Все новости Татарстан Закамье

Еще новости
Еще новости
Еще новости
Не забудьте поздравить 18 Января
Опросы Архив
Эксклюзив

Спецпроект Все спецпроекты

Топ-10 ЖК Казани, виды из окон которых могут сделать вас счастливее

За что можно заплатить: рассказываем, где в столице РТ продаются квартиры с особым статусом

Новости Татарстана
5.12.2019

Минтимер Шаймиев: «Крупные языки могут пропасть при таком подходе…»

Государственный советник РТ Минтимер Шаймиев посетовал на федеральные правила аккредитации школьных учебников на национальных языках. Об этом он заявил сегодня в Казанском кремле на заседании совета при президенте РТ по межнациональным и межконфессиональным отношениям.

«Для того чтобы сейчас иметь школьный учебник для татарской, удмуртской, чувашской и так далее… Учебник, например, такой же по физике… Для того чтобы учить на русском языке, есть соответствующая комиссия в министерстве федерального уровня. Один раз экспертизу проходит учебник и в конце выходит как учебник. Это мало кто знает. А вот если бы написал, например, на удмуртском языке, подготовил проект учебника, все экспертизы прошел, такие же деньги платили, какие для учебника на русском языке, или на татарском, то на финише, проходя тот же путь, те же затраты… Вы думаете, это учебником выходит? Нет, как учебное пособие! Многие об этом не знают. Обидно или нет? Те же силы! — отметил Шаймиев. — Не хочу подставлять нашего министра, он старается все делать. Нет, это пособие на татарском или в общем на национальном языке. Надо еще раз одну экспертизу пройти, опять нужно столько же платить…»

Госсоветник РТ напомнил о необходимости развития полилингвальных и билингвальных школ, которые могли бы отвечать веяниям и вызовам времени. «Не хватает такой ясной четкой политики, чтобы в соответствии с Конституцией Российской Федерации… Мы ее нарушаем. Разве невозможно так спокойно сесть, рассмотреть, услышать? Я знаю, министр образования из Москвы не вылетает, сколько времени, значит, [тратится]. И не всегда голос министерства образования РТ услышат. Не слышат. Крупные языки могут пропасть при таком подходе. Это тончайшая материя, требует терпения», — подчеркнул он.

Затронул Шаймиев в своем выступлении и моральную сторону вопроса, связанную с тем, что ряд учителей национальных языков попали под сокращение. «Педагогов, которые на национальных языках обучали, сократили сейчас до двух часов, а по некоторым предметам и до часу. Как они должны жить? На что? Это же люди, которые посвятили свою жизнь профессии, преданные, этим жили, надеялись, что куда бы ни попали… Думали, что в рай попадут с чистой совестью. Нельзя же нам их лишать земной жизни и не учитывать подобные моменты. Выверенная разумная федеративная программа должна появиться, учитывая, что это федеральное государство», — отметил он.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Читайте нас в Telegram
Комментарии (376) Обновить комментарииОбновить комментарии Оставить комментарий
Анонимно
5.12.2019 13:23

20 лет Фаттахов насаждал татарский всем подряд - почему за этот период не было подъема татарского?

  • mad big
    5.12.2019 12:59

    Примерно должны так же, как и сокращенные задолго до этого учителя русского языка. В борьбе за одобрямс и русский почти на издыхании и татарский не выучили.

    • Анонимно
      5.12.2019 13:30

      русский на издыхании)))) это же анекдот какой-то.
      Если уж русский на издыхании, то другие языки вообще вымерли, причем все, начиная татарским заканчивая эвенкийским.
      Сокращенные учителя русского?))))) Если ложь говорить с умным лицом и внутренней верой, то можно выдать за правду.

      • Анонимно
        5.12.2019 13:45

        Количество русскоговорящих в мире за последние 30 лет сократилось с 350 миллионов до 160
        Зря смеетесь
        Бабай правильные вещи говорит
        Мудрый

        • Анонимно
          5.12.2019 14:40

          У вас не совсем верная статистика. Сократилось действенно, но примерно до 300 млн говорящих на русском.

          • Анонимно
            5.12.2019 15:17

            Да ну))
            А по станом с количеством можно?)))
            Не более 160 я думаю наберется

            • Анонимно
              5.12.2019 15:29

              Вы просто думаете, а есть точная статистика, она общедоступна.

            • Анонимно
              5.12.2019 15:35

              По странам

            • Анонимно
              5.12.2019 16:52

              Узбекистон - пример со саном. Пожалуйста - достоверная информация - узбеки, этнически чистые - желают учится в русских классах, конкурс большой

          • Анонимно
            5.12.2019 15:59

            300 млн? Однако вы мечтатель.

            • Анонимно
              14.12.2019 01:28

              Пускай все говорят на каком хотят. Хоть у каждого человека пускай будет свой язык и своя идентичность и независимость и суверенитет.
              Только меня не трогайте. Я говорил, говорю и буду говорить на русском.

        • Анонимно
          5.12.2019 14:48

          Примерно 300 млн человек по всему миру владеют русским языком (что ставит его на 5-е место по распространённости), из них 160 млн считают его родным.

        • mad big
          5.12.2019 14:48

          Русский — официальный язык России, Казахстана, Беларуси, Кыргызстана и Таджикистана. Широко распространён на Украине, в Латвии и Эстонии. В меньшей степени в странах, входивших в состав Советского Союза. Является одним из шести официальных языков Организации Объединённых Наций и самым распространённым языком Европы. Всего в мире на русском говорит 290 млн человек.
          Как то так.

          • Анонимно
            5.12.2019 15:55

            Да ну
            В этих странах на русском говоря те кому 50+
            Скоро и они вымрут

            • Анонимно
              5.12.2019 16:48

              15:55 Нам достаточно, что в России на нем говорят, как минимум, 80% населения.
              А на татарском много ли в других странах говорят?

            • Анонимно
              5.12.2019 16:57

              Дорогой, пример Узбекистана - исые узбеки желают учиться в русских классах. Причин - множество. Старшее поколение не владеет латиницей, по прежнему для них доступна кириллица на узбекском. Материально культурное наследие на кирилице, еще не может одномоментно стать материально культурным наследием на узбекском, необходимо длительное время для адаптации.

              • Анонимно
                5.12.2019 21:12

                Весь Самарканд по английски говорит, хотя бы разок слетайте

                • Анонимно
                  5.12.2019 22:12

                  Живу я там. В русскую школу много желающих и конкурс среди узбеков

          • Рашид
            5.12.2019 15:56

            14:48 Да здравствует русский великий язык!)

          • Анонимно
            5.12.2019 15:56

            Кроме Белоруси русского уже почти нигде нет
            И где есть максимум для 10%

            • Анонимно
              5.12.2019 19:45

              В Казахстане практически всё население говорит на русском языке.

          • Анонимно
            5.12.2019 16:01

            В Латвии и Эстонии? Забыли африканские страны, Индию и Китай.

          • Анонимно
            5.12.2019 16:07

            русский в этих странах насажденный империей язык. Как то так)

            • Анонимно
              5.12.2019 16:49

              хватит бросаться избитыми клише. На русском языке говорили не только "императоры", но и великие писатели, поэты, художники, ученые, инженеры, врачи...

            • mad big
              5.12.2019 17:32

              Ну просто так, что стараниями евроинтеграторов уничтожена почти вся промышленность. В основном сфера обслуживания осталась. Пару лет назад даже был случай, когда латышке, не владеющей русским языком отказали в работе в гостинице. И самое интересное что суд она проиграла.

              • Анонимно
                5.12.2019 17:43

                Ты лучше проблемами России озаботься, здесь никак не могут объемы производства эпохи СССР восстановить.

          • Анонимно
            24.12.2019 05:41

            Так нагло врать то не стоит:
            В Белоруссии официальный язык 0 БЕЛОРУССКИЙ,
            в Казахстане - КАЗАХСКИЙ,
            только в тех странах, которые просрали свои страны раньше русских -
            там и остался по совковой привычке - русский, как то Таджикистан и Киргизия..
            К примеру в Туркменистане, даже диплом российский надо подтверждать, сдав сооьветствующие экзамены на ТУРКМЕНСКОМ.

        • Анонимно
          5.12.2019 14:56

          Только русскоговорящих, использующих русский язык ежедневно в мире 254 мл., по использованию в интернете на втором месте после английского.

        • Анонимно
          5.12.2019 15:48

          -Количество русскоговорящих в мире за последние 30 лет сократилось с 350 миллионов до 160.. Сократилось потому-что само население исчезло и продолжает исчезать рекордными темпами!

          • Анонимно
            5.12.2019 16:58

            повторился один в один. Смешно. О себе думай. Пока толстый сохнет, худой сдохнет

          • Анонимно
            5.12.2019 19:47

            В Казахстане и Украине практически всё население говорит по русски. А это совсем не малые страны. Плюс Белоруссия, Киргизия, Молдавия.

            • Анонимно
              14.12.2019 22:11

              В СССР перед развалом было и то намного меньше чем 300 млн. чел.

        • Анонимно
          5.12.2019 16:06

          и что? сократилось за счет тех кому вы столетиями насаждали свой язык:восточные европейцы, азиаты, прибалты. А русские как говорили так и говорят. И ничего с русским не случится. А вот языки народов РФ вы планомерно изводите, плача о не существующих проблемах русского.

      • Оптимист
        5.12.2019 13:53

        Эта ложь про ущемление русского в Татарстане направлена на создание межнациональной розни
        Какое ущемление если все вокруг на русском, а дети из Казани знали русский лучше чем дети в Тамбове и Рязани?
        Всегда занимали 2-3 места в егэ по русскому
        Изучение татарского и русского в равных обьемах закреплено в Конституции РФ
        Какое ущемление?

        • Анонимно
          5.12.2019 14:19

          13:53 Лыко, да мочало. Этой песенке конец, начинай сначала?
          Нет такого в Конституции РФ.

          • Оптимист
            5.12.2019 14:40

            Вот закон

            В целях обеспечения на территории Республики Татарстан использования татарского языка во всех сферах официальных отношений законодатель Республики Татарстан вправе - по смыслу статьи 68 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 43 и в соответствии с федеральным законодательством - предусмотреть его изучение как государственного языка Республики Татарстан при получении основного общего образования.

            Следовательно, введение законами Республики Татарстан изучения татарского языка как государственного в общеобразовательных учреждениях Республики Татарстан само по себе не нарушает закрепленные Конституцией Российской Федерации право каждого на свободный выбор языка воспитания и обучения (статья 26, часть 2) и право на образование (статья 43), а также вытекающие из нее право родителей или лиц, их заменяющих в соответствии с законодательством Российской Федерации, на выбор образовательного учреждения с тем или иным языком воспитания и обучения детей (пункт 3 статьи 8 Закона Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации"), право на получение основного общего образования на родном языке (пункт 2 статьи 6 Закона Российской Федерации "Об образовании"), согласуется с таким принципом государственной политики в области образования, как защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства, и отвечает предъявляемому к содержанию образования требованию - содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, этнической принадлежности (пункт 2 статьи 2, пункт 4 статьи 14 Закона Российской Федерации "Об образовании")



            Конституция Российской Федерации - с учетом обусловленных факторами исторического и национального характера особенностей конституционно-правового статуса республик в составе Российской Федерации - признает за ними право устанавливать свои государственные языки и использовать их в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик наряду с государственным языком Российской Федерации (статья 68, часть 2) и гарантирует всем народам Российской Федерации право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (статья 68, часть 3), что в свою очередь служит интересам сохранения и развития в Российской Федерации двуязычия (многоязычия).

            Конституция Российской Федерации, закрепляет основы федеративного устройства Российской Федерации как суверенного государства (статья 4, часть 1; статья 5, часть 3), статус республик в составе Российской Федерации (статья 66, часть 1), а также регламентирует статус личности - об обладании каждым гражданином Российской Федерации на ее территории всеми правами и свободами и несении равных обязанностей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статья 6, часть 2), о равенстве прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств, в том числе национальности, языка и места жительства (статья 19, часть 2), о гарантиях прав каждого на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (статья 26, часть 2), о запрещении пропаганды языкового превосходства (статья 29, часть 2
            Это Конституция РФ

            • Анонимно
              5.12.2019 15:04

              Оптимист ну сколько можно портянки тут вставлять. Вы не верно читаете закон.
              Подобные доводы приводили уже многократно во всех инстанциях от АП до ГД и институтов.,
              Нет указания в любых законах на обязательное изучение национальных языков субъектов и быть не может.
              Не считайте себя умнее профессиональных юристов экспертов самого высшего уровня.
              Если вы себя таковым считаете, то потратьте немалые деньги и закажите правовую экспертизу.

              Логику включите пожалуйста.

              • Анонимно
                5.12.2019 15:49

                Пусть пишет портянки, раз до вас не доходит с одного раза, что татарский и русский равноправны в Татарстане и дискриминация языков недопустима.

              • Анонимно
                5.12.2019 15:57

                Это не Оптимист читает а КС РФ
                С ним спорьте

              • Оптимист
                5.12.2019 16:06

                Это не я
                Это Конституционный Суд РФ
                К нему вопросы

            • Анонимно
              5.12.2019 15:09

              14:40 Вы свои вольные трактовки своим домашним выкладывайте, Оптимист.

            • Анонимно
              5.12.2019 15:38

              //предусмотреть его изучение как государственного языка Республики Татарстан//

              Предусмотреть ВОЗМОЖНОСТЬ, а не обязанность. Республика предоставляет возможность.

              Если вы не согласны с этой трактовкой закона, то обратитесь в прокуратуру. Вам там более юридическим языком объяснят.

              • Анонимно
                5.12.2019 16:45

                Это на вас нужно написать в прокуратуру за непризнание равенс тва народов и языков.

            • Анонимно
              5.12.2019 16:13

              14.40. Дааа...., рутинная у тебя работа.

          • Анонимно
            5.12.2019 14:57

            Зато в федеральной конституции закреплено, что полномочий в сфере образования, которые бы относились к ведению федерального центра, не существует.

            Только "общие вопросы образования" относятся к совместному ведению фед. центра и субъектов федерации.

            А все, что не попадает в "общие вопросы образования" относится к ведению субъектов федерации.

            И как в такие рамки можно пропихнуть федеральный перечень учебников или федеральную экспертизу учебников?

            Да никак, текст учебников, сколько конкретно часов может преподаваться предмет, как конкретно выглядит учебный план той или иной школы - не общие вопросы образования, а предельно частные вопросы.

            Но прибыль парочки вполне конкретных издательств, находящихся в оффшорах, важнее каких-то там языков, образования в целом, да и Конституции.

          • Рашид
            5.12.2019 15:11

            14:19 Лён да мох, плотнику помог...) А што мешает? Все там написано, необходимо только уметь трактовать как оказалось. А тут уж у кого власти поболее. Но вот загвоздочка, к справедливости это не будет иметь какого либо отношения.

        • Анонимно
          5.12.2019 14:19

          Сейчас начнут вам про репетиров чесать)))

          • Анонимно
            5.12.2019 15:53

            14.19 и про детский потенциал в 90 процентов. И про Рязань и Тамбов. И ЕГЭ на татарском. И Алга Татарстан. И безбулдарыбыз.

        • Анонимно
          5.12.2019 14:22

          //Изучение татарского и русского в равных обьемах закреплено в Конституции РФ//

          Нет этого.
          Вы имеете все ПРАВА чтобы изучать татарский язык в равных объёмах, а можно даже больше. Государство предоставляет вам для этого все условия.

          Но конституция не позволяет принуждать изучать татарский язык половину населения региона.

          • Анонимно
            5.12.2019 14:57

            14.22
            КС РФ думает иначе

            • Анонимно
              5.12.2019 16:01

              Он думает так же, в его решении нет слова об обязанности.

          • Анонимно
            5.12.2019 15:29

            Права должны быть одинаквы для обоих государственных языков. А получается, что русским насильно административным методом заставляют.
            А татарский имеет такие же ПРАВА как и язык суахили.
            Пусть тогда и русский язык имеет такие же права как и язык суахили - чтобы никто не запрещал на нем разговаривать - и все на этом!

            • Анонимно
              5.12.2019 16:31

              15:29 Региональных языков много, а общегосударственный один. Не понятно?
              А то с кем бы Вы сейчас здесь общались? Почему на татарском не пишете, кто запрещает?

          • Анонимно
            5.12.2019 15:44

            А почему вы русский насильно заставляют изучать?
            Если русскому можно, то татарскому почему нельзя?
            Где равенство, гарантированное Конституцией?

            • Анонимно
              5.12.2019 16:40

              Потому что объективно русский язык имеет в России многократно большее применение, чем татарский язык. В этом никто не виноват, так сложилось исторически.

              • Рашид
                5.12.2019 17:57

                16:40 А как так сложилось да при том исторически интересно бы было людям разъяснить? И почему татарам отказано так же исторически сложить общетатарский государственный язык.) Тут ведь детей нет чтобы такое говорить громогласно. Историческое общество напомнили к тому же будь оно неладно.)

              • Анонимно
                6.12.2019 10:14

                исторически сложилось что татарский язык мне родной. и никто не застаавит учить неродной русский !!!

            • mad big
              5.12.2019 16:45

              Лично я не против! Создайте повод. Вас услышат.

            • Анонимно
              5.12.2019 19:12

              мыло- мочало...

            • Анонимно
              27.12.2019 01:52

              Да изучай ты свой татарский на здоровье, только других не принуждай это делать. Они без тебя разберутся какой язык изучать и на каком им разговаривать. Всё должно быть только добровольно. Вы же националисты как раз этого и не хотите понять. Показали своё свинячье рыло, когда стали татарский принудительно насаждать в школах. За что и получили отлуп от президента. Теперь сидите и соображайте почему так всё вышло. А учителей сокращают потому что никто на их уроки не идёт. Хотите чтобы были учителя в огромном количестве, выплачивайте им зарплаты, не зависимо от количества учеников, но только из своего национального кармана.

          • Анонимно
            5.12.2019 17:44

            Почему Россия не подписывает Европейскую Хартию о языках национальных меньшинств?

          • Анонимно
            11.12.2019 15:36

            А татары имеют право перевести алфавит обратно на латиницу? Имел ли ПРАВО А. В. Луначарский. решать за весь татарский народ каким алфавитом ему пользоваться?

        • mad big
          5.12.2019 14:32

          Ну придумайте хоть что-нибудь поновее! Мантры про чемпионство миллион раз услышаны. Северный Кавказ все равно больше стобалльников дает.
          Все остальное это ваши хотелки. За русский это не против татарского. Но достаточно экспериментов, достаточно диссертаций, да и просто хватит тратить деньги. На благие дела пусть пойдут.

          • Моисей
            5.12.2019 15:16

            Проблему с национальным образованием надо решать
            Это касается 40 миллионов нерусских россиян
            Образование на родном языке одна из базовых ценностей человека

            • Анонимно
              5.12.2019 16:05

              За национальным образованием - будущее.
              Режим Франко тоже думал, что покончил в каталонским и баскским языком.
              Когда режим пал и повеяло ветром свободы, эти языки восстановились и теперь им ничего не угрожает.
              Шовинстически настроенные лица пытаются выдавать исчезновение языков за естественные процессы, чтобы скрыть свою преступную политику.

            • Анонимно
              5.12.2019 16:07

              15:16 Уже решили, оно есть.

            • Анонимно
              5.12.2019 16:08

              Вначале надо решить проблему отсутствия в России 40мл. нерусских, их только 25мл.

            • Анонимно
              5.12.2019 16:08

              Вам же говорят на благие дела тратьтесь. На русский язык, например. А ваш туркменский - зло. Как вы не понимаете?)

          • Анонимно
            5.12.2019 15:58

            Мантры про С.Кавказ тоже)

          • Анонимно
            5.12.2019 16:15

            \\Северный Кавказ все равно больше стобалльников дает\\ Ну, тогда зачем нужны были централизация системы образования и введение ЕГЭ, если условный "Северный Кавказ" рисует себе сто баллов и искажает реальные показатели знаний? Оставили бы все, как прежде, тем более, что во всех федеративных государствах школьное образование находится в ведении субъектов федерации. Молодежь уже грамотно писать и читать не умеет, а посему пользуется звуковыми мессенджерами. Это называется функциональная неграмотность.

      • Анонимно
        5.12.2019 14:44

        И как весь мир обходиться без " русского языка", изучая физику и математику? .

        • Анонимно
          5.12.2019 15:24

          14:44 Во всем "мире" ждут Вас!
          А мы уж как-нибудь на русском, по-старинке.

      • Анонимно
        5.12.2019 15:11

        Русский язык,создавали Немецкие цари,брали Слова от Народов Империи,и добавляли окончание -ов.К примеру,"иван",еврейское слово,и добавляли -ов.Получали ИВАНОВ.

        • Анонимно
          5.12.2019 16:16

          А татарам - арабы. Только -ов не добавляли.
          Если что, слово Иван не еврейское. Оно еврейского происхождения, у евреев звучит совсем по-другому. Связано с христианской культурой, как Джон у англичан, Йохан - Иоганн у немцев и т.д.
          Добро пожаловать, участникам очередного лингвистического слета!! Троекратное ура!

    • Анонимно
      5.12.2019 14:43

      Третье твёрдое место последние семь лет по ЕГЭ русского языка по РФ. А ЭТО среди более 80 регионов России. "Одичалый", - Вам то татары мешают, то украинцы или беллорусы судя по коммент ненависти.

      • Анонимно
        5.12.2019 15:22

        14:43 Ну вот для чего переворачивать все с ног на голову? Чтобы разжечь?
        Для татар вообще ничего не изменилось. Все как было при вашем любимом Фаттахове, все так и осталось.
        Чем недовольны?

      • Анонимно
        5.12.2019 15:25

        Столько далеких от интернационализма и недружественных комментариев по отношению к татарскому языку!
        А еще говорят, что в Татарстане дружба и взаимопонимание.
        На поверку все окажется блефом.

        • Анонимно
          5.12.2019 16:42

          Ну вы то прекрасно знаете, что по факту никаких проблем нет. За 40 лет я ни разу не встречал какие то проблемы.

      • Анонимно
        5.12.2019 15:36

        Обама мешал, не стало, на татар переключились

        • Анонимно
          5.12.2019 16:24

          15:36 Как раз все наоборот. Это вам русские в Татарстане все время мешают, свои права, понимаете ли, отстаивают.

      • mad big
        5.12.2019 16:53

        Нусс начнем!
        1. Я конечно понимаю, что вам слишком сложно, но ник в сети это как имя. И нормальному человеку не стоит его коверкать. Но видимо это не про вас.
        2. Белорусы пишется с одной л!
        3. Там живет моя мама и сестра. Так что мне, как никому известно что там происходит. Тем более что там бываю постоянно.
        4. Ну и вна Украине живет масса родственников и друзей. Так что опять же знаю о чем говорю.

        Ну и напоследок ставлю вам плюс за то, что следите за моими постами. Но в торсиде не нуждаюсь.

        P.S. Татар больше друзей чем русских. Один сидит рядом и смеется над сумрачными потугами некоторых "радетелей" натягивания совы на глобус.

    • Анонимно
      5.12.2019 14:54

      Ну прям продавливают разделение по национальностям. Оно ведь к этому приведет. Нужно изучать русский язык! Нормально изучать и выражаться. У нас-же неразбериха. Чиновники частично говорят на английском. В регионах каждый на своем. К чему это приведет? К повторению и продолжению событий 1991г. Нас,всю страну искусственно отвлекают от дружбы,взаимопомощи по отношению к друг к другу и внутренних проблем.Люди уже не смотрят тв.. В стране сейчас люди выживают по принципу: Кто в лес,кто по дрова..

      • Анонимно
        5.12.2019 15:46

        И что теперь, нам татарский изгнать из школ и перейти на русский?
        Чем мой родной язык хуже русского?
        Он равноправен по Конституцией и должен быть наделен одинаковыми правами в реале, а не фиктивно!

        • Анонимно
          5.12.2019 16:37

          Ничем не хуже. Учитесь и разговаривайте на родном татарском. Только не надо заставлять других, кому он не нужен.

          • Анонимно
            9.12.2019 17:44

            При коммунизме чиновники были умнее или работали по специальности\сейчас табуреткины,и.т.д\ были национальные школы\с изучением русского\и русские школы и проблем не было! Капиталисты искусственно все создали!

      • Анонимно
        5.12.2019 16:13

        я готов не разделяться на нации и языки если вы перейдете на мой татарский язык. Хотите ради целостности страны отказаться от своего языка, культуры? Нет? Тогда попрошу тут демагогию не разводить!

      • Анонимно
        5.12.2019 16:24

        Не надо уж вот этой демагогии про "дружбу" и прочее, когда принимают законы и другие акты, направленные ликвидацию национальной школы и подавление родных языков. Бабай же конкретно рассказывает, какие бюрократические препоны созданы, чтобы не было учебников на родных языках. Это же факты, против которых нет никаких разумных аргументов. Недаром Совет Европы выпустил Доклад о нарушениях прав национальных меньшинств РФ в сфере образования.
        https://www.dw.com/ru/совет-европы-критикует-политику-россии-в-отношении-нацменьшинств/a-47094279

    • Анонимно
      5.12.2019 15:36

      Так и есть, сын у меня и татарский язык, обучаясь в татарской гимназии, не выучил, и не говорит, и русский толком не знает, но хоть говорит. (((

    • Анонимно
      5.12.2019 16:04

      Не пишите клевету, бог накажет за ложь и страдания татар!

    • Анонимно
      5.12.2019 20:33

      Когда не знаешь, что писать, то лучше помолчать.
      По итогам всероссийского ЕГЭ по русскому языку школьники в Татарстане получили среднюю оценку выше, чем в среднем по России. О чем это говорит.
      О том, что в России, как мы знаем, 80% русских, а в Татарстане только 42%- остальные нерусские народы.
      С математикой сильны, чтобы осмыслить эти цифры?

    • Анонимно
      8.12.2019 17:19

      Для чего провоцировать постоянно и чесать там где не чешется? Кроме кучки националистов отпетых , эта тема не поднимается сейчас нигде.. Особенно в школах.. Все кто ее будируют , к школам не имеют зачастую никакого отношения. Им просто надо возбудить общество на национальных своих темах

  • Анонимно
    5.12.2019 13:02

    Правильные вопросы поднимает Шаймиев
    Прав как всегда

    • Анонимно
      5.12.2019 13:23

      для зачета необходимо подписываться)))

    • Анонимно
      5.12.2019 13:23

      20 лет Фаттахов насаждал татарский всем подряд - почему за этот период не было подъема татарского?

      • Анонимно
        5.12.2019 13:37

        Уже примерно 50 лет все подряд изучают популярный английский по разным современным методикам.И мало кто хорошо знает английский по изучения в школах.
        Не поэтому ли планируют сделать обязательный егэ по английскому языку?
        Вообще то где владеющие ПИСЬМЕННЫМ английским?

        Где владеющие РАЗГОВОРНЫМ английским ? Раз,два и обчелся.
        Сейчас бы в БО все комменты писали на англицском.

        • Анонимно
          5.12.2019 13:59

          Те, кому нужен английский - они и разговаривают, и пишут.
          То же самое можно сказать про русский и татарский языки.

          • Анонимно
            5.12.2019 15:33

            Мин татарча комментлар яза алам,ә сез инглизчә комментлар яза аласызмы?

          • Анонимно
            5.12.2019 16:14

            А что, много ли русских, умеющих правильно говорить и писать по-русски?

          • Анонимно
            5.12.2019 16:16

            для английского нет среды. А для татарского - среда есть.

            Просто учат плохо.
            Аульные технологии.

        • Анонимно
          5.12.2019 14:00

          Причина та же самая, что и в случае с татарским языком - отсутствие практической необходимости владеть английским языком для большинства россиян. Кому надо, те знают разговорный английский.

          • Рашид
            5.12.2019 15:16

            14:00 Ну хорошо, а зачем же тогда кроме татарского все обязательно принудительно то. Уж русский то столь популярный, есть практическая необходимость, чего принуждают? Не задумывался? Ответ так надо не принимается.)

            • Анонимно
              5.12.2019 16:11

              15:16 О, московский Рашид объявился!
              Там в Москве со всеми приезжими из других регионов на пальцах объясняются?
              Вот для чего задавать глупые вопросы?

              • Рашид
                5.12.2019 17:04

                16:11 Да не пропадал я никуда. Вот уж не угадал милок, с русскими общаемся на русском, с тюрками на чём-то общем, с татарами на татарском. В чем глупость то? Было бы глупым в Москве заставлять русских говорить на татарском как подобное это делают русские в татарстане. От это да, хамство и наглость безграничная вперемежку с глупостью. Ферштейн?) Ибо запрет обязательности государственного языка сродни тому же что и запрету в нынешних условиях. Иначе бы русским не принуждали всех в таких диких объёмах. Сделай таким же добровольным, быстренько сдунется.

            • Анонимно
              5.12.2019 16:29

              РАШИД, приведи пример, в каком государстве НЕ принуждают учить в ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ (не региональный) язык этой страны? Может быть в Германии НЕ принуждают ВСЕХ учить немецкий язык? Или во Франции НЕТ обязательного французского языка ДЛЯ ВСЕХ? Так ЧЕМ в этом плане РФ отличается от других государств?

              • Рашид
                5.12.2019 23:12

                16:29 Об этих странах пусть сами граждане переживают. Тут ведь тоже никто не против государственных кроме русских. Как то так... Осталось только малость, разобраться кто в каком государстве проживает через столько лет совместного проживания. Особенно это касаемо русских наших сограждан как ни странно.) А просили не политизировать вопрос...

          • Анонимно
            5.12.2019 17:59

            Предложи всем школьникам отказаться от уроков русского языка,почти все откажутся учить..скажут , физкультуру дополнительный урок .

        • Анонимно
          5.12.2019 14:20

          Нет письменного английского и разговорного тоже нет.
          Ничему вы не научились, коли пишите подобное.

        • Анонимно
          5.12.2019 14:35

          Вообще то вся международная переписка на английском. Любой человек с образованием, а уж тем более высшим более-менее знает английский, в том числе и письменный. Но это только люди с образованием, а не высидевшие 11 лет в школе и потом 5 лет в ВУЗе.

          • Анонимно
            5.12.2019 15:10

            Не знает письменный английский, а умеет писать на английском. Это не одно и тоже и безграмотно с точки зрения профессии.

        • Анонимно
          5.12.2019 17:57

          На чемпионате мира ,жители Казани ,двух слов не могли связать на английском,,а сколько лет учат английский..

      • Анонимно
        5.12.2019 13:38

        Фаттахов не был 20 лет министром
        Обновите методичку

        • Анонимно
          5.12.2019 14:03

          Затронул Шаймиев в своем выступлении и моральную сторону вопроса, связанную с тем, что ряд учителей национальных языков попали под сокращение. «Педагогов, которые на национальных языках обучали, сократили сейчас до двух часов, а по некоторым предметам и до часу. Как они должны жить? На что? Это же люди, которые посвятили свою жизнь профессии, преданные, этим жили, надеялись, что куда бы ни попали… Думали, что в рай попадут с чистой совестью. Нельзя же нам их лишать земной жизни и не учитывать подобные моменты. Выверенная разумная федеративная программа должна появиться, учитывая, что это федеральное государство
          Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/news/448803?utm_source=top-news

          Нельзя над Учителем издеваться
          Правильно говорит Шаймиев

          • Анонимно
            5.12.2019 14:48

            Кадровая политика была не верной. По учебным планам столько учителей татарского не требовалось. Валюнтаризм. ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ ЗНАТЬ НАДО.

          • Анонимно
            5.12.2019 15:42

            а не издевательство над русским первоклассником задавать учить текст "Февраль - салкын ай", в котором он из 10-12 предложений не знает ни одного слова? Учебник по татарскому поглядите и сравните его с учебником по английскому языку. Во втором учат названия цветов и дней недели, а в первом тексты про 23 февраля и Химико-технологический институт.

          • Анонимно
            5.12.2019 16:16

            Учитель- умирающая профессия.

        • Анонимно
          5.12.2019 14:03

          13:38 "Фаттахов" теперь имя нарицательное!

          • Анонимно
            5.12.2019 14:45

            Фаттахов Мужчина
            Сломал систему при который учителя делали вид что учат, а ученики делали вид что учат
            До него всех устраивала эта профонация
            А Фаттахов хотел что бы дети действительно знали язык
            Только сделав строгий и обязательный экзамен можно заставить учить предмет
            Хоть русский, хоть татарский

            Достоин уважения

            • Анонимно
              5.12.2019 15:20

              Именно потому что он верил в равенство обоих государственных языков его ненавидят лица с шовинистическими настроениями.

            • Оптимист
              5.12.2019 15:26

              Его предшественник Гильмутдинов превратил хорошую идею в фарс
              Фаттахова досталось предельно развращенная и нижезнеспособная система
              Он пытался исправить
              Не успел

            • Анонимно
              5.12.2019 15:27

              14:45 "Мужчина"! Только дочку свою в Англию, кажется, отправил. А так да, мужик, над чужими детьми эксперименты ставить.

          • Рашид
            5.12.2019 15:19

            14:03 Это для националистов оно нарицательное. А для народа его имя будет вписано на века в исторических книгах как единственного достойного защитника государственного языка и главное как обычно у нас бывает вместе с именем русского Шмакова.

          • Анонимно
            5.12.2019 15:42

            Да, он герой татарского народа.

          • Анонимно
            5.12.2019 18:25

            Все преподаватели говорят,знающие татарский язык,очень быстро учатся английскому

      • Анонимно
        5.12.2019 13:49

        А разве Фаттахов 20 лет был министром образования РТ?

        • Анонимно
          5.12.2019 14:13

          Но политика насаждения татарского языка проводилась более20 лет, а точнее даже 28 лет. Фаттахов был лишь самый ярый и самый последний.

          • Анонимно
            5.12.2019 14:48

            Не насаждения а изучения
            Все по закону

            Хапугин думал что незаконно, но Конституционный СУД РФ постановил что обязательное изучение татарского в школах в равных обьемах с русским , всеми, не противоречит Конституции РФ

            • Анонимно
              5.12.2019 15:55

              Шаймиев думал что законно всех заставляет учить свой язык, оказалось что нет такого закона который всех обязывает, закон только дает право изучать язык. 27 лет вводил всех в заблуждение.

              • Анонимно
                5.12.2019 17:03

                какой свой, что за национализм? Он старался , чтобы татарская культура и история не умерли. А язык - оплот этих понятий!

          • Анонимно
            5.12.2019 15:39

            Он все правильно делал!
            Татарский равноправен с русским!
            Кто утверждает и делает обратное, тот стороник национального и расового превосходства!

        • Анонимно
          5.12.2019 14:21

          13:38 У него год - за четыре. Только уму удалось поставить на дыбы всех родителей Татарстана.

          • Анонимно
            5.12.2019 14:55

            Их на дыбы поставили шовиистически настроенные силы, не видящие татарский язык равным с русским, а татар - равными с русскими.

          • Анонимно
            5.12.2019 15:21

            14:21 Ну не всех же, а лишь маленькую кучку озлобленных на все татарское горожан. Это совсем разные вещи.

      • ЛДПР
        5.12.2019 15:25

        ...и нарушения Конституции?

      • Анонимно
        5.12.2019 16:11

        А в других республиках и национальных образованиях русские выучили местные языки? Уверен, что нет.

      • Анонимно
        5.12.2019 16:14

        20 лет,Путин строит Суверенную Демократию,но конца не видно.Фаттахов,выполнял Волю Народа, 21 марта 1992 года прошёл референдум о статусе Республики Татарстан. На вопрос: «Согласны ли Вы, что Республика Татарстан — суверенное государство, субъект международного права, строящее свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров?» ответили положительно 61.4% проголосовавших.

      • Анонимно
        5.12.2019 23:42

        Не увидел насаждения. Почему татарский телеканал начал говорить на русском.

      • Анонимно
        6.12.2019 13:46

        что такое20 лет-ничего.Даже в бывших союзных ,а ныне независимых республиках не удаётся сразу перейти на свои государственные языки.Нужно время .


    • Анонимно
      5.12.2019 13:35

      А чего же он раньше то думал, лет так двадцать- тридцать назад? Корни то проблемы с тех времен еще произрастают.

      Татарин

    • Анонимно
      5.12.2019 14:14

      13:02. Перестал бы уже поднимать всякие правильные вопросы.

      • Анонимно
        5.12.2019 14:49

        Когда исчезнет необходимость поднимать подобные вопросы, тогда и перестанет
        А пока несправедливость надо устранять

        • Анонимно
          5.12.2019 16:39

          что-то особенно ваш "справедливый" не стремится устранить колоссальный разрыв в доходах "семьи" и остальных

        • Анонимно
          5.12.2019 19:24

          Его необходимый вопрос - это не наш вопрос

    • Анонимно
      5.12.2019 14:46

      Нужно обеспечить реальное равенство татарского и русского языков согласно Конституции.
      Без равноправия языков - нет равноправия народов!

      • Анонимно
        5.12.2019 15:32

        14:46 "реальное равенство татарского и русского" - означает в вашей голове, что в Татарстане только татарский разговорный должен быть? Я правильно понимаю, что вы именно этого добиваетесь?
        Иначе, для чего принуждать половину русскоязычного населения к татарскому?

        • Анонимно
          5.12.2019 16:39

          Реальное равенство для меня очень просто:
          что для русского, то и для татарского - зеркально.
          5 часов в неделю русского = 5 часов в неделю татарского.
          Учебник физики по русскому = учебник физики по татарскому.
          Если этого нет, то это национальное и языковое неравенство.
          Даже первокласснику ясно.
          А наши политики закрывают глаза и делают вид, что полное равенство.

      • Анонимно
        5.12.2019 15:34

        Нет равноправия. Татарский не язык ООН.
        Вам в ООН нужно обращаться.

      • Анонимно
        5.12.2019 15:36

        Обеспечить - это заставить? Так как возможность и сейчас есть, нет желания.

      • Анонимно
        5.12.2019 15:45

        Равные права на изучение родного языка предоставляются государством.

        А сами языки равными на планете объективно не бывают. Взять например, те же США. Можете ли вы сказать, что там индейские языки и английский объективно равные? Будет ли язык коренного индейского народа Сиу использоваться в качестве официального языка ООН?

        • Анонимно
          5.12.2019 17:00

          На территориях резерваций - приоритет местного языка, между прочим. И мы не требуем государственный статус татарского языка на всей территории РФ. А в Татарстане татарский язык должен быть главным, как в резервациях США.

      • Анонимно
        5.12.2019 15:56

        14.46 никак ты не обеспечишь. Потому что русским владеют 300 млн. А татарским максимум 3. 25 татар знаю, ни один!!! по татарски не говорит!!!

    • Анонимно
      5.12.2019 15:36

      поддерживаю

    • Анонимно
      10.12.2019 13:46

      мы вообще изучаем и изучали в школе русскую филологию (объемы таковы, что назвать уроком русского языка сий курс обучения не получается) и все равно пишем с ошибками. но это не проблема! включи опцию на ПК и текст будет без ошибок на русском языке!
      а на нацЯзыках есть системные спеллчекеры в офисных приложениях.
      товарищ занимался мелиорацией, потом политикой - не в курсе. и все на верху такие, судя по всему. неужели не понятно, что гаджеты это умеют делать на раз-два. сориентируете учебный процесс на современные возможности, тогда ни русскую, ни татарскую, ни французскую филологию школьникам не надо будет изучать!
      что нужно - заставить работать госИнституты в этом направлении. ИЯЛИ пинками заставить работать, минобр, миниформсвязи и бюджет - запрячь всех. и будет вам счастье

  • Анонимно
    5.12.2019 13:05

    надоел главный язычник своими изысканиями в области языковедения. Глобализацию не остановить. А веяниям и вызовам современности отвечают требования изучения английского и китайского языков. Стыдно, что 99% школьников не владеют ни каким иностранным языком.

    • Анонимно
      5.12.2019 16:10

      русским не владеют, а в этом татарский не виноват, время уже показало!

    • Анонимно
      5.12.2019 16:17

      а вы не думали что не знание иностранных и татарского имеют одни корни, а именно лень детей и глупость их родителей?))

  • Анонимно
    5.12.2019 13:07

    Не понял, проблема в чем? В том что выпуск учебника на русском и на татарском одинаковая? Или при одинаковых затратах один учебников выходит, другой пособием?
    И ещё, учебник на английском по статусу и стоимости дороже или дешевле чем на русском?

  • Анонимно
    5.12.2019 13:08

    Суть проблемы в чем? В том что обидно? Если не обижаться то все норм?

    • Анонимно
      5.12.2019 16:36

      Суть проблемы в том, что ввели абсурдную норму регистрации учебников на национальных языках в Москве, где нет специалистов, способных их прочитать. Вот и маринуют их годами. Конечно, это сделано специально и намеренно, чтобы задушить национальное образование в стране. А бабай делает наивные глаза и не говорит всю правду. Всю правду говорит Доклад Совета Европы о нарушениях прав национальных меньшинств РФ в сфере образования.
      https://www.dw.com/ru/совет-европы-критикует-политику-россии-в-отношении-нацменьшинств/a-47094279

  • Анонимно
    5.12.2019 13:09

    Наводит га мысль, что такой подход к учебникам на национальных языках как раз направлен на то,чтобы нерусские языке пропали.
    Надеемся, что это не так.

  • Анонимно
    5.12.2019 13:13

    Правила правильные. Проходили уже «Гюленовские школы». Всегда, что даётся детям должно быть тщательно проверено, хоть еда, хоть знания.

    • Анонимно
      5.12.2019 13:32

      а что там было в гюленовских? Ну кроме вашего шизофренического страха, были какие-нибудь проблемы с выпускниками этих школ?

      • Анонимно
        5.12.2019 13:45

        13:32 вы или прикидываетесь или реально не понимаете огромную опасность таких школ.

        • Анонимно
          5.12.2019 14:50

          Какая опасность?
          Для России опасны умные дети?

          • Анонимно
            5.12.2019 15:49

            14:50 Для России опасно подобное вашему невежество. Вон один такой уже написал, что Татарстан это тюркское государство. А умные детки во всех школах хорошо учатся.

          • Анонимно
            5.12.2019 19:17

            Совершенно верно.Для России опасны умные люди. Сегодня они маргиналы. Посмотрите на элиту, на депутатов, вот они сегодня норма.

        • Анонимно
          5.12.2019 16:22

          Они были лучше предполагаемых полилингвальных школ Шаймиева. Учили предметы на английском, поступали в русскоязычные университеты. И там успешно учились.

      • Анонимно
        5.12.2019 13:46

        были. вы у своих любимых турков поинтересуйтесь, они вам в подробностях расскажут.

        • Рашид
          5.12.2019 15:22

          13:46 А поподробнее можно, вы же не на партийном собрании.

        • Анонимно
          5.12.2019 16:02

          вы переводите стрелки потому что по существу ничего не можете ответить))))) Вы же утверждаете про их опасность, вот и расскажите в чем она заключается. Без отсылки к туркам, которые к сожалению в БО не сидят))

        • Анонимно
          5.12.2019 16:41

          В Турции - диктатура Эрдогана, а диктатор не любит, когда детей воспитывают свободными и умными людьми, потому и ополчился на гюленевские школы. А так эти школы успешно работают в 50 странах мира, в том числе, в США, ФРГ, Франции, Нидерландах и др. Никто к ним не имеет претензий.

  • Анонимно
    5.12.2019 13:21

    Азат Д

    Правильно говорит, МСЗ не нужен.

  • Анонимно
    5.12.2019 13:22

    «И сказал Господь: сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли…» (Быт. 11: 7–9).

    • Анонимно
      5.12.2019 16:42

      "Я сотворил вас разными племенами и народами, чтобы вы познавали друг друга", - сказано в Коране.

  • Анонимно
    5.12.2019 13:27

    13:13 Можно подробно как вы «Проходили уже «Гюленовские школы». ?

  • Анонимно
    5.12.2019 13:29

    "Педагогов, которые на национальных языках обучали, сократили сейчас до двух часов, а по некоторым предметам и до часу. Как они должны жить? На что?"
    К кому вопросы как не к бывшему министру образоввания, который неправомерно увеличил эти часы

    • Анонимно
      5.12.2019 13:46

      Все было по Конституции РФ
      Русский и татарский изучались в равных обьемах

      • Анонимно
        5.12.2019 14:25

        И что это дало? Все владеют татарским?

        • Анонимно
          5.12.2019 16:19

          английским плохо владеют, запретим англицский. Математику забывают, чуть за порог школы. Запретить))))

        • Анонимно
          5.12.2019 16:26

          Татары владеют русским, а русские почему не смогли? Великорусский шовинизм мешает?

          • Анонимно
            5.12.2019 22:35

            Вам это необходимо, 80% татар живёт за пределами Татарстана. А нам нет нужды

    • Анонимно
      5.12.2019 14:03

      И что-то среди них не слишком много было лействительно высококлассных специалистов, зато очень много пристроенных жен "уважаемых людей"!

    • Анонимно
      5.12.2019 14:05

      Вопросы у учителей татарского языка должны быть к Фаттахову. Как он их набирал из народного хозяйства - так и должен их назад туда вернуть.

      Или должен платить им компенсации из своего кармана. Как говорится: "Мы в ответе за тех, кого приручили".

      Как вариант, он должен их всех позвать в свой Азнакаевский район и трудоустроить их там.

      • Анонимно
        5.12.2019 16:08

        14:05 Вы великий географ. Для вас что Актанышский, что Азнакаевский?

    • Анонимно
      5.12.2019 16:45

      Пусть спасибо скажут Шаймиеву.

  • Анонимно
    5.12.2019 13:30

    Назовите условия (реальные), при которых русское население Татарстана начнет разговаривать на татарском языке? На мой взгляд, такое невозможно.

    • Анонимно
      5.12.2019 13:47

      При выполнении законов
      При соблюдении Конституции РФ

      • Анонимно
        5.12.2019 14:23

        Подскажите, в данном конкретном случае, какая предусмотрена ответственность за невыполнение и несоблюдение?

      • Анонимно
        5.12.2019 15:07

        Конституция это не Библия и не Коран, она должна отражать существующие реальности. А сейчас по факту татарский язык никаким государственным не является и никогда таким не был. Как может быть гос. язык который более менее сносно знает не больше 10-15 % населения региона, при поголовном обучении на протяжении 25 лет.

        • Анонимно
          5.12.2019 16:12

          Тогда напишите в Конституции, что русские и русский язык пользуются превосходством и исключительностью над всеми расами и народами - вот вам будет главный скреп для сохранения империи от распада!

    • Анонимно
      5.12.2019 14:00

      У местных националистов маразм не имеет границ, даже в действительно суверенной и независимой Белоруссии все поголовно говорят только на русском языке, хотя белорусский язык приоритетный и изучается там во всех школах, при этом некоторые представители одного из регионов России хотят заставить говорить на своем языке русских.

      • Анонимно
        5.12.2019 14:49

        Татарстан тебе не Белоруссия, Татарстан это тюркское государство со своим государственным языком.

        • Анонимно
          5.12.2019 15:49

          14:49 Дружище, Вы малость попутали. Регион под название Республика Татарстан никогда не был и не будет тюркским государством.

        • Анонимно
          5.12.2019 15:57

          Про "тюркское государство" вы сами выдумали? Вроде написано везде "светское" и не государство а регион государства.

        • Анонимно
          5.12.2019 15:59

          Татарстан это не государство.

        • Анонимно
          5.12.2019 16:16

          14:49 В следующий раз несколько раз подумай прежде чем такие бредни писать.

      • Анонимно
        5.12.2019 16:09

        Если татары националисты, то вы видимо шовинисты. Следуя вашей логике.

      • Анонимно
        5.12.2019 16:22

        действительно суверенной?? Это сейчас прикол такой был?))) Погодите, в белоруссии как и других странах бывшего союза на русском говорят по инерции, дайте вырасти поколению обучавшихся в белорусских школах)

    • Анонимно
      5.12.2019 14:11

      выц же в турции на турецком разговариваете. и тут начнете - теже условия создадим и ссе. или теже условия что и у русского так и же и у татарсткого - и сразу заговорите. вот и все. вот так вот можно.

      • Анонимно
        5.12.2019 14:56

        Как говорится, фантазировать не мешки ворочать. Вопрос КАКИМ ОБРАЗОМ вы создадите те же условия? КОНКРЕТНО какие действия предпримете для этого? Вот как, в частности, меня заставить разговаривать на татарском, если я отказываюсь?

        • Анонимно
          5.12.2019 15:55

          Таким же макаром как нас заставляют говорить по-русски. Через обязательное изучение в школах.
          Правовая база для этого есть - языки равны по Конституции!
          Если вы и при этом будете отказываться, есть основания подозревать таких людей в склонности к расизму, шовинизму и идем превосходства своей национальности над другими.

          • Анонимно
            5.12.2019 16:47

            Обязательное изучение татарского языка в школах и владение татарским языком - разные вещи. Среди русских, изучавших татарский в школах, мизерный процент знающих его. Такова реальность, нравится вам она ли нет.
            Вы можете подозревать меня в чем угодно. И что с того? Как это отразится на моей жизни? Да вообще никак не отразится.

        • Анонимно
          5.12.2019 16:31

          А всем татарам демонстративно общаться только на татарском, независимо от состава присутствующих. Как вам перспектива? Конституция не нарушается?

          • Анонимно
            5.12.2019 17:29

            А мы так и поступаем, в чем проблема-то?

          • Анонимно
            5.12.2019 17:55

            Конечно, конституция не нарушается. Каждый имеет право на свободный выбор языка общения.
            Нормальная перспектива, вы ей пугаете что-ли? Это ваше дело, исключительно.

      • Анонимно
        5.12.2019 15:00

        14:11 В Турции турки на русском разговаривают, бизнес однако.

        • Анонимно
          5.12.2019 16:10

          В Турции единицы разговаривают на русском. Не обольщайтесь.

        • Анонимно
          5.12.2019 19:58

          Ага, сейчас,разговаривают в отелях на побережье 100 процентов заселенных русскими. В Стамбуле никто по русский не говорит, . Только на прошлой неделе прилетели. Там все говорят на английском. Процентов на 40 понимают татарский. Кстати мы лучше понимаем турецкий, чем они татарский. Насмешила туристка в аэропорту, громко возмущавшаяся, что никто не говорит на русском. Не выдержал, ответил ей, что туркам это ни к чему .

    • Анонимно
      5.12.2019 14:38

      "При которых русское население Татарстана начнет разговаривать на татарском языке? На мой взгляд, такое невозможно."

      Эта Земля Татар,и что не будете разговаривать на Татарском,ваши проблемы.Татары,умеют разговаривать ,на всех 14 Языках Мира,и понимают друг-друга.

      • Анонимно
        5.12.2019 15:47

        Это ни в коем случае не "земля татар". Это земля всех живущих здесь людей.
        Точнее даже конкретные участки земли закреплены в БТИ за теми, кто этой землёй владеет.

      • Анонимно
        5.12.2019 15:58

        Не смешите людей про 14 языков. Что касается «земли татар» то вас обманули. Татары сжечь живут столько же, сколько и другие народы.

        • Анонимно
          5.12.2019 16:52

          15:58 Соглашусь и добавлю, что коренным населением здесь являются мордва и марийцы, чуть позже обосновались чуваши.

          Поэтому, заклинания некоторых нациков "про стан татар", про "земли татар", выдают:
          а) дремучую их неграмотность.
          б) личные хотелки за реальность.
          в) просто разжигают

    • Анонимно
      5.12.2019 14:58

      Даже татары на татарском не разговариют, не то что русские. Мы например в семье только на русском общаемся. И учим два иностранных языка, английский и испанский. Меня волнует будущее моих детей , а не то что пытаются навязать нам.

      • Анонимно
        5.12.2019 15:57

        Это не украшает вашу семью, если вы действительно татары.
        Высокомерное отношение к своему языку и национальности - это хуже шовинизма.

      • Анонимно
        5.12.2019 16:26

        а мы на татарском разговариваем, потому что чтим историю, культуру своих бабушек дедушек, поколений людей хранивших и защищавших ее от врагов. Да есть на земле такие вещи как честь, достоинство итд)) Но вам конечно не понять)
        Прикиньте, и при этом еще мы и иностранные знаем)))

      • Рашид
        5.12.2019 18:47

        14:58 Поверь моих детей будущее волнует не менее. Ведь татары не только в Татарстане живут. А то что в Татарстане сами татары не разговаривают тем более звучит нелепо. Это необходимо срочно выправлять пока не поздно.

  • Анонимно
    5.12.2019 13:33

    Безопасность на территории РТ волнует, учебники- нет, никакие не волнуют.

    • Анонимно
      5.12.2019 13:40

      У вас нет детей

      • Анонимно
        5.12.2019 13:58

        Не в детях дело. В выборе профессии и учителей. Татарские ничему не научили, все больше плакались. .на судьбу жаловались.

      • Анонимно
        5.12.2019 14:17

        Главное учитель. Он сам как учебник и любую книгу найти может или аналог, издательств по миру пруд-пруди

    • Анонимно
      5.12.2019 13:54

      Бонк взяла и написала самый популярный учебник. Не без изъянов, но тренироваться по нему можно. Почему бы татарам не сделать также, коли потребность есть.
      А есть ли потребность?

      • Анонимно
        5.12.2019 14:12

        Речь не про написание а про бюрократические препоны которые ставят национальному образованию

        • Анонимно
          5.12.2019 14:40

          Где вариант учебника, которому поставили препоны?

          • Анонимно
            5.12.2019 15:37

            Для того чтобы сейчас иметь школьный учебник для татарской, удмуртской, чувашской и так далее… Учебник, например, такой же по физике… Для того чтобы учить на русском языке, есть соответствующая комиссия в министерстве федерального уровня. Один раз экспертизу проходит учебник и в конце выходит как учебник. Это мало кто знает. А вот если бы написал, например, на удмуртском языке, подготовил проект учебника, все экспертизы прошел, такие же деньги платили, какие для учебника на русском языке, или на татарском, то на финише, проходя тот же путь, те же затраты… Вы думаете, это учебником выходит? Нет, как учебное пособие! Многие об этом не знают. Обидно или нет? Те же силы! — отметил Шаймиев. — Не хочу подставлять нашего министра, он старается все делать. Нет, это пособие на татарском или в общем на национальном языке. Надо еще раз одну экспертизу пройти, опять нужно столько же платить
            Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/news/448803?utm_source=top-news

            • Анонимно
              5.12.2019 16:26

              Учебное пособие — учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник.
              Школы имеют право закупать учебные пособия точно так же, как закупаются учебники - за бюджетный счет.
              Учителя имеют право вести по ним уроки.
              В чем конкретно препоны?
              Почему никто не пишет предметно?

              • Анонимно
                5.12.2019 17:32

                Конкретно препоны в том, что учебники на национальных языках годами маринуются в Москве, поскольку там нет специалистов, способных их прочитать. Это делается намеренно, чтобы задушить национальное образование.

          • Анонимно
            5.12.2019 16:46

            Их десятки лежат в Министерстве просвещения РФ, ожидая экспертизы специалистов, а их нет, владеющих национальными языками. Об этом и говорит бабай.

  • Анонимно
    5.12.2019 13:35

    Мне пришлось сменить 2 профессии, чтобы в 90- е поставить на ноги детей. Всю жизнь надеялась на себя. Сейчас на пенсии и стараюсь работать. Занималась невсегда той работой, которую считала своим призванием. Ничего, учителя переучаться и найдут себя в другой области.

    • Анонимно
      5.12.2019 13:57

      Только не смогут переучиться на преподавателя русского. Нельзя, не могут и речь с акцентом

    • Анонимно
      5.12.2019 14:07

      Да, учителя татарского языка переучатся. Точнее даже вернутся к прежней деятельности, кем они работали до массового набора их в учителя татарского языка из разных сфер экономики.

    • Анонимно
      5.12.2019 14:21

      "Не всегда" пишется раздельно; "переучатся" - без мягкого знака.

    • Анонимно
      5.12.2019 15:12

      Изгнание учителей татарского языка из школ - позорная страница в истории Рос сии!

      • Анонимно
        5.12.2019 16:18

        15:12 Раньше надо было думать прежде чем плодить столько учителей татарского с преимуществами в денежном плане над остальными.

        • Анонимно
          5.12.2019 18:22

          Их недостаточно для обеспечения равного с русским языком статуса государственного языка.

          • Анонимно
            5.12.2019 18:34

            Равенства государственных языков, реального равенства народов - вот чего не хватает в Татарстане!
            Отсюда и все проблемы!

    • ЛДПР
      5.12.2019 15:29

      Точно, сортировщики нужны скоро будут...

      • Анонимно
        5.12.2019 16:48

        И нчать надо с ЛЛПР!
        30 лет в Госдуме РФ и экономика 0 и Пенсионка против народа, одним словом дармоеды!

  • Анонимно
    5.12.2019 13:38

    Никому не было дела до учителей русского языка, когда сокращали их часы. А сейчас заговорили об учителях татарского, которые (не моргнув глазом!) тут же переквалифицировались в преподаватели родного русского.

    • Анонимно
      5.12.2019 14:08

      Мне пришлось сменить 2 профессии, чтобы в 90- е поставить на ноги детей. Всю жизнь надеялась на себя. Сейчас на пенсии и стараюсь работать. Занималась невсегда той работой, которую считала своим призванием. Ничего, учителя переучаться и найдут себя в другой области.
      Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/news/448803

  • Анонимно
    5.12.2019 13:41

    Пусть лучше подумает об экологии!

    • Анонимно
      5.12.2019 13:47

      Об экологии должно думать профильное министерство
      Бабай правильные вопросы поднимает

      • Анонимно
        5.12.2019 14:39

        Так и с изучением языков должно разбираться профильное министерство, разве нет?

    • Анонимно
      5.12.2019 14:00

      сам думай про свою экологию. не смеши народ, думатель. сбить хочешь с темы !!!

    • Анонимно
      5.12.2019 14:01

      на кухне жену учи, мечтатель ...

  • Анонимно
    5.12.2019 13:44

    А я восхищаюсь евреями. Взяли в ввели в обязанность знать и иврит и идиш! Вот , что значит национальное самосознание, при поддержке государства! Поэтому они и занимают лидирующие позиции в мире.

    • Анонимно
      5.12.2019 15:57

      Израиль- суверенное государство. татарстан - один из российских регионов. Разницу чувствуешь?

      • Анонимно
        5.12.2019 16:48

        "Израиль- суверенное государство."

        Кто тебе подсказал,такую Чушь?Израиль,ежегодно получает от США,от Еврейской Лобби 25 млрд долларов.Президент США,Дональд Трамп,Немец.Вынужден был одеть на голову Ермо́лку, ки́пу и стоят у Стены плача в Иерусалиме.Его дочь вышла замуж за Израильтянина,и приняла Иудаизм.

    • Анонимно
      5.12.2019 16:21

      Ну вот попробуй введи в России обязанность знать татарский на латинице.

  • Анонимно
    5.12.2019 13:48

    Попробуйте найдите для ребёнка мультфильм нормальный на татарском, сказку в интернете ! Ничего нет!!!!

    • Анонимно
      5.12.2019 14:13

      Много есть

    • Анонимно
      5.12.2019 14:14

      Сейчас же вроде есть целый детский телеканал на татарском языке "Шаян".

      • Анонимно
        5.12.2019 19:20

        Отличный канал кстати. очень качественные переводы на татарский и очень хорошие татарские мультфильмы и передачи там.

    • Анонимно
      5.12.2019 14:19

      к кому претензия? к конституции РФ? проблем нет, в РТ есть свои проекты от киноиндустрии, свои каналы, СМИ, свои блогеры, певцы, артисты, композиторы...снимайте, показывайте, ведите блоги, передачи. На самом деле всего навалом от академических театров до мультфильмов. Другой вопрос, что аудитория не готова к данному продукту. Может проблема в качестве подачи материала, а не в том, что язык умирает.

      • Анонимно
        5.12.2019 14:54

        Финансирование идет только на русские мультфильмы
        А мы так же платим налоги

    • Анонимно
      5.12.2019 14:31

      Шаян ТВ смотрите!

    • Анонимно
      5.12.2019 14:37

      Ильшат абзан курсэтми мени ТНВ да татар мультфильмнарын?Алдалады мени ?

  • Анонимно
    5.12.2019 13:56

    Глобализация с развитием цивилизации -- необратимый процесс.
    Однозначно, всё будет идти к тому, что на этой планете останется один язык. И скорее всего тот, народ и государство которого на этот момент будут сильнее всех. Сейчас это -- английский язык, к сожалению.
    До распада СССР ещё спорный момент вызывал русский, так как большАя часть планеты была "под нами". Сейчас наш "поезд ушёл". Как и "поезд" немцев, и ещё раньше -- французов.
    Ещё озадачивает Китай, вполне возможно, что на момент перехода всех стран на один язык -- самым сильным окажется именно Китай с его каким-нибудь одним языком. Посмотрим.
    А про всякие мелкие языки, культуры, традиции, национальности потихоньку можно начинать забывать. Хотя , не хотелось бы, конечно...

    • Анонимно
      5.12.2019 14:28

      //Ещё озадачивает Китай, вполне возможно, что на момент перехода всех стран на один язык//

      Китай возможно будет сильнейшим государством на планете, но китайский язык никогда не будет международным языком. На китайском языке говорят только в самом Китае. Китайский язык учат только, те кто рассчитывает заниматься деятельностью связанной с самим Китаем.

      Сейчас в мире языком с самым большим числом говорящих является не китайский язык, а английский. И эта тенденция будет лишь нарастать.

      • Анонимно
        5.12.2019 15:08

        14:28 на эту тему множество ученых работали и работают. Вы не совсем правы. Долго объяснять, я много читали на эту тему. К слову в позапрошлом веке самым распространённым был французский.

      • Анонимно
        5.12.2019 16:30

        Почему английский ,а не китайский.В частности из за сложности тонального китайского языка и из за трудности запоминания иероглифов.
        В английском как и в татарском нет категории рода.Не надо думать как склонять каждое слово в мужском,женском и среднем родах.То есть другим народам полегче изучать английский.

        Сравните английский распространен официально в 59 странах мира,а сложный китайский распространен ограниченно только в 3 странах Юго Восточной Азии несмотря на многовековую историю Китая.

    • Анонимно
      5.12.2019 16:29

      иди спать нострадамус)))

  • Анонимно
    5.12.2019 13:57

    Нам татарам самим нужно любить свой язык и больше на нем общаться не только дома среди семьи и родни, но и в публичных местах, в магазинах, на улице и т.д. Даже заметил на работе трое татар, а говорят между собой на русском. Спрашиваю у них: Вы не владеете родным языком? Владеем отвечают. Так почему между собой не разговариваете на татарском? Молчание. Трое чеченцев будут говорить на чеченском между собой. Вот с этого надо начинать. Шаймиев сам должен говорить с татарами только на татарском и этим показывать пример всем остальным.

    • Анонимно
      5.12.2019 14:29

      Ещё пару Элвин греев на сцену и все приличные татары совсем перестанут говорить на татарском.
      Что бы не идентифицировать себя с такими персонажами.

    • Анонимно
      5.12.2019 14:30

      Разговаривайте, кто против-то?

    • Анонимно
      5.12.2019 14:33

      И чеченцы не будут, только отсталые. В Чечне тоже об этом пишут, что на чеченском говорить хотят все меньше и меньше. Погуглите, полно статей.
      Это естественные процессы.

      • Анонимно
        5.12.2019 15:08

        Ничего это не естественный процесс!
        Это результат соответствующей политики.
        Пример - каталонский язык.
        Его уничтожали в годы правления фашистского режима Франко, был на последнем издыхании.
        Когда режим пал и каталонцы получили свободу, их язык вернулся в детские сады, школы, вузы, общественную и государственную жизнь.
        СОХРАНЕНИЕ ЯЗЫКА ЗАВИСИТ ОТ ПОЛИТИКИ!

        • Анонимно
          5.12.2019 15:59

          Надеемся, и татарский язык вернется в школы, вузы, на улицы наших городов и сел, в государственную и общественную жизнь.
          МЫ не менее достойны, чем каталолонцы или баски.

          • Анонимно
            5.12.2019 16:56

            15:59 Та ладно! Почему вернётся??? Врёте как обычно. Татарский язык живёт и никуда не уходил.

            Постоянно слышу татарскую речь на улице, в офисах. Из автомобилей доносится татарская музыка. Работают несколько татароязычных телеканалов, радиостанций, проводятся концерты, и т.д и т.п.

            • Анонимно
              5.12.2019 17:13

              Вопрос не в этом!
              Он должен быть равноправен с русским в общественной и государственной жизни.
              Вы, русские не будете же довольствоваться только тем, что вам не запрещают тут по-русски разговаривать и петь русские песни.
              Так и мы хотим полноценной жизни для нашего языка, не хуже чем русским на их языке.
              Или у вас есть аргументы отказать нам в этом*

              • mad big
                5.12.2019 17:48

                Никто вам не смеет в этом отказать. Я только за!

              • Анонимно
                5.12.2019 17:49

                Телевидение, театры, книги, право обратиться в госорганы на татарском - это что тогда такое? Не общественно-государственная жизнь?
                Заявятся завтра русские в театр Камала и потребуют в рамках равноправия показывать им татарский спектакль на русском языке, а не через наушники с опозданием перевод давать. Отлично будет?

                • Анонимно
                  5.12.2019 18:16

                  Нужно одинаковые права языков в обучении, а нет ак, что один - обязательный, а другой - как хочешь.
                  Именно в этом и кроется национальное неравенство и дискриминация по языковому признаку!

                  • Анонимно
                    5.12.2019 18:24

                    Права и есть одинаковые. Право на изучение государственного есть у всех? Да.
                    Право учить родной есть у всех? Да.
                    У всех людей - есть одинаковые права.
                    Как вас шатает: то общественная жизнь, то к школам опять. Кручу-верчу, запутать хочу...

    • Анонимно
      5.12.2019 14:40

      Эшсезлектэн шэхэргэ килгэн авыл гыйбэтлэре дэ вата жимерэ урысча сойлэшергэ тырыша, мин аларга гел уртэлэм, ни урысча белми, ни татарча, гэрип горэбэлэр.

      • Анонимно
        5.12.2019 16:46

        а теперь подумай сколько тебя человек поняли? ты же наверняка хочешь чтобы поняли все, а делаешь с точность наоборот

      • Анонимно
        5.12.2019 16:51

        Ә син санагыңа татар хәрефләре дә куймыйсың, телебезне мыскыл итеп язасың. Бер җирең дә алардан өстен түгел.

    • Анонимно
      5.12.2019 16:06

      Чушь какая-то. Я в россии живу и говорю на том языке, который мне удобен, особенно на работе. Ни в чьих замечаниях не нуждаюсь. А если татары между собой на татарском говорят или на русском, да хоть на нанайском, это их сугубо личное дело. Никто никому не может указывать на каком языке говорить.

    • Анонимно
      5.12.2019 16:15

      Татары уважают представителей других наций, поэтому в присутствии хотя бы одного русского говорят на русском.

      • Анонимно
        5.12.2019 17:33

        Неправда, я, в любом присутствии, разговариваю исключительно на родном татарском языке!

        • Анонимно
          5.12.2019 22:47

          Что и требовалось доказать. Говорит на языке, чтобы другие не понимали это высокомерие и глупость

          • Анонимно
            5.12.2019 23:51

            22:47 Никакого высокомерия. Все условия созданы, учи и понимай.

  • Анонимно
    5.12.2019 14:04

    У человека должен быть выбор!Какой язык изучать!!!

    • Анонимно
      5.12.2019 14:54

      И русский тоже?

    • Анонимно
      5.12.2019 15:06

      Так закон это и говорит - выбирай и ты можешь изучать любой из 200 языков России, в том числе татарский.

      • Анонимно
        5.12.2019 15:51

        А тогда почему русский обязательный?
        Пусть он тоже станет таким же незапрещенным как татарский или суахили!

        • Анонимно
          5.12.2019 16:49

          Да пусть! Ну отправляйте депутатов с законопроектом, что русский язык будут преподавать только тем, кто в переписи, например, заявит себя русским, а всем остальным - только за деньги, или как иностранный, вместо английского.
          Никто из ваших не хочет понять, что смысл обязательного русского в соблюдении прав детей на знание языка общения на всей территории их страны, в отсутствии для них в будущем препятствий к передвижению по стране, поиску работы и т.д.
          Но если вам не надо, сейчас найдется много тех, кто вам подпишет любые петиции на эту тему, потому как вы всех достали.

          • Рашид
            5.12.2019 23:58

            16:49 Чудеса да и только! А как же мы до сих пор жили то? В космос летали, врагов били. Чёт не то ты несёшь...)

            • Анонимно
              6.12.2019 17:52

              А вы в космос летали, не изучая обязательный русский, серьёзно?
              Ну а врага на уровне рядового можно и так бить, действительно, три команды на русском выучить, остальное - жесты. Будете очередной войны ждать?

  • Анонимно
    5.12.2019 14:05

    Мне хочется сказать Вам так и надо Вы что незначительны чем это закончиться За то узбеки казахи и другие избежали этого как сказать мягче ну притеснений по языковому принципу

    • mad big
      5.12.2019 14:54

      Как узбеки с казахами сказали, так вы приедьте ко мне на работу и расскажите. У меня как раз парочка есть татар из Узбекистана и из Казахстана. Много нового о себе узнаете.

      • Рашид
        6.12.2019 00:12

        14:54 Это наверно потомки тех татар которые в передовых отрядах красной армии боролись с басмачеством, так называемым зажиточным мужиком чуть ли не до 50х годов.) Предполагаю что они там рассказывают на русском языке. У меня тоже есть партеечка русских из Казахстана. С большой теплотой пересказывают фантазии жилиновского.)

    • Анонимно
      5.12.2019 15:13

      Другими словами национальное превыше интернационального. Хорошо.

      • Анонимно
        6.12.2019 00:16

        15:13 Сами же признаёте что мультикультуризм и толерантность себя плохо зарекомендовала. Нам и так хорошо и эдак тоже.)

  • Анонимно
    5.12.2019 15:03

    Очень популярна мысль, что Россия не распадется, так как у России ракеты. Но все это уже было и в СССР.

    У Советского Союза тоже присутствовали ракеты и нефть. Программу «нефть в обмен на продовольствие» уже запускали. В этот раз будет то же самое. Только Запад уже учтет предыдущий опыт и запустит другую программу «уничтожение ядерного оружия в обмен на продукты». И утилизировать для надежности и достоверности Запад сам поможет. И договорятся со всеми республиками по отдельности – и с Уральской, и с Сибирской, и с другими. Больше Запад не станет терпеть государственное образование на одной седьмой суши планеты. России уже давали шанс, ей поверили и в нее верили. Но шанс она не использовала, доверие растоптала. Раз эксперимент на доверии потерпел провал, разговор будет вестись в более жестких тонах.

    Германия после Второй мировой много лет была расчлененной на части. Россиянам следовало бы запомнить урок. Или вспомнить сейчас.

    • Анонимно
      5.12.2019 16:08

      Все хотели как лучше - проголосовали 87% за сохранение.
      А получилось как всегда с империями.

  • Анонимно
    5.12.2019 15:06

    Как жить интернационалистам среди националистов?
    История этих широт восходит к доисторическим временам. Тут и персы побывали и тюрки и славяне и финны с уграми. Только одни говорят про себя, что они русские, а другие при тех же предках - татары.

    • Анонимно
      5.12.2019 16:14

      вся Россия это земли татар

      • mad big
        5.12.2019 17:25

        А Украина и Болгария? ЧТо уж мельчить то! Замахнитесь уж на Вильяма вашего, на Шекспира. А там и до Колумба и Вашингтона доберетесь.

        • Анонимно
          6.12.2019 07:03

          MAD BIG, ты думаешь, что "срезал" татар, упомянув про Украину и Болгари? Очень ошибаешься! На части территории нынешней Украины, в южнорусских степях, в средние века жили тюркские племена кипчаков (те, кого русские называли половцами). Так вот кипчаки - это предки современных татар. И кипчаки-половцы не только воевали, но и сотрудничали с древнерусским населением, и брали в жены русских девушек. Более того, кипчакские ханы часто роднились с южнорусскими князьями! В частности, князь Игорь, герой "Слова о полку Игореве", был сам наполовину (по матери) кипчаком (половцем)! А жили-кочевали кипчакские (половецкие) племена, повторяю, на территории современной Украины. И нынешние украинцы имеют в своей крови и тюркские гены! Другими же предками современных татар являются волжские булгары, которые пришли в Поволжье в 7 веке после распада Великой Болгарии (это государство древних болгар, в исторической науке именуемых протоболгарами, которое располагалось в причерноморских степях). А распалась Великая Болгария в 670-х годах после смерти Кубрат-хана, потому что его сыновья не вняли совету отца держаться вместе и противостоять хазарам, а сочли более благополучным для себя покинуть родную землю и каждому со своими дружинами уйти на другие территории. Один из сыновей - Аспарух - пришел со своими воинами на земли южных славян - предков современных дунайских болгар, которые на тот момент еще не имели собственной государственности. Эти южные славяне благожелательно приняли болгарского хана Аспаруха с его дружиной и даже провозгласили его своим правителем (да-да, именно так! как бы невероятно для тебя это не звучало!). И именно Аспарухом было создано Первое Болгарское царство, просуществовавшее с 681 по 1018 гг. Впоследствии тюрки-болгары были ассимилированы более многочисленными славянами, но этноним "болгары" закрепился именно за ними. И в крови современных болгар есть тоже тюркские гены. Так что, неуважаемый mad big, нас, современных татар, объединяют и с украинцами, и с болгарами общие предки! Ты, конечно, как "особо одаренный эрудит", сочтешь все это недостоверной информацией. Так вот, специально для тебя, плохо маскирующегося шовиниста: о князе Игоре Новгород-Северском смотри в книге Игоря Можейко "1185 год" (Изд-во "Наука", 1989 г., стр. 342, верхний абзац). О хане Аспарухе: см. книгу болгарского писателя Антона Дончева "Юность хана Аспаруха" (издавалась на рус.яз.). В 1400-ю годовщину образования Первого Болгарского царства, в 1981 г., на экраны вышел болгарский фильм "Хан Аспарух", в СССР он тоже демонстрировался, сейчас его можно посмотреть в интернете, там же и книгу Дончева можно заказать. В Болгарии до сих пор почитают хана Аспаруха как основателя Болгарского государства, в нескольких городах страны ему установлены памятники, во многих городах его именем названы улицы и площади! И еще. Современные балкарцы и карачаевцы - это тоже потомки древних болгар (протоболгар) из Великой Болгарии. А протоболгары - потомки древних тюрков Великого Тюркского каганата, а древние тюрки - потомки древних хуннов, чье государство существовало в Центральной Азии, на границе с Китаем, с 209 г. до н.э. по 215 г. н.э. (Другие потомки хуннов - это древние монголы и гунны. После распада государства хуннов значительная часть их племен покинула родные земли и отправилась на запад; в течение двух столетий хунны прошли через Алтай, Среднюю Азию, Урал, Поволжье и пришли в Западную Европу уже под именем гуннов). Ну, а возвращаясь снова к татарам: как видишь, mad big, корни нашего народа очень древние, уходят в глубину веков, и мы имеем много "родственников" среди разных народов. Что же касается незнания многими татарами родного татарского языка - так потому и не знают, что в советское время в даже Татарской АССР сокращалось число татарских школ, в русских школах его вообще не изучали, наш язык низвели до уровня "кухонного". А уж в других областях России и в союзных республиках и речи не могло идти об изучении татарского языка. В РСФСР даже в чисто татарских деревнях в школах все предметы изучались по учебникам на русском языке. Конечно, в такой ситуации татарским детям было сложно, но тем не менее они неплохо учились, и поступали в вузы, даже не владея в совершенстве русским языком, что свидетельствует о высоком интеллектуальном уровне нашего народа. А вот почему для столь многих представителей великого и талантливого русского народа задача выучить другой национальный язык является непосильной проблемой - я понять не могу. И вообще, наверное, зря мы, татары, у себя в республике вежливости в присутствии нетатар

        • Анонимно
          6.12.2019 07:11

          И вообще, наверное, зря мы, татары, у себя в республике из вежливости не разговариваем между собой на татарском языке в тех случаях, когда рядом находятся представители других национальностей. Ведь именно поэтому и не возникает необходимости в изучении нашего языка. Но методику преподавания татарского в школах, конечно, надо усовершенствовать...

      • Анонимно
        5.12.2019 17:45

        Она раньше называлась Великая Татария.

  • Анонимно
    5.12.2019 15:11

    Я перестаю быть патриотом этой страны. Я теперь с другой стороны.

  • Анонимно
    5.12.2019 15:13

    Я не пойму, физика на татарском это теперь экстремизм? В чем тогда дело? Почему нельзя выпустить учебник физики на татарском. Каким вашим скрепам это вредит, скажите пожалуйста?

  • Анонимно
    5.12.2019 15:14

    В чем провинился школьный учебник физики на татарском языке? Кто нибудь может объяснить?

  • Анонимно
    5.12.2019 15:16

    Если Россия считает, что учебник физики на татарском угрожает целостности России, то грош цена таким скрепам, что удерживают ее.

  • Анонимно
    5.12.2019 15:18

    Запрет выпуска учебников на языках народов России должен быть главной темой во всех СМИ, пока этот запрет не будет снят.

    • Анонимно
      5.12.2019 15:38

      Согласен. Когда будет запрет, тогда да. Но такого запрета не может быть априори.
      Мантры про «запреты языка» оставьте для стада.

      • Анонимно
        5.12.2019 16:36

        Запрет есть, но он не прямой, а очень коварный.
        Сделан таким образом, чтобы запрещающий был незаметен и сам запрет смоделирован таким образом, чтобы он выглядел как свободный выбор.
        Но у выбирающего по сути нет выбора.

        Он вынужден выбрать между "очень плохо" и "очень-очень плохо".

    • Анонимно
      5.12.2019 16:01

      Вообще-то никакого "запрета" нет. В татарских школах учатся по татарским учебникам. Были бы лишь желающие.

  • Анонимно
    5.12.2019 15:25

    Ну вот, добавился ещё один пункт. С 1552 года сколько их уже накопилось. Сколько же ещё выпало на твою долю, мой татарский народ.

  • Анонимно
    5.12.2019 15:27

    Физически нет времени для изучения языков, которые никогда в жизни не пригодятся. Сейчас жизнь диктует учить английский, китайский. Без английского стоящей работы не видать. Без обид, ничего лично я против татарского не имею. Мой ребенок 9 лет честно его учил. Сейчас углубленно изучает английский. Необходимая литература, видео, документы даже по школьной тематике, по проектам, по допзанятиям для подготовки в вуз, тоже в основном на английском. Нет практической необходимости знать татарский. К тому же при возможности люди покидают татарстан, потому что экономический и социальный уровень здесь низок. А так ничего личного. Татарский язык ничем не лучше и не хуже всех остальных.

    • Рашид
      6.12.2019 00:39

      15:27 А какая практичная необходимость у тебя знать своих родителей? Ты же вырос и уже не нуждаешься в них как они в тебе. Это вот приблизительно из этих же материй для твоего понимания. Ты наверно относительно молодой, но осознание всего приходит со временем, когда приходит время итогов. А время проходит на одном вздохе...

  • Анонимно
    5.12.2019 15:42

    Не понятно, всё-таки в чем проблема.
    Учебное пособие — учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник.
    Покупать учебные пособия за счёт бюджетного финансирования школа имеет полное право. Использовать в процессе обучения - тоже.
    Почему нельзя высказываться более предметно, не просто ж слово "пособие" его так обидело? Может, юристы от образования нам всем помогут понять проблему?

  • Анонимно
    5.12.2019 15:46

    Опять лишь лишь несколько % по заявленной теме. Речи нет об обязательном изучении татарского в школах. Это априори невозможно и такой этот вопрос закрыт давно.
    Речь о том, что процедура согласования учебников сложна, причём без разницы на каком языке.
    Процесс проверки учебного материла для детей должен быть безусловно тщательным и экспертам. Но процесс нужно оптимизировать и ускорить.
    Речь об этом.

  • Анонимно
    5.12.2019 15:51

    Когда учителей по русскому сокращали в угоду татарскому в правление тракториста-механизатора, что то не слышно было слёзных речей. И не думал никто, как они будут дальше жить. Посеешь ветер- пожнёшь бурю.

  • Анонимно
    5.12.2019 15:51


    странная тема. в сша все приезжие из стран бывшего СССР стараются говорить на русском. и не только они, так в польских закусочных тоже поляки по русский говорят. есть исключения, это единичные случаи, когда украинцы принципиально на своём суржике говорят, но с ними даже свои стараются не дружить. а украинцы в основном в сша сервисом машин занимаются.

  • Анонимно
    5.12.2019 15:53

    мои дети и без школы знают не родного русского языка.Я требую что бы мои дети учились на родном языке. русский язык мне не родной. Давайте по справедливости.

    • Анонимно
      5.12.2019 20:29

      Учитесь на татарском. В чём проблема? Выпускники татарских школ в Казани даже 300 балльниками бывают.

  • Анонимно
    5.12.2019 15:57

    а почему Васильева не принимает министров с регионов. она так издеваеться. боиться региональных чиновников

    • Анонимно
      5.12.2019 16:48

      а по твоему она круглосуточно с нашим министров в кабинете должна сидеть? других дел нету?

  • Анонимно
    5.12.2019 16:05

    Татарларнын кубесе уз бит татар теленда укырга телами. вата сындыра урыс теленда сэйлаша

    • Анонимно
      5.12.2019 17:07

      Син үзең дә бит вата-җимерә татарча язып маташасың.

    • Анонимно
      5.12.2019 17:24

      Аларны совет чорында факультатив рәвешендә 1 сәгать генә начар гына укыттылар .Кая белсен алар татарча?Чөнки бөтен фәннәрне рус телендә укыттылар шуна курә алар татарча начар сөйләшә.Ә хәзер гадәткә кергән ул русча сөйләшу -тәмәке тарту сыман.

  • Анонимно
    5.12.2019 16:17

    Я думал в Татарстане дружба народов. А среди комментаторов столько шовинистов. Или они не местные, из других регионов?

  • Анонимно
    5.12.2019 16:30

    Я думаю, русский или татарский либо другими языками должны заниматься специалисты.
    У нас начали заниматься имеющие сельско хозяйственным образованием, т.е. агроном или механик, неужели нет башковитых и помоложе специалистов....
    Обидно, однако.

    • Анонимно
      5.12.2019 18:37

      Мне не надо специалистов!
      Мне надо реальное равноправие моего родного государственного татарского языка с русским!
      Чтобы он так же как и русский был обязателен и имел одинаковые часы и равные права!
      Это даст возможность моему родному государственному языку полноценно функционировать наравне с русским в общественной и государственной жизни!
      Иначе - мои национальные права ущемлены!

      • Анонимно
        5.12.2019 21:07

        Что плохого в равноправии?
        Почему все делается только как удобно одному народу в этой стране, чтобы только его язык везде пользовался привилегией?
        Почему мой родной язык по факту не допущен к государственной и общественной жизни даже в своей республике?
        Теперь и в обучении он занял место самого бесправного предмета!
        Почему равнодушны к такому бесправию депутаты и власть предержащие?
        Почему мой народ должен бояться задавать такие вопросы, опасаясь преследований?

  • Анонимно
    5.12.2019 18:53

    Берите за основу учебник на русском и переводите. Затраты только на перевод. Но Шаймиев и Ко не ищут легких путей, будут изобретать велосипед.

    • Анонимно
      5.12.2019 19:24

      Тот жэе самый учебник не пропускают , если написан на татарском языке. русским языком вам говорю, до сих пор не понимаете.

  • Анонимно
    5.12.2019 23:49

    1. жоржик. почему у нас по факту продолжают уничтожать русский язык?
    2. элементарно Ватсон ХА-ХА!!!! Так почему? ХА-ХА!!! Не падайте со стула ..Так почему?
    3. русский язык РАБОЧИЙ ЯЗЫК ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ЯЗЫК УПРАВЛЕНИЯ не будет языка не будет остатков промышленности..
    4. где судосборщики, родившееся в Зеленодольске и обученные в Зеленодольске.? А кто работает? ПЕРЕКАТИ-ПОЛЕ за длинным рублём...
    5. где сборщики самолётов? ХДЕ ? Где сборщики газотурбинных двигателей и станочники изготовляющие "запчасти" для них
    6. понятно, что некоторые могут жить за счёт нефти, успели подсуетиться на поли и и на били. А остальным как? А остальным надо работать. чтобы не сдохнуть ч голоду-земля то за Волгой..
    7. ну если тут не правильно, то как ТОГДА правильно с угроблением государственного языка через применение реноваций, поли били вместо двуязычия, которое применять то НЕЛЬЗЯ... а применять то по факту, чтобы Вас поняли правильно во избежание возможных моментов э, ЖЕЛАТЕЛЬНО ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК... а не как сейчас переводы с английского на русский публики обучавшейся и живших за кордоном - локации, инновации, импортозамещения и прочая белиберда людей с русскими фамилиями но без русской души...

  • Анонимно
    6.12.2019 17:19

    Назвать язык Советским-поскольку Русский изменен и оставлен в 1917. Вот


    Бѣлый, блѣдный, бѣдный бѣсъ
    Убѣжалъ голодный въ лѣсъ.
    Лѣшимъ по лѣсу онъ бѣгалъ,
    Рѣдькой съ хрѣномъ пообѣдалъ
    И за горькій тотъ обѣдъ
    Далъ обѣтъ надѣлать бѣдъ.

    Вѣдай, братъ, что клѣть и клѣтка,
    Рѣшето, рѣшетка, сѣтка,
    Вѣжа и желѣзо съ ять —
    Такъ и надобно писать.
    Это Русский, а мы на Советском. Кому не нравится тот поймет что думают украинцы и белорусы при упоминании родного языка итд.

  • Анонимно
    6.12.2019 21:14

    Были прекрасные татаро-турецкие лицеи. Ребята выходили оттуда высоковоспитанными, знающими 4 языка, образованными и умными и добрыми людьми. При Шаймиеве в угоду (кому или чему??? Они были закрыты. А теперь видите ли , выдвигают "умную" идею поли- или билингвальных школах... Стыдоба !!! Поколение уже целое потеряно ! И язык на границе краха.

  • Анонимно
    6.12.2019 23:57

    Вспоминается притча о Вавилонской башне. Народ так ее и не достроил, ибо был разделен на разные языки. В стране где все национальности перемешаны, может начать говорить на одном языке? И договариваться будет проще.

  • Анонимно
    8.12.2019 00:18

    Очень много времени прошло - А ВОЗ И НЫНЕ ТАМ !!! - Потому и предлагаю - сделайте СНАЧАЛА - УЧЕБНИК - !!! - КАЧЕСТВО которого удовлетворяло ПО СОДЕРЖАНИЮ и ПОЛЬЗОВАНИЮ ВСЕХ учеников учителей и РОДИТЕЛЕЙ !!! - Только потом ДУМАЙТЕ - как всё ЭТО гармонично ВНЕДРИТЬ в учебную ЖИЗНЬ !!!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Видео дня Все
Читаемое Обсуждаемое
Важное за неделю

Рекомендуем

Старая элита

[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль