Все новости Татарстан Закамье

Еще новости
Еще новости
Еще новости
Не забудьте поздравить 24 Июня

ЧМ-2018

Команда Матчи Очки
1 RUS Россия 2 6
2 URU Уругвай 2 6
3 EGY Египет 2 0
4 KSA Сауд. Аравия 2 0
Опросы Архив
А вы боитесь остаться в нищете к старости?
Эксклюзив

Спецпроект Все спецпроекты

Актуально в сети

Новости
5.06.2018

Законопроект против обязательного изучения родных языков рассмотрят в Госдуме 19 июня

Федеральный законопроект о добровольном изучении родных языков, который вызвал несогласие в республиках, рассмотрят в Госдуме уже 19 июня. Соответствующая информация появилась на сайте Госдумы.

Ранее парламентарии сообщали, что рассмотрение скандального законопроекта перенесли на сентябрь, для того чтобы все регионы успели высказать свое мнение. В конце мая в администрации президента РФ прошло совещание по изучению госязыков республик, в котором приняли участие представители департамента по национальной политике, отдела по внутренней политике, представители «Единой России», глава федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов, глава Рособрнадзора Сергей Кравцов, депутаты Госдумы Александр Сидякин и Ильдар Гильмутдинов, а также представители Чечни, Дагестана, Кабардино-Балкарии. По итогам совещания участники договорились, что авторы законопроекта внесут на рассмотрение Госдумы новый вариант текста, чтобы уже к первому чтению в нем не было спорных моментов. «Хотим, чтобы родной язык остался в обязательной части учебного плана. Нам бы хотелось, чтобы была другая редакция законопроекта», — рассказал тогда «БИЗНЕС Online» Сидякин.

«Наши худшие опасения не подтвердились. Мы обрисовали свою обеспокоенность. Представители администрации выразили готовность к диалогу по татарскому языку», — рассказал нашему изданию Сидякин. По его словам, представители республики заявили, что в законопроекте о добровольности изучения родных языков особенно смущал пункт о том, что язык для изучения будет выбираться по заявлению. «Мы опасаемся, что татарский язык уйдет из обязательной части в факультатив», — добавил депутат.

Напомним, на 38-й сессии Госсовета Татарстана депутаты республики не поддержали федеральный законопроект о добровольном изучении родных языков. Решение профильного комитета, который предложил отклонить законопроект, поставил на голосование спикер парламента Фарид Мухаметшин.

«Есть силы, которые непонятно чего добиваются, вопреки или в нарушение Конституции РФ, — заявил, комментируя ситуацию, госсоветник РТ Минтимер Шаймиев. — Я не думаю, что парламент Татарстана пойдет на нарушение Конституции РФ и Конституции Татарстана, которую мы принимали в непростых ситуациях. Этим же нужно дорожить. Если кто-то хочет исправить упущения образовательной системы, мы должны находить пути решения данного вопроса. Как можно ребенка в первом классе лишить языка матери? По той норме, которая есть сейчас, любой закон можно протащить, потому что национальные республики в меньшинстве. Мы же живые свидетели, мы через это проходили, мы находили пути решения через консультации. И сейчас найдем. Но в такой форме — в пику — парламент Татарстана не может принять положительное решение о нарушении Конституции РФ».

Законопроект внесли на рассмотрение в Госдуму в начале апреля этого года. Он предполагает внесение изменений в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и устанавливает преподавание и изучение государственных языков республик России на добровольной основе. Проект внесен депутатами Госдумы Аленой Аршиновой, Олегом Николаевым, Шамсаилом Саралиевым, Олегом Смолиным, Еленой Строковой и Борисом Чернышевым.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Читайте нас в Telegram
Комментарии (381) Обновить комментарииОбновить комментарии Оставить комментарий
Анонимно
5.06.2018 18:17

Что творят??? Почему они вопреки мнению большинства населения республики представляют дело так, что все мы тут за обязательный татарский? Это что вообще такое. ?? Почему эта, мягко говоря, неправда транслируется в Москве? Это последствия того , что пишут и вопят о якобы существующей националисты, поддерживаемые частью верхушки местной и приглашенными "свадебными говорящими головами по теме" из -за пределов республики.. Развели активную деятельность, уговаривают по республикам и в кулуарах среди чиновников. А с другой стороны все молчат..

  • Анонимно
    5.06.2018 17:22

    любопытно посмотреть что там будут говорить представители Татарстана.)))))))

    • Анонимно
      5.06.2018 18:17

      Что творят??? Почему они вопреки мнению большинства населения республики представляют дело так, что все мы тут за обязательный татарский? Это что вообще такое. ?? Почему эта, мягко говоря, неправда транслируется в Москве? Это последствия того , что пишут и вопят о якобы существующей националисты, поддерживаемые частью верхушки местной и приглашенными "свадебными говорящими головами по теме" из -за пределов республики.. Развели активную деятельность, уговаривают по республикам и в кулуарах среди чиновников. А с другой стороны все молчат..

      • Анонимно
        5.06.2018 19:07

        ну если Вы так против татарского языка, то татарам надо отказываться от обязательного изучения русской литературы. Мы не обязаны читать Пушкина и др…..Каждый будет читать свои сказки...

        • Анонимно
          5.06.2018 19:14

          Да, пожалуйста.

        • Анонимно
          5.06.2018 19:16

          Я - мариец и я вас не заставляю читать Шкетана или Чавайна и не принуждаю вас учить марийский язык.

        • Анонимно
          5.06.2018 19:26

          на здоровье. я -За.

        • Анонимно
          5.06.2018 22:48

          можете обратно в пещеру спуститься...

        • Анонимно
          6.06.2018 07:54

          Откажитесь. С русскими фамилиями нет владельцев горящих центров. Может причина в том ,что не могут понять инструкции написанные на русском языке?

      • Анонимно
        5.06.2018 19:17

        С чего это вы решили, что вы большенство?

        • Анонимно
          5.06.2018 19:23

          А вы с чего решили, что имеете право от имени республики в Москве озвучивать свои хотелки? У нас сейчас в школах все спокойно, а это значит, что большинство всё устраивает. Устраивает то, как это было решено осенью, когда местные нормы были приведены к федеральным..

          • Оптимист
            5.06.2018 19:35

            Никто и ни когда не смирится с запретом родных языков
            Не надо самоуспокоением заниматься и повторять как мантру а у нас все хорошо и надеятся на авось
            Проблема есть и надо это признать
            И с принятием этого законопроекта она усугубится
            Зачем и кому это надо?
            Непонятно
            Надо выслушать все стороны а не давить тупо массой и прокурорскими атаками
            Мы же цивилизованное общество

            • Анонимно
              5.06.2018 20:32

              для 19.35 Кто вам сказал что запрещают учить татарский?! Сто раз уже сказали что нет, но добровольно должны учить не татары. А сами учите сколько хотите

            • Анонимно
              5.06.2018 21:14

              Конечно если б вопрос действительно стоял о "запрете" то я б наверное тоже не смирился, но речь то про добровольность или обязательность изучения. Не переиначивайте.

              • Оптимист
                5.06.2018 21:39

                Добровольность и есть завуалированный запрет
                Сделайте добровольным русский и никто на него не будет ходить, в том числе и сами русские
                Будут оправдывать плохими методиками и ужасными учителями из глухих русских деревень

                Зачем лицемерить и лгать?

                • Анонимно
                  5.06.2018 22:17

                  Программа по русскому языку такая сложная, что и этих часов мало. Надо увеличивать

                  • Анонимно
                    8.06.2018 06:45

                    Если программа сложная , ее надо упрощать , а не часы увеличивать.

          • Анонимно
            5.06.2018 19:36

            Говорите только за себя, у вас мания величия, с чего это вы в единственном числе вдруг стали большинством.

            • Анонимно
              5.06.2018 19:57

              Нас много. Но мы сидим в отличии от некоторых днями напролет в интернете. У нас работа другая – работать и созидать

          • Анонимно
            5.06.2018 19:39

            Раньше тише было!)

          • Анонимно
            5.06.2018 23:03

            Большинство не значит, что "это правильно". Большинство поддерживали красный террор и коммунизм. Большинство были рабами крепостного права. Большинство выбрало нынешнюю власть. Большиство на улицах против хомосапиенс и гетеросексуальных пар (я не шучу, взляните на опросы в ютубе, народ настолько безграмотен)). Большинство не знает сталицу Вануату и нейтральной территории в Сахаре, и слышать не слышали про Тимбукту и короля Мали,- самого богатого и щедрого правителя в истории нашей планеты. Большинство смотрит телевизор.
            Как вещал Султан Сулейман:"Всевышний любит разнообразие, Рустем. Иначе бы он создал лишь один вид цветов, один вид птиц, одинаковых людей. Однако взгляни: все мы очень разные. Этот стол был красив, потому что на нём были самые разные цветы. На землях, которыми я управляю, все, независимо от языка и вероисповедания: христиане, мусульмане и иудеи — должны жить вместе счастливо и мирно, как эти цветы. Мир разнообразен — это великий дар небес".
            Почему во всех цивилизованных странах коренных жителей поддерживают? Эскимосы и чукчи свободно могут передвигаться без виз на Чукотку и Аляску, если у них есть родственники в России или США.

      • Анонимно
        5.06.2018 20:11

        надо писать письма в Госдуму с просьбой поддержать законопроект, чтобы там знали , что в РТ многие его поддерживают

      • Анонимно
        6.06.2018 02:03

        Кто-бы что не говорил, все будет по-татарски!

    • Анонимно
      5.06.2018 18:21

      Конституция рФ
      Статья 68
      В Татарстане 2 государственных языка
      Учим оба
      Обязательно
      Соблюдаем закон

      • Анонимно
        5.06.2018 18:24

        Такому точно не бывать, читайте конституцию

        • Оптимист
          5.06.2018 18:41

          Конституция РФ
          Статья 68
          1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. 2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации. 3. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

          • Анонимно
            5.06.2018 18:45

            Где тут про обязательность татарского?

            • Анонимно
              5.06.2018 18:50

              В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.

              • Анонимно
                5.06.2018 18:59

                Ну так употребляйте, в чём проблема? Это же не означает насильственная обязаловка его изучения в школах?

            • Оптимист
              5.06.2018 21:59

              Конституция РФ
              Зачем ее минусуете?

          • Во-первых, из факта провозглашения татарского языка государственным никак не следует обязанность его изучать.

            Во-вторых, запись о государственном статусе татарского языка носит характер пустой декларации и по существу он, этот статус, ничем не обеспечен. Нет обязательности его применения в органах власти, нет обязательности его знания госслужащими.

            Все это за 25 лет можно было сделать, но не сделано НИЧЕГО. А сейчас - поезд уже ушел, норму о госстатусе языка нужно приводить в соответствие со сложившимися реалиями, а не ломать эти реалии через колено подстраиваясь под пустую, так и не реализованную норму.

            • Анонимно
              5.06.2018 18:54

              Уважаемый Эмиль а где прописана обязанность изучения русского языка?
              И чем по Вашему отличается в РТ государственный татарский язык от государственного русского языка?

              • Анонимно
                5.06.2018 19:01

                Вы сами ответили: татарский - госязык РТ наряду с русским, русский - гос язык РФ. Не благодарите!

              • Анонимно
                5.06.2018 20:21

                Не учите русский. Мы только за. Можете совсем на нем не говорить.

                • Анонимно
                  5.06.2018 20:55

                  Пробовали, но вы же других языков не понимаете. Зашла в магазин. На бейджике продавца русское имя, татарская фамилия. Прошу ее отпустить мне товар, а она мне: по - татарски не понимаю. Мне что стоять ждать когда она научится или переводчика от ТЦ требовать.

                  • Анонимно
                    5.06.2018 21:34

                    20:55, в каких это ещё сельпо продавец какой-то товар должен Вам отпускать? самим славбо взять товар с прилавка и проследовать к кассе? Кассир штрихкод пробьёт вообще молча!

                    • Анонимно
                      5.06.2018 21:55

                      Есть отделы кулинарии и салатов. К вашему сведению там продукты отпускают.

                      • Анонимно
                        5.06.2018 22:18

                        Кто-то ещё покупает промытые под краном прокисшие салаты? :-)) А с кулинарией-то какая проблема? Как в сельпо всё-ещё надо просить тётечку нарезать пирожка? Всё уже давно развешано и упаковано, если. конечно, посещать нормальные магазины, а не шарашки, торгующие просрочкой и пальмой.

                      • Анонимно
                        5.06.2018 22:25

                        21.55 При мне в "Карусели", в упомянутом Вами отделе салатов, иностранцы ,вообще не знающие ни одного слова по русски , прекрасно справились с задачей по выбору салата.. Так же как прекрасно справляются и в ресторанах, кафе и столовых.. А Вы что то не можете.. Может не в вопросе знания языка проблема, а в гоноре Вашем..?

                  • Анонимно
                    5.06.2018 22:01

                    Если эта продавщица моложе 35 лет, то она ИЗУЧАЛА татарский язык в школе в достаточном количестве, в равных объемах с русским и все такое. Все население республики моложе этого возраста должно не только понимать, но и говорить на татарском. А раз это не так, стоило бы сделать уже выводы.

                    • Анонимно
                      5.06.2018 22:19

                      Население республики моложе 35 лет НИЧЕГО ВАМ НЕ ДОЛЖНО!

                  • Анонимно
                    5.06.2018 22:09

                    прекрасно русский знаете - зачем спектакль разыгрывать?

                    • Анонимно
                      5.06.2018 22:40

                      Имею полное право говорить в национальной республике на татарском языке.

                      • Анонимно
                        5.06.2018 23:06

                        22:40, имеете право говорить на татарском языке - говорите. А я имею право не слушать вас и не разговаривать с вами!

                        • Анонимно
                          5.06.2018 23:15

                          Попробуйте, стоя с другой стороны прилавка.

                          • Анонимно
                            5.06.2018 23:51

                            23:15, я за прилавком не стою. :-)) Так что, Ваше право говорить по-татарски меня совершенно не касается. :-))

                    • Анонимно
                      5.06.2018 23:13

                      Так все таки имею право говорить на татарском или все таки нет. Знаешь русский- говори тоько на нем?

                  • Анонимно
                    5.06.2018 22:17

                    Идите в другой магазин, голосуйте рублём. Или подчиняйтесь обстоятельствам, и говорите на языке понятном и Вам и ей. Выбор за вами.

                  • Анонимно
                    5.06.2018 22:23

                    В каком это магазине Вам кто-то из продавцов обязан что то выбирать за вас и нести в кассу? Вы о чем вообще? У нас почти 90% - магазины самообслуживания, а на кассах вообще с продавцами не разговариваем. Только в конце спасибо говорим и всё..

                  • Анонимно
                    6.06.2018 07:01

                    Так продавец явно обучалось в школе в то время, когда татарский был обязательным! Значит, такие методики, что ничему не научили!

            • Анонимно
              5.06.2018 18:57

              Во-первых, из факта провозглашения русского языка государственным никак не следует обязанность его изучать.

              • Обязанность его изучать следует из закона. И эта обязанность - не пустая прихоть шовинистов, она мотивирована особым статусом русского языка как языка межнационального общения в РФ, его востребованностью и ряда других аспектов, которые отсутствуют у любого другого языка РФ.

                • Анонимно
                  5.06.2018 19:11

                  Как это подкреплено законами Эмиль?

                  • Федеральный закон от 1 июня 2005г. N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации"

                    • Анонимно
                      5.06.2018 19:47

                      ЭмилюПредоставление возможности республикам устанавливать собственные государственные языки предполагает, что им в равной степени, как и русским языком, будут владеть государственные и муниципальные служащие, работники государственных органов и организаций. Поэтому в целях обеспечения на территории республик использования их государственных языков во всех сферах официальных отношений законодатели субъектов РФ вправе - по смыслу ст. 68 Конституции во взаимосвязи с ее ст. 43 и в соответствии с федеральным законодательством - предусмотреть его изучение при получении основного общего образования, в том числе в общеобразовательных учреждениях с русским языком обучения, имеющих государственную аккредитацию, лицами, независимо от того, является для них этот язык родным языком или нет.


                      Такая правовая позиция была изложена Конституционным Судом в Постановлении от 16.11.2004 N 16-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 10 Закона Республики Татарстан "О языках народов Республики Татарстан", части второй статьи 9 Закона Республики Татарстан "О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан", пункта 2 статьи 6 Закона Республики Татарстан "Об образовании" и пункта 6 статьи 3 Закона Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина С. И. Хапугина и запросами Государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан

                      Уважайте Закон
                      Учите государственный татарский
                      Так велит Конституция РФ

                      • Анонимно
                        5.06.2018 20:01

                        копипастить не надоело?

                        • Анонимно
                          5.06.2018 20:20

                          Помоему все понятно
                          Живешь в Татарстане учишь татарский
                          Независимо от национальности
                          В Костроме татарский по желанию

                          • Анонимно
                            5.06.2018 22:33

                            живу и буду жить в татарстане, но учить татарский не буду. мне незачем.

                      • Анонимно
                        5.06.2018 20:23

                        Очень много написано. Все пустое. Пусть дети высоких чиновников учат татарский 7 дней в неделю в Международной школе. Пусть покажут пример!

                        • Анонимно
                          5.06.2018 21:35

                          Татарского в Международной школе вообще нет!

                          • Анонимно
                            5.06.2018 22:01

                            Там и русского нет
                            Так, для того что бы лицензию не отобрали
                            Формальность

                    • Анонимно
                      5.06.2018 20:24

                      Он не работает.

              • Анонимно
                5.06.2018 20:58

                В чем то с Вами соглашусь. Закон о государственном языке России не заставляет Вас его учить.

                В конце концов Вы можете быть немым от рождения, верно?
                Или использовать только такой красивый язык, как Эсперанто.

                Вот только будет этого достаточно для жизни в нашей с Вами стране? Согласитесь, что это создаст Вам же в первую очередь массу проблем, как на работе, так и в жизни, фактически самоисключив себя из жизни Ваших сограждан.


            • Анонимно
              5.06.2018 21:51

              "Данный законопроект-антиконституционный законопроект по родным языкам- нарушает властные полномочия области образования и области государственности. Законопроект предлагает изменения преподавания государственного родного языка субъекта РФ - выбор обучения предмета «родной язык», его образовательных программ родителями ученика. Выборность изучения «родного языка», законом утвержденного как государственный язык субъекта РФ, представляющего его символ, выполняющую государственную функцию – нонсенс, т.к. он, постепенно подрывая социализацию языка, парализует всю государственную структуру. Ведь государственный язык – язык, законодательно закрепленный для обязательного использования в политической, экономической, социальной, культурной и других официальных сферах. Он, как средство коммуникации, обеспечивающее государственное единство, относится к стратегически важной отрасли жизни государства. Учитывая особенность федеративного устройства России, поликультурное российское общество, важность языка коренного народа в жизни региона, Конституция РФ (ст. 76 ч. 4) отнесла государственные языки субъекта РФ к предмету ведения самого субъекта, наделяя их правом осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. От каждого субъекта РФ зависит, помимо федерального государственного русского языка, какой «родной язык» установить государственным в своем регионе, какой принять режим его функционирования (обязательный к изучению всеми жителями региона или обязательный к изучению носителями языка и другие варианты).
              В целом данный антиконституционный законопроект нарушает федеративную основу конституционного строя России, закрепленную Конституцией РФ (ст.1 ч.1; ст.5,ч.2, 3). Он, противореча принципу федерализма, уподобляет федеративное государство унитарному государству, который не имеет в своем составе других государств, имеет одну конституцию, ибо нет субъектов, наделенных законодательным полномочием. Унитарный подход в решении проблем родных языков народов России – это начало развала федерализма, угроза национальной безопасности и целостности государства. Потому не надо рубить сук, на котором сидишь, не следует нарушать закон - «стабильны регионы – нерушим центр»."

      • Анонимно
        5.06.2018 20:12

        нет обязанности учить оба

    • Анонимно
      5.06.2018 18:51

      А энтот депутат от Татарии Сидякин два слова может сказать по-татарски? И что это он так из штанов выпрыгивает: «Хотим, чтобы родной язык остался в обязательной части учебного плана. Нам бы хотелось, чтобы была другая редакция законопроекта»?

      • Анонимно
        5.06.2018 19:19

        Мы живем не в Татарии, а в Татарстане

        • Анонимно
          5.06.2018 19:28

          По-русски - Татария, по-татарски - Татарстан! Газеты такие были "Красная Татария" и "Советская Татария". У Маяковского даже стихи есть - "Сказанием встает Казань, столица Красной Татарии!"

        • Анонимно
          5.06.2018 19:49

          Я родился и вырос в Советской Татарии и для меня она всегда будет Татарией.

          • Анонимно
            5.06.2018 21:06

            19:49 надо было закончить свой комментарий словами «и незнаю я даже двух слов по татарски».

      • Анонимно
        5.06.2018 20:22

        нужно чтобы он на татарском выстпуил по своей теме

    • Анонимно
      5.06.2018 20:09

      ТОЛЬКО В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ,

    • Анонимно
      5.06.2018 21:13

      17:22 Они будут молча слушать, что говорят другие. Всё же понимают что, это очередной этап по ассимиляции народов.

  • Анонимно
    5.06.2018 17:25

    Вот и наступает "Момент истины"!

  • Анонимно
    5.06.2018 17:27

    Башкирская семья Зинатуллиных передала в дар республиканского музея МВД свиток с тем, что её члены в течение нескольких поколений считали Кораном. Незадолго до этого они выяснили, что книга на самом деле была версией Уголовного кодекса РСФСР 1926 года на арабском языке.

    По словам Рафия Зинатуллина, её мать называла книгу священной и предписывала хранить её в тканевой обертке. Родственники также советовали женщине класть эту книгу под подушку детям, чтобы они «были спокойные и не капризничали». По данным пресс-службы МВД, сын Зинатуллина «когда вырос, пошел на службу в милицию».

    • Shlieman
      5.06.2018 17:44

      Ха-ха, вот темнота.

      • Анонимно
        5.06.2018 18:05

        17.44.В чем темнота? То, что за 20-й век татарам и башкирам умудрились насильно отменить арабицу, латиницу , затем навязали кириллицу, а сейчас впаривают факультативное изучение башкирского и татарского языка?

        • Анонимно
          5.06.2018 18:15

          В том, что берегут то, чего не понимают.

          • Анонимно
            5.06.2018 18:31

            а не понимают из за чего?

            • Анонимно
              5.06.2018 18:50

              Из-за того, что вместо того чтобы развивать науку и образование скатываются в средневековье и в религиозное мракобесие.

        • Анонимно
          5.06.2018 18:29

          В начале 20 века большинство татар было безграмотным. Уметь читать зазубренные молитвы, это ещё не означает быть грамотным. Так что большинству татар было без разницы с какого переходить на кириллицу, если они тех языков и не знали. А молитвы исламские как читали не на татарском так и читают.

          • Анонимно
            5.06.2018 18:43

            (((( А молитвы исламские как читали не на татарском так и читают.)))) И почти все не знают , о чем идет речь.Как рассказывал один знакомый татарин. Русские , Кряшены говорит знают , что написано в Библии.А мы не знаем .

            • Анонимно
              5.06.2018 19:54

              Да, и я бы с удовольствием выучил мусульманские молитвы на русском языке и слушал проповеди в мечете на русском - да нет таковых( Религия и язык не связаны друг с другом и не нужно их искусственно связывать

              • Анонимно
                5.06.2018 21:43

                Поэтический перевод священного Корана Т. Шумовским. Сура 01:
                Во имя Господа, Чье сердце милосердно,

                Чьей милости хотим, о ней прося усердно!

                Хвала Ему, Властителю миров,

                Над бытием простершему покров,

                Тому, Чье к тварям сердце милосердно,

                Чьей милости хотим, о ней прося усердно!

                Владыке дня Последнего Суда

                Хвала вовек и преданность всегда!

                Служа Тебе, к Тебе взывая в страхе:

                «Нам помоги!» — простерты мы во прахе.

                Веди нас, Боже, праведным путем.

                Дорогой тех, кто одарен Тобою,

                Не тех, Твой гнев над чьею встал судьбою,

                Не тех, кто бродит в сумраке густом.

                • Анонимно
                  5.06.2018 22:13

                  Коран читают только на арабском,переводы нужны для понимания смысла. А вот проповеди можно читать на другом языке. Раньше были мечети с проповедями на русском,сейчас нет. Поэтому, например,русские мусульмане и русскоязычные мусульмане вынуждены их прослушивать, не понимая,если мулла не озаботится переводом с татарского.

                  • Анонимно
                    5.06.2018 22:28

                    Простите за мое недомыслие, Мучаюсь вопросом, разве Аллах имеет национальность, и понимает молитвы только на арабском?

                    По моему не имеет никакой разницы арабский, татарский, суахили, таджикский, если обращение идет из души верно?

                    • Анонимно
                      5.06.2018 22:42

                      Что же молитвы читаются на старославянском, а не греческом?

                      • Анонимно
                        5.06.2018 23:10

                        Православные молитвы читаются на том языке, на каком говорит паства. Так для православных якутов молитвы читаются на якутском. А для православных японцев - на японском. Православным американцам - на английском.

                        • Анонимно
                          5.06.2018 23:25

                          Православным татарам-на татарском.

                          • Анонимно
                            6.06.2018 07:55

                            На смену традиционных авраамических религий приходит новая религия Датаизм. Смысл- человек возвышает себя на уровень бога, то есть покушается на власть богов.

                  • Анонимно
                    6.06.2018 07:47

                    Привел пример поэтического перевода Корана Шумовским. Мне нравится. Есть смысловой перевод И.Ю.Крачковского. Других не читал.

          • Анонимно
            5.06.2018 18:44

            Еще в 19веке Карл Факс,пусть земля ему будет пухом,писал,что татары абсолютно все умеют читать и писать,абсолютно все!Так что не Вам тут писать небылицы,про неграммотность татар-булгар.

            • Анонимно
              5.06.2018 19:04

              Ваш Карл Факс, а наш Карл Фукс общался, в силу своей работы, только с образованными татарами, поэтому и делал такие выводы.

            • Анонимно
              5.06.2018 19:10

              Так вы татары или булгары? Или как выгодней?

              • Анонимно
                5.06.2018 20:13

                мы татары, потомки волжских булгар

              • Анонимно
                5.06.2018 21:30

                Историк Хакимов пока не определился, подождём выхода второго десятка томов энциклопедии "история татар".

                • Анонимно
                  5.06.2018 22:04

                  У Хакимова книги про истории татар вышли. Вы комментатор видимо даже не знаете что делал и делает господин Хакимов для своего народа!

                  • Анонимно
                    5.06.2018 22:39

                    22.04 Может кроме местных интерпретаторов истории Вам и ученых почитать? Узанете много нового. Об археологических раскопках , например, еще в 70-е годы 20 века в Болгарах. Когда этим еще не местные археологи занимались. О том что там находили...

                  • Анонимно
                    5.06.2018 22:51

                    Вот именно что про истории, многие вымышленные.

          • Азат Д
            5.06.2018 18:52


            А вы кто, чтоб за татар говорить, что надо что не надо?
            Догадайтесь, почему они не грамотные были?

          • Анонимно
            5.06.2018 21:32

            До революции у татар была своя образовательная система, медресе.

            • Анонимно
              5.06.2018 22:36

              медресе - это НЕ образование!

              • Анонимно
                5.06.2018 22:45

                Медресе намного мощнее твоего жалкого светского образования,там не только знания качественные дают,но дают и должное воспитание.

                • Анонимно
                  5.06.2018 23:21

                  а ты откуда знаешь, какое у меня образование? новая баба Ванга?

                • Анонимно
                  5.06.2018 23:27

                  Ага, только шакирды расплачивались здоровьем за это великолепие. Как Тукай, заболевший в нём туберкулезом.

        • Анонимно
          5.06.2018 19:21

          сейчас вам "впаривают" не быть динозаврами

        • Анонимно
          5.06.2018 20:09

          Турки сами себе отменили арабицу. На кириллицу перейти еще не успели, хотя кто знает в будущем?

    • Анонимно
      5.06.2018 18:10

      Так Коран и есть свод законов (аналог Конституции, УК, ГК, Семейного кодекса) того времени. Просто люди были дикими и для того, чтобы они его соблюдали, надо было им выдумать страшилку про бога, вот и всё. А многие и до сих пор верят в какое-то божественное создание этой книги. Мы же будем смеяться, если через 500 лет кто-то будет молиться на Уголовный кодекс России, как и эта семья Зинатуллиных молилась на УК РСФСР..

      • Азат Д
        5.06.2018 18:27


        С чего вы решили, что они на него молились?
        На Коран не молятся.

        • Анонимно
          5.06.2018 18:47

          "Молиться" можно и в переносном смысле понять - оберегать, считать чем-то святым и т.д.

    • Анонимно
      5.06.2018 18:12

      Действительно ха ха , вот вам смехуну в течении одного поколения три раза поменяли орфография с арабского на латиницу а щатем на кирилицу .

  • Анонимно
    5.06.2018 17:28

    Кстати, парламент Дагестана поддержал законопроект вместе с 10-ю другими областями.

    • Анонимно
      5.06.2018 17:32

      Уже 21 регион – за, 1 – против.

      • Интересно Депутаты Госсовета неужели все живут в Боровом Матюшине рядом с Бабаем и не общаются с Народом? Этот закон волнует кучку националистов и чиновников у кого дети и внуки татарский язык не знают и не изучают и не хотят знать ,а у некоторых плохо знают Русский,потому что учатся за Бугром!

        • Анонимно
          5.06.2018 18:53

          Мурат абый, я не чиновник и не националист. Но меня этот вопрос волнует. Сегодня мои дети изучают в школе 8 часов русского и 2 –татарского. Это справедливо? Поступающие на татфак сдают экзамен по русской литературе, по татарскому – нет

          • Если Ваши дети учатся в Татарской школе ,то два часа татарского явно не достаточно!И я считаю поступая на татфак согласен кроме русского абитуриенты должны сдавать татарский и как основной,а иначе и правда язык татарский исчезнет!

          • Анонимно
            5.06.2018 19:07

            Что это за татарская литература? Тукай? Так он посредственный поэт и писатель, чего уж греха таить. Таких писателей в то время в каждой нац. республике было пруд-пруди. Это была установка партии такая. Просто Тукая сделали знаменем, так до сих пор и пытаются нести его. А так, в литературном плане его произведения слабые.

            • Анонимно
              5.06.2018 19:18

              Ну, не надо! Тукай, Амирхан, Джалиль очень даже хорошие поэты и писатель!

              • Анонимно
                5.06.2018 22:07

                Джалиль мне нравится, а Тукай напоминает поэзию Ломоносова, которая читается только в качестве исторического памятника, но уж никак для эстетического удовольствия.

            • Анонимно
              5.06.2018 19:19

              А ваша фималия известный поэт какая? Напомните

            • Анонимно
              5.06.2018 19:21

              То, что для Вас татарская литература это только Тукай – Ваши проблемы и последствия неизучения литературы народов России в школьной программы

              • Анонимно
                5.06.2018 19:34

                Переведите достойно, будем читать. Только не говорите, что надо читать в оригинале. Омар Хайяма читаем в переводе, Хемингуэя читаем в переводе, Ремарка и т.д. Но Тукая почему-то не читают, может писал неинтересно, слабый слог?

                • Анонимно
                  5.06.2018 19:42

                  А может нет достойных двуязычных переводчиков с татарского?

                  • Анонимно
                    5.06.2018 19:51

                    Столько денег вбухивают из общего бюджета каждый год на татарскую идентичность, развитие татарского языка, Сабантуи и т.д., лучше бы на переводчиков потратили, больше бы пользы было.

                  • Анонимно
                    5.06.2018 20:01

                    Нет финансирования. Министерство просвещения РФ находит средства для перевода произведений иностранных авторов, а народам РФ – нет

                    • Анонимно
                      5.06.2018 20:10

                      В РТ свое издательство вообще-то, вот ему бы переводами и заняться!

                      • Анонимно
                        5.06.2018 21:14

                        Может я что-то не понимаю цели и задачи защитников языка, но по факту не вижу ни одного факта в сторону сохранения национального языка. Так это издательство совсем не поддерживается радетелями языка, можно сказать даже преднамеренно не поддерживается. Специалистов практически не осталось, всех сократили, теперь и книжный магазин с книгами хотят отобрать.

                    • Анонимно
                      5.06.2018 21:12

                      Министерства РФ не занимаются переводами и изданием художественной литературы, они даже учебники не издают сами давным-давно. Этим всем занимаются издательства, причем коммерческие, государственных тоже давно нет. А издательства переводят и издают то, что продается. Делайте выводы о востребованности тех или иных книг. В бюджете РТ выделяются большие суммы на развитие татарского языка и культуры, куда они все идут - спросите власти. На Татмедиа официально выделяют каждый год миллиард. Спросите у них, что они сделали для татарской культуры.

                • Анонимно
                  5.06.2018 21:59

                  Может это вы просто не созрели ещё?

            • Анонимно
              5.06.2018 19:50

              А вы человек посредственный и невоспитанный раз позволяете себе такие высказывания

            • Анонимно
              5.06.2018 21:09

              Я вижу вы знаток татарской литературы. Просто литературный критик.

              • Анонимно
                5.06.2018 22:01

                Конечно, языка не знает, ни одного произведения не прочитал, да и воспитание похоже подкачало.

            • Анонимно
              5.06.2018 22:10

              В те времена соблюдали толерантность. От каждого народа по поэту, композитору, певцу и т.д. А какие они, дела этих народов.

            • Анонимно
              5.06.2018 22:12

              Написали ерунды, не зная творчества Габдуллы Тукая! С ним даже Пушкин не может сравниватся!

              • Анонимно
                5.06.2018 22:39

                Сравнили тоже. Тукай вообще поэт всей Земли! Его стихи резонируют с Космосом и о татарском поэте знают все цивилизации космоса!

              • Анонимно
                5.06.2018 22:53

                Чего чего?

      • Анонимно
        5.06.2018 18:47

        Национальные регионы ,почти все против этого законопроекта!И Дагестан бурлит,и они поддержат национальные Республики!

        • Анонимно
          5.06.2018 18:59

          Все 40 миллионов нерусских коренных россиян против закона о запрете родных языков

          Кто усиленно хочет раскачать Россию подобными законопроектами

        • Анонимно
          5.06.2018 19:00

          Чувашия с Татарстаном
          Нет запрету родных языков!

          • Анонимно
            5.06.2018 19:44

            Ошибаетесь! Чувашия поддержала Законопроект!!!

            • Анонимно
              5.06.2018 20:24

              Не врите
              Чуваши отклонили законопроект

              • Анонимно
                5.06.2018 21:20

                Чуваши поддержали законопроект, решение принято на заседании Госсовета Чувашии 1го июня http://gov.cap.ru/Info.aspx?gov_id=83&type=main&id=3867446

        • Анонимно
          5.06.2018 19:14

          И межнациональным языком общения, между аварцами, кумыками, даргинцами, лезгинами и т.д., выберут татарский.

          • Анонимно
            5.06.2018 19:21

            Башкирия против запрета родных языков!
            Татарстан мы вместе!

            • Анонимно
              5.06.2018 20:36

              так кто же вам запрещает то? учите татарский сколько влезет, русские - добровольно!

            • Анонимно
              5.06.2018 20:45

              ээээ, я так понимаю, что здесь от имени башкир выступают, за то, чтобы их принудительно учили татарскому?

          • Анонимно
            5.06.2018 19:23

            Хотят – выберут. Вы уже начинаете решать какой язык должны изучать в Дагестане. В Татарстане – татарский и рускиий, в Дагестане они сами разберутся. Регионам нужна автономия в вопросах культуры и образования

        • Анонимно
          6.06.2018 03:55

          Чувашия, Марий-Эл, Дагестан и Кабардино-Балкария поддержали законопроект. Так что не трындите.

      • Анонимно
        5.06.2018 18:47

        Областя не надо считать,

    • ПанАлекс
      5.06.2018 17:54

      они ж понимают, что если заставлять изучать 14 госязыков Дагестана то выйдет такая смута!

      • Буре
        5.06.2018 19:15

        Пан вы уж поверьте, мудрый Дагестан и без вас разберется
        У них хватит и ума и мудрости без ваших подсказок

        • Мудрый Дагестан дошел до ручки.
          Да так, что потребовалось, по сути, внешнее управление. Пока управляют с помощью УК РФ. Местные кричат,что мало, мало управляют, надо больше управлять с помощью сего волшебного документа.

        • Анонимно
          5.06.2018 20:00

          В мудром Дагестане вот такие новости:

          В Дагестане задержан высокопоставленный сотрудник МВД, который пытался купить должность главы ведомства за $2 миллиона
          Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/news/384629

  • Анонимно
    5.06.2018 17:30

    Ну щас начнётся тут истерика!

  • Анонимно
    5.06.2018 17:34

    Ура!!! Не уж то в новый учебный год на свободу? Молодцы депутаты! Так держать! Госсовет РТ в одиночке со своей исключительностью остался.

  • Анонимно
    5.06.2018 17:34

    И в каких республиках законопроект вызвал несогласие? Я пока только единственную такую знаю. Прежде чем делать громкие заявления, следует хотя бы изучить вопрос: множество регионов, даже национальных, поддержали законопроект.

    • Анонимно
      5.06.2018 17:49

      Ни в каких естественно, кроме Татарстана) это лишь мнение депутата, который непонятно где и с кем совещался.
      В СМИ регулярно политики мнение высказывают и не депутаты, а реальные. Естественно обязательное изучение нацязыков невозможно даже фактически. И под дудку одной республики плясать никто не будет. Так же объясняют кому выгодно раздувать конфликт.

      • Анонимно
        5.06.2018 18:15

        Ну как ни в каких? Наши же и других подняли втихаря)

      • Сидякин то в рабочее время по Антарктидам Флаги Татарские вешает по горам,то баламутит республику и страну ,якобы смуту хочет в республике организовать в надежде что его Бабаевцы снова выдвинут в депутаты от Единой России Татарстана!

        • Анонимно
          5.06.2018 18:40

          Пока смуту сеете Вы. Где доказательство, что в рабочее время? Вы про административный отпуск не слышали?

          • Какой может быть административный отпуск Депутата ,который зарплату получает 800 тысяч и имеет служебную машину в Москве и Казани и что шофера и 8 помощников тоже в отпуске за свой счет были что ли пока он в Антарктиде хренью занимался? Ради того чтобы ради своего удовольствия флаги по горам вешать на южном полюсе? ААА?

            • Буре
              5.06.2018 19:17

              Мурат абый спасая от арабизации татарский народ вы впадаете в другую крайность русификации, что не менее опасно

        • Анонимно
          5.06.2018 18:41

          И Выдвинул его не Бабаевцы, а жители республики. В частности я голосовал за него на праймерезе.

          • Анонимно
            5.06.2018 19:16

            Может объясните тогда, каким образом он к Татарстану прилип?

            • Анонимно
              5.06.2018 20:47

              Прошел праймерез, победил.

              • А назовите свое имя и фамилию раз Вы не Бабаевец и выдвинули на нашу голову Сидякина? ААА? Стыдно вам должно быть за таких выдвиженцев! Кроме Хайруллина и Сибагатуллина там нет достойных наших выдвиженцев! И вот их народ выдвинул и выбрал!

                • Оптимист
                  5.06.2018 22:05

                  Согласен с Вами
                  От имени национальных республик непонятно кто выступает
                  Какая то Аршинова
                  Или тот же Сидякин

              • Анонимно
                5.06.2018 22:19

                Каким образом он оказался в Татарстане? И не надо рассказывать про ваши междусобойчиковые праймеризы. Ответьте на прямо поставленный вопрос.

                • Оптимист
                  5.06.2018 22:31

                  По спискам ЕР
                  Полно таких депутатов в национальных республиках
                  Аршинова, Нарусова то ли от Бурятии в Совфеде была
                  Бутафорная демократия

        • Анонимно
          5.06.2018 18:54

          Есть хорошие специалисты по вопросам развития сельского хозяйства. Есть педагоги. Когда первые начинают говорить за вторых, это мне неинтересно

    • Анонимно
      5.06.2018 19:31

      Даже если и так. Почему республика должна оглядываться, есть кто- то за ней, или нет. Имеем своё мнение и не боимся его высказать федералам. Пусть не думают, что все повально одобрямс всего того, что они напридумывали.

      • Анонимно
        5.06.2018 19:49

        У русских в РТ тоже есть собственное мнение, и они не боятся его высказать федералам - мы за ДОБРОВОЛЬНОЕ изучение татарского языка!!!

        • Анонимно
          5.06.2018 19:57

          Да - только добровольное изучение татарского языка для НЕтатар!

          Но ТАТАРЫ пусть изучают татарский язык в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ порядке по 7-8 часов в неделю.

        • Анонимно
          5.06.2018 20:18

          Добровольно за пределами Татарстана.

          • Анонимно
            5.06.2018 22:13

            какие еще пределы Татарстана? страна у нас одна, с едиными законами

      • Анонимно
        5.06.2018 20:04

        Татарстан всегда был первым и делал все осознанно. А не под копирку и потому что это модно

        • Анонимно
          5.06.2018 22:21

          Ага, поэтому ни одной своей идеи, все скопировано или выдумано и сделано пришлыми.

  • Анонимно
    5.06.2018 17:37

    Правильно в Конституции сказано, право на изучение национальных языков, но не обязанность. Изучение татарского в школах не татарами должно быть добровольно

    • Анонимно
      5.06.2018 17:44

      Изучение русского другими национальностями - ТОЖЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ДОБРОВОЛЬНЫМ!!!!

      • Анонимно
        5.06.2018 17:51

        А как ЕГЭ по русскому языку будут сдавать отказники?Тоже добровольно?

        • Анонимно
          5.06.2018 17:56

          Это счас "эти" кричат про то, что не хотят изучать русский. А как куда устраиваться в теплое и денежное место надо будет, то вперед вас всех принесут все необходимые справки и бумажки, что добросовестно учили русский с первого года жизни.

          • Анонимно
            5.06.2018 18:05

            Кто это "эти"? Ввбирай слова

          • Анонимно
            5.06.2018 18:07

            в денежное место надо английский или китайский знать, если не родственник

            • Анонимно
              5.06.2018 18:36

              В наших краях как раз ни английский, ни китайский в денежных местах не обязательны.
              Главное правильная фамилия.

              • Анонимно
                5.06.2018 20:53

                Как Песошин, Камалтынов, Терентьев?

                • Анонимно
                  5.06.2018 22:15

                  кроме 3 фамилий, которые явно были назначены вынужденно в последние два три года, чтобы как то соблюсти видимость, давайте вспомним фамилии тысяч тех кто занимает все должности мало-мало выше бригадира в районе?

        • М.К.
          5.06.2018 18:36

          А в чём проблема?

        • Анонимно
          5.06.2018 20:18

          А как раньше сдавали, когда ЕГЭ не было?

          • Анонимно
            5.06.2018 20:24

            Те, кто изучал математику, истирию и другие предметы на татарском языке, экзамены сдавали на татарском языке. Я учился в средней школе, кроме русского языка все экзамены были на татарском языке

        • Анонимно
          5.06.2018 21:13

          ЕГЭ по родному языку нужно вводить. кто хочет тот выбирает тот ЕГЭ по родному языку.

          • Анонимно
            5.06.2018 22:23

            Что-то сейчас маловато желающих сдавать экзамен по татарскому языку.

      • Анонимно
        5.06.2018 17:53

        И куда ты пойдешь со знанием только своего татарсткого?

      • Анонимно
        5.06.2018 18:16

        Русский язык государственный во всей России, к чему истерики?

      • До сих пор неясным остается следующий логический выверт.
        Как из утверждения о равенстве этносов вы можете сразу перескакивать к равенству их языков?
        Языки - не равны. В силу причин разного характера. Исторического, культурного.

        Равенство языков должно основываться другим. Их востребованностью, распространенностью, значимостью для проживающих в стране в деле межэтнического общения, в том, какой вклад во всеобщее объединение граждан он может внести.
        У русского языка в этом смысле в РФ никаких конкурентов нет.

        • Анонимно
          5.06.2018 18:34

          И в далёком обозримом будущем не появится!

        • Оптимист
          5.06.2018 18:43

          Никто с русским языком в РФ конкурировать не собирается
          Незачем это
          Речь о том что бы в РТ татарский не умер

          • Анонимно
            5.06.2018 18:49

            С чего вы взяли, что татарский язык умирает?

          • Формулируйте правильно проблему.

            Почему сохранение татарского, регионального языка, может быть обеспечено только тем, что у свободного гражданина РФ против его воли должно изыматься по шесть (а хотя бы и два) часа жизни в неделю на протяжении десяти лет?

            • Оптимист
              5.06.2018 19:25

              Почему сохранение русского, языка, может быть обеспечено только тем, что у свободного гражданина РФ против его воли должно изыматься по шесть (а хотя бы и два) часа жизни в неделю на протяжении десяти лет на изучение русского языка?
              Почему нерусских детей ломают, перестраивая их, заставляю думать и говорить на неродном им русском?

              В итоге вырастают и не русские и не татары, а непонятные перекати поле-россияне

              Людьми без корней легче управлять?
              Их легче грабить?

              Так?

              Для чего это делается?

              • Анонимно
                5.06.2018 19:42

                Выбирайте по заявлению ФГОС4 и будет вашим деткам и внукам татарский язык до совершеннолетия!

                • Анонимно
                  5.06.2018 20:05

                  А ЕГЭ разрешаете сдавать на татарском?

                  • Анонимно
                    5.06.2018 20:14

                    ЕГЭ, сданный на татарском языке, будет называться ТатГЭ. С ним можно идти в любое место, где обучение происходит на татарском языке.

                  • Анонимно
                    5.06.2018 20:21

                    По татарскому языку-пожалуйста.

                  • Анонимно
                    5.06.2018 20:22

                    Сдавайте на татарском, только такой ЕГЭ на татарском не будет стоит даже бумажки, не будет признаваться никем, на работу устроится не сможете, и в институт тоже.

                    Все дело в расшифровке этих трех слов, Единый Государственный Экзамен. Не обманывайте и не накручивайте себя.

                    Есть прекрасный татарский язык, я каждый день слышу его везде в Казани.
                    Есть Радио на татарском, есть Телевидение на татарском.
                    Есть татарские театры.

                    Но правила в стране едины, экзамен должен быть таким, чтобы его результаты были однозначны и для университета в Чистополе, и в Москве, и в Самаре, и в Новосибирске.
                    Что, к сожалению, нереально обеспечить на всех языках народов России.

                    Поэтому следует всячески поддерживать развитие национальных культур при единых требованиях, для получения высшего образования на единой территории.

                    Давая таким образом равные права для поступления и учебы в престижные ВУЗы страны всем, и жителям Чувашии, и Татарстана, и Тувы, и Мордвы.

                    • Оптимист
                      5.06.2018 20:37

                      Если при поступлении в вузы не будут требовать знание русского на уровне филолога а важны будут только ум и знания то это будут равные права для всех народов России
                      А пока очередное бла бла бла и лицемерие

                    • Анонимно
                      5.06.2018 21:50

                      Молодец, очень доходчиво объяснили для непонятливых!

              • Анонимно
                5.06.2018 19:57

                Согласен!

          • Анонимно
            5.06.2018 23:21

            И татарские писатели не стали Казанскими как Яхина.

            • Анонимно
              6.06.2018 07:59

              Яхина прежде всего ориентирована на женщин. У нее нету того, что есть у татар - мелодия (мон,)

        • Оптимист
          5.06.2018 22:35

          Что неясного то?))
          Язык-неотемлемая часть этноса
          Без языка нет этноса
          Без этноса нет языка
          Равноправные этносы=равноправные языки

    • Анонимно
      5.06.2018 18:07

      Русский тогда зачем учить обязательно? Это право

    • Анонимно
      5.06.2018 18:57

      А что написано в Конституции про другие предметы? Хотел почитать про иностранные языки, например. А литература 4 раза в неделю обязательна?

    • Анонимно
      5.06.2018 18:59

      Вы Конституцию-то читали, уважаеемый? Там написано о ПРАВЕ РЕСПУБЛИК на установление своего государственного языка. Если Республика воспользовалась этим правом и установила свой государственный язык, это уже обязанность. Т.к. Конституция РФ гласит, что в Республике он используется во всех госучреждениях

      • Анонимно
        5.06.2018 20:43

        Вы плохо знаете государственный язык страны, в которой живете. Вот отсюда и непонимание.

        • Анонимно
          5.06.2018 20:56

          Конечно, им говорят - ДОБРОВОЛЬНОСТЬ, а они переводят как ЗАПРЕТ!!!

    • Анонимно
      5.06.2018 19:38

      Для всех добровольно, а не только для русских. Татары тоже против обязательного изучения. Только добровольно.

      • Анонимно
        5.06.2018 20:06

        Вы почему говорите от моего имени? Я татарин и хочу, чтобы мои дети изучали в школе уроки татарского языка и литературы в нормальном объеме

        • Анонимно
          5.06.2018 20:25

          Напишите заявление, и ваши дети будут учить татарский язык или у них все предметы будут на татарском языке,потому что существует два варианта - ФГОС3 и ФГОС4!

      • Анонимно
        5.06.2018 20:26

        Я за татарский, сначала спроси, потом говори от имени всех

        • Анонимно
          5.06.2018 20:58

          Вас и спрашивают! Хотите, чтобы ваши дети учили в школе татарский язык - напишите заявление!

  • Анонимно
    5.06.2018 17:48

    Русский язык - обязателен для всех,национальные языки - по желанию.
    Это единственно правильный вариант.
    Да.

    • Анонимно
      5.06.2018 18:08

      А с какой стати? Это нарушение всяческих прав

      • Анонимно
        5.06.2018 18:25

        А с такой стати,что живём в государстве Россия,где Русский Язык - это официальный Государственный Язык и язык межнационального общения и по-этому его будут учить все.
        АБСОЛЮТНО ВСЕ.
        Независимо от их желаний,хотелок и прочего.
        Вуот так вуот!!!

        • Анонимно
          5.06.2018 19:21

          Не Россия, а Российская Федерация. Пока.

          • Конституция РФ
            Статья 1
            ...2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

          • Анонимно
            5.06.2018 19:33

            Россия и Российская федерация - это одно и то же. И в Федерации - федеральные законы важнее региональных! В Конфедерации- наоборот!

    • Анонимно
      5.06.2018 18:18

      Речь не о национальных языках, а о государственных. Или Вам это даже трудно понять?

  • Анонимно
    5.06.2018 17:52

    Почему русский язык обязательный по 6 часов в неделю? А родной добровольно?

    • Анонимно
      5.06.2018 18:02

      В какой школе русский по 6 часов в неделю? Максимальное количество уроков русского языка в начальной школе- не более 5, литературы- не более 4.

    • Анонимно
      5.06.2018 18:09

      Вообще то русский 5 часов в день

      Потому что все уроки на русском

      • Анонимно
        5.06.2018 18:24

        Пусть те, кто желает, пишет заявление, и у них все предметы будут на родном языке. ФГОС4!

        • Анонимно
          5.06.2018 20:07

          ЕГЭ также будет на родном языке?

          • Анонимно
            5.06.2018 20:22

            ЕГЭ по родному языку будет на родном языке, да.

            • Анонимно
              6.06.2018 06:24

              Надо ввести ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ЕГЭ по татарскому языку для ТАТАР.

              Остальным этот экзамен не нужен. А татары пусть сдают.

  • Анонимно
    5.06.2018 17:54

    //Федеральный законопроект о добровольном изучении родных языков, который вызвал несогласие в республиках//

    У кого "несогласие"? Только у националистов. А так видно даже по "плюсам" - какую позицию поддерживает население республики.

  • Анонимно
    5.06.2018 17:54

    Раз подвели под чемпионат мира, значит, чтобы избежать митингов протеста, решение уже есть.

  • Анонимно
    5.06.2018 17:56

    Раз татары сами не хотят учить добровольно татарский язык, значит, и они поняли, что по таким недоработанным и сырым методикам его учить - это только детей мучить!

    • Анонимно
      5.06.2018 18:37

      Сначала освоили немалые денежки, выделенные на создание никудышной методики изучения татарского языка, а теперь хотят заставить всех учиться по ней! Да вы хотя бы сначала спросите с тех, кто над этой неудачной методикой работал! А то что-то об этом все молчат!

      • Анонимно
        5.06.2018 18:59

        Никто не ответил за провальную программу. За ТФБ тоже

      • Анонимно
        5.06.2018 20:05

        Методика та же, по которой татарских детей учили русскому языку в советских школах. Трудно было. До сих пор не понимаю, зачем давали столько грамматики. Да, может быть наивно подумали, что проверенная методика, раз нерусские народы старались, выучили русский, тоже сработает. Не учли, что русские отнесутся к этому со свойственным им высокомерием.

        • Анонимно
          5.06.2018 20:17

          Неужели методика та же самая? Напридумывали небылиц...

          Почему тогда наши дети в первом классе пишут палочки и крючочки, учат буквы, а на уроках татарского языка их заставляют перерисовывать с доски татарские слова?

          • Анонимно
            5.06.2018 20:27

            Может Вы перепутали уроки русского с кружком вязания?

            • Анонимно
              5.06.2018 20:35

              Это вы многого НЕ знаете и НЕ понимаете. Зато много пишете, НЕ зная о чем...

            • Анонимно
              5.06.2018 21:00

              Это вам привели пример методики изучения татарского языка в школе! Слабо сразу с поговорок и пословиц в первом классе его выучить?

    • Анонимно
      5.06.2018 19:33

      А кто Вы такой, чтобы говорить за меня татарку, за моих детей и внуков. Что мы хотим, а что нет.

    • Анонимно
      5.06.2018 20:08

      "Не хотят" и "Принуждают отказаться от родного языка путем принятия препятствий" – это разные вещи

  • Анонимно
    5.06.2018 17:57

    Позвольте, а депутан Госдумы Александр Сидякин чьё мнение по языку выражает? Каких кругов и какого населения?

    • Анонимно
      5.06.2018 18:14

      Сидякин выслуживается,хочет еще раз депутатом быть от Татарстана....

      • Анонимно
        5.06.2018 20:28

        Сидякин понимает переживания и тревогу народов России, в т.ч. татар. Спасибо ему

    • Анонимно
      5.06.2018 18:21

      17.57. Сидякин выражает мнение татарского населения РТ. И он прав!

      • Анонимно
        5.06.2018 18:33

        Вы удивитесь, но не все татарское население РТ хочет изучать татарский язык в школе.

        • Здесь уже проскакивала информация. Что-то типа 20 человек изъявили желание сдавать экзамен по татарскому языку. Если их перемножить на количество лет обучения в школе, то получится где-то 200 человек хотят.

          И вот это-то и есть - самая настоящая проблема.
          Не русскоязычных нагибать изучать никак не нужный им татарский, а понять, почему его сами татары не желают изучать.

          • Анонимно
            5.06.2018 19:04

            Эмиль ну зачем так лицемерить то?
            У вас совесть есть?

            Система построена таким образом что при поступлении в вузы требуется почему то не ум и знания а знание русского на уровне филолога

            • Ваше вранье все ваше дело и сгубило.

              Начали с того, что стали повторять про "запрет языка", да так и не можете остановиться, выбраться из этой трясины вранья.

              Сейчас вот вдруг соврали про "уровень филолога".
              Ну возьмите же себя в руки.

          • Анонимно
            5.06.2018 19:06

            Татары желают изучать татарский. Но некоторые силы делают все, что они этого не делали. Например, не разрешают сдавать итоговые экзамены на языке обучения. Получается – учите все предметы на русском, а в 11 классе экзамены – только на английском? Сегодня даже при поступлении в татарское отделение журфака и татфак требуют ЕГЭ по русской литературе! Владение татарским языком их не волнует. И эти правила установлены не республикой. Ну Вы же вроде юрист? Или делаете вид, что не понимаете этого? В советское время все сдавали экзамен на языке обучения

            • Анонимно
              5.06.2018 21:22

              Судя по качеству газет и ТВ ее никогда не было и сейчас нет.

      • Анонимно
        5.06.2018 18:48

        Алена Аршинова кого представляет?
        Какой народ?
        Рожденная в Германии, кочующий депутат

        • Анонимно
          5.06.2018 20:07

          сидякин кого представляет? какой народ? где только не жил.

    • Анонимно
      5.06.2018 19:22

      Антарктидских пингвинов. Он к ним имеет большее отношение чем к Татарстану.

  • Анонимно
    5.06.2018 18:20

    законопроект о д о б р о в о л ь н о м изучении, а не обязательном в дальнейших комментах не нуждается!

    • Анонимно
      5.06.2018 18:49

      За пределами РТ можете изучать татарский добровольно

      • Анонимно
        5.06.2018 18:54

        За пределами РФ татарский можете изучать в обязательном порядке,а в России нац языки,в том числе,и татарский - только добровольно.

      • Анонимно
        5.06.2018 19:01

        Татария есть Россия

  • Интересно, в национальных республиках РФ изучение государственных языков будет тоже добровольным.

  • Анонимно
    5.06.2018 18:50

    Точно так. По ссылке есть законопроект. Ознакомьтесь

  • Анонимно
    5.06.2018 19:11

    У кого есть желание, знают смысл мусульманских молитв, есть прекрасные книги и по толкованию Корана, и переводы Корана и на русский, и на татарский языки.
    Молитвы они должны читаться на арабском, даже ученые доказали, что слова, определенный порядок слов обладают энергетикой, воздействием на человека. Христианские богословы сами жалуются, что Библия в переводах сильно искажена. Смысл даже обычных книг искажается от переводов.

    • Анонимно
      5.06.2018 19:50

      Никакие учёные (кроме разве британских) не установили никакой энергетики от слов. Слова есть звуковые колебания воздушной среды, не более. Не выдумывайте сказок про учёных.

  • Анонимно
    5.06.2018 19:47

    Мы не дадим вам убрать Татарский язык!!!!

    • Анонимно
      5.06.2018 20:04

      Кто и куда его убирает? И как его вообще можно убрать? Напишите заявление и пусть ваши дети учат его всю свою школьную жизнь! ФГОС3 и ФГОС4 - специально для вас!

      • Анонимно
        5.06.2018 20:30

        Гимназия 139, ФГОС 3 – 1 урок татарского языка, 1 урок татарской литературы в неделю. Русского – около 9 в неделю, английского – 5. Даже географии – 3!

    • Анонимно
      5.06.2018 20:08

      думаете, вас кто-то спросит?

  • Анонимно
    5.06.2018 20:14

    Невозможно что-то пытаться объяснить человеку, который не верит, не чувствует Всевышнего, нам не понять тайн Всевышнего, Коран в молитвах должен читаться на арабском.

  • ПанАлекс
    5.06.2018 20:33

    Ну что за бредовые и статья и комментарии!
    Да в ФЗ "Об образовании" уже десятилетие прописана добровольность изучение родного языка! Поправка же ничего особо не решает, кроме включения в текст термина "госязык республик и областей РФ", который ранее вообще не присутствовал ни в ФЗ об образовании ни в ФГОСах. Но поскольку даже в законах РТ о госязыках РТ и об образовании РТ преподавание татарского языка прописали в соответствии с ФЗ и ФГОСами (а там отсутствовало понятие "госязык РТ" (не русский)), то получалось нечеткое определение, что "татарский государственный" в формулировках ФЗ и ФГОСах является "родным (татарским)". То есть поправка ТЕХНИЧЕСКАЯ. Примут поправку к закону - изучение татарского - ДОБРОВОЛЬНОЕ, не примут - изучение останется... ДОБРОВОЛЬНЫМ!!!

  • Анонимно
    5.06.2018 20:47

    Член правления национальной общественной организации "Марий Ушем" (республика Марий Эл) Василий Петров сообщил, что поддерживает проект внесения изменений в российский закон об образовании. Об этом он заявил корреспонденту "Idel.Реалии" в ответ на просьбу прокомментировать развивающуюся на федеральном уровне ситуацию с преподаванием родных языков.
    Этот законопроект предусматривает изучение национальных и государственных языков на добровольной основе. Марийцы обязаны изучать родной язык, это их моральный и гражданский долг. За сохранение родного языка мы отвечаем перед Богом.

    Что в этом проекте положительного? Я полагаю, что национальный компонент усиливается, в национальных регионах появятся при министерствах образования отделы, которые будут заниматься этнокультурной составляющей. Сейчас этого нет, — отмечает общественник.

    Петров считает, что любому, кто желает изучать родной язык, управленцы системы образования должны предоставить оптимальные возможности, создать условия для разработки учебников, учебных пособий, включение их в федеральный перечень учебников.

    • Анонимно
      5.06.2018 20:57

      Марийский на дне
      Ему уже ничего не повредит

    • Анонимно
      5.06.2018 21:22

      Он уже откащался от своих слов, сказал, что его не правильно поняли.

  • Анонимно
    5.06.2018 21:02

    Россия это вечный негатив.

  • Анонимно
    5.06.2018 21:09

    Хочется надеяться, что татары задумаются о будущем и будут более ответственно относиться к воспитанию и обучению своих детей.

  • Анонимно
    5.06.2018 21:38

    Как это у господина советника получается что по этому законопроекту "ребенка лишат языка матери"??
    Вот не понимаю я, хоть тресни, что - татарская мамка перестанет разговаривать со своим ребёнком на своем родном языке, что-ли?
    Думаю, что в татароязычных семьях дети к 7 годам прекрасно знают татарский и им явно уроки в школе не особо нужны.
    Или я что-то упустил? Поправьте меня тогда, пожалуйста. :)

    • Анонимно
      5.06.2018 22:09

      Думаю что к 7 годам и татарские дети и тем более русские прекрасно знают русский язык. Зачем ещё учить 11 лет в школе?

      • Анонимно
        5.06.2018 22:39

        Ваша правда - тратить драгоценные школьные часы на филологически тщательное изучение родного языка - расточительство. Лучше бы употребить это время на изучение действительно чужого языка типа английского.
        Родной же язык окружает нас всюду. Грамотность и словарный запас приобретаются просто чтением хорошей литературы.
        Но речь то шла сначала о другом. Как угрожает законопроект татарскому, если его будут знать дома (и заодно и книжки читать)?

      • Анонимно
        5.06.2018 22:46

        не учите, мы вас не заставляем.

      • Анонимно
        6.06.2018 06:29

        Требуйте для СВОИХ детей облегченной программы изучения русского языка.

        А нашим детям нужен русский язык в полном объеме школьной программы.

  • Анонимно
    5.06.2018 21:42

    Нужно государственным деятелям задуматься о том, как поднимать престижность национальных языков в 21 веке. Тогда не нужно будет думать о том как их сохранять.

    • Оптимист
      5.06.2018 22:15

      А что там думать?
      Вся престижность русского заключается в обязательном экзамене без которого в вуз дорога закрыта
      Вот и вся престижность
      Так же можно поднять престижность нерусских языков

      • Анонимно
        5.06.2018 22:47

        у вас был - пишу полное название - татарский государственный гуманитарный педагогический университет. вы зачем его "слили", раз вам так нужен нац. вуз? почему ваша нац.элита присоединила его к КГУ??

      • Анонимно
        5.06.2018 23:07

        Это для дурака. Умный понимает, что русский язык -ключ к знаниям, общению на одной шестой части суши и не только и культуре многих народов. Тут не о престижности речь, а о практической стороне вопроса.

        • Анонимно
          5.06.2018 23:41

          Вот-вот почему-то против английского в школе никто не бастовал. А все почему? Он то для россиян вообще чужеродный. Вот государственники должны думать о том, чтобы людям хотелось изучать национальные языки. Чтобы они могли получать престижное образование на этих языках и работать на престижных предприятиях говоря на этих языках, заниматься научной и инновационой деятельностью на родных языках. А то сейчас к примеру, изучают татарский в садике, потом в школе. А что дальше? Без мотивации он забудется после экзаменов об этом всем известно.

  • Анонимно
    5.06.2018 22:14

    Это бред.Сегодня живу в Казани и обязан учить татарский.Потом я переехал в Чебоксары и меня заставляют учить чувашский.Все добровольно и точка.

    • Буре
      5.06.2018 22:23

      Мало того, тебя и в Казани и Чебоксарах будут заставлять учить и русский и английский
      Совсем берега потеряли

    • Анонимно
      5.06.2018 23:11

      А Вы не можете нормально ужиться в одном месте? И зачем искать себе проблемы? Кроме республик, у нас много областей и краев

  • Буре
    5.06.2018 22:25

    Судя по количеству и качеству комментариев тема запрета родных языков на сегодня самая актуальная в национальных республиках

  • Анонимно
    5.06.2018 22:30

    Если бы образование в Татарстане велось на татарском языке, я бы ещё мог посочувствовать русским жителям республики. Но когда, образование только на русском языке, в том числе и для татарских детей, и когда сейчас русские жители даже предмет татарский язык не хотят изучать обязательно, я считаю это наглостью с их стороны.

  • Анонимно
    5.06.2018 22:32

    Законы Татарстана будут соблюдать все жители республики,от этого никуда не деться.

    • Анонимно
      5.06.2018 23:05

      Конечно, в тех случаях если они не противоречат законам России.

  • Анонимно
    5.06.2018 22:41

    Русский язык не должен быть обязательным в Татарстане,для татар он не родной.

    • Анонимно
      5.06.2018 23:18

      Для татар, граждан России, русский язык является государственным языком!

    • Анонимно
      5.06.2018 23:28

      не родной - не учи. татарские школы - для тебя

  • Анонимно
    5.06.2018 22:47

    Ингушетия выступила против закона о добровольности,Татарстан и Башкордистан тоже против.Нас много,а это сила.

  • Анонимно
    5.06.2018 22:56

    40 миллионов нерусских россиян кричат не отнимайте у наших детей родной язык

  • Анонимно
    5.06.2018 23:06

    Это плохо...очень плохо..

    • Анонимно
      5.06.2018 23:29

      придется смирится.ибо это закон. суров закон, но закон.

  • Анонимно
    5.06.2018 23:25

    Ну давайте так, товарищи, кто там шатает эту языковую лодку! Бензин любой- 10 коп за литр, жильё всем в черте города Казани безвозмездно, работа для всех по уровню образования и способностям, а не в связи с удащей, цены на продовольствие исходя из цен на бензин , озвученных выше, прекрасное и бесплатное образование, медицину на уровне, храмы и мечети в доступе и все- все будем учить татарский из любви к этой земле и таким дорогим нашим правителям, которые нас всех в равной степени всем обеспечили!

  • Анонимно
    5.06.2018 23:33

    финта ля комедия. Федеральный законопроект против обязательного изучения родных языков будет изменен: компромиссное решение приняла сегодня рабочая группа, в которую входят представители Госдумы, региональных парламентов, Рособрнадзора и министерства просвещения. Об этом сообщает RTVI.

    «Нашли общий язык на 90%, хотя надо бы еще поработать. Но слова президента Владимира Путина о том, чтобы у родителей учеников было право выбора, выполним», — цитирует телеканал депутата Госдумы от Татарстана Ильдара Гильмутдинова. Зампред думской фракции «Единая Россия» Андрей Исаев тоже подтвердил каналу, что компромисс достигнут, «но он не выхолащивает сути закона».

    Отмечается, что ключевое изменение связано с тем, что республики смогут оставить родные языки в обязательной части учебной программы, однако в качестве родного можно будет выбрать русский язык. Раньше у него был статус общенационального государственного языка. «Изучение родного языка должно быть обязательным для тех людей, которые выбирают изучение этого языка», — пояснил глава думского комитета по образованию Вячеслав Никонов, передает «Газета.Ru».
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/news/384677

    • Анонимно
      6.06.2018 00:02

      23:33, ну, так, в чём проблема-то? Если родители выбирают для своего чада предмет "родной язык" - ребёнок обязательно изучает родной язык. Если родители НЕ ВЫБИРАЮТ предмет "родной язык", то ребёнок не изучает "родной язык", а изучает русский язык как государственный язык РФ! И ещё хотелось бы напомнить, что такого предмета "родной русский язык" НЕТ - не разработана программа, нет учебников, не прописано количество часов! Так что ... не надейтесь, что русские дети будут изучать какой-то мифический "родной русский язык"! Никто ради татарских чиновников не будет ломать настроенную схему обучения русскому языку по всей России!

  • 1. При всех обязательных предметах, татарский национальный государственный язык не может быть добровольным. Это абсурд.
    2. Кроме того, изучать ДОБРОВОЛЬНО, организовать таким образом учебный процесс - просто технически невозможно, вследствие ущемления интересов одной части населения.
    3. Кто не согласен, объясните механизм: как участь в одной школе одни будут изучать предмет, а другие будут освобождены. Появится разница в нагрузке и общего количества часов.
    4. ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ И ДОБРОВОЛЬНОСТЬ предусматривает разные механизмы финансирования и разные источники. При ДОБРОВОЛЬНОСТИ Татарстан не сможет обеспечить финансово всем необходимым.
    5. Изучение татарского языка не противоречит ни Конституции РФ, ни Конституции РТ. Махновщину нужно прекращать будоражить в умах некоторых.

    • Да никаких проблем. Кто-то ходит в художку, кто - на спортсекцию, кто-то - на шахматы, кто-то отдыхает, а кто-то - на татарский.

      И через десять-двадцать лет выясняется, кто время тратил не зря.

  • Анонимно
    5.06.2018 23:38

    Сторонники обязательного изучения татарского языка, что вами движет? То что вы его знаете а другие нет? Или чувство национального патриотизма? Какая разница на каком языке разговаривать. Главное, чтобы окружающие понимали. Примут закон, примут, ничего никто не сделает. Потому что логика здравого смысла выше чем одиозные идеи небольшой группы лиц.

    • Анонимно
      5.06.2018 23:56

      Треть России небольшая группа лиц?)))
      Ну ну
      Не прячьте голову в песок как страус
      Глупо

  • Анонимно
    5.06.2018 23:38

    Нац.языки Только добровольно, отстаньте уже. Не хотите русский учить не учите. У нас в классе 18 чел.выбрали русский. 10 татарский. Все счастливы . Все с друг другом дружат. Ни к кому ни у кого нет претензий. Что ещё нужно ?

    • Анонимно
      5.06.2018 23:54

      Сто раз повторите халва во рту слаще не станет
      Проблема есть и ее надо решать
      Нельзя запрещать родные языки
      Нельзя нарушать Конституцию РФ

  • Анонимно
    6.06.2018 00:04

    Все отобрал центр...

  • Анонимно
    6.06.2018 01:11

    Татарстанда, татар теле, дэулэт теле былурга тиеш. Мэктэплэрдэ мэжбури укытылырга тиеш. Саклыйк безнен телебезне, бездэн башка бэрсенэ дэ кирэкми. Татарстан безнен "почмагыбыз"...

  • Анонимно
    6.06.2018 02:11

    Татарский в Татарстане останется обязательным, согласно Конституции России ст.68. Все будет по закону.

    • Анонимно
      6.06.2018 09:39

      Да все уже, почитайте последние новости, внесли татарскйи язык в обязательную часть фгос, наравне с русским, но выбор языка ДОБРОВОЛЬНО остается за родителями и учениками ! Успокойтесь уже!

  • Анонимно
    6.06.2018 11:56

    Созданная в Госдуме рабочая группа по проекту об изучении национальных языков приняла решение оставить изучение родных языков в нацреспубликах в обязательной части школьной программы.

    • Анонимно
      6.06.2018 13:51

      Сделали "нашим"-"вашим"! Смысл тот-же, интерпретация по другому! Гениально! Главное - татарский ДОБРОВОЛЬНО! Остальное - предрассудки! Не будут силом заставлять учить не родной язык! Победа здравого смысла!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Видео дня Все
Читаемое Обсуждаемое
Важное за неделю

Рекомендуем

Важные новости за сутки

Старая элита

[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль