! русский язык - язык межнационального общения.

        • Анонимно
          23.10.2017 17:14

          Никто никому не обязан,я спокойно могу жить владея только своим родным языком.

          • Анонимно
            23.10.2017 18:39

            А своих деток тогда переводите на домашнее обучение. и будет вам радость. А так , да. Вы никому ничего не должны.

      • Анонимно
        23.10.2017 16:21

        Если для Вас это принципиально, пожалуйста, не изучайте. Можете также не изучать математику и физику с химией. Если Вы считаете достаточным для Ваших детей трех классов "церковно-приходской" школы с углубленным изучением татарского языка - флаг Вам в руки

      • Анонимно
        23.10.2017 17:10

        Пусть не учат.

  • ПанАлекс
    23.10.2017 14:52

    Кстати похоже и не будет никакого "разделения по национальному признаку" - все дружно за факультатив проголосуют!
    А ВКТ плохо деньги на "Сабантуй в Париже" отрабатывает - могут и потребовать вернуть. Все таки реальные расходы на все тамошние мероприятия понесли министерства РТ из бюджета...

    • Анонимно
      23.10.2017 16:27

      Пан вы что так волнуетесь?
      У вас сколько детей школьников?

  • Анонимно
    23.10.2017 14:53

    Ниһаять!
    Күптән кирәк иде

    • Анонимно
      23.10.2017 15:07

      Күптән вакыт бирергә, кешеләргә үзләренә хәл итәргә дип, аларга кирәк!

    • Анонимно
      23.10.2017 15:09

      Кушылам!!!

    • Анонимно
      23.10.2017 15:48

      Түгел решайте үз проблемалары исәбенә башка (Не решайте свои проблемы за счет других)

      • Анонимно
        23.10.2017 17:24

        А мы и решаем наши общие проблемы. Не нарушая Конституцию РФ. В РТ все предметы обязательны к изучению. Вот наши школьники все их и изучают. Единственно что надо сделать это сократить число уроков татарского языка до 2-3 в неделю.

        • Анонимно
          23.10.2017 19:10

          Для вас выход, сокращения до 2-3 часов . Для нас -добровольно. Живем в РТ = РФ

  • Анонимно
    23.10.2017 14:57

    Каких граждан Татарстана, такого государства нет. Есть субъект РФ, Республика Татарстан и все ее жители граждане Российской Федерации. И все граждане РФ имеют равные права - хочешь учить татарский учи, не хочешь не учи. И я не хочу, чтобы мой ребенок изучал в обязательном порядке татарский язык. А татароязычные пусть учат, хоть в обязательном порядке, хоть в добровольном. Их личное право.

    • Анонимно
      23.10.2017 16:02

      Хотелок никаких не будет гражданин республики,МЫ опираемся на закон.А законы приличные граждане соблюдают.

      • Анонимно
        23.10.2017 16:45

        Я не был гражданином РТ никогда, а более 26 лет являюсь гражданином РФ. И законы РФ в приоритете. Учите списывать ""

      • Низами
        23.10.2017 20:13

        Покажите хотя бы один официальный документ, в котором говорится о таком "явлении", как "гражданин Республики Татарстан"!
        А вот я могу показать, например, паспорт, где черным по белому написано, что я гражданин РФ...

    • Как гражданин РФ имеешь ли ты право решать - будешь ты учить вообще хоть какой-то предмет по своему желанию? Или что скажут в школе то будешь учить? Ответ ты прекрасно знаешь. Ни русские, ни татары не определяют что им в школе изучать а чего нет

  • Анонимно
    23.10.2017 14:59

    Никто не против Татарского языка и его государственного статуса в Татарстане, но нигде нет ни слова об его обязательном изучении всеми поголовно, есть право но не обязанность.

    • Ильдар Абый
      23.10.2017 17:16

      В том-то и дело, если вести речь о добровольном изучении государственного татарского языка, тогда можно вести речь о добровольном изучении и другого государственного языка - русского. А кому это нужно? То-то и он, что никому. Поэтому следует учить все государственные языки, прописанные в Конституции.

      • Анонимно
        23.10.2017 17:51

        вы в любой другой стране предложите изучать госязык всего государства добровольно-во Франции французский например. То же самое в России с русским. Он никогда не станет добровольным. Никогда. А татарский станет.

    • Анонимно
      23.10.2017 20:15

      слишком ты легко хочешь отделаться от своих обязанностей,закон гласит учить татарский всем строго по Конституции РТ..

  • Анонимно
    23.10.2017 15:01

    Сначала татарам надо договориться о едином татарском языке, а то во всех уголках Татарстана все татары говорят и пишут по разному.

  • Анонимно
    23.10.2017 15:09

    а что принудительное изучение татарского языка будет способствовать " "сохранения мира и согласия в масштабах всей страны."??

    • Анонимно
      23.10.2017 15:43

      А принудительное изучение русского языка коренным народам РФ способствует миру и согласию?

      • Анонимно
        23.10.2017 16:17

        Да не учите. Пусть все будет добровольно. Только потом на себя пеняйте. Каждый берет ответственность на себя

        • Хорошо, что не вы решаете как русский язык должен преподаваться. Потому что русский язык очень важен, его надо беречь а не добровольно преподавать. Иначе в дальнейшем все будут писать с ашипками. Именно поэтому у нас не спрашивают в школах вообще что именно вы хотите, а что не хотите..

          • Анонимно
            23.10.2017 19:17

            Конечно хорошо, что не решаем. Давно все решено. Преподавание только усовершенствуется. Если люди не замечают несовершенства, напротив, требуют вернуть прежние часы, значит все хорошо

      • Анонимно
        23.10.2017 16:27

        Да, если они проживают на территории РФ, они обязаны знать государственный язык своей страны проживания!!!

        • Ильдар Абый
          23.10.2017 17:13

          В Татарстане два государственных языка - татарский и русский. Такова конституция. Поэтому вести речь о добровольном изучении татарского языка - некорректно.

          • Анонимно
            23.10.2017 18:09

            Кстати к нам в Казань приезжают студенты из стран Африки, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и т.д.!
            Раз они попали к нам в Республику , а не в Москву например, их тоже по Вашей логики нужно заставить учить оба государственных языка, прежде чем допускать к обучению в университетах?

        • Анонимно
          23.10.2017 17:26

          Так мы оба знаем. Вот и школьники Татарстана, тоже будут знать два гос. языка РТ.

          • Анонимно
            23.10.2017 17:59

            Не будут! И не знают! 25 лет все пытаются, а воз и ныне там!

            • Анонимно
              23.10.2017 18:43

              Во-первых, вы лжете. Минимум татарских слов знают все школьники. И это большой плюс, по сравнению с советским периодом, когда русские вообще не понимали татарский. Во-вторых, если сократить число уроков до 2-3 часов в неделю и сделать их более интересными, то нынешнее поколение школьников будет владеть татарским разговорным. И этого вполне хватит.

              • Анонимно
                23.10.2017 19:19

                Вот и прекрасно. Пусть ваши дети ходят на 2-3 часа интересных уроков. Наши дети = добровольно

      • Анонимно
        23.10.2017 17:20

        палками загоняют русский язык учить ? Открывайте национальные школы - никто наверное не против.

  • Анонимно
    23.10.2017 15:10

    Татаро американское общество призывает вас....

    • Анонимно
      23.10.2017 16:04

      Диаспора татар в США поддерживает своих соотечественников. Даниил Калифорния.

      • Анонимно
        23.10.2017 16:34

        Из Калифорнии вообще классно поддерживать, да?

      • Анонимно
        23.10.2017 16:49

        А в Калифорнии ли вы? Там всего 6 утра было, а вы уже новости прочитали и комменты строчите. Ну и чего именно вы поддерживаете, сделать татарский язык обязательным для нетатар? Ну так из солидарности выйдите на митинг с призывом сделать татарский язык обязательным для американцев!

  • Анонимно
    23.10.2017 15:12

    "Күптән кирәк иде"
    Каркылдауың үз башыңа төшмәгәе...

  • Ничего не понял! Шахразиев ничего не подписывал,президиум ВКТ не рассматривал,Бабай всех после окрика Путина призвал не политизировать преподование Татарского языка! Неужели всемирный конгресс не спросив всех татар начал опять подставлять президента,народ Татарстана и всех татар не спросив меня даже татарина? Ну сколько можно баламутить народ и ставить на дыбы страну! Фсб и прокуратура есть в республике или как? И отстоим призывают государственный статус государственного языка! А кто против то? Кто запрещает говорить по татарски? Кто запрещает учиться по татарски? Ну не хотят идти в Татарские школы дети татарских олигархов и чиновников и внуки даже националистов! Что будем танками детей загонять в татарские школы?! 25 лет было время разработать методики и сделать двуязычие реальным и все проспали! А сейчас хотите вместе с Бабаем снова бучу в республике устроить как в начале 90-х Шаймиев на площадь Свободы автобусами нациков свозил пугая Ельцина! Путин не из тех пугливых и его Басаев с Масхадовым не напугали и он всех
    замочил в сортире и не напугаешь съездом народов Татарстана, Депутатами Госсовета и даже главный Банщик Казани и по совместительству Президент исламской академии если привезет на вертолете 14 студентов с двумя шейхами арабами на площадь свободы то все равно бабаевской голой инициативой Путина не напугаешь,а проблемы Республике Бабай и думаю своему клану создаст!

    • Анонимно
      23.10.2017 15:32

      Вы,Мурат Галиевич,когда не упоминаете шеланговскую мафию,разумнейшие слова пишите.

      • А Вас Мафия устраивает, а меня нет , очень Разумный человек! И думаете как я про вашему должен заставить ее силовиков посадить,если Николаев СК и Прокурор РТ Нафиков дает указание возбудить на них уголовное дело,а их подчиненные на закон,на них плевали и уже по некоторым моим заявлениям по 6 раз выдали отказные материалы! И что Путин как и с языками должен с ОПС приезжать сюда порядок наводить или как? БО сегодня четвертая власть в републике и надеюсь прессекретари прокуратуры,МВД,президента и СК положат на стол комментарии мои своим начальникам ,не дожидаясь как прочитают их начальники в Москве! Вот мое заявление Судебные приставы в Москве прочитали и дуиаю оборотней накаджут в ближайшее время кто меня похитил и посадил в тюрьму по команде лидеров преступного сообщества за то что я крестьянин и пасу скот на выделенной мне главой района
        земле,но ее росреестр незаконно зарегистрировал как новый карьер,где глины нет лидерам ОПС в Шеланге!

    • Анонимно
      23.10.2017 15:46

      и надо понимать, что татары это не Чечены, а Татарстан это не Чечня.... сравнение не корректно. Чечены войны....

      • Татары всегда были потрясателями вселенной и создателями самых крупных империй и им в этом помогал татарский Бог Тенгре! А как приняли семитские религии так государственность потеряли,язык и коней на подушки и четки променяли и воинами не стали став по 5 раз на дню на колени на намаз! У татар всегда было позором стоять на коленях даже перед Богом,так как мы были тогда его сынами и дочерьми,а сейчас стали рабами божьими семитских богов!

  • Анонимно
    23.10.2017 15:15

    да кт о на татар ский язык нападает.
    вы детей спросите - он им нужен?

    взрослые с своих политических х играх делают детей плазменной монетой.

    кстати, недавно в неформальной обстановке общался ч подростками на эту тему. перед подготовкой к ег.

    угадайте что я услышал на что ответил вы ведь татары.....
    тоже узнавайте что я услышал . .
    что не русский ни татарский у них в приоритете.....А английский. ..

    • Анонимно
      23.10.2017 18:27

      Многих детей если спросить, им и биология, и химия не нужны. Нашли у кого спрашивать.

  • Анонимно
    23.10.2017 15:18

    Яхшы гына индикатор булып чыкты бу тема. Иллюзияларыгызны онытыгыз инде хэзер hэм чын дуслыкнын бэясен анлагыз

    • Анонимно
      23.10.2017 15:42

      Доп дорес. Нэк шулай индикатор.

    • Анонимно
      23.10.2017 16:15

      тагын татар арасында татар булмаганнары куп икэн эле шунын остенэ. Уз миллэтенэ токергэн кеше кемгэ кирэк икэн. Яhудлэр бер дэ бер-берсен ашамый

  • RG_2x2=4
    23.10.2017 15:27

    Молодцы. Но нужно вопрос поднимать на международный уровень. ООН, скажем.

  • Анонимно
    23.10.2017 15:32

    Темы для ВКТ:
    1. Премьер-министр Татарстана не владеет татарским языком
    2. Считаем сколько жителей Татарстана знают гимн Татарстана и ужасаемся
    3. Для поддержания татарского языка в добром звании начинаем писать письма на татарском, а не на русском

  • Анонимно
    23.10.2017 15:36

    Вот это прекрасная фраза: "Отстоим государственный статус татарского языка!"
    В Татарстане всё на русском (СМИ, документооборот, судопроизводство и вообще всё-всё), но статус нужно отстоять. К сожалению, под статусом понимается навязывание уроков в школах, а не какие-то реальные признаки государственности. Смешно.

    • Анонимно
      23.10.2017 22:26

      вот именно, государственность языка как раз должна проявляться в гос.учреждениях, все документы и версии сайтов должны переводиться на татарский язык, а чиновники спустили "государственность языка" на младшеклассников.

  • Анонимно
    23.10.2017 15:38

    пусть будет 2 гос. языка! Только.... на добровольной основе! Если татарам, как нации, нужно изучать свой родной язык - никто Вам в этом не мешает. Зачем другие нации заставлять? Это же полный бред. НЕ татары, как его не знали, так его и не будут знать! это факт!!! спросите любого бывшего школьника по прошествии пары лет, что он помнит на татарском - более90%, кроме отдельных слов и фраз ничего Вам не скажет, все методика преподавания полное "фуфло", зачем НЕ татарам эта пустая грамматика, лучше бы просто учили бытовому использованию, на повседневном уровне, а так .... понятно недовольство нашей многонациональной республики. Поэтому - только добровольная основа!!!! и соответственно мои дети ради пустой траты времени его изучать не будут.

    • Поэтому - надо менять методику, чтобы не было "кроме отдельных слов и фраз ни чего не помню", а базовый разговорный

      • Анонимно
        23.10.2017 19:21

        Надо. Тем, кто желает. Кто не желает, им - добровольно

      • Анонимно
        23.10.2017 22:50

        Но, в итоге, базовый разговорный не поможет писать грамотные документы, например. Поэтому в деловом общении останется только русский.

  • Анонимно
    23.10.2017 15:39

    Молодец Васил абый!!! Мы знали, что Вы как настоящий патриот нашей республики, встанете на защиту татарского языка!

    • Анонимно
      23.10.2017 16:20

      МОЛОДЕЦ. НО все в школе - ДОБРОВОЛЬНО

      • Кто это вам так сказал? Покажите мне хоть одну школу, где хоть один предмет добровольный

        • Анонимно
          23.10.2017 18:51

          Объясните мне нежелание татар сделать добровольным татарский язык для русского населения. Для татар он останется.Татарские садики и классы есть. Таким образом у них ОСТАЕТСЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ИЗУЧИТЬ ТАТАРСКИЙ И ПОЛУЧИТЬ ОБРАЗОВАНИЕ НА РОДНОМ ТАТАРСКОМ ЯЗЫКЕ.

          • Это желание РОВНО оттуда откуда желание русских сделать русский язык обязательным. Не факультативным. И это абсолютно правильно, иначе через поколение мы получим безграмотное население. А в случае с татарами ситуация будет и уже есть еще более удручающая.
            Тут все таки национальный регион есть свои отличия в проживании, нужно искать какие то компромиссы

  • Анонимно
    23.10.2017 15:40

    Что скажет Всемирный конгресс башкир, чуваш и марийцев?

  • Анонимно
    23.10.2017 15:40

    БО Идел реалии активисты Соц. Сетей молодцы заставили Шайхразиева разрешить обращение. А то в своих заявлениях намеревался выжидать позиции МО РТ, позор таким чинушам

  • Анонимно
    23.10.2017 15:43

    На что живёт конгресс?

  • Анонимно
    23.10.2017 15:43

    Пока Милли шура занималась проведением чемпионата мира по футболу (см. их повестку), ВКТ выступил в защиту татарского языка. Похоже ребята по разную сторону баррикад.

  • Анонимно
    23.10.2017 15:45

    Конгресс узегдэге мэгълумат булеген дэ тиешле итеп эшлэтэ алмый. Какой инде татар телендэге вазгыятьне узгэртэ алсын! Пучтэк бу.

  • Анонимно
    23.10.2017 15:48

    Как поздно. Всё уже почти забыли и тут ВКТ проснулся.

  • Анонимно
    23.10.2017 15:52

    Ауылларны оныттылар, кругом бизнес, бетен денья буенча йерибез, а Татар теле саклана авыл халкын сакласан.

  • Анонимно
    23.10.2017 15:58

    Милли Шура на что живёт кстати? Откуда финансы ? НКО ?

  • Анонимно
    23.10.2017 16:07

    Мое оценочное мнение в сложившейся ситуации: государственные - бюджетные школы освободить от принудительного изучения татарского языка.

    В Татарстане много гимназий, где преподают на татарском языке; в каждой деревне есть мечети, а в городах - множество мечетей. Пусть все желающие добровольно идут и изучают татарский язык там. Таким образом мечети внесут свою лепту для сохранения языка.
    Открыли Болгарскую исламскую академию. В дальнейшем выпускники татарских гимназий и мечетей смогут продолжить дальнейшее образование в данной академии. Открыть в академии множество кафедр по различным направлениям исследований. А не готовить только священнослужителей.

    Предвижу много негативных отзывов на мой комментарий. Я сама татарка, бабушка 68 лет.

    • Анонимно
      23.10.2017 16:29

      Сез узегезне татарка дип уйлыйсыз гына, чын татар кешесе мондый суз язу тугел, уйламас та

      • Анонимно
        23.10.2017 18:33

        Каждый решает сам за себя, как вы понять не можете.

        • Вы это директору школы будете говорить когда скажете что не хотите на рисование или русский ходить

          • Анонимно
            23.10.2017 18:59

            Зачем вы перескакиваете? Обсуждаем проблему татарского в образовании

          • Анонимно
            23.10.2017 19:29

            Рисование предмет ФГОС. И потом, похоже ты в детстве был в не ладах с рисованием.Во все твоих комментах прослеживается. А мой ребенок любит рисовать, и в художку ходим. И готов с удовольствием проводить 6 часов в неделю, вместо татарского

            • Я разве против, пусть вообще только и рисует за партой. Родной язык тоже предмет ФГОС. Но он теперь оказывается не обязательный.

              • Анонимно
                23.10.2017 20:05

                Почему же не обязательный? Ведь вы говорите о родном языке? Вот для моих детей русский язык родной, для ваших - татарский, в,чем проблема? Так наши дети и будут изучать каждый свой родной язык!

                • Так вы и так русский, свой родной, теперь уже изучаете в полном объеме, так же как и в Ульяновской и Московских областях.

                  • Анонимно
                    23.10.2017 23:10

                    В том всё дело, что сейчас русский язык изучается в меньших объемах по сравнению с Ульяновской или Московской областях. А должно быть ОДИНАКОВО!!! Татарский может изучаться дополнительно к основной программе. Учите сами, пожалуйста!!!

                • Анонимно
                  23.10.2017 20:42

                  Но не забывайте одно но,Вы в Татарстане.

    • Анонимно
      23.10.2017 20:30

      давайте, из городов уедем в деревню!!!

  • Анонимно
    23.10.2017 16:09

    Татар телендэ сойлэшик. Татар телен саклыйк.

    • Анонимно
      23.10.2017 18:42

      Бер мәчеттәге кибеткә кердем.Чын мөселманча киенгән сатучыдан татарча сорадым әйбернң бәясе турында.Ә ул миңа бик матур итеп Русча җавап бирде.Әйдәгез сөйләшик татар телендә.Тик кайда?Кем белән?

  • Анонимно
    23.10.2017 16:24

    Во времена СССР вопрос о значении татарского языка никто не ставил так остро как сейчас.Все работали и поднимали страну,видели холод и голод-все стремились к хорошей жизни,и, никто не спрашивал какой человек национальности:Татарин,русский,еврей,мариец и т.д.?Насколько я помню ,мы в школе изучали татарский язык на факультативных занятиях,также разговаривали дома.Хотя мне уже за 60 лет я не забываю татарский язык,а чтобы силом насаждать язык-это неприемлимо. Ни в одном институте,техникуме нет ни одного предмета на татарском языке,нам приходилось помогать ребятам из сельской местности по учебе спецпредметов,я уже не говорю о ВУЗах с углубленным инностранным языком.Для более глубокого изучения татарского мальчики и девочки поступали в татарские школы и учились там.Так что раздувать конфликт на национальной почве не нужно,я считаю эти люди преследуют свои корыстные цели -простому труженнику это не к чему.

    • Анонимно
      23.10.2017 17:15

      Уже сто раз было сказано – во времена СССР дети сдавали экзамены на родном языке, я даже в 1996 г. окончил татарскую школу в Кировской (!) области, экзамены по всем предметам были на татарском языке, по русскому языку писали изложение (не сочинение как в русскоязычных школах). Сейчас все экзамены на русском языке и татарских школ с полным обучением предметов на татарском языке НЕТ ДАЖЕ В ТАТАРСТАНЕ.

  • Анонимно
    23.10.2017 16:32

    У меня ощущение, что одни не слышат других. Обязательное изучение другого языка не должно быть насильным. Хорошо, тогда и иностранные языки необходимо изучать лишь добровольно. Я против насилия. Не вижу в этом смысла. А вот чего я боюсь, так это того, что эхо этих проверок коснется и татарских гимназий, где и так уже все перевели на русский язык и обучаются русскоязычные дети. А почему, потому что там знания дают лучше и поведение детей лучше. Так вот, не перевесят ли они чашу по количеству и не отменят и ли и в татарских гимназиях татарский язык?! вот это меня беспокоит.

    • Анонимно
      23.10.2017 16:44

      Там все родители должны написать в заявлениях, что для их детей родной язык - татарский. И проблем быть не должно.

      • Анонимно
        23.10.2017 18:21

        А не унизительно ли в татарской гимназии писать такого рода заявления. То же самое касается и школ в татарских деревнях. Может быть наоборот нужно писать заявления о том, что дети хотят учиться только на русском и в дальнейшем не будут претендовать на работу в государственных и муниципальных органах республики.
        Рим Дашкин

    • "Я против насилия" Ничего что ВСЯ школа на 100% это насилие? Нет там ничего добровольного вообще, включая стиль одежды

  • Анонимно
    23.10.2017 16:42

    Изучение неродного языка должно быть добровольным. Никто не имеет права принуждать граждан и их детей изучать или знать неродной язык. Государственный он на этой территории или нет, какая разница!
    В Татарстане произошел явный перегиб в деле изучения татарского языка.
    Дошло до того , что на итоговых пленарных заседаниях министр образования РТ стал выступать с докладами только на татарском языке (без перевода), игнорируя присутствие в зале огромного количества русскоязычных работников школ и вузов.
    Вместо того, чтобы изучать разговорный татарский язык в школах, детям пытаются преподавать грамматику учителя, сами хорошо не знающие татарский язык.
    А превышение по количеству часов изучения татарского по сравнению с русским языком давно уже стало доказанным фактом.
    Поэтому с этим насилием в школах пора заканчивать. Мы живем в России и имеем право сами решать, какие языки мы хотим знать и каике языки нам нужны для жизни.
    И не нужно в очередной раз пугать русскоязычных жителей республики дестабилизацией. Мы прекрасно знаем, кто организовал эти провокации в 90-х и не позволим собой манипулировать.

    • Псевдоним
      23.10.2017 16:58

      Английский язык тоже обязательный в школах. И он для вас не родной. Почему вы не протестуете против насильного обучения английскому?

      • Анонимно
        23.10.2017 17:14

        Потому что изучение английского языка перспективно, а изучение татарского-нет.

        • Анонимно
          23.10.2017 20:20

          У вас в вашей стране нет никаких переспектив,зачем вам английский.

      • Анонимно
        23.10.2017 17:15

        Потому что он преподается как иностранный! А татарский выдают за родной для всех! Что, конечно же, не может быть правдой!

      • Анонимно
        23.10.2017 17:23

        Английский язык не обязательный в школах.

    • Анонимно
      23.10.2017 17:23

      Ну тут Вы перегнули - в РТ 2 государственных языка и министр , как к нему не относиться , ничего не нарушил , с точки зрения Конституции РТ. Другое дело , что надо при этом обеспечить перевод выступления. Кстати именно так делается при письменном обращении граждан на татарском языке , если они рассматриваются исполнителем не владеющим татарским языком или недостаточно хорошо владеющим. Мне вот интересно - а внучка Шаймиева насколько хорошо владеет татарским языком и как часто в Москве она им пользуется?

    • Анонимно
      23.10.2017 18:25

      Все помещения для проведения совещаний в министерствах и крупных ведомствах должны быть оборудованы синхронным переводом для начала, в последующем все сотрудники этих министерств должны владеть татарским языком на уровне понимания татарской речи. Обеспечить, не знающих, курсами татарского языка. Но все это делать без шоковой терапии, постепенно.
      Рим Дашкин

  • Давлет
    23.10.2017 16:58

    Наконец-то ВКТ одно обоснованное заявление на основании законов РТ и РФ сделали. Целиком и полностью согласен-мир и межнациональное согласие,уважение народов друг другу-превыше всего!

    • Анонимно
      23.10.2017 19:37

      Конечно хорошо. Все добровольно, согласно Конституции

    • Анонимно
      23.10.2017 20:17

      И я поддерживаю решение ВКТ. Надо выснить-почему минобр принимает законы не в соответствии Конституции РФ?

  • Анонимно
    23.10.2017 17:26

    Да, результаты по русскому по итогам ЕГЭ хорошие. А достигнуты они как? Учителя проводят огромное количество бесплатных занятий по подготовке к экзамену. А кто нибудь вел статистику, сколько учеников занимается с репетитором?

  • Анонимно
    23.10.2017 17:33

    Мы живем в Татарстане и здесь равноправны два гос. языка. Именно Татарстан является исторической родиной татар и здесь должен сохраниться татарский язык. К тому же , в РФ нет права выбора школьных предметов по желанию родителей или учеников. Поэтому, в РТ предмет "татарский язык" обязателен к изучению всеми учащимися, как и все остальные.

    • Анонимно
      23.10.2017 17:47

      В РФ есть учебные планы. По ним и производится обучение. Дети имеют право обучаться как по планам, где русский родной, так и планам, где татарский родной. Поэтому нужно просто соблюдать закон РФ и обеспечить возможность изучения родного языка в большем объеме по закону.

      • А чем отличается изучение русского как родного языка и русского как государственного?

        • Анонимно
          23.10.2017 18:08

          На гос язык одно количество часов, на родной другое.

          • По другому спрошу: Чем преподавание родного языка в Ульяновске отличается от преподавания родного языка в Татарстане?

            • Анонимно
              23.10.2017 18:42

              Отвечу -количеством часов. Мы, русские, живущие в Татарстане, изучаем родной язык -татарский. Этот татарский идет нам вместо родного русского. Надеюсь понятно объяснила?Но вы же понимаете, что русским людям татарский родным не является. И эту подмену можно назвать нарушением прав русскоязычного населения, мошенничеством в общем.

              • Вы видимо не поняли мой вопрос. Сколько часов русского изучают в Ульяновске именно как родной (русский ) язык, помимо общего русского? Почти уверен что ноль. Вся программа по русскому это просто русский язык. Как и по всей России. Таким образом, если мы выровняем общее количество часов русского в регионах России и здесь, чего вы будете добиваться?

                • Анонимно
                  23.10.2017 22:39

                  В предыдущей статье все было. Вы собираетесь оставить детей в школе до ночи, просто прибавив им русский язык?

          • Анонимно
            23.10.2017 20:22

            на татарский язык значит в Татарстане нужно больше уделить часов,так как он государственный.

        • Анонимно
          23.10.2017 18:30

          Количеством часов.

      • Анонимно
        23.10.2017 18:39

        !!!

        "В РФ есть учебные планы".

        Тоже мне Священное Писание нашли. Менять надо такие планы.

    • Низами
      23.10.2017 22:09

      Почему же в Башкирии татары так активно выступали против обязательного изучения башкирского языка в школах?

    • Анонимно
      23.10.2017 22:58

      Есть стандарт, в нем учебные дисциплины и это обязательно и часть по выбору. В стандартах есть возможность изучать родной язык - так вот родной язык в отличии от химии, например, у разных народов разный. Об этом подробно расписано тоже. Благодаря этому предмету в общих школах можно изучать языки всех народов РФ. Поэтому же в РТ чуваши, марийцы, учат свой родной язык. Но не обязательно, а добровольно.

  • Анонимно
    23.10.2017 18:34

    Что нам тут пишут. Мы - граждане РФ. Да. Пока, по крайней мере. Русский язык в РФ - государственный? Да, с этим никто не спорит. Теперь о Татарстане. Татарстан - национальная республика? Да. Согласно последней переписи, 54% населения - татары. Является ли Татарстан государством? Да. Конституционно-правовой статус республики в составе РФ характеризуется, прежде всего, тем, что республика является государством в составе Федерации, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией РФ находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Государственная власть республики исходит от ее народа, реализовавшего свое право на самоопределение в форме государства в составе РФ. В РТ два ГОСУДАРСТВЕННЫХ языка? Да, два. Должны их изучать в Татарстане? Да, должны. ФГОС обладает ПРИОРИТЕТОМ над Конституцией РФ и РТ? Нет, не обладает. Так в чем же дело???

    • Анонимно
      23.10.2017 19:03

      Дело, наверное, в том, что образование в целом и изучение русского языка в системе образования РФ находится в исключительном ведении федеральных органов. А в республиках почему то изучение русского языка отрегулировали на основании региональных документов.

      • Анонимно
        23.10.2017 20:24

        "Дело, наверное, в том, что образование в целом и изучение русского языка в системе образования РФ находится в исключительном ведении федеральных органов".
        По вашему, федералам основной закон страны-Конституция РФ нипочем?

        • Анонимно
          23.10.2017 21:43

          Может Вы рассудите ВКТ и Генпрокуратуру- кто из них правильно понимает законы. В предписаниях прокуроров школам ссылаются на пункты различных законов РФ и ВКТ аппелирует к тем же законам - тут лучше к юристам обратится.

    • Анонимно
      23.10.2017 22:21

      Татарстан - не государство, а регион в составе РФ, как и другие республики. что отражено в конституции РФ

    • Анонимно
      24.10.2017 03:02

      Татарстан государством не является!!! Запомните уже. У нас у всех РОССИЙСКОЕ гражданство.
      Сохраняйте свой татарский язык как хотите, никто не мешает. Оставьте в покое детей в школах.У меня свекровь татарка, ребенка не научила ни слову, хотя я не только не против была, но и просила её учить и разговаривать с ребенком на татарском (чтобы в школе было потом легче с татарским). Ну как помочь татарам сохранять свой язык, если они сами этого не хотят? В семье в первую очередь сохранение и развитие языка должно быть, БЕСПОЛЕЗНО в школе всех заставлять учить - практика показала, что всё равно не знает никто (ни русские, ни татары), а часов уходит уйма, в ущерб другим предметам, в первую очередь русскому.

  • Анонимно
    23.10.2017 19:03

    Не является государством. Респу́блика Татарста́н (тат. Татарстан Республикасы, Tatarstan Respublikası; краткие названия: Татарстан[10], Татария[11]) — субъект Российской Федерации, республика (государство)[12] в её составе. Входит в Приволжский федеральный округ, является частью Поволжского экономического района.

  • Анонимно
    23.10.2017 19:11

    Я думаю, никто бы не был против изучения татарского языка, если бы не нынешняя методика его преподавания! Эта методика, действительно, кроме отвращения к языку более ничего не вызывает. Даже у татарских детей! Очень сложная методика! Я сама татарка, мама учащегося, и я противница такой методики. Пусть он преподается на бытовом уровне, и не в таких масштабах, а с чувством меры, уверена, никто не будет против. А кому он будет нужен в дальнейшем, тот изучит его в ВУЗе. Правда, очень тяжелая грамматика. Я сама закончила татарскую десятилетку, человек с высшим пед.образованием, а ребенку своему не могу помочь с выполнением домашнего задания по татарской грамматике. Куда это годится. Это большой перегиб.

  • ПанАлекс
    23.10.2017 19:13

    А не офигел ли ВКТ, обвиняя Генпрокуратуру и В.В. Путина в "абсолютно неправовых нападок на государственный статус татарского языка в Республике Татарстан и попыток его вытеснения из сферы образования республики"?...
    Может Гепрокуратуре заодно проверить заявления ВКТ на предмет разжигания национальной розни и сепаратизма? А еще лучше проверить на каком основании эта организация присвоила себе право выступать от всех татар?

    • Практически нет ни одного татарина в моем окружение, кто был бы за полную ликвидацию преподавания татарского на обязательной основе. Многие, с которыми я соглашусь, говорят мол да 5 часов наверно слишком, но с полной ликвидацией не согласен никто, хотя бы пару часов оставить нужно было. Более того, возмущение в разной степени проявили практически все

      • Анонимно
        23.10.2017 19:54

        И очень хорошо. Есть желающие . А тем кто не желает - добровольно

        • Вы задумавились почему в школе нет НИ ОДНОГО добровольного предмета?

          • Анонимно
            23.10.2017 23:16

            В школе НЕТ ни одного добровольного предмета, потому что ЭТО СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ. Или вы её принимаете целиком, либо отвергаете целиком.

    • Давлет
      23.10.2017 20:53

      Паналексу.ВКТ-Всемирный Конгресс Татар!Этим все сказано мыслящему человеку...

  • Анонимно
    23.10.2017 19:40

    с начало учебники для детей в школы поставьте бесплатно а потом требуйте, что бы учили ваш язык.

    • Анонимно
      23.10.2017 20:12

      Ага, и тетради, в которых не строчки не пишем, потому что методики нет.

  • Буре
    23.10.2017 20:23

    Мне русский не родной
    Выучил
    Недобровольно)))
    Живой здоровый)))

    Никто у меня ничего не спрашивал)

    • Анонимно
      23.10.2017 21:48

      А если и русский, и татарский родные языки? Большинство жителей РТ могут так сказать.

  • Анонимно
    23.10.2017 21:09

    Учить будем, согласны, но разговартвать!!!

  • Анонимно
    23.10.2017 22:39

    ВКТ молодцы!!!!

    • Анонимно
      23.10.2017 23:08

      Вот если бы они в тот же день ответили, то были бы молодцы!
      А так они много недель ждали сначала, а потом из под лавки "сказали свое слово".

      • Анонимно
        23.10.2017 23:20

        Может ВКТ просто согласовывало все это время свою позицию, чтобы не раскачивать лодку?
        Это ведь легко необдуманные вещи говорить, не думая о межнациональном мире в РФ. А татары принципиально занимают позицию государственников.


        • Анонимно
          23.10.2017 23:48

          О межнациональном мире или войне речь не идет, кажется.
          Речь идет о том, что твердая позиция защиты татарского языка у ВКТ должна возникать не в результате долгих согласований.

          И все люди в мире (а ВКТ - это всемирный конгресс татар) должны заранее точно знать позицию ВКТ по этому вопросу.

  • Анонимно
    23.10.2017 23:11

    Иностранцы в КФУ за 3 месяца начинаю понимать язык (татарский или русский не важно), а за пол года свободно общаются на этих языках.
    Те, которые до девятого класса не освоили язык, либо не хотят, либо такой потенциал...
    Посмотрите международный сайт FORVO.COM. Там Русский и татарский по популярности в первой десятке языков вместе с немецким и английским.
    Вам бесплатно природа и общество дали возможность освоить такой язык, а вы от этого дара отказываетесь!!!

    • Анонимно
      24.10.2017 11:00

      Привожу данные с сайта на который вы ссылаетесь.
      Число носителей языка:
      китайский - 1091 млн.
      английский - 983 млн.
      испанский - 527 млн.
      арабский - 422 млн.
      хинди - 381 млн.
      русский - 267 млн.
      французский - 229 млн.
      португальский - 229 млн.
      индонезийский - 200 млн.
      немецкий - 129 млн
      японский - 129 млн.
      корейский - 77 млн.
      вьетнамский - 68 млн.
      турецкий - 66 млн.
      итальянский - 66 млн.
      польский - 50 млн.
      азербайджанский - 35 млн.
      голландский - 30 млн.
      украинский - 41 млн.
      румынский - 24 млн.
      венгерский - 14 млн.
      греческий - 13,5 млн.
      болгарский - 12 млн.

      татарский - 8 млн.

      Это я еще не все языки привел, носителей которых больше 8 миллионов человек, так что не выдумывайте татарского языка нет среди популярных.

  • Анонимно
    23.10.2017 23:20

    Разговорный татарский два часа в неделю. Думаю всех устроит такой вариант. Татарский язык обязательный.

  • Рашид
    24.10.2017 00:00

    Удивительно просто и цинично пытаются закрыть Республику. Ласкает слух справедливое высказывание о непозволительности навязывания неродных языков. Все вроде красиво и справедливо. Для детей в детских садиках, школах - это все понятно и вопросов нет. Только вот детский же вопрос, а что он может как глава федерации предложить для сохранения и развития государственного языка в республике. И при чем самое важное на паритетных условиях с русскоязычным населением. Мы ведь тоже платим налоги во имя процветания русскоязычных. Резонно и по детски может прозвучать - что родители должны сами сделать свой выбор, добровольно. Но тогда опять детский вопрос почему мы родители московских как пример школьников не можем сделать свой выбор в вопросе изучения религий в школах, хотя есть предмет история, где все эти вопросы в той или иной степени затрагиваются. Или другие предметы которые нам по жизни ни при каких обстоятельствах не пригодятся. В то же время добровольно реализовать свое конституционное право изучать родной язык - практически вообще невозможно. Видимо все же есть более серьезные причины для обязательности изучения этих предметов.
    Есть основополагающие факторы государственности, одной из главной составляющей которого является государственный язык. Не зря же один из государственных деятелей империи, говорил когда то, что народ не знающий своего языка - это удобрение для других народов. (Т.е. навоз наверное).
    Язык и религия если говорить как Михалков - культурный код народа.
    Необходимо срочно создавать востребованность государственного языка. Вводить делопроизводство на государственном языке в первую очередь, популяризировать его, и воспитывать молодежь в патриотическом духе любви и уважения к той земле где проживаешь. Эту землю изначально татарские предки нам собрали, кровью и потом защищали, строили. Что внукам будем говорить - когда всего лишь из-за нескольких слов между делом одного из глав большой страны все пойдет прахом. Некоторые клоуны во власти на всю страну уже заявляли, что нам необходимо было лучше воевать. Но сейчас то никто к нам войной не идет. Надо только не поддаваться всякого рода провокаторам и стоять на своем.
    Это вот и есть пресловутая красная черта сейчас для нашего народа. Все очень серьезно, завуалированно в простеньких изречениях лидера. Не давно гробик привезли в Россию из Сирии, военного с татарской фамилией. Человек погиб за страну для которой требования сохранения и изучения родного языка на паритетных условиях возводится в хамский поступок. Не укладывается даже в голове когда сами некоторые татары против изучения своего языка. Если честно как то не верится, что это правда. А если это правда то это страшные пробелы в патриотическом воспитании населения. Это самое настоящее предательство по отношению к своим предкам. Россия не зря выделяет огромные средства для всякого рода патриотических тем дома и за границей. Результаты сумасшедшие в положительном смысле, все работает. Почему татары у себя должны учитывать мнения отдельного меньшинства в государство образующих вопросах и быть терпилами. В России же абсолютно никто не прислушивается к мнению меньшинства когда ставят памятники всякого рода неоднозначным персонажам в Орле или Омске к примеру. Когда ставят огромные кресты везде где надо и не надо. Примеров много. А все потому что это надо для патриотического воспитания. А мы не можем столетиями уже поставить памятник защитникам Казани. Вот где не початый край работ.
    И специально для Жилиновского - воевать мы умеем, просто силы тогда были не равные. Это пишет человек в честь одного из предков которого названа улица, а другому бюст стоит как герою вов. А деревня родная стоит на земле, которую Екатерина в свое время подарила моему земляку за отличную службу во всякого рода войнах. И мечети тогда были, и школы на родном языке. Воевать геройски не мешало. Республика нужна татарам не для отделения от России, а для того чтобы была возможность сохранить свою культуру и самобытность. Главным из которого является язык. По другому ни как.

    • Анонимно
      24.10.2017 08:42

      Надо, чтобы дети, у которых татарский язык родной, сами хотели его учить, а это закладывается в семье. И русские дети и взрослые тут никак не смогут помочь!

  • Анонимно
    24.10.2017 21:21

    Почему, если я в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ порядке не буду учить (не "выучу" а именно "не буду учить" 8 лет) татарский, так плохо будет братьям татарам и татарскому языку?
    Почему?
    Не хотите стать академиком Сагдеевым или генералом Гараевым (которых знают во всем мире а не только в АН РТ (если знают)) - можете не учить русский на котором написаны их труды.
    Будьте татарином, живите в Атне всю жизнь и не пользуйтесь русским (наравне с местными русскими, живущими там и поголовно знающими татарский) который там и не особо нужен.
    И никаких проблем.
    А вот если вклад в мировую культуру и науку татар будет сопоставим со вкладом англосаксов, я первый встану в очередь жаждущих знать татарский.
    Поэтому я в подлиннике читаю не Тукая а совсем других писателей.
    И это по крайней мере честно.
    И чтобы не вставать: вклад русских в мировую сокровищницу знаний и искусств также мал, даже в сравнении с евреями, не говоря об арийцах и англосаксах.
    Поэтому знаю их языки и не читаю в подлиннике Туфана Минуллина.
    Заметьте: без принуждения:)
    Желаю и вам всем...

  • Анонимно
    25.10.2017 04:10

    В 1990 г., за два года до своей кончины, выдающийся ученый, историк и этнолог Л.Н. Гумилев сказал: «Вымысел, далеко не безобидный как в отношении русских, так и татар должен быть разоблачен и развеян. Почему человек должен стыдиться, как чего-то позорного, этнонима, окутанного легендами? Знайте, это – гордое имя! Ради истины, а не ради псевдонаучной, политической или какой-то другой конъюнктуры я, русский человек, всю жизнь защищаю татар от клеветы. Они – в нашей крови, в нашей истории, в нашем языке, в нашем мироощущении… какими бы ни были реальные различия с русскими, татары – это народ не вне, а внутри нас»

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Видео дня Все
Читаемое Обсуждаемое
Важное за неделю

Рекомендуем

Важные новости за сутки

[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Будем на связи!

БИЗНЕС Online в Telegram БИЗНЕС Online на Facebook Напомнить позже