Машиностроение 
21.03.2014

КАПО вовлекут в борьбу. Радиоэлектронную

Казанскому авиазаводу могут поручить восстановление почти исчезнувшего в России класса военных самолетов

Как стало известно «БИЗНЕС Online», КАПО им. Горбунова ожидает суперзаказ на строительство 10 самолетов радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Эксперты считают, что вероятность такого контракта очень высока, и указывают на то, что в стране, по сути, нет специализированных самолетов РЭБ и надо их не 10, а несколько десятков. Заказ станет для КАПО самым крупным за всю постсоветскую историю предприятия. Кстати, по нашим данным, на следующей неделе ожидается визит в Казань с непременным посещением КАПО премьер-министра РФ Дмитрия Медведева — косвенное доказательство реальности суперзаказа...


.
У КАПО большой опыт строительства "напичканных" спецаппаратурой самолетов

В ИНТЕРЕСАХ ФРОНТОВ И АРМИЙ...

Как сообщили газете «БИЗНЕС Online» несколько источников в авиастроительной отрасли, решен вопрос о заказе ОАО «КАПО им. Горбунова» 10 самолетов РЭБ на платформе Ту-214. На заводе не стали комментировать эту информацию.

Насколько вероятно, что неофициальная информация превратится в приятный для казанского авиазавода факт?

Первое, что отмечают эксперты, — насущность вопроса. «У России самолетов РЭБ как таковых почти нет, — рассказал «БИЗНЕС Online» директор центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко. — В отличие, например, от США. А для решения задач противодействия противнику самолеты РЭБ как специализированные функциональные боевые единицы очень нужны».

Что такое РЭБ? Это воздействие радиопомехами на радиоэлектронные средства разведки, связи и управления противника для затруднения их работы и, соответственно, защита от аналогичных действий со стороны противника. В эпоху высокоточного оружия вещь незаменимая. Комплексы РЭБ предназначены для прикрытия войск и территорий от радиолокационного обнаружения, противодействия самолетам дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ), защиты летательных аппаратов от поражения авиационными и зенитными ракетами. «РБ — это не только самолеты, но и вертолеты на базе Ми-8, и наземные комплексы, — рассказал «БИЗНЕС Online» главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. — У каждого комплекса — свое предназначение целевое, у каждого — свой состав аппаратуры по разведке и подавлению. Масштаб действий самолета РЭБ типа Ту-214 — оперативный и оперативно-стратегический, в интересах фронтов и армий».

Словом, не удивительно, что тема РЭБ сегодня не сходит со страниц не только специализированных, но и популярных изданий.

КАПО + КРЭТ?

Второй вопрос: почему Ту-214? Мураховский тоже отметил, что самолетов РЭБ у России сейчас, по сути, нет. Но работы по их созданию ведутся. Об этом в прошлом году в интервью РИА «Новости» говорил генеральный конструктор систем и средств РЭБ, заместитель гендиректора ОАО «Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) Юрий Маевский. Кроме того, в прошлом году «Известия» писали об испытаниях нового комплекса РЭБ на базе построенных еще в Советском Союзе Ил-22. Как рассказал источник газеты в минобороны, командование ВВС настаивало на установке «Порубщика» на другой самолет, но новых платформ с нужными характеристиками (скорость и время полета) не нашлось. А Ил-22 прослужат максимум 10 лет. Были сведения и о вариантах самолета РЭБ на базе грузового Ил-76.

«Ил-22 — морской компонент РЭБ, — считает Мураховский, — а Ил-76 для этого великоват, на их базе делают самолеты ДРЛОиУ А-50, сейчас разрабатывают А-100. Платформа Ту-214 вполне подходит для таких задач». Главный редактор отраслевого портала Aviaru.net Роман Гусаров считает выбор Ту-214 «неплохим решением», поскольку самолет способен преодолевать большие расстояния. Любопытной информацией с «БИЗНЕС Online» поделился бывший генеральный директор КАПО, а ныне исполнительный директор ОАО «Ак Барс Аэро» Васил Каюмов: «Когда мы только начинали раскручивать вопрос по Ан-70, предлагалось сделать самолет РЭБ на его базе. Хотя я тогда говорил, что Ан-70 — это такая «курочка в гнезде» (а сейчас ситуация еще более усугубилась), и предлагал рассматривать 214-ю машину. Возможно, сейчас к этому вернулись. К тому же надо учитывать, что на базе Ту-214 уже сделаны такие спецсамолеты, как Ту-214ОН, Ту-214Р, Ту-214СР, Ту-214ПУ».

Выбор КАПО может быть обусловлен и упрощением вопросов интеграции планера и аппаратуры РЭБ. Предположительно ее будет делать вышеупомянутый КРЭТ (и Каюмов отметил, что «тема где-то пересекается с колесовским холдингом»), точнее, его казанские предприятия. Тем более что подконтрольное гендиректору КРЭТ Николаю Колесову ОАО «КОМЗ» уже вплотную участвует в создании вертолетов РЭБ. Более того, в Казани планируется создание холдинга, специализирующегося на разработке и выпуске аппаратуры «свой-чужой» и РЭБ. В общем, авиазавод и комплектатор будут находиться «через забор», что во многом упрощает дело. В самом КРЭТ не стали комментировать информацию источников «БИЗНЕС Online».

Главный редактор отраслевого портала «АвиаПорт.Ru» Олег Пантелеев настроен в отношении КАПО оптимистично: «Об этом заказе я слышал еще накануне МАКСа-2013 от неофициальных источников. Так что вероятность того, что это произойдет, очень высока, этот вопрос был почти решенным уже тогда. Поставщиком оборудования для самолетов, предположительно, будут предприятия КРЭТ. Эта тема дискутируется, но не знаю, насколько она продвинулась. Думаю вопрос решен в той части, что носителем будет Ту-214».

«10 САМОЛЕТОВ — ЭТО ТОЛЬКО НАЧАЛО»

Третий вопрос: насколько можно верить информации о количестве — 10 Ту-214РЭБ? Ведь таких масштабных заказов на КАПО не видели с советских времен.

«Очень большое количество самолетов, — отметил Гусаров. — Даже непонятно, зачем столько. Такие самолеты применяются не очень интенсивно. Срок службы у них длительный, потому что летают они немного, ресурса хватит на много лет. Это же на экстренные случаи машина. Если только мы не собираемся участвовать в глобальных войнах? Но, наверное, военным виднее, и для того чтобы закрыть все подступы к стране, именно 10 штук и нужно». «Количество совершенно не удивляет, — считает Пантелеев. — Можно предположить, что в нынешних условиях для обеспечения операций на театре военных действий на каждом из потенциально опасных направлений должно быть минимум по два борта, а на каких-то — и три. Так что абсолютно логично». А Мураховский уверен, что 10 самолетов РЭБ — это очень мало: «В советское время была целая авиадивизия (грубо говоря, около сотни самолетов), вооруженная постановщиками помех Ан-12ПП. Она поднималась и в полосе 300 километров давила все радиоэлектронные средства противника, чтобы обеспечить и борьбу за превосходство в воздухе, и действия наземной группировки. Так что 10 самолетов — это только начало: потребность гораздо больше, несколько десятков».

.
Сегодня КАПО выпускает два Ту-214 в год

И тут возникает четвертый вопрос: как КАПО справится с таким заказом? «КАПО без надрыва, в штатном режиме, может делать три Ту-214 в год, — констатирует Пантелеев. — Если дополнительно набрать персонал, но не проводить технического перевооружения, максимум — 6 самолетов. Так что с учетом других заказов это вопрос распределения — когда, какие машины, для каких заказчиков будут строиться». Не столь оптимистичен Каюмов, но подчеркивает, что не все зависит от КАПО: «Большая проблема по компаниям, которые занимаются «начинкой» самолета. Ту-214Р подняли еще 24 декабря 2009 года, а до сих пор машина не сдана. Потому что идут постоянные доработки, постоянное несовпадение желания одних и возможностей других. То же самое — по Ту-214ОН. А борт как носитель заводом изготовлен. Но завод же не может сказать: я борт отдал, а дальше как хотите... Несправедливо, что это клеймо приклеилось к заводу: дескать, все, что не выполнено, это КАПО».

Мураховский уверен, что у предприятия нет другого выхода, кроме как справиться: «В подробностях не представляю ситуацию на КАПО, но думаю, что заводу тяжело — по оборудованию, кадрам, технологиям. Однако надо же когда-то начинать».

Н у и последнее (четвертое) «за» в пользу того, что КАПО ожидает суперзаказ, — это тот факт, что на будущей неделе в Казани ждут Дмитрия Медведева, российского премьера, с целым десантом российских VIP-ов. Одно из главных мест их посещения — Казанский авиазавод.

Какой эффект будет иметь для КАПО заказ на самолеты РЭБ? (21.03.14-22.03.14)
6%Затягиванием выполнения заказов КАПО испортило себе репутацию, заказ может сорваться
35%Это будет грамотный ход ОАК с точки зрения распределения загрузки между заводами – сегодня ими обделено только КАПО
29%Заводу не хватит людей, ресурсов на выполнение такого заказа
30%Заводу давно обещаны большие преобразования, новый заказ – это их подтверждение
Ваш голос учтен
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (28) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    21.03.2014 08:21

    Мы уже достаточно сильны для возобновления гонки вооружений. Только у нас остров стабильности, а запад уже давно в кризисе. Поэтому им с нами вряд ли удастся тягаться на равных. Сегодня у процветающей России хватит средств и на оружие и на социальные программы. Развитие ВПК даст новые рабочие места, толчок науке и подъем патриотизма

  • Анонимно
    21.03.2014 08:40

    Е-мое, дайте КАПО уже работу - людям надо дать почувствовать себя незаменимыми. Мураховский прав - хотя завод в тяжелом состоянии, начинать-то все равно с чего-то надо.

  • Анонимно
    21.03.2014 08:41

    Может все-таки на КАПО сделать два направления-гражданские самолеты; военные самолеты.

  • Анонимно
    21.03.2014 08:51

    здорово конечно. только за последние 2-3 года мы уже о каких только суперзаказах не слышали, а их все нет и нет.

  • Анонимно
    21.03.2014 09:03

    Предыдущий визит Медведева с заявлениями по Ан-70 заставляют насторожиться - что на этот раз?

  • Анонимно
    21.03.2014 09:23

    То что заказы на КАПО будут это класс. Единственное что смущает это выбор самолета-носителя. Почему-то у антиподов для РЭБ в основном используют доработанные истребители/штурмовики. У немцев и итальянцев та же ситуация - навешали электроники на Торнадо и вперед. Возможно на другом заводе тоже заказ будет на модифицированные для целей РЭБ истребители.

    • Анонимно
      21.03.2014 09:50

      Истребители-штурмовики - это РЭБ другого уровня, тактического, здесь же речь идет об армиях и фронтах. Кроме того, вообще на каждом самолете есть собственная аппаратура РЭБ.

      • Анонимно
        21.03.2014 11:33

        Поэтому и написал, что возможно будут заказы на мелкие самолеты РЭБ на других заводах. Для некоторых операций (типа налетели, отбомбились и улетели пока ПВО не очухалось) небольшие маневренные и немного вооруженные самолеты РЭБ предпочтительнее.

        • Анонимно
          21.03.2014 19:11

          Спищиалист выискался. Стратег!!! Бомбить он будет. Кого! Может афганцев, чеченцев.

  • Timur
    21.03.2014 09:32

    Димон приедет,"разрулит" ситуацию,далее смотрите,как бы чего не вышло... )))Ну? вот зачем ему ехать? Все равно он ни черта не разбирается в вопросах авиации,мало того,от него ничегошеньки не зависит, конечное решение за кем? Так поглазеть,сделать важный вид и свалить отлив на граните.Решение как всегда кулуарно будет принимать Путин,наш рулевой,надежда и опора Россиии.Иногда создается впечатление,правительство наше-лишнее звено,лучше бы взял на себя,хотя он и так взял,тогда вопрос в чем? Надо разогнать лишнее звено,будет экономия народных средств,да и со здравым смыслом будет порядок.

    • Анонимно
      21.03.2014 11:48

      ну на уровне России работы я думаю всем хватает, а вот в Татарстане однозначно кабмин это просто дублирующая АП структура и не только бесполезная а тормозящая дело структура

  • Анонимно
    21.03.2014 09:35

    Надо начинать. Да, вначале будут проблемы со специалистами. Но сколько народа, окончивших КАИ, околачивается где попало. Там, мне кажется, зарплата будет нормальной и люди пойдут. Это будет хорошо и для обороны страны и для Казани.

  • Анонимно
    21.03.2014 09:56

    Главное начать, а там война план покажет.

  • Рамиль
    21.03.2014 10:22

    Очередной Е-мобиль..

  • Анонимно
    21.03.2014 10:23

    Вериться с трудом, но все же...Согласна с тем, что специалистов не хватает, но на заводе много прикормышей из числа родственничков, если их сократить, а рабочему классу и ИТР увеличить зарплату,наладить социальную инфраструктуру,то народ пойдет, дай Бог!

  • Анонимно
    21.03.2014 10:31

    Опять в заводоуправлении будут менять линолеум, как в прошлый раз. За счет работников.

  • Анонимно
    21.03.2014 11:44

    10 самолетов РЭБ - это круто, это вам не смена часовых поясов. Сделаем не 2 самолета, а 2 с половиной в год, и заткнем супостата за пояс. Ура, товарищи. Страна встает с колен, принимает низкий старт и остается на четвереньках. Позиция устойчивая и стабильная.

    • Анонимно
      21.03.2014 16:46

      Если за 10 лет цен на нефть в 105 $ она не встала с колен, так полувоееном положении и под эмбарго она с чего встать должна с колен-то??? Все бушлаты с тушенкой и АК-74 раздав могущество гос-ва укрепится?

  • Анонимно
    21.03.2014 12:03

    соколы защитим небо родины.

  • Анонимно
    21.03.2014 12:35

    Начинаем гонку вооружения??! Интересно, чем все закончиться. Или останемся без штанов или превратим всю Землю в радиоактивную пепельницу. И то и другое сильно вдохновило наших ура-патриотов.

  • Анонимно
    21.03.2014 12:40

    Веньяминыч полностью тебя поддерживаю,Медведев и все наше правитительство нечего не решают,а решают АП и Президент.Если такие заказы будут,то это очень хорошо,может потом на гражданские самолеты переключатся.Настораживает только,что это связывают с Медведевым,а он человек не ....... .

  • Анонимно
    21.03.2014 14:57

    В России нет современной элементной базы. Все цифровые микросхемы процессоры выпускаются на западе и азиии на заводах США.

  • Анонимно
    21.03.2014 15:43

    Teamcenter то внедрили уже? Научили пользоваться? Или до сих пор детали в Excel считаете?

  • Анонимно
    21.03.2014 15:49

    На что пойдут ДИВЕДЕНДЫ собственников от такого крупного заказа: наверно на переоснащение предприятия, повышение квалификации работников и разработку инновационных и перспективных направлений деятельности, а не в свои банки-кошельки: Ак Барс и Татсоцбанк!

  • Анонимно
    21.03.2014 20:26

    Каюмова только не хватает....

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль