Все новости Татарстан Закамье

Еще новости
Еще новости
Еще новости
Не забудьте поздравить 27 Сентября
Опросы Архив
Достаточно ли делает власть для сохранения татарского языка?
Эксклюзив

Спецпроект Все спецпроекты

«Битва» за цену «квадрата»: чем лечить COVID-осложнения рынка недвижимости РТ

Круглый стол «БИЗНЕС Online»: как эскроу-счета стали гарантом в «коронакризис» и что делать с «планом Путина» по вводу жилья. Часть 2-я

Новости Казани
27.08.2020

Минниханов с Хабировым открыли памятник башкирскому поэту Мустаю Кариму в Казани

Президент Татарстана Рустам Минниханов и глава Башкортостана Радий Хабиров сегодня открыли в Казани памятник классику татарской и башкирской литературы Мустаю Кариму — он установлен в сквере на пересечении Оренбургского тракта и улицы Даурской.

Фото: «БИЗНЕС Online»

Фото: «БИЗНЕС Online»

На открытие памятника приехал внук литератора, российский предприниматель и президент фонда им. Карима Тимербулат Каримов, зять главы «Роснефти» Игоря Сечина.

Внук Мустая Карима — Тимербулат Каримов с женой, фото: «БИЗНЕС Online»

Автором скульптуры стал москвич Андрей Ковальчук. Она представляет собой сложную композицию, включающую фигуру поэта, сидящего на уступе Уральских гор.

Фото: «БИЗНЕС Online»

Фото: «БИЗНЕС Online»

Решение об установке памятника было принято год назад, когда в рамках Дней Татарстана в Башкортостане в Уфе около здания татарского театра «Нур» появилась скульптура Габдуллы Тукая.

Рустам Минниханов отметил, что имя Карима золотыми буквами вписано в российскую и мировую литературу, а творчество близко татарскому народу. Затем президент вручил главе Башкортостана медаль «100 лет ТАССР».

Хабиров поблагодарил президента за решение установить памятник башкирскому поэту в Казани.

— Для нас большая честь, что сегодня в сердце Казани будет открыт этот замечательный памятник. Наш духовный пастырь, наш духовный наставник, мастер слова, поэт, фронтовик Мустай Карим всегда любил Татарстан и выступал за вечную братскую дружбу двух республик и двух народов, — сказал Хабиров.

— Вы замечательный и один из самых опытных руководителей нашей страны, — добавил глава Башкортостана. — Вы очень опытный политик. Но что очень важно, мы вас уважаем как настоящего человека, человека слова, нашего старшего товарища и моего личного друга.

Затем Хабиров вручил Орден Салавата Юлаева автору памятника скульптору Ковальчуку, и Орден Дружбы народов татарскому поэту Ренату Харисову.


Фото: «БИЗНЕС Online»

Фото: «БИЗНЕС Online»
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Читайте нас в Telegram
Комментарии (157) Обновить комментарииОбновить комментарии Оставить комментарий
Анонимно
27.08.2020 10:45

В Москве есть памятник Тукаю и давно. Другое дело, что у России достаточно много людей, родившихся в разных уголках страны, в том числе и в Уфе и в Казани, которые достойны памятников, почитания памяти, что всем памятники установить нереально.

  • Анонимно
    27.08.2020 09:39

    Молодцы! Давно пора

    • Анонимно
      27.08.2020 11:50

      Хорошо, что наши руководители понимают важность сохранения памяти о таких великих людях и принимают участие в таких мероприятиях. Молодцы!

  • Анонимно
    27.08.2020 09:41

    а куда надо поставить памятник Тукаю что бы в Казани появился памятник Аксакову ?

    • Анонимно
      27.08.2020 10:32

      В Москве. Это же понятно.

      • Анонимно
        27.08.2020 10:45

        В Москве есть памятник Тукаю и давно. Другое дело, что у России достаточно много людей, родившихся в разных уголках страны, в том числе и в Уфе и в Казани, которые достойны памятников, почитания памяти, что всем памятники установить нереально.

        • Анонимно
          27.08.2020 14:30

          ну Аксаков явно не "все"
          И по любым критериям будет покруче чем "Карим и К"

          да и корни вроде татарские ....

      • Анонимно
        27.08.2020 10:46

        В Москве тукая никто не знает

        • Анонимно
          27.08.2020 11:01

          В Москве как минимум 2 млн татар.

          • Анонимно
            27.08.2020 11:13

            Во время последней переписи населения в 2010г. в Москве татарами себя назвали 149043 человека.

          • Анонимно
            27.08.2020 11:14

            Ну это с перебором. Тысяч 100 может быть...

          • Анонимно
            27.08.2020 14:25

            11.01 И что? Они Тукая читают думаете? и какое им большинству дело до Татарстана?

          • Анонимно
            27.08.2020 18:15

            И что? Типо все татары знают тукая?

        • Анонимно
          27.08.2020 11:05

          Знают московские татары. Еще Владимир Ильич знал!

    • Анонимно
      27.08.2020 10:42

      Ну хорошо: каждое движение и каждый шаг одного из кандидатов мы видим. А что делают остальные кандидаты..? Почему нет никакого освещения их деятельности в это же время?

      • Анонимно
        27.08.2020 10:50

        Михеев же был.

      • Рашид
        27.08.2020 11:50

        10:42 А што он говорить. Язык государственный пусть учат усерднее.

        • Анонимно
          27.08.2020 12:15

          11.50 они и знают русский. Других знать не обязаны.

          • Анонимно
            27.08.2020 13:25

            12.15. По моральному, неписанному закону, еще как обязаны знать язык татар в Татарстане, чувашский в Чувашии, якутский в Саха ит.д.. Не знают? Не фиг идти во власть в нац. республиках.

        • Анонимно
          27.08.2020 14:26

          11.50 У нас в стране это русский. Думаю они его и учат

          • Анонимно
            27.08.2020 21:42

            14.26 А у нас в республике ещё и татарский. Надо. А што делать...

    • Анонимно
      27.08.2020 10:46

      Тукаю уже стоит же рядом с Кольцом. Куда ещё ?

  • Анонимно
    27.08.2020 09:43

    Если пошёл такой взаимообмен, то нужно признать башкирский язык государственным в Татарстане, а татарский язык государственным в, Башкортостане. Вот это было бы истинным сближением двух братских народов.

    • Анонимно
      27.08.2020 09:58

      У нас всех уже есть объединяющий язык - русский. Этого достаточно. Смысла в признании двух языков на уровне республик нет, только формально и ничего не даёт.

      • Анонимно
        27.08.2020 10:29

        Это важно для татар и башкир. Оба народа вынуждены учиться, разговаривать, вести документацию на чужом для них языке, а могли бы на родном, тем более там разница между языками символическая. С легкостью можно перейти с одного языка на другой. Русские тут вообще не причём, не знаю почему вас это так беспокоит.

        • Анонимно
          27.08.2020 10:41

          в Монголии разговаривают на татаро-монгольском языке. Их никто не угнетает

          • Анонимно
            27.08.2020 10:52

            Потому что там у них своё государство и своя власть. И следовало, язык свой, никто никого не заставляет учить другой язык. С этим вопросом полный мир. И во всём мире так, не только в Монголии. Это нормально.

          • Анонимно
            27.08.2020 11:00

            В Монголии говорят по-монгольски. Это язык не является родственным татарскому. На схожих с монгольским языках говорят калмыки и буряты.

          • Анонимно
            27.08.2020 11:29

            в Монголии разговаривают на татаро-монгольском языке. Их никто не угнетает

            Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/news/478962?utm_source=top-news

            А в Рязани на русском )))

        • Анонимно
          27.08.2020 10:45

          Русские тут вообще ни при чем, но при этом знать татарский язык обязаны?

          • Анонимно
            27.08.2020 10:58

            Нет не обязаны знать татар кий. Ни русские ни татары ни любые другие народы. Не об этом речь. Это итак и де-юре и де-факто известно.

          • Анонимно
            27.08.2020 11:03

            Кто сказал что обязаны. Любимый вами Президент страны сказал, что необязательно вам знать татарский. Поэтому вас данный вопрос не касается. Это должны решить два очень близких братских народа: татары и башкиры.

          • Анонимно
            27.08.2020 11:06

            Русские не обязаны знать татарский. Но все жители Татарстана обязаны оказывать услуги если к ним обратились на татарском (государственном) языке. Отказать татарину в обращении на татарском языке, в связи с тем что для тебя этот язык ненужный - противозаконно! Это отказ татарам пользоваться родным, государственным языком.

            • Анонимно
              27.08.2020 11:18

              //все жители Татарстана обязаны оказывать услуги если к ним обратились на татарском//

              Типа как барин с таратайки обратится к крепостным?
              "Все жители" региона - вам ничего не обязаны. Зарубите себе на носу. Свои хотелки оставьте при себе.

              По закону татарское население имеет право обслуживаться в учреждениях на татарском языке. По другому говоря, одна из девушек на ресепшене должна знать татарский язык, чтобы обслуживать тех посетителей, которые предпочтут общаться на татарском языке.

              • Анонимно
                27.08.2020 11:25

                В сети много таких блогеров, кто пытается это проверить. На татарском редко кто и обслуживает.

              • Анонимно
                27.08.2020 11:51

                Не должна она знать татарский. Хватит уже фантазировать. Право есть, как и право отказать в обслуживании. Это не обязанность. Для госучреждений предусмотрены переводчики при необходимости. А так все знают русский. Если такой принципиальный и глупый - до вечера будете ждать переводчика и это абсолютно законно.

            • Анонимно
              27.08.2020 11:19

              11.06 вам 100 раз разъясняли нормы права. Обязанности оказывать услуги на татарском нет, но отказать не могут (для госучреждений), для этого предусмотрены определенные процедуры по переводчикам. И напомню вам что это касается не только татарского, а любого языка народов России. Не могут отказать даже если гражданин обратился в Акатаныше на тувинском, как и в Туве не могут отказать, если обратился на татарском.
              Так что де-юре не важно какой из языков России используется при обращении и к территории не привязан.

    • Анонимно
      27.08.2020 10:02

      Это псевдохитрое предложение. У нас некому здесь на башкирском говорить, а в Башкирии башкиры никогда и не при каких условиях не придадут татарскому языку - статус "государственного".

      • Анонимно
        27.08.2020 10:30

        В чём тут хитрость? Это благо для сближения народов и республик, а не мишура типа обмена памятниками. Это касается только татар и башкир.

        • Анонимно
          27.08.2020 10:43

          Некому здесь по-башкирски разговаривать, а в Башкирии большинство народа, в том числе и башкиры, татароязычны.

          • Анонимно
            27.08.2020 10:49

            Реально башкироязычны 12-15% населения Башкиры, остальные татао- или русскоязычны.

            • Анонимно
              27.08.2020 11:07

              Это совсем не важно. Во первых, людей, считающих себя башкирами больше. Во вторых, это не про количество пользователей языка, а самый мощный жест сближения народов. Чтобы от Волги до Урала оба народа как и прежде, чувствовали себя комфортно. Надо сделать это. Сложностей быть не должно.

              • Анонимно
                27.08.2020 11:18

                11:07. Правильно мыслите, а еще надо перейти к единому алфавиту.
                Рим Дашкин

                • Анонимно
                  27.08.2020 11:22

                  Ну он и есть. На одной основе русский, татарский, башкирский. И путаница не нужна

                • Анонимно
                  27.08.2020 11:28

                  Это уже следующий шаг. Алфавит на латыни должен быть. Следующий важный момент для сближения. Отлично отражает оба языка. И заметьте, те кто нервничает, никто не грозит уходом, все в рамках Российской Федерации. Поэтому не волнуйтесь и не бойтесь.

          • Анонимно
            27.08.2020 10:58

            В Башкирии - скорее все, в том числе и башкиры, русскоязычные.

            • Анонимно
              27.08.2020 11:20

              В Башкирии в сельской местности татары и башкиры общаются на татарском и башкирском между собой, очень часто на татарском общаются с татарами мордва, чуваши и марийцы. В городах часть общаются на татарском и башкирском, обрусевшая часть на русском.
              Рим Дашкин

              • Анонимно
                27.08.2020 11:24

                Не выдавайте желаемое за действительное.

              • Анонимно
                27.08.2020 11:25

                Ну раз все общаются на русском значит считайте все обрусевшие. В Татарстане тоже только в деревнях на татарском, в городах лишь проезжие и то ненадолго. Потом все переходят на 100 % русский. Просто удобно.

              • Анонимно
                27.08.2020 11:26

                Я встречал чувашей, марийцев, мордву из Башкирии свободно безо всякого акцента говорящих по-татарски.
                Главный редактор марийской газеты из Йошкар_Олы, родом из Мишкинского района, со мной спокойно общался на татарском.

            • Анонимно
              27.08.2020 11:24

              Ну, с чего Вы взяли. Там разговаривают на башкирском, а не как Вы говорите "большинство на татарском". Со всеми в РБ поговорили чтоли? Уфа, Стерлитамак, Белорецк, Салават, Кумертау, Сибай, в деревнях рядом там все практически говорят на родном башкирском языке, лично знаю бываю там часто.

              • Анонимно
                27.08.2020 11:36

                Только что был в Салавате, Ишимбае, Стерлитамаке - везде по-татарски.
                А в Сибаеи и Баймаке, в Темясово - на башкирском.

                • Анонимно
                  27.08.2020 11:47

                  Согласен. Башкирскую речь можно услышать в Сибае, Баймаке. В Стерлитамаке всегда на татарском разговаривали.

              • Анонимно
                27.08.2020 11:37

                Есть западные районы в Башкирии, где люди ни разу в жизни живого башкира не видели, только по телевизору - они мне сами сказали, когда я там был.

                • Анонимно
                  27.08.2020 11:54

                  Аскино - большинство башкиры. Если брать Нефтекамск Северо-Запад, то да, там в основном татары. Но. башкиров не так мало, как все тут пытаются выдать.

                  • Анонимно
                    27.08.2020 12:05

                    У меня родственники с Аскинского района, светловолосые типичные татары все разговаривают на татарском, по-башкирски даже не слышали.

                    • Анонимно
                      27.08.2020 14:15

                      ""светловолосые типичные татары""

                      Кто бы мог подумать, что "типичные" татары - "светловолосые". )

                      Видимо, я всю жизнь вижу вокруг себя "нетипичных" татар.

                      • Анонимно
                        27.08.2020 14:40

                        Татары - разные. И светловолосые, и темноволосые, и кареглазые, и голубоглазые, и блондины, и брюнеты, и рыжие, и с элементами монголоидности - все типичные татары!
                        Типичного армянина, типичного чеченца можно четко описать, а татары бывают разных типов, но все они - татары!

                  • Анонимно
                    27.08.2020 12:15

                    14% много это или мало?

              • Анонимно
                27.08.2020 12:02

                В Кумертау, когда я бываю у своего брата, то общаемся с башкирами, которые приходят в гости, мы говорим по-татарски, а они по-башкирски и нет никаких проблем. Также встречал там и мордву и чуваш, говорящих по-татарски лучше некоторых татар.
                Работая в Сочи познакомился с русским Юрием Николаевичем, директором одной фирмы, производящей работы по устройству буронабивных свай. Он в совершенстве знал татарский, так как рос и учился в татарской деревне Башкирии. Говорил он с небольшим татарским акцентом, обращался ко мне Рим абый и приезжал ко мне просто чтобы поговорить по-татарски, так как, видимо, очень тосковал по нему и человек он был просто очень хороший, чувствовался в нем татарский дух, даже больше чем у некоторых татар.
                Рим Дашкин

      • Анонимно
        27.08.2020 10:38

        По факту, лингвистически, башкирский язык - это диалект татарского.
        Так оно считалось официально все время вплоть до создания БАССР..
        И в народе тоже до сих пор башкиры воспринимаются как часть татарского народа как мишари или кряшены.
        Просто татарину Ахмад-Заки Валидову захотелось стать президентом независимой Башкирии и он рьяно продвигал особость башкир от татар и ему это удалось 100 лет назад.

        • Анонимно
          27.08.2020 10:45

          И башкиры, и казахи вплоть до 30-х годов в официальной переписке и печати использовали татарский язык

          • Анонимно
            27.08.2020 10:59

            Башкиры и казахи до 30-х годов писать не умели.

            • Анонимно
              27.08.2020 11:52

              До 30х и все русские не умели! Но были и казахи и башкиры, которые в медресе учились, так что не надо дезинформацией заниматься.

          • Анонимно
            27.08.2020 11:10

            Так и есть.

        • Анонимно
          27.08.2020 12:54

          10/38 может татарский - это лингвистически диалект башкирского? Не?

          • Анонимно
            27.08.2020 13:15

            Конечно, ведь это татары входили в состав Башкирского ханства, а не башкиры в состав Казанского и Сибирского татарских ханств )))))

            • Анонимно
              27.08.2020 14:18

              Входить в состав какого-то государства - не означает, что какой-то язык является языком этнического большинства.

              С вашей логикой получается, что татарский язык - это "диалект" русского языка.

              • Анонимно
                27.08.2020 14:32

                Лингвистически русский и татарский - не диалекты. Это вам и первоклассник объяснит.
                А башкирский имеет некоторые диалектальные отличия от татарского, но в целом хорошо понятен любому татарскому человеку.

      • Анонимно
        27.08.2020 10:59

        Почему некому? В Татарстане есть башкиры, особенно в приграничных районах. И в Казани сейчас их всё больше. Дело ведь не только в этом, это не самое главное. Главное это огромный, исторический шаг к сближению двух братских народов.Это же хорошо обеим народам. Мы можем сказать друг другу, что нам с вами нечего делиться на своих и чужих. Мы очень близкие братские народы. И заодно объяснить людям, откуда вбивается клин между народами, делаются попытки разъединить, показать, что башкиры и татары совершенно разные. Это все быстро обрушится, потому что искусственно создано, во многом на неправде основано.

      • Анонимно
        27.08.2020 12:58

        Ну тогда сделать башкирский государственный в отдельном населённом пункте Татарстана, например в Актаныша, а татарский где-нибудь в Туймазы. И ещё их сделать побратимымы поселениями.

        • Анонимно
          27.08.2020 13:16

          В Актаныше сроду не слышали башкирского языка, как в Илишевском, Бакалинском Чекмагушском или Балтачевском...районах Башкирии.
          Реальнее и логичнее признать государственным татарский язык в Уфе, западных районах, и даже в Стерлитамаке.

          • Анонимно
            27.08.2020 14:22

            Башкиры категорически не хотят придавать татарскому языку (т.н. "северо-западному диалекту башкирского языка) - статус "государственного".

            Больше того, башкиры требуют, чтобы татары не лезли к ним с этим назойливым предложением.

            • Анонимно
              27.08.2020 14:26

              Татарский язык - язык большинства населения Башкирии. Как с этим быть?
              Не принимать во внимание этот факт?

              • Анонимно
                27.08.2020 18:38

                //Татарский язык - язык большинства населения Башкирии//

                Большинство в Башкирии - русские.

            • Анонимно
              27.08.2020 14:32

              Ну и зря!
              Не по-братски это!

    • Анонимно
      27.08.2020 11:50

      09:43. Дөрес язасыз.
      Рим Дашкин

    • Анонимно
      27.08.2020 13:16

      Если пошёл такой взаимообмен, то нужно признать башкирский язык государственным в Татарстане, а татарский язык государственным в, Башкортостане. Вот это было бы истинным сближением двух братских народов.
      Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/news/478962?utm_source=top-news

      Достаточно признать татарский государственным в Башкортостане )))

  • Анонимно
    27.08.2020 09:51

    Не русский я, но россиянин. Ныне
    Я говорю, свободен и силён:
    Я рос, как дуб зелёный на вершине,
    Водою рек российских напоен.

    Своею жизнью я гордиться вправе —
    Нам с русскими одна судьба дана.
    Четыре века в подвигах и славе
    Сплелись корнями наши племена.

    Давно Москва, мой голос дружбы слыша,
    Откликнулась, исполненная сил.
    И русский брат — что есть на свете выше! —
    С моей судьбой свою соединил.

    Не русский я, но россиянин. Зваться
    Так навсегда, душа моя, гордись!
    Пять жизней дай! Им может поравняться
    Моей судьбы единственная жизнь.

    С башкиром русский — спутники в дороге,
    Застольники — коль брага на столе,
    Соратники — по воинской тревоге,
    Навеки сомогильники — в земле.

    Когда же целовались, как два брата,
    С могучим Пугачевым Салават,
    В твоей душе, что дружбою богата,
    Прибавилось любви, мой русский брат.

    Не русский я, но россиянин. Чести
    Нет выше. Я страны советской сын.
    Нам вместе жить и подниматься вместе
    К сиянию сверкающих вершин.

    В душе моей — разливы зорь весенних,
    В глаза мои луч солнечный проник.
    На сердце — песня радости вселенной,
    Что сквозь века пробилась, как родник.

    И полюбил я силу в человеке,
    И научился радость жизни брать.
    За это все, за это все — навеки
    Тебе я благодарен, русский брат.

    Ты вкус дал хлебу моему и воду
    Моих степей в живую обратил,
    Ты мой народ, для радости народа,
    С народами другими породнил.

    Не русский я, но россиянин. Зваться
    Так навсегда, душа моя, гордись!
    Десятку жизней может поравняться
    Моей судьбы единственная жизнь.

    Мустай Карим.

    • Анонимно
      27.08.2020 10:47

      Все верно, русский -- это не нация, а национальность.

      • Анонимно
        27.08.2020 11:00

        10.47 ах ах ах. Опять ты. Ты же знаешь отлично что русский это и нация и национальность. Ты тоже русский по нации и для всех в мире останешься русским независимо от национальности и своего пожелания. Хоть ты лопни.

        • Анонимно
          27.08.2020 13:34

          11.00. Хватит уже эту лживую мантру всем втюхивать. Самим русским неприятно,когда на Западе или США русскоязычные жители СНГ -нерусские по национальности-совершают преступления, а их всех относят к русским . Еще раз в реальности- русский по национальности, россиянин -по гражданству.И не надо искусственно объединять эти понятия.

      • Анонимно
        27.08.2020 11:00

        Россияне - нация. Российская нация состоящая из многих народов, как "американская нация" состоит из многих районов.

        • Анонимно
          27.08.2020 11:30

          Мы, татары - нация!
          А россияне -многонациональный народ!
          Читайте Конституцию!

          • Анонимно
            27.08.2020 12:23

            Татары нация российская. Не путайте нация и национальность.

            • Анонимно
              27.08.2020 14:24

              "Многонациональный" - это всегда означало "много национальностей", а не "много наций".

      • Анонимно
        27.08.2020 11:04

        10.47 все мы хоть татарин, хоть башкир Russians. А как вы лично переговорите это ваше дело. Ну и принадлежность к нации у вас в паспорте записана, а не то как на съезде чабанов говорят. Уймись.

        • Анонимно
          27.08.2020 11:18

          Заглянул в паспорт. Слова "русский" там не нашел.

          • Анонимно
            27.08.2020 11:27

            А гражданин какой страны ты в паспорте? Russia? Значит во всём мире ты для всех будешь "russian".

            • Анонимно
              27.08.2020 11:42

              Причем тут во всем мире? Вы говорите о разных вещах. Есть деление внутри страны. Ежу понятно, что за пределами РФ мы для всех будем - русскими.

              • Анонимно
                27.08.2020 12:07

                Я везде татарнн, во Франции, Америке...и даже в Антарктиде.
                Русским не стану даже на Луне1

                • Анонимно
                  27.08.2020 12:31

                  12.07 «персонажи» заявляющие «они везде татары» или «я за границей говорю, что я татарин, а не русский» вызывают лишь улыбку и говорит о том, что вряд ли он ради райцентра выезжает.
                  Ну ну...

                  • Анонимно
                    27.08.2020 13:21

                    Не пишите глупостей. Как может человек себя называть представителем другой национальности. Я тоже заграницей себя не называю русский. Правильно говорить - мы россияне.

            • Анонимно
              27.08.2020 12:00

              Не Russia вообще-то, а Russian Federation там записано. Похоже у Вас у самого загранпаспорта нет )))

              • Анонимно
                27.08.2020 12:30

                У меня уже больше 10 использованных загранпаспортов за всю жизнь.
                Это мне мешало оставаться татарином во всех странах..
                И этим сознанием горд!

                • Анонимно
                  27.08.2020 13:20

                  12.30 но думаешь и пишешь ты по-русски))))

                  • Анонимно
                    27.08.2020 14:32

                    Я тоже, но это не мешает мне считать себя татарином, хотя за плохое знание языка - стыдно(

          • Анонимно
            27.08.2020 11:36

            так загляните в загранпаспорт
            или у вас его нет?

            • Анонимно
              27.08.2020 11:55

              И в загранпаспорт загланул. И там слова "русский" нет...

        • Анонимно
          27.08.2020 11:27

          Использование слово "чабан" в адрес представителей соседнего с тобой народа прекрасно характеризует тех, кто так делает. Такая шикарная метка, говорящая об уровне развития человека.

          • Анонимно
            27.08.2020 11:45

            За этими словами торчат грязные и мохнатые уши шовиниста.

          • Анонимно
            27.08.2020 11:50

            Чабан это для вас кажется плохой характеристикой. Чабан это комплимент! Чабан это достигший совершенства во многих областях жизни человек. Мудрый, живущий в гармонии с природой. Вы чабана видели в жизни, разговаривали? Это кладезь знаний, мыслей. Море спокойствия, доброты.

            • Рашид
              27.08.2020 23:57

              11:50 Чарльз Бронсон, татарин, олицетворение американского ковбойства. А ковбои это те же пастухи или чабаны на американский манер. Кстати свинопасов тоже можно назвать ковбоями. Но с большой натяжкой. Романтики маловато.)

        • Анонимно
          27.08.2020 11:32

          в паспорте еще с 90-х гг. пятая графа удалена. о каком "у вас в паспорте записана" идет речь? Вы что "взрыв из прошлого"?

        • Анонимно
          27.08.2020 11:39

          Мустай Карим ответил Вам: не русский я, но россиянин...

        • Анонимно
          27.08.2020 12:07

          11:04. Открываю паспорт, смотрю и не вижу ни русский, ни нация, ни национальность. Есть только гражданин Российской Федерации. Усё.
          Слово russian переводится по разному, но наиболее буквальный и правильный -россиянин.
          Рим Дашкин

          • Анонимно
            27.08.2020 14:30

            «Слово russian переводится по разному»

            Ну и как американцы отличают russian (русский) от russian (россиянин)?

            Это у нас в стране в 20 веке была куча политических переименований - а весь окружащий мир, как называл нашу страну "Россией" - так и продолжал её так называть и во времена СССР, и после СССР - а жителей России окружающий мир всегда продолжал называть "русскими".
            До революции слово "русский" - было прилагательным от слова "Россия". Все жители страны - называлась "русскими".

            • Рашид
              27.08.2020 23:26

              14:30 Обратите внимание как этот окружающий мир называл вашу страну:
              Впервые назвал Россию «тюрьмой народов» французский аристократ и писатель Астольф де Кюстин, посетивший Российскую империю в 1839 году по приглашению императора Николая I. В силу своих политических убеждений (консерватизм, монархизм и клерикализм) был принят при русском дворе и в высших кругах российского общества. Его путевые заметки были впервые изданы в Париже в 1843 году под названием «Россия в 1839 году», вызвав шквал критики и противоречивую реакцию в среде российской интеллигенции, как среди западников, так и среди славянофилов.

      • Анонимно
        27.08.2020 11:38

        Россияне это нация.

      • Анонимно
        27.08.2020 11:38

        Так же как татарин это не нация, зато у этих народов одна общая нация - российская.

        • Рашид
          27.08.2020 11:56

          11:38 У вас российская, у нас татарская.

          • Анонимно
            27.08.2020 12:17

            У вас может быть. У татар России российская нация, у татар Турции турецкая нация и так далее.

          • Анонимно
            27.08.2020 12:25

            Рашид может у вас, да. А например татарин гражданин другого государства к какой нации относится по вашему, интересно?

            • Анонимно
              27.08.2020 12:32

              Все татары относятся к татарской нации, хоть на Луне будут проживать!

  • Анонимно
    27.08.2020 09:53

    Вот это памятник! Хочется ходить вокруг все изучать, не то что памятник Р. Нуриеву...

  • Анонимно
    27.08.2020 09:54

    людям нельзя ставить памятники...

  • Анонимно
    27.08.2020 09:56

    кто мне скажет,почему в России все памятники чёрные????

    в Европе такие красивые памятники из белого мрамора,либо приятного зеленоватого оттенка,либо золотистые....

    Но стоит в России поставить памятник,то он обязательно цвета грунта,грязи...
    Такой цвет вызывает некое уныние и тоску,так много прекрасных цветов и каменных пород,а используют не пойми что..

    • Анонимно
      27.08.2020 10:15

      Светлые памятники дороже в уходе. Вот и весь секрет. Денег нет.

    • Анонимно
      27.08.2020 10:18

      Вы где в Европе или мире такие памятники видели? Белый мрамор на улицах это редкость достаточно, да и то где климат позволяет. Я много где был, но навскидку таких памятников на улице не вспомню. По всему миру в основном бронзовые, причём с зеленоватыми разводами от окисления. Вы что то путаете

      • Анонимно
        27.08.2020 11:31

        10:18. Вы правы. Мрамор неустойчив к атмосферным осадкам и перепадам температуры и быстро разрушается в отличие от гранита. Граниты, в основном, темных цветов. Из российских самый светлый это серый гранит мансуровского месторождения, но памятники из него на пьедестале не выразительны так как часто сливаются с фоном.
        Рим Дашкин

        • Анонимно
          27.08.2020 17:32

          Согласен, из этих соображений даже мраморную скульптуру летнего сада в Петербурге убрали под крышу, в Михайловский замок и заменили на копии. Не любит мрамор дождь и холод...

    • Анонимно
      27.08.2020 10:19

      Это старинные памятники, со временем мрамор покрывается зеленным налетом как и бронза.

    • Анонимно
      27.08.2020 10:44

      зеленый оттенок появляется от окисления. а раз оно есть на памятниках, значит, так за ними "ухаживают"....

      • Анонимно
        27.08.2020 11:34

        Зеленый налет, называемый патиной, образовывается не только на мраморе, но и на граните. Мрамор в разы менее долговечен, чем гранит, но есть мраморы, которые более менее устойчивы к атмосферным явлениям.
        Рим Дашкин

    • Анонимно
      27.08.2020 10:58

      ответ сказал Эрнст Неизвестный после открытия двуцветного памятника Никите Хрущеву

  • Анонимно
    27.08.2020 10:04

    Три чуда пленили меня
    Навсегда,без сомненья:
    Земля, еще небо и женщина-
    Третье чудо.
    Строки помню с 10 класса, замечательный поэт.
    Может для кого -то важна национальность, для меня его талант!

  • Анонимно
    27.08.2020 10:08

    Внук молодец! Памятник впечатляющий!

  • Джавахарлар
    27.08.2020 10:09

    Каждый день памятники ставят, бюджет на памятники чтоли осваивают ?

    • Анонимно
      27.08.2020 10:34

      Этот памятник башкирская сторона поставила, наш бюджет не касается. А так не надо считать деньги, причитаемые на культуру.

  • Анонимно
    27.08.2020 10:33

    Одни памятники кругом и заборы. Российские забавы.

  • Анонимно
    27.08.2020 10:56

    К сожалению, Мустай Карим до конца своей жизни так и не смог определиться кто он. То ли татарин, то ли башкир.

    • Анонимно
      27.08.2020 11:06

      Так и метался?
      А не надо было метаться как Радик Юлъякшин: с утра был татарином, а вечером решил стать башкиром после встречи с Радием Хабировым.
      Просто надо признать, что это один татао-башкирский народ со своими некоторыми нюансами

      • Анонимно
        27.08.2020 11:15

        Интересно как это возможны такие метания и переходы у татар и башкир?
        У чеченцев и ингушей, даже объединенных названием "вайнахи", такие переходы от чеченцов в ингуши и обратно вообще невозможны.

        • Анонимно
          27.08.2020 11:23

          Связано с тем, что в Башкирии татарам относятся очень ревностно. Конечно это неправильно, эти люди заблуждаются, но так и есть. Поэтому некоторые татары, живущие в Башкирии вынуждены вот так раздваиваться. Лично мне это не нравится.

      • Анонимно
        27.08.2020 11:17

        А как метался Рустэм Хамитов?
        Всю жизнь уверенно считал себя татарином, а перед назначением на пост главы Башкирии чудным образом превратился в башкира.

    • Анонимно
      27.08.2020 22:58

      "К сожалению, Мустай Карим до конца своей жизни так и не смог определиться кто он. То ли татарин, то ли башкир.
      Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/news/478962

      А ему и не нужно было так" мелочиться ",
      он поступил куда хитрее,просто написав-

      " НЕ РУССКИЙ Я ,
      НО РОССИЯНИН ".))

  • Анонимно
    27.08.2020 11:04

    Афэрин , рэхмэтлэрдэн башка суз юк!

  • Анонимно
    27.08.2020 11:10

    род прочно занял место в сердцах жителей Казани - достойное продолжение дела Мустая Карима... верность традициям

  • Анонимно
    27.08.2020 11:17

    Зять - есть чего взять?

  • Анонимно
    27.08.2020 11:51

    Молодцы!

  • Анонимно
    27.08.2020 12:27

    Не татары мы, булгары, историю знать надо

    • Анонимно
      27.08.2020 12:34

      «И так уж нас татарами обзывают, хотя на самом деле мы булгары… А болгары — это ближайшие родственники булгар. Просто одни остались на Волге, а другие ушли дальше, на Дунай, и смешались со славянами.
В 1236 году монгольское нашествие во главе с Батый-ханом было направлено прежде всего на Булгарское государство, которое в неравной схватке потеряло свою независимость и не только. А в XIX веке булгары потеряли даже свое самоназвание, когда вдруг были объявлены татарами. Наши предки — древние булгары, на протяжении веков имели самые добрые, дружественные отношения с Древней Русью. Взаимоуважение и взаимовлияние культур наших народов оставило свой огромный след в истории нашей единой Отчизны. 
После вхождения в состав России наши предки в течение пяти столетий доблестью и трудом доказали любовь и преданность нашей единой Родине.
После вхождения в состав России наши предки в течение пяти столетий доблестью и трудом доказали любовь и преданность нашей единой Родине. Будь то искоренение польского нашествия во главе с Лжедмитрием, восстановление единства Российского государства в Смутное время, отражение нашествий Карла XII, Наполеона и агрессии фашистской Германии в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов.
Народы нашей великой державы, России, — это почти 200 больших и малых народов, в течение многовековой истории вместе делили ее радости и горести. У нас в веках не «стояние» друг против друга, а жизнь бок о бок, плечом к плечу. И наша страна — это единая держава — Россия.»
Шейх-уль-Ислам Талгат Сафа Таджуддин, Верховный муфтий, председатель Центрального духовного управления мусульман России.

      • Анонимно
        27.08.2020 13:10

        У, на Тадждуддина уже начали ссылаться как на историка.

  • Анонимно
    27.08.2020 13:00

    Великий башкирский Мустай Карим родился в простой татарской семье и его родным языком был татарский язык

    • Анонимно
      27.08.2020 13:18

      Вот именно шул!

      • Анонимно
        27.08.2020 14:21

        Даже глава первого башкирского правительства Ахмад-Заки Валиди был сыном татарского муллы, родившегося в Казанской губернии, но направленным для духовной службы в башкирское село.
        Татары и башкиры переплетены по всем направлениям.

        • Анонимно
          27.08.2020 18:40

          «Татары и башкиры переплетены по всем направлениям»

          Русские и украинцы тоже переплетены по всем направлениям. И что?

  • Анонимно
    27.08.2020 13:03

    Не плохая композиция. А то все столбы привыкли устанавливать.

  • Анонимно
    27.08.2020 13:55

    Хорошее дело,человек весьма достойный.К сожалению,как водится много коммент-визга и стеба.Что касается башкир, мол нет таких, а язык их только диалект татарского ,то ибн Фадлан упоминал о них,когда татар тут и в помине не было. Обитали булгары,но чуваши считают,что они их прямые потомки, а не наприехавшие откуда то татары. Соберет силы и включит интеллект историко-ветеринар и расскажет нам всю правду откуд есть и пошли татары.

    • Анонимно
      27.08.2020 14:29

      Но "появившиеся ниоткуда" татары-то сегодня реально круче, как с этим быть?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Читаемое Обсуждаемое
Важное за неделю

Рекомендуем

Старая элита

[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль