Все новости Татарстан Закамье

Еще новости
Еще новости
Еще новости
Не забудьте поздравить 19 Сентября
Опросы Архив
А как вы оцениваете чистоту воздуха там, где живете?
5%Кристально чистый, не могу надышаться
16%Нормальный, дышать можно
43%Думаю, среднее загрязнение, как везде
17%Воздух ужасный, терпеть невозможно
18%В целом нормально, но временами бывают выбросы
1%Свой вариант (в комментариях)
Прием голосов по опросу закрыт
Эксклюзив

Спецпроект Все спецпроекты

Актуально в сети

Новости
11.12.2017

Старейшины набережночелнинского мухтасибата попросили Госдуму рассмотреть вопрос о признании татарского госязыком РФ

Набережночелнинский мухтасибат попросил Госдуму рассмотреть вопрос о признании татарского госязыком РФ, сообщается в открытом письме спикеру Госдумы Вячеславу Володину, которое опубликовано на сайте набережночелнинского мухтасибата ДУМ РТ.

«Мы, члены Совета старейшин Набережночелнинского Мухтасибата Духовного управления мусульман Республики Татарстан, обращаемся к Вам с просьбой вынести на рассмотрение Госдумы наше предложение о передаче татарскому языку статуса государственного в РФ», — сказано в письме.

Совет старейшин считает, что закрепление в Конституции РФ татарского языка как второго государственного языка спасло бы его от дальнейшей дискриминации, укрепило бы доверие между нациями и народами в РФ, усилило бы патриотическое воспитание.

В письме отмечается, что татарский народ занимает второе место по численности в РФ и татарский язык неофициально является в РФ вторым языком межнационального общения.

Напомним, накануне духовное управление мусульман РТ запустило Telegram-канал на старо-татарском языке.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Читайте нас в Telegram
Комментарии (96) Обновить комментарииОбновить комментарии Оставить комментарий
Анонимно
10.12.2017 20:11

Во всех странах,религиозные деятели занимаются помощью,бедным,кормят,помогают с ночлегом!
А наши везде,суются,ездят на джипах,м хвалят власть;

  • Анонимно
    10.12.2017 18:29

    ...Так сразу то и просить надо было ...рассмотреть вопрос по старо-татарскому....
    и вообще по тексту обращения.....как можно передать языку статус государственного???
    наделить статусом ...да можно.....а как передать????

  • Анонимно
    10.12.2017 18:30

    Что такое мухтасибат? Они тоже хотят попиариться на этой теме? А то о них никто не вспоминает.

    • Анонимно
      10.12.2017 19:02

      Секта опять какая то националистическая.

      • Анонимно
        11.12.2017 08:23

        национальность от религии отличить не можем?

      • Анонимно
        11.12.2017 09:36

        18:02 Не знают , что из себя представляет мухтасибат, а уже начинают комментировать.

        • Анонимно
          11.12.2017 12:05

          Не важно название, важно содержание: они за татарский язык.

    • Анонимно
      10.12.2017 21:54

      Мухтасибат = епархия.

    • Анонимно
      11.12.2017 12:02

      Им пиар не нужен. Ислам у татар не может быть без татарского языка.
      Попробуйте вытеснить русский язык из церквей, поймёте.

      • Анонимно
        11.12.2017 12:20

        Кто запрещает в мечети или в общественных местах татарский язык?

  • Анонимно
    10.12.2017 18:33

    И ещё несколько десятков языков))) ну, чтобы не исчезли

    • Анонимно
      11.12.2017 07:49

      Там не про десятки разговор будет - про сотни!

      • Анонимно
        11.12.2017 12:08

        В стране только несколько языковых групп нацменов: тюркская, финская, угорская...
        100 языков - большинство из них искусственные образования

  • Анонимно
    10.12.2017 18:35

    Остальные языки дикриминации даже не подвергаются. И только изучение татарского укрепляет доверие и усиливает патриотическое воспитание? А это все как?

  • О сути просьбы тактично, гм.., умолчу, но направление верное:
    только федералы смогут сохранить татарский язык: там и интеллектуальный, и политический ресурс.

    Местные же. мямля про "надо не бояться говорить" и "в семье надо учить" тем самым расписались в своей полной неспособности хоть что-то сделать для сохранения зыка.

    • Анонимно
      10.12.2017 23:34

      Ненадо себя считать второсортны
      Татарский язык был языком государственным и межнационального общения в Золотой Орде а Россия является правопреемником Золотой ОрдыОрды
      Так что просьба вполне обоснованная но ответ заранее известен
      Надо подавать жалобу в совет Европы и Гаагу

    • NIYAZ
      10.12.2017 23:56

      Шэп эйттен!

    • Анонимно
      11.12.2017 12:13

      Семья не даёт литературного языка, без которого не может существовать татарская культура.
      Должно быть сочетание семья-школа. Не нами придумано.

  • Анонимно
    10.12.2017 18:50

    Вода камень точит.

    • Анонимно
      10.12.2017 20:21

      И с огнем нельзя играть.

      • Анонимно
        11.12.2017 09:37

        Огонь потушен МОКом, даже своих спортсменов защитить не можете

        • Анонимно
          11.12.2017 10:14

          Нет огонь горит в сердцах спортсменов.Едут же на Олимпиаду.

        • Анонимно
          11.12.2017 23:27

          "Своих спортсменов"- это вы кто и откуда? и о ком? Татары уже не в России?

  • Анонимно
    10.12.2017 20:02

    Эмиль беренче тапкыр татар теле турында уңай фикер язды. Егет бәлки татар җанлыдыр.

    • Анонимно
      11.12.2017 02:15

      Эмиль без чактада татар теленэ каршы язмады. Анын фикерэ тирэндэрэк , кат-кат укыгыз ул язганны.

  • Анонимно
    10.12.2017 20:11

    Во всех странах,религиозные деятели занимаются помощью,бедным,кормят,помогают с ночлегом!
    А наши везде,суются,ездят на джипах,м хвалят власть;

  • Анонимно
    10.12.2017 20:28

    Давайте и ещё домоуправление требования будет выставлять !

  • Анонимно
    10.12.2017 20:42

    чем другие языки хуже татарского?
    результат этого обращения заранее известен.

    зачем президента РТ в очередной раз подставляете?

    • Анонимно
      10.12.2017 23:15

      Он ставленник Москвы как полномочный представителей президента России в РТ так что он больше московский чем татарскийтатарский
      Татар спасёт и спасала ислам,
      Браво мухтасиябу
      Татары это титульная нация России так что просьба заслушеннаязаслуженная и обоснованная

      • Анонимно
        11.12.2017 10:28

        Так чего ж титульная нация в Татарстане на своём языке не разговаривает? Сами не сохраняют, чего ж на кого-то свои проблемы переложить хотят?

        • Анонимно
          11.12.2017 12:22

          Татарга кирәк булмаган тел урыска кирәк түгел инде ул.

          • Анонимно
            11.12.2017 23:30

            Классно сказали, если самим татарам не нужен язык, то зачем он русским. все верно.

    • Анонимно
      10.12.2017 23:23

      Да уж.. Татар 3%, украинцев 2%, чувашей и башкир по 1%, какие-то минимальные разницы и вдруг кто-то государственный из них))

      Государственный - общий для всех и всем понятный язык нашей страны.

      А еще после всего того, что тут мы испытали с татарским и после того, как это стало известно и за пределами, ага, сейчас разбегутся другие регионы на государственный татарский соглашаться)))

      • Анонимно
        11.12.2017 09:03

        Да. 3%, 2%, 1% - это всё в пределах статистической погрешности! При таких аппетитах по результатам следующей переписи этих процентов может и не оказаться!

      • Анонимно
        11.12.2017 12:31

        Полилингвизм давно существует, Америку не пытайтесь открывать.
        Языки могут быть: государственный, официальный, специального статуса, региональный, муниципальный...
        Была бы политическая воля, решение имеется.

      • Анонимно
        11.12.2017 12:33

        В Казахстане 9 языков: гос. - казахск., офиц. - русский, 7 языков спец. статуса - татарск., немецск. ...

  • Анонимно
    10.12.2017 21:02

    интересно а почему в нашей республике запретили буддистам проповедь вести на ровне с другими? интерсно было б послушать их мнение !

    • Анонимно
      11.12.2017 09:20

      И католиков обидели - не празднуем рождество по их стилю! Где же толерантность???? ))))))))

  • ПанАлекс
    10.12.2017 21:11

    Попросить конечно можно. Но так просто Конституция РФ не изменяется! Но письмо уже с разжиганием - "спасти от дальнейшей дискриминации" - это уже значит всеми доказано, что в России производится дискриминация татарского языка? Вот до чего довели статьи ВКТшников на БО и менее популярных площадках! Но если восстановлением законности "дискриминируют татарский язык", то таким же образом "дискриминируют" и башкирский и чеченский! И с чьей подачи "дискриминируют" - Путина? Опять же еще одно "разжигание" - намек, что один нацтональный язык должен быть выше других, которые "не достойны" быть государственными для всей России? Не кажется что не замечают и не понимают старейшины на что подписались?

    • Анонимно
      10.12.2017 22:21

      Пусть другие обращаются тоже. Кто мешает?

    • Анонимно
      10.12.2017 22:37

      У Вас логическая ошибка. Сейчас как раз так и есть: русский язык, говоря Вашим словами, "выше других".

      Только без демагогии и ссылок на правовые документы, в т. ч. Конституцию, там много чего декларируется.

    • Анонимно
      10.12.2017 23:20

      Татарский народ это титульная нация так сказал ВВП на встрече с журналистами так что просьба вполне обоснованная

    • Анонимно
      10.12.2017 23:27

      Мне кажется, они реально не понимают, что разница между ними и другими национальностями по 1 проценту от всего населения России, т.к. также как и Фаттахов выросли в моноэтничной сплошь татарской среде, да и слушают ТВ и читают газеты исключительно видимо специфические только - типа аминовских и валеевских разжиганий..

    • Анонимно
      11.12.2017 10:34

      Пану везде мерещится разжигание.

    • Анонимно
      11.12.2017 23:35

      Если уж Собчак заявила, что Татарстан хочет отделиться , а некоторые здесь МРН называют ставленником Москвы, а язык на котором в татарских семьях общаются называют некультурным, то извините понятно откуда ветер весь дует.

  • Анонимно
    10.12.2017 21:25

    Закрепление татарского языка как второго государственного спасет учителей татарского от грядущей безработицы

    • Анонимно
      10.12.2017 23:01

      Их где и кто обучал? Квалифицированные УЧИТЕЛЯ везде нужны.

    • Анонимно
      10.12.2017 23:42

      Без работы мы их не оставим. В Республике сейчас много вакансий для умных и образованных работников.

    • Анонимно
      11.12.2017 07:49

      Ничего себе методы спасения оо безработицы. А рабоьать они не пробовали?

    • Анонимно
      11.12.2017 08:09

      Глупость откровенная, с такими и врагов не надо. Если русских рассмешил и, то других возмутили.
      У вас аксакалы понятия о географии есть? Если бы вы предложили это для ульяновской, оренбургской, челябинской, свердловской, пермской, пензенской областей можно было бы понять, там татары живут издревле. Какой татарский может быть в орловской, курской, псковской и других 75 областях и республиках?
      Уф, Аллам, намазыгызны укыгыз инде!
      Рим Дашкин

    • Анонимно
      11.12.2017 08:32

      "спасет учителей татарского от грядущей безработицы" Какая ещё безработица для педагогов? В детские сады пусть идут, там часто меняются воспитатели.

    • Анонимно
      11.12.2017 10:35

      Так это всё затеяли только для спасения учителей татарского от безработицы?))

    • Аглиуллина
      11.12.2017 14:48

      Не сам татарский нужно делать вторым государственным, а национальные языки и разрешить их преподавать в школах в обязательном порядке. Для каждой нации свой язык - это будет честно. Возможно, просящие именно этого и хотели, но как говорится, хочешь получить столько, сколько надо - проси в три раза больше. Может быть с этим смыслом предложили татарский сделать государственным в России?

  • Такая практика существует.
    Австрия — закон об использовании хорватского, венгерского и словенского языков в администрации и топографических указателях ряда общин принят на федеральном уровне[1]
    • Бургенланд — гарантированы определённые функции использования хорватского, венгерского, цыганского[2] и словенского[3] языков
    • Вена — гарантированы определённые функции использования чешского, венгерского и словацкого языков[2]
    • Каринтия — закреплен ряд прав на использование хорватского и словенского языка[3]
    • Штирия — закреплен ряд прав на использование хорватского и словенского языка[3]

  • Практика есть.
    Например, Великобритания.

    Northern Ireland Северная Ирландия — наряду с английским,
    ряд мер по защите и развитию языка, а также ряд функций предусмотрен для ирландского и ольстерско-шотландского
    Wales Уэльс — закреплено равенство английского и валлийского языков в общественных и судебных делах
    Scotland Шотландия — английский и шотландский гэльский как официальные языки с равным уважением к ним.
    Образованию на гэльском посвящён особый раздел шотландского Закона об образовании.
    Jersey Джерси — регламент парламента предусматривает использование для петиций, наряду с английским, также французского языка.
    Guernsey Гернси — создана особая Комиссия по гернсийскому языку.

    • Анонимно
      11.12.2017 23:40

      Но кто нибудь заставляет англичан обязательно изучать исландский язык. Кому мешает то, что в татарстане люди жили мирно?

  • В Германии то же самое.

    Бранденбург — в «области нижнелужицкого языка» функции закреплены конституцией земли.
    Бремен — функции закреплены за нижненемецким
    то же Гамбург — Мекленбург-Передняя Померания
    Нижняя Саксония в «области восточнофризского языка» также за восточнофризским
    Саксония — в «области верхнелужицкого языка» функции закреплены за верхнелужицким. Его поддержка также предусмотрена конституцией земли.
    Шлезвиг-Гольштейн — в «области датского языка» также за датским, в «области севернофризского языка» также за севернофризским.
    Земельная конституция предусматривает особые школы датского меньшинства, преподавание нижненемецкого и фризского в публичных школах и особую поддержку нижненемецкого.
    Источник: в т.ч. Википедия

    • Анонимно
      11.12.2017 09:30

      Уважаемая Фарида Галеева !! Вам лучше было бы показать и сравнивать с этими странами уровень жизни.Вот когда в Республике если будет ,когда нибудь .Такой же уровень как у НИХ. Тогда пожалуйста ,поднимите это языковое сравнение. А пока еще ,вы рано сравниваете.Лет так через 25 ,приходите.

  • Анонимно
    10.12.2017 22:31

    Какая чушь! Только татары могут такое придумать! Сам чистокровный, заядлый татарин - но такое мне никогда не приходило в голову! Не будет этого НИКОГДА! Не буду разъяснять почему - отнимать у Вас время. Не БУДЕТ!

  • Анонимно
    10.12.2017 22:41

    Очень умное и дальновидное предложение при всей его внешней странности. Не сомневаюсь, что так и произойдёт через несколько лет, так как татары стоят в основе государственности России и татарский язык и русский это фактически одно и тоже. Но для осуществление этого нужно будет переписать вначале фальшивую карамзинско- немецкую историю России.

  • Анонимно
    10.12.2017 22:42

    А в мухтасибатах на каком языке проповедуют?

  • Анонимно
    10.12.2017 22:53

    Пол-России будет смеяться над их названием. Вторая половина ничего об этом и не узнает.

  • Анонимно
    10.12.2017 23:12

    Бабаи мухтасибата молодцы спора нет, есть у нас достойные сыны. Конечно скорее всего их попросили наши баи.

    Но что наши баи сделали для сохранения татарского языка, тем более в Набережных Челнах? Показывали нам по телевизору Рубин и Ак Барс?

    С момента принятия Суверенитета уже 25 лет в Н.Челнах возле мэрии строят мечеть Жамиг и никак не могут построить выше фундамента- Позор! Не было и нет в планах татарской медресе. Единственная татарская Гимназия *2 преподает на русском половину предметов, а таких школ в Челнах надо минимум 6-7 на 517 тыс населения.

    Надеюсь баи ТАИФа и АгроСилы понимают, что они в долгу перед татарским народом, а сегодня опять просят в долг у бабаев Челнов. И завтра, когда отношения наладятся, бесстыжие баи раскошелятся на мечеть и татарское медресе в Челнах, а к ним построят минимум 5 татарских современных школ, чтобы ребята конкурировали между собой, чтобы была языковая среда.

  • Анонимно
    11.12.2017 00:20

    Очень сомнительное заявление по форме и содержанию.

  • Анонимно
    11.12.2017 06:04

    Мой дедушка в конце двадцатых годов в своей деревни учил детей граммотности в мечети, а до революции он был муллой. Просто раньше при всех татарских мечетях были медресе, в которых детей учили не только мусульманским основам, но и обычной грамматике, поэтому среди татар было больше грамотных людей. Об этом даже писал православный духовный лидер Казанской губернии того времени. Так что для меня это письмо членов Совета старейших ДУМ России неудивительно. Просто надо знать историю.

    • Анонимно
      11.12.2017 09:18

      >>православный духовный лидер Казанской губернии того времени

      Кто это? Назовите!

  • Анонимно
    11.12.2017 06:12

    Хватит нести чушь про дискриминацию татар,по всей РФ привели законодательство к общероссийскому!

  • Анонимно
    11.12.2017 08:29

    "В письме отмечается, что татарский народ занимает второе место по численности в РФ и татарский язык неофициально является в РФ вторым языком межнационального общения." С чего они взяли что татарский в России является языком межнационального общения??? В Татарстане он не является языком МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО общения, что уж говорить за другие регионы.

    • Анонимно
      11.12.2017 09:54

      8-29
      Вам не понять, что кроме русского, есть другие языки-относящиеся к тюркской группе, их более 20, и они прекрасно общаются между собой, несмотря на то, что относят себя к разным национальностям.

    • Аглиуллина
      11.12.2017 13:37

      Про язык межнационального общения не согласна. Просто татары, обычно, общаются сначала на русском, пока не будут уверены, что их оппонент знает татарский. Так же, как и все остальные национальности. Это называется взаимоуважение.
      А с тем, что делать татарский вторым государственным не нужно - согласна.

  • Анонимно
    11.12.2017 08:36

    Татар телен узебез, татарлар, уз гаилебездэ, уз балаларыбыз белен сойлешеп, узебез генэ саклап кала алабыз! Элле кемне гаиплерге кирэкми, узебез дэ татар телендэ аралаша алмыйбыз бит! Узебез балаларбыз белен сойлэшмибез! Эйдегез, узебездэн башлыйбыз!

  • Анонимно
    11.12.2017 08:51

    Так и хочется сказать, что в многонациональной семье завелась паршивая овца. Уже не знают, что придумать , чтоб возвеличиться над другими народами. Столько ресурсов дается на развитие и поддержку языка, а нет, дайте нам государственность, нас это грело 25 лет. Вот в чем собака зарыта была у них.

    • Аглиуллина
      11.12.2017 13:35

      Никто не собирается возвышаться над другими народами. Просто немного перегнули палку. Второй гос язык делать только татарский - это действительно, не логично. Есть куча национальностей, которые будут в обиде. Оставить все, как было лучше. Живешь в Чувашии - изучаешь Чувашский, в Татарстане - татарский, в Якутии - якутский в обязательном порядке и достаточно. Зачем нужно было рушить устоявшийся порядок вещей

      • Анонимно
        11.12.2017 19:23

        Аглиуллина, вы понимаете, что по старому( незаконному действию), как вы называете, не будет, всё будет в правом поле - добровольно. Но особо озабоченные опять мутят воду, им теперь надо на законных основаниях всех заставить учить татарский язык, а это , можно сделать, только вводом вторым гос.языком. Вот и делайте вывод на сколько перегнули палку.

  • Анонимно
    11.12.2017 09:06

    Не тем занимаетесь, Господа Старейшины! Занимайтесь Просвещением! Идите в народ! И тогда никто не забудет татарский язык!

    • Анонимно
      11.12.2017 09:50

      Пусть при каждой мечети откроют воскресные школы для изучения татарского языка. Это будет дело, а словоблудием заниматься негоже.

      • Анонимно
        11.12.2017 10:11

        А ведь дело говоришь ,про воскресные школы.Было бы только желание учить и учиться.

      • Анонимно
        11.12.2017 13:24

        Это уже делается.

      • Анонимно
        11.12.2017 13:27

        В медресе при Соборной мечети Москвы преподаётся татарский язык.
        Там учился и вырос московский парень муфтий Рушан хазрят Аббясов.

      • Аглиуллина
        11.12.2017 13:33

        Между прочим, при мечетях открываются школы татарского.

      • Анонимно
        11.12.2017 23:45

        Уточняю- татарского религиозного языка, именно религиозного.

    • Анонимно
      11.12.2017 13:24

      Это Москва не тем занимается.

    • Анонимно
      11.12.2017 13:37

      Деньги то выделялись исправно на развитие языка... Т где они? На что пошли? К себе нет никаких вопросов? Надо еще Госдуме РФ мозги выносить?

  • Анонимно
    11.12.2017 09:40

    Молодцы татары бороться за свой язык, вот кряшены почему-то пассивные. У кряшен есть свой язык . У кряшен до революции были свои школы. Мой родной язык кряшенский , хочу чтоб детей моих в школе обучали родному кряшенскому языку. Нас в Татарстане около 30% от численности татар. Кто хочет послушать кряшенский язык посетите Тихвинскую церковь.

    БО пропусти комментарий. Не игнорируйте.

  • Анонимно
    11.12.2017 09:57

    Старейшины, вы молодцы! Этот вопрос неоднократно поднимался, татарский язык должен стать вторым межнациональным языком общения в нашей стране.

  • Анонимно
    11.12.2017 11:23

    Вывод один, политической стабильности в обществе нет. Да и общества, как такового нет, коли выделяют одних и тех же, при чем проблемных выделяют: то с одними, то с другими проблемами.

  • Аглиуллина
    11.12.2017 13:32

    Я как бы за сохранение татарского языка, но это какой-то перебор. У нас же есть еще национальности, все их будем возводить в статус гос языка и преподавать в любом конце страны?

  • Бардак Обамы
    11.12.2017 15:07

    Мотив хороший, правда уже поздно. Татарский язык нужно поддерживать дополнительными программами, ну и самими людьми. На Бога надейся, но сам не плошай.

  • Анонимно
    11.12.2017 18:03

    Еще одни (мухтасибат) не могут угомониться.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Видео дня Все
Читаемое Обсуждаемое
Важное за неделю

Рекомендуем

Важные новости за сутки

Старая элита

[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль