Бизнес 
19.09.2011

«Вамин-Татарстан»: ультра-клин против конкурентов

ЗА ДВА ПОСТКРИЗИСНЫХ ГОДА ИМПЕРИЯ ВАГИЗА МИНГАЗОВА СОКРАТИЛА УЖЕ 12% ПЕРСОНАЛА

Агрохолдингу «Вамин-Татарстан» с помощью властей РТ удалось отчасти разрулить свою главную проблему – непомерные долги и реструктуризировать банковские займы. Но теперь у него новая напасть: выручка от реализации масломолочных продуктов под давлением конкурентов в январе-июне этого года обвалилась на 45% от аналогичных показателей прошлого года. Этот тревожный для агрохолдинга факт аналитический центр БИЗНЕС Online обнаружил в отчетности компании за первое полугодие.

ВЫРУЧКА РАСТЕТ, ПРИБЫЛЬ ПАДАЕТ

Анализируя отчетность ОАО «Вамин-Татарстан», следует сказать, что речь идет о материнской компании. Как известно, в империю, управляемую Вагизом Мингазовым, входит целый ряд других компаний -отдельных юридических лиц, которые не обязаны раскрывать свою отчетность. Отметим, что один из крупнейших татарстанских агрохолдингов в целом исповедует закрытый для публики стиль работы и практически отсутствует на информационном поле. Однако, на наш взгляд, отчет, который публикует собственно ОАО «Вамин-Татарстан», хотя и не позволяет увидеть картину во всей полноте, но дает возможность понять основные тенденции, которые складываются в деятельности компании.

В начале об основных показателях. В первом полугодии 2011 года ОАО «Вамин-Татарстан» смог увеличить выручку на 8,7% (617 млн. руб.) в сравнении с 7,08 млрд. руб. за первые 6 месяцев 2010 года. Рост с учетом инфляции небольшой, но, заметим, что при этом гораздо быстрее прибавляет себестоимость: 11,4% (690 млн. руб.). Такой рост связан с дополнительными затратами. Во-первых, с целью увеличения дойного стада приобретено более 10 тыс. голов скота на сумму, превышающую 500 млн. руб. Во вторых, из-за засухи лета 2010 года ВАМИН Татарстан заготавливал корма в Пермской, Кировской и других областях России, в итоге они обошлись дороже, чем обычно.

Как результат - снижение валовой прибыли на 6,9%, до 966 млн. руб. Реагируя на растущее давление со стороны конкурентов, компания пошла на увеличение коммерческих расходов, что вызвало снижение операционной прибыли на 18% до 621,5 млн. руб. за первые 6 месяцев 2011 года в сравнении с 757,5 млн. руб. за аналогичный период 2010 года.

При этом большая часть операционной прибыли (65%) направлялась на выплаты по погашению процентов по кредитам. Эти выплаты снизились на 3,1%, сумма 392,1 млн. руб. поглотила 63% операционной прибыли.

Принципиальный момент: у компании сохраняется сложное положение, связанное с высоким уровнем соотношения привлеченных средств к собственному капиталу (более 256%), но ситуация все же с долгами несколько улучшилась по сравнению с кризисом. Так, «Вамину» удалось снизить долговое давление на 5,7% в сравнении с 262,3% за первое полугодие 2010 года и на 15,1% в сравнении с аналогичным периодом 2009 года. Это в первую очередь результат вмешательства Казанского Кремля и минсельхоза РТ в спор компании с федеральными банками, которые в кризис фактически ставили предприятие на грань банкротства. Результат достигнутых договоренностей виден в отчете компании: кредитный портфель перераспределен в пользу долгосрочных займов. Так, долгосрочные займы выросли на 13,8% (277 млн. руб.) до 2,29 млрд. руб., а краткосрочные сократились на 7,7% до 2,4 млрд. руб. Тенденция по снижению доли краткосрочных средств наблюдается с середины 2009 года.

shema.jpg
Доли займов в кредитном портфеле

И только снижение отрицательного сальдо прочих доходов и расходов на 56% до -115,5 млн. руб. за первое полугодие 2011 года в сравнении с 264,2 млн. руб. за аналогичный период 2010 года позволило получить более существенную чистую прибыль. Так, чистая прибыль выросла на 35,1% (26,5 млн. руб.) до 102,1 млн. руб. В масштабах такой крупной компании это не такое уж и существенные суммы – можно сказать, что чистая прибыль носит почти символический характер.

Отдельно отметим, что производительность труда ОАО «Вамин Татарстан» в первом полугодии выросла на 14,7%. Но, во многом благодаря сокращениям персонала. Так, сокращение к первому полугодию 2010 года составило более 5% (368 чел.), а к тому же периоду 2009 года, практически12% (892 чел.).

Основные показатели хозяйственной деятельности

Наименование показателя

1 полугодие 2011

1 полугодие 2010

1 полугодие 2009

Изменение 1 полугодие 2011 к 1 полугодию 2010

Абсолютное

Относительное %

Стоимость чистых активов эмитента, млн. руб.

3211

3842

3683

-631

-16,4

Выручка от реализации, млн. руб.

7699

7082

5274

617

8,7

Себестоимость, млн. руб.

6733

6043

4267

690

11,4

Затраты на 1 рубль продукции, руб.

0,875

0,853

0,809

1,118

131,1

Валовая прибыль, млн. руб.

966

1038

1007

-72

-6,9

Операционная прибыль, млн. руб.

621,5

757,5

764,3

-136

-18,0

Проценты к уплате, млн. руб.

392,1

404,5

480,7

-12,4

-3,1

Прочие доходы, млн. руб.

363,6

79,3

92,7

284,3

358,5

Прочие расходы, млн. руб.

479,1

343,5

319,5

135,6

39,5

Чистая прибыль (убыток), млн. руб.

102,1

75,6

74,3

26,5

35,1

Производительность труда, тыс. руб./чел

1154

1006

697

148,0

14,7

Среднесписочная численность, чел. (за 2 кв. 2010 нет , берем сред. за 1 и 3 кв.)

6672

7040

7564

-368

-5,2

НЕ ВСЕГДА СЫРУ В МАСЛЕ КАТАТЬСЯ

Агрохолдинг «Вамин Татарстан» продолжает активную модернизацию своих мощностей. Так, с целью экономии сырья перерабатываются все вторичные ресурсы молока. Запущены в эксплуатацию дополнительные цеха по переработке подсырной сыворотки на филиалах ОАО «ВАМИН Татарстан» - «ВАМИН Саба», «Альметьевский молочный комбинат», что позволит увеличить переработку подсырной и творожной сыворотки, полученной при производстве сыра и творожных изделий до 98%.
Но, пока наблюдается только существенное снижение интереса потребителей к молочной группе продуктов данного производителя.

Динамика выручки от масломолочной продукции

Наименование показателя

1 полугодие 2009

1 полугодие 2010

1 полугодие 2011

Изменение 1 полугодие 2011 к 1 полугодию 2010

Абсолютное

Относительное, %

Объем выручки от продажи продукции (работ, услуг),тыс. руб.

2819082

4402820

2444457

-1958363

-44,5

Масло животное

264391

917561

778932

-138629

-15,1

Цельномолочная продукция

563585

1537229

806564

-730665

-47,5

Сыр жирный

922391

1948030

858961

-1089069

-55,9

Доля от общего объема выручки, %

Масло животное

9,4

21

31,9

10,9

Цельномолочная продукция

20

35

33

-2

Сыр жирный

32,7

44

35,1

-8,9

Так, общая выручка от масломолочного направления сократилась на 44,5% до 2,44 млрд. руб. за первое полугодие 2011 года в сравнении с 4,4 млрд. руб. за аналогичный период 2010 года. И, при этом падение выручки от реализации сыра жирного составило 55,9% (1,09 млрд. руб.) до 0,86 млн. руб. за первые 2 квартала 2011 года. А, это потери в линейке продукции с высокой добавленной стоимостью, а значит и снижение маржинальности ассортимента.

В ответ агрохолдинг подготовил к внедрению ряд мероприятий, в числе которых:

- приобретение и пуск в эксплуатацию линии по розливу широкого ассортимента молочной продукции на «Казанском молочном комбинате» в пэт-бутылки емкостью от 300 до 900мл., производительностью до 6 тыс. бутылок в час. Новинками будут кисломолочные биопродукты – биойогурт, биоряженка, биокефир, а также молоко отборное.

- приобретение оборудования для фасовки творога «Альпийский» с фиксированным весом. На филиалах ОАО «ВАМИН Татарстан» - «Нижнекамский молочный комбинат», «Набережно-Челнинский молочный комбинат»

- покупка современных фасовочных автоматов с системой «Ультра Клин», позволяющие фасовать молочную продукцию в комбинированную упаковку и увеличивать сроки ее годности.

- производство на филиале «Заинский молочный комбинат» молочной продукции «Халяль» - сметана, творог, катык, молоко.

- производство сыров с чеддеризацией – Качкавал, Сулугуни и обезжиренного сыра
на филиале «Лаишевский молочный комбинат».

МОЛОКО И СПИРТ: ЧТО ОБЩЕГО?

Похоже, что Вамин-Татарстан в чем-то повторяет ситуацию, в которой в последние годы оказался Татспиртпром. Протекционистская политика, которую длительное время проводили по отношению к спиртовому гиганту, привела к тому, что он оказался не вполне готов к нашествию конкурентов из других регионов, как только административные барьеры были сняты. Рынок молочных продуктов в РТ не регулировался столь жестко, как алкогольный, но, тем не менее, Вамин-Татарстан стал также испытывать проблемы со сбытом своей продукции. Во всяком случае, об этом свидетельствует его отчетность за первое полугодие: выручка масломолочной продукции упали почти наполовину по сравнению с показателями годичной давности.

И видимо, это сейчас главный вызов, который возник перед империей Вагиза Мингазова. Если не предпринять неких экстренных мер, то проблемы могут быть не менее серьезными, чем давление банков-кредиторов, которое компания испытала во время кризиса.

Основные показатели устойчивости и ликвидности

Показатели

1 полугодие 2011

1 полугодие 2010

1 полугодие 2009

Изменение 1 полугодие 2011 к 1 полугодию 2010

Абсолютное

Относительное, %

Собственный капитал+резервы млн. руб.

3552

3397

3232

155

4,6

Долгосрочные займы и кредиты, млн. руб.

2290

2013

1026

277

13,8

Краткосрочные займы и кредиты, млн. руб.

2399

2600

3769

-201

-7,7

Кредиторская задолженность, млн. руб.

2705

2576

2277

129

5,0

Отношение суммы привлеченных средств к капиталу и резервам, %

256,6

262,3

271,7

-5,73

Коэффициент текущей ликвидности

1,27

1,30

1,24

-0,03

Коэффициент быстрой ликвидности

0,34

0,34

0,21

0,00

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (13) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    19.09.2011 00:00

    миллионы грохнули на оборудование а толку нет. разливают пэт бутылки а выхлоп нулевой. логистика хромает маркетинг как при комунизме. сократили опытных специалистов на производстве а родственников оставили. экономия

  • Анонимно
    19.09.2011 00:00

    менеджеры и среднее звено вамина передвигаются на авто премиюм класса... кругом бюрократическая корупция и родственная связь. куда смотрит руководство. это до добра не доведет.

  • Анонимно
    19.09.2011 00:00

    Проанализирована выручка от масломолочной продукции в сумме 2.4 млрд.руб., но интересно из чего складывается остальная выручка в сумме 5.28 млрд.руб.? Нет и намека! Информационно статья интересна, но не раскрывает всей картины. То, что проблемы у группы ВАМИН имеются - это общеизвестный факт. Также известно, что компания Вамин одно из основных бюджето и инфраструктуро образующих предприятий Республики Татарстан и такому "кораблю" никто не даст идти ко дну. Так-что будут перекредитовки, пролонгации и другие рычаги поддержания (субсидирование и др.). Да менеджмент не ахти, но не известна вся подковерная игра (Как вдруг у семьи Мингазовых оказалось такое сильное предприятие как Татарстан Соте). Проблемы есть, но в ближайшей перспективе (при нынешнем Руководстве Республики) они решаемы, а дальше увидим!

  • Анонимно
    19.09.2011 00:00

    проблема в том что Вамином руководят бездарные родственные души, которые не знают что такое конкурентный рынок и грамотная маркетинговая политики: ну никак не может молочная продукция произведенная здесь стоить на одном уровне с привезенной из Ульяновска, Москвы..кроме ребрендинга не видно и не слышно ни об одной маркетинговой акции, результат был бы еще плачевней если бы он был в одинаковых условиях со всеми участниками.

  • Анонимно
    19.09.2011 00:00

    А мне нравится продукция Вамина. Почти как по советским ГОСТам. Видимо, у них денег нет на современное оборудование и на химию, вот и делают по старинке.

  • Анонимно
    19.09.2011 00:00

    Больше 50 т.р. за одну корову. При количестве в 10 тыс шт. - дороговато очень. Может Вамин просто хорошо прячет свои доходы

  • Анонимно
    19.09.2011 00:00

    Аналитически центр провел большую работу или где-то нашел готовый материал по Вамину и переработал,и то хорошо.Но есть не стыковки,если отчет анализируемый только по материнскому компанию(т.е заготовки и переработка молока),то как влияет на увелечиние себестоимости купленные корма и скот в сельхозпредприятиях,которые все являются юридическим лицом и составляют баланс сами.Это не как не влияет материнскому предприятию. Но главное, как сказано в статье,финансово-экономическое состояние Вамина не ахти, даже плохое.Посмотрите, долгосрочные и краткосрочные займы -4.6 млрд. руб, а чистые активы только3.5 млрд.руб., т.е если все банки потребуют вернуть кредиты досрочно, то он не сможет, если даже все, от иголки до маслозаводов,распродать.А к этому еще имеется кредиторская задолженность другим предприятиям - 2.7 млрд.руб.Над Вамином весит меч возможного банкротства высокой вероятностью.Пока, пролонгируя кредиты банкам,используя связи В.Мингазова в руководстве РТ,и погашая кредиты вновь полученными кредитами,как-то существует компания.Но Мингазов уже почти в пенсионном возрасте и у пожилых людей здоровье не достаточно бывает такую огромную компанию вести.Среди наследников тоже не видно такого человека, кто бы как он мог работать.Поэтому перспектива Вамина не очень светлая и цветущая.

  • Анонимно
    19.09.2011 00:00

    видимо оборудование вытесняет человека

  • Анонимно
    20.09.2011 00:00

    да, Вамину бы маркетинг подтянуть... и кого-то выпиннуть.

  • Анонимно
    20.09.2011 00:00

    А на мой взгляд не надо с родственниками работать, которых выгнать жалко и все им сходит с рук. Действительно необходимо сменить ключевых заместителей, которые на протяжении многих лет разваровывают все то, что зарабатывалось потом и кровью с молодости самим Мингазовым. Ни кто не ценит это, главное взять сегодня, а что будет завтра ни кого не волнует

  • Анонимно
    20.09.2011 00:00

    А я давно уже не беру продукцию ВАМИН (не вкусно). Гораздо больше нравится продукция Зеленодольского молзавода, Можайского и Чувашского.Такое ощущение, что Ваминовский завод остановился на уровне 90-х годов, и его руководству совершенно все равно какую продукцию он производит. Вообщем на производстве хромает и ассортимент и качество.

  • Анонимно
    20.09.2011 00:00

    Вагиз Василович срочно что нибудь решайте в системе сбыта и маркетинга... пора отказываться от ручного управления на рынке, от вчерашнего дня.... надо набрать опытных профессионалов в сфере маркетинга и сбыта.Лучше заплатить официально проф.топ менеджерам чем они заработают намного больше неофициально....

  • Анонимно
    20.09.2011 00:00

    Тоже предпочитал и предпочитаю Ваминовскую продукцию, чем к примеру Эдельвейс. Но они сократили мелкие магазины, там где продавцам по 5-6 тыр платили. Поддались общей тенденции "оптимизации". Только не там где надо.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль