Машиностроение 
22.03.2014

Назир Киреев: «О том, что американцы оборудуют «закладками» не только самолеты, известно давно»

Советник премьер-министра РТ — о том, какие выводы должен сделать российский авиапром из истории с пропавшим малазийским «Боингом»

Загадочная история «Боинга-777» Malaysia Airlines продолжает обрастать подробностями и версиями. Но, коснувшись этой темы в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online», советник премьер-министра РТ и постоянный эксперт нашей газеты по вопросам промышленности Назир Киреев обратил внимание не на них, а на остающуюся в тени информацию: работа двигателей лайнера во время полета контролировалась организацией, не имеющей отношения к малазийской авиакомпании. Из этого факта он делает выводы, которые, по его мнению, должны учесть военно-промышленная комиссия и... министерство обороны РФ.

КТО УСТАНАВЛИВАЕТ «ЗАКЛАДКИ» В САМОЛЕТАХ И СТАНКАХ

— В истории с «Боингом» мне представляется очень важным такой момент — в течение четырех часов после пропажи самолета с экранов радиолокаторов в лондонский центр обработки данных продолжали поступать сигналы о работе его двигателей. Об этом написал The Wall Street Journal, сославшись на специалиста из американской группы по расследованию инцидента. И чем бы сейчас ни закончилось расследование, для нас становится важным другое — факт подтверждения глобального контроля некими зарубежными центрами гражданских самолетов кому бы они ни принадлежали и где бы они ни находились.

— Назир Талипович, получается, можно отслеживать самолеты иностранного производства и в российских авиакомпаниях?

— Теперь можно сказать — да. А самолетами иностранного производства в России сегодня осуществляется свыше 80 процентов авиаперевозок.

О том, что американцы оборудуют «закладками» не только самолеты, но даже технологическое оборудование для машиностроения, транспорта и других отраслей, специалистам известно давно. Как правило, «закладки» встраиваются в системы управления и позволяют определять место самолета или станка, контролировать их работу, а при необходимости вмешаться в управление. Новизна информации о пропавшем «Боинге» в том, что закладка установлена в заменяемом агрегате самолета — двигателе. Впрочем, приходится признать, что место для нее выбрано очень удачно, если поставлена цель «управлять».

— Чем объясняют установку «закладок» в станки?

— Тем, чтобы продвинутый станок не попал в руки террористов, занятых производством оружия массового поражения. Наверное, это можно понять. Что касается самолетов, то, очевидно, для того, чтобы предотвратить их использование против себя.

— Даже гражданских самолетов?

— В особый период гражданская авиация мобилизуется для оперативной переброски сил и средств, что особенно важно для такой большой страны, как наша. Вот они и смогут проконтролировать и при желании помешать этому.

— А что они смогут сделать?

— То же, что сделали в Иране, когда ни один из поставленных американцами шаху истребителей F-14 после его свержения не мог использоваться по главному назначению (видимо, речь идет о том, что после отъезда из страны американского обслуживающего персонала F-14 потеряли возможность применять свое главное оружие — ракеты «Феникс»авт.).

— Знают ли об этом в министерстве обороны России?

— Спросите об этом у военных. Специалисты полагают, что такому вопросу, как обеспечение надежности привлекаемых в мобилизационный период гражданских самолетов, следует уделять такое же внимание, как это было прежде. Если же проанализировать принятые программы развития гражданской авиации, дело обстоит не так. В виду практического прекращения у нас производства гражданских самолетов внутренний рынок страны полностью перешел к западным производителям, и авиакомпании вынуждены покупать их самолеты. Но даже будущие российские лайнеры могут быть с «закладками», так как Объединенная авиастроительная корпорация оснащает их не отечественными, а западными комплектующими. Так, у «Суперджета» не только все бортовое оборудование и агрегаты зарубежные, но и в двигателе блок управления западный. Почти такая же начинка «прописывается» и в будущем МС-21. Причем под это подводится идеологическое обоснование в виде неизбежности процесса интеграции в мировое авиастроение. В недавно утвержденной правительством программе развития гражданской авиации этот тезис, как заклинание, повторен неприлично много раз.

Назир Киреев
Назир Киреев

«ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ» — ЭТО КАКОЙ?

— Считаете, интегрироваться не нужно?

— Нужно! Но интеграция бывает разной. Одно дело — интеграция, сопровождающаяся повышением собственного научного и технического потенциала, предусматривающая закупки лицензий на самолеты, двигатели, а также технологии их полного производства, как это было в прошлом и как делает Китай. Другое дело — закупка для всех своих самолетов готовых комплектующих и почти полный отказ от отечественных систем и агрегатов, ведущий к деградации своего потенциала. Это продолжение курса на полную зависимость от зарубежной комплектации при сохранении «российской» оболочки и... усиленного пиара по приданию таким самолетам статуса «отечественных». Это уже привело к отставанию технического и технологического развития в подотрасли, потере квалифицированных кадров и значительной части рабочих мест.

— А есть ли подтверждение того, что самолеты гражданской авиации теперь не могут использоваться в интересах вооруженных сил?

— Мы обсуждаем ставший известным факт тотального контроля над гражданскими лайнерами неких центров на Западе. Имеем также факт выведения из строя поставленных в Иран самолетов. Понятно, что, в случае с Россией к таким действиям эти центры будут прибегать только в час «икс». Проводил ли минтранс или кто-то другой проверку гражданской авиации «на вшивость», мне неизвестно. Думаю, что нет! И думаю так потому, что провозглашенный курс на безоглядную интеграцию в мировое авиастроение не подвигает к таким проверкам.

Но это одна сторона проблемы, о которой надо бы задуматься специально. Другая — выбранный тип интеграции имеет крупные негативные последствия для экономики страны, порождает социальные проблемы. Сплошные закупки зарубежных самолетов, а их с 2007 года завезено свыше 650, привели к сокращению научных исследований в авиации и особенно в двигателестроении. Сегодня мы испытываем недостаток научных знаний, необходимых для создания изделий, которые серийно производятся в мире уже с десяток лет. Отставание в технологиях производства авиационных компонентов составляет уже целое поколение! И это в России — в недавнем прошлом передовой авиационной державе!

Прекращение выпуска самолетов гражданской авиации и практическая ликвидация отрасли их производства (не считать же отраслью выпуск десятка или даже полутора десятков самолетов в год), неясные перспективы ее возрождения (этот термин даже не употребляется, а обещания по выпуску отдельных самолетов постоянно отодвигаются на следующие десятилетия) привели к стагнации. В этом секторе нет существенного валового дохода, предприятия непрерывно генерируют убытки. Не стало крупных авиазаводов, совсем недавно производивших по 20-60 гражданских самолетов в год, или они находятся за гранью банкротства. Россия не производит (даже номинально!) большую часть модельного ряда — дальних, среднемагистральных, региональных самолетов. Нет их и для местных воздушных линий и специальных целей. Все они закупаются за рубежом, на что уходит валюта, полученная страной за поставки энергоносителей и металла первичного передела.

— То есть мы поставляем им энергоносители и металлы, а полученную валюту пересылаем на поддержание у них же рабочих мест и создание новых...

— Примерно так, но еще и на поддержание у них высокого уровня научных исследований и разработок, которые увеличивают разрыв между нами.

— Говорят, это из-за отсутствия собственных предложений. Ведь после ярославской катастрофы премьер-министр сказал, что раз у российских авиастроителей нет надежной техники, будем закупать ее за границей...

— Даже если бы это было так или признано таковым, то правительству тем более нужно было предпринять самые срочные меры для развития собственной авиации. Государство существует для решения проблем в собственной стране. На самом деле, разработки, полностью удовлетворяющие потребностям авиакомпаний при нарастающих объемах перевозок, а также соответствующие требованиям ИКАО (Международная организация гражданской авиации) были и есть! Разумеется, над некоторыми нужно поработать, провести модернизацию, как это делают за рубежом, а не трындеть, что это не новые модели. «Боинг-737» производится около 50 лет, но его продажи в результате модернизации не сокращаются, а нарастают. Мало кто знает, что сегодняшний «Боинг-737» в корне отличается от взлетевшего в 1967 году самолета даже по геометрическим размерам.

«ПОЛНОМОЧИЯ ПО АВИАСТРОЕНИЮ ПЕРЕДАНЫ НАДУМАННЫМ СТРУКТУРАМ»

— Кто должен был следить за тем, чтобы у нас были гражданские самолеты и для авиакомпаний, и для особого периода?

— Все. Правительство, регионы, НИИ, КБ, специалисты. Скажу о нашей республике. Правительство и авиационные предприятия в свое время мобилизовали из своих внутренних ресурсов свыше 540 миллионов долларов, позволивших освоить Ту-214, пять модификаций вертолета Ми-8, освоен «Ансат», выпущен опытный Ми-38, а также освоены опытные двигатели НК-93 и Аи-22. И все это без средств федерального бюджета (лишь в Ту-214 они составили около пяти процентов). На средства республики разработан региональный Ту-324, предназначенный для замены сразу двух самолетов — Ту-134 и Як-40. Правительству России было предложено на паритетных началах освоить выпуск крайне нужного авиакомпаниям ближнемагистрального Ту-334 — модификации Ту-204. Для КАПО республикой было закуплено цифровое технологическое оборудование на 450 миллионов рублей. Дальнейшее наше содружество с «Ростехнологиями» дало прекрасные результаты — объемы продаж КВЗ превысили миллиард (в долларовом исчислении)... На КАПО картина противоположная. Предприятие, имеющее в полном объеме рабочую документацию на три типа востребованных самолетов, по которым проведена значительная часть подготовки производства, превращается из выпускающего авиационную технику в ремонтное. Для «Туполева» — своеобразного бренда авиационной России — в программе на будущее не записано ни одного нового изделия. Специалисты видят в этом намеренную политику по выводу самых мощных российских комплексов из гражданского авиационного потенциала страны. Если бы эти самолеты выпускались, то авиакомпаниям не пришлось бы в таких количествах закупать зарубежные, а страна имела бы для развертывания в особый период парк надежных машин.

Выработка и реализация политики в авиационной отрасли в целом по России закреплена за военно-промышленной комиссией при правительстве страны. В сегодняшнем положении гражданской подотрасли значительная часть «заслуг» принадлежит прежнему составу ВПК, который не обеспечил выполнения разработанной совместно с эксплуатантами и принятой в 2001 году ФЦП развития гражданской авиационной техники, предусматривавшей комплексное развитие российской авиации. Последующими ее пересмотрами ВПК выхолостила программу по самолетам и двигателям, в которых нуждались российские авиакомпании, и переключила усилия на создание «суперсамолетов» для... мирового рынка. Вопреки позиции минтранса России, были закрыты программы «Туполева» и КАПО.

Сложившаяся ситуация давно дает нынешнему составу ВПК поводы для принятия кардинальных мер по исправлению положения, пересмотру, скажем мягко, не оправдавшей себя модели руководства отраслью, когда лишены прав и инициативы сложившиеся конструкторские коллективы и школы, выведшие отечественное авиастроение на мировой уровень. Когда чрезвычайные полномочия по авиастроению переданы надуманным структурам и руководителям, занятым личными и, как показала практика, ведущими в никуда проектами. Они не ставят во главу коренные интересы страны, заключающиеся в развитии именно российского научного, технического и производственного авиационного потенциала. Не нацелены на развертывание массового выпуска самолетов по всему, именно по всему, модельному ряду — единственному, что может возродить отечественную авиацию. Базовая причина отставания отрасли — и в отсутствии практики экспертизы независимым профессиональным сообществом принимаемых решений, причем с обязательным участием эксплуатантов, а также в непрофессионализме чиновников. И, наконец, надо говорить о ликвидации в отрасли важнейших движущих сил — внутренней конкуренции, условий для творчества личностей и коллективов. Возрождение авиастроения возможно только при смене существующей модели управления, передаче его людям, исповедующим российские приоритеты.

Считаю, что и другим серьезным ведомствам, таким, как Совет безопасности и минобороны России, не мешало бы пристальнее отслеживать коллизии в гражданском авиастроении. Оно, как выясняется, не только гражданское.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (52) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    22.03.2014 09:15

    Это все понятно, но для того чтоб массово строить конкурентоспособные авиалайнеры одних денег недостаточно. Нужны грамотные инженеры, нужны порядочные, грамотные и патриотичные управленцы, нужна хорошо выстроенная система, когда наверх идет самый талантливый. Это все было в Советском Союзе, деревенские дети становились великими учеными, а страна имела свой авиапром и много чего еще.

  • Анонимно
    22.03.2014 09:31

    У нас,у самих, не меньшая загадочная история с разбившимся Боингом в казанском аэропорту,где расшифровки бортовых самописцев разговора пилотов в кабине?Большинство догадывается кто был в кабине пилотов на момент катастрофы,имейте мужество,выложите аудиозаписи,не нужно винить пилотов.

  • Анонимно
    22.03.2014 09:32

    Молодец, Назир Талипович! Сегодня в авиации он один в Татарстане только разбирается.

  • Timur
    22.03.2014 09:51

    В кабине были пилоты,в какой то момент подпортили глиссаду снижения,вынудив их уйти на второй круг,далее, лишили их возможности управлять.Пилоты двигали руль высоты,элеронов,педали курсового направления, но они их не слушались.Возможно и двигатели перешли в режим "бешеного" принтера.

    • Анонимно
      22.03.2014 12:33

      Спать лучше пораньше ложиться, чтобы всякую бредятину не писать.

  • Анонимно
    22.03.2014 09:59

    Все очень просто. Когда Россия видит вокруг себя одних врагов, то результат тот, который и возник. У таких людей, как Киреев, это уже впитано с молоком матери. Потому мы и имеем такой результат. Никто ведь своему потенциальному врагу не будет давать в руки оружие. И также будет рассматривать как потенциального врага. Хотя Запад тоже несколько потерял ориентировку. Но вот последние события показали, что дух "холодной войны" возвращается на радость таким как Киреев.

    • Анонимно
      22.03.2014 12:02

      Вы в ходе своих мыслей вы сами разобрались? Есть ли в итоге у нас потенциальные враги или их нет? Есть ли у наших "друзей" настоящие друзья,если свои закладки они рассовывают и в малазийские самолеты? Кто дух холодной войны возрождает - мы или они? А что-нибудь по-существу интервью возразить можете?

      • Анонимно
        22.03.2014 12:18

        По существу могу только одно сказать, пока такие как Киреев и иже с ним во власти, так все и будет продолжаться. Такие как мы во власти не были и авиапром не разваливали. А теперь уж и точно, авиапром на ноги не встанет.

        • Анонимно
          22.03.2014 15:07

          Такие как вы и про Олимпиаду говорили, что ни чего не получится и всё развалится. Такие как вы желали что бы эта история с Крымом закончилась войной. Идите уже, "такие как вы"

          • Анонимно
            22.03.2014 16:26

            Видите ли. Вы мыслите совсем другими категориями. Насчет Олимпиады. Вы сомневаетесь, что это был распил бюджетных денег? И то, что построив там спортивные сооружения для зимних видов спорта, все вложения когда-нибудь окупятся? И что надо было за счет ресурсов, которые могли пойти на развитие других регионов России, строить там за многие десятки миллиардов долларов сооружения? А тем более сейчас, когда приток туристов из других стран вряд ли будет. Так получим ли что-то путное после Олимпиады, кроме кучи олимпийских чемпионов, которых тоже надо кормить и содержать, причем на вполне приличном уровне?

            • Анонимно
              22.03.2014 16:52

              Ну во первых не десятки миллиардов, а 8, остальное частные инвестиции, к тому же на них по сути был построен город. Во вторых, олимпиада дала рабочие места в те времена, когда с работой в иных странах было не ахти. В третьих, инвестиции в промышленность, дороги, дет.сады, армию (вы ещё скажите, что зря армию кормим свою) итак иду, вам достаточно выйти за рамки своего мышления и увидите это. Воровать будут, это в крови любого народа любой страны. Слесарь Вася ворует проволоку, нач. смены Игорь Николаевич ворует запчасти и часть з/п рабочих забирает себе, и т.д. Это люди такие везде. По поводу того, окупится ли инвестиции или нет, это я вас опят возвращу к теме про плач во время подготовки олимпиады. Пришло время и весь мир увидел, что Россия могёт ещё. Придёт время и мы увидим, окупится или нет. Только не забывайте, такие стройки как Олимпиада окупается десяток лет, а к тому моменту и вы хныкать забудете об Олимпиаде. То что она дала нам уже сейчас, просто неоценимо. Сплочённость народа как одного целого после олимпиады, позволило нам принять обратно Крым не озираясь на истерию вокруг, а только усмехаясь себе в усы - это цена олимпиады, между прочим. За это не жалко 8 миллиардов бумажек которые каждый день грозятся обесценится.

              • Анонимно
                22.03.2014 17:36

                Можно только удивляться некоторым "товарищам". Вы думаете, если остальные 30 млрд. потратил Сбербанк и Газпром с Транснефтью, то это деньги частных компаний? Да и то, сейчас ведут речь о выкупе некоторых объектов у этих "частных" компаний за счет бюджета. И потом, выясняется, что даже дома и отели там строили исходя цены в 10 000 долларов за квадратный метр. Так кто там будет за миллионы как вы пишите бумажек, которые скоро обесценятся, это про баксы, покупать недвижимость. Она по стоимости дороже, чем в Москве. Да, ладно, какие там инвестиции в промышленность или создание рабочих мест приезжим из Таджикистана и Армении. А по поводу, что везде воруют, то это как раз мораль слесаря дяди Васи, который с работы кусок проволоки уносит. Видимо, она впитывается у некоторых с молоком матери. И еще, есть стройки, которые вообще не окупаются. Это когда построили, потратили деньги эное количество, а по мере того, как объект эксплуатируют, надо будет уже новый возводить. Все рухнул от старости или качества постройки так и не вернув затраченные деньги. А в это время можно было бы и мост, где-то построить, и дрогу починить, а может на науку деньги потратить, медицинские центры возвести, школы построить или отремонтировать.

              • Liko
                22.03.2014 19:12

                Какие еще частные инвестиции? Под кредиты государственных банков? "Частные" инвестиции РЖД? В любом случае на эти деньги можно было бы 1 000 самолетов для внутренних перевозок, да еще сотню-другую аэропортов отремонтировать, чтобы было бы гораздо целесообразнее для развития общества и экономики чем пиар на 1 месяц.Народ сплотился сидя у телевизоров - это какой-то футуристический бред дармоеда от чиновничества. Вы даже не знаете, что реально может сплотить людей. И лучше вам этого не знать.По вашему убожеского опыта работы не нужно говорить, что все воруют. Хороший частный собственник не даст вам воровать. И в нормальных странах такое воровство исключение, а не норма. Нужно менять это деформированной сознание. Пока вы будите считать себя собакой - человеком вам не стать.

        • Анонимно
          22.03.2014 15:59

          И все-таки, надо развивать свой авиапром или не надо? Только без общих рассуждений

          • Анонимно
            22.03.2014 16:37

            Что значит надо или не надо развивать свой авиапром? Дело в том, что, если вы хотите развивать авиапром на уровне Эйрбас или Боинг у вас точно ничего не получиться. Наступит только разочарование, что в общем-то и происходит. Но строить самолеты определенного класса и имеющий спрос надо. Что означает спрос? Если Россия хочет иметь военные самолеты различных классов, то будет тратить деньги, и это бесспорно будет развиваться. Только все зависит от того, сколько можно будет потратить из бюджета. Тут принцип - пушки или масло. Что касается гражданской авиации, то все определяется ценой и качеством предлагаемого товара. Ведь самолеты тоже товар. Тоже можно заставить строить гражданские самолеты, потратить на них весь свой бюджет, заставить все авиакомпании покупать только свою продукцию, но ... Или они все разоряться или все будет покрывать опять таки бюджет. Что в свое время и делалось на КАПО. Но долго это тоже не будет существовать. Весь вопрос упирается в комплекс проблем. И нельзя ставить так вопрос, надо ли развивать свой авиапром. Потому как авиапром - это всего лишь вершина айсберга. Ее видимая часть. А вот что там внизу?

      • Анонимно
        22.03.2014 12:21

        И еще по существу. Как надоели эти знатоки Китая и его политики. Они уже все давно просчитали и знают, как будет вести себя Китай. И выводят сенсационные события. Китай и США начнут войну из-за Украины. Бред и полное непонимание ситуации. Китай и его руководители прекрасно понимают, что их благосостояние зависит от того, как чувствует себя США. Чтобы прокормить свой народ, одеть его и дать ему надежду что и в будущем будет только рост благосостояния китайцы прекрасно понимают, что двигателем всего этого являются США и страны Запада. Китай никто не сможет захватить, навязать ей свою волю, да и никто этого и не собирается делать. Запад тоже понимает свою выгоду. Это симбиоз двух цивилизаций, которые могут развиваться только совместно, а не игры на жизнь или смерть двух противников. Это скорее относиться к России, которая так и не может выйти из навязанной ей же самой парадигмы взаимоотношения с Западом. А почему не может, так Россией управляют те же самые люди, что и в СССР. И умы те же самые, они властвуют.

      • Анонимно
        22.03.2014 12:28

        Согласен с Вами.Путается человек,как студентка у декана утром на даче.

  • Анонимно
    22.03.2014 10:02

    Никто не разбирается.

  • Анонимно
    22.03.2014 11:00

    Кирееву - респект !!!

  • Анонимно
    22.03.2014 11:50

    Спасибо Назиру Талиповичу за грамотно изданный крик души. Пятая колонна на уровне кабинета министров РФ уже всем намозолила глаза. Возможно Украина поможет изъять эту колонну. Хотя слабо верится.

  • Анонимно
    22.03.2014 12:28

    Согласен с Вами.Путается человек,как студентка у декана утром на даче.

    • Анонимно
      22.03.2014 12:50

      Вы или тот самый декан, у которого по утрам на даче студентки путаются, или студентка. И в том и в другом случае ваше образование на уровне.

      • Анонимно
        22.03.2014 14:19

        Не завидуй.Я тот самый декан,а тебе по утрам жена точно кофе в постель уже не носит.

        • Анонимно
          22.03.2014 14:36

          По таким деканам тюрьма плачет. Не завидую.

        • Анонимно
          22.03.2014 15:28

          Эх, декан, не в студентках счастье! И даже не в кофе в постель! Студентки лучше, когда сам студент, а кофе - в чашечке!!! )))

          • Анонимно
            22.03.2014 19:27

            Глупыш,я молодой декан.И просил же,не завидовать,а то тюрьмой грозите.Сами смотрите...не зарекайтесь.

  • Анонимно
    22.03.2014 12:35

    Хотите пример из жизни,правда БО о нём загадочно молчит,видимо команду дали...пример прямо относящийся к авиации-вот прямо сейчас умирает авиакомпания Татарстан,высококлассный персонал заставляют увольняться,зарплату не платят 3 месяца ,а люди ведь стали заложниками и политических игр тоже.

    • Анонимно
      23.03.2014 19:46

      Авиакомпания "Татарстан" уже "умерла". Зарплату за декабрь, январь и февраль выплатили уволившимся, но не выплатили положенной при увольнении компенсации. Оставшихся еще работников предупредили - до 25-го марта принимают заявления на увольнение. Кто не подаст, потом не известно сколько будет ждать выплаты задолженности по зарплате, и дождется ли вообще. Потому что банкротить собираются авиакомпанию. Печальный итог гражданской авиации Татарстана. Ак Барс Аэро - хлам, тоже конец близок.

  • Анонимно
    22.03.2014 12:39

    Мы да мы...взяли бы да купили Ту и Ансаты.Вся Полубожья рать РТ.А то летают на канадском да европейском.

  • Анонимно
    22.03.2014 13:52

    естественно, что работники с КАМАЗА, в свое время поставленные заботливо на КМПО м КАПО сумели все дезориентировать... но так решили в Кремле. А про "закладки" в автоматике моторов - немного сказочно для специалистов... ну чуть приукрашена проблема контроля - это необходимо глобально, что и сделано достаточно корректно в Лондоне. Что касается РОссии - не спать! Тут автор прав.

  • Анонимно
    22.03.2014 13:57

    полеты на своих бортах становятся аттракционами...

  • Анонимно
    22.03.2014 14:02

    Статью - на стол Путину.

  • Анонимно
    22.03.2014 17:26

    Вижу 2 выхода из ситуации.
    1. Вместо Погосяна поставить другого человека, который не будет лоббировать интересы Запада.
    2. КАПО обеспечить заказами: Ту-344, Ту-424 и т.д.
    P.S. Полностью закрыть программу ССЖ-100 и на этих мощностях изготавливать комплектующие для наших гражданских самолетов. Ведь в скором времени санкции могут и Сухого дойти.
    Бывший работник КАПО.

    • Анонимно
      22.03.2014 17:41

      По тому как четко сформулировал пути выхода из кризиса сразу видно - каповец. И не бывший, а настоящий, такой же как чекисты, среди которых бывших не бывает. Респект!!!

  • Анонимно
    22.03.2014 20:30

    Это что ж получается? Американцы могут "уронить" любой самолет там, где нужно и с кем нужно???

    • Анонимно
      23.03.2014 01:22

      Не знаю, верить в это или нет. Если это действительно так, тогда почему не "уронили" самолеты, которые шли на таран башен-близнецов? Получается, молва о том, что башни близнецы грохнули сами же американцы, может быть и не слухи?

  • Анонимно
    22.03.2014 22:13

    Автору коммента от 14:02.Погосяна поставил Путин. Вы предлагаете сменить Путина?

  • Анонимно
    22.03.2014 22:22

    Паналекс "большой ученый", на все есть мнение, даже если не хватает знаний, отсутствие мозговой жидкости с лихвой компенсируется фонтаном желчи.

  • Анонимно
    23.03.2014 12:46

    ПанАлекс похож на Навального - все у него не так, все плохо, верхи не могут и хотят, продали страну и т.д.. Наводит на определенные мысли такой каждодневный негативА на МС-21 БРЭО и двигатели будут российские, иностранные только для иностранных заказчиков

  • Анонимно
    23.03.2014 20:25

    Спасибо, Назир Талипович!Все в руках верхнего эшелона власти.А она, эта власть, пока передвигает стрелки часов и переименовывает милицию в полицию.Если займется реальным импортозамещением, а это, примерно, 200 млрд. USD в год, ситуация начнет выправляться.А пока она развлекается 5-айфоном.

    • Анонимно
      24.03.2014 09:29

      Похоже у специалистов пелена на события в граждансокм авиастроении России окончательно спала. Ничего удивительного - страна перестала выпускать самолеты даже для своих авиакомпаний.....

  • Анонимно
    24.03.2014 11:46

    Путин В.В. должен проявить волю в данном вопросе. Нужно дать свободу нашему авиапрому. У нас в России есть деньги, разработки и умные головы. Тогда получим безопасные самолеты, рабочие места и Престиж России.

  • Анонимно
    24.03.2014 17:23

    На http://expert.ru/expert/2014/12/investitsii-budut-tolko-rasti/ Погосян отвечает автору интервью. У Погосяна все хорошо, как никогда. Кто прав?

  • Анонимно
    11.04.2014 13:34

    Начать нужно с того,что необходимо возродит ь Министерство авиационной промышленности. Собрать туда лучших организаторов авиапромышленности,которые еще остались(таких как Назир Киреев)и талантливую молодежь,привлечьболеющих за Страну бизнесменов и дело пойдет. .)

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль