Все новости Татарстан Закамье

Еще новости
Еще новости
Еще новости
Не забудьте поздравить 25 Октября
Опросы Архив
А среди ваших знакомых много заболевших коронавирусом?
49%Очень много, прямо страшно становится
34%Люди болеют, но не больше, чем обычно в сезон ОРВИ
14%Нет, почти никто не болеет
3%Свой вариант (в комментариях)
Прием голосов по опросу закрыт
Эксклюзив

Это интересно

Спецпроект Все спецпроекты

«Битва» за цену «квадрата»: чем лечить COVID-осложнения рынка недвижимости РТ

Круглый стол «БИЗНЕС Online»: как эскроу-счета стали гарантом в «коронакризис» и что делать с «планом Путина» по вводу жилья. Часть 2-я

Новости Татарстана
2.12.2019

Гузель Яхина раздосадована тем, что татарстанцы критикуют ее роман за очернение татарской женщины

Автор романа «Зулейха открывает глаза» Гузель Яхина призналась в интервью программы «Просто о сложном» в «Яндекс.Эфире», что ее задевает критика.

Гузель ЯхинаФото: «БИЗНЕС Online»

«Критика была, критика достаточно эмоциональная. Я не могу сказать, что я очень спокойно отношусь, нет, конечно, это задевает. Например, в Татарстане критиковали роман за то, что это такое очернение татарской женщины, „бомба, заложенная под национальное сознание“. Или в Татарстане называют роман очернением татарской матери. Другое дело, мне кажется, что я с любовью о татарском рассказала, хочется надеяться на это», — призналась писательница.

Книга «Зулейха открывает глаза» основана на семейной истории Яхиной, а прототипом главной героини стала ее бабушка. Татарскую крестьянку из глухой деревни Зулейху вместе с другими переселенцами отправляют в Сибирь. Вместе они каждый день борются за жизнь в тяжелейших условиях.

По словам автора, этим летом она столкнулась с критикой в адрес романа во время съемок одноименного сериала в Татарстане. «Критика в Татарстане была и есть до сих пор еще и потому, что снимался сериал „Зулейха открывает глаза“. Снимали много в Казани, снимали в Татарстане, но была мощная поддержка со стороны администрации города, иначе не было бы съемок в Казани», — добавила она.

Яхина отметила, что «не выворачивала наизнанку татарскую жизнь», а просто писала о несчастной женщине. «Да, это сделано на материале татарском, но это просто несчастная женщина, которая не любима мужем, которая не любима свекровью, которая живет в каком-то Средневековье. Вот об этом я писала, просто на татарском материале. Для меня эта история, с одной стороны, национальная, а с другой стороны, не национальная», — пояснила автор.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Читайте нас в Telegram
Комментарии (154) Обновить комментарииОбновить комментарии Оставить комментарий
Анонимно
2.12.2019 10:14

Это неплохо, что большинство татарского народа критично относится к идеям этой книги.
Значит, национальное сознание живо в нашем народе!

  • Анонимно
    2.12.2019 09:30

    А мне кажется, она все правильно написала в своем романе!

    • Анонимно
      2.12.2019 10:03

      Когда кажется, креститься надо. А по моему убеждению, роман очень дёшево написан.

      • Анонимно
        2.12.2019 10:29

        Думаю не Вам судить, что мне делать, тем более в религиозном плане!

      • Анонимно
        2.12.2019 11:06

        В кои веки татарская женщина написала роман, которым зачитываются по всей России и активно печатают за рубежом, но некоторые татары начинают её критиковать за плохое знание татарского языка и "неверную" идеологию произведения вместо того, чтобы порадоваться за соплеменницу. Всё это напоминает зависть обитателей Вороньей слободки к своей бывшей соседке, ставшей популярной и знаменитой далеко за её пределами.

        • Анонимно
          2.12.2019 11:22

          Только критика делает литературное произведение шедевром!
          Так что, все нормально.

        • Анонимно
          2.12.2019 11:34

          Она себя татарской женщиной не считает. И критиковать никто не запрещает. Имеем право.

          • Анонимно
            2.12.2019 11:49

            Слушал недавно её выступление в КФУ, был восхищён умом, обаянием и эрудицией и не заметил, чтобы она отрекалась от своих татарских корней. Какая-то странная дискриминация: Гузель Яхина ничем не хуже Алины Загитовой, которую все дружно считают родной, любимой и исконно своей, татарской.

        • Анонимно
          2.12.2019 15:46

          Книга классная! Прочитал на одном дыхании за два дня! Но фильм смотреть не хочу, Хаматова не подходит на роль Зулейхи, мое мнение

    • Анонимно
      2.12.2019 10:07

      Прочитал эту книгу в татарском переводе - что-то не то.
      Такие книии про татарскую жизнь надо писать по-татарски.

      • Анонимно
        2.12.2019 10:21

        Соглашусь с вами.
        В то же время важно, что появляются книги о татарской жизни и на русском языке - и это позитивный фактор в целом.

      • Анонимно
        2.12.2019 10:29

        Если книга о своей бабушке, то тут много вопросов. А кто тогда дедушка? Не тот ли вертухай? И что значит о бабушке, о татарской женщине, разве в этом была проблема у татарского народа. Как раз эта тема вырвана из контекста всей большой проблемы и представлена как раз в противовес той большой проблемы.

        Татарин.

        • Анонимно
          2.12.2019 10:43

          Не на тот путь развития для татарского народа намекает писатель.
          Это путь в никуда!

          • Анонимно
            2.12.2019 11:05

            Воистину!
            Как можно ложиться под убийцу своего мужа?
            Извращение же!
            Разве не так?
            Это не путь татарской женщины!

            • Анонимно
              2.12.2019 11:32

              Это основное, что Вы увидели в этой истории?!...

              • Анонимно
                2.12.2019 11:45

                А основное по вашему - это строительство поселка на Ангаре и воспевание героизма советских людей?

            • Анонимно
              2.12.2019 12:07

              11.05 Ждём от вас книгу о пути татарской женщины на татарском языке и идеологически выверенную.

        • Анонимно
          2.12.2019 11:23

          10:29 Так напишите свою книгу, Татарин. Мы почитаем, сравним.

        • Анонимно
          2.12.2019 12:27

          Вот когда Г. Яхина напишет продолжение своей Зулейхи, можно будет судить относительно шедевральности этого произведения и всего остального с этим связанного. А пока это всего лишь роман-провокация (без продолжения).

  • Анонимно
    2.12.2019 09:32

    Кто критикует то? Опять тот же «десяток-сотня», это понятно по избитым фразам типа «национальное сознание». Это не Татарстан а максимум сотня крикунов нациков. Не стоит на таких внимание даже обращать

    • Анонимно
      2.12.2019 09:50

      Именно их и услышали.
      Эти десяток-сотня - отражение большинства в общественном мнении.
      "Одобрямс" - это не интересно и не жизненно!

      • Анонимно
        2.12.2019 10:12

        Книгу почитать интересно.
        Но там указан не тот путь, который нужен татарской женщине и тем более татарскому народу.
        Это то, как не надо делать.

      • Анонимно
        2.12.2019 10:14

        Это неплохо, что большинство татарского народа критично относится к идеям этой книги.
        Значит, национальное сознание живо в нашем народе!

  • Анонимно
    2.12.2019 09:35

    Яхина оторвалась от корней
    Это трагедия
    Без национального образования не будет национальных писателей

    • Анонимно
      2.12.2019 09:49

      Она указывает на ложный путь для татарской женщины и татарского народа в целом - как можно родить ребенка от убийцы законного супруга, с кем состояла в никахе?
      Разве такое может быть образцом?

      • Анонимно
        2.12.2019 10:20

        В природе нет такого закона -никах. Его придумали.

      • Анонимно
        2.12.2019 10:20

        А кто решил, что это образец? Вы?

      • Анонимно
        2.12.2019 10:33

        Вы книгу читали? Она вообще-то ребенка от мужа родила...

      • Анонимно
        2.12.2019 13:47

        Это своего рода намек, что татары должны любить Ивана Грозного, даже если он совершил максимум зла по отношению к ним, которое только можно совершить.
        Я и такое мнение слышал.
        Если это правда.

        • Анонимно
          2.12.2019 14:16

          Полюби мучителя своего и роди от него ребенка - и будет тебе счастье!

        • Анонимно
          2.12.2019 14:16

          Может, именно поэтому ее так продвигают?

        • Анонимно
          2.12.2019 15:03

          Укрепление рабской психологии в татарском народе - за это так превозносят эту книгу?

          • Анонимно
            2.12.2019 15:47

            Чем тяжелей наказание, тем им милей господа - это то правило, по которому должен жить татарский народ?

            • Анонимно
              2.12.2019 19:25

              Именно на это намекает автор и именно за это эту книгу продвигает официальная пропаганда.
              Я сразу понял фишку.

          • Анонимно
            2.12.2019 16:13

            15:05 Поражаюсь людям, которые "глядят в книгу, видят фигу".
            Это каким же "талантливым" и начитанным надо быть, чтобы увидеть "укрепление рабской психологии" основной мыслью произведения?

        • Анонимно
          2.12.2019 16:36

          Не продвигают же книгу про восстание Батырши и фильм по нему не ставят.

          • Анонимно
            2.12.2019 19:09

            Кстати, зря!
            Башкиру очень героизируют своего Салавата.
            А Батырша не хуже него.

      • Анонимно
        2.12.2019 19:19

        Может прочитаете все же? А потом уж мнение свое высказывайте. Смешно.

        • Анонимно
          5.12.2019 07:41

          Читали мы ее. Мерзкая книга и наша реакция показатель этой изыращенной мерзости которую завуалировали сюжетом и слюнями да бы читать хотелось. Извращение где все усилия сделаны в начале да бы демонизировать семью татар да бы все дальнейшие извращения были оправданы

      • Анонимно
        20.12.2019 23:59

        ребенок у Зулейхи от мужа рожден, вы не читали книгу, а выдумываете, и мнение ваше ничего не стоит в таком случае, а просто смешно

    • Анонимно
      2.12.2019 09:57

      Кошмар!
      Как можно про татарскую жизнь написать на чужом языке!
      Надо написать на татарском, а потом перевести.

      • Анонимно
        2.12.2019 19:21

        И Гоголь свои книги на русском писал. В чем кошмар то?

  • Анонимно
    2.12.2019 09:44

    Таких историй бабушка рассказывала много, и мама с ее слов. Это было. Важно, что бы сейчас не было.

  • Анонимно
    2.12.2019 09:45

    В те годы, о которых написано в романе всякое бывало, в том числе и людоедство и трупоедство, также и среди татар. Ничего плохого о татарах она не писала. Это была трагедия всей страны.
    Рим Дашкин

  • Анонимно
    2.12.2019 09:45

    Неплохо написано, посмотрим, какое кино получится. А недовольные будут всегда, тем более нацики, которые сами не знают, что и за что критиковать. Главное НАДО и погромче.

  • mad big
    2.12.2019 09:46

    Бездари всегда завидуют таланту! Она одна сделала больше для узнаваемости татар в России, чем кучка союзписовцев с их аппаратом, сидящих на госдатациях и плодящих тонны макулатуры.

  • Анонимно
    2.12.2019 09:48

    Немного циничной исторической реальности . В статье Верещагина «О бабьих стонах». Автор отмечал, что массовое плохое отношение к женам характерно исключительно для русских крестьян: «Посмотрите теперь, как татарин холит свою жену: в дому — лучшее ей помещение и всегда ей перина, почему и не валяется она на полу на чем пришлось; чистота везде и почет, а не то чтоб бить с утра до утра. Едут в гости — муж усадит жену на подушки и не позволит встать отворить полевые ворота. Подобное же отношение между супругами и у чуваш и черемис (только живут они очень грязно). Процессов или жалоб на жестокое обращение, по крайней мере, я не слыхал. Не то у русского. Баба паши, баба коси, баба сгребай сено, баба жни, баба правь все женские работы и убирай все по хозяйству, даже дрова руби. Едут в гости, — баба отвори ворота, поправь лошадь, пьяного спать уложи… Хорошее и гуманное отношение с женой у русского — исключение, а у иноверцев наоборот».

    • Анонимно
      2.12.2019 11:44

      Сам татар, трое сыновей маленьких, жена не работает дома сидит. Из родителей мать умерла, отец живет с другой семьей. На иждевении 4 человека получается, дом свой , не злоупотребляю алкоголем, не курю. Работаю в строительство.
      И думаю таких как я много.
      Надо вот о таких людях писать.

  • Если пишешь, выступаешь, т.е. ты публичный человек, надо быть готовым к критике.
    В данном случае проблема в том, что определенные силы слишком превозносили в целом посредственное призведение

    • Анонимно
      2.12.2019 10:12

      она боялась написать что то настоящее о советской власти

      пренесенной на штыках красноармейцев

      даже тех же краснормейцев назвала не опричниками

      а красноордынцами

  • Анонимно
    2.12.2019 09:51

    Талантливая женщина открывшая талант писателя.
    Написала на наболевшую тему.
    Видимо долго вынашивала замысел и сюжет..
    Просто молодец.
    И таких историй очень много. Просто не всем дано изложить ее так, как сделала Гузель.
    Чего тут критиковать то.

    • Анонимно
      2.12.2019 10:33

      И что тут наболевшего? Вытащить историю почти вековой давности, переложить ее в неком извращенном виде, представив женщину, полюбившая своего насильника и охранника. Что тут наболевшего?

      Татарин

      • Анонимно
        2.12.2019 16:35

        2.12.2019 10:33 как я рад что таких как вы оказалось не мало. Браво, зрите в корень а не на "вкусную обертку"

      • Анонимно
        3.12.2019 13:34

        10-33
        Гузель конечно хорошо пишет, но осилить после нескольких страниц не хватило сил. Тягать еду "кладбищенскому хозяину", прятать хлеб в могиле...в голове не укладывалось.

  • Анонимно
    2.12.2019 09:52

    А что изменилось-то? Татарка все так же терпит нелюбовь свекрови и мужа. Все ради того, чтобы соответствовать некоему образу, удобному для тех, кого терпят.

    • Анонимно
      2.12.2019 10:18

      Зато у татарского народа нет столько анекдотов и шуток про тещу как у русских.
      Создается ощущение, что у русских самый враг мужчин - это теща.
      А у татар к теще относятся ровно и даже с уважением.
      Зато про свекровь часто не положительного можно у нас услышать.
      Хотя и положительного достаточно.

    • Анонимно
      2.12.2019 10:36

      А что у других народов как-то иначе. И не надо по своему примеру. Знаю очень много татарских семей, в которых невестку чуть ли не на руках носят, помогают ей и сыну растить детей, вкладывают в них все, что могут. Вам, видать, не повезло, если, конечно, действительно так, а не высосали из пальца, как и эта история.

      Татарин

  • Анонимно
    2.12.2019 09:53

    Критиканы пусть сами что-нибудь напишут сначала, а потом критикуют!

  • Анонимно
    2.12.2019 10:01

    читаешь роман...он полностью ложиться на рассказы бабушек.... читаешь на одном дыхании...Спасибо

  • Анонимно
    2.12.2019 10:07

    Тяжела доля непомнящих своего родства. И там не свои и тут не свои. Выход из ситуации? Смена ФИО.

    • Анонимно
      2.12.2019 11:33

      10:07 Автор то как раз и помнит свое родство, если это семейная история.
      Такое ощущение, что многие или не читали, или читать читали, но в состоянии какой-то националистической зашоренности.

    • Анонимно
      2.12.2019 12:26

      Вот когда Г. Яхина напишет продолжение своей Зулейхи, можно будет судить относительно шедевральности этого произведения и всего остального с этим связанного. А пока это всего лишь роман-провокация (без продолжения).

  • Анонимно
    2.12.2019 10:11

    Все факты Книги Яхиной давно были описаны в произведениях других писателей(Гинзбург,Шаламов и др). Такое впечатление,что Яхина просто дала одной из этих героинь татарское имя и «сделала» ее выходцем из татарской деревни. А остальное давно уже написано( описано).
    Предел ее писательских возможностей особенно заметен в ее 2-й книге.
    Тем не менее- успехов ей!

  • Анонимно
    2.12.2019 10:18

    Кому нужна была её бабушка из глухой деревни. Да ещё наверняка не владеющая русским языком. Что она (бабушка) могла натворить такого, что бы её сослали в сибирь.

    • Анонимно
      2.12.2019 10:54

      И что с того, что не владеет русским?
      Зачем это им?
      Как будто невиданное достоинство -владение русским.
      Русский и татарский язык равны по закону
      Полно русских бабушек не владеют татарским.
      Им же это не ставится в укор.
      Не стоит так превозносить русский.
      Наш язык не хуже его!

      • Анонимно
        2.12.2019 13:20

        Осознание равноправия языков - очень важно для построения демократического общества.

        • Анонимно
          2.12.2019 13:35

          Только не все рады этому равноправию.
          Кто-то цепляется за старое и не хочет ставить татарский на одну доску с русским.

  • Анонимно
    2.12.2019 10:22

    Это не ее роман.
    Роман на основе неопубликованных материалов (время было такое) ее великого деда...

  • Анонимно
    2.12.2019 10:35

    Надо быть проще.Никакого очернения образа татарской женщины нет в том плане что этот образ исчезает со временем семимильными шагами и это не только у татар и следовательно и нет образно говоря самого предмета разговора. Те кто родились после 1964 года а им уже сейчас 55 лет!!! это уже совершенно другой образ как татарской женщины так и татарского мужчины так и других национальностей.Образно говоря последние носители образа национального в привычном образно говоря формате в большинстве своем это те кто родился в 1960-1963 годах.Эта эпоха прекрасна в воспоминаниях и прекрасна в восприятии оставшихся в живых большинства представителей образно говоря татарского образа которым нонче уже 80-100 и более лет.Но время и прогресс разрушает образы и с этим ничего не поделаешь.И я понимая это не сожалею что образы уходят так как вместе с ними уходит в прошлое в большинстве своем властность,подчинение,осуждение,невосприятие определенных вещей и прочая которые были присущи большинству из образа.

    • Анонимно
      3.12.2019 13:40

      10-35
      Не могу представить не только татарку, но и русскую, или чувашку...чтобы полюбила убийцу мужа. Тем более она родила от своего мужа 4 - х детей! Правда, рано умерших! То есть, ее муж не был ей чужим! Его смерть в ее душе не могла бесследно растворяться!

  • Анонимно
    2.12.2019 10:40

    Это чужая для нас татар книга...

  • Анонимно
    2.12.2019 10:43

    Скажите спасибо, что написала хорошую книгу. Критики кроме того как критиковать ничего не умеют. Сами бы хоть написали что нибудь. Хорошая книга о реальной действительности.

  • Анонимно
    2.12.2019 10:45

    При полном отсутствии национальной идеи в России и Татарстане в частности , такие книги крайне неудобны власти так как заставляют задумываться о разрушении и корней в послереволюционный период и истреблении целых народов и социальных классов ( купечества, зажиточных крестьян и середняков) путем массового переселения либо доведением до нищеты. Почти у КаЖДОй семьи особенно в Татарстане и Поволжье есть свои легенды и истории о раскулачивании, экстренном перемещении от НКВД в другие регионы (семьи просто бежали). Море историй как свои же родственники сдавали дрдр органам в надежде уцелеть сами. Я плотно поработал в архивах по своей семье, многое ещё предстоит. В преддверии юбилейной годовщины Победы в ВОВ особенно и последние 30 лет меня всегда удивлял один вопрос - как измордованный друг другом народ, загоняемый в угол репрессиями, голодом, невежеством , смог совершить такой великий подвиг? Особенно подвиг женщин , уберегших своих детей и поднявших их после войны. В городе и разрухе. Эта книга считаю ярко пройдет по душам тех, у кого осталась генетическая, родовая память , тех кто помнит рассказы прабабушек и бабушек (вернее то что они хотели нам рассказать). А сколько осталось в тайне? Главная задача книги и истории в целом для умного человека - провести параллели с тем временем и настоящим. Сравнить какими мы были и стали. Поколение выживания и самоотверженности и поколение потребителей и хитрованов. Зачастую родства не помнящее. Нет, я не критикую - мне иногда очень стыдно. За себя по крайней мере. За всех не берусь судить - не по Сеньке шапка.

    • Анонимно
      5.12.2019 08:13

      Учитывая как много место уделила автор на то что бы демонизировать татарскую семью где очень детально нафантазировала об ужасах жизни в татпрской семье да бы показать читателю женской аудитории что татарская семья это ужас, где ссылка и жизнь с душегубом будет куда лучше чем с тиранами татарами. Вот эту мысль смешали с сюжетом и подали в горячем виде. Увидели, почуяли, критикуем, порицаем! Что не ясно?

  • Дамир lobster
    2.12.2019 10:45

    Я татарин. Вырос в татарской деревне. Роман Гузели Яхиной сразу зацепил меня невероятно точной передачей атмосферы повседневного быта. У нас всё именно так и было. При этом, я последний, кто будет осуждать Убыр карчыкны, её сына и тем более писателя. Нужно понимать, откуда корни такого поведения в Российской глубинке. Только вышедшей из крепостного и тут же попавшего в коммунистическое рабство,

    • В татарских деревнях крепостничества не было

    • Анонимно
      3.12.2019 13:42

      10-45
      Ну и сочинитель вы! Ни капли правды в ваших словах!
      В деревне татары жили грамотные и богобоязненные.
      А здесь какие-то язычники описываются.

  • Анонимно
    2.12.2019 10:49

    Издали бы роман только на татарском языке никто б и не знал что за книга

    • Анонимно
      2.12.2019 10:58

      Его можно перевести на языки мира, в том числе и на русский

    • Анонимно
      2.12.2019 11:10

      Читая отклики местных комментаторов и зная, насколько "талантливы" члены СП Татарстана, начинаешь сомневаться, что "Зулейху" бы напечатали на татарском. Примерно по таким же причинам в СССР не публиковали произведения Бродского, Довлатова и Высоцкого.

      • Анонимно
        2.12.2019 11:33

        Она уже напечатана на татарском и пользуется популярностью, хотя продажи и не достигают уровня популярности мусульманской литературы.

        • Анонимно
          2.12.2019 12:06

          Так потому и напечатали на татарском, что ранее уже получила известность.

      • Анонимно
        2.12.2019 16:16

        Такой роман о нравах и жестокости написан 100 лет тому назад и называется "Татар хатыны нилэр курми" Г. Ибрагимова.

    • Если бы роман назывался "Зинаида открывает глаза", никто бы не обратил на него внимания, никаких литературных премий не дали бы, даже какого нибудь областного сообщества литераторов

  • Анонимно
    2.12.2019 11:04

    Другие произведения у нее очень посредственные...

  • Анонимно
    2.12.2019 11:14

    Почему так много хайпа вокруг этой книги, кто ответит?

    • Тема попала в унисон с ростом шовинистических настроений

      • Анонимно
        2.12.2019 12:30

        Скорее, даже помогли написать.

        Татарин

        • Анонимно
          2.12.2019 14:28

          12:30 Да сознайтесь уже, что не читали произведение.
          Какая разница какой национальности эта девушка? У многих в то время была похожая судьба, раскулачивали и ссылали в Сибирь независимо от национальности.
          Не судите, да не судимы будете!
          Очень пронзительная, глубокая, на мой взгляд, история. Спасибо автору.
          Гузель Яхина одна из достойных дочерей татарского народа.
          Жаль, что для вас обертка (написание на русском языке) оказалась главнее сути.
          Но нас, русских, в Татарстане это уже не удивляет.

          • Анонимно
            2.12.2019 14:41

            А кто-то из русских писал свои произведения на татарском?
            Вот тогда это будет событие мирового уровня и реальное равенство народов!

            • Анонимно
              2.12.2019 14:50

              14:41 А кому оно нужно ваше "реальное равенство" любой ценой?
              Прежде всего - это жизненные ценности, все остальное вторично.

            • Анонимно
              2.12.2019 15:39

              14:41 Так произведений самих татар на татарском что-то не наблюдается.
              Как-то даже неловко Вам об этом писать, когда Вы о "событиях мирового уровня" нам тут вещаете.
              Начните, а мы подтянемся.

              • Анонимно
                2.12.2019 16:03

                Тогда пусть крутые русские писатели напишут крутое произведение на татарском языке - окажут интернациональную помощь сирым и убогим татарам.

                • Анонимно
                  2.12.2019 16:15

                  16:05 А еще чем вам помочь?
                  Давайте уж весь список выкладывайте.

                  • Анонимно
                    2.12.2019 16:20

                    Покажите сначала, как вы с этим справитесь.
                    Потом решим.

                  • Анонимно
                    2.12.2019 16:23

                    Мы же вам пишем на русском.
                    А теперь ваш черед написать на татарском.
                    Долг платежом красен.

        • С писаниной очевидно не помогли, а вот с премиями разными - на 100 пудов.

    • Анонимно
      2.12.2019 14:06

      Для 11:14, потому что в наши дни, мало читают, не знают мастеров пера нашей Родины. Почитайте Л.Леонова, Платонова, В.Быкова, Распутина и многих других, тогда поймёте, что Яхина писатель не первой-второй линии, и раскручена искусственно

      • Анонимно
        2.12.2019 14:18

        Поживём - увидим! Чехов, например, при жизни был куда менее знаменит, чем прочно забытый ныне Потапенко. Заслуга же Яхиной в том, что книги ни одного из татарских писателей после Тукая не читали с таким интересом в России, как её.

        • Анонимно
          2.12.2019 14:36

          Потому что, тат.писатели писали на татарском, и редко получалось вырваться за пределы татарского мира,если только печататься в " Дружбе народов ". А могла Яхина вырваться, если бы, изначально написала " Зулейху " на татарском?

          • Анонимно
            2.12.2019 14:42

            Пусть кто-то из русских напечатает книгу на татарском!

            • Анонимно
              2.12.2019 14:51

              Нам и со своим родным языком хорошо! Лучше пусть у татар появится свой талантливый Рытхеу, который писал и на своём родном языке, и на русском, а переводили его и на многие другие языки мира.

        • М.б. еще ее выдвинут на премию Тукая ?

          • Анонимно
            2.12.2019 19:20

            Тогда премия Тукая окончательно опозорится.
            Тукай будет рыдать у себя в могиле от такого позора,

            • Анонимно
              2.12.2019 19:30

              Думаю, что и Яхина не сильно расстроится, если не получит эту замечательную премию! Вот список уже полученных ей литературных премий:
              2015 — Лауреат премии «Книга года» («Зулейха открывает глаза»)
              2015 — Лауреат премии «Ясная Поляна», номинация «XXI век» (за роман «Зулейха открывает глаза»)
              2015 — Лауреат премии «Большая книга» за роман «Зулейха открывает глаза»
              2016 — Лауреат премии «Сирано», номинация «Лучший писатель»
              2017 — Les prix du magazine Transfuge de la rentrée littéraire, Франция, 2017
              2017 — Лауреат премии «Премия Читателя» (за роман «Зулейха открывает глаза»)
              2018 — Лауреат премии проекта «Сноб» «Сделано в России — 2018» (за роман «Дети мои»)
              2019 — Финалист премии «Большая книга» за роман «Дети мои» (Итоги Национальной литературной премии «Большая книга» будут подведены в декабре 2019 года).

  • Анонимно
    2.12.2019 11:20

    Уважаемая Гузель! Если, хватит сил и смелости, напишите книгу о сегодняшних реалиях. Про 30-е годы много книг ( Шаламов,Солженицин,Разгон и др. ), и Вы, со своей Зулейхой, как-бы вторичны-третичны, и явно желаете выехать на безопасной ( в наши дни ) теме. О бабушке, мило ( как Вы умеете ) улыбаясь, можно рассказывать в кругу друзей под рюмочку. Без обид, с налучшими пожеланиями ))

    • Анонимно
      2.12.2019 15:18

      Почему же в СССР не нашлось среди татарских писателей своего Шолохова или Солженицына? Рискну предположить, что отнюдь не из нежелания повторяться. Основных причин - две: 1. Безопаснее и прибыльнее было воспевать коммунистов и Октябрьскую революцию. 2. Просто таланта не хватило.

      • Анонимно
        2.12.2019 16:15

        Чингиз Айтматов одного уровня с Шолоховым.
        В самом Шолохове тоже заложен татарский ген.

        • mad big
          2.12.2019 16:59

          Тут один австриец, который пытался стать художником есть. Если бы он победил, то вы бы и у него татарские гены нашли бы.

  • Анонимно
    2.12.2019 11:22

    11:13.Да никто бы не обратил.И вот почему.Русская женщина была образно говоря свободна во многом в отличие от женщин Востока.И поэтому покупатель книги само собой клюнет на название книги и купит ее даже образно говоря не зная что речь идет о татарской женщине.Само имя Зулейха это образно говоря собирательный образ женщин Востока в глазах большинства кто ее купит.

  • Анонимно
    2.12.2019 11:33

    Бармактан суырып язган һәм ялганга корылган роман. Аның әбисе образы түгел анда, ник ул аның рухын рәнҗетеп шулай дип сөйли икән? Моның бит Аллаһ тарафыннан җәзасы булачак.

  • Анонимно
    2.12.2019 11:34

    Да не переживайте вы так , нормальный роман получился.а для поборников чистоты езжайте на объездную и полубуйтесь на красоту вдоль дорог стоящую.

  • Анонимно
    2.12.2019 12:24

    Если по чесноку то того образа о котором говорят УЖЕ ДАВНО НЕТ.Почти фсе нонче современные с другими привычками и понятиями и менталитетом.

  • Анонимно
    2.12.2019 13:37

    Гузель Яхина все правильно описала. Какая критика может быть... она может исходить от тех кто не знает как жили наши бабушки и пробабушки!

    • Анонимно
      2.12.2019 14:00

      Мы все знаем как жили наши бабушки и прабабушки, а вот как сожительствовали ваши особо знать не желаем

      • Анонимно
        2.12.2019 14:37

        14:00 ну просто исключительные вы люди!

      • Анонимно
        2.12.2019 14:40

        14:00 Судя по тому, как легко Вы оскорбляете память бабушек и прабабушек посторонних Вам людей, ничего то Вы не знаете.
        Как показывает жизнь, самые ярые навешиватели ярлыков и есть самые большие грешники.

  • Fandas Safiullin
    2.12.2019 16:40

    Книга Яхиной — это продолжение фильма «Орда».
    В осыпанном наградами и восхвалениями фильме главное — его прямое, бьющее по задуманной цели, содержание. Первый показ — в День России, в лучшее вечернее время. Многократное повторение по центральным каналам т/в. А весь замысел фильма - лишь выставление татар времен Золотой Орды на сегодняшнее обозрение как звероподобных дикарей с их скотским бытом, не доросших не только до чувства благодарности за добро, например, за излечение от тяжелой болезни, но ещё не имеющих даже членораздельной речи. Короче, запредельная ложь и нескрываемая жажда унижения тех, кого ныне позволено унижать не только провокационным искажением истории. Обязательно посмотрите «Орду», кто еще не успел. Это надо видеть, знать и помнить.

    Книга Яхиной — в том же ряду, но не столь откровенна по содержанию. Лживая фабула и вдохновившая автора идея книги — любовь татарской женщины к карателю своего народа и убийце своего мужа и отца своих детей — прикрыта «художественной» канвой реальных жестоких бесчеловечных репрессий в описываемые годы.

    Отдельные эпизоды, попутные «мелочи» в книге не менее важны, чем основное её содержание. Некоторые детали татарского сельского быта «вмонтированы» туда как «пережитки» изображенного в «Орде» скотства. Вспомните эпизод с подробным описанием: как муж героини, глав семьи - на виду у голодающих домочадцев — жрет подброшенную фантазией автора колбасу, жрет почти не разжевывая, давится, глотая кусками. Картинка явно «списана» с поведения одичавшей голодной собаки. Если бы книга появилась до съемок «Орды», то киношники эту отвратительную «картинку» включили бы в фильм.

    Невообразимые нелепости тоже удачно встроены в сюжет книги. Умерших от голодомора детей-малолеток отец семейства, муж героини, почему-то хоронит не на сельском мусульманском кладбище, а в глубоком лесу, далеко от дома. В гробах! Как истинно православный мусульманин? Попозже в тех же детских ГРОБАХ он прячет запасы зерна от продразверстки! Зимой, на лошади, едет в лес за спрятанными запасами. Лопатой разгребает снег над могилками детей, накрытых ПЛИТОЙ! Воткнув лопату в землю — в МЕРЗЛУЮ (!) - начинает ПАЛКОЙ расковырять вокруг плиты, оторвав её от мерзлой земли, достает из гробиков зерно, ГРУЗИТ на сани и отправляется домой...

    Сама героиня тоже — совершает не менее удивительный подвиг. В условиях долгой и по-сибирски морозной зимы, оказавшийся в глухой изоляции от снабжения продовольствием лагерь репрессированых выживает благодаря её охотничьих трофеев — куропаток. Она ходит на охоту в тайгу как на птицеферму и тащит оттуда кучу свежего птичьего мяса!

    Я не собираюсь высмеивать эти фантазии автора. А, наоборот, вижу в них четкий знак — на какой уровень нынешнего массового, к сожалению, читателя адресована сама эта книга и шумно раздуваемая её пропагандистская «слава».

    Мое понимание книги.
    Сила любви открыла глаза героине! Любовь в кого и с кем — не имеет значения. Вся прежняя жизнь с тягостями и радостями в родном селе, в родной семье, вся та жизнь была, оказывается в темной слепоте с закрытыми глазами. В недостойной внимания суете с её раскулачиваниями, голодоморами, репрессиями. И, наконец, у забитой татарской женщины открылись глаза, только благодаря образованному и «культурному», как тогда выражались, карателю своего народа и убийце своего мужа, на смысл жизни и на небрезгливый путь в ней — живи, пока живется, плюнь на всё — где добро и где зло, лови свою любовь и не упускай счастье. Какое кому дело — с кем?

    • Анонимно
      2.12.2019 16:47

      Да уж...
      Аморально как то получается пропаганда такого отношения к жизни.
      И стоит такое продвигать?

      • Анонимно
        2.12.2019 17:19

        За пропаганду аморальности ждет высокая награда!
        Такое у нас общество!

        • Анонимно
          3.12.2019 00:09

          Не общество, а власти ее поддерживают.
          Теперь понятно почему.

    • Анонимно
      2.12.2019 19:06

      Это кошмар, а не книга!
      Если бы не официальная пропаганда, к ней отнеслись бы презрительно. Впрочем, истинно народное отношение именно такое.

    • Анонимно
      2.12.2019 19:41

      Фандас-абый! Ваши слова-пронзительная правда. Я сам не смог такую книгу читать, но кто-то должен был прочитать, чтобы дать абсолютно точную оценку.

    • Анонимно
      2.12.2019 20:16

      Допускаю, что Фандас Шакирович, в силу своего полученного образования и армейской службы, очень хорошо разбирается в марксистско-ленинской философии и антикапиталистической пропаганде, но с трудом верю, что и до перестройки он разоблачал голодомор и репрессии с той же страстью, что и сейчас. Ещё менее вероятным кажется, что он верно оценивает как "лживую" - и фабулу, и вдохновившую Яхину идею книги. Видимо, более вероятным Фандасу-абыю представляются сюжет Бориса Лавренёва и поставленного по его повести "Сорок первый" одноимённого фильма 1956 г. , когда влюбившаяся в пленённого белогвардейского поручика Марютка, которой был дан приказ комиссаром её отряда не сдавать поручика живым, стреляет своему любимому в спину, когда к ним приближается лодка с белыми.

      • Анонимно
        2.12.2019 22:52

        А разве можно было разоблачать голодомор и подавление коренных народов СССР в то время? Для них были 5-звездочные психиатрические санатории.

  • Анонимно
    2.12.2019 17:10

    Фәндәс абый, төп- төгәл билгеләмә биргәнсез бу шакшы романга. Бу Яхинага татарларның рәнҗеше төшәчәк әле.

  • Анонимно
    2.12.2019 21:53

    Наверное ей начихать на вас вместе взятых. У неё свое видение на эти события. Она все таки российская писательница и не собирается под вашу дудку плясать и согревать ваши души написав Сказку. И отстаньте от неё !

    • Анонимно
      2.12.2019 22:04

      Не думаю.
      Если ей и начхать, то это ее не украшает и лучшемей от этого не будет.

      • Fandas Safiullin
        2.12.2019 23:44

        Аноним: «Наверное ей начихать на вас вместе взятых. У неё свое видение на эти события. Она все таки российская писательница».

        Какая Вам необходимость — ломиться в открытые ворота?
        Никто же Вам не возражает, что «ей начихать на нас вместе взятых».
        Об этом пишем, говорим, объясняем тем её поклонникам из наших, которые ещё не не видят, что «ей начихать на нас вместе взятых». Ваша подсказка, нам-татарам, пожалуй, будет намного убедительнее наших разъяснений. Спасибо вполне серьезно.

        То, что у нее «свое видение на эти события» — это тоже бесспорно. С тем лишь уточнением, что «свое видение» потрясших страну событий совпадает с таким же «своим видением» своих единомышленников. К палачей свое мнение об их жертвах и, наоборот, у жертв свое мнение о палачах. А те, которые не палачи и не жертвы, вольны быть или с теми, или с другими. Заблуждаются лишь те, которые видят события чужим видением.
        Мы «вместе взятые» как раз занимаемся тем, чтобы из наших «вместе взятых» как можно меньше было заблудившихся в чужом и чуждом видении самих себя.

        Повторю Ваше суждение:
        «Наверное ей начихать на вас вместе взятых. У неё свое видение на эти события. Она все таки российская писательница».
        И ещё раз, исключив второе предложение, чтобы без прмесей:
        «Наверное ей начихать на вас вместе взятых. ... Она все таки российская писательница».

        Итак, что у Вас получается?
        А получается по элементарной логике (Ваше утверждение!):
        «Быть российской писательницей, значит, по-Вашему, иметь полное позволение «начихать» на нас «вместе взятых».
        Вы имеете ввиду только татар или всех «вместе взятых» нерусских, которые, кстати, тоже россияне.
        Крепко же Вы оскорбили российских писательниц, приписывав им неписаное право начихать на всех нас «вместе взятых», то есть право на нацизм в их отношении к нам.

    • Не отстанем - она эксплуатирует татарскую тему, поэтому имеем право )))

  • Анонимно
    2.12.2019 22:51

    Словно инквизиторы накинулись на неё. Тогда вам нужно начать с Тукая. Недавно тут на Б. О. публиковали его статью. Где он высмеявал одного, который везде видел татаркость.

  • Анонимно
    3.12.2019 06:56

    Вот так у нас в республике к своим относятся. Зависть к успешному соседу, к писателю, к бизнесмен, к чиновникам и ко всем остальным. К сожалению, очередное доказательство. Поэтому многие из них уезжают в Москву, Петербург, за границу.

  • Анонимно
    12.04.2020 18:49

    Гузель Яхина — лучшая среди современных писателей. Наконец-то завтра премьера “Зулейхи”! Татарстанцам гордиться нужно тем, что Гузель — татарка, а не писать всякую дрянь в комментариях!

    Татарка не из Татарстана.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Читаемое Обсуждаемое
Важное за неделю

Рекомендуем

Старая элита

[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль