Все новости Татарстан Закамье

Еще новости
Еще новости
Еще новости
Не забудьте поздравить 21 Сентября
Опросы Архив
А вы боитесь потерять работу в предпенсионном возрасте?
Эксклюзив

Спецпроект Все спецпроекты

Актуально в сети

Новости
7.09.2018

Этносоциологи со всей России обсудили в Казани «языковой вопрос»

Этносоциологи со всей России в Казани обсудили «языковой вопрос» и возможности изучения родных языков в новых реалиях. Обсуждение прошло в рамках секции «Языковая политика и языковая ситуация: междисциплинарный подход» на III всероссийской научно-практической конференции, посвященной 50-летию первого этносоциологического исследования в СССР.

По словам ученых, языковой кризис показал, что политика в сфере образования становится политикой идентичности. Готовых идеальных моделей функционирования языковой политики в образовании нет, проблема нигде не решена полностью, заявила кандидат социологических наук Екатерина Арутюнова из Кабардино-Балкарии, которая рассказала о европейском опыте развития языков коренных народов.

Стратегия двуязычия в Татарстане поддерживается не только элитами и руководством республики, но и всеми жителями республики, отметила доцент кафедры общей и этнической социологии КФУ Лилия Низамова со ссылкой на исследования, проведенные учеными КФУ этим летом. Так, более 70% опрошенных ответили, что Татарстан должен быть двуязычной республикой.

В конференции, которая проходит в эти дни в Казани, принимают участие ведущие этносоциологи страны, в числе которых руководитель центра исследования межнациональных отношений Института социологии РАН Леокадия Дробижева, доктор исторических наук Михаил Губогло и другие. Дробижева, приветствуя участников конференции, обратилась ко всем на татарском языке: «Бергә, бергә — гомергә» («Вместе, вместе — навсегда!»)! А Губогло отметил, что Татарстан является родиной этносоциологии.

Конференция является юбилейной: она посвящена 50-летию первого в СССР этносоциологического исследования, проведенного в Татарской АССР в 1967–1968 годы. При этом тема традиционных и современных ценностей, влияния на современные межэтнические отношения и идентичности особенностей культурного развития народов России в историческом аспекте, выносится на конференции впервые. Организаторы конференции отмечают, что значимость этнокультурной, языковой тематики проявилась в конфликтных ситуациях в ряде республик, связанных с мерами федерального правительства по урегулированию преподавания русского и государственных языков республик после поручения президента РФ Владимира Путина.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Читайте нас в Telegram
Комментарии (36) Обновить комментарииОбновить комментарии Оставить комментарий
Анонимно
7.09.2018 08:16

Если перестать переводить поречение президента страны с русского на русский то никаких конфликтов не будет.Конфликты возникают там где продолжают ставить родителей на колени хотя заранее известно что результат от этого будет нулевой.Дайте людям свободу выбора и они сами разберутся на каком языке между собой разговаривать и обучать детей.

  • Анонимно
    7.09.2018 08:03

    Итого что решили то, достаточно одного русского языка или сразу все переходим на английский?

    • Язык можно прикусить во время еды, он будет болеть, но съесть его нечаянно вместе с едой нельзя. С татарским языком то же самое... Другое дело, почему язык прикусывают. Потому, что он болен и неповоротлив и поэтому застревает между зубами – зубами руководства страны, которое, по-видимому, желает, чтобы мы в процессе потребления вкусных «бикмаков» российской модернизации нечаянно съели бы свой язык. Тем более что у молодежи на это зубов может хватить, а беззубые пенсионеры этого сделать уже не могут и унесут язык в мир иной. И все-таки, чтобы молодежь съела своими «зубами» свой татарский язык, этот язык для начала нужно обезболить своей ненужностью, на формирование которой и направлена политика Центра.
      Возможно ли сохранение татарской культурной автономии в условиях отсутствия названия нашего региона Татарстан – это сложный вопрос. Ведь только благодаря тому, что наш родной край был обозначен впервые в истории татар Татарской республикой, мы воистину подняли свою культуру. Поэтому в настоящее время как никогда ранее важно сохранение татарского языка!
      И все-таки очень тяжело обнаружить, что благодаря поеданию очень вкусной еды мы можем съесть свой язык... Поэтому берегите свой язык! Исчезнуть может все, но не язык! Татарский язык вечен!

    • Анонимно
      7.09.2018 09:20

      Хватит нагло врать,какие 70% поддерживают двуязычие!Дайте людям свободно выбирать язык,а не заставляйте людей правдами и неправдаии писать заявление на татарский!

  • Анонимно
    7.09.2018 08:16

    БО почему-то постеснялось написать, что конференцию проводит Институт истории им.Ш.Марджани АН РТ

    • Анонимно
      7.09.2018 09:14

      Странно, что в организаторах нет КФУ..., а то все археологические конференции организуются университетом при участии Института археологии или, наоборот...Так удобно и практично отчитываться о проделанной работе. Ноу хау от Ситдикова - Хайрутдинова или наоборот....

      • Анонимно
        11.09.2018 23:16

        А где сам Хакимов Р.С. -известный политолог и директор.Выступали известные гости из Москвы и других городов.А от Института им.Марджани Р.Р.Салихов и организатор-зав.Отделом этнологии Г.Габрахманова.А почему проводили ни в самом Институте? Денег много на . аренду ?что то другое?

  • Анонимно
    7.09.2018 08:16

    Если перестать переводить поречение президента страны с русского на русский то никаких конфликтов не будет.Конфликты возникают там где продолжают ставить родителей на колени хотя заранее известно что результат от этого будет нулевой.Дайте людям свободу выбора и они сами разберутся на каком языке между собой разговаривать и обучать детей.

    • Анонимно
      7.09.2018 08:27

      Я согласен с Вами - каждый человек имеет право изучать родной язык, обучаться и сдавать экзамены на родном языке. А государственные языки обязательны к изучению

      • Анонимно
        7.09.2018 09:17

        Правильно. В РФ один государственный язык - русский, поэтому он обязателен к изучению. А родные языки - только добровольно.

        • Анонимно
          7.09.2018 09:37

          Да, все правильно - одно государство и один язык. И на Украине тоже самое - учите свой родной русский язык, но на добровольной основе, то есть вне сферы официального образования. И в Прибалтике та же самая ситуация. Но Россия, по конституция, пока еще Федерация.....

          • Анонимно
            7.09.2018 10:13

            вы приводите страны где поток эмигрантов зашкаливает ...к хорошему ущемление рускоязычных на постсоветском пространстве не приведет - национализм разрушит страну изнутри как тля

        • Анонимно
          7.09.2018 09:38

          В РФии один гос. язык.
          В Татарстане два.
          Успокойтесь и учите оба.

          • Анонимно
            7.09.2018 10:14

            скорее бы регионы объединили чтобы некоторые личности успокоились

          • Анонимно
            7.09.2018 10:22

            Татарстан - это и есть Россия. поэтому в сферу моих интересов татарский не входит. вам надо - вы и учите.

        • Анонимно
          7.09.2018 10:23

          Конституция РФ наделяет республики полномочиями вводить свои государственные языки, которые обязательны во всех госучреждениях этих республик

          • Анонимно
            7.09.2018 10:57

            не обязательны а применяются наравне!! не надо перевирать и вставлять везде обязательность!! В этом и есть корень всех споров!! Вам дали право а не сказали - заставить всех!

  • Анонимно
    7.09.2018 08:18

    Кто эти люди?!
    Изучение родных языков в новых реалиях
    Политика в сфере образования становится политикой идентичности
    Стратегия двуязычия ... поддерживается ... жителями
    Татарстан является родиной этносоциологии
    Последнее высказывание особенно смущает. Так и хочется сказать - будьте скромнее и не несите бред

    • Анонимно
      7.09.2018 09:00

      08:18 " Татарстан является родиной этносоциологии
      Последнее высказывание особенно смущает. Так и хочется сказать - будьте скромнее и не несите бред"
      вы торопитесь, спокойно прочтите еще раз .

  • Анонимно
    7.09.2018 08:29


    Стратегия двуязычия в Татарстане поддерживается не только элитами и руководством республики, но и всеми жителями республики, отметила доцент кафедры общей и этнической социологии КФУ Лилия Низамова со ссылкой на исследования, проведенные учеными КФУ этим летом.
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/news/394415
    Опять ложь!! Я тоже житель республики - почему я не участвовал в исследованиях??? Как же тогда утверждение что поддерживается всеми?

    • Анонимно
      7.09.2018 08:41

      А где написано, что 100% населения республики участвовало в опросе.

      • Анонимно
        7.09.2018 08:57

        А где пояснение - всеми среди опрошенных??? указано что поддерживается ВСЕМИ ЖИТЕЛЯМИ РЕСПУБЛИКИ!! или как в случаем с Бургановым будем потом выслушивать я не я и лошадь не моя...

      • Анонимно
        7.09.2018 08:59

        Так, более 70% опрошенных ответили, что Татарстан должен быть двуязычной республикой.
        Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/news/394415
        И 70 % опрошенных это далеко не ВСЕМИ подерживается

    • Анонимно
      7.09.2018 09:25

      Я так понимаю, вы участвуете во всех исследованиях. Получается этот проспали.

    • Анонимно
      7.09.2018 09:30

      Житель Твери,как можешь претендовать на жителя в Татарстане?Да,как там у вас,с преподаванием Татарского языка (Родного языка),в школах области?

    • Анонимно
      7.09.2018 10:21

      Конечно не правильно написано, что все. Этот обстоятельство показывает насколько ослабели все структуры поддержки татторской идентификации при отсутствии управления развитием поддержки этой идентификации в РТ.

  • Псевдоним
    7.09.2018 09:27

    Оооо, я смотрю на БО нашелся человек, который нашел правильное написание слова "гомер", молодцы, исправили. А вот со словом "бергә-бергә" посложнее, тут словарь может не помочь, нужно знать морфологию татарского языка. Подсказываю: парные слова в татарском языке пишутся через дефис, а не через запятую.

  • Анонимно
    7.09.2018 09:28

    Бурганову нечего не будет, потому что он хорошо сделал свое дело отвлек народ от пенсионной реформы. Под шумок языковых споров власти Татарстана поддержали пенсионную реформу.

  • Fandas Safiullin
    7.09.2018 11:27

    Сколько злобы, желчи и откровенной ненависти по поводу сообщения, что «...более 70% опрошенных ответили, что Татарстан должен быть двуязычной республикой..., не заставляйте людей правдами и неправдаии писать заявление на татарский!»! И куча поддерживающих комментариев.

    Это уже прямой призыв к полному искоренению одного из двух языков языком республики и превращению её территории в одноязычную зону, в кладбище татарского родного языка, давшего название Республике Татарстан.
    До какой звериной ненависти к родным языкам своих иноязычным согражданам могут опуститься люди!

    Опомнитесь же, наконец!
    Не то время и не та ситуация в стране и вокруг неё для того, чтобы натравливать нас — татар и русских друг против друга.
    Это «верная дорога» к крушению не только татарского языка и Татарстана.

    Язык каждого народа – он не менее родной, чем язык потерявших последнюю каплю разума «патриотов», которые призывают установить в многонациональной стране единый языковой диктат.

    А предписанный новым законом «о родных языках» «выбор родного языка», да ещё по письменному заявлению, это другой выбор — оставаться верным своему родному языку или отказаться от него в пользу другого языка. Ради преодоления искусственных языковых преград на пути выпускников национальных школ к продолжению образования и обретению гражданской и социальной полноценности.

    Родной язык он родной от рождения человека, то есть ещё до достижения возраста осознанного выбора им чего-либо, - и кого либо.
    Родным языком является только сам родной язык, а не тот, к «выбору» которого принуждают хорошо продуманные «направляющие» обстоятельства.

    Это естественно и нормально, если 100 % татар и 100 % русских и других народов России выберут родным языком свои родные языки.

    Не нормально и не справедливо, что испытанная почти 100-летней практикой норма изучения русского языка в татарских школах, как не родного языка, которая была достаточна для продолжения учебы по любой специальности в любом российском ВУЗе — отброшена с той же целью той же целенаправленной «стимуляции» отказа татарских родителей и детей от родного татарского языка.

    • Анонимно
      7.09.2018 12:17

      Фандас абый рэхмэт.

    • Анонимно
      7.09.2018 19:46

      Родной язык он родной от рождения человека, то есть ещё до достижения возраста осознанного выбора им чего-либо, - и кого либо.
      Родным языком является только сам родной язык, а не тот, к «выбору» которого принуждают хорошо продуманные «направляющие» обстоятельства

      Ну наконец-то некоторые поняли, что такое "родной" язык!!!! А то ведь раньше для всех детей родным назначали татарский

      • Fandas Safiullin
        7.09.2018 20:09

        «раньше для всех детей родным назначали татарский»

        БО читают и за пределами Татарстана. Не только малоумные могут поверить провокационной гнусной лжи и попыткам «перевести стрелки».
        Назовите: кто, где, когда «для всех детей родным назначали татарский»?

        • Анонимно
          7.09.2018 22:32

          Пусть за пределами Татарстана знают что тут происходит реально. И в этом случае не работает обычай не выносить сор из избы. А насчет викторины что, где, когда - с 2000 года все школы РТ использовали Учебные планы в которых должен быть предмет родной язык, но его заменили предметом татарский язык. А кто это сделал Вы должны лучше прочих знать.

  • Анонимно
    7.09.2018 11:34

    не заставляйте людей правдами и неправдаии писать заявление на татарский!»! И куча поддерживающих комментариев.

    Это уже прямой призыв к полному искоренению одного из двух языков
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/news/394415#comments
    Где призывы к искоренению?? ЕЩЕ РАЗ _ХВАТИТ ВРАТЬ!!!!

    • Fandas Safiullin
      7.09.2018 20:27

      Где призывы к искоренению?? ЕЩЕ РАЗ _ХВАТИТ ВРАТЬ!!!!

      Вот он призыв, а далее его поддерживающие.
      Смотрите вышы истеричное возмущение против двуязычия, то есть за одноязычие, в республике:

      «АНОНИМНО
       7.09.2018 09:20
      Хватит нагло врать,какие 70% поддерживают двуязычие!Дайте людям свободно выбирать язык,а не заставляйте людей правдами и неправдаии писать заявление на татарский!». В Вашем требовании одноязычия в республике - с двумя, согласно Конституции РФ, государственными языками, Вы превзошли тех, сокрушение которых отмечаем всей страной ежегодно.

  • Анонимно
    7.09.2018 12:08

    Слушайте, ну вот у нас русская семья. И да, я поддерживала двуязычие. Написала заявление, чтобы моя русская дочь изучала татарский.
    А всё потому, что в прошлом году в нашей школе начали экспериментальную программу по Мещеряковой. Татарский преподавался очень интересно, с аудио-уроками. Результат был отличный.
    И что? Приходит моя дочь в этом году с первого урока татарского и приносит учебник - лохмато-потрепанный не одним поколением учеников. Всё, эксперименты кончились. Нам выдали учебник грамматики. Дети будут учить правила, а не то, как общаться на языке.
    Во вторник собрание. Вы думаете я оставлю своего ребенка на татарском теперь? Ни за что!

  • Анонимно
    7.09.2018 12:35

    русские должны изучать русский язык, а татары знать в совершенстве свой устный и письменный, и английский! а не изучать китайский, турецкий там, где не знают своего, стоящего на п е р в о м месте...

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Видео дня Все
Читаемое Обсуждаемое
Важное за неделю

Рекомендуем

Важные новости за сутки

Старая элита

[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen