Культура 
14.03.2018

«Нужно написать в постановлении жирными буквами, что у нас должен быть музыкальный театр!»

Ильдар Гильмутдинов поругался с Эльвирой Камаловой, Зиля Сунгатуллина «продает» учеников, Рауфаль Мухаметзянов слег от «голландской болезни»

Отмену обязательного изучения татарского языка в школах республики решили компенсировать программой развития музыкального искусства. Такой вывод можно сделать по итогам бурной дискуссии на заседании профильного комитета Госсовета РТ. Как директор музколледжа Айрат Заппаров едва не взял депутатов в заложники, кто в одиночку занимается в РТ возрождением татарских музыкальных инструментов и каких шагов в развитии национального искусства требует народ, — в репортаже «БИЗНЕС Online».

Римма Ратникова «У меня впечатление, что мы опять слова гимна подбираем. Пять лет уже прошло» Римма Ратникова: «У меня впечатление, что мы опять слова гимна подбираем. Пять лет уже прошло» Фото: gossov.tatarstan.ru

«ЕГЕТЛӘР, НЕ ВЫПУЩУ, ПОКА НЕ РЕШИТЕ ВОПРОС С РЕМОНТОМ»

«У меня впечатление, что мы опять слова гимна подбираем. Пять лет уже прошло», — эти слова заместителя председателя Госсовета РТ Риммы Ратниковой в полной мере характеризуют масштаб заседания комитета Госсовета РТ по образованию, науке, культуре и национальным вопросам о развитии музыкального искусства РТ, прошедший накануне в Казани. Последняя фраза также подчеркнула, что за последние пять лет в таком составе комитет собирается впервые. «Высочайший уровень нашего обсуждения, несмотря на то, что некоторых депутатов нет», — добавила она. Состав комиссии и впрямь был впечатляющим: помимо членов парламентского комитета в заседании приняли участие самые видные музыкальные деятели республики, представители министерства культуры Татарстана, редактора телевидения и радио, директора детских музыкальных школ и, в качестве «специально приглашенной звезды», председатель комитета по делам национальностей Госдумы РФ Ильдар Гильмутдинов.

По словам председателя комитета Госсовета Разиля Валеева, после неудачи в отстаивании права преподавания татарского языка в школах республики (о чем он, впрочем, напрямую не сказал, а лишь намекнул), вопрос развития музыкального искусства в республике вышел на первый план. «Вопрос о развитии музыкального искусства в РТ – один из важных вопросов. А вопрос этот назрел давно. Мы очень часто говорим о необходимости сохранения татарского языка, о том, что без языка нет будущего народа. Мы очень много занимались проблемами языка. Были у нас и успехи, были и неуспехи в этой области – вы прекрасно понимаете, о чем идет речь. У нас работает программа по развитию языков РТ, на ее реализацию выделяется довольно много денег из бюджета республики – 140 миллионов ежегодно. Но в последнее время и поэты, и музыканты, и простые люди – наши избиратели говорят: „Да, мы согласны с тем, что без языка не бывает народа“. А без музыкального искусства бывают народы? Я думаю, такая проблема у нас существует. Фарид Мухаметшин обратился к президенту РТ с предложением рассмотреть вопрос разработки проекта республиканской программы по развитию музыкального искусства». Рустам Минниханов, по словам республиканского депутата, рассмотрел это обращение и дал поручение кабмину и минкульту этим вопросом заняться и внести свои предложения. «Мы собрали рабочую группу и обсудили этот вопрос. Мы примем постановление комитета и направим его в минкульт, правительство и президенту республики», — пояснил Валеев. По его словам, уже утвержден состав рабочей группы.

Само же заседание оказалось выездным и началось со знакомства депутатов с положением дел в Казанском музыкальном колледже им. Аухадеева и Казанской консерватории. «Говорят, татарин пока не потрогает, не поверит. Мы сегодня и потрогали, и послушали, и обсудили, — отметил после экскурсии Валеев. — Вопрос непростой, не зря этот вопрос сегодня на контроле у президента. Он не на пустом месте возник. Если бы не было проблемы, на таком уровне он не поднимался бы. Наш президент этот вопрос уже давно поднимает, когда „Үзгәреш җиле“ был задуман. „Үзгәреш җиле“ нужен, мы должны измениться в лучшую сторону, однако „Үзгәреш җиле“ — ветер перемен... Дом начинает не с крыши строиться, а с фундамента... Начали со строительства крыши. Надо начинать с фундамента — с детских музыкальных школ. У нас изменений не произойдет, пока фундамента не будет. Необходима трехступенчатая система образования», — добавил он.

Что касается музучилища, то оно расположено в здании 1886 года, которое, по словам директора Айрата Заппарова, ни разу не подвергалось капитальному ремонту. Общежития у училища тоже нет, при том что одна треть студентов – иногородние, в том числе из других регионов – мест компактного проживания татар. Нет у училища и своего спортивного зала. «Минниханов дал распоряжение составить проектную документацию. Мы ждем проектно-сметную документацию — всего для этого нужно 9,5 миллиона», — рассказывал в ходе экскурсии директор училища. Во время экскурсии заглянули даже в уборную. «Первое, что я сделал, когда пришел работать, — сделал ремонт в туалете. Вывезли три „КАМАЗа“ строительного мусора», — комментировал директор училища. «Главный вопрос — это ремонт», — как мантру повторял Заппаров. «Это объект культурного наследия?» — поинтересовался при этом Гильмутдинов.

Чтобы донести свой главный посыл до высоких гостей, директор училища чуть было не взял депутатов в заложники: «Егетләр, не выпущу, пока не решите вопрос с ремонтом, — закрыл по окончании экскурсии своей широкой грудью входную дверь Заппаров. — Нам очень нужен ремонт. Пожалуйста, поддержите! Проектная документация готова. Убедительная просьба, поддержите, пожалуйста, бюджет 2019 года — может быть, войдем с ремонтом?» — не сдавался он. Валеев же, в свою очередь, призвал обсудить этот вопрос на заседании комитета.  

Разиль Валеев (в центре): «Вопрос о развитии музыкального искусства в РТ – один из важных вопросов. Вопрос этот назрел давно» Разиль Валеев (в центре): «Вопрос о развитии музыкального искусства в РТ — один из важных вопросов. Вопрос этот назрел давно» Фото: gossov.tatarstan.ru

«Я УДИВЛЕНА, ЧТО НЕТ МУХАМЕТЗЯНОВА И СЛАВУТСКОГО. ЭТО ЖЕ ИХ ТЕМА»

Впрочем, если училище больше просило о ремонте, то сотрудников консерватории интересовали вопросы творчества и возможности реализации своих талантов: собственный духовой оркестр, трудоустройство кадров, судьба традиционных татарских инструментов.

Так, профессор консерватории и оперная прима Зиля Сунгатуллина во время занятия со студентами из Крыма обратила внимание гостей на то, что выпускники консерватории зачастую остаются невостребованными руководством Татарского оперного театра, в то время как другие театры буквально выстраиваются в очередь за выпускниками. «Вот Сервер Кадиров — настоящий бас, — представила она своего студента. — Его уже приглашают во все театры — и Новосибирск, и Владивосток, и даже Большой театр. Поэтому вам, депутаты, задание — найти любые пути для того, чтобы самые лучшие кадры оставлять у себя. Хорошие кадры не должны уезжать от нас!»

Сунгатуллина рассказала, что каждый год в Санкт-Петербурге проходит смотр вокалистов из 17 консерваторий, на который она везет четверых-пятерых своих студентов. «Каждый год везу и продаю. Воспитанных нами учеников продам — а душа болит, потому что мы их учим, воспитываем, а они рассыпаются по всей России. Даже за рубеж разъезжаются — востребованы. В год берем всего 8 человек. У нас учатся самые-самые!» — не без сожаления рассказывала она. «Наш оперный театр их берет, наверное», — как нечто само собой разумеющееся ответил на это депутат Госдумы Гильмутдинов. «Оперный очень мало берет. Даже если и берет, то на второстепенные, не главные роли. К  сожалению. Поют по мелочи. А артист, который на протяжении многих лет поет по мелочи, не может расти профессионально. Сами знаете. Мне не охота сейчас об этом говорить, у вас свой депутат есть, вы сами можете спросить у него», — махнула рукой педагог, явно намекая на директора театра им. Джалиля, депутата Госсовета и члена этого же «валеевского» комитета Рауфаля Мухаметзянова. Его, впрочем, на выездном заседании не было.

Как объяснила корреспонденту «БИЗНЕС Online» заместитель председателя комитета Анастасия Исаева, Мухаметзянов захворал: по возвращении с традиционных гастролей по Голландии он слег с температурой 40 градусов. Хотя, откровенно говоря, прекрасно понимая, сколько критических стрел будет выпущено в адрес казанской оперы, болезнь ее всесильного шефа могла иметь и дипломатическую природу. Кстати, на отсутствие директора самого богатого театра Татарстана обратила внимание и Ратникова. «Я удивлена, что нет Мухаметзянова и Славутского (директора и худрука театра им. Качалова прим. ред.), это же их тема», — задалась вопросом она.

«За последние годы сколько ваших студентов было принято в оперный театр?» — поинтересовался тем временем Валеев у Сунгатуллиной. «Из моих учениц только одна — Гульнара Рахимова. В наше время, когда я работала в театре, мы в месяц исполняли по 15 больших партий, а сейчас и за весь год 15 не наберется, наверное. В творчестве важна каждодневная работа. Наши студенты очень многие работают за рубежом — в Германии, в других странах. У меня был один студент — Аксенов Максим, его на том же самом смотре в Петербурге чуть по частям не разорвали, Мариинский театр его тут же забрал, Гергиев нас на руках носил. Мы гордимся своими студентами. У нас штучный товар», — отметила Сунгатуллина.

«Нам нужен музыкальный театр», — констатировал вдруг Гильмутдинов, обозначив один из выходов из сложившейся парадоксальной ситуации. «На комитете об этом как раз и поговорим», — обратился к профессору Валеев. Уже позже, выступая на нем, Сунгатуллина похвасталась своими успехами. «У нас есть оперная студия: депутаты много говорят о необходимости сохранения татарского языка, а мы просто занимаемся этим — сохранением нашего национального достояния. Порядка семи-восьми татарских спектаклей мы поставили. Это очень много. Претензии оперному театру высказывают, что нет татарских спектаклей. Мы все это возмещаем. Об этом почему-то на сессиях не говорят? Это достижение! Я, конечно, очень мало вижу наших депутатов на наших спектаклях. Вы могли бы радоваться и гордиться, что многие задачи, о которых вы говорите, выполняются. Еще хочу похвастаться тем, что наши выпускники работают во всем мире — Ковент-Гарден, Большой театр, Мариинский. Наш выпускник Рузиль Гатин работает в Ла Скала! Это такое событие! Еще никогда не было такого — татарский мальчик, который вышел из „Созвездия“. Мы берем сливки и воспитываем их», — с нескрываемой гордостью говорила народная артистка РФ и РТ.

Эльвира Камалова: «Если будет целевой набор, тогда не будет конкуренции среди выпускников» Эльвира Камалова: «Если будет целевой набор, тогда не будет конкуренции среди выпускников» Фото: gossov.tatarstan.ru

«НЕ ПОНИМАЕТ ОНА НИЧЕГО»

Тему поддержал Гильмутдинов. «Я слышал тут, что мы бы хотели оставить у себя своих выпускников. Я не очень понимаю, почему мы не используем такую норму закона, как целевой прием? Это не тот прием блатной, когда приносят письма из министерства и поступают. Нет. Целевой прием. Трехсторонний договор — минкульт, консерватория и театр. По окончании учебы выпускник минимум на три года идет работать в тот театр, который прописан в договоре. Если театр их не берет, пусть платит штрафные санкции. Через такие договора мы можем оставить часть ребят у себя», — предложил он радикальные меры по отношению к оперному театру. Но тут неожиданно завязался спор с первым заместителем министра культуры РТ Эльвирой Камаловой, которая выступила резко против целевого набора студентов. «Если будет целевой набор, тогда не будет конкуренции среди выпускников. Он не выдержит конкурса при поступлении в творческий коллектив. И куда мы потом целевика посадим? Куда мы скрипача устроим? Я очень приветствую целевой набор для районов, чтобы выпускники возвращались в свои районы», — возразила она. «Вы опять уводите неправильно», — попытался возразить ей Гильмутдинов, но замминистра была непреклонна. После непродолжительного спора Гильмутдинов махнул рукой: «Не понимает она ничего», — с досадой покачал головой депутат. Камалова в отсутствие министра Айрата Сибагатуллина и того же Рауфаля Мухаметзянова фактически в одиночку отбивалась от серьезной критики в адрес госструктур со стороны депутатов.

А Гильмутдинов выступил еще с одной инициативой — о создании отдельного музыкального театра. «Я крайне поддерживаю и считаю, что нужно написать в постановлении большими жирными буквами, что у нас должен быть музыкальный театр! Жирными буквами!.. Нет сегодня здания? Ну завтра будет, послезавтра. Здание будет. Но сама организация, само юридическое лицо, которое может сегодня выступать, сформироваться как юридическое лицо, чтобы люди могли заработную плату получать, необязательно к зданию привязывать. У нас есть где даже сегодня выступать. Завтра еще лучше будет! И президент об этом знает. Но если он еще увидит коллектив, вообще здорово будет! Поэтому я в постановление вношу предложение жирными большими буквами вписать», — отметил депутат Госдумы от Татарстана.

«В прошлом году прогулка президента по Большой Красной оказалась такой результативной для нас, что мы до сих пор не можем в себя прийти», — не скрывал своей радости Рубин Абдуллин (слева) «В прошлом году прогулка президента по Большой Красной оказалась такой результативной для нас, что мы до сих пор не можем в себя прийти», — не скрывал своей радости Рубин Абдуллин (слева) Фото: Гульназ Бадретдин

«УСИЛЕННО ИЗУЧАЕТ РУССКИЙ И ТАТАРСКИЙ ЯЗЫКИ: С УТРА ПРИХОДИТ И — «ИСӘНМЕСЕЗ

«Нам нужен свой государственный оркестр духовых инструментов. Во всех регионах есть, у нас нет», — поднял еще один вопрос по пути в здание факультета татарского музыкального искусства и факультет народных инструментов, завкафедрой деревянных духовых инструментов консерватории Ильсур Айнатулов. Кстати, новое здание было открыто в прошлом году по поручению Минниханова. «Свершилось чудо: в прошлом году прогулка президента по Большой Красной оказалась такой результативной для нас, что мы до сих пор не можем в себя прийти», — не скрывал своей радости ректор консерватории Рубин Абдуллин. «Почаще надо приглашать президента», — пошутил на это Валеев.

Здесь же расположился музей музыкальных инструментов, восстановлением которых занимается еще один энтузиаст и преподаватель консерватории Геннадий Макаров. «Ансамбль старинных татарских инструментов, — знакомит он гостей со своими учениками. — Эти инструменты практически исчезли, но мы их возродили и заново популяризируем. Интерес огромный. Играем в основном этническую музыку и старинную средневековую музыку. Но у нас есть над чем еще работать». «У вас эти инструменты в единственном экземпляре?» — поинтересовался Валеев. «Да. Я их делаю сам. Производства нет, это большая проблема. Концертные инструменты я делать не могу, для этого нужна база. Возможно, в будущем будет. Но вот пока...» — развел руками музыкант. «Проблему эту сегодня поднимать будем тоже. У татар было много старинных народных инструментов. Сейчас их нет. У казахов есть, у киргизов есть. У всех есть, даже у башкир. Сейчас они с кураем серьезно занимаются, а у нас, кроме гармошки, специалистов нет. Все инструменты, которые сохранили казахи, у нас почти все были», — с сожалением отметил депутат Госсовета Валеев. «Научная база есть, наработана, изучена. Если будет государственный заказ, реализовать можно», — резюмировал Макаров.


Как доказательство того, что в консерватории, в отличие от оперного театра, уделяют особое внимание национальным произведениям, стало то, что студент из Китая исполнил романс из балета «Зюгра» Назиба Жиганова. «Зовут его Лин Шу, но ему нравится, когда его называют Петя. Усиленно изучает русский и татарский языки: с утра приходит и — „Исәнмесез!“» — представил своего ученика завкафедрой деревянно-духовых инструментов Айнатулов. «Надо его женить на татарке, тогда быстро научится», — пошутил один из депутатов. К слову, после исполнения татарского романса на редком инструменте Петя поблагодарил свою особенную публику татарским «рәхмәт».

Завершилась экскурсия по консерватории просмотром отрывков из оперы «Тюляк» и «Аршин мал алан», поставленных оперной студией консерватории, о которой говорила Сунгатуллина. «Мы вам покажем отрывок из спектакля. Правда, это тот сюжет, где просят деньги...» — обратилась к депутатам сопровождающая. «У нас многие просят деньги», — отшутился на это Гильмутдинов.

«Этот зал нам особо дорог – в этом зале выступал Растропович...» Чтобы сохранить идентичность народа, надо знать не только язык, но и музыкальную культуру
Фото: Гульназ Бадретдин

«ИСТОРИЧЕСКИ ТАК СЛОЖИЛОСЬ: ПОСЛЕ ЗАВОЕВАНИЯ КАЗАНСКОГО ХАНСТВА МНОГОЕ БЫЛО УНИЧТОЖЕНО, ПОСЛЕ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ МЫ ПОЗАБЫЛИ О СВОИХ КОРНЯХ»

Возвращаясь к самому заседанию в стенах Госсовета — тут были затронуты еще несколько горячих тем. «Хотя мы развиваемся и находимся в лучшем положении, чем другие регионы, проблемы никогда не заканчиваются. Но есть такие моменты, где мы намного отстали, — у нас нет своего национального интрументария. Исторически так сложилось: после завоевания Казанского ханства многое было уничтожено, после Октябрьской революции мы двигались в Европу, учились в Москве и немного позабыли о своих корнях, о своих истоках, о том, кто мы. Чтобы сохранить идентичность народа, надо знать не только язык, но и музыкальную культуру. Например, якуты живут далеко и бюджет у них не такой большой, но они молодцы, сохранили», — обратился к первому замминистра культуры РТ Камаловой председатель союза композиторов РТ Рашид Калимуллин. Он также посетовал на то, на радио совершенно не звучат произведения классиков: «Не звучит ни Яхин, ни Загит Хабибуллин, ни Ключарев. Эта работа прекратилась, эти произведения забыты», — констатировал он.

Еще один проблемный вопрос, который вызвал дискуссию, — низкая гонорарная ставка композиторов. «Композиторы жалуются на низкие гонорары. Гонорарные ставки ниже плинтуса, то есть аранжировщик симфонического оркестра получает больше, чем создатель. Такого быть не может в принципе!» — обратился председатель союза композиторов РТ к Камаловой, после чего между ними завязался любопытный диалог.

– Ежегодно у нас выделяется на закупку музыкальных произведений 1,5 миллиона рублей. Мы выше прыгнуть не можем, — парировала первый замминистра.

– Это ничего! Мы же люди грамотные, есть нормативы написания произведения. Аранжировка песни в оркестре стоит дороже, чем написать ее. А написать — это гораздо сложнее, это творец пишет! А ремесленник оркеструет, аранжирует. Это большая разница. Забыв о творцах, мы ничего не создадим. И все это тогда для кого, для чего? Каждый год на протяжении уже 20 лет, есть театры честные, есть те, которые хотят сэкономить свой бюджет. На постановку спектакля всегда выделяются деньги. Если у них нет денег, они не ставят спектакли. Они закладывают туда труд режиссера, дирижера, художника: всех, кроме композитора. А основной труд композиторов — они надеются на минкульт. И из этих 1,5 миллиона еще идет «отсос». Вы понимаете? — горячился Калимуллин

– Нет, — попыталась возразить Камалова.

– Ну что вы говорите...

– На закупку музыкальных произведений заложено 1,5 миллиона рублей...

– Эльвира Рафаилевна, ваша задача не оправдываться, мы не для этого сюда пришли. Мы пришли сюда для того, чтобы поднимать вопросы и решать их. Вот это главное! Мы вас поддерживаем, вы очень хорошо работаете, но мы хотим работать еще лучше! Делать песни наших великих композиторов, наших классиков. Но бесплатно никто ничего не хочет делать, просто лозунгами. Вот на Универсиаду пришла директива: пишите, композиторы. И никто ничего не написал.

– Это не от нас зависит.

– Эльвира Рафаилевна, дорогая, я же немножко разбираюсь. Это не спорт, там сотни миллионов не надо, там совсем немножко добавить — и все будут сыты, будут довольны, и все будут вам улыбаться.

Тут председатель комитета Валеев решил разрубить «гордиев узел»:

– Этот вопрос должен решаться на государственном уровне. Мы внесем этот вопрос в постановление, — закрыл эту тему он. 

– Большая проблема — композиторов не обучают в музыкальных школах. Откуда должны появиться композиторы? Тем более молодежь сейчас стремится туда, где больше денег. Внутри своей республики мы можем решить этот вопрос, как в Башкортостане решили: там во всех музыкальных школах преподается курай. Они решили этот вопрос? Решили. Мы тоже можем решить, — обратил внимание еще на одну проблему Калимуллин.

Рашит Калимуллин (справа): «Чтобы сохранить идентичность народа, надо знать не только язык, но и музыкальную культуру» Рашид Калимуллин (справа): «Чтобы сохранить идентичность народа, надо знать не только язык, но и музыкальную культуру» Фото: gossov.tatarstan.ru

«МНЕ БЫВАЕТ ЗАВИДНО, КОГДА Я БЫВАЮ В КАЗАХСТАНЕ, КЫРГЫЗСТАНЕ, ТУРКМЕНИСТАНЕ. НЕУЖЕЛИ МЫ НЕ МОЖЕМ В НАШЕЙ РЕСПУБЛИКЕ?»

Под занавес заседания художественный руководитель Татарской государственной филармонии Айдар Файзрахманов пожурил собравшихся за то, что каждый пытается поднимать свои личные вопросы, а о глобальном развитии музыкальной культуры речь не ведется. «Развитие каждого отдельного заведения — это одно дело, но показать этот продукт на уровне хотя бы республики, российском и международном — много ли для этого возможностей, делается ли это? — интересовался он. — Вот вопрос, который тоже нужно решать на таких совещаниях, потому что, имея продукт, мы не имеем возможности его пропагандировать. Достаточно ли пропагандирует это наше радио, наше TV? На 99 процентов это дешевая попса. Я не вижу там ни выпускников консерватории, ни выпускников училища, ни творения наших музыкальных школ — нет совершенно детских музыкальных передач». 

«Ансамбль фольклорной музыки — как вы думаете, каково наше финансирование? Ансамбль, который на сегодняшний день выездной. Наш грант — это 6 миллионов, а Вагаповский фестиваль получает 13 миллионов. Разница есть? Нас приглашают Арабские Эмираты, Турция, Монголия, Китай. Но мы туда ездим за счет этих государств. От Татарстана мы получаем только суточные. Нас полностью финансирует принимающая сторона, потому что им интересно видеть нас. Государственный ансамбль, который пропагандирует нашу национальную культуру по всему миру, получает 6 миллионов!» — сокрушался он.

Согласилась с ним и Ратникова, которая отметила, что когда включаешь телевизор, «там все звенит, кроме попсы ничего нет!» «Мы можем создать великолепное музыкальное искусство, а дальше кто его будет потреблять?» — также задалась вопросом она. «К сожалению, современная молодежь не знает классическую и национальную музыку, не знакома с произведениями профессиональных композиторов. Поэтому одним из основных направлений развития музыкального искусства должна стать работа по пропаганде серьезной музыки», — подчеркнула зампредседателя Госсовета РТ. «Спасибо всем, кто высказался, из этих крупиц концепция и сложится. Наверное, это не уровень Госсовета — кому, сколько денег дали, кого обидели или нет. Не наш уровень, но тем не менее из этих мелочей картина и вырисовывается», — заключила в итоге она.

«Очень содержательный разговор. Здесь поднимали вопрос о создании музыкального театра. Этот вопрос поднимают не только депутаты, не только специалисты, это народ просит, потому что то, что создавалось в 1930-х годах Сайдашевым, Тинчуриным и другими, это основа нашей татарского музыкального искусства. Народ требует, народ хочет — мы должны идти по пути реализации просьб и требований народа. Я помню, несколько лет тому назад общественность обращалась к президенту республики с просьбой о создании татарского драматического музыкального театра, президент направил это письмо в минкульт для внесения предложения. Какие были внесены предложения, не знаю. Я думаю, этот вопрос в скором времени решится. Правильно сказали и об инструментах. У нас, кроме баяна и гармошки, музыкальные инструменты не культивируются. Даже башкиры — близкий, родственный нам народ, уже курай подкупили, завезли во все школы. Не только курай, но и кубыз. У нас были десятки музыкальных инструментов! Мне бывает завидно, когда я бываю в Казахстане, Кыргызстане, Туркменистане. Неужели мы не можем в нашей республике? Нужно возродить производство народных музыкальных инструментов. У нас единственный человек, который этим занимается, — это Геннадий Макаров», — подвел итоги встречи Валеев. «Была Казанская фабрика музыкальных инструментов», — вздохнул при этом Гильмутдинов.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (151) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
14.03.2018 10:33

Беда в том, что депутаты мало что понимают в культуре и мало ею интересуются. У большинства из них обывательский уровень представления о ней. Поэтому и возникают такие странные идеи как с еще одним музыкальным театром. Конечно, чем больше театров, тем лучше. И конечно, не дело, когда в оперном "Узгереш" проводится. Ну надо же понимать разницу форматов ответственным за это людям!
Но сейчас, как видится, вопрос о музыкальном театре, который проталкивает Ринат Харис и другие депутаты из культурного цеха, прежде всего возник из-за конфликта с руководством оперного театра, которое игнорирует местных творцов. Построят театр и там засядут такие же хозяйчики, как уважаемый Рауфаль Сабирович.
Единственное здравое мнение высказал Айдар Файзрахманов, известный своей порядочностью, - надо в целом менять ситуацию и отношение к музыкальному образованию. Вернуть классиков и современных на государственное ТВ и радио - они же на бюджет в конце концов существуют и обязаны действовать в рамках государственных интересов республики. Давать детям музыкальное образование нормальное. Сегодня даже в музыкальных школах эстрадный вокал рулит. С мозгами надо работать в первую очередь и мозгами, а не только сметами. Набирать грамотных специалистов в театральном менеджменте, больше работать с экспертами. Впрочем, скорее всего, побалаболят, ремонт в музучилище сделают и дальше снова "Узгерешами" будут заниматься на радость Рауфалевой команде.

  • Анонимно
    14.03.2018 09:00

    Надо бы еще написать:
    У нас должно быть ЕЩЩЕ достойное детство у детей!

  • Анонимно
    14.03.2018 09:07

    Инвестором кто будет?

  • Анонимно
    14.03.2018 09:10

    Какая то нечеловеческая страсть собираться в съезды, конгрессы, госсоветы.

    • Анонимно
      14.03.2018 14:35

      Это не страсть, это не способность к синтезу. Отсюда группировки и групповщина - ПЕРЕЖИТОК прошлого, короче и отсутствие регулярного самообразования.

    • Анонимно
      14.03.2018 14:43

      Так это обязанность депутатов, работа у них в этом заключается

      • Анонимно
        14.03.2018 16:10

        Как то незаметно, что они умеют отвечать на все вопросы бытия.

        • Анонимно
          14.03.2018 17:51

          Какие вопросы бытия! Хотя бы по своему профилю работали бы честно - и этого было бы достаточно!

    • Анонимно
      15.03.2018 10:10

      Обсуждение темы "Музыкального театра..." ( в комментариях) наводит на мысль о самоустранении и некомпетентной позиции республиканских должностных лиц в вопросах культуры, - как таковой. И не больше и не меньше.
      Видимо, не последнюю роль играют конъюнктурные соображения, так сказать, вопросы "личного благополучия".



  • Анонимно
    14.03.2018 09:13

    Москва схавала фабрику музыкальных инструментов?
    Был сегмент экономики и сплыл))

    • Анонимно
      15.03.2018 20:05

      В Ижевске тоже закрылась в конце 90-х. Была фабрика художественных товаров, делали пианино и гитары в том числе. По всей России так.

      • Анонимно
        16.03.2018 05:14

        Не аргумент в пользу Стана Татар, но показатель того, что на местах не те люди рулят -конформисты, не знающие экономики и законов развития.

  • Когда был уволен Салих Сайдашев и ликвидирована татарская музыкальная драма - это была большая ошибка татарской культуры!
    В старом Камаловском театре оркестровая стала пустовать. Нет ее и в новом Камаловском театре.
    Нужно возродить оркестровую яму в Тинчуринском театре.

  • Анонимно
    14.03.2018 09:35

    Во первых, на каком языке вёлся диалог? Если на татарском, то молодцы. Если на русском, то научитесь сперва разговаривать на родном языке. Во вторых, если татары хотят остаться татарами, то нужно восстанавливать всё своё татарское. Начать нужно с языка. Почему на улицах до сих пор нет вывесок на татарском языке. Толерантность может погубить татарский народ.

    • Анонимно
      14.03.2018 11:42

      Уже погубила. Татарский пропал полностью с улиц Казани. Нарушается Конституция Татарстана и закон РТ "О государственных языках". Чтобы восстановить правопорядок по соблюдению языкового законодательства Татарстана требуется создание Комитета по надзору за соблюдением языкового законодательства. Чтобы не только вывески были на татарском, но и меню в кафе и ресторанах, ценники и прочее. Живем в русскоязычной среде, поэтому и теряется язык. Все просто. Его намеренно делают невостребованным

      • Анонимно
        14.03.2018 20:56

        Закон регламентирует лишь наличие вывесок на татарском языке у государственных заведений.
        А частный бизнес сам определят - на каком языке ему лучше делать вывеску.

  • Анонимно
    14.03.2018 09:41

    Золотая Орда распалась из за распространения чумы, никто ее не завоевывал. Нечего было завоевывать, кроме распрей, набегов и запретов русским купцам торговать. Побросали все и ринулись в Москву.

    • Анонимно
      14.03.2018 11:43

      Бред Сивой кобылы. Прямо-таки все просились в Москву)))

      • Анонимно
        14.03.2018 12:14

        в 14 веке стали суннитами, в 16 веке соглашение подписали и перебрались в Москву

    • Анонимно
      14.03.2018 12:41

      9.41. Вы о чём, вдруг? Как связаны состояние соврем. татарск. музыки и распад З.Орды?

  • Анонимно
    14.03.2018 09:43

    Много ума не надо, чтобы формировать расходную часть бюджета. Как финансы аккумулировать собираются? Сначала заработать нужно.

  • Анонимно
    14.03.2018 09:44

    Надо организовать, два условно татарских садика для детей, почему условно? Садик татарский, а детям там кроме базового татарского, дают английский, китайский.

  • Анонимно
    14.03.2018 09:54

    Кто мешает ставить татарские музыкальные спектакли в Театре оперы и балета? Для чего он тогда вообще? Только Шаляпинский и Нуриевский фестивали проводить, если обе труппы часто на гастроли уезжают?

    • Анонимно
      14.03.2018 20:00

      Вот не всяких музыкальных деятелей можно пускать в оперный... не все музыкальные "радости" эта сцена выдержит. Пусть уж лучше клуб-сарай свой откроют, и там развлекаются, и музицируют, и спектакли творят.

    • Анонимно
      15.03.2018 08:50

      Ещё эстрадный фестиваль "Узгереш жиле" - подготовка к нему идёт по полгода... Хотя вся эстрада относится к Филармонии...

  • Анонимно
    14.03.2018 09:59

    Мне как татарину, надоели эти скрипки и виолончели. Я хочу слушать кураи и кубызы. Я хочу слушать ветер бескрайних степей.

    • Анонимно
      15.03.2018 08:52

      Неужели? Нам тут некоторые доказывают, что опера, балет и фигурное катание - любимейшие занятия кочевников, начиная со времен Золотой Орды.

      • Анонимно
        15.03.2018 09:19

        Намного раньше)))еще со времен кочевой жизни в Приазовье.

      • Анонимно
        15.03.2018 11:01

        для 08.52
        //Неужели? Нам тут некоторые доказывают, что опера, балет и фигурное катание - любимейшие занятия кочевников, ...//
        Это был, наверное, Рудольф Нуриев!
        И он не доказывал, а показывал и, так сказать,
        приобщал твоих родителей к высокому искусству,
        но, только, - не тебя! Фома

        • Анонимно
          15.03.2018 13:03

          Повторюсь - "НАМ ТУТ некоторые доказывают..."

          Кто помнит Нуриева на страницах БО?

          • Анонимно
            15.03.2018 17:24

            для 13.03
            У вас "аргументы", какие-то, детские и
            подобные: "В огороде бузина, а в Киеве - дядька". Фома

            • Анонимно
              15.03.2018 20:37

              Это у вас бузина в Киевом.

              Вы с чего вспомнили Нуриева?

              Когда Нуриев приобщал моих родителей к высокому искусству? Почему меня не приобщал?

              Где тут логика вообще? Налицо полное отсутствие логики и мужской, и женской.

              Зато Фома захотел и вставил свои пять копеек ни о чем...

              • Анонимно
                15.03.2018 23:19

                //Когда Нуриев приобщал моих родителей к высокому искусству? Почему меня не приобщал? //
                Дык, бесполезно же было, да и время подтвердило,
                что интеллект - это божий дар, и он не у
                каждого присутствует.

    • Анонимно
      15.03.2018 13:28

      Так, Вам - в степь надо...

  • Анонимно
    14.03.2018 10:06

    Полностью согласен - нужен в Казани музыкальный театр

    • Анонимно
      14.03.2018 12:37

      Да есть в Казани театр. Он просто должен нормально ( как в Перми или Екатеринбурге) работать. Для тех, у кого национальная обувь ичиги, а не кломпы (голландские деревянные башмаки).

      • Анонимно
        14.03.2018 13:51

        Посмотрите ,кто собрался решить вопрос с татарской музыкой?Те кто предал татарский язык,кто даже палец об палец не ударил в защиту нашего языка.Валеев ,это кто ,какое он имеет моральное право говорить от имени татар.Валеев ,Мухаметзянов,Сибгатуллин уйдите вообще с поля зрения,мы же знаем вас по вашим действиям.

        • Анонимно
          14.03.2018 15:14

          Валеева, не приплетайте. Он не голосовал за уничтожение обязательного татарского языка на том позорном заседании.

        • Анонимно
          14.03.2018 23:43

          Не трогайте Разиля Валеева, единственного депутата в Госсовете, активно ратующего за сохранение и развитие национальных культур,татарского языка и искусства. Он очень подготовленный, эрудированный человек и опытный депутат,окончил КГУ и Московский литературный институт имени М.Горького,кандидат наук,хорошо знаком с творчеством наших композиторов, писателей, репертуаром казанских и московских театров.
          Кстати,он не голосовал за необязательное изучение родных языков,об этом уже здесь неоднократно писали.

          • Анонимно
            15.03.2018 03:21

            Если бы Разил Валиев не был конформист, он бы не просидел непрерывно 30 лет в депутатах. Он всем удобен, не ляжет на амбразуру, а время для этого давно настало. Г-н Валиев возглавляет так же и Татарский ПЕН-центр, который входит во Всемирный ПЕН-клуб , авторитетную международную писательскую организацию. Эта организация еще во времена СССР выступала с активной критикой советского тоталитарного режима, зажима свободы слова и репрессий в отношении инакомыслящих деятелей культуры. Защищала она и национальных писателей Украины, Грузии, Литвы и др. И сегодня Татарский ПЕН-центр мог бы поднимать вопросы защиты татарского языка и национальной культуры на международной арене. Но от трусливых конформистов трудно такого ожидать. Рожденные ползать, летать не могут.

            • Анонимно
              15.03.2018 09:45

              В госсовете остался единственный депутат Разиль Валеев,выступ ающий в защиту национальной культуры и образования. Кажется,некоторым хочется оставить парламент совсем без национальной окраски. Это,по-моему, организованная акция.

              • Анонимно
                15.03.2018 13:49

                Получается по вашей логике, что национальные депутаты должны присутствовать парламенте только для декорации. А времена настали такие, что надо ложиться на амбразуру. Речь идет об этно-культурном выживании татарской нации.

                • Анонимно
                  15.03.2018 16:18

                  А вы сами сами с какой стороны амбразуры находитесь? Или уже закрыли своей широкой грудью эту амбразуру? Или только других агитируете?

                  • Анонимно
                    16.03.2018 01:33

                    \\Или уже закрыли своей широкой грудью эту амбразуру? Или только других агитируете?\\ - У меня грудь неширокая, всего-то 48 размера, но я готов лечь на амбразуру. Пусть, Татарский ПЕН-центр делегирует меня на очередной конгресс Международного ПЕН-клуба этого 2018 года. Я подготовлю доклад о политике культурного империализма в отношении национальных меньшинств нашей страны. Для Международного ПЕНа это актуально. Вот темы на вскидку, поднимаемые на официальном сайте Международного ПЕН-клуба: "Писатели под угрозой"; "В центре внимания Турция" (а могла быть и Россия!); "Освободите слово!", "ПЕН на карте мира" и др. Если официальные функционеры Татарского ПЕНа боятся брать ответственность на себя и будут выдавать свою игру в бирюльки за имитацию бурной деятельности, то я готов поднимать проблемы татарского народа на международной арене.
                    Т.Б.

            • Анонимно
              15.03.2018 16:26

              Недавно вышла книга тридцати татарских писателей на трех языках: на татарском,русском и английском. Татарский ПЭН центр ежегодоно издает лучшие образцы татарской литературы на разных языках мира и распространяет их по всему свету. Кроме этого по инициативе Татарского ПЭН центра Международная писательская организация ПЭН клуб неоднократно обращалась руководству России в защиту татарского языка и т.д.

              • Анонимно
                15.03.2018 19:29

                Не надо обращаться, а надо разоблачать притеснения национальных языков и культур

                • Анонимно
                  15.03.2018 20:38

                  Пока будешь "... разоблачать притеснения ..." - вся твоя жизнь пройдет...

                  • Анонимно
                    16.03.2018 01:52

                    Ваши беззубые, слезливые обращения не вызвали никакой реакции в российских верхах. Некоторые деятели, вроде г-на Кириенки, давали и вовсе издевательские комментарии. Нужно уж совсем не уважать себя, чтобы писать такие посты, дескать, жизнь пройдет, пока будешь бороться. Она так и так пройдет, но трусливое отсиживание в своей норе - позорно и недостойно уважающего себя человека.
                    Т.Б.

                    • Анонимно
                      16.03.2018 12:58

                      Т. Б. А ваши "очень зубастые" воззвания о выборах очень даже помогают сохранению и равитию языков татарского народа?! Нам известно,автором текста выступлений вашего шефа этой организации и другие подобные призывы пишутся вашим патроиточноталантливымпером.
                      Мы поняли,что вам хочется в зарубежную командировку. А почему не обращаетесь к своему непосредственному шефу. У этой организации вся деятельность связана защитой татарской культуры, и ваши коллеги постоянно выезжают в командировки в разные страны. А почему к вам такое пренебрежительное отношение там,где вы числитесь и зарплату получаете?

                      • Анонимно
                        16.03.2018 13:39

                        Господа хорошие, я согласен, что моя персона плохая, ужасная, никудышная, в сравнении с великим народным поэтом и выдающимся депутатом. Но зачем же переводить разговор от сути дела (поднимать проблемы ущемления татарского языка, национального образования и культуры на международной арене) на обличение моих ужасных качеств? Вы ответьте, пожалуйста, надо ли поднимать татарские проблемы на международной арене?

                        • Анонимно
                          16.03.2018 18:05

                          А почему не выезжаете и не выступаете через Конгресс татар?

                    • Анонимно
                      16.03.2018 13:15

                      "Татар татарның башын ашар" дигән сүз дөрес икән! Монда Т.Б. кебек берничә урыслашкан татар коткы таратып,татарның күренекле шәхесләрен пычратырга маташалар.
                      Без Т.Б.ның да хәлен аңлыйбыз, үзенең булдыксызлыгы,
                      мескенлеге һәм куркаклыгы аркасында ул чын иҗатчылар арасына керә алмады,соңгы10-15 елда кулга тотарлык,күңелгә үтәрлек бер әсәре дә дөнья күрмәде. Үзе һаман "мине басмыйлар",дип акланырга тырыша. Нишләп басмасыннар, әнә, Ф.Сафиуллинның, И.Таһировның, Р.Әхмәтовның һәм башкаларның кыю фикерле язмаларын басалар бит. "Плохому танцору штаны мешают", диләр бит урыслар. Хәзер инде ул үч итеп башка талантлы һәм уңышлы шәхесләрне дә үз чокырына,үз чүплегенә тартып төшермәкче була. Кара көнчел һәм мескен бәндәләр шулай була торгандыр инде.

                      • Анонимно
                        16.03.2018 13:46

                        Абзый, мин килешәм үземнең бик яман, көнчел, мескен бәндә булуым белән. Әмма бер сорауга зинһар җавап бир инде, татар халкының, аның теленең, мәгарифенең бүгенге кыерсытылуын халыкара мәйданга чыгарырга кирәкме юкмы?
                        Т.Б.

                • Анонимно
                  15.03.2018 21:36

                  Вот и вам нашлось поле деятельности. Желаем успехов в разоблачении...

                  • Анонимно
                    16.03.2018 02:14

                    Когда человеку за 70 лет, жизнь и так уже прошла по сути. Почему бы видному общественному и политическому деятелю, народному поэту Татарстана не совершить подвиг во имя родного народа? Слабо?

          • Анонимно
            15.03.2018 06:49

            Прежде всего это ....беспринципный депутат-он как-то еще при Т Миннуллине.....проявлял активность-сейчас в основном что\приказывает\Власть и только и делает

            • Анонимно
              15.03.2018 13:29

              В том-то и дело, что на него набрасываются некоторые злопыхатели из-за его принципиальной позиции в вопросах защиты национальной идентичности, из- за его популярности в народе.
              Например, для меня он прекрасный поэт, автор нескольких сотен популярнейших в народе песен,вошедших в золотой фонд татарского песеннего искусства, многоопытный,подготовленный, креативный и очень грамотный депутат.

              • Анонимно
                15.03.2018 13:52

                И что полезного сделал этот "грамотный" депутат? Не об этом ли идет речь в статье БО, что за последние 30 лет (срок его депутатства, между прочим), национальная культура татар сильно деградировала.

                • Анонимно
                  15.03.2018 16:05

                  Национальные культуры деградировали во всей России. По вашему в этом тоже Валеев виноват?
                  Кажется,вы не видете дальше своего носа.

                  • Анонимно
                    16.03.2018 01:57

                    Почему же, вот в соседней республике Национальный симфонический оркестр Республики Башкортостан регулярно играет музыку башкирских композиторов. Театр оперы и балета в Уфе также регулярно ставит национальные постановки . Спутниковый канал БСТ регулярно показывает концерты академической и джазовой музыки. В Татарстане ничего похожего и близко нет.

                    • Анонимно
                      16.03.2018 10:58

                      Потому что в Башкирии работают для своего народа, а не занимаются показухой на всю страну!

          • Анонимно
            15.03.2018 08:56

            Для 23:43

            Дык, вроде при голосовании НИКТО не был ПРОТИВ.

            Если Валеев просто НЕ голосовал, это НЕ значит, что он ЗА! Просто аркадаш Валеев отсиделся в кустах. Это его заслуга?

        • Анонимно
          15.03.2018 07:58

          Во-первых,Р.Валеев здесь не выступает от имени народа,а в защиту народа,его культуры,языка и искусства. А это большая разница.
          Во-вторых,он является народным поэтом Татарстана,народным депутатом РТ. И поэтому в отличие от некоторых имеет полное право выступать и от имени народа.

  • Анонимно
    14.03.2018 10:33

    Беда в том, что депутаты мало что понимают в культуре и мало ею интересуются. У большинства из них обывательский уровень представления о ней. Поэтому и возникают такие странные идеи как с еще одним музыкальным театром. Конечно, чем больше театров, тем лучше. И конечно, не дело, когда в оперном "Узгереш" проводится. Ну надо же понимать разницу форматов ответственным за это людям!
    Но сейчас, как видится, вопрос о музыкальном театре, который проталкивает Ринат Харис и другие депутаты из культурного цеха, прежде всего возник из-за конфликта с руководством оперного театра, которое игнорирует местных творцов. Построят театр и там засядут такие же хозяйчики, как уважаемый Рауфаль Сабирович.
    Единственное здравое мнение высказал Айдар Файзрахманов, известный своей порядочностью, - надо в целом менять ситуацию и отношение к музыкальному образованию. Вернуть классиков и современных на государственное ТВ и радио - они же на бюджет в конце концов существуют и обязаны действовать в рамках государственных интересов республики. Давать детям музыкальное образование нормальное. Сегодня даже в музыкальных школах эстрадный вокал рулит. С мозгами надо работать в первую очередь и мозгами, а не только сметами. Набирать грамотных специалистов в театральном менеджменте, больше работать с экспертами. Впрочем, скорее всего, побалаболят, ремонт в музучилище сделают и дальше снова "Узгерешами" будут заниматься на радость Рауфалевой команде.

  • Анонимно
    14.03.2018 10:34

    Татары в погоне за деньгами, забыли свою национальную идентичность. Обернулись, а позади пустота. А душа ещё не совсем умерла. Душа требует пищи. А пища - это татарская культура. Язык, театры, музыка, поэзия .....

  • Fandas Safiullin
    14.03.2018 10:45

    Гөлназ ханым! Огромное спасибо за Вашу статью!
    Не знаю, имею ли я право привести вместо комментария часть Вашей статьи, не могу удержаться от пространного цитирования Вас — для тех, кто не очень внмательно её прочел:
    «Так, профессор консерватории и оперная прима Зиля Сунгатуллина ... обратила внимание гостей на то, что выпускники консерватории зачастую остаются невостребованными руководством Татарского оперного театра, в то время как другие театры буквально выстраиваются в очередь за выпускниками. «Вот Сервер Кадиров – настоящий бас, — представила она своего студента. — Его уже приглашают во все театры – и Новосибирск, и Владивосток, и даже Большой театр. Поэтому, вам, депутаты, задание – найти любые пути для того, чтобы самые лучшие кадры оставлять у себя. Хорошие кадры не должны уезжать от нас!»
    Сунгатуллина рассказала, что каждый год в Санкт-Петербурге проходит смотр вокалистов из 17 консерваторий, на который она везет 4-5 своих студентов. «Каждый год везу и продаю. Воспитанных нами учеников продам, а душа болит, потому что мы их учим, воспитываем, а они рассыпаются по всей России, даже за рубеж разъезжаются. Востребованы. В год берем всего 8 человек. У нас учатся самые-самые!» (Конец цитаты).
    Это же постыдный диагноз и позорящий республику приговор тем, кому дозволено и тем, кто попустительствует удушению татарской музыкальной культуры и высокопрофессионального музыкального искусства!

    • М.К.
      14.03.2018 12:29

      Да там половина, если не 3/4 это проржавевшие, вот и результат.
      Что Вы хотите от проржавевших?

      =====================
      Кстати, Вы так и не ответили мне в прошлый раз, почему именно в Казани так много проржавевших?
      Я в Москве их столько не вижу.

      • Fandas Safiullin
        14.03.2018 20:14

        Представьтесь - отвечу.

        • М.К.
          14.03.2018 23:46

          Вообще-то, я зарегистрирован

          • Fandas Safiullin
            15.03.2018 11:10

            А что мешает представиться?

            • М.К.
              15.03.2018 18:02

              Представляюсь:
              Мансур Каримов

              • Анонимно
                15.03.2018 20:38

                Мне ваше имя ни о чем не говорит. Представляйтесь дальше!

              • Fandas Safiullin
                15.03.2018 22:43

                «Вы так и не ответили мне в прошлый раз, почему именно в Казани так много проржавевших?»

                Мансур!
                А что это означает «проржавевший»? Кого (имею в виду не имена) и по какому признаку Вы относите к такой категории?
                Ни в литературной, ни в блатной речи я про такой «диагноз» не слыхал.
                Если имеете ввиду засидевшихся при должностях, то я не вижу на них никаких признаков коррозии. Наоборот, они лоснятся как гладко обтертые.
                А если их в Казани, как Вы пишете, много, то это, наверное, оттого, что средняя продолжительность жизни по всей стране растет из года в год. Сам Путин это подтвердил.
                Раз растет продолжительность жизни то, соответсвенно, растет и продолжительность срока занимаемой должности. Простая арифметика!

    • Анонимно
      14.03.2018 20:04

      В смысле, нужно хуже учить, чтобы не брали наших выпускников в другие театры? Тогда да, все здесь останутся. В противном случае, примут оптимальное предложение и да, уедут, скорее всего, т.к. в Казани ловить им нечего...

  • Fandas Safiullin
    14.03.2018 10:46

    «Рашит Калимуллин ... посетовал на то, на радио совершенно не звучат произведения классиков: «Не звучит ни Яхин, ни Загит Хабибуллин, ни Ключарев. Эта работа прекратилась, эти произведения забыты».
    Да, Рашит, горькая правда в Ваших словах.
    Но ведь не для того, чтобы звучали произведения классиков была уничтожена 10 февраля 2005 года Государственная телевизионная и радиовещательная компания «Татарстан»(ГТРК). Вместо неё была открыта «зеленая улица» коммерческим т/в и радио, которым классика и, вообще, истинная культура малодоходна и потому не нужна.

    • Анонимно
      14.03.2018 11:46

      Вы бы лучше обеспечили соблюдении Конституции РТ и ЗАкона РТ "О государственных языках", согласно которым татарский язык как государственный должен преподаваться обязательно в государственных общеобразовательных организациях. Всё сдали.... Законы нарушены...

      • Анонимно
        14.03.2018 13:58

        Закон о ГосЯзыках не соблюдаеся из-за проржавевших и ГосСовете,и в исполкоме Казани.Они проржавели насквозь ,вот результат.Одно бабло на уме.

    • Анонимно
      14.03.2018 22:37

      А что сделал председатель союза композиторов РТ Рашит Фагимович,чтобы прозвучали произведения наших соотечественников композиторов по радио и ТНВ? Он старается везде сунуть своих близких и свои произведения. Союз вообще как похоронное бюро. Нужна свежая кровь, молодые кадры должны возглавить,а не персональные пенсионеры союзного значения.

  • Анонимно
    14.03.2018 11:06

    Можно построить ещё не один театр, а десять...

    Хотя более острым является вопрос об эффективном использовании имеющейся сцены театра Джалиля.

    Малое количество спектаклей, частые и длительные гастроли артистов театра, заезжие гастролеры и эстрадные фестивали в ущерб основной тематике театра ОПЕРЫ и БАЛЕТА - давно пора навести порядок в собственном доме искусств!

    • Анонимно
      14.03.2018 11:52

      Кто мешает? Где оперы и балеты? Или у вас Эльмира Калимуллина стала певицей и специалистом по музыкалным театрам? Каждый сверчок должен знать свой шесток, тогда и будут успехи. Собираться на собрания и шуметь может каждый болтун. Пусть Калимуллина соберет коллектив будущего музыкального театра, возьмут площадку в аренду для начала. Покажут себя. Говорят так- поддерживают того, кто твердо стоит. Тогда и можно о своем театре говорить или об оперном им Джалиля. А пока это завистливая болтовня!

      • Это Сайдашев и Яхин должны вам доказать свое право на присутствие в репертуаре оперного театра? Вы как лично будете прослушиванием заниматься или отправить записи по почте?

    • Анонимно
      14.03.2018 11:58

      Я постоянный зритель оперного театра. И не только в дни фестивалей хожу. Ни одного участника комитета данного я не видел в театре ни разу. Как можно судить о том, чего соасем не знаешь? Фандас Сафиуллин тот еще " революционер" постоянно комментирует эту тему. Сходите уважаемый в театр, и не раз, а хотя бы в течение года. Тогда можете хоть что то говорить. Уважаемая Ратникова и вам не мешает в театр ходить иногда. Вам и билеты в Госсовет дают.

      • Когда читаю сообщения от "постоянных зрителей оперного театра", то сразу вспоминаю пакетики из-под чипсов под красивыми бархатными креслами по окончании действа в театре им. Джалиля.

  • Анонимно
    14.03.2018 11:10

    Гильмутдинов-ТЫ лучше курирующею газету\Татарстан Эшьляре\подними-раньше ее выписывали-до 100 тысяч экз-сейчас она настолько упала -что до тягивает до 8 тысяч экз.....а уж потом и говори о МУЗЫКЕ.......о Классике-о вечной любви.....

    • Анонимно
      14.03.2018 16:24

      Тираж газеты Т Я был 270 тыс. А час 7 тыс. Не Гильметдинов а Шарафиев довел до такого уровня . Татары мы сами себя уничтожаем. Мы не а народе о нации , а о себя только думаем . Эгоисты

      • Анонимно
        15.03.2018 05:55

        Хотя бы покойного Исмагила Шарафеева не трогайте. Учредителем Тат яшьлэре наряду с коллективом редакции является совет молодежных организации, возглаляемый Гилмутдиновым вот уже .... лет. Что дает учредитель газете - деньги или идеи - неизвестно. Но на волю не отпускает он. Наверное газета последует за редатором. Вот туда учредитель отпустит.

  • Отли4ник
    14.03.2018 11:25

    В сериале "Next" (Следующий) как было сказано "Грошовые проекты никому не интересны, на них воровать нечего". Понятно, что татарская музыкальная культура сейчас в откровенной стагнации, а претензии к оперному театру по поводу отсутствия местных артистов -- более чем обоснованны. Но мне кажется, что решать эту проблему созданием еще одного театра -- это как на зулусов воевать с атомной бомбой идти. Площадка сейчас есть - это оперный театр, если его труппа выступает так мало и "чешет"по европам, то нужно, чтобы в остальное время тестр не пустовал, а шли спектакли и концерты местный артистов. но,боюсь, нынешнее руководство театра на это не пойдет...

  • М.К.
    14.03.2018 11:40

    Теперь, после запрета татарского языка наши друзья будут добиваться запрета татарской музыки.
    Полагаю, проржавевшие их в этом поддержат.

  • Анонимно
    14.03.2018 12:06

    Уже тяжело читать вот такие публикации. Тут видно что кого то волнует проблема татарского языка, татарской культуры, время от времени они поднимают этот вопрос... но в пустую. Дальше то что? Такое ощущение, что татарской культурой у нас занимаются одни деревянные человечки. Сорвана духовная преемственность. Нет духовного потенциала. Возможно еще есть люди, которые смогли бы дать некий толчок, но их не допускают к делу. Ладно еще держатся татарские театры и татарская эстрада в каком то мере, пока Салават поет. Может уже и не стоит взбудоражить дух татарского народа? Возможно порог уже пройден? Зачем жить самообманом, надеяться то не на кого. Может лучше переждать когда появятся новые ростки? Это в том случае когда у кого то хватит смелости открывать первую татарскую школу, ту которого не хватает для нации как воздух.

  • Анонимно
    14.03.2018 12:30

    Очень странно, что на этом заседании отсутствовал министр культуры. Возможно, главное лицо просто не знает как обстоят дела, к примеру, с нашим оперным театром. Это же дожить надо до "мы в месяц исполняли по 15 больших партий, а сейчас и за весь год 15-ти не наберется".
    Или все-таки:
    " Всё хорошо, прекрасная маркиза,
    Всё хорошо, как никогда!"



  • Анонимно
    14.03.2018 12:43

    Мусульманам театр не нужен, и это еще мягко сказано, а музыка полагается только для проставления Аллаха.

  • Анонимно
    14.03.2018 12:44

    Татарлар алга!

  • Анонимно
    14.03.2018 12:46

    Р.Вәлиев тел мәсьәләсен тирән кичерә, башка юнәлешләрдә дә эшне көчәйтергә тырыша.
    Уңышлар, Разил Исмәгыйлевич!

  • Анонимно
    14.03.2018 12:54

    Вот на Универсиаду пришла директива: пишите, композиторы. И никто ничего не написал. Ташкалова Роза Касимовна написала песню (слова и музыку)про казанскую Универсиаду, оплатила аранжировку и запись песни, испонителя, пела Азалия,т. е. песня была полностю готова (одна из песен Ташкаловой -"Россия", которую испоняет Дина Гарипова,"Я не была в то утро у Рейхстага",в интернете можно послушать,песня "Казань" исполнитель- Алина Шарибжанова и Рамил Миндияр), предложила ее на конкурс, куда только не ходила, но все безрезультатно... Хотя,все,кто слышал эту песню, спрашивали, почему ее не сделали гимном Универсиады?

  • Анонимно
    14.03.2018 13:10

    Айрат, а вам давно пора уже на дуэль вызвать директора оперного театра. Вы свою личную ненависть постоянно выносите на стр БО. Даже комменты сами пишете. И все из за той истории с билетами. Очень в хорошем свете себя выставляете.

    • У меня нет никакой личной ненависти к директору оперного театра. Есть боль за то, что происходит с главным театром республики. А еще корыстный интерес театрального зрителя, который хочет видеть в родном городе хорошие спектакли, а не ехать за подобными в Москву, Питер или Ебург.

      Но вы можете верить во все, что угодно. В мифическую "ту историю с билетами" или во что-то еще. Наверняка есть люди, которые до сих пор считают, что мир стоит на трех слонах или четырех китах. Чем вы хуже.

  • Анонимно
    14.03.2018 13:29

    Уважаемые депутаты и руководители культуры! Восстановите истинно народную программу "Тартип", тогда еще можно будет поверить что, что-то делается, а так всё общие слова.

  • Анонимно
    14.03.2018 13:43

    Для музыкального театра необходимо ,чтобы исполнители имели такой редкий дар,МОН,а у тех кто на сегодняшний день считает себя "артистом", такого дара нет.они шевелят губами под фонограмму.и вообще, уже около двадцати лет Татарский народ практически потерял народную культуру:исполнителей песенного жанра и т д.народ утративший культуру и национальную кухню можно считать утративший нацию .А их у нас вытеснили не профессиональные певицы и второго восточная кухня.ОЧЕНЬ ЖАЛЬ!!!!

  • Анонимно
    14.03.2018 13:44

    При Валеевой З.Р. на экспертном Совете закупали музыкальных произведений на 6,0 млн. рублей в 2 раза в год.

  • Анонимно
    14.03.2018 14:12

    Айрат ,это Мухаметзянов пишет вам.Айрат,все татары за вас,а не за этих проржавевших.

  • Анонимно
    14.03.2018 14:46

    Нет. Не Музаметзянов. Это пишет человек далекий от профессиональной музыки. Я ландшафтный дизайнер, но очень люблю ходить на концерты повсюду, в театры, в том числе и оперный. Быааю и за рубежом в театрах . Сам я тоже татарин. Мне очень нравится как пишет Айрат. Но по оперному театру просвечивает личностное. Причем, видя, что статья не создает ожидаемого резонанса, Айрат начинает впрыскивать свои комментарии. Но ничего не получается и это выглядит убого и нелепо. Все превращается в обычные желтогазетные дрязги. А БО все таки солидное издание.

    • Вот такие комментарии к сожалению уводят от сути серьезных проблем, о которых пишет, в том числе, и БО.

      • Анонимно
        14.03.2018 16:48

        Айрат, не комментарии уводят от сути серьезных проблем, а сами «серьезные» проблемы. Во вчерашней статье о строительстве нового госпиталя уже 1000 комментариев - вот что интересует жителей города. А проблемы в театрах так и останутся уделом немногочисленной прослойки населения. Притом проблема стара как мир, это конфликт отцов и детей. Даже вчитываться в статьи по этой тематике не хочется, так как это пересказывание одних и тех же аргументов.
        Злобный анонимщик

    • Анонимно
      14.03.2018 15:53

      вообще-то автор статьи - не Айрат)

  • Анонимно
    14.03.2018 15:21

    столько наплодили "талантов",что не знают чем прокормить.

  • Анонимно
    14.03.2018 15:41

    Когда татарский театр оперы и балета станет вновь по настоящему татарским? Одна заезжанная халтура и ширпотреб, который можно посмотреть в любом заштатном оперном театре России. Где свое родное, где национальная изюминка? Шабашники изгадили и извратили всю татарскую культуру.

  • Анонимно
    14.03.2018 16:17

    Обсудили, похлопали и разбежались! Как было, так и останется...Про это театр оперы и балета сколько писали и ругали. И ничего!

  • Анонимно
    14.03.2018 16:37

    Мы с мужем давно хотим побывать на концерте татарского фольклорного ансамбля РТ по руководством А. Файзрахманова. Но, как оказалось, в Казани его ансамбль не дает концерты. Получается, чтобы увидеть концерт татарского ансамбля, надо ехать в ОАЭ?

  • Анонимно
    14.03.2018 16:39

    C начала Вы татарским языком займитесь!

  • Анонимно
    14.03.2018 16:43

    Вот ответ на все вопросы!
    Вчера в БКЗ им.С.Сайдашева был гала-концерт международного фестиваля исполнителей на народных инструментах имени В.П.Плетнева, на котором была исполнена мировая премьера Михаила Плетнева "Татарская рапсодия" симфоническим оркестром консерватории под управлением автора.
    В зале не было ни одного чиновника и ни одного депутата.
    О чем же они могут рассуждать на своих сходках?!!!
    Сергей Майоров

  • Анонимно
    14.03.2018 18:07

    Пусть поставят несколько татарских музыкальных спектаклей в Театре оперы и балета. Если на них будет аншлаг, тогда имеет смысл строить специальное здание. А то будет как с Иннополисом и Смарт-Сити, построят, деньги вбухают, а дальше думают, а чем заполнить?

    • Анонимно
      15.03.2018 09:14

      Татарские музыкальные спектакли уже есть в репертуаре театра. А про аншлаги на ЭТИ спектакли спросите у "главного по тарелочкам" господина Ларионова. Интересно, что он скажет? Правду? Или что?

  • Анонимно
    14.03.2018 22:33

    Сладковского надо в оперный театр, он быстро порядок наведет!
    Сергей Емельянов.

    • Анонимно
      15.03.2018 09:19

      Руки прочь от Сладковского! Маэстро Сладковский, как никто другой, находится на своем месте!

      Или вы хотите, чтобы не стало нашего симфонического оркестра? Если в театре оперы и балета артисты и споют, и станцуют БЕЗ своей нынешней дирекции, то в симфоническом оркестре без нынешнего дирижера наступит крах!

  • Анонимно
    14.03.2018 23:10

    Муз. театр есть, господа : ул Пушкина ТГТОиБ им. Джалиля!
    Просто нужно грамотно поменять господина М.Р.

    • Анонимно
      15.03.2018 00:04

      Для третьей столицы маловато иметь только оперно-балетный, надо ещё и музыкальный или хотя бы здание специально для исполнения музыки построенное и с оркестровой ямой и хорошей акустикой. Желательно зал удобный для слушателей - без колонн перед носом как в Пирамиде.

      • Анонимно
        15.03.2018 09:07

        Есть опасения, что - вируальный пока - новый зал с оркестровой ямой оккупируют представители всё той же заезжей эстрады. Цены будут космическими - зал-то будет новый, с качественной акустикой.

        А оркестровая яма эстрадникам не к чему - их оркестры предпочитают сидеть на сцене.

    • М.К.
      15.03.2018 00:09

      Не только в нём дело.
      Вы посмотрите, сколько там проржавевших, а он только один из них.

  • Анонимно
    14.03.2018 23:34

    Для возрождения национальной культуры необходимо национальное образование. Закрытие педагогического института, в том числе замечательного музыкального факультета, ориентированного прежде всего на выпускников сельских районов и малых городов республики, - было большой ошибкой. Выпускниками музыкального факультета в свое время были и замечательный Айдар Файзрахманов, и М.Галеев и многие др. носители татарской национальной музыкальной культуры.

  • Анонимно
    15.03.2018 09:33

    Роду человеческому давно пора бороздить просторы космоса. А эти все время бредят архаикой и вчерашним снегом.

  • Анонимно
    15.03.2018 14:35

    Как выясняется, без культуры в стране просторы космоса тоже особо бороздиться не хотят.

  • Анонимно
    15.03.2018 16:39

    Консерватория когда в последний раз оперу ставила на сцене БКЗ? Не муз.комедию, а классическую оперу. Или не вытягивают "продаваемые" в Большой театр студенты? Может, в этом причина, почему Татарский оперный в них незаинтересован?

  • Анонимно
    15.03.2018 20:16

    Фольклорный ансамбль п/р А. Файзрахманова очень колоритный. У меня про него книга есть 2013 года, невероятно красивая, красочная, залюбуешься. А самое ценное - в ней есть СЛОВА и НОТЫ татарских народных песен! И песен много: и народные, и авторские.

  • Анонимно
    15.03.2018 20:21

    Простите не профессионалу, далекому от музыки, наивный вопрос:

    А что, сейчас композиторы разве не оркеструют свою музыку?
    Тогда что они пишут?
    В чем заключается их так называемое творчество?

    Благодарю, если кто ответит.

    • Анонимно
      16.03.2018 02:03

      Да, многие композиторы не умеют оркестровать свою музыку, за них это делают другие. Например, у нас есть композитор, ныне живущая в США, он известна своей симфонией "Чингиз-хан". Произведение ей оркестровал ее наставник, поскольку сама она не состоянии это делать, несмотря на консерваторское образование.

      • Анонимно
        16.03.2018 10:04

        Это очень странно. Тогда они что, просто мелодию записывают нотами, что ли?

        Опа! В моем представлении композитор - человек, который составляет цельную композицию из звучания разных инструментов оркестра. Как Чайковский, Бетховен, и прочие.

        Тогда понятно с современной музыкой и современными композиторами. Они просто не умеют оркестровать.

        Не слышат музыкальных откровений и озарений, а оркестровать вообще не могут. Ясно.

  • Анонимно
    15.03.2018 20:28

    Китаец молодец, понравилось его исполнение.

  • Анонимно
    16.03.2018 09:38

    Пока все спорят о татарской музыке, никто не заметил, как в статье цитируются слова известного человека-"даже у башкир есть...". И кто тут националисты? Вы же сами братскую нацию не уважаете. Бо, не пропустишь коммент как обычно, но хоть задумайтесь

    • Анонимно
      16.03.2018 23:36

      \\Пока все спорят о татарской музыке, никто не заметил, как в статье цитируются слова известного человека-"даже у башкир есть..."\\ - Я пересмотрел все комментарии и ничего похожего не нашел. Приведите, пожалуйста, конкретную цитату и каким временем она датируется.

  • Анонимно
    20.03.2018 23:39

    Зачем еще один театр строить?
    Деньги что ли лишние есть, лучше бассейн построить или спорт комплекс для детей.
    Здоровье детей- святое!
    А искусство - потерпит, есть более насущные проблемы в экономике, чем создавать еще один изначально убыточный проект - новый театр.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль