Все новости Татарстан Закамье

Еще новости
Еще новости
Еще новости
Не забудьте поздравить 31 Мая
Опросы Архив
Эксклюзив

Спецпроект Все спецпроекты

Два миллиона квадратных метров: кто они, главные строители Казани и республики?

Чем удивляют, как креативят и где строят девелоперы: обзор известных компаний столицы РТ

Новости Татарстана
14.05.2020

Чак-чак признан объектом нематериального наследия Литвы

Татарское национальное блюдо чак-чак внесли в список нематериального культурного наследия Литвы. Как стало известно «БИЗНЕС Online», вручение соответствующего сертификата, которое должно было пройти в торжественной обстановке в Ратуше Вильнюса, перенесли на неопределенное время в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.

В октябре прошлого года Литовский Сейм (парламент страны) принял решение объявить 2021-й Годом истории и культуры литовских татар. «Татары оставили значительный след в истории Литвы, участвовали во всех войнах и восстаниях, боролись за свободу и независимость Литвы. Литовская татарская община внесла значительный вклад в восстановление литовской государственности, истории и культуры, связала свою жизнь с Литвой и является частью ее истории», — подчеркивается в резолюции парламента страны. По сообщению пресс-службы Сейма, в 2021-м исполнится 700 лет с момента заключения союза великого князя литовского Гедиминаса с татарами. Год культуры татар решено приурочить именно к этой дате.

Весной прошлого года висагинский Сабантуй был включен в список нематериального культурного наследия Литвы. Между тем первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев долгие годы не может добиться того, чтобы татарский Сабантуй был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО, поскольку Россия отказывается ратифицировать соответствующую конвенцию.

На сегодняшний день в Литве проживают около 3 тыс. татар. Литовские татары — это уникальная этническая группа татар, которая впервые поселилась в Великом княжестве Литовском еще 600, а по некоторым данным, 700 лет назад. Синонимичен с термином «литовские татары» термин «польские татары», или вариант «польско-литовские татары», но у всех них есть обобщенное название «липкинские татары». Они компактно расселились в XIII–XIV вв.еках на нынешних территориях Литвы, Беларуси, Польши и Прибалтики. Отдельные их представители проживают также в США, Латвии, Молдавии, на Украине, в России и других странах. В современной Литве татары компактно проживают в Вильнюсском и Алитусском районах, разрозненно — по всей стране. В Литве действует союз общин татар (Lietuvos totorių bendruomenių sąjunga). Здесь, в отличие от других стран, представители первой и второй волны эмиграции тесно общаются друг с другом, проводят совместные праздники.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Читайте нас в Telegram
Комментарии (149) Обновить комментарииОбновить комментарии Оставить комментарий
Анонимно
14.05.2020 23:11

Литовцы молодцы!
Они в своё время поддержали и включение Сабантуя в Список Всемирного нематериального наследия ЮНЕСКО.
В знак признательности за значительную роль татарского народа в истории литовской государственности.

  • Анонимно
    14.05.2020 23:02

    Интересно.

    • Анонимно
      15.05.2020 08:14

      Очень интересно, но самое интересное- если в их заявлении заменить «Литва» и «литовский» на «Россия» и «российский», смысл и историческая правда не поменяется:

      «Татары оставили значительный след в истории России, участвовали во всех войнах и восстаниях, боролись за свободу и независимость России. Российская татарская община внесла значительный вклад в восстановление российской государственности, истории и культуры, связала свою жизнь с Россией и является частью ее истории»... Это чистая правда...

      • Анонимно
        15.05.2020 08:29

        Самое интересное- КАЗАНЬ БРАЛ! Остальное инсинуации. Учесть еще, что те и наши татары - разные

      • Анонимно
        15.05.2020 08:47

        Как связаны липкинские татары с татарстанскими татарами?

        • Анонимно
          15.05.2020 08:56

          Абсолютно никак. Они говорят на диалекте крымско- татарского языка. А крымские татары категорически отмежевываются от казанских. Не нужна им такая любовь, когда все под себя

          • Анонимно
            15.05.2020 13:28

            На каком они говорят? На чистом татарском, они к нам приезжали, это поволжские татары. Прекратите лгать!

            • Анонимно
              15.05.2020 13:56

              \//это поволжские татары.)) Только их предки и ногайцы и крымцы.

          • Анонимно
            15.05.2020 17:14

            "Вокруг света" 1991 г. № 8
            "Сороктатар и не только это"
            Лев Минц
            "Разговор шел на польском языке, том польском диалекте, которым говорят «тутэйшы» — «здешние» в Виленском крае. С соблюдением польских норм вежливости («Что пан сказал?», «Что пани хочет?»), но с оборотами, словами и произношением, то и дело пересекающими зыбкую границу с белорусским. Впрочем, беседе было не суждено разгореться: автобус остановился, и женщины поднялись. Адас сделал мне знак выходить: мы приехали.
            Обе женщины были татарками. И татарином был мой спутник Адас Якубаускас, привезший меня сюда, в деревню Сороктатар.
            Сороктатар. Именно так в одно слово и писалось это название издавна. И именно «сорок», а не «чтэрэдесци», как должно бы звучать это числительное по-польски: «Чтэрэдесци татарув».
            Возникла деревня еще во времена Великого княжества Литовского, а государственным его языком был русский (точнее, белорусский, но в давние времена это не различалось). Даже когда началась полонизация княжества, традиционное название и написание сохранилось.
            Теперь, правда, официально деревня называется по-литовски: «Кяту-рясдяшимт тоторю», ибо с того времени, как край был в 1939 году воссоединен с Литвой, все топонимы перевели на литовский. Что касается названия деревни, то в разговоре оно осталось прежним. Зато автобусные кондуктора, строгие ревнители чистоты государственного языка, объявляют остановку в сугубо официальной форме. Говорят, этого требует от них администрация автобусного парка.
            Впрочем, как ни скажи, на каком языке, а смысл остается прежним: в деревне издавна жили татары. Было их в начале сорок семей.
            Я огляделся вокруг. Самые обычные деревянные и каменные дома. Растоптанная немощеная улица. Какое-то несомненно общественное здание на холме.
            Здание оказалось - несмотря на отсутствие купола и минарета - мечетью. Мы сходили домой к кадзею, так называлось здешнее духовное лицо, его дома не было
            Из мечети мы пошли на старое кладбище, где сгрудились поставленные вертикально каменные плиты. Кладбище выглядело несомненно по-мусульмански, и на каждой плите светился золотом полумесяц и звезда. Надписи были на русском и на арабском, иногда - только на русском, реже - на польском.
            Но имена! Вряд ли где найдешь еще мусульманский мазар с такими именами, Богданович Степан Иванович, мать - Фатима. Александрович, Барановский. Зофья Барановска з дому Шинкевич (урожденная Шинкевич). Редко-редко попадалось какое-нибудь мусульманское имя.
            Адас, заметив, что я записываю имена, пояснил:
            - У нас в деревне Ряйжяй имена литовские. Там под Алитусом поляков нет. Ну то есть, что значит литовские: здесь Богданович, а там Богданавичюс; здесь Якубовский, а у нас -Якубаускас. А говорят у нас только по-литовски"

      • Анонимно
        15.05.2020 18:20

        15.05.2020 08:14
        Действительно, во ВСЕХ войнах участвовали! Начиная с 1237 г.! Это чистая правда...

        • Анонимно
          16.05.2020 17:46

          18 20!!!! Конечно, действительно участвовали во ВСЕХ войнах. Никто не спорит. Раз не было своей Родины. Приходилось наниматься ВСЕМ кто платит. Жили только войной и больше ничего не умели. А
          Это чистая правда..... Псами войны таких называли.

          • Анонимно
            16.05.2020 23:02

            16.05.2020 17:46
            А вы ВНИМАТЕЛЬНО прочтите!
            У меня же НЕ написано, с КАКОЙ стороны!

          • Рашид
            17.05.2020 02:52

            17:46 Это варягов рюрика так до сих пор называют.Ты всё напутала...)

            • Анонимно
              18.05.2020 06:54

              Ну, если это определение вам не по душе . Есть и другое, ещё их называли ,, Гуси Войны ''. Тут то вам никак не отпереться. Скоро надеюсь там в Литве в честь НИХ и праздник,, Гусиного Крыла '' будет не материальным наследием.

    • Анонимно
      15.05.2020 08:59

      Литовцы уважают татар, они даже отчеканили монету с именем татарского хана Джалаладдина, который привел свое войско в Литву против тевтонцев. Я очень хотел получить эту монету в свою коллекцию, но это большой дефицит.

  • Анонимно
    14.05.2020 23:07

    Федеральный Сабантуй 2020 в Литву!

  • Анонимно
    14.05.2020 23:11

    Литовцы молодцы!
    Они в своё время поддержали и включение Сабантуя в Список Всемирного нематериального наследия ЮНЕСКО.
    В знак признательности за значительную роль татарского народа в истории литовской государственности.

    • Анонимно
      14.05.2020 23:20

      Главный башкир тогда из зависти написал письмо в ЮНЕСКО и Путину, что это не татарский, а башкирский праздник.

      • Анонимно
        14.05.2020 23:43

        ((((Несмотря на то, что у башкир «Һабантуй» возник в далеком языческом прошлом, как один из древнейших земледельческих праздников[16], впервые письменно зафиксирован в XVIII веке в путевых записях русского лексикографа, натуралиста и путешественника Ивана Ивановича Лепёхина и немецкого этнографа, учёного Георги Иоганна Готлиба[17]. И. Г. Георги писал: «Башкирцы. Пахатной ихъ праздник (Сабантуй) во всем, кромъ молитвъ, творимыхъ Муллою, сходетствуетъ съ Анга Соареномъ Черемисским. Хотя земледъліе у нихъ и не въ чести; однакожъ въ праздникъ сей съезжается верхомъ всякая деревня, не исключая ни женъ, ни детей, на свои пашни, слушаетъ приносимое Муллою моленіе о плодородіе земли и изобиліе въ травъ, и забавляется потом попойкою, пляскою, пъснями, рыстаніем въ запуски и тому подобными»[18].))))) Кто нибудь такие записи оставил, что это татарский праздник?

        • Анонимно
          15.05.2020 00:03

          А почему тогда этот праздник звучит не по-башкирски «haбантуй», а по-татарски Сабантуй?
          Он известен именно как Сабантуй, а не Хабантуй.

        • Анонимно
          15.05.2020 00:55

          Сабантуй не входит а Список нематериального наследия ЮНЕСКО, проверьте список на сайте

          • Анонимно
            15.05.2020 08:17

            Кто-то решил тормознуть узнаваемость татарской культуры в мире.
            После 1000-летия Казани и включения Кремля в Список Всемирного наследия Казани решили, что татары слишком успешно и резво устремились в своей мировой узнаваемости

            • Анонимно
              15.05.2020 09:11

              А помогли этому "кто-то" башкиры, приписавшие себе татарский праздник Сабантуй.

        • Анонимно
          15.05.2020 01:01

          Хотя земледелие У них не в семьи.... Вы читать умеете? Сабан -плуг. Праздник земледельцев. Как он может быть праздником народа,У которых земледелие не в семьи?

        • Анонимно
          15.05.2020 01:31

          Сабантуй это праздник плуга и земледелия,башкирцы всегда были кочевниками,скотоводами,поэтому никакого отношения тогда они к Сабантую не имели,а этот немец скорее всего заехал в татарскую деревню,ну а со временем башкиры став оседлым народом скопировали праздник (как и многое другое) у татар

        • Анонимно
          15.05.2020 03:11

          Какое древнее земледелие у башкир? Ну, что вы путаете? Ну, откуда такая каша у вас в голове? Земледелие только только зарождалось при жизни Кинзи. Вы почитайте Гали Ибрагимова "Кинзя" - сколько сам старшина призывал башкир учиться у русских сеять злаки, рожь, пшеницу. Башкиры пухли от голода, умирали целые семьи не пережив зиму. Не было земледелия, а потом это стало поводом для присоединения к восстанию Пугачёва - голод не тётка.

          • Анонимно
            15.05.2020 08:50

            А татары с голоду не пухли, живя вдоль рек ,в 21году.Когда рыбу нельзя было кушать.

        • Анонимно
          15.05.2020 05:35

          Булгарских надмогильных памятниках сохранились надписи «умер в день проведения сабантуя»

        • Анонимно
          15.05.2020 08:13

          Если это написал немецкий историк, значит так оно и есть - праздник плуга придумали кочевники

          • Анонимно
            15.05.2020 08:31

            Слово немца - закон?
            Даже если он полную нелепость написал?

          • Анонимно
            15.05.2020 09:52

            плуг и кочевники понятия несовместимые!включайте уже наконец мозги!

        • Анонимно
          15.05.2020 10:06

          башкиры земледельцы? очень удивлен

        • Анонимно
          15.05.2020 10:18

          для 23:43. Впервые праздник был описан в 921 году арабским путешественником Ибн Фадланом, прибывшим в Булгар в качестве посла из Багдада[14].

          В 1979 году Ф. С. Хакимзяновым в Алькеевском районе Татарстана была обнаружена единственная эпитафия булгарского периода, датированная 1292 годом и содержащая надпись «Saban tuj kon ati» — «День Сабантуя», что свидетельствует о праздновании Сабантуя еще в период Волжской Болгарии

    • Анонимно
      14.05.2020 23:24

      МИД России по непонятным причинам отказывается ратифицировать Конвенцию ЮНЕСКО о нематериальном наследии.
      Видимо боится, что культура народов России станет достоянием мировой общественности.
      Хотят, чтобы знали только русскую.

      • Анонимно
        15.05.2020 06:10

        МИД России и ст.20 Конвенции о противодействии коррупции боится ратифицировать, исходя из которой можно посадить большинство руководителей гос и муниципальных органов в стране.

      • Анонимно
        15.05.2020 08:09

        По примеру польских и литовских татар пора вводить понятие «российские татары» на международном уровне и утверждать свое историческое наследие.
        Россия в этом деле точно не помощник...
        Тогда кто?...

    • Анонимно
      15.05.2020 18:51

      14.05.2020 23:11
      Да, поляки и литовцы, действительно поселили татар, и включили их в свое войско, чтобы они защищали Речь Посполитую от ее врагов - Руси на востоке, и Ливонского ордена на севере.
      Но самый ГЛАВНЫЙ враг, для борьбы с которыми татар и пригласили, находился на ЮГЕ!
      Это - КРЫМСКОЕ ханство!
      Именно с КРЫМСКИМИ татарами, д. б. бороться ЛИТОВСКИЕ татары!
      Потому что они прекрасно ЗНАЛИ тактику крымцев, и в ТЕ времена - ЗНАЛИ язык!

  • Анонимно
    14.05.2020 23:17

    Татарскому сабантую включиться в список Всемирного наследия ЮНЕСКО помешал Муртаза Рахимов

    • Анонимно
      14.05.2020 23:53

      Потому что это башкирский праздник тоже. И чувашский. Эчпочмак или губадию включайте

      • Анонимно
        15.05.2020 02:20

        Где ты видел чувашский сабантуй?)))

        • Анонимно
          15.05.2020 08:52

          Мы видел у Чуваш Акатуй,татарский Сабантуй их копия.

          • Анонимно
            15.05.2020 09:33

            Чувашский праздник называется Уяв

            • Анонимно
              15.05.2020 11:16

              Грамотей? Ей! На читай (((Акатуй – весенний праздник чувашей, «праздник земледелия» - завершение весенних полевых работ. В старом чувашском быту акатуй начинался перед выходом на весенние полевые работы и завершался после окончания сева яровых.)))
              Уяв, это молодёжный хоровод ! Отличаться надо знаниями !

            • Анонимно
              15.05.2020 11:27

              Уяв" - весенне-летний период молодежных игрищ и хороводов, буквально слово означает "соблюдение". Изначально оно отражало соблюдение обрядовой жизни, позже так начали называть любой традиционный чувашский праздник.

      • Анонимно
        15.05.2020 06:50

        Нет такой национальности — башкиры. Это продукт политики Ивана Грозного по схеме «разделяй и властвуй». На самом деле, такая же часть татарского этноса, как мишаре, типтяре, сибирские или астраханские татары. Кстати, в продолжение той же политики, нередко приходится слышать о вычленении в отдельный народ (!) мишар или кряшен. Это уже уровень «раздроби и раствори».

        • Анонимно
          15.05.2020 10:01

          А у башкир вы про это спросили?

          • Анонимно
            15.05.2020 10:29

            У них не спросил Заки Валиди в 1918 году, который увидев для себя возможность стать президентом независимой автономии, стал педалировать создание Башкирской автономии отдельно от татар.
            Тогда ещё башкиры воспринимались как группа в составе татарского народа.

          • Анонимно
            15.05.2020 10:31

            А зачем мне это у башкир выяснять? Если условный донской казак искренне считает, что «великий казацкий народ» ведёт родословную чуть ли не напрямую от Адама, бессмысленно доказывать ему, что он потомок беглых крестьян из-под Рязани?

        • Анонимно
          15.05.2020 17:05

          15.05.2020 06:50
          А вот Ибн Фадлан ничего не знал об Иване Грозном, поэтому взял и написал про башкир!
          Достоверные данные о башкирах содержит книга Ахмеда ибн-Фадлана, который в 922 г. в составе посольства багдадского халифа посетил Волжскую Булгарию. Он описывает их как воинственный тюркский народ, поклоняющийся различным силам природы, птицам и зверям. В то же время, сообщает автор, другая группа башкир исповедовала более высокую форму религии, включающую пантеон из двенадцати божеств-духов во главе с небесным богом Тенгри.
          Потом [двигаясь от р. Урал] мы ехали несколько дней и переправились через реку Джаха, потом после неё через реку Азхан [Большой Иргиз?], потом через Баджа [р. Моча =Чапаевка?]; потом через Самур [р. Самара], потом через Кабал [р. Большая Кинель], потом через реку Сух [р. Сок], потом через реку Ка(н)джалу [р. Кондурча], и вот мы прибыли в страну народа турок, называемого аль-Башгирд [совр. Самар. обл.]. Мы остерегались их с величайшей осторожностью, потому что это худшие из турок, самые опасные из них и более других посягающие на убийство. Встречает человек человека, отсекает ему голову, берёт её с собой, а его (самого) оставляет. Они бреют свои бороды."
          Ибн-Руст (903 г.) сообщал, что башкиры — «народ самостоятельный, занимавший территорию по обеим сторонам Уральского хребта между Волгою, Камою, Тоболом и верхним течением Яика».

  • Анонимно
    14.05.2020 23:25

    ///Польско-литовские татары (польские татары, белорусские татары, Lipkowie польск., Lipcani или Muślimi лат.) — потомки крымских и ногайских татар, живущие на территории бывшей Речи Посполитой: в Северо-Восточной Польше (447 человек в 2002 г.), Белоруссии (10,1 тыс. по данным переписи 1999 г.), Литве (3,2 тыс., 2001 г.), Юго-Восточной Латвии (3 тыс. татар).
    Всего в мире насчитывается 10-15 тыс. польско-литовских татар. Обычно татары двуязычны, говоря также на языке того государства, в котором они живут. Используют латиницу или кириллицу в зависимости от страны проживания. По религии — мусульмане-сунниты.///// Казанские татары (потомки чуаш), они какое отношение к ним имеют ? Кто нибудь объяснит ?

    • Анонимно
      14.05.2020 23:34

      Все мы - татары!
      Имеем отношение ко всем татарам мира!

      • Анонимно
        14.05.2020 23:45

        Только вот почему то крымские, сибирские, ногайские татары, нагайбаки не хотят иметь к вам отношения

        • Анонимно
          15.05.2020 09:15

          23.45. Вы всех крымских, сибирских, ногайских татар опросили? Где можно ознакомиться с результатами проведенных опросов?

      • Анонимно
        15.05.2020 00:03

        Здесь мы процитируем ярлык хана Мехмед-Гирея I к Сигизмунду I, датированный 22 октября 1520 года (фрагмент):

        "Отец наш Менгли-Гирей, Хаджи-Гирей и прежние ханы поддерживали дружественные отношения с польским королем Владиславом, с великим беем липковским ("lipkanın beyi" по-татарски) Даудом, с польским королем Казимиром, а также с нынешним беем липковским. Мы требуем от краев Липковского и Польского 15000 польских флоринов. Край Липковский и Польский - оба означают для нас одно и то же, а их враги являются и нашими врагами".

        • Анонимно
          15.05.2020 07:02

          Письмо крымского хана. Казанские татары имеют отношение,
          поскольку ими тоже крымская династия правила

        • Анонимно
          15.05.2020 18:53

          15.05.2020 00:03
          Основатель Крымского ханства - хан Хаджи-Гирей РОДИЛСЯ в г. Тракай в ЛИТВЕ! Его родители там прятались от неурядиц в Золотой Орде!

    • Анонимно
      14.05.2020 23:38

      Вы дурак или провокатор. И то и другое следует избежать. Я вам объяснил.

      • Анонимно
        14.05.2020 23:48

        Он вопрос задал. Выразил сомнения. Откуда у крымских татар чак-чак. У них пахлава. А вы просто хам и невежда.

        • Анонимно
          15.05.2020 00:13

          Культура татарского народа многогранна!
          Место есть и чак-Чаку и пахлаве.

          • Анонимно
            15.05.2020 07:03

            Пахлава это не татарское блюдо. Манию величия то не надо усугублять

          • Анонимно
            15.05.2020 11:02

            Сплошные заимствования. Что в языке, что в кухне.

        • Рашид
          15.05.2020 00:48

          23:48 Вот и поговорили...) Тут уместно было бы наверно написать лишь -от хама слышу.))) Правильно пояснил, зачем задавать изначально провокационный вопрос. Молодцы литовцы, не блины признали наследием, а татаро-башкирский чак-чак. Любопытно почему не блины?))

          • Анонимно
            15.05.2020 17:19

            15.05.2020 00:48
            Литовские блины
            Жемайчю блинай (лит. Žemaičių blynai; «блины жемайчю») или жемайчю (лит. Žemaičių) — традиционные для литовской кухни картофельные блины с мясной начинкой. Отличительная особенность — тесто готовится из картофеля в мундире. Название блюда происходит от «Жемайтия» (лит. Žemaitija) — названия одного из этнографических регионов Литвы и этнической группы жемайтов, издревле его населявших.

          • Анонимно
            15.05.2020 20:33

            татаро-башкирского чак-чака нет, как и нет татаро-башкирского народа, а есть самостоятельный татарский народ как единая и неделимая нация

            • Анонимно
              15.05.2020 21:03

              Есть татаро-башкирские сообщества диаспоры в городах России и мира.

            • Анонимно
              16.05.2020 14:02

              В Кукморском районе есть татарское село Бигер. В недалёком прошлом они омусульманенные удмурты. Они тоже в ваш список наверное входят на правах татар ? Да, тут уж никак не делиться ? Все, татары.

              • Рашид
                17.05.2020 02:57

                14:02 А што вызывает диссонанс, нас то за границей русскими зовут тут пишут некоторые. Ну а в Татарстане тогда татарами. Вроде логично. Иль нет?)

                • Анонимно
                  18.05.2020 15:43

                  Заграница и Татарстан. Нашли сравнение. Как Слон и Моська.

    • Анонимно
      14.05.2020 23:42

      Потомки чуваш!? Рука-лицо...

      • Рашид
        15.05.2020 00:50

        23:42 И вовсе нет, мы тюки. Практически один народ разделённый верой. Причём мои знакомые друзья чуваши говорят насильно крестили во времена грозного.

    • Анонимно
      14.05.2020 23:43

      Такое же,как и древние шумеры. Те тоже от татар произошли

    • Анонимно
      14.05.2020 23:51

      Первый в истории текст на белорусском языке был написан арабской графикой этими самыми польско-литовскими татарами.
      Оригинал хранится в национальном музее Беларуси.

      • Анонимно
        15.05.2020 17:26

        14.05.2020 23:51
        "Вокруг света" 1991 г. № 8
        "Сороктатар и не только это"
        Лев Минц

        Язык потомки степняков утратили быстро, что и неудивительно: говорить ребенок учится у матери, матери же были местные.

        После унии с Польшей положение татар в XV, XVI, особенно в XVIII веках — стало меняться иногда — в военную годину — улучшаясь, но чаще— ухудшаясь.

        В католической державе исчезла веротерпимость бывших языческих литовских князей. Мусульманам запрещено было держать христианскую прислугу, владеть христианами-крепостными. Да и единоверца крепостного можно было иметь не более одного. Наверное, этим же объясняется полное отсутствие каменных мечетей — только деревянные. Во многих странах Европы существовала такая форма умаления неверных и еретиков.

        Больше всего татар жило в Слониме, Докшицах, Узде, Сороктатар, Тракае, Немеже.

        Найман-Абрагамовичи, Барановские, Якубовские, Лебедзи, Афендзиевичи. Не сразу узнаешь в этих именах названия кочевого племени найманов и турецкое «эффенди». Именно татары сохранили в своих записях — китабах и хикаятах средневековый белорусский язык. Православные в то время предпочитали русский («маскоуский»), а католики — польский; оба, конечно, в местном варианте. Татары же писали на родном языке.

        Я видел эти хикаяты — арабская каллиграфия, разноцветные буквы. Мне прочитали одно поучение. Водя пальцем справа налево, знакомый востоковед произнес: «Кафирских звонау слухаць грэх; кафирскае убранье насиць грэх...»

    • Анонимно
      15.05.2020 07:35

      Все мы братья, казанские, волжские, крымские, сибирские татары, ногай, все друг-друга уважаем, любим, при встрече рады, и никакого отношения к чаваш не имеем (дай им Аллах здоровья).

  • Анонимно
    14.05.2020 23:35

    Литва цивилизованное европейское государство!!!

    • Анонимно
      14.05.2020 23:44

      Поэтому там не тормозят узнаваемость татарской культуры среди мировой общественности.

      • Анонимно
        15.05.2020 11:04

        Правильно. А то вот в России слово сабантуй имеет отрицательную коннотацию. "Устроили тут сабаантуй".

    • Анонимно
      14.05.2020 23:54

      А без чак чака это нельзя было понять?

    • Анонимно
      14.05.2020 23:55

      Литовская государственность в прошлом. Сначала их поляки разбавили, теперь сами уже все подрастеряли. Так, плацдарм НАТО

      • Рашид
        15.05.2020 00:53

        23:55 Плацдарм..., а литовцы почему то не жалуются в отличие от янао допустим в свете последних новостей.

  • Требую внести шпроты в обьект "нематериального культурного наследия" Татарстана. Я в детстве уклейку ловил . И коптил . И ни одного литовца рядом не было .

    • Анонимно
      14.05.2020 23:53

      таки спрашивай за "уклейку копченную", а шпроты оставь литовцам

      • Анонимно
        15.05.2020 00:08

        Литовцы сами шпроты у латышей спрашивают. На закуску. Вторая алконация в Европе. После поляков. Данные Евросоюза. Для любителей пруфов

      • Анонимно
        15.05.2020 07:20

        Забудьте про их шпроты. Все они давно российские едят.

  • Анонимно
    14.05.2020 23:39

    Не торопясь, Алга Татары!!!

    • Анонимно
      14.05.2020 23:52

      Наша роль в мировой истории будет только усиливаться.

  • Анонимно
    14.05.2020 23:46

    «Чак-Чак» - это мировое наследие татарской культуры!)

    • Анонимно
      15.05.2020 11:08

      В италии тоже есть такой десерт. Жареные кусочки теста, политые медом. Только форма кусочков теста другая. И у турок есть. Неужели у татар слямзили?!

  • Анонимно
    15.05.2020 00:14

    Спасибо вам за признание, литовские братья!

  • Анонимно
    15.05.2020 00:15

    Чак - чак, также национальное блюда для башкорт, узбек, киргиз, казах. Основным компонентом является мед. А его было много у башкорт. Татары не занимались пчеловодством.

    • Анонимно
      15.05.2020 08:19

      Ещё как занимались и до сих пор занимаются!Пчеловодство - древнейший промысел татар, практически каждая семья в деревнях, если от отцов осталось, держат ульи.
      Медовуха - самый популярный напиток.
      Мёд присутствует во многих древних национальных обрядах татар - свадебном например)...

      • Анонимно
        15.05.2020 11:21

        Медовуха, к вашему сведению, это исконно Русское слово и исконно Русский напиток ! Это, хоть знать надо ! А так, это получается так , все же пишут и я тоже что нибудь напишу !!!

    • Анонимно
      15.05.2020 10:51

      тогда чак-чак точно у башкир не был,ведь откуда взяться другому его компоненту-тесто.пшеницу то не сеяли,башкиры не занимались земледелием!если только медом заливали шишки,кору деревьев и получалось подобие местного чак-чака)

      • Анонимно
        15.05.2020 12:14

        У татар покупали наверно муку или меняли на мёд или баранов.
        Татары же земледельцы, землю плугом возделывали, отсюда и Сабантуй.

  • Анонимно
    15.05.2020 00:54

    Когда был СССР,кто приезжал на западь и желал остаться,все сми все структуры подключались и писали в газетах что освободившийся из ссср хочет на свободе жить. Обеспечивали работой,короче всех благ. Разрушили СССР и из бывших союзных республиках когда жизнь стала хуже люди презжали на запад в этот раз просились остаться потому что некоторых союзных республиках устоновился людеедские режимы. Работ нет кормит семью не чем,многие начали ездит на заработки в Россию. Кто презжал в запад им говарили у вас теперь демократия,вас арестовали,тюрмах мучили нет,депортировали обратно. Когда замучают будете инвалидом вот у тебе есть доказательства потерпи дадим тебе пособие и будеш сушествовать а не жить. Сами сотрудничали теми режимами которые эти бедные эмигранты приехали. Запад добился своего разрушил ты дурак теперь ему не нужен. Сейчас у него другая задача,татар башкир других народов справацироват,им относяться хорошо когда презжають жит работать на запад. Когда разрушять этим тоже скажут извините у вас демократия идите обратно. Вот главная цель. Если кто то думал в таджикистане что будеть после отделение жить как в франции или германии они глубако ошибались. Когда были в союзе жили не хуже чем той самой европе. Если отдельно независимо жить,почему турция египет хорошо не живет как на западе. И не когда не будуть жит. Они то не под кем не были. Уровень жизни в СССР в республиках снг был намного выше чем "свободной" независимой Египте или других странах ближнего востока.

  • Анонимно
    15.05.2020 01:05

    Почему разрушили СССР потому что завтра капиталистических странах тоже рабочие могли бы требовать жить как в ссср. Это может многим покажется смешным,но многим профсоюзам на западе начали давать прав и свобод после ссср. Это факт. Тепер взялись дальше разрушать. Таджикистане тоже думали что будуть жить как анлии после отделение и развала ссср. Некому голову не приходило что почему тогда египте живут не как англии. Они же независымые.

    • Анонимно
      15.05.2020 17:33

      15.05.2020 01:05
      НЕ могли рабочие на Западе, требовать жить как в СССР! НЕ могли от ОТКАЗАТЬСЯ от зарплаты в 2000-3000$, на которую они в ЛЮБОЕ время могли купить ЛЮБЫЕ продукты, БЕЗ всяких очередей и талонов, телевизор, магнитофон, видик, машину - причем ИНОМАРКУ (по НАШИМ меркам), и ПРОМЕНЯТЬ ВСЕ это на 200 РЭ! Впридачу с талонами!

  • Анонимно
    15.05.2020 01:52

    Система одинакова западных стран. Турции они начали между турками и курдами разжигать и ослабит,сделать от себе зависимым. СССР не был колониалным государством,гражданин СССР мог бы работат любой точке страны,рядом с русскими или татарами. Узбек или таджик мог бы где то начальником. Где видно было что из колонии люди свободно могли приехать в лондоне или париже работать или из колонии африки мог приехать работать в белгии. Сравнение что они тварили своих колониях русскую империю можно называт гуманитарным империем. Сейчас они возмутся за татаристан за чечню за дагестан пока не успокояться не разтерзав по кусочкам. Когда ты будеш один маьенький и без силен будеш жить как живут бедные страны. Потому единственный выход пока оканчательно не разрушили вернут власть народу. Не каких олигархов и не каких капиталистов. Норвегии вся нефте газовая отрасль принадлежит государству. А у нас забрали раздали жуликам а они свой очеред иностранцам. Теперь твой нефт тебе не принадлежит. Акции компании у иностранцах

  • Анонимно
    15.05.2020 02:40

    Если не воостоновить ссср и госсобственность ,пока до кусочки не растерзают не успокояться. Эти они сейчас с чак-чака начали,дальше больше. Таджикистан жил при ссср как полша сейчас. После отделение авганистане живут лучше чем таджикистане.

    • Анонимно
      15.05.2020 19:17

      15.05.2020 02:40
      Хватить стОнать!
      вы наверное ПЕРВОЕ место за ЕГЭ по русскому языку получили? За грамотность...

  • Анонимно
    15.05.2020 05:13

    Что сложилось веками, то и сложилось... нам не изменить... и слава богу...

  • Анонимно
    15.05.2020 06:51

    В Литве с уважением относятся к татарам и культуре народов страны - значит, Респект Сейму!

  • Анонимно
    15.05.2020 06:52

    Сабантуй не входит а Список нематериального наследия ЮНЕСКО, проверьте список на сайте

    • Анонимно
      15.05.2020 08:36

      Так и объясняют тебе.
      Несмотря на однозначную поддержку мировой общественности о поддержке кандидатуры Сабантуя, этот праздник не был включён в этот Список из-за позиции некоторых сил в самой России. На тот момент можно было включать и без ратификации соответствующей страны.
      А потом это стало невозможно из-за отказа России ратифицировать Конвенцию ЮНЕСКО о нематериальном наследии.

      • Анонимно
        15.05.2020 12:18

        Мировая общественность за татар, значит.
        А кто же против?

  • Анонимно
    15.05.2020 07:36

    Последний абзац это нечто)). Сидел угарал. Сейчас понимаю кто минусует здесь комменты.....

  • Анонимно
    15.05.2020 08:06

    Татар уважают во всем мире.Спасибо Литовцам. Мы вместе. .

    • Анонимно
      15.05.2020 09:23

      Никто вас не знает. Если только специалисты. Не льстите себе. Там все мы русские.

  • Анонимно
    15.05.2020 08:48

    Отказался от чак-чака, вредно

    • Анонимно
      15.05.2020 09:51

      А от водки отказаться тебе слабо?

      • Анонимно
        15.05.2020 10:35

        Чак-чак как и толкыш убогое кулинарное изделие. Вредное и невкусное.

        • Анонимно
          15.05.2020 12:06

          Назовите свои неубогие и вкусные.

        • Анонимно
          15.05.2020 12:08

          Ваша водка очень здоровая!
          Сколько несчастий принесла и сколько миллионов душ загубила.

          • Анонимно
            15.05.2020 12:45

            Если чак чак жрать столько же, как алкаши водку, то помрешь раньше

          • Анонимно
            15.05.2020 18:12

            15.05.2020 12:08
            Нашу водку делают на основе открытого АРАБАМИ вещества, которое они назвали на СВОЕМ языке - Аль-Коголь!

    • Анонимно
      15.05.2020 11:13

      Нездоровая пища, однозначно.

  • Анонимно
    15.05.2020 11:45

    вредная пища это сало. свиньи едят весь мусор помой итд. Татары молодцы.Татаров знают и уважают во всем мире.Не зря Клинтон и др прилетают в гости за советами.

    • Анонимно
      15.05.2020 12:19

      Водка и свинина - зло!
      Сколько несчастья принесли обществу!

      • Анонимно
        15.05.2020 17:36

        15.05.2020 12:19
        Немцы пьют водку и едят свинину. А в Сомали НЕ едят! И где ЛУЧШЕ жить?

        • Анонимно
          15.05.2020 19:02

          Из-за водки что ли там живут хорошо?Ну и логика!
          Водка зло!

          • Анонимно
            15.05.2020 19:09

            15.05.2020 19:02
            Вот видите! По свинине вы уже НЕ дискутируете!

            • Анонимно
              15.05.2020 20:37

              Свинья - символ грязи

              • Анонимно
                15.05.2020 21:51

                Китайцам расскажи это

              • Анонимно
                15.05.2020 23:55

                15.05.2020 20:37
                Скажите об этом немцам, скандинавам, американцам! ЛИТОВЦАМ скажите!

              • Анонимно
                16.05.2020 00:06

                15.05.2020 20:37
                Блюда ЛИТОВСКОЙ кухни.
                Национальная кухня Литвы достаточно простая и сытная. В основу блюд входит картофель и местные сезонные овощи. Мясные блюда ЛИТОВЦЫ готовят, как правило, со СВИНИНЫ, реже из птицы и телятины.
                блюдо на Рождество — шупинис. Представляет собой жаркое из гороха, картошки и свинины.
                Ощутимо и немецкое влияние: немцы научили литовцев готовить многочисленные блюда из свинины и картофеля.

              • Анонимно
                16.05.2020 17:09

                15.05.2020 20:37
                вы же тут ЛИТОВЦЕВ прославляете? А они очень даже свинину употребляют!
                а вот ВАШ пост прочитают, и ПЕРЕДУМАЮТ!

      • Анонимно
        16.05.2020 17:25

        15.05.2020 12:19
        Расскажите про НЕСЧАСТНЫЕ США, Канаду, Европу, Китай, Бразилию, Австралию!

    • Анонимно
      15.05.2020 12:47

      11.45 а Клинтон в курсе, что она за советом приезжала? И да, она свининой не брезгует.

      • Анонимно
        15.05.2020 13:22

        Докажите, что Клинтон свининой не брезгует...

        • Анонимно
          15.05.2020 18:25

          15.05.2020 13:22
          Вот Иванка Трамп точно свинину НЕ ест! Она иудаизм приняла!

    • Анонимно
      15.05.2020 15:57

      Немцы со шведами как то себе кушают. И водочкой не брезгуют. А итальянское и венгерское сало вообще супер!
      Да и сказочки про Клинтон оставьте себе. Просто заехала глянуть на европейских индейцев.

      • Анонимно
        15.05.2020 18:31

        15.05.2020 15:57
        Есть фотография Клинтон в Казани, в церкви, где она в платке -ставит свечку- на вид обыкновенная русская женщина! Я ее даже сразу и НЕ узнал!
        А вот если бы ее сфотографировали бы с покрытой головой в мечети...

    • Анонимно
      15.05.2020 18:33

      15.05.2020 11:45
      УКРАИНЦЕВ хотите обидеть?
      И немцев с венграми?

  • Анонимно
    15.05.2020 19:23

    А Татарстан тормозит, вместо того что бы запотентовать брэнд Татарской кулинарии (чак-чак, очпочмак, бэлеш, тыкмач, шурпа, кыстыбый).

  • Анонимно
    15.05.2020 19:36

    Все Татары мира - братья!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Читаемое Обсуждаемое
Важное за неделю

Рекомендуем

Старая элита

[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль