Все новости Татарстан Закамье

Еще новости
Еще новости
Еще новости
Не забудьте поздравить 8 Апреля
Опросы Архив
А вы носите защитную маску?
Эксклюзив

Спецпроект Все спецпроекты

Бестселлеры Казани: от стандарта до эксклюзива

Куда вложиться и где жить: обзор востребованных квартирных локаций

Новости Казани
4.03.2020

В Кариевском театре состоится премьера, повествующая об исчезающей деревне крещенных татар

В Татарском театре юного зрителя им. Кариева состоится очередная премьера. Монодрама «Микулай» в постановке главного режиссера Рената Аюпова повествует об исчезновении языка, культуры, традиций малых народов в эпоху глобализации. Одинокий 60-летний человек мужественно пытается сделать все ради сохранения деревни и языка. В спектакле прозвучат старинные песни кряшен, среди них — песня «Пыяла күкәй» («Стеклянное яйцо»), которая будет предоставлена в новой аранжировке.

Премьерный показ спектакля состоится завтра.

Главную роль в спектакле сыграет ведущий актер Камаловского театра, заслуженный артист Татарстана Олег Фазылзянов. «Мне хорошо известны кряшенские обычаи, традиции, среди которых я вырос. И с главным героем у нас много общего: как и он, я люблю свою деревню, людей, их человечность, люблю их гостеприимную природу. Да, к сожалению, наша деревня умирает, но тем не менее я строю дом и хочу, чтобы было больше таких Микулаев, заботящихся о будущем и любящих свою деревню и свой язык. Думаю, поэтому я и согласился играть в спектакле», — отметил он перед премьерой.

В основе сюжета — один день из жизни главного героя Микулая и судьба жителей деревни Сарсаз кюл. Микулай погружен в размышления о возрождении его родной деревни и мечты увидеть вместо немых фигур, созданных им, настоящих живых людей. Пытаясь воплотить мечту, он призывает дождь игрой «чук-чук»: если пойдет дождь, то засохшее озеро заполнится и вернется к жизни.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Читайте нас в Telegram
Комментарии (55) Обновить комментарииОбновить комментарии Оставить комментарий
Анонимно
5.03.2020 07:59

С приходом Сагитовой театр преобразился конечно! Репертуар интересный стал! Так держать!

  • Анонимно
    5.03.2020 00:19

    Главная опасность для кряшен - это сторонники отделения от татарского народа.
    Они предлагают самый близкий путь к ассимиляции и исчезновению из числа народов страны и мира.

    • Анонимно
      5.03.2020 08:16

      Прорезался сторонник татаризации, а слияние с татарами это не ассимиляция - "мыжеодиннарод".

    • Анонимно
      5.03.2020 08:19

      "Крещенные татары" - оскорбительное для кряшен наименовани, и желтой газете, надо бы это знать.

      • Анонимно
        5.03.2020 09:58

        Мы их там называем, никто не из них не выражал никаких протестов.
        Потому что это так и есть.

      • Анонимно
        5.03.2020 10:09

        Все крещеные татары совсем недавно были мусульманами.
        Лингвистический анализ говорит именно об этом.
        Православная религиозная лексика легла на уже закрепившуюся в языке мусульманскую лексику арабского происхождения.
        Крещеные татары активно используют все арабские заимствования татарского языка, даже не подозревая их происхождения..
        Если бы они приняли христианство до прихода ислама, была бы совершенно другая языковая картина у крещеных татар - у них бы закрепились в языке славянская, а не арабская религиозная лексика.
        Проповедники для распространения православия использовали хорошо известную этим татарам мусульманскую лексику для объяснения тонкостей православия - что и отражается в современном языке крещеных татар.

        • Анонимно
          5.03.2020 10:36

          А сами татары от Арабов наверное . ДАЖЕ имена от них ! И , Гагаузам заодно подскажите , что предками являются тюркоязычные народы: огузы, печенеги, куманы; . И язык относится к огузской подгруппе юго-западной ветви тюркских языков ! Вот вам и еще татары !!!!

      • Анонимно
        5.03.2020 10:32

        Крещенные татары? А почему не православные татары? А как называются татары, которые приняли не Христианстьво, а Ислам?

        Почему есть так называемые "Крещенные татары", но нет "исламизированных татар"?
        Как то непонятно и неправильно.

    • Анонимно
      5.03.2020 10:01

      Именно из-за этой возможности быстрой ассимиляции в русской среде и окончательного исчезновения крещеных татар и поддерживается некоторыми нехорошими течениями этот путь для крещеных татар.

    • Анонимно
      5.03.2020 15:42

      Кряшены это отдельный самобытный народ. Не нужно его причислять ни к русским, ни к татарам. Язык один, ну и что? На английском тоже говорят американцы, британцы, австралийца и многие другие. Это что оже один народ? Они так не думают.

  • Анонимно
    5.03.2020 07:39

    Надо и с машин всех на лошадей пересадить, а то почти уже ушла эта культурная традиция наших предков

  • Анонимно
    5.03.2020 07:59

    С приходом Сагитовой театр преобразился конечно! Репертуар интересный стал! Так держать!

    • Анонимно
      5.03.2020 09:07

      Это не их спектакль

      • Анонимно
        5.03.2020 09:49

        Да? Интересно,чей тогда? Режиссёр их театра я смотреть..

    • Анонимно
      5.03.2020 12:50

      Актер ( О.Фазульянов) из Камаловского театра. А Аюпов до Сагитовой умел ставить. К его таланту она никакого отношения не имеет.

      • Анонимно
        5.03.2020 22:32

        особенно проявляется его талант в Питере Пэне, видимо

  • Анонимно
    5.03.2020 08:03

    Опасность для Керэшен, это сближение с татарами.Где можем потерять, что нажито с нашими предками. При каких случаях люди сближаются ? Когда, общая религия, культура, праздники, обычаи. Если этого нет, то о каком сближение может идти речь ? Язык не является фактом родства..И то, там нет полного сходства. Много народов со схожим татарским языком , но себя к татарам не перечисляют. Вы, лучше вспоминайте, как в 1926.году были закрыты Техникум, газеты, школы Керэшен. А потом и само название Керэшен запретили.

    • Анонимно
      5.03.2020 09:05

      Кряшены сегодня является потребителями татарского: газет, книг, концертов, спектаклей, соц сетей и т.д. Хотят они этого или нет, но сегодня кряшены живут и приносят пользу татарам, а татары им.

    • Анонимно
      5.03.2020 09:44

      Читаю вас и удивляюсь. То ли вы наивный простачок, то ли просто сказочник? Ваши дети знают ваш(чем так он отличается от татарского? ) язык? нет. разговаривают - нет, в большинстве нет. вас не татары ассимилируют. Даже если предположить, что вы были отдельным народом, вас татары, крященные насильно, или даже добровольно в своей массе поглотили. Ладно, Бог с ним, но делая из братьев соперников вы минимум поступаете не мудро. Но это ваша жизнь и ваша ответственность.

      • Анонимно
        5.03.2020 10:37

        Кряшены - это крещенные после Ивана татары. Какой еще отдельный народ?

        • Анонимно
          5.03.2020 11:06

          А сами казанские татары ???? \\\\//Из доклада исправляющего должность Казанского епархиального инородческого миссионера священника С.А.Багина:

          «…число татар за 70-летний период(1834 - 1904гг.) увеличилось настолько сильно /на 150 %/, что в настоящее время превышает число чуваш, вместо вышеприведённых на 3 странице 8,483 человек - 1834 года, уже на 222,094 человека; число это указывает, насколько быстро идёт поглощение татарами-магометанами различных инородческих племён: чуваш /больше других/, черемис, мордвы и вотяков. Цифры эти не могут не обратить на себя внимание тех лиц, которым дороги интересы Православной Церкви и Русского государства, так как отатаривание инородцев продолжается и в настоящее время, и татарско-магометанское население неестественно быстро увеличивается. Объяснить быстрое увеличение магометанско-татарского населения естественным приростом нельзя, так как, как мы уже видели выше из приведённых статистических данных, численный прирост других инородческих племён ниже почти вдвое, а именно от 76,1 % до 84,8 % и только вотяков - около 94,8 %, тогда как татарско-магометанское население за тот же период времени увеличилось на 150 %. В этом убеждают нас и работы местных статистиков.

          Таким образом, быстрый прирост населения татарско-магометанского несомненно имеет другой источник, который, помимо естественного прироста, способствует быстрому численному росту татар на счёт других народностей - чуваш, черемис, мордвы и других, «уходящих в татары», - что и подтверждается при более близком знакомстве с этнографическим составом населения губернии. Не имея возможности, за недостатком времени, более подробно исследовать этот источник быстрого прироста магометан Казанской губернии в ущерб другим инородческим племенам, я укажу лишь некоторые селения этих инородцев, в которых они считаются теперь уже «татарами»/////

          • Анонимно
            5.03.2020 11:26

            Что сегодня, что в прошлом татары приписывали себе другие народы. Непонятно только, что так возбуждаются про якобы "башкиризацию" татар в Башкирии? И что это за фикс идея "мы вторые в России по численности? Что она дает простому народу Татарии?

          • Анонимно
            5.03.2020 12:02

            Потому что ислам - правильная религия!

            • Анонимно
              5.03.2020 12:13

              правильно то может и правильно . и чуваши стали татарами. может вы сами из этих ?

              • Анонимно
                5.03.2020 12:20

                Значит, быть татарином было престижно.

                • Анонимно
                  5.03.2020 13:16

                  Быть русским было не только , а очень престижно. Сколько ж татарских мурз пришли к русским , перекрестились . И , стали русскими !!!!

                  • Анонимно
                    5.03.2020 14:47

                    Это они от безысходности или из-за личной непорядочности так делали.

                    • Анонимно
                      5.03.2020 15:19

                      Это Они сами так сказали или просили через века это сказать ?

      • Анонимно
        5.03.2020 12:24

        09-44 !!!

        Недавно в Болгарской исламской академии наук заявили, что будут заниматься изучением старотатарского языка. Это связано с тем, что старый язык имел не кириллическую письменность, а арабскую вязь. Так же старотатарский сам по себе отличается от того, на котором говорят современные татары. Большое количество трудов того периода лежит и ни кем не используется. Изучение данной дисциплин поможет ученым перевести труды, которые писали арабской вязью и более глубоко понять и изучить историю России и народов, проживающих в ней. А богословы смогут более подробно изучить духовное наследие. Большое количество не переведенных молитв могут быть использованы в религиозных службах.

  • Анонимно
    5.03.2020 08:14

    Кряшены, а не крещенные татары, и не татары. Прекратите уже этот этноцид, начатый Сталиным.

    • Анонимно
      5.03.2020 09:44

      Единая нация татары - прекратите уже этот этноцид, начатый Иваном Грозным.

    • Анонимно
      5.03.2020 11:48

      Потому что правильно их всегда называли " керэшен татарлары". А для краткости сократили до "крэшен".

      • Анонимно
        5.03.2020 12:04

        Крәшен - значит крещен.
        Значит, он раньше был мусульманином.
        С чего бы это такое название закрепилось, если бы они изначально были православными, как пытаются показать в некоторых баснях.

        • Анонимно
          5.03.2020 12:14

          Этим баснописцам и фамилии наверно Крыловы или Андерсоны

        • Анонимно
          5.03.2020 12:16

          что то крещеных чуваш, мари, удмурт, мордву не называют Кряшенами ? У Чуаш есть слово Крещен. Но не Кряшен же, однако!

        • Анонимно
          5.03.2020 12:19

          Все данные показывают, что крещеные татары перешли в православие из своего мусульманского статуса: и лингвистический анализ, и исторические факты, и генетика. Скорее всего насильственно.
          На чем основываются утверждения о доисламском православии этой группы татарского народа?
          Только на недавно выдуманных сказках или есть серьезные обоснования?

          • Анонимно
            5.03.2020 12:48

            12-19 ! Насчет генетики вы поспешили , поторопились . ////А.Т. Агджоян, Р.А. Схаляхо, А.Д. Падюкова, Ю.М. Юсупов, О.П. Балановский, Е.В. Балановская От Сибири до Крыма: особенности генофонда татар (крымских, сибирских, казанских, кряшен, мишарей)//Международная полевая школа в Болгаре. Материалы. Выпуск 2. Казань-Болгар, 2015.



            «Популяция кряшен характеризуется наличием гаплогрупп C3-M217 и G2a-P15, суммарная доля которых составляет около 20%, что не характерно для мишарей и казанских татар.»/////

        • Анонимно
          5.03.2020 20:08

          Значит, он раньше был мусульманином.
          ----------
          Русский тоже может быть крещенным, и некрещенным. Крещенными называют прошедших обряд крещения. Не обязательно бывших мусульманами.

      • Анонимно
        5.03.2020 17:49

        Никогда, ни меня, ни других, я не слышал. Чтобы нам обращались,, Керэшен татарлары '' '. Всегда и везде, Керэшен !

  • Анонимно
    5.03.2020 09:52

    Жаль, все билеты проданы уже!!(( я так хотела сходить! Может есть какие то варианты?

  • Анонимно
    5.03.2020 10:51

    Ряд годов, после Октябрьской Революции, никто не сомневался в том, что кряшены отдельная самобытная народность. В Казани издавалась своя кряшенская газета.Как это ни странно, но случилось так, что во второй половине двадцатых годов, во времена так называемой “султангалеевщины” в Татарии, в приказном порядке ликвидировали народность “кряшены”, и их “приписали” к татарам, на основании одинаковости простого разговорного языка и общности будто бы происхождения, не учитывая коренных различий в культуре, быте, обычаях и многом другом, возникших в результате исторического развития в течение нескольких столетий при различных условиях. С того времени во всех официальных документах, начиная с паспортов и анкет, стали кряшен именовать татарами.
    Была у кряшенской народности аннулирована своя письменность с русскими буквами, существовавшая до этого более полстолетия. Их заставили перейти на тогдашнюю татарскую письменность с арабскими буквами и способом письма справа налево. Затем, вместе с татарами кряшены должны были заучиватъ латинский шрифт, так называемый новотюркский алфавит, позаимствованный у турок, которые в то время тоже переходили с арабской на латинскую азбуку. Наконец, вместе с татарами кряшены возвратились опять к своей старой, хорошо знакомой им давно письменности с русскими буквами. Этот эксперимент продолжался более пятнадцати лет и нанес, конечно, немало ущерба татарам, а особенно кряшенам.

  • Анонимно
    5.03.2020 10:51

    1. Современные татары и кряшены являются хотя и родственными, но двумя различными народностями, что является результатом развития их в течение ряда столетий при различных исторических условиях.
    2. Аннулирование в официальном порядке самоназвания “кряшен” и принуждение их именоваться татарами является ошибкой и противоречит основным принципам национальной политики партии и правительства.
    3. Следует в официальном порядке возвратить кряшенскому народу право на существование в качестве отдельной самобытной народности с укоренившимся за большой исторический период в сознании народа самоназванием “кряшены”.
    4. Тем самым дать и этой народности возможность развиваться естественным историческим путем, без искусственных преград, вместе и наравне с народами нашей Родины - Союза Советских Социалистических Республик.

    • Анонимно
      5.03.2020 12:35

      А какие есть исторические и иные основания кроме ваших выдумок и попыток выдать желаемое за действительное?
      При чем в целях выведения на нет этой группы татарского народа - независимо от того, осознаете вы это или нет.

  • Анонимно
    5.03.2020 13:27

    А вы наверное никогда и не знали, что крещеные татары со временем обратно вернулись в Ислам ? На сей счет есть факты . А факты упрямая вещь ! (((((Ко времени начала движения по возвращению в ислам крещеные татары православными христианами являлись в основном лишь для местных священников и царских властей. Принятие христианства татарами носило во многом формальный, поверхностный характер. Наряду с русскими именами, которыми их “награждали” приходские попы, новокрещены, как правило, носили и татарские имена. К примеру, Ларион Якимов (* 1826) из д. Нижнее Абдулово Мензелинского у. Оренбургской губ. (ныне Альметьевский район Татарстана) значится и Идиятуллой Губейдуллиным [1]. Татары-мусульмане, проживавшие в окрестных деревнях или же являвшиеся односельчанами крещеных татар, также влияли на их мировозрение. Жительница той же д. Нижнее Абдулово (Степановка) Елена Дорофеева (Кулшарипова) в конце 1840-х гг. на допросе властям заявила, что «она не имеет никакого понятия о православной вере и исполняет, как и муж ея, обряды магометанские, что дети их хотя и крещены, но имен их не знает потому, что после крещения мулла Нигаметулла Абдулбакиров молитствует их по своей вере и дает татарские имена»[2]. Существовало у крещеных татар и мусульманское многоженство. Та же Елена Дорофеева в допросе показала, что у ее мужа Захара Александрова есть и вторая жена Шамукая [3]. Характеризуя крещеных татар д. Альметево Бугульминского у. (ныне г. Альметьевск Республики Татарстан), приходской священник в своем докладе епископу Самарскому и Ставропольскому Феофилу пишет, что они «бросили православие так, что трудно отличить их от татар не только по внутреннему, но и внешнему образу их жизни… В какой дом ни войдешь, везде видна обстановка татарская, спросишь ли имя хозяина, он с трудом назовет себя и нередко другим именем, не говоря уже о их семейных. Крестов на себе не носят, креститься не умеют, говорить по-русски тоже, постов не соблюдают, едят лошадиное мясо, держат татарскую уразу, ходят в мечеть, одним словом не крещеные татары»[4].)))

    )Точных данных о численности вернувшихся из православия в ислам крещеных татар пока нет. Но, видимо, их численность была значительной. Только по Казанской губернии к 1896 г. "крещеных татар, отпавших в магометанство" насчитывалось 12188 человек18. Движение крещеных татар по возвращению в ислам продолжалось и позднее. К 1912 г. из числившихся в Самарской губернии 13129 крещеных татар 8491 считалось "отпавшими", в т.ч. по Бугульминскому уезду из 11519 крещеных татар "отпало" 691919. Согласно указу "Об укреплении начал веротерпимости", лица, исповедующие нехристианскую веру, могли быть, согласно их желанию, исключены из числа православных.

  • Анонимно
    5.03.2020 15:08

    Мы простые зрители вчера были на спектакле. Это спектакль- открытие! Этот режиссер самый сильный среди татарских режиссеров, самый фантазийный. Вчера он опять доказал это. Но о нем редко пишут. Делайте с ним интервью, нам очень понравилось, очень душевный спектакль получился, браво Ренат эфэнде.! Это спектакль, где играет один человек, и его судьба. Все через сердце пропускаешь, смотрели сайт театра, там очень интересные его работы, респект! Браво! Директор тоже наверно поддерживает его, очень теплая обстановка в театре.

  • Анонимно
    5.03.2020 15:12

    Спектакль просто бомба! Советую всем купить билет!

  • Анонимно
    5.03.2020 17:05

    Олег там бесподобный, это его режиссер, он открыл его с другой стороны! И вообще режиссерская работа интересная. Олег тоже очень искренне, всей душой играет. Сильная постановка, все прекрасно и свет и эффекты.

  • Анонимно
    5.03.2020 22:55

    22.32 Мой ребенок в восторге от Питера Пэна. Там новые технологии, это им близко, наверно вы сами ничего не можете, мы сняли ролик после этого спектакля, отправили в США друзьям, и они просили приобрести билеты, по приезду будуь посещать спектакль. Так что не понять нам это поколение. А режиссер понял.

  • Анонимно
    5.03.2020 23:39

    Посетили коллективом премьеру спектакля, очень понравилась работа актера. Молодцы, мы первый раз были в этом театре. Спасибо за теплый прием. Спасибо отдельно главному режиссеру, за оригинальную постановку! Теперь мы ваши постоянные зрители. Все супер!

  • Анонимно
    6.03.2020 07:54

    15.08 Никогда с ним интервью не сделают, потому что свыше сказали писать про Имамутдинова и Зайниева. С ним интервью я читала в этой газете когда жива была Татьяна Мамаева. Они были близки по духу, он очень мыслящий человек. Я бы тоже был бы рад читать с ним интервью. Но увы... у него мысли философские.

  • Анонимно
    6.03.2020 08:03

    Кичэ карап кайттык Микулай спектаклен. Гажэеп фэлсэфи линия бара, бер актер, бер герой. Керэшен карты Микулайнын эчке доньясын Олег шулхэтле итеп ачты ки, зал ике сэгать буе елады, колде. Хэр жыры, хэр хэрэкэте режиссер тарафыннан кызыклы итеп уйланылган. Ялгыз кеше фажигасе... хэр кешегэ якын бу, ялгызлык хэр кешегэ килергэ момкин. Эсэрдэ тел мэсьэлэсе дэ, гореф гадэтлэр, фольклор аша бирелэ. Гомумэн мин ул театрны бик ярата башладым, чонки анда миллэтебезнен йозек кашы булган чын татар артистлары, башкалардан уз заманча ижат алымнары белэн аерылып тора торган режиссер, ачык йозле, молаем директор эшли. Яратам сине галижанэп Кариев театры!!!

  • Анонимно
    6.03.2020 10:24

    Сегодня хотели с сыном сходить на Кэжул читек, билетов нет. На Микулай решили сходить, после статьи, прсмотреть спектакль.

  • Анонимно
    7.03.2020 08:06

    Интересный спектакль получился, затронуло до глубины души. Главный герой сумел донести до зрителей важные вещи, сохранение традиций и культуры,языка, свои корни. 2 дня прошло, все думаю, живу в этой драме. Это же наша судьба, одни приходим на этот мир, одни уходим.. Я хожу во все театры, но такого я не помню, это философское решение финала, 2 часа погружения в событие, тема одиночества души. Фазульянов расскрылся в совсем другом амплуа. Каждое движение, символы, деревянные куклы, щенок там все играет. Спасибо театру за глубокий спектакль! Все до мелочей продумано, каждая песня- это боль, это крик души. Народ соскучился, все были потрясены. Спасибо за эмоции, актерам, творческой группе!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Читаемое Обсуждаемое
Важное за неделю

Рекомендуем

Старая элита

[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль