Общество 
21.03.2014

Сара Садыкова потеряла лицо

Для памятника татарскому композитору-классику в Казани не находят места

В Госсовете Татарстана накануне неожиданно всплыла тема установки памятника известному татарскому композитору Саре Садыковой. После выступления министра культуры РТ Айрата Сибагатуллина на правительственном часе о развитии культуры в республике депутат Роберт Миннулин задал вопрос на засыпку: а будет ли все-таки установлен памятник Садыковой? Решение кабмина об установке памятника, принятое кабмином еще в 1997 году, до сих пор не выполнено. «БИЗНЕС Online» стали известны скандальные обстоятельства, вызвавшие такую странную задержку: оказывается, памятник отлит еще 7 лет назад, но до сих пор пылится на заводе, и у скульптуры... нет лица. Маску, выполненную в гипсе, не отдает автор — скульптор Рада Нигматуллина.


.
Айрат Сибагатуллин рассказал, что было совещание по поводу памятника Сары Садыковой, поскольку возникли сложности с местом его расположения

«РАДА НИГМАТУЛЛИНА СОЗДАЛА ПАМЯТНИК 7 ЛЕТ НАЗАД»

Накануне на заседании республиканского парламента неожиданно всплыла тема установки памятника известному татарскому композитору, актрисе, певице Саре Садыковой. После выступления министра культуры РТ Айрата Сибагатуллина на правительственном часе о развитии культуры в республике депутат Роберт Миннулин спросил: а будет ли все таки установлен памятник Садыковой? Сибагатуллин взял паузу, а затем сказал, что на днях было совещание на эту тему, поскольку возникли сложности с местом расположения памятника. Но он обязательно будет установлен, как выразил надежду министр, в этом году.

По удивительному совпадению в редакцию «БИЗНЕС Online» буквально на днях попало письмо представителей татарской диаспоры Москвы, касающееся этой же проблемы. Они пишут: «Московской татарской общественности стало известно, что увековечение памяти и установка памятника выдающейся актрисе, певице и композитору Саре Гарифовне Садыковой (она умерла в 1986 году) уже длительное время наталкивается на труднопреодолимые, бюрократические препятствия и фактически зашло в тупик. Со слов ее дочери Альфии Айдарской известно также, что указ кабинета министров РТ от 13 марта 1997 года об установке памятника до сего времени не исполнен надлежащим образом, хотя решение этого вопроса было возложено на министерство культуры РТ и администрацию Казани.

Для данного скульптурного ансамбля, изготовленного в 2007 году по проекту народного скульптора РТ, заслуженного деятеля искусств РТ и РФ, лауреата Госпремии им. Тукая Рады Нигматуллиной, до сего времени не найдено достойного места в Казани, и он лежит на заводе, покрытый пылью. Место, выделенное властями города в тесном, практически безлюдном пространстве, окруженном многоэтажными зданиями, закрывающими вид на памятник, не может удовлетворить широкую татарскую общественность и всех любителей музыки». Под письмом — 11 подписей: писатели, ученые, общественные деятели.

Занимался ли этой становящейся скандальной проблемой союз композиторов РТ? «Это дело министерства культуры республики, а у нас нет механизмов воздействия на него. Наш творческий союз и так делает гораздо больше, чем аналогичные союзы в других регионов. Что касается памятника Саре Садыковой, конечно, для него должно быть выбрано достойное место, но мы даже не знаем, кто этот памятник заказывал», — прокомментировал ситуацию председатель союза композитов РТ Рашид Калимуллин.

«МАСКА — ЭТО НАШ ЗАЛОГ»

Ситуация немного прояснилась после телефонного разговора с дочерью заслуженного художника РФ и народного художника РТ, лауреата Государственной премии РТ Рады Нигматуллиной Мариной. Она вместе с сестрой Изабеллой является соавтором монумента Саре Садыковой. Сама Нигматуллина по состоянию здоровья не может общаться с прессой.

По словам Марины, Радой Нигматуллиной был создан целый ансамбль. По ее замыслу, Сара Садыкова стоит чуть облокотившись на пианино, а ее окружают фигуры семи девушек — это персонажи ее песни «Семь ключей», которая, в свою очередь, написана по мотивам татарской легенды. Ансамбль должен находиться в окружении деревьев, у его подножья следует разместить скамейки, небольшую сцену, чтобы можно было проводить концерты. Естественно, ансамбль должен утопать в зелени.

«Фигуры Сары Садыковой и девушек отлиты из бронзы, а вот для пианино был доставлен чудесный кусок гранита, но за эти годы он куда-то исчез. Кроме этого, по замыслу мамы, там должен быть небольшой фонтан. Одним словом, в городе может появиться еще одна зона для отдыха горожан, причем зона, связанная с ярким представителем нашей культуры. В 2004 году было принято постановление кабинета министров РТ о том, что этот ансамбль должен расположиться на Юнусовской площади, но решение никто не думает выполнять», — рассказывает Марина Нигматуллина.

Но Раде Нигматуллиной сразу же сказали, что не будет никаких фонтанов. А потом как-то выяснилось, что и на Юнусовской площади памятник Саре Садыковой никто устанавливать не собирается.

Тогда Нигматуллина пошла на принцип. Хотя скульптор и получила гонорар за свою работу, она не отдала маску, выполненную в гипсе, так что памятник нельзя считать завершенным. Но, как утверждает Марина, она отдаст ее в тот же день, когда решится ситуация с местом. Отлить маску из бронзы — это дело двух дней.

.
Рада Нигматуллина не отдала маску, выполненную в гипсе, так что памятник нельзя считать завершенным. Но она отдаст ее в тот же день, когда решится ситуация с местом

«ТАТАРСКИЙ СОЛОВЕЙ»

Садыкова, вне сомнения, одна из самых культовых фигур татарского искусства. Она родилась в 1906 году в Казани, училась в московской консерватории как вокалистка, была солисткой оперного театра в Казани. Она оставила в творческом наследии около 400 песен, ставших народными, музыку к 30 спектаклям, две музыкальные комедии.

«Сара Садыкова — это имя в татарской музыкальной жизни уникально. Популярность и слава ее в народе росла из года в год по восходящей, ибо она раскрывалась перед ним новыми, неожиданными и яркими гранями дарования. Становление и развитие татарского профессионального искусства XX столетия тесно связаны с именем Сары Садыковой. Она стояла у его истоков. На сегодняшний день по разноплановости дарований Садыковой нет аналогов: актриса Московского татарского центрального драматического театра (художественный руководитель и главный режиссер Газиз Айдарский), затем актриса Татарского академического театра им. Камала в Казани, творившая в содружестве и под руководством Карима Тинчурина, Тази Гиззата, Салиха Сайдашева, она была одной из первых исполнительниц ролей музыкально-драматических героинь. Еще одна ипостась — солистка татарского театра оперы и балета (лирико-колоратурное сопрано). Кстати, еще в 1925 году в первой татарской опере «Сания» (музыка С.Габяши, В.Виноградова, Г.Альмухаметова) заглавная партия была написана специально для ее голоса», — напоминают музыковеды.

В свое время Фатых Амирхан с радостью писал: «Главную роль в опере «Сания» Султана Габяши написал специально для Сары Садыковой, ее чистого, льющегося, словно журчащий родник, голоса. Молодая певица с большим успехом выдержала экзамен перед казанской публикой и осталась в ее памяти как создательница образа прекрасной девушки Сании». Кстати, молодой певице в свое время довелось выступать в Москве перед самим Станиславским, который прочил ей большое актерское будущее.

Но в памяти потомков Садыкова остается все-таки именно композитором-песенником, пополнившим репертуар десятков певцов. Ее собственные выступления во время гастролей в местах компактного проживания татар воспринимались публикой как настоящий праздник. Они пробуждали интерес к татарской музыке, вокальному искусству и народным татарским песням также у представителей других народов. За талант и подвижничество татарский народ подарил Саре Садыковой звание «Татарский соловей», которое она снискала за свои выступления во многих регионах, где жили татары.

«Она, как рачительный хозяин, брала в запас все, что слышала вокруг, вдруг пригодится. И правильно, это такой тип дарования, и в этом уникальность Сары Садыковой», — полагает композитор Леонид Любовский, в свое время подготовивший сборник песен Сары Садыковой.

«ТОЛЬКО НЕ У ТЕАТРА!»

Раз не дают Юнусовскую площадь, что-то должны предложить взамен. Действительно, это так. Нигматуллиной предложили двор между двумя домами на бывшей улице Нариманова, сейчас один из ее участков носит имя Сары Садыковой. Скульптор категорически отказалась. «Это какая-то щель, общий вид ансамбля будет разрушен», — комментирует Марина Нигматуллина.

«Существует мнение и предложение, достойное рассмотрения, а именно, что памятник-ансамбль наиболее целесообразно установить около театра оперы и балета, то есть в сквере у фонтана, где он гармонировал бы с самим фонтаном», — таково мнение представителей татарской общественности Москвы.

Конечно, Сара Садыкова выступала в опере Назиба Жиганова «Качкын», но на фоне прочих ее заслуг вклад в развитие оперного искусства республики не столь значителен, как ее выступление на эстраде, как ее композиторское творчество. Да и оперный театр в 1939 году, когда состоялась премьера «Качкына», находился в другом здании...

«Я хорошо знаю творчество Сары Садыковой, она дружила с моей мамой, я с уважением отношусь к этой певице и композитору. Но говорить о ее вкладе в развитие оперы, наверное, не стоит. Поэтому вряд ли целесообразно устанавливать памятник именно возле оперного театра. В Казани много иных, не менее достойных мест, и такое место надо найти», — прокомментировал изданию ситуацию с памятником директор Татарского академического государственного театра оперы и балета им. Джалиля Рауфаль Мухаметзянов.

Недавно Рада Нигматуллина написала обращение к татарстанской общественности с просьбой помочь повлиять на ситуацию. Под ним уже более 300 подписей, их собирает дочь Сары Садыковой Альфия Айдарская.

«Я не считаю, что Юнусовская площадь — это единственное место, где можно установить памятник, но все-таки нужно найти такое место, где замысел скульптора бы полностью сохранился, чтобы это была зона отдыха для горожан. То, что сделала Рада Нигматуллина, мне очень понравилось, это достойный памятник Саре Садыковой», — прокомментировала Айдарская изданию ситуацию с памятником.

Оказывается, что занимается ситуаций, которая может превратиться в скандальную, и министерство культуры РТ. «Мы провели несколько совещаний с городскими властями по этому вопросу. Возможно, что будет реально вернуться к теме Юнусовской площади, да и место на улице Сары Садыковой — это вовсе не щель. Там есть пространство, перспектива. В ближайшем будущем в этом месте городские власти разобьют сквер», — прокомментировала ситуацию первый заместитель министра культуры РТ Ирада Аюпова.

«БИЗНЕС Online» будет следить за развитием событий.

.
Сара Садыкова скончалась 7 июня 1986 года, похоронена на Мемориальном кладбище Ново-Татарской слободы Казани

Справка

Садыкова Сара Гарифовна (1906 - 1986) — актриса, певица, композитор.

Родилась 1 ноября 1906 года в Казани.

1922 - 1928 годы — училась в Московской государственной консерватории им. Чайковского по вокалу.

1934 - 1938 годы — училась в студии татарской оперы при Московской государственной консерватории им. Чайковского.

1930 - 1934 годы — Сара Садыкова работала в Казани в труппе Татарского академического театра, который с 1939 года носит имя классика татарской драматургии Галиаскара Камала.

Внесла большой вклад в становление татарской оперы. В 30-е годы на сцене театра «Рабочий» в Москве, а также на сцене театра оперы и балета им. Джалиля в Казани, где она проработала солисткой с 1938 по 1948 год.

За свою творческую деятельность Садыкова сочинила около 400 песен, музыку к 30 спектаклям, множество инструментальных произведений, а также является автором двух музыкальных комедий.

Ее заслуги перед искусством отмечены званиями «Заслуженная артистка Республики Татарстан» (1939 год). В 1977 году была удостоена самого высокого звания «Народная артистка Республики Татарстан». Она так же является заслуженным деятелем искусств РСФСР (1984), лауреатом государственной премии им. Тукая (1990 посм.).

Сара Садыкова скончалась 7 июня 1986 года, похоронена на Мемориальном кладбище Ново-Татарской слободы Казани.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (48) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    21.03.2014 11:01

    Это только мы, татары , так можем. С 1997 (!) года не могут решить вопрос. Оят, хурлык!

    • Анонимно
      21.03.2014 12:01

      Память Сары Садыковой и так уже хорошо увековечена в Казани. Есть улица ее имени, несколько мемориальных досок на домах, есть в республике мемориальный музей.Теперь еще памятник оказывается хотят поставить. Давайте уж и Казань тогда переименуем в Саровск. Почему эта, пусть и выдающаяся личность,должна иметь столько знаков памяти в городе? У нас не увековечена память о М.Музафарове, Ф.Яруллине, З.Хабибуллине и других не менее знаменитых музыкантов. Нужен памятник Фатихе Аитвой - благотворительнице, педагогу, основательнице первой татарской женской гимназии, кстати, учительнице С.Садыковой. Почему у нас, как всегда, все внимание концентрируется на одной фигуре,и, забываются другие корифеи национальной культуры7

      • Анонимно
        21.03.2014 17:47

        Увековечена в названии улицы? Проедте по этой улице Старо-татарской слободы (жемчужины нашего города) и оставив там подвеску добрыми словами вспомните Сару Садыкову.

        • Анонимно
          21.03.2014 22:42

          Да улица требует ремонта, но она не единственная в Казани, есть и не менее выдающиеся личности в честь которых названы улицы и их тоже следует восстанавливать, это не говорит о том что не чтят кого-либо, просто на всё и сразу денег не может хватать, сделано в городе не мало, надеюсь в ближайшее время внимание уделят и этой улице, раз уж тронули память Сары Садыковой

          • Анонимно
            22.03.2014 09:21

            Может и не хватает денег. Но:
            1) почему память Сары Садыковой должна ассоциироваться с ужасными дорогами? Хуже дорог нет нигде в Казани (особенно напротив Баходира).
            2) Зачем говорить о том, что эта улица находится в историко-культурном заповеднике "Старо-татарская слобода"?
            Предлагаю эту улицу переименовать в честь руководства города, а именем такого достойного человека как С.Садыкова назвать действительно обустроенную и чистую улицу.

  • Анонимно
    21.03.2014 11:02

    Мест же много. Памятник Сара Садыковой можно поставить в саду между Татэнерго и Баскетхолом (примерно напротив театра Г. Камала), пусть смотрит в сторону Кабана и театра.

  • Анонимно
    21.03.2014 11:13

    Жить и творить по-человечески не дали,и память про нее уничтожают на корню!Вспомнил поэта одного за день до смерти дали НАРОДНОГО!А им был он в сердце народа уже давно,в отличие от некоторых...

  • Анонимно
    21.03.2014 11:18

    лучше места, чем Юнусовская площадь нет!

    • Анонимно
      21.03.2014 12:56

      согласна, очень удачное расположение было бы

      • Анонимно
        21.03.2014 21:22

        Пустует отличное место через дорогу напротив МУЗЕЯ ТУКАЯ, рядом с Юнусовской площадью. Уже много лет это место блатной барыгой продается за 50 млн. 10 лет в центре города пустырь и хлам, даже к универсиаде остался пустырем - какой крутой хозяин, узнать бы.

  • Анонимно
    21.03.2014 11:21

    А может в одном из новых районов Казани? Ведь не все же центру отдавать, на окраинах тоже люди живут и они должны знать свою культуру, историю!

    • Анонимно
      21.03.2014 11:31

      Предлагаю на площади Свободы-напротив Кабмина!знакум

  • Анонимно
    21.03.2014 11:27

    Я плачу! Сколько было министров, татары по национальности, а Сара апа всем было...Предлагаю установить окола театра Камала, это самое достойное место! Сидят годами, решения принимают, эти же решения сами не выполняют - поэтому страна гнилая! А за то, что сидят - получают ведь зарплату!

  • А может у здания филармонии поставить памятник? Там и сквер имеется.

    • Анонимно
      21.03.2014 11:44

      может там кое кто для себя место "уготовил"?знакум

    • Анонимно
      21.03.2014 21:53

      Очень удачное место. Лядской садик. В центре не пойми что нагромождено. Там и поставить

  • Анонимно
    21.03.2014 11:38

    надо ставить памятник без лица! Она композитор, на нее не надо смотреть, ее надо слушать. Это будет мировой достопримечательностью.

  • Анонимно
    21.03.2014 11:58

    народ байкотируем мак доналдсы,кто там жрет тот не патриот.

  • Анонимно
    21.03.2014 12:10

    +1 к новым районам, центр избалован памятниками

  • Анонимно
    21.03.2014 12:20

    У Сары Садыковой, Аллага шокер, сохранилось на века лицо перед Всевышним. А вот власти Татарстана, которые не решают вопрос, и татары, его могут потерять. И какую национальную идентичность вы хотите возрождать после этого?

  • Анонимно
    21.03.2014 12:20

    депутатам Госсовета не чем заняться чтоли? а памятники надо ставить - много и разные...это не такие уж большие деньги

  • Анонимно
    21.03.2014 12:28

    сара, это татарская коко шанель,одна из первых, одела нейлоновые колготки.

  • Анонимно
    21.03.2014 12:35

    Активность Роберт абый меня озадачила. Сидел молчал а тут проблемные вопросы поднимает, похоже не чувствует выборы на носу

    • Анонимно
      21.03.2014 15:55

      Госсовет,это не место для дискуссий,там в основном все молчат,что то обсуждали активно и громкогласно,только в 90х годах,интересно было смотреть,было много ярких депутатов.

  • Анонимно
    21.03.2014 13:09

    Что тут говорить, если даже Софию Губайдулину в Европе знают больше, чем в Татарстане.

  • Анонимно
    21.03.2014 13:41

    Году в 1970-м Сара Садыкова приезжала к нам в школу № 135 (тогда она находилась на Горьковском шоссе)- играла в актовом зале на пианино и пела. Я тогда училась в 6 классе, но до сих пор помню эту хрупкую женщину с белым калфаком на голове, в национальном татарском платье светлого цвета. Вы подумайте: такой величины человек и нисколько не считала зазорным выступить в обычной школе перед детьми, играя на скрипучем инструменте. Столько в ней было достоинства, доброжелательности. Та давняя встреча с Сарой Садыковой осталась для меня одним из самых ярких впечатлений детства. И когда я вспоминаю тот зимний вечер, мне становится очень тепло. Вечная память Саре ханум.

  • Анонимно
    21.03.2014 14:04

    Если вы такой поклонник Софьи Губайдуллинной,назовите хоть некоторыеее произведения,а еще лучше напойте,что конечно же невозможно.Тот стиль в котором она работает уже не пользуется спросом,да и не пользовался никогда,это больше лабораторное исскуство.Раньше это была экзотика,вроде что -то нового.Но сейчас востребована музыка несущая др энергию и отталкивающуюся от традиций классической музыки.

    • Анонимно
      22.03.2014 12:50

      А Маугли, например, смотрели? Там ее музыка. Что - лабораторное искусство, не пользующееся спросом, экзотика, без энергетики? А Джойс с его потоком сознания тоже лабораторный эксперимент? Современное искусство (contemporary art) изменило и продолжает менять коллективное сознание, и выводит человека на другие уровни. И вы видите это каждый день, например, когда идете в магазины за какими-нибудь электронными штуками (какой бы далекой не показалась вам связь между странными для вас звуками и изображениями и устройствами, меняющими вашу жизнь).

  • Анонимно
    21.03.2014 14:17

    А министр у нас что? НИЧЕГО. Ппять минкульт позорится - может подумать, чтобы на эту должность более властного поставить человека, чтобы расшугал тамошнее спящее царство

    • Анонимно
      21.03.2014 21:49

      Великолепный проект. Да как всегда, толкач нужен. С 1997 года, уже почти 20 лет, реализовать проект единственной женщине-композитору не могут реализовать. Конечно , здесь не пропиаришься, как на устройстве концертов в Крым. Здесь дело делать нужно и никаких политических дивидендов. Так, просто признание своего народа. А кому это нужно?

      • Анонимно
        21.03.2014 22:49

        Вот зачем вы так,если уж у нас не чтят свой татарский народ, то где чтят?

  • Анонимно
    21.03.2014 14:38

    Кто-нибудь из депутатов Госсовета РТ спросил у министра как он относится к сносу церкви Косьмы и Дамиана?

  • Анонимно
    21.03.2014 14:41

    Для начала неплохо бы министру культуры съездить га улицу,названную в честь композитора. Стыдоба. там вообще местами нет асфальта, не говоря о ямах. Проселочная дорога лучше, чем улица в центре города.

    • Анонимно
      21.03.2014 22:46

      Давно уже об этом говорят, ямочным ремонтом там не обойдёшься,хорошо бы отремонтировать

  • Анонимно
    21.03.2014 14:42

    Материализм поглотил все и вся,основной части общества не нужна культура и наследие,население не может еще наестся дарованными благами.

  • Анонимно
    21.03.2014 14:47

    На доме, в котором она жила в последние годы по ул. Татрстан 13 - это угол Татарстан и теперь ул.С.Садыковой была мемориальная доска с барельефом, но барельеф кто-то украл (цвет.металл) и доскублагополучно сняли место закрасили и на том успокоились.

  • NIYAZ
    21.03.2014 14:57

    Если на Юнусовской площади не хотят, то можно на ул.Татарстан, на пересечении с Ул.С.Садыковой, будет и всем видно, и символизировать начало улицы ее имени.Второй вариант, не знаю насколько это будет допустимо, на сквере имени Тукая, за памятником тукая, там как раз располагается детская музыкальная школа.

  • Bagira
    21.03.2014 14:59

    В 1997 году было принято решение установить памятник, в 2007 году памятник был изготовлен. Прошло еще семь лет, итого 17. Неужели этого времени не достаточно, чтобы выполнить не только постановления государственной власти, но и выразить свое уважение к тем, кто является гордостью татарской культуры? Пробежала быстро по информационным ресурсам с вопросом: "Памятники деятелям татарской культуры в Казани?". Нашла, страшно сказать, аж 6 штук:М.Вахитову, М.Джалилю, Г.Тукаю, С.З.Сайдашеву, Б.Урманче, Кул Гали. И это на почти 2 млн. столичный город? Мы начинаем спорить: этому писателю (певице и т.д.) уже есть, этому еще нет, этот сделал больше, этот вообще непонятно что написал и напеть невозможно. Культура, как считал Библер и другие известные культурологи, не измеряется понятиями больше или меньше, лучше или хуже. Здесь только один закон: чем больше, тем лучше.Недавно, американские и английские ученые еще раз экспериментально доказали, что социальная и культурная среда оказывают большее влияние на формирование личности по сравнению с генетикой. Нет этой среды или она незначительна - "Здравствуйте, бандерлоги!". Мы тратим миллиарды на спортивные сооружения, но не можем поставить готовый памятник и еще рассуждаем, достойна или нет.Подобная ситуация не в плоскости административной некомпетентности чиновников или культурологической дисскусии. Здесь больше выступают категории нравственности и духовности, когда стыдно перед нашей культурой и теми кто ее творит, причем без разницы какой национальности эти творцы.

  • Анонимно
    21.03.2014 15:14

    Очень хотелось бы узнать о какой сумме все-же идет речь??? Дело в том, что деньги на памятник композитору собирали всем миром и довольно долго собирали!!! "Где деньги Зин..." Где и у кого эти средства, и почему до сих пор нет данного памятника, сбор средств был целевым.

    • Анонимно
      21.03.2014 16:16

      Денег нет : вчера только новость прошла в БО о доходе культуры РТ в 407 миллионов!

      • Анонимно
        21.03.2014 22:11

        Вот гляжу на фото г-на министра культуры... А давайте поставим памятник министру культуры! Может тогда что-то сдвинется?

    • Анонимно
      21.03.2014 22:43

      Что то я не помню что собирали деньги, как давно это было?

  • Анонимно
    21.03.2014 15:18

    Уважаемые читатели БО. Сара-апа Садыкова жила в нашем доме по ул.Карима Тинчурина,7-А,кв.9. Это,с 1964 года,потом она переехала на ул.Татарстан, но всё равно недалеко. Предлагаю поставить памятник на углу ул.Татарстан и ул.Карима Тинчурина, напротив ,,книжного рынка."Здесь хорошее обзорное место и для проезжающих гостей с Речного порта, и родное место где она жила и много знаменитых произведений было написано именно здесь , когда она жила на нашей улице.Житель старо-татарской слободы.

  • Анонимно
    21.03.2014 15:33

    Я живу недалеко от Юнусовской площади. Если там нельзя, то можно недалеко и рядом. Например - угол ул. Татарстан и ул.Г.Тукая. Там есть хорошее место, где магазин "Мир света". Видно будет хорошо.

  • Анонимно
    21.03.2014 23:08

    я ее хорошо помню,в нейлоновых гольфах с чинариком казбека во рту.

    • Анонимно
      22.03.2014 07:06

      Ну ты и хам.
      Видимо и генетики нет и среда обитания была в лесу - бандеролг..!!!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль