Общество 
7.04.2014

Аэропорт Казань тянут вниз долги авиакомпаний?

Чистая прибыль воздушных ворот столицы РТ в 2013 году сократилась в 16 раз до призрачных 11,1 млн. рублей

Рекорд по выручке поставил международный аэропорт Казань: она выросла на 26,2% — с 964 млн. рублей в 2012-м до 1,22 млрд. в 2013-м. Это следует из опубликованной компанией на минувшей неделе бухгалтерской отчетности. Но это достижение можно назвать пирровой победой — из-за буквально взлета себестоимости, которая увеличилась более чем на три четверти. Любопытно, что основные направления деятельности, такие как взлет-посадка и обеспечение воздушной безопасности, и вовсе оказались убыточными. Между тем эксперты «БИЗНЕС Online» предупреждали о возможности такой ситуации.

КРУТОЕ ПИКЕ

Согласно опубликованной на минувшей неделе бухгалтерской отчетности, выручка ОАО «Международный аэропорт Казань» выросла в прошлом «универсиадском» году на 26,2% — с 964 млн. до 1,22 млрд. рублей. Однако на этой короткой ноте мажорная часть отчета заканчивается, и начинается поток цифр, отражающих удручающее состояние экономики аэропорта. К примеру, основные издержки МАК в прошлом году взлетели на 78,6% (!) до 950 млн. рублей.

Среди основных издержек существенно увеличились расходы на оплату труда: прибавка — 126 млн. рублей, до 419 млн. рублей. В 2,4 раза до 127,5 млн. рублей «потяжелели» амортизационные отчисления. Но самый значительный рост оттока средств произошел по нераскрытой статье «Прочие производственные затраты» — минус 323 млн. рублей за год, что на 191 млн. рублей больше, чем было годом ранее.

Росли не только основные затраты аэропорта. Коммерческие расходы МАК также увеличились — на четверть до 50 млн. рублей, что в целом адекватно росту выручки. А вот управленческие расходы прибавили 42%, составив по итогам минувшего года 185 млн. рублей. Такой рост накладных издержек привел к падению операционной прибыли воздушных ворот Казани... в 8 раз — с 262 млн. рублей в 2012 году до скромных 32 млн. рублей в 2013-м.

.

Небольшой отдушиной в череде ухудшений расходных показателей стала экономия на процентных платежах: выплаты упали на 16 млн. рублей, до 2,1 миллиона. Однако переоценивать эту экономию не стоит, так как сальдо полученных и уплаченных процентов изменилось только на 5 млн. рублей в пользу МАК.

Таким образом, потеря контроля над себестоимостью привела компанию к самому слабому финансовому результату за посткризисные годы. Чистая прибыль МАК сократилась в 16 (!) раз — с 175,9 млн. рублей в 2012 году до 11,1 млн. в 2013-м.

.

ЗАРАБОТАЛИ ТОЛЬКО НА ПОГОДЕ

Как обстоят дела с прибыльностью направлений деятельности МАК? Мы обнаружили, что ряд основных видов деятельности убыточны. Так, по направлению «обслуживание пассажиров» аэропорт получил в прошлом году убыток 5,3 млн. рублей против прибыли в 38,3 млн. в 2012-м. Подкачало и обеспечение воздушной безопасности: убыток вырос в 3,3 раза до 57,3 млн. рублей. Также в партии убыточных оказался вид «взлет-посадка» с результатом минус 20,3 млн. рублей против 32,4 млн. в 2012-м.

Ухудшение отдачи произошло по всем видам деятельности, кроме метеообеспечения. А значит, менеджменту МАК, пожалуй, нужно срочным образом решать вопрос с оптимизацией издержек широким фронтом и параллельным поднятием тарифов на свои услуги.

Прибыльность направлений деятельности ОАО «Международный аэропорт «Казань»

Наименование

2012

2013

Абсолютное изменение,
млн. руб.

1

Взлет-посадка

32,4

-20,3

-52,7

2

Авиационная безопасность

-17,2

-57,3

-40,1

3

Метеообеспечение

3,2

7,2

4

4

Пользование аэровокзалом

36,1

29,6

-6,5

5

Обслуживание пассажиров

38,3

-5,3

-43,6

6

Прочая деятельность

139,8

69,9

-69,9

7

Кетеринг

28,9

7,8

-21,1

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МИНА ОТ «РОДНОГО» ПЕРЕВОЗЧИКА

Рискнем предположить, что в данном случае мы имеем дело с ситуацией, о которой на страницах «БИЗНЕС Online» предупреждал председатель совета директоров группы компаний «Тулпар» Азат Хаким. Напомним, в октябре прошлого года он рассказал нашей газете о том, что авиакомпания «Татарстан» должна МАКу 450 млн. рублей. «Заложена экономическая «мина» в виде долга в 450 миллионов, плюс 75 миллионов должна аэропорту авиакомпания «Ак Барс Аэро», — заявил тогда он. — Итого получается 525 миллионов долга МАКу. Поэтому, несмотря на рост пассажироотправок на 24 процента, аэропорт получит в этом году приличные убытки, которые в 2014 году будут еще больше, так как Универсиада в Казани каждый год не проводится».

Отметим, что на балансе МАК отражен рост дебиторской задолженности на 254 млн. рублей до внушительных 940 млн. рублей (77% от выручки) по итогам 2013 года, при том что сам аэропорт задолжал поставщикам на конец прошлого года только 322 млн. рублей.

.

Позже, комментируя нашему изданию иск МАКа к АКТ за долги, Хаким порекомендовал руководству аэропорта остановить обслуживание авиакомпании: «Что будет дальше, зависит от позиции директора аэропорта. Я бы на его месте давно бы уже остановил полеты авиакомпании. Да, был бы шум, были бы проблемы, но я бы остановил, поскольку это во благо аэропорта. Кредитовать на такую сумму... Получается ведь как? Выписываются счета, с них приходится платить налоги. То есть ты денег за сделанную работу не получаешь, а государству за нее налоги платишь. Идиотская ситуация! Далее. Так как это сомнительные долги, то ты обязан отразить их в балансе, то есть создать резерв на эти сомнительные долги. Это ухудшает структуру баланса. Естественно, всю экономику аэропорта это тянет вниз».

Не это ли имеется в виду под «прочими производственными затратами»? Источник «БИЗНЕС Online» в авиаотрасли предупреждал, что эта информация останется закрытой: «Ведь для аэропорта это еще и двойная нагрузка. Он налоги платит по выполненным объемам, а деньги за эту работу не получает. Поэтому получается серьезная нагрузка в плане налогов... Но, думаю, аэропорт вам эту информацию не выдаст». Так оно и вышло...

Основные экономические показатели
ОАО «Международный аэропорт Казань»

Наименование показателя

2012

2013

Абсолютное изменение 2013
к 2012

Изменение в %

Выручка от реализации, млн. руб.

964

1217

253

26,2

Себестоимость, млн. руб.

532

950

418

78,6

Затраты на 1 рубль продукции, руб.

0,552

0,781

0,229

41,4

Валовая прибыль (убыток), млн. руб.

432

267

-165

-38,2

Коммерческие расходы, млн. рублей

40

50

10

25,0

Управленческие расходы, млн. руб.

130

185

55

42,3

Операционная прибыль, млн. руб.

262

32

-230

-87,8

Проценты к получению, млн. руб.

15,5

4,7

-11

-69,7

Проценты к уплате, млн. руб.

17,9

2,1

-16

-88,3

Прочие доходы, млн. руб.

136

41,5

-95

-69,5

Прочие расходы, млн. руб.

165

91

-74

-44,8

Чистая прибыль (убыток), млн. руб.

175,9

11,1

-165

-93,7

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (25) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    7.04.2014 08:14

    А ведь был прав господин Хаким, действительно долг авиакомпании Татарстан и Ак Барс Аэро никто не закрыл, а скорее всего просто списали, как убытки! Поэтому о какой прибыли можно говорить. Странно еще что не в убытки оказался аэропорт

    • Анонимно
      7.04.2014 08:53

      Из одного кармана в другой карман(только вот никто раньше времени так и не догадался, что карман то был дырявый)

    • Анонимно
      7.04.2014 14:09

      Самое сложное как решить этот вопрос. Ведь кроме правительства РТ и минземимущества, данный вопрос не решить.Долг так и останется.Только на ком ?

  • Анонимно
    7.04.2014 08:17

    У нас в стране большинство аэропортов убыточны, особенно те, где основные решения принимают государственные служащие... Боюсь и в ситуации с Казанским аэропортом так и происходит

    • Анонимно
      7.04.2014 12:25

      скорее где владелец государство, а не частник. Тот внимательнее следит за доходами и расходами.

  • Анонимно
    7.04.2014 08:28

    Судя по цифрам Авиакомпания Татарстан и Ак Барс Аэро свои долги так и не выплатили, и скорее всего и не выплатят. Просто спишут как обычно бывает.

  • Анонимно
    7.04.2014 08:52

    Прочие расходы огромные, похоже государство решило и в аэропорту проверить эффективность менеджмента и их расходов.

  • Анонимно
    7.04.2014 09:34

    Вроде же аэропорт отсудил у авиакомпании Татарстан долг в полмиллиарда?

    • Анонимно
      7.04.2014 11:04

      Отсудить не значит, что выплатили или выплатят вообще

      • Анонимно
        7.04.2014 14:37

        вот вот. Того же Мингазова возьмите. Отсудили у него банки сколько миллиардов? А теперь будут из зарплаты сенатора и его пенсии процент получать. На нем то уже ничего не записано: гол как сокол.

  • Анонимно
    7.04.2014 09:51

    Обратите внимание:Убытки еще не отразили в отчетности аэропорта, а он уже убыточен. Посмотрите деятельность других региональных аэропортов-без базового перевозчика они все обречены на стагнацию.Сейчас авиакомпании Татарстан уже нет-на кого дальше будут вину накладывать? Больше не на кого взваливать убытки.Во всем мире базовые компании поддерживают, потому что только они запускают не всегда прибыльные, но необходимые для населения направления. Нормальные аэропорты все расходы перекладывают на пассажиров и рейсы чужих перевозчиков, так как те летают только на высокомаржинальных направлениях, а своего кофинансируют.Не заметно, чтобы после прекращения полетов Татарстана кто-то вдруг рванул открывать Баку, Ереван, Ташкент, Душанбе, Прагу, Стамбул. Посмотрим кто еще обещания Сафина про Сан-Франциско будет выполнять и как еще и ПФО полеты перетащат в Самару и Нижний.

    • Анонимно
      7.04.2014 11:35

      Нельзя выставлять разные тарифы для базовой и чужой авиакомпаний, сразу будет предписание от ФАС. Да и насчет убыточности говорить пока рановато, хоть 11 млн, но чистой прибыли.

    • Анонимно
      7.04.2014 12:26

      а что мешает аэропорту привлечь на эти направления новых перевозчиков?

  • Анонимно
    7.04.2014 11:28

    Дальнейших успехов Алексею Александровичу и профессиональной команде Международного аэропорта Казань.

    • Анонимно
      7.04.2014 22:24

      Спасибо...а как Вас по батюшке?А?..свободно место в Отделе по связям с общественностью.

  • Анонимно
    7.04.2014 12:00

    Ничего, вот сакнции ужесточат, потом вообще можно будет закрывать аэропорт, никто летать не будет - во-первых изза безденежья, во-вторых из-за того, что летать станет некуда.

  • Анонимно
    7.04.2014 12:23

    Ощущение, что активно взялись за проверку расходов в некоторых гос структурах. Видно места кому то приглянулись.

  • Анонимно
    7.04.2014 14:05

    Кто мешает наконец то запустить новые рейсы на популярные зарубежные рейсы? Или хотя бы восстановить старые.Сейчас приходится либо через Москву летать, либо через Самару, а свой новенький аэропорт, открытый с такой помпой, простаивает полупустой (да фактически вообще пустой). Зачем было все это строить?Из Самары карта полетов куда интереснее - http://uwww.aero/attels/flightmap_ru.jpgА казанские вылеты стали даже хуже, чем при старом аэропорте. В Европу вообще вылетов нет, как были захолустным городком, так и остались.

  • Анонимно
    7.04.2014 15:01

    ПанАлекс, дело не в реальной экономике, а в национальной)))) Считаю, что авиакомпания Татарстан реальный кровопиец, который и мог существовать за счет аэропорта, на замену ему пришел Акбарс Аэро, которым невозможно отказать в обслуживании из-за административного давления... А кто-нибудь считал, сколько еще частных компаний существует на территории международного аэропорта Казань и кто у них хозяева? Самые сладкие и прибыльные кусочки в свое время перешли в частные руки,например, цех бортпитания что весьма интересно, то с ними авиакомпании рассчитывались вовремя, а учредители их бывшие руководители авиакомпании и аэропорта.

  • Анонимно
    7.04.2014 17:54

    Теперь это уже мечты о прошлом,но можно было так развернуться.АКТ надо было спасать,миллионы вложили в обучении специалистов и...все уже кто где.Все аэропорта выживают ТОЛЬКО С БАЗОВОЙ авиакомпанией,все остальные..сезонщики.Жаль смотреть на пустой перрон.

  • Анонимно
    7.04.2014 18:20

    Один из вариантов абх, обанкротить косвенно и выкупить. А потом перепродать олигарху из мск, ну или себе оставить. Статусный же бизнес, есть чем похвастаться перед гостями из других стран!))) а такой аэропорт в любом случае на рентабельность скоро выйдет.

  • Анонимно
    7.04.2014 22:17

    не смешите, АКТ тоже публиковала прибыльную отчетность (РСБУ), в том числе и в 2013г., хотелось бы глянуть отчетность по МФСО.

    • Анонимно
      8.04.2014 15:05

      Не смешу, это монопольный бизнес, а казань в очень большой переспективе, дали бы мне длинные деньги под 3%, я бы его сам выкупил. P.S. такие кредиты в руб уже имеют татарстанские холдинги, в том числе и абх.

  • Анонимно
    1.05.2014 22:48

    уберите гл. буха Марьину и Галямову Э и всё будет нормально !!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль