Культура 
18.03.2018

Елена Денисевич: «Наш сериал не должен ранить и оскорблять чьи-то чувства»

Креативный продюсер «Золотой Орды» о перспективах второго сезона, советах Рафаэля Хакимова, отказе от версии «18+» и «сюжетных узлах»

«Да, с историческими фактами мы обращались достаточно вольно», — соглашается креативный продюсер сериала «Золотая Орда» Елена Денисевич. В интервью «БИЗНЕС Online» она рассказала, почему съемочная группа не ставила задачи реконструкции событий того времени, из-за чего в проект попало мало актеров из Татарстана, какие философские темы поднимает сериал и каково в нем соотношение плохих и хороших «ордынцев» и «русичей».

Елена Денисевич: «Каждая серия проекта «Золотая Орда» начинается с титра, говорящего о том, что персонажи и событийный ряд в фильме являются авторской фантазией»Фото предоставлено «Марс Медиа»

«ЭТО НЕ НАСПЕХ «СКОЛОЧЕННАЯ» ИСТОРИЯ»

— Елена, на этой неделе в вечерний прайм-тайм Первого канала вышел сериал «Золотая Орда». Как вы думаете, если ваш сериал будет успешным и современное поколение будет судить о тех исторических событиях по нему, это будет хорошо или плохо?

— Это будет нехорошо и неправильно. Судить об исторических событиях можно, только опираясь на достаточное количество информации, почерпнутой из достоверных, признанных научными источников. Ни одно из художественных произведений не может являться таковым. Художественное произведение — субъективный, а значит, уже не вполне достоверный источник с точки зрения истории как науки.

Фильм «Андрей Рублев» Андрея Тарковского сегодня признан классикой мирового кинематографа. Однако, созданная в 1966 году, на экраны страны картина попала лишь через 20 лет. Знаете, с какой формулировкой кинокартину положили на полку? «Исторически недостоверное произведение, пропагандирующее агрессию и насилие». Из относительно недавнего, посвященного этому периоду, — фильм «Монгол» режиссера Бодрова-старшего. Метафоричное, наполненное изысканными художественными символами жизнеутверждающее кинопроизведение. Но каждый пятый комментарий от зрителей фильма звучит приблизительно так: «Не имеет отношения к истории». То же самое касается прекрасного, с моей точки зрения, фильма «Орда» режиссера Андрея Прошкина-младшего: искушенные в вопросах истории зрители и его уличают в исторической недостоверности.

Давайте не про кино. Великий литератор Николай Карамзин написал свой труд «История государства Российского», перелопатив тонны научного, справочного и литературного материала, но и его современники обвиняли в том, что это субъективный, скорее литературный, чем научный, взгляд на историю. Несколько позже Александр Пушкин, восторгаясь именно этим произведением Карамзина и опираясь на него, создал свою реалистическую драму «Борис Годунов». Можно ли по драме Пушкина объективно судить об исторических событиях?

А если бы детям предложили изучать Библию исключительно по произведениям художников? Практически каждый из признанных гениев изобразительного искусства писал картины по библейским сюжетам. Одни и те же исторические события в их полотнах выглядели очень по-разному. Имеет ли смысл уличать авторов картин в исторической недостоверности? Таким образом, художественное произведение, в каком бы жанре и в какой бы области искусства оно ни было выполнено, по определению условно достоверно, а категория «историческая достоверность» к нему применима весьма относительно.

Еще раз касательно вашего вопроса. Я лично не боюсь за современное поколение, которое порой гораздо лучше, чем нам кажется, умеет читать: каждая серия проекта «Золотая Орда» начинается с титра, говорящего о том, что персонажи и событийный ряд в фильме являются авторской фантазией, то есть вымыслом, что по определению означает: изучать историю по этому произведению не нужно. Точка.


— И все-таки что вы будете отвечать тем, кто привычно начнет предъявлять претензии относительно того, что в «истории все было не так»? Например, половцев к концу XIII века уже не существовало как единой политической структуры, а в «Золотой Орде» они фигурируют.

— В ответ на претензии и утверждения, что в истории все было не так, могу очень доброжелательно улыбнуться и согласиться: да, в истории все было не совсем так. Мы уже обсудили, что в проекте «Золотая Орда» сюжет и персонажи вымышленные. Не было нашего великого князя Ярослава, не было и великого хана Берке. Исторические события развивались иначе. И мы не ставили перед собой задачу их реконструкции. Более того, в фильме нигде нет ссылки на то, что действие происходит в конце XIII века. С чего вы это взяли?

Категория достоверности в нашем проекте применима лишь в некоторых моментах. Мы выбрали определенный временнóй промежуток прошлого — и в нем в целом, если не во всем, драматургическая среда должна была соответствовать тому, что о ней известно нашим современникам. Например, нас подробно консультировали по быту, оружию, обычаям, костюму, ведь наши персонажи должны быть достоверны относительно друг друга и тех драматургических конфликтов, которые между ними завязаны.

— Сколько консультантов у вас было? Какую роль они играли при работе над фильмом? Вопрос не случаен, ведь в одной из статей о сериале приводятся слова режиссера Тимура Алпатова: «Выслушав третьего, я понял — хватит. Каждый вел в свое русло, каждый говорил, что монголы были такими или, наоборот, такими. Не поймешь, что происходило на самом деле».

— У нас было 11 консультантов не только из Москвы, но и из Татарстана. Один из них — вице-президент Академии наук доктор исторических наук Рафаэль Хакимов, который дал нам много полезных замечаний и советов. С нами работал и известный московский художник Сергей Микульский — специалист в области исторического кино, который давно изучал эпоху Золотой Орды и делал для нашей картины оружие и доспехи.

Обращаясь за помощью, мы сразу предупреждали наших консультантов, что не создаем историческую драму и, внимательно выслушав их, возможно, что-то сделаем вопреки известным историческим фактам. Тем не менее каждая консультация была ценной, ведь художник убедительнее в своих домыслах, если его фантазии базируются на знании. Так что уверяю вас — это не наспех «сколоченная» история. Поверьте, она ответственно продумана и проработана.

«Рафаэль Хакимов дал нам много полезных замечаний и советов» «Рафаэль Хакимов дал нам много полезных замечаний и советов» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ДА, С ИСТОРИЧЕСКИМИ ФАКТАМИ МЫ ОБРАЩАЛИСЬ ДОСТАТОЧНО ВОЛЬНО»

— Какие задачи вы ставили перед сценаристом Ольгой Ларионовой? Все-таки в ее активе не было исторических фильмов или сериалов. Работала ли она с какими-то историческими документами? Или ее задача была в том, чтобы расписать сюжетные линии, характеры героев безотносительно эпохи?

— Отсутствие опыта не является виной сценариста, это скорее его беда. Человек вполне может хотеть и уметь что-то, просто раньше ему не представилась такая возможность. Прежде чем остановиться на Ольге Ларионовой, мы попробовали работать и с другими авторами, предложив каждому из них сделать краткий синопсис сценария будущего проекта. То, что предложила Ольга, показалось нам наиболее соответствующим тем задачам, которые мы собирались решить, создавая проект «Золотая Орда».

— И все-таки Ларионова изучала исторические документы перед написанием сценария?

— Конечно. Она талантливый сценарист, который к тому же училась своему ремеслу у прекрасных наставников и мастеров. Первый вариант сценария писался два года. Перед тем как появились написанные сцены, Ольга тщательно изучала историю того времени, вынося на обсуждение с редакторами и продюсерами все придуманные ею образы и сюжетные схемы. Это была совместная работа достаточно большого коллектива, которая продолжалась практически до конца съемок, — уточнялись диалоги, мотивации поступков героев, корректировались сюжетные обстоятельства, в которых развивалось действие.

— Сериал вышел под названием «Золотая Орда». У человека, который решает его посмотреть, все равно складываются определенные ожидания, связанные с заявленным историческим периодом и конкретными историческими событиями. Вы не боялись обидеть татар вольным обращением с историческими фактами?

— Золотая Орда — это яркий и уже знакомый по многим произведениям (в том числе и по кино) бренд. Этот период русской истории сегодня скорее легенда, обросшая множеством художественных фантазий и научных предположений, зачастую, кстати, очень противоречивых. Это уже сам по себе миф, который касательно нашего сериала лишь определяет некий временной промежуток. История героев нашего проекта могла произойти в любое время из 200 лет, которые в истории нашего государства принято называть «периодом монголо-татарского ига».

Да, с историческими фактами мы обращались достаточно вольно. Но, поверьте, ни одной минуты не ставили себе целью кого бы то ни было обидеть. Скажу больше, у руля стоял Рубен Дишдишян, который сам наполовину татарин. Каким образом и у кого могла возникнуть идея или желание обидеть кого-то из татар?

Наши герои — «ордынцы» и «русичи» — драматургически абсолютно равновелики в плане «положительности-отрицательности». У обоих вождей (великого князя и великого хана) есть набор «хороших» и «плохих» поступков, популярных и непопулярных решений. У одного и другого есть внутренний и внешний конфликты, которые на экране разрешаются определенным сюжетным действием. Ярослав и Берке волею обстоятельств — политические противники, но не драматургические антагонисты. То же касается и окружения наших «вождей» — среди них одинаково присутствуют истинные герои и подлецы, люди чести и предатели. Наш сериал не должен ранить и оскорблять чьи-то чувства. Конечно, обидеться можно на что угодно, если на то есть желание. Могу лишь еще раз сказать: не стоит.

«Вернувшись к поиску режиссера, остановились на кандидатуре Тимура Алпатова (справа). Так что в этой ситуации нет никакой интриги или скандала, всего лишь обычный производственный процесс» «Вернувшись к поиску режиссера, остановились на кандидатуре Тимура Алпатова (справа). Так что в этой ситуации нет никакой интриги или скандала, всего лишь обычный производственный процесс» Фото предоставлено «Марс Медиа»

«СОБИРАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ ХАНА БЕРКЕ НЕ СОДЕРЖИТ В СЕБЕ ЧЕРТ СТАЛИНА»

— «Сейчас принято в любом проекте, основанном на историческом материале, искать и формулировать „национальную идею“. Так вот „национальную идею“ нашего проекта мы бы сформулировали очень просто и лаконично, — ЛЮБОВЬ. Да, именно любовь, причем во всех ее проявлениях», — приводятся ваши слова в одной из статей, посвященных фильму. Можно ли сказать, что «Золотая Орда» — это всего лишь love story на фоне исторических событий?

— Национальная идея — идея нации — категория не художественная, и ее не совсем правильно применять, говоря о художественном произведении. Но формулировка была предложена мне журналистом, и я попыталась ею воспользоваться, чтобы поговорить о том, что определяло жанр и формат будущего сериала. Да, действительно, мы хотели рассказать историю о любви. Во многих ее проявлениях. В высоких: к народу, к Богу, к земле, к женщине. И в низких: к славе, деньгам, почестям, власти. Любовь — дар, который разные люди используют по-разному. Кто-то любовью вдохновляется и двигает цивилизацию вперед, а кто-то мстит, оставляя за собой кровавый след. Так было, так есть, так, наверное, будет, пока существует человек. Поэтому тема любви вечна. В нашем проекте о любви мы рассказываем в жанре приключенческой мелодрамы, которая развивается во времена далекого прошлого.

— Насколько знаю, первоначально «Золотую Орду» должен был снимать Сергей Попов, а в итоге режиссером стал Тимур Алпатов. Почему произошла замена?

— Когда сценарий был готов и утвержден главными участниками процесса — руководителями компаний «Марс Медиа», «Амедиа» и Первым каналом, после того, как окончательно определились жанр и формат сериала, начались поиски режиссера, который осуществил бы наш общий замысел. Рассматривались десятки претендентов. Победил Сергей Попов. Начались подготовительные работы, включающие в себя и доработку сценария, и кастинг актеров, и разработку режиссерской экспликации. Сергей предложил очень интересное решение, но через какое-то время стало понятно, что реализация его концепции неминуемо приведет к изменению формата и жанра, существенному удорожанию съемочного периода и серьезным подвижкам в сроках сдачи проекта заказчику. Заставлять уважаемого и любимого нами режиссера идти на принципиальные художественные компромиссы мы сочли неправильным.

Вернувшись к поиску режиссера, остановились на кандидатуре Тимура Алпатова. Так что в этой ситуации нет никакой интриги или скандала, всего лишь обычный производственный процесс.

— Вас не удивило, что в итоге Первый канал выбрал время премьеры — последнюю неделю перед выборами, когда появление любой программы кажется не случайным? Такой выбор был сделан, потому что сериал про духовные скрепы? Или, наоборот, это такой исторический аттракцион, который позволяет зрителю отвлечься от насущных забот по окончании рабочего дня?

— Компании, производящие «телепродукт», не принимают участия в составлении сетки вещания. Для этого на телевизионных каналах существуют дирекции программ. Наша задача по контракту с Первым каналом состояла в том, чтобы сдать проект «Золотая Орда» в определенном жанровом формате, с определенной степенью качества и в определенные сроки. А дальше мы, как обычные зрители, ждали, когда сериал выйдет на экраны.

— Вы сказали, что проект заказал Первый канал. Значит, у них возникла идея снять сериал про Золотую Орду?

— Идея проекта принадлежала нам. Она заинтересовала канал. Дальше началась плотная совместная работа.

— Почти в начале первой серии хан Берке говорит фразу: «Других монголов у меня нет». Сразу вспоминается приписываемая Сталину фраза: «Других писателей у меня для вас нет». Специально ли отсылаете зрителей к другим историческим периодам и персонажам?

— Надо очень захотеть вспомнить именно эту фразу Сталина, услышав реплику нашего персонажа. Могу только улыбнуться. Поверьте, ни один из нас не проводил никаких подобных параллелей. Более того, фраза «Других монголов у меня нет» звучит в определенном сюжетном контексте. Хан Берке таким образом отвечает художнику, который сетует на то, что с теми помощниками, которых ему предоставили, он никак не сможет решить поставленные перед ним задачи. Помощники — монгольские воины, и они, естественно, не могут заниматься художественной росписью стен строящейся мечети.

— И все-таки были ли какие-то моменты в сериале, когда вы специально хотели вызвать у зрителей те или иные ассоциации?

— Ассоциации какого рода? С конкретными политическими вождями? С вождями со спорной или бесспорно «запятнанной» репутацией? Нет, таких моментов в сериале нет. И уж точно собирательный образ хана Берке не содержит в себе черт Сталина.

«Наши герои — «ордынцы» и «русичи» — драматургически абсолютно равновелики в плане «положительности-отрицательности» Фото из личного архива Эльмиры Калимуллиной

«БЛАГОДАРЯ ПЕРСОНАЖУ ХАНА БЕРКЕ ЗАТРАГИВАЮТСЯ СЕРЬЕЗНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ»

— Есть ли у вас в сериале любимые персонажи?

— У меня лично? Часто у тех, кто трудится над созданием фильма, любимыми становятся те персонажи, которые потребовали существенных усилий. То, что мы с Рамилем Сабитовым делали, работая над образом ордынского правителя, — большой труд. В этом смысле хан Берке и есть один из моих любимых персонажей. Герой получился живой, неоднозначный. Он совершает действия, и эти действия далеко не всегда хороши. Но поступки — проявления внутренних конфликтов человека. Конфликтов внутри хана Берке множество, но он — опытный воин и умный правитель — не намерен мириться с ними и покорно ждать грядущей смерти. Он мог бы почивать в лучах абсолютной власти, не отягощая свое существование сложными душевными переживаниями, но хан мужественно продолжает диалог со своей совестью и далеко не всегда побеждает в этом споре. Благодаря данному персонажу в проекте затрагиваются серьезные философские проблемы. Многие мечтают о власти, но власть не дается безвозмездно — она требует жертв, на которые готовы далеко не все.

— В последний раз мы с вами встречались в конце лета 2016 года, когда вы снимали экстерьеры Руси и собирались в Крым на съемки «ордынского блока». На тот момент у вас все еще была вакантна роль хана Берке, рассказывали, что на нее претендует едва ли не актер из Китая. Как и где вы нашли Рамиля Сабитова?

— Рамиль Сабитов был одним из первых, кого пробовали на эту роль, но его видеопробы тогда показались неубедительными. Мы продолжали поиски. Пробы разных актеров очень помогли нам самим определиться, каким должен быть этот персонаж...

— То есть вы сначала сами не знали, каким должен быть хан Берке?

— Дело в том, что представление о герое может меняться, уточняться, шлифоваться в процессе работы над фильмом. В какой-то момент герой может вовсе «оторваться» от авторских представлений о нем. Помните, как Лев Толстой сетовал на то, что с трудом представляет себе, что сделает одна из его любимых героинь, Наташа Ростова? Чем дольше шли наши поиски, тем чаще мы возвращались к кандидатуре Рамиля Сабитова. Мы предположили, что проба его оказалась не совсем удачной потому, что с нашей стороны перед ним была поставлена не совсем верная актерская задача. Изменили задачу — и все получилось: проба стала убедительной. Хан Берке превратился в «живого» персонажа с яркой харизмой, сильными личностными качествами и вместе с тем душевными слабостями, проблемами, бедами, внутренними конфликтами.

Возвращаясь к вопросу о любимых героях, хочу сказать еще об одном персонаже — роль прислужницы Зейнеб. Ее исполнила Эльмира Калимуллина. По сюжетному объему роль невелика, но оказалась очень заметной.

— Как же вы вышли на Эльмиру, ведь финалистка «Голоса» не является профессиональной актрисой?

— Когда началась подготовка проекта, естественно, наши взоры устремились в сторону Татарстана. Рамиль Сабитов, Нафиса Хайруллина — сразу было понятно, что они точно станут участниками нашего проекта. Смотрели и других актеров. К нашей досаде и сожалению, актерские данные не совсем вписывались в задуманный нами формат. И мы расширили взгляд, вспомнив о победительницах проекта «Голос» — талантливых девушках из Татарстана. Нам показалось, что Эльмира Калимуллина обладает не только уникальным голосом, но и природным артистизмом. И мы не ошиблись. Эльмира, как мне кажется, прекрасно справилась с ролью. Она оказалась не просто талантливым человеком, как губка, впитывающим в себя незнакомые профессиональные навыки, но и трудолюбивым, ответственным, необычайно отзывчивым человеком. Эльмира стала всеобщей любимицей в группе. Не все поначалу умела, но делала все от нее зависящее, чтобы выполнить поставленные перед ней задачи.

«Роль прислужницы Зейнеб исполнила Эльмира Калимуллина (слева). По сюжетному объему роль невелика, но оказалась очень заметной» Фото из личного архива Эльмиры Калимуллиной

— В сериале много сюжетных линий. Как думаете, какие из них наиболее важны и вызовут наибольший интерес у зрителей?

— Надеюсь, что каждый зритель найдет свой интерес — тот «сюжетный узел», в котором герои испытывают созвучные и понятные конкретному зрителю чувства.

— Как получилось, что основные роли героев ордынской части играют актеры из Казахстана? В Татарстане много актеров посмотрели? Никто не подошел?

— Татарстан — очень богатая талантами земля, и, как я уже говорила, мы посмотрели многих актеров. Но это кастинг. В голливудских фильмах снимаются актеры со всего мира, а их создатели не населяют свои «миры» только аутентичными жителями тех территорий, про которые снимают. «Золотая Орда» стала многонациональным проектом. Подобрались актеры из Казахстана, Якутии, Татарстана, Узбекистана, Беларуси, Украины, России. Сабина Ахмедова, являясь азербайджанкой, играет одну из ханских жен. И как играет! Ей богу, она появляется в кадре — и становится совершенно неважно, соответствует ли ее внешность общепринятым представлениям об облике ханских жен.

Одно могу сказать точно, что никакой установки не брать актеров из Татарстана, а брать их где-то в других регионах и странах у нас не было и быть не могло.

— Не кажется ли вам, что персонажи в «Золотой Орде» получились слишком современными? Например, поведение Устиньи за столом при князьях и Менгу-Темире. Могла ли женщина вести себя так в то время?

— Персонажи показались вам современными? В каких проявлениях? Может быть, чем-то похожими на нас? Тогда это скорее плюс, чем минус. Нам и хотелось сказать о том, что, как бы ни менялись времена, границы, политические режимы, люди остаются людьми, испытывая чувства, присущие человеку от сотворения мира. Говорят на языке, понятном сегодняшнему зрителю? Мы так и затевали историю, умышленно и сознательно выбирая легкую стилизацию под прошлое, а не точную реставрацию. Стилизация реализовалась не в «старорусских говорах», а в ритмике речи, в паузах, которых у наших пращуров было больше, чем у нас сегодня. Они все делали медленнее, чем мы, — скорости были иные...

Устинья. Да, в то время было не принято давать женщинам слово за столом. И что? Вы хотите сказать, что доподлинно известно, что не было женщин, нарушающих эти установки? Были! И в истории есть примеры женщин-политиков и правительниц. Кроме того, если вернуться к началу нашего разговора, княгиня Устинья — вымышленный персонаж, отличающийся от остальных женских образов. Она позволила себе высказаться, и хан Менгу-Темир оценил степень свободы, харизмы, личностной силы княгини, за это и проникся к ней чувством.

«Наша история кажется нам достаточно убедительной и без сцен насилия, секса и льющихся потоков крови» Фото предоставлено «Марс Медиа»

«НАМ ХОТЕЛОСЬ СДЕЛАТЬ ЗРИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ»

— Стоит ли ждать второго сезона «Золотой Орды»?

— Стоит! Но будет ли он, уверенно утверждать пока не могу. Это будет решать Первый канал, руководствуясь и ориентируясь на впечатление, которое проект произведет на зрителей.

— Сначала много говорили о том, что будет вторая версия сериала для интернета с более откровенными и кровавыми сценами. Решили отказаться от идеи?

— Да, мы отказались от этой идеи. Наша история кажется нам достаточно убедительной и без сцен насилия, секса и льющихся потоков крови.

— Еще до съемок сериала Рубен Дишдишян говорил, что хотелось снять что-то подобное «Игре престолов» и «Великолепному веку». На ваш взгляд, это удалось? Станет ли «Золотая Орда» российской «Игрой престолов»?

— Каким получился проект, на какой иностранный сериал он похож или не похож ни на что, судить зрителю. Рубен Дишдишян говорил не о прямом подобии и уж совсем не об откровенном подражании. Тем более что «Игра престолов» и «Великолепный век» — абсолютно разные проекты. И если бы мы действительно ставили перед собой подобную задачу, то создали бы что-то похожее на гибрид арбуза и соленого огурца. Он говорил о зрелищности. Нам хотелось сделать зрительский проект, привлечь к нему внимание людей разного возраста, разного социального уровня, разных предпочтений и интересов, проект, который мог бы увлечь, развлечь и, если хотите, отвлечь от проблем сегодняшнего дня.

— «Игру престолов» смотрят во всем мире. Хотелось бы вам, чтобы «Золотая Орда» имела ту же славу?

— Конечно, хотелось бы.

— Все-таки российские сериалы еще не доросли до того, чтобы иметь армию фанатов по всему миру. Как думаете, индустрия российских сериалов когда-то достигнет голливудских высот?

— А мы обязательно хотим занять голливудские высоты? Если это так, то мы обречены всегда быть догоняющими. Надо ли это делать? Не лучше ли, изучая и используя опыт мирового кинематографа, поискать какие-то свои территории? Может быть, они окажутся не менее плодородными и благодатными?

Елена Денисевич окончила факультет журналистики Белорусского государственного университета. 

До 2002 года работала ведущим редактором киностудии «Беларусьфильм» с такими режиссерами, как Виктор Туров, Игорь Добролюбов, Валерий Рубинчик, Михаил Пташук.

С 2005 года сотрудничала с кинокомпанией «Централ Партнершип». Как ведущий редактор и креативный продюсер принимала участие в создании таких проектов этой компании, как «Последний бронепоезд», «Смерш», «Последняя встреча», «Шерлок Холмс», художественный фильм «Дом» и др.

С ноября 2011 года — креативный продюсер кинокомпании ООО «Марс Медиа Энтертейнмент». Продюсирует ведущие проекты компании: «Гетеры майора Соколова» (Б. Худойназаров), «Распутин» (А. Малюков). «Переводчик» (А. Прошкин мл.), «Умник» (Т. Алпатов), «Черные кошки» (Е. Лаврентьев), «Охотники за головами» (И. Шурховецкий), «Седьмая Руна» (С. Попов), «Екатерина Великая» (И. Зайцев) и др.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (114) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
18.03.2018 08:51

Фильм какой то пустой.

  • Анонимно
    18.03.2018 08:51

    Фильм какой то пустой.

    • Анонимно
      18.03.2018 10:47

      да пойдет. Пусть еще делают. артистам какая никакая возможность подзаработать.

    • Анонимно
      18.03.2018 12:09

      Наоборот, фильм смотрибельный . Я лично с нетерпением жду следующих серий. Вариант "Гардемаринов", только в восточном формате.

      • Анонимно
        18.03.2018 12:34

        В "гардемаринах" хоть движуха какая-то была. А в этой "орде" такая тягомотная скукота!

        • Анонимно
          18.03.2018 13:57

          значит правильно, что я смотреть не стал. спасибо за отзыв!

          • Анонимно
            18.03.2018 16:06

            Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать

            • Анонимно
              18.03.2018 18:21

              Лучше посмотреть в это время что-то качественное. Выбор сейчас в интернете огромный, каждый найдет что-то на свой вкус.

        • Анонимно
          19.03.2018 01:59

          Все познается в сравнении. Видели бы французский фильм "Монголы" 1961 г. Вот где ерунда на постном масле. Наш фильм "Золотая орда" - все-таки прогресс как в части исторической достоверности, так и занимательности.

      • Анонимно
        18.03.2018 13:45

        Не сравнивайте "Гардемаринов" с этим! Тот фильм - класс, его можно без конца пересматривать, а этот один раз трудно выдержать до конца.

    • Анонимно
      18.03.2018 20:19

      это ведь просто фильм! зачем его воспринимать ТАК серьезно?

      • Анонимно
        18.03.2018 20:53

        Потому что название сериала - "Золотая орда". Для некоторых как-будто встали на больную мозоль. Странно и непонятно, что это у них так болит.

        • Анонимно
          19.03.2018 11:34

          Точно, назвали бы просто - приключения лелика и болика в стране чудес. Тогда и вопросов бы не было.

      • Анонимно
        19.03.2018 08:42

        Потому что хочется нормальное качественное кино видеть по ТВ, надоели уже творения ниже среднего, мол, и так сойдет! А тут и тема интересная была, а не получилось, оттого что сценарий изначально плохой и артисты, может, и хорошие, но играли так себе да и нечего им было играть!

    • Анонимно
      18.03.2018 22:41

      Фильм можно было с самого начала не смотреть, если они в качестве консультанта Хакимова приглашали..

  • Анонимно
    18.03.2018 08:57

    ЛЮБОВЬ - преобразует Мир в лучшую сторону.

  • Анонимно
    18.03.2018 09:45

    Полная бездарность

    • Анонимно
      18.03.2018 15:09

      Если бы только это. Какие-то неизвестные никому люди, создавшие никудышный фильм, дают в интервью оценку историческому феномену Золотой Орды, называя ее "скорее легендой" и " мифом". Что происходит вообще, кто-нибудь объяснит мне? У нас что, стало трендом надев маску эксперта, не будучи таковым на самом деле, говорить все что заблагорассудится?

  • Анонимно
    18.03.2018 10:14

    фильм не смотрел, но осуждаю...

  • Анонимно
    18.03.2018 10:52

    Если человек утверждает ,что изделие "Орда" Прошкина прекрасным фильмом,то все ясно.

  • Анонимно
    18.03.2018 10:52

    Началось!
    Тут играть! Это не играть! Пятно - это селедку заворачивали!
    Кино! Всего лишь кино!

    • Анонимно
      18.03.2018 12:13

      Хорошее кино встречается не так уж часто. Пусть вымысел, но разве Пушкин не говорил:"Над вымыслом слезами обольюсь.." И И разве Голливуд не называют фабрикой грез? Не надо бояться исторических сказок, а тем более презирать их создателей. У киноискусства свои законы, и решающее слово - за зрителем

      • Анонимно
        18.03.2018 14:51

        А что, на первом канале не осталось альтернатив, кроме как такую бессмыслицу крутить в прайм_тайме?

      • Анонимно
        20.03.2018 19:39

        это фильм сказка. не надо к нему примерять исторические параллели. посмотрите. отдохните. порадуйтесь. посочувствуйте. полюбите. и все будет хорошо. реальная золотая орда это плохо изученное явление. даже в современном мире, при наличии множества источников, существуют различные интерпретации одного и того же эпизода истории например, периода правления сталина. что требовать от художественного произведения. артисты играют в меру своих сил, мастерства и сюжетной истории. в нем показан думаю правдивый элемент - смешение расс и народов. поэтому то и говорят потри русского и проявится татарин. не поэтому ли мы весьма похожи и различны одновременно в одном этносе т разных этносах. не ругайтесь и не ругайте. хороший фильм если мы его обсуждаем

        • Анонимно
          24.03.2018 11:43

          Если это сказка, то надо было назвать фильм, например, "Серебряная Орда". Все бы тогда и относились, как к историческому фентэзи!

  • Анонимно
    18.03.2018 10:59

    Чингисхан с Д.Вэйном,
    Рублев Тарковского,
    Последний Император Б.Бертолуччи,
    это шедевры, учитесь,
    /фильмы типа "Орда"
    это кич и халтура ...../

  • Анонимно
    18.03.2018 11:16

    Зачем вообще надо было снимать фильм с выдуманными декорациями? Историю отношений можно было рассказать тогда и в стиле фэнтези. Самое главное - сюжет должен быть интересным. А тут именно его и нет!

  • Анонимно
    18.03.2018 11:18

    Нудный и скучный фильм. Из плюсов - костюмы классные получились.

  • Проблема российской истории ВООБЩЕ в том, что татар пытаются выставить (ВСЕГДА) НЕКИМИ ОККУПАНТАМИ на собственной же исторической территории. Парадокс. Кому выгодно: по заблуждению или по злому намерению?
    Хотя уже доказано, что на территорию Евразии фино-угры переселились с территории Северной Европы, а славяне - с Западной.
    К этнониму татары приставляют монголы. Какие монголы?
    Монголы, с территории Монголии, по Евразии не могли передвигаться чисто физически: расстояние (допустим) между Москвой и Улан-Батором по прямой (самолётом) 4 642 км. Если "по кривой" - более 5 тыс. км. Если передвигаться с учётом ещё бездорожья и климатических факторов, то нужно не менее одного года.
    Как можно отправить свою армию на завоевание "чужой страны" по пустынной малозаселённой земле - разве коням и людям жрать не надо каждый день?
    То есть, очевидно, Монголия и монголы, к Золотой Орде могут иметь лишь опосредственный роль, как союзники татар, стоящих в антагонизме с Древним Китаем.
    Почему же в итоге татары оказались "не хозяевами собственной Земли"?
    Ответ, исходя из логики, может лишь один: вместо того, чтобы свою Землю облагораживать и обустраивать, они были озабочены лишь одним - показать (какой род, какое племя, какой народ) кто из них "круче", выражаясь современной терминологией и из-за этого вести бесконечные междоусобные войны и конфликты. Например, Чингисхан умудрился разрушить и стереть с земли даже Великую Булгарию.
    Дикари? Безусловно. Варвары? Безусловно.
    Не говоря уж о наших более древних предках: киммерийцев, скифов и гунов - все тюркязычные (татары).
    А вот самим славянам и фино-уграм при гегемонии татар существовалось более вольготнее: обустраивали города и поселения, размножались.
    Таким образом история Евразийского континента очень не однозначная - это факт.
    Давайте начнём писать правдивую историю.
    А у татар и у остального российского народа, в очередной раз, историю опять хотят УКРАСТЬ. Доколе?

    • Анонимно
      18.03.2018 16:09

      Вы не правы. Волжская Булгария была разрушена, а потом восстановлена самой же Ордой, стала центром восточной части огромной территории Золотой Орды. После ослабления и распада Орды Волжская Булгария была разрушена, и на этот раз
      окончательно, русскими князьями.
      Кроме того, не были ордынцы варварами. Это были кочевые воинствующие племена завоевателей, ведущих свою территориальную политику путем завоевания и удержания территорий. Но это не есть варвары в описанном вами понимании, и уж тем более не в историческом значении этого слова ( посмотрите определение варваров)

      • Анонимно
        18.03.2018 16:47

        Чехию, Польшу с Венгрией тоже НЕ татаро-монголы потрепали? ОНИ не есть варвары? Мир, добро и благо несли?..

      • Мы не должны стесняться своих предков. Но. Мы не должны, не имеем права совершать их ошибок.
        Видите же, что нас, татар, вообще ВЫДАВИЛИ из многовековой ИСТОРИИ Евразийского континента. Нас делали и сейчас продолжают делать лишь ПРИЛОЖЕНИЕМ к ЧУЖОЙ ИСТОРИИ.
        Нам, татарам, как понимаете, там места нет. Это не только несправедливо, но и вообще плохо. Нет истории, нет развития. С чего отталкиваться-то?

        • Анонимно
          18.03.2018 18:28

          В этом я согласен с вами, я лишь не согласен с оценкой ордынцев как варваров. Орда в историческом смысле сыграла огромную движущую роль в развитии и даже сохранении многих евразийских народов. Народы существовалирамках Орды каждый на разных условиях, но благодаря этомув то сложное время сохранились и одновременно продолжали формироваться. Но у Орды не было цели их уничтожить.

          • 18.28. Тогда варварами были все пракатически государства. Средневековие этим и отличается - своим варварством, прежде всего.

            • Анонимно
              19.03.2018 14:38

              Древние римляне варварами называли германские племена.

      • Анонимно
        18.03.2018 22:41

        Ещё до начала завоевательных походов, Чингисхан обвинил племя "татар" в отравлении своего отца и почти всех уничтожил!!!

        • Анонимно
          19.03.2018 14:36

          22.41. Не путайте древних татар - соседей Китая с современными татарами, которые начали формироваться только с 13 века в составе З. Орды.
          Назиф М.

      • Анонимно
        19.03.2018 06:28

        Свидетелем был?

  • Анонимно
    18.03.2018 11:50

    Столько шума, внимания и обсуждений из ничего....

  • Анонимно
    18.03.2018 11:58

    Фильм не смотрел (давно не смотрю телевизор), но осуждаю!!! (С)

  • Анонимно
    18.03.2018 12:59

    В России любой мало -мальский сериал найдет однодневных зрителей. Кто будет будни сельчан смотреть или производство.

    • Анонимно
      18.03.2018 13:47

      Помнится, фильм "Премия" или "Тени исчезают в полдень" не отрываясь смотрели!

      • Анонимно
        18.03.2018 14:53

        А когда шел фильм Семнадцать мгновений весны улицы безлюдными становились.

        • Анонимно
          18.03.2018 16:49

          И что? Фильм "Семнадцать мгновений весны" был абсолютно исторически точен? Все именно так и было, как в фильме показали? Юстас Алексу... полковник Исаев...

          • Анонимно
            18.03.2018 17:20

            Немцы вроде не возмущались

          • Анонимно
            18.03.2018 18:23

            В фильме "Семнадцать мгновений весны" был увлекательный сюжет, которого в этом новом сериале нет!

            • Анонимно
              18.03.2018 20:22

              Вы не досмотрели фильм до конца. А ведь нам показали только завязку основных событий.

              • Анонимно
                19.03.2018 08:43

                Не надо есть всю тарелку супа, чтобы понять, что он невкусный! Достаточно одной ложки!

                • Анонимно
                  19.03.2018 08:59

                  Есть притча, где слепые люди ощупывают слона - один подержался за хвост, другой дотронулся до хобота, а третий потрогал ногу слона. Как вы думаете, что они рассказали друг другу, каким им показался слон? Кто из слепцов был прав насчет слона?

                  Также и современные верхогляды, хоть и НЕ слепые из притчи - только кинут взор на что-нибудь на секундочку, и тут же дают оценку... Ну чисто экстрасенсы из телевизора...

                  Главное, у этих знатоков (без просмотра сериала) существует только ДВА мнения - ИХ и НЕправильное)))

              • Анонимно
                24.03.2018 11:44

                Вы досмотрели сериал до конца? Ваше мнение значительно улучшилось?

  • Анонимно
    18.03.2018 13:22

    Почему волжские булгары стали татарами?

    • Анонимно
      18.03.2018 13:53

      Всем, у кого возникли вопросы исторического характера следует разобраться не при помощи художественных фильмов, а посредством изучения исторической литературы и документов. Отлично, что такие вопросы у людей возникли...

    • Анонимно
      18.03.2018 14:46

      Ещё в "ордынский" период мастера из средней Волги на своих товарах ставили печать: "аль-Булгари!"

    • Анонимно
      18.03.2018 14:49

      Волжская Булгария вошла в состав Золотой Орды, т.е. "Джучиев Улус или Дешт-и-Кипчак"

      • Анонимно
        18.03.2018 16:02

        Добровольно небось?

        • Анонимно
          18.03.2018 22:47

          Самые достоверные и непредвзятые исторические источники, наверняка, сохранились в музеях и библиотеках мусульманских стран!)

    • Анонимно
      18.03.2018 14:51

      И в монгольский период волжские булгары ставили печать "аль-Булгари" на производимые товары!

    • Анонимно
      18.03.2018 14:55

      Среди волжских булгар: учёных, писателей, медиков, мастеровых было принято ставить печать качества "аль-Булгари"

      • Анонимно
        19.03.2018 14:29

        14.55. "Аль-Булгари" - это не национальность, а место жительства. Тем более в печати национальность не ставили и сейчас не ставят.

        Например, Ш.Марджани, З.Баруди... - означает, что они из аулов Марджан, Бару...
        На Востоке был учёный "аль-Самарканди".
        Назиф М.

    • Анонимно
      18.03.2018 15:14

      Как гласит древнеримская пословица: "Историю пишут победители!"

    • Анонимно
      18.03.2018 15:18

      Чтобы ты еще в сотый раз об этом спросил, тебе бы ответили, а ты бы не согласился и продолжал намеренно создавать этот спор, а другие комментаторы вынуждены бы были это в сотый раз терпеть.

      Может хватит театра?

      Почитай книги по истории и ответь сам себе на свой вопрос, сделай одолжение.

    • Анонимно
      18.03.2018 16:01

      Это произошло не сразу, постепенно.
      КАЗАНЬ, столица Татарии, расположена на левом берегу Волги, при впадении в нее р. Казанки. Население 1087 тыс. чел. Основан в 1177 (по новейшим данным) булгарами. С к. XIII в. называлась Булгараль-Джадид (Новый Булгар). Являлась пограничной крепостью, защищавшей северо-западные границы Болгарии Волжско-Камской. В XIII— XIV вв. столица Казанского княжества. В 1399 разрушена войсками Московского кн. Юрия Дмитриевича, вновь отстроена в 1-й пол. XV в. С XV в. экономический и торговый центр Среднего Поволжья, столица Казанского ханства. В 1552 была завоевана Иваном Грозным и присоединена к Русскому государству. С 1708 губернский город. В 1714 в Казани возникла суконная мануфактура, в 1718 — Адмиралтейство.

      • Анонимно
        18.03.2018 16:51

        А про город Иске-Казан ты ничего не слышал? На каком месте он был?

        • Анонимно
          19.03.2018 06:25

          Про Кошань слышал. Не знаете, почему 500летие Казани не праздновали?

          • Анонимно
            19.03.2018 08:30

            Когда я училась в школе, в Татарстане собирались праздновать 800-летие Казани. Потом я немного подросла и праздновали уже 1000-летие Казани. Чудны дела твои, Господи!

    • Анонимно
      19.03.2018 14:34

      13.22. Волжские булгары территориально вошли в состав З.Орды, русские всех тюркских, позже тюрко-мусульманских жителей З.Орды начали называть татарами. Так булгары стали татарами, так и половцы, печенеги...

      Так сейчас многие народы становятся русскими.

      • Анонимно
        19.03.2018 15:36

        Повторяю вопрос! Вы пишете: "...Так булгары стали татарами..."

        Почему в то же самое время, в том же самом месте башкиры и чуваши НЕ СТАЛИ татарами.

        • Анонимно
          20.03.2018 14:32

          15.36.
          Башкиры входили в состав татар Золотой Орды, позже Ногайской Орды. Из-под этнонима татары башкиры начали уходить уже в составе России, когда началась кампания разделения татарского имперского суперэтноса на отдельные народы. Вопрос решился созданием в 1918 году отдельной от татар Республики Башкортостан. Несмотря на это большинство соврем. башкир и татар считают себя одним народом.

          Чувашский этнос сформировался только в 16 веке, т.е. через 100 лет после распада З.Орды. Ещё в 15 веке чувашами называли ясачных татар Казанского ханства, а будущих чуваш называли тогда чуашлы-мари (татарские мари). Т.е. слово чуваш был синонимом слова татарин.
          Назиф М.

  • Анонимно
    18.03.2018 13:27

    Вот именно, фильм нашел своих зрителей, и с этим вполне можно поздравить его создателей.

    • Анонимно
      18.03.2018 14:09

      Фильм нашел незрителей, потому что его смотрят единицы, а остальные начинают и бросают. Или телевизор работает фоном.

  • Анонимно
    18.03.2018 13:28

    Зачем снимать бредовые фантазии, обставляя их подобием реальных событий. И вводить в заблуждение большую часть молодежи (не любителей читать серьезную литературу)? Стоит ли на это тратить деньги и время создателей и зрителей?

    • Анонимно
      18.03.2018 17:55

      Вот и я о том же. Взять реальное историческое название Золотая Орда и снять низкого качества небылицу. Несерьезная какая-то авантюра. И странная.

    • Анонимно
      18.03.2018 18:25

      Название "Золотая Орда" - это реклама фильму, кто-то начнет смотреть его только из-за него.

      • Анонимно
        18.03.2018 20:24

        ФФСЁ! Я поняла! ОНИ стесняются названия Золотая Орда!!! Боятся того, что про них подумают!!!

  • Анонимно
    18.03.2018 13:32

    Все равно непонятно, почему не задействованы татарские артисты.
    Где Марат Башаров, где Рамиля Искандер, где Чулпан Хаматова, почему не участвуют Земфира Рамазанова, Рената Литвинова, Ренат Ибрагимов, Ахмед Агади?

    • Анонимно
      18.03.2018 14:23

      Вот Башарова с его тупой самоуверенностью и спесью не надо. Насмотрелись на него в Униксе осенью, когда он привез в Казань самый дурацкий спектакль, который мне приходилось видеть- "Барин хочет спасть".. Фильм "Золотая орда" по сравнению с этим спектаклем просто на Оскар тянет

      • Анонимно
        18.03.2018 14:56

        Фильм ни по каким параметрам на Оскар не тянет, даже по самым бредовым.

    • Анонимно
      18.03.2018 14:55

      Эти артисты не стали бы сниматься в таком некачественном материале.

    • Анонимно
      18.03.2018 17:26

      И Сергей Шакуров.

  • Анонимно
    18.03.2018 13:43

    Это художественный фильм, поэтому в первую очередь его нужно оценивать с художественной точки зрения.

    Жанр исторического фэнтези у нас ещё только начал развиваться , фактически находится в зачаточном состоянии. То, что есть хоть первые шаги в этом направлении очень даже похвально, все это развивает общий уровень культуры людей...

    Содержание, декорации, исполнение и акценты в пользу той или иной исторической доктрины напрямую зависят от того, какой взгляд на предполагаемые периоды господствует в исторической науке, а она развивается с развитием общества... В каком направлении развивается историческая наука, в том же направлении и творят художники... Обычно это направление не соответствует исторической истине... Таковы реалии нашей жизни...

    Нужно развитие кинематографа в этом жанре. Нужны экранизации и мифов, и легенд, и исторических доктрин, и реальных событий... Это творчество...

    Другой вопрос, что в таких произведениях абсолютно должен отсутствовать какой-бы то ни был шовинизм, - ни великорусский, ни татарский, ни булгарский... Абсолютное творчество, никакой политики и национализма, полностью нейтральная позиция... Иначе зритель сразу почувствует крен в определенную сторону... В нашей многонациональной стране это недопустимо...

    В Китае, например необычайно развит жанр исторического фэнтези, основанный на одноименном литературном жанре, ничего общего не имеющего с историей... Сотни книг и сотни кинофильмов... «Нирвана в огне» - один из таких сериалов, получивших высокую мировую оценку...

    А историки должны заниматься исторической наукой...

    • Анонимно
      18.03.2018 14:26

      13.43 Совершенно верно. Наконец-то грамотный коммент, а не злобное брюзжание. Фильм - начало пути, иия верю в будущее режиссера. У нее есть главное - она умеет заинтересовать зрителя. Подтверждение - высокие рейтинги этого фильма на первом канале

      • Анонимно
        18.03.2018 14:57

        "Начало пути" должно соответствовать его статусу в сетке вещания, а не мозолить глаза в прайм- тайме!

    • Анонимно
      18.03.2018 15:09

      Мы не в Китае, и российский зритель хочет все-таки качественное кино. А сдругйо стороны, если это историческое фэнтези, пусть так и пишут в самом начале, тогда никто не будет обсуждать фильм с точки зрения истории, а только сюжет!

  • Анонимно
    18.03.2018 13:48

    Потому что татарами в царской России называли почти все тюркоязычные народы,а большевики закрепили за булгарами,название татары.Ответ понятен.

    • Анонимно
      18.03.2018 14:18

      Татар в царской России называли инородцами, как и все другие народы т.н. "магометанского", в терминологии тех времен, вероисповедания. Спасибо Великой Октябрьской Социалистической Революции за то, что мы стали гордо называть себя Татарами!

      • Анонимно
        18.03.2018 17:25

        Название татары никакого отношения к Октябрьский революции не имеет

    • Анонимно
      18.03.2018 15:01

      13.48. В 1917-20 годы, когда большевики рассматривали варианты самоопределения Урало-Поволжских тюрков булгары почему то молчали.
      Были варианты: Нац.-культур. автономия российских мусульман, Штат "Идел-Урал", Татаро-Башкирская Республика. В итоге Башкирская и Татарская республики были образованы каждая отдельно. Никакого булгарского варианта не было и в помине.
      Булгары вдруг проснулись в 1944 году после изветного Постановления Сталина, запрещаюшего золотоордынский период истории современных татар.

    • Анонимно
      18.03.2018 15:06

      Название булгары для казанских татар - идея Петра Первого после освобождения Его из (крымо-) татарского плена. Он не хотел, чтобы Его подданные назывались татарами. После смерти Петра идея ослабла.
      Идею оживил Сталин в 1944 году, после депортации крымских татар.

      • Анонимно
        18.03.2018 22:33

        Сохранились труды известных учёных, историков и богословов: Ш.Марджани, Ризаэддин бин Фахреддин, Баруди и т.д. защищавшие булгарское происхождение волжских тюрков-мусульман!

        • Анонимно
          19.03.2018 14:22

          22.33. Описывая происхождение народа эти учёные, как раз, констатировали, что мы, в настоящее время уже - (современные) татары. Они призвали спокойно принять этот этноним и гордо носить его.
          Они не призывали к переименованию, вернее вычленению из татар какого-то малочисленного поволжского татароговорящего народика - булгар.

    • Анонимно
      18.03.2018 22:27

      Если вы внимательно читали "Кавказский пленник" Л.Толстого, то наверняка заметили, что царские войска, воевавшие на Кавказе в XIX в. пытались называть чеченов "татарами" Но не прижилось!

  • Анонимно
    18.03.2018 15:05

    Нудноватый, затянутый получился фильм. А сколько было разговоров, интервью, репортажей со съемок.. Думал будет уровень серьезного игрового телесериала, а тут лубочные декорации, небольшая массовка, масштаб съемок, как у малобюджетного сериала, хотя бюджет фильма заявлялся немалый, что все ушло на костюмы и декорации или в карман продюсеру? Такое впечатление, что решили особо не заморачиваться и все снять по минимому, типа и так сойдет, предварительный пиар свое дело сделал. Да и с режиссером считаю Дишдишян явно ошибся - фильм слабый, невнятный получился, на один раз, больше смотреть неинтересно. Такому известному продюсеру непростительно так ошибаться, а хороший режиссер мог бы вытянуть фильм, даже при слабом сценарии, видно денег пожалели.

  • Анонимно
    18.03.2018 15:36

    Нравится : костюмы, декорации, местами монтаж , красивые актеры. Не нравится: сценарий. Его как бы нет. Один сценарист не справляется с сериалом. Все про старых и молодых жён. Нет хорошо прописанных баталий. Нет тем кроме любви : дружбы, отцов и детей, денег - каких-то вечных тем, из-за которых сериалы интересны и популярны, независимо от того, где разворачивается действо : в Вестеросе или в тюрьме. Нет интриги, нет чередования моментов поплакать-посмеяться-напрячься. Очень вялотекущий. Не понятно о чем. Нет истории в каждой серии, нет и логической истории общей. Характеры плоские. В общем сценаристам учиться и учиться , отправьте их в нетфликс или hbo на тренинг что ли

    • Анонимно
      19.03.2018 08:32

      Как это нет темы отцов-детей? Есть мать, которая ради спасения сына, не стала сдавать город захватчикам - приказал НЕ открывать ворота. Обязательно отец нужен?

  • Анонимно
    18.03.2018 18:27

    Последний качественный наш сериал - это "Петербургские тайны"! Вот его делали профессионалы.

  • Анонимно
    18.03.2018 19:33

    Мусор! Ни этики, ни эстетики! Опуститесь на землю! Не обманывате себя людей!

  • Анонимно
    18.03.2018 20:23

    Фильм неплохой. С нетерпением жду продолжения

  • Анонимно
    18.03.2018 21:34

    Уровень воспитания!

  • Анонимно
    19.03.2018 01:26

    Странно, что народ, сплошь облаченный в металлические доспехи, в чьем языке изначально возникли слова «чугун», «кирпич», «деньги», народ, придумавший штаны и сапоги, не славится своими кузнецами, портными, строителями. А только использует рабский труд других народов.
    Какими надо было быть эффективными менеджерами, поголовно, чтобы заставить рабов придумать для себя и внедрить в массовое производство все эти технологии.
    Авторы фильма хоть специально и не стараются принизить ордынцев, но видимо находятся в плену стереотипов и не дружат со здравым смыслом, как и авторы предыдущего фильма «Орда».

    • Анонимно
      19.03.2018 09:01

      А ещё балет, опера и фигурное катание - любимейшие золотоордынские занятия. Так по крайней мере утверждают некоторые писатели-комментаторы БО.

      • Анонимно
        20.03.2018 09:46

        Это сабантуй называется. Культурное наследие, однако.

  • Анонимно
    19.03.2018 15:10

    Продюсер, прикрываясь высокопарными словами оправдывает завуалированную идею фильма - увеличить пропасть между нашими народами и бросить дров в жерло межнационального вулкана. Ну, а артисты, что малые дети, дали им роль сыграть, как чупа-чупс пососать! Вот они и захлебываются от радостных переживаний.

  • Анонимно
    19.03.2018 15:25

    "Рафаэль Хакимов, который дал нам много полезных замечаний и советов" интересно каких, может он сам расскажет?

  • Анонимно
    19.03.2018 20:04

    Только ленивый не сравнил "Золотую орду" с "Великолепным веком"! Но! "Оригинала всегда хуже копия, думать наоборот - утопия"!

  • Анонимно
    19.03.2018 21:17

    Поучились бы у Мела Гибсона ставить исторические фильмы. Его историческое оскароносное "Храброе сердце" и захватывающе увлекательно и исторически достоверно и его смотрят и восхищаются и бриты и шотландцы и ирландцы. А фильм этот про не простое время противостояния бриттов с ирландцами и шотландцами. И не возможно в фильме предъявить претензии к какой то одной стороне в недостоверности ибо все в истории так и было. Но он эти исторические факты так художественно обыграл, что фильм смотрится на одном дыхании. А его «Апокалипсис», посвящённый последнему периоду цивилизации майя - это и история и боевик и все на исторических фактах.

  • Анонимно
    19.03.2018 21:57

    Эльмира - молодец!!! Рады за нее!

  • Анонимно
    20.03.2018 14:39

    Главный успех фильма: попытка уйти от политической догмы - татарского ига.
    Ига не было, был союз Орда - Русь. Читайте русских классиков-евразийцев!

    Жанр фильма: женские истории, драмы. Не хотите - не смотрите.
    Назиф М.

  • Анонимно
    26.03.2018 13:26

    ..Смешной заголовок у статьи, сериал именно всех оскорбляет и ранит!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль