Общество 
22.03.2014

Тимур Ямашев: «Почему «Метроэлектротранс» занимается непрофильной работой?»

Минусы трассировки второй ветки казанского метро

Руководитель казанского «Метроэлектротранса» Асфан Галявов представил на этой неделе измененные планы строительства второй линии. Какие-то изменения оказались положительными, но в целом философия будущих планов вызывает очень много вопросов и сомнений в эффективности, считает известный казанский блогер и активист общественного движения «Казанцы за общественный транспорт» Тимур Ямашев. В своей очередной статье, специально подготовленной для «БИЗНЕС Online», он аргументированно критикует представленный вариант строительства новой линии метро.

УПРАВДОМ, СТАВШИЙ АРХИТЕКТОРОМ

Прежде чем обсудить изменения в планах метростроя, надо обратить внимание на организацию, занимающуюся этим планированием. МУП «Метроэлектротранс» заявило, что оно выбрало концепцию развития метро, а также планирует выполнять часть работ. Однако, как известно, в России не так много институтов, проектирующих подземные сооружения, и МЭТ к ним не относится. Еще меньше (а именно два) институтов, изучающих транспортные потоки на стратегическом для города уровне. Поэтому вполне логичен вопрос, почему вообще управляющая организация МУП «Метроэлектротранс» занимается непрофильной работой.

При этом в МЭТе затруднились ответить, сколько потребуется денег на строительство и как изменится пассажиропоток после введения всей ветки: «это необходимо просчитывать». А ведь пассажиропоток — это самое главное, ради чего затевается дорогая подземка! Ситуация напоминает управдома, который решил стать архитектором и подработать строителем. А на сколько жителей дом и какая цена — неважно... Безусловно, точка зрения эксплуатанта должна учитываться, но нельзя мнением непрофильной организации подменять интересы целого мегаполиса!

МЕТРО НА ПУСТЫРЕ

Несмотря на «косметические» изменения, суть второй линии осталась прежней — это кольцевая линия, соединяющая спальные районы улиц Фучика и Чуйкова. В своей статье «Казанское метро — где надо или где проще?» я уже расписывал четыре недостатка подобной трассировки. Три из них, ключевые, по-прежнему остаются. Обновленный план исправил лишь одно упущение: вспомнили про нормативные требования и сдвинули станцию «Казань-Арены» в сторону улицы Адоратского, к жилмассивам и торговым центрам. Действительно, новое положение будет гораздо востребованнее по сравнению со стадионом, который пустует 6 дней в неделю. Однако в том же представленном варианте оказался и обратный пример: посреди пустыря появилась станция «Ипподром». Посещаемость ипподрома еще ниже, чем футбольного стадиона, поэтому существование такой станции вообще ничем не оправдано.

.
Для кого построят станцию «Международный конно-спортивный комплекс»?

3D ПРОТИВ КОЛЬЦЕВОЙ ЛИНИИ

Линии метро всегда, по возможности, прокладываются по направлениям основных пассажиропотоков. Это делается для уменьшения крюков и сокращения длины поездки. Чем длиннее поездка, тем больше затраты и экономические потери. В масштабах всего казанского метро речь идет о суммах в сотни миллионов ежегодно. Согласно предложенной МЭТом трассировке, основным направлением в Казани получается связь улиц Фучика и Чуйкова. Это два спальных массива. Нужно ли между ними метро? Сейчас их связывает два автобусных маршрута — 45 и 62. Причем последний из-за низкого качества обслуживания в последнее время сильно сбавил и скоро будет отменен. 45-й автобус загружен хорошо, но и назвать его переполненным нельзя. В сутки этот маршрут перевозит порядка 30 тыс. человек. Линия метро может перевезти столько за полчаса.

.
Вариант схемы с развитием «классических» радиальных линий
(чтобы увеличить картинку, кликните по ней)

В одной из самых цитируемых научных статей в журнале Transportation Research специалисты Калифорнийского университета вывели правило 3D для успешного планирования: density, diversity, design (плотность, разнообразие, дизайн). Наиболее эффективным будет такой транспортный коридор, который:

проходит через районы с высокой плотностью жилья или деловой активности. Наибольшая плотность человеческой активности всегда была и останется в центре Казани.

— содержит в себе районы различной направленности: зоны жилья, отдыха, работы и торговли. Этот пункт особенно подчеркивает бессмысленность кольцевой линии, соединяющей однотипные «спальники».

— имеет удобную инфраструктуру для пешехода. Этот пункт также играет в пользу центра Казани, где среда удобнее для пешеходов. Тротуары лучше очищаются от припаркованных машин и снега со льдом, больше зебр и меньше переходов с лестницами.

Как видно, все три фактора указывают на предпочтительность строительства Азинского и Савиновского радиусов, соединяющих «спальные» районы с центром города.

СТАНЕТ ЛИ КАЗАНСКОЕ МЕТРО РЕКОРДСМЕНОМ?

Аналогичные выводы делают и сеульские исследователи в журнале Cities. На примере своего развитого метро они показывают, что наибольшую отдачу дают станции в центре Сеула и в прилегающих зонах. Более обширная статья в Journal of The Royal Society Interface, обозревающая развитие метро в основных мегаполисах мира, показывает, что число станций на периферии и в центре колеблется в районе 50±15%. Если предложенный МЭТ план будет реализован, то в центре Казани окажется лишь 3 станции из 22, то есть лишь 14%. Для всего мира это будет рекордно низкое значение. Нечто подобное и «уникальное» наблюдается только в Глазго, где единственная кольцевая линия из 15 станций перевозит 36 тыс. пассажиров в день. Это в три раза меньше казанского, хотя сам город насчитывает почти 2 млн. жителей. Будем надеяться, что Казань не будет делать схожие ошибки и пойдет в сторону более позитивных рекордов.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (57) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    22.03.2014 14:17

    2 линия метро должна проходить через центр и в сторону Корстона, через правый берег Казанки. Весь поток из аэроэкспресса на центральном ж.д. вокзале и из других тысяч мест выльется на дороги и мосты в стоячем центре. Есть возможнось сделать по уму, то сделайте черезцентр метро. То предлагают делать под 10-ти полосной Ямашева-Победы с трамваем сверху и между спальными районами по сути, то везти под такой же широкой Вишневского-Адоратского-Чистопольская с 7 развязками сверху на пути следования этой 2-й линии метро, о чем заявил Метшин. Теперь хотят вести под 8 полосной Фучика-Чуйкова. Не надо оставлять центр без метро, тем более аэроэкспресс и ж.д вокзал, далее в сторону пл.Тукая (изначально сделана, как пересадочная), Маркса-Ершова (район Корстона) и к парку Универсиады(район Ривьеры и место проведения ЧМ2018).Оно строится не год и стоит космос. Не делайте из 2-й линии аттракцион ведя под 10 полосными проспектами с развязками на них же сверху. Все линии должны проходить через центр и заторов на подъездах мостах и в центре не будет.Альтернативы нет в центре, кроме метро, когда город разделен на части рекой, новых дорог не построишь в центре, закупи хоть 1000 МАЗов и НеФАЗов, они все будут стоять в пробке. Тем более легче и логичнее будет добиваться финансирования из фед.бюджета в рамках требований ФИФА по транспортной инфраструктуре к ЧМ2018, связав аэроэкспресс с районом Ривьеры, через центр. Не делайте линию призрак под 10 полосными проспектами, между спальниками. Потомки не поймут, если центр будет без новых линий метро и будет задыхаться в пробках, тем более платный въезд хотите сделать. Проведите 2 линию через центр, как предлагается выше и люди сами выберут метро, а не личный транспорт в центр. Вот и платный въезд, можно, тогда сделать. 4 станции реально до 18 года сделать по уму.Почему нет проекта и обсуждения, а идут из всех уст бредовые идеи о трассировке под 8-10 полосными проспектами и в то же время аэроэкспресс и центр города остается без 2 линии метро, а еще хотите на другом конце аэроэкспресса, т.е у МАКа построить инфраструктуру под Всемирное ЭКСПО"2020, с центрального ж.д вокзала должна идти 2 линия. Не нужна 2 линия под 8-10 проспектами на окраинах, если хотите чтобы граждане ездили в центр на ОТ.Как в басне Крылова "Лебедь, рак и щука ". СмартСити у МАКа под Всемирные ЭКСПО"20 с аэроэкспрессом до центального жд вокзала отдельно, ЧМ2018 отдельно, 2 ветку метро хотят делать под 8-10 полосными проспектами у спальников, напичканные развязками, опять отдельно от первого проекта (ЭКСПО"20). Центр города отдельно и без 2й ветки метро, но с потоком с аэроэкспресса в стоячем центре, тоже отдельно. Принимают еще отдельное решение сделать платный въезд в центр в будущем. На самом деле, как в басне Крылова. Может связать все решения в один узел и сделать стратегию единую???

  • Анонимно
    22.03.2014 14:37

    Около Ипподрома есть Мега, большой заселенный и еще строящийся жилой комплекс и рукой подать до ключевых точек: Искра-Ершова-Абжалилова. Станция метро там будет востребованна.

  • Анонимно
    22.03.2014 14:39

    Около Ипподрома есть Мега, большой заселенный и еще строящийся жилой комплекс и рукой подать до ключевых точек: Искра-Ершова-Абжалилова. Станция метро там будет востребованна.

  • Анонимно
    22.03.2014 15:13

    Согласен с Тимуром. Ошибочно думать, что проживающие в Азино будут ехать через весь Квартал, чтобы пересесть на станции Яшьлек и попасть в центр. Долго и не удобно. Ветка через спальники не решит проблему. Сибирский тракт, Советская площадь, Акчарлак, А.Кутуя, Гвардейская так и будут стоять в пробках.

    • Анонимно
      22.03.2014 22:52

      азинские доедут до пр.победы и пересядут на ветку в центр

  • Анонимно
    22.03.2014 15:32

    4рокК сведению автора Ново-Савиновский район является самым густонаселенным районом нашего города,можете открыть сайти мэрии там есть расклады по плотности.Не совсем понял где будет станция ипподром.но в любом случае рядом в перспективе будет массовая застройка,так как там один из самых свободных кусков казани,плюс там есть 21 век неподалеку.Напомню что от корстона до ривьеры имееются планы на строительство канатной дороги,про это писали и в БО в т.ч. Как ни крути а в казани даже с такой схемой метро пассажиропаток будет расти:-скорость метро однозначно будет быстрее нежели на авто в пиковые часы- в Казани очень чистое и комфортное метро,и как мы знаем там вполне готовы проехаться не только простые бюдженики,но и вполне состоятельные люди

  • Анонимно
    22.03.2014 15:42

    Как раз из "спальников" очень тяжело и долго добираться куда-нибудь. В центре есть метро - Кольцо. Вполне достаточно. Сделайте на Горках и в Савиново, и люди вам спасибо скажут.

    • Анонимно
      22.03.2014 16:24

      Для связи Горок и Савиново есть широкие Пр.Победы и Пр.Ямашева на которых много общественного транспорта, 5 трамвай. Основной поток из "спальников" в центр! Как из Савиново или из Азино вы попадете на ст. Пл.Тукая, раз вам одной её достаточно?

    • Анонимно
      22.03.2014 17:24

      Центр не только Кольцо. Есть площадь Свободы, Чеховский, Московская. Всем студентам очень надо!

    • Анонимно
      22.03.2014 21:20

      И куда добираться "куда-нибудь" из спальников тогда, к одному Кольцу ездить?) Центр слабо охвачен метро, не охвачены район пл.Свободы-Маркса, район парка Горького-Чеховского рынка-Вишневского-Достоевского, район Тукая-Татарстан-Кирова.

      • Анонимно
        23.03.2014 11:19

        что касается недоступности Чеховского рынка, Вишневского - там рядом метро на Эсперанто, 10 минут ходьбых

  • Анонимно
    22.03.2014 16:01

    А Кировский район в Казань как для численности только?

  • Анонимно
    22.03.2014 16:08

    Посчитайте пассажиропоток как когда вводили новую транспортную схему,+ перемещение индивидуального автотранспорта по городу - после этого сделайте выводы.

  • Анонимно
    22.03.2014 18:29

    Если будет ветка из Азино, то в будущем ее можно соединить с центральными станциями гораздо быстрее, чем строить с "нуля"

  • Анонимно
    22.03.2014 19:07

    Если в ближайшее время построят станции 10 микрорайон, Ломжинскую и Сахарова, то большая часть Азино получит возможность ездить на метро в центр, правда с небольшим крюком. Логичнее было бы не сделать это 2-ой веткой, а продолжить 1-ую, удлиннив ее, чтоб не пересаживаться с поезда на поезд на Фучика/Дубравной. Даже с небольшим крюком можно будет проехать из Азино в Центр за 15 минут.

  • Анонимно
    22.03.2014 19:31

    Предложенная МУПом ветка – феерическая тупость. Не понятно почему они на ней так настаивают, когда каждый специалист, и даже не специалист, а простой житель азино и житель квартала говорит, что это не удобно! Все говорят это не удобно, а им хоть бы что.

    • Анонимно
      22.03.2014 22:54

      за всех не говориочень удобно: надо в центр - поехал до победы, пересел на ветку в центрнадо на квартал - доехал

      • Анонимно
        23.03.2014 20:17

        Логика железная. Ну раз надо, так конечно надо. Надо в центр, оделся потеплее и пешком, че уж, раз надо, так дойдешь по-любому.

    • Анонимно
      23.03.2014 10:28

      "...почему они на ней так настаивают..."Потому, что есть лоббисты в лице подрядчиков, субподрядчиков, снабженцев, проектантов... Точнее, их собственники, бенефициары (сами знаете, кто), желающие оседлать финансовые потоки. Проще "осваивать объемы" на неквалифицированных земляных работах на пустых территориях. В центре, на радиусах инженерам думать надо, механизаторам иметь мастерство и квалификацию.

      • Анонимно
        23.03.2014 15:39

        А еще нужно иметь финансы, причем рассчитанные на несколько лет и не зависящие от федералов. Начать строить легко, а дальше что? Перекопанный и перегороженный центр города и введенная раз в пятилетку станция?

        • Анонимно
          23.03.2014 20:29

          Просто детские отмазки. На сколько нормальная схема метро дороже распилочной? Никто и не считал.

  • Анонимно
    22.03.2014 20:12

    "Сейчас их связывает два автобусных маршрута — 45 и 62. Причем последний из-за низкого качества обслуживания в последнее время сильно сбавил и скоро будет отменен."62 автобус сбавил из-за нехватки средств у перевозчика на закупку новых автобусов, в то время как старые развалились. Но сейчас уже на маршрут выходит около 10 новых автобусов, маршрут стал ходить чаще. Может быть, скоро и также часто как и раньше ходить станет. Поэтому про "скоро будет отменен" автор домыслил явно не в тему :)

  • Анонимно
    22.03.2014 20:26

    Моё предложение по схеме развития казанского метро!http://vk.com/feed?z=photo14113044_324849603/album14113044_00

    • Анонимно
      22.03.2014 22:04

      Крюк зелёной линии на компрессорный ничем не оправдан.

      • Анонимно
        23.03.2014 07:43

        Вообще-то ТИГП и КГАСУ планируют, но не знают где в этом городе работают, учатся, отдыхают, а где спят. Мерия тоже шарахается по этой причине и невнятно бормочет - моделирование не заказывают в АН РТ и КФУ. Все пока "на шару" и "Авось". Слабая проработка и без народа - очередной "Вантуз"

        • Анонимно
          23.03.2014 17:55

          Метро в спальных районах не менее востребовано, чем в центральных.

  • Анонимно
    22.03.2014 20:33

    Все верно Тимур пишет. Строить метро с квартала в Азино для кого? Девушками между паркхаусом и мегой кататься только.

    • Анонимно
      24.03.2014 08:49

      По себе то не судите. Пассажиропоток в оба направления достаточно большой. Южная трасса постоянно загружена.

  • Анонимно
    22.03.2014 20:47

    Вариант схемы с развитием «классических» радиальных линий - СУПЕР!!!!

  • Анонимно
    22.03.2014 21:23

    Ветку из Азино после компрессорного нужно направить в центр - цпкио, площадь свободы

  • Анонимно
    22.03.2014 22:12

    Козе понятно, что новую линию следует строить от вокзала через кольцо, парк Горького, Адоратского-Ямашева, компрессорный в Азино.

  • Анонимно
    22.03.2014 22:55

    эт 45 нельзя назвать переполненным?? аффтар, пеши исчо

  • Анонимно
    23.03.2014 07:27

    вообще все неправы, оторванные от действительности автолюбители или собственники, мечтающие, чтобы из подъезда был выход в метро. Станции нужно строить в социально значимых местах, чтобы в решении социальных задач времени на транспорт было минимум, а значит, вторая короткая ветка метро должна идти по ключевым точкам:1. ЖД вокзал2. Автовокзал/Речной порт3. РКБ/Южный Автовокзалдальше, линию через две станции (Проспект Победы, Дубравная) ведем в Ново-Савиновский район через социальные точки - торговые центры, спортивные объекты, городские парковки и т.д.Пересекаем станцию с Авиастроительной и уводим ее на Жилплощадку (оргсинтез).5 трамвай не рассматриваем из-за устаревшей схемы движения.Эта схема позволяет не смешивать иногородний транзитный трафик с основным трафиком и одновременно создает так называемую рабочую ветку - в основных направлениях движения людей спешащих на работу не в центр с удобными точками пересадки "в центр".Это комментарий не диванного теоретика

  • Анонимно
    23.03.2014 09:09

    когда начинали строить первую ветку в Казани практически не было машин поэтому удалось провести метро через центр думаю сейчас этот номер не пройдет да и грунты там сложныена картах 3d просто рисовать но надо и реалии учитыватьи цель этой ветки не связать азино с кварталом а как раз наоборот вывести поток с этих районов на центральную ветку

  • Анонимно
    23.03.2014 09:10

    Предложенная схема новой ветки МЭТ далека от идеала и потребностей населения города. Рациональные схемы двух новых веток предложены в данной статье и комментариях к ней. Необходимо еще учесть потенциал перехватывающих парковок в районе Компрессорного и развязки Мамадышского тракта с проспектом Победы как будущих станций метро двух предлагаемых новых веток

  • Анонимно
    23.03.2014 10:18

    Спорим от дербышек до комперссорного была бы самая пиковая нагрузка? )

  • Анонимно
    23.03.2014 13:21

    Наше метро не такое уж и быстрое. Бывает поезд ждёшь 10-15 минут. В итоге даже на маршрутке бывает быстрее.

  • Анонимно
    23.03.2014 21:57

    Стройте столько веток, сколько захотите. Но деньги черпайте из местного бюджета. Из бюджета РТ брать не стоит. Автор-теоретик, в общественном транспорте ездит раз в год

  • Анонимно
    24.03.2014 00:13

    Правильно всё это - вариант МЭТ никуда не годится, нужна только радиальная схема! Из спальников необходим выход напрялую в центр. А то не успели объявить "окончательный" вариант,как риэлторы тут же отреагировали по-спекулятивному, вмиг взвинтив цены на квартиры в Азино на 100 тыс. руб.

  • Анонимно
    24.03.2014 00:24

    Метро обязательно должно быть в районах РКБ-Солнечный город, Автовокзал-Речной порт, БСМП на Чуйкова

  • Анонимно
    24.03.2014 09:11

    Метро однозначно должно идти или по Ямашева или по Амирхана-это самая напряженная трасса. Обязательно надо захватить и Вишневского. СЕйчас ужасная схема маршрута.

  • Анонимно
    24.03.2014 09:46

    Не будет никаких вторых веток. Сдадут "Дубравную" и всё, это будет последняя станция казанского метрополитена.

  • Анонимно
    24.03.2014 12:05

    Господин, Ямашев, а что же вы скрываетесь под чужим именем? За светлую идею под чужим именем негоже ходить...На вашем же сайте, есть фото где "Южка" вся забита машинами и в пробке стоят автобусы, а наличие трамвая не спасает. Нужно метро, вторая ветка, не идеальный маршрут, но судя по потоку машин и людей, нужный!

  • Анонимно
    24.03.2014 13:25

    В целом согласен.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль