Все новости Татарстан Закамье

Еще новости
Еще новости
Еще новости
Анонсы Список
Не забудьте поздравить 21 Ноября
Опросы Архив
Возможно ли сделать изучение татарского языка привлекательным и для татар, и для русских?
39%Да, если правильно подойти – вполне реально
20%Думаю, максимум для татар, и то не для всех
22%Нет, это невозможно – отсутствует мотивация
18%Теоретически возможно, но на практике я в это не верю
1%Свой вариант (в комментариях)
Прием голосов по опросу закрыт
Эксклюзив

Спецпроект

«Почему халяльные продукты выбирают люди разных конфессий?»

Вкусно, полезно, натурально — где приобрести халяльные продукты и куда сходить с семьей и друзьями

Новости
25.10.2017

Стал известен полный текст резолюции «представительного собрания» о преподавании татарского языка в школах

Сегодня на совещании в Доме дружбы народов в Казани, которое прошло по инициативе ассамблеи народов Татарстана, была принята резолюция по вопросам совершенствования языковой политики и урегулированию вопроса об изучении русского и татарского языков в общеобразовательных организациях Республики Татарстан. Текст резолюции целиком приводит «Татар-Информ».

Резолюция

Конституция Российской Федерации гарантирует, законодательство Российской Федерации в языковой сфере закрепляет право республик устанавливать свои государственные языки (в дополнение к основному государственному языку) и изучать их в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Законодательство Татарстана в языковой сфере полностью опирается на законодательную базу страны и определяет татарский язык государственным языком республики наряду с русским языком.

В республике сложилась многолетняя практика реализации государственного двуязычия, в том числе в сфере общего образования.

На поддержку государственных языков Республики Татарстан, а также других языков народов, проживающих в республике, направлена государственная программа «Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан», реализуемая с 1994 года. Нынешняя редакция Программы на 2014−2020 годы предполагает финансирование в среднем около 150 млн рублей в год.

Исходя из потребностей населения в получении общего образования на национальных языках, а также в изучении родных языков компактно проживающих в республике народов, на протяжении десятилетий эффективно функционирует сеть национальных школ:

— 714 образовательных организаций с татарским языком обучения и преподаванием отдельных предметов естественно-математического цикла на русском языке;

— 93 организации с чувашским языком обучения и изучением чувашского языка;

— 27 школ с удмуртским языком обучения и изучением удмуртского языка;

— 19 школ с марийским языком обучения и изучением марийского языка;

— 3 школы с изучением мордовского языка;

— 1 школа с изучением иврита;

— 1 школа с изучением башкирского языка.

В 49 отделениях воскресных школ изучаются языки и культура представителей 25 народов, проживающих в Республике Татарстан.

В республике созданы все необходимые условия для развития русского языка. В текущем учебном году в Татарстане успешно функционируют 693 общеобразовательные организации с русским языком обучения, в том числе 200 школ с углубленным изучением русского языка и культуры. В них обучаются 79,9% всех школьников республики.

С 2014 года родители и дети имеют возможность выбора 1 часа в неделю для дополнительного изучения родных и государственных языков республики — около 70% воспользовавшихся данной возможностью выбрали русский язык. Дополнительно к этому 75% вариативного учебного времени в школах Татарстана также направлено на изучение русского языка. Выпускники школ республики (в условиях государственного двуязычия) демонстрируют высокие показатели — средний балл ЕГЭ по русскому языку имеет устойчивую динамику роста и является одним из лучших в Российской Федерации: в 2017 году данный показатель составил 72,57 балла, что является вторым показателем по стране после г. Москвы. Ежегодно Республика Татарстан занимает лучшие позиции в Приволжском федеральном округе по результатам участия в акции «Тотальный диктант».

В республике принята и реализуется Концепция развития национального образования в Республике Татарстан до 2030 года.

Обновлены примерные рабочие программы по татарскому языку и литературе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и включены в федеральный реестр примерных программ. 64 учебника по татарскому языку и литературе включены в федеральный перечень учебников, 49 учебников имеют положительные заключения и готовы для внесения в федеральный перечень.

Ежегодно реализуются крупные образовательные проекты, направленные на развитие родных языков: Международная олимпиада по татарскому языку, Международная олимпиада по русскому языку для обучающихся школ с нерусским языком обучения, республиканские олимпиады по государственным языкам, а также по чувашскому, удмуртскому, марийскому, мордовскому и башкирскому языкам.

В то же время существуют определенные проблемы, связанные с реализацией государственного двуязычия в общеобразовательных организациях. Федеральным законодательством гарантировано, что законодательно государственные языки республик в составе Российской Федерации изучаются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования. Вместе с тем имеет место правовая неопределенность, связанная с отсутствием механизма реализации данного права субъектами Российской Федерации. В этих условиях Министерство образования и науки Республики Татарстан разработало необходимые рекомендации для реализации в общеобразовательной сфере и обеспечило их осуществление. В результате татарский язык как государственный язык республики по факту изучается за счет учебного времени предметной области «Родной язык и литература».

Это обстоятельство стало предметом обоснованного недовольства части русскоязычной родительской общественности по следующим основаниям:

— татарский язык изучается как родной, что таковым не является;

— объемы изучения русского языка не соответствуют объемам, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации с 2015 года.

Кроме того, предъявляются нарекания по качеству обучения татарскому языку, перегруженности программ теоретическим материалом, а также недостаточным уровнем использования эффективных методик, направленных на коммуникативные навыки.

Данные обстоятельства стали предметом негативных оценок в ходе проверки Рособрнадзора и Генеральной Прокуратуры Российской Федерации в общеобразовательных организациях республики.

В этой ситуации активизировались противники изучения татарского языка. В интернете созданы соответствующие группы. В социальных сетях и мессенджерах распространяются сообщения с призывами писать заявления об отказе от изучения татарского. Запущена волна бездумных высказываний и оскорблений, негативными сценариями заполнены отдельные издания.

С учетом нарастающей напряженности в языковой сфере Ассамблея народов Татарстана, руководствуясь конституционными принципами обеспечения прав народов на изучение государственных языков республик в составе Российской Федерации, а также родных языков народов Российской Федерации, выступила с инициативой проведения республиканского представительного собрания.

В рамках республиканского представительного собрания было организовано обсуждение актуальных вопросов языковой политики в области образования, обеспечения конституционных прав граждан на свободный выбор языка обучения с участием руководителей муниципальных методических объединений учителей русского языка и литературы, татарского языка и литературы, муниципальных родительских комитетов, представителей Аппарата Президента Республики Татарстан, Государственного Совета Республики Татарстан, Конституционного Суда Республики Татарстан, Совета по реализации законодательства о языках Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан, Министерства образования и науки Республики Татарстан, Общественной палаты Республики Татарстан, ученых и научных сотрудников Казанского (Приволжского) федерального университета и Академии наук Республики Татарстан, руководителей национально-культурных автономий народов Поволжья.

Участники представительного собрания поддерживают необходимость развития практики государственного двуязычия, сохранения и развития сети национальных образовательных организаций, учета интересов различных типов образовательных учреждений, максимально бережного отношения к педагогическим кадрам, их подготовке и переподготовке.

Обращаемся к широкой общественности и СМИ о недопустимости нагнетания напряженности по языковому вопросу.

Выражая консолидированную позицию, участники представительного собрания считают необходимым поддержать меры, предложенные Министерством образования и науки Республики Татарстан:

  • к 1 января 2018 года объемы изучения русского языка довести до уровня, установленного Министерством образования и науки Российской Федерации для всех типов образовательных учреждений;
  • в 10−11 классах изучение татарского языка перевести на добровольную основу — по соответствующему профилю подготовки;
  • обеспечить изучение татарского языка как обязательного предмета — государственного языка Республики Татарстан на уровнях начального общего и основного общего образования.

Также считаем необходимым обратиться в Министерство образования и науки Российской Федерации с просьбой рассмотреть вопрос о включении предметной области «государственный язык субъекта Российской Федерации» в федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования и соответствующие примерные образовательные программы, разработке вариантов примерных учебных планов, предусматривающих изучение государственного языка субъекта Российской Федерации.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Читайте нас в Telegram
Комментарии (20) Обновить комментарииОбновить комментарии Оставить комментарий
Анонимно
25.10.2017 14:36

Очень слабо и не убедительно. И такое впечатление, что сами авторы не верят в то, что предлагают. "Считаем необходимым обратиться в министерство образования..." считайте, обращайтесь, но предписания прокуратуры выполните! И поручение Президента тоже. Если вместо отчёта об исполнении приложите эту филькину грамоту, видимо будут ещё более серьёзные методы воздействия. Очень на это надеюсь

  • Анонимно
    25.10.2017 14:35

    #здравствуй равноправная дружба народов

  • Анонимно
    25.10.2017 14:36

    Очень слабо и не убедительно. И такое впечатление, что сами авторы не верят в то, что предлагают. "Считаем необходимым обратиться в министерство образования..." считайте, обращайтесь, но предписания прокуратуры выполните! И поручение Президента тоже. Если вместо отчёта об исполнении приложите эту филькину грамоту, видимо будут ещё более серьёзные методы воздействия. Очень на это надеюсь

    • Анонимно
      25.10.2017 19:17

      А нарушать международные, Конституционные принципы равенства прав, свобод и возможности законно?

  • Зри в корень
    25.10.2017 14:37

    ...даешь Референдум!!!
    все эти представительные собрания.... не легитимны.....

  • Анонимно
    25.10.2017 14:59

    Вообще, чесно говоря все эти телодвижения ПО БА_РА_БА_НУ...
    Кто хочет учить Татарский язык, тот его будет учить и на нём говорить, кто не хочет, хоть 5 часов в день сделайте, не будет и не усвоит.

    Задача ведь не заставить, а полюбить культуру и колорит нашего Татарстана, а там и изучение Татарского языка подтянется. Сделайте как раньше, надбавки к зарплате тем кто его знает, пусть будет стимул.
    Воспитывайте культуру, а не ненависть .

    • Анонимно
      25.10.2017 16:02

      Сделайте как раньше, надбавки к зарплате тем кто его знает, пусть будет стимул.
      Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/news/361859

      Надбавки к зарплате за знание языка - это дискриминация и нарушение Конституции

      • Анонимно
        25.10.2017 16:25

        Где же тут нарушение конституции?

        • Анонимно
          25.10.2017 16:40

          все равны несмотря не пол, возраст, национальность и т.д.

          а Вы предлагаете более лучшие условия только для определённой группы по языковому принципу. Это нарушение Конституции - дискриминация...

  • Анонимно
    25.10.2017 15:00

    Оставьте русских детей в покое с навязыванием татарского!

  • Анонимно
    25.10.2017 16:16

    К сожалению, у авторов этой законодательной инициативы очень узкий кругозор. Дальше своего носа они не видят.
    К чему приведет принятие их предложения в масштабе страны?
    Вот в Крыму 3 государственных языка. Школьник будет обязан учить все три?
    В Дагестане 15 государственных языков. Учить все 15?

    Нет, уважаемые. Действующий ФГОС предлагает наиболее логичный вариант - каждый учит свой родной язык. Только так можно учесть интересы каждого гражданина - причем независимо от места его проживания. Это и есть подлинная забота о народах Российской Федерации. Обо всех народах, а не только о тех, кому повезло иметь регион со своим "титулом".

  • Анонимно
    25.10.2017 16:19

    У нас уже 5 уроков в день. Три татарского языка, два татарской литературы. Учимся 6 дней в неделю по 6 уроков каждый день и доп уроки проводят по математике и русскому языку это 7-е уроки. Конечно я его уже ненавижу и откажусь от него. Пусть изучает кто хочет, пусть школы татарские создадут и пусть сохраняют свой язык не кто не против. На 1 урок я согласна но только не так как сейчас это -переводы огромнейших текстов по словарю или написание диктантов. А просто разговорные.

  • Анонимно
    25.10.2017 16:49

    Пусть кто хочет учит татарский а кто не желает то не нужно навязывать. Нужно дать людям право выбора. Татарский же не запрещают, с чего столько волнений.

  • Анонимно
    25.10.2017 18:23

    Вопрос. Почему чисто татарских шклах в учебном плане нельзя писать татарский язык?

  • Анонимно
    25.10.2017 19:52

    В том и беда, что татарский сокращают и в тат.гимназиях, количество часов к минимуму сводится (родной язык ФГОС), а ведь в тат.гимназиях изучают язык именно, литературу... в 1х классах Элифба собрали у детей...Маразм.

    • Анонимно
      25.10.2017 23:15

      В татарских гимназиях не сократиться тат яз, потому что сейчас все учатся по учебному плану для национальных школ 4 в начальной и по 5 в основной.

  • qdinar
    25.10.2017 20:01

    " и изучать их в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. "
    - это ложь. на самом деле в соответствии с законами республик и в соответствии с фгос. видно в нескольких местах в законодательстве, что законы республик по преподаванию их доп-х гос-х языков юридически выше, сильнее фгос:

    1) в статье 14 закона об образовании сказано что "... на территории республики Российской Федерации, может вводиться преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации ... осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами",
    - как видите, законы республик упомянуты раньше фгосов. предполагается что фгос разработаны не противоречащими и законам рф, и законам всех республик.

    2) ПРАВИЛА РАЗРАБОТКИ, УТВЕРЖДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ И ВНЕСЕНИЯ В НИХ ИЗМЕНЕНИЙ: ... 9. Министерство образования и науки Российской Федерации организует проведение независимой экспертизы проектов организациями, федеральными органами исполнительной власти (федеральными государственными органами) и *органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации*, осуществляющими государственное управление в сфере образования (далее - независимые эксперты): ...
    - как видите, как понимается, фгосы должны пройти проверку на соответсвие законам республик, а не наоборот, в каком случае бы республиканские законы писали бы оглядываясь на фгосы.

    3) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования I. Общие положения ... Стандарт должен быть положен в основу деятельности: ... руководителей и специалистов государственных органов *исполнительной* власти и органов местного самоуправления, обеспечивающих и контролирующих финансирование организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных образовательных программ основного общего образования; руководителей и специалистов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, *осуществляющих государственное управление* в сфере образования, государственный контроль (надзор) в сфере образования; ...
    - как видите, законодательная власть республик не перечислена в списке тех, в основе чьей деятельности лежит фгос.

    " В результате, татарский язык, как государственный язык республики, по факту изучается за счет учебного времени предметной области «Родной язык и литература» "
    - да? насколько я знаю в новых фгос нету таких норм.

    "рассмотреть вопрос о включении предметной области «государственный язык субъекта Российской Федерации» в федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования и соответствующие примерные образовательные программы"
    - а почему не потребовали в стандарты среднего образования?
    - на самом деле нет необходимости, гос-е языки республик уже есть в фгос. покажите мне где в фгос написано не может быть еще дополнительных обязательных предметов? я не нашел в фгос основного обр-я такого запрета. 2-й раздел это требования по предметам, там речи нет о том что это список разрешенных предметов. список обязательных предметов в 18.3.1 тоже не закрыт, то есть, туда могут добавиться об-е предметы, и в татарстане татарский язык обязателен из-за закона татарстана. правильно сделали, что не добавили в этот список, так гос-й язык республики обяз-лен не во всех респуликах. а до этого списка об-х предметов в отдельном абзаце как раз упоминаются гос-е языки республик.
    - предлагаю в конце 14-го пункта фгос основного обр-я
    "Организация, осуществляющая образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным образовательным программам основного общего образования, разрабатывает основную образовательную программу основного общего образования в соответствии со Стандартом и с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования."
    добавить
    " (и) в соответствии с законами Об образовании республик (и) ".

    "участники представительного собрания считают необходимым поддержать меры, предложенные Министерством образования и науки Республики Татарстан ... в 10-11 классах изучение татарского языка перевести на добровольную основу"
    - пусть не нарушают законы об образовании рф и рт! предмет татарский язык должен быть в равных объемах с предметом русский язык. в фгос среднего обр-я русский язык обязательный предмет, поэтому и татарский язык должен быть об-ым.

    • qdinar
      27.10.2017 21:01

      "видно в нескольких местах в законодательстве, что законы республик по преподаванию их доп-х гос-х языков юридически выше, сильнее фгос"
      - более того, все законы субъектов рф юридически выше приказов министерств рф. доказательство:

      конституция рф 76.2 : По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
      76.5 : Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
      ( 76.1. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. )

      - так что, понимается, что законы субъектов по предметам совместного ведения добавляются к федеративным законам.
      законы республик вне пределов ведения рф и совместных также выше приказов правительства рф:

      76.4. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
      76.6. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

      - раз уж нормативные акты субъектов в этой "области ведения" сильнее федерального закона, то логично что законы субъектов сильнее актов правительства рф.

      дополнительное подтверждение:

      77.2. В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

      - как видно, законы субъектов не включены в систему исполнительной власти, поэтому, понимается, что законы субъектов уже находятся выше них всех и непосредственно добавляются к федеральным законам.

      но я нашел недомолвку, можно считать, противоречие с этим, в законе о правительстве рф:

      Статья 3. Основные принципы деятельности Правительства Российской Федерации
      Правительство Российской Федерации в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

      - тут не упомянуты законы субъектов рф среди списка того, что является верховенством для правительства.

  • Анонимно
    25.10.2017 20:09

    Сделайте преподавание английского и математики в татарских гимназиях первоклассным. Я первый напишу заявление о согласии изучать татарский язык своему ребенку.

  • Анонимно
    25.10.2017 22:02

    Напрашивается вопрос, а что деятели этого собрания делали 25 лет, когда уроки татарского им были отданы на откуп? Они разработали программу изучения татарского как иностранного (что справедливо для русскоговорящих)? Нет. Они хоть как-то хоть чем-то стимулировали его изучение, сделали интересным или выгодным учащимся? Нет. Кто-то в результате знает татарский? Подавляющее меньшинство. Насилием они не только не укрепили позиции татарского языка, а заставили и детей, и родителей его ненавидеть. По 7-8 уроков в школе сидеть - это не каждый взрослый сможет! А еще и домашка по непонятным для русскоязычного учебникам, в электронном образовании записи домашки на татарском, которые родители просто не понимают! Сколько времени на это надо убить. А еще и кружки по интересам есть, спорт, музыкальные школы. Неделя не резиновая, а дети не железные!
    Абсолютно логично, чтобы в татарских гимназиях был принят ФГОС-4 или ФГОС-5, т.е. изучение татарского как родного. Остальные школы оставьте в покое!

  • Анонимно
    26.10.2017 15:41

    Если бы Фаттахов поставил в Москве вопрос о обманутых акционерах фонда образование - интеллектуальном потенциале нашей республики, может к нему бы и прислушались. Но нашей власти не выгодно рушить собственными руками созданную кормушку.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Видео дня Все
Читаемое Обсуждаемое
Важное за неделю

Рекомендуем

Важные новости за сутки

[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Будем на связи!

БИЗНЕС Online в Telegram БИЗНЕС Online на Facebook Напомнить позже