Все новости Татарстан Закамье

Еще новости
Еще новости
Еще новости
Не забудьте поздравить 24 Ноября
Опросы Архив
Чем кончится челнинская война элит?
15%Так просто это не кончится, впереди серия громких посадок
44%Думаю, уголовные дела замнут, но Миронова и Ко разденут по полной
34%Для приличия посадят рядовых исполнителей, которые быстро выйдут по УДО
5%А мне кажется, что победит Миронов – юридическая правда за ним
2%Свой вариант (в комментариях)
Прием голосов по опросу закрыт
Эксклюзив

Спецпроект

«Почему халяльные продукты выбирают люди разных конфессий?»

Вкусно, полезно, натурально — где приобрести халяльные продукты и куда сходить с семьей и друзьями

Новости
25.10.2017

Республиканское «представительное собрание» с участием Песошина и Фаттахова приняло резолюцию о судьбе татарского языка

Сегодня в Доме дружбы народов в Казани по инициативе ассамблеи народов РТ прошло республиканское «представительное собрание» по вопросам совершенствования языковой политики и урегулированию вопроса об изучении русского и татарского языков в школах республики. В нем приняли участие министр образования РТ Энгель Фаттахов и премьер-министр Алексей Песошин.

Как сообщил корреспонденту «БИЗНЕС Online» Фаттахов, по итогам обсуждения принята резолюция, которую направят министру образования Ольге Васильевой. При этом он выразил уверенность, что изучение татарского языка в школах сохранится.

«Сегодня здесь собрались руководители совета учителей татарского языка, русского языка, родительских комитетов. Наша цель — сохранение покоя в республике. После сегодняшнего собрания будет принята резолюция. И на основании ее мы обратимся в министерство образования России. Работа идет, по моему мнению, будет еще долго идти, мы двигаемся в этом направлении», — заявил Фаттахов корреспонденту «БИЗНЕС Online».

Он подтвердил, что встречался с Васильевой, но подробностей беседы раскрывать не стал. На вопрос, останется ли татарский язык в школах, министр образования ответил однозначно: «Останется, конечно, это ведь наш родной язык, государственный язык. Разве может быть республика без государственного языка?»

Римма РатниковаФото: «БИЗНЕС Online»

Само совещание прошло за закрытыми дверями, некоторые подробности содержания резолюции «БИЗНЕС Online» раскрыла заместитель председателя Госсовета РТ Римма Ратникова. «Есть несколько конкретных пунктов: преподавание русского языка надо довести до стандартов, [татарский язык] в 10−11-х классах преподавать на добровольной основе. Преподавание государственного татарского языка должно быть обязательным — это жесткая позиция», — сказала Ратникова. «Безусловно, это компромисс, безусловно, мы отступаем, но, наверное, это сегодня нужно», — заключила она.

Текст принятой резолюции целиком приводит «Татар-Информ»:

Резолюция

Конституция Российской Федерации гарантирует, законодательство Российской Федерации в языковой сфере закрепляет право республик устанавливать свои государственные языки (в дополнение к основному государственному языку) и изучать их в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Законодательство Татарстана в языковой сфере полностью опирается на законодательную базу страны и определяет татарский язык государственным языком республики наряду с русским языком.

В республике сложилась многолетняя практика реализации государственного двуязычия, в том числе в сфере общего образования.

На поддержку государственных языков Республики Татарстан, а также других языков народов, проживающих в республике, направлена государственная программа «Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан», реализуемая с 1994 года. Нынешняя редакция Программы на 2014−2020 годы предполагает финансирование в среднем около 150 млн рублей в год.

Исходя из потребностей населения в получении общего образования на национальных языках, а также в изучении родных языков компактно проживающих в республике народов на протяжении десятилетий эффективно функционирует сеть национальных школ:

— 714 образовательных организаций с татарским языком обучения и преподаванием отдельных предметов естественно-математического цикла на русском языке;

— 93 организации с чувашским языком обучения и изучением чувашского языка;

— 27 школ с удмуртским языком обучения и изучением удмуртского языка;

— 19 школ с марийским языком обучения и изучением марийского языка;

— 3 школы с изучением мордовского языка;

— 1 школа с изучением иврита;

— 1 школа с изучением башкирского языка.

В 49 отделениях воскресных школ изучаются языки и культура представителей 25 народов, проживающих в Республике Татарстан.

В республике созданы все необходимые условия для развития русского языка. В текущем учебном году в Татарстане успешно функционируют 693 общеобразовательные организации с русским языком обучения, в том числе 200 школ с углубленным изучением русского языка и культуры. В них обучаются 79,9% всех школьников республики.

С 2014 года родители и дети имеют возможность выбора 1 часа в неделю для дополнительного изучения родных и государственных языков республики — около 70% воспользовавшихся данной возможностью выбрали русский язык. Дополнительно к этому 75% вариативного учебного времени в школах Татарстана также направлено на изучение русского языка. Выпускники школ республики (в условиях государственного двуязычия) демонстрируют высокие показатели — средний балл ЕГЭ по русскому языку имеет устойчивую динамику роста и является одним из лучших в Российской Федерации: в 2017 году данный показатель составил 72,57 балла, что является вторым показателем по стране после г. Москвы. Ежегодно Республика Татарстан занимает лучшие позиции в Приволжском федеральном округе по результатам участия в акции «Тотальный диктант».

В республике принята и реализуется Концепция развития национального образования в Республике Татарстан до 2030 года.

Обновлены примерные рабочие программы по татарскому языку и литературе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и включены в федеральный реестр примерных программ. 64 учебника по татарскому языку и литературе включены в федеральный перечень учебников, 49 учебников имеют положительные заключения и готовы для внесения в федеральный перечень.

Ежегодно реализуются крупные образовательные проекты, направленные на развитие родных языков: Международная олимпиада по татарскому языку, Международная олимпиада по русскому языку для обучающихся школ с нерусским языком обучения, республиканские олимпиады по государственным языкам, а также по чувашскому, удмуртскому, марийскому, мордовскому и башкирскому языкам.

В то же время существуют определенные проблемы, связанные с реализацией государственного двуязычия в общеобразовательных организациях. Федеральным законодательством гарантировано, что законодательно государственные языки республик в составе Российской Федерации изучаются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования. Вместе с тем имеет место правовая неопределенность, связанная с отсутствием механизма реализации данного права субъектами Российской Федерации. В этих условиях Министерство образования и науки Республики Татарстан разработало необходимые рекомендации для реализации в общеобразовательной сфере и обеспечило их осуществление. В результате татарский язык как государственный язык республики по факту изучается за счет учебного времени предметной области «Родной язык и литература».

Это обстоятельство стало предметом обоснованного недовольства части русскоязычной родительской общественности по следующим основаниям:

— татарский язык изучается как родной, что таковым не является;

— объемы изучения русского языка не соответствуют объемам, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации с 2015 года.

Кроме того, предъявляются нарекания по качеству обучения татарскому языку, перегруженности программ теоретическим материалом, а также недостаточным уровнем использования эффективных методик, направленных на коммуникативные навыки.

Данные обстоятельства стали предметом негативных оценок в ходе проверки Рособрнадзора и Генеральной Прокуратуры Российской Федерации в общеобразовательных организациях республики.

В этой ситуации активизировались противники изучения татарского языка. В Интернете созданы соответствующие группы. В социальных сетях и мессенджерах распространяются сообщения с призывами писать заявления об отказе от изучения татарского. Запущена волна бездумных высказываний и оскорблений, негативными сценариями заполнены отдельные издания.

С учетом нарастающей напряженности в языковой сфере, Ассамблея народов Татарстана, руководствуясь конституционными принципами обеспечения прав народов на изучение государственных языков республик в составе Российской Федерации, а также родных языков народов Российской Федерации, выступила с инициативой проведения республиканского представительного собрания.

В рамках республиканского представительного собрания было организовано обсуждение актуальных вопросов языковой политики в области образования, обеспечения конституционных прав граждан на свободный выбор языка обучения с участием руководителей муниципальных методических объединений учителей русского языка и литературы, татарского языка и литературы, муниципальных родительских комитетов, представителей Аппарата Президента Республики Татарстан, Государственного Совета Республики Татарстан, Конституционного Суда Республики Татарстан, Совета по реализации законодательства о языках Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан, Министерства образования и науки Республики Татарстан, Общественной палаты Республики Татарстан, ученых и научных сотрудников Казанского (Приволжского) федерального университета и Академии наук Республики Татарстан, руководителей национально-культурных автономий народов Поволжья.

Участники представительного собрания поддерживают необходимость развития практики государственного двуязычия, сохранения и развития сети национальных образовательных организаций, учета интересов различных типов образовательных учреждений, максимально бережного отношения к педагогическим кадрам, их подготовке и переподготовке.

Обращаемся к широкой общественности и СМИ о недопустимости нагнетания напряженности по языковому вопросу.

Выражая консолидированную позицию, участники представительного собрания считают необходимым поддержать меры, предложенные Министерством образования и науки Республики Татарстан:

  • к 1 января 2018 года объемы изучения русского языка довести до уровня, установленного Министерством образования и науки Российской Федерации для всех типов образовательных учреждений;
  • в 10−11 классах изучение татарского языка перевести на добровольную основу — по соответствующему профилю подготовки;
  • обеспечить изучение татарского языка как обязательного предмета — государственного языка Республики Татарстан — на уровнях начального общего и основного общего образования.

Также считаем необходимым обратиться в Министерство образования и науки Российской Федерации с просьбой рассмотреть вопрос о включении предметной области «государственный язык субъекта Российской Федерации» в федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования и соответствующие примерные образовательные программы, разработке вариантов примерных учебных планов, предусматривающих изучение государственного языка субъекта Российской Федерации.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Читайте нас в Telegram
Комментарии (278) Обновить комментарииОбновить комментарии Оставить комментарий
Анонимно
25.10.2017 14:19

#ЭНГЕЛЬДОСВИДАНИЯ

  • Анонимно
    25.10.2017 14:14

    Молодцы!
    Пусть будет благополучие и справедливость в нашем прекрасном Татарстане!

    На радость нашим братским народам!

    • Оптимист
      25.10.2017 14:57

      Правильно
      Спешка нужна только при ловле блох

      Не дадим расколоть Татарстан по национальному признаку

      • Tatar Хайпер
        25.10.2017 18:09

        молодец! наконец-то пришли к соглашению!

        • Анонимно
          25.10.2017 18:30

          1. Где пришли?
          2. К какому соглашению?

        • Анонимно
          25.10.2017 18:42

          Соглашения нет. Есть подготовленная бумага, которая лежит пока у Песошина на столе.

          • Анонимно
            25.10.2017 19:03

            Скажите пожалуйста, что решили в итоге? "Сколько часов в неделю будет татарского?"
            и "ЕРТ (тестирование по татарскому после 9 класса всем сдавать обязательно?"
            Или нет? Мы не хотим обязательного ЕРТ по татарскому после 9 класса !

            • Анонимно
              25.10.2017 19:26

              Решили Татарский язык обязательный и еще 3 часа добавить

            • Анонимно
              25.10.2017 19:33

              ЕРТ отменили, тат языка оставили 3 ч в неделю

            • Бардак Обамы
              25.10.2017 19:59

              Решили донести свою позицию до Министра образования и науки РФ. Я думаю, там подробно даже не рассматривали случай РТ. Просто действуют по шаблонам, основываясь на нескольких брошенных высказываний Президента РФ. Это не правильно, у нас особая специфика.

    • Анонимно
      25.10.2017 16:33

      Вот такое и ждали давно!

      • Анонимно
        25.10.2017 17:12

        Все сложилось хорошо,как и хотелось.Энгеля нужно наградить государственной наградой Татарстана.

  • Анонимно
    25.10.2017 14:14

    Было же дано четкое указание - обеспечить добровольность изучения неродного языка!
    И вовсе не следует занимать жесткую позицию, иначе сломают, а если занять гибкую позицию, то потом еще останется шанс разогнуться.

    • Анонимно
      25.10.2017 16:13

      В таком случае и любой иностранный язык -(скажем английский) следует изучать также на добровольной основе!
      С ущемлением национальных языков в национальных республиках под предлогом добровольности изучения-как факультатив до маразма можно дойти!!!
      Спрашивает кто нибудь из мин.образования РФ дают ли родители свое согласие на изучение их детьми иностранного языка -(скажем английского?) этот язык также по всей РФ никому родным не является, если буквально следовать сказанному Путиным в Йошкар-Оле, а ведь изучаем и никто не дергается мол принуждают, не родной и т.д. почему мин.обр. РФ и органы прокуратуры здесь выступают только в роли статистов!
      Получается, татары обязаны изучать не родные им языки: русский и иностранный -(скажем английский), а свой родной татарский остается в самую последнюю очередь - на выбор? что за бред!
      Путин сказал обтекаемо, а клерки побежали исполнять!
      Все проживающие в национальных республиках обязаны изучать второй государственный язык - который на ряду с русским широко применяется в регионе проживания, это как минимум уважение, ознакомление с традициями/культурой местного этноса, да и знания пойдут на пользу!
      При всем уважении к президенту Путину,
      но при управлении им страной за последние годы:
      -убрали графу национальность, при чем в обиход Россиянин так и не вошло, зато русский культивируется кругом!
      - ничего против других национальностей/ в том числе и русских не имею, но поймите правильно, я татарин горжусь этим и хочу им оставаться, сохраняя свою культуру, самобытность, свой язык, свои традиции, уникальность если хотите, поэтому не хочу что бы меня называли по той национальности к каковой я не отношусь!
      Для понимания: полагаю русские по национальности не захотели бы что бы их называли татарами или представителями иной нации к которой они не имеют отношение - пусть будет так как оно есть или как сам человек изберет себе по достижении совершеннолетия!
      -От суверенитета также ничего не осталось!
      -Теперь за язык взялись?
      Что дальше, религию будем навязывать?

      • Анонимно
        25.10.2017 16:21

        714 татарских школ вам мало?

        • Анонимно
          25.10.2017 18:03

          Мало, тому же они только номинально называются "татарскими школами", на самом деле все предметы преподаются там на русском языке.

          • Анонимно
            25.10.2017 18:29

            Вот и решайте ЭТУ проблему. Сейчас она какое имеет отношение к обсуждаемому вопросу?

          • Анонимно
            25.10.2017 18:53

            В татарских деревнях все на татарском преподаётся

            • Анонимно
              25.10.2017 19:53

              Вообще-то Казань столица татар. Поэтому в Казани татарская речь должна звучать всегда и везде. А школы татарские должны быть в шаговой доступности, а не 2 на весь город.

              • Анонимно
                25.10.2017 23:04

                Вы забываете, что мы все живем в России. Нет такого государства Татарстан. Пал суверенитет, а с ним и "второй" гос язык. Государственный язык один! Никто не против культуры и наследия татарского народа. И конечно же право татар изучать свой язык. Сохранять литературную речь. Все просто, потому что он вам родной. Для этих целей есть татарские гимназии. Для детей других национальностей татарский не родной язык. Изучение неродного языка является добровольным изъявлением родителей учащегося. Вот и все! Ну а Татарстан город Казань не столица татар на минуточку. Это моя Родина. Здесь я родилась, выросла. И в советское время никто в школах не изучал тат яз. Мои дети родились здесь. Мы русские. Более 50% населения республики Татарстан - это русские, чуваши, марийцы, удмурты. Смешение браков сыграло немаловажную роль в национальном составе республики. Давайте уважать друг друга!

                • Анонимно
                  26.10.2017 19:17

                  .Извините, если Вы родились в Казани, то этот город не может быть столицей (центром ) татар?

          • Анонимно
            25.10.2017 18:56

            Потому, что нет в них учеников желающих обучаться только на татарском! Ну не набираются полные классы и школы из желающих учиться только на татарском!

        • Анонимно
          25.10.2017 20:37

          Читайте внимательнее. В этих 714 якобы татарских школах, учится 20% учащихся, так как это, в основном, маленькие деревенские школы. Поэтому, этих 714 школ мало, тем более, основная часть предметов в этих школах преподаются на русском языке, так как разрешают сдавать ЕГЭ по предметам только на русском языке.

      • Анонимно
        25.10.2017 16:21

        Научитесь уважать мнение ближних как Вы все тут любите называть русских друзей, соседей. Хватит уже силой впихивать нам вашу культуру, ваш язык. Еще больше только ненависть к нему разжигаете. Вам никто не запрещает уважать, гордиться, изучать свой язык, свою культуру. Делайте это с умом, чтобы все кто рядом независимо от национальности сами захотели изучать. Насилие еще никогда не приводило ни к чему хорошему. А Вы своё ЭГО только так самоутверждаете.

        • Анонимно
          25.10.2017 16:43

          Говоря о впихивании: в том то и дело что татарам пихают/навязывают учить не родные ими: русский, английский, а про свой родной забыть! вот о чем речь.
          Татары хотят лишь сохранить свою культуру!

          • Анонимно
            25.10.2017 17:02

            Это называется подмена тезиса.
            Это низкопробный прием в полемике.
            Речь идет о добровольном изучении татарского языка русскоязычной половиной населения.
            Передергивания на тему - запрещают татарский язык, унижают учителей, мы все такие непричастные считаю как минимум лицемерным и лживым.

            • Бардак Обамы
              25.10.2017 20:22

              Вы цепляетесь к словам. Совершенно понятно, что под "сохранением культуры" подразумевается "не понижение национального языка в статусе".

        • Анонимно
          25.10.2017 17:15

          Ты сам тянись к нашей культуре,и никто не будет навязывать,учи прележно татарский язык,знай татарских деятелей,увлекайся татарской литературой.Все это важно и дает избежать конфликта.

          • Анонимно
            25.10.2017 18:51

            Тянулись 25 лет. Хватит. Теперь к своей культуре тянуться будем.

            • Бардак Обамы
              25.10.2017 20:23

              В Татарстане никогда не было твоей культуры и моей культуры. В Татарстане всегда была наша культура. Так вопрос начали ставить только когда кто-то стал раскручивать вопрос с языками.

        • Бардак Обамы
          25.10.2017 20:20

          Это не вопрос эго, это вопрос базиса - на котором основываются отношения между людьми разных народов. Есть основанный на компромиссе порядок! Идти против этого порядка - это и есть агрессия. Или агрессия кроется в Вашем отношении к татарскому языку. Вы воспринимаете его, как что-то чужое, враждебное. Это не так. У нас одна история и делить нам в ней ничего не следует.

          • Анонимно
            26.10.2017 18:50

            За 10 лет обучения в школе я сменил 14 школ в разных республиках.Татарстан,Коми,Карелия,Бурятия,Казахстан,Украина,Белоруссия,Польша,Германия.Кроме двух последних везде заставляли изучать их родной язык .Итог один -двойки по всем этим языкам и куча проблем с аттестатов..Не знаю ни один из этих языков а осадок на всю жизнь.Пусть каждый имеет выбор.К примеру на Украине было три вида школ-- русские,русские с изучением украинского и украинские с изучением русского -неплохая модель для республик ,как считаете?

        • Анонимно
          25.10.2017 21:17

          Уважаемый!Не забывайте что вы живете в ТАТАРстане!!

      • Анонимно
        25.10.2017 16:57

        Английский-это иностранный язык. Вас никто не заставляет его изучать. Вы можете выбрать хоть латынь на ваше усмотрение. Английский установлен в большинства школах, т.к. он желанен к изучению 98% населения. Люди деньги готовы платить, чтоб его учить. Вы готовы платить, чтобы изучать татарский?сомневаюсь

        • Бардак Обамы
          25.10.2017 20:29

          Английский конечно более хипстерский язык, более модный, в этом с ним никто не соревнуется. Ну а как Вы относитесь к более широкому развитию? Вы что-нибудь слышали о том, что язык - это ключ к пониманию кода предков, сути истории?

        • Анонимно
          26.10.2017 19:25

          Английский уже не иностранный почти. В Москве в некоторых учреждениях вывески встречаются только на английском (без перевода на русский). А ценники в аэропортах (и не только) уже и китайскими иероглифами написаны!

      • Анонимно
        25.10.2017 17:01

        Где кроме Татарстана пригодится татарский язык,английский это международный язык, русский - государственный язык РФ, совершенно не против татарского, но на добровольной основе

        • Бардак Обамы
          25.10.2017 20:31

          Английский потому и международный язык. За него бились, его изучение культивировали, наращивали везде.

        • Анонимно
          25.10.2017 20:40

          Именно поэтому, что татарский язык пригодится в основном только в Татарстане, его изучение обязательно должно быть в Татарстане. Никто же не требует по всей России обязательно изучать татарский язык.

          • Анонимно
            25.10.2017 22:01

            да и в самом Татарстане не везде есть необходимость в знании татарского языка, вполне можно прожить. не зная его

            • Анонимно
              25.10.2017 22:42

              Пять лет в Татарстане живу - по-татарски слышу общение в деревнях, магазинах. На работе ни разу не слышал.

            • Анонимно
              25.10.2017 22:45

              Это и плохо если обязать знать всех работающих с людьми оба языка все вопросы отпадут

        • Анонимно
          25.10.2017 21:46

          В Тюркских странах.

      • Анонимно
        25.10.2017 19:04

        Вам и вашим детям никто не запрещает изучать родной для Вас язык .Вот только большинство родителей татар в первую очередь отказываются от изучения в обязательном порядке тат яз.Нужно пересмотреть методику преподавания,перейти на изучение разговорной формы языка,а для более заинтересованных в языке преподавать грамматику.
        Что касаемо англ и до иностранных языков,они необходимы и применимы в дальнейшей жизни детей,а татарский нет

      • Анонимно
        25.10.2017 19:12

        Давайте английский изучать добровольно. Уверяю Вас, что процентов 90 будут его изучать. А вот на добровольный татарский и пяти процентов не наберёте. Потому что он не нужен в дальнейшем.

    • Анонимно
      25.10.2017 16:20

      714 татарских школ,это больше,чем русских школ!Что им еще не хватает?О каких нападках на татарский язык говорят эти люди?

      • Анонимно
        25.10.2017 16:55

        Речь идет о том что и в татарских школах собираются оставить татарский язые как факультатив.русские школы решайте сами

        • Анонимно
          25.10.2017 17:10

          Bы статью читали? В пункте 3 обращения сказано, что татарский язык будет обязательным предметом.

        • Анонимно
          25.10.2017 19:29

          Изначально речь идет о добровольном изучении татарского языка нетатарами!Прекратите уже врать и передергивать!

      • Анонимно
        25.10.2017 20:43

        Это маленькие деревенские школы, на долю которых приходится менее 20 процентов учащихся. Поэтому, соотношение количества школ само по себе ничего не говорит, важно количество обучающихся в этих школах.

      • Анонимно
        25.10.2017 22:47

        Это деревенские школы там по 5 учеников. А городские школы на 50-60% заполнены детьми татар или детьми смешенных браков....

    • Анонимно
      25.10.2017 16:41

      если выдвигать добровольность изчения языков, то я не хочу учить ни русског ни татарского, с удовольстивем учил бы иностранные языки

    • Tatar Хайпер
      25.10.2017 18:09

      напротив. если занять гибкую, то завяжут узлом, что не распутаешься. правильно на своём стоят.

    • Бардак Обамы
      25.10.2017 20:03

      К сожалению, в жизни нельзя быть всё время гибким и непрерывно сгибаться и разгибаться. Такое только в йоге полезно, а в других вопросах, подумают, что ты из пластеина и вылепят что-нибудь несуразное.

  • Анонимно
    25.10.2017 14:17

    Какая ассамблея, какого народа? Кто их выбирал и уполномачивал? А о беседе со своим руководителем молчит, потому что жестко обрезали. Поэтому и придумали ассамблею и резолюцию от нее.

    • Анонимно
      25.10.2017 16:25

      Вот тоже самое подумал. Кого они представляют? Они не на выборных должностях, они назначенцы. Проведут пусть референдум, а там посмотрим.

    • Анонимно
      25.10.2017 16:53

      Кто все эти люди под вывеской "ассамблея"? Откуда они там в РАБОЧЕЕ время? Кто им платит деньги за участие в этом заседании?
      Вопросов больше, чем ответов.

    • Tatar Хайпер
      25.10.2017 18:15

      опыт их выбирал, и успехи в сферах. компетентность.

  • Анонимно
    25.10.2017 14:18

    "...преподавание русского языка надо довести до стандартов.." - министр же неоднократно заявлял, что у нас всё в порядке!! Получается, открыто врал!?

  • Анонимно
    25.10.2017 14:19

    Опять 25! Только добровольное обучение татарскому языку, и никак иначе!

  • Анонимно
    25.10.2017 14:19

    #ЭНГЕЛЬДОСВИДАНИЯ

    • Бардак Обамы
      25.10.2017 20:51

      Я был согласен, что Фаттахов плохо справляется со своей работой, но сегодня он показал себя по-хорошему дерзким и принципиальным человеком. Я уважаю политиков, которые способны не просто быть исполнителями, а которые не боятся эскалировать спорные моменты, потому что только так мы можем прочертить чёткие границы применения. Таким образом движется человечество. В итоге ситуация разрешится либо в пользу обязательного, либо в пользу добровольного обучения. Но она разрешится. Возможно ценой карьеры Энгеля.

  • jnani
    25.10.2017 14:19

    С какого перепугу только с 10-11 классов? Ждите ответную волну, но помощнее.

  • Анонимно
    25.10.2017 14:19

    Компромисс нужен!

  • Анонимно
    25.10.2017 14:20

    Собрались, пообсуждали, постановили. А почему НАРОД не пригласили и его не спросили? Почему встреча в тайне такой проводилась?

    • Анонимно
      25.10.2017 16:37

      Хорошо бы у Васильевой спросить, как прошла беседа с Фаттаховым. А то всё тайну делают и толкуют как вздумается. Почему бы Энгелю Наваповичу не отчитаться перед татарстанцами о результате своей поездки?

      • Анонимно
        25.10.2017 17:26

        Если бы Фаттахову удалось отстоять принудительность татарского языка перед Васильевой, эта новость была бы в заголовках всех местных СМИ. Поскольку никаких комментариев он сам не дает, значит получил отворот поворот. Теперь они пытаются через всяких разных общественников и певцов это протолкнуть.

    • Анонимно
      25.10.2017 17:19

      Народ не вправе что то решать,ему в принципе ничего нельзя доверять,иначе начнется раздрай и хаос.

    • Анонимно
      25.10.2017 17:46

      Успокойтесь !!!,эта резолюция ещё до Москвы не дошла)))),посмотрим что там ответят

    • Бардак Обамы
      25.10.2017 20:55

      Народ который за обязательное обучение тихо наблюдает. Народ, который за добровольное обучение активизировался.

  • Анонимно
    25.10.2017 14:20

    Азат Д

    А причем здесь сохранение покоя в республике? Кто то "беспокоится" собрался? Думаю тех быстро успокоят. Не надо переводить этот вопрос в терроризм и национализм.

  • Анонимно
    25.10.2017 14:20

    Выбор родного языка должен быть добровольным.
    Преподавание родного татарского должно быть обязательным.
    Преподавание государственного татарского должно быть на добровольной основе.
    Это жесткая позиция, основанная на действующих нормативно-правовых актах и поддерживаемая подавляющим большинством жителей РТ.

  • Зри в корень
    25.10.2017 14:20

    ...а что это за Ассамблея народов РТ ?? кого только нет....а работать некому.... а нет случайно...Союза пастухов РТ ??

    • Анонимно
      25.10.2017 16:16

      Союз случайно удачливых жителей РТ есть.

      • Анонимно
        25.10.2017 20:16

        Когда приватизировали НКНХ и КОС как-то об Ассамблеи народов РТ не вспоминали. Поздно, все уже насмотрелись итогов "суверенитета".

  • Анонимно
    25.10.2017 14:25

    Как же вы достали уже! Да не нужен этот язык ни кому кроме вас зарвавшихся чиновников. Я сам татарин но вы сделали все чтобы другие национальности возненавидели этот предмет. За столько лет вы потратили уйму денег на внедрение методик которые мертвы изначально. Не было творческого подхода, только ваше хотим и все. А сейчас вы в противовес законам страны в которой живёте хотите дальше утверждать свой местечковый интерес. Да не будет по вашему, вы сами спровоцировали цунами и сейчас различными низкосортными пар акциями пытаетесь используя административный ресурс спасти свое положение.

  • Анонимно
    25.10.2017 14:28

    Так не все мечты сбываются. Посовещались - приняли резолюцию, отправили. Так это не окончательное решение и кричать, что будет и отказы не принимают, пока еще рано. В учебных планах нет понятия гос.язык, а подавать его под соусом "родной язык и родная литература" нельзя. Придется просить закрепить понятие "гос.язык" в учебных планах, но на это Москва не пойдет.

    • Анонимно
      25.10.2017 16:22

      К сожалению, у авторов этой законодательной инициативы очень узкий кругозор. Дальше своего носа они не видят.
      К чему приведет принятие их предложения в масштабе страны?
      Вот в Крыму 3 государственных языка. Школьник будет обязан учить все три?
      В Дагестане 15 государственных языков. Учить все 15?

      Нет, уважаемые. Действующий ФГОС предлагает наиболее логичный вариант - каждый учит свой родной язык. Только так можно учесть интересы каждого гражданина - причем независимо от места его проживания. Это и есть подлинная забота о народах Российской Федерации. Обо всех народах, а не только о тех, кому повезло иметь регион со своим "титулом".

      • Анонимно
        25.10.2017 17:52

        Два дня назад в новостях по каналу Россия показывали школу в Донбассе. Представьте себе они там учат татарский язык. Сказали что около 10 процентов проживающих татары.

  • Анонимно
    25.10.2017 14:28

    Уважаемые ! Давайте прекратим этот цирк! За министра уже стыдно и смешно ( стыдно конечно больше). Скажем ему "До сивдания"! и начнем обсуждение вопроса с чистого листа!

  • Добрый
    25.10.2017 14:28

    #ТАТАРСТАНЭТОРОССИЯ

    • Оптимист
      25.10.2017 14:59

      Татарстан это Россия
      Татары это россияне
      Мы имеем такие же права как и русские

      • Анонимно
        25.10.2017 16:24

        Вас кто-то притесняет по национальному признаку?

      • Анонимно
        25.10.2017 16:31

        а кто-то возражал? кто-то запрещал вам учить ваш родной язык?

        • Оптимист
          25.10.2017 16:37

          А вас?

          • Оптимист
            25.10.2017 16:45

            Где ЕГЭ на родных языках?

            • Анонимно
              25.10.2017 17:46

              Действительно надо разрешить ЕГЭ на родных языках. Только с этим документом какой ВУЗ вас примет, на какую работу???? Только в той местности, где его и сдавали ( и то не все). Вы сами себя ущемите, выбрав ЕГЭ не на русском языке.

              • Анонимно
                25.10.2017 20:01

                А вы за нас не переживайте. Вы нам откройте вузы на нац. языках и ЕГЭ разрешите сдавать на них же. А то вопите про ущемление рус. языка, а фактически ущемленными являются татарский и другие нац. языки народов РФ.

                • Анонимно
                  25.10.2017 22:59

                  Какие ВУЗы, уважаемый(ая)! Почему все родители татары стараются детей в группы по татарскому языку детей вместе с русскими впихнуть? Никто чисто в татарскую группу не хочет! Потому что изучение в школах литературного татарского, а детки только на бытовом татарском говорят. Мы уважаем и чтим татарских поэтов и композиторов и знаем их имена! И для этого совсем не обязательно знать татарский язык!

              • Анонимно
                25.10.2017 20:52

                Какая разница, на каком языке сдавал выпускник ЕГЭ для ВУЗа? Главное - результат ЕГЭ, а не то, на каком языке его сдавали.

                • Анонимно
                  25.10.2017 22:04

                  большая разница, это важно и для независимой и объективной оценки, ЕГЭ должен быть только на русском

      • Анонимно
        25.10.2017 17:05

        Почему в школе за доп.русский урок, заметим мой РОДНОЙ язык!!! я должна доплачивать???? А татарский то уж конечно бесплатен, хоть 10 часов в неделю

        • Анонимно
          25.10.2017 17:57

          Видимо у Вашего ребенка нет мотивации к изучению родного языка, попробуйте предложить ему английский, может лучше пойдет.

  • Анонимно
    25.10.2017 14:29

    Ассамблея народов...Скоро еще что-нибудь придумают.А пачиму ВКТ не принял участие?

    • Анонимно
      25.10.2017 16:54

      ОН отметился по вопросу заключения нового договора с Москвой. Но безрезультатно.

  • Анонимно
    25.10.2017 14:31

    Туфан абыебыз юк...

  • Добрый
    25.10.2017 14:31

    #ПУТИНГНИСВОЮЛИНИЮ

    P.S. Админ будь адекватом-пропускай мои коменты!

  • Анонимно
    25.10.2017 14:32

    Передергивают во всем. Никто не отменяет право изучать татарский язык ни для кого. Никто не давал право навязывать его тем, для кого он не является родным. Сначала всеми кривдами, шантажом и обманом попытались обойти закон о добровольном изучении неродного языка, затем втянули учителей в политические разборки. На сегодня нет отдельного государства, есть субъект федерации. Будьте добры исполнять законы государства.

    • Анонимно
      25.10.2017 16:08

      У субъекта федерации, есть свои Законы. Будьте любезны выполнять Законы Республики Татарстан.

      • Анонимно
        25.10.2017 16:17

        Они не должны противоречить федеральным законам (первейшая аксиома юриспруденции), о чем местные законодатели периодически забывают (сколько у них нарушений недавно нашли при проверке на соответствие местных законов федеральным?). Забывают об этом местные законодатели при установлении тарифов, системы оплаты за детский сад, налоговым льготам "для своих" и т.д. Забыли об этом и в вопросе преподавания "родного языка и литературы" в школах.

      • Анонимно
        25.10.2017 17:02

        Законы субъектов не стоят выше федеральных!

      • Анонимно
        25.10.2017 17:36

        И соблюдать Конституцию РТ

    • Анонимно
      25.10.2017 16:36

      Разборки устраивает кучка недовольных и неграмотны родителей. А учителя молчат.

  • Анонимно
    25.10.2017 14:33

    Что это значит? Упрямцы продолжают игнорировать мнение большинства людей, действую вопреки законодательству и всеми силами мешают свободе в выборе РОДНОГО языка, давят на детей и их родителей. Опомнитесь! Хотите изучать татарский - изучайте, хотите ЕГЭ на татарском - добивайтесь. НО прекратите навязывать свое мнение другим!

  • Анонимно
    25.10.2017 14:34

    Мда уж...вобще не слышат,что люди просят. ТОЛЬКО ДОБРОВОЛЬНО И ТОЧКА. ДОКОЛЕ НАС МУЧИТЬ БУДУТ?? У себя дома как в тюрьме. Скоро наверно еще диктовать начнут в чем ходить,как дышать,что сказать. Ужас.

  • Анонимно
    25.10.2017 14:34

    Азат Д

    Как власть держать и деньги пилить, то сами по себе, задушили демократию, а чуть что, о народе вспоминают, им прикрываются, от его имени говорят, типа - "по прозьбе трудящихся".

  • Анонимно
    25.10.2017 14:35

    Я татарин, и считаю что русским не обязательно учить татарский язык, а татарам обязательно, но только тем кто хочет. Пусть татарский будет факультативом, но бесплатным для изучения в школах. Вот и посмотрим насколько нам татарам Важен наш родной язык. Думаю многие татарские родители не будут отправлять своих детей на данные факультативы. Как говориться: "что имеем не храним..." Возможно после данных событий, мы татары начнем ценить свой родной язык, начнем общаться, читать, писать на нем, и возможно данные события подтолкнут татар знать свой язык, дорожить им. Думаю лучше сконцентрировать свое внимание на общение на родном языке дома, и если даже татарский язык отменят в школах, объяснить детям необходимость изучения татарского на факультативах.
    Это лично мое мнение.
    Всем желаю мира и спокойствия.

    • Анонимно
      25.10.2017 14:53

      Я тоже татарин. Преподаю в КАИ. Мои дети обучились разговорному татарскому только благодаря мне, а не школе. Я знаю многих татар, школьников, которые и двух слов связать не могут. Ненадо делать его обязательным в школах. Вспомните 2 закон Ньютона.

      • Анонимно
        25.10.2017 16:04

        Спасибо Вам и мыслящим всем также мыслящим представителям татарского народа! Никто из русскоязычных жителей республики (за исключением мизерной части идиотов-шовинистов, которые впрочем есть у любых народностей) не старается притеснить или умолить значение татарского языка и культуры, но просто молчать о топорном навязывании обязательного его изучения всеми уже тоже невозможно.

        • ПАРФЮМ БАБАЙ
          25.10.2017 16:08

          Может я Вас удивлю, но и русский язык вы не выучили. Умолять о чем-то татарский язык не нужно

          • Анонимно
            25.10.2017 16:29

            Наверное, он имел ввиду "умалить значение"?

          • Анонимно
            25.10.2017 16:39

            Умолить. Значение слова Умолить по Ожегову:
            Умолить - Склонить к чему-нибудь мольбами, просьбами, упросить

          • Анонимно
            25.10.2017 18:01

            В русском языке выражения "умолять значение чего-либо" и "умолять о чет-то" имеют разное значение, т.ч. учиться нужно не только автору комментария...

            • Анонимно
              25.10.2017 19:42

              к 18:01
              Вам стоит научиться различать корни "мольба" (умолять кого-то о чем-то) и "малый" (умалять значение чего-либо).

        • Анонимно
          25.10.2017 16:57

          "Уменьшить" = "умалить".

      • Анонимно
        25.10.2017 18:15

        Если я не ошибаюсь, то второй закон Ньютона: F=ma, так при чем он здесь? Вы, наверное, спутали с третьим законом Ньютона: F=-F. Интересно, делая такие ошибки, что вы преподаете в КАИ?

    • Анонимно
      25.10.2017 16:16

      Я русский и желаю, чтобы татарский язык присутствовал везде, на улице, в садах и школах, в учреждениях и торговых центрах, на стадионах и концертных залах

      • Анонимно
        25.10.2017 16:22

        так и пусть будет, но русские пусть его изучают добровольно!

      • Анонимно
        25.10.2017 16:34

        Выбирайте родным и алга всей семьей. Сез булдарабыз

      • Анонимно
        25.10.2017 17:05

        Так никто не запрещал на нем общаться. Он итак везде есть. Ежегодно миллионы убивают на всякие нац концерты, сабантуи и прочее.А татарская эстрада так вообще переполнена.

        • Анонимно
          25.10.2017 17:17

          Вот кто общается и ходит на концерты сабантуи пусть и обучает своих детей на факультативах. Я не беру в счёт сабантуй в Париже. Это было бредом, проводить его там и тратить деньги налогоплательщиков на это.

    • Анонимно
      25.10.2017 16:17

      Полностью согласна!!!!

    • Анонимно
      25.10.2017 16:29

      Позиция Ваша ясна, отчасти согласен - разумно!
      НО, вот Ваши слова: что русским изучать татарский не обязательно, а татарам свой родной обязательно есть нюанс: как Вы проведете черту где татары, а где русские ведь графы национальность нет, плюс есть такие имена что сейчас и не разберешь кто он по национальности, плюс есть и смешанные браки!!!
      - ну и как здесь поступить?

      • Анонимно
        25.10.2017 16:32

        Каждый в заявлении укажет какой язык для него родной. Это и есть право выбора.

        • Анонимно
          25.10.2017 16:58

          Ага, 7-ми летний ребенок из смешанной семьи напишет какой для него язык родной?
          И потом, исходя из каких сведений скажет о языке - этот для меня родной?

          • Анонимно
            25.10.2017 17:04

            Родители вправе решать за детей. Вы правы, ребёнок не сможет решить. Тут уже задачка для родителей, обьяснить ребёнку важность родного языка, но если Мама и Папа не говорят дома на родном для них языке, тяжело будет обьяснить ребёнку необходимость добровольно учить язык.

            • Анонимно
              25.10.2017 19:11

              Я татарин. Думаю на татарском и разговариваю чисто. Но настаивать учить его ребёнка не буду. Отправлю на летние каникулы в деревню, там и научится. И лучше, чем в школе

      • Анонимно
        25.10.2017 16:45

        Каждый сам решит родной ему татарский или нет

        • Анонимно
          25.10.2017 17:16

          Но при этом за всех уже решили. Татарский остаётся обязательным.

      • Анонимно
        25.10.2017 16:55

        Вот и посмотрим насколько мы татары готовы сохранить наш язык. Сможем ли обьяснить детям изучать язык на добровольной основе, если изучение будет не обязательным. Будем ли делать домашние задания и проводить дополнительные Часы в школе ради родного языка. Начнём ли говорить на татарском Дома, ходить в театры, общаться между собой.

        • Анонимно
          25.10.2017 17:11

          Придите сегодня домой и начните говорить на татарском, говорите на татарском с друзьями, ведь многие знающие язык не используют его в быту. Тогда что уж говорить о не носителях языка. Я их понимаю.

        • Анонимно
          25.10.2017 22:13

          Если не сможете, то на кой он нужен?

      • Анонимно
        25.10.2017 17:15

        Сможете обьяснить супругу или супруге что Вам это важно, важно чтобы ваш ребёнок знал родной язык. Тут уже вопрос взаимоуважения и взаимопонимания в семье. Каждый сам выбирал себе спутника жизни, и должен был заранее обговорить эти моменты. Так сказать решить все на берегу...

    • Анонимно
      25.10.2017 17:31

      Полностью Согласен

  • Ильдар Абый
    25.10.2017 14:36

    На самом деле все было нормально с преподаванием русского языка и у меня такое ощущение, что следующим шагом будет лоббирование добровольного изучения и русского языка (в Московской области уже звучат такие призывы), причем лоббировать будут те же личности, что и выступают за добровольное изучение татарского языка. А мотивом этого станет - ребенок устает/родители лучше знают, что нужно ребенку. И ждет нас поколение неучей, которые только тесты к ЕГЭ зубрят.

    • Анонимно
      25.10.2017 16:01

      Это не так, в школах, которые начинают уже работать по закону, все СЧАСТЛИВЫ от возвращения в программу достаточного количества часов русского, литературы и математики. Т.е. знания людям нужны, а не желание стать неучем, как вы почему-то считаете об окружающих..

    • Анонимно
      25.10.2017 16:28

      Идьдар Абый у тебя дети-школьники есть?

    • Анонимно
      25.10.2017 17:46


      У этого персонажа явно нет детей, которые учатся в школе! Иначе бы по другому заговорил...

  • Анонимно
    25.10.2017 14:37

    Предлагаю собрать Ассамблею русскоговорящих родителей и учителей русского языка, чтобы отстаивать добровольность изучения неродного языка!!! Принять резолюцию и ... чтобы поняли, что больше издевательств над своими детьми мы НЕ ДОПУСТИМ!!!

    • Анонимно
      25.10.2017 17:45

      Не думаю что вам позволят.

    • Анонимно
      25.10.2017 17:48

      Абсолютно правильно. А то ПОЗОРНИКИ, закрытое совещание провели во главе с чиновниками, а представили как какая-то Ассамблея народов....

  • Liko
    25.10.2017 14:46

    Как я и говорил, вопрос языка нужно обсуждать в общем контексте взаимоотношений федерального центра и Татарстана. Безграмотные люди не понимают за какую ниточку они тянут. Кто это затеял либо недоумок, либо пытается разжечь костер здесь. Для тех кто не понимает еще раз напишу - последствия этого шага приведут к резкому росту национализма и ухудшению взаимоотношений внутри Республики. Русским станет это, как обычно, боком. Не знаю зачем наступать на грабли - любимое занятие некоторых глупцов.
    Если встает вопрос о языке,то нужно поднимать сразу вопрос о разграничении полномочий в т.ч. в финансово-экономической сфере. Иначе сейчас возможности ЦБ используются для создания неравноправных условий ведения бизнеса не только в банковской сфере, но и в любой другой. Нужно ставить этот вопрос пока не отжали все и не раздербанили федеральные коррупционеры.

    • Анонимно
      25.10.2017 16:19

      14-46
      ЕГЕ пусть отменяют! Пусть детям аттестат дают, исходя из средней оценки за последние 2 года учебы. Зачем им портить нервы с ЕГЕ? Кто хочет поступить в ВУЗ, пусть готовится по программе данного ВУЗА для поступающих, с требованиями объема знаний для данного ВУЗА с сдачей вступительных экзаменов . В техникум, училище принимать без экзаменов, двоешникам также выдать документ об учебе и отставить привычку остаить их на 2-й год. Они прекрасно устраивают свою жизнь, ручной труд пока хватает, многие успешны. Русский язык тоже ограничить 9 летней базой изучения, остальное время посвятите подготовке человека к ответственной взрослой жизни: шить, вязать, готовить, мастерить, и т.д.Ознакомьте законами и правами. Ознакомьте традициями народов, особенно родного.

  • Зри в корень
    25.10.2017 14:57

    ...их через дверь выставили...так они через окно и дымовую трубу лезут...скоро додумают ...так и через канализацию полезут...а что ...вариант..
    ТАТАРЫ!!! Где ваша Честь ????

  • Анонимно
    25.10.2017 14:57

    Почему не написали про свой принудительный экзамен,его отменят или нет? Если часы урежут,а экзамен оставят,что толку то.Как его сдавать,опять оценка в аттестате всё портить будет.

    • Анонимно
      25.10.2017 18:43

      Не переживайте за экзамен, на этом экзамене всем всё подсказывают, все сдают на 4, им же не хочется портить показатели. Можно его совсем не учить, а за экзамен будет 4 или 5)

  • Анонимно
    25.10.2017 14:58

    Если нет во ФГОС предметной области "государственный язык субъектов РФ", то на каком основании изучение татарского языка может быть обязательным?

  • Анонимно
    25.10.2017 14:59

    Резолюцию они приняли видите ли? а кому она нужна! Лучше бы делом занялись!
    Зачем моему ребенку (родной язык русский, родители русские) татарский язык в таком объеме, в котором его сейчас преподают? У нас что вузы есть на татарском языке, или на работу принимают исключительно со знанием татарского языка? Кто хочет путь изучает, а русскоговорящим вполне достаточно элементарного разговорного!

    • Анонимно
      25.10.2017 16:34

      Так татарм не разрешают создавать эти институты, теперь будем активно это лабировать!

      • Анонимно
        25.10.2017 18:01

        У Татар целая Академия есть! Вот пусть там и готовят всех преподавателей дисциплин на татарском языке.

        • Анонимно
          25.10.2017 20:07

          Академия занимается своими делами. А татарские институты должны быть!

      • Анонимно
        25.10.2017 22:17

        Да что вы сказки рассказываете? Кто вам не разрешает. Просто это коммерчески не выгодно. Со всего Татарстана не наберётся студентов, чтобы набрать в один национальный вуз.

  • Анонимно
    25.10.2017 15:00

    Это та самая ассамблея, благодаря которой у нас есть улица Нурсултана Назарбаева?

  • Анонимно
    25.10.2017 15:01

    А РАЗВЕ КТО-ТО ПРОТИВ ...
    обеспечить изучение татарского языка как обязательного предмета — государственного языка Республики Татарстан на уровнях начального общего и основного общего образования...
    БЕЗ ПРОБЛЕМ! Для этого есть ФАКУЛЬТАТИВ.

  • Анонимно
    25.10.2017 15:01

    Если вы, кабинетные пижоны, думаете о народе, то дайте этому народу открыто решить вопрос по языкам на референдуме. Но вы на это не пойдёте, т.к. знаете результат.

    • Анонимно
      25.10.2017 17:19

      Согласен нужен рефередум по татарскому языку. И первый вопрос это перевод его на латиницу. Второй вопрос об обязательности использования в РТ во всех сферах жизни всеми жителями республики татарского языка как и русского языка. Тоесть весь документоорот должен быть на татарском языке. Кто не знае пусть посещает курсы.

  • Анонимно
    25.10.2017 15:07

    Следующим министром будет Гульнара ?

  • Анонимно
    25.10.2017 16:04

    Почему бы редакции не подготовить статью с анализом комментариев под текстами, связанными с темой преподавания татарского языка. Насколько я могу наблюдать, они всегда набирают очень большое количество комментариев, при этом у многих, судя по времени выхода и риторике, автор один. Читая комментарии, складывается ощущение, что все очень-очень плохо в республике, что ее нужно спасать. Кому это выгодно. Комментарии не запретишь, лайкать тоже. Но настойчивость некоторых комментаторов проследить можно.

    • Анонимно
      25.10.2017 16:14

      Вы не правы. Для многих эта тема животрепещущая. Поэтому много комментов

  • Анонимно
    25.10.2017 16:04

    Такое ощущение, что в правительстве республики засели дремучие селяне, которые считают что напором и силой можно протолкнуть любую инициативу. Вас это удивит, но открытая площадка для дискуссий, постепенно вытесняющая телевидение и ваши ангажированные газетёнки - интернет, уже пестрит фактами, как вы подлогами пытаетесь спасти свой язык.
    Но что действительно удручает, так это положение сегодняшних учителей. Пройдет еще немного времени, и учитель будет синонимом административного шестерки, трусоватого, глупого и беспринципного. Учитель, это уже не интеллектуал и не интеллигент, это обнаглевший от безнаказанности мелкий лакей, который с легкой руки хозяина идет против закона, не задумываясь о последствиях и голосе совести.

    • Анонимно
      25.10.2017 16:09

      "Такое ощущение, что в правительстве республики засели дремучие селяне,"

      Эти дремучие селяне сделали республику лидером России!

      • Анонимно
        25.10.2017 16:21

        и загнали республику в лидеры по долгу. Татарстан в догах как вшелках. 94 миллиарда должны. но лидерство и в правду есть. наши кланы есть в форбсе

      • Анонимно
        25.10.2017 16:31

        Благодаря федеральным программам - не забудьте важный нюанс...

        • Анонимно
          25.10.2017 16:43

          Благодаря отчислению в федеральный бюджет80%!!!

          • Анонимно
            25.10.2017 19:22

            Рано, рано вам думать о своей государственности. Считать не умеете.
            Давно уж здесь в комментариях подробно расписали, кто куда сколько платит. Федеральному центру от общей суммы сборов 5-10% достается.

      • Анонимно
        25.10.2017 16:31

        А были бы более компетентные, могли бы быть образцовыми!!!

      • Анонимно
        25.10.2017 18:22

        Не дремучие селяне, а нефть

  • Анонимно
    25.10.2017 16:06

    Вплоть до 11 класса татарский язык должен быть обязательным, русский изучать обязательно в полном объеме, чтоб не писать как полуграмотные москвичи: "извенити", все вывески в Татарстане обязательно писать на татарском, русском и английском, а в Казани еще и на китайском, чтоб туризм развивался. Не дать кучке националистов внести раздор в дружбу народов Татарстана.

    • Анонимно
      25.10.2017 17:54

      Все будут учить и первый класс и одиннадцатый.Обязательно.

  • Низами
    25.10.2017 16:07

    "Аварийщики" тоже на митинге 22 октября в Зеленодольске единогласно приняли Резолюцию.
    И тоже хотели бы обратиться к широкой общественности и СМИ о недопустимости нагнетания напряженности при расселении аварийного жилья...
    Поэтому, выражая консолидированную позицию, участники представительного митинга считают необходимым соблюдать законодательство РФ по этим вопросам всеми структурами власти Татарстана.

  • Анонимно
    25.10.2017 16:13

    Здравствуйте! Я русская, но я считаю, что татарский преподавать надо, но ввести и разделения - на русские группы и татарские. Русскоязычным достаточно разговорного татарского языка, а сдачу ЕГЭ по нему сделать на выбор - кто хочет!! Другое дело для татаро-язычных детей! Это их родной язык, пусть изучают и сдают ЕГЭ в обязательном порядке. Почему начали многие родители возмущаться – потому что в некоторых школах преподают татарский язык, как русским, так и татарам в одной группе – по одной методике и на одном уровне!!! ЭТО НЕ ПРАВИЛЬНО!!! Как можно преподавать татарский язык ребенку, который живет в семье, где с детства разговаривают на татарском языке одинаково с ребенком, который живет в русской семье и татарского вообще не знает!!! Не буду называть номер школы, но у меня есть наглядный пример, где преподаватель татарского языка говорит русским детям, которым преподают татарский в одной группе с татарскими детьми, что у них никогда не будет пятерки по татарскому языку!!! Потому что они отстают в знаниях!!! Разве так можно??!!!


    • Анонимно
      25.10.2017 17:37

      Вы сначала разберитесь с учителем прежде чем писать об учителей что-то. Много талантливых и преданных учителей по всем предметам.Это очень обидно им

    • Анонимно
      25.10.2017 18:03

      Поддерживаю Ваше мнение.

  • Анонимно
    25.10.2017 16:14

    Выпускники школ республики (в условиях государственного двуязычия) демонстрируют высокие показатели — средний балл ЕГЭ по русскому языку имеет устойчивую динамику роста и является одним из лучших в Российской Федерации
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/news/361843#comments

    Конечно!!! если практически каждый выпускник занимается с репетитором !!!

    • Анонимно
      25.10.2017 16:36

      Ну так вам важнее процесс или результат? А если отменят татарский, то выпускники перестанут ходить к репетиторам и станут сдавать хуже? Или не перестанут ходить к репетиторам, и в итоге займут все бюджетные места? Модератор, пропустите, пожалуйста

      • Анонимно
        25.10.2017 17:15

        Если сократят число татарского, то его заменят русским. Увеличится объем знаний, которые дают на уроках. Репетиторство полностью не отменится, но качество знаний учеников улучшится.

    • Анонимно
      25.10.2017 16:42

      А в Воронеже или Питербурге не знают что такое репетитор?____)))))
      Татарстан обьективно лучший

    • Ильдар Абый
      25.10.2017 19:13

      Скорее тут вопрос желания самого ученика и его родителей. Как бы учитель не старался в школе, но 20-30 детей в классе научить в равной мере он не сможет. Поэтому многие и занимаются индивидуально, чтобы получить высокий балл и выбирать хороший вуз для поступления.

    • Анонимно
      25.10.2017 21:15

      А репетиторов Вы нанимаете только по русскому? Думаю, что нет. По всем предметам по которым ребенок будет сдавать ЕГЭ как правило нанимается репетитор. Причем тут Татарский язык? Или математику и обществоведение изучать Вам то же татарский язык мешает?
      Уверен, что и в Москве и в Рязани родители то же нанимают репетиторов по русскому языку. Им то же наверное Татарский язык мешает?

  • Анонимно
    25.10.2017 16:21

    Совершается сознательная подмена понятий родного и государственного языков. Президент сказал про родные языки. С ним полностью все согласны. Родные языки должны изучаться добровольно. Русский и татарский языки на территории Татарстана обладают одинаковыми правами, просто русский на всей территории страны, а другие государственные- на территории субъектов, где они законодательно признаны таковыми.
    Обсуждая этот искусственно созданный вопрос об обучении татарского, его сознательно низводят до статуса родного, совершая нарушение Конституции страны и законов о языке

    • Анонимно
      25.10.2017 22:59

      так татарский как раз и стал государственным только потому, что он родной для части населения РТ, но не для всех

  • Анонимно
    25.10.2017 16:22

    Оставят обязательным, но умолчали, сколько часов в неделю - в этом суть. 1-2 урока обязательного татарского никому не повредят.

    • Анонимно
      25.10.2017 23:00

      но и пользы вряд ли принесут - как не знали, так и будут не знать

  • Анонимно
    25.10.2017 16:23

    А Ратникова честно сказала - это компромисс с уступкой. То есть как было - уже точно не будет, и это правильно.

    • Анонимно
      25.10.2017 17:27

      Преподавание государственного татарского языка должно быть обязательным — это жесткая позиция — сказала Ратникова

      • Анонимно
        25.10.2017 17:39

        Обязательным - да, это она как раз для защитников сказала. Очень дипломатично. Но отметила, что пришлось идти на компромисс и отступить. Читайте уже внимательно. Отступить - сиречь сократить кол-во уроков татарского как обязательного. 2 раза вроде как сделают, остальное по желанию.

    • Анонимно
      25.10.2017 17:57

      Но каждый кто заварил эту кашу,сделал большую ошибку,за что придется отвечать и поплатиться.

  • Анонимно
    25.10.2017 16:25

    Перемен,мы требуем перемен.

  • Анонимно
    25.10.2017 16:43

    В 714 школ говорите татарские? Это только на бумаге!!! Там все предметы на русском!!!

    • Анонимно
      25.10.2017 17:10

      Не врите!В Актанышском районе 90% школ все только на татарском и почти во всех татарских районах так!

  • Анонимно
    25.10.2017 16:46

    Даёшь изучение на добровольной основе все предметы кроме пения, физкультуры и рисования! Че только татарским то ограничивается!

    • Ильдар Абый
      25.10.2017 17:18

      К тому все и идет, что уж тут скрывать...

    • Анонимно
      25.10.2017 20:18

      А что вы нам районы в пример приводите? Речь идет о городских школах, которых нет в шаговой доступности. Почему в шаговой доступности расположены только русские школы? И никто такой дискриминации не замечает? Куда смотрят депутаты и Госсовет? Прокофьев тоже должен на эту несправедливость обратить внимание.

  • Анонимно
    25.10.2017 16:47

    Они там могут что угодно принимать,а я выбираю ФГОС #1!

  • Анонимно
    25.10.2017 16:51

    А как же равноправие языков? Это не компромисс, а прогиб. Получается, в 10-11 классах русский язык - обязаловка, а татарский - на добровольной основе? Это дискрминация по языковому признаку.

    • Анонимно
      25.10.2017 17:18

      Я не понимаю людей, которые требуют сделать русский добровольным. Вы в 90% случаях общаетесь, пишите на русском. Даже комментарии в БО на русском. При этом изучая его 11 лет пишите с кучей ошибок. Хотите совсем безграмотными быть?

    • Анонимно
      25.10.2017 17:30

      Вы можете 10-11 класс вообще не учиться. После 9-го пойти на завод и на любом языке работать подсобным рабочим.

      • Анонимно
        25.10.2017 20:19

        Так вы тоже можете пойти на рабочие специальности. Там вообще только знание особенного ,русского требуется.

  • Анонимно
    25.10.2017 16:52

    Отмените ЕГЕ,пусть средний балл по основнымили по всем предметам отразится в аттестате. Дети подтянутся к учебе, ибо многие знают, что дальше будут учиться. Сэкономьте время инспекторов, деньги на их командировки, нервы детей и родителей-все это связано с ЕГЕ. Средний балл чем плох? Ребенок 10 лет учится, это труд, ежедневный и нудный. Зачем еще казнь с ЕГЕ? Средний балл-вот итог успеваемости школьника. Дальше сам выбирает ВУЗ, или другое, и вперед по жизни, но подготовленный.
    Родители, что думаете по этому поводу?

    • Анонимно
      25.10.2017 16:57

      Уровень образования в разных школах разный. В слабой школе бы можешь на 5 знать, а в сильной - до 3 не дотянуть.

    • Анонимно
      25.10.2017 17:58

      ЕГЭ , уважаемый. Вот потому что "ЕгЕ" и нельзя его отменять!

    • Анонимно
      25.10.2017 19:29

      Средний балл - для средних умов!
      А для тех, кто выше среднего - лучше один экзамен, чем ежедневная нудятина.

    • Анонимно
      28.10.2017 19:25

      Поверьте-многие думающие родители за отмену ЕГЭ. Учёба на результат ЕГЭ , натаскивание по предмету не способствует творческому развитию, узость мышления на лицо,стрессы и невроз учеников и родителей.

  • Анонимно
    25.10.2017 16:53

    В нашей 9 гимназии 2 преподавателя русского, 6 преподавателей татарского.... языковое равноправие?

    • Анонимно
      25.10.2017 17:10

      Боритесь за равноправие языков, а не против татарского языка. Мы же против русского не боремся.

    • Оптимист
      25.10.2017 17:13

      Сами же говорите язык сложный, методики плохие
      Числом берут)))

    • Анонимно
      25.10.2017 17:14

      В вашей гимназии сколько других преподователей по Физике математике и т.д. ?!

  • Анонимно
    25.10.2017 16:54

    Вы знаете, что такое Факультатив? Я преподаю в одном из вузов, так один из моих предметов перевели на добровольную основу. Знаете сколько студентов пришло на занятие - ноль. И дело не в том, что интересно им или нет. Люди привыкли идти по пути наименьшего сопротивления. Почему у одного тренера многие ученики становятся чемпионами, а у другого нет. Просто один более требовательный и заставляет больше работать на тренировках. Если перевести татарский на добровольную основу, то его не будут знать и татары. А как быть со смешанными семьями? А насчет эффективных методик, многие говорят на английском после школ и институтов? Вопросов очень много и не надо решать с горяча. И надо помнить нет языка - нет народа. А хотят ли русские, чтобы татары исчезли как народ?

    • Анонимно
      25.10.2017 17:02

      К этому тренеру ученики ведь сами пришли. Никто их не принуждал.

      • Анонимно
        25.10.2017 17:10

        Некорректное сравнение школьника и студента.

      • Анонимно
        25.10.2017 17:15

        Вы делали уроки когда-нибудь со своим ребенком?Он всегда без принуждения делал их?

    • Ильдар Абый
      25.10.2017 18:27

      Есть большая доля истины в ваших словах

    • Анонимно
      25.10.2017 21:16

      Вы говорите, что «нет языка-нет народа», это неправильный тезис. В нашей многонациональной Республике живут многио других народностей: чуваши, мордва, украинцы, белорусы, армяне, азербайджанцы, дагестанцы, таджики, чеченцы, казахи и много других. Они не все, а лишь малая толика, обучаются на родном языке, но ведь эти народы не потеряли свой язык, и народность их не потерялась, несмотря ни на что

    • Анонимно
      25.10.2017 23:02

      значит. потребности и заинтересованности нет в предмете, кто хочет - будет учить

    • Анонимно
      26.10.2017 16:25

      Если не хотят знать, вы то кто такие что бы принуждать. Люди сами разберутся что им изучать, где им жить и где работать. Кроме Татарии дальше жизни нет что ли. За столько лет татарский не исчез, почему он сейчас должен исчезнуть, когда половина населения говорит на нем, но уж никак не благодаря школе.

  • Анонимно
    25.10.2017 16:55

    Напишите ещё что Samsung Apple и другие производители смартфонов нарушают закон РТ тем что не поставляют технику с Татарской клавиатурой... читаю комментарии и прихожу в ужас от правового нигилизма людей.

    • Анонимно
      25.10.2017 18:42

      На всех сматфонах Андроид по умолчанию установлена татарская латиница в английской раскладке

  • Анонимно
    25.10.2017 16:56

    Такой вопрос еще интересует. А Фаттахов участвовал в этом собрании как министр или как частное лицо? Если как министр, то резолюция - это не его уровень. Он должен, как глава министерства, заниматься законодательной базой, а если как частное, то он высказал свое личное мнение о том, что татарский должен остаться в школе на обязательной основе. Так здесь многие такое желание высказывают.

  • Анонимно
    25.10.2017 17:04

    #ФГОС1 !

  • Анонимно
    25.10.2017 17:09

    Фаттахов - герой Республики Татарстан и его народа!

    • Оптимист
      25.10.2017 17:33

      Да не герой он
      Каждое геройство это результат чьего то раздолбайства
      Кто ситуацию до абсурда довел?

      Фаттахов министром то всего год или два

      А это 25 леит продолжалось

      Думаете Москва не знала?
      Знала и молчала
      В пример Татарстан приводила

      В ладоши хлопали и пускали слезы умиления от нашей толерантности
      Что так резко поменялось?

      К чему революции такие срочные со сжатыми сроками и прокурорами?

      Что за популизм?
      Менять надо было необходимо, но спокойно, не нагнетая

      • Анонимно
        25.10.2017 17:40

        Выборы потому что
        Пройдут, все забудут

        Как майские указы Путина_

  • Анонимно
    25.10.2017 17:20

    Изучать татарский язык не обязательно в Волгограде или другом российском городе, а живя в Татарстане писать о ненужности национального языка прежде всего неуважение к людям. Для русскоязычного населения нужно просто упростить программу, а татары обязаны знать свой язык хорошо. Это дань нашим предкам

    • Анонимно
      25.10.2017 17:52

      Вот именно. дань вашим предкам)))

      • Анонимно
        25.10.2017 18:17

        Из-за того что вам лень просидеть один два раза в неделю на уроке татарского, все татары должны перестать изучать свой язык? Про факультатив не говорю, это несерьёзно.

        • Анонимно
          25.10.2017 18:26

          Все говорят о том что русскоязычные не должны принудительно изучать неродной для себя язык.
          Хватит передергивать.
          ФГОС1.

        • Анонимно
          25.10.2017 18:37

          Вам надо на математике посидеть. Не 1-2 раза, а 7-8 раз.

    • Анонимно
      25.10.2017 23:04

      причем здесь связь языка и уважения? язык учат, если есть в нем потребность и необходимость, а не из-за уважения

  • Анонимно
    25.10.2017 17:35

    ОНИ КАЖЕТСЯ ЗАБЫВАЮТ ЧТО ДЛЯ ОЧЕНЬ И ОЧЕНЬ МНОГИХ ТАТАР РОДНЫМ ЯЗЫКОМ ЯВЛЯЕТСЯ РУССКИЙ

    • Анонимно
      25.10.2017 19:15

      так вот из за того что татарский язык не изучали в школе поэтому и стал русский язык языком, на котором стали мыслить многие татары!!!...а я хочу мыслить на татарском языке, чтобы по татарски мыслили и мои дети и внуки, и чтобы окружающие меня мои друзья русские тоже понимали о чем я говорю со своими детьми и внуками....!!!

      • Анонимно
        25.10.2017 22:49

        20 лет учили, а толку? Русский используют не потому, что в школе татарскому не учат, а потому, что на нём уже лет 200 на этой территории говорят.

      • Анонимно
        28.10.2017 19:43

        Я училась в 70 -годах в классе с детьми ,чьи родители-татары,занимая посты в госсоветах,директора заводов, начальники цехов ходили к директору и отказывались от посещения факультатива татарского языка их детьми,видимо,мотивируя добровольно стью изучения родного языка. Татары сбегали с факультатива, а подруга чистая чувашка добровольно посещала. Слава Богу ,что наконец-то татары вспомнили кто они есть. Мы родители русскоязычные ( папа мой -мордвин,знал разговорный татарский и чувашский, мама родом из чувашский деревни, понимала этот язык) не против татарского,а за изучение русского языка в полном объёме.

    • Анонимно
      25.10.2017 20:23

      Не надо от лица многих татар говорить. Говорите только от себя.

  • Анонимно
    25.10.2017 17:45

    Кто избирал этих представителей! Видать сами себя единодушно избрали и так же единодушно проголосовали. А я против - детям нужна пятидневка с двумя выходными. Вот и посмотрим кто в субботнюю школу татарского языка пойдет

  • Анонимно
    25.10.2017 17:46

    Отмените оценки по татарскому языку для не татар, у которых в семье не говорят по нему. Даже благодаря этому люди вздохнут

    • Анонимно
      25.10.2017 20:58

      Давайте оценки и по иностранным языкам отменим, редко ведь кто в семье разговаривает на французском или английском

  • Анонимно
    25.10.2017 18:03

    Надо учить татарский язык в Татарстане живете!!!

    • Анонимно
      25.10.2017 22:52

      Для начала неплохо было бы слышать на улице Татарстана татарскую речь почаще, чем раз в месяц :) А то диссонанс с вашими словами

    • Анонимно
      25.10.2017 23:04

      Странно, я думал, что живу в Российской Федерации.

  • Ильдар Абый
    25.10.2017 18:24

    В целом я согласен с резолюцией. В старших классах ученик уже самостоятельно может принять решение, что ему изучать.

    • Анонимно
      25.10.2017 18:40

      Все что факультативно - считай отменено на практике...

      • Ильдар Абый
        25.10.2017 18:47

        Если до старших классов не сумели привить ребенку любовь к языку, то в старших классах это почти бесполезно... да и поздно. Поэтому считаю, такое решение в резолюции обоснованным и логичным.

  • Анонимно
    25.10.2017 18:27

    Ассамблея народов??? Ничего себе какое громкое название!
    Президента выбирал, ГосДуму выбирал, Ассамблею НЕ выбирал!
    Еще какую карту из рукава вытащат чиновники? Еще кто присосался к финансированию от моих налогов?!
    Спасибо БО, честно, СПАСИБО! Теперь многие показали своё личико.

    • Зри в корень
      25.10.2017 18:39

      вот почитайте..на досуге..
      АССАМБЛЕЯ НАРОДОВ ТАТАРСТАНА СЕГОДНЯ

      Деятельность Ассамблеи народов Татарстана охватывает этнокультурное движение всей республики. Действуют два филиала и восемь Представительств в городах: Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск, Бугульма, Елабуга, Зеленодольск, Лениногорск, Чистополь, Тетюши, Менделеевск. В рамках Соглашения между Ассамблеей, МВД, УФМС и другими ведомствами решаются вопросы регистрации и пребывания граждан ближнего и дальнего зарубежья в Татарстане.

      В состав Ассамблеи народов Татарстана входит 85 национальных общественных объединений, представляющих 35 народов

      Смешно...

    • Анонимно
      25.10.2017 19:38

      Да, присосались к бюджету.
      Булгаков писал: "когда он вылупит из себя всякие галлюцинации и займётся чисткой сараев — прямым своим делом, — разруха исчезнет сама собой".
      Это очень верно и напрямую касается подобных бюджетоедов.
      Вы не представляете, как бы расцвел родной Татарстан, если бы их удалось оторвать от бюджета и отправить заниматься своим прямым делом.

  • Анонимно
    25.10.2017 18:51

    Молодцы!!! Все отлично, так и должно быть.

  • Анонимно
    25.10.2017 19:00

    Изучив учебные планы начальной школы я вижу, что проблема для родителей не в татарском языке, а в непомерной нагрузке на детей. Вся Россия учится по пятидневке, а наши дети практически без выходных, шесть дней учебных и даже воскресенье занято подготовкой домашнего задания. Именно поэтому родители мёртвой хваткой вцепились в 1 учебный план с пятидневной учебной неделей. При этом согласны добровольно водить детей на факультативы по татарскому языку.
    И вообще считаю, что высказываться имеют право только те, кто лично изучил эти учебные планы и убедился в непомерной нагрузке на детей, которые расплачиваются своим здоровьем за амбиции националистов во власти.

  • Анонимно
    25.10.2017 19:09

    Господа заседатели - почему-то не задали вопрос, о эффективности методики, которой заставляют учить русскоговорящих! тобишь банальной зубрёжке слов и рассказов!
    и самое главное- много ли тех кто благодаря 2000 тысячам учителям, начал говорить свободно на татарском, если в семье знать не знают язык, м ??! ато как бы кричат о опасениях. оказаться на улице, ну эффективность работы учителей равна ближе к нулю!

  • qdinar
    25.10.2017 19:58

    " и изучать их в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. "
    - это ложь. на самом деле в соответствии с законами республик и в соответствии с фгос. видно в нескольких местах в законодательстве, что законы республик по преподаванию их доп-х гос-х языков юридически выше, сильнее фгос:

    1) в статье 14 закона об образовании сказано что "... на территории республики Российской Федерации, может вводиться преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации ... осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами",
    - как видите, законы республик упомянуты раньше фгосов. предполагается что фгос разработаны не противоречащими и законам рф, и законам всех республик.

    2) ПРАВИЛА РАЗРАБОТКИ, УТВЕРЖДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ И ВНЕСЕНИЯ В НИХ ИЗМЕНЕНИЙ: ... 9. Министерство образования и науки Российской Федерации организует проведение независимой экспертизы проектов организациями, федеральными органами исполнительной власти (федеральными государственными органами) и *органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации*, осуществляющими государственное управление в сфере образования (далее - независимые эксперты): ...
    - как видите, как понимается, фгосы должны пройти проверку на соответсвие законам республик, а не наоборот, в каком случае бы республиканские законы писали бы оглядываясь на фгосы.

    3) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования I. Общие положения ... Стандарт должен быть положен в основу деятельности: ... руководителей и специалистов государственных органов *исполнительной* власти и органов местного самоуправления, обеспечивающих и контролирующих финансирование организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных образовательных программ основного общего образования; руководителей и специалистов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, *осуществляющих государственное управление* в сфере образования, государственный контроль (надзор) в сфере образования; ...
    - как видите, законодательная власть республик не перечислена в списке тех, в основе чьей деятельности лежит фгос.

    " В результате, татарский язык, как государственный язык республики, по факту изучается за счет учебного времени предметной области «Родной язык и литература» "
    - да? насколько я знаю в новых фгос нету таких норм.

    "рассмотреть вопрос о включении предметной области «государственный язык субъекта Российской Федерации» в федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования и соответствующие примерные образовательные программы"
    - а почему не потребовали в стандарты среднего образования?
    - на самом деле нет необходимости, гос-е языки республик уже есть в фгос. покажите мне где в фгос написано не может быть еще дополнительных обязательных предметов? я не нашел в фгос основного обр-я такого запрета. 2-й раздел это требования по предметам, там речи нет о том что это список разрешенных предметов. список обязательных предметов в 18.3.1 тоже не закрыт, то есть, туда могут добавиться об-е предметы, и в татарстане татарский язык обязателен из-за закона татарстана. правильно сделали, что не добавили в этот список, так гос-й язык республики обяз-лен не во всех респуликах. а до этого списка об-х предметов в отдельном абзаце как раз упоминаются гос-е языки республик.
    - предлагаю в конце 14-го пункта фгос основного обр-я
    "Организация, осуществляющая образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным образовательным программам основного общего образования, разрабатывает основную образовательную программу основного общего образования в соответствии со Стандартом и с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования."
    добавить
    " (и) в соответствии с законами Об образовании республик (и) ".

    "участники представительного собрания считают необходимым поддержать меры, предложенные Министерством образования и науки Республики Татарстан ... в 10-11 классах изучение татарского языка перевести на добровольную основу"
    - пусть не нарушают законы об образовании рф и рт! предмет татарский язык должен быть в равных объемах с предметом русский язык. в фгос среднего обр-я русский язык обязательный предмет, поэтому и татарский язык должен быть об-ым.

    • Анонимно
      25.10.2017 21:16

      19-58
      Спасибо большое за разъяснительные дела. Вы уловили тонкие моменты в законах, все это надо вынести на изучение законодателям.

    • qdinar
      27.10.2017 20:59

      "видно в нескольких местах в законодательстве, что законы республик по преподаванию их доп-х гос-х языков юридически выше, сильнее фгос"
      - более того, все законы субъектов рф юридически выше приказов министерств рф. доказательство:

      конституция рф 76.2 : По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
      76.5 : Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
      ( 76.1. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. )

      - так что, понимается, что законы субъектов по предметам совместного ведения добавляются к федеративным законам.
      законы республик вне пределов ведения рф и совместных также выше приказов правительства рф:

      76.4. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
      76.6. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

      - раз уж нормативные акты субъектов в этой "области ведения" сильнее федерального закона, то логично что законы субъектов сильнее актов правительства рф.

      дополнительное подтверждение:

      77.2. В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

      - как видно, законы субъектов не включены в систему исполнительной власти, поэтому, понимается, что законы субъектов уже находятся выше них всех и непосредственно добавляются к федеральным законам.

      но я нашел недомолвку, можно считать, противоречие с этим, в законе о правительстве рф:

      Статья 3. Основные принципы деятельности Правительства Российской Федерации
      Правительство Российской Федерации в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

      - тут не упомянуты законы субъектов рф среди списка того, что является верховенством для правительства.

  • Анонимно
    25.10.2017 20:10

    Давайте уважать друг друга! Татары не просят об изучении татарского на территории РФ. А РТ- наша историческая Родина. И для всей нашей нации важен ТАТАРСКИЙ язык. Добровольность??... Давайте тогда исходить из принципов, утвержденных в КРФ. В соответствии с п.2 статьи 19 КРФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка и т.д. Тогда добровольный выбор изучения языков должен быть. Методику и учебники нужно менять. Систему оценки сделать гибкой. И помимо языка нужно детям преподавать ИСТОРИЮ ТАТАРСКОГО НАРОДА. Поэтому у нас такое количество татар, не желающих учить татарский. Не знают наши люди нашей истории, традиции, обычай и религии. Один Сабантуй остался , и то многие не понимают значение этого праздника. Праздник "плуга" в середине июля. Что к чему? Татары должны начать с себя. Мы должны быть горды собой, тогда и другие будут нас уважать.

    • Анонимно
      25.10.2017 22:29

      "Крутить круг без точила"(c) - мусолить одно и тоже.
      А смысл спора заключается в следующем:
      Русские: Дайте нам больше русского языка. Уберите обязательный татарский.
      Среднестатистический татарин: Мне как-то пофиг, я по татарски даже дома редко говорю. Но в целом поменьше бы татарского в школе, потому что у детей времени на другие уроки не остаётся.
      Националист: А я сказал, что будете учить и всё!

  • Анонимно
    25.10.2017 22:25

    Учителя татарского языка получают надбавку за знание двух языков и преподавание татарского. Почему за 20 лет никто по-татарски в республике не говорит. Русские виноваты? Или так неохотно работают учителя татарского языка?

    • Анонимно
      25.10.2017 22:37

      Элементарно) Учат то, что пригодится в жизни. Почему большая часть школьной программы улетучивается из головы стоит выйти за порог школы? Не нужна. Поддержать светскую беседу и не более. Потому и татарский у большинства в голове не задерживается - они используют его только на уроках, чтобы оценку получить по предмету.

  • Анонимно
    28.10.2017 01:01

    А об учителях кто нибудь позаботится? Они тоже заложники ситуации. Нагрузка урезана, зарплата тоже...

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Видео дня Все
Читаемое Обсуждаемое
Важное за неделю

Рекомендуем

Важные новости за сутки

[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Будем на связи!

БИЗНЕС Online в Telegram БИЗНЕС Online на Facebook Напомнить позже