Все новости Татарстан Закамье

Еще новости
Еще новости
Еще новости
Не забудьте поздравить 10 Декабря
Опросы Архив
Считаете ли вы надежными инвестиции в недвижимость?
Эксклюзив

Спецпроект Все спецпроекты

Успеть забронировать: шикарные места в Казани для новогоднего корпоратива

Обзор «БИЗНЕС Online»: 9 ресторанов, которые идеально подходят для незабываемого новогоднего праздника

Актуально в сети

Новости
24.05.2018

Госсовет РТ официально не поддержал федеральный законопроект о добровольном изучении родных языков

Депутаты Госсовета Татарстана не поддержали федеральный законопроект о добровольном изучении родных языков. Решение профильного комитета, который предложил отклонить законопроект, поставил на голосование спикер парламента Фарид Мухаметшин.

«Нам надо еще раз подумать, как выходить из этой ситуации. И здесь в присутствии Морозова, коллег из Госдумы я бы хотел сказать, что есть один путь, о котором вы, Минтимер Шарипович, говорите. Нужно садиться и выслушать друг друга. Мы в федеративном государстве — садимся и рассматриваем, как двигаться дальше. Не так, что вы собираете свою половину сторонников, мы — свою и противопоставляем их. Это не наш путь. Мы за единую Россию, за мир и согласие в этой огромной стране. Обеспокоенность которыми у депутатов как раз говорит о том, что нельзя раскалывать по языковой проблеме многонациональную страну. Я думаю понимание придет и в федеральном центре», — сказал Мухаметшин.

Народные избранники поддержали решение комитета.


Проект постановления от профильного комитета, который приняли депутаты, гласит:

«Государственный Совет Республики Татарстан постановляет:

1. Не поддерживать проект федерального закона №438863−7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации (в части изучения родного языка из числа языков народов Российской Федерации и государственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации)».

2. Направить настоящее постановление в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации".

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Читайте нас в Telegram
Комментарии (267) Обновить комментарииОбновить комментарии Оставить комментарий
Анонимно
24.05.2018 14:50

Почему депутаты, "избранные" народом, делают ровно противоположное тому, что хочет народ?

  • Анонимно
    24.05.2018 14:41

    Правильно!

    • Анонимно
      24.05.2018 15:13

      Согласен. Простое желание знать родной язык не должно быть причиной давления со стороны центра. Никто русских не хочет заставлять учить чужой им язык, предоставьте возможность развивать родной язык и культуру. Ваш ответ: изучайте, вам никто не запрещает - некорректен. 1 час в неделю (против 5 ч на русский) это мало!!! Учите русский, но татарскому дайте больше часов
      Неужели вы считаете что родной язык можно выучить за час в неделю? Сделайте добровольно, но дайте возможность!

      • Анонимно
        24.05.2018 15:19

        Подновляющее большинство родителей, и стоит признать этот факт, против обязательного изучения Татарского.

        • Анонимно
          24.05.2018 15:26

          Против татарского не больше 100-200 родителей

          Они и создают информационный шум

          • Анонимно
            24.05.2018 15:57

            99 % депутатов ГС РТ, в случае неофициального указания из Администрации Московского Кремля, оперативно поддержат позицию Москвы....

          • Анонимно
            24.05.2018 16:09

            15.26 Против татарского языка вообще никто не выступает. А вот против обязательности предмета "татарский язык" -ПРОТИВ 99% родителей, ну и я, конечно, в том числе

            • Анонимно
              24.05.2018 18:31

              16-09
              Не надо 6-7 часов в неделю, это перебор.
              2 часа грамматики, 2 часа литературу...Это мое мнение.

            • Анонимно
              24.05.2018 18:33

              Русский язык итак знаем. Его тоже 3 -4 часа в неделю надо изучить.

              • Анонимно
                24.05.2018 19:22

                Ваше сообщение наглядно иллюстрирует, как Вы знаете русский)))

              • Анонимно
                24.05.2018 19:32

                " ... 3-4 часа в неделю его надо изучИТЬ"- класс!))) Язык знаешь!)))))

          • Анонимно
            24.05.2018 20:47

            Родители не против татарского, родители за ДОБРОВОЛЬНОЕ изучение.

        • Анонимно
          24.05.2018 15:27

          Подавляющее большинство родителей за изучение татарского языка

          • Анонимно
            24.05.2018 16:22

            15.27 Разумеется, мы все за изучение татарского языка - сугубо на ДОБРОВОЛЬНЫХ началах

            • Анонимно
              24.05.2018 16:57

              А я напротив, за принудительное изучение татарского языка татарами по 6-7 часов в неделю.

            • Анонимно
              24.05.2018 17:10

              Разумеется мы все за изучение русского языка-сугубо на добровольных началах

          • Анонимно
            24.05.2018 16:54

            15.27 За добровольное изучение.. Не забывайте добавлять. Если же Вы говорите, что подавляющее за обязательное - то Вы врете..

          • Анонимно
            24.05.2018 17:40

            Это те которых заставили написать заявление на обучение, чтобы не портить отношения с учителями, которых нагнул директор, которого нагнул минобраз, которого нагнул госсовет. Красавцы! И все преподнесли - родители горят желанием!!!

          • Анонимно
            24.05.2018 19:49

            Подавляющее от слова давить?

        • Ильдар Абый
          24.05.2018 15:27

          Наоборот, зпротив изучения - меньшинство)

        • Оптимист
          24.05.2018 15:28

          ..
          Именем Российской Федерации

          Конституционный Суд Российской Федерации в составе председательствующего В.Д. Зорькина, судей М.В. Баглая, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, В.О. Лучина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой,

          с участием гражданина С.И. Хапугина, представителей Государственного Совета Республики Татарстан - Председателя Государственного Совета Республики Татарстан Ф.Х. Мухаметшина и кандидата юридических наук Ш.Ш. Ягудина, представителя Верховного Суда Республики Татарстан - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Р.Г. Габдуллина, постоянного представителя Государственной Думы в Конституционном Суде Российской Федерации Е.Б. Мизулиной, представителя Совета Федерации - доктора юридических наук Е.В. Виноградовой, полномочного представителя Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации М.А. Митюкова,

          руководствуясь статьей 125 (пункты "а" и "б" части 2 и часть 4) Конституции Российской Федерации, подпунктами "а" и "б" пункта 1 и пунктом 3 части первой, частями третьей и четвертой статьи 3, подпунктами "а" и "б" пункта 1 и пунктом 3 части второй статьи 22, статьями 36, 74, 84, 85, 86, 96, 97, 99, 101, 102 и 104 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",

          рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 10 Закона Республики Татарстан "О языках народов Республики Татарстан", части второй статьи 9 Закона Республики Татарстан "О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан", пункта 2 статьи 6 Закона Республики Татарстан "Об образовании" и пункта 6 статьи 3 Закона Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации".

          Поводом к рассмотрению дела явились жалоба гражданина С.И. Хапугина, в которой оспаривается конституционность положения, содержащегося в пункте 2 статьи 10 Закона Республики Татарстан "О языках народов Республики Татарстан", части второй статьи 9 Закона Республики Татарстан "О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан" и пункте 2 статьи 6 Закона Республики Татарстан "Об образовании", а также запросы Государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан, в которых оспаривается конституционность положений пункта 6 статьи 3 Закона Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации". Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации оспариваемые заявителями законоположения.

          Поскольку все обращения касаются одного и того же предмета, а именно законоположений о статусе государственных языков в Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, руководствуясь статьей 48 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", соединил дела по этим обращениям в одном производстве.

          Заслушав сообщение судьи-докладчика М.И. Клеандрова, объяснения сторон и их представителей, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации

          установил:

          1. Пунктом 2 статьи 10 Закона Республики Татарстан от 8 июля 1992 года "О языках народов Республики Татарстан" (в редакции от 28 марта 1996 года) предусматривалось, что татарский и русский языки как государственные языки Республики Татарстан изучаются в детских дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, средних и средних специальных учебных заведениях в равных объемах. С 28 июля 2004 года в Республике Татарстан действует Закон Республики Татарстан "О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан", в части второй статьи 9 которого также устанавливается, что татарский и русский языки в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и среднего профессионального образования изучаются в равных объемах. Аналогичное положение закреплено в пункте 2 статьи 6 Закона Республики Татарстан от 19 октября 1993 года "Об образовании" (в редакции от 29 мая 2004 года).

          На основании пункта 2 статьи 10 Закона Республики Татарстан "О языках народов Республики Татарстан" и пункта 2 статьи 6 Закона Республики Татарстан "Об образовании" Ново-Савиновский районный суд города Казани отказал в удовлетворении жалобы гражданина С.И. Хапугина, поданной им в интересах несовершеннолетнего сына, о признании неправомерными действий начальника районного отдела образования Ново-Савиновского района города Казани, чьим приказом установлена обязательность изучения татарского языка в равном объеме с русским языком, а Вахитовский районный суд города Казани - в удовлетворении искового заявления о признании недействительным в той же части базисного учебного плана общеобразовательных учреждений, утвержденного Министерством образования Республики Татарстан.

          По мнению гражданина С.И. Хапугина, поскольку примененные в его деле законоположения и соответствующее положение части второй статьи 9 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года "О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан" обязывают учащихся общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения изучать татарский язык в большом объеме, для них - при соблюдении установленных максимальной учебной нагрузки и обязательного минимума содержания основных образовательных программ - ограничивается возможность углубленного изучения иных предметов учебного плана, а также освоения дисциплин по выбору (факультативно). Тем самым, утверждает заявитель, граждане Российской Федерации, проживающие в Республике Татарстан, ставятся в неравное положение в реализации права на образование по сравнению с проживающими в других субъектах Российской Федерации, чем нарушаются гарантии данного права, закрепленные в статье 43 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 6 (часть 2), 17 (часть 3), 19 (часть 2) и 55 (части 2 и 3).

          В запросе Государственного Совета Республики Татарстан, направленном в Конституционный Суд Российской Федерации в порядке статьи 125 (пункт "а" части 2) Конституции Российской Федерации, и запросе Верховного Суда Республики Татарстан, обратившегося в Конституционный Суд Российской Федерации в связи с рассмотрением конкретного дела в порядке статьи 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации, оспаривается конституционность пункта 6 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 года "О языках народов Российской Федерации" (в редакции от 11 декабря 2002 года), согласно которому в Российской Федерации алфавиты государственного языка Российской Федерации и государственных языков республик в составе Российской Федерации строятся на графической основе кириллицы; иные графические основы алфавитов государственного языка Российской Федерации и государственных языков республик могут устанавливаться федеральными законами.

          Заявители утверждают, что установление графической основы алфавита как органической составной части государственного языка республики, по смыслу статей 68 (часть 2), 71, 72, 73 и 76 (части 4 и 6) Конституции Российской Федерации, не относится ни к ведению Российской Федерации, ни к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов и, следовательно, в этом вопросе республики обладают всей полнотой государственной власти; выбор графической основы алфавита государственного языка является правомочием, производным от конституционного права республики устанавливать свои государственные языки, и, соответственно, составляет исключительную компетенцию самих республик. По мнению заявителей, федеральный законодатель, предусмотрев в пункте 6 статьи 3 Закона Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации", что графические основы алфавитов государственных языков республик устанавливаются федеральными законами, в нарушение статей 68 (части 2 и 3), 73 и 76 (части 4 и 6) Конституции Российской Федерации неправомерно вторгся в компетенцию этих субъектов Российской Федерации, которые вправе осуществлять в данной сфере собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов; в Республике Татарстан таковым является Закон Республики Татарстан от 15 сентября 1999 года "О восстановлении татарского алфавита на основе латинской графики", предусматривающий, что в Республике Татарстан восстанавливается татарский алфавит на основе латинской графики (статья 1) и что до 1 сентября 2011 года действуют одновременно два алфавита - на основе латинской графики и кириллицы (статья 3).

          Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу являются следующие нормативные положения, касающиеся статуса государственных языков в Российской Федерации:

          положение пункта 2 статьи 10 Закона Республики Татарстан "О языках народов Республики Татарстан" (в редакции части второй статьи 9 Закона Республики Татарстан "О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан") и пункта 2 статьи 6 Закона Республики Татарстан "Об образовании", согласно которому татарский и русский языки как государственные языки Республики Татарстан в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и среднего профессионального образования изучаются в равных объемах;

          положения пункта 6 статьи 3 Закона Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации" о строении алфавита государственных языков республик на графической основе кириллицы и о возможности установления иных графических основ алфавитов государственных языков республик федеральными законами.

          2. Конституция Российской Федерации, исходя из исторически сложившегося государственного единства и в целях решения общегосударственных задач в Российской Федерации как многонациональной стране, определяет, что государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык (статья 68, часть 1). Кроме того, русский язык традиционно употребляется народами России в качестве основного средства межнационального общения.

          Одновременно Конституция Российской Федерации - с учетом обусловленных факторами исторического и национального характера особенностей конституционно-правового статуса республик в составе Российской Федерации - признает за ними право устанавливать свои государственные языки и использовать их в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик наряду с государственным языком Российской Федерации (статья 68, часть 2) и гарантирует всем народам Российской Федерации право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (статья 68, часть 3), что в свою очередь служит интересам сохранения и развития в Российской Федерации двуязычия (многоязычия).

          Названные положения статьи 68 находятся в системной связи с другими положениями Конституции Российской Федерации, закрепляющими основы федеративного устройства Российской Федерации как суверенного государства (статья 4, часть 1; статья 5, часть 3), статус республик в составе Российской Федерации (статья 66, часть 1), а также регламентирующими статус личности - об обладании каждым гражданином Российской Федерации на ее территории всеми правами и свободами и несении равных обязанностей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статья 6, часть 2), о равенстве прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств, в том числе национальности, языка и места жительства (статья 19, часть 2), о гарантиях прав каждого на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (статья 26, часть 2), о запрещении пропаганды языкового превосходства (статья 29, часть 2).

          Следовательно, вопросы, касающиеся правового статуса государственных языков республик, затрагивают конституционные права как граждан - носителей соответствующего государственного языка республики, в том числе проживающих в Российской Федерации за пределами данной республики, так и граждан, проживающих в ней и не владеющих этим языком, включая права в области общения, воспитания, обучения, творчества, изучения и развития родных языков (статья 26, часть 2; статья 68, часть 3, Конституции Российской Федерации), а также в сфере культуры, включая право на доступ к культурным ценностям (статья 44, часть 2, Конституции Российской Федерации).

          Определяя предметы ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, за пределами которого субъекты Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование, Конституция Российской Федерации относит регулирование прав и свобод человека и гражданина, а значит, прав в языковой сфере, и установление основ федеральной политики в области культурного и национального развития Российской Федерации, составной частью которой является государственная языковая политика, к ведению Российской Федерации (статья 71, пункты "в", "е"), а защиту прав и свобод человека и гражданина и общие вопросы образования, культуры и языка как их компонента - к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункты "б", "е" части 1).

          Таким образом, по смыслу указанных положений Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель вправе устанавливать основы правового регулирования языков народов Российской Федерации, включая общие вопросы языковой политики, в том числе относящиеся к статусу государственных языков республик в его соотношении со статусом государственного языка Российской Федерации. Статус государственных языков республик в составе Российской Федерации, как затрагивающий статус государственного языка Российской Федерации, права и свободы ее граждан в сфере образования и культуры, не может быть предметом исключительного ведения субъектов Российской Федерации.

          3. Конкретизируя положения статьи 68 Конституции Российской Федерации, Закон Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации" определяет, что Российская Федерация в лице высших органов государственной власти осуществляет установление общих принципов законодательства Российской Федерации о языках народов Российской Федерации, обеспечение функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации, содействие развитию государственных языков республик, создание условий для сохранения и развития языков малочисленных народов и этнических групп, не имеющих своих национально-государственных и национально-территориальных образований или проживающих за их пределами (статья 6).

          В целях обеспечения функционирования русского языка в качестве государственного языка Российской Федерации, употребления его в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях на всей ее территории, Закон Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации" предусматривает его изучение в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования, которое в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, за исключением дошкольных образовательных учреждений, регулируется государственными образовательными стандартами (пункт 2 статьи 10); при этом преподавание государственных и иных языков в республиках осуществляется в соответствии с их законодательством (пункт 3 статьи 10). Согласно названному Закону право выбора образовательного учреждения с тем или иным языком воспитания и обучения детей принадлежит родителям или лицам, их заменяющим в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 9); язык (языки), на котором ведется воспитание и обучение в образовательном учреждении, определяется учредителем (учредителями) образовательного учреждения и (или) уставом образовательного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 9).

          Аналогичные положения содержатся в Законе Российской Федерации "Об образовании", который, кроме того, закрепляет, что субъекты Российской Федерации в соответствии с их статусом и компетенцией вправе принимать в области образования законы и иные нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным законам в области образования (пункт 3 статьи 3). Это означает, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования не могут ограничивать права граждан в области образования, закрепленные Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством, в том числе права, связанные с изучением и преподаванием русского языка как общефедерального государственного языка на всей территории Российской Федерации и на основе установленных федеральных государственных образовательных стандартов.

          3.1. Согласно Закону Республики Татарстан "О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан" (до 28 июля 2004 года - Закон Республики Татарстан "О языках народов Республики Татарстан") государство гарантирует гражданам в Республике Татарстан осуществление основных политических, экономических, социальных и культурных прав вне зависимости от знания ими какого-либо языка (статья 2); государственные языки Республики Татарстан пользуются защитой государства, а органы государственной власти Республики Татарстан гарантируют и обеспечивают социальную, экономическую и правовую защиту языков независимо от их статуса (статья 4); граждане в Республике Татарстан имеют право свободного выбора языка воспитания и обучения, право на получение основного общего образования на родном языке; право выбора воспитательно-образовательного учреждения с тем или иным языком воспитания и обучения детей принадлежит родителям или лицам, их заменяющим в соответствии с законодательством; язык обучения и воспитания в детских дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, средних, средних специальных и высших учебных заведениях определяется законодательством (статья 8).

          В качестве государственных языков Республики Татарстан Конституция Республики Татарстан (статья 8) и Закон Республики Татарстан "О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан" устанавливают татарский и русский языки, которые на равных основаниях употребляются в деятельности органов государственной власти Республики Татарстан, органов местного самоуправления, государственных органов, предприятий, учреждений и иных организаций, что предполагает их знание государственными и муниципальными служащими, работниками государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.

          В целях обеспечения на территории Республики Татарстан использования татарского языка во всех сферах официальных отношений законодатель Республики Татарстан вправе - по смыслу статьи 68 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 43 и в соответствии с федеральным законодательством - предусмотреть его изучение как государственного языка Республики Татарстан при получении основного общего образования.

          Следовательно, введение законами Республики Татарстан изучения татарского языка как государственного в общеобразовательных учреждениях Республики Татарстан само по себе не нарушает закрепленные Конституцией Российской Федерации право каждого на свободный выбор языка воспитания и обучения (статья 26, часть 2) и право на образование (статья 43), а также вытекающие из нее право родителей или лиц, их заменяющих в соответствии с законодательством Российской Федерации, на выбор образовательного учреждения с тем или иным языком воспитания и обучения детей (пункт 3 статьи 8 Закона Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации"), право на получение основного общего образования на родном языке (пункт 2 статьи 6 Закона Российской Федерации "Об образовании"), согласуется с таким принципом государственной политики в области образования, как защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства, и отвечает предъявляемому к содержанию образования требованию - содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, этнической принадлежности (пункт 2 статьи 2, пункт 4 статьи 14 Закона Российской Федерации "Об образовании").

          Тем самым проживающим в Республике Татарстан лицам, которые не владеют татарским языком, предоставляется возможность изучать его.

          Однако регулирование статуса татарского языка как государственного языка Республики Татарстан, его защита и развитие, изучение (преподавание) в рамках основного общего образования как обязательной учебной дисциплины должны осуществляться без ущерба для функционирования и изучения русского языка как государственного языка Российской Федерации в соответствии с общефедеральными государственными стандартами с учетом того, что в отличие от русского языка татарский язык не является официальным языком на территориях других субъектов Российской Федерации. В противном случае создавалась бы возможность нарушения гарантированных Конституцией Российской Федерации принципов равенства прав и свобод человека и гражданина и несения гражданами Российской Федерации равных обязанностей на всей ее территории, в том числе применительно к реализации права на образование и языковых прав и свобод (статья 6, часть 2; статья 19, часть 2; статьи 43 и 68).

          3.2. Рассматриваемое положение пункта 2 статьи 10 Закона Республики Татарстан "О языках народов Республики Татарстан", части второй статьи 9 Закона Республики Татарстан "О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан" и пункта 2 статьи 6 Закона Республики Татарстан "Об образовании" об изучении русского и татарского языков в равных объемах распространяется на всех лиц, получающих основное общее образование в Республике Татарстан, в том числе в общеобразовательных учреждениях с русским языком обучения, имеющих государственную аккредитацию, - на тех, для кого татарский язык является родным, и на тех, для кого он родным языком не является; на тех, кто изучает татарский язык с начального уровня образования, и на тех, кто начинал обучение в образовательных учреждениях Российской Федерации, где татарский язык не преподавался.

          Между тем данному требованию нельзя придавать абсолютный характер. Изучение в Республике Татарстан русского и татарского языков в равных объемах может иметь место при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации федеральных государственных образовательных стандартов, в том числе относящихся к обязательному изучению русского языка как государственного языка Российской Федерации, и при наличии соответствующих условий, в полной мере гарантирующих право на образование, не допускающих умаление других конституционных прав и свобод. Поэтому к реализации законоположений об изучении татарского языка в образовательных учреждениях Республики Татарстан в рамках программы общего образования необходим дифференцированный подход.

          Изучение татарского языка как государственного языка Республики Татарстан не может осуществляться в ущерб федеральному компоненту федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации и препятствовать реализации права учащихся на углубленное изучение иных предметов учебного плана, включая русский язык, дисциплин по выбору и т.п. При этом учебные планы и программы должны быть составлены с учетом разнообразных жизненных ситуаций, с тем чтобы для тех учащихся, для которых татарский язык не является родным и которые не имели возможности изучать его как учебную дисциплину в необходимом объеме, не создавались препятствия к прохождению итоговой аттестации и выдаче документа о получении основного общего образования, а также к реализации права на получение образования более высокого уровня.

          В противном случае - имея в виду неравные требования, предъявляемые в различных республиках к изучению государственных языков, - не исключаются не только негативные последствия для преемственности обучения в едином федеральном образовательном пространстве, но и нарушения принципа равенства в осуществлении конституционного права на образование, а также права на получение основного общего образования на родном языке, гарантий общедоступности основного общего образования и равного объема обязанностей, выполнение которых необходимо для его получения, и, кроме того, ограничение закрепленного статьей 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации права на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства.

          3.3. Таким образом, содержащееся в пункте 2 статьи 10 Закона Республики Татарстан "О языках народов Республики Татарстан" (в редакции части второй статьи 9 Закона Республики Татарстан "О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан") и пункте 2 статьи 6 Закона Республики Татарстан "Об образовании" нормативное положение, устанавливающее, что татарский и русский языки как государственные языки Республики Татарстан в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и среднего профессионального образования изучаются в равных объемах, не противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в действующей системе нормативного регулирования предполагает, что изучение татарского языка должно осуществляться в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации федеральными государственными образовательными стандартами и не препятствовать прохождению итоговой аттестации, выдаче документа о получении основного общего образования и получению образования более высокого уровня.

          4. Государственные языки республик - один из элементов конституционного статуса этих субъектов Российской Федерации, который определяется Конституцией Российской Федерации и Конституцией республики (статья 66, часть 1, Конституции Российской Федерации) и вместе с тем обусловлен федеративным устройством Российской Федерации, основанном на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации (статья 5, часть 3, Конституции Российской Федерации).

          В силу указанных принципов федеративного устройства и исходя из того, что Конституция Российской Федерации относит установление основ федеральной политики и федеральные программы в области культурного и национального развития Российской Федерации, в том числе основ государственной языковой политики и содействие развитию государственных языков республик, к ведению Российской Федерации (статья 71, пункты "б", "е"), федеральный законодатель вправе урегулировать принципиальные вопросы статуса государственных языков республик, затрагивающие интересы всей Российской Федерации и конституционные права и свободы граждан, а также определить общие принципы правового регулирования этих языков, к которым должны предъявляться особые требования по сравнению с иными языками, не имеющими статус государственных.

          4.1. Использование (употребление) языка в качестве государственного в различных сферах государственной деятельности и в официальных отношениях предполагает его существование не только в словесной (устной), но и в письменной форме. Поэтому обязательным и важным компонентом правового статуса государственного языка является графическая основа его алфавита, т.е. системы знаков, употребляемых в письменности.

          Установление той или иной графической основы алфавита государственного языка (кириллицы, латиницы или другой), как свидетельствует исторический опыт, обусловливается не только и не столько особенностями фонетики языка, сколько происходящими в обществе переменами социально-культурного и национально-исторического характера, а также интересами государства на разных этапах его развития, в том числе в сфере международных отношений. Соответственно, смена графической основы алфавита государственного языка должна осуществляться с учетом исторических и политических факторов, национальных и культурных традиций, быть научно обоснованной и отвечать общественным ожиданиям, что в конечном счете требует проявления суверенной воли государства.

          4.2. Согласно пункту 6 статьи 3 Закона Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации" в Российской Федерации алфавиты государственного языка Российской Федерации и государственных языков республик в составе Российской Федерации строятся на графической основе кириллицы; иные графические основы алфавитов государственного языка Российской Федерации и государственных языков республик могут устанавливаться федеральными законами.

          Установив единую графическую основу алфавитов государственного языка Российской Федерации и государственных языков республик, федеральный законодатель прежде всего констатировал и легитимировал исторически сложившиеся в Российской Федерации реалии - существование и развитие языков народов России, получивших статус государственного языка, на графической основе кириллицы. Такое законодательное решение в настоящее время обеспечивает - в интересах сохранения государственного единства - гармонизацию и сбалансированное функционирование общефедерального языка и государственных языков республик, направлено на достижение их оптимального взаимодействия в рамках общего языкового пространства и не препятствует реализации гражданами Российской Федерации прав и свобод в языковой сфере, в том числе права на пользование родным языком.

          Вместе с тем федеральный законодатель не исключил возможность изменения графической основы алфавитов государственных языков республик, употреблявшейся ими на момент принятия Конституции Российской Федерации. При этом он не вправе действовать произвольно, по своему усмотрению, - такое изменение допустимо, если только оно преследует конституционно значимые цели, отвечает историко-культурным, социальным и политическим реалиям, а также интересам многонационального народа Российской Федерации. Решение же этого вопроса республикой в одностороннем порядке, без учета вытекающих из Конституции Российской Федерации требований и гарантий в языковой сфере, могло бы привести не только к ослаблению федеративного единства, нарушению полномочий Российской Федерации в языковой сфере, но и к ограничению конституционных прав и свобод граждан, в том числе проживающих за пределами республики, для которых данный язык является родным, - на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества, на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям, многие из которых созданы на основе исторически сложившейся письменности.

          4.3. Таким образом, положения пункта 6 статьи 3 Закона Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации" не противоречат Конституции Российской Федерации и согласуются с закрепленными ею принципами федеративного устройства, прежде всего принципом государственной целостности, а также конституционными требованиями, в силу которых основы федеральной политики в области культурного и национального развития Российской Федерации, в том числе государственная языковая политика, регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина в языковой сфере, общие вопросы образования и культуры регулируются федеральными законами (статья 5, часть 3; статья 26, часть 2; статья 55, часть 3; статья 68, части 2 и 3; статья 71, пункты "в", "е"; статья 72, пункты "б", "е" части 1).

          Исходя из изложенного и руководствуясь частями первой и второй статьи 71, статьями 72, 75, 79, 87, 100 и 104 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

          постановил:

          1. Признать содержащееся в пункте 2 статьи 10 Закона Республики Татарстан "О языках народов Республики Татарстан" (в редакции части второй статьи 9 Закона Республики Татарстан "О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан") и пункте 2 статьи 6 Закона Республики Татарстан "Об образовании" нормативное положение, устанавливающее, что татарский и русский языки как государственные языки Республики Татарстан в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и среднего профессионального образования изучаются в равных объемах, не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в действующей системе нормативного регулирования оно предполагает, что изучение татарского языка должно осуществляться в соответствии с определенными законодательством Российской Федерации федеральными государственными образовательными стандартами и не препятствовать прохождению итоговой аттестации, выдаче документа о получении основного общего образования и получению образования более высокого уровня.

          2. Признать положения пункта 6 статьи 3 Закона Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации" о строении алфавита государственных языков республик на графической основе кириллицы и возможности установления иных графических основ алфавитов данных языков федеральными законами, не противоречащими Конституции Российской Федерации.

          3. Согласно частям первой и второй статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

          4. Согласно статье 78 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации" и официальных изданиях органов государственной власти Республики Татарстан. Постановление должно быть опубликовано также в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

          Конституционный Суд
          Российской Федерации


          Тут тоже все понятно


          А
          Надо соблюдать Конституцию

          • Анонимно
            24.05.2018 15:51

            К чему такая огромная простыня?
            Написано, же что татарский язык может изучаться только без аттестации - факультативно, в любом объёме!

          • Анонимно
            24.05.2018 15:52

            Сами то читали свой " труд"?

          • Анонимно
            24.05.2018 16:03

            Хоть 1 прочитал до конца?

          • Анонимно
            24.05.2018 16:24

            Решение КС от 2004 г устарело. Многое поменялось.ФГОСы, например, введены.

            • Оптимист
              24.05.2018 17:11

              Вы хотите сказать что фгосы важней Конституции?

              • Анонимно
                24.05.2018 17:35

                Какой конституции? Если конституция республики не соответствует федеральным законам - тем хуже для этой конституции..

              • Анонимно
                24.05.2018 20:50

                Т.е. вас напрягает нарушение Конституции в плане языка? А то, что ни одна другая статья Конституции не соблюдается вас не смущает?

          • Анонимно
            24.05.2018 16:58

            Конечно понятно. Тем самым проживающим в Республике Татарстан лицам, которые не владеют татарским языком, предоставляется возможность изучать его.
            Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/news/383338 Слово "возможность" видите? Теперь во всем этом решении КС найдите слово "обязанность" в изучении татарского языка. Нет? Конечно нет, потому что это право, а оно добровольное. Решения Конституционного суда надо исполнять, а не пытаться переврать.

            • Анонимно
              24.05.2018 17:14

              Там ничего нет и про обязанность изучения русского языка

              Там написано 2 государственных равнопраных языка в Татарстане

              Не спорьте с Судом)

              • Анонимно
                24.05.2018 17:23

                так вы определитесь в за что и против чего выступаете. Хотите русский язык изучать добровольно? Вы знаете, я не буду даже возражать против этого требования ни разу. Выступайте с таким требованием, пожалуйста. Мои дети в любом случае его будут изучать. А вот против обязаловки по татарскому языку я буду выступать однозначно

          • Анонимно
            24.05.2018 18:46

            Пункт 1 резолютивной части указанного постановления прямо отсылает к ФГОС.

        • Анонимно
          24.05.2018 15:49

          Оо, снова тролли набежали, сейчас польется демагогия про "кто вам запрещает" и "большинство против татарского". Как не стыдно врать?

          • Анонимно
            24.05.2018 16:16

            Да уж, хочется сказать уважаемым комментатором. Прежде, чем писать "вам никто не запрещает", "Путин сказал", "татарский не нужен", "достали этнократы", почитайте законопроект. Это должно вас просветить.

            Я понимаю, вам нравится выпендриваться в комментариях, когда на вашей стороне прокуратура, министерства и т. п. Кто вы, сколько вас, это всё равно, пишите, но этот законопроект не должен пройти.

          • Анонимно
            24.05.2018 16:31

            И это правда, в отличие от якобы официальной статистики что все за.

          • Анонимно
            24.05.2018 16:57

            15.49 Эт Вы самый настоящий тролль. Все уже было решено осенью. Местные незаконные нормы были приведены к законным федеральным. Всё на этом. Но , вы же набегаете и опять пытаетесь в мутной воде , что то половить, Раскачать, нагнетать..

        • Анонимно
          24.05.2018 16:10

          2 процента только русских против,остальные за.

          • Анонимно
            24.05.2018 19:10

            Еще один "специалист" по статистике нашелся: сам считал?!))) Учи свой татарский на здоровье- а половине русскоязычного населения не навязывай!

        • Анонимно
          24.05.2018 16:19

          Подавляющее большинство против татарского-откуда Вы взяли это,Вы что считали сторонников татарского?Большинство ,96%за обязательный татарский!!!

          • Анонимно
            24.05.2018 16:58

            16.19 Что за бред. Откуда Вы взяли , что 96% за обязательный татарский? Приснилось?

            • Анонимно
              24.05.2018 17:17

              А это не бредни,96%,давайте проведем референдум и все встанет на свои места

              • Анонимно
                24.05.2018 17:39

                Если референдум, то и 122% может быть.

              • Анонимно
                24.05.2018 20:54

                Знаем мы ваши анонимные референдумы. Если проводить, то только открыто.

        • Анонимно
          24.05.2018 18:43

          референдум никто не проводил, эти ваши слова ничего не значат

          • Анонимно
            24.05.2018 22:46

            Родители заявления писали , делали выбор родного языка Это и был референдум. Очень объективный. Люди довольны добровольностью Ни одной жалобы. А при принудиловке был поток писем в Москву. Сейчас, после вмешательства Путина. все спокойно

      • Оптимист
        24.05.2018 15:21

        Статья 68. Государственным языком Российской Федерации на всей ее...

        Конституция РФ Глава 3 Статья 68
        1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

        2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.

        3. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.


        Помоему все четко и ясно

        Живешь в Татарстане должен знать 2 государственных языка

        • Анонимно
          24.05.2018 15:38

          Нет не так! Имеешь право пользоваться любым, ПО Желанию(выбору), а не знать обязательно два! Теплое с мягким не путайте

        • Анонимно
          24.05.2018 15:42

          15:21 что то мысли видимо у вас путаются. Где кто кому должен?)))
          Вы видимо впервые в жизни видите решение КС и ищите там только знакомые фразы не вдаваясь в суть решения)))

          • Анонимно
            24.05.2018 16:22

            Живешь в Татарстане с?облюдай законы Татарстана,которые не противоречат законам РФ.

        • Анонимно
          24.05.2018 15:54

          Почему люди минусуют Конституцию РФ, что за сепаратизм? Статью Конституции РФ ст.68 надо выполнять в полном объеме! Поэтому татарскому государственному языку в школах Татарстана быть.

          • Анонимно
            24.05.2018 16:28

            15.54 Минусуют не Конституцию РФ, а Ваши бредовые измышления об обязательности татарского языка. В Конституции РФ об этом не прописано, там только право, а любое отступление от Конституции или ее вольные вариации - нарушение

          • Анонимно
            24.05.2018 17:01

            Минусуют, потому что большинство людей уже давным-давно это решение изучили, прочитали комментарии, все это известно. И прокуратура это решение тоже анализировала. И в этом решении нигде нет обязанности изучения татарского языка. А говорится лишь о правах людей на его изучение. А вот попытки вывернуть суть решения КС вызывают только отвращение и негодование.

          • Анонимно
            24.05.2018 17:02

            15:54 думаю пока ваши непостоянные депутаты когда нибудь примут, какое нибудь решение, наши дети доучатся до 9 класса.
            А уж внуков вывезем.

        • Анонимно
          24.05.2018 16:26

          15.21 Ну и где здесь сказано, что я. русский человек, гражданин РФ, ОБЯЗАН знать 2 государственных языка?

        • Анонимно
          24.05.2018 17:41

          Вы плохо учили русский - там нет того, о чем вы пишите.

        • Анонимно
          25.05.2018 08:20

          Я приехал в Татарстан 5 лет назад. Я обязан знать татарский язык? Или мне теперь здесь жить нельзя? Это вы лично так решили, можно мне тут жить или нет?
          Если я Марий-Эл перееду, мне марийский изучать?

      • Анонимно
        24.05.2018 15:25

        Вот это кстати неплохой компромиссный вариант Вы предложили. Только в поправках к ФЗ «об образовании» суть сколько в конкретизации уже установленной нормы о добровольности. Что касается часов это уже минобр разрабатывает ФГОС. Согласен, для желающих изучать национальные языки 1 час в неделю это мало. Тут думаю компромисс найдут регионы с Минобром.

        • Анонимно
          24.05.2018 16:29

          15.25 Компромисс - это когда каждый в обязательном порядке учит родной язык, а неродные - добровольно

        • ПутчДемона
          24.05.2018 16:55

          Раз такая реакция в госсовете (возможно и не отвечающая чаяниям большинства населения) то Минобру конечно нужно прибавить еще пару часов факультативно родных (местно-государственных) языков. Добровольно изучаемых. Депутаты не способны креативно и логично мыслить. Или запрет или обязаловка. Нужна молодежь, представляющая интересы народа, а не кучки местных элит.

        • Анонимно
          24.05.2018 17:04

          15:25 минобр уже не будет этим заниматься. Будет Минпрос

      • Анонимно
        24.05.2018 15:46

        Извините, какие 5 часов русского? А брльшое количество часов русской литературы? Плюс преподавание всех предметов на русском? При таких условиях ни о каких 2 часах татарского речи не должно идти, нужно устранять этот перекос, часов татарского языка и татарской литературы должно быть однозначно больше, нельзя ущемлять одних в пользу других.

        • Анонимно
          24.05.2018 16:05

          Согласен!

        • Анонимно
          24.05.2018 16:28

          вы хотите алгебру и тригонометрию на татарском преподавать?

          • Анонимно
            24.05.2018 17:26

            Все предметы ты на татарском,так и должно и быть в Татарстане!!

            • Анонимно
              24.05.2018 17:40

              17:26 Кому должны?
              Вы как потом детям своим будете смотреть в глаза, когда они будут знать все предметы на татарском, но подучить нормальнее образование и работу не смогут. Ахинею несёте.

        • Анонимно
          24.05.2018 17:03

          Да, я тоже поддерживаю. Нужно 8 часов татарского языка и 4 часа татарской литературы! Для тех, кто добровольно выбрал татарский в качестве родного. Кто не выбрал - учат свои родные языки.

        • Анонимно
          24.05.2018 17:05

          15:46 я тоже всегда был за обязательное изучение татарского языка по 7 часов в неделю татарами.

          • Анонимно
            24.05.2018 19:17

            Правильно: пусть татары учат свой язык до упора... Мешать им никто не будет. А русских, имеющих такое же право на эту землю своих предков, оставьте в покое...

      • Анонимно
        24.05.2018 16:17

        15.13 Во-первых, ложь в том, что татарский преподается 1 час. В настоящее время в школах изучается 3 часа татарского в качестве обязательного предмета для тех, кто его выбрал. А в татарских гимназиях и нац школах - 5 часов татарского языка и литературы.Следовательно, татары ничуть не пострадали. Во-вторых, для русскоязычных даже одного часа против желания родителей не имеете права навязывать. Сугубо добровольно, и никак иначе. А то, что Госсовет РТ принял антинародное решение, запомним. Просим огласить список, кто не голосовал - того и будем выбирать. Остальным, кто в угоду национальным амбициям готов пожертвовать интересами наших русских детей и всего русскоязычного населения Республики Татарстан- скажем, напишем, прокричим, если надо, решительное НЕТ!

        • Анонимно
          24.05.2018 17:28

          Скажем решительное -Да,татарскому и другим национальным языкам России!

          • Анонимно
            24.05.2018 17:41

            Что "да"? Да, будем добровольно изучать родные национальные языки? Конечно, да, добровольно!

      • Анонимно
        24.05.2018 16:21

        15.13 Ломитесь в открытую дверь. Развивайте, учите татарский язык - он же вам родной,- мы понимаем и уважаем это желание. Но зачем это делать за счет русских детей. Пусть развитием любого родного языка занимаются его носители, а не соседние народы. Что за садистское желание загнать всех в языковое рабство?

        • Анонимно
          24.05.2018 16:29

          Это и русского касается, или опять исключение?

          • Анонимно
            24.05.2018 17:08

            16:29 Нет. Совершенно верно. Ваши дети и внуки должны посещать в неделю только 2-3 часа русского языка. Остальные уроки пропускать.
            Так же при желании можете не ходить на алгебру и географию на русском языке.

      • Анонимно
        24.05.2018 16:23

        По ФГОС 4 сколько часов в неделю изучения тарарского языка?

        • Анонимно
          24.05.2018 16:54

          По фгос 4 татарский язык по 5 часов в неделю, плюс все предметы преподаются на татарском языке, даже физкультура, пение, рисование, труд/технология. только русский язык и литература на русском языке.

      • Анонимно
        24.05.2018 18:49

        Вы определитесь, что вам нужно: больше часов татарского языка для тех кто хочет его изучать (русские только за) или обязать русских детей сохранять татарский язык.

    • Анонимно
      24.05.2018 19:56

      Народ хочет изучать свой родной язык хватит уже дурака включать, лицемерить и не уважать !!!

      • Анонимно
        24.05.2018 22:51

        19.56 Дык изучайте свой родной татарский, Аллах и ФГОСы 3 и 4 вам в помощь. Нас не трогайте. а7 У нас свой родной язык есть -русский. Так что давайте договоримся - каждый учит свой родной язык. Добровольно!

  • Анонимно
    24.05.2018 14:45

    После драки, конечно, кулаками не машут

  • Анонимно
    24.05.2018 14:48

    Я не совсем понял, местные власти пошли против федералов? Будет обязательным в итоге?

    • Анонимно
      24.05.2018 15:07

      Местные власти единственные в России, кто ратует за принудиловку. А «не поддерживаем» это фарс ни Нач то не влияющий.
      Обязательным не будет, Путин четко об этом сказал и Москва подтвердила что никакому региону уступков не будет. Вопрос уже закрыт давно.

      • Анонимно
        24.05.2018 15:55

        Местные власти за то чтобы Конституция страны соблюдалась. Если депутаты Госдумы, которые внесли законопоект, не знают конституции или ратуют за ее нарушение, то нечего им делать в депутатах, пусть сначала законодательство изучат и уяснят что такое федерация и конституция.

        • Анонимно
          24.05.2018 16:35

          15.55 Федералы прекрасно знают Конституцию, более того, они ею руководствуются. А в Татарстане привыкли нарушать федеральное законодательство и хотят делать это дальше. Не выйдет, суверенитетные капризы пора забыть

          • Анонимно
            24.05.2018 16:53

            Да что вы? Но и для хотелок ваших любимых федералов тоже существует предел

        • Анонимно
          24.05.2018 17:04

          Ничего, что местные власти нарушали 26 лет законодательство в области образования? "Защитники Конституции" - не смешите мои тапочки

      • Анонимно
        24.05.2018 15:59

        Обязательным должен быть родной язык. Почитайте законопроект. Не копируйте прошлогодние комментарии.

        • Анонимно
          24.05.2018 16:55

          Татарский язык только для татар является родным языком.

      • Анонимно
        24.05.2018 16:34

        Поглядим, цыплят по осени считают

      • Анонимно
        24.05.2018 21:04

        То было до выборов.

    • Анонимно
      24.05.2018 15:13

      не переживай, все в порядке. наши на выборах порадовали. за это им разрешили чуток бузануть, чтобы лицо сохранить не достигнув результата

      • Анонимно
        24.05.2018 15:57

        Татарский народ против отмены обязательного татарского языка в школе, если вы не поняли. А Госсовет это всего лишь частичка народа.

        • Анонимно
          24.05.2018 16:56

          Русский народ ЗА отмену обязательного татарского языка в школе!

        • Анонимно
          24.05.2018 17:11

          15:57 Мне кажется вы не поняли. Русскоязычные родители за обязательное изучение татарского языка 6-7 часов в неделю татарами.

        • Анонимно
          24.05.2018 17:26

          вот пусть татары и изучают его в обязательном порядке. А то, что русские против обязаловки изучения не РОДНОГО для них ЯЗЫКА - никто не хочет знать?

        • Анонимно
          24.05.2018 17:47

          Так и другие коренные народы Казани за обязательный татарский для татар, а для всех остальных добровольно

    • Ильдар Абый
      24.05.2018 15:29

      не против федералов, а против поправок к законопроекту, которые внесли на рассмотрение лишь несколько депутатов

      • Анонимно
        24.05.2018 15:55

        Ильдар. Не передергивайте факты, во первых не несколько, а 19 депутатов, во вторых законодатели выполняют поручение президента страны, в третьих Кремль неоднократно говорил о том, что вопрос решён и никаких уступок регионам не будет, в четверых глупо даже допускать мысль что сторонников обязательного изучения больше сторонников добровольности даже в Татарстане, о России вообще молчу.

        • Анонимно
          24.05.2018 16:29

          15:55
          «Никаких уступок регионам не будет.»

          Не нужны регионам уступки!

          У регионов другие проблемы- работа, здоровье, ЖКХ, образование.
          Не нужно желания некоторой группы людей выдавать за волеиз’явление всего региона.

          • Анонимно
            24.05.2018 17:45

            16.29. Вообще-то в нормальном государстве мнение регионов обязательно учитывается, как и их интересы. Или вы уже диктатуру построили? Наконец-то и Госсовет РТ, реабилитировался после осеннего позора.

            • Анонимно
              24.05.2018 18:52

              Все так. Только большинство в Татарстане за добровольность!

    • Оптимист
      24.05.2018 16:03

      Я тск думаю 'федералы" пошли против здравого смысла и Конституции РФ

      • Анонимно
        24.05.2018 16:18

        Видимо не о том думаете, раз везде свои домыслы вставляете. Как раз федералы исполняют конституцию РФ и волю народа.

      • ПутчДемона
        24.05.2018 16:58

        Самбисты использовали разночтения конституции РТ и РФ, понимая что федеральная превосходна над местной. Националисты местные сами себя обхитрили.

  • Анонимно
    24.05.2018 14:48

    Значит, они за принудительность.... Мастера лукавых дел. Тьфу!

    • Анонимно
      24.05.2018 15:58

      Это вы за принудительность ЕГЭ по русскому языку.

      • Анонимно
        24.05.2018 17:13

        ЕГЭ по русскому языку добровольный. Вот скажите сыну чтобы не ходил на ЕГЭ по русязу. И увидите ничего с ним не будет. Никто его не накажет. И не будет ругать, кроме вас.

  • Анонимно
    24.05.2018 14:50

    Вот это поворот. Нашла коса на камень! Что дальше то? Кто не хочет учить тат яз принудительно что будут делать и предпринимать?

  • Анонимно
    24.05.2018 14:50

    Почему депутаты, "избранные" народом, делают ровно противоположное тому, что хочет народ?

    • Анонимно
      24.05.2018 15:04

      Сами на свой вопрос и ответили. Они "избранные"

    • Анонимно
      24.05.2018 15:37

      Российский народ это не только русские, все национальные республики против законопроекта и это тоже народ.

      • Анонимно
        24.05.2018 16:22

        15:37 про все национальные республики, которые «против» сами придумали? Погуглите мониторинг, есть там аналитика с процентами всех национальных регионов. Как раз все за. Парламент Дагестана тоже принял постановление за законопроект. У них вообще никогда обязательного изучения национального языка не было, судя по официальной информации сайта.
        Зачем вы откровенно врёте и отсебятину несёте, что кто то кроме Татарстана против?

        • Анонимно
          24.05.2018 17:47

          Дагестан сам решит что ему делать с 14 гос. языками. Вы не козыряйте им, он запуган федералами.

          • Анонимно
            24.05.2018 18:23

            Дагестан уже решил. Положительно отозвался о проекте.

        • Анонимно
          24.05.2018 19:37

          В этой волне поднято в РТ стабильно используется подмена понятий, подтасовки и ложь. Добровольность изучения русскими татарского регионального языка преподносится как запрет татарского татарам?

    • Анонимно
      24.05.2018 16:04

      А вы прямо от имени всего народа можете вещать его волю? Напишите просто я Иванов Иван Иванович против, напишите своему депутату и т.д. и т.п.

      • Анонимно
        24.05.2018 22:54

        16.04 А мы уже пишем. Хороший законопроект надо отстаивать

    • Анонимно
      24.05.2018 16:23

      Народ Татарстана хочет мира и уважения обоих государственных языков. Группа провокаторов провоцирует межнациональный конфликт, выступая против изучения одного из государственных языков.

      • Анонимно
        24.05.2018 17:09

        Не против изучения, а против обязательности и навязывания татарского языка тем, кому он не является родным. Изучайте сколько хотите свой родной язык. К моим детям не влезайте с этим вопросом и всё, нет никаких проблем. Наслушался я уже публичных оскорблений - шовинисты, кучка провокаторов и т.п. Но это только укрепило мою веру в то, что Путин и прокуратура поступили абсолютно правильно!

      • Анонимно
        24.05.2018 17:17

        В свою очередь есть группа прогрессивных родителей, которая за обязательное изучение татарского языка по 7 часов в неделю, татарами.

        • Анонимно
          24.05.2018 17:42

          Это группа прогрессивных родителей ?! Вы серьезно ?! Группа прогрессивных родителей выступает за обязательное изучение татарского языка. тот кто не понимает, что он живет в национальной республике это не мудрый и не дальновидный родитель.

          • Анонимно
            24.05.2018 17:55

            Не пойму вы будете изучать свой язык или будете придираться?

      • Анонимно
        24.05.2018 22:56

        16.25 Это вы раздуваете из мухи слона. Нет ни в школах , ни в Татарстане конфликта. После отмены принудиловки и в школах, и в социуме спокойно было, пока депутаты не начали пугать возвратом обязаловки. Вот примут законопроект, и все успокоятся. Скорей бы!

    • Анонимно
      24.05.2018 16:33

      Когда слуг народа избираете , думу думать не пробовали...,иногда полезно бывает.

      • Анонимно
        24.05.2018 17:15

        А кто их избирал то? Думу включайте, когда считаете, что они попадают туда благодаря честным выборам.

    • Анонимно
      24.05.2018 17:32

      Народ хочет, как раз это !!! И депутаты молодцы. В кое то веки делают то, что именно хочет народ, а не глава государства, именно НАРОД. И этого хочет татарский народ и на татар многие равняются. Дочесались!

    • Анонимно
      24.05.2018 17:54

      Депутаты молодцы! Мы Татары их поддерживаем!

  • Анонимно
    24.05.2018 14:52

    Какая Лейла Ринатовна все-таки красивая)))

  • Анонимно
    24.05.2018 14:57

    Путин нас спасет!

  • Анонимно
    24.05.2018 14:59

    Половину жителей региона проигнорировали избранники... Грустно

    • Анонимно
      24.05.2018 15:59

      60 процентов республики татары. При объективном подсчете и того больше.

      • Анонимно
        24.05.2018 16:25

        Из этих 60 % сколько желает изучать татарский, а не русский тем самым поставив под сомнение возможность своих детей поступить в нормальный ВУЗ, получить нормальное образование и работу?
        Спросили кто желает вместо хорошего изучения государственного языка страны блестяще знать национальный и использовать его только в деревне на пастбище?
        Да и причём тут только татары? Речь о федеральном законе для всей России.

      • Анонимно
        24.05.2018 16:46

        15:59
        Я думаю, приблизительно 76-80%

      • Анонимно
        24.05.2018 17:53

        А что не 80%?написать же можно любую цифру. По факту татар не более 40%. Остальные это кряшены, мишаре и башкиры, которых насильно записали в татары

    • Анонимно
      24.05.2018 16:25

      несколько десятков тысяч провокаторов проигнорировали. большинство татарстанцев (и татары, и русские) за преподавание татарского как государственного для всех учеников

      • Анонимно
        24.05.2018 23:03

        16.25 Неправда. Я - татарка, но против того, чтобы заставлять русских учить мой родной язык. Это унижает и тех, кого принуждают, но в еще более унизительном положении может оказаться татарский язык, который заставляют учить из-под палки - язык могут возненавидеть, а я этого не хочу.

      • Анонимно
        25.05.2018 22:07

        Я тоже из Казани, из Соцгорода, и я против обязаловки! Поэтому не врите за всех татар

  • Анонимно
    24.05.2018 15:00

    У каждого должен быть выбор. Не надо никого загонять и заставлять. Вот основной критерий многонационального общества.

    • Анонимно
      24.05.2018 16:26

      Выбор в нынешней системе школьного образования - нонсенс. Почему выбор изучения татарского языка должен быть, а выбор химии или ОБЖ нет? С этим выбором вы доиграетесь, ваши же дети будут отказываться в школу ходить.

  • Анонимно
    24.05.2018 15:07

    Как они могут "не поддержать" ФЗ? Они могут его исполнять или нарушать. Третьего не дано.

  • Анонимно
    24.05.2018 15:08

    Почему у нас в Российской Федерации дозволен любой национализм кроме Русского?

    • Анонимно
      24.05.2018 15:56

      А почему русские националисты не дают строить мечети в Москве и Хабаровске?!

      • Анонимно
        24.05.2018 16:15

        Да, кстати, а зачем нам в центре Казани собор Казанской иконы божией матери?

        • Анонимно
          24.05.2018 16:59

          Ты его строил этот собор? Или ты считаешь, что в многонациональном городе только мечети должны быть?

    • Анонимно
      24.05.2018 16:15

      Вот вы и навязываете свой мир всем подряд - это и есть махровый национализм.

  • Анонимно
    24.05.2018 15:08

    один воздержался, это он кнопку перепутал?

  • Анонимно
    24.05.2018 15:11

    Вопрос для республики достаточно болезненный и важный. И вполне логично было бы провести референдум. Очередной раз совершенно игнорируется мнение подавляющего большинства русского населения и других национальностей.

    • Анонимно
      24.05.2018 15:25

      А толку от референдума, если считать будут они!?

    • Анонимно
      24.05.2018 15:28

      Ну референдум это перебор. Татарстан не «исключительный регион», в этом случае во всей России придётся проводить, а это дорого. Да и результат референдума предстказуем заранее. Желающих обязательного изучения нет.

      • Анонимно
        24.05.2018 16:03

        Татарстан регион исключительный ввиду проведенного в 1992 году всенародного референдума.

        • Анонимно
          24.05.2018 16:31

          Опять чепуху болтаете?
          «19 апреля 2001 года Конституционный суд Российской Федерации признал положения о суверенитете Татарстана не соответствующими Конституции Российской Федерации. 19 апреля 2002 года Госсовет Татарстана принял новую редакцию Конституции республики, приведённую в соответствие с Конституцией РФ».
          Соответсвенно референдум 1992 года с поставленным в нем вопросом легитимными не является.
          Тоже КС РФ разъяснял, что субъекты РФ государствами не являются и суверенитетом не обладают.
          Учите матчасть.

      • Анонимно
        24.05.2018 16:28

        Желающих обязательного изучения - как минимум половина РТ, а на деле, и того больше.

        • Анонимно
          24.05.2018 17:23

          16:28 Я думаю больше половины населения РТ за обязательное изучение татарского языка по 6-7 часов в неделю, татарами.

          • Анонимно
            24.05.2018 18:25

            Вы за всех не говорите. Я татарин и я за добровольное изучение языка.

    • Анонимно
      24.05.2018 15:55

      А в масштабах РФ игнорируется мнение нерусского населения. И, я думаю, мнение большинства не должно учитываться, если его содержание направлено против нормальной жизни меньшинства

    • Анонимно
      24.05.2018 15:55

      Где, что игнорируют? Кто вам запрещает изучать русский язык?

    • Анонимно
      24.05.2018 17:48

      В таких вопросах референдум не допустим. Есть республики где коренное население оказалось на сегодняшний день в значительном меньшинстве, а там ситуация с национальными языками хуже чем в Татарстане. Нельзя создавать прецедент, который убьет и без того катастрофическое положение в Мордовии, Коми и других республиках.
      Рим Дашкин

  • Анонимно
    24.05.2018 15:20

    ну как обычно....бурная деятельность.....письмо снова из Москвы придет все проголосуют единогласно за федеральный законопроект о добровольном изучении родных языков....Осенью тоже боролись с мельницами))) письмо пришло и все проголосовали головой

    • Анонимно
      24.05.2018 15:46

      Я больше скажу. ФГОС уже разработаны с учетом добровольности и по ним сейчас дети учатся. Соотвественно решение госдумы в сентябре предрешено - исполнять поручение президента РФ и желание большинства населения страны.

      • Анонимно
        24.05.2018 17:52

        Большинство населения страны против большинства народов России?
        Рим Дашкин

  • Анонимно
    24.05.2018 15:22

    А как раньше жили, кто хотел тот учил, кто не хотел, даже не знал что кто то учит на факультативе.Все было культурно, а сейчас принудиловка

    • Анонимно
      24.05.2018 16:31

      В советское время татарский был добровольным. Как результат - к 90-ым годам он был на грани исчезновения. И это позволяет многим людям среднего возраста говорить, что, мол, мы не знаем татарский, потому что нам его не преподавали. Так что учите, миленькие вы наши.

      • Анонимно
        24.05.2018 17:24

        Я не ваша миленькая. У меня муж есть.

      • Анонимно
        24.05.2018 17:45

        Последние 26 лет в порядке обязаловки всем подряд в школах преподавали татарский язык. И теперь эти люди говорят, что, мол, мы не знаем татарский язык, потому что нам его так преподавали в школе, что мы на нем не умеем и не хотим разговаривать и дети наши не будут его изучать. Так что не будем учить, миленький ты наш

    • Анонимно
      24.05.2018 21:27

      Что самое интересное, от добровольного изучения толку было больше чем от принудиловки.

  • Анонимно
    24.05.2018 15:23

    Одна пенсия... ужас(

  • Анонимно
    24.05.2018 15:28

    Пора по Госсовету РТ делать оргвыводы.

  • Анонимно
    24.05.2018 15:29

    Каждая национальность в обязательном порядке должна изучать свой язык в условиях компактного проживания. Татары учите свой язык, не дайте ему умереть, мировое сообщество не будет его изучать, если Вы сами его не знаете!

    • Анонимно
      24.05.2018 15:41

      Этот язык нам татарам не особо нужен, особенно когда тебя заставляют его учить.

      • Анонимно
        24.05.2018 16:06

        Нация без языка! ?Называетесь "никто" или выбирайте любую другую нацию.

    • Анонимно
      24.05.2018 15:58

      Дома в обязательном порядке учить если есть желание.

      • Анонимно
        24.05.2018 16:36

        ПОЧЕМУ мы должны учить свой язык дома? Мы что, не граждане этой страны? Мы что, налогов не платим? Платим, и куда больше этих бездельников, которые кричат, что якобы их дети недополучают русского языка, который ВЕЗДЕ.

        Дома сами себя учить будете. А мы имеем полное право изучать татарский в школах в полном объеме. И Татарстан имеет право преподавать свой государственный язык всем ученикам в обязательном порядке.

        • Анонимно
          24.05.2018 17:58

          А вот согласен! В школах, за счет бюджета (сократить количество сабантуев) но добровольно!

        • Анонимно
          24.05.2018 18:51

          Налоговую декларацию в студию!

      • Анонимно
        24.05.2018 17:47

        У нас дом Татарстан и другого нет....

  • Анонимно
    24.05.2018 15:45

    Если федералы пойдут на поводу то со временем это им аукнется от татарских националов и националистов.

    • Анонимно
      24.05.2018 16:32

      У вас в голове каша, люди которые заступаются за свой язык являются патриотами, а люди которые не признают другую культуру называются нацистами.

  • Анонимно
    24.05.2018 15:51

    Двое детей закончили школу. Учились в разных, из- за переезда меняли школы.1) Наверное, раз 100 была на родительских собраниях. Не помню, чтобы кто-то возмущался из-за уроков татарского. Намного больше было вопросов по другим предметам. 2) Тем, кто сейчас пишет, что их замучили татарским: долго занимались, например, русским. Детям не понадобились в жизни ни запятые в сложноподчиненных предложениях, ни чередующиеся гласные. Но мне не приходило в голову писать в Москву и жаловаться. 3) Тем, кто пишет, что татарский всё равно не знают после 10 лет изучения: попробуйте спросить у своих детей, что они запомнили по биологии, по химии спросите какую-нибудь формулу, всё забыто. 4) Конечно, не массовый опрос, но спрашивала у детей знакомых, друзей - дети не против татарского. Может, родителям перестать ругаться: неужели 2-3 часа в неделю имеют такое значение, сходите в школу, посмотрите, как проходят уроки. Из-за отмены татарского не станут ваши дети гениями.

    • Анонимно
      24.05.2018 16:28

      И ваши не станут....

      • Анонимно
        24.05.2018 17:01

        Да, не станут. Гениев меньше 0,1 процента. Но я не волнуюсь из-за этого и не прошу предметы переводить на факультатив

    • Анонимно
      24.05.2018 16:46

      Увы некоторые этого не понимают. Идут на поводу своих детишек, которым по факту компьютерные игры важнее любой учебы. И только из-за этого они устраивают своим родителям такое, что те в свою очередь начинают грешить на татарский. Дай волю детям они и вовсе откажутся от 80% изучений наук.

    • Анонимно
      24.05.2018 16:55

      Чему же дети учились в «»»»вашей школе «»»и зачем туда ходили если они ничего не запомнили ничего ...,а вот если бы изучали татарский то»»», вот при чем предметы биологие и др., как же они бедные в институты поступают и др. Учебные заведения ,зачем варить кашу из топора , сказка ваша не основанная на жизни, уезжают самые талантливые из республики , все в этом мире бушующим ищут свою жизненную долю, так как сейчас стать успешным можно только за счёт своих знаний и все хотят жить достойно , время - это ваше будущее , мы увлеклись ранее сказал глава нашей республики , почему детки «золотой молодежи»,уезжают и получают прекрасное образование, почему бы нашей республике ((((,ответить на вопрос , если мы такие крутые , почему пенсионеры бедные и т д , нет нас уводят в другую сторону , зачем все это,заняться блогополучием народа видимо слабо ....,,,,школы , гимназии-на татарском языке есть в республике, учите сколько хотите , почему нельзя жить дружно, почему нужно врать нагло , что вас лишают родного языка.

      • Анонимно
        24.05.2018 17:47

        В разных школах учились, хороших. Это особенности памяти - сами попробуйте вспомнить без Google классификацию химических реакций. Если вы не химик - не вспомните. Это же не значит, что вы плохо учились. По поводу вранья - это уже писали, отменить ЕГЭ, сделать уроки русского добровольными и говорить, учите, не запрещают же. Это разве будет верно?

    • Анонимно
      24.05.2018 17:14

      Сочувствую, детки у вас еще те похоже, раз по 100 раз в школе бывать приходилось и выслушивать от учителей о неуспеваемости. И при чем тут 2-3 часа? Вопрос не в часах, а в принципах - по закону: добровольно, значит если выбрал добровольно, то и 2 и 3 и 6 часов. Вам не жалко приходить ко мне в дом на 2 часа в неделю мыть полы? Ну не жалко же вам? Давайте вас обяжем.

      • Анонимно
        24.05.2018 17:39

        Дети закончили школу нормально, без троек. В младших классах были отличниками. По поводу оценок не вызывали в школу ни разу, сами поступили на бюджет. Технари. Сами нашли работу. Если дело в принципах, тогда все языки хорошо бы сделать добровольными, отменив ЕГЭ. С мытьём полов - причем тут это?

        • Анонимно
          24.05.2018 18:23

          А вы сами подумайте немного. Ваши дети отучились и получили высшее образование, в них государство вложило огромные деньги, чтобы они стали специалистами, приносили пользу экономике в любой точке страны, именно поэтому и обучало языку межнационального общения - русскому и включило русский язык в общий для всей страны стандарт, подтверждаемый ЕГЭ. А вы чего хотите? Чтобы государство вкладывало деньги в людей, которые не способны выехать из своего аула ,потому что не смогут нормально общаться с гражданами из других регионов? Но тем не менее, вам и вашим детям дано ПРАВО (а не обязанность) изучать и сохранять свой родной язык, опять же за счет государства. Что вас не устраивает-то? Вам обязательно заставить моих детей 2 часа в неделю изучать ваш родной язык и еще чтобы государство тратило на эту безумную хотелку деньги? Опомнитесь, зачем и кому это надо?

          • Анонимно
            24.05.2018 18:45

            Тем, кто собирается учиться по тех.направлению, так много часов русского не нужно. В школьном курсе очень много тем, которые нужны только филологам. По поводу аулов - я горжусь, что из деревни, у нас очень хорошие люди. Вы, кстати, скорее всего, тоже из деревни, может не в первом поколении. В начале 20 века доля городских была очень мала. Я хочу, чтобы дети татар учили татарский. Но их уроки должны быть в основном расписании. И если ваши дети вместе с татарами будут учить язык, что в этом плохого?

  • Анонимно
    24.05.2018 16:08

    Госсовет таким решением официально отрёкся от татар, проживающих за пределами татарстана. Кинул на камни. Обидно, когда свой же народ отрекается и предаёт. Большинство татар живут за пределами Татарстана, а а там нас заставляют учить башкирский язык.
    Госсовет предал свой народ. Татарстан для татар, Башкирия для башкир. всё понятно...

  • Анонимно
    24.05.2018 16:10

    >< LEO
    Русский и Татарский - нужно изучать обязательно. В каждой семье - основным должен быть Татарский язык, потому что это упростить его освоение, в первую очередь - для людей другой языковой группы. Все остальные языки должны изучаться только по желанию и в более упрощённой форме. Возможность отказа от изучения Татарского языка оставить, определив перечень ограничений, в последующем - при приёме в другие учебные заведения и при приёме на работу, требующую знание Татарского языка.

    • Анонимно
      24.05.2018 17:03

      В смысле, в каждой семье? Вы русским, мордве, чувашам и т.д. прикажете дома только по-татарски говорить? Ходить будете с проверками? Кто ты вообще такой, чтобы указывать мне и моей семье, на каком языке нам говорить?

    • Анонимно
      24.05.2018 17:30

      А когда же нам родным чувашским заниматься? Если дома вы настаиваете нам разговаривать на татарском. На улице, на работе, в ТЦ Мега ... мы будем разговаривать на русском. А КОГДА НА ЧУВАШСКОМ???

      • Анонимно
        24.05.2018 18:17

        Татарский в каждой семье - это не обязательное правило, а рекомендация, для того что бы вы более полноценно овладели татарским. А ваши традиционные языки, я надеюсь, освоете или вспомните, если забыли, без особых проблем, так же общаясь в дружном семейном кругу. Вы же, наверное не хотите, чтобы, допустим, татары приехав на вашу историческую родину - предпочитали разговаривать только на русском или на своём родном языке, напрочь игнорируя местные языки и нормы поведения. Вы что против сохранения своего языка и самобытности ?
        Leo.

        • Анонимно
          24.05.2018 18:36

          Так много написано чтобы уклониться от ответа. Человек на работе 8+1=9 часов+2часа туда обратно. 8-9 часов надо спать. Остаётся 4 часа сходить в магазин, приготовить ужин, уроки, стирка, глажка. Когда разговаривать дома на вашем татарском?
          А когда на родном?
          Если татары приедут в Чувашию, желательно чтобы они разговаривали на русском, чтобы было понятно всем, а не только им двоим.

        • Анонимно
          24.05.2018 18:38

          Кто такой Leo? Это новое татарское имя, непонятный вы наш?

          • Анонимно
            24.05.2018 20:14

            Лео - это сокращенное имя
            кота Леопольда, который призывал противных мышат жить дружно...

        • Анонимно
          24.05.2018 18:43

          Почему я в своей русскоязычной семье буду разговаривать на татарском? Зачем? Что за бред вы несете-то? Спасибо, конечно, за рекомендацию, но большего маразма я уже давно не встречал

          • Анонимно
            24.05.2018 19:10

            Хочется как лучше - а получается как всегда... Ребята, давайте жить дружно !
            Leo.

  • Анонимно
    24.05.2018 16:26

    Судя по итогам голосования, половина, или даже большая часть населения никак не представлена в госсовете.

    • Анонимно
      24.05.2018 16:58

      Почему никто не проводит анализ состава Госсовета по нациоанльному признаку? Результаты интересны всем не татарам

  • Анонимно
    24.05.2018 16:35

    Согласен с Минтимером Шарипеовичем - в этом Госсовете другого решения представить невозможно.

  • Анонимно
    24.05.2018 16:39

    15.45 Не пойдут на поводу. У Путина есть политическая воля и поддержка народа. Мы - за Путина!

  • Анонимно
    24.05.2018 16:54

    Угомонитесь уже.

    «В Кремле напомнили позицию, которую по этому вопросу озвучил президент Владимир Путин. Выступая на заседании совета по межнациональным отношениям в Йошкар-Оле в июле этого года, глава государства отметил, что изучать языки народов России — это право, гарантированное конституцией, однако реализуется оно добровольно. То есть заставлять человека учить язык, который для него родным не является, по словам Путина, недопустимо.

    — У нас многонациональная и многоконфессиональная страна, при этом страна единая, и президент Путин неоднократно говорил о добровольном изучении национальных языков, — указал пресс-секретарь главы государства».

    https://life.ru/t/новости/1058541/pieskov_prokommientiroval_situatsiiu_vokrugh_izuchieniia_tatarskogho_iazyka/amp

  • Анонимно
    24.05.2018 17:30

    Во как, ещё и статус законопроекта этой писанине не дано, ещё в профильный комитет ничего не поступало, а шум то подняли, надо засветиться впустую, а вдруг пригодится видимость борьбы далее. Ау, чиновники, родите эффективную методику преподавания, чтоб интересно было и эффективно.

    • Анонимно
      24.05.2018 17:36

      Паспорт законопроекта смотрите. Был он в профильном комитете одобрен. Срок предложений по поправкам 06.06.18.
      Речь о ФЗ. Методику разрабатывает минобр

  • Анонимно
    24.05.2018 17:43

    Если Госсовет решает только татарские вопросы, тогда нужно избрать еще Госсовет которыйбудет решать вопросы других национальностей, кроме татарских. Создается впечатление, что Татария однонациональная республика, читая коменты анонимов.

    • Анонимно
      24.05.2018 18:37

      17-43
      Читай Конституции РФ и РТ.
      Ты можешь учиться на родном языке, школ для чуваш хватает, для мордвы тоже. Пожалуйста. Там, где компактно проживают эти народы, школы открыты, работают.

  • Азат Д
    24.05.2018 17:49


    У нас всё в едином порыве, нет разных мнений, все в ногу идут.

  • Анонимно
    24.05.2018 17:54

    Почему русские так возражают против изучения национальных языков? Нерусские народы РФ все в обязательном порядке изучают же русский язык! Против этого ведь никто не возражает. Получается же, что русский язык все знают еще с детсада, а свой язык быстро забывают. Потому что сдача школьных экзаменов, защита научных степеней, делопроизводство, официальная переписка - все это на русском языке. Таким образом, нерусские языки искусственно вытеснены из всех сфер применения. И родители нерусских детей, зная это и не имея возможности получить высшее образование на своем родном языке, логично выбирают в качестве родного языка русский. Потому что на русском языке сдаются школьные экзамены, ведется все преподавание в ВУЗах и т.д. И все нерусские народы обречены со временем на отмирание своих языков. Потому что язык - главный идентификатор любого народа и вслед за языками исчезнут и сами народы. Сейчас же получается просто абсурдная ситуация - изучение иностранных языков в школе обязательное, и изучение языков нерусских народов РФ может стать добровольным. Разве это справедливо ???
    А.В.

    • Анонимно
      24.05.2018 18:09

      Боритесь за отказ от русского для СВОИХ ДЕТЕЙ.
      Или боритесь за увеличение часов татарского для СВОИХ ДЕТЕЙ.
      Боритесь за ЕГЭ на татарском для СВОИХ ДЕТЕЙ.
      Стройте университеты с преподаванием на татарском для СВОИХ ДЕТЕЙ.

      Только ради Бога, оставьте в покое НАШИХ РУССКИХ ДЕТЕЙ!!!

      • Анонимно
        24.05.2018 18:18

        Браво!!!!

      • Анонимно
        24.05.2018 18:19

        18:09 оставить в покое не только русских детей, но и большинства татарских и других национальностей которым государственный язык РФ и нормальное образование на нем важнее национальных амбиций.

      • Анонимно
        24.05.2018 18:25

        Ваших детей никто не трогает, успокойтесь. Мы хотим, чтобы наши дети изучали татарский. А так как школы общие, планы тоже общие. И если ваши дети 2 часа будут учить татарский, что в этом плохого?

        • Анонимно
          24.05.2018 18:37

          18:25 В том что эти 2 часа можно потратит на нудные иностранные языки например, а не Тратить время впустую,

          • Анонимно
            24.05.2018 19:01

            Попроситесь в школу на уроки, вы увидите, сколько времени впустую тратятся на других предметах

        • Анонимно
          24.05.2018 18:41

          Учили не 2 часа, не надо.
          Моему ребенку не нужен татарский. Без обид. Просто не нужен. Примите как факт.
          А эти два часа мы найдем на что потратить с большей пользой.
          А вы учите.

        • Анонимно
          24.05.2018 18:45

          Плохо то, что вы и написали, что наших детей хотите заставить делать то, что хочется вам. Какие 2 часа? Это я решаю для своего ребенка какой язык он будет изучать в школе эти два часа. Я, а не вы? А вы - только для своего!

          • Анонимно
            24.05.2018 19:04

            Перечитайте. Там не написано про "заставить". В школах учатся по планам. Я никак не могу на это повлиять

        • Анонимно
          24.05.2018 23:15

          18.25 Мы это уже проходили. 2 часа на выполнение домашнего задания по татарскому, обзвон всех знакомых татар. И такое мучение было каждый день Остальные предметы -по остаточному принципу, ночью, на усталую голову. Утром ребенок плачет: "Не хочу в школу. Как мне надоел татарский!" Нет, не надо моим детям впаривать даже двух часов татарского. Мы прекрасно обходимся без него. Учиться по другим предметам стали лучше, читать книги - больше, а уж стихов выучили на уроках родного русского - десятки. И еще на бассейн время выкраиваем. Спасибо Путину, освободил из языкового рабства, больше в него попасть не хотим

          • Анонимно
            25.05.2018 07:03

            Да не страдали так, сочиняете. Любой родитель и ребенок начинают делать уроки с русского и математики.

    • Анонимно
      24.05.2018 18:31

      Вы понимаете, что в большой многонациональной стране существует язык межнационального общения, так уж сложилось, что у нас это русский, именно поэтому все, вне зависимости от национальности, его изучают в школе, чтобы из школы выходили люди, способные грамотно общаться с другими людьми на всей территории страны. Но вам предоставлено право изучать еще и свой родной язык. Как раз для того, чтобы его не забывали. Право, а не обязанность для всех изучать ваш родной язык, ведь у каждого родной язык свой. Вы говорите, что свой родной язык быстро забывают. А при чем тут те, для кого ваш родной, например, татарский, язык не является родным? те, русские, марийцы, удмурты, которые проживают на территории РТ, при чем тут они? Вы полагаете, что они вам создадут татароговорящую среду, будут как зомби смотреть ТНВ и ходить на концерты Салавата? Разве это справедливо?

      • Анонимно
        24.05.2018 18:48

        Мы же как зомби смотрим киселева и соловьева и ходим на концерты стаса михайлова и пугачевой
        И не жужжим

      • Анонимно
        24.05.2018 18:50

        Есть простое решение весь класс учит русский язык, далее на выбор или русская литература, или родной
        язык и национальная литература. Все довольны.

    • Анонимно
      24.05.2018 18:42

      Да потому что вы живёте в РОССИИ !!!!!!!!

  • Анонимно
    24.05.2018 18:18

    Хотелось бы верить,что в этот раз госсовет был искренен в своем выборе...и благодаря всенародной активности в резонансном вопросе...который по сути стал знаковым и определяющим дальнейшую судьбу татарского народа и его государственности-обрел, наконец, волю к решительным действиям без оглядки на кремль и его обитателей. Хорошо бы быть последовательным и ...прислушиваться к мнению народа и в других делах.

  • Анонимно
    24.05.2018 18:51

    Большая часть населения РФ не знает русский язык идеально, но это не мешает никому, все прекрасно друг друга понимают. Уменьшение количества преподавания национальных языков приведет к их исчезновению, безвозвратно. В Татарстане должен быть татарский язык в школах.

    • Анонимно
      24.05.2018 19:38

      Во времена СССР татарский не был обязательным предметом. Но язык сохранился! Так почему сейчас все в обязательном порядке должны его учить? У меня есть ребёнок школьного возраста. И я могу сказать, что за три года обязательного изучения он выучил только бытовые слова. Аналогичный словарный запас татарских слов есть и у меня. Но я их выучила сознательно, так как много друзей- татар. Так зачем тратить множество учебных часов на изучение татарского языка?

      • Анонимно
        24.05.2018 20:12

        Зачем тратить множество учебных часов на изучение русского языка и русской литературы, если все преподавание идёт на русском языке ?

  • Анонимно
    24.05.2018 18:58

    Филологи оголодали(.

  • Анонимно
    24.05.2018 20:02

    В Татарстане должно быть два государственных языка и оба языка должны учить обязательно!!! Это справедливо!!!

  • Gulfiya Cabirovna
    24.05.2018 20:40

    А давайте референдум? Может и сразу видно будет, депутаты народные избранники с мнением большинства или одиночки. Толкают мнение одного?

  • Анонимно
    24.05.2018 20:44

    Похоже вопрос с языком подняли чтобы отвлечь от МСЗ. Всем же понятно, что в вопросе с добровольностью всё ясно, недавно Госсовет РТ единогласно проголосовал за это.

  • Анонимно
    24.05.2018 21:41

    Вот сколько длится этот маразм, все не могу понять, почему для спасения татарского языка должны страдать носители других языков?

  • Анонимно
    24.05.2018 22:41

    >< LEO p.s.
    Это совершенно очевидно, что каждый народ стремится сохранять свой язык, изучать его и передовать потомкам. А в обществе видимо должна назреть необходимость, в знании того или иного языка. Мы ощущаем необходимость Русского языка, потому что на нем общается большинство граждан РФ. Поэтому мы его и изучаем, хотя бы на разговорном уровне. Поэтому, видится важным и первостепенным изучение Русского языка, как основного на всей территории РФ. Татарский язык, так же должен быть включён в учебную программу как основной, на равне с Русским языком, но только для регионов массового проживания татар, в качестве обязательного предмета. Обучение же Татарскому языку должно проводиться раздельно - по упрощённой программе, Татарский разговорный язык - для тех, кто не является исторически носителем данного языка, и по углублённой программе для основных носителей языка. Изучение других языков, было бы неплохо совсем исключить из учебной программы, организовав отдельные, бесплатные курсы, например по Английскому языку, и по возможности, курсы по изучению языков народов, проживающих на данной территории.

    • Анонимно
      25.05.2018 03:34

      Если нет желания обучаться Татарскрму языку по упрощённой (ознокомительной) программе, то можно уделить внимание изучению истории, культуры и обычаев татар и народов, проживающих в регионе.

  • Анонимно
    24.05.2018 22:48

    Значит вам больше часов надо татарского, плохо очень усваиваете, мало часов

  • Анонимно
    25.05.2018 11:04

    Мы же как зомби смотрим киселева и соловьева и ходим на концерты стаса михайлова и пугачевой
    И не жужжим
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/news/383338?utm_source=top24-news
    Так или не ходите или жужжите!
    Создавайте СВОЮ, татарскую эстраду и слушайте ее!

  • Анонимно
    25.05.2018 15:18

    Я татарин для меня русский язык не родной давайте на Английский язык передем не кому обидно не было !!!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Видео дня Все
Читаемое Обсуждаемое
Важное за неделю

Рекомендуем

Важные новости за сутки

Старая элита

[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль